Главные герои бедность не порок характеристика: Герои пьесы «Бедность не порок» Островского: краткая характеристика, описание персонажей

Содержание

Герои пьесы «Бедность не порок» Островского: краткая характеристика, описание персонажей

Сцена из спектакля
по пьесе «Бедность не порок»

Пьеса «Бедность не порок» — одно из самых знаменитых произведений выдающегося русского драматурга А. Н. Островского.

В этой статье представлена краткая характеристика героев пьесы «Бедность не порок» Островского: краткое описание главных и второстепенных персонажей.

Смотрите:
Все материалы по пьесе «Бедность не порок»
Все материалы по творчеству Островского

Герои пьесы «Бедность не порок» Островского: краткая характеристика, описание персонажей

Гордей Карпыч Торцов — богатый купец, пожилой человек. Торцов — суровый, гордый и строгий мужчина. От его непростого характера страдают как члены семьи, так и окружающие люди. Торцов собирается выдать свою дочь Любовь замуж за богатого старика Африкана Савича.

Пелагея Егоровна Торцова — жена Гордея Торцова, пожилая женщина. Добрая и кроткая Пелагея Егоровна во всем подчиняется своему мужу и не смеет с ним спорить.

Любовь Гордеевна Торцова — дочь купца Гордея Торцова, девушка на выданье. Любовь Гордеевна влюблена в Митю, который служит приказчиком у Торцова. Митя отвечает девушке взаимностью. Любовь Гордеевна — покорная и послушная дочь. Она не смеет идти против воли отца и смиряется, когда отец решает выдать ее замуж за старика Африкана Савича.

Митя — простой бедный парень, служащий приказчиком у Гордея Торцова. Митя — добрый, искренний человек. Он терпит много обид и несправедливости со стороны своего начальника, купца Торцова. Митя влюблен в Любовь Гордеевну, дочь Торцова. Молодой человек надеется жениться на ней. 

Любим Карпыч Торцов — брат Гордея Торцова, пожилой мужчина, добрый и простой человек, пьяница и балагур. Растратив весь свой капитал, Любим превратился в нищего бродягу. Любим выступает против брака своей племянницы Любови и старика Африкана Савича. Благодаря усилиям Любима эта свадьба отменяется. Также Любиму удается убедить брата Гордея выдать дочь замуж за приказчика Митю. 

Африкан Савич Коршунов — богатый старик, вдовец, владелец фабрики. Африкан Савич — приятель купца Торцова. Африкан — нечестный, подлый человек. Некоторое время назад он обманул Любима Карпыча и разорил его. Африкан собирается жениться на юной Любови Гордеевне, но в конце концов эта свадьба отменяется. 

Яша Гуслин — племянник купца Торцова, бедный молодой человек. Яша любит петь и играть на гитаре. Яша является другом приказчика Мити. Яша влюблен в молодую вдову Анну Ивановну, которая отвечает ему взаимностью. Однако влюбленные не могут пожениться, так как купец Торцов не дает племяннику разрешения на это. В конце концов Яша и Анна получают от Торцова согласие на брак. 

Анна Ивановна — молодая вдова, бедная женщина. Анна Ивановна является другом семьи Торцовых. Анна влюблена в Яшу Гуслина. 

Гриша Разлюляев — богатый молодой купчик, веселый молодой человек. Судя по всему, Гриша является другом Мити и Яши. Гриша влюблен в Любовь Гордеевну и надеется жениться на ней. Однако девушка в конце концов становится невестой Мити. Гриша искренне радуется за друга.

Герои пьесы “Бедность не порок” А. Островского: краткая характеристика, анализ персонажей

Главной темой произведения Островского «Бедность не порок» является мирное разрешение конфликтов «отцов и детей», становление личности человека, нравственные устои общества. Главные герои «Бедность не порок» сумели найти компромисс, и понять друг друга, сохранив семейные отношения, не принимая во внимание мнение общества. На примере одной семьи показано неравенство сословий, и различие в мировоззрениях. Островский высмеивает человеческие пороки, присущие каждому человеку.

Герои пьесы Бедность не порок Островского (характеристика)

Гордей Карпыч Торцов
Главный герой произведения – немолодой богатый купец, чей нрав отличается суровостью и серьезностью. Его тяжелый характер вызывает страх у домашних. Гордый и высокомерный, глава семьи, он решает все вопросы сам. Отмечается, что более лояльный и рассудительный характер его изменился сразу после поездки в столицу. Считает себя лучше всех остальных. Надеется выдать дочь за состоятельного мужчину преклонных лет.

Любим Карпыч Торцов

Добрый, простой человек, брат Гордея Карпыча. В молодости, получив долю своего наследства, он растратил почти весь свой капитал. Остатки же решил доверить богатому фабриканту, Коршунову, которого считал другом, но тот схитрил и провел его, оставил ни с чем. Любиму не остается другого выхода, кроме как вернуться к брату, упрекающего его за безрассудное поведение. Герой против брака своей молодой племянницы и старика Коршунова. Именно благодаря ему торжество не состоялось. Не считает бедность пороком и убеждает брата выдать дочь за приказчика Митю.

Африкан Савич Коршунов

Самоуверенный человек, кичащийся своим богатством, именно за него Гордей Карпыч хочет выдать дочь. Африкан Савич убежден в том, что главное в жизни деньги и купить можно что – то угодно. Мерзкий и подлый человек, от чьих махинаций пострадал Любим Карпыч. Желает взять в жены молодую красавицу.

Любовь Гордеевна

Умная и скромная девушка, дочь Гордея. Кроткая и послушная, она подчиняется воле отца, решившего выдать её замуж за богатого старика, несмотря на тот факт, что сама она влюблена в Митю, доброго и честного юношу, работающего приказчиком. Считает правильным подчиняться всем решениям родителя. Рада, когда отец все же дает благословение на брак с Митей.

Яша Гуслин

Бедный юноша, родственник Торцова, а точнее, племянник. Это веселый и жизнерадостный молодой человек, любящий петь и играть на гитаре. Хороший друг Мити. Проникается чувством влюбленности к молодой женщине по имени Анна Ивановна. Сначала Гордей Карпыч недоволен решением племянника, жениться на красавице, но потом все же дает согласие.

Анна Ивановна

Бойкая женщина, ставшая в молодом возрасте вдовой. Она старается помочь отношениям Мити и Любы. Влюблена в Яшу и рада выйти за него замуж.

Разлюляев

Молодой и беззаботный весельчак, сын богатого купца. Мечтает жениться на девушке своего круга. Испытывает симпатию к Любе, и даже хотел бы взять её в жены, но все же искренне рад за счастье друга Мити.

Пелагей Егоровна

Жена Гордея Корпатыча. В произведение нет подробного описания героини, одна можно сказать, что это немолодая женщина кроткого характера, полностью подчиняющаяся своему супругу и не вступающего с ним в спор.

Главные герои пьесы

Гордей Карпыч

Пьеса начинается в поместье Гордея Карпыча Торцова. Здесь же и происходит основной массив событий, изображаемый в произведении. Это «богатый купец», его возраст точно не указан, автор ограничился лишь размытым упоминанием «под шестьдесят». Отец его не был знатного происхождения, однако сыну удалось добиться в жизни большего – он существенно улучшил материальное положение своей семьи и теперь с трудом можно представить, что «у нас тятенька мужик был». Торцов – человек со сложным характером.

«Да разве с ним сговоришь» – говорят про него. Он не желает считаться с чьим-либо мнением, конечно, если это не мнение богатого человека занимавшего более высокое положение в обществе, чем он.

Он необходительно обходится с окружающими (как с прислугой, так и с членами семьи). Не лучшее отношение у него и к обедневшему брату – чувство стыдливости за такое положение вещей перед людьми высшего ранга берет свое. Закономерно в этом случае было бы помочь брату изменить уровень своего существования, но он не желает. Гордея Карпыча интересует жизнь в Москве, все новое и необычное: «хочу жить по-нынешнему, модами заниматься» – говорит он.

Торцов видит единственный способ для своей дочери улучшить свой социальный статус – выгодно выйти замуж, при чем его мало волнует, хорошо ли будет житься с этим человеком его дочери или нет. После ссоры и отмены свадьбы Африкана Савича и его дочери, Гордей Карпыч становится более мягким и сговорчивым, понимает, что прислушиваться к мнению окружающих, даже если они ниже тебя по статусу и финансовому положению, не так уж и плохо.

Любовь Гордеевна

Вторым по значимости персонажем является Любовь Гордеевна – дочь Гордея Карпыча. Она очень красива, но малообразована так как «в пансионе не училась», но искренняя и добрая, руководствуется позывами своего сердца: «говорю что чувствую».

Девушка считает, что гонка за богатством абсурдна, она искренне верит, что не высший свет, чины или деньги делают людей счастливыми. Любовь Гордеевна послушно выполняет волю отца, узнав о намерении отца выдать ее замуж, она не противится его воле, но все же просит отца не выдавать ее за Африкана Савича.

Любовь к Мите переполняет ее и чувство это взаимно, но надежда на благополучный исход их любви очень мала – отец не взирает на ее просьбу. Он думает, что лучше жить богато – в бедности счастья достичь невозможно.

Любим Карпыч

Любим Карпыч – брат Гордея Карпыча. Как и его брат, Любим изрядно трудился и смог себе накопить приличный капитал. Он хорошо жил, часто пил и вел праздную жизнь, но до крайностей не доходил, до того момента, пока за него не взялся Африкан Савич. Любим стал нищим, ему пришлось бродяжничать и выпрашивать милостыню, которую тоже не всегда тратил с умом – пропивал. Вернувшись к брату, он осознал свои ошибки и решил «хоть под старость-то да честно пожить», но не все так просто – его брат занят знатными гостями и планами по продвижению дальше по социальной лестнице, ему не до нищего брата. Любима удивляет, что его брат ставит материальные ценности выше нравственных и отдает предпочтение общению с обманщиками-богачами, а простых людей, которые живут по законам морали не допускает к себе. Однако Любим Карпыч надеться, что в его жизни все еще наладится. Он не остается в стороне, когда узнает о свадьбе племянницы – Любим не может допустить такого несчастья в жизни Любови и Мити (который к нему очень хорошо относится и часто помогает ему в сложных финансовых ситуациях) – устроенный им скандал не только позволяет избежать ненужной свадьбы, но и решает вопросы о взаимоотношении в семье Торцова.

Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием пьесы А. Островского “Бесприданница”, где освещаются проблемы, связанные с неравным браком.

Африкан Савич Коршунов – богатый владелец фабрики, живущий в Москве. Именно поэтому он отличный вариант мужа для Любови Гордеевны.

Африкан Савич – любитель выпить и погулять, по – пьяни он ведет себя крайне буйно и невоспитанно, но при этом сам себя считает человеком добрым: «я человек хороший, веселый», «простой, я добрый старик».

Он жестоко обращается со своими врагами, поэтому самым верным решением для тех, кто попал в его немилость, будет убежать. Хотя и к близким людям у него отношение не лучше – свою первую жену замучил ревностью. А, в общем, о нем «ничего хорошего, окромя дурного, не слыхать».

Митя

Митя – «приказчик Торцова». Родни у него практически мало – одна только мать, да и то живет вдали него. Митя помогает ей материально, поэтому часто лишает себя даже необходимых вещей. Гордей Карпыч всегда найдет к чему придраться – это очень огорчает впечатлительного Митю. Торцов упрекает его в транжирстве, в том, что Митя ходит в старом сюртуке и таким образом позорит его в глазах посетителей. Молодой человек спокоен по своей натуре, добрый и отзывчивый, поэтому окружающие хорошего о нем мнения. Он не получил хорошего образование и теперь пытается добиться нужного результата собственными усилиями. Он прекрасно понимает, что не может быть тем женихом, которого одобрит Гордей Карпыч – затруднительное финансовое положение, его бедность стали существенным препятствием желаемому действию, но приказать сердцу забыть дочь Торцова он не в силе.

Сочинение 2

По жанровой направленности произведение представляет собой пьесу для театральной постановки, основной тематикой которой является изображение человеческих пороков в комической форме.

Торцов Гордей Карпыч

Главным героем пьесы является Торцов Гордей Карпыч, представленный в образе немолодого состоятельного купца, отличающегося тяжелым, суровым нравом. Гордей Карпыч изображается главой семейства, члены которого побаиваются мужчину, поскольку опасаются его гордости и высокомерия. При этом автор подчеркивает, что в прошлом герой отличался лояльностью и рассудительностью, но после поездки в столицу его характер сильно меняется.

Популярные сочинения

  • Как относятся к левше другие герои?
    Про Левшу можно рассказать подробнее, лишь поняв, как к нему относятся другие персонажи, показанные в произведении. Через призму данных отношений, которые сложились у героя с ними, можно отметить и отношение самого автора к данному персонажу
  • Сочинение О чем заставляет задуматься повесть Станционный смотритель 7 класс
    Из повести «Станционный смотритель», вошедшей в сборник «Повести Белкина»
  • Сочинение-описание по картине Зимний пейзаж Питера Брейгеля Младшего
    Полотно Питера Брейгеля Младшего «Зимний пейзаж» – настоящий шедевр мирового искусства. В данной картине собрано всё: и динамика, и непривычная чёткость линий, и хороший подход к изображению расстояний между объектами

Популярные сегодня темы

На очень трогательной картине Сурикова Василия Ивановича, мы видим девочку, которая является старшей дочерью автора по имени Ольга. Она была написана в 1888 году и имела грандиозный успех

Роман Герой нашего времени Михаила Юрьевича Лермонтова — первый психологический роман в истории русской литературы. Хронотоп этого произведения нарушен, автор сделал это осознанно

Эта комедия написана по классическим канонам. В основу положен конфликт – страсти противостоят здравому смыслу. Главный герой, буржуа, имеет всё, о чём может пожелать человек.

Рассказ «Река играет» написан русским писателем Владимиром Галактионовичем Короленко. Анализ данного произведения приведен в этой статье.

Каверин захотел написать данный роман в 1936 году. Это желание вызвал один ученый, который поведал писателю очень интересные истории. Три месяца Вениамин Александрович занимался написанием работы

«Бедность не порок» главные герои

Главной темой произведения Островского «Бедность не порок» является мирное разрешение конфликтов «отцов и детей», становление личности человека, нравственные устои общества. Главные герои «Бедность не порок» сумели найти компромисс, и понять друг друга, сохранив семейные отношения, не принимая во внимание мнение общества. На примере одной семьи показано неравенство сословий, и различие в мировоззрениях. Островский высмеивает человеческие пороки, присущие каждому человеку.

  1. Характеристика героев «Бедность не порок»
  2. Главные герои
  3. Второстепенные персонажи

Главные герои

Гордей Карпыч Торцов

Уже немолодой мужчина, богатый купец, имеет приличное состояние. У него свои взгляды на жизнь, он суровый, серьезные человек, у него тяжелый характер. Все домашние его побаиваются. Он глава семьи, и все важные вопросы решает сам. Раньше был более лояльным и рассудительным, но после того, как съездил в Москву, переменился. Стал гордым и высокомерным, считает себя выше и умнее всех. Водит дружбу с владельцем фабрики Коршуновым, в надежде выдать свою дочь за богатого старика, но этому мешает его брат.

Любим Карпыч Торцов

Родной брат Гордея Карпыча. После смерти отца, получил долю своего наследства деньгами и ценными бумагами. Когда приехал в Москву обналичить бумаги, молодой и бесшабашный юноша, решил красиво пожить, и быстро промотал почти все свое наследство. То, что осталось, решил доверить Коршунову, богатому фабриканту и своему знакомому. Фабрикант обманул Любима, и тот остался ни с чем. Любиму пришлось вернуться к брату, который укоряет его за такое поведение. Любим человек, который считает, что бедность – не порок.

Африкан Савич Коршунов

Фабрикант, богатый и самоуверенный человек. Сластолюбивый старик, который считает, что имея богатство, можно купить все. Хочет взять в жены молоденькую дочку Гордея Карпыча. Кичится своим огромным богатством, свысока относится к окружающим, ведет себя мерзко и подленько. Когда Любим винит его в махинациях, обижается, и гордо удаляется, в уверенности, что Торцов будет его уговаривать, чтобы он взял в жены его дочь.

Тематика и основные образы комедии

Безусловно, анализ пьесы «Бедность не порок» подразумевает точное определение главной темы. В пьесе Островский поднимает несколько злободневных тем, но несмотря на их глобальный характер и значимость, они все решаемы. Таково видение великого драматурга. В комедии есть любовная линия, рассматривается взаимосвязь богатства и бедности. А кто является основными образами комедии? Коротко обратим внимание на каждого из них:

  • Гордей Карпыч Торцов — богатый купец пожилого возраста. Человек с суровыми взглядами и тяжелым характером, от которого страдает все его окружение.
  • Пелагея Егоровна Торцова — пожилая жена Торцова. Его душа, искренне его любит и не смеет возражать его выходкам.
  • Любовь Гордеевна Торцова — их дочь, готовая к замужеству. Влюблена в Митю, который работает у ее отца. Их любовь взаимная, но Торцов против такого союза, а Люба не может отстоять свои чувства и покоряется воле отца.
  • Митя — влюбленный жених Любы. Терпит все издевательства ее отца.
  • Любим Карпыч Торцов — брат Торцова, его полная противоположность, добрый пьяница. Именно этот нищий умудряется уговорить своего строгого брата выдать замуж Любовь за Митю.
  • Африкан Савич Коршунов — богач, старик и приятель Торцова. Он намерен жениться на его молодой дочери, но их свадьба не состоялась.
  • Яша Гуслин — племянник купца Торцова, Яша поет песни под гитару, является другом Мити. Также он влюблен в молодую вдову Анну Ивановну, их чувства взаимны. Но Торцов против и этого союза, хотя им тоже удается получить его благословление.
  • Анна Ивановна — возлюбленная Яши
  • Гриша Разлюляев — друг юношей Мити и Яши, но влюбленный в Любу. Когда он узнает, что Митя станет мужем Любы, то искренне радуется за него. Отличный пример настоящей дружбы.

Второстепенные персонажи

В комедии «Бедность не порок» герой, которому случай помог жениться на любимой девушке, стоящей выше него на социальной лестнице. Молодой человек работает приказчиком Торцова. Умный, добрый и честный. Давно любит дочь своего хозяина. Узнав, что его чувства взаимны, предлагает Любовь Гордеевне признаться ее отцу, и просить благословления. Узнав, что ее собираются отдать замуж за другого человека, очень расстроен, хочет вернуться в деревню к матери. Получается так, что Гордей Карпыч сам благословляет Митю и свою дочь.

Любовь Гордеевна

Дочь Торцова, скромная, умная барышня. Очень любит Митю, однако, когда отец говорит о своем решении отдать ее за Коршунова, беспрекословно подчиняется. Она считает, что так положено, и она не может сопротивляться родительской воле, очень счастлива, что отец захотел поженить их с Митей.

Яша Гуслин

Родственник Торцова, молодой человек, влюбленный в молоденькую вдовушку Анну Ивановну. Хочет взять ее в жены, и Гордей Карпыч соглашается.

Анна Ивановна

Вдова, молодая, бойкая женщина, веселая и озорная. Старается, чтобы Митя с Любовь Гордеевной объяснились. Любит Яшу Гуслина, довольна тем, что выходит за него замуж.

Гриша Разлюляев

Молодой, беззаботный человек, сын богатого купца. Играет на гармошке, любит повеселиться. Мечтает о богатой невесте своего круга.

Данные характеристики героев комедии Островского «Бедность не порок», дают более полное представление о жизни и нравах общества того времени.

Второстепенные герои пьесы

Пелагея Егоровна

Пелагея Егоровна приходится женой Гордею Карпычу Торцову. Несмотря на то, что она, как мать должна принимать активное участие в жизни дочери, а значит активно действовать в пьесе, Островский не наделяет ее такими полномочиями, она второстепенный персонаж пьесы.

В целом же это милая, добрая и сердечная женщина. Окружающие ее любят. В молодости женщина любила плясать и петь, с радостью принималась за эти занятия. Сейчас она уже состарилась и ее пыл утих. К тому же не совсем удачное замужество сделало свое коварное дело. Она считает себя глубоко несчастной, муж ее не ценит, да и собственно и за человека не считает «ничего я ему сказать не смею; разве с кем поговоришь с посторонним про свое горе, поплачешь, душу отведешь, только и всего». За много лет супружеской жизни Пелагея Егоровна смирилась с таким отношением, поэтому даже в критических ситуациях, как, например, с замужеством дочери, она не перечит мужу и не пытается указать на его заблуждение, хотя и явно видит, что этот брак принесет много несчастья дочери.

Яша Гуслин

Следующим действующий персонаж – Яша Гуслин. Он тоже состоит в родстве с Торцовым (племянник Гордея). Он честный добрый человек, но, к сожалению, бедный, поэтому его дядя вниманием и похвалою не балует. Его любит Пелагея Егоровна за добрый нрав и за любовь к музыке, она приглашает его к себе в гости, чтобы он спел и сыграл на гитаре. Яша дружен с Митей и помогает ему в трудных ситуациях: заступается за него перед Гришей, помогает встретиться с Любовью Гордеевной. Сам он влюблен в бедную вдову Анну, но женится на женщине не предстоит возможным – дядя не желает давать разрешение влюбленным на свадьбу.

Анна Ивановна

Возлюбленная Гуслина вдовствующая женщина, такая же бедная, как и сам Яша. Ее зовут Анна Ивановна . Она является другом семьи Торцовых, но и это не помогает ей но уговорить дать согласия на свадьбу Гордея Карпыча.. В конце пьесы все меняется и Анна с Яшей получают долгожданное разрешение.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Бедность не порок»
  • для самых компанейских — Главные герои «Бедность не порок»
  • для самых любопытных — Анализ «Бедность не порок» Островский
  • для самых крутых — Читать «Бедность не порок» полностью

Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.

  1. 1. Karin Erfel 349
  2. 2. Лада Шадрова 315
  3. 3. Игорь Проскуренко 308
  4. 4. Злая Шутка 223
  5. 5. антон воевод 219
  6. 6. Ольга Жаркова 154
  7. 7. Сынг Мин Ким 130
  8. 8. Александр Кузьмин 112
  9. 9. Тихон Штельма 107
  10. 10. ольга воевод 82
  1. 1. Юлия Бронникова 16,945
  2. 2. Кристина Волосочева 16,845
  3. 3. Ekaterina 16,571
  4. 4. Алина Сайбель 16,263
  5. 5. Мария Николаевна 15,780
  6. 6. Darth Vader 15,736
  7. 7. Лариса Самодурова 15,695
  8. 8. Liza 15,040
  9. 9. TorkMen 14,761
  10. 10. Влад Лубенков 13,485

Гордей Торцов — персонаж пьесы А.Н. Островского «Бедность не порок»

Один из главных героев комедии «Бедность не порок» зажиточный купец Гордей Карпыч Торцов, который приходится отцом Любови и братом Любима.

Имя, которым автор нарёк персонажа выбрано не случайно, оно призвано объяснить читателю основную особенность его характера — преувеличенные гордость и заносчивость по отношению к окружающим людям.

После похорон отца Гордей поделил наследство по удобной для себя схеме — себе оставил заведение, приносящее стабильный доход, а брату отдал разницу денежными средствами и ценными векселями. Наследство исправно «работало» на Гордея, капитал его приумножился в разы, что вызывало у него обострённое чувство гордости. А Любим Карпыч быстро прогулял почти все свои деньги, а те, что остались у него обманом выманил фабрикант Коршунов. Чтобы не пропасть с голоду, Любим вынужден был подрабатывать шутом.

В начале повествования читатель знает Гордея Карпыча как сварливого и требовательного хозяина, которого все и всё вокруг раздражают от близких людей до гостей дома. Ему свойственно срываться на приказчика Митю с требованиями «выше головы», он без конца отчитывает своего брата и считает, что тот ведёт себя недостойно и оскорбительно, жену свою Гордей открыто считает глупой невеждой, не заслуживающей уважения.

Съездив на побывку в Москву, герой заболел желанием остаться там навсегда. Теперь он уверен, что его истинное место в высших кругах и только в столице. Всё, что русское ему больше не по душе, окружать себя хочется лишь заграничным и диковинным. Даже друг у Гордея соответственный появился — Африкан Савич. Фабрикант надёжно втёрся в доверие героя, не подозревающего, что именно этот богатенький старичок обманул его брата, и сейчас нацелился разорить и его самого.

Гордей Карпыч уже пообещал свою единственную дочь выдать за Коршунова, но, к счастью, Любим вовремя разоблачил мошенника, и свадьба не состоялась. После произошедшего Гордей открывается читателю с новой, незнакомой стороны человека умеющего осознавать свои ошибки, раскаиваться в содеянном и быть благодарным за оказанную помощь. Он примиряется с выручившим его братом, а дочь отдаёт под венец с тем, кто ей на самом деле люб.

Фабула

Литературоведы считают одним из лучших творений комедию в трех действиях «Бедность не порок» Островского. События разворачиваются в купеческом доме Гордея Торцова в провинциальном городке во время святочных гуляний.

В пьесе «Бедность не порок» действуют такие персонажи:

  1. Состоятельный купец Гордей Торцов, его супруга Пелагея Егоровна, их дочь Любовь.
  2. Любим, промотавший наследство брат Торцова.
  3. Столичный заводчик Африкан Коршунов.
  4. Приказчик Митя.
  5. Племянник хозяина Яша Гуслин, и Гриша Разлюляев, богатый купеческий сын.
  6. Вдовушка Анна Ивановна.
  7. Маша и Лиза, подружки Любови Гордеевны.
  8. Нянька Арина и парнишка Егорушка, дальний родственник Торцовых.

Это интересно! Читаем краткий пересказ пьесы Гроза Островского

Первое действие


Слоняясь без дела, Митя интересуется, чем занимаются домочадцы. Егорушка описывает скандал между Гордеем Карпычем и его братом, произошедшим накануне за обедом.

В комнату входит Пелагея Егоровна. В разговоре с приказчиком пожилая женщина сетует на своенравный характер мужа, не одобряет его знакомство с Коршуновым. Она утверждает, что мода на заграничную жизнь – временное явление, а русские обычаи будут жить вечно. Появляется Гуслин. Уходя, жена хозяина приглашает молодых людей прийти вечером в гости.

Оставшись одни, Митя рассказывает Яше о своей тяжёлой доле, признаётся в любви к дочери Гордея Торцова. Затем приказчик садится за работу, а Гуслин подбирает музыку к стихам, которые написал влюблённый юноша. В комнату заходит Разлюляев, хвастаясь своим богатством и бесшабашностью.

Племянник Торцова предлагает послушать мелодию, которую сочинил. Все очарованы песней. Затем приятели начинают дурачиться. За этим занятием их застаёт хозяин дома. Купец критикует одежду, которую носят Митя и Разлюляев. Перед уходом Гордей Торцов осуждает стремление приказчика в первую очередь заботиться о престарелой матери.

В комнате появляются Любовь Гордеевна, её подруги и Анна Ивановна. Девицам скучно и одиноко в гостиной, и они захотели присоединиться к парням. Яков нашёптывает вдове про чувства приказчика к дочери хозяина.

Это интересно! Пьеса Бесприданница Островского: краткое содержание

Компания решает перейти в соседнюю комнату. Анна делает так, чтобы приказчик и дочь Гордея Торцова остались вдвоём. Дмитрий декламирует стихи, посвящённые любимой. Девушка пишет записку с ответом, но требует, чтобы послание было прочитано после её ухода.

Вошедший брат Гордея Торцова, лишает Митю возможности ознакомиться с содержанием записки. Любим Карпыч рассказывает юноше, как пропил в Москве свою половину наследства и стал бездомным. Промотать деньги помогал Африкан Коршунов. Грязный и больной Любим приходил к брату с просьбой помочь в нужде. Гордей устыдился нищего родственника перед лощёными гостями.

Старик говорит, что богатство – зло, и большие деньги портят характер человека. Пересказывая свою жизнь, несчастный человек засыпает. Митя читает девичью записку с признанием во взаимности.

Второе действие


В гостиной героини пьесы Люба и Анна рассуждают о мимолётности любви. С приходом Дмитрия вдова покидает комнату. Влюблённые признаются, что не могут жить друг без друга. Было решено пойти к Гордею Карпычу, чтобы тот решил их судьбу. Приближение Арины заставляет приказчика и купеческую дочь уйти.

Нянька готовит гостиную к встрече ряженых, которые приглашены для развлечения гостей. Комната заполняется домашними, приглашёнными соседями и артистами, которые привели медведя и козу.

Пока ряженые скоморошничают и распевают песни, Митя и Люба перешёптывается и украдкой целуются. Заметив это, Разлюляев высказывает претензии приказчику. За влюблённого заступается Яша.

Приезжает Гордей Карпыч и Коршунов. Хозяин дома выгоняет гостей с артистами и приказывает принести шампанское и закуски. Фабрикант целуется с девушками, парни удаляются.

Африкан презентует Любови Гордеевне бриллиантовое колечко и делает намёки на желание сочетаться с девушкой браком. Дочери Торцова хочется выйти из комнаты, но папаша приказывает оставаться. Купец объявляет о намерении выдать Любу замуж за Коршунова.

Третье действие


Няньку печалит будущее замужество Любови Гордеевны с нелюбимым человеком. Расстроенная Пелагея Егоровна велит подавать гостям в соседнем зале большой самовар. Купчиха просит Анну Ивановну помочь по хозяйству. Митя, который собирается уехать к матери, заходит попрощаться. Вдова отправляется за Любовью Гордеевной.

Приказчик рассказывает Торцовой, как он несчастен, и предлагает пришедшей в комнату любимой тайком сбежать из родительского дома и обвенчаться. Девушка отказывается выходить замуж без благословения отца. Дмитрий прощается с женщинами, уходит.

Вошедший Коршунов просит Пелагею Егоровну оставить их с дочерью одних. Он излагает невесте преимущества выхода замуж за пожилого человеком. Когда девушка спросила о предыдущей жене фабриканта, тот со злостью вспоминает покойную. Затем Африкан снова принимает вид добродушного старика.

Это интересно! Александр Островский- комедия Свои люди сочтемся: краткое содержание

Вошедший Гордей хвастается тем, как он устроил угощенье гостя на заграничный манер. Егорушка сообщает, что пришёл Любим Карпыч. В зале собрались домочадцы и гости, когда появился брат хозяина и начал обвинять Коршунова в бесчестном поступке, напоминая про старый долг.

Разоблачённый Африкан отказывается от женитьбы на дочери Гордея Торцова. С этой минуты он желает, чтобы Гордей упрашивал московского богача стать зятем. В ответ на это униженный купец обещает отдать дочь за любого бедняка.

Сначала выбор пал на вернувшегося Митю. Молодой человек берёт Любовь Гордеевну за руку и подводит к родителю для благословения. Купец оторопел и хочет отказаться от сказанных слов, но все присутствующие уговаривают Гордея Торцова дать согласие на бракосочетание влюблённых.

Обратите внимание! Читателю комедии «Бедность не порок» краткое содержание не позволяет в полной мере прикоснуться к богатству русского языка.

Патриархальный мир в комедии Бедность не порок, Островский. Анализ пьесы Бедность не порок

I. «Колумб Замоскворечье».

II. Любовь – это творческая, преобразующая сила.

1. Главные герои пьесы.

2. Способность любить – главное достоинство героев пьесы.

3. Роль Любима Торотова.

III. Трансформирующая сила любви.

Александр Николаевич Островский называл «Колумбом Замоскворечья» район Москвы, где жили люди из купеческого сословия. Он показал, как напряженна, драматична жизнь за высокими заборами, которые шекспировские подчас кипят в душах представителей так называемого «простого сословия» — купцов, лавочников, мелких служащих. Патриархальные законы ухода в прошлый мир кажутся незыблемыми, но горячее сердце живет по своим законам — законам любви и добра.

Герои Бедности «Бедность не порок» представлены просто и понятно. Любовь Торотова любит Миту, но не решается поколебать волю отца, решившего выдать ее замуж за Африкана Коршунова. Само имя богатого жениха говорит само за себя, вызывая представление о дикой, хищной натуре. Он уверен, что за деньги можно купить все, и цинично рассуждает о бывшей жене, преподнося заодно невесте урок: «Любовь не любит, и почаще смотри. не на что жить: Я дала, не отказала; А тут нужно, чтоб меня любила. Ну волен ли я требовать этого или нет? Я платил за деньги за деньги». несчастен, если бы великая сила любви вступила бы в борьбу с патриархальными законами.

Митя отличается мягкостью характера, добрым нравом. «Парень такой простой, мягкосердечный», — говорит о нем Пелагея Егоровна. Но отчаяние от возможности навсегда потерять возлюбленную делает его дерзким, дерзким; Он хочет отнять любовь Гордеевны накануне свадьбы и тайно с ней обвенчаться. Правда, он просит благословения на этот шаг у ее матери. Но не оценить этот порыв невозможно.

Любовь Гордеевна не может бороться за свое счастье. То ли скромное девчачье непослушание, то ли неучастие родителей! Но любовь делает и ее смелой: она признается Мите в любви (грубое нарушение патриархальных традиций!) и решается испросить у Отца согласия на ее брак с Митенами.

Сердце — ключевое слово Островского. Он ценит своих героев, прежде всего, за способность любить и сострадать, за живую душу, за горячее сердце. В начале произведения город Окамов кажется нам человеком, который из кожи вон лезет, чтобы показать свою значимость, современность, даже светскость. «Нет, ты что, — говорит Коршунову, — у меня все хорошо?» В другом месте за столом он подает молодец в юноше или девушке, а у меня фикция в нитчатых перчатках. Эх, если бы я жил в Москве, Али был бы в Питере, я бы, кажется, представлял себе любую моду. Но оказывается, что это стремление к «воспитанию», плебейский стыд за своих близких не убил в нем его лучших качеств. Любовь к дочери заставляет его помнить о достоинстве и чести, гонять Коршунова.

Интересно, что роль резонанса в спектакле отведена старшему, кажется, совсем не для этой роли. «О люди, люди! Любите концы пьяницы, и лучше вас!» — говорит герой. Этот человек беден, но не жалок, потому что знает, что такое правда жизни: «А у тебя еще вопрос: честный ты купец или нет? сажа — ты проснешься… Я не чист, значит, у меня чистая совесть».0003

Спектакль «Бедность не порок» завершается торжеством добродетели, наказанием блата, свадьбой главных героев. Вообще судьба любви Торчовой и Мити складывалась, если их любовь не могла противостоять косым законам патриархальной старины. Способность любить, горячее сердце, говорит нам Островский, способны творить чудеса.

Бедность не порок — это Островский, с которым мы познакомились на школьном уроке. Написал ее писатель в 1853 году, а через год пьеса была напечатана отдельной книгой. Произведение, как и книга, имело успех. Сегодня с этим продуктом познакомились и мы. Теперь сделаем произведение Островского бедность не пороком, учитывая проблему, которую поднимает писатель.

Анализ пьесы Бедность не порок

В пьесе Островский поднимает различные проблемы, среди которых противостояние среды и личности. Очень часто к человеку относятся в зависимости от его достатка. Чем богаче, тем больше его уважают, но духовные качества и нравственность не учитывают.

Узнав Островского и его бедность не порок, и сделав анализ его творчества в 9 классе, мы видим влияние денег на судьбы людей. Автор показал нам, как влияют деньги на человека, когда человек начинает их слушаться и зависеть от них. Деньги выходят на первый план, а забота о близких отходит на второй план. Вот только Островский не мог допустить победы денег над человеческими чувствами и доказал читателям, что богатство бессильно. Доказательством тому была любовь дворянина Любы Гордевой, которую отец хотел выдать за московских богачей, к Клауду Миту. Пройдя через испытания, влюбленные сердца все-таки воссоединились. И здесь последнюю роль сыграл брат Торотова Горди Любовь. Именно он рассказал о подходах фабриканта Коршунова, за что Гордес хотела отдать дочь, несмотря на то, что она любила другого. Африканец погубил свою любовь, и теперь он целился в гордыню. В итоге Коршунов требует извинений, а Гордес, злой фабрикант, выдает замуж за Миту кого угодно. Гордеа смягчился и был благодарен брату за то, что он наставил его и не ошибся.

Что такое патриархальный мир? Что такое любовь в патриархальном мире? И получил лучший ответ

Ответ от Александра Чернова [Гуру]
Патриархальный — то есть традиционный уклад, с главенствующей ролью старшего мужчины в семье, и подчиненным положением всех младших, и особенно женщин. Вообще тема иерархии в патриархальном обществе очень богата, там очень четко различалось, кто выше по статусу. Женатые/замужние выше холостых, дети выше бездетных. Отголоски этого отношения встречаются до сих пор. Ну какая разница, женат политик или нет и сколько у него детей? Главное, что я знал свое дело, да? Но тем не менее у семейных политиков есть «репутационное» преимущество.
Любовь в таком обществе обычно проявляется в виде родителей, которые приводят к ребенку пару, и говорят, что это будет ваша жена (или муж — зависит от пола). Конечно, люди, прожившие в браке несколько лет, могли оказать влияние друг на друга и даже начать относиться с симпатией, но вряд ли это было частым явлением. Почитайте Некрасова, «Кому на Руси жить хорошо», какой-нибудь, где крестьянка рассказывает о своем замужестве и жизни с мужем. Он любил ее. В смысле сломался всего один раз. Когда она не сразу ответила на его вопрос или еще приказала…

Answer from Natalia Mitrofanova [newcomer]
knknknuravrkrunnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnnn

Answer from 3 response [гуру]

Эй! Вот подборка тем с ответами на ваш вопрос: Что такое патриархальный мир? Что такое любовь в патриархальном мире?

Заслуга Александра Николаевича Островского в том, что он в своем произведении под названием «Бедность не порок» показал тяжелую, полную несчастий жизнь простых людей — купцов, мелких рабочих и других мелких сословий. Он показал, что души и эти люди будут полны страсти — любви, мести, ненависти. Условия патриаршества во все времена были и будут непосильным бременем для женщины, но сердце живет высшими позициями, чем общество, и спорит с другими категориями, такими как добро или зло, любовь или ненависть и так далее.

Если бы любовь Гордеевны и была бы полностью отдана смятению Патриаршества, она бы никогда не обрела должного счастья — не полюбила бы по-настоящему. Митя по характеру довольно мягкий человек, но осознание того, что он может навсегда потерять любимую, превращает его в дерзкого и уверенного в себе храбреца. Он решает расстаться с любовью в день свадьбы и втайне от всех заключить с ней любовный союз. Однако он просит разрешения на любовь этой мамы. Но этот порыв заслуживает уважения. По всем законам Патриархата девушка не имеет права быть счастливой. Конечно! В конце концов, это может сделать его непослушным и неуважительным. Но любовь героини делает смелыми — она ​​первой признается Мите в любви, чем нарушает какое-либо законодательство патриархальных ценностей.

Любовь Гордеевна просит папу дать согласие на союз. Одним из ключевых образов для Островского является сердце. По его мнению, люди только тогда люди, когда их можно искренне любить, сострадать и ублажать. В начале рассказа отец любви — Горд — кажется читателю глупым человеком, готовым в любой разговор вставить словечко, чтобы, как ему показалось, показать свой ум и способность все понять явления. Но оказывается, что тяга к «развитию», зависть и тревожность не перекрыли в нем положительных свойств характера. Он понимает, что больше всех на свете любит свою дочь и эта любовь пробуждает в ней былую честь и достоинство. Он до сих пор ловит плетеный коршун.

«Бедность не порок» А. Н. Островского заканчивается победой добра над патриархатом, устранением зла, любовным союзом двух положительных героев. Кто знает, как сложилась бы судьба любви и Мити, если бы они не взяли на себя всю существующую силу, не объединились и не бросили бы вызов безнравственным и жестоким патриархальным законам. Островский говорит, что умение любить, доброе и смелое сердце, стремление к истине, правде и справедливости могут победить абсолютно любое зло.

Несколько интересных статей

    День рождения – особенный праздник для большинства людей. Кто-то отмечает его шумную компанию танцами и музыкой, а кто-то, наоборот, в тихом семейном кругу.

  • Тема революции в поэме — двенадцатый блок

    Блок Александр Александрович — Поэт, стихи которого пронзают до мурашек, их хочется перечитывать и перечитывать, постоянно находя в них новые символы, смыслы и открывая новые горизонты как литературные, так и разумные.

  • Оккупсела в повести о хамелеоне (характеристика и образ героя)

    В произведении А. П. Чехова Хамелеон много героев, как хороших, так и плохих. Сумасшедшая, фамилия которой говорит сама за себя, – главный герой произведения Антона Павловича, в котором заключена вся сущность хамелеона.

  • Род занятий Какой след ты оставляешь на Земле? Класс соответствия

    Каждый человек проживает свою жизнь, стремясь достичь чего-то важного. Кто-то считает основным смыслом своего существования создание семьи и воспитание детей с достойными членами современного общества

  • Образ и характеристика Любовь Гордесевна Торчовая в пьесе Бедность не остров порока сочинение

    Одна из главных героинь пьесы Островского «Бедность не порок» представлена ​​красавицей Гордеевной. Любовь — это богатая девушка, которой пора выйти замуж.

История любви Заказчика Мити и Любы Торшовой разворачивается на фоне жизни купеческого дома. Островский в очередной раз порадовал своих поклонников прекрасным знанием мира и удивительно ярким языком. В отличие от ранних пьес, в этой комедии нет только бездушного фабриканта Коршунова и жертвующего концами концов. Им противостоят озабоченные сердца солардеров, простых и рассудительных людей — добрый и любвеобильный Митя и поникший пьяница любят концы, оставаясь, несмотря на падение, добрым человеком. Характерно, что комедия, как и большинство пьес этого времени, заканчивается счастливым соединением влюбленных и победой добра над злом.

Чернышевский и Добролюбов считали «бедность не пороком» слабой пьесой, а ее счастливый конец — не воспеванием народной широты и доброты, а в пресетах реальной, гораздо более мрачной действительности. Новаторство пьесы Островского ярко проявилось в постановке Малого театра, в частности, в исполнении роли знаменитого актера Торотова с доставщиком Садовским. В то же время и среди читателей, и среди зрителей, и даже среди актеров нашлись люди, которых шокировала и оттолкнула чрезмерная жизненность творчества драматурга. Великий актер М.С. Щепкин, хотя и высоко ценил талант Островского, но возражал против постановки спектакля в маленьком театре, считая, в частности, роль пьяницы и любимого Торотова Забулдыги слишком «грязной». К этому мнению присоединялись многие, считая, что мир торговцев и осветлителей, пройдох и пьяниц недостоин сценического воплощения, даже самого талантливого.

В самом конце правления. Николай I Островский создает некую патриархальную утопию в пьесах московского периода.

Для москвичей была характерна направленность на представление о национальном самосознании, получившее развитие преимущественно в области искусствоведения, особенно проявившееся в интересе к народной песне, а также к допуреровским формам русского быта, остававшимся даже в среде крестьянства и патриархального купечества. Патриархальная семья представлялась образцом идеального социального устройства, где отношения между людьми были бы гармоничными, а иерархия основывалась бы не на принуждении и насилии, а на признании авторитета старшинства и житейского опыта. Не было последовательно сформулированной теории или, тем более, у москвичей не было программ. Однако в литературоведении они неизменно отстаивали патриархальные формы и противопоставляли их нормам «европеизированного» дворянского общества не только как исконно национального, но и более демократического.

Островский и в этот период видит социальный конфликт изображаемой им жизни, показывает, что идиллия патриархальной семьи таит в себе драматизм.

Бедность — это не недостаток характера. Нехватка денег

Изображения в этой статье являются частью проекта «Черта бедности» дуэта художников Чоу и Лин. Черта бедности использует универсальную линзу еды для изучения повседневного выбора, с которым мы сталкиваемся, живя за чертой бедности. Цифра каждой страны основана на официальном определении бедности для получения показателя на человека в день. Это изображение, например, представляет собой черту бедности в Салониках, Греция, сентябрь 2018 года. Официальное определение бедности на человека в день: 12,49 евро.; еда: 4,02 евро (4,68 доллара США). Подробнее об этих изображениях вы можете прочитать в конце статьи.

Корреспондент

Рутгер Брегман. Бедность — это не недостаток характера. Это отсутствие денег

SoundCloud

13 ноября 1997 года новое казино открыло свои двери к югу от Грейт-Смоки-Маунтинс в Северной Каролине, США. Несмотря на унылую погоду, у входа выстроилась длинная очередь, и, поскольку люди продолжали прибывать сотнями, босс казино начал советовать людям оставаться дома.

Прочтите эту историю за минуту.

Широко распространенный интерес неудивителен. В конце концов, в тот день свои двери открыло не какое-то изворотливое игорное заведение, управляемое мафией. Курорт Harrah’s Cherokee был и остается огромным роскошным казино, принадлежащим и управляемым восточной группой индейцев чероки, и его открытие ознаменовало конец 10-летнего политического перетягивания каната. Один вождь племени даже предсказанный что «азартные игры станут проклятием чероки», и губернатор Северной Каролины пытался заблокировать проект на каждом шагу.

Вскоре после открытия стало очевидно, что казино принесет племени не проклятие, а облегчение. Прибыль – составил $150 млн в 2004 г. и увеличился почти до $400 млн в 2010 г. – позволило племени построить новую школу, больницу и пожарную часть.

Однако львиная доля выручки пошла прямо в карманы 8000 мужчин, женщин и детей племени чероки Восточной полосы. Начав с 500 долларов в год, доход на душу населения от казино быстро вырос до 6000 долларов в 2001 году, составляет от четверти до трети среднего дохода семьи.

По совпадению, профессор Университета Дьюка по имени Джейн Костелло с 1993 года занимается исследованием психического здоровья детей к югу от Грейт-Смоки-Маунтинс. Каждый год 1420 детей, включенных в ее исследование, проходят психиатрический тест. Совокупные результаты уже показали, что те, кто рос в бедности, были гораздо более склонны к поведенческим проблемам, чем другие дети.

Впрочем, это не совсем новость. Корреляции между бедностью и психическими заболеваниями уже были установлены другим ученым, Эдвардом Джарвисом, в его знаменитой статье. Отчет о безумии в Массачусетсе, опубликованный в 1855 году.

Но вопрос все равно оставался: что было причиной, а что следствием?

Токио, Япония, февраль 2011 г. 1679 иен; 394 йены (4,84 доллара США, 3,51 евро) на еду. Из серии «Черта бедности» Чоу и Лин.

Курица или яйцо

В то время, когда Костелло проводила свои исследования, становилось все более популярным связывать психические проблемы с отдельными генетическими факторами. Если бы природа была первопричиной, то отдавать мешок денег каждый год было бы лечением симптомов, но игнорированием болезни. С другой стороны, если бы психические проблемы людей были не причиной, а следствием бедности, то эти 6000 долларов могли бы действительно творить чудеса. Появление казино, как поняла Костелло, предоставило уникальную возможность пролить новый свет на этот нерешенный вопрос, поскольку четверть детей в ее исследовании принадлежали к племени чероки, причем более половины из них жили за чертой бедности.

Вскоре после открытия казино Костелло уже отмечал огромные улучшения для ее подданных. Поведенческие проблемы среди детей, вырвавшихся из бедности, снизились на 40%, поставив их в один ряд с их сверстниками, никогда не знавшими лишений. Уровень преступности несовершеннолетних среди чероки также снизился, наряду с употреблением наркотиков и алкоголя, в то время как их школьные оценки заметно улучшились. В школе дети чероки теперь были на одном уровне с участниками исследования, не принадлежащими к племени.

Первой реакцией Костелло, увидевшей данные, было недоверие. «Ожидается, что социальные вмешательства будут иметь относительно небольшой эффект», — сказала она позже. «У этого были довольно большие эффекты».

Костелло рассчитанный что дополнительные 4000 долларов в год привели к дополнительному году образования к 21 году и снизили вероятность судимости в 16 лет на 22%.

Через десять лет после открытия казино результаты Костелло показали, что чем младше дети, вырвавшиеся из бедности, тем лучше их психическое здоровье в подростковом возрасте. Среди своей младшей возрастной когорты Костелло заметила «резкое снижение» преступного поведения. Фактически, дети чероки в ее исследовании теперь вели себя лучше, чем в контрольной группе.

Что же тогда является причиной проблем с психическим здоровьем среди бедных людей? Природа или культура? Вывод был и тот и другой

Но самым значительным улучшением стало то, как деньги помогали родителям, ну, родителям. До того, как казино открыло свои двери, родители много работали летом, но зимой часто оставались без работы и испытывали стресс. Новый доход позволил семьям чероки откладывать деньги и оплачивать счета заранее. Родители, вырвавшиеся из бедности, теперь сообщали, что у них появилось больше времени для своих детей.

Но они не стали меньше работать, как обнаружил Костелло. И матери, и отцы работали столько же часов, сколько и до открытия казино. Больше чем что либо, сказала член племени Вики Л. Брэдли, деньги помогли уменьшить нагрузку на семьи, поэтому энергия, которую они тратили на беспокойство о деньгах, теперь была высвобождена для их детей. И, как выразился Брэдли, это «помогает родителям быть лучшими родителями».

Что же тогда является причиной проблем с психическим здоровьем у более бедных людей? Природа или культура? Вывод Костелло был и тем, и другим: стресс бедности подвергает людей, генетически предрасположенных к развитию болезни или расстройства, повышенному риску. Но есть более важный вывод из этого исследования.

Гены нельзя отменить. Бедность может.

Гечо, Испания, октябрь 2018 г. 23,35 евро; 4,74 евро (5,47 долларов США) на еду. Из серии «Черта бедности» Чоу и Лин.

Почему бедные люди делают глупости

Мир без бедности – возможно, это самая древняя утопия.

Но любой, кто серьезно относится к этой мечте, неизбежно сталкивается с несколькими трудными вопросами. Почему бедняки чаще совершают преступления? Почему они более склонны к ожирению? Почему они больше употребляют алкоголь и наркотики? Короче говоря, почему бедные принимают так много неверных решений?

Суровый? Возможно, но взгляните на статистику: бедные больше берут взаймы, меньше откладывают, больше курят, меньше занимаются спортом, больше пьют и питаются менее здоровой пищей. Предложите обучение управлению денежными средствами, и бедняки подпишутся последними. Отвечая на объявления о приеме на работу, они часто пишут худшие заявления и появляются на собеседованиях в наименее профессиональной одежде.

Маргарет Тэтчер, бывший премьер-министр Великобритании, однажды назвала бедность «дефект личности». Хотя немногие политики заходят так далеко, точка зрения, согласно которой решение зависит от человека, не является чем-то исключительным. От Австралии до Англии и от Швеции до США укоренилось мнение, что бедность — это то, что люди должны преодолевать самостоятельно. Конечно, правительство может подтолкнуть их в правильном направлении с помощью стимулов — политики, направленной на повышение осведомленности, штрафов и, прежде всего, образования. На самом деле, если и есть серебряная пуля в борьбе с бедностью, так это диплом средней школы (или, что еще лучше, диплом колледжа).

И это все?

Что делать, если бедняки на самом деле не в состоянии помочь себе сами? Что, если все стимулы, вся информация и образование будут как вода с гуся? А что, если все эти благонамеренные подталкивания только усугубят ситуацию?

Амстердам, Нидерланды, апрель 2013 г. 32 евро; 4,83 евро (6,27 долларов США) на еду. Из серии «Черта бедности» Чоу и Лин.

Сила контекста

Это суровые вопросы, но их задает не кто угодно; это Эльдар Шафир, психолог из Принстонского университета. Он и Сендхил Муллайнатан, экономист из Гарварда, опубликовал революционную теорию бедности в 2013 году.

Суть? Это контекст, блядь.

Шафир не скромен в своих устремлениях. Он хочет не меньше, чем создать совершенно новую область науки: науку о дефиците. Но разве у нас этого уже нет? Экономика? «Мы часто это получаем», — смеется Шафир, когда я встречаюсь с ним в отеле в Амстердаме. «Но меня интересует психология дефицита, по которой было проведено на удивление мало исследований».

Для экономистов все крутится вокруг дефицита — в конце концов, даже самые большие транжиры не могут купить все. Однако восприятие дефицита не повсеместно. Пустой график отличается от насыщенного рабочего дня. И это не какое-то безобидное чувство. Нехватка посягает на ваш разум. Люди ведут себя по-разному, когда считают, что чего-то не хватает.

Что это за штука, не имеет большого значения. Будь то слишком мало времени, денег, дружбы, еды — все это способствует «менталитету дефицита». И в этом есть преимущества. Люди, испытывающие чувство дефицита, хорошо справляются со своими краткосрочными проблемами. У бедняков есть невероятная способность — в краткосрочной перспективе — сводить концы с концами, точно так же, как перегруженные работой руководители могут заключить сделку.

Вы не можете отдохнуть от бедности

Несмотря на все это, недостатков у «менталитета дефицита» больше, чем преимуществ. Дефицит сужает ваше внимание до того, чего вам сейчас не хватает — до встречи, которая начинается через пять минут, или до счетов, которые нужно оплатить завтра. Долгосрочная перспектива вылетает из окна. «Дефицит поглощает вас», — объясняет Шафир. «У вас меньше возможностей сосредоточиться на других вещах, которые также важны для вас».

Сравните это с новым компьютером, на котором одновременно запущено 10 тяжелых программ. Он становится все медленнее и медленнее, делает ошибки и в конце концов зависает — не потому, что это плохой компьютер, а потому, что ему приходится делать слишком много одновременно. У бедняков аналогичная проблема. Они принимают плохие решения не потому, что глупы, а потому, что живут в условиях, в которых любой мог бы принять плохие решения.

Дефицит сужает ваше внимание до вашей непосредственной нехватки — до встречи, которая начинается через пять минут, или до счетов, которые нужно оплатить завтра.

Такие вопросы, как «Что на ужин?» и «Как я доживу до конца недели?» налог на важнейшую способность.

«Умственная пропускная способность», как называют это Шафир и Муллайнатан. «Если хочешь понять бедных, представь себя своим умом в другом месте», — пишут они. «Самоконтроль ощущается как вызов. Вы отвлекаетесь и легко выходите из себя. И это происходит каждый день». Вот как нехватка — будь то времени или денег — приводит к неразумным решениям.

Однако между людьми, ведущими занятую жизнь, и теми, кто живет в бедности, есть ключевое различие: вы не можете отдохнуть от бедности.

Сингапур, май 2013 г. 18,33 сингапурских доллара; 2,22 сингапурских доллара (1,79 доллара, 1,37 евро) на еду. Из серии «Черта бедности» Чоу и Лин.

Насколько бедность влияет на интеллект?

«Наши эффекты соответствуют от 13 до 14 баллов IQ», — говорит Шафир. «Это сравнимо с потерей ночного сна или последствиями алкоголизма». Примечательно то, что мы могли понять все это еще 30 лет назад. Шафир и Муллайнатан не полагались ни на что столь сложное, как сканирование мозга. «Экономисты годами изучают бедность, а психологи годами изучают когнитивные ограничения. Мы просто складываем два и два».

Все началось несколько лет назад с серии экспериментов, проведенных в типичном торговом центре США. Покупателей останавливали, чтобы спросить, что они будут делать, если им придется платить за ремонт своей машины. Некоторым предложили ремонт за 150 долларов, другим — 1500 долларов. Заплатят ли они все сразу, возьмут кредит, будут работать сверхурочно или отложат ремонт?

Пока посетители торгового центра обдумывали это, они подверглись серии когнитивных тестов. В случае менее дорогого ремонта люди с низким доходом набрали примерно столько же баллов, сколько и люди с высоким доходом. Но столкнувшись с работой по ремонту за 1500 долларов, бедняки получили значительно меньше баллов. Простая мысль о крупной финансовой неудаче ослабила их когнитивные способности.

Шафир и его коллеги-исследователи скорректировали все возможные переменные в опросе торгового центра, но они не смогли решить один фактор: опрошенные богатые и бедные люди не были одними и теми же людьми. В идеале они могли бы повторить опрос с субъектами, которые были бедны в один момент и богаты в другой.

Шафир нашел то, что искал, примерно за 8000 миль в районах Вилупурам и Тируваннамалай в сельской Индии. Условия были идеальными. Так случилось, что местные фермеры, выращивающие сахарный тростник, получают 60% своего годового дохода сразу после сбора урожая. Это означает, что они богаты в одну часть года и бедны в другую.

Так как они показали себя в эксперименте?

В то время, когда они были сравнительно бедны, их результаты в когнитивных тестах были значительно хуже. Не потому, что они каким-то образом стали менее умными людьми — в конце концов, они все еще были теми же индийскими фермерами, выращивающими сахарный тростник, — а просто потому, что их умственная способность была скомпрометирована.

Гамбург, Германия, ноябрь 2011 г. 30,90 евро; 4,82 евро (6,61 доллара США) на еду. Из серии «Черта бедности» Чоу и Лин.

Как раздача денег на самом деле экономит деньги

«Борьба с бедностью дает огромные преимущества, на которые мы до сих пор не обращали внимания, — отмечает Шафир. На самом деле, предполагает он, в дополнение к измерению нашего валового внутреннего продукта, возможно, пришло время также начать учитывать наш валовой внутренний умственный потенциал. Большая умственная пропускная способность означает лучшее воспитание детей, лучшее здоровье, более продуктивных сотрудников — вы называете это. «Борьба с дефицитом может даже снизить затраты», — говорит он.

Именно это и произошло к югу от Грейт-Смоки-Маунтинс. Рэндалл Аки, экономист из Университета Лос-Анджелеса, подсчитал, что наличные деньги казино, распределяемые среди детей чероки, в конечном итоге сокращают расходы. По его скромным подсчетам, устранение бедности на самом деле принесло больше денег, чем общая сумма всех платежей в казино, за счет снижения уровня преступности, использования учреждений по уходу и повторения школьных оценок.

Что же делать?

У Шафира и Муллайнатана в рукаве есть несколько возможных решений: например, помочь нуждающимся студентам со всеми этими документами о финансовой помощи или предоставить коробочки для таблеток, которые светятся, чтобы напомнить людям о необходимости принять лекарства. Такой тип решения называется «подталкиванием». Подталкивания очень популярны среди политиков, в основном потому, что они почти ничего не стоят.

Наличные в казино, распределяемые среди детей чероки, в конечном итоге сокращают расходы … устранение бедности на самом деле принесло больше денег, чем все платежи в казино.

Но, честно говоря, какая разница, что может изменить подталкивание? Подталкивание олицетворяет собой эпоху, когда политика занимается главным образом борьбой с симптомами. Подталкивания могут сделать бедность бесконечно более терпимой, но когда вы уменьшите масштаб, вы увидите, что они ровно ничего не решают. Возвращаясь к аналогии с нашим компьютером, я спрашиваю Шафира: зачем возиться с программным обеспечением, если можно легко решить проблему, установив вместо этого дополнительную память?

Шафир отвечает пустым взглядом. «Ой! Ты имеешь в виду просто раздать больше денег? Конечно, это было бы здорово», — смеется он и упоминает очевидные ограничения введения такой политики в США.

Конечно, для искоренения бедности в США потребуется большая программа. По подсчетам экономиста Мэтта Брюнига, это будет стоить 175 миллиардов долларов. Но бедность еще дороже. Одно исследование оценивает стоимость детской бедности в 500 миллиардов долларов в год. Дети, выросшие в бедности, получают на два года меньше образования, работают на 450 часов в год меньше и подвергаются в три раза большему риску ухудшения здоровья, чем дети, выросшие в благополучных семьях.

Инвестиции в образование на самом деле не помогут этим детям, говорят исследователи. Сначала они должны выйти за черту бедности. Метаанализ 2013 г. из 201 исследования эффективности финансового образования пришли к аналогичному выводу: такое образование практически ничего не меняет. Это не значит, что никто ничему не учится — бедные люди могут стать мудрее, это точно. Но этого недостаточно. «Это все равно, что научить человека плавать, а потом бросить его в бурное море», — сокрушается Шафир.

Так быть не должно.

«Бедность — великий враг человеческого счастья; она, безусловно, уничтожает свободу и делает одни добродетели неосуществимыми, а другие чрезвычайно трудными», — сказал британский эссеист Сэмюэл Джонсон в 1782 году. В отличие от многих своих современников, он понимал, что бедность — это не недостаток характера.

Нехватка наличных.

Адаптировано из книги Рутгера Утопия для реалистов: и как мы можем туда добраться.

Перевод с голландского Элизабет Мэнтон и Эрики Мур.

Вы еще не являетесь участником «Корреспондента»? The Correspondent — это финансируемая членами онлайн-платформа для независимой журналистики без рекламы. Выберите, сколько вы хотите заплатить, чтобы стать участником сегодня! Станьте участником прямо сейчас! Сидней, Австралия, август 2011 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *