Гоголь нос главная мысль: главные герои. Какова главная мысль повести?

Гоголь нос основная мысль произведения. Анализ произведения гоголя нос

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

История создания «Нос» — сатирическая абсурдистская повесть, написанная Николаем Васильевичем Гоголем в 1832-1833 годах. Это произведение часто называют самой загадочной повестью. В 1835 году журнал «Московский наблюдатель» отказался напечатать повесть Гоголя, назвав её «плохой, пошлой и тривиальной». Но, в отличие от «Московского наблюдателя», Александр Сергеевич Пушкин считал, что в произведении «так много неожиданного, фантастического, весёлого и оригинального», что он уговорил автора опубликовать повесть в журнале «Современник» в 1836 году.

3 слайд

Описание слайда:

(Гоголь и Нос. Карикатура) Повесть «Нос» подвергалась жестокой и неоднократной критике, в результате ряд деталей в произведении переделывался автором: например, встреча майора Ковалёва с Носом была перенесена из Казанского собора в Гостиный двор, а финал повести менялся несколько раз.

4 слайд

Описание слайда:

Блистательный гротеск Это один из самых любимых литературных приемов Н.В. Гоголя. Но если в ранних произведениях он использовался для того, чтобы создать в повествовании атмосферу загадочности и таинственности, то в более поздний период превратился в способ сатирического отображения окружающей действительности. Повесть «Нос» — наглядное тому подтверждение. Необъяснимое и странное исчезновение носа с физиономии майора Ковалева и невероятное самостоятельное существование его отдельно от хозяина наводят на мысль о противоестественности порядков, при которых высокий статус в обществе значит гораздо больше, чем сам человек. При таком положении вещей любой неодушевленный предмет может внезапно получить значительность и вес, если приобретет надлежащий чин. В этом основная проблематика повести «Нос».

5 слайд

Описание слайда:

Тема произведения Так в чем смысл столь невероятного сюжета? Основная тема повести Гоголя «Нос» — это потеря персонажем частички своего «я». Вероятно, это происходит под воздействием нечистой силы. Организующая роль в сюжете отводится мотиву преследования, хотя конкретное воплощение сверхъестественной силы Гоголем не указывается. Тайна захватывает читателей буквально с первой фразы произведения, о ней все время напоминается, она достигает своей кульминации…но разгадки нет даже в финале. Покрыто мраком неизвестности не только загадочное отделение носа от тела, но и то, как он мог существовать независимо, да еще в статусе высокопоставленного чиновника. Таким образом, реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос» переплетается самым немыслимым образом.

6 слайд

Описание слайда:

Характеристика главного героя Главный герой произведения — отчаянный карьерист, готовый на все ради повышения по службе. Он сумел получить чин коллежского асессора без экзамена, благодаря службе на Кавказе. Заветная цель Ковалева — выгодно жениться и стать высокопоставленным чиновником. А пока, чтобы придать себе больше веса и значительности, он везде именует себя не коллежским асессором, а майором, зная о преимуществе военных званий над гражданскими.

«Он мог простить всё, что ни говорилось о нем самом, но никак не извинял, если это относилось к чину или званию», — пишет о своем герое автор

7 слайд

Описание слайда:

Замечательная повесть Н.В.Гоголя «Нос» состоит из трех частей и повествует об удивительных событиях, произошедших с коллежским асессором Ковалевым.… Содержание Двадцать пятого марта петербургский цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает в свежеиспеченном хлебе нос. Иван Яковлевич с удивлением узнает, что нос принадлежит одному из его клиентов, коллежскому асессору Ковалеву. Цирюльник пытается избавиться от носа: выбрасывает его, но ему постоянно указывают на то, что он что-то уронил. С большим трудом Ивану Яковлевичу удается бросить нос с моста в Неву.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Думается, Гоголь недаром сделал местом действия повести «Нос» Петербург. По его мнению, только здесь могли «произойти» обозначенные события, только в Петербурге за чином не видят самого человека. Гоголь довел ситуацию до абсурда – нос оказался чиновником пятого класса, и окружающие, несмотря на очевидность его «нечеловеческой» природы, ведут себя с ним как с нормальным человеком, соответственно его статусу. (Ковалев и Нос)

10 слайд

Описание слайда:

А в это время коллежский асессор просыпается и не находит у себя носа. Он шокирован. Прикрыв лицо платком, Ковалев выходит на улицу. Он весьма расстроен произошедшим, так как теперь не сможет появляться в свете, да к тому же у него много знакомых дам, за некоторыми из которых он не прочь поволочиться. Неожиданно он встречает свой собственный нос, наряженный в мундир и панталоны, нос садится в карету. Ковалев спешит за носом, оказывается в соборе. (Нос выходит из кареты)

11 слайд

Описание слайда:

Нос ведет себя так, как и подобает «значительному лицу» в чине статского советника: делает визиты, молится в Казанском соборе «с выражением величайшей набожности», заезжает в департамент, собирается по чужому паспорту уехать в Ригу. Никого не интересует, откуда он взялся. Все видят в нем не только человека, но и важного чиновника. Интересно, что сам Ковалев, несмотря на свои старания его разоблачить, со страхом подходит к нему в Казанском соборе и вообще относится к нему как к человеку.

12 слайд

Описание слайда:

Гротеск в повести заключается еще и в неожиданности и, можно сказать, несуразности. С первой же строчки произведения мы видим четкое обозначение даты: «Марта 25 числа» – это сразу не предполагает никакой фантастики. И тут же – пропавший нос. Произошла какая-то резкая деформация обыденности, доведение ее до полной нереальности. Несуразица же заключается в столь же резком изменении размеров носа. Если на первых страницах он обнаруживается цирюльником Иваном Яковлевичем в пироге (т.е. имеет размер, вполне соответствующий человеческому носу), то в тот момент, когда его впервые видит майор Ковалев, нос одет в мундир, замшевые панталоны, шляпу и даже имеет при себе шпагу – а значит, ростом он с обычного мужчину.

(Пропажа носа)

13 слайд

Описание слайда:

Последнее появление носа в повести – и он опять маленький. Квартальный приносит его завернутым в бумажку. Гоголю неважно было, почему вдруг нос вырос до человеческих размеров, неважно и почему он опять уменьшился. Центральным моментом повести является как раз тот период, когда нос воспринимался как нормальный человек

14 слайд

Описание слайда:

Сюжет повести условен, сама идея – нелепа, но именно в этом и состоит гротеск Гоголя и, несмотря на это, является довольно реалистичным. Чернышевский говорил, что подлинный реализм возможен лишь при изображении жизни в «формах самой жизни».

15 слайд

Описание слайда:

Гоголь необычайно раздвинул границы условности и показал, что эта условность замечательно служит познанию жизни. Если в этом нелепом обществе все определяется чином, то почему же нельзя эту фантастически-нелепую организацию жизни воспроизвести в фантастическом сюжете? Гоголь показывает, что не только можно, но и вполне целесообразно.

И таким образом формы искусства в конечном счете отражают формы жизни.

16 слайд

Описание слайда:

Намеки гениального автора В повести Гоголя много сатирических тонкостей, прозрачных намеков на реалии современного ему времени. Например, в первой половине 19 века очки считались аномалией, придающей облику офицера или чиновника некоторую неполноценность. Для того чтобы носить этот аксессуар, требовалось специальное разрешение. Если герои произведения в точности соблюдали предписания и соответствовали форме, то Нос в мундире приобретал для них важность значительного лица. Но стоило полицмейстеру «выйти» из системы, нарушить строгость мундира и надеть очки — он тотчас заметил, что перед ним всего лишь нос — часть тела, бесполезная без своего хозяина. Так переплетается реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос». Недаром современники автора зачитывались этим неординарным произведением.

17 слайд

Описание слайда:

Литературная экскурсия Цирюльник, нашедший в печёном хлебе нос, живёт на Вознесенском проспекте, а избавляется от него на Исаакиевском мосту. Квартира майора Ковалёва находится на Садовой улице. Разговор между майором и носом происходит в Казанском соборе. Цветочный водопад дам сыплется по тротуару Невского от Полицейского до Аничкина моста. Танцующие стулья танцевали на Конюшенной улице. По сведениям Ковалева именно на Воскресенском мосту торговки продают очищенные апельсины. Студенты Хирургической академии бегали смотреть на нос в Таврический сад. Орденскую ленточку майор покупает в Гостином дворе. «Нос-близнец» питерской версии находится на Андреевском спуске в Киеве. Литературный фонарь «Нос» установлен на ул. Гоголя в г. Бресте.

18 слайд

Описание слайда:

Нос Ковалева был установлен в 1995 году на фасаде дома №11 по Вознесенскому проспекту, г. Санкт-Петербург)

Повесть «Нос» — одно из самых веселых, оригинальных, фантастических и неожиданных произведений Николая Гоголя. Автор долго не соглашался на публикацию этой шутки, однако друзья уговорили его. Повесть была впервые напечатана в журнале «Современник», в 1836 году, с примечанием А. С. Пушкина. С тех пор вокруг этого произведения не утихают горячие споры. Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос» сочетается в самых причудливых и необыкновенных формах. Здесь автор достиг вершины своего сатирического мастерства и нарисовал подлинную картину нравов своего времени.

Блистательный гротеск

Это один из самых любимых литературных приемов Н.В. Гоголя. Но если в ранних произведениях он использовался для того, чтобы создать в повествовании атмосферу загадочности и таинственности, то в более поздний период превратился в способ сатирического отображения окружающей действительности. Повесть «Нос» — наглядное тому подтверждение. Необъяснимое и странное исчезновение носа с физиономии майора Ковалева и невероятное самостоятельное существование его отдельно от хозяина наводят на мысль о противоестественности порядков, при которых высокий статус в обществе значит гораздо больше, чем сам человек. При таком положении вещей любой неодушевленный предмет может внезапно получить значительность и вес, если приобретет надлежащий чин. В этом основная проблематика повести «Нос».

Особенности реалистического гротеска

В позднем творчестве Н.В. Гоголя преобладает реалистический гротеск. Он направлен на то, чтобы раскрыть противоестественность и абсурдность действительности. С героями произведения происходят невероятные вещи, но они помогают вскрыть типичные черты окружающего мира, выявить зависимость людей от общепринятых условностей и норм.

Современники Гоголя не сразу оценили сатирический талант писателя. Только В.Г. Белинский, сделавший много для правильного понимания творчества Николая Васильевича, однажды заметил, что в «уродливом гротеске», который тот использует в своем творчестве, содержится «бездна поэзии» и «бездна философии», по своей глубине и достоверности достойная «кисти Шекспира».

«Нос» начинается с того, что 25 марта в Санкт-Петербурге случилось «необыкновенно странное происшествие». Иван Яковлевич, цирюльник, утром обнаруживает в свежеиспеченном хлебе нос. Он сбрасывает его с Исаакиевского моста в реку. Хозяин носа, коллежский асессор, или майор, Ковалев, проснувшись поутру, не находит у себя на физиономии важной части тела. В поисках пропажи он направляется в полицию. По дороге встречает свой собственный нос в облачении статского советника. Преследуя беглеца, Ковалев направляется за ним в Казанский собор. Он пытается вернуть нос на место, но тот лишь молится с «величайшим усердием» и указывает хозяину на то, что между ними не может быть ничего общего: Ковалев служит по другому ведомству.

Отвлекшись на изящную даму, майор теряет взбунтовавшуюся часть тела из виду. Предприняв несколько безуспешных попыток найти нос, хозяин возвращается домой. Там ему возвращают пропажу. Полицмейстер схватил нос при попытке бегства по чужим документам в Ригу. Радость Ковалева длится недолго. Он не может приставить часть тела на прежнее место. Краткое содержание повести «Нос» этим не исчерпывается. Как герою удалось выйти из этого положения? Доктор ничем не может помочь майору. По столице меж тем ползут любопытные слухи. Кто-то видел нос на Невском проспекте, кто-то — в Таврическом саду. В результате он сам вернулся на прежнее место 7 апреля, чем доставил хозяину немалую радость.

Тема произведения

Так в чем смысл столь невероятного сюжета? Основная тема повести Гоголя «Нос» — это потеря персонажем частички своего «я». Вероятно, это происходит под воздействием нечистой силы. Организующая роль в сюжете отводится мотиву преследования, хотя конкретное воплощение сверхъестественной силы Гоголем не указывается. Тайна захватывает читателей буквально с первой фразы произведения, о ней все время напоминается, она достигает своей кульминации…но разгадки нет даже в финале. Покрыто мраком неизвестности не только загадочное отделение носа от тела, но и то, как он мог существовать независимо, да еще в статусе высокопоставленного чиновника. Таким образом, реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос» переплетается самым немыслимым образом.

Реальный план

Он воплощается в произведении в форме слухов, о которых автор все время упоминает. Это сплетни о том, что нос регулярно совершает променад по Невскому проспекту и другим людным местам; о том, что он как будто заглядывал в магазин и так далее. Для чего Гоголю понадобилась подобная форма сообщения? Сохраняя атмосферу таинственности, он сатирически высмеивает авторов глупых слухов и наивную веру в невероятные чудеса.

Характеристика главного героя

За что майор Ковалев заслужил к себе такое внимание сверхъестественных сил? Ответ кроется в содержании повести «Нос». Дело в том, что главный герой произведения — отчаянный карьерист, готовый на все ради повышения по службе. Он сумел получить чин коллежского асессора без экзамена, благодаря службе на Кавказе. Заветная цель Ковалева — выгодно жениться и стать высокопоставленным чиновником. А пока, чтобы придать себе больше веса и значительности, он везде именует себя не коллежским асессором, а майором, зная о преимуществе военных званий над гражданскими. «Он мог простить всё, что ни говорилось о нем самом, но никак не извинял, если это относилось к чину или званию», — пишет о своем герое автор.

Вот нечистая сила и посмеялась над Ковалевым, не только отобрав у него важную часть тела (без нее карьеры не сделать!), но и наделив последнюю генеральским чином, то есть придав ей больше веса, чем самому хозяину. Правильно, нечего нос задирать! Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос» заставляет задуматься над вопросом «что важнее — личность или ее статус?». И ответ выходит неутешительным…

Намеки гениального автора

В повести Гоголя много сатирических тонкостей, прозрачных намеков на реалии современного ему времени. Например, в первой половине 19 века очки считались аномалией, придающей облику офицера или чиновника некоторую неполноценность. Для того чтобы носить этот аксессуар, требовалось специальное разрешение. Если герои произведения в точности соблюдали предписания и соответствовали форме, то Нос в мундире приобретал для них важность значительного лица. Но стоило полицмейстеру «выйти» из системы, нарушить строгость мундира и надеть очки — он тотчас заметил, что перед ним всего лишь нос — часть тела, бесполезная без своего хозяина. Так переплетается реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос». Недаром современники автора зачитывались этим неординарным произведением.

Многие литераторы отмечали, что «Нос» — это великолепный образец фантастики, гоголевской пародии на различные предрассудки и наивную веру людей в мощь сверхъестественных сил. Фантастические элементы в произведениях Николая Васильевича — это способы сатирического отображения пороков общества, а также утверждение реалистического начала в жизни.

Всем известно, что гениальный украинский и русский писатель Николай Васильевич Гоголь завоевал уважение читателей благодаря тонкому юмору и наблюдательности, а также фантастическим и невероятным сюжетам, которые он так умело создавал в своих произведениях. Мы будем сейчас проводить анализ повести «Нос», несомненно относящуюся именно к таким шедеврам писателя. Но прежде, чем мы перейдем непосредственно к анализу повести , давайте рассмотрим очень коротко сюжет.

Сюжет повести «Нос» очень кратко

В данном произведении три части, которые повествуют о том невероятном, что случилось с неким коллежским асессором Ковалевым. Но рассказ стоит начать с описания трапезы городского петербургского цирюльника Ивана Яковлевича. Как-то раз, взяв буханку хлеба, он видит, что в ней лежит нос. Позднее становится известно, что это нос одного очень уважаемого человека. Цирюльник избавляется от этого носа, скинув его с моста. В то же время Ковалев по утру замечает, что его носа нет на месте, и, выйдя на улицу, прикрывается платком. Неожиданно тот самый нос, уже одетый в мундир, попадается Ковалеву на глаза. Он ездит по Петербургу и даже заходит в собор помолиться.

Изложение сюжета очень кратко повести «Нос», анализ которой мы проводим, поможет более точно дать нужные характеристики персонажам. Ковалев продолжает поиски и прилагает усилия по поимке носа. Для этого он идет в полицию, и даже просит напечатать объявление в газете, но получает отказ — слишком необычное это дело. И скандальное. Ковалев начинает подозревать, кто мог подстроить такую оказию, и решает, что это дело рук штаб-офицерши Подточиной. Вернее всего, она мстит Ковалеву за отказ взять замуж ее дочь. Чиновник берет перо, чтобы написать ей все, что он думает о Подточиной, но, получив письмо, она недоумевает.

Очень скоро слухи обо всей этой истории распространяются по всему городу, а одному полицейскому удается, все-таки, поймать нос и доставить его хозяину. Правда, нос ну никак не желает становится на свое место, и даже доктор помочь не может. Проходит около двух недель — проснувшись, Ковалев понимает, что его нос снова на месте.

Анализ повести «Нос»

Конечно, по своему литературному жанру эта повесть является фантастической. Видно, что Гоголь хочет показать человека, который живет в суете, проводит пустые и бессмысленные дни, при этом, он не может посмотреть дальше своего носа. Он погружен в обыденность и каждодневные хлопоты, но они на самом деле не стоят того. И обрести спокойствие такому человеку помогает лишь то, что он снова ощущает себя в привычной обстановке. Что еще можно сказать, делая анализ повести «Нос»?

О чем это произведение? Совершенно уверенно можно сказать, что эта повесть рассказывает о чиновнике, гордость которого не позволяет посмотреть на тех, у кого чин ниже. Он безразличен к простым людям. Такую личность можно сравнить с оторванным нюхательным органом, облаченным в мундир. Его нельзя уговорить или попросить о чем-то, он просто занимается привычным делом.

Гоголь придумал оригинальную фантастическую сюжетную линию, создал замечательных персонажей, чтобы побудить читателя поразмышлять о власть имеющих. Ярким языком описывает автор жизнь чиновника и его вечные, но бессмысленные заботы. Неужели только свой нос должен заботить такого человека? Кто же будет заниматься проблемами простого народа, над которым поставлен чиновник?

Анализ повести «Нос» Гоголя выявляет скрытую насмешку, с помощью которой автор обращает внимание на большую и злободневную проблему определенных слоев общества. На нашем сайте вы можете прочесть

1. Особенности повести Н. В. Гоголя «Нос» — реализм и фантастичность
2. Сатирические Особенности повести Н. В. Гоголя «Нос» .

3. Значение образа Носа-чиновника.

Н. В. Гоголя принято считать одним из основоположников русского реализма. Однако реализм в произведениях этого писателя очень часто переплетается с фантастическими образами, полными глубокого смысла. Вспомним его «Вечера на хуторе близ Диканьки», повесть «Вий», жуткие образы которой связаны с древней языческой мифологией, «Портрет» и даже всем известную «Шинель», где появляется призрак чиновника, срывающий шинели. Повесть «Нос» также представляет собой причудливую смесь реальной жизни России XIX века и сказочной фантасмагории, чем-то напоминающей повести Одоевского.

Однако за фантастической историей пропавшего носа скрывается беспощадная сатира, высмеивающая человеческие пороки. Показывая семейный быт цирюльника Ивана Яковлевича, Гоголь демонстрирует и его безволие и страх перед женой, его неопрятность, не забывая упомянуть и о его пьянстве, причем как о совершенно естественном явлении: «Иван Яковлевич, как всякий порядочный русский мастеровой, был пьяница страшный».

Типичные взгляды на женитьбу как на выгодную сделку и способ разбогатеть мы находим в следующих строках: «Майор Ковалев был не прочь и жениться; но только в таком случае, когда за невестою случится двести тысяч капиталу». Гоголь высмеивает корыстолюбие своего героя, его страх перед сплетнями, его невежество и пустое тщеславие — черты, весьма обыкновенные в чиновничьей среде. В Газетной Экспедиции, куда майор Ковалев пришел, чтобы дать объявление о своей пропаже, он ведет себя так, словно больше все опасается, что его знакомым станет известно о его несчастье и его засмеют: «Нет, зачем же фамилию? Мне нельзя сказать ее. У меня много знакомых: Чех-тарева, статская советница, Палагея Григорьевна Подточйна, штаб-офицерша… Вдруг узнает, боже сохрани! Вы можете просто написать: коллежский ассесор, или, еще лучше, состоящий в майорском чине». Но ведь в его ситуации куда важнее скорее отыскать нос, а не задаваться подобными вопросами — кто что скажет!

Комичные Особенности повести Н. В. Гоголя «Нос» — это рассуждения героя о причинах исчезновения носа: «Майор Ковалев, сообразя все обстоятельства, предполагал едва ли не ближе всего к истине, что виною этого должен быть не кто другой, как штаб-офицерша Подточина, которая желала, чтобы он женился на ее дочери. .. Штаб-офицерша, верно, из мщения, решилась его испортить и наняла для этого каких-нибудь колдовок-баб…». Следует заметить, что подобное предположение даже не особенно логично. Ведь если бы даже Подточина и решила прибегнуть к помощи «колдовок-баб», то она скорее предпочла бы, чтобы те приворожили его к ее дочери, а не лишали потенциального жениха носа.

Особенности повести Н. В. Гоголя «Нос» — это бездумное чинопочитание, господствующее над умами людей. Он показывает разные стороны этой нравственной язвы, когда за мундиром подчас не разбирают, кто перед тобой — нос или человек.

Страх Ивана Яковлевича перед полицейскими — одна из иллюстраций всесилия чиновничьего аппарата в России. Простому человеку всегда было трудно что-то доказать чиновникам, независимо от того, прав он или виноват. Поэтому «мысль о том, что полицейские отыщут у него нос и обвинят его» совершенно расстроила незадачливого цирюльника.

То же самое благоговение перед чином мы находим и в стремлении Ковалева именоваться непременно майором: «Он два года только еще состоял в этом звании и потому ни на минуту не мог его позабыть; а чтобы более придать себе благородства и веса, он никогда не называл себя коллежским ассесором, но всегда майором».

Но своего наивысшего звучания мотив чинопочитания в России достигает в сцене разговора Ковалева с собственным носом. Гротескность и внешняя фантастичность этого эпизода лишь подчеркивают его подлинный смысл. Ковалев не сомневается, что перед ним — его же собственный нос; и тем не менее он робеет перед ним, потому что чип у носа выше, чем у него: «Как подойти к нему? — думал Ковалев. — По всему, по мундиру, по шляпе видно, что он статский советник. Черт его знает, как это сделать?»

В фантастическом рассказе о небывалом происшествии — побеге носа — Гоголь мастерски раскрывает мысль о нравственной близорукости большинства людей, привыкших видеть только чин, но не того, кто его носит. Устами полицейского, принесшего Ковалеву его нос, автор говорит следующие слова, которые выражают главную идею повести: «…странно то, что я сам принял его сначала за господина. Но к счастию, были со мной очки, и я тот же час увидел, что это был нос. Ведь я близорук, и если вы станете передо мной, то я вижу только, что у вас лицо, но ни носа, ни бороды, ничего не замечу. Моя теща, то есть мать жены моей, тоже ничего не видит».

К счастью для героя повести, полицейский надел очки. Но очки нужны не только ему одному — очки беспристрастности, которые позволяют видеть человека, а не его чин.

Гоголь Н. «Нос», краткое содержание

Жанр: фантастическая повесть

Главные герои сказки «Нос» и их характеристика

  1. Ковалев Платон Кузьмич. Коллежский асессор, майор. Недалекий, мелочный, беспокойный, самоуверенный.

План пересказа сказки «Нос»

  1. Нос в хлебе
  2. Бросок с моста
  3. Отсутствие носа
  4. Нос в карете
  5. Нос чиновник
  6. Нос в соборе
  7. Разговор с носом
  8. В редакции
  9. У частного пристава
  10. Визит надзирателя
  11. Нос не пристает
  12. Медик
  13. Письма
  14. Любопытные
  15. Нос вернулся

Кратчайшее содержание сказки «Нос» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Цирюльник нашел в хлебе нос, испугался и выбросил его в Неву.
  2. Ковалев обнаружил исчезновение носа и побежал к обер-полицейскому.
  3. Он встретил нос в облике статского советника, нос молился в соборе.
  4. Нос отказался возвращаться и убежал, а Ковалеву никто не мог помочь.
  5. Надзиратель вернул Ковалеву нос, но нос не приклеивался обратно.
  6. Через две недели нос вернулся на свое место и Ковалев был счастлив.

Главная мысль сказки «Нос»
Не всяк человек, кто нацепил дорогой костюм.

Чему учит сказка «Нос»
Повесть учит не отчаиваться и всегда верить в лучшее. Учит тому, что не звания делают человека человеком, а его человеческие качества. Учит смеяться над глупцами и чинопочитанием.

Отзыв на сказку «Нос»
Мне понравилась эта сатирическая повесть и больше всего мне понравилось то, что люди принимали обычный нос за человека, ведь нос казался статским советником. Также меня насмешили попытки Ковалева вернуть нос и его отчаяние от абсурдной и безысходной ситуации в которой он оказался.

Пословицы к сказке «Нос»
Не место красит человека, а человек место.
Все что не делается — к лучшему.
Чин чина почитай, а меньшой садись на край.
В лохмотьях и царя за нищего примут.
Всякий родится, да не всякий в люди годится.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Нос»

I.

В то утро случилось странное происшествие. Цирюльник Иван Яковлевич сел завтракать и в куске хлеба нашел нос. Нос показался ему странно знакомым. Супруга Ивана Яковлевича увидела нос и запричитала. Она обвиняла мужа в том, что тот отрезал чей-то нос, а цирюльник уже узнал нос — это был нос коллежского асессора Ковалева.
Иван Яковлевич оделся, взял нос, завернул его в платок и вышел на улицу. Он долго бродил по городу и под конец выбросил нос с Исаакиевского моста. Его тут же остановил городовой, но что было дальше история умалчивает.

II.

Коллежский асессор Ковалев проснулся утром и нащупал на месте носа ровное место. Он перепугался и побежал с докладом к обер-полицейскому города.
Ковалев был мелким чиновником, который сам называл себя майором.
Ковалев шел по проспекту, как вдруг увидел, что из остановившейся кареты выскочил господин в костюме статского советника. В этом господине Ковалев узнал свой нос.
Нос не долго пробыл в доме, потом вышел и уехал, а Ковалев бросился следом. Нос приехал к Казанскому собору, вошел и стал молиться.
Ковалев вошел следом и попробовал объясниться с носом, но тот вел себя вызывающе и отвечал, что он не нос, что он сам по себе.
Потом нос убежал, а Ковалев поехал к обер-полицейскому. Однако полицейского не застал и отправился в газету. Он хотел подать объявление о сбежавшем носе, но в газете принимать такое объявление отказались, сказав, что это скорее дело медиков.
Ковалев отправился к частному приставу, который принял его сухо, и сказал, что у порядочного человека нос не убежит. Пристав намекнул, что Ковалев много времени проводит в злачных местах.

Совершенно обескураженный Ковалев вернулся домой и задумался о своем положении. Он полагал, что виновной в этой истории может оказаться штаб-офицерша Подточина, которая не хотела чтобы Ковалев женился на ее дочери.
Но в это время пришел надзиратель, который объявил, что нос Ковалева задержан на вокзале с фальшивым паспортом, когда он собирался бежать в Ригу. Надзиратель вернул Ковалеву нос, а тот на радостях сунул ему ассигнацию.
Однако нос не хотел приставать на прежнее место. Ковалев позвал доктора, но тот тоже ничем не мог ему помочь.
На следующее утро Ковалев написал письмо Подточиной, обвинив ее в кознях, но ответ штаб-офицерши убедил его в ее непричастности.
Между тем, слухи о происшествии разнеслись по столице. Ковалев не мог отбиться от любопытствующих, все обсуждали его нос, хотя многие считали эти слухи ложными.

III.

Прошло несколько дней и однажды утром, Ковалев обнаружил свой нос на прежнем месте. Он позвал слугу Ивана, и тот подтвердил наличие носа. Ковалев пошел на службу, останавливаясь перед каждым зеркалом и нос был на месте. Ковалев пришел в наилучшее расположение духа и после этого случая всегда пребывал в юморе и хорошем настроении.

«Нос» в «Купании в пруду под дождем» Джорджа Сондерса

Автор: Лиза Хилл | 12 июня 2021 г.

Хотя эта книга позиционируется как «литературный мастер-класс», основанный на многолетнем обучении Джорджа Сондерса русским рассказам в программе творческого письма, я поместил ее в свою категорию «литературная критика», потому что в этом ее полезность. мне как читателю. Как сказано в аннотации:

Семь эссе этой книги, дополненные культовыми рассказами Чехова, Тургенева, Толстого и Гоголя, предназначены для всех, кто интересуется тем, как работает художественная литература и почему она как никогда актуальна в эти неспокойные времена.

В наши дни все являются книжными критиками, но, как я обнаружил в начале своей читательской жизни, более интересные книги иногда используют повествование незнакомым образом, и опасность заключается в том, чтобы судить о книге, не понимая цели автора или даже не признавая ремесло. Сондерсовский анализ приемов, которые используют эти русские писатели, особенно полезен, когда дело доходит до осмысления таких произведений, как «» Гоголя «Нос».

Как видно из того, что претендует на роль моей рецензии, я имел лишь смутное представление о том, о чем говорил Гоголь в своем странном рассказе о майоре Ковалеве, проснувшемся однажды утром и обнаружившем, что у него нет носа. Но в главе «Дверь к истине может быть странностью» размышления о The Nose », Сондерс начинает с вопроса о том, как истории могут быть правдой. История может казаться правдой, потому что она изображает мир, который кажется правдой, с подробностями о погоде и ветре или аспектами обстановки. Или может случиться так, что последовательность событий кажется верной, потому что персонажи ведут себя так, как можно было бы ожидать от них после определенных событий, например, обвиняя кого-то другого в том, что он заблудился. Но, напоминает он нам, реализм на самом деле нереален: истории сжаты и преувеличены, с сумасшедшим уровнем отбора, пропусков и формообразования.   Тем не менее, многие писатели используют так называемую «консенсусную реальность» для написания историй, в которых вещей происходят примерно так, как они происходят в реальном мире; режим ограничивается тем, что обычно происходит, тем, что физически возможно.

Но история также может быть правдивой, если она отвергает общепризнанную реальность — если в ней происходят вещи, которых нет и никогда не могло бы произойти в реальном мире. (стр.275)

Даже самая причудливая история может быть правдивой, если…

…она правдива в том, как она реагирует на себя, в том, как она реагирует на свою предпосылку, в том, как она развивается— тем, как в нем меняются вещи, контуры его внутренней логики, отношения между его элементами. (стр. 275)

В случае с гоголевским Носом, Сондерс говорит, история кажется правдивой, потому что психологическая физика вымышленного мира ощущается похожей на психологическую физику нашего собственного. Под этим он подразумевает, что это кажется психологически «правильным».

Хотя я вряд ли буду использовать выражение психологическая физика вымышленного мира в будущих рецензиях, я точно увижу, что он имеет в виду в своем очень забавном анализе повести Гоголя. Он отмечает, что цирюльник Иван Яковлевич ошарашен, когда находит нос в своем хлебе на завтрак, как и мы. Его жена, Прасковья Осиповна, однако, спешит обвинить его в том, что он отрезал лицо клиенту, и да, мы быстро находим виноватых, не так ли? В реальном мире Иван отреагировал бы, потребовав знать, почему она думает, что он так поступил, и почему он положил это в тесто, и почему она этого не заметила. Но он не делает этого в гоголевском мире, потому что принимает ее логику. Если случилось что-то катастрофическое, это должен быть он.

Далее Сондерс описывает последующую последовательность событий как синдром множественных наложенных странностей.

Начальная странность: в буханке хлеба появляется нос. Странность второго уровня: пара иррационально реагирует на присутствие носа в хлебе. Странность третьего уровня: из-за того, что отреагировали иррационально, в ответ строят странный план (уронить нос), Странность четвертого уровня: Иван плохо выполняет план; он не может выполнить работу, потому что подходит к ней со слишком большим опасением и потому, что мир, который он там обнаруживает, настроен на него с легкой злобной враждебностью: постоянный поток знакомых и улица, забитая полицейскими, или, по крайней мере, два из них на таком же количестве страниц. (стр. 278)

И…

Еще один уровень странности возникает, когда рассказчик говорит нам, что Иван респектабельный человек , а затем продолжает опровергать собственное утверждение. Другими словами, у The Nose ненадежный рассказчик. И что мне хотелось бы знать, когда я впервые читал «Нос», так это то, что в нем есть специфическая русская форма ненадежного повествования от первого лица, называемая сказ. Рассказчик сказ необразован, неграциозен и не умеет аргументировать. Он болтает и отвлекает, придавая одинаковое значение тривиальному и важному. Поэтому, когда в своем обзоре я написал, что думал, что читаю черновик или посмертный неоконченный рассказ и (как вы, я уверен, можете сказать) я не был до конца уверен, что Гоголь знал, что делает, когда пересматривал свой рассказ, я ошибался. Нос не вульгарен, как думали те, кто изначально отверг историю. Великий писатель пишет безобразного рассказчика, который слишком уверен в своей сообразительности, чтобы заметить странность истории, которую он рассказывает.

(Кстати, если вы уже поняли, что вам просто нужно прочитать рассказ, все рассказы, которые анализирует Сондерс, включены в перевод в книгу. Душенька» Антона Чехова; «Певцы» Ивана Тургенева; «Хозяин и человек» и «Горшок Алойша» Льва Толстого.)

Эта сказ традиция бросает вызов идее о том, что рассказчики являются теми, кем мы склонны считать их: бескорыстного, объективного, всезнающего рассказчика от третьего лица не существует.

Поскольку всякое повествование есть пересказ, говорит Гоголь, будем пересказывать с радостью. (с.280)

Гоголя часто называют абсурдистом, и он им является, но он также и реалист в том смысле, что изображает людей, не замечающих абсурда. Ричард Флэнаган делает то же самое в Живое море снов наяву. Его персонаж постоянно теряет части тела, и никто этого не замечает. Точно так же, как мы не замечаем вымирания видов на наших глазах и наступления катастрофических климатических изменений.

В Плавание в пруду под дождем есть нечто большее, чем это. Если вы серьезно настроены стать писателем, это полезное дополнение к вашей профессиональной библиотеке. Если вы такой же читатель, как и я, я думаю, вам это тоже понравится.

(Интересно, что я терпеть не могу роман Джорджа Сондера, получивший Букеровскую премию  Линкольн в Бардо и бросил его на 50 страницах!)

Автор: Джордж Сондерс
Название: Плавание в пруду под дождем: в котором четверо русских проводят мастер-класс по письму, чтению и жизни
Издатель: Bloomsbury, 2021
ISBN: 9781526624284, hbk. , 408 страниц Авторы-мужчины, НОН-ФИКЦИЯ, Читать в 2021 г., Сондерс Джордж, авторы из США | Теги: Купание в пруду под дождем, ОБЗОРЫ КНИГ, Джордж Сондерс, Николай Гоголь, Нос


📚 Нос Гоголя Сочинение — Бесплатное сочинение, Пример курсовой работы

Нос имеет закрученный финал, из которого сложно сделать вывод о том, что именно произошло после этого. Финал — не единственная загадка в этой истории. Вся история построена на сюрреализме, а выдвигаемые идеи имеют более глубокий смысл. В заключение автор говорит: «И все же, если вы на минуту задумаетесь, в этом есть доля правды. Что ни говори, а такие вещи случаются — редко, признаю, но бывают» (Гоголь, 22). » При такой фразе читатель вынужден взглянуть на поворот событий в рассказе и даже во всем усомниться. Трудно определить, что автор называет крупицей правды, поэтому концовку можно назвать неубедительной.

От начала до конца можно сделать вывод, что весь смысл рассказа о носе в том, чтобы подчеркнуть важность положения мужчины в обществе. В данном случае в центре внимания оказывается коллежский асессор Ковалев. Его положение в правительстве породило у него иллюзии превосходства, отсюда и титул «майор». Этот человек посвятил свою жизнь построению блестящей карьеры и соответствующему статусу в обществе. Его репутация была важнее всего остального, и поэтому его мысли всегда вращались вокруг того, что могло бы сохранить его общественный имидж. Ковалев лишается носа самым нелепым образом, превосходящим человеческое разумение. Тот факт, что нос был найден внутри булки, еще больше беспокоит Ивана, парикмахера, который его нашел. Тайна начинается с того, что Иван сомневается в том, несет ли он ответственность за отрезание носа, потому что был пьяницей, и пытается избавиться от него.

Тема общественного положения очевидна, когда майор говорит: «Согласитесь, не подобает человеку моего положения ходить без носа. один (Гоголя, 7)». Слова определяют состояние наглости Ковалёва и объясняют, почему он не хотел появляться на публике или его рабочее помещение без носа. Однако для него люди с более низким статусом, такие как продавцы апельсинов, могли обойтись без носа. Эта сатира и закрученная таинственность дают представление об эгоистичных личностях, которые заботятся только о себе. Ковалев тут же упоминает, что два года был коллежским асессором и в ближайшее время получил повышение.

У майора хорошая репутация, он даже получает предложение жениться на дочери мисс Александры. Вера Ковалева в то, что Александра пыталась использовать черную магию, чтобы убедить его сделать предложение ее дочери, вызывает недоумение. Он был полон решимости связать воедино кусочки истории своей жизни, чтобы придумать логическое объяснение исчезновения своего носа. Он отказался жениться, заявив, что слишком молод, чтобы найти жену. Вместо этого он предпочитал, пользуясь своим социальным положением и государственным чином, находить себе красивых дам и приглашать их к себе. Он был уверен, что без своего носа такое уже невозможно.

Желание Ковалёва разгадать тайну приводит его в полицейский участок, где он скучает по инспектору. Находясь на публике, его лицо всегда было закрыто платком, что показывает его отчаянное желание сохранить свой имидж. Он был не таким, как обычно, потому что даже в кофейне он никому не улыбался, а в остальные дни любил, чтобы его считали человеком из народа. Самым значительным сюрпризом в этой истории является случай, когда Ковалев встречает свой нос, разгуливающий в форме. Майор был встревожен и не знал, как подступиться к ситуации, и в итоге пошел по пятам. Нос направляется в церковь помолиться, и тут у Ковалёва появляется шанс для беседы. Нос, кажется, прекрасно осознает себя совершенно другим существом, чем майор. Нос доказывает, что он был правительственным чиновником из другого ведомства, и, следовательно, показывает, что он также имел высокий статус. Ковалев не может переубедить свой нос, потому что, похоже, идет классовая битва. Нос говорит: «Милый друг, вы ошибаетесь. Я самостоятельный человек. Кроме того, я не вижу, чтобы у нас могло быть что-то общее. Судя по вашим мундирным пуговицам, я должен сказать, что вы из другое казенное ведомство (Гоголя, 7)». Это неожиданность, из-за которой Ковалёв начинает паниковать, что его нос может покинуть город. В результате он стремится дать объявление в газете о бродячем носе с целью, чтобы кто-нибудь принес его ему за вознаграждение.

Слухи о положении Ковалёва распространились по городу. То, что нос майора заметили на прогулке, было сверхъестественным явлением, и поэтому на него собрались большие толпы. Я считаю, что такие истории, как рассказ о том, что нос майора ежедневно в 3 часа дня проходил по Невскому проспекту, были ложью. Изготовление лжи должно было создать личную выгоду заинтересованных сторон. Например, продавец тортов нашел прибыльный бизнес, сдав в аренду скамейки в своем помещении, чтобы люди могли стоять на них. В общем, такие слухи пускались в угоду торговцам. Как будто российской столице нужна таинственная история, чтобы объединить людей и создать повод, чтобы толпы собирались, чтобы перешептываться между собой. Слухи, хотя и преувеличенные, имели под собой основание. Ведь Ковалев сообщил об этом деле в полицию, а также обратился по этому поводу в типографию. В этот момент информация стала достоянием общественности.

Концовка «Носа» определяет увеличение истории в большем масштабе. Путаница и тайна еще больше подогреваются автором, заявляющим о несоответствиях в тексте. Например, Гоголь исследует вопрос, «как же ухитрился нос вывернуться в буханке хлеба и как Иван Яковлевич…? (22)». история была абсурдной от начала до конца. Даже автор не смог оправдать сюжетную линию из-за необходимости более глубокой интерпретации. В целом «Нос» служит определением высокого социального статуса, и его значение для Ковалёва несомненно. Он утверждает, что было бы лучше лишиться руки или ноги, потому что потеря носа — это большая инвалидность. Как он говорит, «человек без носа, однако, Бог знает что, ни рыба, ни мясо. Только то, что нужно выбросить в окно (13)». Это свидетельствует о том, насколько для него было важно общественное мнение. Когда ему чудом вернули нос, он уверенно ходил по улицам, не обращая внимания на слухи. Вместо этого он обнял нос, потому что его ценность стала видна в тот момент, когда его у него не было.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *