Гермес бог торговли: Гермес – бог торговли | ФинКалендарь

Гермес – бог торговли | ФинКалендарь

Темы события:
  • Искусство и финансы

История

На Гермеса надейся, а сам не плошай: торговля и дух предпринимательства

Древнегреческий Гермес (он же древнеримский Меркурий) считается богом торговли и прибыли, хитрости и одновременно разумности, ловкости и красноречия

У древнегреческого бога нет ни даты рождения, ни какой-либо другой конкретной даты, с ним связанной, но это не повод о нём не рассказывать.

Гермес (он же древнеримский Меркурий) в мифологии считается богом торговли и прибыли, хитрости и одновременно разумности, ловкости и красноречия. Именно этому богу поклонялись древние греки, когда хотели получить прибыль.

«Биография» бога

Гермес – сын могучего Зевса и Майи, дочери титана Атланта. Нашего героя обычно изображают прекрасным юношей в шляпе с загнутыми полями и в золотых крылатых сандалиях, в руках которого находится не менее завораживающий магический жезл – кадуцей (чаще всего теперь его изображение можно встретить в аптеках и других медицинских учреждениях, так как по легенде он умел излечивать больных и даже воскрешать мёртвых). Говоря в данном контексте про греческую мифологию, мы не подтверждаем и не опровергаем существование древнегреческих божеств и титанов, мы лишь расскажем о значимости торговли еще до нашей эры и о том, какое сакральное значение имел Гермес для купцов.

Гермес – бог торговли, прибыли, дающий богатство и доход, которые зачастую сопровождаются плутовством и обманом. Однако неправильно было бы воспринимать Гермеса как негативного персонажа эпоса.

Богов в мире несчётное количество, однако вера в собственные силы все же важнее, чем надежда на бога торговли с крылышками на сандалиях

Поклонение хитрому богу

Жители Древней Греции почитали таланты Гермеса, его статуи стояли в большом количестве во многих заведениях и являлись объектами поклонения торговцев и путешественников. Его значимость трудно переоценить. Храм Гермеса в Цирке Максимуса между холмами Авентин и Палантин был построен в 495 году до н.э.

Место подходило для того, чтобы возносить дары богу торговли и путешествий – ведь это было буквально торговое сердце страны. Внешне храм представлял собой величественное здание высотой 35 метров, с колоннадой по всему периметру.

Мораль сей басни…

Существует большое количество поговорок, которые говорят о значимости случая, судьбы, да и в принципе чего-то эфемерного. Богов в мире несчётное количество, однако вера в собственные силы и успех, пусть и подкреплённая прошением к Гермесу или кому-то ещё, все же важнее, чем надежда на бога торговли с крылышками на сандалиях. Саморазвитие и обучение финансовой грамотности может сделать не менее успешным купцом, торговцем или бизнесменом.

Статуя Гермеса

Надежда Галкина, эксперт

Преподаватель экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, директор по довузовскому образованию экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Работала управляющим директором службы анализа розничных рынков Управления оценки доходности розничных продуктов и портфеля Департамента розничных продуктов Банка ВТБ.

Это Гермес, посланник богов и проводник душ умерших в подземное царство Аида, изобрёл меры, числа, азбуку и обучил им людей. Будь как Гермес. «На других надейся, а сам не плошай».

Предшествующее
событие

Следующее
событие

Похожие материалы

  • Личные финансы искусство и финансы

    День суда Дубровского и Троекурова

  • Личные финансы искусство и финансы

    Убийство Родионом Раскольниковым старухи-процентщицы

  • История искусство и финансы

    Выход фильма «Мстители: Финал»

Гермес

О персонаже

Гермес, Эрмий — в древнегреческой мифологии бог торговли и счастливого случая, хитрости, воровства, юношества и красноречия. Покровитель глашатаев, послов, пастухов, путников. Посланник богов и проводник душ умерших (отсюда прозвище Психопомп — «проводник душ») в подземное царство Аида.

Согласно многочисленным античным мифам — сын плеяды Майи и Зевса. К наиболее известным мифам о Гермесе относят кражу коров у Аполлона, совершённую юным богом в младенчестве, а также усыпление и убийство Аргуса, который имел множество глаз и никогда полностью не засыпал.

В Древнем Риме в V веке до н. э. был принят культ бога торговли Меркурия (от лат. merx — товар и лат. merco — торговать). Впоследствии Меркурия отождествили с древнегреческим богом Гермесом. Мифы классического периода истории Эллады о Гермесе экстраполировали на Меркурия. Их образы сблизились и переплелись настолько тесно, что стали неотличимыми. По другой версии — Меркурий был изначально заимствованным из древнегреческой мифологии Гермесом. Бог-посредник, каковым являлся Гермес, идеально подходил на роль бога-покровителя обмена и торговли. С течением времени первоначальный образ Меркурия — покровителя торговли в Древнем Риме усложнился, он приобрёл характерные для Гермеса черты — проводника душ в мир мёртвых, вестника и прислужника богов, покровителя искусств и ремёсел, знатока магии и астрологии.

В императорскую эпоху образы греческого Гермеса и римского Меркурия слились настолько, что стали неотличимыми.

Во времена поздней Античности Гермеса стали называть Трисмегистом («трижды величайшим»). Перевод на латынь, осуществлённый М. Фичино во второй половине XV века, четырнадцати античных трактатов, составляющих «Герметический корпус», в котором Гермес-Трисмегист делится с миром тайными знаниями, под названием «Поймандр» определил развитие оккультизма Нового времени. Идеи сочинения среди прочего использовали в алхимии, каббализме и масонстве.

История

Рождение. Первые шаги
Согласно древнегреческим мифам Гермес был сыном Зевса и плеяды Майи, дочери титана Атланта и океаниды Плейоны. Верховный бог в тайне от Геры навещал нимфу в одной из пещер (по одной, более распространённой версии, горы Киллены в Аркадии, по другой — Керикион в Беотии в области города Танагр), где и родился Гермес.

По месту рождения имел эпитет «Килления».

Первое воровство совершил ещё в младенчестве. На четвёртый день после рождения юный бог вылез из пелёнок. Около пещеры на горе Хелидорея он увидел черепаху. Из её панциря Гермес сделал лиру, использовав в качестве струн овечьи кишки. Затем младенец, вновь покинув пещеру, отправился в Пиерию и угнал пятьдесят коров из стада, которое было поручено пасти Аполлону. Чтобы животных не нашли по следам, он привязал к их ногам ветки и пригнал в Пилос, где укрыл в пещере. Там мальчик развёл костёр, убил двух коров из стада, после чего принёс жертвы богам и поел сам.

В дороге с ним случилось приключение. По пути ему встретился пастух царя города Пилоса Нелея по имени Батт. Молодой бог пообещал или подарил старику одну из коров за его молчание. Отогнав стадо, Гермес изменил свой вид и голос, после чего вернулся к Батту. Выдав себя за хозяина похищенных коров и пообещав награду, он выведал у болтливого пастуха всё, что тот видел. Тогда Гермес рассердился и превратил Батта в камень.

Аполлон, обнаружив пропажу, начал поиски. Расспросив местных жителей, один из которых видел мальчика с хлыстом, угоняющего коров, а также благодаря знакомому не понаслышке Аполлону искусству прорицания, он узнал о личности похитителя. Придя в пещеру, где лежал в колыбели Гермес, Аполлон потребовал вернуть ему коров. Мальчик стал отпираться, указывая на свой возраст. Тогда Аполлон взял Гермеса в пелёнках и понёс на Олимп к их общему отцу Зевсу. Ситуация позабавила верховного бога. По указанию отца Гермес был вынужден отвести Аполлона к месту, куда он загнал и спрятал коров. По пути Гермес начал играть на сконструированной им из панциря черепахи лире. Игра на музыкальном инструменте настолько поразила Аполлона, что в обмен на неё он отдал Гермесу своё стадо.

Тотчас же Гермес создал свирель. Этот музыкальный инструмент, как и лира, понравился Аполлону. Взамен на свирель Аполлон предложил Гермесу свой волшебный посох. Расстались оба бога друзьями, дав клятвы друг другу о вечной дружбе.

Также Гермес пообещал Аполлону, что больше никогда не украдёт ничего из его имущества.

Гермес решил проверить силу подарка. Он поставил жезл между двумя борющимися змеями. Те тотчас же прекратили противоборство и обвили палку. Гермесу эта картина так понравилась, что он их обездвижил. Впоследствии жезл кадуцей стал неотъемлемым атрибутом бога.

ESO

Гермес и Меркурий

Меркурий — самая маленькая планета в нашей Солнечной системе и самая близкая к Солнцу. Меркурию требуется 88 дней, чтобы совершить один оборот по своей орбите, и это самая быстрая из всех планет.

Как сравнительно яркий объект на вечернем или утреннем небе, Меркурий был хорошо известен многим древним людям. Древние греки связывали это небесное тело со стремительным вестником богов, Гермес . Они также различали Аполлон в виде «утренней звезды» (низко над восточным горизонтом, незадолго до восхода солнца) и Гермес как вечернюю звезду (низко над западным горизонтом, сразу после захода солнца). Однако они поняли, что два имени относятся к одному и тому же небесному телу.

Часто утверждалось, что греческий естествоиспытатель Гераклид из Гераклеи Понтийской (ок. 388–315 до н. э.) считал, что Меркурий и Венера вращаются вокруг Солнца, а не Земли. Однако недавние исследования поставили под сомнение, действительно ли он имел в виду это.

На этой странице вы найдете интересную информацию о мифологии, связанной с Гермесом/Меркурием.

Характеристики Hermes/Mercury

Меркурий Свифт Посланник Древних Богов.

Греческий бог Гермес (римский Меркурий ) был богом переводчиков и толкователей. Он был самым умным из олимпийских богов и служил посланником для всех остальных богов. Он правил богатством, удачей, торговлей, плодородием и воровством.

Среди его любимых коммерческих занятий была торговля кукурузой. Он также был богом ручного искусства и красноречия. Как божество спортсменов, он защищал спортзалы и стадионы.

Несмотря на свои добродетельные качества, Гермес был также опасным врагом, обманщиком и вором. Он приводил души умерших в подземный мир и почитался как бог сна.

Отношение Hermes/Mercury к бизнесу и скорости выживает в таких словах, как «переменчивый» и «меркантильный». Из-за своей скорости его иногда считали богом ветров.

Как одна из «планет», известных в древности, Название Меркурия происходит от названия «Среда» во французском и других романских языках: «меркреди» происходит от латинского «Меркурий умирает» или «Меркурий день».

Биография

Благочестивые братья Гермес (слева) и Аполлон (справа).

Гермес — сын Зевса (отца и «главы» древнегреческих богов) и нимфы Майи , богини облаков и одной из Плеяд, семи дочерей Атласа . Он родился в Аркадии, недалеко от горы Киллена.

Не по годам развитый юноша, всего через пять минут после своего рождения, Гермес украл стадо коров у своего брата, бога солнца Аполлона , заметив их след, заставив стадо идти назад. Столкнувшись с Аполлоном, Гермес отрицал кражу. Окончательно братья помирились, когда Гермес подарил Аполлону свою только что изобретенную лиру и получил от него взамен посох герольда («кадецей»).

Говорят, что Гермес однажды нашел черепаху, панцирь которой он взял, проделал отверстия в противоположных краях и протянул через них льняные шнуры в честь девяти муз. С помощью этого инструмента Аполлон создал лучшую музыку во вселенной. Для себя Гермес сделал пастушью дудку, аналогичную дудочкам (флейтам), которыми пользовался его будущий сын, Пан .

В своей работе посыльным Гермес носит широкополую дорожную шляпу, называемую «петасос» или «петасус», а также «таларии» или крылатые сандалии из «нетленного золота, которые несут его быстро, как дуновение воздуха». над морем и землей», и он носит «кадуцей» или жезл герольда. Первоначально это был ивовый жезл с перевитыми лентами, традиционный знак глашатая. Но ленты со временем стали изображать в виде змей. Чтобы подтвердить это в мифологических терминах, развилась история о том, что Гермес однажды использовал кадуцей, чтобы разделить двух сражающихся змей, которые тотчас же мирно сплелись. Говорят, что кадуцей способен усыпить мужские глаза.

Гермес также носит с собой кошелек (на самом деле, больше похожий на денежный мешок…). Кошелек означает его роль греческого бога богатства, торговли и удачи и римского бога торговли, прибыли, купцов и путешественников.

Семья Гермес

Генеалогия Гермеса (Меркурия).

Ни одна жена Гермеса не была четко идентифицирована, и он был довольно беспорядочным. С богиней любви и красоты, Афродитой , другим отпрыском Зевса, у него была дочь, Пейфон , олицетворение убеждения и обольщения. Похоже, что у них было по крайней мере еще две дочери, Tyche и Eunomia . У них также был сын, Гермафродит , с мужскими и женскими чертами.

Связь с Пенелопой произвела на свет сына, Пан , который хорошо известен как играющий на дудке бог пастухов.

Как и положено покровителю воров, другим сыном Гермеса стал великий вор Автолик . Autolycus был потомком Chione и Hermes 9.0015, и дедушка знаменитого героя Одиссея .

Древняя и римская мифология

Бог, которого мы сейчас знаем как Меркурий , известен как минимум со времен шумеров (3-е тысячелетие до н.э.). Здесь его звали Гуд , бог, покровительствующий дождям, земледельческому плодородию и обильному урожаю. Позже, в вавилонские времена, он был известен как Нево (Небу) . Небу был сыном 9 лет0014 Мардук , царь богов. Мардук стал королем, убив морского монстра Тиамат , тем самым установив порядок во вселенной. Нево стал писцом богов. Его работа заключалась в том, чтобы записывать законы и указы Мардука и сообщать их простым людям. Египтянам он был известен как посланник богов, Тот .

Мардук позже стал греческим Зевсом а потом римским Юпитер . Небо стал греческим Гермесом , а затем римским Меркурием . В римской мифологии он был сыном Юпитера и Майи , дочери Титана Атласа . Меркурий также был богом купцов и торговли, и он разделял многие атрибуты греческого бога Гермеса .

Поклонение Меркурию было введено в Риме в 49 г.5 г. до н.э., когда ему был посвящен храм возле Большого цирка. Его ежегодный праздник отмечался 15 мая года.

Гермес Бог торговли.

Как миф о Меркурии фигурирует в… | Джонатан Кук Гермес противостоит Аргосу Паноптесу, чтобы освободить нимфу Ио от заточения и превращения

Следующий полный эпизод This Human Business будет о способности ритуала улучшать деловую практику. Некоторым эта тема может показаться странной, особенно тем, кто привык думать о бизнесе как о простом рациональном ремесле. На самом деле связь между ритуалом и коммерцией — древняя связь, восходящая задолго, задолго до Адама Смита и его просветительского блеска экономической абстракции.

На прошлой неделе, ко Дню труда, в специальном бонусном эпизоде ​​была пересказана история из Джон Генри в свете бизнеса в эпоху цифровых технологий. Следующий текст представляет собой расшифровку другого бонусного эпизода , в котором рассказывается другая история — миф о самом боге торговли.

Тысячи лет назад люди изобрели новую технологию международной торговли, новый способ удержания стоимости, который подорвал экономическую мощь аристократов, которые сотни лет контролировали свои города-государства, используя местные традиции обмена подарками. Радикально новой технологией была монета, смелое изобретение, которое провозгласило ценность способности переключаться между стабильностью и потоком по желанию.

Мы точно не знаем, кто изобрел монету или что они имели в виду, но идеи, лежащие в основе культуры монет, представлены мифологически, в легенде о боге торговли Гермесе.

В этом бонусном эпизоде ​​рассказывается история Гермеса , а также раскрывается секрет странного символа в логотипе этого подкаста — посоха с двумя обвивающими его змеями. Что это такое? Потерпи. Вот увидишь.

История начинается с божественного мальчика, чьим отцом, как говорят, был сам бог неба. Почему бы ему не быть? Его матерью была Майя, богиня планеты Земля.

Конечно, на Зевса претендовала богиня Гера, которая считала, что брачные узы никогда не должны нарушаться, однажды установленные. Частые связи ее мужа с другими богинями, нимфами и даже людьми были не просто вопросом неверности. Просторность неба, по правде говоря, никто не мог удержать твердо.

Конфликт между Зевсом и Герой был вызван разрывом между их основными характерами.

Фундаментальный характер Гермеса также был установлен в промежутке. Он стал богом пробелов, восставшим против ограничений еще до своего рождения.

Боясь гнева Геры, Майя скрыла рождение сына Гермеса во мраке, ибо земля хранит многое. Гермес родился в глубине глубокой пещеры, и там она намеревалась сохранить его в безопасности. Тем не менее, в первый же день своей жизни он решил не просто оставаться на одном месте.

Как только мать заснула, Гермес вырвался из-под одеяла, в которое был запеленан, выпрыгнул из кроватки и уверенно пошел к самому входу в пещеру, стоя одной ногой в прохладной тени, другой в тепло солнца.

Там он встретил черепаху, первого свидетеля особых даров новорожденного бога. Сначала черепаха не хотела разговаривать с не по годам развитым младенцем, но Гермес продемонстрировал свою способность заставлять людей выходить из своих панцирей.

«Позвольте мне спросить вас, — сказал Гермес, — почему вы соглашаетесь на такой маленький размер?»

Черепаха остановилась и спросила ребенка, что он имеет в виду, потому что черепаха считала себя довольно большой для своего вида.

— Не хочу показаться грубым, — сказал Гермес, — но я не мог не заметить, что ты позволяешь себе быть ограниченным этой маленькой пещерой, которую ты носишь на спине. Существо твоего качества, я уверен, могло бы стать намного больше в пещере более подходящего размера, и у меня так получилось, что оно есть прямо здесь. Представьте, что вы растете, чтобы соответствовать пространству, в котором я сейчас стою. Я сам родился в этой пещере и могу подтвердить ее качество».

Черепаха вытянула шею, чтобы посмотреть на свой панцирь, который внезапно оказался меньше, чем он думал.

— Вот что я хочу сказать, — продолжил Гермес. — Как видите, я довольно маленький парень. Мне не нужно все это пространство. Как ты думаешь, было бы честно, если бы я взял твою маленькую пещеру в обмен на мою большую? Если ты просто подойдешь сюда, я помогу тебе выбраться из того затруднительного положения, в котором ты оказался, и я думаю, ты обнаружишь, что в конце концов ты будешь весело петь».

Черепаха ясно видел, что ему достанется львиная доля в этой сделке, и поэтому поспешил к ногам маленького мальчика. Прежде чем рептилия успела запротестовать, Гермес вытащил ее прямо из панциря, убив при этом.

Гермес был верен своему слову, так сказать, и заставил черепаху петь, превратив ее тело в самую первую лиру. Он нанизал кишки черепахи на ее пустой панцирь и заиграл на новом инструменте, чтобы аккомпанировать своему голосу в непристойной песне, воспевающей любовь между его матерью и Зевсом.

После многих хриплых стихов Гермес остановился на середине строки, его глаза ослепили светом солнца, падающего к горизонту, когда день подходил к концу. Для Гермеса солнце было не просто красивым шаром света. Это была семейная реликвия, которую каждый день таскал по небу его сводный брат Аполлон. Гермес решил, что пришло время посетить его.

Со скоростью мысли Гермес следовал за солнцем, когда оно опускалось за горизонт среди гор Пиерии. Там были конюшни богов, где Аполлон держал лошадей для своей солнечной колесницы. Однако внимание Гермеса переключилось, когда он увидел стадо крупного рогатого скота Аполлона на мирном горном пастбище.

Под покровом тусклого света сумерек Гермес подкрался к воротам пастбища и открыл их, украв пятьдесят голов крупного рогатого скота и погнав их к своему дому. Всю ночь он вел зверей окольным путем, чтобы помешать любому, кто попытается отследить путь его кражи. Он даже иногда призывал скот идти назад, чтобы создать впечатление, что они движутся в направлении, противоположном их фактической цели.

Хотя он мог быть вором, Гермес не проявлял полного неуважения. Он остановился на рассвете и развел костер, затем поджарил дюжину скота, отправив дым в небо в качестве жертвы, по одному для каждого из богов элитных олимпийцев… включая себя. Гермес родился от земли, незаконнорожденный, но он решил, что ему место на горе Олимп рядом с его отцом. Хотя он был голоден, он отказался есть восхитительное мясо крупного рогатого скота, решив потреблять только дым, как это делали олимпийцы.

После того, как этот странный завтрак был закончен, Гермес увел остальную часть стада на травянистое поле в уединенной долине, а затем вернулся в свою пещеру, где его ждала мать.

«Как ты думаешь, чем ты занималась, — спросила она, — так крадучись? Земля рассказывает мне историю твоих путешествий. Ты втянешь нас в ужасную передрягу с твоим отцом и остальными олимпийцами.

Если Гермесу и было стыдно, то он этого не показывал. «Послушай, матушка, может быть, ты и будешь довольствоваться тем, что будешь прятаться здесь, в этой пещере, но я знаю, что мы можем добиться большего. Почему боги на горе пируют дымом жертвоприношения, в то время как мы должны рыться в поисках пищи здесь, на земле? Возвращайся сюда, сколько хочешь, но я также обеспечу для нас место на Олимпе.

Не успели они углубиться в спор, как в тени появилось сияющее существо. Аполлон пришел в гости.

В отличие от Гермеса, Аполлон родился не вчера. Хотя у него не было возможности видеть все, что происходит на земле, когда он ехал на своей колеснице так высоко в небе, выследить маленького вора было несложно. Как только он начал слышать истории о маленьком младенце, ведущем стадо крупного рогатого скота, Аполлон понял, что он на правильном пути.

Гермес, конечно, все отрицал. Он лежал в своей кроватке, закутавшись в одеяло и сосал большой палец, притворяясь обычным младенцем.

— Слушай, старший брат, — сказал он. «Я не крал коров, ясно? Я ребенок. Мы оба знаем, что младенцы не могут украсть коров. Кроме того, что такое корова? я бы не знал. Я всего лишь ребенок, понимаете».

Гермес не переставал думать, что вся эта история с говорящим ребенком как бы выдала его. Ему еще предстояло кое-что узнать о настоящем обмане.

Два божества оказались в тупике. Гермес не признавался, а Аполлон не переставал требовать ответов. Итак, после нескольких часов споров Гермес наконец нашел решение: они пойдут к своему отцу, Зевсу, и потребуют от него суда. Аполлон, понимая, что дело о вине совершенно ясно, согласился с планом.

На что Аполлон не рассчитывал, так это на восхищение их отца капризными душами. Когда Аполлон рассказывал перед всем собранием олимпийских богов историю о том, как он в одиночку выследил и поймал вороватого, нечестного новорожденного младенца, укравшего его скот, Гермес подмигивал и хлопал ресницами, сжимая свое детское одеяло, выставить Аполлона дураком, хотя правда дела стала ясной.

Когда было достаточно развлечений, Зевс вынес свой приговор: после того, как Гермес, наконец, скажет правду, два брата должны будут заключить сделку между собой.

Волю Зевса нельзя было ослушаться, и поэтому Гермес наконец признал содеянное. Аполлон выпрямился, гордый собой, хотя и не понимал, почему олимпийский двор все еще насмехается над ним.

Когда Гермес показал Аполлону, где он спрятал украденный скот, божественные братья договорились о своей торговле. Гермес станет олимпийцем, как посредник между Землей и Олимпом, как бог торговли. Взамен Гермес будет присматривать за скотом Аполлона, чтобы защитить его от других угонщиков, и отдаст своему брату лиру. Чтобы направлять скот и других существ, ему дали волшебный посох, жезл с двумя обвивающими его змеями, известный как кадуцей.

Гермес показал, что коммерция означает гораздо больше, чем просто экономическая торговля, когда его призвали совершить сделку особого рода.

Аид, бог подземного мира, насильно взял богиню Персефону в свое царство, чтобы она стала его пленницей и женой, и отказался позволить ей вернуться в мир живых. Персефона была дочерью Деметры, богини земледелия, а это означало, что похищение имело тяжелые последствия для человечества. Деметра была так расстроена, что пренебрегла своими священными обязанностями. Земля похолодела, и урожай пропал. Люди умирали от голода.

В конце концов, вмешался Зевс и убедил Аида позволить Персефоне вернуться из страны мертвых, хотя Аид заставил ее вернуться в его царство на полгода, потому что она съела пищу подземного мира, гранатовое семя, и никогда больше не сможет полностью освободиться от смерти.

Как божественный вор и бог торговли, Гермес был единственным богом, который мог пересечь границу между жизнью и смертью по своему желанию. Итак, каждый год весной Зевс посылал его сопровождать Персефону обратно на землю, на солнечный свет. Каждую осень Гермес проводил ее обратно в землю.

Таким образом, Гермес стал настоящим Добрым Пастырем, хотя начинал он как угонщик скота. Под чутким руководством он выполнял долг по сопровождению всех душ из земли живых в преисподнюю в момент их смерти.

Гера была зеркальным отражением Аида. Хотя она жила на небе, а не под землей, как Аид, больше всего она держалась за твердость границ. Как хранительница границ приличия, она никогда не прощала проступков Зевса или его бастардов. По этой причине она и Гермес часто конфликтовали.

Так получилось, что Гермес противостоял Аргосу Паноптесу, всевидящему великану, чье тело было покрыто сотней глаз. Гера поручила Аргосу присматривать за нимфой Ио, которую Гера взяла в плен, превратив в корову. Цель Геры состояла в том, чтобы помешать Зевсу породить новое поколение богов с Ио, опасаясь, что ее собственные дети будут свергнуты.

Аргос мог видеть приближающегося Гермеса за милю, поэтому бог-обманщик не скрывал своего приближения. Тем не менее, Аргос не мог видеть, что будет дальше.

Гермес приблизился в неконфронтационной манере, но его геральдическое приветствие Аргосу содержало сотню слов тайной силы, каждое из которых усыпляло один глаз Аргоса. Когда все глаза сторожа были закрыты, Гермес поднял камень и убил им Аргоса.

В истории Гермеса заключено много смысла, и все это указывает на древнюю практику торговли, от которой бизнес значительно отклонился.

Торговля, видите ли, это всего лишь один из способов ведения бизнеса. Не все предприятия практикуют настоящую коммерцию. Вместо этого многие из них плутократы.

Древнее различие между Аидом и Гермесом необходимо для понимания разницы между тем, чем стал бизнес, и более человечной альтернативой того, чем он мог бы быть. В конце концов, греки считали Гермеса самым знакомым и дружелюбным к человечеству из всех богов, хотя временами он мог быть обманчивым.

Римское имя Аида было Плутон, и именно от этого имени произошло слово плутократический.

Плутон — бог земли, и Гермес тоже начинал как земной бог, но со значительной разницей. В то время как Плутон делает все, что в его силах, чтобы сохранить процветание, которым он владеет (Персефона была также известна как Прозерпина, и ее имя связано со словом, которое мы используем сегодня для обозначения богатства: процветание), Гермес ищет свободы передвижения с земли на открытый воздух, и назад снова.

Плутон просто накапливает богатство, не тратя его. Гермес меняет одну вещь на другую, никогда не держась за какую-либо форму ценности слишком долго. Все, к чему он прикасается, трансформируется, как черепаха превратилась в музыкальный инструмент. Всякий раз, когда появляется Гермес, история движется вперед. Он ломает статичные шаблоны, изначальный разрушитель.

Плутон могуч, но неподвижен. Он никогда не покидает страну мертвых. Гермес, напротив, представляет социальную мобильность. Он начинает свою жизнь как второстепенное божество, но находит способ прокрасться на олимпийский трон. История Гермеса — это притча об освобождении, которая учит нас тому, что нам не нужно застревать, что у всех нас есть возможность изменить свою сущностную природу.

Кадуцей, изображенный на логотипе This Human Business, является символом этого особого вида герметической силы в торговле.

Кадуцей, кстати, не используется должным образом как символ медицины. Жезл Асклепия, истинный символ медицины, представляет собой всего одну змею, обвивающую посох.

Две змеи на кадуцее символизируют бинарные противоположности, такие как жизнь и смерть, мужское и женское, священное и мирское. Посох в середине представляет собой границу, которая должна разделять эти противоположности, но сила кадуцея исходит из того, что змеи снова и снова пересекают эту границу. Они меняются местами, показывая, что разница между тем, что мы есть, и тем, чем мы не являемся, не так прочна, как кажется.

История вступления Гермеса в ряды олимпийцев является мифологическим представлением реального трансгрессивного вторжения торговцев в классическое греческое общество. До изобретения монеты и появления международной торговли, сопровождавшей ее использование, экономика греческих городов-государств контролировалась местной аристократией посредством системы ритуального обмена подарками. Эта система исключала местных жителей и иностранцев из низшего сословия, как это отражено в мифе о Персее, который был унижен королем Полидектом, когда он не смог подарить лошадь.

Догерметическая аполлонийская аристократия в Греции считала торговцев ворами, потому что они нарушали систему обмена подарками и воровали через границы. Глагол «украсть» по-прежнему несет в себе это двоякое значение, относящееся как к грабежу, так и к тайным, трансгрессивным формам передвижения.

Изобретение монеты сделало отказ греческих аристократов от участия в коммерческой торговле несостоятельным, ведь монеты могли заработать люди любого социального класса, если бы они были достаточно умны. История кражи скота Аполлона Гермесом и последующего заключения сделок соперничающими сыновьями Зевса является аллегорическим пересказом этого сдвига в экономических системах.

Аполлоническая система обмена дарами зависела от небольших систем близких социальных отношений и сопротивлялась изменениям. Герметическая система коммерческого обмена с использованием монет была более обширной не только потому, что в ней использовались единицы измерения, которые можно было понять на международном уровне, но и потому, что монета сама по себе была магическим символом, представляющим текучесть самого Гермеса.

Чтобы понять эту символическую связь, важно рассмотреть особую металлическую идентичность Гермеса. Римское имя Гермеса было Меркурий, что также является названием металла, также известного как ртуть. Ртуть — единственный металл, который остается жидким при комнатной температуре, мощная метафора состояния текучести, присущего объектам и людям, которые обычно весьма тверды в своей идентичности.

Стоит помнить, что во времена возникновения мифа о Гермесе, возможно, три или четыре тысячи лет назад, обработка металлов была еще новым ремеслом. Способность плавить твердый металл в жидкость, а затем изменять его форму во что-то совершенно иное, но более твердое, чем любой другой известный материал, считалась магическим превращением.

Меркурий остается текучим и поэтому идеально подходит для того, чтобы привести остальных из нас в условия временной текучести, условия, подобные тем, которые существуют, когда металл отливается в форме монеты, единицы жидкого богатства. Змеи на кадуцее символизируют это состояние потока, которое бизнес-культура хорошо знает как условие, имеющее особое значение для творчества и инноваций. Они движутся, как вода, волнами, и их кожа сбрасывается в бесконечном цикле старения и обновления.

Торговля — это не что иное, как состояние бога Меркурия, путешествующего с ним на его плавном пути через границы. Коммерция — это римское слово, означающее буквально с (com) Меркурием (merx).

Меркурий уклоняется от препятствий, таких как те, которые представлены жесткими, бесстрастными фигурами, такими как Аполлон, Аид, Гера и гигантский Аргос Паноптес.

Характер Аргоса ничего так не напоминает о гигантских цифровых корпорациях нашего времени, таких как Google и Facebook. Их сила заключается в их способности заглянуть во все, собирая такие огромные объемы данных, с которыми им не поспорить.

Эти гиганты слишком самоуверенны из-за своей провидческой силы, однако, воображая, что, поскольку они могут видеть большие расстояния, они могут видеть все. Google и Facebook, например, предполагают, что, поскольку у них есть алгоритмы, способные читать выражение лица, они могут автоматически измерять эмоции людей. Эти системы автоматизированного анализа настроений неизбежно терпят неудачу не только из-за их технической неточности, но и из-за фундаментальной слепоты, при которой внешние проявления ошибочно принимаются за внутреннюю, субъективную мотивацию и опыт.

В древние времена у Аргоса Панопта была та же проблема. Гигант мог видеть все, что происходило в настоящем, и все, что происходило в прошлом, но был так же слеп, как и любой другой, в отношении того, что может произойти в будущем. Кроме того, хотя Аргос мог видеть любой физический объект или действие, он не мог заглянуть в сердца людей. Аргос не видел ничего, кроме внешнего вида.

Паноптический гигант ослабил бдительность, потому что считал, что физическое зрение — это все, что ему нужно. Аргос мог управлять всем, что мог измерить, и настолько уверовал в эту способность, что пришел к выводу, что все, что он не может измерить, даже не существует.

Коммерческие системы могут бросить вызов паноптикумам цифровых гигантов, хранящих огромные массивы данных, как ученики Плутона. Вместо интеллектуального анализа данных с промышленным подходом к извлечению ресурсов, с негибкими типами личности, цифровая коммерция нового поколения могла бы использовать изменчивость личности, служа руководством для преобразования пользователей, растворяя границы, которые сдерживают процветание, а не удерживают его. мы пленники несправедливой системы цифровых имущих и неимущих, в которой сегодня правит Силиконовая долина.

Следующий полный выпуск This Human Business — о торговых ритуалах — выйдет в среду — всего через пару дней. Тогда настройтесь, а пока сохраняйте плавность.

То, что вы прочитали выше, — это красивая, аккуратная история, но это всего лишь одна версия.

Исторически правда такова, что Гермес и его кадуцей почти наверняка предшествуют историям, рассказанным выше, которые относятся ко времени гомеровских эпосов. Представленное здесь изображение кадуцея происходит из древней Вавилонии. В данном случае кадуцей представляет собой не просто божественный скипетр. Это само божество, вавилонский бог Нингишзида.

Образы, похожие на кадуцей, были широко распространены в древнем мире, вплоть до Индии и Китая. В каждом месте истории, связанные с его происхождением, значительно различаются. Что похоже, так это основной символизм: пара змей, переплетающихся вокруг центрального посоха, представляет трансцендентную бинарную противоположность — подходящий источник вдохновения для альтернативной формы бизнеса в наш век сокращения до длинных цепочек единиц и нулей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *