Гегель Георг Вильгельм Фридрих | |
1780-1831 | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
| Георг Вильгельм Фридрих ГегельГегель на кафедре. Классическая немецкая философия. ГегельБорьба между силами прогресса и силами реакции находила свое отражение во всех сферах политической и общественной жизни, а также в идеологии, накладывая на нее печать некоторой двойственности, противоречивости. Это особенно отчетливо проявилось в философии Гегеля, самого крупного представителя немецкой классической философии. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) в юности горячо приветствовал Французскую революцию. В 1807 г., будучи профессором Гейдельбергского университета, он одобрительно относился к идее политических реформ. Переход Гегеля к реакционным взглядам наступил в 1818 г., когда он занял кафедру философии в Берлинском университете. Философское учение Гегеля окончательно оформилось в двух его крупнейших трудах — «Наука логики» (1812—1816) и «Энциклопедия философских наук» (1817 г.). Гегелевская система — это объективный или абсолютный идеализм; согласно
Гегелю, основой мира является абсолютная идея. Несмотря на это, роль Гегеля в истории философии чрезвычайно велика. Гегель разработал диалектический метод, исходивший из идеи развития, он стремился изучить все явления в беспрерывном движении и изменении, преобразовании и развитии, рассматривая внутренние противоречия в качестве источника развития. Правда, гегелевская диалектика была построена на идеалистической основе, а
его философия истории являлась глубоко консервативной. Так, он признает
противоречие богатства и бедности неизбежным продуктом истории, пытается
примирить классовые противоположности в высшем понятии государства. Однако в диалектическом методе Гегеля таились глубокие мысли о необходимости и неизбежности развития и изменений в природе и обществе. Эти идеи находились в непримиримом противоречии с консерватизмом его философской системы. Идеи развития, вытекавшие из гегелевского диалектического метода, приводили к выводу, что все устаревшее обречено на гибель. В гегелевской диалектике Маркс и Энгельс видели «самое всестороннее, богатое содержанием и глубокое учение о развитии» и признавали ее «величайшим приобретением классической немецкой философии» *. Говоря о значении философии Гегеля, В. И. Ленин подчеркивал, что она
поставила вопрос о диалектическом взаимоотношении сознания и бытия, о диалектике
в теории познания, хотя не сумела решить его правильно. Основоположники марксизма-ленинизма подвергли обстоятельной критике гегелевское теоретическое наследие, но выявили, сохранили и развили все то рациональное, что содержалось в философии Гегеля. Говоря о трех источниках и трех составных частях марксизма, В. И. Ленин писал: «…Маркс не остановился на материализме XVIII века, а двинул философию вперед. Он обогатил ее приобретениями немецкой классической философии, особенно системы Гегеля, которая в свою очередь привела к материализму Фейербаха. Главное из этих приобретений — диалектика, т. е. учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи» **. Примечания * В. И. Ленин, Карл Маркс, Соч., т. 21, стр. 37. ** В. И. Ленин, Три источника и три составных части марксизма, Соч., т. 19, стр. 4. Цитируется по изд.: Всемирная история. Том VI. М., 1959, с. Вернуться на главную Гегеля
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| | ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
краткая биография, философия и основные идеи
Гегель по праву считается одним из величайших немецких мыслителей, вознёсших немецкую философию на невиданную высоту. Многие исследователи считают, что именно Гегель довёл до ума, начатую Кантом идею.
Его учение оказало огромное влияние на всех философов, живших в его время. И даже сейчас, выстроенная Гегелем философская система, сохраняет большое влияние.
Часто можно услышать, что именно при нём, немецкая философия достигла пика в своём развитии. Определённо это будет преувеличением, однако влияние его на немецкую мысль действительно огромно.
Однако при всех своих достоинствах, он довольно плохо умел объяснять свои идеи простым смертным. Его труды написаны тяжёлым научным языком и в них легко запутаться даже тем, кто давно изучает философию.
В этой статье мы более доступно разберём основные аспекты его философии и рассмотрим его пресловутые законы диалектики.
Краткая биография Гегеля
Но начнём мы, пожалуй, с краткой биографии знаменитого философа.
Георг Фридрих Вильгельм Гегель появился на свет 27 августа 1770 года в немецком городке Штутгарт, в семье государственного чиновника. Он работал у герцога Карла Ойгена секретарём при казначействе.
В 1788 году он начал свою учёбу в Тюбингенском институте, который закончил в 1793. В университете он уделял много внимания теологии и философии. По укоренившейся ещё с детства привычке, много читал и усердно занимался.
В университетские годы он, как известно, дружил с Шеллингом и Гельдерлином, знаменитым немецким поэтом.
Будучи всего лишь 20-ти летним студентом, Гегель защитил магистерскую диссертацию, став магистром философских наук. Несмотря на то, что последние 3 года в университете он провёл, изучая богословие и успешно сдал экзамены, священнослужительство его совершенно не привлекало. Вероятно, дело было в его неприязни к церкви, которая развилась за время учёбы в университете.
После успешного окончания университета он 3 года, с 1793 по 1796, работал в качестве домашнего учителя в Берне. Следующие 3 года, с 1797 по 1800 мало отличались от предыдущих. Гегель всё также работал домашним учителем, но теперь во Франкфурте-на-Майне.
Всё свободное от работы время, Гегель тратил на написание своих сочинений и был полностью погружён в книги.
В 1799 получив от отца наследство в 3000 гульденов и добавив к нему собственные накопления, смог наконец полностью посвятить себя академической деятельности.
В январе 1801 года он получил должность приват-доцента Йенского университета и возможность читать лекции. Однако это занятие давалось ему с трудом, и он не был популярен у учеников.
В 1805 году ему присвоили должность экстраординарного профессора в том же Йенском университете, где в 1806-м написал одну из своих самых знаменитых работ «Феноменология духа», которую он закончил, по его словам, за день до окончания битвы за Йену, в которой французы одержали победу и захватили Йену. Вследствие чего ему пришлось уехать из города и устроиться редактором газеты в Бамберг, где он проработал всего год до 1808, который оставил у него сплошь негативное впечатление.
Поэтому, когда в 1808-м ему предложили занять пост ректора в Нюрнбергской гимназии, он с удовольствием согласился и с радостью переехал. Проработал он там до 1816 года.
В 1811 году, Гегель всё-таки решил жениться, его избранницей стала Мария Елена Сузанна фон Тухер, представительница баварской знати. Нюрнберге играет важную роль в жизни немецкого мыслителя, ещё и потому, что именно здесь была издана первая часть его фундаментального труда «Наука логики».
Он оставался бы там и дальше, если бы в 1816 году не получил приглашение на должность штатного професора философии сразу от трёх университетов: Эрлангера, Гельдерберга и Берлина. Он выбрал Гельдерберг, в котором проработал ещё 2 года до 1818, а затем перебрался в Берлин, где обосновался в Берлинском университете, выполняя обязанности заведующего кафедрой философии.
Если в 1818 его лекции посещали неохотно, то к 1820-му он стал настолько знаменит, что его приезжали послушать не только немецкие студенты, но и многие интересующиеся со всего света. Его взгляд на философию права, а также именно Гегелевское понимание государственного строя понемногу начали становиться государственной идеологией и в 1821 он выпустил свою новую работу, которую назвал «Философия права».
В 1830 занял место главы Берлинского университета и в 1831 получил от действующего монарха особую награду за достойную службу государству немецкому.
В августе того же года Гегель поспешно покинул Берлин, в котором свирепствовала эпидемия холеры, но в октябре вернулся, так как посчитал, что больше бояться нечего.
Однако болезнь всё-таки достала его и в ноябре он скончался.
Хоть холеру и считают официальной причиной смерти Гегеля, многие всё же полагают, что основной причиной смерти стало некое серьёзное заболевание желудка.
Основа философской системы Гегеля
Прежде чем начать разбирать его основные идеи следует разобраться, какая аналитическая структура лежит в основе его философской системы.
Философская система Гегеля строится на кантовских идеях. Но если у Канта камнем преткновения был чистый разум, который был избавлен от всего чувственного, материального и даже опытного. Канта интересует возможность самопроизвольного познания мира чистым разумом, не привлекая категории опыта.
То Гегель придерживается совершенно иного мнения. Он считал, что наше опытное познание необходимая категория для понимания сути вещей. Гегель даже сравнивал систему познания Канта с человеком, который хочет научится плавать, не входя в воду.
Исходя из этих принципов, Гегель формулирует свой основной философский принцип – Принцип тождества мышления и бытия.
Из этого принципа следует то, что наши эмпирические знания встраиваются в структуру нашего мышления. Через наши методы познания природа открывает нам какую-то свою часть Её ноуменальная сущность как бы просвечивается через явление (феномен).
Но гораздо более важно для понимания его философской системы, её логика, описанная в книгах «Большая логика» и «Малая логика» являющихся частью фундаментального труда «Наука логики».
В ней Гегель рассказывает про свою тройственную систему, называемую им самим диалектикой. Любое свойство предмета, по словам Гегеля, если оно описывает характеристику реального целого, само по себе противоречиво.
И именно противоречие он считал критерием истины. Отсутствие противоречий – критерий заблуждения.
Утверждение о свойствах предмета называется тезисом. Утверждение, ему противоречащее – антитезис.
Третьей составляющей в этой системе является слияние этих двух противоречий с учётом всех логических несостыковок, берущее лучшее от двух утверждений– синтез.
Синтез это одно из самых важных явлений в философии Гегеля. Она создана дабы привести тезис и антитезис к общему знаменателю, а затем сформировать из полученного синтеза новый тезис, для которого выбирается антитезис и так далее до тех пор, пока не достигнем некого непротиворечивого Абсолюта.
Ведение такого понятия как синтез, по мнению Гегеля было необходимо для преодоления кантовских антиномий, суждений, в которых тезис и антитезис одинаково доказуемы.
Именно по этой схеме и работает практически вся философия Гегеля. Именно так он формировал свои законы диалектики, учение об абсолютной идее и всё остальное.
Абсолютная идея
Определение абсолютной идеи
В гегелевской системе миропонимания, учение об абсолютной идее самое глобальное и обширное, охватывающее всё мироздание и многие аспекты человеческой жизни.
В основе мироздания, по Гегелю лежит безличный Абсолют. Это духовное, автономное первоначало есть условие развития мира. В отличие от Спинозы, утверждавшем, что Абсолюту присуща протяжённость и мышление, Гегель не считает Абсолют мыслящим и созидающим первоначалом, это лишь отправная точка и необходимый ресурс для развития всего сущего.
И именно абсолютная идея придаёт форму этому безликому субстрату. Говоря словами Гегеля:
«Абсолютная идея – это совокупность категорий, являющимися условием формирования мира и человеческой истории.»
Основная и ключевая цель абсолютной идеи – самопознание, а также развитие независимого самосознания.
Чтобы понять его логику, следует пройтись по цепочке его размышлений.
Природа не может быть основой всего сущего, говорит Гегель, она по сути своей пассивна и не может вести активную творческую деятельность. Ей нужно чтобы что-то подтолкнуло её к созиданию, задало начальный импульс для последующего преобразования.
Без этого импульса природа оставалась бы неизменной с самого момента её зарождения.
Вероятно, он придумал этот симбиоз абсолютной идеи и безликой природы по аналогии с человеческим разумом. Ведь именно наше мышление делает каждого из нас уникальным. Именно мышление меняет нашу жизнь в зависимости от того, какими категориями мы мыслим.
Природу без абсолютной идеи можно сравнить с человеком в коме. Возможно у него осталась способность мыслить, но её результаты совершенно не видны. Сам человек никак не меняется, его состояние статично и он просто умрёт без посторонней помощи.
Абсолютная идея также является совокупностью всей духовной человеческой культуры, всех знаний, накопленных человечеством за весь период его существования.
И именно на уровне человеческой культуры и опыта происходит столкновение мира вещей с человеческим разумом. Благодаря этому становится возможным понимание настоящей ноуменальной сути вещей. Пусть это понимание неполное, но это всё же лучше, чем довольно радикальный взгляд Канта, который утверждал, что понимание ноуменов (вещей самих в себе) невозможно с помощью опыта.
Отсюда следует утверждение Гегеля о том, что культура не просто способ выражения собственного мышления и реализации созидательной способности, но также и способ видения и восприятия мира.
Ведь каждый человек видит мир совершенно по-разному через призму собственного восприятия.
Эволюция абсолютной идеи
В трёх своих фундаментальных трудах, «Наука логики», «Философия природы» и «Философия духа» Гегель постарался раскрыть тему о том, как работает абсолютная идея.
В своей, наверное, самой знаменитой книге «Наука логики» Гегель объясняет какую роль играет разум, мышление и сама логика в жизни человека и в целом в мировой истории. Именно в ней сформирован ещё один, не менее знаменитый чем триодичность, принцип восхождения от абстрактного к конкретному.
Понимание абстрактного мышления Гегелем можно проиллюстрировать, посмотрев на реакцию людей на любое общественно значимое событие. Будь то выступление политика или вынесение приговора убийце. Каждый человек из толпы, (или из комментариев под новостью) наблюдающий за происходящим имеет свою точку зрения.
Однако они никогда не видят абсолютно полной картины происходящего. И только собрав воедино абсолютно всю доступную информацию про это событие, проанализировав все точки зрения, человек может претендовать на наличие конкретного знания.
Конкретное знание всегда многообразно. Оно включает в себя мельчайшие возможные детали и нюансы.
Без этого мы становимся всего лишь заложниками нашего собственного мнения, сформированного нашими жизненными установками.
Развитие Абсолютной идеи начинается, по словам Гегеля с совершенно абстрактных, неопределённых понятий.
Сама наука логики состоит из 3-х частей, представляющую собой ступеньки, по которым мы поднимаемся в познании вещей.
Её можно выразить схемой: «Бытие-Сущность-Понятие». Остановимся на этом подробнее:
Бытие-Сущность-Понятие
Первым из абстрактных определений является чистое «Бытие». В своём первоначальном виде, Бытие — это просто слово, у него нет определённости, причём настолько, что его можно даже сравнить с понятием «Ничто», именно из-за отсутствия у него какой-либо качественной характеристики.
«Становление» – понятие, объединяющее эти самые безличные «Бытие» и «Ничто». Это своеобразный синтез, который и придаёт бытию какую-либо качественную характеристику.
Чтобы лучше понять, как бытие приобретает форму можно представить себе художника, рисующего картину. Сначала он очерчивает грани рисунка, рисует эскиз, затем в процессе работы картина наполняется новыми красками, приобретает разнообразные оттенки, тени и прочие дополнительные параметры.
В этом примере абсолютной идеей будет художник, творящий свой шедевр, а картина будет бытием, которое постепенно приобретает очертания и форму, тем самым переходя из пустого абстрактного «Бытия», сравнимого с ничем в так называемое «наличное бытие».
Закончив рисовать, он отставляет картину в сторону и берёт новый холст, тем самым снова обращая бытие в ничто.
Именно с наличного бытия начинается человеческое познание, ведь логично предположить, что мы можем взаимодействовать лишь с тем, что видно или обнаружимо каким-либо из доступных методов.
Сущность по Гегелю является основой материального мира и если у Канта это непознаваемая вещь в себе, то Гегель, как уже было сказано выше, считает, что через наше наблюдение она отчасти открывается нам.
Постепенно погружаясь в понимание Сущности, мы обнаруживаем, что каждая из них внутренне противоречива.
Понятие – категория, воспроизводящая весь предшествующий ей процесс бытия и мышления. Оно исторично, несёт в себе весь опыт предшествующих поколений, постоянно изменяется, дополняется и по сути является синтезом триады Бытие (наличное)-Сущность-Понятие.
Философия природы
Абсолютная идея, по Гегелю, будучи чисто метафизической сущностью, олицетворением чистой мысли, не имеет возможности познать саму себя без своего антитезиса. И этим антитезисом является природа, которую ещё называют «Инобытие».
Абсолютная идея связана с природой через «Отчуждение». Будучи объектом нематериальным, ей необходимо воплотить часть своего творческого материала в мире материальном, иначе говоря сделать отчуждение части себя в природу. Этот процесс нужен абсолютной идее для получения обратной связи, чтобы понять в какую сторону двигаться дальше в своём самопознании.
Подобно Шеллингу, Гегель считает человека высшей стадией развития Инобытия.
Это существо, являясь воплощением абсолютной идеи в природе может созидать и исследовать окружающий мир.
Философия духа
Говоря о человеке нельзя не затронуть такой раздел Гегелевской философии, как философия духа. В книге «Феноменология духа», Гегель в свойственной ему триодичной манере делит человеческое сознание на 3 составляющих:
- Стадия субъективного духа
- Стадия объективного духа
- Стадия абсолютного духа
На первой стадии мы можем говорить лишь об одном конкретном человеке, изучая которого можно расширить и впоследствии экстраполировать свои знания на всё человечество. На этой стадии полезны такие науки, как психология, изучающая внутренний мир человека, феноменология, разбирающая человеческое сознание и, наконец, антропология, изучающая человечество во всём его единстве проявления материальных и культурных ценностей.
На стадии объективного духа Гегель расширяет границы изучения человека, вводя такие новые категории познания человеческого общества, как семья, гражданское общество и государство.
Здесь уже принимается во внимание не только человек как таковой, но и его связи, контакты, взаимодействия в обществе.
Искусство представляет собой понятие о красоте, взгляд на мир со стороны эстетического восприятия.
Религию Гегель называет является синтезом всего эстетического мировоззрения. Здесь он приводит в пример создание христианской парадигмы, ставшей, по его словам, синтезом всей античной культуры.
Философия – высший уровень развития человеческого мышления, которую Гегель называет: «Эпоха, познанная в мышлении».
Она вбирает в себя все основные проблемы, характерные для какой-либо человеческой эпохи, которые поднимаются талантливейшими людьми своего времени и выносятся на поверхность, обретая теоретическую форму.
Законы диалектики
Гегелевские законы диалектики являются важнейшим достижением немецкого мыслителя и призваны служить лучшему пониманию общества и в принципе любых процессов, связанных с человеком.
Закон перехода количественных изменений в качественные
Этот закон можно назвать самым всеобъемлющим. Он описывает все процессы, происходящие со всеми вещами в мире, количественные и качественные изменения можно увидеть абсолютно в каждом аспекте нашей жизни.
- Количество. В Гегелевской интерпретации – то, что внешне определяет предмет. Это те параметры, которые позволяют нам зафиксировать наличие предмета в пространстве и времени. Количественная характеристика служит просто утверждением наличия предмета без каких-либо дополнительных характеристик. Например, говоря «кот» или «человек» мы просто вычленяем данный субъект из всего мироздания.
- Качество определяет внутренние характеристики предмета. В этом случае мы говорим уже о конкретном коте или конкретном человеке, отличающемся от других котов или других людей.
- Мера выступает в роли синтеза количества и качества. Это понятие олицетворяет изменение количественных характеристик с сохранением качественных.
Лучше всего это видно на процессе, например, замерзания воды. Если вылить воду на улицу зимой при температуре ниже нуля, можно заметить, как она обращается в лёд. Это и будет разрушением меры и переходом из одного качественного состояния в другое. - Скачок – это то, с помощью чего осуществляется переход из одного качественного состояния в другое. И именно момент превращения воды в лёд можно назвать скачком.
Закон двойного отрицания
Формируя закон двойного отрицания, Гегель утверждает, что понимание мира человеком, идёт по спирали, постоянно восходя вверх. Причём относится это не только к миру, но и к нашему собственному развитию.
В отличие от Канта, утверждавшего, что касательно любого вопроса можно высказать лишь тезис (утверждение) и антитезис (отрицание), Гегель добавляет к ним синтез, который в данном случае у Гегеля называется «Снятие».
Этот термин описывает переход из низшего состояния к высшему, однако низшее состояние никуда не девается, оно остаётся в скрытом виде в высшем.
Для иллюстрации этого понятия можно привести классический пример развития плода из почки.
В первую очередь на дереве появляется почка, через какое-то время она преобразуется в цветок и своим появлением цветок отрицает почку, почка переходит в более высокое состояние, однако почка не исчезает, она всё ещё содержится в цветке в скрытом(снятом) виде. Вслед за почкой, исчезает и цветок, обратившись в плод (перейдя в ещё более высокое состояние), который будет содержать и цветок и почку в снятом виде.
Из этого примера можно понять, что в гегелевском диалектическом отрицании присутствуют три условия:
- Преодоление старого, заключающееся в возникновении новых более высоких форм развития
- Преемственность – новые формы содержат самые лучшие и полезные характеристики старых
- Утверждение нового
Эти три условия справедливы и для нашего собственного развития. Ведь каждое наше новое знание базируется на полученном когда-то давно или недавно, предшествующем и служит ступенькой для поднятия нашего познания на новый уровень.
Гегель выбрал спираль для описания этого закона, потому что она хорошо показывает прогресс и регресс нашего познания. На спирали можно отметить точки, в которых наше мышление переходит в более высокое состояние, однако, когда мы перестаём двигаться вверх, начинается регресс.
Закон единства и борьбы противоположностей
Этот принцип можно назвать основополагающим во всей философии Гегеля, так как она строится именно на борьбе противоречий и последующем переходе их в синтез.
Ключевыми дефинициями, определяющими этот закон будут:
Тождество. Выражает равенство объекта самому себе. В случае с человеком будет иметься ввиду сего самосознание. Даже скорее осознавание себя собой.
Различие соответственно выражает неравенство объекта себе самому. Я хоть и осознаю себя собой, но моё мышление постоянно претерпевает изменения, я не есть завершённый Абсолют, я постоянно развиваюсь и сравниваю себя с другими.
Противоположности выражают те характеристики объекта, которые полностью друг от друга отличны, однако они вполне могут быть частью одного целого и друг с другом сосуществовать.
Противоречия у Гегеля краеугольный камень всей его философской мысли. Он считал их необходимым условием для движения вперёд, неважно применимо ли это будет к абсолютной идее или к человеческому сознанию. У каждого утверждение должна быть иная сторона, этому утверждению противоречащая, которая будет его полной противоположностью.
Заключение
В завершение, хотелось бы сказать, что хоть гегелевская система довольно сложна для понимания, лежащая в её основе тройственная структура несомненно достойна рассмотрения. В основе его философской системы лежит единство и в то же время борьба противоположностей, без которой никакое развитие не представляется возможным. Подобный конфликт, конечно не делает нашу жизнь проще, но именно благодаря ему возможен переход на более высокие уровни развития.
В философии Гегеля много спорных моментов, в том числе сама его метафизическая система, однако истинной задачей философии Гегеля было научить нас не принимать поспешных решений и стремиться к конкретному знанию о том, что нам действительно важно.
А также раскладывать любой интересующий нас вопрос на составные части. Желательно на 3, как сам Гегель любил это делать.
(4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка…
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831): темы, аргументы и идеи
Диалектика как фундаментальный образец мышления
До Гегеля слово
к процессу аргументации и опровержения, посредством которого философы
стремился узнать правду. Диалоги Платона предлагают главное
пример. Один человек выдвигает предложение или убеждение, а Сократ
опровергает его и показывает, почему это утверждение неверно, что проясняет
путь к лучшему, более убедительному аргументу, чтобы занять его место.
Смысл диалектического рассуждения до Гегеля заключался в том, чтобы убрать
заблуждения и прийти к первым принципам — основным, фундаментальным
истины, с которыми мы все можем согласиться и которые философ может использовать
в качестве отправной точки для построения философской системы, такой
знаменитый принцип Декарта: если мы мыслим, то можем
по крайней мере быть уверенным, что мы существуем.
Гегель использовал диалектику для другой цели, чем
приходя к первым принципам. Чтобы понять, что означает диалектика
для Гегеля мы должны сначала понять, что Гегель был идеалистом,
в традициях своего предшественника Канта. Подобно Канту, Гегель считал
что мы не воспринимаем мир или что-либо в нем непосредственно и
доступ к которым имеют все наши умы, — это представления о мире — образы,
представления, понятия. Для Канта и Гегеля единственная известная нам реальность
является виртуальной реальностью. Идеализм Гегеля отличается от идеализма Канта двумя
способы. Во-первых, Гегель считал, что наши представления о мире
являются социальными, то есть идеи, которыми мы индивидуально обладаем
полностью сформированы идеями, которыми обладают другие люди. Наши умы
были сформированы мыслями других людей через язык
мы говорим, традиции и нравы нашего общества, культурное
и религиозные учреждения, частью которых мы являемся. Дух есть
Гегелевское название коллективного сознания данного общества,
который формирует идеи и сознание каждого человека.
Второе отличие Гегеля от Канта состоит в том, что он видит, что Дух развивается по тому же принципу, что и какие идеи могут развиться в споре, а именно диалектика. Первый, есть тезис, идея или суждение о мире и о том, как мы относимся к этому. Каждый тезис или представление о мире содержит неотъемлемое противоречие или изъян, который, таким образом, порождает его антитезис, утверждение, противоречащее тезису. Окончательно, тезис и антитезис примиряются в синтез, в новое идея, сочетающая элементы обоих.
По существу, Гегель видит, что человеческие общества развиваются в
так же, как аргумент может развиваться. Целое общество или культура
начинается с одного представления о мире, которое естественно и неудержимо развивается
в последовательность различных идей через диалектический образец.
Поскольку Гегель полагает, что эта последовательность логична, т. е.
это могло произойти только одним путем, он думает, что мы можем выяснить
весь ход человеческой истории без обращения к археологии или
другие эмпирические данные, но чисто логически.
Дух как самосознание общества
Немецкое слово, которое обычно переводится как «дух». в английских версиях Гегеля это Geist , слово, которое может означать как «дух», так и «разум», в зависимости от контекста. Гегель использует его для обозначения коллективного сознания общества, в том смысле, что мы могли бы говорить (вслед за Гегелем) о духе Возраст. Как на английском, так и на немецком языке spirit can также означает призрак, и его можно использовать для обозначения религиозных явлений. также. Оба эти значения релевантны гегелевскому термину, поскольку коллективное измерение сознания, которое мы могли бы назвать культурой, так же неосязаема и загадочна. Дух не находится ни ни в объектах, ни в индивидуальных умах, но в нематериальной третьей сфере который содержит идеи, общие для всего общества.
Дух не существует с самых ранних моментов человеческой
истории, а представляет собой современное явление, к которому человечество
пришлось развиваться.
В соответствии с процессом, изложенным в «Феноменологии Дух , человеческое сознание начинает с позиции попытки
захватывать объекты с помощью сенсорных входов и переходит к более сложным
способов отношения к внешнему миру, пока, наконец, не достигнет
уровень Духа. На этом этапе сознание понимает, что индивидуумы
связаны с другими индивидами единым общественным сознанием,
или культура. Дух есть самосознание сообщества,
целого, частью которого являются индивидуумы. Как сознание
раскрывается и меняется дух, так же как и ценности и действия
отдельные детали, из которых он состоит.
Господство и зависимость как основа социальных отношений
Гегель соглашается с другими идеалистами, такими как Кант, в том, что
сознание объекта обязательно предполагает сознание
субъект, который является самовосприятием объекта. Другими словами,
человек осознает не только объекты, но и самосознание.
Гегель развивает эту точку зрения еще на шаг вперед, предполагая, что самосознание
включает в себя не только субъект и объект, но и другие субъекты как
хорошо.
Люди осознают себя глазами другого.
Таким образом, истинное самосознание представляет собой социальный процесс и включает в себя
момент радикальной идентификации с другим сознанием, взятие
на чужой взгляд на мир, чтобы получить представление о себе. Сознание
себя всегда есть сознание другого. В отношениях
неравенство и зависимость, подчиненный партнер, раб,
всегда осознает свой подчиненный статус в глазах
другой, в то время как независимый партнер, господин, пользуется свободой
отрицания сознания подчиненного другого, несущественного
Для него. Однако при этом лорд беспокоится, потому что у него есть
отрицал сознание, с которым он радикально отождествлял себя в
чтобы удостовериться в своем независимом и свободном статусе. Суммируя,
он чувствует себя виноватым за отрицание момента взаимной идентификации
и одинаковости, чтобы сохранить его чувство независимости и превосходства.
Социальная жизнь основана на этой динамике конкурирующих моментов взаимного
отождествление и объективация, отождествление с, а также
дистанцироваться от другого.
Нравственная жизнь как выражение эпохи
Нравственная жизнь есть данное культурное выражение Духа,
коллективная сущность, которая превосходит всех индивидуумов и определяет
свои убеждения и действия независимо от того, осознают они это или нет. Этический
жизнь отражает фундаментальную взаимозависимость между людьми
в обществе и находит выражение в их общих обычаях и
мораль. Гегель утверждает, что тенденция современной жизни характеризуется
Экономический индивидуализм и идея Просвещения об индивидуальном
как субъект, обладающий различными правами, представляет собой движение от
от признания существенных социальных связей. До эпохи Просвещения человек
существа обычно рассматривались с точки зрения того, как они вписываются в социальные
иерархии и общинные институты, но после Просвещения
мыслители, такие как Локк, Гоббс, Руссо и Кант,
сам по себе стал считаться священным. В Философия
права , Гегель объясняет, что современное государство есть институт
который исправит этот дисбаланс в современной культуре.
Хотя экономический
и правовой индивидуализм играют положительную роль в современном обществе,
Гегель предвидит необходимость институтов, которые будут утверждать общее
узами и этической жизнью, сохраняя при этом индивидуальную свободу. Он считает,
например, что государство должно регулировать экономику и обеспечивать
для бедных в обществе и что должны быть «корпоративные» институты,
чем-то похожи на современные профсоюзы, в которых разные профессиональные
группы утверждают чувство социальной принадлежности и чувство бытия
связаны с большим обществом.
Гегель считается самым трудным философом, но его взгляды на самом деле не так уж диковинны. Гегель.
Несколько тысяч страниц датируются периодом пребывания Гегеля в Гейдельбергском университете (1816–1818 гг.), когда он вернулся к академической жизни после девятилетнего отсутствия.
Ранее он работал редактором газеты, а затем директором школы и учителем философии, навязывая свои отличительные философские идеи несомненно ошеломленным ученикам.
Теперь, наконец, он мог вернуться к чтению лекций и развитию своей философской системы.
Хотя это открытие, безусловно, волнует таких ботаников, как я, которые работают над Гегелем, возможно, удивительно, что эта находка привлекла такое внимание в целом, особенно за пределами Германии. В конце концов, Бертран Рассел, вероятно, был прав, называя Гегеля «самым трудным для понимания из великих философов» — так в чем же интерес?
Читать далее: Секс, ложь и Гегель: ли интимная жизнь философов формировала их идеи?
Может быть, в надежде, что новые открытия внесут, наконец, ясность в трудные идеи Гегеля и позволят правильно понять его значение.
Если так, то прежде чем радоваться, мы должны спросить: почему у Гегеля такая хитрая репутация? И разумно ли ожидать, что этот новый набор конспектов лекций, наконец, прольет свет на то, что может показаться таким неясным в его мышлении?
Это новое открытие облегчит Гегеля?
Возможно, есть основания для оптимизма.
Хотя у Гегеля была репутация плохого лектора, бормотавшего со своим трудным швабским акцентом, мы, тем не менее, знаем из стенограмм его студентов, что его лекции часто было легче понять, чем его собственные тексты.
Кроме того, эти недавно открытые лекции относятся к интересному периоду развития Гегеля. Он пишет первое издание своей «Энциклопедии философских наук», в котором начинает публиковать свою философскую систему. Всегда приятно видеть философа за работой, когда он объединяет свои идеи.
Тем не менее, не стоит увлекаться. Важно помнить, почему понять Гегеля всегда было так сложно.
Что делает Гегеля таким трудным?
Гегель поначалу кажется трудным из-за его стиля и потому, что он писал для аудитории таких же идеалистов. Если бы это были единственные вещи, которые затрудняли его понимание, это могло бы дать нам надежду, что этот новый материал (который вместо этого предназначался для студентов в лекционном зале) окажется просветляющим. Но трудность понимания Гегеля гораздо глубже.
Начнем с того, что его философский подход принципиально диалектичен, что означает, что он пытается свести воедино идеи, которые мы более естественно считаем противоречащими друг другу. Например, он будет утверждать, что человек может быть свободным только в том случае, если он является частью сообщества, даже если это означает ограничение его желаний.
В результате, по Гегелю, многие предполагаемые резкие противоречия должны быть преодолены, чтобы правильно понять себя и мир, в том числе между разумом и телом, эмоциями и разумом, интеллектом и волей, божественным и человеческим.
Он признает, что нам трудно это понять, поскольку часто кажется более понятным держать эти оппозиции в игре. Но для Гегеля мы должны видеть, что выход за их пределы вовсе не противоречит, а действительно необходим для связного понимания действительности.
Неудивительно, что его взгляды также трудно определить.
Он может показаться одновременно и слишком либеральным, и слишком консервативным. Слишком детерминистский и слишком либеральный. Слишком религиозный и слишком светский.
Дополнительные осложнения
Гегель не просто хочет рассказать нам, как он видит вещи — он хочет провести нас через процесс, в котором мы сами начинаем видеть вещи именно так.
Он делает это по двум основным причинам. Во-первых, потому что иначе мы не поймем, что поставлено на карту, и, таким образом, снова соскользнем к более легкому, но более одностороннему мышлению.
Во-вторых, он хочет избежать своего рода догматизма, который настаивает на правильности своей точки зрения, не показывая вам с вашей точки зрения, что не так с вашей точкой зрения. Вот почему, вместо того чтобы обычным образом обозначать свои рассуждения, предлагая полезные комментарии, облегчающие понимание его мыслей, Гегель предпочитает отстраниться и позволить читателю разыграть аргумент.
Последняя ирония Гегеля
Последняя ирония здесь заключается в том, что взгляды Гегеля на самом деле гораздо менее причудливы и диковинны, чем взгляды многих других философов с менее вызывающей репутацией, таких как Лейбниц с его монадами, Кант с его ноуменальной сферой и Шопенгауэр с его метафизикой воля.
Для Гегеля существует мир природы, который рационально упорядочен. Это означает, что его можно сделать понятным с помощью различных процессов исследования. Мы заключены в нем как свободные существа, которые могут взаимно признавать друг друга свободными.
Он считает, что при правильной организации наши сообщества позволят каждому из нас реализовать свою природу как свободных существ. И истина всего этого постигается различными, но взаимодополняющими способами в искусстве, религии и философии.
Но, говоря просто так, конечно, теряется, насколько глубоко Гегель должен аргументировать свою философскую позицию, чтобы остерегаться более одностороннего мышления, которое бросает ей вызов. Как мы видели, именно это делает его работу такой требовательной.
Хотя они, несомненно, увлекательны, я поэтому сомневаюсь, что эти вновь обнаруженные конспекты лекций сделают идеи Гегеля более понятными, чем любые другие тексты, в которых он их сформулировал.

Природа, по Гегелю, — лишь
инобытие духа. Человеческое сознание развивается путем преодоления этой телесной
оболочки как самопознание абсолютного духа. Каждой исторической эпохе
соответствует определенная ступень этого процесса самопознания. Объявляя
философию «абсолютным знанием», Гегель считал свою философскую систему
окончательной ступенью саморазвития абсолютной идеи, а прусскую монархию —
высшим этапом развития человеческого общества.
Войну он
считает вечным инструментом мировой истории. Мысль Гегеля, высказанная в
предисловии к «Философии права» (1821 г.), о том, что «все разумное
действительно и все действительное разумно», была весьма удобна для примирения
философии, претендующей на абсолютную истину, с полицейской монархией
Фридриха-Вильгельма III.
159-161.
Лучше всего это видно на процессе, например, замерзания воды. Если вылить воду на улицу зимой при температуре ниже нуля, можно заметить, как она обращается в лёд. Это и будет разрушением меры и переходом из одного качественного состояния в другое.