Гоббс это: ТОМАС ГОББС – АРИСТОТЕЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ

ГОББС • Большая российская энциклопедия

ГОББС (Hobbes) То­мас (5.4.1588, Уэст­порт, граф­ст­во Уилт­шир – 4.12.1679, Хар­ду­ик-Холл, граф­ст­во Дер­би­шир), англ. фи­ло­соф, тео­ре­тик об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва. Ро­дил­ся в се­мье сель­ско­го свя­щен­ни­ка. В 1603–1608 учил­ся в Окс­форд­ском ун-те, по окон­ча­нии ко­то­ро­го был вос­пи­та­те­лем, за­тем сек­ре­та­рём в ари­сто­кра­тическом се­мейст­ве У. Ка­вен­ди­ша (впо­след­ст­вии гра­фа Де­вон­шир­ско­го), с ко­то­рым был свя­зан до кон­ца жиз­ни. В 1621–26 со­труд­ни­чал с Ф. Бэ­ко­ном. Со­вер­шил неск. пу­те­ше­ст­вий во Фран­цию и Ита­лию, где по­зна­ко­мил­ся с Г. Га­ли­ле­ем (его «Диа­лог о двух сис­те­мах ми­ра, Пто­ле­мее­вой и Ко­пер­ни­ко­вой» ока­зал боль­шое влия­ние на Г.). В на­ча­ле Англ. ре­во­лю­ции (1640) в со­ста­ве роя­ли­ст­ской эмиг­ра­ции при­был в Па­риж, где про­жил 11 лет и где вы­шло его соч. «О гра­ж­да­ни­не» («De cive», 1642; 3-я ч. на­пи­сан­ных на лат. яз. «Ос­нов фи­ло­со­фии»), на­пи­сал «Воз­ра­же­ния» на «Ме­та­фи­зи­че­ские раз­мыш­ле­ния» Р.  Де­кар­та. В 1651 не­ожи­дан­но для роя­ли­стов пе­ре­ехал в Лон­дон, где в том же го­ду с одоб­ре­ния О. Кром­ве­ля опуб­ли­ко­вал свой об­шир­ный труд «Ле­виа­фан, или Ма­те­рия, фор­ма и власть го­су­дар­ст­ва цер­ков­но­го и гра­ж­дан­ско­го» («Levia­than: or, The matter, form and power of a commonwealth ecclesiastical and civil», рус. пер. 1936) (Ле­виа­фан – биб­лей­ское чу­до­ви­ще, сим­во­ли­зи­рую­щее у Г. го­су­дар­ст­во). За­тем он из­дал соч. «О те­ле» («De corpore», 1655) и «О че­ло­ве­ке» («De homine», 1658) (1-я и 2-я час­ти «Ос­нов фи­ло­со­фии»). По­сле рес­тав­ра­ции мо­нар­хии Стю­ар­тов (1660) Г. под­верг­ся на­пад­кам со сто­ро­ны роя­ли­стов и цер­ков­ных вла­стей, ему бы­ло за­пре­ще­но пуб­ли­ко­вать со­чи­не­ния, по­свя­щён­ные по­ли­ти­ке и ре­ли­гии. В 1668 Г. из­дал в Ам­стер­да­ме лат. пер. «Ле­виа­фа­на». В по­след­ние го­ды жиз­ни за­ни­мал­ся лит. ра­бо­той, пе­ре­вёл на англ. яз. «Одис­сею» и «Илиа­ду» Го­ме­ра.

Г. – один из гл. тео­ре­ти­ков эм­пи­риз­ма 17 в. Он не раз под­чёр­ки­вал ста­рую фор­му­лу сен­суа­лиз­ма, со­глас­но ко­то­рой в ин­тел­лек­те нет ни­че­го, че­го не бы­ло бы ра­нее в чув­ст­вах. Своё уче­ние о бы­тии Г. име­ну­ет по-ари­сто­те­лев­ски пер­вой фи­ло­со­фи­ей (из­бе­гая тер­ми­на «ме­та­фи­зи­ка» как схо­ла­сти­че­ско­го) или про­сто фи­зи­кой. Про­дол­жая тра­ди­цию позд­нес­ред­не­ве­ко­во­го но­ми­на­лиз­ма, Г. от­ри­цал ре­аль­ность уни­вер­саль­ных вне­чув­ст­вен­ных суб­стан­ций, как ма­те­рии, так и ду­ха, на чём на­стаи­ва­ла ме­та­фи­зи­ка Де­кар­та: ес­ли сло­ва – это зна­ки тел, то об­щие по­ня­тия – это зна­ки зна­ков, «име­на имён». Бы­тие со­став­ля­ют пре­ж­де все­го еди­нич­ные те­ла, по­сти­гае­мые чув­ст­ва­ми в по­все­днев­ном опы­те. Те­ло об­ла­да­ет не­отъ­ем­ле­мы­ми от не­го ак­ци­ден­ция­ми, или свой­ст­ва­ми, – про­тя­жён­но­стью и внеш­ней фи­гу­рой. Про­стран­ст­во – это все­гда кон­крет­ная про­тя­жён­ность ко­неч­но­го те­ла. Дви­же­ние и по­кой со­став­ля­ют уже ак­ци­ден­ции, при­су­щие не всем те­лам, ибо од­ни из них дви­жут­ся, а дру­гие по­ко­ят­ся. Ак­ци­ден­ции, ещё ме­нее свя­зан­ные с те­лом, – ося­за­тель­ные, слу­хо­вые, цве­то­вые и др. ка­че­ст­ва, по­яв­ле­ние и ис­чез­но­ве­ние ко­то­рых за­ви­сят не столь­ко от те­ла, сколь­ко от вос­при­ни­маю­ще­го его субъ­ек­та.

От­вер­гая по­ня­тия це­ле­вой и фор­маль­ной при­чин, Г. при­зна­вал толь­ко ма­те­ри­аль­ные и дей­ст­вую­щие «бли­жай­шие при­чи­ны», фик­си­руе­мые в опы­те. Дей­ст­вую­щая при­чи­на – ак­тив­ное те­ло, ма­те­ри­аль­ная – те­ло, под­вер­гаю­щее­ся воз­дей­ст­вию. Мыш­ле­ние, по Г., – ре­че­вая дея­тель­ность че­ло­ве­ка. Ес­ли чув­ст­вен­ные вос­при­ятия об­ра­зу­ют пер­вый слой опы­та – про­стей­шее зна­ние (cognitio), то сло­вес­ное об­ще­ние – вто­рой слой, ко­то­рый Г. име­ну­ет нау­кой. В раз­ра­бо­тан­ной Г. зна­ко­вой тео­рии язы­ка воз­ник­но­ве­ние имён рас­смат­ри­ва­ет­ся как ре­зуль­тат про­из­воль­но­го со­гла­ше­ния ме­ж­ду людь­ми.

Ес­ли фи­зи­ка изу­ча­ет при­род­ные, ес­те­ст­вен­ные те­ла, то мо­раль­ная, или гра­ж­дан­ская, фи­ло­со­фия, поль­зу­ясь де­дук­тив­но-син­те­тич. ме­то­дом, ис­сле­ду­ет «ис­кус­ст­вен­ные те­ла», соз­да­вае­мые че­ло­ве­ком, важ­ней­шим из ко­то­рых яв­ля­ет­ся го­су­дар­ст­во. Что­бы по­знать по­след­нее, не­об­хо­ди­мо пред­ва­ри­тель­но ис­сле­до­вать че­ло­ве­ка, его при­ро­ду, спо­соб­но­сти и склон­но­сти. Этим за­ни­ма­ет­ся фи­ло­со­фия мо­ра­ли, пред­ва­ряю­щая фи­ло­со­фию по­ли­ти­ки. Г. с боль­шой си­лой под­чёр­ки­вал эгои­стич. при­ро­ду че­ло­ве­ка, оп­ре­де­ляе­мую как его стрем­ле­ни­ем к са­мо­со­хра­не­нию, так и раз­но­об­раз­ны­ми ин­те­ре­са­ми, уг­луб­ляю­щи­ми­ся и ус­лож­няю­щи­ми­ся в ус­ло­ви­ях ци­ви­ли­за­ции и спо­соб­ны­ми при­во­дить к ос­па­ри­ва­нию са­мых не­зыб­ле­мых гео­мет­рич. ис­тин.

Раз­ви­тое Г. на­ту­ра­ли­стич. по­ни­ма­ние че­ло­ве­ка ле­жит в ос­но­ве его кон­цеп­ции про­ис­хо­ж­де­ния и сущ­но­сти го­су­дар­ст­ва. Че­ло­ве­че­ское об­ще­ст­во вна­ча­ле про­хо­дит ста­дию ес­те­ст­вен­но­го со­стоя­ния, ко­гда лю­ди под­чи­ня­ют­ся в осн. лишь сво­им чув­ст­вен­ным вле­че­ни­ям и ру­ко­во­дству­ют­ся ес­те­ст­вен­ным пра­вом. В си­лу то­го что ин­те­ре­сы и пра­во од­но­го на­тал­ки­ва­ют­ся на ана­ло­гич­ное пра­во дру­го­го, в об­ще­ст­ве ца­рит «вой­на всех про­тив всех», гро­зя­щая лю­дям все­об­щим ис­треб­ле­ни­ем.

Воз­мож­ность вы­хо­да из это­го со­стоя­ния за­ло­же­на в ра­зум­но­сти че­ло­ве­ка, ес­те­ст­вен­ных за­ко­нах, пра­ви­лах мо­раль­но­го бла­го­ра­зу­мия. Все они сво­дят­ся к древ­не­му «зо­ло­то­му пра­ви­лу» (за­фик­си­ро­ван­но­му и в Еван­ге­лии): не по­сту­пай с дру­ги­ми так, как не хо­чешь, что­бы по­сту­па­ли с то­бой. Это пра­ви­ло са­мо­ог­ра­ни­че­ния эго­из­ма по­бу­ж­да­ет лю­дей за­клю­чить об­ще­ст­вен­ный до­го­вор, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го воз­ни­ка­ет го­су­дар­ст­во. Уча­ст­ни­ки до­го­во­ра, об­ла­дая ве­ли­ким да­ром ре­че­во­го об­ще­ния, всту­па­ют бла­го­да­ря ему в гражд. со­стоя­ние, от­ка­зы­ва­ют­ся от зна­чит. час­ти сво­их ес­те­ст­вен­ных прав, от­чу­ж­дая их в поль­зу вер­хов­но­го гла­вы го­су­дар­ст­ва и под­чи­нён­ных ему слу­жи­те­лей. Го­су­дар­ст­вен­ность ста­но­вит­ся, т.  о., гл. мо­раль­ным вос­пи­тую­щим фак­то­ром ци­ви­ли­за­ции. Пра­во и мо­раль сбли­жа­ют­ся, раз­ли­чие ме­ж­ду ни­ми со­хра­ня­ет­ся в том, что гражд. за­ко­ны – пи­са­ные, а ес­те­ст­вен­ные – не­пи­са­ные. Вер­хов­ная гос. власть – аб­со­лют­на, её но­си­тель (не обя­за­тель­но ко­роль) не раз­де­ля­ет её ни с кем. Дей­ст­вия его, од­на­ко, не про­из­вол, ибо дей­ст­вию за­ко­нов «су­ве­рен под­чи­нён так же, как по­след­ний из его под­дан­ных» (Соч. Т. 2. М., 1991. Гл. 30). Гра­ж­да­не со­хра­ня­ют мно­гие из ес­те­ст­вен­ных прав (га­ран­тию на жизнь, эко­но­мич. и се­мей­ные от­но­ше­ния, вос­пи­та­ние и др.) и в ме­ру это­го сво­бод­ны.

Ре­ли­гию Г. счи­тал не­об­хо­ди­мой ду­хов­ной пи­щей масс, отяг­чён­ной, од­на­ко, мно­же­ст­вом суе­ве­рий. С по­сле­до­ва­тель­но ан­ти­кле­ри­каль­ных по­зи­ций Г. ре­ши­тель­но вы­сту­пал за под­чи­не­ние цер­ков­ных ин­сти­ту­тов свет­ской, гос. вла­сти.

Гоббс — Департамент философии

«Левиафан» Гоббса

(Рассел Б. История западной философии. Кн. 3, ч. 1, Глава VIII)

 

…В противоположность Платону Гоббс считал, что разум не является врожденным, а развит трудолюбием.

Затем он переходит к рассмотрению страстей. „Усилие» может быть определено как малое начало движения, когда усилие направлено в сторону чего-нибудь — это желание, когда же оно идет в противо­положную сторону от чего-нибудь — это отвращение. Любовь — то же самое, что и желание, а ненависть — то же, что и отвращение. Мы называем вещь „хорошей», когда она является объектом желания, и плохой, когда она является объектом отвращения. (Нужно заметить, что эти определения не дают объективных оснований „хорошему» и „плохому»; и когда желания людей расходятся, то не имеется теоре­тического метода, чтобы урегулировать их расхождения.) Определения различных страстей большей частью основаны на сталкивающихся концепциях жизни. Например, смех — это внезапный триумф. Страх перед невидимой силой, если он допущен публично, — это религия, если не допущен — суеверие.

Таким образом, решение относительно того, что является религией и что суеверием, остается на усмотрение законодателя. Счастье включает в себя постоянный прогресс; оно состоит в преуспевании, а не в том, что успех уже достигнут; нет такой вещи, как постоянное счастье, за исключением, конечно, не­бесного блаженства, которое превосходит наше понимание.

Воля — это не что иное, как окончательное желание или отвра­щение, оставшееся в результате обдумывания. Иными словами, воля не есть нечто отличное от желания и отвращения, а просто сильнейшая сторона в случае противоречия между ними. Очевидно, что это связано с отрицанием свободы воли у Гоббса.

В отличие от большинства защитников деспотического правитель­ства, Гоббс считает, что все люди равны от природы. Но в естественном состоянии, до того как появляется какая-либо власть, каждый человек хочет не только сохранить свою собственную свободу, но и приобрести господство над другими; оба этих желания диктуются инстинктом самосохранения. Из их противоречий возникает война всех против всех, что делает жизнь „беспросветной, звериной и короткой» в естественном состоянии нет собственности, нет справедливости или несправедливости, есть только война, а „сила и коварство являютсяна войне двумя кардинальными добродетелями».

512

 

Вторая часть книги рассказывает о том, как люди избегают этих бед объединившись в общины с подчинением каждой из них цент-ральной власти. Все это представлено как результат действия обще-ственного договора. Предполагается, что ряд людей собрались и сог-ласились выбрать правителя или верховный орган, который будет пользоваться правами власти над ними и положит конец всеобщей войне. Я не думаю, чтобы этот „завет» (как его обычно называет Гоббс) мыслился как определенное историческое событие; полагание такового вовсе не является существенным для аргумента. Это объяс-няющий миф, употребленный для объяснения того, почему человек подчиняется и должен подчиняться ограничениям личной свободы, пришедшим вслед за подчинением власти.

Целью обуздания, которое люди возложили на себя, говорит Гоббс, является самосохранение от всеобщей войны, проистекающей из нашей любви к свободе для себя и к господству над другими.

Гоббс рассматривает также вопрос о том, почему невозможно сотрудничество, подобное тому, которое есть у муравьев и пчел. Пчелы, находясь в одном и том же улье, не конкурируют между собой, у них нет желания достичь почета, и они не используют разум для того, чтобы критиковать правительство. Их соглашение естест-венно, но завет людей может быть только искусственным. Договор должен даровать власть одному человеку или собранию лиц, так как иначе он не сможет принуждать к повиновению. „Завет без содействия меча суть лишь слова». (Президент Вильсон, к несчастью, это забыл.) Договор происходит не между гражданами и правящей властью, как впоследствии было у Локка и Руссо, — это договор, заключенный гражданами между собой, о том, чтобы повиноваться такой правящей власти, которую изберет большинство. Избранием этой власти их политические полномочия заканчиваются. Меньшинство связано так же крепко повиновением государству, как и большинство, так как договор обязывает повиноваться правительству, избранному большин-ством. Когда правительство избрано, граждане теряют все права, за исключением тех, которые сочтет целесообразным предоставить им правительство. Отрицается право восстания, потому что правитель не связан никаким договором, тогда как его подданные связаны.

Объединенное таким образом множество людей называется госу- ‘ дарством. Это — „Левиафан», смертное божество.

Гоббс предпочитает монархию другим формам правления, но все егo абстрактные доводы равно применимы и ко всем другим формам правления, в которых есть одна верховная власть, не ограниченная юридическими правами других органов власти. Он может примириться только с парламентом, но не с системой, в которой правительственная власть разделена между королем и парламентом. Это прямой антитезис взглядам Локка и Монтескье.

Гоббс говорит, что английская граж-данская война произошла потому, что власть была разделена между

королем, палатой лордов и палатой общин.

Верховная власть, будь то человек или собрание лиц, называется сувереном. Власть суверена в системе Гоббса — неограниченна. Он имеет право цензуры над всяким выражением общественного мнения.

                                                                               513

Полагают, что его главный интерес заключается в сохранении внут_ реннего мира, и что поэтому он не использует право цензуры, чтобы замалчивать правду, так как доктрина, противоречащая миру, Не может быть истиной (безусловно прагматистсккий взгляд). Законы собственности должны быть полностью подчинены суверену, так как в естественном состоянии нет собственности, и поэтому собственность создана правительством, которое может контролировать свое творение как ему угодно.

Допускается, что суверен может быть деспотичным, но даже худший деспотизм лучше, чем анархия. Кроме того, интересы суверена во многих отношениях совпадают с интересами его подданных. Он богаче, если богаче они, он в большей безопасности, если они послушны законам, и т. д. Восстание неправильно и потому, что оно обычно неудачно, и потому, что, если оно удачно, оно дает плохой пример и учит восставать других. Аристотелевское различие между тиранией и монархией отвергается, „тирания», согласно Гоббсу, — это просто монархия, которую употребляющий это слово не любит.

Далее даются различные обоснования того, что правительство мо­нарха предпочтительнее правительства собрания. Допускается, что монарх будет обычно следовать своим личным интересам, когда они сталкиваются с интересами народа, то так же может действовать и собрание. Монарх может иметь фаворитов, но они могут быть и у каждого члена собрания; поэтому общее число фаворитов при мо­нархии, вероятно, должно быть меньше. Монарх может слушать советы от кого-нибудь и секретно, а собрание может слушать только советы от своих собственных членов и публично.

Случайное отсутствие не­которых членов в собрании может быть причиной того, что другая партия получит большинство и, таким образом, произведет изменение политики. Кроме того, если собрание разделится на враждебные партии, результатом может быть гражданская война. На основании всего этого Гоббс заключает, что монархия является наилучшей формой прав­ления.

Во всем „Левиафане» Гоббс нигде не рассматривает возможность влияния периодических выборов для обузданий стремлений собрания пожертвовать общественными интересами ради личных интересов своих членов. По-видимому, он в действительности думает не о демок­ратически избираемых парламентах, а об органах, подобных Большому совету в Венеции или палате лордов в Англии. Он представляет демократию наподобие античной, предполагающей непосредственное участие каждого гражданина в законодательной и исполнительной власти; по крайней мере таким был его взгляд.

Участие народа, согласно системе Гоббса, полностью исчерпывается первым избранием монарха. Престолонаследование должно опреде­ляться монархом, как это практиковалось в Римской империи, когда этому не мешали мятежи. Допускается, что монарх обычно изберет одного из своих детей или ближайшего родственника, если он не имеет детей, но считается, что не должно существовать таких законов, которые мешали бы ему сделать иной выбор.

514

Есть глава о свободе подданных, которая начинается исключительно точным определением: свобода — это отсутствие внешних препятствий к движению. В этом смысле свобода совместна с необходимостью, например, вода необходимо течет вниз по холму, когда ее движению лет препятствий и когда поэтому, согласно определению, она свободна. Человек свободен делать то, что он хочет, но вынужден делать, что желает Бог. Все наши воления имеют причины и в этом смысле необходимы. Что касается свободы подданных, они свободны там, куда не распространяется действие законов; это не является ограничением верховной власти, так как действие законов могло бы быть распро­странено, если бы этого захотел суверен. Подданные не имеют прав в отношении монарха, за исключением тех, которые суверен уступит добровольно. Когда Давид присудил Урию к смерти, он не оскорбил его, так как Урия был его подданным, но он оскорбил Бога, потому что он был подданным Бога и не повиновался закону Бога.

Древние авторы своими похвалами свободе привели людей, согласно Гоббсу, к тому, чтобы они стали одобрять бунты и мятежи. Он утверждает, что если их правильно истолковать, то свобода, которую они хвалили, была свободой для суверенов, то есть свободой от иностранного господства. Внутреннее сопротивление правителям он осуждает даже тогда, когда оно, кажется, возможно наиболее оправ­данным. Например, он считает, что св. Амвросий не имел права отлучать от церкви императора Феодосия после резни в Фессалониках. И он яростно осуждает папу Захария за его помощь в низложении с престола последнего из Меровингов в пользу Пипина.

Он, однако, в одном отношении ограничивает обязанность под­чиняться суверенам. Он рассматривает право самосохранения как абсолютное: подданные имеют право самозащиты даже против монар­хов. Это логично, так как самосохранение является у него лейтмотивом в учреждении правительства. На этой основе он считает (хотя и с оговорками), что человек имеет право отказаться сражаться, когда к этому призывает правительство. Это то право, которое ни одно сов­ременное правительство не признает. Лю0опытным результатом его эгоистической этики является утверждение, что сопротивление прави­тельству оправдано только в случае самозащиты, сопротивление же с целью защиты другого всегда преступно. Есть еще другое совершенно логичное исключение: человек не имеет обязанностей перед правителем, у которого нет силы защитить его. Это оправдывало подчинение Гоббса Кромвелю в то время, когда Карл II находился в ссылке.

Конечно, таких органов, как политические партии, или того, что мы назвали бы сегодня тред-юнионами, быть не должно. Все учителя Должны быть исполнителями воли суверена и должны учить только тому, что считает полезным суверен. Права собственности имеют силу только в отношении других подданных, но не в отношении суверена. Суверен имеет право регулировать внешнюю торговлю. Он не подчиня­ется гражданскому праву. Его право наказывать исходит не из ка­кой-либо концепции справедливости, но потому, что он сохранил свободу, которой все люди обладали в естественном состоянии, когда ни один человек не мог быть наказан за нанесение обид другим.

                                                                                                      515

Интересен перечень причин (не считая иностранного завоевания), вызывающих распад государства. Это — предоставление суверену слишком малой власти; разрешение личных суждений подданным; теория о том, что все, что против совести, является грехом; вера во вдохновение; доктрина о том, что суверен должен подчиняться граж­данским законам; признание абсолютного права частной собственности; разделение верховной власти; подражание грекам и римлянам; отде­ление светской власти от духовной; отказ суверену в праве на нало­гообложение; популярность могущественных подданных и свобода спо­ра с сувереном. Всему этому было множество примеров в тогдашней истории Англии и Франции.

Гоббс считает, что не должно быть большой трудности в том, чтобы научить людей верить в права суверена, так как не были лг они обучены верить в христианство и даже в пресуществление, что является противоречащим разуму? Нужно выделить дни для изучения обязанностей подчинения. Обучение народа зависит от права обучения в университетах, за которыми поэтому должен быть тщательный  надзор. Должно быть единообразие вероисповедания: религия уста­навливается сувереном.

Вторая часть заканчивается надеждой, что какой-нибудь суверен  прочтет книгу и сделает себя абсолютным монархом, — надежда менее  химерическая, чем надежда Платона, что короли превратятся в фи-  лософов. Монархов уверяют, что книга легко читается и очень инте-  ресна.

Третья часть,  „О христианском государстве», объясняет, что не  существует никакой общей церкви, потому что церковь должна зави-  сеть от гражданского правительства. В каждой стране король должен  быть главой церкви. Господство и непогрешимость папы не могут быть  допущены. Она, как можно было ожидать, допускает, что христианин, который является подданным нехристианского правителя, внешне должен подчиниться:  разве не подчинялся Нееман,  когда поклонялся капищу Риммона?

„Четвертая часть, „О царстве тьмы», связана главным образом с критикой римской церкви, которую Гоббс ненавидел потому, что она ставит духовную власть над светской. Остальная часть этого раздела представляет собой нападки на  „пустую философию», под которой обычно подразумевается Аристотель.

Теперь попытаемся высказать свое мнение о „Левиафане». Вопрос нелегкий, потому что в книге хорошее и плохое неразрывно связаны между собой.

В политике имеется два различных вопроса: один — о лучшей форме государства, другой — о его власти. Лучшей формой государства, согласно Гоббсу, является монархия, но не это представляет важнейшую часть его доктрины. Важнейшая часть доктрины заключается в утверждении того, что власть государства должна быть абсолютной,; Эта доктрина или что-то похожее на нее возникла в Западной Европе в период Возрождения и Реформации…

516

Томас Гоббс | Биография, философия, убеждения, Левиафан, наследие и факты

Томас Гоббс

См. все СМИ

Дата рождения:
5 апреля 1588 г. Англия
Умер:
4 декабря 1679 г. (91 год) Англия (Юбилей через 4 дня)
Предметы изучения:
абсолютизм содружество эгоизм естественное право Социальный контракт

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Почему Томас Гоббс важен?

Томас Гоббс был английским философом, ученым и историком, наиболее известным своей политической философией, особенно сформулированной в его шедевре Leviathan  (1651). Его неизменный вклад заключался в том, что он был политическим философом, который оправдывал широкие полномочия правительства на основе корыстного согласия граждан. В общественном договоре Гоббса многие обменивают свободу на безопасность.

Каким было детство Томаса Гоббса?

Отец Гоббса был вспыльчивым викарием, который, опозорившись после драки у дверей собственной церкви, исчез, оставив троих своих детей на попечение своего брата, перчаточника. Когда Гоббсу было 4 года, его отправили в школу в Вестпорте, Уилтшир, затем в частную школу, а в 15 лет — в Магдален-холл в Оксфорде.

Чем зарабатывал на жизнь Томас Гоббс?

Почти всю свою взрослую жизнь Томас Гоббс был нанят членами богатой и аристократической семьи Кавендиш и их компаньонами в качестве наставника, переводчика, попутчика, бухгалтера, делового представителя, политического советника и научного сотрудника.

Как Томас Гоббс повлиял на других?

Политическая философия Томаса Гоббса оказала влияние не только на последователей, принявших структуру общественного договора, — например, на Джона Локка, Жан-Жака Руссо и Иммануила Канта, — но и менее непосредственно на тех теоретиков, которые связывали моральные и политические решения в рациональной человеческой деятельности. существ к соображениям личного интереса в широком понимании.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Томас Гоббс (родился 5 апреля 1588 г., Вестпорт, Уилтшир, Англия — умер 4 декабря 1679 г., Хардвик-холл, Дербишир), английский философ, ученый и историк, наиболее известный своей политической философией, особенно четко сформулированной. в его шедевре Левиафан (1651). Гоббс рассматривал правительство прежде всего как средство обеспечения коллективной безопасности. Политическая власть оправдывается гипотетическим общественным договором между многими, который возлагает на суверенное физическое или юридическое лицо ответственность за безопасность и благополучие всех. В метафизике Гоббс защищал материализм, представление о том, что только материальные вещи реальны. В его научных трудах все наблюдаемые явления представлены как эффекты движущейся материи. Гоббс был не только самостоятельным ученым, но и великим систематизатором научных открытий своих современников, в том числе Галилея и Иоганна Кеплера. Его непреходящий вклад — это политический философ, который оправдывал широкие полномочия правительства на основе корыстного согласия граждан.

Узнайте о жизни Томаса Гоббса, английского философа, ученого и историка

Посмотреть все видео к этой статье

Отец Гоббса был вспыльчивым священником небольшой приходской церкви Уилтшира. Опозоренный после драки у дверей собственной церкви, он исчез и бросил своих троих детей на попечение своего брата, зажиточного перчаточника из Малмсбери. Когда ему было четыре года, Гоббса отправили в школу в Вестпорте, затем в частную школу и, наконец, в 15 лет, в Магдален-холл в Оксфордском университете, где он получил степень в области традиционного искусства, а в свободное время развивал искусство. интерес к картам.

Почти всю свою взрослую жизнь Гоббс работал на разные ветви богатой и аристократической семьи Кавендиш. Получив степень в Оксфорде в 1608 году, он работал пажом и наставником молодого Уильяма Кавендиша, впоследствии второго графа Девоншира. В течение многих десятилетий Гоббс служил семье и их соратникам в качестве переводчика, попутчика, бухгалтера, делового представителя, политического советника и научного сотрудника. Благодаря работе у Уильяма Кавендиша, первого графа Девоншира, и его наследников, Гоббс оказался на стороне роялистов в спорах между королем и парламентом, которые продолжались до 1640-х годов и завершились Гражданскими войнами в Англии (1642–1651). Гоббс также работал на маркиза Ньюкасл-апон-Тайн, двоюродного брата Уильяма Кавендиша и брата Ньюкасла, сэра Чарльза Кавендиша. Последний был центром «Академии Уэллбека», неформальной сети ученых, названной в честь одного из фамильных домов в аббатстве Уэллбек в Ноттингемшире.

Томас Гоббс | Биография, философия, убеждения, Левиафан, наследие и факты

Томас Гоббс

См. все СМИ

Дата рождения:
5 апреля 1588 г. Англия
Умер:
4 декабря 1679 г. (91 год) Англия (Юбилей через 4 дня)
Предметы изучения:
абсолютизм содружество эгоизм естественное право Социальный контракт

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Почему Томас Гоббс важен?

Томас Гоббс был английским философом, ученым и историком, наиболее известным своей политической философией, особенно сформулированной в его шедевре Leviathan  (1651). Его неизменный вклад заключался в том, что он был политическим философом, который оправдывал широкие полномочия правительства на основе корыстного согласия граждан. В общественном договоре Гоббса многие обменивают свободу на безопасность.

Каким было детство Томаса Гоббса?

Отец Гоббса был вспыльчивым викарием, который, опозорившись после драки у дверей собственной церкви, исчез, оставив троих своих детей на попечение своего брата, перчаточника. Когда Гоббсу было 4 года, его отправили в школу в Вестпорте, Уилтшир, затем в частную школу, а в 15 лет — в Магдален-холл в Оксфорде.

Чем зарабатывал на жизнь Томас Гоббс?

Почти всю свою взрослую жизнь Томас Гоббс был нанят членами богатой и аристократической семьи Кавендиш и их компаньонами в качестве наставника, переводчика, попутчика, бухгалтера, делового представителя, политического советника и научного сотрудника.

Как Томас Гоббс повлиял на других?

Политическая философия Томаса Гоббса оказала влияние не только на последователей, принявших структуру общественного договора, — например, на Джона Локка, Жан-Жака Руссо и Иммануила Канта, — но и менее непосредственно на тех теоретиков, которые связывали моральные и политические решения в рациональной человеческой деятельности. существ к соображениям личного интереса в широком понимании.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Томас Гоббс (родился 5 апреля 1588 г., Вестпорт, Уилтшир, Англия — умер 4 декабря 1679 г., Хардвик-холл, Дербишир), английский философ, ученый и историк, наиболее известный своей политической философией, особенно четко сформулированной. в его шедевре Левиафан (1651). Гоббс рассматривал правительство прежде всего как средство обеспечения коллективной безопасности. Политическая власть оправдывается гипотетическим общественным договором между многими, который возлагает на суверенное физическое или юридическое лицо ответственность за безопасность и благополучие всех. В метафизике Гоббс защищал материализм, представление о том, что только материальные вещи реальны. В его научных трудах все наблюдаемые явления представлены как эффекты движущейся материи. Гоббс был не только самостоятельным ученым, но и великим систематизатором научных открытий своих современников, в том числе Галилея и Иоганна Кеплера. Его непреходящий вклад — это политический философ, который оправдывал широкие полномочия правительства на основе корыстного согласия граждан.

Узнайте о жизни Томаса Гоббса, английского философа, ученого и историка

Посмотреть все видео к этой статье

Отец Гоббса был вспыльчивым священником небольшой приходской церкви Уилтшира. Опозоренный после драки у дверей собственной церкви, он исчез и бросил своих троих детей на попечение своего брата, зажиточного перчаточника из Малмсбери. Когда ему было четыре года, Гоббса отправили в школу в Вестпорте, затем в частную школу и, наконец, в 15 лет, в Магдален-холл в Оксфордском университете, где он получил степень в области традиционного искусства, а в свободное время развивал искусство. интерес к картам.

Почти всю свою взрослую жизнь Гоббс работал на разные ветви богатой и аристократической семьи Кавендиш. Получив степень в Оксфорде в 1608 году, он работал пажом и наставником молодого Уильяма Кавендиша, впоследствии второго графа Девоншира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *