«Пушкин русской музыки». 5 великих произведений Михаила Глинки | Персона | КУЛЬТУРА
«Пушкин русской музыки» — так называли Михаила Глинку современники, ведь роль, которую сыграл композитор из села Новоспасского Смоленской области в развитии русской классической музыки аналогична роли Александра Пушкина в русской литературе. Ко дню рождения великого земляка SMOL.AIF.RU вспоминает пять его великих произведений.
«Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Первая русская национальная опера
Опера в четырех актах с эпилогом «Иван Сусанин», премьера которой состоялась в 1836 году, стала называться «Жизнь за царя» по настоянию Его императорского Величества Николая I. Сам царь, придя в восторг от оперы, подарил Глинке бриллиантовый перстень.
Идею сюжета подсказал Глинке Василий Жуковский, наставник Пушкина. Знакомая публике по многочисленным костромским преданиям история о крестьянине Иване Сусанине, пожертвовавшим жизнью ради Отечества, приобрела в произведении Глинки новый масштаб. Простой человек стал центром, стержнем целой эпохи Смутного времени. Поход польской шляхты на Москву в 1612 году и разгром интервентов Мининым и Пожарским становятся фоном для подвига простого героя.
«Неизгладимыми буквами начертано 27 ноября 1836 года в истории русского искусства, — записал после премьеры оперы композитор и музыкальный критик Александр Серов. — На долю гениальных произведений в музыке весьма редко достается сочувствие публики тотчас, с первого же раза. С оперою «Жизнь за царя» случилось именно такое исключение».
Заключительная ария «Славься» из оперы долгое время считалась неофициальным гимном России.
«Вальс-фантазия». Гимн любви и молодости
Написанный в 1839 году, «Вальс-фантазия» Глинки посвящен его любви – Кате Керн, дочери Анны Керн, пушкинской музы. Чтобы не скомпрометировать любимую, Михаил Иванович официально посвятил свое произведение мужу своей сестры. Русская публика приняла вальс с восторгом, но с еще большим трепетом к нему отнеслась публика французская, когда в 1845 году в Париже Глинка лично оркестровал «Вальс-фантазию» для исполнения, дав варианту для оркестра название «Скерцо в форме вальса».
«Скерцо увлекательно, исполнено самого поразительного ритмического кокетства, истинно ново и превосходно развито», — записал композитор Гектор Берлиоз после концерта.
«Эта музыка напомнит тебе дни любви и молодости», — писал сам Глинка своему другу Константину Булгакову.
«Я помню чудное мгновенье…». Жемчужина русского романса
Проникновенный романс Глинки на знаменитые стихи Пушкина, «Я помню чудное мгновенье…», как и «Вальс-фантазия», посвящен Михаилом Ивановичем Екатерине Керн. Такую шутку с двумя великими сыграла судьба: Пушкин посвятил стихотворение старшей Керн, а Глинка написал на эти стихи романс, вдохновленный чувствами к Керн-младшей.
«Целая, чудно законченная, замкнутая в себе поэма любви высказывалась в романсе «Я помню чудное мгновенье», — писал композитор и критик Серов.
Современники говорили, что нежность, печаль и надежда были вдвойне «омыты» в этом произведении – гением Пушкина и гением Глинки. И, что, для того чтобы по-настоящему понять музыку великого композитора, нужно было услышать исполнение им собственных романсов.
«Помню, как поражен был слух мой находчивостью, с какой композитор одним легким штрихом — переходом повествовательно-плавно льющейся мелодии в неустойчивый ритм синкоп и всего лишь на один такт — вызывает образ «мимолетности». И тут же, чтобы восстановить плавность мелодии и подчеркнуть, что «мимолетность видения» не означает легковесности смысла и содержания, дважды повторяет последний стих строфы: «Как гений чистой красоты», — писал композитор и критик Борис Астафьев.
«Руслан и Людмила».

Одна из самых популярных в России и за рубежом на сегодняшний день, опера «Руслан и Людмила» на премьерном показе была встречена прохладно, а императорская семья даже уехала из театра до финала 5 действия. Между тем уже в первый сезон опера была поставлена в Петербурге 32 раза, что почти в два раза больше всех популярных опер («Вильгельм Телль» Джоаккино Россини в первый сезон в Париже был дан 16 раз).
Работа над «Русланом и Людмилой», написанной по произведению Пушкина, началась у Глинки незадолго до смерти поэта – в 1837 году. «Первую мысль о Руслане и Людмиле подал мне наш известный комик Шаховский… На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей «Руслан и Людмила», сказал, что он бы многое переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить это намерение», — вспоминал Глинка.
Спустя годы публика в полной мере оценила, «распробовала» вкус романтической истории, обличенной в форму народного эпоса. Глинка создал целую галерею харизматичных персонажей, смешал в музыке восток и запад, страсть и лирику. Экзотика в славянском стиле покорила сердца поклонников оперы и предопределила развитие жанра. Многие музыкальные находки Глинки, например, симфоническую имитацию звука гуслей, позже использовали многие композиторы.
«Камаринская». Вихрь и лирика русской пляски
В 1848 году уже именитый автор двух выдающихся опер и множества симфонических произведений живет в Варшаве и, тоскуя по родине, вспоминает деревенскую песню. «В то время случайно я нашел сближение между свадебною песнею «Из-за гор, гор, высоких, гор», которую я слышал в деревне, и плясовую Камаринскою, всем известною, — пишет Глинка. — И вдруг фантазия разыгралась, и я вместо фортепиано написал пьесу на оркестр под именем «Свадебная и плясовая». Могу уверить, что я руководствовался при сочинении этой пьесы единственно внутренним музыкальным чувством, не думая ни о том, что происходит на свадьбах, как гуляет наш православный народ и как может запоздалый пьяный стучать в дверь, чтобы ему отворили».
То задорная и лихая, то мелодично-лиричная, вдохновленная народной музыкой «Камаринская» быстро стала известной и любимой и в дворянских кругах.
Справка
Основоположник русской классики родился 1 июня (20 мая по старому стилю) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, имении отца, в семье, принадлежащей к старинному дворянскому роду. «Новоспасское – рай земной», — говорил Глинка, и, куда бы его не забрасывала судьба, всегда возвращался на малую родину за вдохновением. Биографы обнаружили интересный факт: связанные в жизни и творчестве, Александр Пушкин и Глинка родились с разницей в 5 лет и 5 дней, и ушли из жизни с разницей ровно в 5 дней и 20 лет.
Смотрите также:
- «Вечной жизни нет»: Лидер группы «Северный флот» о музыке, смерти и памяти →
- «И старый мир умер на скаку». Николай Носков привез в Смоленск новые песни →
- В Смоленске выступил Евгений Дятлов →
Классика русской музыки для детей Михаила Ивановича Глинки
Михаил Иванович Глинка стал отцом русской национальной музыкиМихаил Иванович Глинка стал для русской национальной музыки тем же, чем стал Пушкин для русского языка.
Как Пушкин реформировал слово, сделав его живым и ярким, закончив работу предшественников и дав надежную почву потомкам, так и Глинка усовершенствовал музыку России.
Михаил Иванович объездил всю Европу, ища мелодии, которые были бы созвучны России, конечно, искал он их не в чужих странах, знакомясь с иностранными композиторами, среди которых был и Гектор Берлиоз. Глинка искал мелодии в собственном сердце, в душе, любившей и почитавшей Россию.
Результатом работы великого композитора стал уникальный русский стиль в классической музыке, совмещавший мелодии и напевы далекого прошлого Руси с современными Глинке инструментами, звучаниями, манерой исполнения.
Как Григ для Скандинавии, Глинка для России стал певцом национального духа, маяком для многочисленных последователей – Мусоргского, Даргомыжского, Чайковского, он заложил фундамент, на котором вырос великолепный дом российской национальной музыки, которую по праву любят во всем мире.
Содержание статьи
- Певец русской души
- Для детей о родной земле
Певец русской души
Михаил Иванович Глинка был другом многих великих людей своей эпохи, его поиски уникального звучания начались не с пустого листа – он дружил с Пушкиным и декабристами, поддерживал теплые отношения с выдающимися художниками, писателями, музыкантами.
Среди знакомых Глинки был и Грибоедов, и Жуковский, знаменитый живописец Серов, все они оказывали влияние на гения, а он в равной степени влиял на них. Одними из первых работ Глинки были романсы, звучание которых не утихает на протяжении двух столетий.
Он создал немало песен, которые исполняют до сих пор, а «Патриотическая песня» Михаила Ивановича даже была десять лет гимном Российской Федерации. Оперы Глинки «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила» стали основой русского оперного звучания.
Симфоническая фантазия на две русские темы «Камаринская», написанная Глинкой в 1848 году, стала, по выражению Чайковского, «желудем», из которого выросло мощное древо русской симфонической музыки.
«У Глинки клавиши пели от прикосновения его маленькой ручки. Он так искусно владел инструментом, что до точности мог выразить все, что хотел; невозможно было не понять того, что пели клавиши под его миниатюрными пальцами… В звуках импровизации слышалась и народная мелодия, и свойственная только Глинке нежность, и игривая веселость, и задумчивое чувство.
Мы слушали его, боясь пошевелиться, а по окончании оставались долго в чудном забытьи». Так писала о первом впечатлении своем от Глинки А.П. Керн.
Для детей о родной земле
Глинка сам взращивал в себе строгость и суровостьКак детский композитор Михаил Иванович Глинка в первую очередь известен своими романсами и оперой «Руслан и Людмила», которая вобрала и усилила впечатление сказочности, заложенное А.С. Пушкиным в одноименное произведение.
Музыка Глинки, написанная для детей, – песни, романсы, симфонические фантазии, опера и даже сама знаковая «Камаринская» – имела немало общих черт, выдающих удивительный стиль композитора.
«Счастливый композитор! Если бы он мог знать, что через сто лет после его смерти в сборнике его романсов очень мало забытых или редко исполняемых произведений! Слово «популярность» здесь ничтожно и недостаточно. Мелодии Глинки вошли в народное сознание, они живут». Очень метко определил особенность романсов и песен Глинки Б.
Асафьев.
Музыка Глинки – сильная, могучая, яркая, сочетающая ритмы народных песен, сказаний, даже частушек – звучит так, как должна звучать сама Россия – широко и ровно. Детские произведения Глинки учат любить свою родину, ценить ее наследие, помнить прошлое и заботиться о будущем, она раскрывает все богатство русской культуры, огромное наследие, которое скрывается в простых подчас мелодиях.
«У меня есть проект в голове, идея… Мне кажется, что… я мог бы дать нашему театру достойное его произведение… я хочу, чтобы все было национальным: прежде всего – сюжет, но и музыка тоже – настолько, чтобы мои дорогие соотечественники чувствовали себя дома, а за границей меня не сочли хвастунишкой, вороной, которая вздумала рядиться в чужие перья». Так о своих планах писал сам М.И. Глинка в те времена, когда замысел его еще оставался нераскрытым.
Глинка создал уникальную русскую музыку, которая помогает и детям, и взрослым любить свою страну, ценить и вдохновляться образами родной земли, заложенными в мелодии великого композитора.
Михаил Глинка Большой септет ми-бемоль мажор для духовых и струнных (1823)
Михаил Глинка Большой септет ми-бемоль мажор для духовых и струнных (1823)Подарки
Михаил Глинка
Звуковой фрагмент 1-я часть Звуковой фрагмент 2-я часть Звуковой фрагмент 3-й частиSoundbite 4 часть |
Большой септет ми-бемоль мажор
Для 2 скрипки, виолончель, бас, гобой, валторна и фагот
Рукопись к «Септете» Михаила Глинки, составленная в 1823 году, лежала в гнилой
пыльные архивы Российской государственной библиотеки до столетия
композитора, когда известный русский композитор Виссарион Шебалин
произвел партитуру, из которой был создан и опубликован набор частей через несколько лет.

Михаил Глинка (1804-1857) считается основоположником русской
национализм в музыке. Его влияние на таких композиторов, как Римский-Корсаков,
Бородина и Мусоргского было немало. В детстве он получил несколько уроков от
известный ирландский пианист-виртуоз Джон Филд, живший в Петербурге, но
его связь с музыкой оставалась чисто любительской до визитов в Европу, которые
началось в 1830 году. И в Италии, и в Германии он мог официально учиться и
улучшить свою композиционную технику. Его музыка представляла собой синтез западной
оперная форма с русской мелодией, а его инструментальная музыка была
сочетание традиционного и экзотического.
Рукопись к последней части заключительной части септета была либо потеряны или так и не закончены, но Шебалину было легко завершить то, что было пропал без вести, так как он был выписан виртуально до перепросмотра. Потому что требуется гобой, а не кларнет, Treue Киршенталь, один из наших старших редакторов, создал партию кларнета для использования в вместо гобоя, а также партию альта вместо второй скрипки, чтобы произведение могло играть в один вечер с септетами Бетховена, Адольф Блан (нажмите здесь, чтобы ссылка), Франц Бервальд (нажмите здесь для ссылки), Конрадин Крейцер (Нажмите здесь для ссылки), все из которых для скрипки, альта, виолончели, баса, Кларнет, валторна и фагот и доступны у нас.
(А) Оригинальная версия для гобоя, Валторна, фагот, 2 скрипки, виолончель и бас — только детали | 44,95 $ | |
(Б) Оригинальная версия — Детали и партитура | 49,95 $ | |
(C) «Стандартная» версия для Кларнет, Валторна, фагот, скрипка, альт, виолончель и бас — только детали | 44,95 $ | |
(D) «Стандартная» версия — Детали и оценка | 49,95 $ | |
(E) Все 9 частей (без очков) | 54,95 $ | |
(F) Все 9 частей с оценкой | 59,95 $ |
Каталог | Свяжитесь с нами | Ссылки |
Поиск | Место Заказ | Что нового |
Михаил Иванович Глинка — Энциклопедия
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ |
МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА (1803-1857), русский композитор, родился 2 июня 1803 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. В возрасте тринадцати лет мы находим его в пансионе «Благородрей» в Санкт-Петербурге, где он обучался музыке у Карла Майера и Джона Филда, ирландского композитора и пианиста, поселившихся в России. Нам говорят, что на семнадцатом году жизни он уже начал сочинять романсы и другие мелкие вокальные произведения; но об этом сейчас ничего не известно. Его основательное музыкальное образование началось только в 1830 году, когда он уехал за границу и остался на три года в Италии, чтобы изучать произведения старых и современных итальянских мастеров. Его полное знание требований голоса может быть связано с этим курсом обучения. Его обучение как композитора было закончено у контрапунктиста Дена, с которым Глинка прожил несколько месяцев в Берлине. В 1833 году он вернулся в Россию и посвятил себя оперной композиции. 27 сентября (9октября) 1836 года состоялось первое представление его оперы «

