Гоголь история создания невский проспект: История создания повести «Невский проспект» Гоголя

история создания, тема, основная идея и композиция повести Гоголя

Гоголь

12.11.21

12 мин.

Жизнь в Петербурге оставила неизгладимый след в душе Николая Васильевича. Он был восхищён Северной Пальмирой, вдохновившей его на написание произведений. В своём творчестве писатель поднимал тему пороков, которые губили людей. Любовь к городу и осуждение низменных человеческих качеств совместились в повести Гоголя «Невский проспект». Анализ произведения по плану поможет кратко понять его основную мысль и подготовиться к сочинению по литературе в 10 классе.

Оглавление:

  • История написания
  • Суть повести
  • Темы произведения
  • Проблемы, которые поднимает автор
  • Главная мысль
  • Композиция и жанр

История написания

История создания произведения берёт своё начало в 1831 году, когда Гоголю пришла идея описать Санкт-Петербург со всеми его достоинствами и недостатками.

Писатель сделал пару набросков к описанию города, который всегда волновал его душу. Он любил часами гулять по небольшим улочкам, всматриваться в мельчайшие детали и наблюдать за жителями. Гоголь старался запомнить диалоги людей, их поведение, чтобы всё это потом изложить в своём произведении. При помощи художественных оборотов писателю удаётся в полной мере передать чувства, которые он испытывал к городу.

Повесть была написана в 1834 году, а после одобрения со стороны цензуры напечатана в «Арабесках».

Произведение Николая Гоголя вошло в цикл его петербургских повестей. «Невский проспект» является отражением разных сторон жизни Петербурга.

Суть повести

В произведении повествуется о двух историях молодых людей, сильно отличающихся по своей характеристике. Пискарёв не отличался богатством, но был очень талантливым художником. Однажды он заметил на улице девушку, которая ему понравилась с первого взгляда. Молодой человек решил проследить за ней и шёл на расстоянии, чтобы не спугнуть.

Однако девушка всё равно заметила героя, но не испугалась, а дала ему знак, чтобы он шёл за ней в дом.

Когда Пискарёв зашёл, то сразу же впал в ступор, так как осознал, что попал в дом терпимости. С этого момента читатель может заметить внутренний конфликт героя, ведь он не может поверить, что девушка, которая понравилась ему не как объект для плотских утех, а как произведение искусства, ввергнута в такое низменное занятие. Пискарёв немедленно сбежал из того дома и ещё несколько дней страдал от своих мыслей.

Наконец, он принял решение взять в жёны эту молодую особу, чтобы избавить её от такого занятия. Но семнадцатилетняя блудница не отличалась интеллектом и манерами поведения.

Пискарёв признаётся ей, что не имеет крупной суммы, поэтому ей придётся вместе с ним работать. Герой предлагает девушке только искреннюю любовь и помощь, но она поднимает его на смех. Пискарёв понимает, что будь у него материальное положение получше, он мог бы спасти девушку.

Но он всего лишь бедный художник, неспособный что-либо изменить. У героя есть надежда на светлое будущее, которая выражается в его таланте. Однако он не смог пережить несправедливость этого мира и покончил с собой.

Другой герой, Пирогов, является противоположностью Пискарёва. Этот молодой человек недавно получил повышение на службе. Он понимал, что для того, чтобы жениться на купчихе, необходимо дослужиться хотя бы до полковника.

Персонаж не имел талантов, не обладал высоким интеллектом, а женщин использовал только для удовлетворения плотских утех.

Пирогов, как и Пискарёв, замечает девушку на улице и решает последовать за ней.

Но у него совершенно иные цели, нежели у юного художника. Попав в дом к девушке, он осознаёт, что она была женой немца, от которого и получает по заслугам. Герой не делает из этого никаких выводов, забывает о случившемся в тот же вечер и ищет кого-нибудь, кто может удовлетворить его потребности.

Темы произведения

В своём произведении Николай Гоголь затронул темы, которые касались многих жителей Петербурга того времени. Сюда относятся:

  1. Тема города. Писатель описывает город с разных сторон и рассказывает о том, как бедность и богатство могут уживаться в одном доме. Однако Гоголь акцент делает на обманчивости. Прекрасная особа способна завести в публичный дом, а богач может оказаться бедняком, разодетым в свой лучший костюм для прогулок по улочкам Петербурга.
  2. Тема любви. По мнению автора, любовь порой бывает обманчивой, а иногда и вовсе продажной. Николай Гоголь считал, что искренние чувства не проявляются, как разврат. Символом этого становится художник, который погибает от своей любви.
  3. Тема творчества. Художник вместе со своими возвышенными чувствами не может смириться с внешним развратом, который творится на улицах его родного города. Пискарёву противно от мысли, что даже красота является продажной. Настоящее искусство никогда не окажется рядом с грубостью.

Проблемы, которые поднимает автор

Проблематика повести также заслуживает внимания, поскольку поднятые Гоголем проблемы продолжают волновать людей по сей день.

В произведении автор затрагивает:

  1. Проблему маленького человека. Пискарёв пытается спасти блудницу от её пороков, но в итоге оказывается поверженным. Один человек не может изменить полностью город. Он не смог спасти девушку, поскольку она сама не хотела этого спасения. Художнику не удалось справиться с печалью, поэтому он совершил самоубийство.
  2. Разврат и порочность города. Символом этой проблемы является блудница, которая отвергла помощь героя. Девушку устраивал её образ жизни, она была рада продавать свою красоту и получала от этого удовольствие. К сожалению, никто не способен изменить человека, который сам этого не хочет.
  3. Пошлость и мещанство. Эту проблему олицетворяет Пирогов. Человек не хочет углубляться в суть жизни, ему достаточно её поверхностного изучения. Комфорт, достаток и положение в обществе — это всё, что волновало героя.
  4. Несоответствие мечты и реальности. Художник выстраивал у себя в голове идеальную картину мира. Однако действительность оказалась далеко от его представлений, поэтому герой не смог смириться с суровой реальностью и покончил с собой.
  5. Одиночество. В трудную для Пискарёва минуту никто не смог прийти ему на помощь. Люди были заняты своими проблемами. Герой был изначально обречён на одиночество, так как отличался от остальных.

Главная мысль

Смысл произведения «Невский проспект» заключается в том, что автор хотел отразить две стороны Санкт-Петербурга. За внешней красотой города таятся пороки, а за приветливостью людей скрывается безразличие. Петербург внешним видом привлекает людей, но остаётся к ним холоден.

Своими строками автор хочет охарактеризовать две стороны жизни в этом замечательном с виду городе. Читателю может показаться, что таким образом писатель хочет уберечь его от совершения ошибок. Не стоит гнаться за красотой, которая порой бывает обманчивой. Каждый может оказаться на месте маленького человека, неспособного что-либо изменить. Для борьбы с пороками людей необходима сила воли, а если она отсутствует, тогда нет смысла за это браться.

Композиция и жанр

Композиционная структура произведения обычна и делится на части, каждая из которых является продолжением предыдущей. Повесть разделена на следующие эпизоды:

  1. Завязка. Встреча двух товарищей, отличающихся характерами и мировоззрением.
  2. Развитие событий. Автор представляет две сюжетные линии, которые развиваются параллельно. В одной из них читатель может наблюдать, как тщетно художник пытается спасти блудницу, а во второй Пирогов с энтузиазмом пытается добиться внимания замужней женщины.
  3. Кульминация также представлена двумя сюжетными линиями. В одной из них художник делает предложение падшей женщине и получает отказ, а во второй можно увидеть наказание героя мужем возлюбленной.
  4. Развязка. Пирогов оскорблённый покинул дом девушки. Похороны Пискарёва.
  5. Эпилог. Автор описывает своеобразие Невского проспекта, показывая двуличие, которое скрывается за внешней красотой.

Жанровая разновидность произведения Гоголя — повесть. Здесь несколько сюжетных линий и героев.

Направление повести — социально-критический реализм. В произведении автор поднимает проблему маленьких людей, которыми кишит город. Однако никто не придаёт им значение, они обречены на жалкое существование.

Краткий анализ повести «Невский проспект» Николая Гоголя даёт понять читателю, как относился автор к городу, в котором прожил некоторое время. Писатель не скрывает, каково его впечатление от улочек и людей, которых он видит ежедневно.

Зная всю подноготную Петербурга, автор не считает его прекрасным местом, в котором царит атмосфера для творчества.

описание повести и анализ произведения

«Невский проспект» – это повествование о двух петербуржцах, их романтических поисках, которые заканчиваются катастрофически для одного героя и с юмором для другого. Герои – символы двух типов петербуржцев: страстного романтика и практичного реалиста; но оба они становятся жертвами причудливой атмосферы петербургской жизни. История создания «Невского проспекта» связана с желанием Гоголя показать магическую силу этого места, где нельзя верить своим глазам.

Содержание

Описание повести

Вначале Гоголь знакомит нас со своеобразной панорамой шумной городской жизни, изображая Невский проспект в разные моменты в течение дня, кульминацией которого является вечерняя прогулка. Юмористический эффект повествования создается за счет перечисления предметов, которые обычно не сочетаются друг с другом, последовательно и с одинаковой интонацией.

В этот момент появляются два главных героя. Заметив двух разных молодых модниц (Пискареву приглянулась темноволосая, а Пирогову –блондинка), они расстаются и устремляются за женщинами, которые им нравятся. Романтическое путешествие Пискарева приводит его в публичный дом, где он обнаруживает, что женщина, которую он считал высокородной, на самом деле проститутка. Встревоженный, он бежит из этого места разврата и впадает в глубокие размышления. В одном из его сонных видений она предстает аристократичной особой с необъяснимой причиной пребывания в борделе, а в другом сне (под действием опиума) она появляется в окне светлого деревенского дома.

Стиль повествования непрерывно меняется на протяжении всего произведения. Гоголь переходит от насмешливого тона нравоучительной и описательной «болтовни» к саркастически-эмоциональному типу, а затем к яркой бытовой информации. Главное событие – второе путешествие Пискарева в бордель, его предложение жениться на «аристократичной красотке», ее отказ и его самоубийство. После этого автор переходит к своеобразному ухаживанию Пирогова за женой жестянщика Шиллера.

Развязка снова сосредоточена вокруг Невского проспекта. Последняя часть полна эмоций и иронии; проспект воспринимается как таинственное место, где все не то, чем кажется. В отличие от других произведений Гоголя, злые силы, связанные с Невским и Петербургом, изображаются не через элементы воображения, а через реалистичные события, которые происходят с героями – все вполне обычно.

История написания

Зарождение повести началось в 1831 году, а закончена она была в 1834 году. 10 ноября того же года было получено разрешение напечатать ее в сборнике под названием «Арабески». В этот период времени Гоголь жил в Петербурге, а также работал над другими повестями, такими как «Нос» и «Записки сумасшедшего».

Какие события повлияли на нее

«Петербургские повести» Гоголя, включая «Невский проспект», были написаны под сильным влиянием произведений Гофмана. Кроме того, Гоголь был вдохновлен романом французского писателя Жюля Жанена и, который широко читался среди образованных русских.

Эти тексты похожи на повесть Гоголя своим восхищением «падшей» женщиной, а также изображением повседневной жизни в городе, где реальность смешивается с фантазией. Описание Пискаревым опиумных грез, возможно, взято из книги Де Квинси «Признания англичанина, принимавшего опиум».

В «Невском проспекте» Гоголя жанр физиологического очерка, который является типом французской романтической литературы, включающей описания проспекта, петербургских художников и офицеров, сочетается с повествовательным сюжетом. Интригующая атмосфера Петербурга делает моральные или описательные элементы неопределенными и, следовательно, ненадежными. Это произведение оказало большое влияние на создание сборника «Физиология Петербурга», который был опубликован в 1845 году.

История публикаций

Книга Гоголя «Арабески» (1835) стала первым местом, где читатели смогли оценить «Невский проспект». В нее вошли такие повести, как «Портрет» и «Записки сумасшедшего», отрывок из его неоконченной повести «Гетман» и различные исторические, критические и педагогические статьи. Второй раз повесть появилась в печати в 1842 году в третьем томе собрания произведений Гоголя.

Критика

Прежде чем она была напечатана, Гоголь показал повесть Пушкину, который ответил, что «с удовольствием бы читал ее» и желает, чтобы цензоры разрешили ее выпуск. Виссарион Белинский упоминал о характере Пирогова с оттенком сарказма. Барон Брамбеус (Сенковский), который отрицательно относился к «Арабескам», предложил положительные замечания о «Невском проспекте».

Федор Достоевский делает ссылку на персонаж поручика Пирогова в своем произведении 1873 года «Дневник писателя», хотя оно и не было так освещено, как некоторые другие его романы, действие которых происходит в Санкт-Петербурге. По словам Достоевского, Пирогов был пророческим гением, способным предвидеть будущее; он чувствовал, что таких, как он, будет много. Для Достоевского эта фигура символизировала «бесстыдство», что является для него важным понятием. Писатели 20-го века, такие как Василий Зеньковский и Константин Мочульский, больше сосредоточились на романтическом художнике Пискареве и его борьбе между мечтой и реальностью.

Анализ произведения

«Невский проспект» – одно из произведений, известных как петербургские романы, в которых Петербург изображается как город, населенный «маленькими людьми», обычно чиновниками низшего звена, живущими непостоянной и негламурной жизнью. Но также как жуткое и сюрреалистическое место, где реальность искажена. В отличие от других рассказов, таких как «Записки сумасшедшего», «Шинель», «Портрет», в которых ярко выражены элементы фантастики, «Невский проспект» не содержит никаких фантастических компонентов; более того, его главные герои не являются государственными служащими.

Невский, который изначально строился как главная магистраль, соединяющая город с Александро-Невским монастырем (позже известным как Лавра), стал главной улицей Санкт-Петербурга после принятия нового городского плана в 1737 году. Она претерпела значительное развитие в течение конца 18-го и начала 19-го веков. Здания вдоль этого проспекта имели имперский стиль, но многие из них не сохранились до наших дней.

В начале 19 века этот проспект приобрел популярность как место для прогулок. У Александра I была ежедневная прогулка, во время которой он проходил от Фонтанки до Дворцовой площади, и стало модно, чтобы городской бомонд сопровождал его. Однако ко временам Гоголя такие бесконтрольные прогулки для царя были уже невозможны, и поэтому проспект стал престижным местом только тогда, когда прогулки совершались по вечерам.

Одновременно он стал основным местом уличной проституции, которое оставалось таковым до последних десятилетий, когда эта деятельность переместилась на Московский вокзал и Старо-Невский. Роман Гоголя заложил литературную традицию рассматривать Невский проспект как главную ось Петербурга, его символ и средоточие.

Роль произведения в творчестве Гоголя

Определенные темы появляются в нескольких других произведениях литературы авторства Гоголя. Например, злодейский персидский ростовщик из «Портрета» похож на забавного (но все же грозного) перса из «Невского проспекта», который снабжает Пискарева опиумом. Оба героя (Пискарев и Чертков) – обедневшие художники, которые поддаются навязчивым идеям (в одном случае – романтическим, в другом – связанным со славой и богатством). Это отражает сцену из «Носа», где Шиллер просит Гофмана ампутировать ему нос. Оба романа («Невский проспект» и «Записки сумасшедшего») включают мотив безответной любви, которая оказывается абсурдной и становится причиной несчастья для их главных героев.

Повесть образует естественную часть предопределенной последовательности, создавая сложную связь между ней и другими произведениями.  

Невский проспект — Индивидуальные экскурсии по Санкт-Петербургу

«Ой, не верьте этому Невскому проспекту. Все обман, все сон, все не то, чем кажется» — такими словами Николай Гоголь закончил свой одноименный рассказ о главной улице Петербурга.

Почему центральный проспект Северной столицы, ставший гораздо большим, чем просто символом города, вызвал такую ​​реакцию у известных писателей? Ведь не один Гоголь не любил Невский проспект. Другой крупный художник слова, Александр Блок, тоже предпочитал «держаться подальше» от главного проезда Петербурга.

Невский проспект ночью

Невский проспект начинался как простая грунтовая дорога, проложенная исключительно для перевозки материалов к первой русской верфи на Балтийском море – Адмиралтейству. Дорога была проложена через болото и должна была соединять верфь как с Новгородским трактом (который проходил примерно по линии современного Лиговского проспекта), так и с Александро-Невской церковью. Вообще Невский проспект появился в 1710 году как соединение двух дорог от Адмиралтейства и церкви с торговым путем. Существует легенда о зарождении Невского проспекта: считается, что дорога была построена (точнее, прорублена через лес) с двух концов. Со стороны Александро-Невской церкви его прорезали монахи, а со стороны Невы – заключенные шведы. Встреча этих двух «коридоров» произошла на месте современной площади Восстания.

Кстати, Невский проспект, как и другие сухопутные магистрали столицы, поначалу был не очень в фаворе. Царь-основатель Петербурга не только предпочитал другие транспортные решения (а именно водные), но и хотел, чтобы петербуржцы так поступали. Новая российская столица должна была соответствовать представлениям Петра I о «Северной Венеции», поэтому все должны были передвигаться по городу на лодках.

«Еще один парадокс Невского проспекта связан с нумерацией домов и солнечным освещением»

Еще один парадокс Невского проспекта связан с нумерацией домов и солнечным освещением. Удивительно, но даже стороны проспекта имеют неофициальные названия: правая — «солнечная», левая — «теневая». Это связано с особенностями северного солнечного света. Левая часть никогда не попадает в зону действия солнца, поэтому одна сторона Невского проспекта всегда остается в тени.

Такой же сюрприз с нумерацией домов на Невском проспекте. В царствование Николая I нумерация велась по официальной общей системе нумерации во всех городах Империи. Таким образом, с 1834 г. четные номера всех построек располагались справа, а нечетные — слева. Так было и в столице. Однако в 1858 году в Петербурге эта система была таинственным образом перевернута, и номера домов на Невском проспекте стали четными слева и нечетными справа.

Старинное фото Невского проспекта

Интересно и то, что Невский проспект получил свое название не сразу; историки говорят, что центральная дорога столицы в разные периоды времени имела около 15 различных названий. Фактически Невский проспект стал таковым в 1776 году, а изменение его последнего названия произошло в довоенный советский период, когда улицу назвали проспектом 25-летия Октября. Но после Великой Отечественной войны Невскому проспекту вернули историческое название, как и многим другим площадям и улицам.

Сегодня Невский проспект – знаковая улица Санкт-Петербурга. Его значение для горожан не меньше, чем Арбат для москвичей или Елисейские поля для парижан. Город на Неве невозможно представить без Невского проспекта.

Обязательные к прочтению русская литература: Николай Гоголь (1809-1852)

4 августа 2021

Многие любители русской литературы, возможно, удивятся, но именно поэзия доминировала в ней в 18 и начале 19 век, а не проза. Однако к 1830-м и 1840-м годам наряду с «Повествами Белкина» Александра Пушкина и «Героем нашего времени» Михаила Лермонтова проза приобрела большее значение, а современник Пушкина и Лермонтова Николай Гоголь уже прославился своей прозой.

Николай Гоголь был неординарным и очень разносторонним писателем. Его произведения варьируются от фантастических фольклорных сказок и страшилок, вдохновленных полуязыческими верованиями его родной деревни, до остроумной сатиры на российское общество, абсурдных рассказов с современными гротескными персонажами и очень реалистичной исторической повести, наполненной любовью и драмой. . В этой впечатляющей подборке каждый обязательно найдет для себя что-то стоящее прочтения!

Гоголь был любимым писателем Михаила Булгакова и булгаковские фантастические сцены с ведьмами и демонами из «Мастера и Маргариты» кажутся происходящими из гоголевских рассказов, более того, Булгаков говорил, что встречался с призраком Гоголя в самые трудные минуты своей жизни и она помогла ему пережить дифтерию и даже указала на дом, где впоследствии Булгаков познакомился с любовью всей своей жизни и прототипом Маргариты из романа.

Франц Кафка черпал вдохновение в произведениях Гоголя, когда писал абсурдистские страшилки из жизни скромных приказчиков, а Достоевский, скорее всего, находился под влиянием Гоголя, создавая свои образы простых людей.

И сегодня Гоголь продолжает вдохновлять художников всего мира. В России много замечательных экранизаций и постановок произведений Гоголя, в том числе одни из первых немых фильмов, снятых до революции. Итак, познакомимся поближе с этим замечательным русским писателем с непростой судьбой!

Ранний литографический портрет Николая Гоголя работы А. Венецианова

Место рождения Гоголя

Николай Гоголь происходил из старинного дворянского рода Малороссии, территории, которая сейчас известна как Украина. Его отец, Василий Гоголь-Яновский, любил театр и литературу, руководил самодеятельным театром своего друга и выступал там как актер. Он также писал пьесы и стихи на русском и украинском языках, любил собирать украинские народные сказки.

Из творчества Гоголя-старшего до наших дней почти ничего не дошло, но его сын, должно быть, вдохновился отцом, когда решил пойти по его стопам.

Портреты родителей Николая Гоголя

Когда в 1828 году Николай Гоголь переехал в Петербург с намерением посвятить себя литературе или театру, его ждало разочарование – столица Российской империи оказалась холодной, враждебный. Его мать, боготворившая сына и считавшая его гением, посылала Гоголю все деньги, которые получала от их имения, но этого было недостаточно, чтобы прокормить его в большом городе. К тому времени отец Гоголя уже умер и семья находилась в очень тяжелом положении.

Гоголь пытался стать актером, но его не приняли ни в один театр, поэтому ему пришлось занять несколько незначительных официальных должностей, чтобы поправить свое материальное положение. Там он познакомился со страшной бюрократией и почитанием тех, кто имел более высокие чины, и эти впечатления впоследствии легли в основу его «Петербургских повестей» .

Первым литературным произведением Гоголя была романтическая поэма в стихах, изданная под псевдонимом. Это было полное фиаско — требовательные петербургские читатели этого не оценили, поэтому чувствительный Гоголь на несколько лет бежал в Европу. Позже он будет делать это часто, и Рим в Италии станет его любимым местом.

Вывеска на доме, где жил Гоголь в Риме. Юлия Сату Блог

Вечера на хуторе близ Диканьки (1831-1832)

По возвращении из Европы Гоголь опубликовал ряд милых рассказов, которые якобы услышал украинский пчеловод от разных посетителей своего дома, где он устраивали вечерние посиделки – «вечерницы» – для местных жителей зимой. Этот литературный прием Гоголь позаимствовал у Александра Пушкина и его «Повестей Белкина».

Все рассказы «Вечера на хуторе близ Диканьки» пользовались мгновенным успехом – читатели полюбили их за мелодичный язык, приправленный множеством украинских слов, чувством юмора и волшебными происшествиями, которые описываются так, будто они были на самом деле. В основе всех рассказов лежат народные легенды и сказки, которые Гоголь слышал в родном селе Сорочинцы и его окрестностях.

Рассказы написаны на русском языке, но имеют эпиграфы из украинских комедий, песен и пьес и стихи из украинских народных песен. Все персонажи рассказов либо простые люди – казаки, крестьяне, кузнецы, ремесленники, либо злые силы – ведьмы, призраки, черти или другие мистические существа.

Сочельник (или Ночь перед Рождеством), Сорочинская ярмарка
и Майская ночь или Утопленница наверное самые популярные истории, во всех них отважный юноша мечтает влюбиться в прекрасную девушка и хочет жениться на ней, но на его пути возникают препятствия и магические происшествия, которые он успешно разрешает.

Сочельник Фильм (1961)

Сочельник — милая рождественская история со счастливым концом о молодом кузнеце Вакуле, который безумно влюблен в чернобровую красавицу Оксану из той же деревни и которому приходится иметь дело с дьявол, чтобы завоевать сердце, и в процессе Вакула лично встречает императрицу Екатерину II.

Известный русский композитор Николай Римский-Корсаков написал оперу Сочельник по мотивам этой повести. Сейчас это можно увидеть, например, на сцене Мариинского оперного театра в Санкт-Петербурге.

Канун Рождества также несколько раз снимался в фильмах. Наиболее известен советский фильм 1961 года, снятый на самом деле в Мурманской области, а не на Украине, так как кинематографисты хотели гарантированно снега и морозов. Почти каждая сцена в фильме создана по мотивам одноименного советского мультфильма 19-го века.51, даже актеры очень похожи на героев мультфильма. У нас есть традиция смотреть этот фильм или мультфильм по телевизору перед православным Рождеством.

Сорочинская ярмарка — еще одна очень красочная история. Не обошлось и без злых сил, и забавных приключений с героями истории много, но все заканчивается благополучно.

Кстати, знаменитая Сорочинская ярмарка, давшая название рассказу, до сих пор ежегодно проходит в этом селе. Он объединяет всех местных фермеров, которые приезжают сюда, чтобы продать свою продукцию. Раньше он проходил в последние выходные августа, в настоящее время даты перенесены на середину августа.

В «Майской ночи или Утопленнице» отважный парень и его отец, местный мэр деревни соревнуются за сердце одной и той же девушки, но парню неожиданно помогает призрак утонувшего юноши дама ночью…

А поэтические описания теплых и ароматных украинских ночей в мае заставят вас захотеть испытать их лично.

Вий Постановка Театра Табакерка

Вий (1835)

Это классическая новелла ужасов, в которой есть элементы тех пугающих историй, которые передавались из поколения в поколение из уст в уста. Она тоже очень кинематографична, и первый фильм по этой истории был снят еще в 1909 году, и театры и режиссеры продолжают ставить или показывать новые версии.

Хотя я читал эту историю раньше, когда я ходил на спектакль «Вий» в Табакерке, замечательном московском театре с крошечным и очень темным зрительным залом, я чуть не спрятался под сиденьем, когда злые силы собирался выйти на сцену, так я испугался.

Некоторые театры в Москве и Санкт-Петербурге имеют английские субтитры во время спектаклей, и вы также можете увидеть гоголевские постановки в России.

В славянском фольклоре Вием называли дьявольское существо, способное убить одним взглядом. В более поздних редакциях этой повести Гоголь убрал подробные описания других злых существ, отчего они казались еще более ужасающими.

Главный герой рассказа — семинарист Хома Брут, который вместе со своими одноклассниками пешком отправляется домой на летние каникулы. Они случайно остаются на ночь в доме ведьмы, и именно здесь начинают происходить странные вещи.

В Вий тоже есть симпатичная барышня, но в отличие от девушек из предыдущих историй она оказывается воплощением зла. На этот раз счастливого конца не будет.

Было проведено несколько психологических исследований Вия и некоторые ученые усматривают в отношениях Хомы и ведьмы сексуальный подтекст, а всю историю интерпретируют как травлю за неправильное сексуальное поведение ученика.

Начиная с Вия произведения Гоголя становятся все драматичнее, в его писании исчезает радостность и легкость.

Ответ запорожцев турецкому султану И. Репина, Русский музей

Тарас Бульба (1835)

Красивая и очень кинематографичная драма о казачьем полковнике Тарасе Бульбе и двух его сыновьях Остапе и Андрее . Они живут в Запорожской Сечи 17 го века, которая в то время находилась под властью поляков. Тарас очень гордится обоими своими сыновьями и готовит их стать храбрыми воинами и сражаться с поляками. Однако что-то идет не так – Андрей влюбляется в польскую дворянку…

Будучи подростком, я плакала над этой книгой, и она меня глубоко тронула, и во многом не согласилась с автором, и не могла поверить, что такое могло произойти в реальной жизни. Однако повесть навеяна реальной историей, произошедшей во время восстания казаков против польского владычества в 1637-1638 годах. Гоголь услышал ее от своего однокашника Григория Миклухо-Маклая.

Казаки были отдельным классом в дореволюционной России, профессиональными воинами. Их название, вероятно, происходит от турецкого «свободный человек». Они жили в украинских степях, вдоль южных границ России, на Урале и в Сибири, и все их земли вошли в состав Российской империи в 1899 г.0033-й век.

Казачество как сословие возникло в 14-15 веках, как раз в то время, когда в русских княжествах постепенно закреплялось крепостное право. В имперскую эпоху им было позволено жить свободно, но только при условии, что их мужчины будут участвовать во всех военных кампаниях Российской империи.

В 1920-е и 1930-е годы многие казаки были расстреляны или вынуждены эмигрировать, так как большинство из них воевали за Белую Армию и были против большевиков.

Когда книга Тарас Бульба была опубликована, она вызвала шквал критики среди польской интеллигенции — они были обоснованно возмущены описанием зверств поляков в книге. Большая часть территории Польши в то время входила в состав Российской империи. Тарас Бульба был издан на польском языке только в начале 21 века. Новеллу также критикуют за антисемитизм, и опять же не без оснований.

Тарас Бульба был значительно переработан самим Гоголем несколько раз после его первоначального выпуска. Мы сейчас читаем его издание 1842 года с некоторыми изменениями, взятыми из записей Гоголя 1850-х годов, и оно сильно отличается от первого издания. На протяжении всей своей литературной карьеры Гоголь был очень требователен к себе и много переделывал свои ранние сочинения, что должно было озадачивать его современников.

Тарас Бульба Фильм (2009)

Тарас Бульба много раз экранизировали и не только в России и Украине — вы можете посмотреть британскую, французскую, итальянскую, американскую и индийскую версии этой истории.

Самой популярной версией в России на данный момент является фильм 2009 года, вышедший под альтернативными названиями на английском языке The Conqueror и Iron and Blood: The Legend of Taras Bulba. Несмотря на все споры вокруг этого фильма, мы рекомендуем его к просмотру – в нем очень сильный актерский состав.

Петербургские повести (1830-е – 1840-е)

Это 5 рассказов, изданных отдельно, но объединенных одной темой – действие в них происходит в Петербурге, а их главные герои — не дворяне, как это было обычно в большинстве рассказов о городе того времени, а мелкие чиновники, ремесленники и художники, живущие очень скромной жизнью.

В них нет ни романтики, ни любви к городу, зато много фантастики и гротеска. Санкт-Петербург в прямом и переносном смысле изображается пугающим и холодным городом, в котором живет множество маленьких людей, едва сводящих концы с концами. Они благоговеют перед чиновниками высших чинов, их высшей целью в жизни может быть скопление денег на новую шинель, и они смешны и жалки.

Владимир Набоков говорил, что мир, созданный Гоголем в петербургских сказках, совершенно «кошмарный».

Невский проспект, Нос и Шинель наверное самые популярные истории из Петербургские сказки . В «Носе» главный герой однажды просыпается и понимает, что его нос исчез. Нос встречает разгуливающего по городу в мундире высокопоставленного чиновника, и тот не хочет возвращаться к своему хозяину.

В Петербурге есть целых 3 памятника носу Гоголя. Самый известный из них расположен на фасаде дома на Вознесенском проспекте, где, по словам Гоголя, жил чиновник из повести.

Правительство Ревизор/Ревизор (1836) и Мертвые души (1842)

Александр Пушкин подсказал Гоголю идеи для обоих произведений – такие шутки слышал наш знаменитый поэт, путешествуя по стране.

Ревизор — комедийная пьеса о провинциальном городке, где коррумпированные с ног до головы местные чиновники ожидают инкогнито визита инспектора и случайно принимают за него другого человека. История актуальна для сегодняшней России, где, видимо, мало что изменилось с тех пор в этом смысле.

Это обязательная часть школьной программы, и большинство школьников ходят смотреть его в театре со своим классом. Не могу сказать, что мне это нравилось еще в школе, но я не большой любитель пьес в целом, может быть, вам это покажется более привлекательным.

Оригинальные иллюстрации к «Мертвым душам» А. Агина и Э. Бернардского

Гоголь считал «Мертвые души» делом всей своей жизни и процесс его создания был очень драматичным. Гоголь назвал ее поэмой, хотя писал ее прозой и большую часть написал за границей, главным образом в Риме.

Опубликована только первая часть поэмы. Гоголь сжег вторую часть Мертвых душ незадолго до своей смерти, а третья часть так и не была написана. Идея Гоголя заключалась в том, чтобы скопировать структуру «Божественной комедии» Данте Алигьери – с Адом на Земле в первой части, Чистилищем во второй и Раем, то есть полным перерождением главных героев поэмы и искуплением их грехов, в третий.

Главный герой поэмы — обаятельный аферист Чичиков, посещает провинциальный городок и выдает себя за помещика. Чичиков знакомится с местными помещиками и пытается договориться с ними о приобретении их мертвых серфов, которые по последней переписи еще числились живыми душами. Он хочет сделать это, чтобы получить более высокий социальный статус и стать дворянином.

Во времена Гоголя в России еще существовало крепостное право, его отменили только в 1861 году. То есть помещикам принадлежали деревни с крестьянами, которых заставляли работать на них, часто в тяжелых условиях. Крестьянам было очень трудно выкупить себя и свои семьи от крепостной зависимости, но иногда это им удавалось .

Памятник Н. Гоголю на Малой Конюшенной в Санкт-Петербурге

Портреты всех помещиков — блестящие карикатуры и гротески — в каждом из них до крайности преувеличено какое-то качество их характера. Следовательно, Мертвые души часто ставят в театрах и экранизируют – все персонажи в книге очень «театральные» и актерам интересно их воплощать.

Во время работы над второй частью Мертвые души у Гоголя случилась серьезная депрессия. Он обратился к духовной литературе и мистическим текстам и захотел стать монахом. В то время Гоголь потерял почти всех своих друзей, так как общаться с писателем стало очень тяжело. Похоже, у Гоголя случился психический срыв — он сжег почти все оставшиеся рукописи, в том числе и вторую часть Мертвые души , который был почти закончен и умер после длительного голодания и затворничества.

Это очень близкое знакомство с творчеством Гоголя, но я надеюсь, что оно поможет вам узнать больше об этом загадочном человеке, оказавшем влияние на многих последовавших за ним русских писателей. Творческое наследие Гоголя очень многогранно, и я уверен, что вы найдете в нем что-то для чтения уютными домашними вечерами!

Если вы планируете литературную поездку в Россию и вам нужен совет, дайте нам знать! Мы будем рады поделиться с вами нашими предложениями или разработать для вас литературный тур.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *