Гоголь портрет краткий рассказ – Краткое содержание «Портрета» Гоголя

Повесть «Портрет» (Гоголь). Краткое содержание и анализ произведения

Николай Васильевич Гоголь – известный писатель, творчество которого весьма неоднозначно. Склонный к мистицизму, автор умеет внести в свои произведения некую изюминку, которая запоминается и не оставляет равнодушным никого. Какое произведение его ни возьми, везде чувствуешь недосказанное, незаконченное, загадочное. Между строк всегда можно прочесть что-то, что передает глубину души маэстро.

Например, произведение, которое насквозь пропитано фатализмом, страхом перед неизведанными и потусторонними силами — это «Портрет» (Гоголь). Краткое содержание его может передать лишь основные моменты сюжета. Но только полная версия сможет погрузить вас в мир иллюзии, в мир красивого слога и передать настроение, которое Николай Васильевич хотел донести.

«Портрет» (Гоголь). Краткое содержание

Начинается произведение с описания тяжелой судьбы молодого и талантливого художника. У него совсем нет денег, чтобы расплатиться за жилье, нет средств на еду и даже на свечи. Вот он и просиживает без работы все вечера, завидуя тем, у кого есть и заказы, и популярность. Однако на последние деньги он покупает портрет азиата с необычно живыми глазами. И потом из-за него он практически сходит с ума. Чартков везде видит эти глаза: они ему мерещатся наяву, они ему снятся каждую ночь, они смотрят прямо в его душу. Но с картины внезапно выпадает купюра в тысячу червонцев. На этом жизнь художника вроде бы налаживается.

Повесть «Портрет» (Гоголь), краткое содержание которой способно заинтересовать читателя и побудить к прочтению полной версии, повествует о дальнейшей судьбе Чарткова. Он – востребованный художник, однако со временем становится жадным, а его талант деградирует. От зависти герой начинает скупать гениальные произведения других живописцев, на что тратит все свое состояние. Однако полотна жестоко уничтожаются в итоге, а сам персонаж умирает, в бреду вспоминая все те же глаза азиата.

Произведение «Портрет» (Гоголь), краткое содержание которого трудно описать несколькими предложениями, продолжается объяснением всей этой загадочной истории. После смерти Чарткова портрет китайца с мастерски нарисованными глазами попадает на один петербургский аукцион. Там его находит человек, отец которого и написал картину. Оказывается, на нем изображен ростовщик, который всем одалживал деньги. Однако эти средства никому не приносили удачу — все, кто брали у азиата из Коломны денежные средства, умирали страшной смертью, сходили с ума.

Продолжаем краткое содержание. Портрет Гоголь назвал изображением духа тьмы, а рисовал его художник именно с ростовщика. Но в процессе работы автора одолевает тягостное чувство, и он не хочет продолжать писать. Китаец просит закончить портрет, чтобы остаться «живым» и после смерти, однако умирает, так и не увидев эту работу. Автор хочет сжечь ее, однако отдает по просьбе другу. Дальше портрет начинает негативно влиять на каждого своего обладателя. Поэтому рассказчик ищет картину, чтобы остановить поток зла, однако она таинственно исчезает.

«Портрет» (Гоголь). Анализ повести

Эта повесть — глубокое философское произведение, которое затрагивает тему влияния потусторонних сил на человеческие судьбы. Над судьбой властен не только человек, но еще и другие обстоятельства, другие люди и даже мистика. Верить в это или нет – решать каждому читателю самостоятельно. Читая же произведение, хочется просто наслаждаться интересным сюжетом и певучим языком его создателя.

fb.ru

Портрет — Н. В. Гоголь|Краткое Содержание

Трагическая история художника Чарткова началась перед лавочкой на Щукинском дворе, где среди множества картин, изображающих мужичков или ландшафтики, он разглядел одну и, отдав за нее последний двугривенный, принес домой. Это портрет старика в азиатских одеждах, казалось, неоконченный, но схваченный такою сильной кистью, что глаза на портрете глядели, как живые. Дома Чартков узнает, что приходил хозяин с квартальным, требуя платы за квартиру. Досада Чарткова, уже пожалевшего о двугривенном и сидящего, по бедности, без свечи, умножается. Он не без желчности размышляет об участи молодого талантливого художника, принужденного к скромному ученичеству, тогда как заезжие живописцы «одной только привычной замашкой» производят шум и сбирают изрядный капитал. В это время взор его падает на портрет, уже им позабытый, — и совершенно живые, даже разрушающие гармонию самого портрета глаза пугают его, сообщая ему какое-то неприятное чувство. Отправившись спать за ширмы, он видит сквозь щели освещенный месяцем портрет, также вперяющий в него взор. В страхе Чартков занавешивает его простыней, но то ему чудятся глаза, просвечивающиеся чрез полотно, то кажется, что простыня сорвана, наконец, он видит, что простыни и в самом деле уж нет, а старик пошевельнулся и вылез из рам. Старик заходит к нему за ширмы, садится в ногах и принимается пересчитывать деньги, что вынимает из принесенного с собою мешка. Один сверток с надписью «1000 червонцев» откатывается в сторону, и Чартков хватает его незаметно. Отчаянно сжимающий деньги, он просыпается; рука ощущает только что бывшую в ней тяжесть. После череды сменяющих друг друга кошмаров он просыпается поздно и тяжело. Пришедший с хозяином квартальный, узнав, что денег нет, предлагает расплатиться работами. Портрет старика привлекает его внимание, и, разглядывая холст, он неосторожно сжимает рамы, — на пол падает известный Чарткову сверток с надписью «1000 червонцев».

В тот же день Чартков расплачивается с хозяином и, утешаясь историями о кладах, заглушив первое движение накупить красок и запереться года на три в мастерской, снимает роскошную квартиру на Невском, одевается щеголем, дает объявление в ходячей газете, — и уже назавтра принимает заказчицу. Важная дама, описав желаемые детали будущего портрета своей дочери, уводит её, когда Чартков, казалось, только расписался и готов был схватить что-то главное в её лице. В следующий раз она остается недовольна проявившимся сходством, желтизной лица и тенями под глазами и, наконец, принимает за портрет старую работу Чарткова, Психею, слегка подновленную раздосадованным художником.

В короткое время Чартков входит в моду: схватывая одно общее выражение, он пишет множество портретов, удовлетворяя самые разные притязания. Он богат, принят в аристократических домах, о художниках изъясняется резко и высокомерно. Многие, знавшие Чарткова прежде, изумляются, как мог исчезнуть в нем талант, столь приметный вначале. Он важен, укоряет молодежь в безнравственности, становится скрягой и однажды, по приглашению Академии художеств, придя посмотреть на присланное из Италии полотно одного из прежних товарищей, видит совершенство и понимает всю бездну своего падения. Он запирается в мастерской и погружается в работу, но принужден ежеминутно останавливаться из-за незнания азбучных истин, изучением коих пренебрег в начале своего поприща. Вскоре им овладевает страшная зависть, он принимается скупать лучшие произведения искусства, и лишь после скорой его смерти от горячки, соединившейся с чахоткою, становится ясно, что шедевры, на приобретение коих употребил он все свое огромное состояние, были им жестоко уничтожены. Смерть его ужасна: страшные глаза старика мерешились ему всюду.

История Чарткова имела некоторое объяснение спустя небольшое время на одном из аукционов Петербурга. Среди китайских ваз, мебелей и картин внимание многих привлекает удивительный портрет некоего азиатца, чьи глаза выписаны с таким искусством, что кажутся живыми. Цена возрастает вчетверо, и тут выступает художник Б., заявляющий о своих особенных правах на это полотно. В подтверждение сих слов он рассказывает историю, случившуюся с его отцом.

Обрисовав для начала часть города, именуемую Коломной, он описывает некогда жившего там ростовщика, великана азиатской наружности, способного ссудить любою суммой всякого желающего, от нишей старухи до расточительных вельмож. Его проценты казались небольшими и сроки выплаты весьма выгодными, однако странными арифметическими выкладками сумма, подлежащая возврату, возрастала неимоверно. Страшнее же всего была судьба тех, кто получал деньги из рук зловещего азиатца. История молодого блистательного вельможи, губительная перемена в характере которого навлекла на него гнев императрицы, завершилась его безумием и смертью. Жизнь чудной красавицы, ради свадьбы с которой её избранник сделал заем у ростовщика (ибо родители невесты видели препятствие браку в расстроенном положении дел жениха), жизнь, отравленная в один год ядом ревности, нетерпимости и капризами, явившимися вдруг в прежде благородном характере мужа. Покусившись даже и на жизнь жены, несчастный покончил с собой. Множество не столь приметных историй, поскольку случились они в низших классах, также связывалось с именем ростовщика.

Отец рассказчика, художник-самоучка, собираясь изобразить духа тьмы, нередко подумывал о страшном своем соседе, и однажды тот сам является к нему и требует рисовать с себя портрет, дабы остаться на картине «совершенно как живой». Отец с радостью берется за дело, но чем лучше ему удается схватить внешность старика, чем живее выходят глаза на полотне, тем более овладевает им тягостное чувство. Не имея уже сил выносить возрастающее отвращение к работе, он отказывается продолжать, а мольбы старика, объясняющего, что после смерти жизнь его сохранится в портрете сверхъестественною силой, пугают его окончательно. Он убегает, неоконченный портрет приносит ему служанка старика, а сам ростовщик назавтра умирает. Со временем художник замечает в себе перемены: чувствуя зависть к своему ученику, он вредит ему, в его картинах проявляются глаза ростовщика. Когда он собирается сжечь страшный портрет, его выпрашивает приятель. Но и тот принужден вскоре сбыть его племяннику; избавился от него и племянник. Художник понимает, что часть души ростовщика вселилась в ужасный портрет, а смерть жены, дочери и малолетнего сына окончательно уверяют его в том. Он помещает старшего в Академию художеств и отправляется в монастырь, где ведет строгую жизнь, изыскивая все возможные степени самоотвержения. Наконец он берется за кисть и целый год пишет рождество Иисуса. Труд его — чудо, исполненное святости. Сыну же, приехавшему проститься перед путешествием в Италию, он сообщает множество мыслей своих об искусстве и среди некоторых наставлений, рассказав историю с ростовщиком, заклинает найти ходящий по рукам портрет и истребить его. И вот теперь, после пятнадцати лет тщетных поисков, рассказчик наконец отыскал этот портрет, — и когда он, а вместе с ним и толпа слушателей, поворачивается к стене, портрета на ней уже нет. Кто-то говорит: «Украден». Возможно, и так.

Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.

kratkoe-soderjanie.ru

Краткое содержание «Портрет» Николая Гоголя

Бедный Художник Чартков на последние деньги приобретает на улице портрет старика. Несмотря на то, что портрет кажется незаконченным, художника привлекает ее потрясающий реализм – нарисованный старик будто бы живой. Придя домой, Чартков сталкивается с хозяином квартиры, который требует плату за аренду. Чартков жалеет, что потратил последние деньги на необязательную вещь, в досаде рассуждает о своей нелегкой жизни, и о легкости, с которой приезжие художники зарабатывают деньги.

Главный герой отправляется спать в свою кровать, отгороженную

от остальной комнаты ширмой. Ему снится, что старик, изображенный на картине, вылезает из нее и садится на кровать. Старик принимается считать деньги из мешка и перекладывать их в другие мешочки. Один из таких мешочков попадает в руки к Чарткову, и художник прячет его. Затем главному герою снятся кошмары, после чего он просыпается с пустыми руками. Приходит хозяин квартиры. Узнав, что у художника нет денег для оплаты жилья, он собирается забрать его картины. Его привлекает портрет старика. Хозяин квартиры хватается за раму, и, вдруг, откуда-то из-под холста выпадает тот самый мешочек с тысячей червонцев.

Чартков

расплачивается с хозяином и размышляет, как быть дальше. Первым делом он собирается накупить красок и закрыться в своей квартире на продолжительное время, но позже снимает жилье в центре города, одевается по последней моде и дает объявление в популярную газету о предоставлении своих услуг художника.

На объявление откликается дама, которая приводит к Чарткову свою дочь, чтобы тот нарисовал ее портрет. Главный герой бегло осматривает девушку и позже принимается за выполнение работы. Дама, придя в следующий раз, отказывается принять портрет, так как, по ее мнению, художник слишком подчеркнул недостатки лица ее дочери. Чартков в досаде достает свою старую работу – портрет девушки под названием «Психея», и немного корректирует его. Заказчице нравится этот рисунок, и она забирает работу.

Чартков начинает рисовать портреты на заказ, очень схожие с «Психеей». Заказчикам это очень нравится и художник, за короткое время, становится знаменитым в аристократических кругах. Его приглашают в гости, он становится богат, жаден и высокомерен. Чартков поучает молодежь, и высмеивает недостатки простых людей. Бывшие друзья главного героя видят в нем перемены в худшую сторону и не понимают, как такой художник мог променять свой талант на подобную жизнь.

Все меняется, когда Чарткову присылает свою картину его старый друг – художник из Италии. Главный герой осознает свое творческое падение, и, первым делом, запирается в мастерской, чтобы создать совершенную картину. У него это не получается, так как в погоне за роскошной жизнью, многие профессиональные качества были утеряны. В порыве злобной зависти Чартков начинает подряд скупать шедевры живописи по всему миру. В конце концов, главный герой погибает от болезни. Перед смертью ему везде мерещились глаза старика с того самого портрета, который он купил на последние деньги. Как оказывается, художник уничтожал все купленные шедевры.

Спустя некоторое время проходит аукцион. Внимание многих его участников привлекает портрет старика с выразительными глазами. За это полотно идут серьезные торги, но внезапно один из присутствующих заявляет о своих правах на картину, и рассказывает об истории, которая приключилась в Коломне.

Когда-то там жил ростовщик, по описанию схожий со стариком, изображенным на портрете. Он давал ссуды всем подряд, и обманывал своих заемщиков на процентах. С теми, кто занимал у этого человека деньги, происходила беда. Однажды молодой вельможа занял у ростовщика деньги на свадьбу. После этого жених обезумел и умер. Таких историй, связанных с деньгами ростовщика, было много.

Отец рассказчика с аукциона, художник, был соседом этого ростовщика. Однажды он получил заказ нарисовать портрет своего соседа. Ему так и не удалось закончить работу, так как портрет получался все более пугающим. Спустя несколько дней ростовщик умер.

Художник, рисовавший портрет сталкивается с чередой странных событий, и понимает, что душа ростовщика поселилась в портрете. От страха он продает портрет, а сам поселяется в монастыре. Периодически он узнает, что хозяева портрета умирают, поэтому дает своему сыну задание отыскать и уничтожить картину.

Рассказчик завершает свою историю словами, что, наконец, ему удалось выполнить просьбу отца – он нашел картину. Теперь ему осталось ее уничтожить, чтобы прервать череду смертей. Все присутствующие оборачиваются в ее сторону и видят пустое место. Кто-то говорит, что портрет старика украли.

school-essay.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *