Главное решение любечского съезда: Любечский съезд князей (1097 год) принятие решения, последствия и причины в таблице

Содержание

Любечский съезд князей (1097 год) принятие решения, последствия и причины в таблице

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 161.

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 161.

Любечский съезд 1097 года стал первым общерусским собранием князей. Его дату можно считать рубежом становления в древнерусском государстве нового политического строя. Его основу составляло крупное феодальное землевладение.

Предыстория

Причиной княжеского съезда стала междоусобица русских князей. Она длилась с 1094 по 1097 год. Она возникла из-за большого количества наследников оставшихся после умершего в 1054 году Ярослава Мудрого.

Рис. 1. Любечский съезд.

В 1093 году несколько князья также проиграли битву с половцами на реке Стугне. В 1094 году князь Олег Святославич в коалиции с половцами одержал победу над Владимиром Мономахом и выгнал его из Чернигова. В следующие три года шла война между Олегом и половцами с одной стороны и Владимиром и его сыновьями (Вячеславом и Мстиславом), киевским князем Святополком.

Олег потерпел поражение в битве на реке Колокше в 1097 году, но победители сжалились над ним и позвали заключать мирный договор. Для этого был выбран город Любеч на берегу Днепра на границе современных Черниговской и Гомельской областей.

Из заметных князей на съезд не прибыл полоцкий князь Всеслав Брячиславич, он оставался в стороне от внутренних конфликтов. Он княжил в Полоцке с 1044 году и скончался вскоре после съезда, в 1101 году.

Рис. 2. Любечский съезд князей.

Последствия съезда

Основным итогом стал тот факт, что было принято решение “каждый держит отчину свою”, то есть каждое княжество наследовала определенная ветвь династии Рюриковичей. Княжеские владения были перераспределены немного в пользу проигравших усобицу Святославичей. Они стали владеть Черниговским княжеством, которое занимали значительную территорию, не только современную Черниговскую область, но и Брянскую и Калужскую. Однако, Святославичам отказали в праве наследования престола в Киеве.

Еще одним следствием съезда князей в Любече стала краткая усобица за юго-западные земли – Волынь и Прикарпатье. Вскоре князья провели еще один съезд – в Уветичах в 1100 годах. Согласно его решению, Волынь перешла во владение Святополка.

Старший князь Святополк Изяславич прожил после съезда еще 16 лет, он скончался в 1113 году и киевский престол занял Владимир Мономах. Годы его правления стали расцветом Руси. В тот период удалось временно избавиться от половецкой угрозы и составить Повесть временных лет.

Рис. 3. Любечский съезд 1097.

Результаты съезда можно наглядно представить в такой таблице:

Князь

Унаследованная территория

Владимир Мономах

Переяславское княжество, Суздальские и Ростовские земли, Белоозеро и Смоленск

Святополк Изяславич

Старший князь до 1113 года, он получил Туров, Пинск и Киев

Святославичи – Олег и Давид

Чернигов, Новгород-Северский, Тьмутаракань, Рязань и Муром

Давид Игоревич

Луцк и Владими-Волынский

Василек Ростиславич и его брат Володарь

Юго-западные земли, Прикарпатье с городами Теребовль, Червень, Перемышль

Что мы узнали?

Съезд князей в Любече был проведен между двумя междоусобными войнами. Основным его итогом стало закрепление феодальной раздробленности – ветви династии Рюриковичей стали “прикрепляться” к определенным территориям.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 161.


А какая ваша оценка?

Любечский съезд



Любечский съезд

1097 г.

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Любечский съезд

Съезд князей в Любече — съехались князья Святославичи: Олег, Давид и Ярослав, киевский Святополк, Владимир Мономах, волынский князь Давид Игоревич и червонорусские князья Ростиславичи: Володарь и Василько.

Решен вопрос о наследовании власти от отца к сыну. Однако муждоусобия князей-родственников не прекратились. В 1098 г. был схвачен и ослеплен Василько Ростиславич, князь Теребовльский (из Галицкой земли).

+ + +

Любечский съезд 1097 г. — съезд шести русских князей в г. Любече (древнерусский город, ныне поселок городского типа в Черниговской области Украины) в период перехода Киевской Руси к раздробленности, на котором было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип «Каждо да держит отчину свою». Съезд собрался по инициативе Владимира Мономаха. Святополку II был оставлен Киев с Туровым и Пинском; Владимир Мономах получил Переяславское княжество, Ростово-Суздальскую землю, Смоленск и Белоозеро; Олег и Давид Святославичи — Чернигов и Северскую землю, Рязань, Муром, Тмутаракань; Давид Игоревич — Владимир-Волынский с Луцком; Василек Ростиславич с братом Володарем — Требовль, Червей, Перемышль. Соглашение вскоре было нарушено.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 290.

Далее читайте:

Съезд князей в Любече (Глава из книги: Алексей Гудзь-Марков. История славян. 8.3. Любечский съезд князей 1097 г.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Киевская Русь: Любечский съезд

Любечский съезд стал важным событием в истории России. Произошло это в 1097 году. Причиной созыва Любечского съезда послужили важные события, принесшие разруху и кровопролитие по всей старой Руси.

Причины съезда

Предчувствуя приближающееся отступление в мир иной, киевский князь Ярослав разделил свои великие владения на мелкие княжества. По распоряжению знатного родителя каждый из наследников мужского пола наследовал часть власти, называемой Киевской Русью. Любечский съезд князей должен был предотвратить раздел земли между наследниками.

Старшему сыну Изяславу, естественно, досталась столица — Киев. Остальные потомки века наследовали следующие вотчины: на Черниговской земле сел Святослав, на Переяславской — Всеволод, на Смоленской — Вячеслав, на Владимиро-Волынской — Игорь. Как показал ход последующих событий, это недальновидное решение Ярослава Мудрого спровоцировало феодальную раздробленность.

Начало междоусобиц

Как это часто бывает, подрастающие внуки тоже стали претендовать на свою долю дедовского наследства. Смутное время коснулось мирного населения, принеся ему много горя и страданий.

Лакомым кусочком стала столица Киевской Руси, поэтому борьба велась за великокняжеский престол. Киевляне не любили нового правителя, который не мог сравниться со своим отцом. Даже после второй попытки Изяславу не удалось вернуть престол — помешали собственные братья. Князь-ссыльный был вынужден искать убежища в соседней Польше, где он ждал смерти Святослава, чтобы снова вернуться в Киев.

После Изяслава на киевском престоле сел Всеволод, которому с самого начала достался Переяславль. Его старший сын, будущий Владимир Мономах, стараниями обосновался в Чернигове. Дальнейшая борьба за престол началась между наследниками Святослава и Всеволода. Любечский съезд был нужен уже в это время, так как родственники не могли спокойно существовать.

В 1093 году, после смерти Всеволода, его сын, умный и сдержанный Владимир Мономах, должен был возглавить Киевское княжество. Во избежание ненужного кровопролития Мономах все же уступил почетное место своему двоюродному брату Святополку, сыну Изяслава. Сыновья князя Святослава требовали предоставления им больших прав, замышляя отнять власть у Мономаха, княжавшего в Чернигове.

Обстановка накалилась, когда с легкой руки князя Олега Святославича половцы были втянуты в междоусобицу. Владимир Мономах, уступивший Чернигов своим родственникам, после возвращения в Переяславль организовал сопротивление половецким кочевникам.

Попытки пресечь преступные действия некоторых князей

Владимир Мономах со Святополком Изяславичем в 1096 году решили совместными усилиями положить конец произволу половцев. Они призвали вступить в союз Олега Святославовича. Однако он отказался от предложения и не соизволил участвовать во всероссийском княжеском съезде, где должен был быть заключен договор о порядке во власти. Киевский и Переяславский вместе с волынскими князьями решили проучить преступника, спрятавшегося в Стародубе. Олег, загнанный, что называется, в угол, принял мирное предложение братьев. Решением Любечского съезда в дальнейшем было помочь каждому князю вести себя миролюбиво и достойно.

За все грехи Олега последовало наказание в виде лишения Черниговского княжества и созыва общего съезда. Агрессивным планам не суждено было сбыться. Видя, что почти все родственники против него, он не только не захватил Новгород, но оставил захваченные Муром, Суздалем и Ростовом. В это время Олег уже дал присягу, что посетит Любечский съезд князей.

Любеч Съезд

Местом проведения знаменитого съезда был выбран город Любеч, где у Днепра проживала семья Владимира Мономаха. Среди приглашенных на Любечский съезд гостей были самые знатные князья России, в том числе потомки Ярослава Мудрого — внуки, правнуки. Любечский съезд был организован, оставалось принять важные решения.

По форме предметов можно выделить следующие пункты:

  1. Ключевым решением съезда, состоявшегося в 1097 году, было то, что все князья из рода Рюриковичей согласились признать права друг друга на вотчину, или, как говорит летопись: «Пусть твой отчим все сделает».
  2. Если кто-то нарушит договор и польстится на землю своего брата или кого-то еще из родственников, он будет считаться преступником. Подавить его должно объединенное ополчение остальных князей.
  3. Договорились о совместной обороне от кочевников, совершавших частые набеги на Русь.
  4. Был заложен один из основных принципов крупного феодального землевладения: наследование отечества князем-сыном. Любечский съезд должен положить конец кровопролитию и борьбе за власть.

Целование креста участниками собрания должно свидетельствовать о решимости неукоснительно выполнять принятые решения.

Конгресс на озере Долобье. Итоги обоих конгрессов

Однако мир между родственниками был недолгим. Началом новой волны было ослепление Василька Ростиславовича, которое совершили Святополк и Давид Игоревичи.

Поэтому через пять лет князьям пришлось снова встретиться, но уже на Долобском озере. Итогом съезда стало то, что объединенное войско во главе с Владимиром Мономахом относительно легко разбило половцев, но, к сожалению, Киевская Русь не смогла покончить с междоусобицами и стать монолитным государством. Значение Любечского съезда могло быть важным, но князья не могли вместить условий мира.

История Мурома | Русмания

IX век

Первое упоминание

Муром впервые упоминается в Первой летописи под 862 , что делает его одним из древнейших городов России. Под этим годом Муром упоминается как находящийся под властью Рюрика и варягов, но изначально был городом финно-угорского муромского племени, хотя не совсем ясно, названы ли люди в честь города или город в честь народа. Одна теория, однако, состоит в том, что Муром означает что-то вроде «города на высокогорье у воды».


XI век

Князь Глеб Муромский

Примерно в 1013 Великий князь Киевский Владимир Великий поставил своего сына Глеба первым князем Муромским. В 1015 умер Владимир Великий, и сводный брат Глеба Святополк захватил престол, а также убил брата Глеба — князя Бориса Ростовского. Между тем Святополк послал к Глебу в Муром известие, что отец их умирает и что Глеб должен приехать в Киев, чтобы увидеть его в последний раз. По дороге в Киев Глеб узнал правду о том, что его отец умер, а брат убит Святополком. Когда Глеб молился об отце и убитом брате, в его лагерь ворвались люди, посланные Святополком, и Глеба убил собственный повар. Борис и Глеб позже были канонизированы как первые коренные русские святые за то, что встретили свою смерть по-христиански, тогда как Святополк вошел в историю как Сятополк Окаянный.


Муромская война

В 1096 Муроме ввязались в бои между Олегом Святославичем и Владимиром Мономахом. Ранее в том же году Владимир Мономах возглавил киевское войско, чтобы отбить Чернигов, захваченный Олегом с помощью половцев. Олегу удалось бежать, и он присоединился к своим братьям Давыду в Смоленске. Затем два брата Святославичей двинулись на Муром, входивший в состав Черниговского княжества, но захваченный сыном Владимира Мономаха Изяславом. В последующем сражении Изяслав был убит, а брат Святославичей пошел на захват Мурома, а затем Суздаля и Ростова, входивших в Переяславское княжество Мономаха. Война закончилась только тогда, когда другой сын Мономаха, князь Новгородский Мстислав (впоследствии великий князь Мстислав Великий), вытеснил Святославичей из Переяславского княжества обратно в Муром.

В этот момент Мономах согласился на мирные переговоры, и в следующем году состоялся Любечский съезд. Съезд пожаловал братьям Святославичам Черниговское княжество, а младшего брата — Ярослава Святославича — отправили княжить Муромом. Ярослав оставался в Муроме до 1123 , когда сам стал князем Черниговским по смерти старших братьев.


XII век

Муромское княжество

В 1127 Князь Черниговский Ярослав Святославич был свергнут своим племянником Всеволодом Ольговичем, сыном покойного князя Черниговского Олега Святославича. Ярослав вернулся в свой старый город Муром и тем самым основал Муромское княжество. Ярославу, которого часто также называют Константином при крещении, приписывают распространение христианства на муромские земли. Согласно агиографии Ярослава-Константина, Ярослав послал своего сына Михаила к муромским язычникам с миссией обратить их, но вместо этого был ими убит. Позже язычники пришли к Ярославу с намерением убить, но когда Ярослав вышел с иконой, которую он привез с собой из Киева, толпа чудесным образом переменилась и даже согласилась принять христианство. Икона впоследствии стала называться Муромской иконой Божией Матери. Ярослав умер в Муроме в 9 г.0055 1129 и вместе с сыновьями позже был канонизирован в 1547 как святые князья Константин (Константин), Михаил (Михаил) и Феодор (Федор) Муромские.


Раздел Муромского княжества

После смерти Ярослава Муромское княжество было разделено между тремя сыновьями Ярослава: Юрий (которого часто называют Федором) получил Муром, Святослав — Рязань и Ростислав — Пронск. Юрий умер в 1143 , и ему наследовал Святослав, которого, в свою очередь, сменил Ростислав, а Пронск унаследовал сын Святослава Владимир. Святослав тогда умер в 1145 и настала очередь Ростислава стать муромским князем.

Ростислав принял участие в Междоусобной войне 1146 1154 , выступив против князя Юрия Долгорукого Ростово-Суздальского. Набег Ростислава на ростово-суздальские земли был отомщен сыновьями Долгорукого Ростиславом и Андреем, осаждавшими Рязань. Ростислав Муромец и его сын князь Глеб Ростиславич Рязанский (поставленный князем Рязанским в нарушение правил престолонаследия) бежали из своих земель в 9 г.0055 1147 и Владимир Святославич (племянник Ростислава) стал князем Муромским. Однако Ростислав смог восстановить себя как князь Муромский в 1149 и правил там до своей смерти в 1153 . С уходом Ростислава Владимир Святославич смог отбить Муром и Рязань и объединить княжества, объявив себя великим князем Рязанским. Владимир Святославич умер в 1162 году, и ему наследовал великий князь Рязанский Глеб Ростиславич, хотя Муромское княжество откололось, и там князем стал сын Владимира Святославича Юрий Владимирович.


Отдельное Муромское княжество

Муромский князь Юрий Владимирович стал твердым союзником великого князя Владимирского Андрея Боголюбского и принимал участие в походах Владимира на волжских булгар и другие русские княжества. Юрий умер в 1176 и ему наследовал его сын Владимир Юрьевич. Как и его отец, Владимир также вступил в союз с Владимирским великим княжеством, которым тогда правил великий князь Всеволод Большое Гнездо. Юрий даже объединился со Всеволодом Большое Гнездо против Рязани в 1186 .


13 век

Преподобный Илья Печерский и Илья Муромец

В 1204 в Киево-Печерской Лавре скончался монах Илья, родом из Муромца. До того, как он был пострижен, Илья был известен как Чоботок и, как говорили, был великим воином, хотя этот Илья был прототипом легендарного русского богатыря по имени Илья Муромец, который фигурирует во многих народных сказках. По преданиям, Муромец родился в Муроме и большую часть жизни провел прикованным к постели из-за тяжелой болезни. Когда ему было 33 года, его посетил мистик, который наделил его сверхчеловеческой силой. С этого момента Илья использовал свою вновь обретенную физическую силу для защиты России и ее народа. Преподобный Илия был канонизирован в 9 г.0055 1643 Православной Церковью под именем Святитель Илия Печерский (Илья Печерский). Когда его останки были исследованы в 1988 , было установлено, что он, должно быть, был крепким мужчиной и что у него было много боевых ранений и даже признаки болезни позвоночника.


Святые Петр и Феврония Муромские

Князь Владимир Юрьевич Муромский умер примерно в 1205 и ему наследовал его брат Давыд Юрьевич. Давыд также был союзником Всеволода Большое Гнездо, а затем и его сыновей. Давид и его жена Феврония были идентифицированы как святые Петр (Петр) и Феврония. По преданию, почувствовав приближение конца своей жизни, Давид принял монашество и принял имя Петр. Его жена Феврония сделала то же самое и стала монахиней. Вскоре после этого пара скончалась в тот же день в 1228 . Через несколько дней умер и их сын Святослав. Супруги были канонизированы в 1547 и стали русскими святыми покровителями семьи и брака.


Монголо-татарское нашествие

Юрий Давыдович сменил своего отца на посту муромского князя в 1228 и имел несчастную судьбу быть князем во время монголо-татарского нашествия. Юрий был опытным воином, принимавшим участие в походах против мордвы в , 1229, и 1232 , так вот он и пришел на помощь Рязани при вступлении монголо-татар в княжество осенью 1237 . Юрий погиб вместе с рязанским войском. Юрию наследовал его сын Ярослав Юрьевич. В конце концов монголо-татары достигли Мурома в 1239 годах, когда они разграбили город и окружающие его земли. Последнее упоминание о Ярославе Юрьевиче относится к 1248 , когда его дочь вышла замуж за ростовского князя.


14 и 15 века

Присоединение к Москве

После монголо-татарского нашествия нет информации о Муроме или его князьях примерно до 1351 , когда некий князь Юрий Ярославич упоминается как возродивший свою вотчину Муром, предполагая, что он каким-то образом потомок от предыдущих муромских князей. Примерно в 1392 годах Великий князь Московский Василий I сумел купить ярлык на управление Муромским княжеством, тем самым включив его в состав Московского Великого княжества. С этого момента Муром утратил свою самостоятельность и все больше становился провинциальным городом.


XVI век

Иван Грозный в Муроме

В 1549 царь Иван Грозный (прежде чем он был таким грозным) отправился в свой первый поход на завоевание Казанского ханства и по пути прошел через Муром. Поход оказался неудачным и в 1552 Иван вернулся в Муром в очередной поход. Он пробыл в Муроме неделю и пока молился там и дал обет построить церкви в Муроме, если он одержит победу в своем походе. При этой попытке Казань была завоевана, и Иван выполнил свое обещание, приказав построить в городе несколько церквей. В их числе Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенского монастыря и церковь Космы и Дамиана. Иван также основал Благовещенский монастырь в 9 г.0055 1553 .


17 век

В 1616 , в Смутное время России, Муром был присоединен к польско-литовской армии во главе с Александром Лисовским. Большая часть города была повреждена во время Смуты, в том числе его монастыри, но он медленно восстанавливался после восстановления мира и порядка. В оставшуюся часть 17 века Муром стал известен как центр торговли, связанный с кожевниками, сапожниками, кузнецами, ювелирами и портными.


XVIII век

В 1708 Муром вошел в состав Московской губернии, а в 1778 стал центром Муромского уезда в составе Владимирского наместничества (с 9096 059 17059 Владимирской губернии). Генеральный план города был принят Екатериной Великой в ​​ 1788 годах. В 1781 для города был создан герб, на котором были изображены буханки хлеба «калач» декоративной формы (обычно круглой или плетеной), которые едят в особых случаях, например, на свадьбах или при встрече гостей. В Муроме веками пекли калачский хлеб, которым город особенно прославился, отсюда и решение изобразить его на гербе.


XIX век

В XIX веке Муром оставался провинциальным городом с большим купеческим населением. За разрушительными пожарами

1792 и 1805 в Муроме последовали масштабные восстановительные работы. Новые здания 19 века включали торговые ряды и знаменитую городскую водонапорную башню. В 1880 годах были начаты работы по строительству железнодорожной линии из Москвы в Нижний Новгород и Казань, проходящей через Муром. Работы выполнены в 1912 и предусматривал строительство моста через реку Оку и железнодорожной станции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *