Полюдье
Полюдье> НА ГЛАВНУЮ > ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ > ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ П >
Киевская Русь | ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Полюдье («хождение по людям») — объезд и Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племён для сбора дани, а позже — название самой дани. Полюдье упоминается и сочинении византийского императора Константина Багрянородного (сер. Х в.), летописях и актах (XII в.). Полюдье совершалось обычно осенью или зимой, по окончании сбора урожая. При атом размер дани, видимо, не был определён, что вело к злоупотреблениям. После убийства во время Полюдья киевского князя Игоря Старого (945) на территории прочно вошедших в состав Киевской Руси, Полюдье было отменено. По документам XII в., в Новгородской земле и Смоленскам княжестве Полюдье — фиксированная денежная повинность, сбор которой производили князья, а иногда он передавался феодалам. В Великом княжестве Литовском в XV-XVI вв. Полюдьем назывались подношения населения наместнику при объезде им той или иной волости.
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Способы сбора дани на Руси в IX—XII веках
Дань — подати, взимавшиеся со славян, населявших территорию Древней Руси.
До начала объединения древнерусских племен в государство население платило дань варягам и хазарам, совершавшим набеги на их территории.
С 882 года в Киеве стал править князь Олег. Постепенно покоряя разрозненные славянские племена, он начал их объединение в единое государство.
Важнейшей функцией молодого древнерусского государства стала защита территорий от внешних врагов. Князю были нужны средства для содержания дружины, организации новых походов.
Дань с населения стала основным источником дохода княжеской казны.
Правление князя Олега.
Сначала дань взималась Олегом с подвластных ему ильменских племен, кривичей, мери.
С 883 года дань начинают платить древляне.
С 884 года — северяне и радимичи.
Олег установил систему сбора дани с покоренных племен.
- Налог платили с «дыма» — отдельного хозяйства, или с «рала» — плуга.
- Дань взималась натуральными продуктами, мехами, медом. Особенно ценились шкурки черной куницы и соболя. Иногда налог платили деньгами — арабскими металлическими монетами «шелягами».
- Население Новгорода было обязано выплачивать в княжескую казну ежегодно 300 гривен. Гривной называли серебряный слиток весом в 200 гр.
- Размер собираемой дани не был строго фиксированным. С новых покоренных племен князь Олег брал «легкую» дань, обещая защиту и покровительство.
Целью Олега было привлечение на свою сторону соседних славянских племен, оберегание территорий от разорения варягами и хазарами.
- Повоз и полюдье — два способа сбора дани.
Благодаря правильной налоговой политике князя Олега, в IX веке происходило постепенное объединение, расширение, укрепление древнерусского государства.
Повоз и полюдье.
Один из методов сбора дани назывался повоз. Заключался в обязанности населения по распоряжению князя доставлять продукты в определенное время в Киев на княжеский двор.
Основным способом взимания дани являлось полюдье — объезд князя с дружиной подвластных территорий.
- Совершалось полюдье ежегодно с ноября по февраль. Дороги становились проходимыми, легче было добраться в труднодоступные летом селения. Урожай был собран, население имело возможность платить.
- На пути князя с дружиной заранее устраивались становища. В них население окрестных земель свозило дань.
- Во время похода князь с дружиной полностью находились на содержании у местного населения.
- Князь во время полюдья вершил на своих землях суд, разбирал тяжбы и спорные вопросы.
Полюдье являлось способом поддержания и укрепления княжеской власти над славянскими племенами.
Реформы княгини Ольги.
В 945 году преемник Олега князь Игорь, совершавший полюдье, попытался взять с племени древлян дань в тройном размере. Древляне подняли восстание и убили Игоря.
Жена его, княгиня Ольга, подавила восстание и покарала древлян.
В 946 году она провела налоговую реформу и установила новую систему сбора дани:
- князь перестал совершать полюдье, данники были обязаны сами свозить дань в назначенное место в определенное время;
- были созданы специальные пункты сбора — погосты;
- на погостах учреждалась должность тиуна, ответственного за прием и перевозку собранной дани в столицу;
- был установлен урок — фиксированный размер взимаемой дани;
- даннику, выполнившему урок, выдавалась специальная княжеская печать, запрещавшая повторно требовать с него плату.
Изменение системы сбора дани способствовало развитию дорог, возникновению новых поселений на местах погостов, укреплению местной власти. Полюдье постепенно превращалось в обязательный прямой налог.
В 966 году, во время князя Святослава Игоревича, взимание дани способом полюдья сократилось, но полностью не исчезло.
В 982 году с приходом к власти Владимира Святославича полюдье прекратилось.
Пошлины и сборы.
Кроме дани, взимаемой во время полюдья и на погостах, с населения собирались нерегулярные пошлины.
К торговым пошлинам относились:
- мыт — оплата перевоза товара через заставы в городе и в горах;
- перевоз — сбор за переправу через реки;
- гостиную пошлину платили торговцы за возможность содержать в городе склады;
- торговая — собиралась за торговлю на рынках;
- вес и мера — пошлины за возможность взвесить и измерить товар.
Князь, в чью пользу собирались пошлины, должен был строить удобные переезды и мосты, обеспечивать безопасность купцов в дороге.
Судебные пошлины собирались за совершенные преступления:
- за убийство бралась вира, размер платы зависел от обстоятельств;
- за кражи, нанесение увечий в драке и другие преступления платили пошлину, называемую «продажа».
В 988 году князь Владимир принял христианскую веру. Для возведения храмов и содержания церквей нужны были средства. Новая специальная подать составляла одну десятую часть доходов и называлась «десятина».
К XIII веку полюдье полностью утратило свое значение как способ сбора дани. Большинство собираемых налогов оставалось в отдельных княжеских уделах. Это привело к ослаблению и распаду объединенного князем Олегом древнерусского государства.
Добавить комментарий
Полюдье в Древней Руси является своего рода налогом / Paulturner-Mitchell.com
Каждый, кто изучает историю восточных славян, сталкивался с термином «полюдье». Что это? И как мы можем охарактеризовать этот процесс? Читайте об этом в нашей статье.
Признаки ранней государственности
Как вы думаете, что такое полюдье в Древней Руси? Начнем разбираться с этим вопросом вместе. В восьмом веке на землях, занятых племенами восточных славян, уже сложились крепкие племенные союзы. Они давно соперничают друг с другом за превосходство. Как показала история, объединение полян оказало серьезное влияние на другие племена. С годами они подчинили себе большую часть славян.
Таким образом, мы можем наблюдать появление первых признаков зарождающегося государства:
- единый лидер;
- суд;
- закон;
- армейский;
- система сбора налогов.
А мы с вами продолжим объяснять, что такое определение полюдья. Это один из способов сбора налогов с племен в казну великого князя. Такая система распространялась на все европейские государства в момент их возникновения, но в силу национальных интересов имела разные названия. Однако суть их оставалась прежней – пополнение казны князя. Теперь вы знаете значение слова «полюдье».
Система податей русских (восточных) славян
Как вы догадались, налоги собирались на Руси. В принципе, сборы, выражавшиеся в обязательных поборах, входили в структуру государственной системы. Ввиду того, что князь собирал с людей золото, он имел перед ними определенные обязательства. Одним из них было то, что он должен был обеспечить мирную жизнь и покой своим подданным. Другими словами, он должен был защищать свои племена от иноземных захватчиков. На шефство каждого русича нужны были средства.
Значит, для славянского полюдья в Древней Руси — это налог или налог? Современным аналогом полюдья является подоходный налог. Их отличие только в объеме и ресурсах. Например, однажды поляны отбили у хазар несколько славянских племен. За это они взимали плату от своего имени. Однако эти сборы отличались человечностью. Теперь славяне могли платить дань не только золотом, но и продуктами питания и самыми разнообразными изделиями ремесленников. Вот еще одно определение полюдья.
Скрытая опасность
Есть время. Крестьяне выращивают урожай и собирают урожай. Ремесленники производят различные изделия. Племена торгуют между собой. Пограничники охраняют границы. Великий князь издает законы. Налоги собираются, казна пополняется, государство укрепляется. Однако полюдья система далека от совершенства, но применяется давно.
В осенний период князь вместе со свитой начал сбор дани. Полюдье в Древней Руси — это буквально означает хождение вокруг людей, то есть хождение по дворам и сбор налога. Принц шел, пока не разобрал все свое имущество. Это было еще одно значение слова «полюдье».
Народ, кроме этой дани, платил еще немного денег, чтобы князь мог содержать дружину. Везде царила несправедливость, а все потому, что не было конкретной суммы налога.
Жадность Игоря погубила
Как оказалось, полюдье в Древней Руси не только налог, но и причина смерти одного из князей. В один из таких походов князь Игорь разделил со своей дружиной полюдье древлян и нашел, что налога недостаточно. Вместе они решили, что необходимо снова взять с них оплату. Дружина снова вторглась на территорию древлян и потребовала выкупа! Естественно, древляне возмутились. Результатом повторного отбора стало убийство дружины и самого князя.
Смерть князя грозила развалом государства. Но его мудрая и дальновидная жена — княгиня Ольга — быстро поняла, что это серьезный повод для изменения системы налогообложения. Поэтому она решила установить точную сумму для выплат. Ольга быстро и решительно успокоила встревоженные племена, а также восстановила единство между племенами на Руси.
Реформа принцесс
Итак, как уже было сказано выше, Ольга приступила к реформированию системы сбора налогов. Первое, что она сделала, это установила точную сумму. Как показала практика, эта мера позволила избежать злоупотреблений, и процесс взимания налога стал законным. Вдова также понимала, что хождение по людям представляет опасность для будущего великого князя, поэтому другим указом было утверждено решение о том, что ресурсы будут вывозиться в определенное место, указанное из столицы. Так возник феномен погоста на Руси. Оттуда собранные средства перешли в руки представителей княжеской власти. Княгиня Ольга не только упростила систему налогообложения, но и сделала ее безопасной для коллекционеров.
Таким образом, реформы принцессы еще больше укрепили и сплотили государство и племена между собой, а споры и распри о несправедливости стали уходить в прошлое.
Другими словами, полюдье – это сбор налогов в период Древней Руси. Мы видим, как вовремя были введены реформы княгини Ольги. Эти меры не позволили молодому государству развалиться на отдельные враждующие племена.
За ратные подвиги Александра Македонского в Восточной Европе. Царствование Святослава
СОВЕТ СВЯТОСЛАВА
Святослав — Александр Великий Восточной Европы.
Начиная с того времени, когда 962, возмужав и встав во главе дружины, Святослав действительно стал управлять государством, он взялся за дальнейшее расширение Руси. Ему удалось то, что не удалось его предшественникам: он подчинил себе княжество вятичей, расположенное между Окой и Волгой.
Продолжил усилия Олега и Ольги по централизации власти. Своих наместников Олег сажал только в городах по верхнему течению Днепра — в Смоленске и Любече, а в остальных землях были местные князья, хотя и подчинявшиеся ему. Ольга отправила стюардов к пунктам сбора дани.
Теперь Святослав, отправляясь на войну, отправил своих сыновей в важнейшие земли Руси. Старшего сына Ярополка он оставил в Киеве, второго сына Олега отправил управлять Древлянской землей, а младшего сына Владимира с дядей, знаменитым воеводой Добрыней, отправил управлять Новгородом. Сыновья великого князя в ранее полунезависимых княжествах по существу становились его наместниками.Святослав продолжил и внешнюю политику своих предшественников. Но он придавал ей такие размеры, вдыхая в нее такую силу и страсть, что она поражала воображение и современников, и потомков.
В 964 году он отправился в поход на восток. Главной целью этого похода было сокрушение древнего врага-хазар.
К этому времени Святослав был уже состоявшимся лидером дружины, храбрым в бою, неприхотливым к тяготам военной жизни. Вот как описывает его летописец: «И он легко ходил в походы, как пардус (гепард), и много воевал. В походы он ни возов, ни котлов с собой не возил, мяса не варил, а, тонко нарезав конину, или звериное мясо, или говядину и поджарив на углях, так и ел.
«Я хочу пойти за тобой.» Его внешний вид «хорошо передал византийский историк: обритая по русскому обычаю голова с длинной прядью свисающих вниз волос, золотая серьга с большим рубином в левом ухе, мрачный вид, незатейливая скромная одежда, отличавшаяся их чистота, высокое чувство достоинства, исходящие от всей его фигуры.
Пройдя через окско-волжские леса, землю вятичей, Святослав обрушил свой первый удар на Волжскую Булгарию-союзницу Хазарии.Войско булгар было побеждены, а столица булгар и другие города взяты и население рассеяно.По пути Святослав разбил буртасов, живших в окско-волжских лесах и враждебных Руси, взял и сжег их города, а население рассеял
Затем русская армия спустилась по Волге и подошла к границам Хазарского каганата. Удар с севера был стремительным и неожиданным. Обычно русские рати подходили к границам Хазарии по Азовскому морю и Дону. Теперь они впервые разгромили союзников Хазарии. Это свидетельствует о хорошо продуманном плане всей военной кампании.
Сам каган вышел с войском навстречу русским, но потерпел поражение,
и столица Хазарии город Итиль в низовьях Волги тоже был захвачен Святославом.
Русское войско огнем и мечом прошло всю хазарскую землю, оставив после себя разрушения и пепел. Сначала путь Святослава лежал в хазарские владения на Северном Кавказе. Оттуда он двинулся на Дон, по пути разгромив племена ясов и касогов (нынешние осетины и черкесы), враждовавшие с Русью и объединившиеся с хазарами. На берегах Дона войско Святослава штурмовало хазар
Крепость Саркел, построенная здесь в 9 в.век. с помощью византийских инженеров защитить хазарские границы от русских. Следы пожаров, разрушенные постройки, разрушенные крепостные стены — так предстает Саркел по мнению археологов. Крепость была буквально стерта с лица земли.
Итак, цель похода достигнута. Хазария по сути перестала существовать как сильное государство.
Оставив гарнизоны на оккупированной территории, Святослав вернулся в Киев, и его войска начали нападения на крымские владения Византии. Россияне продолжили линию прошлых лет:
богатые греческие колонии продолжали привлекать их внимание. Отношения с Византией обострились.
Поездки на Дунай. В ходе трехлетнего восточного похода Святослав захватил обширные территории от окских лесов до Северного Кавказа. При этом Византийская империя хранила молчание: действовал русско-византийский военный союз.
Но теперь, когда северный великан начал давить на византийские владения в Крыму, в Константинополе забеспокоились. В Киев срочно был отправлен гонец для урегулирования отношений между Русью и Византией.
Уже в то время в Киеве зрел план вторжения в Подна-Навью и присоединения устья Дуная к России. Но эти земли принадлежали Болгарии, и Святослав закрепил нейтралитет Византии во время своего предстоящего похода на Дунай, а взамен пообещал отступить от крымских владений империи. Это была уже большая дипломатия, имевшая в виду интересы России как на Востоке, так и на Западе.
Лето 967 Русское войско под предводительством Святослава двинулось на юг. Русскую армию поддерживали венгерские войска. Болгария опиралась на помощь ясов и касогов, враждебных России, и на хазарские отряды.
Война с Болгарией закончилась очень быстро. Верный своей молниеносной манере ведения военных действий, Святослав прорвал болгарские заставы и разбил в чистом поле войско болгарского царя Петра. Болгары были вынуждены заключить мир, по которому низовья Дуная с сильной крепостью Переяславец отходили к России.
Именно здесь раскрылись истинные планы Святослава. Он переезжает сюда и, согласно летописи, заявляет:
«Не люблю сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на
Дунай — там середина земли моей, туда текут все блага: из греческой земли — золото, паволоки (драгоценные ткани), вина, разные фрукты, из Чехии и Венгрии — серебро и кони, из России — меха и воск, мед и рабы.
Появление Святослава на Дунае и разгром Болгарии встревожили Византию. Теперь рядом появился жестокий, удачливый и беспощадный противник. Попытка византийской дипломатии стравить Болгарию и Россию и тем самым ослабить обе потерпела неудачу.
Подкупив печенегов, византийцы организовали поход на Киев. Святослав был вынужден отправиться на выручку своему столичному граду. Прогнав печенегов и заключив с ними мир, Святослав в 969 году снова вернулся на Дунай. Именно в это время он посадил своих сыновей-наместников в русских княжествах.
За время его отсутствия болгары захватили Переяславец, но Святослав быстро восстановил прежнее положение: болгарское войско снова потерпело поражение и Переяславец оказался в руках русских.
Русско-византийская война и смерть Святослава. В это время к власти в Константинополе пришел талантливый полководец и государственный деятель, армянин по национальности, Иоанн Цимисхий. Византийцы требовали ухода русской рати с Дуная. Но Святослав просил немыслимый выкуп за оставление здешних городов.
Иоанн Цимисхий для борьбы со Святославом создал особый отряд «бессмертных», куда вошли лучшие воины империи в доспехах. Командовал этим отрядом сам император.
Святославу удалось привлечь к военному противостоянию с Византией своих старых союзников, венгров; он также нанял печенежскую конницу. В состав объединенной армии входил также отряд дружественных России болгар.
Масштабные боевые действия разгорелись на просторах Фракии и Македонии летом 9 г.70. По данным византийских авторов, киевский князь руководил 60 тыс. человек, не считая союзников.
Русские выиграли первый этап войны. В решающей битве с полководцами Иоанна Цимисхия победил Святослав. В критический момент битвы, когда русские убоялись превосходящих сил неприятеля, Святослав обратился к воинам с речью:
«Не позорим земли Русской, но костями ляжем, мертвых нет стыд. » Русские дружно ударили по противнику и победили.
Однако византийцы подтянули новые войска, сумели разгромить одну из частей русской армии, которую поддержали союзники. Жертв было уже много с обеих сторон, война принимала затяжной характер. Сам Святослав с главным войском был уже на подступах к Константинополю, и греки просили мира.
По заключенному в 970 г. миру русские добились сохранения своих позиций на Дунае, византийцы обязались уплатить
, как и прежде, дань России, условия прежних соглашений были сохранены.
После этого Святослав отправился на Дунай, а Иоанн Цимисхий стал готовить новое войско. Для этого были мобилизованы все силы, отовсюду стянуты лучшие войска.
971 г., в дни, когда все христианство праздновало Пасху, неожиданно для русских Иоанн Цимисхий совершил прорыв своих войск через Балканский хребет и вышел в Болгарию. Там, на его полях, Святослав, поспешивший навстречу неприятелю, дал грекам несколько сражений. Но перевес сил уже был на стороне Византии. Союзники Святослава покинули его. В конце концов византийская армия блокировала русскую армию в дунайской крепости Доростол. 9 июля71 г. Святослав попытался прорвать кольцо блокады и вышел из крепости на последний бой. Натиск русских во главе с самим князем был настолько стремителен, что греки дрогнули, и тогда Иоанн Цимисхий, сияя золочеными доспехами, сам повел в бой своих «бессмертных». Святослав был ранен в бою. Русским пришлось отступить. Русский великий князь просил мира, который византийцы с радостью приняли.
По условиям мирного договора 971 г., скрепленного личной встречей Святослава и Иоанна Цимисхия, русские должны были уйти за Дунай; они обязались больше не нападать на местные земли. Но Россия сохранила завоевания в Причерноморье и Поволжье. Были восстановлены условия старого русско-византийского договора.
Святослав также обратился к византийскому императору с просьбой помочь в переходе русской армии через земли, подконтрольные печенегам. Иоанн Цимисхий пообещал это сделать. Но, вместо выполнения условий договора, греки решили убрать своего опасного соперника: посольство везло золото, дорогие подарки и просьбу императора остановить Святослава во время его возвращения в Киев к печенегам
.
Осенью русское войско появилось в устье Днепра. Но все пути на север были перерезаны печенегами. Затем Святослав зимовал в русских поселениях, расположенных на берегах устья Днепра.
весна 972 он снова пытался прорваться к Киеву, но на порогах, где русские волокли свои лодки по берегу, обходя бурлящие водовороты, его подстерегали печенеги. Небольшая русская армия была окружена и уничтожена. Сам Святослав погиб в бою. А из его черепа печенежский хан Курья, по старому степному обычаю, сделал чашу, оковал ее золотом и пил из нее на пирах.
Первая усобица в России. После смерти Святослава в Киеве к власти пришел молодой Ярополк, окруженный воеводами своего отца. Олег, который был на год младше, правил в Древлянской земле, младший — Владимир, сын Святослава от наложницы Малуши, сидел в Новгороде.
После смерти отца и Олег, и Владимир оказались самостоятельными
правителями своих земель. Они стали центром притяжения сил, которые хотели восстановить независимость от Киева.
Походы Игоря на Византию, великие завоевания Святослава выдвинули Русь на видное место в Восточной Европе.
Ярополк зарекомендовал себя сначала как правитель, стремившийся закрепить завоевания своих предшественников. На разлуку с отцом с детства большое влияние оказала его бабушка-христианка Ольга. Женой его была красивая греческая монахиня, которую Святослав захватил во время войны с Византией. Есть основания полагать, что Ярополк, слывший кротким и кротким юношей, либо стал христианином, либо склонился к христианству, чем вызвал недовольство киевлян-язычников и особенно дружины.
Однако спустя три года ситуация резко изменилась. И снова угроза единству России исходила из древлянских земель. По приказу царствовавшего там Олега, которому было всего 13 лет, в древлянских лесах был убит на охоте сын Свенельда, Ярополков воевода, тот самый Свенельд, собиравший там дань во времена Игоря. Можно думать, что древляне отомстили ему за прежние обиды и взяли курс на отделение от Киева.
Результатом этой междоусобицы стал через два года поход киевского войска во главе с Ярополком на древлян. Киевляне разгромили древлян, они бежали за крепостные стены города Овруча. На мосту через ров произошла давка, в которой погиб молодой князь Олег. Древляне вновь были подчинены Киеву.
Новгород тоже изъявил желание отделиться. Получив известие о смерти брата, Владимир бежал в варяги. На его место Ярополк прислал своего наместника. Русская земля вновь объединилась. Но Владимир не принял положение князя-изгоя. Пробыв более двух лет на чужбине, он нанял отряд варягов и выбил из Новгорода воеводу Ярополка. Затем он собрал большое войско, состоявшее из словенцев, кривичей и чуди, и вместе с варягами двинулся на юг, повторив путь Олега.
Снова Север предъявил свои претензии на лидерство в русских землях. Вновь Новгород выступил с инициативой объединения Руси, чтобы установить единую власть матери городов русских — Киева. По пути Владимир захватил Полоцк, где убил царствовавшего там варяга Рогволда и его сыновей, а дочь Рогнеду насильно взял себе в жены. В Киеве положение Ярополка было шатким. Дружина с недоверием относилась к князю, который покровительствовал христианам. Кроме того, Владимир вступил в тайные переговоры с некоторыми киевскими боярами, в том числе и с приближенными к Ярополку.
В результате Ярополк не смог собрать войско для борьбы с братом и заперся за киевскими стенами. Чувствуя, что в Киеве назревает заговор против него, Ярополк бежал из города, а затем по совету своих бояр, уже тайно перешедших на сторону Владимира, явился к нему для переговоров. Как только Ярополк вошел в шатер Владимира, его тут же подняли на мечи два варяга.
Проверка: 1) В 882 г. Олег перенес столицу из Новгорода в: 1) Ладогу, 2) Псков, 3) Киев, 3) Суздаль. 2) Итогом похода Олега на Царьград было (о): 1) поражение русской армии 2) принятие Олегом христианства 3) заключение мирного договора 4) византийское контрнаступление на Киев.
3) Форма сбора дани при Игоре называлась: 1) полюдие 2) перевозка 3) издольщина 4) издольщина. 4) 907 и 911 годы — годы заключения договоров между Русью и: 1) Польшей 2) Германией 3) Византией 4) Хазарским каганатом. 5) Первым князем одного Древнерусского государства был: 1) Кий 2) Аскольд 3) Олег 4) Святослав. 6) Игорь стал княжить в Киеве в: 1)907, 2)911, 3)912, 4)941.
7) Впервые название «Русская земля» появилось в письменном договоре при княжении: 1) Олега, 2) Игоря, 3) Ольги, 4) Святослава. 8) Первым правителем Киевской Руси, принявшим христианство, был (а): 1) Игорь, 2) Ольга, 3) Святослав, 4) Владимир. 9) Урок, установленный при Ольге, это: 1) ежегодные тесты для чиновников. 2) ежегодные учения отряда. 3) правила дипломатического этикета. 4) Строго определенный размер дани.
11) Олег стал княжить в Киеве в: 1) 862, 2) 882, 3) 907, 4)) В 907 году Олег совершил поход против 1) печенегов, 2) Польши, 3) булгар, 4) Византии. 13) Князь Игорь 1) погиб во время похода на Константинополь. 2) был убит древлянами при повторной попытке получить дань. 3) был убит печенегами на Днепровских порогах. 4) утонул при переправе через Днепр. 14) Погост в 10 веке это: 1) кладбище 2) место совершения религиозных обрядов 3) особое место, куда приносили дань. 4) место казней.
15) Первым(ой) из русских князей и княжон, посетившим(ей) Константинополь с дипломатической миссией, был(а): 1) Олег, 2) Святослав, 3) Анна Ярославовна, 4) Ольга. 16) Смерть Игоря относится к: 1) 944 г., 2) 945 г., 3) 957 г., 4)) Реформу порядка сбора дани провели: 1) Ольга, 2) Святослав, 3) Владимир, 4) Ярослав.
18) К событиям 882 года относятся: 1) первое упоминание о Руси, 2) начало летописания на Руси, 3) призвание варягов на Русь 4) образование государства Киевская Русь. 19) В годы правления княгини Ольги большая часть населения Киевской Руси исповедовала: 1) христианство, 2) язычество, 3) иудаизм, 4) ислам. 20) Образовательными центрами государства Древней Руси стали: 1) Изборск и Белоозеро, 2) Псков и Новгород, 3) Киев и Новгород, 4) Полоцк и Киев.
21) «Уроки» и «кладбища» В Киевской Руси были созданы: 1) князь Олег, 2) князь Игорь, 3) Ольга, 4) Владимир. 22) Заявление «Да будет Киев матерью городам русским» было сделано в 882 году: 1) Рюрик, 2) Аскольд, 3) Дир, 4) Игорь. 23) Князь добился прав беспошлинной торговли на византийских рынках для русских купцов: 1) Аскольда, 2) Олега, 3) Игоря, 4) Святослава.
24) Князь Игорь организовал первый военный поход на Византию: 1) в 907 г., 2) 911 г., 3) 921 г., 4)) Русские воинские отряды должны были прийти на помощь Византии по договорённостям: 1) 860 и 869, 2) 900 и 907, 3) 907 и 911, 4) 911 и) Начало организованной системы обложения населения русских земель налогами было положено в … 1) 9, 2) 10, 3) 11, 4) 12 век.
27) О каких событиях рассказывает отрывок из летописи: «Иде Ольга к грекам». 28) В знак победы над Византией князь прибил к воротам Царьграда: 1) Олега. 2) Рюрик, 3) Святослав, 4) Игорь. 29) Даты 862, 882 связаны с: 1) ключевыми событиями образования Древнерусского государства, 2) борьбой Руси с половцами, 3) политическим раздроблением, 4) походами князя Игоря.
Во времена правления Святослава Игоревича Святослав был первым достоверно известным киевским князем со славянским именем. (В византийских источниках X века его имя пишется как Сфендославос) Русский историк Н. М. Карамзин назвал его «Александром Великим нашей древней истории». По мнению академика Б. А. Рыбакова, походы Святослава «представляют как бы , одиночный сабельный удар, очерчивающий на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспийского моря и далее по Северному Кавказу и Черному морю до балканских земель Византии.
Формально Святослав стал великим князем в 3-летнем возрасте после смерти своего отца, великого князя Игоря, в 945 году, но самостоятельное правление началось около 964 года. правил сначала из-за малолетства Святослава, потом из-за его постоянного присутствия в военных походах. Возвращаясь из похода на Болгарию, Святослав был убит печенегами в 972 году на Днепровских порогах.
Князь Игорь Рюрикович убит в 945 древлянами за взимание с них непомерной дани. Его вдова Ольга, ставшая регентшей при трехлетнем сыне, отправилась на следующий год с войском в землю древлян. Бой открыл четырехлетний Святослав, метнув «копье в древлян, и копье пролетело между ушами коня и попало в ноги коня, ибо Святослав был еще ребенком. И сказали Свенельд [воевода] и Асмуд [кормилец]: Князь уже начал; пойдем, свита, за князем».
«Повесть временных лет» сообщает о первых самостоятельных шагах Святослава с 964 года: «Когда же Святослав подрос и возмужал, то стал он собирать множество храбрых воинов, и был быстр, как пардус, и много воевал. В походы он ни возов, ни котлов с собою не возил, мяса не варил, а, тонко нарезав конину, или звериное мясо, или говядину и поджарив на углях, так ел; палатки у него не было, а спал, расстелив на голове фуфайку с седлом, такими же были и все остальные его солдаты. И рассылал [гонцов, как правило, перед объявлением войны] в другие земли со словами: Иду к вам!
О внешности Святослава Среднего роста, не слишком высокого и не очень низкого роста, с густыми бровями и светло-голубыми глазами, курносый, безбородый, с густыми чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова его была совершенно обнажена, но с одной стороны свисал клок волос, признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все остальные части тела вполне пропорциональны, но выглядел он мрачно и сурово. В одном ухе у него была золотая серьга; его украшал карбункул, обрамленный двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его сподвижников лишь заметной чистотой.
964 — 965 — разгром Хазарского каганата и его столицы Итиля. Подчинение России Волжской Булгарии, установление союзнических отношений с ясами и косогами, присоединение вятичей.
Южное направление — русско-болгарская война. «Не люблю сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — там середина земли моей» — русско-византийская война. «Не посрамим земли Русской, но ляжем костями, ибо мертвые не имеют стыда» 971 — договор с Византией. Святослав покидает Болгарию. Мир восстанавливается.
Святослав Ярополк (ум. 980) Олег (977) Владимир ()
Тесты Сергеев С.Г. Подготовка к государственному централизованному тестированию. Саратов, 2001. Кадневский В. М. История России с древнейших времен. М., Саяпин В.В. История России. Тематические тесты. Ростов-на-Дону, 2011.
Ссылки jpg 280px-Лебедев_Святослав_Встреча_с_Император_Иоанн.jpg 280px-Лебедев_Святослав_Встреча_с_Император_Иоанн.jpg jpg jpg jpg
Святослав — Александр Македонский из Восточной Европы.
Начиная с того времени, когда в 962 году, возмужав и встав во главе дружины, Святослав действительно стал править государством, он приступил к дальнейшему расширению Руси. Ему удалось то, что не удалось его предшественникам: он подчинил себе княжество вятичей, расположенное между Окой и Волгой.
Продолжил усилия Олега и Ольги по централизации власти. Своих наместников Олег сажал только в городах по верхнему течению Днепра — в Смоленске и Любече, а в остальных землях были местные князья, хотя и подчинявшиеся ему. Ольга отправила стюардов к пунктам сбора дани. Теперь Святослав, отправляясь на войну, отправил своих сыновей в важнейшие земли Руси. Старшего сына Ярополка он оставил в Киеве, второго сына Олега отправил управлять Древлянской землей, а младшего сына Владимира с дядей, знаменитым воеводой Добрыней, отправил управлять Новгородом. Сыновья великого князя в ранее полунезависимых княжествах по существу становились его наместниками.
Святослав продолжил внешнюю политику своих предшественников. Но он придавал ей такие размеры, вдыхая в нее такую силу и страсть, что она поражала воображение и современников, и потомков.
В 964 году он отправился в поход на восток. Главной целью этого похода было сокрушение древнего врага — Хазарии.
К этому времени Святослав был уже состоявшимся лидером дружины, храбрым в бою, неприхотливым к тяготам военной жизни. Вот как описывает его летописец: «И он легко ходил в походы, как пардус (гепард), и много воевал. В походы он ни возов, ни котлов с собой не возил, мяса не варил, а, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и поджарив на углях, так ел. У него даже палатки не было, а спал он в распахнутой фуфайке, с седлом в голове… и отправлялся в иные земли со словами:
«Я хочу пойти за тобой.» Его внешний вид «хорошо передал византийский историк: обритая по русскому обычаю голова с длинной прядью волос, свисающих вниз, золотая серьга с большим рубином в левом ухе, взгляд мрачный, непритязательный скромный одежду, отличавшуюся чистотой, высокое чувство собственного достоинства, которое исходило от всех его фигур.
Пройдя через окско-волжские леса, землю вятичей, Святослав нанес свой первый удар Волжской Булгарии — союзнику Хазария.Войско булгар было разбито, а столица булгар и другие города взяты, а население рассеяно.По пути Святослав разбил буртасов, живших в окско-волжских лесах и враждебных Руси, взял в плен и города их сожгли, а население рассеяли.0003
Затем русская армия спустилась по Волге и подошла к границам Хазарского каганата. Удар с севера был стремительным и неожиданным. Обычно русские рати подходили к границам Хазарии по Азовскому морю и Дону. Теперь они впервые разгромили союзников Хазарии. Это свидетельствует о хорошо продуманном плане всей военной кампании.
Сам каган вышел с войском навстречу русским, но потерпел поражение,
и столица Хазарии город Итиль в низовьях Волги тоже был захвачен Святославом.
Русское войско огнем и мечом прошло всю хазарскую землю, оставив после себя разрушения и пепел. Сначала путь Святослава лежал в хазарские владения на Северном Кавказе. Оттуда он двинулся на Дон, по пути разгромив племена ясов и касогов (нынешних осетин и черкесов), враждовавших с Россией и объединившихся с Хазарией. На берегу Дона войско Святослава взяло штурмом хазарскую крепость Саркел, построенную здесь в 9 в.век. с помощью византийских инженеров защитить хазарские границы от русских. Следы пожаров, разрушенные постройки, разрушенные крепостные стены — так предстает Саркел по мнению археологов. Крепость была буквально стерта с лица земли.
Итак, цель похода достигнута. Хазария по сути перестала существовать как сильное государство.