Генеалогическая схема правления первых романовых: Генеалогическое древо царской семьи Романовых

Содержание

составьте генеалогическую схему первых романовых. Пожалуйста очень надо!

3. Расшифруйте данные цифры1)1635;2) 50 Tыс3) 600;4) 1643.​

Назовите, з фактора, благодаря которым Жангир хану удалось одержать победу в Орбулакской битве1-____2-____3-_____​

1. До кого перейшла влада зразу ж після вбивства Юлія Цезаря? а) до сенату; б) до Марка Антонія; в) до трибунів; г) до Октавіана Августа . 2. Хто був … проголошений диктатором у Римській державі 1 листопада 82 р до н.е.? а) Мітридат IV Євпатор; б) Луцій Корнелій Сулла; в) Октавіан Август; г) Марк Красс. 3. Про яку перемогу йшлося у звіті Цезаря, де були слова «Прийшов, побачив, переміг»? 4. Хто автор твору «Історія Рима від заснування міста»? а) Вергілій; б) Тит Лівій; в) Горацій; г) Гай Ціліній Меценат. 5. Ким командував префект преторіанської гвардії? а) провінціями; б) сенатом; в) охороною імператора; г) патриціями. 6. Коли Єгипет став Римською провінцією? а) 1 серпня 30 р. до н.е.; б) листопад 43 р. до н.е.; в) 1 листопада 82 р до н.е.?; г) 5 вересня 32 р. до н. е. 7. Хто увійшов до Другого тріумвірату? (Запишіть імена римлян). 8. Скільки років тривало повстання рабів, яке очолив Спартак? а) 1 рік; б) 3 роки; в) 11 місяців; г) 2 роки. 9. Якими були способи життя, здоров’я, русі вдачі Октавіана Августа

яка війна не принесла суттєвих територіальних змін?​

Кто оказал помощь Жангир хану вОрбулакской битве,​

СРОЧНОЯкі жебрующі ордени ви пам’ятаєте ?​

Чому життя людей повсталі стали лише на третє місце​

Пожалуйста помогите. Это срочно. Пожалуйста. Нужно именно таблицей. Дам 100 балов

поможите пж…………..​

1. Охарактеризуйте основные отрасли хозяйства кыргызов.2. К аких ж ивотных разводили кы ргы зы и какую продукцию давало имскотоводство?3. Что было хар … актерно для земледелия кыргызов?4. Что вы можете рассказать о промыслах кыргызов?5. Дайте характеристику торговле кыргызов. С кем в основном торговаликыргызы?​

Генеалогические таблицы

Рюриковичи

Князья — потомки Рюрика (85 генеалогических таблиц).

Киевская Русь и русские княжества

Сводная генеалогическая таблица Рюриковичи, представленная в формате .XLS и выложенная на сайт в виде ZIP-архива.

Шафров Георгий. Генеалогические таблицы по истории европейских государств. Издание второе исправленное и дополненное. Россия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Трансильвания, Бавария, Пфальц, Австрия, Штирия, Каринтия. (Опубликованы отдельные главы. Вся книга в текстовом формате находится здесь).

Романовы

Таблица I. Романовы (начала рода).

Таблица I. Династия Романовых (подробная схема)

Романовы после Николая I

Великие князья Михайловичи, их потомки

Великие князья Константиновичи, их потомки

См. пометки NEW

 

ДВОРЯНЕ

Дворянские роды России.

 

МОНГОЛЫ

Чингизиды

Род Чингисхана (предки)

 

Род Чингисхана (продолжение)

 

Дом Чингисхана

 

Дом Джучи. Потомки Бату

 

Дом Джучи. Потомки Шейбана

 

Потомки Шейбана. Потомки Ибрагима. Абу-л-Хайр

 

Потомки Шейбана. Потомки Жадигера. Династия Арабшахидов в Хивинском ханстве

 

Потомки Шах-Будага. Мухаммед Шейбани

 

Дом Джучи. Потомки Бахадура

 

Потомки Бахадура. Потомки Кучкунджи-хана

 

Дом Хубилая

 

Дом Чагатая

 

Дом Тулуя (Толуя)

 

Потомки Ариг-Бука

 

Дом Чагатая. Потомки Есун — Дува

 

Дом Чагатая. Потомки Бури

 

Иль-Ханы Персии

 

Дом Джучи

 

Ак-Орда

 

Ак-Орда. Урус-хан. Казахское ханство

 

Ак-Орда. Потомки Кули

 

Усур-хан. Потомки Абулхаира

 

Потомки Тохтамыша

 

Родственные связи Едигея Мангит (Идике) с правителями государств на постмонгольском пространстве.

 

Потомки Ибака. Правители Сибирского ханства

 

Династия Улу-Мухаммеда  (Казанское ханство).

 

Потомки Едигея Мангит (Идике). Правители Ногайской орды.

 

Потомки Кичи-Мухаммеда

 

Потомки Кичи-Мухаммеда. Правители Казанского ханства.

 

Потомки Кичи-Мухаммеда. Джаниды (Аштраханиды). Правители Бухары

 

Династия Гиреев (Казанское ханство).

 

Династия Гиреев (Крымское ханство).

 

Потомки Кичи-Мухаммеда (Правители Астраханского ханства)

 

Потомки Абулхаира. (Казахское ханство)

 

Потомки Буджака

 

Потомки Бэлгутая-нойона

 

Дом Хулагу. Иль-Ханы Персии. Потомки Абага-хана

 

Дом Угедея

 

Дом Угедея. Потомки Мелика

 

Дом Угедея. Потомки Кадан-огула

 

Дом Угедея. Потомки Кутана

 

Дом Угедея. Потомки Гаюка-хана

 

ЛИТОВО-ПОЛЬСКИЕ КНЯЗЬЯ

Литовские князья

Таблица. Литва до Миндовга

 

Таблица. Миндовг

 

Таблица. Гедиминовичи

 

Таблица. Гедиминовичи

 

Таблица. Гедиминовичи

 

Таблица. Гедиминовичи. Потомки Явнута

 

Таблица. Гедиминовичи. Потомки Федора

 

Таблица. Гедиминовичи. Потомки Лугвена. Князья Мстиславские

 

Таблица. Гедиминовичи. Потомки Кейстут

 

Таблица. Гедиминовичи. Потомки Кориата

 

Таблица. Гедиминовичи. Потомки Любарта

 

Таблица. Князья Вишневецкие

 

Таблица. Ягеллоны

 

Таблица. Потомки Кейстута, Кориата и Владимира

 

Таблица. Литва между Миндовгом и Тройденом

 

Таблица. Потомки Наримонта. Продолжение

ПОЛЬША — ПЯСТЫ

Пясты

Таблица I. Польша. Пясты.

 

Таблица II. Пясты. Потомки Володислава II Изгнанника.

 

Таблица III. Пясты. Потомки Мечислава II Старого.

 

Таблица IV. Пясты. Потомки Казимежа II Справедливого.

 

Таблица V. Пясты. Потомки Володислава II Изгнанника. Князья Ратибор.

 

Таблица VI. Пясты. Потомки Володислава II Изгнанника. Князья Бреслау.

 

Таблица VII. Пясты. Потомки Казимежа II Справедливого (Продолжение).

 

Таблица VIII.

Пясты. Потомки Володислава II Изгнанника. Герцоги Глогау.

ЧЕХИЯ

Чешские князья

Таблица: Чехия (Богемия). Потомки Николая I

 

Таблица: Чехия. Пшемысловичи.

 

Таблица: Чехия. Пшемысловичи. Потомки Владислава.

 

Таблица: Чехия. Пшемысловичи. Потомки Оттона.

 

Таблица: Чехия. Пшемысловичи. Потомки Конрада.

 

ЗАПАДНЫЕ СТРАНЫ

Меровинги (начало)

 

Меровинги (продолжение)

 

Меровинги (Аквитания, Гасконь, Памплона)

 

Каролинги 

 

Каролинги. Продолжение.

 

Капетинги

 

Каролинги. Потомки Людовика II Заики

 

Каролинги. Потомки Людовика II Немецкого

 

Герцоги Бургунские. Первый дом, Каролинги

 

Франция. Капетинги. Продолжение

 

Родственные связи Каролингов, Капетингов и Людольфингов

 

Потомки Хильдебранда I. Робертины (Франция)

 

Графы Блуа, Шартра и Тура

 

Дом Блуа — Шампань. Графы Шампанские, Блуасские, Бульонские, Труа, Омаль, Шатоден, Бри, Клермон, короли Наваррские (Франция)

 

Графы Вермандуа, Труа, Шампани (Франция)

 

Графы Анжу. Первый и второй дом. Плантагенеты. Графы Гатинэ. Графы Шато — Ландон

 

Бурбоны (Франция)

 

Испания. Астурия. Ранние короли

 

Короли Уэссекса и Англии  

 

Габсбурги (Священная Римская империя)

 

Графы Люхсембурги - Лимбурги

 

Арпады. Венгрия

 

Иерусалимские короли

 

Короли Мэнские (генеалогическая таблица).

 

Короли и лорды Стэнли и Мюррей  (генеалогическая таблица).

 

ШВЕЦИЯ

Вазы (начало)

Потомки Карла IX

Потомки Юхана III

АНТИЧНЫЕ ПРАВИТЕЛИ

Македонские цари (VIII — II вв. до Р.Х.)

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Ахемениды (700-330 гг. до Р. Х.)

Иудеи и Израиля цари, царские династии, правившие, по преданию, в Палестине до вавилонского пленения.

Каппадокии цари, царская династия, правившая в 350 г. до Р. Х. — 17 г. в.

Касситская династия, династия, правившая в XVIII-XVII вв. до Р. Х. в Хане, а в 1595-1155 гг. до Р. Х. владевшая Вавилоном.

Киша 1-я династия, царская династия, правившая в шумерском городе Кише (Месопотамия).

Коммагены цари, царская династия, правившая в 163 г. до Р. Х. — 17 г., 38-72 гг. в Коммагене (Малая Азия).

Селевкиды  

Сасаниды

Древний Восток  NEW Лу, китайская княжеская династия, правившая в 1122-248 гг. до Р. Х. в княжестве Лу, ветвь Чжоу.

Лян, императорская династия, правившая в 502-557 гг. в Южном Китае.

Лян Западная, китайская династия, правившая в 400-423 гг. в северокитайском царстве Западное Лян.

Лян Западная (II), китайская императорская династия, правившая в 555-587 гг. в Юго-Западном Китае.

Лян Поздняя, динская династия, правившая в 386-403 гг. в северокитайском царстве Позднее Лян.

Лян Ранняя, династия, правившая в 313-376 гг. в северокитайском княжестве Раннее Лян.

Лян Северная, хуннская династия, правившая в 397-439 гг. в северокитайском царстве Северное Лян.

Лян Южная, сяньбийская династия, правившая в 397-414 гг. в северокитайском царстве Южное Лян.

Сун, китайская княжеская династия, правившая в 1110-282 гг. до Р. Х.

Сун Ранняя, императорская династия, правившая в 420-479 гг. в Южном Китае.

Ся, Мифическая императорская династия, правившая в Китае в 2205-1765 гг. до Р. Х.

Ся (II), хуннская династия, правившая в 407-431 гг. в северокитайском царстве Ся.

У (I), княжеская династия Китая, правившая до 473 г. до Р. Х., ветвь Чжоу.

У (II), китайская царская династия, правившая в 222-280 гг. в царстве У (период Троецарствия).

Хань, китайская княжеская династия, правившая в 403-230 гг. до Р. Х.

Хань Восточная, китайская императорская династия, правившая в 25-220 гг.

Хань Западная, китайская императорская династия, правившая в 206 г. до Р. Х. — 8 г.

Хань Северная, хуннская династия, правившая в царстве Северная Хань (Раннее Чжао) в 304-329 гг.

Цай, китайская княжеская династия, правившая в 1122-447 гг. до Р. Х. в княжестве Цай, ветвь Чжоу.

Цао, Китайская княжеская династия, правившая в 1122-487 гг. до Р. Х. в княжестве Цао, ветвь Чжоу.

Цзинь, Китайская княжеская династия, правившая в 1110-376 гг. до Р. Х., ветвь Чжоу.

Цзинь Восточная, императорская династия, правившая в 317-420 гг. в Южном Китае.

Цзинь Западная, китайская императорская династия, правившая в 266-316 гг.

Ци (II), Императорская династия, правившая в 479-502 гг. в Южном Китае.

Ци (2), китайские княжеские династии, правившие в 1122-221 гг. до Р. Х. в княжестве Ци.

Ци Северная, династия, правившая в 550-577 гг. в северокитайской империи Северная Ци.

Цинь, княжеская, царская и императорская династия Китая, правившая в IX-III вв. до Р. Х.

Цинь Поздняя - цинская династия, правившая в 384-417 годах в северокитайском царстве Поздняя Цинь.

Цинь Ранняя - дийская династия, правившая в 351—395 гг. в северокитайском царстве Раннее Цинь.

Чжао, китайская княжеская династия, правившая в 403-222 гг. до Р. Х.

Чжао Поздняя, Цзейская династия, правившая в 319-352 гг. в северокитайском царстве Позднее Чжао.

Чжоу, китайская императорская династия, правившая в 1122-249 гг. до Р. Х.

Чжоу Северная, династия, правившая в 557-581 гг. в северокитайской империи Северная Чжоу.

Чжэн, китайская княжеская династия, правившая в 806-375 гг. до Р. Х. Ветвь Чжоу.

Чу, китайская княжеская династия, правившая в 1110-223 гг. до Р. Х.

Чэн, цзунская династия, правившая в 302-347 гг. в северокитайском царстве Чэн.

Чэнь, китайская княжеская династия, правившая в 1122-479 гг. до Р. Х.

Чэнь (II), императорская династия, правившая в 557-589 гг. в Южном Китае.

Шу, китайская царская династия, правившая в 221-263 гг. в Шу (период Троецарствия).

Юэ, китайская княжеская династия, правившая в 496-329 гг. до Р. Х. в княжестве Юэ.

Янь, китайская княжеская династия, правившая в 1122-225 гг. до Р. Х. в княжестве Янь, ветвь Чжоу.

Янь Западная, Сяньбийская династия, правившая в 384-396 гг. в северокитайском царстве Западное Янь.

Янь Поздняя. Сяньбийская династия, правившая в 386-409 гг. в северокитайском царстве Позднее Янь.

Янь Ранняя. Сяньбийская династия, правившая в 348-370 в северокитайском царстве Раннее Янь.

Янь Северная. Китайская династия, правившая в 409-436 гг. в северокитайском царстве Северное Янь.

Янь Южная. Сяньбийская династия, правившая в 398-410 гг. в северокитайском царстве Южное Янь.

Цари Эгриско-Абхазского царства

Багратиони — цари Тао-Кларджети

Багратиони — цари объединенной Грузии

Багратиони — цари Картли

Багратиони — цари Кахетии

Багратиони — цари Имерети

Литература:

Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь рюриковичей. М. 200.

Вернадский Г.В. Россия в средние века.

Вернадский Г.В. Монголы и Русь.

Груссе Рене. Чингисхан

Дворянские роды в Российской империи.

Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства.

Рыжов К. Все монархи мира. Россия. М. 1999.

Рыжов К. Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия. М. 2001.

Рыжов К. Все монархи мира. Западная Европа. М. 1999.

Рыжов К. Все монархи мира. Древний Восток. М. 2001.

Сурмина И.О., Усова Ю.В. Самые знаменитые династии России.

Далее читайте:

Меркулов Всеволод. Немецкие генеалогии как источник по варяго-русской проблеме

Меркулов Всеволод. Гюстровская ода и мекленбургская генеалогическая традиция

 

Рабочая тетрадь по истории России. Данилов. 7 класс. Параграф 18

Параграф 18 — ГДЗ к рабочей тетради по истории России. Данилов. 7 класс

РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ: ПЕРЕМЕНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УСТРОЙСТВЕ

Задание 1. Разгадайте кроссворд, используя интернет-ресурсы.

По горизонтали:

  • 1. Башня Кремля, на которой были установлены часы с боем. — Спасская
  • 6. Турецкая крепость, захваченная донскими казаками. — Азов
  • 7. Русский полководец. — Шейн
  • 8. Один из приказов, ведавший военными делами. — Стрелецкий
  • 10. Глава местного управления, назначенный правительством. — Воевода
  • 11. Король Речи Посполитой. — Сигизмунд
  • 12. Город, за который шла борьба между Россией и Речью Посполитой. — Смоленск

По вертикали:

  • 2. Пограничный город на Белом море. — Архангельск
  • 3. Польский королевич, канди­дат на русский престол. — Владислав
  • 4. Страна на севере Европы, в планы которой входило создание зависимого Новгородского государства. — Швеция
  • 5. Место, где в феврале 1617 г. был подписан мир между Россией и Швецией. — Столбово
  • 9. Место, где в декабре 1618 г. было подписано перемирие с Речью Посполитой. — Деулино

Задание 2. Один из иностранцев так описывает систему управления в России:

Русское управление должно считаться находящимся в близком род­стве с тираническим… С малых лет… внушают… детям, чтобы они говорили о его царском величестве как о Боге и почитали его столь же высоко…

Как вы думаете, можно ли эти слова отнести к Михаилу Романову? Свой ответ поясните.

Данная цитата взята из книги немецкого путешественника Адама Олеария, в которой описываются посольства, побывавшие в России три раза в течение 1630-х годов, во время правления Михаила Романова.

Подобные оценки правления Михаила Федоровича приводятся историком Н.И Костомаровым: «Строже всяких злоупотреблений по управлению, верховная власть наказывала малейший, хотя бы непреднамеренный, недостаток уважения к царской особе. В 1641 году кузнецкий подьячий, в отписке от имени воеводы о посылке мехов, сделал какую-то незначительную описку в царском титуле. Подьячего за это велено было высечь батогами, заключить на неделю в тюрьму и отставить от службы, а сам воевода за недосмотр получил строгий выговор».

Конечно, называть правление Михаила Романова «тираническим» пока еще нельзя. Все-таки он стремился править с опорой на Боярскую думу и Земский собор, как основные сословно-представительские органы. Однако А.Олеарий четко подметил тенденцию к усилению царской власти и уменьшению роли выборных органов, результат которой мы видим уже при правлении Алексея Михайловича.

Задание 3. Отметьте зелёным цветом правильные, а красным — непра­вильные утверждения.

  • К концу XVII в. численность приказов в стране заметно выросла.
  • Увеличение численности приказов было вызвано ростом территории и усложнением экономической жизни.
  • Посольский приказ занимался вопросами внешней политики.
  • Казённый приказ отвечал за пополнение государевой казны и сбор налогов.
  • Военными делами ведали Разрядный, Стрелецкий, Пушкарский, Иноземный, Рейтарский, Казачий приказы.
  • Рост численности приказов положительно влиял на систему управ­ления.

Задание 4. Проведите стрелки и заполните пропуски в генеалогиче­ской схеме

Задание 5. Используя текст учебника и справочную литературу, соот­несите термин и его значение.

1) УездыА) Административно-территориальная единица, занимающая промежуточное положение между станом и уездом
2) СтанБ) Административно-территориальная единица, часть уезда
3) ВолостьВ) Военно-административная единица, объединявшая группы городов-крепостей для обороны от внешней угрозы
4) ВоеводаГ) Основная административно-территориальная единица в XVII в.
5) Земские и губные избыД) Глава уезда, приграничного города
6) РазрядЕ) Органы местного самоуправления

Ответ:

1

2345

6

Г

БАДЕ

В

Задание 6. По материалам учебника заполните таблицу «Основные по­литические решения первых Романовых».

ЦарьРешения
Михаил Фёдорович
  • Изменение налогообложения
  • Изменение сроков розыска беглых крестьян
  • Подтверждено право дворян на землю, полученную при Шуйском и самозванцах
  • Создание укрепленных линий
  • Принятие таможенного устава
  • Раздача дворцовых земель ближним боярам и дворянам
  • Столбовской мир
  • Поляновский мир и отказ польского короля от претензий на рос. престол
  • Присоединение ниж. Урала, Прибайкалья, Якутии и Чукотки
  • Основание первых тульских заводов
Алексей Михайлович
  • Дальнейшее освоение Сибири
  • Соборное уложение 1649 г. Отмена срока сыска беглых крестьян.
  • Создание Приказа Тайных дел, увеличение количества приказов.
  • Начало формирования разрядов.
  • Приведение к присяге донского казачества (1671 г)
  • Финансовые реформы: неудачное введение соляной пошлины, неудачное введение в оборот рубля и медных денег.
  • Объединение России и левобережной Украины.
  • Военная реформа 1648-54 гг. (армия по европейскому образцу).
  • Церковная реформа Никона.
  • Андрусовский мир. Возвращение Смоленска.
Фёдор Алексеевич
  • Перепись населения 1678 г.
  • Отмена местничества в армии, сожжены разрядные книги.
  • Введение подворного обложения, увеличившего подати.
  • Смежные приказы объединены под руководством одного лица.
  • Введение польских обычаев при дворе.
  • Репрессии против старообрядцев, казнь протопопа Аввакума.

Задание 7. Используя учебник и дополнительный материал, заполните таблицу «Изменения в деятельности Боярской думы в XVII в.».

Боярская дума до Смуты

Боярская дума при первых Романовых

  • Большая доля родовой аристократии в составе думы;
  • Без решения думы не утверждался ни один государственный документ;
  • Дума была высшим судебно-законодательным органом;
  • Влияние думы на управление государством было существенным.
  • Расширение состава Боярской думы за счет включения в нее незнатных бояр;
  • Сокращение доли родовой аристократии в составе думы;
  • Ближняя дума начинает заменять по своим функциям Боярскую думу;
  • Роль Боярской думы снижается;
  • Дума не решает ничего, а приобретает лишь совещательный характер.

Задание 8. Отметьте неверный ответ.

Соборное уложение 1649 г. :

  • а)  упорядочило российское законодательство;
  • б)  отразило рост авторитета и влияние царя в стране;
  • в)  установило полное право феодала на землю и зависимых кре­стьян;
  • г)  ввело 15-летний срок розыска беглых крестьян;
  • д)  установило наказания за преступления против здоровья царя, представителей центральной власти и церкви.

Задание 9. Составьте генеалогическую таблицу первых Романовых. Прокомментируйте её на уроке.

Примечание: Для выполнения задания достаточно взять первые три ряда генеалогического дерева.

Задание 10. Составьте рассказ на основе картины А. П. Рябушкина «Боярская дума при Михаиле Романове» (с. 39 учебника, часть 2). Кто изображён на картине? Какие детали являются, на ваш взгляд, наи­более важными?

Считалось, что царь правит при содействии Боярской думы. Действительно, когда Михаил Романов входил на российский престол, он обещал, что не будет править без Земского собора и Боярской думы. Но тогда Михаил Фёдорович был слишком молод и при нем не было мудрого наставника, его отца патриарха Филарета, поэтому его намерения были правильными и благожелательно восприняты народом и аристократией. Со временем царская власть существенно усилилась, а Боярская дума, поначалу расширенная до 100 человек за счет включения представителей менее знатных родов, стала очень неповоротливым органом власти. Бояре не всегда могли собраться в полном составе, поскольку многие из них выполняли ответственные поручения, участвовали в военных походах, посольских миссиях или возглавляли приказы. К тому же с усилением собственной власти царю все меньше требовались бесчисленные боярские заседания, на которых редко можно было услышать единое мнение, а сами бояре зачастую просто отстаивали свои интересы. Поэтому большее значение стала приобретать так называемая Ближняя дума, состоящая только из доверенных бояр царя.

Судя по всему, на картине А.П.Рябушкина мы видим как раз заседание Ближней думы. Об этом свидетельствует малый состав. Стоит обратить внимание на некоторые моменты, которые ярко демонстрируют особенности взаимоотношения царя с боярами того времени. Царское место четко обособлено и находится на возвышении, бояре располагаются прямо перед царем — это четко указывает на то, кто главный в этом зале. Бояре докладывают или отвечают на вопросы царя стоя, демонстрируя подчиненное и уважительное отношение. Одним словом — это никак не похоже коллегиальный орган, управляющий государством. Царь единолично принимает решения, изредка выслушивая мнения бояр. Именно поэтому формула решения Боярской думы того времени гласила: «Царь указал, а бояре приговорили».

от теории к практике – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

УДК 929.5(470,11)

КОНДРАТОВА Галина Александровна, доктор философских наук, профессор кафедры отечественной истории института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 100 научных публикаций, в т. ч. двух монографий, 5 учебно-методических пособий

МЕТОДОЛОГИЯ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Статья посвящена философско-историческому осмыслению династии Романовых на основе модели семейно-родовой целостности человека, под которой понимается функциональное единство пяти поколений семейного родословного древа, необходимых для природно-духовного укоренения и тем самым — сохранения его бытия. Это первый опыт применения принципа целостности, т. е. введение в практику историко-генеалогического исследования надысторического социокультурного архетипа в виде символического образа трансцендентности, определяющего миропонимание, систему традиционных ценностей и направленность деятельности человека. Интерпретация модели на поколенную роспись правящей династии Романовых позволила осветить ряд моментов. Во-первых, выбрать предельно независимый от политических запросов того или иного времени исторический критерий оценки их роли в судьбе России, т. е. установить, насколько государственная деятельность каждого поколения соответствовала сохранению ее бытия. Во-вторых, показать, как закономерности и особенности развития их родословного древа оказывали влияние на историю Российской цивилизации в течение XVII — начала XX века. В-третьих, соотнести объективные закономерности системного становления и развития Российской цивилизации на стадии ее дезинтеграции с субъективными, личностными особенностями правителей рода Романовых. В-четвертых, указать на одну из причин гибели династии, связанную с ее социокультурным отчуждением от общества.

Ключевые слова: семейно-родовая целостность, принцип целостности, концепция семейно-родовой целостности человека, три периода истории династии Романовых, типы династических поколений, результаты государственной деятельности.

В современной генеалогии накоплен обширный фактологический материал по семейным династиям различных сословий русского

общества за более чем два столетия. Создан Международный институт генеалогии, разработаны учебники по генеалогии и практиче-

© Кондратова ГА., 2014

ские пособия для вузов [13], во многих городах успешно работают историко-родословные общества. В Архангельске общество отметило свое 15-летие, объединив 146 исследователей разного уровня, проведены 4 международные научно-практические конференции, издано

5 научных сборников статей, 7 работ стали победителями всероссийских конкурсов [12].

Особый интерес представляет сегодня исследование династии Романовых, что связано с осмыслением событий начала XX века и 400-летием ее истории. Краткий обзор литературы по этой теме дает основание выделить несколько научных направлений. Одним из первых составителей поколенной росписи Романовых был М.В. Ломоносов («Краткий российский летописец с родословием»). В конце XIX века был составлен «Летописный и лицевой изборник дома Романовых» [17]. Государственная деятельность монархов исследовалась в трудах историков, начиная с М.В. Ломоносова и В.Н. Татищева, в XIX — начале XX века -в трудах Н.М. Карамзина, С.М. Соловьёва, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, а в советское время историческая роль династии Романовых переосмысливалась в той или иной степени в контексте формационного подхода М.Н.Покровским,М.Н. Тихомировым,И.И. Минцем, М.В. Нечкиной, А.Н. Сахаровым. Историко-биографическое направление развивали

Н.И. Костомаров, В.О. Ключевский, Н.Е. Забелин, К. Валишевский, И.В. Преображенский [7, 14], описывавшие жизнь и быт царской семьи, в советский период — М.М. Богословский. Позднее эта тема осталась в стороне. К настоящему времени издан библиографический указатель династии [8], опубликовано большое количество новых работ [1-4, 6, 9-11, 15, 16], появились зарубежные издания [18]. Однако их краткий анализ показывает, что мировоззренческая установка авторов по-прежнему остается ведущей при оценке роли Романовых в истории России. Поскольку она сама по себе исторична, то невозможно избежать политизации и субъективизма. Необходим надысториче-ский критерий, новый предмет и методология

его исследования, которая поможет выйти на уровень историософского осмысления.

Мы предлагаем концепцию семейно-родовой целостности человека и ее теоретическую схему, которая разработана на основе модели типов человека Платона, модели родового человека Ф.М. Достоевского [5, с. 540, 542] и концепции родовой целостности человека П.А. Флоренского [19, с. 216], который первым осознал и сформулировал задачи историософского осмысления родословной человека. Мы интерпретируем ее на поколенную роспись династии Романовых, чтобы установить, насколько проводимая ими на протяжении 300 лет государственная политика соответствовала сохранению России.

Определим круг рабочих понятий. Во-первых, семейно-родовая целостность человека — это природно-метафизическое единство пяти поколений семейного рода, необходимых для его духовно-материального укоренения. Первое осуществляется через наследование социокультурного генома (архетипа), символического представления об инобытии, существующего в форме религиозных учений. Биологическое укоренение есть наследование биологического генома, обуславливающего физические, расовые и этнические признаки человека. Во-вторых, время жизни пяти поколений составляет один период жизни семейного рода, равный 125-150 годам, поскольку активная общественная деятельность начинается примерно к 20-25 годам. В-третьих, каждое поколение выполняет свою собственную функцию по раскрытию эмпирической психобиосоциальной природы как отдельного человека, так и рода в целом. Заменим для двух типов поколений платоновский ценностный критерий на функциональный и отразим в названии их созидательные функции. Функция «мудреца» заключена в его способности восстанавливать духовную основу рода на исходе каждого периода. Второе поколение честолюбцев обозначим идейно-политическими организаторами, поскольку в борьбе между ними решается вопрос об организации идеологической и государ-

ственной систем. Третье поколение олигархов функционирует как социально-экономические устроители, обеспечивающие материальное благополучие и максимально полное воспроизводство рода. Для четвертого и пятого поколений сохраним платоновские определения, поскольку за стремлением малой части «демократов» к личной свободе кроется тяга к внутренней творческой свободе, обеспечивающей создание культурных ценностей и зарождение новых идей, но у большинства жажда свободы приводит к разрушению сложившихся системных связей, препятствует стагнации общества. Поколение «тиранов», рвущееся к власти, объективно спасает общество на короткий период от саморазрушения, обостряя потребность в духовном возрождении, в поиске идеи, способной вывести род (народ) на следующий период развития. Таким образом, закон родовой жизни заключается в закономерности смены семейных поколений, функции которых обусловлены необходимостью самосохранения рода. Схема родовой целостности человека -это схема родословного древа, которая включает в себя антропологическую пятипоколенную, а также функциональную, динамическую и хронологическую структуры.

В нашем анализе мы ограничимся краткими количественными и качественными характеристиками поколений Романовых, соотнося их с платоновскими портретами типов человека. Хроноструктура династии составляет 300 лет, что предполагает два полных родословных периода и десятипоколенную антропологическую структуру, однако, как известно, за это время сменилось 17 монархов,

6 из которых, если считать сына Петра I, были убиты. Кроме того, династия прошла в своем развитии почти три периода, на что указывают признаки их окончания — тирания. Такое расхождение обусловлено, во-первых, тем, что 10 поколений — это не количественный, а качественный, функциональный показатель. Количественно-качественное совпадение возможно при отсутствии трагических обстоятельств, прерывающих естественную эволюцию рода и его

природно-метафизическую преемственность. В этом случае задачу одного поколения приходится решать порой нескольким правителям, что чаще всего происходит в поколениях идео-логически-политических организаторов и «демократов», перед которыми всегда обостряется проблема выбора. Во-вторых, время одного генеалогического периода династии может сокращаться либо удлиняться, если нарушен порядок наследования престола. В-третьих, сохранение бытия семейного рода обусловлено прежде всего сохранением традиционного социокультурного генома как мировоззренческого принципа, хотя некоторые ценности, обычаи, элементы образа жизни могут видоизменяться. Поскольку в геноме стяженно заключена вся информация о мире, то свой вывод мы можем подтвердить законом информационного взаимодействия организма со средой. Согласно ему, информация имеет три уровня сложности: принципиально новый, новый и тождественный, но «природа встала на путь минимизации принципиально новой информации» [20, с. 13]. Поэтому организмы, взаимодействующие на первом и третьем уровне, исчезают как вид: первые мутируют, вторые, закостеневая, теряют адаптивные способности и разрушаются.

Осмысливая поколенную роспись Романовых, начнем ее (вслед за М.В. Ломоносовым) не с Михаила, а с его отца патриарха Филарета -духовного основателя династии, наследовавшего самодержавные традиции Рюриковичей. Как мудрец, он проявил «любовь к своему государству, испытанную и в радости, и в горе <…> и от этого своего правила они (мудрецы — Г.К.) не откажутся ни при каких трудностях, опасностях или иных превратностях» [11, с. 503 а]. Как отец, он направлял и контролировал деятельность взрослого сына, «хорошего человека, живущего в неважно устроенном государстве и потому избегающего почестей, правительственных должностей, судебных дел и всякой такой суеты; он предпочитает держаться скромнее, лишь бы не иметь хлопот» [11, с. 549 с]. По существу, Филарет решал задачи двух поколений, восстанавливая Россию после Смуты.

Его внук, Алексей Михайлович, представлял третье поколение устроителей, «обустраивая» страну юридически с помощью Соборного Уложения и материально — свое многочисленное семейство. Правда, его личные качества меньше совпадали с платоновским типом олигарха, но подобно ему Алексей Михайлович был «раздираем внутренней борьбой, его единство (было — Г.А.) нарушено, он раздвоен: одни вожделения берут верх над другими — по большей части лучшие над худшими» [11, с. 534 е]. Душевная раздвоенность царя проявилась в многочисленных личных увлечениях, в отношениях с близкими, с Никоном и Аввакумом, а также с раскольниками. При этом в Алексее Михайловиче просматриваются и черты демократа как в отношении с окружающими, так и в интересе к новшествам европейской культуры, которые он начал внедрять в свой домашний обиход и частично в государственное устройство, бережно сохраняя при этом русские традиции. В четвертом поколении Романовых наступил династический кризис. В больном Фёдоре «демократизм» проявился больше в личных отношениях с окружающими, а также при решении государственных задач. «Демократизм» Софьи был направлен на сохранение престола за кланом Милославских, что нарушало, говоря современным языком, гендерную основу наследования власти. Младший Пётр, по возрасту более близкий к пятому поколению и выросший подобно Ивану Грозному в условиях жестоких придворных интриг, стал одновременно тираном в годы Северной войны, мудрецом, родившим идею европеизации, и идейно-политическим организатором, воплощавшим ее во всех сферах жизни общества. Таким образом, он заканчивал первый династический период Романовых, длившийся с конца XVI века до 1725 года, т. е. 125-140 лет, и открыл второй, исполняя функции убитого им сына.

В основе его политики европеизации лежала чуждая традиционному национальному самосознанию протестантская идея личной свободы человека. Но Пётр Первый стремился приспособить ее к решению общенацио-

нальных задач, т. к. она обеспечивала, по его мнению, необходимые в геополитических условиях России социально-экономические и политические преобразования. До конца правления Романовым предстояло пройти между сциллой и харибдой, вводя Россию в систему европейской цивилизации, но не как колонию, а как национально независимое государство. На протяжении второго периода, начиная со смерти Петра и заканчивая правлением «тирана» Николая I, на престоле вместо пяти сменилось десять монархов. Причина этого кроется, во-первых, в замене московской системы наследования петровской, что позволило дворянству выбирать правителей, нарушая естественную смену династических поколений. Во-вторых, нарастала борьба между носителями двух полярных мировоззрений в среде самой политической элиты. В-третьих, в сознании монархов усиливалось протестантское миропонимание, обусловленное династическими браками с представительницами малых европейских государств. В результате задачу второго поколения идеологически-политических организаторов продолжали решать каждый по-своему 4 выбранных дворянской элитой монарха: Екатерина I, Пётр II, Анна Иоанновна и Елизавета. Политика первых трех вылилась в бироновщину, превратившую Российскую империю в задворки Европы, что вызвало подъем национального самосознания в дворянстве. Оно ликвидировало европейскую ветвь Романовых в лице Ивана VI и Петра III, открыв возможность частичного восстановления традиционных начал. В определенной мере баланс между двумя линиями цивилизационного развития России был достигнут благодаря тонкому правлению сначала Елизаветы, а затем третьего поколения устроителей в лице жены Петра III, немки Екатерины II. Если внук Петра I от первого брака продолжал европеизацию России в грубой форме бироновщины вопреки национальным интересам страны, то она, будучи типичной честолюбкой, жаждавшей европейской славы, достигла своей цели через устроение Российской империи как личного пьедестала. Не в силах законодательно оформить до-

стигнутый идеологически-политический компромисс она проводила европеизацию в более мягкой манере государственных реформ, обеспечивавших как сословные дворянские, так и национальные интересы страны. Но при внешне прорусской государственной деятельности и личном образе жизни «акрополь души» Екатерины II оставался протестантским, в нем не было места православному архетипу с его ключевой ценностью национальной свободы, требовавшей от каждого человека служения государству. Она кардинально изменила миропонимание правящей династии и политической элиты России, внося в их сознание протестантскую идею личной свободы человека и став, по существу, первой русской революционеркой. Тем самым церковный раскол дополнился социально-политическим расколом общества на полулиберальное дворянство и русский народ. В итоге подобно Петру I она решала одновременно задачи трех поколений: политического организатора, социально-экономической устроительницы и демократки.

Продолжить «демократическую» деятельность матери должен был Павел I, однако парадокс в том, что его «демократизм» воплотился в отмене петровской и восстановлении московской системы наследования престола как одной из основ самодержавия, обеспечивающей неограниченную свободу монарха в решении общенациональных задач. Это разрушало неформальное всевластие дворянства, поэтому элита пошла на его убийство в «лучших» традициях европейских династий. Сын Павла Александр I продолжал осуществлять демократические функции в духе европейского либерализма Екатерины, заключив молчаливое соглашение с дворянской элитой, не желавшей никому уступать свои политические и экономические права. Постоянная угроза с ее стороны, а затем со стороны Европы, поставившей Россию на грань национального уничтожения, заставила Александра свести либеральные реформы к косметическому минимуму. Парадокс его правления заключался в том, что по окончании Отечественной войны 1812 года, ставшей

победой русского православия над европейским католико-протестантизмом, он столкнулся с его носителями внутри страны — декабристами. Это вынудило императора продолжить самодержавную политику отца, к которой он не был готов, средствами аракчеевской тирании. Таким образом, не в силах преодолеть идейнополитическую двойственность своих предшественников, он добавил к оппозиции старого екатерининского дворянства молодое поколение дворянских революционеров. На короткое время с ними справился Николай I, сын Павла I, завершивший тираническими средствами второй период развития династии Романовых. В его лице она сумела достичь тактической цели, сохраняя самодержавную Российскую империю в течение 30 лет, но проиграла стратегически, вскармливая своих могильщиков -дворянскую полуевропейскую элиту и бюрократию, самое не укорененное сословие общества. Консерватизм Николая I обернулся внешним военно-политическим поражением страны в Крымской войне и внутренним кризисом, тем самым поставив ее вновь перед угрозой потери национальной независимости.

Завершая второй династический период как тиран, Николай I открывает третий династический период как «мудрец», переформулировавший традиционный вариант национальной идеологии в теорию официальной народности, пытаясь восстановить приоритет православия и самодержавия. Но эту теорию не принимает большая часть общества: консервативные круги не хотят замечать растущей угрозы, полуевропейские дворяне и разночинцы противопоставляют ей западничество и мягкий либерализм, а меньшая часть образованного общества (славянофилы), сохранившая русский социокультурный архетип, формулирует Русскую идею. Таким образом, рождение трех идей на рубеже двух династических периодов свидетельствует об углубляющемся расколе Российской цивилизации.

В этих условиях Александр II, представляющий второе поколение династии в третьем периоде ее развития, принимает от отца эстафету по сохранению России, начиная реали-

зовывать теорию официальной народности полуевропейскими средствами либеральных реформ. Но и он не добился поддержки большинства сословий, заплатив за реформы, как и дед, собственной жизнью. Устроителем, взявшим снова на вооружение консервативную политику, стал Александр III. Подобно Екатерине II он пытался найти компромисс между двумя основными политическими силами, стремясь восстановить русские начала, но объективно не мог сдержать быстрого промышленного развития страны, которое неизбежно вело к формированию двух неслужилых сословий, т. е. предельно антагонистических классов: буржуазии и пролетариата. Буржуазия, становясь социально и экономически независимой от монарха, выводила из-под его контроля все большее число подданных. В итоге, как и дед, Александр III выиграл борьбу за самодержавие тактически, но проиграл ее стратегически, не зародив объединяющей общество идеи, если не считать завещания сыну о сохранении великой неделимой русской России. Вместо династии эту задачу более успешно решила левая радикальная оппозиция в лице революционной демократии, а затем социалистов, выдвинувших идею создания свободного от эксплуатации общества. Николай II, представитель четвертого поколения Романовых третьего династического периода, должен был решать демократические задачи, однако следуя завещанию отца, он стал «демократом поневоле», уступая давлению всех оппозиционных политических сил страны. В результате самодержавие, фактически упраздненное Петром I, стало утрачивать юридическую основу, пока не превратилось в полуевропейскую парламентскую монархию. Ее добила Первая мировая война и собственная протестантская дворянско-буржуазная элита. По существу, корабль Российской империи направлялся штормом, искусственно устроенным внешними антирусскими силами, использовавшими внутреннюю «офицерскую команду» и оппозицию для давления на «капитана», терявшего контроль над ситуацией. Гибель значительной части Романовых поставила точку

в судьбе правящей династии, не завершившей свой третий родословный период, но не в истории России, на что рассчитывал Запад. Нашлись силы, которые в условиях либеральной тирании, вызвавшей хаос, несмотря на все существовавшие противоречия, «родили» идею, объединившую большинство народа, и тем самым возродили на почве «великой неделимой России» «великий могучий Советский Союз».

Подводя итоги, отметим, что главные жертвы, понесенные династией, преимущественно выпадают на второе поколение организаторов и четвертое поколение «демократов». В первом периоде обошлось противоборством внутри четвертого поколения, во втором периоде, если считать наследника Алексея, было убито два монарха-организатора, один неудавшийся устроитель и «демократ». В третьем периоде -организатор реформ Александр II и «демократ поневоле» Николай II. Почему же династии Романовых в целом не удалось выполнить свое предназначение по сохранению России? Почему она не смогла «родить» государственного руководителя такого масштаба, как Александр Невский, Иван Грозный, Пётр I, необходимого в критических для России условиях? На наш взгляд, объективный закон сохранения бытия рода требует, чтобы его поколения были способны выполнять свои функции на основе традиционного социокультурного архетипа, обеспечивающего как их внутреннее единство, так и связь с народом. В пределах родовых функций человеку остается свобода выбора. Он может своевольно отказаться от своих родовых обязанностей и понятия чести, как отец подростка у Ф.М. Достоевского, или остаться неподготовленным к их выполнению по разным причинам, перекладывая свои обязанности на плечи последующих поколений. Но «случайный человек», лишенный родового сознания, зачастую становится разрушителем рода. На наш взгляд, Романовы не смогли в полной мере выполнить свои функции, т. к. их сознание за три столетия правления перестало быть русским по духу. Социокультурный архетип

философия. социология. политология

передается через тело и душу матери, поэтому последним коренным русаком, говоря словами Аввакума, был Пётр I. Его потомки уже несли в себе протестантский ген, усиливаемый в каждом поколении очередной западноевропейской невестой. Поэтому, несмотря на внешне русское воспитание, особенно в семьях последних монархов, в результате вырастали правители с внутренне раздвоенной душой, которые не могли в полной мере решать стоявшие перед страной задачи. На протяжении двух последних родословных периодов росло отчуждение между ними и обществом. Николай II своим браком с немкой довел отчуждение до изоляции царской семьи, переросшей во вражду к дому Романовых. Тем самым подорванное здоровье наследника Алексея стало биологическим следствием двухсотлетней европеизации династии Романовых,

сопровождавшейся одновременно перекодированием ее миропонимания. В итоге династия повторила судьбу французских Бурбонов.

Представленный нами анализ развития династии Романовых — первый опыт применения концепции семейно-родовой целостности человека в генеалогии правителей. Концепция позволяет ввести предельно объективный исторический критерий в оценку деятельности поколений правящих династий, а именно: их способность выполнять свою функцию по сохранению рода и народа. Мы понимаем, что предложенный вариант историософского осмысления династии Романовых небесспорен, но это лишь заявка на то, чтобы вывести генеалогические исследования на теоретический уровень, уясняя одновременно закономерности исторического процесса.

Список литературы

1. Василевский И.М. Романовы: Портреты и характеристики: в 2 ч. Новосибирск, 1991.

2. Волков Е.В. Русские императоры XIX века: В свидетельствах современников и оценках потомков. Челябинск, 2003.

3. Гребельский П.Х. Дом Романовых: Биогр. сведения о лицах царствовавшего дома, их предках и родственниках. 2-е изд., доп. и перераб. СПб., 1992.

4. Демидова Н.Ф. Первые Романовы на российском престоле. М., 1996.

5. Достоевский Ф.М. Подросток. М., 1985.

6. История династии Романовых: сб. М., 1991.

7. Летописный и лицевой изборник дома Романовых. Ч. 1-2. М., 1913.

8. Лобашкова Т.А. Династия Романовых: биобиблиогр. указ. М., 2007.

9. Любош С. Последние Романовы: Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II. Л.; М., 1993.

10. Перевороты и войны / авт.-сост. Х. Манштейн, Б. Миних, Э. Миних. М., 1997.

11. Платон. Государство: в 3 т. М., 1971. Т. 3. Кн. 8.

12. Попова Л.Д. Северное историко-родословное общество в генеалогическом пространстве России: справ. Архангельск, 2013

13. Попова Л.Д., Чухчина Г.С. Русская генеалогия: учеб. пособие. Архангельск, 2005.

14. Рассказы и черты из жизни русских Императоров, Императриц и Великих Князей: (С портретами, рисунками и биографиями) / сост. И.В. Преображенский. Репр. воспр. изд. 1901. М., 1990.

15. Рождение империи / авт.-сост. И. Корб, И. Желябужский, А. Матвеев. М., 1997.

16. Романовы: Исторические портреты, 1613-1917: в 2 кн. / под ред. А.Н. Сахарова. М., 1997.

17. Селифонтова Н.Н. Сборник материалов по истории предков царя Михаила Фёдоровича Романова. СПб., 1898-1901. Ч. 1-2.

18. Скотт С. Романовы. Биография династии. М., 2007.

19. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.

20. Югай Г.А. Антропосоциогенез. Философские и психологические аспекты. М., 1982.

References

1. Vasilevskiy I.M. Romanovy: Portrety i kharakteristiki [The Romanovs: Portraits and Descriptions]. In 2 parts. Novosibirsk, 1991.

2. Volkov E.V Russkie imperatory XIX veka: V svidetel ’stvakh sovremennikov i otsenkakh potomkov [Russian Emperors of the 19th Century: In Contemporaries’ Testimonies and Descendants’ Evaluations]. Chelyabinsk, 2003.

3. Grebel’skiy P.Kh. Dom Romanovykh: Biogr. svedeniya o litsakh tsarstvovavshego doma, ikh predkakh i rodstvennikakh [House of Romanov: Biographical Data About the Reigning Dynasty, Their Ancestors and Relatives]. 2nd ed. St. Petersburg, 1992.

4. Demidova N.F. PervyeRomanovy narossiyskomprestole [The First Romanovs on the Russian Throne]. Moscow, 1996.

5. Dostoevskiy F.M. Podrostok [The Adolescent]. Moscow, 1985.

6. Istoriya dinastii Romanovykh [The History of the Romanov Dynasty]. Moscow, 1991.

7. Letopisnyy i litsevoy izbornik doma Romanovykh [Illuminated Annalistic Manuscript of the Romanov Dynasty]. Parts 1-2. Moscow, 1913.

8. Lobashkova T.A. Dinastiya Romanovykh: biobibliogr. ukaz. [The Romanov Dynasty: A Biographic and Bibliographic Index]. Moscow, 2007.

9. Lyubosh S. Poslednie Romanovy: Aleksandr I, Nikolay I, Aleksandr II, Aleksandr III, Nikolay II [The Last Romanovs: Alexander I, Nicholas I, Alexander II, Alexander III, Nicholas II]. Leningrad, Moscow, 1993.

10. Perevoroty i voyny [Coups and Wars]. Comp. by Manshteyn Kh., Minikh B., Minikh E. Moscow, 1997.

11. Plato. Gosudarstvo [The Republic]. In 3 vols. Moscow, 1971. Vol. 3. Book 8.

12. Popova L.D. Severnoe istoriko-rodoslovnoe obshchestvo v genealogicheskom prostranstve Rossii: sprav. [The Northern Historical and Genealogical Society in the Genealogical Space of Russia: A Reference Book]. Arkhangelsk. 2013

13. Popova L.D., Chukhchina G.S. Russkayagenealogiya [Russian Genealogy]. Arkhangelsk, 2005.

14. Rasskazy i cherty iz zhizni russkikh Imperatorov, Imperatrits i Velikikh Knyazey: (S portretami, risunkami i biografiyami) [Stories and Traits from the Life of Russian Emperors, Empresses and Grand Dukes (with Portraits, Pictures and Biographies)]. Comp. by Preobrazhenskiy I.V. Reprint 1901. Moscow, 1990.

15. Rozhdenie imperii [The Birth of the Empire]. Comp. by Korb I., Zhelyabuzhskiy I., Matveev A. Moscow, 1997.

16. Romanovy: Istoricheskie portrety, 1613-1917 [The Romanovs: Historical Portraits, 1613-1917]. In 2 vols. Ed. by Sakharov A.N. Moscow, 1997.

17. Selifontova N.N. Sbornik materialov po istorii predkov tsarya Mikhaila Fedorovicha Romanova [Collected Materials on the History of Tsar Mikhail Romanov’s Ancestors]. Parts 1-2. St. Petersburg, 1898-1901.

18. Skott S. Romanovy. Biografiya dinastii [The Romanovs. The Dynasty’s Biography]. Moscow, 2007.

19. Florenskiy P.A. Analiz prostranstvennosti i vremeni v khudozhestvenno-izobrazitel’nykh proizvedeniyakh [Analysis of Spatiality and Time in Pictorial Works]. Moscow, 1993.

20. Yugay G.A. Antroposotsiogenez. Filosofskie i psikhologicheskie aspekty [Anthropogeny. Philosophical and Psychological Aspects]. Moscow, 1982.

Kondratova Galina Aleksandrovna

Institute of Social, Humanitarian and Political Sciences, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia)

METHODOLOGY OF GENEALOGICAL RESEARCH: FROM THEORY TO PRACTICE

The article is devoted to the philosophical and historical understanding of the Romanov dynasty on the basis of the model of family-generic integrity of a person, which is understood as a functional unity of five generations on a family tree that are necessary for its natural and spiritual rooting and thereby its preservation. This is the first time the principle of integrity is applied, i.e., a supra-historical sociocultural archetype in the form of symbolic image of transcendence is introduced into the practice of historical

and genealogical research. This archetype defines the worldview, the system of traditional values and orientation of the person’s activity. The above model applied to the ahnentafel of the ruling Romanov dynasty allowed us to cast light on a number of points. Firstly, it enabled us to choose a criterion to assess their role in the destiny of Russia as much independent of political demands of that time as possible. In other words, we could establish in what way or whether the state activity of each generation contributed to preserving the country’s social being. Secondly, we showed how the regularities and peculiarities of the development of their family tree influenced the history of the Russian civilization throughout the 17th — early 20th centuries. Thirdly, we were able to correlate the objective regularities of the system of formation and development of the Russian civilization at the stage of its disintegration with subjective, personal traits of the Romanovs. Fourthly, we specified one of the reasons behind the fall of the dynasty — their sociocultural alienation from the society.

Keywords: family-generic integrity, integrity principle, the concept of family-generic integrity of a person, three periods in the history of the Romanov dynasty, types of dynastic generations, results of state activity.

Контактная информация: адрес: 163002, г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 2;

e-mail: [email protected]

Рецензент — Дрегало А.А., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления института экономики и управления Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова

Россия при первых Романовых. Технологическая карта урока

ХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

Тема урока

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Определение изменений, произошедших в XVII в. в государственном устройстве России и слоев населения, ставших опорой царской власти

Задачи урока

На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных ситуациях; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях России в XIV – XVIII веках; Определить роль патриарха Московского и всея Руси Филарета; изменение положения Земских соборов при Алексее Михайловиче; причины возникновения «ближней», или «тайной», Думы. Выяснить причины расцвета приказной волокиты, принятия Соборного уложения.

Образовательные ресурсы

История России. Поурочные рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М.: Просвещение, 2018. — 160 с., рабочая тетрадь к учебнику, презентация, Электронное приложение, карта «Россия в XV — начале XVII в.», видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания http://nsportal.ru/node/1340631

План урока

1) Первые Романовы. 2) Земские соборы. 3) Боярская дума. 4) Приказы.

5) Местное управление. 6) Реформа армии. 7) Законы. Соборное уложение 1649 г.

Личностно значимая проблема

Докажите, что деятельность правителей России способствовала развитию страны «в ногу со временем»

методы и формы
обучения

Методы: метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Формы: работа в паре и в группе, фронтальная, составление генеалогической таблицы

Основные понятия

Бюрократия. Воевода. Даточные люди. Драгуны. Полки нового (иноземного) строя. Соборное уложение. Социальная опора. Основные даты 1613—1645 гг. — правление Михаила Фёдоровича Романова. 1645—1676 гг. — правление Алексея Михайловича. 1649 г. — принятие Соборного уложения.

1676—1682 гг. — правление Фёдора Алексеевича

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

В XVII в. В российском обществе назревала потребность во многих важнейших изменениях. Какие из них были начаты Алексеем Михайловичем?

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

Высказывать и аргументировать

собственные суждения.

Определять причинно-следственные связи. Ставить учебную задачу урока (под руководством учителя)

Фронтальная

Работа

Беседа.

Работа с текстом

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Включение в учебный процесс Постановка учеб-

ной задачи урока

II.

Актуализация

знаний

7

1. Беседа

Вспомните, в каких европейских государствах в XIV—XVI вв. менялись правившие династии.

Кто являлся родоначальником правившей в России династии Рюриковичей? Какие прозвища и почему получали представители династии?

Актуализировать межкурсовые,

предметные знания

Беседа. Работа с источником, картой

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Устный рассказ.

Беседа

III.

Изучение

нового

материала

17

1. Беседа

2. Рассматривают слайд и отвечают на вопросы

3. Работа с документом

4. Работа
с учебником и документом

5. Работа
с учебником

Почему наряду с Боярской думой возникает «ближняя», или «тайная», Дума? Кто в неё входил?

Как изменилось положение Земских соборов при Алексее Михайловиче? С чем это было связано?

Можно ли согласиться с мнением историка В. О. Ключевского о том, что Алексей Михайлович «заморил Земский собор»?

Прочитайте в учебнике фрагмент Соборного уложения (см. рубрику «Изучаем документ»). Какие категории владельцев крестьян перечисляются в документе? Как вы оцениваете введение бессрочного сыска беглых? Каковы были причины и задачи принятия Соборного уложения? В чём состоит его историческое значение?

Познакомьтесь с различными мнениями историков об Алексее Михайловиче (см. дополнительный материал). Что общего в оценках и чем они различаются? Почему этого царя прозвали Тишайшим?

* Сформулируйте наиболее спорные, на ваш взгляд, моменты, связанные с политическим развитием России в XVII в.

Определять причинно-следственные связи событий и процессов.

Давать оценку деятельности исторической персоны.

На основе анализа документа выделять необходимую информацию.

Давать оценку мерам, предпринимаемым властью.

Использовать приёмы сравнительного анализа источников при формулировании и аргументации собственных выводов и оценок.

Выделять и кратко формулировать основные проблемы политического развития страны на основе обобщения материалов темы

Беседа.

Работа с учебником

Работа с картой

Дискуссия.

Индивидуальная работа

Дискуссия

Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания

1. Устные

ответы.

2. Устные ответы

3. Устные

Ответы

4. Записи в рабочих тетрадях

5.Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Работа с учебником

XVII век называют временем расцвета приказной волокиты в России. На чём основывается данная оценка?

*Сравните деятельность приказов в период царствования Ивана IV и во времена правления Алексея Михайловича.

Составьте схему управления в Российском государстве в XVII в. (см. дополнительный материал). Можно ли говорить о расширении полномочий царя в период царствования Алексея Михайловича?

*Сопоставьте систему управления в России в XVII в. с системой управления в любом европейском государстве в аналогичный период. Сделайте выводы о причинах имеющихся различий. Докажите примерами вывод: «Уже при первых царях династии Романовых произошло значительное укрепление царской власти»

Выделять основные черты явления, процесса, конкретизировать их примерами.

Сравнивать исторические объекты. Составлять схему (с помощью учителя).

Фронтальная работа с текстом

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Составление схемы.

Доказательство

вывода.

Беседа

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

1. Какую роль при дворе Михаила Фёдоровича играл его отец — патриарх Московский и всея Руси Филарет? 2. Как изменилось положение Земских соборов при Алексее Михайловиче? С чем это было связано? 3. Почему наряду с Боярской думой возникает «ближняя», или «тайная», Дума? Кто в неё входил?

4. XVII век называют временем расцвета приказной волокиты в России. На чём основывается данная оценка? Как была устроена при Алексее Михайловиче приказная система? 5. Каковы были причины и задачи принятия Соборного уложения? В чём состоит его историческое значение? 6. В Соборном уложении 1649 г. за изготовление фальшивых денег предусматривалась смертная казнь: в горло виновному заливали расплавленный металл. Как вы думаете, почему фальшивомонетчиков наказывали так жестоко?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

§ 18 учебника.

Конкретизирует домашнее задание

Составьте биографические справки о первых Романовых

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа

Дополнительный материал к уроку

Запоминаем новые слова

Бюрократия — организация профессиональных государственных служащих, предназначенная для квалифицированного и эффективного управления государством; чиновники.

Воевода — должностное лицо, возглавлявшее в XVII в. военное и гражданское управление в уездах и городах.

Даточные люди — пожизненно военнообязанные, выставлявшиеся городским и сельским населением.

Драгуны — вид кавалерии, предназначенный для действий как в конном, так и в пешем строю.

Полки нового (иноземного) строя — воинские части, сформированные в XVII в. в России по образцу западноевропейских армий.

Рейтары — тяжёлая кавалерия.

Соборное уложение — свод законов Российского государства, одобренный Земским собором.

Социальная опора — категории населения, на которые опирался царь в управлении государством

Древо государей Российских — художественное изображение родословного древа русских царей и великих князей

                                     

1. 1. Русское царство Икона

Воцарение династии Романовых в 1613 году поставило задачу официального подтверждения легитимности власти этого дома. Известный генеалог М.Е. Бычкова высказала мнение, что первая попытка создать родословное древо царской семьи по законам западной генеалогии принадлежала знаменитому иконописцу Симону Ушакову. По её словам, подобные древа спиритуальной генеалогии были хорошо известны в Византии и позднесредневековой Европе, в XV веке были распространены в сборниках жизнеописаний святых и преподобных католических монашеских орденов.

«Древо Государства Российского» «Похвала Владимирской иконе Божией Матери», «Насаждение древа государства российского» — это вариант Владимирской богоматери, созданный в 1668 году Симоном Ушаковым. Образ был написан для иконостаса церкви Троицы в Никитниках, ныне находится в Третьяковской галерее.

Внизу на изображении кремлёвской стены в среднике надпись с датой; справа в нижнем углу авторская подпись: «А писал сии образъ его государевъ зографъ Пимин зовомый Симон Ушаковъ».

На фоне Успенского собора изображены первый московский митрополит Петр и князь Иван Данилович Калита. Они сажают и поливают дерево, которое как бы прорастает сквозь Успенский собор, заполняя ветвями всю поверхность иконы. На ветвях древа — медальоны с изображением московских святых, а в центральном самом большом медальоне — образ Богоматери Владимирской. За кремлёвской стеной стоят царь Алексей Михайлович и его первая жена Мария Ильинична с детьми. Наверху в облаках Спас, вручающий парящим ангелам венец и ризу для Алексея Михайловича: царь небесный венчает царя земного.

Изображения святых в медальонах располагаются снизу вверх с некоторыми отступлениями от исторической последовательности, как бы сообразуясь с «ростом» дерева. На левой ветви, за митрополитом Петром представлены отцы русской церкви: митрополиты Алексий, Киприан, Иона, Фотий и Филипп, патриархи Иов и Филарет, цари Михаил Федорович, Феодор Иоаннович, царевич Дмитрий.

На правой ветви в первом медальоне изображен дед Ивана Калиты князь Александр Невский в одежде схимника. За ним — основатели и настоятели близких к Москве монастырей — преподобный Никон Радонежский, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Савва Сторожевский, преподобный Пафнутий Боровский, преподобный Симон Безмолвник, преподобный Андроник и московские блаженные Максим, Василий, Иоанн Большой колпак.

«Общая композиция произведения восходит к сербским изображениям родословной правителей Неманичей, которая, в свою очередь, опирается на иконографию родословной Христа, называемую «Древо Иессеево». Но если в этих двух схемах дерево с многочисленными ветвями было прежде всего древом генеалогическим, то в иконе Симона Ушакова оно символизирует духовные подвиги изображенных».

«По мнению В. Г. Чубинской, посвятившей использованию идейной программы «Древа Московского государства» отдельное исследование, прообразом композиции иконы служили изображения «вертоградов» в православной украинской и белорусской литературе и книжной гравюре второй половины XVII в., где царь Алексей Михайлович уподоблялся Христу. В идеологическом смысле эту икону можно рассматривать как «полемический трактат, вобравший в себя важнейшие публицистические идеи времени и служивший церковно-религиозным обоснованием политики царского правительства в период становления российского абсолютизма»

Возможно, Феофан Грек, включая в начале XV в. композицию «Древа Иессеева» в стенопись галереи Благовещенского собора Московского Кремля, «также стремился подчеркнуть избранность московской династии. При возобновлении росписи Благовещенского собора в середине XVI в. «Древо Иессеево» было дополнено изображениями московских князей. Они оказались помещенными на лопатках храма в одном ряду с пророками и мыслителями и составляют подножие «древа» как охранители православной веры. Таким образом устанавливалась также генеалогическая параллель между родом Иессеея и родом великих князей московских»

династия Романовых | Определение, история, значение и факты

Династия Романовых , правители России с 1613 года до русской революции 1917 года. Потомки Андрея Ивановича Кобылы (Камбилы), московского боярина, жившего во время правления великого князя Великого. Москва Иван I Калита (годы правления 1328–1341), Романовы получили свое имя от Романа Юрьева (умер в 1543 году), чья дочь Анастасия Романовна Захарина-Юрьева была первой женой Ивана IV Грозного (царствовал в 1547–1884 годах).Дети ее брата Никиты получили фамилию Романовы в честь деда, отца царицы. После смерти Федора I (последнего правителя династии Рюриковичей) в 1598 году Россия пережила 15 хаотических лет, известных как Смутное время (1598–1613 гг.), Которое закончилось избранием земским собором (). Внук Никиты, Михаил Романов, как новый царь.

Майкл

Майкл, деталь цветной литографии середины XIX века Питера Бореля, основанной на картине XVII века.

Агентство печати «Новости»

Подробнее по этой теме

Россия: Романовская Московия

Военная кампания, которая окончательно изгнала поляков из Москвы, привела к избранию Михаила (Михаила Федоровича), 16-летнего сына …

Романовы не устанавливали регулярной схемы наследования до 1797 года. В течение первого столетия своего правления они в основном следовали обычаю (унаследованному от поздних правителей Рюриковичей) передачи престола старшему сыну царя или, если у него не было сына, своему ближайшему старшему родственнику мужского пола.Таким образом, Алексис (правил в 1645–1676 гг.) Стал преемником своего отца, Михаила (правил в 1613–1645 гг.), А Федор III (правил в 1676–1682 гг.) Стал преемником своего отца, Алексия. Но после смерти Федора за престол боролись и его брат Иван, и сводный брат Петр. Хотя земский собор избрал Петра новым царем, семья Ивана при поддержке стрельцов устроила дворцовый переворот; и Иван V и Петр I совместно вступили на престол (1682 г.).

Петр I

Петр I.

Предоставлено Государственным музеем; № объекта. SK-A-116

После того, как Петр стал единоличным правителем (1696 г.), он сформулировал закон о престолонаследии (5 февраля [16 февраля по новому стилю] 1722 г.), который давал монарху право выбирать своего преемника. Однако сам Петр (который был первым царем, которого назвали императором) не смог воспользоваться этим указом, и на протяжении XVIII века вопрос о престолонаследии оставался спорным. Петр оставил престол своей жене Екатерине I, которая была Романовой только по праву брака. Однако после смерти Екатерины I в 1727 году престол перешел внуку Петра I Петру II.Когда последний умер (1730 г.), вторая выжившая дочь Ивана V, Анна, стала императрицей. После смерти Анны (1740 г.) дочь ее старшей сестры Анна Леопольдовна, отец которой принадлежал к дому Мекленбургов, приняла регентство ее сына Ивана VI из дома Брауншвейг-Вольфенбюттель, но в 1741 г. этот Иван VI был низложен в пользу Елизаветы, дочери Петра I и Екатерины I. Вместе с Елизаветой Романовы по мужской линии вымерли в 1762 году, но имя было сохранено ветвью дома Гольштейн-Готторп, которая затем взошла на русский престол в лице Племянник Елизаветы Петр III.С 1762 по 1796 год вдова Петра III, немецкая принцесса из дома Ангальт-Цербст, правила как Екатерина II. С Павлом I, сыном Петра III, императором снова стал Романов Гольштейн-Готторпский.

Екатерина II

Екатерина II, холст, масло Ричард Бромптон, 1782 г .; в собрании Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург. 83 × 69 см.

Fine Art Images / SuperStock

5 апреля 1797 года (по старому стилю) Павел I изменил закон о наследовании, установив определенный порядок наследования для членов семьи Романовых.Он был убит заговорщиками, поддерживавшими его сына Александра I (правил в 1801–1825 гг.), И преемственность после смерти Александра была запутанной, потому что законный наследник, брат Александра Константин, тайно отказался от престола в пользу другого брата, Николая I, который правил от 1825–1855 гг. После этого преемственность следовала правилам Павла: Александр II, 1855–81; Александр III, 1881–94; и Николай II, 1894–1917 гг.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.Подпишитесь сейчас

2 марта (15 марта по новому стилю) 1917 года Николай II отрекся от престола в пользу своего брата Михаила, который отказался от престола на следующий день. Николай и все его ближайшие родственники были казнены в июле 1918 года в Екатеринбурге.

Николай II и семья

Царь Николай II и его семья, 1914 г .: (сидят слева направо) Мария, Александра, Николай II и Анастасия; (на переднем плане) Алексис; и (стоят слева) Ольга и Татьяна.

Эверетт-исторический / Shutterstock.com

Романовы | Мировая цивилизация

Цель обучения

  • Объясните рост могущества Дома Романовых и первых крупных русских царей этой династии

Ключевые моменты

  • Романовы были сосланы в Смутное время, но возвращены, когда Романовский Патриарх Филарет и его сын Михаил были политически выгодными.
  • Михаил I был первым царем Романовых и положил начало длинной череде могущественных правителей.
  • Алексий I успешно провел Россию через многочисленные восстания и войны и создал долговременные политические бюро.
  • После долгого династического спора к власти пришел Петр Великий и изменил Россию с новой столицей Санкт-Петербургом и западными влияниями.

Условия

Старообрядцы

Последователи православной веры, как это было до Алексия I, созвавшего Большой Московский Синод и изменившего традиции.

Канцелярия Думы

Первое провинциальное административное бюро, созданное при Алексее I.По-русски он называется Разрядный приказ.

Рюриковичей

Потомок династии Рюриковичей, которая доминировала в центрах власти на русских землях более шести веков до начала династии Романовых.

Дом Романовых был второй крупной царской династией в России и возник после династии Рюриковичей. Он был основан в 1613 году коронацией Михаила I и завершился в 1917 году отречением царя Николая II. Однако прямая мужская родословная династии Романовых прекратилась, когда в 1762 году умерла Елизавета Российская, и к власти пришли Петр III, а затем Екатерина Великая — королевские особы немецкого происхождения.

Корни Романовых

Самый ранний общий предок рода Романовых восходит к Андрею Кобыле. Источники говорят, что он был боярином под предводительством рюриковского князя Семена I Московского в 1347 году. Эта фигура остается несколько загадочной, поскольку некоторые источники утверждают, что он был высокородным сыном русского князя. Другие указывают на имя Кобыла, что означает лошадь, предполагая, что он произошел от Главнокомандующего в королевском доме.

Каким бы ни было настоящее происхождение этой патриархальной фигуры, его потомки разделились примерно на дюжину различных ветвей в течение следующих двух столетий.Один из таких потомков, Роман Юрьевич Захарьин-Юрьев, дал название династии Романовых. Внуки этого патриарха сменили имя на Романовы и оставались там до прихода к власти.

Михаил I

Собственно династия Романовых была основана после Смутного времени, периода между 1598 и 1613 годами, который включал династическую борьбу, войны со Швецией и Польшей и жестокий голод. Во время правления царя Бориса Годунова, продолжавшегося до 1605 года, семьи Романовых были сосланы на Урал и в другие отдаленные районы.Отец Михаила I был вынужден принять монашеский постриг и принять имя Филарет. Два самозванца, пытающиеся занять трон в Москве, попытались использовать власть Романовых после смерти Годунова в 1605 году. А к 1613 году семья Романовых снова стала популярным именем в борьбе за власть.

Сын патриарха Филарета, Михаил I, был избран земским трезвым в июле 1613 года, положив конец долгому династическому спору. Он объединил бояр и удовлетворил московское царство как сын Федора Никитича Романова (ныне Патриарх Филарет) и племянник царя Рюриковичей Федора I.На коронации ему было всего шестнадцать, и и он, и его мать опасались своего будущего в таком сложном политическом положении.

Изображение молодого Михаила I. Он пришел к власти в Москве, когда ему было всего шестнадцать, и стал влиятельным лидером в истории России.

Михаил I восстановил порядок в Москве в первые годы своего правления, а также построил два крупных правительственных учреждения: Посольский приказ (Министерство иностранных дел) и Разрядный приказ (Канцелярия Думы или провинциальная администрация).Эти два офиса оставались жизненно важными для российского порядка в течение многих десятилетий.

Алексей I

Михаил I правил до своей смерти в 1645 году, и его сын Алексис вступил на престол в возрасте шестнадцати лет, как и его отец. Его правление продлилось более 30 лет и закончилось его смертью в 1676 году. Его правление было отмечено беспорядками в таких городах, как Псков и Новгород, а также продолжающимися войнами со Швецией и Польшей.

Алексей I Русский в 1670-х годах. Его политика по отношению к церкви и крестьянским восстаниям привела к созданию новых правовых кодексов и традиций, просуществовавших до 19 века.

Однако Алексий I установил новый правовой кодекс под названием Суборное уложение, который создал класс крепостных, сделал наследственное сословие неизменным и требовал официальных государственных документов для поездок между городами. Эти коды оставались в силе до 19 века. Во время правления Алексия I Православная церковь также созвала Большой Московский Синод, который создал новые обычаи и традиции. Этот исторический момент привел к расколу между так называемыми старообрядцами (приверженцами прежней иерархии и традиций Церкви) и новыми церковными традициями.Наследие Алексиса I изображает его мирным и задумчивым правителем, склонным к прогрессивным идеям.

Династический спор и Петр Великий

После смерти Алексея I в 1676 году возник династический спор между детьми его первой жены, а именно Федором III, Софией Алексеевной, Иваном V и сыном его второй жены Петром Алексеевичем (впоследствии Петром Великим). Корона быстро перешла к детям его первой жены. Федор III умер от болезни, правив всего шесть лет.Между 1682 и 1689 годами за власть шла борьба между Софией Алексеевной, Иваном V и Петром. София была регентом с 1682 по 1689 год. Она активно выступала против притязаний Петра на престол в пользу своего брата Ивана. Однако Иван V и Петр делили престол до самой смерти Ивана в 1696 году.

Петр Великий как молодой правитель в 1698 году. Этот портрет был подарком королю Англии и отражает западный стиль, который до этого времени редко использовался на королевских портретах. На нем нет бороды или традиционных шапок и мантий, которые были характерны для русского дворянства до его правления.

Петр продолжал править Россией и даже объявил себя императором всея России в 1721 году и правил до своей смерти в 1725 году. Он построил новую столицу в Санкт-Петербурге, где построил флот и попытался вырвать контроль над Россией. Балтийское море. Его также помнят за то, что он принес в Россию западную культуру и идеи Просвещения, а также ограничил контроль со стороны церкви.

Источники

Правда о секретных планах по спасению российской императорской семьи Хелен Раппапорт

В этом международном бестселлере, посвященном расследованию убийства российской императорской семьи, Хелен Раппапорт отправляется на поиски различных заговоров и планов по их спасению, почему они потерпели неудачу , и кто был виноват.

Убийство семьи Романовых в июле 1918 года потрясло мир, и его последствия все еще ощущаются сегодня. В деспотической России Путина, Revolution

В этом международном бестселлере, посвященном расследованию убийства Российской Императорской Семьи, Хелен Раппапорт начинает поиски различных заговоров и планов по их спасению, почему они потерпели неудачу и кто виноват.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *