Краткая биография Зинаиды Гиппиус | Литерагуру
Автор: Guru ·
Зинаида Гиппиус известна миру как неповторимая и одиозная представительница литературного общества Серебряного века. Ее поэзия, о любви и о ненависти, привнесла свежие оригинальные нотки в застарелый приевшийся пласт созданного ранее творчества. Мнение Гиппиус в любом литературном споре имело решающее значение, она была незыблемым авторитетом для целого поколения молодых писателей.
Содержание:
- 1 Детские годы
- 2 Творческий путь
- 3 Личная жизнь
- 4 Последние годы
Детские годы
Родилась Зинаида Николаевна Гиппиус в г. Белев Тульской губернии 8 ноября 1869 года. Отец поэтессы, Николай Гиппиус, занимал должность юриста, а мать, Анастасия, – воспитывала четверых детей. В силу профессии отца постоянно переводили по службе, поэтому семейство Гиппиусов объездило практически всю территорию Союза.
В 1880-м Николай Гиппиус получает повышение по службе, и занимает судейский пост. Семья оседает в г. Нежин. Зинаида, учившаяся прежде в женской гимназии, теперь продолжает обучение в Киевском институте благородных девиц. Будучи очень ранимой и чувствительной натурой, она сильно переживала и даже болела, вынужденная жить при институте. Поэтому девочку вскоре пришлось оттуда забрать.
В 1881 году умирает Николай Гиппиус, страдавший некоторое время туберкулезом. Мать, оставшись безо всякой материальной поддержки, с детьми на руках, едет в Москву. В столице Зина снова идет учиться, на этот раз в гимназию Фишер. Но и здесь ей доучиться не удается, спустя полгода она также заболевает туберкулезом. В поисках подходящего климата для лечения болезни, мать перевозит детей в Крым.
Зинаида из-за своего недуга была вынуждена учиться дома. Более других наук ее увлекала литература, она и сама пробовала писать, занося все свои наработки в дневник.
Вскоре мать снова решается на смену места жительства. На этот раз семья обосновывается на Кавказе в городе Боржоми, у родного брата матери – Александра. Там они прожили год, и после смерти Александра уехали в Манглиси.
Зинаида выросла и стала настоящей красавицей, ее постоянно окружали толпы поклонников. Поэзия теперь стала ее основным занятием, и она уверенно заняла свою нишу в обществе ведущих представителей Серебряного века. Творчество Гиппиус разительно отличалось от сочинений ее современников, поэтесса имела свой уникальный стиль.
Творческий путь
Дом Зинаиды Гиппиус и ее супруга Дмитрия Мережковского всегда был излюбленным местом литературной элиты. Они часто устраивали творческие вечера, побывать на которых мечтало множество молодых дарований.
Зинаида Гиппиус имела незыблемый авторитет среди прочих писателей. Знаменитые ныне Блок и Мандельштам прославились именно благодаря протекции одиозной поэтессы. Это Гиппиус была первым критиком творчества раннего Есенина, после чего поэт обрел известность и признание народа.
Творческий путь самой Зинаиды Гиппиус датируется 1888 годом, его ознаменовал выход первых стихотворений, опубликованных в «Северном вестнике». Затем, в «Вестнике Европы» была опубликована череда ее рассказов, вышедших под псевдонимом Антон Крайний. Поэтесса затронула в своем творчестве много важных тем: это и любовь и жизнь и народ и Родина. Наиболее популярное из написанного Гиппиус в те годы — стихи «Снег», «Почему», «Любовь одна», Бессилие», «14 декабря», «Она не погибнет», «Так и есть», «Секло», «Крик».
Гиппиус и ее супруга печатали неохотно, ведь они создали некий новый стиль, не вписывающийся в сложившиеся литературные нормы. Зинаида творила в те годы, когда в России едва начинал зарождаться символизм. Ее даже называли «старшим символистом» эпохи.
Раннее творчество Гиппиус отличалось идеями перехода от реальности к вымышленному миру. Великий Достоевский оказал на мировоззрение писательницы огромное влияние. Зинаида буквально пропустила через себя его философию, что отразилось на двух первых сборниках ее рассказов – «Новые люди» 1896 года и «Зеркала» 1898 года.
Революция 1905 года, или, как ее окрестила великая поэтесса, «революция духа», по ее мнению ознаменовала собой начало преображения общества. Она чрезвычайно вдохновила Гиппиус на плодотворный труд. Собрания ее сочинений выходили один за другим. В 1908 году — «Черное по белому», в 1912 — «Лунные муравьи». Роман «Чертова кукла» увидел свет в 1911 году, а через два года миру явилось еще одно замечательное произведение – «Роман-царевич».
Следующая, Октябрьская, революция 1917 года, напротив, была встречена Гиппиус довольно враждебно. От нее поэтесса вместе с мужем бежала в Париж. Там она продолжала творить. Из-под ее пера чередой лились стихи, воспоминания, публицистические сочинения. СССР, вместе с бушующей там революцией, Гиппиус подвергала резкой критике и была уверена в его скором падении.
Во время пребывания супругов Мережковских во Франции, их дом был открыт для множества таких же, как они, русских эмигрантов, среди которых были Бунин, Бердяев, Бальмонт, Куприн и Шмелев.
В начале 19 столетия существовало элитное общество «Зеленая лампа», в которое были вхожи лишь избранные личности. Активным членом его являлся Александр Пушкин. В 1926 году чета Мережковских взялась за возрождение этого забытого братства. Просуществовало оно недолго и в период Второй мировой войны распалось.
Личная жизнь
Гиппиус, несмотря на потрясающий успех у мужского общества, имела отношения только с одним мужчиной, ставшим впоследствии ее законным мужем. А с многочисленными поклонниками снисходила разве что только до переписки.
Со своим будущим супругом Дмитрием Мережковским Зинаида Гиппиус познакомилась в Боржоми. Судьбоносная встреча произошла в 1888 году. Влюбленные встречались всего два месяца, после чего поженились. Супруги очень любили друг друга и были близки по духу. Связывали их исключительно платонические отношения. Из-за этого вокруг их семьи всегда вертелось множество слухов. Зинаиде приписывали романы едва ли не с каждым представителем высшего литературного общества Санкт-Петербурга, а Мережковского считали несостоятельным мужчиной. И лишь самые близкие люди знали о сильном чувстве, связывающем влюбленных. В счастливом браке супруги прожили больше полувека.
Последние годы
Зинаиде очень сложно давалась жизнь без любимого супруга. Поэтесса не единожды пыталась свести счеты с жизнью. Сразу после смерти Дмитрия она занялась написанием книги «Дмитрий Мережковский», но завершить ее не успела из-за паралича правой руки. После этого работать она больше не могла и изнывала от безделья.
9 сентября 1945 года Зинаида Гиппиус покинула этот мир. Похоронена великая поэтесса в одной могиле с мужем на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
Adblock
detector
Всё кратко.ру — Гиппиус-Мережковская З.Н. — Биография кратко. Гиппиус-Мережковская Зинаида Николаевна
Всё кратко.ру — Гиппиус-Мережковская З.Н. — Биография кратко. Гиппиус-Мережковская Зинаида Николаевна- краткая биография писателя.- ———МЕНЮ———
- Краткие содержания
- Сочинения
- Биографии
- Содержания опер
- Шпаргалки
- Краткая история
Гиппиус Зинаида Николаевна (1869 — 1945), поэтесса, прозаик, критик.
Родилась 8 ноября (20 н.с.) в городе Белев Черниговской губернии в семье государственного чиновника, служившего в Нежине. Получила основательное домашнее образование.
После смерти отца семья переехала в Москву, затем в Ялту и Тифлис, где началось ее увлечение русской классикой, особенно Ф-Достоевским.
Летом 1889 выходит замуж за Д. Мережковского, вместе с которым переезжает в Петербург. Здесь начинается активная литературная деятельность, публикует первые стихи в «Северном вестнике», вокруг которого группировались петербургские символисты «старшего поколения».
В 1901 — 02 становится одним из организаторов Религиозно-философских собраний (основа — учение о Царствии Божием на земле). Смысл собраний был в объединении интеллигенции и представителей Церкви с целью «религиозного возрождения» страны. Журнал «Новый путь» (1903 — 04) стал печатным органом Собраний. Многие стихи этого времени выражают ее духовные стремления, общие с идеями Мережковского («Христу», «Господь отец», «Предсмертная исповедь христианина» и др.), другие свободны от всякой мистики и религии («Сосны», «Дождичек» и др.).
В 1908 публикует сборники рассказов «Черное по белому», в 1911 — «Чертова кукла», в 1912 — «Лунные муравьи» и др.
Выступает и как критик, опубликовав «Литературный дневник» — сборник критических статей (под псевдонимом Антон Крайний).
Октябрьскую революцию Гиппиус встретила крайне враждебно, в 1920 она вместе с Мережковским эмигрировала во Францию. В эмиграции выступала в статьях и стихах с резкими нападками на советский строй. В 1939 в Париже вышла книга стихов «Сияния». Два тома воспоминаний «Живые лица» были изданы в Праге в 1925. Гиппиус тяжело перенесла кончину мужа (1941). Тем не менее ей удалось создать литературный памятник Д.Мережковскому, книгу-биографию, насыщенную обширнейшим фактическим материалом. Ее книга «Дмитрий Мережковский» вышла после ее смерти, в 1951.
В возрасте 76 лет она скончалась 9 сентября 1945 в Париже.
Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Загрузка…
Зинаида Гиппиус читает произведения из своей парижской библиотеки
DOI:https://doi.org/10.22455/2541-8297-2019-14-353-379
Об авторе:Ольга Блинова, кандидат философских наук, ассоциированный член Исследовательского отдела GEO — Средиземноморья, востоковедения и славистики — EA 1340 Страсбургского университета, Страсбург, Франция. E-mail: [email protected]
Аннотация:На основании печатных материалов на русском языке, входящих в состав частной библиотеки Мережковских в Париже, уточняются некоторые биографические факты о Зинаиде Гиппиус, а также датируется основание упомянутой библиотеки. Таким образом, статья способствует изучению русскоязычной части произведений Д.С. Мережковского и З.Н. Парижская библиотека Гиппиус. Особую ценность для исследователей России зарубежья как особого явления и произведений Гиппиус эмигрантского периода представляют ее пометки на полях, позволяющие реконструировать ее отражение тех или иных литературных фактов. В статье также восстанавливается история некоторых записей в домашней библиотеке Мережковских. Изучение библиотечных статей позволяет уточнить и установить источники, использованные Гиппиус для рассказа о секте людей Божиих «Он сошёл» (1904), статьи «Хлеб жизни» (1901) и «Увлечение» (1904), а также поэмы «О вере» и «Обнаженные мысли» (1902). На основе заметок Д.С.Мережковского важные дополнения к истории творчества и интерпретации его романа «Петр и Алексей» из трилогии «Христос и антихрист», а также исследования «Л. Толстой и Достоевский». Заключительный вывод отражает особое значение библиотеки Мережковских в Париже, ее состав и точное время формирования для изучения творчества Гиппиус, учитывая небольшое количество ее собственных свидетельств о своем творческом процессе.
DOI 10.22455/2541-8297-2019-14-353-379
Ссылки:Андрущенко Е.А. Тайновидение Мережковского. Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский [Л. Толстой и Достоевский], изд. Э.А. Андрущенко. Москва : Наука, 2000. С. 481–528. (на рус.)
Бердяев Н.А. Новое христианство (Д.С. Мережковский). Д.С. Мережковский: pro et contra: Личность и творчество Д. Мережковского в оценке современников: Антология [Д.С. Мережковский: pro et contra: Личность и творчество Д. Мережковского в оценке современников: Антология / Под ред. А.Н. Николюкин. СПб.: Русская христианская гуманитарная академия, 2001. С. 331–353. (на рус.)
Блинова О.А. Парижская научная библиотека Д.С. Мережковского. Список изданий, проданных В.А. Злобиным НБФ в 1950 г. (Приложение) [Д.С. Парижское собрание научных трудов Мережковского.
Богомолов Н. Мифы о Гиппиусе и мифы о Гиппиусе: точка зрения жанра. Зинаида Гиппиус: Поэзия и философия жанра , sous la direction d’O. Блинова. Страсбург, Presses universitaires de Strasbourg, 2016, стр. 155–168. (на французском языке)
Даниелян Э.С. С помощью. Брюсов и З.Н. Гиппиус (к вопросу о литературных взаимоотношениях) [Валерий Брюсов и Зинаида Гиппиус (об их литературных отношениях)]. Брюсовские чтения 1996 года: Сборник статей . Изд., сост. С.Т. Золян. Ереван: Лингва, 2001. С. 192–204. (на рус.)
Дзеранов Т.Е. Творческое наследие А.А. Гассиева и проблемы нашего времени [А.А. Литературное наследие Гассиева и проблемы современности.
Современные проблемы науки и образования , 2014, вып. 1. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11851 (дата обращения: 19.09.2019). (на рус.)Гиппиус З.Н. Стихотворения [Стихотворения], вступление, сост., изд. и комментарий. СРЕДНИЙ. Лавров. СПб.: Академический проект, 1999. 592 с. (на рус.)
Янишевская И.В. Опыт жизнетворчества Зинаиды Гиппиус: к вопросу о мифологизации образа. Вестник Русской христианской гуманитарной академии , 2014, т. 1, с. 15, вып. 4, стр. 300–303. (на рус.)
Ходасевич В.Ф. З.Н. Гиппиус. «Живые лица». I i II тт. изд. «Пламия». Прага. 1925 [З.Н. Гиппиус. «Живые лица». Том. I и II. Издательство «Пламия». Прага. 1925]. З.Н. Гиппиус: pro et contra: Личность и творчество Зинаиды Гиппиус в оценке современников и исследователей: Антология [З.Н. Гиппиус: pro et contra: личность и творчество Зинаиды Гиппиус в оценке современников и исследователей: Антология. А.Н. Николюкин.
Кузнецова Е. Отражение философско-религиозных идей Д. Мережковского в симфонии «Кубок метелей» и романе «Серебряный голубь» Андрея Белого. Голубь». Toronto Slavic Quarterly , 2016, №. 57, стр. 175–194. (на рус.)
Лавров А.В. Дарьяльский и Сергей Соловьев. О биографическом подтексте в «Серебряном голубе» Андрея Белого [Дарьяльский и Сергей Соловьев. О биографическом подтексте в «Серебряной голубке» Андрея Белого. Лавров А.В. Андрей Белый: Разыскания и годы [Андрей Белый: Открытия и исследования]. Москва : Новое литературное обозрение, 2007. С. 106–107. (на рус.)
Матиева А.Х. Библиотека М.М. Ковалевского в фонде Отдела редких книг и рукописей [М.М. Ковалевского в Отделе редких книг и рукописей. Рукописи. Редкие издания. Архив. Из фондов Отдела редких книг и руководств. К 60-летию образования Отдела: Сб. стати НБ МГУ. Вып. VIII
[Рукописи. Редкие издания. Архивы. Из фондов Отдела редких книг и рукописей. К 60-летию кафедры: Сборник очерков Научной библиотеки МГУ. Москва: Издательство «Водолей», 2008. С. 243–288. (на русск.)Орлова М.В. Зинаида Гиппиус и Валерий Брюсов: к истории взаимоотношения. (Лекция) [Зинаида Гиппиус и Валерий Брюсов: К истории их отношений. (лекция)]. Режим доступа: muzeemania.ru/2019/05/17/в-музее-серебряного-века-состоялась-л/ (дата обращения: 03.08.2019). (на рус.)
Павлова М.М. К истории неохристианской общины Мережковских (на материале «дневников» Т. Н. Гиппиус). Статья 2. К истории неохристианской общины Мережковских (по материалам «дневников» Т. Н. Гиппиус). Часть 2]. Русская литература, 2017, вып. 4, стр. 166–194. (на рус.)
Переписка З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковского, Д.В. Философова с В.Я. Брюсовым (1906–1909) [Переписка З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский, Д.В. Философов с В.Ю. Брюсов (1906–1909)], опубл. М.В. Толмачев, комментарий. Т. В. Воронцова.
Зинаида Гиппиус — Биография
Биография
Зинаида Николаевна Гиппиус родилась 20 ноября 1869 года в Белеве, Тула, старшая из четырех дочерей. Ее отец, Николай Романович Гиппиус, был русским немцем, предок которого Адольф фон Гингст, позднее фон Гиппиус, приехал в Москву в XVI веке. Николай был известным юристом и высокопоставленным чиновником российского Сената. Мать, Анастасия Васильевна (урожденная Степанова), была дочерью екатеринбургского полицмейстера.
Работа Николая Гиппиуса требовала почти постоянных поездок из города в город, а его дочери не получали формального образования; беря уроки у гувернанток и приезжих репетиторов, они посещали школы спорадически, в каком бы городе (Саратове, Туле, Киеве и т. д.) семья не останавливалась на более или менее значительный срок. Серьезный кризис случился, когда их любимый отец умер от туберкулеза в возрасте 48 лет, оставив свою обширную семью без особых средств к существованию. Что еще хуже, все четыре девушки унаследовали предрасположенность к болезни, которая его убила. Больше всего заботясь о старшей дочери, мать перевезла семью на юг, сначала в Ялту (где Зинаиде пришлось лечиться), а затем в 1885 году в Тифлис, поближе к дому их дяди Александра Степанова.
К этому времени Зинаида Гиппиус уже два года училась в женской школе в Киеве (1877—1878) и год в московской гимназии Фишера, где из-за хронически печального характера запомнилась как «маленькая беспокойная существо». Только в Боржоми, где ее дядя Александр, человек с немалым достатком, снял для нее дачу, Зинаида начала приходить в себя после глубокого потрясения, вызванного смертью отца. В большом доме ее дяди Александра часто устраивались танцы и вечеринки с чтением стихов, и девочка впервые в жизни начала получать удовольствие.
Зинаида начала писать стихи в семь лет. К тому времени, когда она встретила Дмитрия Мережковского в 1888 году, она уже была опубликованным поэтом. «К 1880 году я уже писал стихи, так сильно веря в «вдохновение», что взял за правило никогда не отрывать перо от бумаги. Люди вокруг меня видели в этих стихах признак того, что я «избалован», но я пыталась скрыть их и, конечно, совсем не избалованная, что при моем религиозном воспитании», — писала она в 1902 году в письме Валерию Брюсову. Симпатичная девушка, Зинаида привлекала к себе внимание в Боржоми и приобрела немалый опыт в пресечении нежелательных ухаживаний, но один из ее новых знакомых, Дмитрий Мережковский, был другого склада. Исключительно образованный и замкнутый, Мережковский произвел на нее мгновенное впечатление. Он оказался родственной душой: на ментальном уровне они поладили, как дом в огне. На самом деле, ощущение «двух сердец, бьющихся в унисон» было настолько ошеломляющим, что в тот момент, когда он сделал предложение, она приняла его без колебаний, ни разу в жизни не пожалев о том, что кому-то могло показаться поспешным решением.
8 января 1889 года в Тифлисе Гиппиус и Мережковский, по возможности игнорируя церемониальную часть, обвенчались, образовав, таким образом, то, что оказалось самым необыкновенным тандемом мужа и жены в истории русской литературы.