Олег Вещий IX век — 912: биография кратко, годы жизни, деятельность — История России
Князь новгородский с 879 года и великий князь Киевский с 882 года.
Согласно некоторым историческим свидетельствам считается, что князь Олег являлся родственником Рюрика, а точнее братом жены Рюрика Ефанды, которая до замужества была норвежской принцессой. Точная дата его рождения неизвестна.
Власть к Олегу перешла после смерти Рюрика как к регенту его малолетнего сына Игоря.
Киевский князь
При малолетстве Игоря Олег стал проводить активную внутреннюю и внешнюю политику. В «Повести временных лет» говорится, что в 882 году Олег с большим войском захватил Смоленск и Любеч, посадил своих наместников и двинулся на Киев, где княжили варяги Аскольд и Дир, которые, по сути, узурпировали власть. Ему обманом удалось выманить их из города и убить. Киев Олегу понравился, и он сделал его столицей Древнерусского государства. Новую власть быстро признали славянские племена, в том числе поляне, северяне, древляне, ильменские словене, кривичи, вятичи, радимичи, уличи и тиверцы. Олег организовал структуру государства таким образом, чтобы в управлении территориями ему помогали местные князья и наместники.
В дальнейшем он продолжил расширение государства за счет близлежащих территорий. Под власть киевского князя в 883 году отошли земли древлян, в 884-м – северян и в 885-м – радимичей.
Походы князя
Нельзя не учитывать успехи Олега и во внешней политике. Особое место занимает борьба с Хазарским каганатом, который терроризировал восточнославянские земли, собирая с них дань. Олег сумел защитить своих подданных от их набегов. Летопись приводит его слова, обращенные к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань».
Особое место в летописях занимает легендарный поход Олега на Византию. В 907 году он снарядил большое войско, и на 2000 ладьях оно двинулось на Царьград (Константинополь). Византийцы не ожидали такого натиска и сделали все, чтобы обезопасить город, в том числе цепями перекрыли гавань. Неожиданные действия Олега напугали византийцев: он поставил все свои ладьи на колеса и при попутном ветре, на всех парусах двинулся на город. Смелость города берет: этого было достаточно, чтобы греки предложили Олегу мир и дань.
Русское войско получило по 12 гривен за каждую уключину (приспособление в борту лодки для упора весла при гребле), и в дальнейшем Византия должна была платить дань русским городам. Главным итогом мира стал договор о беспошлинной торговле Руси в Византии. Легенды рассказывают, что Олег, отмечая победу, прибил свой щит на воротах Царьграда.
Некоторые историки ставят под сомнение этот поход, называя его легендой. Тем не менее «Повесть временных лет», в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году, передает слова византийского царя к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и еще к той дани».
В той же летописи приводится его прозвище Вещий, что соответствует знающему будущее, предвидящему его. Так Олега стали называть сразу по возвращении из похода на Византию 907 года.
Легенды о Вещем Олеге
Противоречивы свидетельства обстоятельств смерти Вещего Олега. «Повесть временных лет» сообщает, что его смерти предшествовало небесное знамение – появление «звезды великой на западе копейным образом».
Есть и другие версии, но везде присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали Олегу смерть от любимого коня. О коне князь вспомнил только через несколько лет после его смерти. Олег посмеялся над волхвами, пришел на место смерти коня, встал на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.
Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца Х века, носит условный характер. Тем не менее наиболее предпочтительной датой является 912 год.
histrf.ru
Князь Олег Вещий — это… Что такое Князь Олег Вещий?
Оле́г (Ве́щий Оле́г
, др.-русск. Ольгъ, ум. 912 или 922 г.) — варяг, князь новгородский (с 879) и киевский (с 882). Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства.В летописи[1] приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее.[2] Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию.
Происхождение Олега
В летописях имеются две версии биографии Олега: традиционная, изложенная в «Повести временных лет», и по Новгородской Первой летописи, которая сохранила фрагменты более раннего летописного свода (не дошедшего до наших дней) с путаницей в хронологии.
Согласно «Повести временных лет» Олег был родичем (соплеменником) Рюрика, возможно его шурином (по Иоакимовской летописи). После смерти Рюрика в 879 году Олег стал княжить в Новгороде, поскольку сын Рюрика Игорь был ещё ребёнком.
По норманской теории предполагаемая скандинавская этимология имени свидетельствует в пользу скандинавского происхождения Олега. Русское произношение имени
Существует версия[4], что имя Олега имеет тюркские корни. Так в древнеболгарской надписи 904 года употребляется титул византийского императора как «олгу таркан», где олгу означает великий.
Историк Е.С. Галкина высказывает предположение о происхождении Олега из аланской Руси на Балтике: «Не исключено, что к аланской Руси на Балтике принадлежали киевские князья – Олег Вещий и Игорь. По крайней мере, ближайшей лингвистической параллелью к имени Олег является вовсе не «норманнское» Хельгу, а иранское Халег»[5].
Начало правления. Захват Киева
В 882 году Олег предпринял удачные походы на Смоленск и Любеч. После этого он по Днепру спустился к Киеву, где князьями были соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег заманил их к своим ладьям и, объявив им: «вы неста кнѧзѧ ни роду кнѧжѧ, но азъ єсмь роду кнѧжѧ», — и, предъявив наследника Рюрика, малолетнего Игоря, приказал убить Аскольда и Дира. Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, притворившись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те влезли в ладью, будто бы больной Олег сказал: « Аз есмь Олег князь, а се есть Рюриков Игорь княжичь»[6] — и тут же убил Аскольда и Дира.
Киев показался Олегу удобным своим расположением, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет Киев матерью городов русских». Тем самым он объединил два основных центра восточных славян (северный и южный). По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают создателем Древнерусского государства (Киевской Руси).
В течение следующих двадцати пяти лет деятельность Олега связана с расширением своей державы. Он подчинил Киеву древлян, северян, радимичей. Два последних племенных союза являлись данниками Хазарского каганата. По преданию Олег будто бы сказал: «Я неприятель им, а с вами у меня никакой вражды. Не давайте хазарам, но платите мне». Затем Олег воевал с самыми южными восточно-славянскими племенами уличей и тиверцев.
Поход на Византию
Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда. Ф. БруниВ 907 году Олег отправляется в большой военный поход к Константинополю (Царьграду). В походе, согласно «Повести временных лет», принимало участие 2000 ладей по 40 воинов в каждой. Византийский император Лев Философ отдал приказ закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом возможность варягам грабить и разорять пригороды Царьграда. Однако Олег пошёл на штурм необычным способом: « И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу»[7]. Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, кроме того, Царьград обещал выплачивать дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Главным результатом похода стало заключение торгового договора, обеспечившего свободу беспошлинной торговли русским купцам.
Сам поход некоторые современные историки считают легендарным, поскольку о нём нет ни единого упоминания со стороны византийских авторов, которые достаточно подробно описывают подобные походы в 860 и 941 годах.[8] Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 912 и 944 года. Видимо поход всё же был, но без осады Царьграда. Повесть временных лет в описании похода Игоря Рюриковича в 944 сообщает о словах византийского царя к князю Игорю: «
В 912 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезло упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». Подлинность этого соглашения подтверждается упоминанием с византийской стороны, лингвистическим анализом и сомнению не подвергается.
По версии Повести временных лет, в том же, 912 году, князь Олег погибает от укуса змеи.
Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега
В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает в 922 году.
«ИдЂ Олгъ к Новугороду, и оттуда в Ладогу. Друзии же сказают, яко идуще ему за море, и уклюну змия в ногу, и с того умре; есть могила его в ЛадозЂ.»
Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 912 года,[9] где Олег именуется великим князем русским, но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода (см. ниже).
Где-то после 912 года, согласно сообщению арабского писателя ал-Масуди,[10] флот русов из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив. Хазарский царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. В результате русы разорили побережье Азербайджана. Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому царю, однако царская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала мести за гибель единоверцев. Царь не смог (или не захотел) спасать русов, но послал им предупреждение об опасности. Битва длилась три дня и закончилась победой мусульман. 30 тыс. русов погибло. Уцелевшие 5 тысяч бежал вверх по Волге, где были истреблены буртасами и булгарами.
Имя русского предводителя в сообщении не названо, и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге «другии сказывают, будто ушёл он за море….
С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w[12], который, по данным хазарского источника, так называемого «Кембриджского документа», захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском п-ове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен последним на Константинополь. Византийцы сожгли огнём суда русов, и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хелгу, Халго.[13] Он именуется в документе «правителем Русии», что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к правлению Игоря (поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941, а поход на Персию с набегом русов в 944 году на азербайджанский город Бердаа). В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продляется до сер. 40-х гг X века, а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи.
Смерть
Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. По киевской версии («ПВЛ») его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская летопись помещает его могилу в Ладоге, но также говорит, что он ушёл «за море». В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня, и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя.
Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для изобретения русской легенды об Олеге, или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако, если Олег является историческим персонажем, то Орвар Одд — герой приключенческой саги, созданной на основе каких-то устных преданий не ранее XIII века. Вот как погиб Орвар Одд:
«И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. „Что это было, обо что я ударился ногой?“ Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришел туда, сказал он; „Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни“. После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шел путь Одда, так шел рассказ [следует виса]. И после этого умирает Одд»[14]
Некоторое время было принято отождествлять Олега с былинным богатырем Вольгой Святославичем.
Историография по Вещему Олегу
Дата смерти Олега, как и все летописные даты первого столетия русской истории (бесписьменного периода), носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI — антагониста Олега; возможно, летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате (аналогичное подозрительное совпадение — 945 — и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I). Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году (см. выше), дата 912 становится ещё более сомнительной. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.
Польский историк XVIII века Х.Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI—XVII века, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.
Летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений:
Источники
- ↑ «Повесть временных лет» \\«Древнерусская литература» в переводе Д. С. Лихачева
- ↑ Вещий — происх. от слова «ведающий», родств. слова «вещун», «ведьма» См. напр. Словарь М. Фасмера [1]
- ↑ Саксон Грамматик называет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их этническая принадлежность остаётся неясной.
- ↑ А.Г. Кузьмин, Об этнической природе варягов
- ↑ Е.С. Галкина, «Тайны Русского каганата», М., «Вече», 2002. С. 365
- ↑ Я.С. Лурье, История России в летописании
- ↑ «Повесть временных лет». Год 907.
- ↑ Походы 860 и 941 года отражены также и в западноевропейских источниках. Некоторые параллели с походом Вещего Олега в 907 году присутствуют только в датских легендах, записанных Саксоном Грамматиком в XII веке: Легендарный викинг середины IX века Рагнар Лодброк в сражении против жителей Геллеспонта поставил бронзовых коней (бронзовый конь являлся поэтическим образом корабля викингов) на колеса и направил их на врагов.
- ↑ ПВЛ. В год 6420.
- ↑ Ал-Масуди так указывает дату набега: «и год известен; это было после 300 (хиджры), только от меня ускользнуло определение года.» На основании рассказа историки определяют дату 913—914 гг.
- ↑ См. Каспийские походы русов. Поход 913/914
- ↑ Перевод имени из хазарского документа, написанного на еврейском. Написание передаёт произношение имени лишь частично, что приводит к проблеме реконструкции истинного имени, если оно не является общеупотребительным.
- ↑ Перевод Кембриджского документа
- ↑ Отрывок из саги про Орвара Одда
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Олег (князь) — это… Что такое Олег (князь)?
Оле́г (Ве́щий Оле́г, др.-русск. Ольгъ, ум. 912 или 922 г.) — варяг, князь новгородский (с 879) и киевский (с 882). Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства.
В летописи[1] приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее.[2] Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию.
Происхождение Олега
В летописях имеются две версии биографии Олега: традиционная, изложенная в «Повести временных лет», и по Новгородской Первой летописи, которая сохранила фрагменты более раннего летописного свода (не дошедшего до наших дней) с путаницей в хронологии.
Согласно «Повести временных лет» Олег был родичем (соплеменником) Рюрика, возможно его шурином (по Иоакимовской летописи). После смерти Рюрика в 879 году Олег стал княжить в Новгороде, поскольку сын Рюрика Игорь был ещё ребёнком.
По норманской теории предполагаемая скандинавская этимология имени свидетельствует в пользу скандинавского происхождения Олега. Русское произношение имени Олег возникло вероятно от скандинавского имени Helgi, что означает «посвящённый богам». В скандинавских сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig[3].
Существует версия[4], что имя Олега имеет тюркские корни. Так в древнеболгарской надписи 904 года употребляется титул византийского императора как «олгу таркан», где олгу означает великий.
Историк Е.С. Галкина высказывает предположение о происхождении Олега из аланской Руси на Балтике: «Не исключено, что к аланской Руси на Балтике принадлежали киевские князья – Олег Вещий и Игорь. По крайней мере, ближайшей лингвистической параллелью к имени Олег является вовсе не «норманнское» Хельгу, а иранское Халег»[5].
Начало правления. Захват Киева
В 882 году Олег предпринял удачные походы на Смоленск и Любеч. После этого он по Днепру спустился к Киеву, где князьями были соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег заманил их к своим ладьям и, объявив им: «вы неста кнѧзѧ ни роду кнѧжѧ, но азъ єсмь роду кнѧжѧ», — и, предъявив наследника Рюрика, малолетнего Игоря, приказал убить Аскольда и Дира. Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, притворившись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те влезли в ладью, будто бы больной Олег сказал: «Аз есмь Олег князь, а се есть Рюриков Игорь княжичь»[6] — и тут же убил Аскольда и Дира.
Киев показался Олегу удобным своим расположением, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет Киев матерью городов русских». Тем самым он объединил два основных центра восточных славян (северный и южный). По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают создателем Древнерусского государства (Киевской Руси).
В течение следующих двадцати пяти лет деятельность Олега связана с расширением своей державы. Он подчинил Киеву древлян, северян, радимичей. Два последних племенных союза являлись данниками Хазарского каганата. По преданию Олег будто бы сказал: «Я неприятель им, а с вами у меня никакой вражды. Не давайте хазарам, но платите мне». Затем Олег воевал с самыми южными восточно-славянскими племенами уличей и тиверцев.
Поход на Византию
Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда. Ф. БруниВ 907 году Олег отправляется в большой военный поход к Константинополю (Царьграду). В походе, согласно «Повести временных лет», принимало участие 2000 ладей по 40 воинов в каждой. Византийский император Лев Философ отдал приказ закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом возможность варягам грабить и разорять пригороды Царьграда. Однако Олег пошёл на штурм необычным способом: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу»[7]. Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, кроме того, Царьград обещал выплачивать дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Главным результатом похода стало заключение торгового договора, обеспечившего свободу беспошлинной торговли русским купцам.
Сам поход некоторые современные историки считают легендарным, поскольку о нём нет ни единого упоминания со стороны византийских авторов, которые достаточно подробно описывают подобные походы в 860 и 941 годах.[8] Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 912 и 944 года. Видимо поход всё же был, но без осады Царьграда. Повесть временных лет в описании похода Игоря Рюриковича в 944 сообщает о словах византийского царя к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».
В 912 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезло упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». Подлинность этого соглашения подтверждается упоминанием с византийской стороны, лингвистическим анализом и сомнению не подвергается.
По версии Повести временных лет, в том же, 912 году, князь Олег погибает от укуса змеи.
Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега
В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает в 922 году.
«ИдЂ Олгъ к Новугороду, и оттуда в Ладогу. Друзии же сказают, яко идуще ему за море, и уклюну змия в ногу, и с того умре; есть могила его в ЛадозЂ.»
Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 912 года,[9] где Олег именуется великим князем русским, но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода (см. ниже).
Где-то после 912 года, согласно сообщению арабского писателя ал-Масуди,[10] флот русов из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив. Хазарский царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. В результате русы разорили побережье Азербайджана. Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому царю, однако царская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала мести за гибель единоверцев. Царь не смог (или не захотел) спасать русов, но послал им предупреждение об опасности. Битва длилась три дня и закончилась победой мусульман. 30 тыс. русов погибло. Уцелевшие 5 тысяч бежал вверх по Волге, где были истреблены буртасами и булгарами.[11]
Имя русского предводителя в сообщении не названо, и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге «другии сказывают, будто ушёл он за море….
С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w[12], который, по данным хазарского источника, так называемого «Кембриджского документа», захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском п-ове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен последним на Константинополь. Византийцы сожгли огнём суда русов, и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хелгу, Халго.[13] Он именуется в документе «правителем Русии», что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к правлению Игоря (поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941, а поход на Персию с набегом русов в 944 году на азербайджанский город Бердаа). В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продляется до сер. 40-х гг X века, а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи.
Смерть
Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. По киевской версии («ПВЛ») его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская летопись помещает его могилу в Ладоге, но также говорит, что он ушёл «за море». В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня, и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя.
Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для изобретения русской легенды об Олеге, или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако, если Олег является историческим персонажем, то Орвар Одд — герой приключенческой саги, созданной на основе каких-то устных преданий не ранее XIII века. Вот как погиб Орвар Одд:
«И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. „Что это было, обо что я ударился ногой?“ Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришел туда, сказал он; „Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни“. После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шел путь Одда, так шел рассказ [следует виса]. И после этого умирает Одд»[14]
Некоторое время было принято отождествлять Олега с былинным богатырем Вольгой Святославичем.
Историография по Вещему Олегу
Дата смерти Олега, как и все летописные даты первого столетия русской истории (бесписьменного периода), носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI — антагониста Олега; возможно, летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате (аналогичное подозрительное совпадение — 945 — и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I). Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году (см. выше), дата 912 становится ещё более сомнительной. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.
Польский историк XVIII века Х.Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI—XVII века, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.
Летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений:
Источники
- ↑ «Повесть временных лет» \\«Древнерусская литература» в переводе Д. С. Лихачева
- ↑ Вещий — происх. от слова «ведающий», родств. слова «вещун», «ведьма» См. напр. Словарь М. Фасмера [1]
- ↑ Саксон Грамматик называет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их этническая принадлежность остаётся неясной.
- ↑ А.Г. Кузьмин, Об этнической природе варягов
- ↑ Е.С. Галкина, «Тайны Русского каганата», М., «Вече», 2002. С. 365
- ↑ Я.С. Лурье, История России в летописании
- ↑ «Повесть временных лет». Год 907.
- ↑ Походы 860 и 941 года отражены также и в западноевропейских источниках. Некоторые параллели с походом Вещего Олега в 907 году присутствуют только в датских легендах, записанных Саксоном Грамматиком в XII веке: Легендарный викинг середины IX века Рагнар Лодброк в сражении против жителей Геллеспонта поставил бронзовых коней (бронзовый конь являлся поэтическим образом корабля викингов) на колеса и направил их на врагов.
- ↑ ПВЛ. В год 6420.
- ↑ Ал-Масуди так указывает дату набега: «и год известен; это было после 300 (хиджры), только от меня ускользнуло определение года.» На основании рассказа историки определяют дату 913—914 гг.
- ↑ См. Каспийские походы русов. Поход 913/914
- ↑ Перевод имени из хазарского документа, написанного на еврейском. Написание передаёт произношение имени лишь частично, что приводит к проблеме реконструкции истинного имени, если оно не является общеупотребительным.
- ↑ Перевод Кембриджского документа
- ↑ Отрывок из саги про Орвара Одда
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Князь Вещий Олег
Князь Олег после смерти Рюрика в Новгороде стал как бы регентом при малолетнем Игоре (сын Рюрика). В то время в Киеве правили варяги Аскольд и Дир. Город был сильно укреплен поэтому Олег пошел на хитрость. Под видом купца едущего в Царьград остановился в Киеве и пригласил князей Аскольда и Дира на ужин. Затем с помощью дружинников убил их и захватил город. При взятии Константинополя Олег применил хитрость : он несколько кораблей поставил на колеса и прикрываясь ими как щитом подошел к стенам города. Видя неизбежность взятия город сдался. Византия выплатила крупную контрибуцию и Русичи получили большие льготы и в городе и в торговле. А чтоб не забывали Олег свой щит повесил на ворота Константинополя. Погиб Олег по одной версии в бою, по другой от укуса змеи.
Вещий Олег
Но как установили современные историки, Олег, скорее всего, не был родственником Рюрика, как и Игорь не был сыном Рюрика. Больше того, и Олег, и Игорь были представителями совершенно иной княжеской династии — из Аланской Руси, расположенной в Прибалтике, возможно, на острове Сааремаа.
В Прибалтику русы-аланы пришли в IX веке, после того, как по наущению хазар, племена венгров-кочевников разгромили Русский каганат — государство русов-аланов на реке Дон. Видимо, уже в том же IX веке русы-аланы в Прибалтике были славянизированы, т.е. стали говорить по-славянски. Именно из этой Аланской Руси вышли Олег Вещий и Игорь Старый, а княжеская династия из этих русов-аланов утвердилась у славянских племен уже после смерти варяжского князя Рюрика и его братьев.
На связи династии Олега и Игоря с иранскими корнями (аланы принадлежат к народам иранской языковой группы) указывает немало фактов. В частности, само имя Олег явно восходит к тюркскому «Улуг» — имени и титулу, со значением «великий». Имя «Улуг» в форме «Халег» с тем же значением известно и у ираноязычных племен.
«Повесть временных лет» сообщает, что уже через три года после вокняжения в Новгороде, в 882 году, Олег с большим войском уходит из Новгорода на юг, завоевывает Смоленск, Любеч, а потом и Киев, убив при этом правивших там Аскольда и Дира. Именно Олег объединяет под своей властью северо-западные и южные славянские земли, занимает Киев и объявляет подвластные ему территории единой Русской землей, а Киев — столицей своего государства. С тех пор и появилось выражение: «Киев — мать городов русских». Олег установил дани словенам, кривичам, мери и приказал давать дань варягам от Новгорода по 300 гривен в год. Эта дань, согласно «Повести временных лет», платилась варягам вплоть до смерти князя Ярослава, т.е. до середины XI века. От русов, которые у славян стали князьями, славянские земли прозвались Русской землею или Русью. Позднее, уже в научной исторической литературе, государство, возникшее в конце IX в. в землях восточных славян, назовут Киевской Русью.
Возможно, князь Олег поставил задачу собирания всех «Русий» в нечто единое. Поэтому, скорее всего, именно князь Олег объединил под своей властью разные этнические группы руси и положил основание тому социально-политическому образованию, которое в «Повести временных лет» получило название «род русский». Не случайно в одном месте (под 856 годом) «Повесть временных лет» именно с Олега начинает перечисление русских князей, даже не вспоминая о Рюрике.
В 883 г. Олег покорил древлян и обложил их «тяжелой» данью, а в 884 и 885 гг. возложил дань на северян и радимичей, которые до того платили дань хазарам. Но пограничных с хазарами северян и радимичей Олег, по сути, освобождает от дани, возлагая на них дань «легку». Вообще возложение «легкой» дани на эти два племени очень знаменательно. Возможно, что оно является отголоском давнего конфликта между Русским каганатом, наследником которого была Аланская Русь в Прибалтике, и хазарами. Возложение на северян «легкой» дани заставляет думать, что собирание Олегом земель под властью «рода русского» в конце IX века — это ответ на события 30-х годов IX столетия, когда Русский каганат был разгромлен хазарами в союзе с венграми. Видимо, Олег стремился вернуться в исторически принадлежащий Аланской Руси регион.
Под 907 годом летопись сообщает о походе Олега на Византию. Под знаменами Олега выступили варяги, словене, чудь, кривичи, меря, древляне, радимичи, поляне, северяне, вятичи, хорваты, дулебы и тиверцы. Согласно летописи войско Олега двигалось на 2000 кораблях, в каждом из которых было по 40 воинов, т.е. всего у Олега насчитывалось 80 000 человек. Оказавшись под стенами Царьграда, Олег повелел поставить ладьи на колеса. Подняв паруса, с попутным ветром русские войска приблизились к городу. Греки, увидев это, испугались и поспешили заключить мир, сказав Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». В знак победы, он повесил на вратах Царьграда свой щит. Грекам же Олег велел сшить для своих ладей паруса, да непростые, а из дорогих материй — из паволок и шелка. Греки исполнили волю киевского князя, и русские ладьи под богатыми парусами вернулись в Киев.
После этого похода между греками и киевскими русами был подписан договор, согласно которому Олег взял с греков большую дань: по 12 гривен на каждого человека, участвовавшего в походе, а также дань для русских городов Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча и других, в которых сидели «великие князья».
Но некоторые историки предполагают, что этот рассказ — поздняя вставка в летопись, появившаяся, возможно, в результате даже нескольких редактирований только в XII веке. Скорее всего, Олег совершил только один поход на Царьград — в 911 году, под которым летопись подробно пересказывает договор Руси с Греками.
Текст этого договора знаменателен. Прежде всего, в договоре идет речь только о русах, и ни словом не упоминаются славянские племена. Во-вторых, русы показаны как разноэтничный конгломерат — «род русский». Об этом свидетельствуют имена послов «от рода русского»: Веремуд (Вельмуд), Карлы, Фарлоф, Рулав, Стемид, Фрелав, Актеву, Гуды, Труар и др. Эти имена в большинстве могут быть объяснены, главным образом, из кельтских, иллирийских, иранских, фризских и финских языков. Но характерно, что этот договор Олега, как, впрочем, и более поздний договор Игоря, записан по-славянски, что говорит о славяноязычии княжеских дружин.
В-третьих, у русов преобладают кровнородственные отношения — наследство без завещания передается только ближайшим младшим родственникам. В-четвертых, из текста договора видно, что основные занятия русов — воинское дело и торговля. При этом русы вели активную работорговлю и имели личных рабов — «челядинов», что не характерно для славян. И еще одна особенность — все русы в договоре предстают язычниками. Они так и противопоставляются грекам, как «русские» — «христианам».
К концу правления Олега под его властью находились несколько славянских племенных союзов. Впрочем, на протяжении всего X века состав земель (племенных союзов) под властью киевских князей все время менялся — какие-то земли то выходили из-под их власти, то заново завоевывались.
О смерти Олега в «Повести временных лет» сохранилась красивая легенда. Еще до похода на греков был у киевского князя любимый конь. Но однажды спросил князь языческого волхва: «Отчего я умру?» И ответил ему волхв: «Князь! Умрешь ты от коня твоего любимого, на котором ездишь — от него тебе умереть!». Запали эти слова в душу Олега, и сказал он: «Никогда не сяду я на этого коня и не увижу его более». И повелел он кормить коня, но сам на него больше не садился. Прошло несколько лет, и Олег вспомнил предсказание волхва. Позвал тогда князь конюха и спросил его: «Где мой конь, которого я приказал кормить и беречь?» А тот ответил: «Умер конь». Засмеялся Олег: «Неправду сказали волхвы, конь уже умер, а я жив». И поехал Олег посмотреть на то место, где лежали останки коня — кости и череп. Увидев конский череп, Олег наступил на него ногой и снова рассмеялся: «Не от этого ли черепа смерть мне принять?!» И тут из черепа выползла змея и ужалила князя в ногу. Разболелся князь и скоро умер.
На самом деле, разные летописи по-разному указывают время и место гибели Олега. В одних сообщается о смерти Олега в Киеве, в других — о том, что Олег окончил свои дни на севере, в городе Ладоге или даже за морем.
В соответствии со сведениями богемских хроник, возможно, у Олега Вещего был сын, названный также Олегом. Этот Олег, после смерти отца, вел войну с захватившим Киев Игорем, а потом бежал в Моравию, где прославился как воин и полководец.
www.protown.ru
Киевский князь Вещий Олег, князь новгородский и киевский Олег Вещий.
Вещий Олег – легендарный древнерусский воевода.
Князь Новгородский (879-882)
Князь Киевский (882-912)
Прозвище Вещий (то есть знающий будущее), получил по возвращении из похода на Византию 907 года. Он «отказывается принять у побежденных греков отравленную снедь (в этом — дар провидца, «Вещего») и прибивает щит к вратам Царь-града, «показуя победу».
Само имя «Олег» скандинавского происхождения («Ангел»).
Князь Олег Вещий
О происхождении Олега существует две версии: некоторые фрагменты с путаницей в хронологии по Первой Новгородской летописи и традиционная, изложенная в «Повести временных лет», согласно которой Олег является родичем Рюрика (брат его жены Ефанды, опекун малолетнего князя Игоря). После смерти Рюрика в 879 году Олег получил правление княжеством, так как Игорь был еще мал. В течение трех лет Олег остается в Новгороде и после улучшения своего положения со своей дружиной отправляется на юг, по речной линии Волхов-Днепр. Покоряя по пути встречающиеся города и захватив хитростью Киев, Олег основывается здесь. Объединяет два основных центра восточных славян (северный и южный) в центр объединенного государства, объявив: «Да будет Киев матерью городов русских». Согласно летописи именно Киевский Князь Вещий Олег стал создателем Древнерусского государства (Киевской Руси) и традиционно датируют 882 годом.
Киевский князь Вещий Олег
В следующие 25 лет Олег расширяет свою державу. Подчинил Киеву радимичей, древлян и северян, уничтожил зависимость от хазар. По преданию Олег сказал им: «Я неприятель им, а с вами у меня никакой вражды. Не давайте хазарам, но платите мне». Укрепив свое влияние, наложением дани и оградив границы от нападений соседей-кочевников, в 907 году Олег отправляется в Византию, в военный поход к Константинополю. Со стороны византийских авторов нет ни одного упоминания о походе, но некоторые современные историки считают его легендарным.
Согласно «Повести временных лет» в походе принимало участие две тысячи ладей, в каждой по сорок воинов. Византийский царь преградил дорогу в город – закрыл ворота и загородил цепями гавань, но Олег пошел на штурм иным путем: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испугавшись, греки предложили Олегу мир и дань, и в знак победы Олег прибил к воротам Царьграда свой щит. Основным результатом похода стало заключение договора, который обеспечивал беспошлинную торговлю русским купцам. По договору Олег за каждую уключину получил по 12 гривен и кроме этого Царьград обязался выплачивать дань на русские города. В 911-912 году Олег послал своих послов в Царьград утвердить договор между греками и Русью, но с договора исчезло уже упоминание о беспошлинной торговле. В данном договоре Олега именуют «великим князем русским». Подлинность соглашения подтверждается лингвистическим анализом и сомнению не подлежит.
В том же, 912 году Олег погибает. Существует несколько противоречивых версий обстоятельства гибели Вещего Олега, но везде присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По сказаниям «Повести временных лет» волхвы предсказали Олегу смерть от своего любимого коня. Он приказал увести коня и по прошествии четырех лет, вспомнив, о предсказании посмеялся. Решив посмотреть на кости коня, он наступил ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Но в черепе жила ядовитая змея, которая и ужалила Олега.
В исландской саге о Орваре Одде (XIII в.) герой получает предсказание от оскорбленной им вещуньи и убивает своего коня. Уже стариком он спотыкается о череп коня, ударяет его копьем и выползшая змея жалит Одда.
По одной летописной версии (послужившей Пушкину сюжетом для стихотворения «Песнь о Вещем Олеге») Олег умер в Киеве, по другой – на севере и похоронен в Ладоге, по третьей – за морем.
После смерти Олега процесс последующего создания державы Рюриковичей стал уже необратимым. Заслуги его в этом трудно переоценить.
Великий сын земли Русской — Князь Олег Вещий -язычник и великий воитель-жрец сумел подняться над собственной религиозной ограниченностью во имя развития культуры, просвещения и великого будущего народов России, которое стало уже неизбежным после обретения ими одного из своих главных сокровищ — славянской письменности и русской азбуки.
Скачать реферат Вещий Олег
kremlion.ru
Князь Олег. — Украина
Князь Олег (Вещий)— Первый великий князь Киевский.
Годы княжения приблизительно: 869—912. Летописное предание связывает появления Олега в России с призванием Варягов, называет его князем Урманским (т. е. Норманнским), шурином князя Игоря, а иногда племянником Рюрика. «Регентство» Олега (869 г.) летопись объясняет его родством с Рюриком, который, умирая, вручил свое княжество за малолетством сына Игоря Олегу.
Впрочем, есть случаи, где Олег называется воеводой Игоря. Княжение свое Олег начал в Новгороде и скоро прославился «устройством земли», завоевательной и дипломатической деятельностью: он строил города и устанавливал подати, покорял соседние народы и облагал их данью, пытался заводить дипломатические сношения с Византией, вполне понимая важность их для народа, жившего по великому пути «из Варяг в Греки». Этот период его княжения Новгородский летописец называет «те времена и лета Ольговы».
В Новгороде Олег княжил три года (до 872 г.), а затем начал свое движение на юг, стремясь распространить и закрепить на нем свою княжескую власть. Прежде всего он овладел городом днепровских кривичей — Смоленском, затем Любечем в земле северян. Оба города он закрепил за собой, посадив в них наместников с достаточным гарнизоном.
Двигаясь на юг вниз по Днепру, Олег дошел до Киева, вкотором, по летописному преданию, княжили отделившиеся от дружины Рюрика мужиего — Аскольд и Дир. Олег выманил их хитростью из города и, убив, завладелКиевом. Последний он сделал своим стольным городом и назвал «матерьюгородов русских».
С присоединением земель, подвластных киевским князьям Олегзавладел всем великим водным путем, а чтобы обезопасить его от набеговкочевников, решил утвердить свое могущество в степях. С этой целью им былпостроен ряд городков и острожков. Укрепив ими свои юго-восточные границы, Олеграспространил свое завоевательное движение к востоку и западу от Днепра. Так, в883 году он за ставил древлян платить ему дань по черной кунице с дыма.
В 885 г. Олег пошел на северян, плативших дань хозарам и,покорив, обложил их легкой данью, имея в виду показать преимущества русскойвласти пред хозарским игом. По-видимому, благодаря такому образу действийОлега, радимичи в 885 г. согласились давать ему дань, которую они платилипрежде хозарам. После многолетней борьбы (по летописи 20 лет) Олег покорилдулебов, хорватов и тиверцев. Уличей ему совсем не удалось подчинить своейвласти. Упорное сопротивление их объясняется тем, что племена эти смалочисленным и слабым торговым классом не видели смысла в соединении с Русью.
В 907 году Олег, собравши многочисленное войско из варягов,новгородских славян, полян, чуди, кривичей, мери, северян, древлян, радимичей,хорватов, дулебов и тиверцев, сушей и морем двинулся в поход на Царьград.Подобного рода предприятия пользовались сочувствием окрестных племен, связанныхторговыми интересами с Русью и Византией. Этот поход Олега, имевший важноезначение для дальнейшего развития Киевского княжества, врезался в народнуюпамять. Предания украшают его баснословными подробностями, указывающими на то,что народ считал его крупным военным предприятием, отличным от случайныххищнических набегов. Летописный рассказ об осаде и взятии Царьграда расцвеченвымыслом, возвышающим храбрость, а главное — хитрость князя, превзошедшего еюгреков.
Испуганные Олегом императоры греческие, не допуская русскогокнязя штурмовать их столицу, предложили ему путем переговоров придти к мирномусоглашению. Олег принял это предложение и послы его заключили с грекамиусловия, по которым греки должны были дать по 12 гривен на корабль и уклады нате русские города, где сидели Олеговы мужи. На основании этих условий былзаключен мир, подтвержденный клятвой обеих сторон. Русские выговорили себеправо в течение шести месяцев брать у греков съестные припасы (месячину) имыться в банях сколько угодно. Торговать им разрешалось повсюду беспошлинно.При отправлении русских в обратный путь греки обязывались снабдить их провизиейи корабельными снастями. Византийские императоры внесли в договор статьи,согласно которым русские могли входить в город лишь в сопровождении греческихчиновников, чрез заранее указанные ворота, без оружия, и не более 50 человексразу, и селиться в месте, указанном правительством. Этот первый договор Олегасохранился не в полном своем составе, а лишь в летописном пересказе.
Олег возвратился на родину с богатой добычей и слава о егоудачном походе разнеслась повсюду. Народ назвал князя, победившего хитрыхгреков, — Вещим. В 911 году Олег, от имени своего и «иже суть под рукойего светлых бояр», послал — «от рода русского», в Царьградпослов, которые и заключили известный договор русских с греками 911 г. Заключенон в сентябре 911 г. при императорах Льве, Александре и Константине. Из текставидно, что в России того времени было много князей, частью туземных,славянского происхождения, частью иноземных пришлецов, управлявших целой»волостью». Содержание договора определяет основания для обвинениярусского или грека в преступлении. Затем, в договоре русские и грекиобязывались помогать взаимно торговым кораблям тех и других, попавшим внесчастье. Договор обязывал также выкупать русских и греческих невольников ивоеннопленных тех стран, куда будут ездить купцы договаривающихся сторон.Согласно договору, русским разрешалось, между прочим, служить у греческихимператоров. По заключении договора императоры богато одарили послов и далиприказ водить их по церквям и знакомить с христианской верой.
В 912 году послы возвратились в Киев. Есть предание, что осенью того жегода Олег ходил на север в Новгород и Ладогу, где и скончался. О смерти егосуществует поэтическое сказание, известное в стихотворной обработке Пушкина.Личность и деятельность Олега вообще многократно служили предметамилитературной обработки.
grandukraine.com