«Солнце, старик и девушка», анализ рассказа Шукшина
Жанровые особенности
Рассказ Шукшина «Солнце, старик и девушка» можно отнести к жанровой разновидности «рассказ-судьба», потому что перед глазами читателя проносится целая жизнь 80-летнего старика. Девушку читатель видит в переломный момент в её судьбе.
Проблематика
Проблематика этого раннего рассказа (1963) морально-этическая. Это и проблема истинной красоты: внутренняя она или внешняя? И проблема духовной и телесной слепоты. Проблема одиночества и душевного тепла. Самая важная проблема, которая открывается девушке в финале, – тайна человеческой жизни и подвига, не просто сделавшая девушку взрослой, но и жизнь её осмысленной.
Сюжет и композиция
Композиция рассказа традиционна для этого жанра (но не для Шукшина). Рассказ начинается пейзажем. Первое предложение – метафора жары: «Дни горели белым огнём». В пейзаже возникает образ стремительной реки Катуни, то еть действие происходит на Алтае.
Древний старик, который приходит
Пейзаж и портрет – экспозиция рассказа. Завязка начинается с того, что старик услышал сзади шаги. Но дальнейшие события описываются не с точки зрения старика, а с точки зрения автора. Рисуя старика, девушка-художница в первый день знакомится с ним, а во второй узнаёт всю его жизнь. Старик обращает внимание девушки на цвет солнца и кровавый цвет воды у берега, отмечает, что солнце ушло.
Кроме диалога и пейзажа, Шукшин использует внутренний монолог. Девушка думает о том, как привезёт портрет морщинистого старика в «далёкий милый город», о том, что в ней нет настоящего таланта и надо много работать, как это старик.
Описан вечер в доме старика: его простая еда, сон на печке. Шукшин подчёркивает, что старик, сын и невестка молчат: «А о чём говорить? Все слова давно сказаны». Это несобственно-прямая речь старика, да и других обитателей дома.
На второй день девушка расспрашивает старика о его жизни. Делает она это скорей из вежливости, чтобы поддержать беседу. Она узнаёт, что у старика было шестеро сыновей, но четырёх «побило на войне». Девушка, думая о нём, сравнивает его с солнцем: в простой жизни и старика, и солнца есть что-то значительное.
По тому, как старик берёт камень из рук девушки, у неё возникает догадка, не слепой ли он, но девушка не решается спросить. Старик подробно описывает, какими бывают эти камешки – кремешки: их форму, размер и цвет.
Кульминацией становится финал рассказа, в котором девушка узнаёт о смерти старика и о том, что он лет 10 уже слепой. У девушки случился переворот сознания. Она впервые поняла, что главное – это не сожаление о том, что человек ушёл, а она не сумела и не успела «о нём рассказать», а то, что в человеческой жизни заключён глубокий смысл, и тайна, и подвиг.
Герои рассказа
У героев рассказа нет имён, что приближает рассказ к притче, обобщает. Три главных героя вынесены в название.
Солнце – единственное, что доступно зрению старика, главное в его жизни. Он видит свет и смотрит на свет, может быть, не только на закате. Шукшин отмечает, что глаза старика слезятся.
Главным героем солнце делает девушка, видящая в трудной и простой жизни старика много общего с солнцем. Но читатель, если постарается, увидит ещё одно важное свойство: и старик, и солнце равнодушны к происходящему на земле. Девушка удивлена спокойствием и умиротворённостью старика, а он смотрит на все события своей жизни уже как будто из вечности. Может быть, он потому так долго и живёт, что стал равнодушным к происходящему? А как только ожила в нём душа (разбудила её девушка своими вопросами о прошлом), так он и почувствовал ломоту – боль души.
Старик в рассказе – воплощение мудрости, хорошо прожитой жизни и довольно счастливой старости. Его любят внуки, которые иногда приезжают из города, о нём заботится один из сыновей и невестка. Старик ни для кого не стал обузой, он самостоятельно передвигается, несмотря на слепоту и 80-летний возраст. Старик даже продолжает наслаждаться жизнью, откуда поразившее девушку умиротворение. Его, очевидно, ежедневный ритуал наблюдения заката – развлечение и удовольствие старости.
Старик остро чувствует свою ненужность. Внуки выросли, и давно он никому не объяснял, как называется камешек. Собеседника он находит в незнакомой девушке, сумевшей увидеть в нём что-то главное. Исчезновение старика для неё подобно исчезновению солнца на небе. Она идёт искать старика, плачет о его смерти (а сын не плачет или скрывает слёзы).
Девушка – третья главная героиня рассказа. Ей 25 лет, она художница, приехавшая из далёкого города на этюды.
Она сама себя не считает хорошей художницей. Судя по тому, что, рисуя старика, девушка всё время стирает, у неё действительно не очень хорошо получается.
Почему же девушка стала художницей? У неё особый дар – видеть красоту в обыденном, внутреннюю красоту. Потому она так и привязывается к старику, что за старостью и морщинами видит его сердце. Девушка тоже по-своему слепа: она видит неправильно. Например, её старший наставник и, видимо, важный для неё молодой человек недоволен тем, что она рисует стариков. Сам старик несколько раз обращает внимание собеседницы на окружающую природу, но она как будто не замечает красоты пейзажа, сосредоточившись на главном – человеке. Дважды она возражает старику, что он красивый, называя его ласково дедушкой.
Стилистические особенности
В этом рассказе важны детали. Внимательный читатель с начала рассказа может догадаться, что старик слепой. Герой не оборачивается и не смотрит на девушку, не видит протянутый ему камень, сидит всё время неподвижно. Но тот, кто не заметил этих деталей, так же, как и девушка, думает, что старик просто плохо видит. Тогда конец становится неожиданным, а рассказ превращается в новеллу, теряя главный смысл рассказа: в немногих чертах и деталях показать целую жизнь.
Другой характерной стилистической особенностью рассказа становится разнообразие внесюжетных элементов: портрет и пейзаж, деталь, разные типы речевых характеристик (диалог, внутренний монолог, несобственно-прямая речь).
- «Чудик», анализ рассказа Шукшина
- «Микроскоп», анализ рассказа Шукшина
- «Калина красная», анализ повести Шукшина
- «Критики», анализ рассказа Шукшина
- «Сапожки», анализ рассказа Шукшина
- «Миль пардон, мадам!», анализ рассказа Шукшина
- «Обида», анализ рассказа Шукшина
- «Срезал», анализ рассказа Шукшина
- «Одни», анализ рассказа Шукшина
- «Алёша Бесконвойный», анализ рассказа Шукшина
- «Сельские жители», анализ рассказа Шукшина
- «Волки!», анализ рассказа Шукшина
- «Горе», анализ рассказа Шукшина
- «Верую!», анализ рассказа Шукшина
- «Экзамен», анализ рассказа Шукшина
По произведению: «Солнце старик и девушка»
По писателю: Шукшин Василий Макарович
Анализ рассказа Солнце, старик и девушка Шукшина
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ рассказа Солнце, старик и девушка Шукшина
Макарович Василий Шукшин написал произведение «Солнце, старик и девушка» в 1998 году. Эта работа является одной из самых последних.
Темой этого произведения является морально и этическое отношение. Это тема на тот момент была актуальна, так как именно в 1998 году проводился первый конкурс красоты в мире, он назвался – «Московская красавица». В произведении «Солнце, старик и девушка» говорить про внутреннюю и внешнюю красоту, какой она бывает. Также это все дополняется проблемой одиночества и душевного тепла.
Произведение Макаровича Василия Шукшина можно отнести к рассказу про судьбы человека. Так как в нем рассказывает про всю жизнь старика, как он жил, через что прошел и тому подобное. Ну а девушка появляется только в самый сложный момент его жизни.
Старик на протяжении всей своей жизни всегда выходил смотреть на медленно заходящее за горизонт солнце, он никогда не пропускал ни дня. Всегда садился на одно место. Автор сравнивает его с деревом, которое за всю жизнь никак не может сдвинуться с места. Ведь от старости его руки покрылись множеством морщин, кожа всегда была темной, лицо такое же как руки. И эти морщинки как будто отражают кору дерева.
В один из дней, когда он так же сидел и смотрел на закат солнца, он услышал шаги, приближающиеся к нему сзади. Это была девушка, которая была художницей и захотела его нарисовать. Пока она изображала его на листе бумаги, они знакомятся друг с другом, узнают какие-то поверхностные факты и тому подобное. На второй день они уже знали чуть ли не всю жизнь друг друга.
А в это время девушка постоянно думала, как она повезет этот портрет в дальний город, но понимала, что не сможет с помощью этого портрета сделать так, чтобы о ней узнал весь мир, так как она еще недостаточно талантлива для этого.
После чего описывается, то как живет старик, его дом, еда, это кажется все настолько обыкновенным и приевшимся, ведь это есть у каждого.
Следует учесть, что на второй день девушка старика сравнивает не с каким-то там засохшим деревом, а с солнцем, ведь в кажется обычной жизнь старика, есть что-то особенное.
У девушки закралось подозрение, что старик слепой, ведь он так описывает все предметы, как будто по памяти, но боится это спросить.
Но в конце девушка узнает о его смерти, и о том, что ее догадки были верны, он был слепым вот уже как десять лет. Девушка поняла, что в каждой жизни, есть какая-то загадка или же смысл.
Солнце – единственное чем восхищался и чему радовался старик, который уже давным-давно ослеп.
Девушка – художник, которая рисовала старика и в процессе интересовалась его жизнью. Также сравнивала его солнцем, ведь в нем также было то, что светилось.
Старик – мудрый, спокойны, его не волнует ничего кроме солнца, которое на протяжении долгого времени радует его. Он старается наслаждаться остатками жизни, делать то что ему нравится и хочется.
В этом рассказе Василий Шукшин старался делать акцент в основном на детали, ведь только учитывая их можно понять всю яркость рассказа, все чувства, переживания, эмоции и так далее.
Также особенностью этого произведения является множество внесюжетных элементов, ведь там присутствуют, как пейзаж, так и потрет.
Вариант 2
Одним из интереснейших ранних рассказов Шукшина является произведение «Солнце, старик и девушка». Немного удивительно название произведения, но прочитав его понимаешь, что трудно более точно в трех словах описать идейную тему повествования. Судьба человека — основная смысловая идея рассказа. Повествование ведется от имени молодой девушки-художницы. Талантливой она себя не считает, но трудиться над своими работами и старается стать настоящим профессионалом. На берегу реки Катуни она рисует этюд и видит одиноко сидящего пожилого человека . Встреча со стариком перевернули мир героини.
Рассказ необычен своим не шукшинским началом. В нем нет прямого диалога, описание пейзажа словно подводит к основной теме сюжета. Удивительно тонко подчеркивает автор слияния окружающей природы и человеческой души. Живописный берег, быстрая река, огненное солнце настраивают читателя на происходящие события.
Человек, проживший долгую жизнь, приходит каждый день на одно и то же место для встречи с солнцем — олицетворением всего живого на земле. Само описание героя дает понять читателю о возрасте персонажа. Он словно вековой дуб прирастает ежедневно к земле. Кажется, ни что не может отвлечь его внимание, он где-то далеко в своих воспоминаниях. Появление девушки, возвращает деда в реальность. Старик ведет с ней разговор о красоте солнца, камешках у берега реки и своей жизни. Война унесла у него жизни четверых детей. Девушка рисует его портрет и понимает, что его жизнь была очень не легкой. Она сближается с дедушкой, они становятся родным друг другу.
Когда дедушка не пришел на встречу, и девушка узнала о его смерти, в ее душе все словно перевернуло. Оказалось, что все это время она общалась с человеком вот уже десять лет слепым.
Интересна композиция произведения. Помимо описания, диалога, оно наполнено внутренним монологом героини. Молодая художница, понимая, что ее картина не совершенна, делает для себя вывод о необходимости долгой работы над ней как работал сам старик.
Просто, без прикрас, описан ежедневный быт старика: простая еда, кровать-печка, невестка и сын, с которыми разговаривает редко. За многие годы уже все сказано. В рассказе нет имен, фамилий, но для читателя они не важны. Обычные люди со своим подвигом жизни по совести и чести.
Развязка повествования неожиданна. Смерть забирает старика и открывает глаза девушки. Словно какая- то недосказанность остается в душе после прочтения произведения. Писатель оставляет право на осмысление идейной темы за читателем.
В.М. Шукшин — писатель человеческих душ. Все свое творчество, а им написано более 120 рассказов, посвящено жизни обычных людей, живущих на русской земле. Тонкий подход к взаимоотношениям между людьми отличают его творения. Глубокий смысл заложен в каждом рассказе писателя. Шукшинский герой — личность со своей судьбой, мировоззрением, объединяет их всех безграничная любовь к своей родине. Своих персонажей писатель не идеализирует, у них свои недостатки, пороки, как у обычных людей. Они не совершали ничего великого, но своим трудом достойны почитания.
Другие сочинения:← Анализ рассказа Голубое и зеленое Казакова↑ ДругиеАнализ произведения Разбойники Шиллера →
Анализ рассказа Солнце, старик и девушка Шукшина
Несколько интересных сочинений
И восходит солнце: Список персонажей
Джейк Барнс
рассказчик и главный герой романа. Джейк — американский ветеран.
Первой мировой войны, работая журналистом в Париже, где он и его
друзья участвуют в бесконечных пьянках и вечеринках. Хотя Джейк
самый стойкий из своих друзей, он с тоской борется за
его любовь к леди Бретт Эшли, его бессилие и моральный вакуум
что явилось следствием войны. Джейк позиционирует себя как наблюдатель,
вообще используя свою проницательность и интеллект для описания только окружающих
его, редко говоря прямо о себе. Однако в описании
событий и людей, которых он видит, Джейк неявно раскрывает многое о
его собственные мысли и чувства.
Прочитать глубокий анализ Джейка Барнса .
Леди Бретт Эшли
Красивая британская светская львица, сильно пьющая.
В начале романа Бретт разлучена с мужем и ждет
развод. Хотя она любит Джейка, она не хочет связываться с ним.
отношения с ним, потому что это будет означать отказ от секса. Действительно,
она не желает полностью посвятить себя ни одному из многих мужчин, которые становятся
увлечен ею, хотя у нее есть романы с некоторыми из них.
Однако она, кажется, не получает большого удовольствия от своей независимости.
Ее жизнь, как и жизнь многих представителей ее поколения, бесцельна и неудовлетворительна.
Прочитать углубленный анализ леди Бретт Эшли .
Роберт Кон
А
богатый американский писатель, живущий в Париже. Хотя он эмигрант
как и многие его знакомые, Кон стоит особняком, потому что он
нет прямого опыта Первой мировой войны и потому, что он еврей. Он
придерживается романтических довоенных идеалов любви и честной игры, но вопреки
на фоне разрушительного наследия Первой мировой войны эти ценности
кажутся трагически абсурдными. Будучи евреем и не ветераном, Кон является удобным
цель жестокого и мелкого антагонизма Джейка и его друзей.
Прочитать углубленный анализ Роберта Кона .
Билл Гортон
Нравится Джейк, многопьющий ветеран войны, хотя и не эмигрант. Счет использует юмор, чтобы справиться с эмоциональными и психологическими последствиями Первой мировой войны. Он и Джейк, как американские ветераны, имеют крепкую связь, и их дружба — одна из немногих подлинных эмоциональных связей в романе. Однако Билл не застрахован от мелкой жестокости, которая характеризует Джейка и круг друзей Джейка.
Майк Кэмпбелл
А
постоянно пьяный, обанкротившийся шотландский ветеран войны. У Майка ужасный
вспыльчивости, которая чаще всего проявляется во время его чрезвычайно частых
приступы опьянения. Ему очень трудно справиться с
Половая распущенность Бретта, провоцирующая вспышки жалости к себе
и гнев в нем, и кажется неуверенным в ее неверности, а также
как отсутствие денег.
Педро Ромеро
А красивый девятнадцатилетний тореадор. Таланты Ромеро в кольцо понравится как любителям, так и новичкам в этом виде спорта. Он служит фоном (персонаж, чьи взгляды или эмоции контрастируют с и тем самым подчеркивать черты другого персонажа) для Джейка и его друзей в том, что он ведет себя с достоинством и уверенностью во все времена. Более того, его страсть к корриде дает ему жизнь смысл и цель. В мире аморальности и испорченной мужественности, Ромеро остается образцом честности, чистоты и силы.
Монтойя
владелец гостиницы в Памплоне и эксперт по корриде. Монтойя видит коррида как нечто священное, и он уважает и восхищается Джейком за его искренний энтузиазм по этому поводу. Монтойя проявляет отцовский интерес в одаренном молодом тореадоре Педро Ромеро и стремится защитить его от развращающего влияния туристов и славы.
Фрэнсис Клайн
Кона
подруга в начале романа. Манипулятивный искатель статуса,
В начале их отношений Фрэнсис была очень властной и убедила Кона
переехать в Париж. По мере того, как ее внешность начинает тускнеть, она становится все более
собственнический и ревнивый.
Граф Миппипопулус
Богатый греческий граф и ветеран семи войн и четыре оборота. Граф Миппипопулус влюбляется в Бретт, но, в отличие от большинства любовников Бретт, не подвергает ее к ревнивому, контролирующему поведению. Среди беззаботного, аморального поиска удовольствий толпе, которая составляет круг общения Джейка, граф выделяется как стабильный, здравомыслящий человек. Как и Педро Ромеро, он служит фольгой для Джейка и его друзей.
Уилсон-Харрис
А Британский ветеран войны, с которым Джейк и Билл подружились во время рыбалки. Испания. Троих мужчин связывает глубокая общая связь, все они испытали ужасы Первой мировой войны, а также близость, которую развивают солдаты. Харрис, как называют его Джейк и Билл, добрый, дружелюбный человек, очень ценит то короткое время, которое он проводит с Джейком и Биллом.
Жоржетта
А
красивая, но несколько туповатая проститутка, которую подбирает Джейк
и берет на ужин. Джейку быстро надоедает их поверхностность.
разговор и бросает ее в клубе, чтобы быть с Бреттом.
Бельмонте
А тореадор, который сражается в один день с Педро Ромеро. В его раннем дней, Бельмонте был великим и популярным тореадора. Но когда он вышел из отставки, чтобы снова сражаться, он обнаружил, что никогда не сможет жить вплоть до легенд, которые сложились вокруг него. Поэтому он горький и удрученный. Он, кажется, символизирует все потерянное поколение в этом он чувствует себя неуместным и бесцельным в своей более поздней взрослой жизни.
Харви Стоун
А пьяный игрок-экспатриант, у которого вечно нет денег. Харви умен и начитан, но не может избежать своих демонов чрезмерное употребление алкоголя и азартные игры. Как и многие друзья Джейка, он склонен к мелкой жестокости по отношению к Кону.
Анализ детского характера в «Очень старом человеке с огромными крыльями»
Анализ детского характера в «Очень старом человеке с огромными крыльями» | ЛитЧартс Новорожденный сын Пелайо и Элисенды очень болен до прибытия ангела, но к концу истории он полностью выздоравливает. Он единственный персонаж, который не относится к ангелу с пренебрежением, потому что он слишком молод и невинен, чтобы принимать социальные сигналы от своего жестокого сообщества. На самом деле, он вполне счастлив зайти в курятник поиграть. Кажется, что ребенок и ангел каким-то образом связаны, о чем свидетельствует их совместное заболевание ветряной оспой. У ребенка в рассказе нет голоса, но читатель должен подумать, в какой степени его выздоровление в полную силу связано с визитом ангела.
Ребенок цитирует в
Очень старый человек с огромными крыльямиЦитаты «Очень старый мужчина с огромными крыльями» , приведенные ниже, либо произнесены Дитя, либо относятся к Дитя. Для каждой цитаты вы также можете увидеть других персонажей и темы, связанные с ней (каждая тема обозначена своей точкой и значком, например:
).
На третий день дождя они убили в доме столько крабов, что Пелайо пришлось пересечь свой промокший двор и выбросить их в море, потому что у новорожденного всю ночь была температура и они думали, что это из-за вони . Мир был печален со вторника.
Родственные символы: ,
Номер страницы и ссылка: 217
Объяснение и анализ:
Первое время, когда ребенок учился ходить, следили, чтобы он не подходил слишком близко к курятнику. Но потом они стали терять страхи и привыкли к запаху, и прежде, чем у них появились вторые зубы, он пошел играть в курятник, где рвались провода. Ангел был с ним не менее сдержан, чем с прочими смертными, но самые хитроумные мерзости терпел с терпением собаки, не питающей иллюзий.
Родственные символы: ,
Номер страницы и ссылка: 223
Объяснение и анализ:
Разблокировать с помощью LitCharts A +
Временная шкала персонажа-ребенка в эпизоде
«Очень старый мужчина с огромными крыльями» На приведенной ниже временной шкале показано, где персонаж Ребенок появляется в эпизоде «Очень старый мужчина с огромными крыльями» .