Эпоха Возрождения | это… Что такое Эпоха Возрождения?
Эпоха Возрождения
Запрос «Ренессанс» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Ренессанс |
---|
Культура |
Архитектура |
География |
Англия |
«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи
Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.
Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.
Содержание
|
Общая характеристика
Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.
Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др. ), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.
Периоды эпохи
Раннее Возрождение
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.
Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.
Боттичелли С. Мадонна с гранатом. Ок. 1490
Высокое Возрождение
Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.
Северное Возрождение
Основная статья: Северное Возрождение
Замок Шамбор во Франции. 1519—1547
Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».
Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.
Выдающиеся представители — Ян ван Эйк (ок. 1390—1441), Рогир ван дер Вейден (1399 или 1400—1464), Гуго ван дер Гус, Питер Брейгель Старший (1525/1530—1569).
Человек эпохи Возрождения
Основная статья: Ренессансный гуманизм
Наука
Гольбейн Г. Портрет Томаса Мора. 1527
Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.
Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты, многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.
В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации.[1]
Философия
Основная статья: Философия Возрождения
В XV веке (1459) во Флоренции возрождается Платоновская академия в Кареджи.
Пико делла Мирандола (в центре), Марсилио Фичино (слева) и Анджело Полициано
Философы эпохи Возрождения
- Николай Кузанский
- Леонардо Бруни
- Марсилио Фичино
- Пико делла Мирандола
- Лоренцо Валла
- Манетти
- Пьетро Помпонацци
- Жан Боден
- Монтень
- Томас Мор
- Эразм Роттердамский
- Мартин Лютер
- Кампанелла
- Джордано Бруно
Литература
Основная статья: Литература эпохи Возрождения
Иллюстрация к роману «Дон Кихот». Grandville, 1848
В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.
Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.
Дж. Уотерхауз. Декамерон. 1916
С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни.
Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания)
Изобразительное искусство
Леонардо да Винчи. Мона Лиза. Фрагмент. Париж, Лувр
Основная статья: Изобразительное искусство Возрождения
Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.
Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане.
Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.Архитектура
Основная статья: Архитектура Возрождения
Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в цуй
к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция. Жемчужина ренессансной архитектуры
Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Над созданием зданий там трудились великие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.
Музыка
Основная статья: Музыка эпохи Возрождения
В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova» («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах — английской (XV в.), нидерландской (XV—XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.).
Фламандский композитор XV в. Г. Дюфаи
Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежён). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. и Дж. Габриели). В период Контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в «очищенном», «прояснённом» виде. Вместе с тем в искусстве Палестрины нашли отражение и некоторые ценные завоевания светской музыки эпохи Возрождения. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле. В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической среде, и скрипки — инструмента народного происхождения.
Примечания
- ↑ Лекция 7. Научное знание в эпоху Возрождения. Часть 1
Источник
- Большая Советская Энциклопедия
Ссылки
- Виртуальная галерея живописи художников итальянского Возрождения
- Виртуальная галерея живописи художников Северного Ренессанса
- Шедевры архитектуры и скульптуры Эпохи Возрождения
- Сайт, посвященный творчеству Микеланджело
- Society for Renaissance Studies
- Ливанова Т. «История западноевропейской музыки до 1789 года (Эпоха Возрождения)
Литература
- Искусство раннего Возрождения — М.: Искусство, 1980. — 257 с.
- История искусства: Ренессанс — М.: Издательство АСТ, 2003. — 503 с.
- Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение — ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 128 с.
- М. Л.Андреев. Инновация или реставрация: казус Возрождения // Вестник истории, литературы, искусства. М.: Наука. Т. 1, 2005, с. 84-97.
Наука · Литература · Изобразительное искусство · Архитектура · Музыка · Философия
Эпоха Возрождения | это… Что такое Эпоха Возрождения?
Эпоха Возрождения
Запрос «Ренессанс» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Ренессанс |
---|
Культура |
Архитектура |
География |
Англия |
«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи
Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.
Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.
Содержание
|
Общая характеристика
Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.
Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др. ), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.
Периоды эпохи
Раннее Возрождение
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.
Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.
Боттичелли С. Мадонна с гранатом. Ок. 1490
Высокое Возрождение
Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.
Северное Возрождение
Основная статья: Северное Возрождение
Замок Шамбор во Франции. 1519—1547
Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».
Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.
Выдающиеся представители — Ян ван Эйк (ок. 1390—1441), Рогир ван дер Вейден (1399 или 1400—1464), Гуго ван дер Гус, Питер Брейгель Старший (1525/1530—1569).
Человек эпохи Возрождения
Основная статья: Ренессансный гуманизм
Наука
Гольбейн Г. Портрет Томаса Мора. 1527
Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.
Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты, многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.
В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации.[1]
Философия
Основная статья: Философия Возрождения
В XV веке (1459) во Флоренции возрождается Платоновская академия в Кареджи.
Пико делла Мирандола (в центре), Марсилио Фичино (слева) и Анджело Полициано
Философы эпохи Возрождения
- Николай Кузанский
- Леонардо Бруни
- Марсилио Фичино
- Пико делла Мирандола
- Лоренцо Валла
- Манетти
- Пьетро Помпонацци
- Жан Боден
- Монтень
- Томас Мор
- Эразм Роттердамский
- Мартин Лютер
- Кампанелла
- Джордано Бруно
Литература
Основная статья: Литература эпохи Возрождения
Иллюстрация к роману «Дон Кихот». Grandville, 1848
В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.
Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.
Дж. Уотерхауз. Декамерон. 1916
С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни.
Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания)
Изобразительное искусство
Леонардо да Винчи. Мона Лиза. Фрагмент. Париж, Лувр
Основная статья: Изобразительное искусство Возрождения
Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.
Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.
Архитектура
Основная статья: Архитектура Возрождения
Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в цуй
к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция. Жемчужина ренессансной архитектуры
Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Над созданием зданий там трудились великие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.
Музыка
Основная статья: Музыка эпохи Возрождения
В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova» («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах — английской (XV в.), нидерландской (XV—XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.).
Фламандский композитор XV в. Г. Дюфаи
Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежён). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. и Дж. Габриели). В период Контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в «очищенном», «прояснённом» виде. Вместе с тем в искусстве Палестрины нашли отражение и некоторые ценные завоевания светской музыки эпохи Возрождения. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле. В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической среде, и скрипки — инструмента народного происхождения. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров — сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.
Примечания
- ↑ Лекция 7. Научное знание в эпоху Возрождения. Часть 1
Источник
- Большая Советская Энциклопедия
Ссылки
- Виртуальная галерея живописи художников итальянского Возрождения
- Виртуальная галерея живописи художников Северного Ренессанса
- Шедевры архитектуры и скульптуры Эпохи Возрождения
- Сайт, посвященный творчеству Микеланджело
- Society for Renaissance Studies
- Ливанова Т. «История западноевропейской музыки до 1789 года (Эпоха Возрождения)
Литература
- Искусство раннего Возрождения — М.: Искусство, 1980. — 257 с.
- История искусства: Ренессанс — М.: Издательство АСТ, 2003. — 503 с.
- Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение — ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 128 с.
- М. Л.Андреев. Инновация или реставрация: казус Возрождения // Вестник истории, литературы, искусства. М.: Наука. Т. 1, 2005, с. 84-97.
Эпоха Возрождения п··р
Наука · Литература · Изобразительное искусство · Архитектура · Музыка · Философия
Когда был Ренессанс? Ключевые факты о динамической эпохе
Описание
Ренессанс Флоренция Италия
Источник
Suttipong Sutiratanachai / Moment / Getty
. Ренессанс, вы, вероятно, думаете о «Моне Лизе», потолке Сикстинской капеллы и Давиде Микеланджело. Но когда был Ренессанс и как его революционные движения изменили ход истории человечества? Взгляните на несколько ключевых фактов о главных событиях, исторических личностях и культурных движениях эпохи Возрождения.
Возрождение: когда и где
Возрождение, также известное как итальянское Возрождение, началось в 14 веке и закончилось в 17 веке. Это было культурное и экономическое «возрождение» после Средневековья и считается началом Нового времени. Возрождение началось во Флоренции, Италия, с таких ученых, как Франческо Петрах, которого историки считают «отцом Возрождения».
Конец Средневековья
Средневековье (в частности, Раннее Средневековье) часто называют Темными веками прежде всего потому, что не так много исторических записей, как в эпоху классической античности (700 г. до н.э. – 500 г. н.э.). ). Другая причина этого прозвища заключается в том, что так называемые «темные века» не произвели столько могущественных лидеров и блестящих мыслителей, как Римская империя до этого. Однако с его обширными историческими записями и бесконечным списком культурных и политических лидеров Ренессанс положил конец любой предполагаемой тьме в эту эпоху.
Итальянский эпицентр
Великий голод и Черная смерть в начале 14-го века опустошили бедные классы Европы, застопорив экономику среднего класса. Однако те, кто принадлежал к более состоятельным кругам Европы, особенно Италии, оказались с большим количеством дополнительных денег после того, как пережили двойной кризис. Это позволило таким людям, как Медичи, покровительствовать искусству и вкладывать средства в научные достижения.
Кроме того, эпоха Возрождения вернула классические идеи Древней Греции и Рима, двух средиземноморских культур, широко представленных в Италии. Италия также была домом для католической церкви и Священной Римской империи, чья власть и богатство контролировали большую часть Европы в конце средневековья.
Глобальное влияние
Однако движения эпохи Возрождения не остались в пределах итальянских границ. Политические, философские, художественные и научные идеи, зародившиеся в Италии, распространились во Францию, затем в Испанию, Англию и другие регионы Западной Европы. Польша, Венгрия и Россия также находились под сильным влиянием Ренессанса, особенно его архитектурного дизайна.
Такое распространение произошло во многом благодаря изобретению Иоганном Гутенбургом печатного станка, который мог воспроизводить сотни печатных страниц в день. Кроме того, европейские исследователи, такие как Христофор Колумб и Фердинанд Магеллан, отправились в новые миры и распространили влияние европейской культуры в ту эпоху.
Период Просвещения
Хотя католическая церковь препятствовала светским движениям в пределах своей сферы влияния, она не могла остановить глобальное влияние Ренессанса. Но что такое Ренессанс и почему так угрожает Церкви? Таковы основные идеи и движения европейского Возрождения.
Возвращение к классической древности
Классическая древность была периодом, лучше всего описанным ее ведущими мыслителями. Это было время расцвета политической и философской мысли, которая привела к нашим современным системам демократии, права и человеческого экзистенциализма. Но эти ценные мысли были бы навсегда потеряны для истории, если бы не возродились в эпоху Возрождения.
Благодаря печатному станку давно похороненные (и непереведенные) работы греческих философов, таких как Платон и Сократ, могли быть распространены среди широких масс. Влияние исламских систем образования и классической литературы способствовало университетскому обучению как для богатых, так и для бедных. Впервые в Европе интеллект считался важным — или даже более важным — чем связь с Богом.
Гуманистическое движение
В школе учащиеся сосредотачиваются на гуманистических текстах и философии. Гуманизм, который придерживался принципов человеческого существования, а не религиозной жизни, был движущей силой большинства культурных достижений эпохи Возрождения.
Это началось после Черной смерти, которая ослабила контроль Церкви в Италии и заставила людей задуматься о своей человечности, как никогда раньше. Художники создавали произведения, воспевающие красоту человеческого тела и нетронутую природу. Гуманисты ставили разум выше религии и ценили индивидуальный опыт выше всего остального.
Протестантская Реформация
Сосредоточение внимания на человеческом опыте оказало сильное влияние на религиозный мир, возможно, наиболее сильно в протестантской Реформации 16-го века. Пока гуманисты обновляли культурное пространство, немецкие протестанты требовали реформации католической церкви. Мартин Лютер 1517 «9В «5 тезисах» излагаются его протесты против злоупотреблений церкви и пропагандируется его вера во внутреннее раскаяние, а не исповедь священника.
Документ привел к отлучению Лютера от церкви и основанию лютеранства, первой протестантской религии в Европе. Два года спустя в Женеве, Швейцария, Жан Кальвин основал кальвинизм, протестантскую религию, ориентированную на личную мораль.Англиканская церковь возникла в Англии в 1534 году, когда король Генрих VIII публично откололся от католической церкви, чтобы развестись со своей первой женой. , королева Екатерина.Хотя католическая церковь боролась с этими движениями в рамках Контрреформации, они не могли устранить постоянное разделение между своей доктриной и протестантской гуманистической философией.
Известные люди эпохи Возрождения
Современный термин «человек эпохи Возрождения» означает, что человек талантлив более чем в одной области. Он отражает разносторонне одаренных ученых, писателей, философов и художников эпохи Возрождения, на которых, в свою очередь, оказали влияние великие мыслители классической эпохи. Некоторые из этих «Людей эпохи Возрождения» включают:
- Леонардо да Винчи (1452-1519) — итальянский художник, ученый, инженер и архитектор
- Дезидериус Эразм (1466-1536) — голландский ученый и философ
- Никколо Макиавелли (1469-1527) — итальянский политик, государственный деятель и писатель
- Николай Коперник (1473-1543) — польский математик и астроном
- Микеланджело Буонарроти (1475-1564) — итальянский художник, скульптор и архитектор (1564-1642) — итальянский физик, астроном и ученый
- Уильям Шекспир (1564-1616) — английский драматург, поэт и актер опыт, закончился серией политических кризисов в середине 16 века и в 17 веке. Франция 1494 Вторжение во Флоренцию привело к неуклонному снижению ее культурного влияния, как и мятежное разграбление Рима Священной Римской империей в 1527 году. Философия Возрождения также подверглась серьезной негативной реакции, когда церковь запретила искусство и литературу того времени.
Однако среди интеллектуалов Европы не все было потеряно. Эпоха Просвещения скоро начнется в начале 18 века. Хотя мыслители эпохи Просвещения предпочитали научные инновации и рациональность художественному выражению и классике, на них, несомненно, повлияло распространение гуманизма и индивидуального опыта в эпоху европейского Возрождения.
Поворотный момент в истории
Ренессанс занимает промежуточное положение между великими умами древнего греко-римского мира и новаторами эпохи Просвещения. Без дальновидных движений и событий эпохи Возрождения у нас не было бы современных технологий, образования, коммуникаций и индустриализации. Для получения дополнительной информации о том, как Ренессанс вписывается в мировую историю, ознакомьтесь с этими примерами исторических эпох.
Празднование 40-летия Центра Возрождения Гарлема
С пятницы, 23 сентября, по субботу, 24 сентября, Колгейтский университет принимал членов сообщества и выпускников кампуса, отмечая 40-летие Гарлемского центра возрождения (HRC), жилого и обучающего сообщества для второкурсников, сосредоточенного вокруг истории чернокожих. и культура, раса, расизм и темы, связанные с африканской диаспорой.
Празднование, которое проходило в выходные дни возвращения на родину, включало ряд мероприятий, в том числе панельные дискуссии, семинары, экскурсии по HRC, показ фильма и юбилейный ужин с выступлениями как нынешних студентов, так и выдающихся выпускников.
«В течение последних четырех десятилетий HRC служил местом сбора, принадлежности, поддержки, празднования и обучения для многих наших чернокожих и цветных студентов», — сказал Дорси Спенсер-младший, декан студентов. «Как сообщество кампуса, мы должны признать и отметить положительное влияние HRC на Colgate».
Начав празднование в пятницу вечером, члены сообщества собрались на просмотр документального фильма Men of Mark режиссера Жаклин Кинг-Хауэлл ’9.7, где рассказывается о жизни и наследии первых чернокожих студентов Colgate. После показа участники дискуссии Дайан Чикконе ’74, P’10, бывший проректор и декан факультета Трейси Хакс ’87, MA’90 и сама кинорежиссёр вели беседы о прошлом, настоящем и будущем жизни чёрных в Колгейт. Спенсер модерировал обсуждение.
Празднование продолжилось экскурсиями по общежитию HRC и недавно отреставрированному холлу, в конце концов, гостей пригласили в Edge Café на юбилейный ужин, на котором выступили нынешние резиденты HRC и выпускники.
Trinity West ’24, президент Союза чернокожих студентов (BSU), выразил признательность участникам за то, что они пришли на праздник, и поблагодарил всех, кто участвовал в его реализации: офисы декана колледжа и декана студентов, Hancock Commons, отношения с выпускниками, Культурный центр ALANA, Управление по вовлечению студентов, First@Colgate, Управление университетских коммуникаций и мероприятий, БГУ, HRC и бесчисленное количество студентов-добровольцев.
Ранеке Уоррелл, 25 лет, нынешний резидент HRC, поделился краткой историей, начиная с его создания в 1982, подробно описывая проблемы, с которыми столкнулся центр, и заканчивая признанием процветающего сообщества, которым сегодня является HRC.
«С момента своего основания Центр Возрождения Гарлема играл ключевую роль в содействии самопознанию, обучению и лидерству среди своих жителей, а также в создании богатой, интеллектуальной и социальной атмосферы, в которой студенты могут найти комфорт», — пояснил Уоррелл.