Главное занятие спартанцев: Укажите главное занятие спартанцев: А) Торговля Б) Строительство В) Военное дело Г) Мореходство 4. Главное…

Конспект урока «Древняя Спарта»

Тема: Древняя Спарта

Тип: Изучение нового материала.

Формы и методы:

Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый. 

Методы контроля: устный (вопросы), письменный (работа с таблицей, схемой).

Технология критического мышления, здоровьесберегающая технология, кейс-технология.

Приёмы:  работа с электронной презентацией, письменно-графический (составление сравнительной таблицы).

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Цель: Познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты.

 Задачи:

образовательные задачи:

  • рассмотреть географическое положение Спарты на территории Древней Греции
  • охарактеризовать социальную структуру общества, раскрыв основные виды деятельности и систему воспитания спартанцев.
  • рассмотреть систему управления Спарты.

развивающие задачи:

  • продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя сравнительную таблицу;
  • продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа;
  • продолжить развитие навыков критического анализа текста.

воспитательные задачи:

  • вызвать у школьников осуждение по поводу жестокого обращения спартанцев к местным жителям – илотам.

Оборудование: 

  • ПК, мультимедийный проектор, экран, 
  • презентация, 
  • раздаточный материал

Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира

Основные понятия урока: Лаконика, Мессения, спартанцы, илоты, периэки, Совет старейшин, народное собрание

 

 «Вся Греция стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское,

а другой – Спартанское государство»

 

Ход урока.

I. Организационный момент

II.  Актуализация знаний по теме Афины

(заполнение таблицы, работа по исторической карте)

III.  Изучение новой темы (в сравнении с Афинами)

План:

1) Географическое положение Спарты

2) Общество

3) Управление (Ликург и его законы, система власти)

4) Спартанское воспитание

 

Мотивация.

На сегодняшнем занятии вы познакомитесь со  вторым по значению полисом Греции – Спартой.

— Какие вопросы мы должны поставить перед собой, чтобы познакомиться с новым для нас государством?

Ответы детей

— Что для этого мы должны будем сделать?

Ответы детей

 

 

1) Географическое положение Спарты.

Работа с учебником – выяснить местоположение Спарты, когда и кем она была основана.

Работа с исторической картой. Найти и показать на исторической карте все объекты.

 

Она находилась на юге полуострова Пелопоннес. После нашествия в Грецию дорийцев часть их вторглась в Лаконику и постепенно завоевала ее. Лаконика представляла собой плодородную, спускающуюся к побережью долину, которую прорезала река Эврот. Гаваней, удобных для мореплавания, не было. Со всех сторон долина была окружена труднопроходимыми горами, в которых имелись запасы железной руды.

Предыстория

Спарта – один из крупнейших полисов Древней Греции и один из самых необычных. Откуда взялись спартанцы? Считается, что их предки пришли в Грецию с севера Балканского полуострова, это было

племя дорийцев. Дорийцы расселились на самом юге Греции, в области Лакония, и стали называться спартанцами.

Правда, есть легенда, согласно которой спартанцы были потомками Геракла.

 

События

Спартанцы были очень воинственными и постепенно подчиняли себе окружающие территории. Жители области Мессения отчаянно сопротивлялись, поэтому спартанцам пришлось дважды воевать с ними:

·         VIII в. до н.э. – первая война Спарты против Мессении. Присоединение Мессении.

·         VII в. до н.э. – восстание мессенцев под руководством Аристомена. Вторая война Спарты против Мессении: Мессения полностью завоёвана, после этого Спарта стала самым большим полисом в Греции.

·         Легенда о поэте Тиртее

 

2) Общество.

А теперь пора познакомиться с категориями населения Спарты. Но чтобы не терять времени и собрать, как можно больше информации мы будем работать в парах. (Работа в парах с документами, с текстом учебника – параграф 31 п.1).

Все жители Спарты делились на три категории:

·         Спартиаты (спартанцы) – высшее сословие. Только спартиаты были полноправными гражданами.

·         Периэки – промежуточное сословие. Периэки были свободны, но не считались гражданами Спарты. Занимались в основном ремёслами.

·         Илоты – выходцы из покорённых Спартой территорий. Занимались сельским хозяйством, выполняли тяжёлые работы. Работали на спартанцев.

 

Ответы детей

 

Фиксирование результатов работы в таблицу.

 

3) Управление

— Кого из представленных личностей вы знаете, чем он знаменит?

Ответы детей

 

А) Ликург и его законы (информация учителя)

Укрепить Спартанское государство смог мудрец Ликург (рис. 2). Фигура Ликурга вызывает много вопросов. Прежде всего, о том, было ли это имя божества ли это или реального исторического персонажа. Согласно сохранившимся данным он дал Спарте законы и позаботился, чтобы они стали вечными. По легенде Ликург отправился в Дельфы, взяв со спартанцев клятву не менять законов до своего возвращения. В Дельфах он покончил с собой. Так спартанские законы остались неизменными.

 

Очень необычен был образ жизни спартанцев (высшего сословия Спарты). Считается, что правила общественного устройства дал спартанцам Ликург.

·         Главное занятие спартанцев – военное дело.

·         Презирался ручной труд, торговля и ремёсла.

·         Спартанцы были имущественно равны. Не было богатых и бедных.

·         Жизнь была строго дисциплинированной, как в военное время.

·         Воспитание детей считалось государственным делом, а не семейным. Оставляли жить только крепких младенцев.

·         Мальчиков с детства приучали переносить лишения, быть бесстрашными, не бояться ссор и драк.

·         Большое внимание в воспитании уделялось физическому развитию, умению воевать.

·         Спартанцы обязаны были говорить кратко и точно, говорить лаконично.

·         Спартанцы были очень набожными.

·         Бежать с поля боя для спартанца было позором.

·         Спартанцам было запрещено выезжать за границу полиса.

 

Б) Система власти (по слайдам)

Государственное устройство Спарты было очень простым и почти не менялось с VIII по III век до нашей эры. Спартой управляли:

·         Два царя. Власть их передавалась по наследству. Главная задача царей – руководить войском во время войны.

·         Совет старейшин из 28 человек. Члены совета были старейшинами в прямом смысле слова: все они были старше 60 лет.

·         Народное собрание. В отличие от Афин, в Спарте на народном собрании нельзя было обратиться с речью к народу, высказать своё мнение. Можно было только голосовать «за» или «против».

Фиксирование результатов работы в таблицу.

 

 В) Спарта – военный лагерь. Почему ее так называли?

(прочитать 4 абзаца 2 пункта)

Ответы детей

 

4) Спартанское воспитание

Многие, даже не зная о том, где располагается Спарта, слышали о системе ее воспитания.

— Хотелось бы вам пройти через такую систему? Почему?

Ответы детей

 

Знакомство с системой воспитания. (по презентации)

Работа с источником (4 ученика)

Рефлексия

— Что вам понравилось, а что не понравилось в воспитании спартанцев?

 

Работа с иллюстрацией учебника. Скульптура мальчика, вынимающего занозу.

 

 IV. Закрепление.

На юге Греции образовалось уникальное государство, с суровыми законами, ставившими на первое место военную подготовку граждан. В итоге спартанские воины стали лучшими воинами во всей округе. Достигалось это первенство очень суровой, даже жестокой дисциплиной.

Рефлексия

1.      Чем отличались условия жизни Жителей Спарты и Афин в VII–VI вв. до н. э?.

2.      Что вам понравилось, а что нет в воспитании мальчиков-спартанцев? Почему?

3.      Какой должна была быть речь спартанцев?

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста

 

Домашнее задание

Параграф 31, р. т. № 22 (п. 1-3)

Дополнительная информация – видеоуроки школьной программы на ютубе, сайт Интернетурок.

 

 

 

 

 

 

Различие между Афинами и Спартой:

1. Общественный строй. В Спарте всё население делилось на 2 неравные категории – илотов (рабов) и дорийцев (свободных граждан) . В Афинах были аристократы и демос (свободные люди) , а также рабы, коих было немного.
2. Форма правления. В Афинах была древняя демократия, в то время как в Спарте – классическая аристократия.

3. Экономика. В Афинах были развиты такие формы хозяйства, как садоводство и животноводство, земледелие, торговля, ремесло.
4. Культурное развитие. В Афинах поощрялось любое проявление свободы личности: философия, поэзия, риторика. В Спарте диктовался полный отказ от всего «лишнего» , роскошью считалось всё, что выходит за рамки естественных потребностей.

 

Параллели

Спарта была одним из самых влиятельных полисов Греции. Благодаря усиленному военному воспитанию граждан, спартанцы получили славу как превосходные воины.

Однако если сравнить Спарту и Афины, то Спарта казалась на фоне Афин очень неказистым городом. Самые способные жители Спарты не могли строить прекрасные храмы, создавать скульптурные памятники, делать красивую расписную посуду, так как это было запрещено. Спартанцы были малокультурными. Их учили только грамоте, военным песням и религиозным гимнам.

Дорийцы являлись гражданами Спартанского государства. Большую часть населения Лаконики и соседней Мессении (рис. 1) спартанцы поработили, их стали называть илотами.

Так уж повелось, что весной спартанцы приходили в деревни к илотам и убивали, кого им вздумается. Впрочем, они никогда не трогали женщин и стариков. Они выбирали молодых и сильных мужчин, тех, которые могли дать отпор. Для юных спартанцев это была игра. Как волчата, притаившись в стогах сена, они врывались в хижины и убивали застигнутых врасплох людей. И если юноша не убьёт ни одного илота, старики засмеют его: «Ты не спартанец, ты жалкий трус!»

Вся земля Лаконии и Мессении была разделена на равные участки. Спартанские семьи получили по земельному наделу без права его продать или подарить. На этих наделах жили и работали илоты. С каждого надела каждой спартанской семье поступало одинаковое количество выращенного илотами зерна, оливок, овощей и других продуктов.

Спартанцы окутали своё государство покровом тайны, не разрешая ни чужеземцам приезжать к ним, ни своим гражданам покидать рубежи общины. Даже купцы не привозили товаров в Спарту – спартанцы ничего не покупали и не продавали. Спарта походила на военный лагерь, это был хмурый и неприветливый город. Здесь не было ни шумного рынка, ни театра, ни каменных статуй, ни храмов. На улицах отряды марширующих воинов, так как основой войска была пехота, не знавшая, что такое усталость и отступление. Спартанцы гордились, что их город, единственный в Элладе, не имел стен, ибо стенами его были мужество юношей-воинов.

 

 

 

 

 

 

 CПАРТАНЦЫ

Спартанцы (дорийцы) – полноправные граждане государства. Их еще называли спартиатами. Основной вид занятия – военное дело.

После завоевания Лаконики каждый спартанец – воин получил надел земли с проживавшими на ней рабами – илотами, которые ее и обрабатывали. Спартанцы не имели  права продать или подарить земельный участок. Самим спартанцем запрещено было  посвящать себя какому-либо делу, кроме военного. Они не могли заниматься ни ремеслом, ни торговлей.  Участок земли принадлежал не воину, а государству. Если спартанец нарушал законы государства, то рабов и землю у него забирали.

Спартанцев было во  много раз меньше чем илотов и периэков, поэтому им нужна была сильная армия. Спартанское войско считалось сильнейшем в Греции. Основу войска составляли тяжеловооруженные войны – гоплиты. В войне их тело защищал – бронзовый панцирь, а голову – шлем с гребнем конских волос. Главной защитой воина был круглый щит, копье и короткий меч.

1.     Кто такие спартанцы, чем они занимались?

2.     Зачем спартанцам была нужна сильная армия?

 

 

 

 

 

ИЛОТЫ

Покоренное спартанцами архейское  население  на территории Лаконики и Мессении было обращено в рабов, которых называли   илотами. Именно илоты должны были обрабатывать земли спартанцев. Они выращивали хлеб и овощи, оливки и виноград, ухаживали за скотом и привозили в Спарту все необходимые спартанцам продукты.

Илоты отдавали хозяину половину урожая, а остальной его частью могли распоряжаться самостоятельно. Но так как илотов было намного больше, чем спартанцев, то жизнь их не ценилась, и за любую провинность илота могли убить.  Илоты были лишены всех гражданских прав.

Раз в год весною спартанские юноши  собирались  по ночам в отряды, надевали плащи  и отправлялись в селение илотов. Там они убивали самых сильных мужчин и подростков, способных поднять восстание против  спартанцев. Впрочем, спартанцы никогда не трогали женщин и стариков. Для юных спартанцев это была игра. Как волчата, притаившись в стогах сена и дождавшись ночи, они врывались в хижины илотов и убивали застигнутых в врасплох людей. И если юноша не убьет ни одного илота, старики засмеют его: «Ты не спартанец, ты жалкий трус!».

1.       Какое положение занимали илоты среди категорий населения Спарты?

2.       Как спартанцы относились к илотам? Чем можно объяснить такое поведение?

3.       Как можно назвать поступки, которые совершали спартанцы по отношению к илотам?

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРИЭКИ

Жителей гористых территорий Лаконики и Мессении, которые сумели отстоять свою свободу, спартанцы называли периэками, то есть – соседями. Периэками называли и тех ахейцев, которые добровольно признали власть спартанцев. Они сохранили землю, свободу, но при этом не имели гражданских прав и не могли участвовать в народном собрании.  Так как спартанцем запрещено было  посвящать себя какому-либо делу, кроме военного. (они не могли заниматься ни ремеслом, ни торговлей), все ремесленники в Спарте были периэками. Периэки создавали  прочную и удобную одежду, обувь, посуду. Ремесленники обеспечивали армию вооружением; изготовленное в Спарте оружие считалось лучшим в Греции.

Спартанское войско считалось сильнейшем в Греции. Основу войска составляли тяжеловооруженные войны – гоплиты. В войне их тело защищал – бронзовый панцирь, а голову – шлем с гребнем конских волос. Главной защитой война был круглый щит, копье и короткий меч.

1.       Кто такие периэки и чем они занимались?

2.       Обладали ли периэки гражданскими правами?

3.       Кто такие гоплиты и как они были вооружены?

 

 

 

 

 

 

Воспитание спартанцев

Формированию сильной армии способствовало воспитание спартанцев. Каждого новорожденного ребенка в Спарте относили старейшинам, которые и решали его судьбу. Слабых детей сбрасывали в пропасть, а здоровых до 7 лет воспитывала мать. Затем их отдавали в школу, где учили выносливости, быстроте, военному искусству. В школе дети спали на земле, должны были находить пропитание самостоятельно,  зимой и летом они ходили босиком, а единственной одеждой для них был плащ. Спартанцев учили совершать длительные походы без пищи и воды.

Юных спартанцев учили говорить кратко. Они должны были говорить  ясно и только по необходимости, то есть – лаконично (Такая речь называется лаконичной – по названию области Лаконика).

Афиняне называли спартанцев неучами, потому что грамоту мальчики учили мало. Зато напряжённо занимались бегом, гимнастикой, метанием диска и копья, показывая смелость и ловкость. Мальчики часами разучивали под звуки флейты военные песни, с которыми спартанцы шли в бой. Юные спартанцы прославляли павших за Спарту, воспевали храбрость и смелость.

В спартанцах воспитывали презрение к роскоши, привычку обходиться лишь самым необходимым. Это воспитывало в них мужество и доблесть.

1.     Как воспитывали спартанцев?

2.     Какую цель преследовало подобное воспитание.

 

 

Греческие полисы в VI в. до н.э.

Линии сравнения

Афины

Спарта

Общество

 

 

 

Основные занятия

 

 

Система власти

 

 

Нравы, обычаи

 

 

 

Греческие полисы в VI в. до н.э.

Линии сравнения

Афины

Спарта

Общество

 

 

 

Основные занятия

 

 

Система власти

 

 

Нравы, обычаи

 

 

 

Греческие полисы в VI в. до н.э.

Линии сравнения

Афины

Спарта

Общество

 

 

 

Основные занятия

 

 

Система власти

 

 

Нравы, обычаи

 

 

 

Греческие полисы в VI в. до н.э.

Линии сравнения

Афины

Спарта

Общество

 

 

 

Основные занятия

 

 

Система власти

 

 

Нравы, обычаи

 

 

 

 

Рис. 3. Управление в Спарте

Особым в Спарте было и воспитание детей. В Спарте существовал обычай. Если у спартанца рождался сын, родители несли его показать старейшинам. В случае, если младенец слабенький, как сказали бы тщедушный, приговор старейшин был суров: такой ребёнок не должен жить, его сбрасывали со скалы, а родителей утешали тем, что они ещё родят здоровых и крепких детей.

Мальчиков с 7 лет отбирали у родителей и воспитывали в военных отрядах. Спали они на подстилках из колючего тростника, ходили босиком. Раз в год им выдавался плащ, который одевали на голое тело. Волосы стригли наголо. Взрослые следили за тем, чтобы дети чаще ссорились, дрались, чтобы в драках закалялся характер и появлялось мужество. Их обучали стойко переносить лишения и голод, кормили плохо, поощряя воровство на чужих огородах и в кладовых. Узнав о проделках сыновей, отец радовался: «Молодцы, они сумеют прокормить себя во время военного похода, их не испугают трудности!» Если же мальчиков поймают, выпорют.

 

 

Древняя Спарта — презентация онлайн

Похожие презентации:

Первая Мировая война (1914-1918)

Россия в системе международных отношений в XVII веке

Гражданская война́ в России (1917- 1922)

Февральская революция 1917 года

Первая русская революция 1905-1907 гг

Русская культура во второй половине XIX века

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

Смута (Смутное время) 1598 – 1613 гг

Индия в XVIII веке (8 класс)

История бренда BMW

Илот – от греческого «захваченный».
Государственные рабы в Древней Спарте.
Вся земля Лаконии и Мессении была поделена между
спартанцами на равные участки.
На этих землях жили и работали илоты.
Вынуждены отдавать строго определенную часть
урожая (зерно, оливки, виноград).
Илоты составляли большую часть населения.
Спартанцы обращались с рабами крайне жестоко.
Часто устраивалась охота на самых сильных из
илотов.
Их поили вином и показывали молодежи, чтобы
вызвать отвращение к пьянству.
Спарта не имела
крепостных
стен.
Поэтому
единственной
защитой
выступали
сильные и
храбрые мужи.
Главное занятие спартанцев – военное дело.
Торговля
Ремесло
Ручной труд
В Спарте редко бывали чужеземцы.
Там не строили красивых зданий, как в остальной
Греции.
Не производили ничего на продажу.
Самим спартанцам тоже было запрещено выезжать за
пределы Спарты.
Словосочетание «спартанское
воспитание» всемирно известно.
Давайте найдем в учебнике
фрагмент текста, который
расскажет нам о том как
воспитывались спартанские
дети.
С ним или на нем!
«Приди и возьми!»
Мешок пуст, муки нет – длинновато.
К одному – один.
«Если я вступлю в Пелопоннес — Спарта будет
уничтожена…»
Спартанское воспитание это своего рода
государственная программа, призванная
сформировать сильную армию, способную
переносить тяжести и лишения долгих
завоевательных походов. Этим целям была
подчинена жизнь мужчины-спартанца с
рождения до старости.
Новорожденных мальчиков отцы приносили на
совет старейшин. Те осматривали ребенка, и, если
он оказывался здоровым, отдавали обратно отцу,
чтобы тот кормил его. Вместе с ребенком отцу
полагался земельный участок.
Младенцы в Спарте росли в жестких
деревянных колыбелях.
Теплой одежды на мальчиков не надевали.
С самых ранних лет их заставляли заниматься
физическими упражнениями – бегом,
прыжками.
В 7 лет мальчиков забирали из дома в
воспитательные дома. Здесь детство их
заканчивалось.
В жару и в самые холодные зимние дни они
упражнялись на открытом воздухе: овладевали
военными навыками, учились обращаться с
оружием, метать копье.
Стрижены они были
наголо, голову никогда
не покрывали, теплая
одежда тоже не
полагалась.
Спали юные спартанцы
на сене или камышах,
которые сами должны
были себе приносить.
Еду часто воспитанники
тоже должны были
доставать
самостоятельно – грабя
соседние области. При
этом попасться на краже
было позором.
За любую провинность, шалость,
оплошность мальчиков строго наказывали
– избивали бичами. Так в спартанцах
воспитывались сила духа и стойкость.
Считалось, что чем строже воспитание – тем
лучше для юношей и государства в целом.
Образование в Спарте не ценилось. Воин должен
быть не умным, а хитрым. Обязан быть
изворотливым, приспособленным к жизни и
лишениям. Спартанцев учили говорить мало и
коротко – «лаконично». Воспитание чувств,
воображения, учение искусствам – все это
считалось тратой времени и отвлечением воина от
своего предназначения.
В 18 лет юноша уходил из воспитательного дома. С
этого момента он мог не стричь волосы и не брить
бороду, но продолжал заниматься военными
упражнениями. В 20 лет спартанец переводился в отряд
иеренов (юношей). И хотя он уже был взрослым, до 30
лет по-прежнему находился под присмотром
воспитателей и совершенствовал свои навыки в
военном мастерстве.

English     Русский Правила

Спартанцы на войне — Миф против реальности

Эта статья была первоначально опубликована в журнале Ancient World Magazine . Он хранится на этом сайте с любезного разрешения автора.

В течение последних нескольких лет я был постоянным членом группы экспертов на AskHistorians, одной из крупнейших публичных исторических платформ в Интернете. Люди задают вопросы о моей области знаний, и я отвечаю на них.

Некоторое время назад мне задали вопрос, который может возникнуть у многих людей после просмотра такого фильма, как 300 (2006 г.) или играть в такие игры, как Total War: Rome 2 (2013 г. ) или Assassin’s Creed: Odyssey (2018 г.): «Действительно ли оправдано наше поклонение спартанским воинам?»

В двух словах ответить невозможно. Были ли спартанцы лучшими воинами, чем другие греки? В некотором смысле, да. Были ли они лучше по причинам, о которых думают многие современные люди? Конечно нет.

За последние несколько десятилетий новаторская работа группы древних историков под руководством Стивена Ходкинсона из Ноттингемского университета полностью изменила наше представление о классической Спарте. Ходкинсон называет стереотипный образ Спарты «версией тематического парка» и полностью развенчивает мифы, которые мы находим в старых исследованиях и современной поп-культуре.

Произведения «Ноттингемской школы» позволяют нам послойно раскрыть миф о спартанском воинском мастерстве – от реальной истории спартанского воинского мастерства до отличительных черт их способа ведения войны, до того, как это был (неправильно) понят и использовался в последнее время.

Военная репутация Спарты

В архаический период (ок. 800–500 гг. до н. э.) ничто не выделяет спартанцев как особенно искусных в войне. Несомненно, спартанская власть постепенно возрастала на протяжении всего периода, но это, по-видимому, было в основном потому, что было так много много спартанца: примерно 8000 взрослых граждан мужского пола около 500 г. до н.э. Спарта была одним из крупнейших политических сообществ греческого мира. Неудивительно, что им удавалось подчинять своих соседей до тех пор, пока они фактически не контролировали весь Пелопоннес.

Но ни в одном источнике этого периода ничего не говорится о том, что спартанцы были особенно воинственными, обладали уникальными военными институтами или способностями или были устрашающим противником на войне. У нас даже есть некоторые предварительные доказательства, говорящие об обратном. В византийском лексиконе сохранилась архаическая история о том, что жители Эгия, очень маленького государства, только что одержавшего победу над своими соседями, высокомерно отправились в Дельфы, чтобы спросить Оракула, кто был лучшим из всех греков, ожидая, что им ответят, что они были они, эгийцы. Оракул ответил, кто действительно лучший ( Суда с.в. «вы, мегарцы»):

фессалийский конь, спартанка и мужчины, пьющие воду прекрасной Аретуссы [т.е. из Сиракуз]; но есть еще лучше их — те, что живут между Тиринфом и Аркадией, богатые стадами: аргивяне в льняных панцирях, шпоры войны. Но вы, эгианцы, не третьи, не четвертые и даже не двенадцатые.

Это отличное описание, но также и показательный список. Это говорит о том, что не Спарта, а Аргос славилась своими воинами; Известно, что в Спарте были лучшие женщины .

Некоторые местные спартанские писатели сохранились с этого периода, и они подтверждают мнение, что Спарта не была чем-то особенным среди греческих государств. В военных песнях Тиртея говорится об ожесточенном конфликте с соседними мессенцами, но в них не упоминаются какие-либо военные учреждения, практики или звания, известные с более поздних времен. Между тем хоровые песни Алкмана полны веселых стихов о хорошеньких девушках, цветах и ​​пчелах.

Во время так называемой Битвы чемпионов, около 550 г. до н.э., отборный отряд из 300 спартанцев сражался с группой из 300 аргивян за контроль над участком пограничья. В результате, согласно Геродоту (1.82), в живых остались двое аргивян и только один спартанец. Хотя это может быть не более чем легендарной сказкой, это не означает, что спартанцы в каком-либо смысле превосходили их в бою; очевидно, аргивяне могли выложиться по полной в массовой дуэли, где им не на что было положиться, кроме собственного умения и силы.

Затем произошла битва при Фермопилах (480 г. до н.э.).

Наш главный источник информации об этой битве (историк Геродот) родился всего за несколько лет до того, как она произошла, и прожил свою взрослую жизнь в то время, когда история о последнем сражении Леонида была широко известна. Это прискорбно, потому что это означает, что легенда, которую он породил, уже загрязняет наш самый ранний источник. Геродот уже восторженно отзывается о том, что спартанцы равнодушны к смерти, никогда не отступят и не сдадутся и, по сути, являются лучшими воинами в мире.

Однако Геродот не может показать в своем описании битвы, что это было на самом деле так. За исключением некоторых своеобразных притворных отступлений, спартанцы, кажется, сражаются так же, как и все остальные, по очереди охраняя опорный пункт, который бесчисленные армии на протяжении всей истории успешно блокировали даже против подавляющего числа врагов. Их преимуществом была местность, и любая греческая сила могла удержать перевал так же хорошо, как и спартанцы. Но спартанское решение стоять на своем, даже после того, как перевал был повернут, превратило их в легенды.

Много можно сказать о Фермопилах и бессмысленной жертве Леонида и его людей; подкаст Reddit, который я сделал по этой теме, содержит обзор последних исследований по битве. Главное, что здесь следует отметить, это то, что спартанцы, кажется, взяли под полный контроль то, как запомнилась битва. Хотя фиванцы и феспийцы тоже остались и сражались до последнего человека, история всегда была такой, как это делали спартанцы. Несмотря на то, что персы одержали победу, а поражение греков принесло невыразимые страдания фокейцам, беотийцам и афинянам, история всегда сводилась к тому, что неповиновение спартанцев сделало битву моральной победой. Они пожертвовали собой ради Греции. Они жили согласно своим суровым законам и умерли там, где стояли.

В Фермопилах Спарта прославилась как общество воинов. После этого все боялись их; нам часто рассказывают о трясущихся коленях и стучащих зубах тех, кто знает, что идет против спартанцев. Однако из источников Классического периода становится ясно, что Спарту боятся и уважают в войне только из-за Фермопил. Никто не может назвать другого примера спартанцев, сражавшихся насмерть с непреодолимыми силами. Когда спартанцы сдались в битве при Сфактерии (425 г. до н.э.), сразу же были проведены сравнения с людьми Леонида, чьей репутации воины в Сфактерии не соответствовали. Очевидно, не было другого примера спартанского мастерства.

Похоже, что успех их пропагандистского переворота побудил Спартанцев сделать себе имя, которое они сами себе сделали. После архаического периода больше нет местных спартанских писателей; искусство и предметы роскоши спартанской культуры праздного класса иссякают. Вместо этого то, что мы находим в других источниках, люди, говорящие о Спарте, усиливают благоговение перед их упорядоченным обществом, их политической стабильностью и их военными навыками. Это продолжается в течение классического и эллинистического периодов, и самые невероятные рассказы о спартанской безжалостности и целеустремленной одержимости войной были на самом деле написаны во времена Римской империи — спустя столетия после того, как Спарта была разбита в войне городом. государство Фивы и низведено до статуса второстепенной державы.

Казалось бы, спартанцы классического периода удвоили свою репутацию специфически военной державы и постепенно начали создавать систему обычаев и институтов, которые убедили более поздних наблюдателей в том, что они всегда должны были быть силой, считаться с. Похоже, что это произошло только в ответ на их репутацию, но, оглядываясь назад, греческим и римским авторам, должно быть, было трудно идентифицировать причину и следствие.

Другими словами, репутация спартанца за военное мастерство и их реальный военный послужной список кажутся в значительной степени не связанными. Во время их восхождения к известности никто не думал, что они выделяются. В период их медленного, но необратимого упадка, начиная с четвертого века до нашей эры, восхищение их методами неуклонно возрастало до апогея. Это важно; очевидно, степень уважения, которой они пользовались в древние времена, по-видимому, имела мало общего с той властью, которой они действительно обладали. Так обстоит дело и в наше время.

Заслужили ли спартанцы свою репутацию?

Была ли хоть какая-то репутация в славе спартанской военной машины, или они просто двигались вперед на славе Леонида и 300? Вот тут становится интересно. Как отмечалось выше, спартанцы действительно разработали некоторые военные методы, которые превзошли методы других городов-государств, хотя бы только после того, как их репутация была создана в Фермопилах. Ни одна из типичных черт спартанской войны, вызывавших восхищение более поздних авторов, не засвидетельствована до времен персидских войн. Но со временем спартанцы стали оправдывать свое имя и превратились в такую ​​военную силу, которая поражала и пугала других.

Любое описание их военных методов должно сопровождаться несколькими оговорками. Во-первых, нам никогда не следует переоценивать степень «милитаристского» общества Спарты. Не было. Вся их социальная иерархия и политическая система представляли собой более или менее типичную греческую олигархию, предназначенную для удержания власти в руках праздной элиты, посвятившей себя защите и управлению обществом (помимо управления своими поместьями, курс). Все институты Спарты — низший класс рабов, элитные обеденные группы, санкционированное государством образование для мальчиков-граждан — также засвидетельствованы в других местах. Они не были так приспособлены к войне, как обычно утверждают многие современные авторы. Если бы это было так, откуда у спартиатов было время на танцы, пение, соблазнение мальчиков, охоту на зайцев, слоняние по базарам, игры в мяч и разведение лошадей, как утверждают источники?

Во-вторых, в современных отчетах о жизни спартанцев часто много говорится о том, как спартанцы с детства воспитывались, чтобы стать лучшими солдатами в мире. Это не совсем так. Ежедневные спартанские тренировки, как мы знаем из нескольких сохранившихся подробных отчетов, сводились не более чем к спортивным упражнениям под наблюдением пожилых граждан. Мальчиков недокармливали, с ними жестоко обращались, поощряли красть и красть, учили переносить все трудности в строгом послушании начальству, но их ни в коем случае не учили драться. Нет никаких доказательств спартанского обучения владению оружием. Также нет никаких доказательств того, что мальчики, которые еще не достигли возраста, необходимого для военной службы, обучались строевой подготовке.

У нас есть доказательства того, что мальчиков-граждан учили читать, писать, танцевать и декламировать стихи. Даже когда они вырастут, они не будут солдатами; В Спарте не было армии, и борьба была гражданским долгом, а не профессией. Спартанские граждане были дворянами-землевладельцами, жившими за счет труда своего илотского низшего класса и живущими жизнью богача, к которой стремились все греки. Мальчиков учили всему, что им нужно было знать, чтобы жить как настоящий греческий праздный гражданин.

В-третьих, результатом их широкого и разнообразного образования было то, что спартанцы не были особенно сильными или опытными воинами. Ни один источник никогда не предполагает, что они индивидуально превосходили других греков. Когда Фивы были под оккупацией спартанцев, ок. Говорят, что в 383–378 гг. до н.э. один из лидеров фиванцев призвал молодых фиванцев сразиться со спартанским гарнизоном на борцовском ринге; если бы они могли победить их в рукопашном бою, они могли бы обрести уверенность, что могут победить их и в бою. Один поздний источник даже утверждает, что спартанцы активно запретил боевых вида спорта (и, возможно, даже обучение обращению с оружием), утверждая, что битва связана с групповыми действиями и храбростью гораздо больше, чем с силой или навыками.

Наконец, особые навыки, которые развили спартанцы, были в основном связаны с одной ветвью греческой тактической системы: фалангой гоплитов. Этого редко было достаточно для победы в битвах и успешного завершения кампании. Спартанцы так и не создали эффективную легкую пехоту и неоднократно терпели поражение в засадах и беглых боях с легковооруженными врагами. Между тем Ксенофонт сообщает нам, что на протяжении большей части классического периода спартанская кавалерия была бесполезна (9).0003 Hellenika 6.4.10-11). Ситуация улучшилась только после того, как спартанцы начали использовать наемных всадников ( Командир кавалерии 9.4).

Неспособность спартанцев создать более сплоченную армию была результатом того факта, что их военные методы выросли из их социальной организации, а не наоборот. В Спарте все граждане были теоретически равны. Поэтому превратить часть из них в конную элиту было идеологически невозможно. Единственной достаточно престижной формой боя, в которой могли участвовать все граждане, была фаланга гоплитов, и это душило тактическое развитие и делало спартанцев зависимыми от конных союзников, чтобы компенсировать недостаток.

Однако спартанцы развивали свои военные методы, на которые другие греки могли смотреть только со страхом и завистью. В какой-то момент, через полвека после Фермопил, спартанцы приняли униформу для своих гоплитов (включая знаменитые щиты лямбда), так что их армия предстала на поле битвы как «единая масса из бронзы и красного» (Ксенофонт, ). Агесилаос 2.7).

Кроме того, в отличие от других греков, у них были специальные офицеры, которые занимались поставками и продажей добычи. Они выделили специальные отряды для охраны лагеря и разведки перед марширующей колонной. Относительная боеспособность их более молодых воинов означала, что они были единственными гоплитами в греческом мире, которые иногда могли догнать преследующие их легкие стрелковые войска. Строгое послушание спартиатов, привитое им образованием, сделало их более надежными в бою, чем их необученные коллеги во вражеских армиях, и вселило в их противников непрекращающийся страх, что эти люди, как и их предки в Фермопилах, никогда не сдадутся и не будут сражаться. до горького конца.

Однако наиболее важной чертой спартанского способа ведения войны, однако, была базовая тренировка строя. Нам может показаться не очень примечательным, что спартанцы делили свои армии на подразделения размером со взвод, возглавляемые их собственными офицерами, и что солдаты были обучены маршировать в ногу под звуки флейт; это точно базовые вещи? Но никто из других греков этого не сделал. Нет никаких свидетельств того, что какое-либо греческое государство, кроме Спарты, имело офицеров ниже уровня, который командовал бы отрядом из нескольких сотен человек. Нет никаких свидетельств того, что какое-либо греческое государство тренировало свои войска маршировать строем. Спартанцы были в этом уникальны; они также были уникальны в том, что наносили его своим подчиненным союзникам, которым приходилось сражаться с ними на линии фронта.

Даже если они только начали этот вид обучения, когда армия уже была в походе (что кажется вероятным, учитывая, что в нем должно было участвовать много неспартианцев, которые были частью спартанской фаланги), это было больше, чем любое другое Греческая армия могла похвастаться. Их очень простое тактическое упражнение — «следуй за человеком впереди себя» (Ксенофонт, Конституция спартанцев 11.4-6) — давало им гораздо более высокую степень контроля над своими гоплитами на поле боя и делало их фалангу вдвойне эффективнее. ужасное зрелище для продвижения медленно. У других греков не было ни подготовки, ни мужества для этого; они бросились в бой, бегая и крича, чтобы преодолеть свой страх.

Благодаря своей подготовке только спартанцы освоили базовые маневры, такие как разворот или контрмарш гоплитов. Только спартанцы могли передавать приказы по цепочке командования в пылу битвы, что позволяло им выполнять маневры с большими частями линии, вместо того, чтобы полагаться на то, чтобы выкрикивать свои команды достаточно громко, чтобы по крайней мере часть войск могла слышать. их. Благодаря этому тактическому превосходству спартанцы выиграли несколько крупных сражений. Другие греки, столкнувшись со спартанской армией, которая изменила свое расположение или двинулась в контрнаступление в хорошем порядке, редко стояли на своем.

В результате спартанцы оставались непобежденными в генеральном сражении более 150 лет, между их унижением тегейцами в битве при Канатах в середине шестого века до нашей эры и неожиданным исходом битвы при Тегире в 375 году до нашей эры. . Возможно, они проиграли ряд нерегулярных сражений, но в открытом бою спартанцы казались непобедимыми, и с каждым триумфом их репутация росла еще больше. Эта репутация, в свою очередь, вызывала страх у их врагов, что приводило к дальнейшим победам. Имя, которое спартанцы сделали себе в Фермопилах, в конце концов стало самосбывающимся пророчеством (Плутарх, 9).0003 Life of Pelopidas 17.6):

Спартанцы отличались непреодолимой храбростью, и когда они сошлись в ближнем бою, самой их репутации было достаточно, чтобы напугать их противников, которые также, со своей стороны, считали себя несопоставимыми со спартанцами с равная сила.

В этом смысле спартанцам даже не нужно было быть хорошими воинами, чтобы иметь репутацию хороших воинов. Пока они не проигрывали, их враги заполняли пробелы легендой о Фермопилах и прочей спартанской пропагандой, и за ними последуют новые победы. Когда фиванцы разорвали этот цикл своими победами в генеральных битвах при Тегире, Левктре и Второй Мантинее, греческий мир в значительной степени перестал считать спартанцев особенно грозными противниками, но к этому времени в исторических записях уже было достаточно, чтобы поддержать более поздних авторов. кто боготворил спартанские обычаи и спартанское государство.

Поклонение Спарте как военной силе

Поклонение Спарте как военной силе имеет долгую и сложную историю, которая начинается сразу после битвы при Фермопилах. На самом деле, это всегда Фермопилы и несколько связанных с ними анекдотов и поговорок («сражайся в тени», «вернись со своим щитом или на нем»), которые занимают центральное место. Современная одержимость Спартой не исключение; элементы американских правых приняли ΜΟΛΩΝ ΛΑΒΕ («приди и возьми») как дерзкое кредо.

Эта зацикленность на Фермопилах может вызвать некоторое недоумение, поскольку битва обернулась полным поражением с ужасными последствиями для народов Центральной Греции. Причина, как отмечалось выше, в том, что вся военная репутация Спарты была , всегда , основанная на Фермопилах, а современные энтузиасты просто повторяют истории тысячелетней давности, составляющие самый успешный пропагандистский переворот в истории.

В древние времена история уже была украшена бесчисленными украшениями, и многое из того, что мы считаем само собой разумеющимся как «известное» о Спарте, на самом деле происходит из источников римского периода, чей собственный источник знаний утерян. Современные продукты поп-культуры, как фильм 300 (2006), представляет собой причудливую мешанину свидетельств из 700-летних древних литературных источников и еще 1800-летней более поздней идеализации. Результатом стала «версия тематического парка» Спарты — то, что один ученый почти сто лет назад назвал «спартанским миражом».

Это картина Спарты, какой ее хотели видеть более поздние древние поклонники Спарты. Насколько мы можем судить, это не то, чем когда-либо была Спарта. Шокирующе большая доля «общеизвестных сведений», циркулирующих о Спарте, исходит от философа-моралиста Плутарха, написавшего большое количество работ о Спарте во втором веке нашей эры — во времена римских императоров, а не спартанских гоплитов. Замечательная вещь, которой ученые занимались в течение последних 30 лет или около того, не является более революционным, чем попытка отделить ранние традиции от поздних и составить картину классической Спарты с IX в.0003 современных источника одних только.

Для тех, кто работает вне академических кругов или в областях, отличных от спартанских исследований, все еще трудно получить что-либо, кроме отрыгивания спартанского миража. Это мираж вдохновляет как военных мыслителей, так и политических теоретиков и историков. И эти люди не всегда заинтересованы в поправках к военной части истории.

Однако полезно знать, что на протяжении большей части истории Спартой не восхищались за ее военных достижений, но за свои политических достижений – она представляла собой стабильную олигархию, обходившуюся веками без переворотов, гражданских войн и тиранов, в то время как большинство греческих государств имели дурную привычку регулярно разрывать себя в клочья.

Европейские политические мыслители раннего Нового времени считали Спарту образцом ответственного правительства, а Афины ужасным примером того, что может пойти не так, если народу будет предоставлена ​​слишком большая власть. Эта архетипическая оппозиция была первоначально выявлена ​​Фукидидом в его описании войны между этими двумя государствами и с тех пор является неотъемлемой частью теории международных отношений и политической философии.

Спартанцы здесь не большие крутые милитаристы, а неприхотливые, практичные, целеустремленные граждане, направляющие свое государство к лучшему будущему. Афинская демократия действительно заменила ее как идеал современной политической теории только в конце девятнадцатого и двадцатого века (отчасти потому, что марксисты начали претендовать на Спарту как на протокоммунистическое общество). Излишне говорить, что в повествовании о политических идеалах раннего Нового времени зависимость Спарты от большого класса порабощенных рабочих обычно не учитывается. Основное внимание уделяется обществу кажущихся «равных», чей высокий статус, как считалось, гарантировал их здравый смысл.

В американской истории происходит аналогичный процесс переопределения политических параллелей. Первоначально США больше склонялись к сухопутной, сельскохозяйственной, консервативной и стабильной власти Спарты; злодейские британцы гораздо больше походили на мореплавателей, меркантильных, экспансионистских, стяжательных афинян. Американцы стали называть свое государство демократическим лишь спустя два поколения после его основания. Только во время холодной войны ассоциация была полностью изменена, поскольку глобальная военно-морская демократическая сверхдержава Америка внезапно оказалась втянутой в конфликт с опасной авторитарной сухопутной державой, СССР. Американские мыслители теперь часто любят видеть в США наследницу великого афинского демократического идеала, но это гораздо более поздний способ мышления, чем они могут себе представить.

Заключительные мысли

История Фермопилей была лишь частью идеализации Спарты — того, как преданные своему делу члены защищали стабильную олигархию. Конечно, многим военным нравится думать, что у них тоже есть то, что заставило Леонида остаться на перевале; что они тоже отдадут жизнь за свою страну.

Те, кто боготворит спартанцев за их поражение при Фермопилах, находятся в компании прусского офицерского класса и нацистов, и это лишь некоторые из них. Отчасти это обожествление носит общий характер; можете ли вы назвать более известный дерзкий последний бой? Конечно, современные военные хотели бы отразить самопожертвование и мужество спартанцев в Фермопилах, и, конечно, учитывая, что у них есть немного больше, чем «версия тематического парка», они будут связывать это со всеми видами несвязанных и сомнительных подробностей о предполагаемых спартанских институтах и ​​обычаях.

Но некоторые из этих боготворений глубоко и сомнительно политизированы. Как я только что сказал, Спарта с древних времен считалась лучшей альтернативой демократии и власти толпы; это часто побуждало консервативные силы думать о себе как о современных спартанцах. Наоборот, благодаря усилиям В.Д. Хэнсона и других закрепить греков как родоначальников «западного способа ведения войны», противостояние персам при Фермопилах также стало рассматриваться как пример «западного», якобы свободолюбивого и просвещенного, неповиновения « Восточной» тирании и угнетения.

С этой точки зрения опять же, жестокое угнетение и эксплуатация спартанцами значительной части собственного населения, как если бы они были немногим больше, чем животные, удобно игнорируются. Аспекты спартанской жизни, такие как местная педерастия или кропотливое соблюдение религиозных ритуалов и предзнаменований, также не учитываются. Если современные американские военные отождествляют себя с символами и терминами, заимствованными из легенды о спартанцах в Фермопилах, и со всем, что связано с ней, возможно, потому, что они верят, что спартанцы действовали как защитники свободного и рационального Запада. неисторическая и опасная точка зрения без критического осмысления того, кем на самом деле были спартанцы и были ли они чем-то похожи на нас.

Видео от Invicta

Также есть видео о спартанском мифе, снятое Invicta. Исследование автора с иллюстрацией Милека Якубеца. Вы можете посмотреть его ниже.

Это часть серии: Гоплиты и фаланги.

Спартанское образование и военная подготовка

Спартанский
Образование и военная подготовка

Основная цель спартанского образования, да и спартанского общества в целом, сильно отличалась от цели афинян. Основная цель спартанского образования состояла в том, чтобы подготовить хороших солдат. Подготовка к военной службе началась в 7 лет, так как все спартанские мальчики уходили из дома, чтобы поступить в военное училище. С тех пор и до 18 лет они подвергались суровым тренировкам и дисциплине. Исторические свидетельства говорят о том, что спартанским мальчикам разрешалось ходить без обуви, с очень небольшим количеством одежды, и их учили гордиться тем, что они переносят боль и лишения. (1)

В подростковом и подростковом возрасте спартанские мальчики должны были овладеть всеми видами военной деятельности. Их обучали боксу, плаванию, борьбе, метанию копья и диска. Они были обучены закалять себя к элементам. В возрасте 18 лет спартанские мальчики должны были выйти в мир и воровать их еду. Поймание приводило к суровому наказанию, включая порку, которая обычно предназначалась только для рабов. Идея заключалась в том, что солдат должен научиться скрытности и хитрости.

В возрасте 20 лет спартанские мужчины должны были пройти ряд сложных испытаний физической силы и лидерских способностей. Те, кто прошел, стали членами спартанской армии и жили в казармах с другими солдатами. Им разрешили взять жену, но не разрешили жить с ней. В 30 лет они становились полноправными гражданами Спарты при условии честной службы. Однако они должны были продолжать служить в армии до 60 лет.

В отличие от своих афинских сверстниц, спартанские девочки тоже ходили в школу в возрасте семи лет. Там они занимались гимнастикой, борьбой и художественной гимнастикой. Эти школы во многом были похожи на школы, которые посещали спартанские мальчики, поскольку спартанцы считали, что сильные женщины рождают сильных детей, которые затем вырастают в сильных солдат для служения государству. (1)

По иронии судьбы, женщины в Спарте обладали гораздо большей независимостью, чем женщины в других городах-государствах, отчасти потому, что их мужья никогда не жили дома, а отчасти потому, что спартанцы с огромным уважением относились к спартанским матерям.

Несмотря на то, что эта система никогда не создавала чудесных произведений искусства или литературы, она выполнила спартанскую цель по производству элитных солдат. Спартанских вооруженных сил повсеместно не любили, но они также пользовались всеобщим уважением.

АФИНЫ
Образование/обучение
Восхождение к власти
Военные инновации
Падение
СПАРТА
Образование/обучение
Восхождение к власти
Военные инновации
Падение
ДОМ
Ссылки и источники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *