Год рождения толстого л н: расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ

Путин подписал указ о праздновании 200-летия со дня рождения Льва Толстого

Путин подписал указ о праздновании 200-летия со дня рождения Льва Толстого — Российская газета

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

02.02.2022 12:13

Рубрика:

Власть

Айсель Герейханова

РИА Новости

Владимир Путин подписал указ о праздновании 200-летия со дня рождения писателя Льва Толстого.

«Учитывая выдающийся вклад Л.Н. Толстого в отечественную и мировую культуру и в связи с исполняющимся в 2028 году 200-летием со дня его рождения, постановляю: принять предложение правительства РФ о праздновании в 2028 году 200-летия со дня рождения Л.Н. Толстого», — говорится в документе.

Правительству поручено разработать и утвердить план праздничных мероприятий. Кроме того, в шестимесячный срок кабмин должен образовать оргкомитет по подготовке к проведению празднования. А региональным и муниципальным властям также рекомендовано принять участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных празднованию 200-летия со дня рождения Л. Н. Толстого.

Поделиться:

Внутренняя политикаЛитератураПрезидентО Льве Толстом

22:36В мире

Полиция Брюсселя готовится к массовым беспорядкам после вылета сборной Бельгии с чемпионата мира

22:26Спорт

Нойер стал рекордсменом по числу матчей на ЧМ среди вратарей

22:04Власть

Владимир Путин обсудил с молодыми учеными скачок в науке, новые регионы и выпуск российской продукции

22:03Культура

В Екатеринбурге прошел парад музыкальных спектаклей «Музыкальное сердце театра»

21:53В мире

Страховые компании посчитали ураган «Иэн» самой дорогостоящей катастрофой за историю наблюдений

21:44Спорт

Четырехкратный обладатель Кубка России по футболу Юрий Дроздов: Прежняя формула турнира была более жизнеспособной

21:42Культура

Николай Долгополов и Никас Сафронов на ярмарке non/fiction представили книгу «Легально о нелегальном»

21:30Экономика

Правительство утвердило директиву о назначении на должность гендиректора «Почты России» Михаила Волкова

21:17Культура

Пианист Фредди Кемпф выступил с Уральским оркестром в Зарядье и музее Чайковского в Клину

21:16Спорт

На чемпионате мира по футболу в 2026 году будут революционные изменения в правилах

21:11Спорт

Мартинес покинул пост главного тренера сборной Бельгии после провала на ЧМ-2022

21:11Спорт

В Санкт-Петербурге стартует уникальный турнир для фигуристов

21:09Спорт

Фанаты в Катаре нашли бар, где можно смотреть матчи ЧМ-2022 с алкоголем

20:49Экономика

ФАС утвердила увеличение тарифов на газ в РФ на 8,5% с 1 декабря

20:48Общество

Людям с ожирением будет помогать команда врачей разных специальностей

20:45Культура

Как издать хорошую книгу для дорогого читателя. Интервью гендиректора издательства «Искусство — ХХI век» Татьяны Боднарук

Главное сегодня:

К дню рождения Льва Толстого

9 сентября отмечается день рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. В честь этого события мы представляем вашему вниманию отрывки из лекции «Лев Толстой и декабристы. История создания романа».

В 1856 году Лев Толстой стал свидетелем возвращения декабристов из сибирской ссылки, что привело его к мысли о создании повести или романа с главным действующим лицом декабристом.

«В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем которой должен был быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию. <…> Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала с славной для России эпохой 1812 года» (Из наброска к предисловию романа «1805 год»).

Первое знакомство Толстого с очевидцем событий 14 декабря состоялось в 1857 г. во время поездки по Европе. В Швейцарии Лев Николаевич встретился с братом декабриста Ивана Пущина – Михаилом, который не был участником тайных обществ, но за присутствие на совещаниях у Рылеева был разжалован и отправлен служить на Кавказ.

Позже, в1860 году, путешествуя по Италии, он знакомится с С.Г. Волконским. Много лет спустя Толстой вспоминал о нем: «Его наружность с длинными седыми волосами была совсем как у ветхозаветного пророка… Это был удивительный старик, цвет петербургской аристократии, родовитой и придворной. И вот в Сибири, уже после каторги, когда у жены его было нечто вроде салона, он работал с мужиками, и в его комнате валялись принадлежности крестьянской работы».

Встреча с Волконским побудила Толстого обратиться к написанию романа о вернувшемся из Сибири декабристе, прототипом которого он намеревался сделать Волконского. Об этом он сообщал А.И. Герцену 29 марта 1861 года: «Кроме общего интереса, вы не можете себе представить, как мне интересны все сведенья о декабристах в «Полярной звезде». Я затеял месяца 4 тому назад роман, героем которого должен быть возвращающийся декабрист. <…>Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56-м году в Россию с женою, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России».

К осени 1863 года Толстой написал три главы. Повествование идет о приехавшей в Москву из Сибири семье декабриста Петра Ивановича Лабазова. В Лабазове узнается образ Сергея Волконского: «Декабрист, «бывший князь», носил «одну из тех русских фамилий, которую всякий знает и всякий произносит с некоторым уважением и удовольствием». Стараясь как можно точнее воссоздать время, в которое жили декабристы, писатель невольно переходил мыслью к прошлому своих героев. Постепенно перед автором раскрывались источники тех явлений, которые он задумывал описать: семья, воспитание, общественные условия; наконец, он остановился на времени войны с Наполеоном, которое позже и изобразил в «Войне и мире». И Толстой в очередной раз отложил работу над «Декабристами».

Вернулся Толстой к этой теме только в 1878 году, после окончания работы над правкой текста «Анны Карениной». В это время он познакомился еще с несколькими декабристами, проживавшими в Москве: П.Н. Свистуновым, А.П. Беляевым и М.И. Муравьевым-Апостолом.

В ходе общения с декабристами Толстой получил достаточное количество материалов, среди которых были книги, письма, дневники и воспоминания ссыльных. Софья Андреевна Толстая записала 1 марта в своих заметках: «Все время Л. Н. занимается чтением времен Николая Павловича и, главное, заинтересован и даже весь поглощен историей декабристов. Он ездил в Москву и привез целую груду книг и иногда до слез тронут чтением этих записок».

Общение с Петром Николаевичем Свистуновым произвело на Толстого глубокое впечатление. Писатель был благодарен Свистунову за отзывчивость и желание помочь узнать подробности об эпохе декабристов. В одном из писем декабристу Лев Николаевич писал: «Многоуважаемый Петр Николаевич, когда вы говорите со мной, вам кажется, вероятно, что все, что вы говорите, очень просто и обыкновенно, а для меня каждое ваше слово, взгляд, мысль кажутся чрезвычайно важны и необыкновенны; и не потому, чтобы я особенно дорожил теми фактическими сведениями, которые вы сообщаете, а потому, что ваша беседа переносит меня на такую высоту чувства, которая очень редко встречается в жизни и всегда глубоко трогает меня. <…> Я был в Петропавловской крепости, и там мне рассказывали, что один из преступников бросился в Неву и потом ел стекло. Не могу выразить того странного и сильного чувства, которое я испытал, зная, что это были вы. Подобное же чувство я испытал там же, когда мне принесли кандалы ручные и ножные 25-го года…».

Однако не все декабристы были уверены в успехе создания романа о событиях 1825 года. Например, декабрист Матвей Иванович Муравьев-Апостол сразу выразил свое сомнение по поводу замысла Льва Толстого. О знакомстве Муравьева-Апостола и Толстого писал внук декабриста И.Д. Якушкина, В.Е. Якушкин, в некрологе М.И. Муравьева-Апостола: «Когда гр. Л.Н. Толстой собирался несколько лет тому назад писать роман о декабристах, он приходил к Матвею Ивановичу для того, чтобы расспрашивать его, брать у него записки его товарищей и т. д. И Матвей Иванович неоднократно тогда высказывал уверенность, что гр. Толстой не сможет изобразить избранное им время, избранных им людей: «Для того чтобы понять наше время, понять наши стремления, необходимо вникнуть в истинное положение тогдашней России; чтобы представить в истинном свете общественное движение того времени, нужно в точности изобразить все страшные бедствия, которые тяготели тогда над русским народом; наше движение нельзя понять, нельзя объяснить вне связи с этими бедствиями, которые его и вызвали; а изобразить вполне эти бедствия гр. Л.Н. Толстому будет нельзя, не позволят, если бы он даже и захотел. Я ему говорил это».

Общением только с самими декабристами Л. Н. Толстой не ограничился. Он встречался и переписывался с детьми и родственниками участников событий 1825 года: сыном Е.П. Оболенского, дочерью К.Ф. Рылеева, племянником М.П. Бестужева-Рюмина, дочерью Н.М. Муравьева.

Встреча с Софьей Никитичной Бибиковой, дочерью декабриста Н.М. Муравьева, стала для писателя одной из значимых.

Она, по словам Льва Николаевича, ему «пропасть рассказывала и показывала». Дом Софьи Никитичны в Москве, куда Толстой неоднократно приезжал, был похож на фамильный музей, где хранилось много воспоминаний, связанных с декабристами. «В этот старинный и странный дом бабушка вносила столько воспоминаний прошлого, столько духа «не от мира сего», так молчаливо и таинственно, точно скрывая в себе невысказанные истории, стояли огромные шкапы с книгами и тяжелая мебель, что весь дом представлялся мне каким-то храмом, где царил культ какого-то прекрасного и далекого бога, культ воспоминаний. И в самом деле, каждая вещь была с ним связана. Старинное кресло, на котором в Сибири умер прадед Никита Михайлович; рабочий столик в виде жертвенника, старинный, массивный и тяжелый, подарок прадеда жене; всевозможные часы, портреты, миниатюры, изображавшие разных прабабок и кузенов. <…> Это все были страницы жизни, и при этом в рассказах и воспоминаниях проходили, как китайские тени на экране, фигуры декабристов Волконского, Трубецкого, Свистунова, Оболенского, Поджио, барона Розенa, Сутгофа, Якушкина и многих других, вернувшихся из Сибири и собиравшихся у бабушки в доме по пятницам. <…> На всю ее жизнь и на характер неизгладимый отпечаток наложила ее жизнь с отцом, все, что она видела и слышала в детстве. Бабушка не только любила своего отца, она его просто боготворила и свято чтила его память и все, что он успел передать ей из своих знаний» (из воспоминаний А. Бибиковой).

В одном из писем С.Н. Бибикова писала Л.Н. Толстому: «Сейчас только что получила, Граф, ваше любезное письмо от 14 марта и спешу отвечать Вам. Разумеется, Вы можете оставить книги у себя и не спешить их возвращением. <…> Вы всегда доставите нам истинное удовольствие, бывая у нас; и я никогда не откажусь говорить с Вами об отце моем, память которого я свято чту. Чем более Вы узнаете его, тем только более можете оценить его».

Неизвестные факты о Льве Толстом

9 сентября 1828 года в родовом поместье Ясная Поляна Тульской губернии России родился писатель Лев Николаевич Толстой. В 1860-х годах Лев Толстой написал свой первый великий роман «Война и мир». В 1873 году последовала «Анна Каренина». Одной из самых удачных его поздних работ была «Смерть Ивана Ильича». Толстой входит в число лучших писателей мира, но о нем так многого не знают, поэтому мы собрали несколько интересных фактов, которые мало кто знает о Толстом.

1. Оба родителя Толстого происходили из старинных русских аристократических родов, были известным старинным дворянским родом.

2.После домашнего обучения у репетиторов Толстой изучал восточные языки в Казанском университете, а затем перевелся на юридический факультет из-за плохих оценок. Толстой вел жизнь, полную пьянства, азартных игр и общения, и в конце концов через четыре года бросил университет, не получив диплома.

3.Толстой женился на 18-летней Софье Берс в 1862 году. Дочь придворного врача, она была моложе его на шестнадцать лет, и он сделал ей предложение в коде; когда он изо всех сил пытался признаться в любви, София записала в своем дневнике, что Толстой взял мел и написал на карточном столике начальные буквы некоторых слов и попросил ее угадать значение. Это были не просто две или три буквы, такие как «М. M’ для ‘Выходи за меня замуж’, но больше дюжины! София утверждает, что сразу поняла.

4.Толстой был очень самоуверен, когда дело касалось других писателей. Ему нравились произведения Лоуренса Стерна, Жан-Жака Руссо и Чарльза Диккенса. Однако он не был поклонником Уильяма Шекспира, говорящего, что он безгениален, имеет посредственный талант и что его пьесы не выдерживают критики: «Я читал и перечитывал драмы, комедии, исторические пьесы и неизменно каждую раз я испытал то же самое: отвращение, скуку, удивление». Он оценил Марлоу как лучшего драматурга.

5.Джеймс Джойс равнялся на него, Вирджиния Вульф объявила его величайшим писателем всех времен. Набоков, Чехов, Пруст, Фолкнер — все хвалили его. В книге романистов почти нет критики. И именно «Анну Каренину» большинство этих авторов считают своим лучшим шедевром, а «Войну и мир» многие узнали о нем.

6.Его жена способствовала публикации романов Толстого. Пока Толстой пересматривал и редактировал свои работы, Софья просматривала его рукописные каракули (которые, как известно, были беспорядочными) и переписывала каждую страницу, чтобы редакторы могли прочитать рукопись.

7. В свои 20 лет старший брат Николай убедил Толстого пойти на военную службу. Начав юнкером на Кавказе, он перебрался на Украину в конце 1854 г. и участвовал в Крымской войне до конца лета 1855 г. Конец войны совпал с двадцать седьмым днем ​​рождения Толстого, он знал, что военная карьера не для него. и вскоре после этого он ушел в отставку. Его армейский опыт лег в основу его романа 1869 года «Война и мир».

8. В молодости Толстой вел распутный образ жизни и много играл в азартные игры, особенно в то время, когда он был армейским офицером. В 1854 году он был вынужден продать доставшееся ему от деда по материнской линии имение в Ясной Поляне. К 1855 году он проиграл все деньги, вырученные от продажи. Он поселился в более скромном доме в имении и прожил там более 50 лет.

9. Он раздал большую часть своего состояния, часто местным нищим, и основал 13 школ для малообеспеченных детей. Это довело его жену Софью до отказа.

10. Толстой все больше беспокоился о привилегированности своего происхождения и проявлял интерес к образу жизни и культуре крестьянства. Это распространялось на изготовление собственной обуви традиционным крестьянским способом из лыка: тонких полосок коры березы или липы.

11.Толстой верил в христианство, но презирал организованную религию, которая, по его мнению, противоречила учению Иисуса. После острой сатиры на лицемерие и продажность чиновников Русской православной церкви в его последнем романе «Воскресение» церковь отлучила его от церкви в 1901. Церковь и царский истеблишмент надеялись, что это сделает Толстого непопулярным и подорвет его репутацию критика режима. Наоборот, это сделало его еще более известным и уважаемым.

12.За ним следила российская тайная полиция.

13.Он был пацифистом, мятежником, верившим в ненасильственное сопротивление. Он был против правительства (радикальный анархист) после того, как стал свидетелем публичной казни в Париже.

14. После прочтения книги Толстого «Царство Божие внутри вас» Ганди вдохновился на ненасильственное сопротивление, назвав Толстого «величайшим апостолом ненасилия, которого произвела нынешняя эпоха». Они переписывались год до самой смерти Толстого 19 ноября.10 августа Ганди позже назвал свой второй ашрам в Южной Африке «Толстовской колонией».

15.Толстой был отцом 13 детей.

16. К старости Толстой стал культурной иконой и имел последователей по всему миру, которые пытались претворить его взгляды в жизнь. Он бежал из дома семьи в 1910 году, заболев годами плохих отношений с женой, но потерял сознание на ближайшей железнодорожной станции, умер от воспаления легких. Новость об умирающей знаменитости привлекла огромные толпы и камеры новостей из Пате, что сделало его смерть международной новостью. Более трех тысяч человек выстроились на улицах, чтобы увидеть, как его гроб несут обратно в Ясную Поляну. Поскольку Толстой был отлучен от церкви, при его погребении не было никаких религиозных обрядов. За годы до того, как коммунисты подавили Русскую православную церковь, это были первые гражданские похороны в России.

 

 

 

 

 

А.Н. Уилсон о жизни и творчестве Толстого 100 лет спустя.

Лев Толстой

Смерть Льва Толстого 20 ноября 1910 года на маленьком вокзале на юге России превратилась в мифологию прямо на ходу. Пате, пионер кинохроники, сделал один из первых фильмов об этом событии. Двумя годами ранее Ленин сказал, что Толстой был «зеркалом революции». И коммунисты-революционеры, и российское правительство следили за тем, как смерть великого анархиста повлияет на русский народ, который чувствовал, что потерял не только великого художника, но и самый красноречивый голос, прогремевший в их защиту. против чудовищной несправедливости.

На такие обманчиво простые вопросы, как нам жить, ответы, которые он давал, вызывали трепет в душах у царей, армий, тайной полиции и церковных инквизиторов. К концу миллионы людей по всему миру ухватились за его слова. Через неделю после его смерти женщина в московской железнодорожной столовой сделала пренебрежительное замечание о Толстом. Работники кафе окружили ее, а официант отказался дать ей чай.

Годовщина смерти писателя — это обычно повод переоценить и перечитать его творчество, но редко бывает провокацией, чтобы задать самые проницательные вопросы о мире, как он есть сейчас, и о себе. Тем не менее смерть Толстого по-прежнему заставляет нас задавать самые глубокие политические и личные вопросы. Трудно представить себе какой-либо из серьезных общественных вопросов, стоящих сегодня перед миром, который Толстой не предвосхитил и каким-то образом не решил, будь то экологический кризис, религиозные дебаты (креационисты против атеистов) или антивоенное движение.

Так кто же был тот человек, который явился представлять душу своего народа? Толстой родился в 1828 году и состоял в родстве с некоторыми из самых знатных дипломатов и придворных в России. Он пошел в армию и участвовал в Крымской войне. В 1862 г. он женился, в дальнейшем имея большую семью (13 детей), а также помогая начать образование крестьян с широкой сетью местных школ и пионерным сельским хозяйством. После своих ранних путешествий он провел большую часть своей жизни в деревне в родовом поместье Ясная Поляна, примерно в 130 милях к югу от Москвы.

В своих « Севастопольских зарисовках» и в «Кавказских сказках» в переводе « Казаки » он рано обнаружил свой гений внимательного реалистического изображения не только военной жизни, но и природы. Желание узнать, как лучше жить, лежит в основе всех писаний Толстого, находя свой путь во внутренних размышлениях князя Андрея и Пьера в Войне и мире и в самовопросах Левина в Анне Карениной .

Однако после написания этого романа у Толстого случился кризис среднего возраста, и он стал ревностным православным христианином. Снова изменившись, он решил, что Церковь учит чепухе. Важно то, чему учил сам Иисус. А то, чему учил Иисус в версии Толстого — он фактически переписал евангелия, — было пацифизмом, анархизмом, отсутствием правительства, армии, высшего класса и стремления к богатству.

К этому добавилось собственное все более навязчивое вегетарианство Толстого.

Новая биография Розамунд Бартлетт, Толстой: русская жизнь , передает мне Толстого более ярко, чем любая биография, которую я читал. Академик и переводчик, Бартлетт хорошо разбирается в русском языке и истории. На каждом этапе жизни Толстого мы ощущаем себя в гигантском присутствии: когда он разбил яблоневый сад в своем имении в Ясной Поляне, он был вторым по величине в Европе. Хотя он родился в богатстве, он стал презирать свое богатство. Когда он взялся за помощь голодающим, он стал единоличным Oxfam, побудив всю нацию к действиям по спасению голодающих.

Читателю трудно осознать масштабы интересов и достижений Толстого. Для биографа уместить все это менее чем в 500 страниц — само по себе достижение. Но Бартлет никогда не выглядит торопливой и дает себе время нарисовать для нас сцену, донося до ноздрей аромат русской земли и травы.

На ее страницах мы знаем разницу между далеким изысканным Петербургом и Москвой, где Толстой неохотно купил городской дом; точно так же она передает его потребность не только в пастушеской идиллии Ясной Поляны, но и в бесплодных просторах Самары, которые он все больше любил. Сначала он пошел туда, чтобы выпить

кумыс (кислое кобылье молоко) для здоровья, но, с его навязчивым, всеохватывающим характером, он вскоре влюбился в народ, башкир, тюркоязычных мусульман. Он приобрел 7000 десятин башкирской земли и заставил свою семью проводить гораздо больше времени, чем им хотелось бы, живя в палатках и попивая кумыса из кожаных маслобойок, в то время как он со своим греческим наставником читал Геродота.

Это не благоговейная биография: Бартлетт признает, что он был невозможным мужем и что он был непривлекательно лишенным чувства юмора. Но она передает идеальный баланс между восхищением искусством Толстого и уважением к его жизни как пророка. Принято считать, что, написав

Анна Каренина , писатель вышел из себя, у него случился нервный срыв, и он заново изобрел себя как сумасшедший пророк, издающий моральные призывы. Подстрекал его к своим причудам первосвященник толстовства, писатель Владимир Чертков, о котором почти все биографы отзываются плохо.

Но Бартлет заставил меня пересмотреть мое представление о Черткове, добавив добрую сплетню, что он почти наверняка был незаконнорожденным сводным братом царя. Возможно, он был фанатиком, но он также был впечатляюще смелым. Одним из достоинств биографии Бартлетт является то, что она видит необходимость перенести историю в современность. Она следует за судьбой русских толстовцев в сталинскую эпоху.

Чертков, никогда не отступавший от своей веры в пацифистский христианский анархизм, который был отличительной чертой толстовства, мужественно оставался главным редактором Собрания сочинений Толстого, тщетно прося Сталина о дополнительных средствах для завершения задачи и ничего не делая. скомпрометировать свои убеждения во время леденящих кровь ужасов тех времен. Когда в 1929 году пять толстовцев были арестованы и приговорены к каторжным работам, Чертков ходатайствовал за них, так же как он героически, но тщетно пытался сохранить Московское вегетарианское общество им. Л. Толстого.

com/_components/slate-paragraph/instances/cq-article-210187144716c58ab69b5ec147b7f632-component-14@published»> Из первого чтения Война и мир становится ясно, что Толстой пишет с широтой и размахом Гомера. Нигде, кроме «Илиады », мы не находим такого поразительного сочетания художественной отстраненности от радости и страдания и в то же время такой страстной увлеченности и сочувствия. Парадоксальная истина в этих двух европейских шедеврах, и книга Бартлетта дает нам ощущение того, что оба этих богоподобных качества, безразличия и сочувствия, постоянно присутствовали в душе Толстого.

Энтони Бриггс, профессор русской литературы, опубликовал отличный перевод

«Война и мир » в 2005 году для Penguin. Это живая, удобочитаемая версия, в которой он перевел многие отрывки с французского на тот же разговорный английский, на который он переводит русский. Некоторым читателям это не нравилось, так как им не нравилось, что он давал генералу Кутузову настоящие ругательства, а не звездочки, которые говорил этот (фактически исторический, сквернословящий) старый генерал. И Бриггс, несомненно, что-то потерял, когда скрыл от начинающих английских читателей тот факт, что русская аристократия не говорила по-русски.

Бриггс написал очень краткую биографию Толстого, опубликованную ранее в этом году (Hesperus Press), придерживаясь мнения, которое, я полагаю, стало ортодоксальным, что более поздний, пророческий Толстой был менее важен, чем романист, написавший более ранние Работа. Бриггс цитирует то, что я написал в конце своей биографии великого человека: «Чем больше у нас свидетельств о Толстом, тем меньше в нем смысла». Я написал эти слова более 20 лет назад, и за прошедшие годы мое мнение изменилось.

Толстой теперь имеет для меня очень ясный смысл. Юбилей дает нам возможность осознать, что нет двух Толстых, романиста и сектантского анархиста. Был один. Война и мир — это не просто великая национальная и семейная сага, это роман о личном и национальном возрождении. Он был одним из величайших рассказчиков правды в истории, первым из великих диссидентов и их святым покровителем. В мире, где господствовали коррумпированные правители, несправедливые войны, злоба и коррупция и, прежде всего, ложь, Толстой стал тем, что Данте называл «единоличной партией», и ударил направо и налево.

Правда, приверженность Толстого христианскому анархизму была непоследовательной на многих уровнях, но когда в его поле зрения попали крайне эгоистичная российская царская семья и православная церковь, которая поддерживала один из самых несправедливых политических режимов в европейской истории (и благословенные полевые орудия во имя Христа), трудно не подбодрить старого бородатого пророка и не заметить любую недоброжелательность, которую он мог проявить по отношению к своей жене.

Есть ли тщеславие, чуть ли не легкомыслие в анархистско-пацифистской позиции? Ввиду более поздних эксцессов Сталина и Гитлера уход Толстого в 1910 году может показаться печальной смертью утопической мечты. Но история Южной Африки — если выбрать только один пример — демонстрирует энергию и силу толстовской идеи. Именно в Южной Африке Ганди впервые воспламенился сочинениями Толстого и начал проводить в жизнь политику пассивного сопротивления, которая в конечном итоге привела к поражению Британской империи.

Недавние конфликты в Ираке или Афганистане не предполагают, что война когда-либо была решением человеческих проблем. Отказ Толстого не только от войны и насилия, но и от самой концепции правительства все еще имеет большой потенциал изменить наш мир.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *