Герои поэмы мертвые души: Характеристика Чичикова в поэме Мертвые души кратко, образ с цитатами героя Павла Ивановича по плану для сочинения в таблице (9 класс)

Содержание

Характеристика героев поэмы «Мёртвые души»

Роман-поэму «Мёртвые души» Николай Васильевич Гоголь написал в 1835–1841 годах. В этом произведении рассказывается о похождениях чиновника в отставке Павла Ивановича Чичикова, выдающего себя за помещика и стремящегося разбогатеть. В этой статье представлены характеристики главного героя и других персонажей 1 тома романа.

Содержание

Главный герой

Павел Иванович Чичиков

Павел Иванович Чичиков — коллежский советник, чиновник в отставке. Он человек среднего возраста, целеустремлённый, осмотрительный, рассудительный. Поставив себе цель разбогатеть, он самоотверженно и терпеливо двигается к ней, угождая начальству, проявляя деловую хватку. Выходить сухим из воды ему помогает его осторожность и ловкость. Он умеет произвести на всех приятное впечатление, знает, как нужно вести себя с разными людьми, чтобы получить от них то, что ему нужно. Не смог он понять сразу только характер Ноздрёва, поэтому еле унёс от него ноги.

Подробная характеристика Павла Ивановича Чичикова здесь.

Другие персонажи

Манилов

Манилов — помещик, который производит вначале приятное впечатление. Он культурен, деликатен, вежлив, обходителен, учтив. Но немного пообщавшись с ним, человек начинает ощущать неприятное чувство от приторной слащавости этого героя. Манилову чужда любая деятельность, он проводит время в мечтах о бессмысленных, неосуществимых проектах.

Подробная характеристика Манилова здесь.

Лизанька Манилова

Лизанька Манилова — жена Манилова, молодая любезная дама приятной наружности.

Фемистоклюс Манилов

Фемистоклюс Манилов — старший сын Манилова (8 лет). Отец хвалит его за сообразительность и прочит ему карьеру дипломата.

Алкид Манилов

Алкид Манилов — младший сын Манилова (6 лет), которого обижал старший брат.

Настасья Петровна Коробочка

Настасья Петровна Коробочка — небогатая помещица, пожилая вдова, самостоятельно управляющая своим имением. Она бережлива, умело управляется со своим хозяйством, живёт в довольстве, но жалуется Чичикову на убытки. Своих крепостных крестьян она знает отлично, и они в её деревне не бедствует.

Подробная характеристика Настасьи Петровны Коробочки здесь.

Ноздрёв


Ноздрёв — вдовец, помещик лет тридцати, у которого в хозяйстве и в доме видны признаки запустения. Ему нет дела ни до крепостных крестьян, ни до своих двух детей, за которыми следит «смазливая» нянька. Ноздрёв очень энергичен, но его энергия уходит на посещение ярмарок, враньё, скандалы, азартные игры. С людьми ведёт себя фамильярно, новым знакомым быстро начинает говорить «ты».

Подробная характеристика Ноздрёва здесь.

Алексей Мижуев

Алексей Мижуев — зять Ноздрёва, высокий, белокурый, худощавый. У него флегматичный темперамент, он всегда спокоен, медлителен. Мижуев спорит с Ноздрёвым, отстаивая своё мнение, но затем соглашается с ним, хотя сомневается в правдивости Ноздрёва.

Михаил Семёнович Собакевич

Михаил Семёнович Собакевич — человек неуклюжий, громоздкий, внешне похожий на медведя. Этот помещик является очень расчётливым хозяином. В его деревне дома прочны, добротны, каждого из своих крепостных мужиков он отлично знает, ценит тех из них, кто обладает отличным мастерством. Собакевич презирает просвещение и городских жителей. Отличительные черты его характера — прижимистость и цинизм.

Подробная характеристика Михаила Семёновича Собакевича здесь.

Федулия Ивановна Собакевич

Федулия Ивановна Собакевич — жена Собакевича, высокая, степенная, спокойная женщина. Супруга она называет душенькой, как и он её.

Степан Плюшкин

Степан Плюшкин — богатый помещик, который довёл своё имение до запустения из-за своей непомерной скупости. Он не обращает внимания на то, что у него гниёт зерно, портятся припасы. Главное для него — подобрать на улице валяющиеся негодные вещи да следить за тем, чтобы никто не пил наливку из графинчика. Людей он подозревает в воровстве и мошенничестве и старается оберегать от них свои вещи и припасы.

Подробная характеристика Степана Плюшкина здесь.

Слуги Чичикова и тройка коней


Селифан — кучер, невысокий человек, имел привычку, когда подгуляет, при езде разговаривать с конями.

Петрушка — лакей «малый лет тридцати», немного суровый, с крупными губами и носом. Он молчалив, любил читать, причём любые книги, так как ему нравился просто процесс чтения. Читал он лёжа, спал, не раздеваясь, и носил всегда с собой какой-то особенный запах, «отзывавшийся несколько жилым покоем».

Кони: чубарый, гнедой и каурый Заседатель. Гнедой был коренным, вёл, по мнению Селифана, себя хорошо, пристяжного коня Заседателя он тоже хвалил, а пристяжного чубарого стыдил за хитрость и лукавство, так как тот показывал только для вида, будто бы везёт бричку.

Губернатор

Губернатор — ни толст, ни тонок, имеет орден Анны на шее. Он большой добряк и даже иногда вышивает по тюлю.

Губернаторша

Губернаторша — «первая в городе дама», поверила в то, что дочь собиралась убежать с Чичиковым и стала её упрекать.

Дочь губернатора

Дочь губернатора — молоденькая девушка 16 лет. У неё беленькое лицо, золотистые волосы, тоненькие черты лица и тоненький стан. Она только что выпущена из института для благородных девиц.

Вице-губернатор

Вице-губернатор имеет чин статского советника, любит льстецов.

Председатель палаты


Председатель палаты — любезный и рассудительный человек, статский советник.

Почтмейстер

Почтмейстер — невысокий человек, остряк и философ.

Прокурор

Прокурор — человек серьёзный и молчаливый, с густыми чёрными бровями и слегка подмигивающим левым глазом.

Городские сплетницы, пустившие слух, что Чичиков хочет увезти губернаторскую дочку

Анна Григорьевна — дама приятная во всех отношениях.

Софья Ивановна — просто приятная дама.

Дядя Митяй и дядя Миняй

Дядя Митяй и дядя Миняй — мужики, которые помогали развести коней, когда на тройку Чичикова наскакала коляска с шестериком коней. Дядя Митяй был длинный и сухощавый, а дядя Миняй — широкоплечий и пузатый. Помочь они не смогли, и кучер их прогнал.

Вам также будет интересно почитать:

Характеристика героев поэмы «Мертвые души» Николая Гоголя, список персонажей

Меню статьи:

  • Главные герои «Мертвых душ»
  • Второстепенные герои
  • Эпизодические и третьестепенные герои поэмы

Поэма Гоголя «Мертвые души» не лишена значительного количества действующих персонажей. Всех героев по их значимости и временном промежутке действия в поэме можно поделить на три категории: главные, второстепенные и третьестепенные.

Как правило, в поэмах количество главных героев небольшое. Такая же тенденция наблюдается и в произведении Гоголя.

Чичиков


Образ Чичикова, бесспорно, является ключевым в поэме. Именно благодаря этому образу происходит связь эпизодов повествования.

Павел Иванович Чичиков отличается своей нечестностью и лицемерием. Его желание обогатиться обманным путем обескураживает.

С одной стороны причины такого поведения объяснимы давлением общества и действующими в нем приоритетами – богатый и нечестный человек пользуется большим почетом, чем честный и порядочный бедняк. Так как никто не желает влачить свое существование в нищете, то финансовый вопрос и проблема улучшения своих материальных ресурсов всегда актуальна и часто граничит с нормами морали и добропорядочности, которую многие готовы переступить.

Такая же ситуация случилась и с Чичиковым. Он, будучи простым человеком по происхождению, фактически был лишен возможности сколотить свое состояние честным путем, поэтому возникшую проблему решил с помощью смекалки, сообразительности и обмана. Скуп «мертвых душ» в качестве идеи является гимном его уму, но в то же время обличает бесчестное естество героя.

Манилов
Манилов стал первым помещиком, к которому Чичиков приехал за покупкой душ. Образ этого помещика неоднозначен. С одной стороны, он создает приятное впечатление – Манилов приятный и воспитанный человек, но тут же отметим, что он апатичный и ленивый.

Манилов – это человек, который всегда подстраивается под обстоятельства и никогда не выражает своего настоящего мнения по тому или иному поводу – Манилов принимает наиболее выгодную сторону.

Коробочка
Образ этой помещицы, пожалуй, воспринимается в целом как позитивный и приятный. Коробочка не отличается умом, она глупая и, в некой мере, необразованная женщина, но при этом она смогла удачно себя реализовать в качестве помещицы, что значительно возвышает ее восприятие в целом.

Коробочка слишком простая – в некоторой мере ее повадки и привычки напоминают стиль жизни крестьян, что не впечатляет стремящегося к аристократам и жизни в высшем обществе Чичикова, но зато позволяет Коробочке жить вполне счастливо и вполне успешно развивать свое хозяйство.

Ноздрев
Ноздрев, к которому приезжает Чичиков, после Коробочки, воспринимается совсем иначе. И это не удивительно: кажется, что Ноздрев не смог полноценно себя реализовать ни в одной сфере деятельности. Ноздрев – плохой отец, который пренебрегает общением с детьми и их воспитанием. Он плохой помещик – Ноздрев не занимается своей усадьбой, а только спускает все средства. Жизнь Ноздрева – это жизнь человека, предпочитающего выпивку, гуляния, карты, женщин и собак.

Собакевич
Этот помещик вызывает неоднозначное мнение. С одной стороны он грубый, мужиковатый человек, но с другой стороны, эта простота позволяет ему вполне успешно жить – все постройки в его усадьбе, включая дома крестьян, сделаны на совесть – нигде не найдешь чего-то прохудившегося, крестьяне его сыты и вполне довольны. Сам же Собакевич часто трудится вместе с крестьянами на равных и не видит в этом ничего необычного.

Плюшкин
Образ этого помещика, пожалуй, воспринимается как самый негативный – он скупой и злой старик. Плюшкин внешне похож на нищего, так как одежда его невероятно прохудилась, дом его похож на развалины, как впрочем и дома его крестьян.

Плюшкин живет необыкновенно экономно, но делает это не потому, что в этом есть необходимость, а из-за чувства жадности – он готов выбросить испортившуюся вещь, но только не применять ее во благо. Именно поэтому на его складах сгнивают ткань и продукты, но при этом его крепостные ходят головные и оборванные.

Второстепенные герои

Второстепенных героев в повести Гоголя также не много. Фактически всех их можно охарактеризовать как значимых деятелей уезда, деятельность которых не связана с помещицтвом.

Губернатор и его семья
Это, пожалуй, один из самых значимых людей в уезде. По идее, он должен быть проницательным, умным и рассудительным. Однако на практике все оказалось не совсем так. Губернатор был человеком добрым и приятным, но дальновидностью не отличался .

Жена его была тоже милая женщина, однако ее излишнее кокетство портило всю картину. Дочка губернатора была типичной жеманной девушкой, что правда внешне она очень отличалась от общепринятого стандарта – девушка не отличалась полнотой, как было принято, а была стройной и милой.

Что правда ввиду своего возраста она была слишком наивной и доверчивой.

Прокурор


Образ прокурора не поддается значительному описанию. По мнению Собакевича, он был единственным порядочным человеком, хотя, если быть до конца честным, то и он все же был «свиньей». Такую характеристику Собакевич никак не объясняет, что затрудняет понимание его образа. Помимо этого мы знаем, что прокурор был очень впечатлительным человеком – когда обман Чичикова был раскрыт, из-за излишнего волнения, он умирает.

Председатель палаты
Иван Григорьевич, который был председателем палаты, был человеком милым и воспитанным.

Чичиков отметил, что он был очень образованным, в отличие от большинства значимых людей уезда. Однако его образование не всегда делает человека мудрым и дальновидным.

Так получилось и в случае с председателем палаты, который мог с легкостью цитировать произведения литературы, но при этом не смог разглядеть обман Чичикова и даже помог ему оформить документы на мертвые души.

Полицмейстер
Алексей Иванович, который выполнял обязанности полицмейстера, казалось, сросся со своей работой. Гоголь говорит, что он смог в идеале постигнуть все тонкости работы и его уже сложно было представить на какой-либо другой должности. Алексей Иванович приходит к любую лавку как к себе домой и может брать все, что душа его пожелает. Несмотря на такое наглое поведение, он не вызвал негодование у горожан – Алексей Иванович умеет удачно выкрутиться из ситуации и сгладит неприятное впечатление от поборов. Так, например, он зовет в гости на чай, поиграть в шашки или же посмотреть рысака.

Предлагаем проследить за образом Плюшкина в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”.

Такие предложения не делаются полицмейстером спонтанно – Алексей Иванович умеет найти в человека слабое место и пользуется этим знанием.

Так, например, узнав о том, что купец имеет страсть к карточным играм, то тут же приглашает купца на игру.

Эпизодические и третьестепенные герои поэмы

Селифан
Селифан – это кучер Чичикова. Как и большинство простых людей, он необразованный и глуповатый человек. Селифан предано служит своему хозяину. Типично для всех крепостных, он любит выпить и часто бывает рассеян.

Петрушка
Петрушка – второй крепостной в подчинении Чичикова. Он служит в должности лакея. Петрушка любит читать книги, правда, он не много понимает из прочитанного, но это не мешает ему получать удовольствие от самого процесса. Петрушка часто пренебрегает правилами гигиены и поэтому он него исходит непонятный запах.

Мижуев
Мижуев приходится зятем Ноздреву. Мижуев не отличается благоразумием. По своей сути он человек безобидный, но очень любит выпить, что значительно портит его образ.

Феодулия Ивановна
Феодулия Ивановна – жена Собакевича. Она простая женщина и своим повадками напоминает крестьянку. Хотя, нельзя сказать, что поведение аристократов для нее совсем чуждо – некоторые элементы все же присутствуют в ее арсенале.

Предлагаем ознакомиться с образами и характеристиками помещиков в поэме Николая Гоголя “Мертвые души”

Таким образом, в поэме Гоголь представляет читателю широкую систему образов. И, хотя большинство из них, являются собирательными образами и по своей структуре являются изображением характерных типов личностей в обществе, все же вызывают интерес у читателя.

 Написания поэмы “Мертвые души”

Произведение “Мёртвые души”Гоголь начал писать в 1835 году.  А.С. Пушкин подтолкнул Николая Васильевича к написанию этой поэмы. Александр Сергеевич кратко рассказал о том, что некий человек продавал мертвые души в опекунский совет, за это человек получал большие деньги. Пушкин решил создать произведение, которое обличает проблемы российского общества и станет духовным возрождением. Автор трудился над произведением в течение семи лет. Первые главы Пушкин начал писать в России, но в 1837 году Гоголь уехал в Италию в которой продолжил писать собственное произведение, там автор неоднократно переписывал текст поэмы. Изначально поэму не пропустили в печать из-за цензуры “Повесть о капитане Копейкине”, в поэме изображалась жизнь столицы: произвол царя, злоупотребление властью. Автор не хотел убирать мотив о капитане Копейкина, Александр Сергеевич считал эту часть главной в произведении, поэтому пришлось смягчить этот рассказ.

В мае 1842 года первую часть поэмы распечатали, произведение сразу же раскупили. У читателей разделены поэму на негативное и позитивное мнение, насчет создавшей книги “Мертвые души”. Вновь уехав за границу Гоголь начал создавать вторую часть поэмы, в которой планировал написать, о возрождении и искуплении. Но, у автора не получалось писать задуманное автором, Пушкин сомневаться в собственном таланте, чувствовал разлад внутри себя, не написал второй том Гоголь решил сжечь рукопись.

Цитаты из произведения Гоголя “Мертвые души”

“Вздумала было на ночь загадать на картах после молитвы, да, видно, в наказание-то Бог и наслал его. Такой гадкий привиделся; а рога то длиннее бычачьих”.

“Как было бы в самом деле хорошо, если бы жить этак вместе, под одной кровлею, или под тенью какого-нибудь вяза пофилософствовать”

“Довольно из десяти сторон иметь одну глупую, чтобы быть признанным дураком мимо девяти хороших.”

“Легкомысленно непроницательные люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком.”

“Ничего не может быть приятнее, как жить в уединении, наслаждаться зрелищем природы и почитать иногда какую-нибудь книгу…”

Автор: Виктория Давыдова

Характеристика Собакевича, героя поэмы Гоголя «Мертвые души» / Paulturner-Mitchell.com

Идею поэмы «Мертвые души», ставшей бессмертной, дал Николай Васильевич Гоголь поэт Александр Пушкин. Создание произведения – главная миссия, которую должен был выполнить Гоголь. Так считал сам писатель. В планы Гоголя входило написание трех томов поэмы (по подобию Ада, Чистилища, Рая). Был написан и издан только первый том произведения. Только он дошел до читателя. Печальная судьба второго тома и причины, породившие его, до сих пор остаются загадкой. Современные филологи в своих трудах пытаются разгадать секреты, связанные с написанием произведения. С этой целью тщательно изучаются и анализируются созданные в поэме образы, дается характеристика Собакевичу, Манилову, Коробочке и другим главным героям.

Галерея образов поэмы

В поэме «Приключения Чичикова, или Мертвые души», а именно под этой рубрикой произведение опубликовано впервые, представлена ​​целая галерея образов — разных типов людей и даже неодушевленных предметов.В этом приеме Гоголь мастерски изображает быт России 19 века.

Он показывает общие черты — невежество чиновников, произвол властей, бедственное положение народа.В то же время, в поэме ярко представлены характеры отдельных персонажей, их индивидуальные особенности. 0005

Например, образ Собакевича, Плюшкина, Коробочки, Ноздрева, Манилова, Чичикова позволяет читателю понять, что герои являются типичными представителями определенной эпохи, хотя каждый несет в себе что-то свое, индивидуальное, отличное от других. Появления героев поэмы Гоголя — не случайные моменты. Их изложение читателю подчинено определенному порядку, что очень важно для раскрытия общего замысла произведения.

Имущество Собакевича

Михаил Семенович Собакевич в поэме «Мертвые души» в галерее образов предстает перед читателями четвертым персонажем. Знакомство с ним начинается задолго до появления самого героя.

Вид на Чичиков открывает большую деревню с крепкими и солидными постройками. Дом самого помещика, казалось, был определен «на вечную стоянку». Постройки, принадлежавшие крестьянам, также удивили Чичикова своей надежностью и добротностью.

Сразу видно, что внешний вид зданий, их эстетика совершенно не беспокоят владельца. Важен только функционал, практическая польза от того, что его окружает.

При описании ландшафта нужно обратить внимание на леса, которые окружают деревню. С одной стороны был березовый лес, а с другой — сосновый бор. Это также указывает на хозяйственное ведение владельца поместья. Гоголь сравнивает лес с крыльями одной и той же птицы, но одно из них светлое, а другое темное. Возможно, это указание на характер персонажа. Так Гоголь подготавливает читателя к восприятию непростого образа помещика Собакевича.

Внешний вид героя

Описание Собакевич, его внешние характеристики Гоголь дает в сравнении с животными и неодушевленными предметами.

Это неуклюжий медведь среднего размера. Он двигается, наступая кому-то на ноги. Борода у него медвежья. Даже имя Михайло Семенович вызывает у читателя ассоциации с животным.

Это сделано Гоголем не случайно. Характеристика Собакевича, описание его внутреннего мира начинается именно с восприятия внешности персонажа. Ведь мы в первую очередь обращаем внимание именно на эти особенности.

Цвет лица Собакевича, который был горяч и горяч, как медный пятак, также указывает на некоторую силу, нерушимость характера.

Описание интерьера и образа героя поэмы

Интерьер комнат, где жил Собакевич, необычайно похож на образ мастера. Здесь стулья, стол, стулья были такие же неуклюжие, громоздкие, тяжелые, как и он сам.

Читатель, ознакомившись с описанием внешности героя, его окружения, может предположить об ограниченности духовных интересов, о его чрезмерной закрытости к миру материальной жизни.

Что отличает Собакевича от других помещиков

Внимательный читатель должен заметить это отличие. Образ помещика Собакевича, имея много общего с другими персонажами поэмы, в то же время сильно отличается от них. Это вносит определенное разнообразие.

Помещик Собакевич не только любит себе надежность и крепость во всем, но и своим крепостным дает возможность жить основательно и твердо стоять на ногах. Это показывает практическую хватку и эффективность этого персонажа.

Когда состоялась сделка с Чичиковым по продаже мертвых душ, Собакевич собственноручно составил список своих умерших крестьян. При этом он помнил не только их имена, но и ремесла, которыми владели его подчиненные. Каждую из них он мог описать — назвать привлекательные и отрицательные стороны характера человека.

Это говорит о том, что помещику все равно, кто живет в его деревне, кем он владеет. В нужный момент он воспользуется качествами своих людей, разумеется, с пользой для себя.

Совершенно не приемлет излишней скупости и осуждает за это своих соседей. Так Собакевич говорит о Плюшкине, который, имея восемьсот крепостных крестьян, ест хуже пастуха. Сам Михайло Семенович очень рад порадовать свой желудок. Чревоугодие, пожалуй, главное его дело в жизни.

Заключить сделку

Это интересный момент в поэме. Момент заключения сделки, связанной с покупкой мертвых душ, многое говорит о Собакевич. Читатель замечает, что помещик интеллигентен — он с полуслова понимает, чего хочет Чичиков. Опять же на первый план выходят такие черты, как практичность и стремление все делать с выгодой для себя.

Кроме того, в этой ситуации проявляется прямолинейность Собакевича. Иногда это переходит в грубость, невежество, цинизм, что и составляет настоящую суть характера.

Что настораживает в описании образа героя

Характеристика Собакевича, некоторые его поступки, высказывания заставляют читателя насторожиться. Хотя многое из того, что делает помещик, на первый взгляд кажется достойным уважения. Например, стремление крестьян твердо стоять на ногах вовсе не свидетельствует о высокой духовности Собакевича. Делается это только с пользой для себя — при сильной экономике подданных всегда есть что взять.

О городских чиновниках Собакевич говорит, что они мошенники, «христиане-продавцы». И это, скорее всего, правда. Но все сказанное не мешает ему иметь прибыльный бизнес и отношения с этими мошенниками.

Читателя настораживает, что никто из людей, с которыми Собакевич знаком, с которыми он дружит, если это можно так назвать, не сказал ни одного доброго слова.

Отношение к науке, образованию резко отрицательное. А людей, которые этим занимаются, Михайло Семёнович перевесил бы — так они его ненавидят. Вероятно, это связано с тем, что Собакевич понимает: образование может расшатать устоявшиеся устои, а это невыгодно помещику. Отсюда вытекают ее весомость и устойчивость взглядов.

Жертва души Собакевича

Характеристика Собакевича со всеми ее положительными и отрицательными моментами позволяет сделать главный вывод: помещик Михайло Семенович мертв так же, как и его соседи, городские чиновники, авантюрист Чичиков. Читатель это прекрасно понимает.

Обладая развитым характером, образом жизни, Собакевич и его соседи не допустят никаких изменений вокруг себя. Почему они должны? Чтобы измениться, человеку нужна душа, а ее у этих людей нет. Гоголь не перестает смотреть в глаза Собакевичу и другим героям поэмы (кроме Плюшкина). Этот прием еще раз указывает на отсутствие души.

О смерти персонажей,что очень мало рассказывает автор о родстве героев. Кажется, что все они взялись из ниоткуда, у них нет корней, поэтому нет и жизни.

Мертвые души – О чем я думаю, когда думаю о чтении Россия. Действие Николая Гоголя

«Мертвые души » происходит в неуказанной российской провинциальной столице, именуемой только N—. Это неопределенное местоположение означает, что я могу сфальсифицировать свое путешествие по карте и посетить Калининград. Этот город также является столицей российской провинции, но в небольшом эксклаве России, расположенном на побережье Балтийского моря между Литвой и Польшей, в Калининградской области.

Я тоже немного шучу с Гоголем, который родился на Украине и переехал в Петербург только в 19 лет, после чего стал гражданином России.

Как и Вильнюс, город Калининград имеет сложную историю оккупации. Как Кенигсберг, он был столицей своего региона в Пруссии и Германии, с коротким периодом в 15 веке как Крулевец, когда этот регион принадлежал Польше. Как и Вильнюс, он стал частью Советского Союза после Второй мировой войны. Сегодня это штаб Балтийского флота России, и три года подряд, с 2012 по 2014 год, он был лучшим городом России9.0005

В Калининграде есть несколько культурных объектов, от музеев и художественных галерей до театров и концертных залов. Все музеи датируются периодом оккупации региона Россией. Самым последним является Музей Мирового океана, включающий в себя пять зданий, шесть морских судов и три исторических объекта.

Культурных объектов в N предостаточно — для главного героя Мертвых душ Павла Ивановича Чичикова, хотя и не в виде музеев или галерей. Dead Souls — это пикантность. Чичиков — его мошенник, странствующий аферист, который оценивает каждое место, которое посещает, чтобы оценить его обитателей. Это также нравственная история о природе сообщества, ловушках беспрепятственного приема в ваше сообщество человека, о котором ничего существенного не известно, и о том, как коррупция и эгоистичные амбиции часто идут рука об руку. Я нашел, что это очень уместно для современного мира во многих отношениях, возможно, как из-за использования переводчиком Дональдом Рэйфилдом современных выражений, так и из-за гоголевского понимания и критики человеческой природы.

В начале романа нам говорят, что Н— с его желтыми каменными домами и темно-серыми деревянными домами удовлетворяет Чичикова. Культура обнаруживается в ее провинциальном характере, в предположении, что это более низкая, фольклорная культура, чем культура большого города. В свой первый день Чичиков гуляет по городу, отмечая выцветшие вывески магазинов, его дома и жителей, реку и парк чахлых деревьев. На второй день он посещает сановников города, льстит им и получает взамен приглашения на обеды и вечера. В течение следующей недели он общается с высокопоставленными лицами и сближается с землевладельцами, закладывая основу для истинной цели своего визита.

У Чичикова есть два слуги, крепостные, принадлежащие ему при феодальном строе России. Селифан — возница, Петрушка — лакей. Селифан — человек, живущий своим желудком, всегда рад новым знакомствам среди односельчан, лишь бы дело касалось еды и питья. Его любовь к выпивке создает некоторые забавные моменты, когда он возит своего хозяина по сельской местности от деревни к деревне, игнорируя указания и гоняя лошадей так сильно, что иногда переворачивает карету. Петрушка, напротив, человек, который любит книги, хотя и не очень в них разбирается, но не любит чистоты. Вместе эти крепостные составляют вспомогательный состав Чичикова в плутовской картине, создавая контраст между классами.

Тон у Гоголя легкий, издевающийся над русским обществом, высмеивающий отношения между денежными классами и положение России в мире. После напряженности Vilnius Poker я наслаждался его компанией в качестве рассказчика Dead Souls . Гоголь часто обращается к читателю со страницы, ломая литературную четвертую стену, чтобы разъяснить какую-нибудь тонкость этикета или отношения. Он дает нам понять, что богатство русского помещика измеряется не десятинами земли или рублями продукции, а душами крепостных, которыми он владеет. Система налогообложения основана на тех же самых душах, измеряемых при каждой переписи, при этом любые крестьяне, умирающие между годами переписи, рассматриваются как все еще живые, а владелец облагается соответствующим налогом. И поскольку эти души могут облагаться налогом государством, их владельцы могут найти способы монетизировать их. Именно эту систему и пытается использовать Чичиков.

Вскоре после знакомства с парой помещиков на губернаторском вечере Чичиков начинает свою кампанию. Он рано добился успеха у помещика по имени Манилов, который благодаря их дружбе решил бесплатно передать право собственности на свои мертвые души. Далее следует менее прямолинейная сделка с вдовой по имени Коробочка, на которую он натыкается благодаря пьянству Селифана. Она не может понять, в чем заключается сделка, считая ее слишком современной для нее. Как ни объясняет это Чичиков, она не может понять, что он не только снимает с нее ответственность, которая стоит ей 150 рублей в год, но и дает ей 15 рублей в качестве платы.

Что непонятно добрых двух третей романа, так это зачем Чичиков это делает. Он эмоционально говорит Манилову, что у него нет ни родных, ни родственников, и что он пережил трудности в своей жизни, предполагая, что это получение имен умерших на бумаге принесет ему чувство принадлежности и некоторую передышку от его проблем. Чичиков настолько обаятелен, что немногие из его жертв подвергают сомнению эту историю или испытывают какое-либо беспокойство по поводу того, насколько странным является его приобретение мертвых крестьян.

По ходу романа Чичиков знакомится с другими помещиками, некоторые по воле случая. Каждая встреча отличается от других, иллюстрируя диапазон типов, которые Гоголь хочет высмеять. Вместо того, чтобы продать ему мертвые души, шустрый игрок Ноздрёв пытается разыграть Чичикова в карты, используя сложенную колоду. Когда он отказывается, Ноздрёв вместо этого предлагает сыграть Чичикову в шашки, жульничая настолько явно, что Чичиков отказывается заканчивать партию. Столкновение заканчивается тем, что Чичиков находится на грани избиения слугами Ноздрёва, и его спасает только прибытие участкового, который арестовывает Ноздрёва за то, что он не ответил на обвинение в нападении на другого помещика.

Ноздрёв подкараулил Чичикова по пути в деревню Собакевича. Когда он в конце концов достигает этого места, он находит Собакевича более противоречивым, чем он помнит его на вечере у губернатора. Собакевич называет завышенную цену за свои мертвые души, признавая, что они могут быть нужны Чичикову только для схемы в его интересах. Он настойчиво торгуется, называя каждого умершего крепостного и описывая их ценные при жизни характеристики, успешно заставляя Чичикова платить больше, чем он хотел. Это вспыльчивый обмен, от которого Чичиков почти уходит, и который открывает его для разоблачения, поскольку Собакевич намекает, что он расскажет другим помещикам свою версию того, что замышляет Чичиков.

В ходе беседы с Собакевичем Чичиков узнает о другом помещике Плюшкине, который так плохо обращается со своими крепостными, что только за последний год умерло 18 человек. Он чувствует, что такой скряга будет готов заработать на этих мертвых крестьянах, и направляется в свою деревню, пытаясь при этом ускользнуть от внимания Собакевича. По приезду Чичикова экономка сообщает ему, что Плюшкина нет дома. Однако, узнав, что Чичиков находится по делам, она велит ему войти в дом, где он ждет в пыльной комнате, заставленной ветхой мебелью и грязными произведениями искусства. Появляется человек, которого он принимает за дворецкого, одетый как нищий, и объявляет себя хозяином дома. Выясняется, что Плюшкин — скряга, который не только не продает продуктов своего имения, но и накапливает собранный хлам при обследовании земли и крепостных. Он был женат один раз, с семьей. Его жена была дружелюбной, его соседи регулярно навещали его, спрашивая совета, как эффективно управлять имением. Однако после смерти жены Плюшкин ушел в себя, стал беспокойным и скупым. Его старшая дочь сбежала с солдатом вопреки воле Плюшкина, считая при этом, что все военные игроки и моты. Его сын, вместо того чтобы поступить на госслужбу, записался в армию и был отрезан от отца. Наконец, его младшая дочь умерла, оставив его одного, который становился все более скупым. Гоголь рисует печальную картину.

Уединенная жизнь его была идеальной пищей для скупости, которая, как известно, имеет ненасытный аппетит и чем больше пожирает, тем ненасытнее становится; его человеческие чувства никогда не были глубоки и теперь иссякали с каждой минутой, и каждый день что-то терялось в этих руинах.

Эти аспекты действительности являются отличительной чертой Гоголя-писателя. Он похож на Диккенса в своих наблюдениях за обычной жизнью, вдали от салонов богатых и культурных в больших городах Москве и Санкт-Петербурге. Он самоуничижительно противопоставляет себя писателю, который больше поэт, чем летописец.

Счастлив тот писатель, который выходит за пределы унылых, отвратительных характеров, поражающих своей убогой действительностью, и берется за персонажей, обнаруживающих высокие достоинства, писатель, выбравший из трясины ежедневно повторяющихся образов лишь те немногие исключения… Много и как различна участь писателя, отважившегося вывести на поверхность все то, что постоянно находится перед нашим носом и что невидимо равнодушным глазам, все то страшное, шокирующее болото мелочей, которое заманивает в ловушку нашу жизнь… Такой писатель не получит аплодисментов нации, не увидит он слез благодарности и единодушного восторга взбудораженных им душ… Нынешние арбитры не признают этой истины и воспользуются чем угодно предлогом для порицания и поношения писатель без репутации: без общения, отклика или сочувствия, как одинокий путник, он останется один посреди пути. Его перспективы мрачны, и его одиночество сильно ударит по нему.

Во многом это Гоголь, играющий роль автора для комического эффекта, но, как и в большинстве комедий, в преувеличенном характере этого автора-рассказчика должна быть доля правды.

Тем временем Чичиков успешно завершает сделки с помещиками, используя свою популярность для быстрого оформления документов. Однако эта популярность означает, что его план немедленно покинуть город сорвался. Услышав о покупке им крепостных на 120 000 рублей, многие в городе предполагают, что Чичиков — миллионер, а некоторые начинают замышлять найти ему жену. Его уговаривают остаться еще на несколько недель, и его празднуют на балу, устроенном губернатором. Дамы города положили на него глаз. Бал похож на сцену из романа Джейн Остин, с танцами и показом лучших сторон, и светской болтовней, и все это направлено на то, чтобы привлечь внимание Чичикова. Он упивается, пока не знакомится с дочерью губернатора, молодой женщиной, с которой он ранее ненадолго столкнулся при столкновении экипажа. Ее присутствие вызывает потерю его обычного хладнокровия и эрудиции и является предвестником падения Чичикова в сообществе N—.

Особенно женщин на балу не впечатляет предпочтение Чичиковым дочери губернатора, и сплетни о нем и о ней начинаются практически мгновенно. Светские женщины изображаются поверхностными, тщеславными и порочными. Общество города расколото двойным разоблачением намерений Чичикова. Ноздриов появляется на балу пьяным и выкрикивает суть тайны Чичикова, связанной с покупкой мертвых душ. Первоначально его откровение отвергается, но затем вдова Коробочка наносит лихорадочный визит жене протоиерея, паникуя по поводу ее сделки с Чичиковым, тем самым подтверждая историю. Рассказ о панике Коробочки смешивается со сплетнями двух светских дам о том, что история с мертвыми душами — слепая, а истинное намерение Чичикова — похищение дочери губернатора.

Город раскалывается, чиновники, приветствовавшие Чичикова, начинают беспокоиться о своей причастности к осуществлению его плана, коррупция, лежащая в основе российского общества, выявляется на свет, а ряд сокрытых смертей становится искаженным фокусом вопрос о мертвых душах. Начато расследование, допрошены продавцы мертвых душ, но их отчеты ненадежны и сеют еще большее замешательство среди чиновников. Чичиков не замечает всего этого, следуя за балом в непогоду, и только через три дня обнаруживает свое падение.

Он покидает город так быстро, как только может уговорить Селифана собраться. Во время интерлюдии своего путешествия в карете Гоголь пользуется случаем, чтобы познакомить читателя с прошлым Чичикова. Это не красивая сказка, и она имеет большое отношение к сегодняшней жизни. Чичиков рано учится искать номер один. Начиная со школы, он осваивает приемы лести и проецирования образа самого себя, а значит, может работать с теми, кто будет ему наиболее полезен, чтобы улучшить свою судьбу. На рабочем месте ему дважды удается построить свою репутацию до такой степени, что ему может сойти с рук коррупционная практика, хотя в каждом случае только на ограниченное время. Его третья попытка работать с системой приводит его к схеме, лежащей в основе 9.0095 Мертвые души . Гоголь раскрывает цель Чичикова в скупке мертвых крепостных. В этом есть своего рода гениальность, и он определенно максимально использует нелепую систему богатства и налогообложения, основанную на людях как на товаре.

Теперь мы можем ясно видеть нашего героя таким, какой он есть. Но может потребоваться заключительное краткое определение: кто он с точки зрения своих нравственных качеств? Очевидно, что он не герой, полный совершенства и добродетели. Кто он тогда? Зачем называть его негодяем, зачем так сурово относиться к другим людям? Подлецов у нас больше нет, есть добрые, приятные люди, но трудно найти больше двух-трех человек, которые согласились бы на общее опозорение и на плевок, и даже те, исключительные люди теперь говорят о добродетели.

Часть 1 заканчивается тем, что Чичиков едет в своем баруше в неизвестное будущее. Во второй части мы знакомимся с ленивым помещиком Тентетниковым, чья деревня расположена в горной глуши России. Тентетников не всегда был медлительным человеком. Он посещал школу с прогрессивным директором, который предпочитал совершенство мышления хорошему поведению и заучиванию наизусть. Тентетников был загорелся этим директором, с нетерпением ожидая дальнейшего обучения у него, только для того, чтобы директор умер, а его преемник вернул школу к стандартному способу обучения. В мире труда Тентетников быстро понял, что работа нужна для того, чтобы занимать часть дня и зарабатывать деньги, не более того. Он организует свое увольнение с многообещающей карьеры на государственной службе, которую устроил для него его дядя, и возвращается в свое ветхое поместье, отворачиваясь от городского общества. Его план состоит в том, чтобы преобразовать поместье в прогрессивном направлении и внести какие-то положительные изменения в жизнь своих крепостных, но его власть над ними настолько недостаточна, что он обречен на неудачу. Он уходит в себя, опускаясь в убожество, становясь отражением Плюшкина из первой части.

Его ветхость прерывает приход Чичикова. Прошло несчетное количество лет после романа в Н-, но хотя и старше, Чичиков относительно не изменился. Он рассказывает ту же историю о своем прошлом и вселяется в одну из спален в доме Тентетникова. Его обаяние несколько выводит Тентетникова из его убежища, а его чистота улучшает обитаемость дома.

Чичиков все еще в поисках мертвых душ, но решает выждать время у Тентетникова, так как его хозяин — умный человек, который, несомненно, попытается понять истинную причину, по которой Чичиков хочет купить мертвых крепостных. Вместо этого, узнав, что Тентетникову когда-то помешала любовь из-за размолвки с отцом его возлюбленной, отставным генералом Бетрищевым, который обращался к Тентетникову неформальными местоимениями и ненароком оскорблял его, Чичиков направляется в деревню генерала и заискивает перед ним. На первый взгляд, его намерение состоит в том, чтобы примирить Тентетникова и генерала, восстановив таким образом любовную связь с дочерью. Однако он не может устоять перед игрой, чтобы заполучить мертвые души генерала. Он придумывает нелепую историю, в которой генерал находится в швах.

У нас есть намек на то, что Чичиков успешно получает души, но часть 2 Мертвых душ не завершена. Гоголь умер во время написания романа, и не только в части 2 есть пробелы в повествовании, заполненные заключенными в скобки абзацами переводчика Дональда Рэйфилда, но и роман заканчивается на середине предложения. Гоголь ссылается в повествовании на «Мертвых душ », изначально задуманных как трехтомное произведение. Это была бы эпопея, соперничающая с чем-либо, написанным русскими писателями-последователями Гоголя.

Также есть намек на то, что вмешательство Чичикова приводит к помолвке Тентетникова с дочерью генерала Бетрищева Улинкой, так как Чичиков отправляется с поручением сообщить родным генерала радостную весть. Продолжающееся апатичное отношение Селифана и Петрушки к жизни означает, что Чичиков встречается с людьми, не теми, кого он собирается посетить. Это дает Гоголю холст, на котором он рисует сатирические виньетки о русском обществе. Сначала Чичиков встречает Петруха, прожорливого помещика, чрезмерное потребление которого привело к необходимости заложить свое имение. Через него он знакомится с Платоновым, финансовым бенефициаром тяжелой работы своего брата по управлению их совместным имением, чье отсутствие цели в жизни повергло его в депрессию. Чичиков приглашает Платонова сопровождать его в поездках, и они приглашают зятя Платонова, Костанжогло, который ведет свое имение так, что это встретило бы одобрение современных агроэкологов. Приглашенный на несколько дней погостить у Костанжогло, чтобы он мог узнать об этом прогрессивном подходе, Чичиков вспоминает о своей миссии и забегает к первому из родственников Бетрищева, полковнику Кошкареву, где находит навязанный им самим бюрократический хаос, который был бы дома в романе Кафки. Тем не менее, он пытается купить мертвые души у Кошкарева, не предвидя камней преткновения, которые поставит ему на пути кошкаревская бюрократия. Он возвращается в Костанжогло, не прибавляя к своему улову мертвых крестьян, но вечер, выслушивая подход хозяина к сельскому хозяйству и управлению поместьем, зажигает его, чтобы собраться, монетизировать мертвые души, которые он уже приобрел, и купить себе поместье.

Дальнейшие намеки предполагают, что Гоголь задумал поучительную историю, в которой Чичиков, наконец, заходит слишком далеко в своих схемах по наживе, проводя мошенничество настолько значительное, что теряет все. Это допускает некоторое морализаторство вокруг вопроса о самоконтроле и о том, почему человеку свойственно не быть воздержанным. Пытаясь сохранить в тайне свое мошенничество, Чичиков встречает адвоката, который гордится тем, что запутывает факты и вовлекает чиновников в дела в качестве подстраховки.

«Почему я такой спокойный? Потому что я знаю, что, если мне когда-нибудь станет хуже, я всех запутаю в своем деле, и губернатора, и вице-губернатора, и полицмейстера, и казначея, — всех запутаю. Я знаю о них все до мелочей: кто на кого сердится, кто на кого обижается, кто кого хочет подставить».

Чичиков утешается тем, что его адвокат признает коррупцию. Гоголь показывает, насколько утешительным находит это Чичиков, изображая, как коррупция подпитывается коррупцией.

Каждый из нас, в конце концов, чем-то пользуется… Что поделаешь, если в мире так много заманчивых вещей? …В конце концов, очень трудно воздержаться, если все вокруг так делают и если это модно: ты попробуй воздержись! Никто не может воздерживаться все время. Мы люди, а не боги. Итак, Чичиков, как и все большее число людей, обратил дело в свою пользу.

Однако бесполезно прятаться за знанием того, что многие люди делают то же, что и он. В Dead Souls , за коррупцию нужно платить. К концу книги Чичиков напомнил мне нынешнего премьер-министра Великобритании: человека, настолько увлеченного удовлетворением собственных желаний, стремлением к власти и влиянию, не зарабатывая этого, что не может понять, почему другие люди находят его коррупция отвратительна. Позже в повествовании Чичиков заручился дружбой с местным монополистом по алкоголю, миллионером по имени Муразов, который, несмотря на свое богатство, имеет альтруистические взгляды и видит свою жизненную миссию в том, чтобы помочь другим увидеть ошибки своего пути в выборе жизни, основанной на себялюбие и коррупция. Муразов схватывает в одном предложении универсальный аспект российского общества — периодическое отсутствие самообладания, порождающее самодержавие и низость: «Нынче, действительно, у людей нет силы воли, они слабы».

На предпоследней странице романа Гоголь предлагает идею, как спасти страну от коррупции, которая больше поразила меня тем, как он изложил, что такое коррупция.

Дело в том, что мы должны теперь спасти нашу страну, что наша страна гибнет не от нашествия двадцати чужих племен, а от нас самих; что параллельно с легитимной администрацией возникла другая администрация, гораздо более могущественная, чем любая легитимная. Он определил свои условия, всему была назначена цена, и цены были даже обнародованы.

Угнетающе знакомое положение дел, в свете того, что нынешние СМИ сосредоточены на подлости в правящей администрации тори в Великобритании.

Мне очень понравился новый перевод Rayfield Dead Souls . Созданный на основе оригинальных текстов Гоголя и опирающийся на два сохранившихся черновика части 2, Рэйфилд дает читателю хорошее представление о том, куда Гоголь шел со своим шедевром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *