Эпоха Возрождения | это… Что такое Эпоха Возрождения?
Эпоха Возрождения
Запрос «Ренессанс» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Ренессанс |
|---|
Культура |
Архитектура |
География |
Англия |
«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи
Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.
Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.
Содержание
|
Общая характеристика
Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.
Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.
), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.
Периоды эпохи
Раннее Возрождение
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.
Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля.
К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.
Боттичелли С. Мадонна с гранатом. Ок. 1490
Высокое Возрождение
Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга.
Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.
Северное Возрождение
Основная статья: Северное Возрождение
Замок Шамбор во Франции. 1519—1547
Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».
Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.
Выдающиеся представители — Ян ван Эйк (ок. 1390—1441), Рогир ван дер Вейден (1399 или 1400—1464), Гуго ван дер Гус, Питер Брейгель Старший (1525/1530—1569).
Человек эпохи Возрождения
Основная статья: Ренессансный гуманизм
Наука
Гольбейн Г. Портрет Томаса Мора. 1527
Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.
Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов.
Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты, многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.
В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации.[1]
Философия
Основная статья: Философия Возрождения
В XV веке (1459) во Флоренции возрождается Платоновская академия в Кареджи.
Пико делла Мирандола (в центре), Марсилио Фичино (слева) и Анджело Полициано
Философы эпохи Возрождения
- Николай Кузанский
- Леонардо Бруни
- Марсилио Фичино
- Пико делла Мирандола
- Лоренцо Валла
- Манетти
- Пьетро Помпонацци
- Жан Боден
- Монтень
- Томас Мор
- Эразм Роттердамский
- Мартин Лютер
- Кампанелла
- Джордано Бруно
Литература
Основная статья: Литература эпохи Возрождения
Иллюстрация к роману «Дон Кихот».
Grandville, 1848
В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.
Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.
Дж. Уотерхауз. Декамерон. 1916
С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни.
Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания)
Изобразительное искусство
Леонардо да Винчи. Мона Лиза. Фрагмент. Париж, Лувр
Основная статья: Изобразительное искусство Возрождения
Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.
Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане.
Архитектура
Основная статья: Архитектура Возрождения
Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в цуй
к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция. Жемчужина ренессансной архитектуры
Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию.
Над созданием зданий там трудились великие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.
Музыка
Основная статья: Музыка эпохи Возрождения
В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova» («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах — английской (XV в.), нидерландской (XV—XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.).
Фламандский композитор XV в. Г. Дюфаи
Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л.
Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежён). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. и Дж. Габриели). В период Контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в «очищенном», «прояснённом» виде. Вместе с тем в искусстве Палестрины нашли отражение и некоторые ценные завоевания светской музыки эпохи Возрождения. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле. В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической среде, и скрипки — инструмента народного происхождения.
Примечания
- ↑ Лекция 7. Научное знание в эпоху Возрождения. Часть 1
Источник
- Большая Советская Энциклопедия
Ссылки
- Виртуальная галерея живописи художников итальянского Возрождения
- Виртуальная галерея живописи художников Северного Ренессанса
- Шедевры архитектуры и скульптуры Эпохи Возрождения
- Сайт, посвященный творчеству Микеланджело
- Society for Renaissance Studies
- Ливанова Т. «История западноевропейской музыки до 1789 года (Эпоха Возрождения)
Литература
- Искусство раннего Возрождения — М.: Искусство, 1980. — 257 с.
- История искусства: Ренессанс — М.: Издательство АСТ, 2003. — 503 с.
- Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение — ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 128 с.
- М.
Л.Андреев. Инновация или реставрация: казус Возрождения // Вестник истории, литературы, искусства. М.: Наука. Т. 1, 2005, с. 84-97.
Наука · Литература · Изобразительное искусство · Архитектура · Музыка · Философия
Эпоха Возрождения | это… Что такое Эпоха Возрождения?
Эпоха Возрождения
Запрос «Ренессанс» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Ренессанс |
|---|
Культура |
Архитектура |
География |
Англия |
«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи
Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр.
Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.
Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.
Содержание
|
Общая характеристика
Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.
Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.
), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.
Периоды эпохи
Раннее Возрождение
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.
Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля.
К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.
Боттичелли С. Мадонна с гранатом. Ок. 1490
Высокое Возрождение
Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга.
Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.
Северное Возрождение
Основная статья: Северное Возрождение
Замок Шамбор во Франции. 1519—1547
Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».
Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.
Выдающиеся представители — Ян ван Эйк (ок. 1390—1441), Рогир ван дер Вейден (1399 или 1400—1464), Гуго ван дер Гус, Питер Брейгель Старший (1525/1530—1569).
Человек эпохи Возрождения
Основная статья: Ренессансный гуманизм
Наука
Гольбейн Г. Портрет Томаса Мора. 1527
Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.
Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов.
Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты, многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.
В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации.[1]
Философия
Основная статья: Философия Возрождения
В XV веке (1459) во Флоренции возрождается Платоновская академия в Кареджи.
Пико делла Мирандола (в центре), Марсилио Фичино (слева) и Анджело Полициано
Философы эпохи Возрождения
- Николай Кузанский
- Леонардо Бруни
- Марсилио Фичино
- Пико делла Мирандола
- Лоренцо Валла
- Манетти
- Пьетро Помпонацци
- Жан Боден
- Монтень
- Томас Мор
- Эразм Роттердамский
- Мартин Лютер
- Кампанелла
- Джордано Бруно
Литература
Основная статья: Литература эпохи Возрождения
Иллюстрация к роману «Дон Кихот».
Grandville, 1848
В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.
Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.
Дж. Уотерхауз. Декамерон. 1916
С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни.
Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания)
Изобразительное искусство
Леонардо да Винчи. Мона Лиза. Фрагмент. Париж, Лувр
Основная статья: Изобразительное искусство Возрождения
Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.
Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане.
Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.
Архитектура
Основная статья: Архитектура Возрождения
Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в цуй
к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция. Жемчужина ренессансной архитектуры
Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию.
Над созданием зданий там трудились великие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.
Музыка
Основная статья: Музыка эпохи Возрождения
В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova» («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах — английской (XV в.), нидерландской (XV—XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.).
Фламандский композитор XV в. Г. Дюфаи
Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л.
Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежён). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. и Дж. Габриели). В период Контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в «очищенном», «прояснённом» виде. Вместе с тем в искусстве Палестрины нашли отражение и некоторые ценные завоевания светской музыки эпохи Возрождения. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле. В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической среде, и скрипки — инструмента народного происхождения.
Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров — сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.
Примечания
- ↑ Лекция 7. Научное знание в эпоху Возрождения. Часть 1
Источник
- Большая Советская Энциклопедия
Ссылки
- Виртуальная галерея живописи художников итальянского Возрождения
- Виртуальная галерея живописи художников Северного Ренессанса
- Шедевры архитектуры и скульптуры Эпохи Возрождения
- Сайт, посвященный творчеству Микеланджело
- Society for Renaissance Studies
- Ливанова Т. «История западноевропейской музыки до 1789 года (Эпоха Возрождения)
Литература
- Искусство раннего Возрождения — М.: Искусство, 1980. — 257 с.
- История искусства: Ренессанс — М.: Издательство АСТ, 2003. — 503 с.
- Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение — ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 128 с.
- М.
Л.Андреев. Инновация или реставрация: казус Возрождения // Вестник истории, литературы, искусства. М.: Наука. Т. 1, 2005, с. 84-97.
Эпоха Возрождения п··р
Наука · Литература · Изобразительное искусство · Архитектура · Музыка · Философия
Когда был Ренессанс? Ключевые факты о динамической эпохе
Описание
Ренессанс Флоренция Италия
Источник
Suttipong Sutiratanachai / Moment / Getty
. Ренессанс, вы, вероятно, думаете о «Моне Лизе», потолке Сикстинской капеллы и Давиде Микеланджело. Но когда был Ренессанс и как его революционные движения изменили ход истории человечества? Взгляните на несколько ключевых фактов о главных событиях, исторических личностях и культурных движениях эпохи Возрождения.
Возрождение: когда и где
Возрождение, также известное как итальянское Возрождение, началось в 14 веке и закончилось в 17 веке. Это было культурное и экономическое «возрождение» после Средневековья и считается началом Нового времени.
Возрождение началось во Флоренции, Италия, с таких ученых, как Франческо Петрах, которого историки считают «отцом Возрождения».Конец Средневековья
Средневековье (в частности, Раннее Средневековье) часто называют Темными веками прежде всего потому, что не так много исторических записей, как в эпоху классической античности (700 г. до н.э. – 500 г. н.э.). ). Другая причина этого прозвища заключается в том, что так называемые «темные века» не произвели столько могущественных лидеров и блестящих мыслителей, как Римская империя до этого. Однако с его обширными историческими записями и бесконечным списком культурных и политических лидеров Ренессанс положил конец любой предполагаемой тьме в эту эпоху.
Итальянский эпицентр
Великий голод и Черная смерть в начале 14-го века опустошили бедные классы Европы, застопорив экономику среднего класса. Однако те, кто принадлежал к более состоятельным кругам Европы, особенно Италии, оказались с большим количеством дополнительных денег после того, как пережили двойной кризис.
Это позволило таким людям, как Медичи, покровительствовать искусству и вкладывать средства в научные достижения.Кроме того, эпоха Возрождения вернула классические идеи Древней Греции и Рима, двух средиземноморских культур, широко представленных в Италии. Италия также была домом для католической церкви и Священной Римской империи, чья власть и богатство контролировали большую часть Европы в конце средневековья.
Глобальное влияние
Однако движения эпохи Возрождения не остались в пределах итальянских границ. Политические, философские, художественные и научные идеи, зародившиеся в Италии, распространились во Францию, затем в Испанию, Англию и другие регионы Западной Европы. Польша, Венгрия и Россия также находились под сильным влиянием Ренессанса, особенно его архитектурного дизайна.
Такое распространение произошло во многом благодаря изобретению Иоганном Гутенбургом печатного станка, который мог воспроизводить сотни печатных страниц в день. Кроме того, европейские исследователи, такие как Христофор Колумб и Фердинанд Магеллан, отправились в новые миры и распространили влияние европейской культуры в ту эпоху.

Период Просвещения
Хотя католическая церковь препятствовала светским движениям в пределах своей сферы влияния, она не могла остановить глобальное влияние Ренессанса. Но что такое Ренессанс и почему так угрожает Церкви? Таковы основные идеи и движения европейского Возрождения.
Возвращение к классической древности
Классическая древность была периодом, лучше всего описанным ее ведущими мыслителями. Это было время расцвета политической и философской мысли, которая привела к нашим современным системам демократии, права и человеческого экзистенциализма. Но эти ценные мысли были бы навсегда потеряны для истории, если бы не возродились в эпоху Возрождения.
Благодаря печатному станку давно похороненные (и непереведенные) работы греческих философов, таких как Платон и Сократ, могли быть распространены среди широких масс. Влияние исламских систем образования и классической литературы способствовало университетскому обучению как для богатых, так и для бедных.
Впервые в Европе интеллект считался важным — или даже более важным — чем связь с Богом.Гуманистическое движение
В школе учащиеся сосредотачиваются на гуманистических текстах и философии. Гуманизм, который придерживался принципов человеческого существования, а не религиозной жизни, был движущей силой большинства культурных достижений эпохи Возрождения.
Это началось после Черной смерти, которая ослабила контроль Церкви в Италии и заставила людей задуматься о своей человечности, как никогда раньше. Художники создавали произведения, воспевающие красоту человеческого тела и нетронутую природу. Гуманисты ставили разум выше религии и ценили индивидуальный опыт выше всего остального.
Протестантская Реформация
Сосредоточение внимания на человеческом опыте оказало сильное влияние на религиозный мир, возможно, наиболее сильно в протестантской Реформации 16-го века. Пока гуманисты обновляли культурное пространство, немецкие протестанты требовали реформации католической церкви.
Мартин Лютер 1517 «9В «5 тезисах» излагаются его протесты против злоупотреблений церкви и пропагандируется его вера во внутреннее раскаяние, а не исповедь священника.Документ привел к отлучению Лютера от церкви и основанию лютеранства, первой протестантской религии в Европе. Два года спустя в Женеве, Швейцария, Жан Кальвин основал кальвинизм, протестантскую религию, ориентированную на личную мораль.Англиканская церковь возникла в Англии в 1534 году, когда король Генрих VIII публично откололся от католической церкви, чтобы развестись со своей первой женой. , королева Екатерина.Хотя католическая церковь боролась с этими движениями в рамках Контрреформации, они не могли устранить постоянное разделение между своей доктриной и протестантской гуманистической философией.
Известные люди эпохи Возрождения
Современный термин «человек эпохи Возрождения» означает, что человек талантлив более чем в одной области. Он отражает разносторонне одаренных ученых, писателей, философов и художников эпохи Возрождения, на которых, в свою очередь, оказали влияние великие мыслители классической эпохи.
Некоторые из этих «Людей эпохи Возрождения» включают: - Леонардо да Винчи (1452-1519) — итальянский художник, ученый, инженер и архитектор
- Дезидериус Эразм (1466-1536) — голландский ученый и философ
- Никколо Макиавелли (1469-1527) — итальянский политик, государственный деятель и писатель
- Николай Коперник (1473-1543) — польский математик и астроном
- Микеланджело Буонарроти (1475-1564) — итальянский художник, скульптор и архитектор (1564-1642) — итальянский физик, астроном и ученый
- Уильям Шекспир (1564-1616) — английский драматург, поэт и актер опыт, закончился серией политических кризисов в середине 16 века и в 17 веке. Франция 1494 Вторжение во Флоренцию привело к неуклонному снижению ее культурного влияния, как и мятежное разграбление Рима Священной Римской империей в 1527 году. Философия Возрождения также подверглась серьезной негативной реакции, когда церковь запретила искусство и литературу того времени.
Однако среди интеллектуалов Европы не все было потеряно.
Эпоха Просвещения скоро начнется в начале 18 века. Хотя мыслители эпохи Просвещения предпочитали научные инновации и рациональность художественному выражению и классике, на них, несомненно, повлияло распространение гуманизма и индивидуального опыта в эпоху европейского Возрождения.Поворотный момент в истории
Ренессанс занимает промежуточное положение между великими умами древнего греко-римского мира и новаторами эпохи Просвещения. Без дальновидных движений и событий эпохи Возрождения у нас не было бы современных технологий, образования, коммуникаций и индустриализации. Для получения дополнительной информации о том, как Ренессанс вписывается в мировую историю, ознакомьтесь с этими примерами исторических эпох.
Празднование 40-летия Центра Возрождения Гарлема
С пятницы, 23 сентября, по субботу, 24 сентября, Колгейтский университет принимал членов сообщества и выпускников кампуса, отмечая 40-летие Гарлемского центра возрождения (HRC), жилого и обучающего сообщества для второкурсников, сосредоточенного вокруг истории чернокожих.
и культура, раса, расизм и темы, связанные с африканской диаспорой.Празднование, которое проходило в выходные дни возвращения на родину, включало ряд мероприятий, в том числе панельные дискуссии, семинары, экскурсии по HRC, показ фильма и юбилейный ужин с выступлениями как нынешних студентов, так и выдающихся выпускников.
«В течение последних четырех десятилетий HRC служил местом сбора, принадлежности, поддержки, празднования и обучения для многих наших чернокожих и цветных студентов», — сказал Дорси Спенсер-младший, декан студентов. «Как сообщество кампуса, мы должны признать и отметить положительное влияние HRC на Colgate».
Начав празднование в пятницу вечером, члены сообщества собрались на просмотр документального фильма Men of Mark режиссера Жаклин Кинг-Хауэлл ’9.7, где рассказывается о жизни и наследии первых чернокожих студентов Colgate. После показа участники дискуссии Дайан Чикконе ’74, P’10, бывший проректор и декан факультета Трейси Хакс ’87, MA’90 и сама кинорежиссёр вели беседы о прошлом, настоящем и будущем жизни чёрных в Колгейт.
Спенсер модерировал обсуждение.Празднование продолжилось экскурсиями по общежитию HRC и недавно отреставрированному холлу, в конце концов, гостей пригласили в Edge Café на юбилейный ужин, на котором выступили нынешние резиденты HRC и выпускники.
Trinity West ’24, президент Союза чернокожих студентов (BSU), выразил признательность участникам за то, что они пришли на праздник, и поблагодарил всех, кто участвовал в его реализации: офисы декана колледжа и декана студентов, Hancock Commons, отношения с выпускниками, Культурный центр ALANA, Управление по вовлечению студентов, First@Colgate, Управление университетских коммуникаций и мероприятий, БГУ, HRC и бесчисленное количество студентов-добровольцев.
Ранеке Уоррелл, 25 лет, нынешний резидент HRC, поделился краткой историей, начиная с его создания в 1982, подробно описывая проблемы, с которыми столкнулся центр, и заканчивая признанием процветающего сообщества, которым сегодня является HRC.
«С момента своего основания Центр Возрождения Гарлема играл ключевую роль в содействии самопознанию, обучению и лидерству среди своих жителей, а также в создании богатой, интеллектуальной и социальной атмосферы, в которой студенты могут найти комфорт», — пояснил Уоррелл.


Л.Андреев. Инновация или реставрация: казус Возрождения // Вестник истории, литературы, искусства. М.: Наука. Т. 1, 2005, с. 84-97.
Л.Андреев. Инновация или реставрация: казус Возрождения // Вестник истории, литературы, искусства. М.: Наука. Т. 1, 2005, с. 84-97.
Возрождение началось во Флоренции, Италия, с таких ученых, как Франческо Петрах, которого историки считают «отцом Возрождения».
Это позволило таким людям, как Медичи, покровительствовать искусству и вкладывать средства в научные достижения.
Впервые в Европе интеллект считался важным — или даже более важным — чем связь с Богом.
Мартин Лютер 1517 «9В «5 тезисах» излагаются его протесты против злоупотреблений церкви и пропагандируется его вера во внутреннее раскаяние, а не исповедь священника.
Некоторые из этих «Людей эпохи Возрождения» включают:
Эпоха Просвещения скоро начнется в начале 18 века. Хотя мыслители эпохи Просвещения предпочитали научные инновации и рациональность художественному выражению и классике, на них, несомненно, повлияло распространение гуманизма и индивидуального опыта в эпоху европейского Возрождения.
и культура, раса, расизм и темы, связанные с африканской диаспорой.
Спенсер модерировал обсуждение.