Главный герой гоголя мертвые души: Характеристика Чичикова в поэме Мертвые души кратко, образ с цитатами героя Павла Ивановича по плану для сочинения в таблице (9 класс)

Чичиков — главный герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Сочинение по литературе

Главным произведением Николая Васильевича Гоголя, несомненно, была поэма «Мертвые души», первый том которой был написан в 1842 году. Поэма писалась большей частью за границей, куда уехал Гоголь после неудачной премьеры «Ревизора», но автор всё же повествует о России, о её настоящем и будущем. По изначальной задумке произведение должно было состоять из трёх томов. В первом томе описывалась российская действительность, со всеми её беспорядками, творившимися в обществе и в правящих кругах, во втором томе предлагались пути возрождения, а в третьем — общество, возможно, утопического райского завтра, которое в итоге должно воцариться на русской земле. Но писатель так и не смог до конца справиться со своей задачей, поэтому второй том «Мертвых душ» дважды сжигался своим создателем. До третьего дело так и не дошло. 

Но первый том был сохранен и издан. На фоне аферы Павла Ивановича Чичикова (покупка умерших крестьян, но ещё числящихся по ревизской сказке живыми) Гоголь мастерски изображает многообразную русскую жизнь разных слоев населения и показывает отрицательные стороны правителей. Одновременно раскрывалась и вся глубина главной темы произведения. Понятие «мертвых» и «живых» в поэме постепенно переходят из своего истинного лексического значения в символическое. Помещики и чиновники города N — это представители так называемых «мертвых душ», которые давно остановились в своем духовном развитии, а Чичиков — это типичная «живая душа», человек, который должен вывести Россию на путь возрождения.

Гоголевский Чичиков — очень необычный образ, олицетворяющий собой великую силу, побеждающую всякое зло. На протяжении первого тома он всё время находится в разъездах. Его домом, в отличие от «мертвых» помещиков является дорога. Дорога ведет к светлому будущему, символизирует жизнь. Уже в самом начале поэмы Гоголь дает описание своему главному герою:

В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако не так, чтобы молод.

Автор описывает своего героя не как человека, а как мистическое существо без определённых внешних данных. Читатель не должен отвлекаться на внешний вид Чичикова, чтобы не упустить главного — его миссии. Афера Павла Ивановича производится не ради денег, как может показаться на первый взгляд. Это своеобразная проверка, в итоге показывающая «мертвы» ли души помещиков или есть надежда на их воскрешение.

В лице одного героя Николай Васильевич представляет Россию будущего, а Россия настоящего показана в лицах многих помещиков и чиновников. Это говорит о том, что один единственный Чичиков гораздо «живее» всех Маниловых, Ноздревых и Собакевичей вместе взятых.

Чичикову досталась очень непростая жизнь. Он рано остался без родителей и вынужден был вступить во взрослую самостоятельную жизнь. Ему приходилось пробиваться с помощью своих манер и обходительности, поскольку особых талантов у главного героя не было. Он с детства был очень внимательным и усидчивым, поэтому на всю жизнь запомнил наказ отца:

…а пуще всего береги копейку, копейкой все прошибешь.

Павел Иванович покорно исполняет волю отца и смыслом его жизни становится «складывание копейки». Гоголь рисует его как очень загадочную личность, ведь скрытность — это главное качество афериста:

О себе приезжий, как казалось, избегал много говорить, и если же говорил, то какими-то общими местами, и с заметной скромностью.

Но, как и любому живому человеку, Чичикову свойственны разные эмоциональные проявления, например, чувство страха. Наверное, только Ноздрёв видит истинную сущность своего гостя, поскольку он сам не безгрешен. «Ведь ты большой мошенник, позволь мне это сказать тебе по дружбе. Если бы я был твоим начальником, то я бы тебя повесил на первом дереве», — с большим воодушевлением сообщает Ноздрёв. Чичиков погубил свою карьеру из-за чрезмерной жадности, но ошибки и упущения не пугают героя. Потеря прибыльной должности лишь придает ему сил для совершения новых афер. Он всегда был незаурядной и никогда неунывающей личностью. У него был огромный профессиональный опыт, накопленный за долгое время службы, а в частности — превосходное знание человеческих душ. Блестящая идея насчет покупки умерших крестьян посетила героя именно в минуту уныния, ведь сделка обещала быть очень прибыльной.

Павел Иванович Чичиков превосходно разбирается в людских характерах, и ему не составляет большого труда найти индивидуальный подход к каждому. Например, с Маниловым он культурен и обходителен, а с Ноздревым груб и бесцеремонен. Он соединяет в себе черты каждого собеседника и умело пользуется ими в нужный момент. Единственной преградой в плане Чичикова оказалась «дубинноголовая» Коробочка, приехавшая в город узнать, почем сейчас мертвые души «ходют». Именно она бросает тень на нашего авантюриста, а уже вслед за ней весь город узнаёт, что приезжий господин обманул всех. Подлость всегда будет наказана ответной подлостью. Совершенно закономерен тот факт, что Чичиков терпит поражение. Из-за своей жадности он не смог предугадать такой печальный финал, потому что был умён, и встреча с глупостью не входила в его планы. Как оказалось, хорошие манеры, железная хватка и расчетливость героя не всегда могут предсказать ему возможные последствия, потому что в огромной стране очень часто невозможно понять, кто есть кто. Начало буржуазной эпохи помогла Чичикову в приобретении отличных от помещиков качеств.

Павел Иванович Чичиков — человек нового времени, обладающий одновременно профессиональными и авантюрными качествами. Хотя Чичикова называют славным малым, слово «делец» в его случае все же носит отрицательный характер. Вот почему главный герой вызывает в нас смешанные чувства: с одной стороны, он неплохой человек, умный и оптимистичный, но с другой стороны, его страстью являются деньги, которые заставляют героя жить нечестно.

Образ Чичикова, главного героя поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»

1. Жизненный путь Чичикова.
2. Цель и средства героя.
3. Жизненная цепкость дельца.

 

От трудов праведных не нажить палат каменных.
Русская народная пословица

 

Традиционно образ Чичикова, главного героя поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», принято рассматривать как однозначно отрицательный. Однако так ли герой прямолинеен и прост, чтобы причислить его к сонму хрестоматийных злодеев? Может ли вообще быть однозначным образ, воссозданный в художественном произведении талантливым мастером?

 

Жизненные приоритеты Чичикова — это ценности новой эпохи, ценности капитализма, идущего на смену феодально-крепостническому укладу, сохранявшемуся на Руси слишком долго по сравнению с другими странами Европы.

 

Жизненный путь Чичикова, при всем желании, нельзя назвать легким и приятным. Раннее детство гоголевского героя было невеселым и однообразным: «Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве!» Гоголь ни словом не обмолвился о каких-либо играх, обычных для ребенка: нет, лишь бедность и труд — вот воспоминания, вынесенные Чичиковым из раннего детства.

 

Не отличались яркостью впечатлений и школьные годы героя: однако именно в это время начали раскрываться его практические таланты. Отец, отвезший сына в школу, дал ему напутствие, которое сын хорошо запомнил и которому по мере сил старался следовать: «Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь… Больше всего береги и копи копейку, эта вещь надежнее всего на свете».

 

Юный Чичиков мастерски придумывал разнообразные способы получения прибыли: он ничего не потратил из денег, оставленных ему отцом, а наоборот, приумножил их.

Его усилия, направленные на то, чтобы угодить учителю, тоже не пропали даром. Хотя он и не блистал особыми способностями в науках, «при выпуске получил полное удостоение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение».

 

Карьера Чичикова до того, как он занялся скупкой «мертвых душ» — это вереница падений и взлетов, явивших во всей силе живучесть и предприимчивость натуры этого персонажа.

 

Гоголь неоднократно упоминает о чистоплотности и аккуратности своего героя, о том, что Чичиков всегда хорошо одет и держится благопристойно. Даже в то время, когда начинающий молодой чиновник служил на незначительной должности, он выгодно отличался от своих сослуживцев тем, что «умел сохранить опрятность, порядочно одеться, сообщить лицу приятное выражение и даже что-то благородное в движениях». Контрастом внешней презентабельности героя выступают те средства, которые он пускает в ход для достижения своей цели. Однако сразу нужно отметить, цель у Чичикова вполне естественная: он хочет иметь семью, детей, жить в достатке и комфорте.

Ничего преступного в такой цели, конечно, нет. Неразборчивость же в средствах, ведущих к ее достижению не столько проявление личной порочности Чичикова, сколько следствие мощного влияния на него среды, в которой он развивался. Наставление отца «копить копейку» было живо воспринято умом ребенка: о том же, какими способами позволительно это делать, а какими — нет, речи не было. Открытый разбой, грабеж, убийство, конечно, в глазах Чичикова являются преступлениями. Что же касается разнообразных экономических махинаций, то их герой Гоголя рассматривает как вполне нормальный способ ведения дел. Снова нужно подчеркнуть: не один Чичиков придерживался такого мнения. Вспомним гоголевского городничего из комедии «Ревизор». Он тоже искренне был убежден, что взятки и казнокрадство являются едва ли ни божьим установлением.

 

В подобном взгляде на жизнь виноват не столько сам Чичиков, сколько система управления Россией в целом, царящее повсеместно почтительное отношение к людям, имеющим деньги, независимо от того, каким путем они их приобрели, и пренебрежительное отношение к тем, у кого нет денег, даже если они честно служили родине, не жалея сил и жизни, как например капитан Копейкин. Действиями Чичикова в первую очередь руководит естественное желание выбиться из бедности, обеспечить себе надежный тыл. Когда Чичиков сокрушается, что лишился должности в таможне после махинаций с контрабандистами, он рассуждает так: «Почему ж я? зачем на меня обрушилась беда? Кто ж зевает на должности? все приобретают. Несчастным я не сделал никого, я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру, пользовался я от избытков, брал там, где всякий брал бы, не воспользуйся я, другие воспользовались бы. За что ж другие благоденствуют, и почему должен я пропасть червем?» Нельзя сказать, что эти рассуждения вовсе лишены справедливости: в самом деле, ведь кто-то и больше Чичикова присвоил, и живет в свое удовольствие, не испытывая ни малейших угрызений совести или какого-либо беспокойства со стороны властей.

 

Гоголь показывает многие положительные черты своего героя. Так, Чичиков обладает огромным запасом терпения. Чего только не приходилось ему сносить, особенно в начале своей карьеры: однообразие канцелярской деятельности, пьяные физиономии других чиновников, равнодушие первого начальника к рвению молодого чиновника. Сколько раз казалось, удача благоприятствовала Чичикову, а затем его постигал крах, и приходилось все начинать сначала. «Надобно отдать справедливость непреодолимой силе его характера. После всего того, что бы достаточно было если не убить, то охладить и усмирить навсегда человека, в нем не потухла непостижимая страсть». Те диковинные махинации, в которые пускается Чичиков, свидетельствуют о его уме, предприимчивости и смелости.

 

По натуре Чичиков — авантюрист. Он из тех людей, которые во все времена неотступно следовали к цели, невзирая на препятствия. Однако лишь немногие избирают цель, труднодостижимую в своей возвышенности, как например духовное очищение, творческая самореализация или улучшение жизни общества. Цель подавляющего большинства людей гораздо скромнее — это жизнь в достатке, здоровье, крепкая семья. Трагедия Чичикова в том, что при своих незаурядных практических талантах он не может реализовать их в деятельности, которая одновременно была бы и законной, и достаточно прибыльной.

Бессмысленно обвинять Чичикова в правовом нигилизме: то поведение, которое демонстрирует герой Гоголя, является лишь воспроизведением образцов, господствующих в обществе, его воспитавшем.

Мертвые души (Главный герой: Павел Иванович Чичиков.) Гоголя, Николая В. (Главный герой: Чичиков, Павел Иванович.)

Синопсис:

«Я хочу показать в этом романе всю Россию», — писал Николай В. Гоголя Александру Пушкину, когда он начал писать «Мертвые души» в 1835 году. Опубликованная семь лет спустя сардоническая и причудливая повесть Гоголя вращается вокруг Павла Ивановича Чичикова, загадочного мошенника, который путешествует по провинциальной России, торгуя «душами» — теми крепостными, которые, даже если мертвы, их все еще можно было покупать и продавать с прибылью. Хотя Гоголь так и не осознал своих амбиций в отношении «Мертвых душ» — это помогло ему сойти с ума, и он сжег вторую часть книги, — произведение до сих пор остается одним из самых ослепительных художественных произведений, когда-либо написанных.


  «Мертвые души принадлежат к той группе плутовских романов, в которых эпизодические приключения одного персонажа открывают мир», — заметил В. С. Притчетт. «Чичиков — превосходный комический прием. От оригинальности и фарса идеи, одушевляющей его, дух захватывает». Владимир Набоков согласился: «Гоголевский азарт и обилие странных деталей поднимают все это на уровень потрясающей эпической поэмы».
  Большую часть века Современная библиотека играла значительную роль в культурной жизни Америки. Сериал основан в 1917 издательствами Boni and Liveright, а восемь лет спустя приобретены Беннеттом Серфом и Дональдом Клопфером. Это послужило основой для их следующего издательского предприятия Random House. Современная библиотека была основным продуктом американской книжной торговли, предоставляя читателям доступные по цене издания в твердом переплете
важных произведений литературы и мысли. К семидесятипятилетию Modern Library компания Random House изменила дизайн серии, восстановив эмблему
— бегущий факел. Носитель 0007, созданный Люцианом Бернхардом в 1925 году и обновивший куртки, крепления и шрифт, а также открывший новую программу выбора титулов. Современная библиотека продолжает предоставлять лучшие книги в мире по лучшим ценам.
Полный список титулов смотрите на внутренней стороне куртки. В этом издании «Современной библиотеки» используется перевод Бернара Гильберта Герни, который Набоков назвал «чрезвычайно прекрасным произведением».

Обзор&двоеточие;

Социально адептный новичок плавно внедряется в безымянный русский город, покоряя сначала пьяниц, а затем и высокопоставленных лиц. Все находят его любезным, уважаемым, приятным. Но что именно затевает Павел Иванович Чичиков? — то, что скоро повергнет город «в полное недоумение».

После более чем недели развлечений и «проведения времени, как говорится, очень приятно», он приступает к делу — направляется к помещикам. Последует еще больше любезностей, прежде чем Чичиков раскроет свой странный план. Он хотел бы купить души крестьян, умерших после последней переписи. Первый землевладелец внимательно смотрит, не сошел ли он с ума, но не замечает никаких внешних признаков. На самом деле схема новаторская, но ни в коем случае не сумасшедшая. Несмотря на то, что Чичиков будет облагаться налогом на предполагаемых крепостных, он сможет считать их своей собственностью и снискать себе репутацию дворянина-собственника. Его первая жертва счастлива отдать свои души бесплатно — для него меньше налогового бремени. Второй, однако, знает, что Чичиков должен что-то замышлять, а третий заставляет своих слуг избить его. Тем не менее, он процветает.

Мертвые души — лихорадочная анатомия русского общества (книга впервые вышла в 1842 году) и человеческих козней. Ее автор бросает тысячи возвышенных эпиграмм, в том числе: «Как бы глупы ни были слова дурака, но их иногда достаточно, чтобы смутить умного человека», — и столь же искусен в жадной сатире: «Где он», — прерывает действие Гоголь. , «кто бы на родном языке нашей русской души мог сказать нам это всемогущее слово: вперед ? кто, зная все силы и качества, и все глубины нашей натуры, мог бы одним волшебным жестом направить русского человека к высокой жизни?» Фланнери О’Коннор, еще одна писательница темного гения, объявила Гоголя «необходимым наряду со светлым». Хотя он вряд ли был первым, кто рассматривал собственность как кражу, его смесь комического и фантастического морализма sui generis . —Керри Фрид

«Об этом заголовке» может относиться к другому изданию этого заголовка.

«Мертвые души» Николая Гоголя

Когда Круг классиков решил посетить Императорскую Россию, я сразу понял, что хочу прочитать «Мертвые души» Гоголя. Это книга, которую я давно хотел прочитать, как для моего GLBT Challenge (Гоголь был геем), так и потому, что я слышал, что она очень забавная и очень хорошая. Я ничего об этом не знал (могу списать это только на собственную забывчивость, потому что знаю, что раньше читал краткое содержание сюжета!), так что о сюжете говорить вообще не буду. Мой муж Джейсон слушал это в аудио одновременно с тем, как я читала, и он заранее знал весь сюжет. Она произвела на нас очень разные впечатления о книге, и лично я не уверен, что смог бы пройти ее, если бы знал заранее, что за персонаж главный герой, Чичиков.

Что я знал заранее, так это то, что «Мертвые души» должны были стать первой книгой трилогии, своего рода пересказом «Божественной комедии» Данте. Я прочитал только одну книгу «Божественной комедии», «Инферно», которая соответствует первой книге «Мертвых душ». Поскольку первая книга — единственная книга, когда-либо законченная Гоголем, она мне очень понравилась. В моем издании «Мертвых душ» также есть несколько глав из второй книги (я полагаю, что большинство версий включают их вместе), но они неполные и кажутся грубыми и неотредактированными. Гоголь всю оставшуюся жизнь боролся за то, чтобы закончить эту трилогию, но так и не смог.

Приступая к «Мертвым душам», меня сразу же оттолкнула многословность и многословие, которые, конечно же, могли быть просто переводом. Его было легче читать, чем большинство русских романов, которые я пробовал, но не намного. Только когда Чичиков начал общаться с людьми, я начал получать удовольствие от книги. Разговоры были истерические! Это было похоже на иронию и юмор Джейн Остин, но в гораздо более широком масштабе, так что это стало смешным до смеха, а не просто смешным с улыбкой. Кроме того, было легко увидеть, как книга связана с Адом. Был персонаж для Лести, один для Чревоугодия, один для Обмана, один для Лимбо, один для Алчности и т. д. Я на самом деле вытащил список колец Ада Данте из Википедии для перекрестного сравнения!

У Чичикова было очень странное деловое предложение для многих из этих людей, и я не буду о нем подробно говорить. Это, однако, то, что я нашел самым захватывающим в книге, потому что я не знал заранее, каков был его план. Если бы я знал заранее, я не уверен, что смог бы продолжать читать, но было замечательно продолжать прощупывать книгу, пытаясь увидеть, что может выйти из этого странного дела. Вы не узнаете до самого конца Части 1/Книги 1.

Признаюсь, в этот момент я потерял интерес. В моем экземпляре текста было еще около 200 страниц, включая первые четыре главы Книги 2 и пару случайно набросанных глав. Все они неполные, с пропущенными словами, с сюжетом, который не совсем прослеживается, и я признаю, что в этом разделе я много бегло просматривал. К этому моменту мне уже не было дела до Чичикова, и мне не очень хотелось читать о его очередных приключениях. Такое ощущение, что книга начинается заново! Только после того, как я дочитал до конца, я понял, что часть 2 действительно была отдельной книгой. Была причина, по которой казалось, что все начинается сначала.

Мои чувства к концу были немного смешанными. Я был полностью разочарован работой в целом, но до этих последних 200 страниц я наслаждался большей частью своего чтения. Мне нравились сравнения с «Адом», и я считал сатиру и остроумие Гоголя превосходными. С другой стороны, у меня складывается впечатление, что было бы трудно полностью понять, что Гоголь хотел сказать этой книгой, не зная его планов относительно книг 2 и 3.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *