Главные герои дворянское гнездо тургенев: «Дворянское гнездо» краткое содержание романа Тургенева – читать пересказ онлайн

«Дворянское гнездо» герои романа, характеристика, внешность, характер персонажей :: Сочиняшка.Ру

Роман «Дворянское гнездо» Тургенев писал в 1856–1858 гг. Опубликованный в 1859 году, он был принят общественностью и стал популярен. В центре романа два героя, полюбившие друг друга и вынужденные расстаться. В произведении отражена жизнь русского дворянства, споры о России и Западе, о возможных реформах в России, а также рассуждения на отвлечённые темы.

Главные герои романа Тургенева «Дворянское гнездо»

Лаврецкий Федор Иванович — потомственный дворянин, сын помещика-англофила и крестьянки. Воспитывался жестокой тёткой, получил образование в Москве. О своих крестьянских корнях он никогда не забывает, ощущает в себе «мужицкие» черты, наделён необыкновенной физической силой. Окружающие отмечают отсутствие у него утончённых манер. Он близок народу, но у него университетское образование, русское и европейское.

Герой переживает неудачный брак. Ещё не разбираясь в людях, Лаврецкий женился на женщине по сути чуждой ему и вероломной. Расставшись с ней, он вернулся в родное поместье, где встретил юную Лизу, серьёзную, строгую, религиозную. Постепенно его захватывает глубокое чувство к ней, и оно взаимно. Из журнала Фёдор Иванович узнаёт о смерти своей жены, это даёт ему право на вступление в новый брак.

Надежда на счастье была недолгой. Сведения в журнале оказались ошибочными, блудная супруга приехала к мужу живая и здоровая. Любимая девушка приняла решение постричься в монахини. По её просьбе Лаврецкий примирился с женой, но жил отдельно от неё, вскоре вернувшейся к прежним привычкам.

Фёдор Иванович занялся хозяйством, научился пахать, заботился о крестьянах. Природная близость земле брала своё. Память о Лизе не покидала его. В личной трагедии своей Лаврецкий стал видеть красоту. Однажды он посетил отдалённый монастырь, ему удалось увидеть Лизу. Они не обменялись ни словом, ни взглядом, но никто не знает, что почувствовали оба.

Автор говорит, что есть чувства, на которые можно только указать, и пройти не касаясь.

Варвара Павловна — жена Лаврецкого, умная, красивая, расчётливая и безнравственная особа. Возвращается к мужу, чтобы обеспечить будущее дочери. Добившись его согласия на мирное сосуществование, она скоро обзаводится любовником, переезжает в Петербург, потом в Париж, где окружает себя поклонниками.

Лиза Калитина — барышня, юная чистая девушка строгих правил, глубокого серьёзного нрава. Её отец, бывший губернским прокурором, известным дельцом, умер лет десять назад. Лиза не была душевно близка ни с родителями, ни с француженкой-гувернанткой.

Подобно Татьяне Лариной, она воспитывалась под влиянием своей няни Агафьи, которая водила девочку к заутрене, приучила к церковным службам. Под влиянием сурового аскетизма Агафьи и своеобразной поэзии её речей сформировался строгий душевный мир Лизы. Воспитание няни предопределило способность Лизы к самоотречению, её уход в монастырь.

У Лизы сильный характер, она не отступает от принятого ей решения, прощается навсегда с любимым, запрещая ему видеться с ней. Девушка глубоко любит Лаврецкого, мучительно страдает, но возвращение его жены перечёркивает для неё возможность счастья, так как, по её понятиям, что Бог соединил, то человек не должен разъединять.

Второстепенные герои романа Тургенева «Дворянское гнездо»

Марья Дмитриевна Калитина — мать Лизы, вдова, женщина более чувствительная, чем добрая, сохранила до старости институтские замашки и любовь к чувствительным сценам.

Марфа Тимофеевна Пестова — родная тётка Калитиной, старая дева с независимым характером, самостоятельная, рассудительная. Любит Лизу, хорошо относится к Лаврецкому, переживает крушение их надежд и берёт с Фёдора Ивановича слово, что он честный человек, то есть должен оставить Лизу в покое.

Владимир Николаевич Паншин

— молодой дворянин, камер-юнкер, жених Лизы, которому она отказала, полюбив Лаврецкого. Он высоко поднялся по карьерной лестнице в столице, стал близким другом Варвары Павловны.

Христофор Федорович Лемм — пожилой немец, музыкант, обучает игре на фортепиано сестёр Калитиных. С пиететом относится к Лизе, ценя её душевную красоту.

Ада – дочь Лаврецких. Варвара Павловна, увлекшись в Париже театром, в частности спектаклем Дюма-сына «Дама с камелиями», мечтает, что Ада станет актрисой. Однако из розовощёкого здорового ребёнка она превратилась в бледную девочку со слабой грудью, и автор надеется, что судьба избавит мадемуазель Аду от такого «благополучия».



Еще герои произведений:

  • Герои комедии Грибоедова «Горе от ума»
  • Герои романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»
  • Герои рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско»
  • Герои повести Куприна «Гранатовый браслет»

  • характеристика персонажей и пересказ сюжета


    Сюжет романа

    Главным героем романа является Фёдор Иванович Лаврецкий, дворянин, имеющий многие черты самого Тургенева. Воспитывавшийся удалённо от своего отчего дома, сын отца-англофила и матери, умершей в раннем его детстве, Лаврецкий воспитывается в семейном загородном поместье жестокой тётей. Часто критики искали основу для этой части сюжета в детстве самого Ивана Сергеевича Тургенева, который был воспитан своей матерью, известной своей жестокостью.

    Лаврецкий продолжает своё образование в Москве, и, во время посещения оперы, замечает прекрасную девушку в одной из лож. Её зовут Варвара Павловна, и вот Фёдор Лаврецкий объясняется ей в любви и просит её руки. Пара женится, и молодожёны переезжают в Париж. Там Варвара Павловна становится весьма популярной содержательницей салона и заводит роман с одним из постоянных её гостей. Лаврецкий узнаёт о романе жены с другим только в тот момент, когда случайно читает записку, написанную от любовника к Варваре Павловне. Шокированный предательством любимого человека, он порывает все контакты с нею и возвращается в своё фамильное поместье, где был воспитан.

    По возвращении домой в Россию Лаврецкий навещает свою кузину, Марию Дмитриевну Калитину, живущую с двумя её дочерьми — Лизой и Леночкой. Лаврецкий немедленно заинтересовывается Лизой, чья серьёзная натура и искреннее посвящение себя православной вере дают ей большое моральное превосходство, разительно отличаясь от кокетливого поведения Варвары Павловны, к которому так привык Лаврецкий. Постепенно Лаврецкий осознаёт, что глубоко влюблён в Лизу и, прочитав в иностранном журнале сообщение о том, что Варвара Павловна умерла, объясняется Лизе в любви. Он узнаёт, что его чувства небезответны — Лиза также любит его.

    Узнав о внезапном появлении живой Варвары Павловны, Лиза решает уйти в отдалённый монастырь и проживает остаток своих дней в монашестве. Роман оканчивается эпилогом, действие которого происходит восемь лет спустя, из которого становится также известно, что Лаврецкий возвращается в дом Лизы, в котором поселилась ее повзрослевшая сестра Елена. Там он, спустя прошедшие годы, несмотря на множество изменений в доме, видит гостиную, где часто встречался с любимой девушкой, видит рояль и сад перед домом, которые так запомнились ему из-за общения с Лизой. Лаврецкий живет своими воспоминаниями и видит некий смысл и даже красоту в своей персональной трагедии. После своих раздумий герой уезжает обратно к себе домой.

    В дальнейшем, Лаврецкий посещает Лизу в монастыре, видя её в те короткие моменты, когда она появляется на мгновения между богослужениями.

    Дворянское гнездо

    Из всех тургеневских героев у Лаврецкого — самая подробная родословная: читатель узнаёт не только о его родителях, но и обо всём роде Лаврецких начиная с его прадеда. Конечно, это отступление призвано показать укоренённость героя в истории, его живую связь с прошлым. В то же время это «прошлое» оказывается у Тургенева очень тёмным и жестоким, — собственно, это история России и дворянского сословия. Буквально вся история рода Лаврецких построена на насилии. Жена его прадеда Андрея прямо сопоставляется с хищной птицей (у Тургенева это всегда значимое сравнение — достаточно вспомнить финал повести «Вешние воды»), а про их отношения читатель буквально не узнаёт ничего, кроме того, что супруги всё время находились в состоянии войны друг с другом: «Пучеглазая, с ястребиным носом, с круглым жёлтым лицом, цыганка родом, вспыльчивая и мстительная, она ни в чём не уступала мужу, который чуть не уморил её и которого она не пережила, хотя вечно с ним грызлась». Жена их сына Петра Андреича, «смиренница», была в подчинении у мужа: «Она любила кататься на рысаках, в карты готова была играть с утра до вечера и всегда, бывало, закрывала рукой записанный на неё копеечный выигрыш, когда муж подходил к игорному столу; а всё своё приданое, все деньги отдала ему в безответное распоряжение». Отец Лаврецкого Иван полюбил крепостную девку Маланью, «скромницу», которая во всём подчинялась мужу и его родственникам и была ими полностью отстранена от воспитания сына, что и привело к её гибели:

    Бедная жена Ивана Петровича не перенесла этого удара, не перенесла вторичной разлуки: безропотно, в несколько дней, угасла она. В течение всей своей жизни не умела она ничему сопротивляться, и с недугом она не боролась. Она уже не могла говорить, уже могильные тени ложились на её лицо, но черты её по-прежнему выражали терпеливое недоумение и постоянную кротость смирения.

    С хищной птицей сравнивается и Пётр Андреич, узнавший о любовной связи сына: «Ястребом напустился он на сына, упрекал его в безнравственности, в безбожии, в притворстве…» Именно это страшное прошлое отразилось в жизни главного героя, только теперь уже сам Лаврецкий оказался во власти своей жены. Во-первых, Лаврецкий — продукт специфического отцовского воспитания, из-за которого он — от природы неглупый, далеко не наивный человек — женился совершенно не понимая, что за человек его жена. Во-вторых, сама тема семейного неравенства связывает тургеневского героя и его предков. Герой женился, потому что его не отпускало семейное прошлое — в дальнейшем его жена станет частью этого прошлого, которое в роковой момент вернётся и погубит его отношения с Лизой. Судьба Лаврецкого, которому не суждено найти родного угла, связана с проклятием его тётки Глафиры, изгнанной по воле жены Лаврецкого: «Знаю, кто меня отсюда гонит, с родового моего гнезда. Только ты помяни моё слово, племянник: не свить же и тебе гнезда нигде, скитаться тебе век». В финале романа Лаврецкий сам о себе думает, что он «одинокий, бездомный странник». В бытовом смысле это неточно: перед нами мысли состоятельного помещика — однако внутреннее одиночество и неспособность найти жизненное счастье оказываются закономерным выводом из истории рода Лаврецких.

    Голова вся седая, а что рот раскроет, то солжёт или насплетничает. А ещё статский советник!

    Иван Тургенев

    Интересны здесь параллели с предысторией Лизы. Её отец тоже был жестоким, «хищным» человеком, подчинившим себе её мать. Есть в её прошлом и прямое влияние народной этики. При этом Лиза острее, чем Лаврецкий, чувствует свою ответственность за прошлое. Лизина готовность к смирению и страданию связана не с какой-то внутренней слабостью или жертвенностью, а с сознательным, продуманным стремлением искупить грехи, причём не только свои, но и чужие: «Счастье ко мне не шло; даже когда у меня были надежды на счастье, сердце у меня всё щемило. Я всё знаю, и свои грехи, и чужие, и как папенька богатство наше нажил; я знаю всё. Всё это отмолить, отмолить надо».

    Обвинение в плагиате

    Этот роман был поводом для серьёзной размолвки между Тургеневым и Гончаровым. Д. В. Григорович, в числе прочих современников, вспоминает:

    Раз — кажется, у Майковых — рассказывал онсодержание нового предполагаемого романа, в котором героиня должна была удалиться в монастырь; много лет спустя вышел роман Тургенева „Дворянское гнездо“; главное женское лицо в нем также удалялось, в монастырь. Гончаров поднял целую бурю и прямо обвинил Тургенева в плагиате, в присвоении чужой мысли, предполагая, вероятно, что мысль эта, драгоценная по своей новизне, могла явиться только ему, а у Тургенева недостало бы настолько таланта и воображения, чтобы дойти до нее. Дело приняло такой оборот, что пришлось назначить третейский суд, составленный из Никитенкo, Анненкова и третьего лица, — не помню кого. Ничего из этого, конечно, не вышло, кроме смеху; но с тех пор Гончаров перестал не только видеться, но и кланяться с Тургеневым.

    Роман «Дворянское гнездо» И. С. Тургенева в вопросах и ответах

    Примечания

    1. 12
      И. С. Тургенев Дворянское гнездо // «Современник». — 1859. — Т. LXXIII, № 1. — С. 5-160.
    родился в 1786 году, в королевстве Саксонском, в городе Хемнице

    , от бедных музыкантов.
    Отец его играл на валторне, мать на арфе
    ; сам он уже по пятому году упражнялся на трех различных инструментах.
    Восьми лет он осиротел, а с десяти начал зарабатывать себе кусок хлеба своим искусством
    . Он долго вел бродячую жизнь, играл везде – ив трактирах, и на ярмарках, и на крестьянских свадьбах, и на балах; наконец попал в оркестр и, подвигаясь все выше и выше, достиг дирижерского места. Исполнитель он был довольно плохой, но музыку знал основательно. На
    двадцать восьмом году переселился он в Россию.
    Его выписал большой барин, который сам терпеть не мог музыки, но держал оркестр из чванства. Лемм прожил у него
    лет семь
    в качестве капельмейстера и отошел от него
    с пустыми руками
    : барин разорился, хотел дать ему на себя
    вексель
    , но впоследствии отказал ему и в этом, – словом,
    не заплатил ему ни копейки
    . Ему советовали уехать; но он не хотел вернуться домой – нищим из России, из великой России, этого золотого дна артистов; он
    решился остаться и испытать свое счастье
    . В течение двадцати лет бедный немец пытал свое счастье: побывал у различных господ, жил и в Москве, и в губернских городах, терпел и сносил многое, узнал нищету, бился как рыба об лед; но
    мысль о возвращении на родину не покидала
    его среди всех бедствий, которым он подвергался; она только одна его и поддерживала. Судьбе, однако, не было угодно порадовать его этим последним и первым счастьем:
    пятидесяти лет, больной, до времени одряхлевший, застрял он в городе О…
    и остался в нем навсегда, уже окончательно потеряв всякую надежду покинуть ненавистную ему Россию и кое-как поддерживая уроками свое скудное существование. Наружность Лемма не располагала в его пользу.
    Он был небольшого роста, сутуловат, с криво выдавшимися лопатками и втянутым животом, с большими плоскими ступнями, с бледно-синими ногтями на твердых, не разгибавшихся пальцах жилистых красных рук; лицо имел морщинистое, впалые щеки и сжатые губы, которыми он беспрестанно двигал и жевал, что, при его обычной молчаливости, производило впечатление почти зловещее; седые его волосы висели клочьями над невысоким лбом; как только что залитые угольки, глухо тлели его крошечные, неподвижные глазки; ступал он тяжело, на каждом шагу перекидывая свое неповоротливое тело. Иные его движения напоминали неуклюжее охорашивание совы в клетке, когда она чувствует, что на нее глядят, а сама едва видит своими огромными, желтыми, пугливо и дремотно моргающими глазами. Застарелое, неумолимое горе положило на бедного музикуса свою неизгладимую печать, искривило и обезобразило его и без того невзрачную фигуру
    ; но для того, кто умел не останавливаться на первых впечатлениях, что-то доброе, честное, что-то необыкновенное виднелось в этом полуразрушенном существе. Поклонник Баха и Генделя, знаток своего дела, одаренный живым воображением и той смелостью мысли, которая доступна одному германскому племени, Лемм со временем – кто знает? – стал бы в ряду великих композиторов своей родины, если б жизнь иначе его повела; но не под счастливой звездой он родился! Он много написал на своем веку – и ему не удалось увидеть ни одного своего произведения изданным; не умел он приняться за дело как следовало, поклониться кстати, похлопотать вовремя. Как-то, давным-давно тому назад,
    один его поклонник и друг, тоже немец и тоже бедный, издал на свой счет две его сонаты
    , – да и те остались целиком в подвалах музыкальных магазинов; глухо и бесследно провалились они, словно их ночью кто в реку бросил. Лемм, наконец, махнул рукой на все; притом и годы брали свое: он зачерствел, одеревенел, как пальцы его одеревенели. Один, с старой кухаркой, взятой им из богадельни (он никогда женат не был),
    проживал он в О… в небольшом домишке, недалеко от калитинского дома
    ; много гулял, читал библию, да собрание протестантских псалмов, да Шекспира в шлегелевском переводе. Он давно ничего не сочинял; но, видно, Лиза, лучшая его ученица, умела его расшевелить: он написал для нее кантату, о которой упомянул Паншин. Слова этой кантаты были им заимствованы из собрания псалмов; некоторые стихи он сам присочинил. Ее пели два хора – хор счастливцев и хор несчастливцев; оба они к концу примирялись и пели вместе: «Боже милостивый, помилуй нас, грешных, и отжени от нас всякие лукавые мысля и земные надежды». На заглавном листе, весьма тщательно написанном и даже разрисованном, стояло: «Только праведные правы. Духовная кантата. Сочинена и посвящена девице Елизавете Калитиной, моей любезной ученице, ее учителем, X. Т. Г. Леммом». Слова: «Только праведные правы» и «Елизавете Калитиной» были окружены лучами. Внизу было приписано: «Для вас одних, fur Sie allein». – Оттого-то Лемм и покраснел и взглянул искоса на Лизу; ему было очень больно, когда Паншин заговорил при нем об его кантате.

    Иван Тургенев
    Язык оригинала:
    Дата написания:
    Дата первой публикации:
    Издательство: Современник
    Предыдущее:
    Следующее: Накануне
    Текст произведения
    в Викитеке
    Иван Сергеевич Тургенев
    РоманыРудин Накануне Отцы и дети Дым Новь
    Повести и рассказыАндрей Колосов Три портрета Бретёр Петушков Дневник лишнего человека Два приятеля Затишье Записки охотника (цикл) Муму Постоялый двор После смерти Яков Пасынков Переписка Фауст Ася Призраки Довольно Вешние воды Степной король Лир Первая любовь
    ДраматургияБезденежье Где тонко, там и рвётся Нахлебник Завтрак у предводителя Холостяк Месяц в деревне Провинциалка
    ПрочееСтихотворения в прозе Литературные и житейские воспоминания
    ПерсонажиЕвгений Базаров Павел Петрович Кирсанов Николай Петрович Кирсанов Дмитрий Николаевич Рудин Елена Николаевна Стахова Фёдор Иванович Лаврецкий
    Связанные статьиТургеневы Полина Виардо Юлия Вревская Татьяна Александровна Бакунина
    МузеиСпасское-Лутовиново Музей И. С. Тургенева на Остоженке Государственный литературный музей И. С. Тургенева в Орле Дача И. С. Тургенева

    дворянское гнездо, дворянское гнездо аудиокниги, дворянское гнездо дом отдыха нью йорк, дворянское гнездо кончаловский ytube, дворянское гнездо краткое содержание, дворянское гнездо рублевка, дворянское гнездо смотреть онлайн, дворянское гнездо тургенев, дворянское гнездо фильм, дворянское гнездо читать

    Краткое содержание

    Произведение «Дворянское гнездо» состоит из нескольких глав. Каждая из них рассказывает о событиях, происходящих с героями. Главы I—III. В одном городе стоял красивый дом, в котором вместе с дочерьми жила вдова Марья Дмитриевна Калитина. Сын её учился в Петербурге.

    Из разговора с другом семьи Калитины узнают, что в город приехал Фёдор Иванович Лаврецкий. Ранее у него с женой произошла неприятная история, и он уехал из страны. По словам Гедеоновского, сейчас Фёдор стал выглядеть намного лучше.

    Главы IV—VII. В дом к Калитиным прибыл на своём коне молодой чиновник Паншин. Владимир пользовался повышенным вниманием у общества и со всеми был очень любезен. В город О. его направили по рабочим делам.

    Паншин исполнил для всех новый романс и произвёл большое впечатление. Восхищены были все, кроме старого учителя музыки — мосье Лемм. Христофор Фёдорович был рождён в семье небогатых музыкантов и уже в 8 лет остался без родителей. В десятилетнем возрасте ребёнок начал своим творчеством зарабатывать на еду.

    Добиться известности у него, к сожалению, не получилось. Боясь стать нищим, Лемм стал главой оркестра одного землевладельца и это помогло ему прочно закрепиться в России. Сейчас Христофор жил один в небольшом доме и зарабатывал себе на жизнь, преподавая музыку.

    По окончании урока Лиза вышла проводить учителя и встретила молодого человека. Им оказался Фёдор Лаврецкий, девушка не узнала его, спустя столько лет разлуки. Дом Калитиных покинул и Паншин, уходя, он признался в чувствах Лизе.

    Главы VIII—XI. Отец Лаврецкого полюбил крестьянку и взял в жёны. Став дипломатом, он уехал в Лондон и там получил известие, что у него родился ребёнок. После этого родители Ивана остыли и смогли простить сына и принять в дом его жену.

    Из Фёдора хотели сделать настоящего спартанца и применяли в воспитании жестокие меры. Лишь только после смерти отца он смог насладиться свободой.

    Супружеская жизнь Лаврецкого

    Главы XII—XVI. Лаврецкий, понимая, чего ему не хватало, уехал в Москву и поступил в местный университет. Из-за жёсткого воспитания молодой человек тяжело находил общий язык с людьми и боялся общаться с женщинами.

    В студенческие годы Фёдор всё-таки смог завести дружбу с Михалевичем, а тот познакомил её с генеральской дочкой — Варварой Коробьиной. В свободное время она любила ходить в театр, где и произошло их знакомство. Спустя полгода общения Лаврецкий предложил Варе стать его женой, и она ответила согласием.

    Первое время супруги жили в мире и согласии. После смерти их первого ребёнка герои уехали в Париж, по совету врачей. Там Фёдор узнал, что жена ему изменила. Героя вывело из себя это предательство, не оттаял он даже после того, как Варвара родила дочь. Лаврецкий назначил ей годовое обеспечение и закончил отношения. Через четыре года молодой человек вновь приехал в Россию.

    Главы XVII—XXI. Лаврецкий собирался уезжать и зашёл к Калитиным попрощаться. От Марфы Тимофеевны ему становится известно, что за Елизаветой ухаживает Владимир, и мама её одобряет этот союз.

    Слуги не понимали, почему Фёдор решил перебраться в Васильевское. Молодой человек просто не мог оставаться в том месте, где каждая вещь напоминала ему о счастливой семейной жизни. Спустя время Лаврецкий подружился с Леммом и пригласил погостить его к себе в поместье.

    Общение с Лизой

    Главы XXII—XXVIII. Фёдор предлагает Христофору сочинить оперу, однако, тот отказывает ему, говоря, что слишком стар для этого. Лаврецкий всё-таки заставляет Лемма начать писать торжественную мелодию на свадьбу Паншина и Лизы. Христофора очень огорчило это известие, ведь он считал, что девушка достойна большего.

    Фёдор решает пригласить Калитиных к себе в имение и ему удаётся поговорить с Лизой наедине. Девушка решила расспросить Лаврецкого о причинах расставания с супругой. Узнав всю правду, Лиза посоветовала ему простить Варвару и больше не вспоминать о предательстве.

    Спустя два года Калитины посущают имение Фёдора. Лаврецкий понял, что очень хочет пообщаться с Лизой и ему это удаётся. Разошлись они на доброй ноте.

    Во время чтения Фёдор увидел в газете статью о гибели жены. Мужчина тайно передаёт её Лизе и сообщает, что заедет завтра.

    Главы XXIX—XXXII. Когда Лаврецкий приехал, Марья Дмитриевна не обрадовалась этому визиту. Молодой человек ей не нравился, да и Паншин высказал о нём нелестное мнение.

    Фёдор и Лиза отправились гулять по аллее, и девушка поинтересовалась у него, как он отнёсся к смерти супруги. Лаврецкий отвечает честно, его эта новость совсем не расстроила и намекает на то, что ему приятно общение с ней. Лиза рассказывает, Паншин позвал её замуж, но она не знает, что сказать, так как ничего не чувствует к нему. Фёдор простит её не спешить с ответом. Мужчина понял, что влюбился в Лизу, но даже не смел надеяться на её взаимность. Кроме того, он находился в ожидании официальных новостей о смерти жены.

    Возвращение Варвары

    Главы XXXIII—XXXVII. Фёдор и Лиза признаются друг другу в любви. Мужчина не может поверить своему счастью. На следующий день, окрылённый Лаврецкий, идёт к Калитиным, но его туда не пускают. Расстроенный, он идёт домой и видит там Варвару. Женщина умоляет его о прощении, но Фёдор не верит в искренность её слов. Варвара решает пойти другим путём и показывает ему дочь Аду.

    Лаврецкий не понимал, как ему вести себя дальше. Через Лемма он передаёт письмо Лизе, в котором рассказывает о возвращении супруги и просит её о встрече. Девушка отвечает, что готова встретиться на следующий день. Варвара узнав, что Фёдор постоянно ходил к Калитиным, решает отправиться к ним.

    Главы XXXVIII—XL. В день, когда вернулась супруга Фёдора, Лиза отвечает Паншину отказом на его предложение. Своим решением девушка очень огорчила мать.

    Когда Лизе стало известно о приезде Варвары, она поняла, что это её наказание за преступные надежды. Девушку очень расстроили такие перемены, но она не подавала виду.

    На ужин к Калитиным приезжает Паншин и встречается там с Варварой. Девушке удалось очаровать Владимира, что он даже перестал думать о Лизе.

    Главы XLI—XLV. Лаврецкий скорее поспешил к Калитиным, когда узнал, что туда отправилась его супруга. Герой решил подняться по задней лестнице к Марфе Тимофеевне и попросить её о свидании с Лизой. При встрече девушка сказала ему помириться с женой ради дочери.

    Лаврецкий поставил Варваре условия. Она должна жить в Лавриках и не покидать это место, а он будет соблюдать все рамки приличия. Как только Варвара выйдет из имения, договор можно будет считать расторгнутым. Ради будущего ребёнка девушка соглашается на условия Фёдора.

    Лиза же, несмотря на уговоры родных, принимает решение уйти в монастырь. Фёдор узнал, что его возлюбленная теперь находится в одном из самых отдалённых уголках страны только через год.

    Завершение истории

    После последних событий прошло восемь лет. В жизни героев многое поменялось. Дальнейшая судьба персонажей:

    • Паншин добился хороших карьерных успехов, но так и не нашёл свою спутницу жизни.
    • Варвара перебралась жить в Париж и полностью посвятила себя театру.
    • Лаврецкий стал хорошим барином, и многое делал для своих крестьян.
    • Марья Дмитриевна и Марфа Тимофеевна умерли, но дом их не стал пустым. Там теперь жила повзрослевшая Леночка, которая готовилась выйти замуж, и из Петербурга туда же переехал её брат с женой.

    Фёдор нашёл монастырь, в который ушла его любимая Лиза. Она прошла мимо него, даже не взглянув. Лишь по движению ресниц и рук, Лаврецкий понял — она его узнала.

    Автор в своём романе рассказал об очень трагичной любви Фёдора и Лизы. Герои так и не смогли построить личное счастье, разрушение их надежд тесно переплетается с крахом русского дворянства.

    После прочтения пересказа произведения Тургенева «Дворянское гнездо» и его анализа, рекомендуется ознакомиться и с полной версией, а также с историей его создания.

    Главный герой романа Тургенева — дворянское гнездо. История глубоко личная и трагичная, главные герои романа «Дворянское гнездо»

    Только что опубликовав роман «Рудин» в январских и февральских книгах «Современника» за 1856 год, Тургенев задумывает новый роман. На обложке первой собственноручной тетради «Дворянского гнезда» написано: «Дворянское гнездо», рассказ Ивана Тургенева, задуманный в начале 1856 года; долго он долго не брал ее в руки, все крутил ее в голове своей; начали разрабатывать его летом 1858 г. в Спасском. Он закончился в понедельник, 27 октября 1858 года, в Спасском. Последние исправления сделаны автором в середине декабря 1858 г., а в январской книге «Современника» за 1959, «Дворянское гнездо» было опубликовано. По своему общему настроению «Дворянское гнездо» кажется весьма далеким от первого романа Тургенева. В центре произведения глубоко личная и трагическая история, история любви Лизы и Лаврецкого. Герои встречаются, у них возникает симпатия друг к другу, потом любовь, в этом они боятся признаться себе, ведь Лаврецкий связан узами брака. В короткий срок Лиза и Лаврецкий испытывают и надежду на счастье, и отчаяние — с сознанием его невозможности. Герои романа ищут ответы, прежде всего, на вопросы, которые ставит перед ними судьба, — о личном счастье, о долге перед близкими, о самоотречении, о своем месте в жизни. В первом романе Тургенева царил дух дискуссии. Герои «Рудина» решали философские вопросы, в их споре рождалась истина.
    Герои «Дворянского гнезда» сдержанны и немногословны, Лиза — одна из самых молчаливых тургеневских героинь. Но внутренняя жизнь героев протекает не менее напряженно, и работа мысли ведется неустанно в поисках истины — только почти без слов. Они всматриваются, внимательно слушают, размышляют об окружающей их жизни и своей собственной, с желанием ее понять. Лаврецкий в Васильевском «как бы прислушивался к течению тихой жизни, которое его окружало». И в решительный момент Лаврецкий вновь и вновь «стал всматриваться в его жизнь». Поэзия созерцания жизни исходит из «Дворянского гнезда». Несомненно, на тон этого тургеневского романа повлияли личные настроения Тургенева в 1856-1858 гг. Размышление Тургенева над романом совпало с моментом перелома в его жизни, с душевным кризисом. Тургеневу было тогда около сорока лет. Но известно, что чувство старения пришло к нему очень рано, и теперь он уже говорит, что «прошла не только первая и вторая — третья молодость». У него печальное сознание, что жизнь не удалась, что поздно рассчитывать на счастье для себя, что «время цветения» прошло. Вдали от любимой женщины — Полины Виардо — нет счастья, но мучительно существование рядом с ее семьей, по его словам, «на краю чужого гнезда», на чужбине. В «Дворянском гнезде» отразилось и собственное трагическое восприятие любви Тургеневым. К этому добавляются размышления о судьбе писателя. Тургенев корит себя за неразумную трату времени, непрофессионализм. Отсюда ирония автора по отношению к дилетантству Паншина в романе — этому предшествовал период резкого осуждения самого себя Тургеневым. Вопросы, волновавшие Тургенева в 1856-1858 годах, предопределили круг проблем, поставленных в романе, но здесь они проявляются, естественно, в ином ракурсе. «Я занят теперь другой, большой историей, главным лицом которой является девушка, религиозное существо, к этому лицу меня привели наблюдения над русской жизнью», — писал он Э. Э. Ламберту 22 декабря 1857 г. из Рима. Вообще вопросы религии были далеки от Тургенева. Ни душевный кризис, ни нравственные искания не привели его к вере, не сделали его глубоко религиозным, он по-иному приходит к изображению «религиозного существа», насущная необходимость осмысления этого явления русской жизни связана с решением более широкого круга вопросов. вопросы.
    В «Дворянском гнезде» Тургенев интересуется актуальными вопросами современной жизни, здесь он подходит прямо вверх по течению реки к ее истокам. Поэтому герои романа показаны со своими «корнями», с той почвой, на которой они выросли. Глава тридцать пятая начинается с воспитания Лизы. Духовной близости ни с родителями, ни с француженкой-гувернанткой у девушки не было; она воспитывалась, как и пушкинская Татьяна, под влиянием своей няни Агафьи. История Агафьи, дважды в жизни отмеченной барским вниманием, дважды пережившей опалу и смирившейся с судьбой, могла бы составить целый рассказ. Автор ввел повесть Агафьи по совету критика Анненкова, иначе, по мнению последнего, непонятен был конец романа, уход Лизы в монастырь. Тургенев показал, как под влиянием сурового аскетизма Агафьи и своеобразной поэзии ее речей складывался строгий душевный мир Лизы. Религиозное смирение Агафьи воспитало в Лизе начало всепрощения, послушания судьбе и самоотречения от счастья.
    В образе Лизы проявились свобода взгляда, широта восприятия жизни, правдивость ее образа. Самому автору по натуре ничего не было чуждо религиозное самоотречение, отказ от человеческих радостей. Тургеневу было присуще умение радоваться жизни в самых разных ее проявлениях. Он тонко чувствует красоту, испытывает радость и от естественной красоты природы, и от изысканных творений искусства. Но больше всего он умел чувствовать и передавать красоту человеческой личности, пусть и не близкой ему, но цельной и совершенной. И потому образ Лизы овеян такой нежностью. Подобно пушкинской Татьяне, Лиза — одна из тех героинь русской литературы, которым легче отказаться от счастья, чем причинить страдания другому человеку. Лаврецкий – человек, уходящий корнями в прошлое. Не зря его генеалогию рассказывают с самого начала — с 15 века. Но Лаврецкий не только потомственный дворянин, он еще и сын крестьянки. Он никогда этого не забывает, чувствует в себе «крестьянские» черты, а окружающие удивляются его необычайной физической силе. Марфа Тимофеевна, тетка Лизы, восхищалась его героизмом, а мать Лизы, Марья Дмитриевна, винила Лаврецкого в отсутствии утонченных манер. Герой близок народу и по происхождению, и по личным качествам. Но в то же время Вольтер, англомантство отца и русское университетское образование также повлияли на формирование его личности. Даже физическая сила Лаврецкого не только природная, но и плод воспитания швейцарского наставника.
    В этой развернутой предыстории Лаврецкого автора интересуют не только предки героя, история нескольких поколений Лаврецких отражает сложность русской жизни, русского исторического процесса. Спор между Паншиным и Лаврецким имеет глубокое значение. Оно появляется вечером, в часы, предшествующие объяснению Лизы и Лаврецкого. И недаром этот спор вплетен в самые лирические страницы романа. Для Тургенева здесь слиты личные судьбы, нравственные искания его героев и их органическая близость к народу, отношение к ним на «равных» началах.
    Лаврецкий доказал Паншину невозможность скачков и надменных переделок с высот чиновничьего самосознания, — переделок, не оправдываемых ни знанием родины, ни даже верой в идеал, хотя бы и отрицательный; приводил в пример собственное воспитание, требовал прежде всего признания «народной правды и смирения перед ним. ..». И он ищет эту народную истину. Он не принимает душой религиозного самоотречения Лизы, не обращается к вере как к утешению, а переживает нравственный перелом. Не прошла даром и для Лаврецкого встреча Лаврецкого со своим университетским другом Михалевичем, упрекавшим его в эгоизме и лени. Отречение все-таки происходит, хотя и не религиозное, — Лаврецкий «действительно перестал думать о собственном счастье, о корыстных целях». Его приобщение к истине народа совершается через отказ от корыстных желаний и неустанный труд, дающий покой исполненного долга.
    Роман принес Тургеневу популярность в самых широких кругах читателей. По словам Анненкова, «молодые писатели, начинающие свой творческий путь, один за другим приходили к нему, приносили свои произведения и ждали его вердикта…». Сам Тургенев вспоминал через двадцать лет после романа: «Дворянское гнездо» имело величайший успех, который когда-либо выпадал на мою долю. С момента появления этого романа меня стали причислять к писателям, заслуживающим внимания публики»

    Первое упоминание о романе «Дворянское гнездо» найдено в письме И. С.Тургенева издателю И.И.Панаеву в октябре 1856 г. Иван Сергеевич планировал закончить работу к концу года, но не осуществил своего плана. Всю зиму писатель тяжело болел, а потом уничтожил первые наброски и стал придумывать новый сюжет. Возможно, окончательный текст романа существенно отличается от исходного. В декабре 1858 г. автор внес в рукопись последние правки. Впервые «Дворянское гнездо» было опубликовано в январском номере журнала «Современник» за 1859 г..

    Роман произвел огромное впечатление на российское общество. Он сразу же стал настолько популярен, что не прочитать «Дворянское гнездо» считалось чуть ли не дурным тоном. Даже Тургенев признал, что произведение имело очень большой успех.

    Роман основан на размышлениях писателя о судьбах лучших представителей русского дворянства. Сам автор принадлежал к этому классу и прекрасно понимал, что «Дворянские гнезда» с их атмосферой возвышенных переживаний постепенно вырождаются. Не случайно Тургенев приводит родословные главных героев романа. На их примере писатель показывает, что в разные исторические периоды происходили значительные изменения в дворянской психологии: с 9 в.0017 «Дикое дворянство» для восхищения всех инопланетян. Прадед Федора Ивановича Лаврецкого — жестокий тиран, дед — беспечный и хлебосольный ненавистник Вольтера, отец — англоман.

    Гнездо, похожее на символ родины , покинутое его обитателями. Современники писателя предпочитают проводить время за границей, говорить по-французски, бездумно перенимать чужие традиции. Престарелая тетка Лаврецкого, одержимая стилем Людовика XV, выглядит трагично и карикатурно. Несчастлива судьба самого Федора, чье детство было изуродовано чужой «Система образования» … Общепринятая практика доверять детей няням, гувернанткам, а то и отдавать их в чужую семью, разрывает связь между поколениями, лишает их корней. Те, кому удается поселиться в старом родовом «Гнезде» , чаще всего ведут сонное существование, наполненное сплетнями, музыкой и картами.

    Такое разное отношение матерей Лизы и Лаврецкого к своим детям не случайно. Марья Дмитриевна равнодушна к воспитанию дочерей. Лизе ближе няня Агафья и учительница музыки. Именно эти люди влияют на формирование личности девушки. А вот и крестьянка Малаша (мать Федора) «Тихо угасает» после того, как ее лишают возможности воспитывать сына.

    Композиционно роман «Дворянское гнездо» построен прямолинейно. В его основе история несчастной любви Федора и Лизы. Крах их надежд, невозможность личного счастья перекликаются с социальным крахом дворянства в целом.

    Главный герой романа Федор Иванович Лаврецкий имеет много общего с самим Тургеневым. Он честен, искренне любит свою Родину, ищет рациональное применение своим способностям. Воспитанный властолюбивой и жестокой теткой, а затем своеобразной «Спартанский строй» отец, он приобрел крепкое здоровье и суровый взгляд, но добрый и застенчивый характер. Лаврецкому трудно общаться. Он сам чувствует пробелы в своем воспитании и образовании, поэтому стремится их исправить.

    Расчетливая Варвара видит в Лаврецком лишь глупую шишку, богатством которой легко завладеть. Искренность и чистота первых настоящих чувств героя разбиты о измену жены. В результате Федор перестает доверять людям, презирает женщин, считает себя недостойным настоящей любви. Встретив Лизу Калитину, он не сразу решается поверить в чистоту и благородство девушки. Но, узнав ее душу, поверил и полюбил на всю жизнь.

    Характер Лизы сформировался под влиянием няни из старообрядцев. Девочка с детства трепетно ​​относилась к религии, «Образ вездесущего, всезнающего Бога какой-то сладкой силой втиснулся в ее душу» … Однако Лиза ведет себя слишком независимо и открыто для своего времени. В девятнадцатом веке девушки, стремившиеся удачно выйти замуж, были куда приятнее тургеневской героини.

    До встречи с Лаврецким Лиза не часто задумывалась о своей судьбе. Официальный жених Паншин особого отторжения у девушки не вызывал. Ведь главное, по ее мнению, честно выполнять свой долг перед семьей и обществом. В этом счастье каждого человека.

    Кульминация романа — спор между Лаврецким и Паншиным о людях и последующая сцена объяснения Лизы с Федором. В мужском конфликте Паншин высказывает мнение чиновника с прозападными взглядами, а Лаврецкий выступает с позиций, близких к славянофильству. Именно во время этого спора Лиза осознает, насколько созвучны ее мысли и суждения взглядам Лаврецкого, осознает свою любовь к нему.

    Среди «тургеневских девиц» образ Лизы Калитиной — один из самых ярких и поэтичных. Ее решение стать монахиней основано не только на религиозности. Лиза не может жить вопреки своим моральным принципам. В этой ситуации для женщины ее круга и духовного развития другого выхода просто не было. Лиза жертвует личным счастьем и счастьем близкого человека, потому что не может поступить «не правильно» .

    Помимо главных героев, Тургенев создал в романе галерею ярких образов, отражающих дворянскую среду во всем ее многообразии. Есть любитель казенных денег, отставной генерал Коробьин, старый сплетник Гедеоновский, ловкий франт Паншин и многие другие герои провинциального общества.

    В романе также есть представители людей. В отличие от господ, крепостные и бедняки изображаются Тургеневым с симпатией и сочувствием. Загубленные судьбы Малаши и Агафьи, талант Леммы, так и не раскрывшийся из-за бедности, и многие другие жертвы барского произвола доказывают, что история «Дворянские гнезда» далека от совершенства. А главной причиной продолжающегося общественного распада писатель считает крепостное право, которое одних развращает, а других низводит до уровня бессловесного существа, но калечит всех.

    Очень тонко передано состояние героев через картины природы, речевые интонации, взгляды, паузы в разговорах. Этими средствами Тургенев достигает удивительного изящества в описании душевных переживаний, мягкого и волнующего лиризма. «Меня потрясла… легкая поэзия, влитая в каждый звук этого романа», — говорил Салтыков-Щедрин о «Дворянском гнезде».

    Художественное мастерство и философская глубина обеспечили первому крупному произведению Тургенева выдающийся успех на все времена.

    Главный герой романа — Федор Иванович Лаврецкий, дворянин, имеющий многие черты самого Тургенева. Выросший вдали от отцовского дома, сын отца-англофила и матери, умершей в раннем детстве, Лаврецкий воспитывается в фамильном загородном имении у жестокой тетушки. Часто основу этой части сюжета критики искали в детстве самого Ивана Сергеевича Тургенева, которого воспитывала мать, известная своей жестокостью.

    Лаврецкий продолжает образование в Москве и во время посещения оперы замечает в одной из лож красивую девушку. Зовут ее Варвара Павловна, и теперь Федор Лаврецкий признается ей в любви и просит ее руки. Пара женится, и молодожены переезжают в Париж. Там Варвара Павловна становится очень популярной хозяйкой салона и заводит роман с одним из своих постоянных гостей. Лаврецкий узнает о романе жены с другим только в тот момент, когда случайно читает записку, написанную его любовником Варваре Павловне. Потрясенный предательством любимой, он обрывает с ней все контакты и возвращается в свое родовое поместье, где вырос.

    Вернувшись домой в Россию, Лаврецкий навещает свою двоюродную сестру Марию Дмитриевну Калитину, которая живет с двумя дочерьми Лизой и Леночкой. Лаврецкий сразу же интересуется Лизой, чей серьезный характер и искренняя преданность православной вере дают ей большое нравственное превосходство, разительно отличающееся от кокетливого поведения Варвары Павловны, к которому так привык Лаврецкий. Постепенно Лаврецкий понимает, что по уши влюблен в Лизу и, прочитав в заграничном журнале сообщение о том, что Варвара Павловна умерла, признается Лизе в любви. Он узнает, что его чувства не безответны — Лиза тоже любит его.

    Узнав о внезапном появлении живой Варвары Павловны, Лиза решает уйти в глухой монастырь и доживает остаток своих дней в монашестве. Роман заканчивается эпилогом, действие которого происходит через восемь лет, из которого также становится известно, что Лаврецкий возвращается в дом Лизы, где поселилась ее подросшая сестра Елена. Там, спустя годы, несмотря на множество перемен в доме, он видит гостиную, где часто встречался со своей девушкой, видит пианино и сад перед домом, который так запомнился ему благодаря общению с Лизой. . Лаврецкий живет своими воспоминаниями и видит определенный смысл и даже красоту в своей личной трагедии. Поразмыслив, герой возвращается к себе домой.

    Позже Лаврецкий навещает Лизу в монастыре, видя ее в те короткие минуты, когда она появляется на минуты между службами.

    «Дворянское гнездо» — «рассказ» И.С. Тургенев. Это произведение имело, по словам автора, «самый большой успех, который когда-либо выпадал на его долю».

    История создания

    Идея «Дворянского гнезда» возникла в начале 1856 г., но настоящая работа над произведением началась в середине июня 1858 г. в Спасском, родовом имении писателя, и продолжалась до конца октября тот же год. В середине декабря Тургенев внес последние поправки в текст «рассказа» перед его публикацией. Впервые «Дворянское гнездо» было напечатано в журнале «Современник» за 1859 г. (№ 1). Последнее прижизненное (авторизованное) издание, считающееся каноническим текстом, было издано в 1880 г. в Петербурге наследниками братьев Салаевых.

    Созданию «Дворянского гнезда» предшествовал сложный этап в личной жизни Тургенева, а в общественной — период подготовки глубоких социальных перемен в России. В августе 1856 года писатель покинул родину и почти два года жил за границей. Затем произошел фактический разрыв его многолетних отношений с Полиной Виардо. Писатель трагически переживал одиночество и беспокойство; Я остро осознавала свою неспособность создать семью и прочно закрепиться в жизни. К этому мучительному состоянию присоединялись телесные недомогания, а затем чувство творческого бессилия, изнуряющая душевная пустота. В жизни Тургенева произошла резкая возрастная перемена, которую он переживал как наступление старости; такое дорогое прошлое рушилось, и казалось, что впереди нет никакой надежды.

    Общественная жизнь России также находилась в стадии кризиса. Смерть Николая I, поражение в Крымской войне потрясли Россию. Стало ясно, что жить по-старому уже нельзя. Правительство Александра II столкнулось с необходимостью реформирования многих сторон жизни и, прежде всего, с необходимостью отмены крепостного права. Неизбежно со всей остротой встал вопрос о роли дворянской интеллигенции в жизни страны. Эту и другие актуальные проблемы обсуждал Тургенев в своем заграничном пребывании в беседах с В. Боткиным, П. Анненковым, А.И. Герцен — современники, олицетворявшие мысль и дух века. Двойной кризис: личный и социальный, выразился в проблемах и коллизиях «Дворянского гнезда», хотя формально действие произведения отнесено к другой эпохе — весне и лету 1842 года, а предыстория главного героя Федора Лаврецкого — даже до 1830-х гг. Работа над произведением была для Тургенева процессом устранения личной драмы, расставания с прошлым и обретения новых ценностей.

    Жанр «Дворянское гнездо»

    На титульном листе автографа произведения Тургенев обозначил жанр произведения: рассказ. По сути, «Дворянское гнездо» — один из первых социально-философских романов в творчестве писателя, в котором судьба отдельного человека тесно переплетается с национальной и общественной жизнью. Однако формирование большой эпической формы происходило в художественной системе Тургенева именно через рассказ. «Дворянское гнездо» окружено такими рассказами, как «Переписка» (1854 г.), «Фауст» (1856 г.), «Поезда в Полесье» (1857 г.), «Ася» (1858 г.), в которых определился тип героя, характерный для писатель: интеллигентный дворянин, ценящий права своей личности и в то же время не чуждый сознанию долга перед обществом. Такие герои, пишет В.А. Недзвецкого, — одержимы тоской по абсолютным ценностям, жаждой жизни в единстве со всеобщим и общечеловеческим. Они пребывают не столько в отношениях с реальными современниками, сколько лицом к лицу с такими вечными и бесконечными стихиями жизни, как природа, красота, искусство, юность, смерть и, прежде всего, любовь. Они стремятся найти в своей конкретной жизни полноту бесконечной любви, которая и предопределяет их трагическую судьбу.

    Проходя через испытание жизнью и любовью, герой рассказов постигает закон трагических последствий высоких человеческих устремлений и убеждается, что для человека есть только один выход — жертвенный отказ от своих лучших надежд.

    Этот философско-психологический уровень конфликта, развитый в жанре рассказа, является существенным компонентом в структуре тургеневского романа, дополненным конфликтом социально-исторического характера. В жанре романа писатель устраняет прямолирический способ повествования (большинство его рассказов написано от первого лица), ставит задачу создания обобщенной картины объективного бытия в его многочисленных компонентах, ставит героя с традиционный комплекс индивидуальных и личностных проблем в широком мире общественной и национальной жизни.

    Значение имени «Дворянское гнездо»

    В названии романа используется один из символических лейтмотивов тургеневского творчества. Образ гнезда глубоко связан с проблемами произведения, главная героиня которого ориентирована на личное счастье, любовь, семью. У Лаврецкого настолько силен «инстинкт счастья», что, даже испытав первый удар судьбы, он находит силы для второй попытки. Но счастье герою не дано, сбываются пророческие слова его тетушки: «…Нигде гнезд не вьешь, вечно блуждаешь». Лиза Калитина как будто заранее знает, что счастье невозможно. В ее решении покинуть мир «тайная жертва за всех», любовь к Богу, раскаяние в своих «незаконных» сердечных побуждениях и своеобразный поиск такого «гнездышка», в котором она не будет игрушкой темных силы бытия, трудно переплетаются. Мотив «гнезда», являясь отправной точкой в ​​развитии сюжета, расширяет свое содержание до всеобщего обобщения дворянской культуры в целом, сливаясь в лучших своих возможностях с национальной культурой. Для Тургенева личность человека настолько художественно постижима, насколько она может быть вписана в образ той или иной культуры (это является основанием для распределения героев романа по разным группам и родам). В произведении представлен живой мир дворянской усадьбы с характерным для него повседневным и естественным укладом жизни, привычными занятиями и устоявшимися традициями.

    Однако Тургенев чутко чувствует прерывистость русской истории, отсутствие в ней органической «связи времен» как черты национального духа. Смысл, однажды приобретенный, не сохраняется и не передается из поколения в поколение. На каждом этапе нужно искать свою цель заново, как будто в первый раз. Энергия этой вечной душевной тревоги реализуется прежде всего в музыкальности языка романа. Роман-элегия «Дворянское гнездо» воспринимается Тургеневым как прощание со старой дворянской Россией накануне надвигающегося нового исторического этапа — 60-х годов.

    Много замечательных произведений написал известный русский писатель И. С. Тургенев, «Дворянское гнездо» — одно из лучших.

    В романе «Дворянское гнездо» Тургенев описывает нравы и обычаи жизни русского дворянства, их интересы и увлечения.

    Главный герой произведения, дворянин Лаврецкий Федор Иванович, воспитывался в семье своей тёти Глафиры. Мать Федора, бывшая горничная, умерла, когда мальчик был совсем маленьким. Мой отец жил за границей. Когда Федору исполнилось двенадцать лет, отец возвращается домой и сам занимается воспитанием сына.

    Роман «Дворянское гнездо», краткое содержание произведения дают нам возможность узнать, какое домашнее воспитание и воспитание получали дети в дворянских семьях. Федора обучали многим наукам. Воспитание его было суровым: рано утром его будили, раз в день кормили, учили ездить верхом и стрелять. Когда умер его отец, Лаврецкий уехал учиться в Москву. Ему тогда было 23 года.

    Роман «Дворянское гнездо», краткое содержание этого произведения позволит нам узнать об увлечениях и пристрастиях молодых дворян России. Во время одного из своих посещений театра Федор увидел в ложе красивую девушку — Варвару Павловну Коробьину. Друг знакомит его с семьей красавицы. Варенька была умна, мила, образованна.

    Учеба в университете была прекращена в связи с женитьбой Федора на Варваре. Молодые супруги переезжают в Санкт-Петербург. Там их сын рождается и вскоре умирает. По совету врача Лаврецкие уехали жить в Париж. Вскоре предприимчивая Варвара становится владелицей популярного салона и заводит роман с одним из ее посетителей. Узнав о случайном прочтении любовной записки своего избранника, Лаврецкий разрывает с ней все отношения и возвращается в свое поместье.

    Однажды он посетил свою двоюродную сестру Калитину Марию Дмитриевну, которая живет с двумя дочерьми Лизой и Леной. Старшая — благочестивая Лиза — заинтересовала Федора, и вскоре он понял, что его чувства к этой девушке серьезны. У Лизы был поклонник, некий Паншин, которого она не любила, но по совету матери не отталкивала.

    В одном из французских журналов Лаврецкий прочитал, что его жена умерла. Федор признается Лизе в любви и узнает, что его любовь взаимна.

    Счастью юноши не было предела. Наконец-то он встретил девушку своей мечты: нежную, обаятельную и к тому же серьезную. Но когда он вернулся домой, Варвара, живая и невредимая, ждала его в фойе. Она со слезами умоляла мужа простить ее хотя бы ради дочери Ады. Скандально известная в Париже красавица Варенька остро нуждалась в деньгах, так как ее салон уже не давал ей доходов, необходимых для роскошной жизни.

    Лаврецкий назначает ей годовое пособие и разрешает поселиться в своем имении, но отказывается жить с ней. Умная и находчивая Варвара поговорила с Лизой и убедила набожную и кроткую девушку бросить Федора. Лиза убеждает Лаврецкого не бросать семью. Он поселяет семью в своем имении, а сам уезжает в Москву.

    Глубоко разочаровавшись в своих несбывшихся надеждах, Лиза разрывает все отношения со светским миром и отправляется в монастырь, чтобы найти там смысл жизни в страдании и молитве. Лаврецкий навещает ее в монастыре, но девушка даже не смотрит на него. Ее чувства выдавали только дрожащие ресницы.

    И Варенька снова поехала в Петербург, а потом в Париж, чтобы продолжить там свою веселую и беззаботную жизнь. «Дворянское гнездо», краткое содержание романа, напоминает нам, как много места в душе человека занимают его чувства, особенно любовь.

    Восемь лет спустя Лаврецкий посещает дом, где когда-то познакомился с Лизой. Федор снова окунулся в атмосферу прошлого — тот же сад за окном, тот же рояль в гостиной. Вернувшись домой, он долго жил печальными воспоминаниями о своей несостоявшейся любви.

    «Дворянское гнездо», краткое содержание произведения позволило прикоснуться к некоторым особенностям быта и нравов русского дворянства XIX века.

    Краткое содержание «Дворянское гнездо» Тургенев ❤️

    Первым, как обычно, весть о возвращении Лаврецкого принесла в дом Калитиных Гедеоновских. Мария Дмитриевна, вдова бывшего губернского прокурора, в свои пятьдесят лет Сейв наметит некое наслаждение, наслаждение в нем, и ее дом красивейший в городе… С другой стороны, Марфа Тимофеевна Пестова, семидесятилетняя сестра Марии Дмитриевны отца , не жалует склонность Гедеоновского к сосанию и болтливости. Да берите – Попович, хоть и статский советник.

    Впрочем, Марфе Тимофеевне вообще трудно угодить. Вот почему она не любит Паншина — всеобщего любимца, завидного жениха, первого кавалера. Владимир Николаевич играет на фортепиано, сочиняет романсы на свои слова, хорошо рисует, декламирует. Он вполне светский человек, образованный и умный. В общем, это петербургский чиновник по особым поручениям, камер-юнкер, приехавший в О… с каким-то заданием. У Калитиных он бывает за Лизой, девятнадцатилетней дочерью Марии

    Дмитриевна. И, похоже, намерения у него серьезные. Но Марфа Тимофеевна уверена: ее муж не такой муж. Паншину и Лизина, учитель музыки, Христофор Федорович Лемм, немолодой, непривлекательный и не очень удачливый немец, тайно влюбленный в свою воспитанницу, унижает Паншину и Лизина.

    Приезд из-за границы Федора Ивановича Лаврецкого – событие для города знатное. Его история передается из уст в уста. В Париже он случайно уличил жену в измене. Более того, после разрыва красавица Варвара Павловна получила скандальную европейскую известность.

    Жителям Калитинского дома, однако, не показалось, что он похож на жертву. От него до сих пор веет степным здоровьем, непреходящей силой. Только в глазах ты видишь усталость.

    На самом деле Федор Иванович крепкая порода. Его прадед был крутым, смелым, умным и хитрым человеком. Прабабушка, вспыльчивая, мстительная цыганка, ничем не уступала мужу. Дед Петр, однако, уже был простым степным мастером. Сын его Иван (отец Федора Ивановича) воспитывался, правда, французом,

    поклонник Жана Жака Руссо: это был заказ его тети, с которой он жил. (Его сестра Глафира росла вместе с родителями.) Мудрость XVIII века. наставница влилась ему в голову целиком, где и осталась, не смешиваясь с кровью, не проникая в душу.

    Вернувшись к родителям, Иван казался грязным и диким в своем доме. Это не помешало ему обратить внимание на служанку Маланьи, очень хорошенькую, умную и нежную девушку. Разразился скандал: Иван был лишен наследства отцом, а девушку приказал отправить в дальнюю деревню. Иван Петрович по дороге отбил Маланью и женился на ней. Пристроив молодую жену к родственникам Пестовых, Дмитрию Тимофеевичу и Марфе Тимофеевне, он сам отправился в Петербург, а затем уехал за границу. В селе Пестове и родился 20 августа 1807 года Федор. Прошел почти год, прежде чем Маланья Сергеевна смогла появиться с сыном у Лаврецкого. И то только потому, что мать Ивана выпросила сына и невестку сурового Петра Андреевича перед его смертью.

    Счастливый отец малышки окончательно вернулся в Россию только через двенадцать лет. Маланья Сергеевна к этому времени умерла, и мальчика воспитывала тетка Глафира Андреевна, некрасивая, завистливая, неуклюжая и властная. Федю отобрали у матери и передали Глафире еще при ее жизни. Он не каждый день видел свою мать и страстно любил ее, но смутно чувствовал, что между ним и ею стоит нерушимая преграда. Тетка Феди боялась, не смела заговорить с ней.

    Вернувшись, Иван Петрович сам занялся воспитанием сына. Он одел его в скотч и нанял швейцара. Ядром образовательной системы были гимнастика, естественные науки, международное право, математика, столярное дело и геральдика. Мальчик проснулся в четыре утра; холодной водой заставили бегать вокруг столба на веревке; их кормили один раз в день; научили ездить верхом и стрелять из арбалета. Когда Феде исполнилось шестнадцать лет, отец стал воспитывать его в презрении к женщинам.

    Через несколько лет, похоронив отца, Лаврецкий уехал в Москву и в двадцать три года поступил в университет. Странное воспитание дало свои плоды. Он не умел ладить с людьми, ни одна женщина не осмеливалась смотреть в глаза. Он встречался только с Михалевичем, энтузиастом и поэтом. То-то и то-то Михалевич познакомил его с семьей красавицы Варвары Павловны Коробьиной. Двадцатишестилетний ребенок только сейчас понял, ради чего стоит жить. Варенька была обаятельна, умна и прилично образованна, умела говорить о театре, играла на рояле.

    Через полгода молодые прибыли в Лаврики. Университет был заброшен (не студентке жениться), и началась счастливая жизнь. Глафиру сняли, а на место губернатора пришла генерал Коробин, папа Варвара Павловна; и супруги улетели в Петербург, где у них родился сын, вскоре умерший. По совету врачей они уехали за границу и поселились в Париже. Варвара Павловна моментально обосновалась здесь и стала блистать в свете. Однако вскоре в руки Лаврецкому попала любовная записка, адресованная жене, которой он так слепо доверял. Сначала им овладела бешенство, желание убить обоих («мой прадед мужиков за ребра вешал»), но потом, заказав жене грамоту о ежегодном денежном содержании и отъезде генерала Коробина из его состояние, он уехал в Италию. Газеты тиражировали нехорошие слухи о его жене. От них я узнал, что у него есть дочь. Было равнодушие ко всему. И все же через четыре года я хотел вернуться домой, в город О…, но не хотел жить в Лаврике, где они с Варей провели свои первые счастливые дни.

    Лиза с первой же встречи привлекла его внимание. Он заметил про нее и Паншина. Мария Дмитриевна не скрывала, что камердинер без ума от ее дочери. Марфа Тимофеевна, однако, все еще считала, что Лиза не может стоять за Паншиным.

    В Васильевском Лаврецкий осмотрел дом, сад с прудом: усадьба успела одичать. Тишина неторопливой одинокой жизни окружала его. И какая сила, какое здоровье было в этом бездейственном молчании. Дни были однообразные, но ему не было скучно: он занимался хозяйством, катался на лошади, читал.

    Через три недели я поехал в О… к Калитиным. Нашел их с Леммой. Вечером, зайдя к нему, он остался с ним. Старик был тронут и признался, что писал музыку, что-то играл и пел.

    В Васильевском разговор о поэзии и музыке незаметно перешел в разговор о Лизе и Паншине. Лемм был категоричен: она его не любит, она просто слушается маму. Лиза может любить одного красивого, но он не совершенен, то есть его душа не прекрасна

    Лиза и Лаврецкий все больше доверяли друг другу. Не без колебаний она как-то спросила о причинах его разлуки с женой: как можно разорвать то, что Бог соединил? Вы должны простить. Она уверена, что мы должны прощать и подчиняться. Et-

    Ее в детстве учила няня Агафья, которая рассказывала житие чистой Богородицы, жития святых и отшельников, которые приводили в церковь. Ее собственный пример воспитывал послушание, мягкость и чувство долга.

    Внезапно в Васильевском появился Михалевич. Он состарился, видно, что у него ничего не получалось, но говорил так же горячо, как и в юности, читая собственные стихи: «…И я сжег все, чему поклонялся / Я поклонялся всему, что я сжег».

    Потом друзья долго и громко спорили, беспокоясь о том, что Лемма продолжает навещать. Нельзя желать в жизни только счастья. Это значит строить на песке. Нужна вера, а без нее Лаврецкий — жалкий вольтерианец. Нет веры – нет откровения, нет понимания, что делать. Нам нужно чистое, неземное существо, которое вырвет его из апатии.

    После Михалевича приехали в Васильевское Калитины. Дни прошли счастливо и беззаботно. «Я с ней разговариваю, как будто я не отживший человек», — подумал Лаврецкий о Лизе. Пока ехали в их карете, он спросил: «Ведь мы же теперь друзья». Она кивнула в ответ.

    На следующий вечер, просматривая французские журналы и газеты, Федор Иванович наткнулся на сообщение о скоропостижной кончине королевы модных парижских салонов мадам Лаврецкой. Наутро он был у Калитиных. «Что с тобой не так?» — спросила Лиза. Он передал ей текст сообщения. Теперь он свободен. «Не об этом теперь надо думать, а о прощении…» — запротестовала она и в конце разговора отплатила с той же уверенностью: Паншин просит ее руки. Она совсем не влюблена в него, но готова слушаться маму. Лаврецкий просил Лизу подумать о том, чтобы не выходить замуж без любви, из чувства долга. В тот же вечер Лиза попросила Паншина не торопить ее с ответом и сообщила об этом Лаврецкому. Следующие несколько дней она чувствовала тайную тревогу, она как будто избегала Лаврецко. А еще его насторожило отсутствие доказательств смерти жены. Да и Лиза на вопрос, решила ли она дать ответ Паншину, сказала, что ничего не знает. Она не знает себя.

    Одними летними вечерами в гостиной Паншин стал упрекать новое поколение, говоря, что Россия отстает от Европы (мы даже мышеловки не изобретали). Он говорил красиво, но с тайным гневом. Лаврецкий вдруг стал возражать и победил врага, доказав невозможность скачков и надменных переделок, потребовал признания народной правды и смирения перед ним. — воскликнула Райли Паншин. Что он собирается делать? Вспахайте землю и постарайтесь вспахать ее как можно лучше.

    Лиза все время была на стороне Лаврецкого. Неуважение светского чиновника к России ее оскорбило. Оба они поняли, что любили и не любили одно и то же, но только одно отличалось, но Лиза втайне надеялась привести его к Богу. Смущение последних дней исчезло.

    Все постепенно разошлись, и Лаврецкий тихонько вышел в ночной сад и сел на скамейку. В нижних окнах появился свет. Это Лиза несла свечу в руке. Он тихо подозвал ее и, посадив под липы, сказал: «…Меня сюда привезли… Я люблю тебя».

    Возвращаясь по уснувшим улицам, полный радостных чувств, он услышал чудесные звуки музыки. Он повернулся туда, откуда они шли, и позвал: Лемм! В окне появился старик и, узнав его, бросил ключ. Ничего подобного Лаврецкий давно не слышал. Он подошел и обнял старика. Он сделал паузу, затем улыбнулся и воскликнул: «Я сделал это, потому что я великий музыкант».

    На следующий день Лаврецкий отправился в Васильевский и к вечеру вернулся в город. Впереди его встретил запах крепких спиртов, тут же появились стволы. Переступив порог гостиной, он увидел жену. Непоследовательно и многословно она умоляла простить ее хотя бы ради невиновной перед ним дочери: Ада, спроси со мной твоего отца. Он предложил ей поселиться в Лаврике, но никогда не рассчитывал на возобновление отношений. Варвара Павловна была послушна, но в тот же день посетила Калитиных. Было уже окончательное объяснение Лизы и Паншина. Мария Дмитриевна была в отчаянии. Варвара Павловна успела его занять, а потом и распорядиться им в свою пользу, намекнула, что Федор Иванович не лишил ее своего «присутствия». Лиза получила записку Лаврецкого, и встреча с его женой не стала для нее неожиданностью («

    Появился Паншин. Варвара Павловна тотчас же нашла с ним общий язык. Она пела романс, говорила о литературе, о Париже, принимала полулегкую, полухудожественную болтовню. Расставаясь, Мария Дмитриевна выразила готовность попытаться примирить ее с мужем.

    Лаврецкий снова появился в Калитинском доме, когда получил записку от Лизы с приглашением посетить их. Он тотчас же подошел к Марфе Тимофеевне. Она нашла предлог, чтобы оставить их наедине с Лизой. Девушка пришла сказать, что они должны выполнить свой долг. Федор Иванович должен помириться с женой. Не видит ли он себя теперь: счастье зависит не от людей, а от Бога.

    Когда Лаврецкий спустился, лакей пригласил его к Марье Дмитриевне. Она заговорила о раскаянии его жены, попросила простить ее, а потом, предложив принять из рук в руки, увела Варвару Павловну за экран. Повторялись просьбы и уже знакомые сцены. Наконец Лаврецкий пообещал, что будет жить с ней под одной крышей, но найдет договор нарушенным, если она позволит себе уйти от Лаврика.

    На следующее утро он увез жену и дочь в Лаврики, а через неделю уехал в Москву. А через день Варвару Павловну посетил Паншин и уехал на три дня.

    Через год до Лаврецкого дошла весть о том, что Лиза приняла постриг в монастыре, в одном из отдаленных уголков России. Через некоторое время он посетил этот монастырь. Лиза шла рядом с ним — и не смотрела, только ресницы слегка дрогнули, а пальцы, державшие четки, сжались еще сильнее.

    И Варвара Павловна очень скоро переехала в Петербург, потом – в Париж. Рядом с ней появился новый поклонник, страж необыкновенной крепости сложения. Она никогда не приглашает его на свои модные вечера, а в остальном он вполне наслаждается ее расположением.

    Прошло восемь лет. Лаврецкий снова посетил О… Старшие обитатели дома Калитиных уже умерли, а здесь царствовала молодежь: младшая сестра Лизы, Леночка, и ее жених. Было весело и шумно. Федор Иванович прошелся по всем комнатам. В гостиной стоял тот же рояль, у окна стоял тот же пяльцы, что и прежде.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *