Гоголь портрет краткое описание: Портрет (Гоголь) краткое содержание для читательского дневника

«Портрет» (Гоголь): описание повести из энциклопедии — Гоголь Н.В.

Меню сайта
  • Главная страница
  • 11-16 вв.
  • 17 век
  • 18 век
  • 19 век
  • 20 век
  • 21 век
  • Зарубежная литература
  • Правописание
  • Теория литературы

Статьи » Литература 19 века » Гоголь Н.В.

  • Статья
  • Еще по теме

«Портрет» — повесть Н.В. Гоголя. Этим произведением, помещенным в первую часть, открывался в «Арабесках» (1835 г.) цикл петербургских повестей; этой же повестью в кардинальной переработке (1842 г.) завершалась Гоголем разработка петербургской темы, причем социальный конфликт уступал во второй редакции центральное место эстетической проблематике.

У повести «Портрет» Гоголя много источников в романической литературе: повести Гофмана, «Мельмот-скиталец» Мэтьюрина, откуда почерпнут обладающий сверхъестественной силой портрет с живыми глазами, «Фантазии об искусстве» Вакенродера; образ ростовщика подсказан Бальзаком.

В первой редакции Гоголь опирается на романтическую поэтику, с особенно резким фантастическим элементом, и романтическую эстетику. Гоголь осуществил переработку повести, отвечая на статьи Белинского и Шевырева о современной русской литературе, и полагал, что «осталась только канва прежней повести, всё вышито по ней вновь».

Трактовка проблемы назначения художника, его нравственной позиции и роли в современном мире, вопросы о сущности и границах искусства выступают на первый план. Гоголю не удалось дать в первой редакции единую картину сочетания сверхъестественного с социальной и эстетической проблематикой повести «Портрет». Во второй редакции фантастика становится стилевым явлением; апокалипсический образ антихриста, воплощенный в ростовщике, сменяется показом античеловеческих тенденций в современном обществе, созданием обобщающих социально-психологических характеристик (описание Коломны, мастерской художника-реалиста, аукциона). Во второй редакции углубляется социально-психологический анализ истории гибели художника (слишком «говорящая» фамилия которого Чертков заменяется на Чартков), усиливается сатирический элемент в описании его моделей; до блеска доводит Гоголь прием метонимического замещения лица — «мундир, да корсет, да фрак», ставшие моделями художника, губят его мастерство, ставя перед необходимостью писать портреты «застегнутых лиц».

Белинский оценил в повести только «современный дух», но сводил его к проблемно-тематической задаче «изобразить даровитого художника, погубившего свой талант, а следовательно и самого себя, жадностию к деньгам и обаянием мелкой известности». Для Гоголя же, напротив, формы и сущность искусства оказываются главенствующими в этой повести над «ежедневной действительностью». Действие второй части отнесено к прошлому, к временам правления Екатерины II, так как в современности писатель не видит идеальных условий для свободного творчества, связывая их с высочайшим покровительством. Атмосфера повести об искусстве создана с помощью словесной передачи пластических и колористических особенностей искусства живописи, в реконструкции типов его восприятия различными представителями петербургского социума, в воссоздании специфики художнического видения, в теоретических и прикладных искусствоведческих рассуждениях. Искусство живописи определяет и стилевое решение повести, например, введение цветовой характеристики.

Две редакции «Портрета» совпадают по времени с увлечением Гоголя картинами «Последний день Помпеи» К.П. Брюллова и «Явление Христа народу» А.И. Иванова, что отразилось в создании образа «высокого творения» (выставочная картина прежнего товарища Тарткова и «главный образ в церковь» художника-монаха, одновременно автора страшного портрета), причем писатель стремится передать не зримо-живописные частности, а «силу создания», контраст между «божественным» искусством и модными поделками, с одной стороны, и натурализмом (портрет ростовщика), с другой. Апокалипсические и провиденциалистские мотивы ранней редакции сменяются заветами старого художника, проникающими в самую суть творчества, выделяющими нравственный его аспект: «Во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья».

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998

🔍 смотри также:

Понравился материал?

Рассказать друзьям:

Просмотров: 2488

Краткое содержание – «Портрет» Гоголь Н.

В.

Краткое содержание

«Портрет» Гоголь Н.В.

Часть первая

Молодой художник Чартков заходит в картинную лавку на Щукином дворе. Среди посредственных лубочных картинок он обнаруживает старый портрет. «Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлен в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм. Как ни был поврежден и запылен портрет, но когда удалось счистить с него пыль, он увидел следы работы высокого художника. Портрет, казалось, был не кончен, но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза… Они, просто, глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью». Чартков покупает портрет за двугривенный.

Чартков, как настоящий художник, живет в бедности, испытывает денежные затруднения, но не поддается искушению стать модным живописцем, предпочитая развивать свой талант. Чартков вечно должен за квартиру.

Дома Чартков еще не раз подходит к портрету, пытаясь понять секрет, в нем заключенный. «Это уже не была копия с натуры, это была та странная живость, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы». Чарткову страшно ходить по комнате, он засыпает, во сне ему видится, что старик вылезает из своего портрета, достает из мешка свертки, а в свертках — деньги. Чартков хватает один из свертков с надписью «1000 червонцев», изо всех сил стараясь, чтобы старик не заметил его движения. Художник просыпается несколько раз, никак не может вернуться в свою реальность. Наяву оказывается, что в его комнате действительно лежит сверток с деньгами.

В дверь стучатся хозяин квартиры с полицейским, они требуют немедленной уплаты долга. Чартков выплачивает все сполна, нанимает новую роскошную квартиру, переезжает и решает писать модные портреты (в которых нет ни капли сходства с оригиналом, а есть лишь заказная маска). Чартков красиво одевается, заказывает о себе похвальную статью в газете и вскоре принимает первых заказчиков — богатую даму и ее дочь, портрет которой он должен написать. Художник довольно живо пишет лицо девушки, но матери не нравится то некоторая желтизна кожи, то еще какой-нибудь «дефект», который так оживляет милое личико ее дочери. Наконец заказчицы довольны; Чартков получает деньги и лестные отзывы. У него становится все больше клиентов, он рисует то, что от него требуют, приукрашивает лица, убирает «изъяны», придает несвойственное им выражение. Деньги текут рекой. Чартков сам удивляется, как он мог раньше тратить так много времени на работу над одним портретом. Теперь ему достаточно дня, чтобы кончить картину. Он модный живописец; он повсюду принят, он желанный гость, он позволяет себе в обществе судить других художников (включая Рафаэля), о нем пишут в газетах, сбережения его все увеличиваются.

Академия художеств приглашает Чарткова высказать свое мнение по поводу работ одного молодого художника, стажировавшегося в Италии. Он уже готовится было небрежно покритиковать, слегка похвалить, вскользь высказать собственное видение изображаемого предмета, но произведение молодого живописца потрясает его своим великолепным исполнением. Чартков думает о своем загубленном таланте, о том, что он променял на золото истинное свое предназначение в жизни. Он идет домой, пытается изобразить падшего ангела, но кисть не слушается его, потому что рука привыкла уже изображать нечто затверженное. Художник приходит в отчаяние, встречается глазами с глазами старика на портрете. Он решает, что портрет был виною того, что его жизнь круто переменилась, и приказывает унести портрет прочь.

Чартковым овладевает зависть ко всем талантливым живописцам. Он скупает все лучшие картины, приносит их домой и разрезает на куски. Припадки бешенства и безумия повторяются все чаще, художнику постоянно чудятся глаза старика с портрета. Чартков умирает в ужасных мучениях. После него не остается состояния: он все истратил на прекрасные полотна других мастеров, которые уничтожал.

Часть вторая

Портрет продается с аукциона. За него дают очень высокую цену. Двое богатых ценителей искусства никак не хотят уступить друг другу удивительную картину. Неожиданно человек лет тридцати пяти прерывает аукцион, объясняя, что искал этот портрет много лет, и что портрет должен достаться ему. Он рассказывает невероятную историю написания картины.

Много лет назад в предместье Петербурга Коломне жил странный ростовщик, «существо во всех отношениях необыкновенное… Он ходил в широком азиатском наряде; темная краска лица указывала на южное его происхождение, но какой именно был он нации: индеец, грек, персиянин, об этом никто не мог сказать наверное… Этот ростовщик отличался от других ростовщиков уже тем, что мог снабдить какою угодно суммою всех, начиная от нищей старухи до расточительного придворного вельможи… Ho что страннее всего и что не могло не поразить многих — это была странная судьба всех тех, которые получали от него деньги: все они оканчивали жизнь несчастным образом».

Юноша аристократического происхождения покровительствовал людям искусства и разорился. Он обратился за ссудой к коломенскому ростовщику и резко переменился: стал гонителем талантливых людей, повсюду видел признаки надвигающейся революции, каждого подозревал, сочинял несправедливые доносы. Слухи о его поведении доходят до императрицы. Его наказывают и отправляют в отставку. Все его презирают. Он умирает в припадке безумия и бешенства.

Князь Р. влюблен в первую красавицу Петербурга, она платит ему взаимностью. Ho дела князя расстроены, и родственники девушки не принимают его предложения.

Князь уезжает из столицы и через короткое время возвращается сказочно богатым человеком (видимо, он обратился к коломенскому ростовщику). Играется пышная свадьба. Ho князь становится болезненно ревнив, нетерпим, капризен, бьет молодую жену, мучает ее своими подозрениями. Женщина заводит разговор о разводе. Муж бросается на нее с ножом, его пытаются удержать, он закалывает себя.

Страницы: 1 2

1 2Следующая »

Репродукция картины Федора Моллера «Портрет писателя Николая Гоголя» на продажу

Репродукция картины Федора Моллера «Портрет писателя Николая Гоголя» на продажу

Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript. Для максимально удобной работы с нашим сайтом обязательно включите Javascript в своем браузере.

Меню

Аккаунт

Следуйте за нами

Федор Моллер — 17 работ
Портрет

Перейти в конец галереи изображений

Перейти к началу галереи изображений

Иметь репродукцию музейного качества ручной работы «Портрет писателя Николая Гоголя» работы Федора Моллера (1812 — 1874). Ваша копия картины «Портрет писателя Николая Гоголя» будет на 100% написана вручную маслом на холсте на уровне художника одним из наших талантливых художников. Вы можете оформить его в рамку и повесить.

Художественная отделка

Предварительный просмотр

Доставка

Подлинный : 100% ручная работа, холст, масло
Качество

: Музейное качество только
Студийные артисты : по артистам с 15+ годами. : 30-дневный возврат денег при получении

Детали

Дополнительная информация

Отзывы

Портрет писателя Николая Гоголя — работа русского художника Федора Моллера (1812–1874). Это один портрет. Картина принадлежит Государственному Русскому музею в Санкт-Петербурге, одному из музеев с наибольшим количеством работ Федора Моллера, и доступна для широкой публики. Федор Моллер написал большинство картин о портрете, фигуре и картине.

Для точного воспроизведения наши художники изучат творчество и технику Федора Моллера. Вы можете настроить размер картины и раму для декора или подарка, от 12 на 15 дюймов до размера стены. Наши художники по умолчанию используют масло на холсте. Вы также можете запросить немасляные носители. Захотелось антикварной рамы из музея? Посмотрите рамы для резьбы по дереву или запросите репродукцию рамы, которая подойдет к вашей

Портрет писателя Николая Гоголя реплики.

Портрет писателя Николая Гоголя находится в свободном доступе в США, так что не стесняйтесь копировать или использовать его.

More Information
Museum The State Russian Museum — Saint Petersburg
About Artist 1812 -1874, Russian
Subject Portrait
SKU h22h25Q12J450010
Артикул
  1. Преимущества: Заказать репродукцию картины маслом от PaintingZ
  2. Why Buy Reproductions, How to Choose & Everything You Need to Know

Write Your Own Review

You’re reviewing: Portrait of Writer Nikolai Gogol
Your Rating

Price

1 звезда 2 звезды 3 звезды 4 звезды 5 звезд

Значение

1 звезда 2 звезды 3 звезды 4 звезды 5 звезд

Качество

1 звезда 2 звезды 3 звезды 4 звезды 5 звезд

Псевдоним

Резюме

Обзор

Репродукция картины Федора Моллера «Портрет писателя Николая Гоголя» на продажу

Репродукция картины Федора Моллера «Портрет писателя Николая Гоголя» на продажу

Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript. Для максимально удобной работы с нашим сайтом обязательно включите Javascript в своем браузере.

Меню

Учетная запись

Следуйте за нами

Федор Моллер — 17 работ
Портрет

Перейти в конец галереи изображений

Перейти в начало галереи изображений

Иметь репродукцию музейного качества ручной работы «Портрет писателя Николая Гоголя» Федора Моллера (1812 — 1874 г.). Ваша копия картины «Портрет писателя Николая Гоголя» будет на 100% написана вручную маслом на холсте на уровне художника одним из наших талантливых художников. Вы можете оформить его в рамку и повесить.

Искусство Готово

Preview

Delivery

Authentic : 100% Handmade with Oil on Canvas
Quality : Museum Quality Only
Studio Artists : By Artists with 15+ Years’ Experience
Shipping : БЕСПЛАТНАЯ доставка по всему миру с отслеживанием

Предварительный просмотр : Посмотреть фотографии перед отправкой
Возврат : Возврат денег в течение 30 дней после получения

Подробности

Дополнительная информация

Отзывы

Портрет писателя Николая Гоголя — произведение русского художника Федора Моллера (1812 — 1874). Это один портрет, написанный маслом на холсте, написанный в 1840 году. Местонахождение картины в настоящее время неизвестно. Федор Моллер написал большинство картин о портрете, фигуре и картине.

Для точного воспроизведения наши художники изучат творчество и технику Федора Мёллера. Вы можете настроить размер картины и раму для декора или подарка, от 13 на 13 дюймов до размера стены. Наши художники по умолчанию используют масло на холсте. Вы также можете запросить немасляные носители. Захотелось антикварной рамы из музея? Посмотрите рамы для резьбы по дереву или запросите репродукцию рамы, которая подойдет к вашим

Портрет писателя Николая Гоголя Реплика.

Портрет писателя Николая Гоголя находится в свободном доступе в США, так что не стесняйтесь копировать или использовать его.

More Information
Museum Unknown
About Artist 1812 -1874, Russian
Century 19 Century
Subject Portrait
SKU P13T13C13B443524
Статьи
  1. Зачем приобретение репродукции, как выбирать и все, что вам нужно знать
  2. 110.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *