Главный труд аристотеля: Философия Аристотеля: основные идеи, учение кратко

Содержание

АРИСТОТЕЛЬ — ОСНОВОПОЛОЖНИК ЗООЛОГИИ Древнегреческого мыслителя Аристотеля, жившего в 384—322 году до нашей эры, считают «отцом всех наук». Он был «ученейшим» человеком во всех науках своего време

Задание № 11673

АРИСТОТЕЛЬ — ОСНОВОПОЛОЖНИК ЗООЛОГИИ

Древнегреческого мыслителя Аристотеля, жившего в 384—322 году до нашей эры, считают «отцом всех наук».

Он был «ученейшим» человеком во всех науках своего времени. Аристотель дал верное объяснение причин появления радуги, определил звук как колебание воздуха, доказал шарообразность Луны.

Его имя навсегда осталось бы в науке, даже если бы он занимался только биологией. Огромный труд Аристотеля «История животных» состоит из десяти томов. В нем он описал 500 видов животных и впервые в науке дал их классификацию. К этому труду Аристотелем было создано приложение из семи атласов по анатомии животных.

Аристотель сделал много зоологических открытий. Он заметил развитие трутней из неоплодотворенных яиц, установил биение сердца у куриного зародыша на третий день его развития в яйце, обнаружил во внутреннем ухе животных особый орган — улитку и многое другое. В «Истории животных» Аристотель заявил, что самка гладкой акулы откладывает яйца в собственное тело, где и происходит их дальнейшее развитие. Около двухсот лет ученые-зоологи смеялись над этой «выдумкой», пока не была доказана правота «отца зоологии».

Знаменитый французский ученый Жорж Кювье (1769—1832) — основатель сравнительной анатомии и палеонтологии, создатель современной классификации животных-писал о том, что не может понять, каким образом человек мог собрать и сравнить такое множество фактов. Имеются сведения, что Аристотель был учителем Александра Македонского, который предоставил в распоряжение своего бывшего воспитателя несколько тысяч человек, которые собирали все, что могла дать охота, ловля птиц, рыболовство.

Аристотель внес в науку идею лестницы существ, на ступенях которой он расположил все природные тела: минералы, растения и животных, по мере нарастания их сложности. На вершину этой лестницы Аристотель поставил человека, отличающегося, по его мнению, от животных наличием интеллекта.

Используя содержание текста «Аристотель — основоположник зоологии» и собственные знания, ответьте на следующие вопросы.

1) Как назывался главный труд Аристотеля по зоологии?

2) Кто является создателем современной классификации животных?

3) Почему Александр Македонский помогал Аристотелю в его исследованиях?

Решать другие задания по теме: Ра­бо­та с тек­стом биологического содержания


Показать ответ

Комментарий:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) «История животных».

2) Жорж Кювье.

3) Аристотель был учителем Александра Македонского.

Ответ:


Нашли ошибку в задании? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.

Генезис взглядов на труд как объект собственности

Категории «труд» и «собственность» с древних времен занимали умы мыслителей, т.к. обе категории неразрывно связаны с процессом хозяйствования и обеспечения жизнедеятельности человека. Изучая историю экономической мысли, можно наблюдать, как менялись представления человека о труде и собственности в зависимости от изменения общественной формы производства.

В эпоху рабовладельчества древнегреческие философы различали труд свободных и труд рабов. Так древнегреческий мыслитель Платон (428-348 гг. до н.э.) в своем диалоге «Хармид» подходит к понятию труда. Он различал труд и деятельность. Причем, если некоторые виды деятельности могут оказаться постыдными и лишенными добродетели, то «труд никогда и ни в какой мере не может быть позорным».[1] Труд является проявлением такой добродетели как рассудительсноть, которая присуща лишь свободным гражданам. Труд свободных прекрасен и полезен. Однако Платон морально оправдывал рабство.[2] Мыслитель  требовал отделить функции труда от функции политической власти. Платон один из первых признавал наличие классовой (сословной) структуры общества. К. Маркс отмечал, что в разделении труда Платон видел не только «основу распадения общества на сословия», но также «основной принцип строения государства». [3] Вопросы регламентации собственности Платон оставлял на усмотрение властей идеального государства.[4]

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) охарактеризовал трудовой процесс с двух позиций: активной деятельности, нацеленной на потребление, и продуктивной, нацеленной на производство. Мыслитель допускал существование как неодушевленных, так и одушевленных орудий труда. Если в активной деятельности человек как средство выступает в качестве раба, то в продуктивной деятельности – в качестве ремесленника, т.е. когда человек является предметом пользования – он раб, а когда орудием производства – ремесленник. Аристотель показал, что труд является рабским не в силу технической природы, а ввиду социальной организации. Общество делает рабский труд необходимым и закономерным.[5] Аристотель имел отличное от Платона мнение, так как считал собственность учреждением, соответствующим природе человека. Владение ею обеспечивает определенную свободу частной жизни, государство же должно следить, чтобы владение имуществом (философ признавал только его основной вид – землю) не выходило за установленные пределы. [6] По мнению Аристотеля, сам эгоизм людей свидетельствует о недостатках системы общего владения, ибо общинное землевладение станет источником конфликтов по причине несоответствия доли каждого в труде и продукте.[7] В его представлении собственность – неотъемлемая часть хозяйства, необходимое условие и предпосылка его существования.

Исследователи [8] считают, что христианская традиция сумела распространить в Европе новую картину мира, ориентированную на онтологию божественного творения. Труд в новой картине мира стал источником добродетели, богоугодным деянием. Августин Блаженный Аврелий (354-430 гг.) полагал, что в действительной жизни человеку не избежать принуждения. Если не действует моральное принуждение, то богоугодно внешнее принуждение силой, а главный инструмент такого принуждения – государственная власть. Государство призвано заботиться не о народном волеизъявлении, а служить инструментом узкого круга правителей, якобы несущих божественную волю. Августин считал государство временным явлением, которое церковь должна использовать в интересах спасения человечества. [9]

Как и Августин, Фома Аквинский (1225-1274 гг.) крупнейший католический мыслитель, подчинил философскую науку христианской теологии. Мыслитель оправдывает усилия, нацеленные на земное благополучие и повышение благосостояния. Забота о собственности рассматривается как богоугодное дело, поскольку вытекает из моральных устремлений человека, данных ему господом, оправдывается человеческое стремление к выгоде. Труд продолжает рассматриваться философом не как источник средств удовлетворения жизненных потребностей человека, а как деятельность, продиктованная божественной волей. [10] Фома Аквинский признавал, что собственность не противоречит естественному праву, но является изобретением человеческого разума. Это обосновывалось тем, что люди лучше заботятся о принадлежащем лично им, а не о принадлежащим многим, что они трудятся более напряженно на самих себя, нежели на других, что общественный порядок лучше сохраняется, если имущество раздельно и нет повода для спора об использовании вещей, находящихся в общем владении. [11] В средние века в Европе четко проявляется тенденция восстановления общины и общинной собственности. Становление учения о частной собственности в христианстве было связано с рассуждениями схоластов о признании труда (наряду с землей) источником богатства и собственности, важнейшей нравственной обязанностью личности.[12]

Обобщая экономическую мысль античности и средневековья, можно сделать вывод, что категории «труд» и «собственность» исследовались мыслителями в связи с необходимостью оправдать общественное устройство. Категория собственности не выводиться из категории труда, а собственность на труд не рассматривается вообще, так как в данный исторический период наблюдается перераспределение прибавочной стоимости, созданной трудом низших сословий, в пользу сословий, находившихся на более верхней ступени иерархии управления обществом, в том числе путем внешнего принуждения, оправдать которое и стремились рассматриваемые нами мыслители.

Процесс формирования капиталистических отношений происходил в период XV-XVIII вв. С XVIII в. в ходе индустриальной революции наступила эра промышленного капитализма. Ведущий мыслитель эпохи раннего капитализма Джон Локк (1632-1704 гг.) рассматривает труд с позиций правового мировоззрения. Социальным содержанием труда он считает способность служить источником права собственности. Именно труд, по убеждению Дж. Локка, проводит различие между частными и общими предметами, поскольку прибавляет к предметам что-то новое по сравнению с их естественной природой. В результате именно труд дает начало собственности и конец естественному состоянию. Согласно концепции Дж. Локка собственность начинается с самой личности, обладая личностью, человек владеет трудом своего тела и работой рук. «Поскольку этот труд является неоспоримой собственностью трудящегося, ни один человек, кроме него, не может иметь права на то, к чему он однажды его присоединил, по крайней мере, в тех случаях, когда достаточное количество и того же самого качества (предмета труда) остается для общего пользования других». [13] Частный труд переводит предметы из общего владения в частную собственность, для того чтобы они смогли приносить пользу[14]. «Именно труд, — утверждает Дж. Локк, — создает различия в стоимости всех вещей». Собственность предшествует власти, поэтому правительство не вправе произвольно распоряжаться тем, что принадлежит гражданам.[15] Дж. Локк отмечал, что деньги перераспределяют прибыль, которая должна быть вознаграждением за личный труд одного в карман другого. В результате «естественное право частной собственности», базирующееся на личном труде, трансформируется в право присвоения чужого труда.[16]

Английский экономист, предшественник классической школы в политэкономии В. Петти (1623-1687) объектом своего изучения сделал сферу производства. Однако данный ученый не разграничивал производительные силы и производственные отношения. Путем научного анализа В. Петти близко подошел к пониманию сущности этих отношений, характера взаимодействия участников процесса производства. Он отмечал, что произведенный трудом наемного рабочего продукт по стоимости величина, как правило, значительно большая, чем его заработная плата, существует обратная зависимость между прибылью и заработной платой. Как отмечают исследователи, В. Петти не разработал терминологию соответствующую капиталистическим производственным отношениям, однако открыл всеобщую сущность собственности – труд в его естественной и общественной формах. В. Петти заложил предпосылки научного понимания собственности.[17]

В «Экономической таблице» (1758 г.) лидер школы физиократов, французский экономист Ф. Кенэ (1694-1774 гг.) впервые в истории политической экономии дал классовую структуру общества в зависимости от отношения к производству и присвоению чистого продукта, выделив при этом три класса: производительный класс (лица, занятые сельскохозяйственным производством – создатели чистого продукта), класс собственников (государь, землевладельцы, церковь), которые присваивают чистый продукт, ничего не создавая при этом, и класс промышленников (бесплотный класс). Однако Кенэ игнорировал при разделении общества на классы отношения людей по поводу средств производства. В работе «Размышления о создании и распределении богатств» (1766 г. ) представитель физиократического направления А.Р. Тюрго (1727-1781 гг.) выводит новый критерий определение структуры общества – отношение к средствам производства. В результате в производительном классе появляются предприниматели и наемные рабочие. [18]

Шотландский экономист, глава классической школы политэкономии А. Смит (1723-1790) считал, что самое священное и неприкосновенное право собственности есть право на свой собственный труд, потому что из этого права вытекают все прочие права собственности. Труд у Смита выступает «единственным всеобщим, равно как и единственным точным, мерилом стоимости».[19] Однако, рассматривая основные этапы экономического развития общества – первобытное (малоразвитое) общество и развитое общество, им  признан тот факт, что только на первом этапе развития общества непосредственный производитель полностью присваивает продукт своего труда, тем самым реализуя данное «священное и неприкосновенное право собственности». Для общества же, базирующего на частной собственности землевладельцев и промышленных предпринимателей, из этого продукта осуществляются вычеты в виде прибыли и ренты в пользу собственников средств производства.

Центральным пунктом экономической теории А. Смита является общественное разделение труда, когда последний осуществляется исключительно с расчетом на дальнейший обмен его продукта другим членам общества. В результате разделения труда неизбежно происходит увеличение его производительности. «Труд, необходимый для производства какого-либо законченного предмета, тоже почти всегда распространяется между большим количеством людей».[20] Вслед за Дж. Локком он считал, что стоимость создается человеческим трудом. А. Смит рассматривает труд как источник доходов определенных общественных классов. По мнению А.Смита, созданная трудящимися стоимость распадается на части и образует не только заработную плату, но также ренту и прибыль. Он оправдывал это деление потребностью организации общественного производства, необходимостью участия в нем обособленной от труда категории собственников земли и средств производства.[21]

Английский экономист, представитель классической школы Д. Рикардо (1771-1823 гг. ) изучал законы распределения стоимости товара между тремя классами – рабочими, капиталистами и земельными собственниками. «Естественной ценой труда является та, которая необходима, чтобы рабочие имели возможность существовать и продолжать свой род без увеличения или уменьшения их числа».[22] Он приходит к выводу, что высота прибыли находиться в обратном отношении к заработной плате как доля рабочих в продукте труда. [23] Распределительные отношения – это сторона производственных отношений, где самым непосредственным образом затрагиваются интересы людей.  Взгляды А.Смита на собственность нашли достойное развитие в трудах Д.Рикардо, который отстаивает естественность частной собственности, и как следствие, экономическое обоснование естественности классовой структуры общества. На наш взгляд, заслуга ученых-экономистов классической политэкономии в том, что они первые связали в анализе категорию собственности и один из факторов производства – труд, положив начало разработке вопросов, посвященных реализации отношений собственности в экономической организации. [24] Критик классической школы политэкономии Симон де Сисмонди (1773-1842) считал, что развитие капитализма привело к ложному благополучию, вызвало колоссальную концентрацию богатств в руках немногих лиц, создало тенденцию к «отделению всех видов труда от всех видов собственности»[25].

Представители классической политэкономии разработали трудовую теорию собственности, которая имела огромное влияние на развитие экономической мысли в дальнейших исследованиях и на реализацию фактических отношений производства. Принцип – человек обладает правом собственности на свой труд –, на наш взгляд, является одним из наиважнейших принципов при раскрытии понятия и реализации прав человека.

Своеобразное развитие естественно-правовая концепция собственности получила в трудах немецкого философа, представителя классической философии Г.В. Ф. Гегеля (1770-1831 гг.), давшего идеалистическую трактовку собственности. «Лишь в собственности лицо есть как разум»[26] и «все вещи могут стать собственностью человека». [27] Таким образом, природа частной собственности выводится Гегелем из воли свободной личности, определяемой развитием «объективного духа». Собственность – это опредмечивание воли человека (т.е. отношения субъекта к объекту), с одной стороны, а с другой – волевые отношения людей, т.е. отношения между субъектами по поводу объекта, регламентируемые их правами. Исследователи считают, что самым важным достижением Г.Гегеля в изучении труда стало то, что ему удалось раскрыть сущность труда как процесса самопорождения человека, как диалектику опредмечивания и распредмечивания, отчуждения и его последующего снятия.  Философ увидел деятельное отношение к себе как родовому существу, понял, что все возможности исторического процесса кроются  в трудовой природе человека.[28]

Представителей западноевропейского социализма больше занимали не вопросы природы собственности, а спор о лучшей форме собственности: общественной или частной. Клод де Сен-Симон (1760-1825 гг.) говорил, что в новых условиях труд станет всеобщей обязанностью, но сохраниться право владения частной собственностью и использованию доходов от неё, поскольку это стимулирует индустриалов к рациональной организации производства. [29] Под этим умением мыслитель понимал труд. Место человека в общественной системе будет определяться его способностью к труду. К.А. Сен-Симон выступает за право каждого человека на труд. Еще один представитель данного течения Р. Оуэн (1771-1858 гг.) отвергал частную собственность в будущем обществе, которая будет заменена общественной собственностью.[30]

Первая значимая попытка дать анализ природе собственности, с точки зрения воспроизводственного подхода, связи собственности с производством, принадлежит марксизму, родоначальниками которого являются экономисты и философы К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Данное направление экономической мысли оперирует понятием «отношение собственности». Собственность рассматривается данным подходом как отношение присвоения-отчуждения. В процессе производства рабочий создает стоимость большую, чем стоимость его рабочей силы, в этом заключается потребительная стоимость рабочей силы, её полезность для капиталиста. Даже при эквивалентном обмене, когда рабочий получает зарплату, равную меновой стоимости его рабочей силы, естественно существование предпринимательского дохода, торговой прибыли, процента и ренты, которые являются эксплуататорскими доходами – результатами неоплаченного труда рабочего. Следовательно, капитал – накопленный неоплаченный труд наемных рабочих, а результатом неоплаченного труда рабочих является прибавочная стоимость. Основное противоречие капиталистического способа производства – противоречие между общественным производством и капиталистическим присвоением. Производство становится все более общественным, а собственность и присвоение результатов хозяйственной деятельности остаются частными. «…упразднение капиталистической частной собственности на основе самой капиталистической системы» есть средство к постепенному развитию в национальном масштабе кооперированных фабрик, которые уже являются прообразом к «положительному упразднению частной собственности» при социализме.[31]  К. Маркс отмечал, что частная собственность, с одной стороны, выступает как основа и причина отчуждения труда, а с другой – является результатом последнего, и предстает в качестве продукта экономического движения частной собственности.[32] Вклад марксизма в развитие представлений о реализации отношений собственности в экономической организации имеет очень важное значение. Он впервые позволил проанализировать процесс производства с позиций отношений собственности, предложил свою трактовку этих отношений и возможные пути совершенствования внутриорганизационных отношений собственности. Конечно, во многом данные пути совершенствования были утопичны, но они выступали импульсом к развитию экономической мысли в данном направлении у последующих исследователей.[33]

Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.) выводит закон увеличения значения социальных связей, порожденных разделением труда, по сравнению с социальными связями, вызванными социальными сходствами: «разделение труда развивается прямо пропорционально объему и плотности обществ, и если оно прогрессирует непрерывно в процессе социального развития, то потому, что общества становится постоянно более плотными и, как правило, более объемистыми».[34] Взяв за исходный исторический факт разделение общественного труда, философ делает вывод, что именно данное явление обеспечивает единство современного капиталистического общества. Ученый доказывает, что именно профессиональные группы начинают играть центральную роль в социальной организации капитализма. Э. Дюркгейм указывает на существование форм, когда разделение труда не производит солидарности. К ним он относит также антагонизм между трудом и капиталом.[35], когда условия существования рабочих заставляют их принимать требования капиталистов.

Максимилиан Карл Эмиль Вебер (1864-1920 гг.) пользовался методологией понимающей социологии. В самой абстрактной форме М. Вебер определял труд в качестве расхода времени или усилий как таковых. Для классификации социальных аспектов разделения труда он использовал концептуализацию способа  получения экономических выгод путем присвоения трудовых навыков, средств производства и управленческих функций. Лишение работника собственности, как считал М. Вебер, имеет под собой технические основания. Это происходит тогда, когда требуется коллективное использование средств производства, когда наиболее рационален общий контроль над источником энергии, когда технически рациональная организация предполагает единое руководство, когда для руководства нужна специальная техническая подготовка, когда необходимо подчинение рабочей силы дисциплине стандартизированных трудовых процессов. [36]

Новым этапом в развитии экономической теории стало возникновение маржинализма и неоклассики. Ученые-экономисты данного направления определили предмет экономической науки как рациональное распределение ограниченных ресурсов, ввели понятие производственной функции и осуществляли анализ экономических явлений на основе предельных величин. Производственная функция связала определенной зависимостью факторы производства (труд, капитал, землю). Им также принадлежит теория распределения на основе предельной производительности (Дж.Б. Кларк (1847-1938), Ф.Г. Уикстид (1844-1927)), где под распределением понимается установление цен на факторы производства под влиянием спроса на продукцию производства. «Каждому агенту – определенная доля в продукте и каждому – соответствующее вознаграждение – вот естественный закон распределения»[37] Кларк выступил против марксизма. «Над обществом тяготеет обвинение в том, что оно «эксплуатирует труд», потому «дело идет о праве общества на существование в его нынешней форме и о вероятности его дальнейшего существования в этой форме». [38] Однако данное направление экономической мысли, анализируя распределение факторного дохода, не затрагивало других аспектов отношений собственности, лежащих в основе экономической организации. Более того, сама экономическая организация сводилась к производственной функции, оставаясь чем-то неделимо целым, неподвластным для анализа внутренних отношений и процессов с позиций существующих институтов. По нашему мнению, именно методологический аппарат маржинализма и неоклассики не позволил им рассмотреть более широко отношения собственности в организации, так как они представляют собой институциональное явление.[39] Вместе с тем неоспоримой заслугой неоклассиков является разработка концепции внешних эффектов – разграничение общественных и частных издержек и выгод[40] (А. Пигу, (1877-1959), А. Маршалл (1842-1924)), которая оказала влияние на развитие теории прав собственности. А. Маршал дал классическое определение труда – это «всякое умственное и физическое усилие, представляемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения ,получаемого непосредственно от самой проделанной работы». [41]

Родоначальник институционализма Т. Веблен (1857-1929) также рассматривал в своих исследованиях вопросы собственности. Институционализм заместил узкую утилитаристскую модель homo economicus более широкой интерпретацией, основанной на междисциплинарном подходе, который включал социальную философию, антропологию и психологию. В своей работе «Теория праздного класса. Экономическое изучение институтов» (1899) Т. Веблен утверждал, что возникновение и развитие праздного класса связано с «избирательным воздействием законов хищничества и паразитизма»[42] и обычаями частной собственности. Собственность первоначально возникла как трофей, знак победы над менее сильным соседом. Мотивы, лежащие в её основе – соперничество, завистливое сравнение, демонстративное преуспевание как основа уважения и жажда власти, даруемая богатством. Развивается противопоставление захватнически-приобретательской деятельности и труда, пренебрежительного к нему отношению. Однако Т. Веблен, занимаясь общими вопросами собственности, не уделял внимания анализу собственности на уровне экономической организации. [43]

Как реакция на недостаток внимания, уделяемого маржинализмом и неоклассикой вопросам взаимоотношения собственности и производства, возник подход к изучению вопросов собственности на уровне экономической организации, благодаря новому направлению экономической мысли в 60-70-х гг. XX века – неоинституционализму. Неоинституционализм использует понятие «право собственности». Данное направление под системой прав собственности понимает все множество норм, регулирующих доступ к редким ресурсам. С точки зрения общества права собственности выступают как «правила игры», которые упорядочивают отношения между отдельным агентами. С точки зрения индивидуальных субъектов они предстают как «пучки правомочий» на принятие решений по поводу того или иного ресурса. Каждый такой «пучок» может расщепляться, так что одна часть правомочий принадлежит одному субъекту, другая – другому. Права собственности имеют поведенческое значение: одни способы действий они поощряют, другие подавляют (через запреты или повышение издержек) и таким образом влияют на выбор индивидов. Необходимым условием эффективной работы рынка является точное определение, или «спецификация», прав собственности. Чем яснее определены и надежнее защищены права собственности, тем теснее связь между действиями экономических субъектов и их благосостоянием.[44] В рамках этого подхода было дано и определение спецификации прав собственности как процесса определения объекта прав собственности и процесса наделения ею.

Экономическая теория прав собственности (А. Алчиян, Г. Демзец) в рамках неоинституционального анализа также занимается решением вопроса выбора организационно-правовой формы (типа) фирмы. В качестве критерия выбора выступает принцип минимизации трансакционных издержек. Многообразие организационно-правовых форм объясняется неоднородностью трансакционных издержек по своему составу, что обеспечивает множественность возможных способов экономии на них. Теория прав собственности представляет фирму как коалиционную систему контрактов между её членами – собственниками объединенных ресурсов, характеризующуюся перераспределением прав собственности, закрепившим это объединение. [45]

Основатель «научного менеджмента» Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915 гг.) первым научно поставил проблему управления работниками как специфическую, имеющую свой категориальный аппарат. Главная задача системы Тейлора – «обеспечение максимальной прибыли предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого рабочего». Данная идея развилась в концепцию «человеческих отношений», кторая рассматривает факторы удовлетворенности трудом, лидерства, сплоченности (Э. Мейо, Ф. Ротлисберг, А. Маслоу и др.). В дальнейшем эти мысли получили развитие в концепциях «обогащения труда» и «гуманистического вызова», где на первое место вышли психологические и экономические факторы труда; в доктрине «качества рабочей жизни»; в концепциях «гуманизации труда» как попытке синтеза тейлоризма и концепции «человеческих отношений». Особое место занимают также теории трудовой мотивации (А. Маслоу, Ф. Херцберг, Д. Макгрегор и др.). В 70-е гг. в США концентрируется внимание на представлениях «качества жизни» (термин введен в 1950-е гг. Д. Рисманом и Дж. Гелбрейтом), «обогащения труда» (термин ввел в 1960-е гг. Л. Девид), которые связаны с теориями «постиндустриального общества». С 1990-х гг. на Западе особенно в США, интенсивно развивается новое направление «обучающиеся организационные системы». Основные идеи данного направления взяты из кибернетики. Основой подхода к труду, развиваемого на данном этапе, является переход от понимания труда в традиционном понимании к интеллектуальному труду.[46]

В настоящее время категория «труд» изучается многими общественными науками: философией, экономикой, социологией, психологией, историей, правом, демографией, антропологией, менеджментом и даже теологией. Каждая научная дисциплина определяет труд, исходя из своей предметной области, выделяя его отдельные черты и особенности.

Труд в экономической науке – это один из факторов производства, благодаря которому преобразуются два других – земля и капитал. Исследователи дают различные характеристики категории «труд». Труд – это всеобщее общественное явление, основой которого является социально организованная и целенаправленная человеческая деятельность, обусловленная исторически сложившимися социальными условиями и направленная на удовлетворение общественных и индивидуальных потребностей посредством создания материальных и духовных ценностей. [47] Философский энциклопедический словарь трактует труд как «целенаправленную деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях удовлетворения своих потребностей».[48] Экономическая энциклопедия [49] определяет труд как «целесообразную деятельность по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом». Другие исследователи [50] указывают, что труд – это процесс расходования человеком его физической, интеллектуальной и духовной энергии.

Современные исследователи характеризуют труд с точки зрения раскрытия компонентов системы труда, его условий, содержания (функций) и характера. К показателям характера труда относят в числе прочих и отношения в распределении результатов труда – отношения между людьми при определении доли каждого члена общества в созданном продукте. Исследователи отмечают, что распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе. Также система распределения определяет возможность достижения социально-экономических целей развития общества.[51]

Таким образом, можно наблюдать, что исследователи определяют труд как активную целенаправленную деятельность человека в процессе производства. Некоторые исследователи касаются вопросов распределительных отношений, являющихся составной частью отношений собственности. Однако современными исследователями недостаточно внимания уделяется вопросам труда как объекта собственности. Вместе с тем основу анализа этого вопроса заложил еще Дж. Локк, определивший, что каждый имеет право собственности на свой труд. 

Аристотель — Психология, Цитаты и Работы

(384-322)

Кем был Аристотель?

Аристотель (ок. 384 г. до н. э. – 322 г. до н. э.) был древнегреческим философом и ученым, который до сих пор считается одним из величайших мыслителей в области политики, психологии и этики. Когда Аристотелю исполнилось 17 лет, он поступил в Академию Платона. В 338 году он начал обучать Александра Македонского. В 335 году Аристотель основал в Афинах свою собственную школу, лицей, где он провел большую часть оставшейся жизни, изучая, преподавая и сочиняя. Некоторые из его наиболее известных работ включают Никомахова этика , Политика , Метафизика , Поэтика и Предварительная аналитика .

Ранняя жизнь, семья и образование

Аристотель родился около 384 г. до н.э. в Стагире, маленьком городке на северном побережье Греции, который когда-то был морским портом.

Отец Аристотеля, Никомах, был придворным врачом македонского царя Аминты II. Хотя Никомах умер, когда Аристотель был еще маленьким мальчиком, Аристотель оставался тесно связанным с македонским двором и находился под его влиянием до конца своей жизни. Мало что известно о его матери, Фестиде; также считается, что она умерла, когда Аристотель был молод.

После смерти отца Аристотеля Проксен из Атарнея, женатый на старшей сестре Аристотеля, Аримнесте, стал опекуном Аристотеля до совершеннолетия. Когда Аристотелю исполнилось 17 лет, Проксен отправил его в Афины для получения высшего образования. В то время Афины считались академическим центром вселенной. В Афинах Аристотель поступил в Академию Платона, ведущее учебное заведение греческого языка, и показал себя образцовым ученым. Аристотель поддерживал отношения с греческим философом Платоном, учеником Сократа, и его академией в течение двух десятилетий. Платон умер в 347 г. до н.э. Поскольку Аристотель не соглашался с некоторыми философскими трактатами Платона, Аристотель не унаследовал должность директора академии, как многие предполагали.

После смерти Платона друг Аристотеля Гермий, царь Атарнея и Ассоса в Мисии, пригласил Аристотеля ко двору.

Книги Аристотеля

Аристотель написал около 200 работ, большинство из которых в форме заметок и черновиков рукописей, касающихся рассуждений, риторики, политики, этики, науки и психологии. Они состоят из диалогов, записей научных наблюдений и систематических работ. Сообщается, что его ученик Теофраст присматривал за сочинениями Аристотеля, а затем передал их своему ученику Нелею, который хранил их в хранилище, чтобы защитить от влаги, пока они не были доставлены в Рим и использовались там учеными. Из примерно 200 работ Аристотеля только 31 все еще находится в обращении. Большинство датируется временем пребывания Аристотеля в лицее.

«Поэтика»

Поэтика — это научное исследование письма и поэзии, в котором Аристотель наблюдает, анализирует и определяет в основном трагедию и эпическую поэзию. Аристотель постулировал, что по сравнению с философией, которая представляет идеи, поэзия представляет собой подражательное использование языка, ритма и гармонии, которые представляют объекты и события в мире. В его книге исследуются основы создания историй, включая развитие персонажей, сюжет и сюжетную линию.

«Никомахова этика» и «Эвдемова этика»

В Никомаховой этике , которая, как полагают, была названа в честь сына Аристотеля, Никомаха, Аристотель предписал моральный кодекс поведения для того, что он назвал «хорошей жизнью». Он утверждал, что хорошая жизнь в какой-то степени противоречит более строгим законам логики, поскольку в реальном мире существуют обстоятельства, которые могут привести к конфликту личных ценностей. Тем не менее, человек должен был осторожно рассуждать, вырабатывая собственное суждение. Евдемианская этика — еще один из основных трактатов Аристотеля о поведении и суждениях, составляющих «хорошую жизнь».

О счастье: В своих трактатах по этике Аристотель стремился найти наилучший способ прожить жизнь и придать ей смысл — «высшее благо для человека», по его словам, — который он определил как стремление к счастью. Наше счастье — это не состояние, а деятельность, и оно определяется нашей способностью жить жизнью, позволяющей нам использовать и развивать свой разум. В то время как неудача может повлиять на счастье, он считал, что по-настоящему счастливый человек учится культивировать привычки и поведение, которые помогают ему (или ей) держать неудачу в перспективе.

Золотая середина: Аристотель также определил то, что он назвал «золотой серединой». Жить нравственной жизнью, считал Аристотель, конечной целью. Это означает подходить к каждой этической дилемме, находя середину между жизнью в избытке и жизнью в ущербности, принимая во внимание потребности и обстоятельства человека.

«Метафизика»

В своей книге « Метафизика » Аристотель разъяснил различие между материей и формой. Для Аристотеля материя была физической субстанцией вещей, а форма — уникальной природой вещи, придающей ей ее идентичность.

‘Политика’

В книге Политика Аристотель исследовал человеческое поведение в контексте общества и правительства. Аристотель считал, что цель правительства — сделать возможным достижение гражданами добродетели и счастья. Предназначенный для помощи государственным деятелям и правителям, Политика исследует, среди прочего, как и почему возникают города; роли граждан и политиков; богатство и классовая система; назначение политической системы; типы правительств и демократии; и роли рабства и женщин в домашнем хозяйстве и обществе.

«Риторика»

В Риторика Аристотель наблюдает и анализирует публичные выступления с научной строгостью, чтобы научить читателей, как стать более эффективными ораторами. Аристотель считал, что риторика необходима в политике и праве и помогает защищать правду и справедливость. Аристотель считал, что хорошая риторика может научить людей и побудить их рассмотреть обе стороны спора. Работа Аристотеля исследовала, как построить аргумент и максимизировать его эффект, а также ошибочные рассуждения, которых следует избегать (например, обобщение на основе одного примера).

«Предшествующая аналитика»

В Предварительная аналитика Аристотель объясняет силлогизм как «дискурс, в котором некоторые вещи были предположены, а нечто отличное от предполагаемых вещей является результатом необходимости, потому что эти вещи таковы». Аристотель определял основные компоненты рассуждения с точки зрения включающих и исключающих отношений. Такого рода отношения были визуально привиты в будущем с помощью диаграмм Венна.

Другие работы по логике

Помимо Предварительная аналитика , другие важные работы Аристотеля по логике включают Категории, Об интерпретации и Последующая аналитика . В этих работах Аристотель обсуждает свою систему рассуждений и разработки обоснованных аргументов.

Сочинения по науке

Аристотель составил сочинения по астрономии, в том числе О небе , и наукам о Земле, в том числе Метеорология . Под метеорологией Аристотель имел в виду не просто изучение погоды. Его более широкое определение метеорологии включало «все воздействия, которые мы можем назвать общими для воздуха и воды, а также виды и части земли и воздействия ее частей». В Метеорология , Аристотель определил круговорот воды и обсудил самые разные темы, от стихийных бедствий до астрологических событий. Хотя многие из его взглядов на Землю в то время вызывали споры, они были повторно приняты и популяризированы в позднем средневековье.

Работы по психологии

В На So ul Аристотель исследует психологию человека. Сочинения Аристотеля о том, как люди воспринимают мир, продолжают лежать в основе многих принципов современной психологии.

СКАЧАТЬ БИОГРАФИЧЕСКУЮ КАРТУ АРИСТОТЛЯ

Философия

Работа Аристотеля по философии оказала влияние на идеи поздней античности и вплоть до эпохи Возрождения. Одним из основных направлений философии Аристотеля была его систематическая концепция логики. Цель Аристотеля состояла в том, чтобы придумать универсальный процесс рассуждения, который позволил бы человеку узнать о реальности все, что только можно представить. Первоначальный процесс включал описание объектов на основе их характеристик, состояний бытия и действий.

В своих философских трактатах Аристотель также рассуждал о том, как человек может затем получить информацию об объектах посредством дедукции и умозаключений. Для Аристотеля дедукция была разумным аргументом, согласно которому «когда излагаются определенные вещи, из необходимости в силу их существования следует нечто другое». Его теория дедукции является основой того, что философы теперь называют силлогизмом, логическим аргументом, в котором вывод выводится из двух или более других посылок определенной формы.

Аристотель и биология

Хотя Аристотель технически не был ученым по сегодняшним определениям, наука была среди предметов, которые он подробно исследовал во время своего пребывания в лицее. Аристотель считал, что знание можно получить, взаимодействуя с физическими объектами. Он пришел к выводу, что объекты состоят из потенциала, которым затем манипулируют обстоятельства, чтобы определить результат объекта. Он также признал, что человеческая интерпретация и личные ассоциации играют роль в нашем понимании этих объектов.

Исследования Аристотеля в области естественных наук включали изучение биологии. Он попытался, хотя и с некоторой ошибкой, разделить животных на роды на основе сходства их характеристик. Далее он классифицировал животных на виды, основываясь на тех, у кого была красная кровь, и на тех, у кого ее не было. Животные с красной кровью были в основном позвоночными, а «бескровные» животные были названы головоногими. Несмотря на относительную неточность его гипотезы, классификация Аристотеля считалась стандартной системой на протяжении сотен лет.

Морская биология также была областью увлечения Аристотеля. Путем вскрытия он внимательно изучил анатомию морских существ. В отличие от его биологических классификаций, его наблюдения за морской жизнью, изложенные в его книгах, значительно точнее.

Аристотель в Афинской школе, фреска Рафаэля, 1509 г. , Пифия, племянница царя Гермия. Вместе у пары родилась дочь Пифия, названная в честь ее матери.

В 335 г. до н.э., в том же году, когда Аристотель открыл лицей, умерла его жена Пифия. Вскоре после этого у Аристотеля завязался роман с женщиной по имени Герпиллис, которая была родом из его родного города Стагира. По мнению некоторых историков, Герпиллис мог быть рабом Аристотеля, подаренным ему македонским двором. Они предполагают, что в конце концов он освободил ее и женился на ней. Тем не менее, известно, что Герпиллис родила Аристотелю детей, в том числе одного сына по имени Никомах, в честь отца Аристотеля.

Преподавание

В 338 г. до н. э. Аристотель отправился домой в Македонию, чтобы начать обучать сына царя Филиппа II, тогда еще 13-летнего Александра Македонского. Филипп и Александр высоко ценили Аристотеля и добились того, чтобы македонский двор щедро вознаградил его за его работу.

В 335 г. до н.э., после того как Александр сменил своего отца на посту царя и завоевал Афины, Аристотель вернулся в город. В Афинах Академия Платона, которой теперь руководил Ксенократ, по-прежнему оказывала ведущее влияние на греческую мысль. С разрешения Александра Аристотель открыл в Афинах собственную школу под названием Ликей. Время от времени Аристотель провел большую часть оставшейся жизни, работая учителем, исследователем и писателем в лицее в Афинах до смерти своего бывшего ученика Александра Великого.

Поскольку Аристотель, как известно, ходил по территории школы во время преподавания, его учеников, вынужденных следовать за ним, прозвали «перипатетиками», что означает «путешественники». Члены лицея изучали самые разные предметы, от естественных наук и математики до философии и политики, и почти все, что между ними. Искусство также было популярной сферой интересов. Члены лицея записывали свои находки в рукописях. При этом они создали огромную коллекцию письменных материалов школы, которая, согласно древним свидетельствам, считалась одной из первых великих библиотек.

Когда Александр Македонский внезапно скончался в 323 г. до н. э., промакедонское правительство было свергнуто, и в свете антимакедонских настроений Аристотеля обвинили в нечестии за связь со своим бывшим учеником и македонским двором. Чтобы избежать судебного преследования и казни, он покинул Афины и бежал в Халкиду на острове Эвбея, где оставался до своей смерти год спустя.

Смерть

В 322 г. до н.э., всего через год после того, как он бежал в Халкиду, чтобы избежать судебного преследования по обвинению в нечестии, Аристотель заболел пищеварительной болезнью и умер.

Наследие

Через столетие после смерти Аристотеля его работы вышли из употребления, но были возрождены в течение первого века. Со временем они пришли, чтобы заложить основу более чем семивековой философии. Влияние Аристотеля на западную мысль в гуманитарных и социальных науках в значительной степени считается беспрецедентным, за исключением вклада его учителя Платона и учителя Платона Сократа до него. Продолжает существовать двухтысячелетняя академическая практика интерпретации и обсуждения философских работ Аристотеля.

Платон

«], [»

Сократ

«]]» TML-Render-Layout = «inline»>


  • Имя: Aristotle
  • Год. Халкидика
  • Страна рождения: Греция
  • Пол: Мужской
  • Наиболее известен как: древнегреческий философ Аристотель вместе с Сократом и Платоном заложили основу западной философии.
  • Industries
    • Science and Medicine
  • Schools
    • Lyceum
    • Plato’s Academy
  • Nacionalities
    • Greek
  • Death Year: 322
  • Death City: Chalcis, Euboea
  • Death Country: Greece

Мы стремимся к точности и справедливости. Если вы видите что-то не так, свяжитесь с нами!

  • Название статьи: Биография Аристотеля
  • Автор: Biography.com Editors
  • Название веб-сайта: The Biography.com Website
  • Url: https://www.biography.com/scholars-educators/aristotle
  • Дата доступа:
  • Издатель: A&E; Телевизионные сети
  • Последнее обновление: 10 сентября 2019 г.
  • Оригинал Дата публикации: 2 апреля 2014 г.

  • Познание себя — начало всякой мудрости.
  • Все люди по своей природе стремятся к знаниям.
  • Друг всем не друг никому.

Список для чтения Аристотеля – 8 лучших книг для чтения

Аристотель был древнегреческим философом, который, как и его легендарный учитель Платон (и его легендарный учитель Сократ) считается одной из самых значительных фигур в истории западной философии. За свою жизнь он преобразовал большинство предметов, которые исследовал, написав до 200 трактатов (из которых сохранился только 31) на темы, варьирующиеся от логики, политики и этики до биологии, математики и метафизики.

Именно от работ Аристотеля Запад унаследовал весь свой интеллектуальный подход, включая проблемы, которые он исследует, и свои методы исследования. Следовательно, как и Платон, Аристотель оказывает уникальное влияние почти на все формы знания на Западе, и его труды продолжают оставаться предметом современных дебатов и сегодня.

Родившийся в 384 г. до н. э. в Северной Греции, Аристотель поступил в Академию Платона в Афинах, когда ему было примерно 17 лет, быстро став самым блестящим учеником Платона. Он учился у Платона до самой его смерти 20 лет спустя, после чего Аристотель покинул Афины и стал наставником молодого Александра Македонского.

Позже Аристотель вернулся в Афины и основал свою школу в лицее. Школа и ее ученики получили ярлык «перипатетиков» (от греческого «гулять») из-за привычки Аристотеля ходить по роще во время чтения лекций.

Философия в вашей ленте Twitter

Подпишитесь на Philosophy Break в Twitter, чтобы получать квинтэссенцию мудрости от великих философов прямо в своей ленте Twitter.

Follow Philosophy Break

Считается, что сохранившиеся работы Аристотеля никогда не предназначались для широкого круга читателей: это конспекты лекций для его продвинутых студентов-философов. Таким образом, Аристотель имеет репутацию довольно плотного и сложного писателя. Возможно, это немного несправедливо, поскольку еще при жизни Аристотель написал ряд популярных диалогов, таких как Платон, которые славились своей красотой. Действительно, римский государственный деятель Цицерон говорит о «золотой реке» аристотелевской прозы. К сожалению, ни одна из этих популярных работ не сохранилась, и нам остались только технические примечания Аристотеля.

Тем не менее, влияние этих «технических замечаний» трудно переоценить. Физика Аристотеля не была заменена вплоть до эпохи Просвещения, некоторые из его биологических прозрений до сих пор поражают современных зоологов и исследователей, а его этика (включая, например, его идеи о «золотой середине» и о том, что отдых должен определять нас больше, чем работа) остается богатый источник для современных исследований и дискуссий по сей день. Средневековые мусульманские ученые почитали его как «Первого учителя», а средневековые христиане, такие как Фома Аквинский, называли его просто «Философом», а поэт Данте называл его «учителем тех, кто знает».

В этом списке для чтения представлены лучшие книги Аристотеля и о нем. Прочитав ее, вы получите полное представление о том, почему работа Аристотеля оказала — и до сих пор оказывает — такое влияние на западную мысль. Давайте погрузимся!

1. Путь Аристотеля, Эдит Холл

Опубликованная в 2018 году книга Эдит Холл «Путь Аристотеля» — это фантастическая отправная точка для всех, кто интересуется взглядами Аристотеля на то, как мы должны подходить к жизни. «Если вы верите, что цель человеческой жизни — максимизировать счастье, — пишет Холл, — тогда вы начинающий аристотелевец». Сосредоточившись на этике Аристотеля, Холл помещает свое мышление в современные контексты и ситуации и извлекает десять практических уроков, которые помогут нам противостоять жизненным вызовам. Написанная с расчетом на широкую аудиторию, она представляет собой очень доступную отправную точку в этическом мышлении Аристотеля.

Путь Аристотеля

ЭДИТ ХОЛЛ

Посмотреть на Amazon

2.

Аристотель: Желание понять, Джонатон Лир

Если вы ищете более философское введение в более широкий каталог Аристотеля, не ищите дальше Аристотеля Джонатона Лира: Желание понять. Лир исследует основные идеи аристотелевской физики, метафизики, этики, политики, а также биологических и логических работ в ясной, понятной прозе. Эта книга на 340 страницах наполнена глубоким пониманием и станет прекрасным дополнением для тех, кто ищет более глубокого понимания мысли Аристотеля.

Аристотель: желание понять

ДЖОНАТОН ЛИР

Посмотреть на Amazon

3. The Cambridge Companion to Aristotle Джонатона Барнса

Под редакцией Джонатона Барнса собраны девять блестящих эссе ведущих ученых-аристотелевцев, в которых обсуждаются различные аспекты его мысли. С главами по логике, метафизике, философии науки, психологии, этике, риторике и поэтике Аристотеля «Кембриджский компаньон Аристотеля» должен быть на книжной полке любого серьезного исследователя Аристотеля.

Кембриджский компаньон к Аристотелю

ДЖОНАТОН БАРНС

Просмотреть на Amazon

4.

Никомахова этика, Аристотель те, кто хочет читать Аристотеля? В «Никомаховой этике» главный вопрос Аристотеля звучит так: что лучше для человека? Его ответ — eudaimonia , что по-разному переводится с греческого как «благополучие», «счастье», «блаженство», а в контексте этики добродетели, одобренной Аристотелем, — «человеческое процветание». Никомахова этика — это исследование Аристотеля того, как мы можем достичь eudaimonia жить хорошо. Это важный текст для всех, кто интересуется основами и развитием этического мышления в западном обществе.

Никомахова этика

АРИСТОТЕЛЯ

Посмотреть на Amazon

5. Политика, Аристотель

Один из самых влиятельных текстов в истории политической мысли, «Политика» Аристотеля поднимает вопросы о том, как общество должно быть организовано и управлять, которые продолжают быть обсуждены сегодня. Исследуя, как действуют различные группы, Аристотель стремится установить, как лучше всего устанавливать и поддерживать конституции. Это конкретное издание также включает очень полезное вступительное эссе, которое контекстуализирует работу и создает сцену для читателя.

Политика

АРИСТОТЕЛЯ

Посмотреть на Amazon

6. Физика, Аристотель

Вплоть до эпохи Просвещения «Физика» Аристотеля была отправной точкой для всех, кто хотел изучать естественные науки. Читая «Физику» сегодня, человек глубоко проникается гением мысли Аристотеля и понимает, почему эта работа сохраняла свое место в сердце интеллектуальных институтов на протяжении тысячелетий. Как и в «Политике», это конкретное издание включает очень полезное введение.

Физика

АРИСТОТЕЛЯ

Посмотреть на Amazon

7. Метафизика Аристотеля

«Метафизика» Аристотеля считается одним из величайших философских произведений всех времен. В основе книги лежат три вопроса. Во-первых, что такое существование и какие вещи существуют в мире? Во-вторых, как вещи могут продолжать существовать и все же претерпевать изменения, которые мы наблюдаем вокруг себя в естественном мире? И, наконец, как можно понять этот мир? Захватывающие ответы Аристотеля на эти вопросы положили начало двухтысячелетним спорам мыслителей всего мира, что сделало «Метафизику» важным дополнением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *