Гефест бог огня и кузнечного дела: древнегреческий бог огня и кузнечного дела, читаем миф онлайн

Содержание

древнегреческий бог огня и кузнечного дела, читаем миф онлайн

Гефест / Мифы Древней Греции для детей, читать онлайн

Гефест, сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю.

Долго несся по воздуху несчастный ребенок и упал наконец в волны безбрежного моря. Сжалились над ним морские богини — Эвринома, дочь великого Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея. Они подняли упавшего в море маленького Гефеста и унесли его с собой глубоко под воды седого Океана. Там, в лазурном гроте воспитали они Гефеста. Вырос бог Гефест некрасивым, хромым, но с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей. Каким он был дивным художником в своем кузнечном ремесле! Много выковал он великолепных украшений из золота и серебра своим воспитательницам Эвриноме и Фетиде.

Долго таил в сердце гнев на мать свою, богиню Геру, наконец решил отомстить ей за то, что она сбросила его с Олимпа. Он выковал золотое кресло необыкновенной красоты и послал его на Олимп в подарок матери. В восторг пришла жена громовержца Зевса, увидев чудесный подарок. Действительно, только царица богов и людей могла сидеть на кресле такой необычайной красоты. Но — о, ужас! Лишь только Гера села в кресло, как обвили ее несокрушимые путы, и Гера оказалась прикованной к креслу. Бросились боги ей на помощь. Напрасно, — никто из них не был в силах освободить царицу Геру. Боги поняли, что только Гефест, выковавший кресло, может освободить свою великую мать.

Тотчас послали они бога Гермеса, вестника богов за богом-кузнецом. Вихрем помчался Гермес на край света к берегам Океана. В мгновение ока пронесся над землей и морем и явился в грот, где работал Гефест. Долго просил он Гефеста идти с ним на высокий Олимп — освободить царицу Геру, но наотрез отказался бог-кузнец: он помнил зло, которое причинила ему мать.

Не помогли ни просьбы, ни мольбы Гермеса. На помощь ему явился Дионис, веселый бог вина. С громким смехом поднес он Гефесту чашу благовонного вина, за ней другую, а за ней еще и еще. Охмелел Гефест, теперь можно было с ним сделать все — вести куда угодно. Бог вина Дионис победил Гефеста. Гермес и Дионис посадили Гефеста на осла и повезли на Олимп. Покачиваясь, ехал Гефест. Кругом Гефеста неслись в веселой пляске увитые плющом менады с тирсами в руках. Неуклюже прыгали охмелевшие сатиры. Дымились факелы, громко раздавались звон тимпанов, смех, гремели бубны. А впереди шел великий бог Дионис в венке из винограда и с тирсом. Весело двигалось шествие. Наконец пришли на Олимп. Гефест в один миг освободил свою мать, теперь уже он не помнил обиду.

Гефест остался жить на Олимпе. Он построил там богам величественные золотые дворцы и себе построил дворец из золота, серебра и бронзы. В нем он живет с женой своей, прекрасной, приветливой Харитой, богиней грации и красоты.

В этом же дворце находится и кузница Гефеста. Большую часть времени Гефест проводит в своей полной чудес кузнице. Посередине стоит громадная наковальня, в углу — горн с пылающим огнем и мехи. Дивные эти мехи — их не нужно приводить в движение руками, они повинуются слову Гефеста. Скажет он — и работают мехи, раздувая огонь в горне в ярко пышащее пламя. Покрытый потом, весь черный от пыли и копоти, работает бог-кузнец в своей кузнице. Какие дивные произведения выковывает в ней Гефест: несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра, чаши к кубки, треножники, которые катятся сами на золотых колесах как живые.


Окончив работу, омыв в благовонной ванне пот и копоть, Гефест идет, прихрамывая и пошатываясь на своих слабых ногах, на пир богов, к отцу своему, громовержцу Зевсу. Приветливый, добродушный, часто прекращает он готовую разгореться ссору Зевса и Геры. Без смеха не могут боги видеть, как хромой Гефест ковыляет вокруг пиршественного стола, разливая богам благоухающий нектар. Смех заставляет богов забыть ссоры.

Но бог Гефест может быть и грозным. Многие испытали силу его огня, и страшные, могучие удары его громадного молота. Даже волны бушующих рек Ксанфа я Симоиса смирил под Троей огнем Гефест. Грозный, разил он своим молотом и могучих гигантов.

Велик бог огня, искуснейший, божественный кузнец Гефест, — он дает тепло и радость, он ласков и приветлив, но он же грозно карает.

7. Бог-кузнец Гефест-Сварог, упавший с неба и сломавший себе обе ноги

7. Бог-кузнец Гефест-Сварог, упавший с неба и сломавший себе обе ноги

«Древне»-греческая мифология много говорит о знаменитом боге Гефесте (Вулкане). Он был сыном богини Геры, жены Зевса, и сначала жил на Олимпе. Там ему построили кузницу (рис. 5.18 –

Авт.), «где ни на миг не затухали двадцать горнов… Гефест настолько проникся к Гере доверием, что даже осмелился выговорить Зевсу за то, что тот подвесил Геру к небесам в наказание за ее бунт против него… РАЗЪЯРЕННЫЙ ЗЕВС СБРОСИЛ ГЕФЕСТА С ОЛИМПА ВО ВТОРОЙ РАЗ. ПАДЕНИЕ ПРОДОЛЖАЛОСЬ ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ. УПАЛ ОН НА ОСТРОВ ЛЕМНОС И ОТ УДАРА СЛОМАЛ ОБЕ НОГИ. Несмотря на свою бессмертную природу, когда островитяне нашли его, он был еле жив. Прощенный и вновь возвращенный на Олимп, отныне он мог передвигаться только на золотых костылях.

Рис. 5.18. Кузница Гефеста. Фрагмент старинного барельефа. Взято из [524:1], с. 309, илл. 304.

Был Гефест некрасив и скверен характером, однако его плечи и руки свидетельствовали о большой силе, а все, что он делал, отличалось непревзойденным мастерством» [196:2], с. 62. На рис. 5.19 мы видим старинное изображение падения Гефеста с неба на землю. Он показан здесь в виде мальчика, которого с трудом поднимают с земли.

По-видимому, здесь переплелось несколько сюжетов. А именно, падение железного метеорита описано как падение с неба самого бога Гефеста. Рухнувшая глыба «сломалась», разлетелась на множество обломков. Греческий миф отразил это событие, заявив, что в результате падения Гефест сломал себе обе ноги. С тех пор он стал хромым и ходил при помощи костылей.

Рис. 5.19. Падение Гефеста (Вулкана) с неба. Пьеро ди Козимо. Якобы 1485—1490годы. Хартфорд (штат Коннектикут). Взято из [988:4], с. 251.

Далее, бог Гефест был выдающимся кузнецом и ему принадлежат замечательные изделия. Упоминается о ДВАДЦАТИ ГОРНАХ, ПОСТОЯННО БЫВШИХ В РАБОТЕ. Скорее всего, тут рассказано о возникновении крупного металлургического производства, основанного на обломках железного метеорита-«Гефеста». Ярославские = новгородские кузнецы достигли вершин мастерства, придумали и начали изготовлять знаменитый Булат.

Добавляется следующее: «Гром в небе – это Вулкана (Гефеста – Авт.) СБРОСИЛИ НА ЗЕМЛЮ. Он хромой, ноги у него кривые… РОДИЛАСЬ МЕТАЛЛУРГИЯ, поэтому Вулкана называют богом огня и кузнечного дела, покровителем металлургии. У него много общего с богом Прометеем. В «Антологии» сохранилась эпиграмма кузнеца, обращенная к Вулкану: «Достаньте из печи этот молот, эти ножницы, эти клещи – дар, который Поликрат сделал Вулкану. Двойными ударами молота по наковальне он добыл для своих детей богатство»» [524:1], с. 296.

На рис. 5.20 и рис. 5.21 приведены два старинных изображения Гефеста. В одной руке он держит молот, в другой – клещи.

Рис. 5.20. «Античная» статуя Гефеста.

Рис. 5.21. Голова Гефеста. «Античный» фрагмент. Взято из [524:1], с. 297, илл. 291.

У него в руках – молот и клещи. Взято из [524:1], с. 296, илл. 290.

На рис. 5.22 показана битва Гефеста и Марса, а на рис. 5.23 – боги Гефест и Бахус.

Рис. 5.22. Сражение Гефеста с Марсом. «Античная» ваза. Взято из [524:1], с. 298, илл. 292.

Рис. 5.23. Гефест и Бахус. Рисунок на «античной» вазе. Взято из [524:1], с. 298, илл. 293.

На рис. 5.24 и рис. 5.25 – Гефест и Фетида с доспехами Ахилла, выкованными Гефестом.

Рис. 5.24. Гефест и Фетида с доспехами Ахилла. Взято из [533], т. 1, с. 300.

Рис. 5.25. Гефест и Фетида со щитом Ахилла, выкованным Гефестом. Фреска из Помпей. Якобы около 70 года. Взято из [453:2], с.

354.

На рис. 5.26 показан Гефест с молотом, а на рис. 5.27 – возвращение Гефеста на Олимп. На рис. 5.28 слева показана кузница Гефеста. У входа висит символ Рима: известное изображение волчицы с двумя младенцами – Ромулом и Ремом. Тем самым подчеркнуто, что бог Гефест творил в античном Риме. Это согласуется с отождествлением «Древного» Рима с Владимиро-Суздальской Русью XIV–XVI веков.

Рис. 5.26. Гефест. Рисунок на «античной» вазе якобы V века до н. э. Взято из [453:2], с. 84.

Рис. 5.27. Возвращение Гефеста на Олимп. Рисунок на «античной» вазе якобы V века до н. э. Взято из [453:2], с. 85.

Рис. 5.28. Кузница Гефеста (Вулкана). Франческо дель Косса. «Сентябрь». Якобы около 1470 года. Феррара, Палаццо Скифанойя, Зал Месяцев. Взято из [988:2], с. 327.

На рис. 5.29 изображена кузница Гефеста. Интересно, что рядом с ней мы видим каменные глыбы, из которых выглядывают различные металлы. Комментаторы пишут так: «Бог огня символизирует различные фазы производства металлов.

Они пока еще не отделились от горной породы и должны быть изъяты из нее и подвергнуты процессу очищения» [988:2], с. 308. Эта идея также согласуется и с металлургическим производством Булата, развернутым в Ярославле на основе обломков метеорита 1421 года.

Рис. 5.29. Старинная гравюра «Кузница Гефеста». Показаны камни, из которых выглядывают различные металлы. Доменико Беккафуми. Якобы 1540 год. Рим. Вторая гравюра Беккафуми: освобождение металлов из камней. Взято из [988:2], с. 308.

На следующей гравюре показано, как старинные металлурги Гефеста приступают «к освобождению металла от горных наслоений», рис. 5.29. Далее, на третьей гравюре, мы видим, как «металлы (человеческие фигуры) стараются избежать воздействия огня. Так в аллегорической форме представлены процессы сублимации и очищения», рис. 5.30.

Наконец, на последней четвертой гравюре, показано «литье (переход из твердого и жидкое состояние)». Интересно, что тут представлены только что отлитые пушки, рис.  5.30. А ведь этот цикл четырех гравюр посвящен «античному» Гефесту. Получается, что его мастера лили огнестрельные орудия. Кстати, как мы видим, боги отливали и колокола, рис. 5.30.

Рис. 5.30. Третья гравюра Беккафуми: кузница бога Гефеста; сублимация и очищение металлов. Четвертая гравюра Беккафуми: плавка и литье металла; здесь изображены только что отлитые «античные» пушки. Взято из [988:2], с. 309.

Современные историки почему-то умалчивают о том, что на «античном» Олимпе звонили в колокола и стреляли из пушек. Тут некоторые поспешат возразить нам: невежественный художник ошибочно, мол, смешивал античность со средневековьем. Усомнимся. Согласно нашим результатам, художники были правы – они рисовали то, что видели. Ошиблись другие – позднейшие историки.

О том, что «античный» бог-кузнец Гефест отождествлялся на страницах некоторых старинных летописей со славянским богом Сварогом, мы расскажем чуть ниже. Кстати, сегодняшние историки тоже почему-то очень не любят об этом говорить.

Следы «космического происхождения» бога Гефеста (то есть литературного образа, частично впитавшего воспоминания об упавшем метеорите) сохранились в «древне»-греческих сказаниях. Например, «Орфический гимн изображает Гефеста как НЕКУЮ КОСМИЧЕСКУЮ СИЛУ во всей ее фетишистской нетронутости. Он – мастер и художник, но он же свет, огонь, эфир. Он охраняет дома, города и племена, но он же – луна и все светила, сияющий, ВСЕ ПОЖИРАЮЩИЙ ДЕМОН… После низвержения Гефеста с Олимпа его спасли жители острова Лемнос синтийцы; там находился город Гефестий и гора МОСИХЛ С КУЗНИЦЕЙ БОГА» [533], т. 1, с. 299.

Обратим внимание на название горы Мосихл, где была кузница Гефеста. Возможно, речь идет о государстве МОСКОВИИ, получившем свое название от имени патриарха МОСОХА. Названия МОСОХ и МОСИХЛ близки. Тогда все сходится: Великий Новгород = Ярославль действительно был одним из главных городов Московии-Мосховии. И здесь, в Тимирево, на основе метеоритного железа, возник крупный металлургический центр по производству, в частности, оружия. «Античные» писатели называли этот центр кузницей Гефеста.

Почему миф говорит, что бог Гефест упал на «остров»? Ведь Центральная Русь островом не является. На самом деле, никакого противоречия тут нет. Оказывается, некоторые старинные западно-европейские авторы действительно называли Русь – «островом». Причины этого мы подробно разъяснили в книгах «Новая хронология Руси», гл. 18, «Империя», гл. 14, и «Завоевание Америки…», гл. 3:5. Сейчас мы не будем этого повторять.

Обратимся теперь к замечательным «сетям», выкованным Гефестом. О них неоднократно, причем с восхищением, упоминают старинные авторы.

«В «Одиссее» Вулкан (Гефест – Авт.) является мужем Венеры (Афродиты – Авт.). Согласно другим версиям, Венера – жена Марса (Ареса – Авт.)… из чего родилась легенда о сетях Вулкана. Гесиод называет женой Вулкана Аглаю… ЛЕГЕНДА О СЕТЯХ ВУЛКАНА СТАЛА ТАК ПОПУЛЯРНА, ЧТО ЗАТМИЛА ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ… Солнце, которое видит все, предупредило Вулкана о связи, существующей между его женой и богом войны. Тогда Вулкан выковал неразрушимые цепи. ЭТИ ЦЕПИ БЫЛИ ТАКИЕ ТОНКИЕ, ЧТО БЫЛИ ПОХОЖИ НА ПАУТИНУ, ОНИ БЫЛИ ТАК ИСКУСНО ВЫКОВАНЫ, ЧТО БЫЛИ ПОЧТИ НЕЗАМЕТНЫМИ. Когда Вулкан увидел в своих сетях двух виновных, он стал звать всех богов… «Они будут ЗАКОВАНЫ В МОИ СЕТИ до тех пор, пока отец Венеры не вернет мне все подарки, которые я подарил его недостойной дочери»… На барельефе виллы Альбани (рис. 5.31 – Авт.) изображена сцена из истории с сетями Вулкана» [524:1], с. 297–299.

Мифограф Гигин так описывает сюжет с коваными «сетями» Гефеста.

«Когда Вулкан узнал, что Венера тайно возлежит с Марсом… он… сделал ЦЕПЬ ИЗ АДАМАНТА и положил ее вокруг ложа… Марс… вместе с Венерой ПОПАЛСЯ В СЕТЬ так, что не мог высвободиться. Солнце сообщило об этом Вулкану, и он увидел их, возлежащих обнаженными. Он созвал всех богов» [166:1], с. 199. Одно из изображений этого популярного сюжета см. на рис. 5.32.

Рис. 5.31. Сети Гефеста, в которые закованы Марс и Венера. «Античный» барельеф. Взято из [524:1], с. 299, илл. 294.

Рис. 5.32. Венера (Афродита) и Марс (Арес), попавшие в сети Вулкана (Гефеста). Костантино Чедини. Падуя, Палаццо Эмо Каподилиста. Взято из [988:4], с. 161.

О чем тут речь? Опираясь на полученные нами результаты, можно предположить, что выкованные кузнецом Гефестом сети – это кольчуги. Особенно ценились булатные кольчуги из-за их прочности. Кольчуга делалась в виде тонкой «рубашки», плотно облегавшей тело человека, рис. 5.33, рис. 5.34. Обычно так и говорили: закован в кольчугу (или в латы). Недаром миф подчеркивает, что бог войны Марс и богиня красоты Венера были «закованы в сети» так, что предстали «обнаженными» перед собравшимися богами. Действительно, кольчуга, обтягивающая человеческое тело, сидит «как влитая», иногда становятся даже видны мышцы. Образно могли

Рис. 5.33. Воин в кольчуге, плотно облегающей его с головы до ног. Фрагмент картины Эдмунда Блэра Лейгтона. Взято из [931:1], с. 8.

Рис.  5.34. Русские князья Рюрик и Игорь, одетые в кольчуги. Роспись Грановитой Палаты Московского Кремля. Взято из [931:1], с. 13.

говорить, что воин в кольчуге выглядел «как обнаженный», рис. 5.33. Кроме того, в силу своей тонкости, кольчуга, надетая на тело, не видна под обычной одеждой, рис. 5.35.

Это могло дать повод рассуждать о «сетях Гефеста» в том смысле, что они, дескать, «были невидимы», и сначала Марс и Венера их даже не заметили.

Человек, одетый в кольчугу казался, на первый взгляд, совершенно незащищенным, как бы «голым». Однако удар меча не наносил ему ощутимого вреда.

Это и дало повод к сказочным и восторженным описаниям.

Рис. 5.35. Сэр Джон Дабертон в кольчуге. Она имеет вид длинной рубашки, облегающей тело и спускающейся до колен. Сверху надет легкий плащ. Взято из [931:1], с. 42.

Изобретение прочных кольчуг, ясное дело, вызвало восхищение. О них стали рассказывать как об удивительных «сетях бога Гефеста». Поздние «античные» писатели, забыв суть дела, превратили на страницах своих произведений металлические кольчуги в некие чудесные сети, а художники стали изображать их в виде тончайшего, но прочного металлического покрывала, «накинутого на тело», как на рис.  5.31.

Обратите также внимание, что «сети Гефеста» описаны также как «цепи». Все ясно. Кольчуга куется из тонких колец, которые зацеплены друг за друга, как звенья металлической цепи. Мифограф уже смутно понимал, о каком предмете идет речь, но слова: «цепь», «сеть», «плотное облегание тела» – еще помнил. Вот и описал, как мог (сам того не осознавая), старинную булатную кольчугу. Получился поэтический текст.

На рис. 5.36 —5.39 приведены различные виды кольчуг, находившихся в Кремлевской Оружейной Палате в XIX веке. Ордынские кольчуги делались не только из колец, но также из маленьких сцепленных пластинок.

Рис. 5.36. Кольчуга из колец. Кремлевская Оружейная Палата. Взято из [257:3], с. 327.

Рис. 5.37. Кольчуга-бахтерец. Кремлевская Оружейная Палата. Взято из [257:3], с. 330.

Рис. 5.38. Кольчуга-бахтерец. Кремлевская Оружейная Палата. Взято из [257:3], с. 330.

Рис. 5.39. Кольчуги-юшманы. Кремлевская Оружейная Палата. Взято из [257:3], с. 333.

И еще одно полезное наблюдение. Обратите внимание на известный миф, что бог Гефест нанес молотом удар в голову бога Зевса, расколол ее, и оттуда появилась богиня Афина «в полном боевом вооружении и с воинственным кличем» [533], т. 1, с. 126. С одной стороны, как мы показали в книге «Царь Славян», это – отражение знаменитой истории кесарева сечения, при помощи которого на свет явился Андроник-Христос. Но с другой стороны сюда могли также примешаться воспоминания о падении метеорита-Гефеста на Владимиро-Суздальс-кую Русь. Упавший метеорит – молот Гефеста – нанес страшный удар, расколол землю. Осколки метеорита породили производство знаменитого Булата. Вот вам и рождение «богини войны» в результате «удара Гефеста»!

Вот что говорит об этом «античный» Лукиан.

«Вулкан: – Чего желаешь ты, Юпитер? Я явился по твому приказу с острым топором, рассекающим камни с одного удара (рис. 5.40 – Авт.).

Юпитер: – Прекрасно, Вулкан, рассеки мне голову пополам…

Вулкан: – Я повинуюсь твоему приказу!… Но что я вижу! Молодая девушка, ВООРУЖЕННАЯ С НОГ ДО ГОЛОВЫ! У тебя, Юпитер, была «большая головная боль»! Как ты мог носить в своей голове девушку такого роста, ДА ЕЩЕ ВООРУЖЕННУЮ ДО ЗУБОВ! Мы и не знали, что вместо головы у тебя ВОЕННЫЙ

ЛАГЕРЬ. Посмотри на нее: ОНА УЖЕ ТАНЦУЕТ И РАЗМАХИВАЕТ СВОИМ ЩИТОМ» [524:1], с. 316.

Вероятно, так преломилось на страницах Лукиана бурное создание нового булатного вооружения в Руси-Орде. Метрополия Великой Империи всегда была центром военной силы, а Булат придал новое качество войскам Орды. Долгое время соперников не было.

Рис. 5.40. Гефест (Вулкан), готовящийся нанести удар молотом по голове Юпитера (Зевса). Взято из [524:1], с. 316.

Отметим также, что широко известное название ЭФЕС для рукояти холодного оружия тоже, оказывается, восходит к имени Гефеста. Сообщается следующее: «В позднейшей традиции к Гефесту перешло жречество огня, а значит, кузня и оружейная… Имя бога Гефест или Эфес… Эфесом издавна называли рукоятку холодного оружия. Это подчеркивало связь Гефеста не только с оружейным делом, но и самим оружием. Эфесы часто украшались изображениями льва – культового животного Гефеста» [931:1], с. 84.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Гефест

Гефест Большая часть обитателей Олимпа правила миром, судила-рядила людей, ведала войной, охотой, искусством, но был среди них бог, которого можно назвать тружеником. Это Гефест [105], сын Зевса и Геры, покровитель огня и обработки металлов [106].Божественной матери, как это

ГЕФЕСТ (ВУЛКАН)

ГЕФЕСТ (ВУЛКАН) У этого бога огня и кузнечного ремесла странная история. По словам греческого писателя II века до н. э. Аполлодора: «Гера, миновав супружеское ложе, родила Гефеста; но, согласно Гомеру, и этого она родила от Зевса. Последний низверг его с небесных высот за то,

СВАРОГ

СВАРОГ Так именовался бог огня, огненной стихии. Поклоняясь земному воплощению огня, называли его Сварожичем; ему молились, приносили жертвы.В Ипатьевской летописи (начало XII в.) сказано: «…Сего ради прозваша и бог Сварог… и по семь царствова сын его именем Солнце, его же

ШЛЕМ, УПАВШИЙ В САРДАХ

ШЛЕМ, УПАВШИЙ В САРДАХ Каппадокия, или Катпатука, как называли ее персы, находилась в самом центре Анатолийского полуострова. Ее возвышенное плоскогорье, жавшееся к облакам, предоставляло проход к истокам Тигра и Евфрата на юге, горам Армении на востоке и торговым портам

ГЕФЕСТ[62]

ГЕФЕСТ[62] Гефест, сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе. Он родился слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей богини некрасивого, хилого сына. Она схватила его и

Сварог и Гефест – близнецы-братья

Сварог и Гефест – близнецы-братья Надобно сказать несколько слов о Свароге – боге огня у древних руссов. Согласно данным древнерусских поучений против язычников, культ Сварога был связан с древнегреческим Гефестом. В греческой мифологии Гефест – бог огня и кузнечного

Хромой кузнец

Хромой кузнец В балтийской мифологии фигурирует божественный кузнец Телявель. В Волынской летописи 1252 года он упомянут среди богов, которым тайно поклоняются литовцы. В «Хронике» Иоанна Малалы он перечисляется в качестве «скверных богов», которым язычники приносили

Что «сковал» кузнец?

Что «сковал» кузнец? Интересно и то, что кузнец в своей работе не ограничен рамками обычного кузнечного мастерства. Часто он выступает как божественный мастер. Так, Вишвакарман (одно из имен индийского бога-творца) назван «господином всех ремесел», и в частности он

Бог огня: Агни-Семаргл-Гефест-Вулкан

Бог огня: Агни-Семаргл-Гефест-Вулкан Среди скифских богов был образ «осеннего Марса», неизбежный во всех арийских религиях. Скифский «Чернобог» сопоставим с богом Марсом (Ареем), его весенняя ипостась — Геракл, а осенняя ипостась восстановима только по славянским

Сварог

Сварог В славянской мифологии бог огня и кузнечного дела, семейного очага.В Древней Руси Сварог был тесно связан с Даждьбогом, которого называли сыном Сварога. Считалось, что Сварог способствовал развитию технических знаний. Имя бога образовано от древнеславянского

ШЛЕМ, УПАВШИЙ В САРДАХ

ШЛЕМ, УПАВШИЙ В САРДАХ Каппадокия, или Катпатука, как называли ее персы, находилась в самом центре Анатолийского полуострова. Ее возвышенное плоскогорье, жавшееся к облакам, предоставляло проход к истокам Тигра и Евфрата на юге, горам Армении на востоке и торговым портам

1. Большой железный метеорит, упавший в Ярославле

1.  Большой железный метеорит, упавший в Ярославле Начнем сюжета, на первый взгляд никак не связанного с Библией, исламом и «античностью». Речь пойдет о гипотезе ярославского ученого, геолога Льва Дмитриевича Цветкова. Он является старшим научным сотрудником

18. Апостол Петр-Камень с ключами неба и бог Гефест-метеорит с небесными клещами. Падение Фаэтона и распятие Петра «стремглав»

18. Апостол Петр-Камень с ключами неба и бог Гефест-метеорит с небесными клещами. Падение Фаэтона и распятие Петра «стремглав» Вернемся снова к сказаниям об апостоле Петре и боге Гефесте. Мы уже видели, что оба жизнеописания в значительной мере являются отражениями одного

Гефест — греческий бог огня и кузнечного дела

Быстрые факты:

  • произношение: HA-FES-TUS
  • Происхождение: Греческий
  • Роль: Бог огня и кузнец
  • Символы: молоток, Anvil, Tongs
  • Жена: Aphrodite
  • 6. Дети. : Euklela, Euthenia, Eupheme, Philophrosyne
  • Другое имя: Вулкан

Кто такой Гефест?

В греческой мифологии Гефест был богом-кузнецом. Он часто встречается на фоне мифов. Хотя его часто изображают как поддерживающего бога, он отвечал за несколько важных элементов, таких как огонь и вулканы.

Он жил на Олимпе Уста. Он проводил дни в своей мастерской, где изготавливал различные предметы, используя свои кузнечные инструменты. У него всегда горел огонь, который сыграл роль в том, как человечество могло его использовать. Он делал подарки для людей и богов, но также делал себе роскошные вещи. Например, его дворец был сделан из золота и не мог быть продублирован даже самыми талантливыми мастерами. Интерьер сверкал сапфирами и бриллиантами. Хотя многие жалели бога из-за его плохой внешности и хромоты, он вел роскошную жизнь и был доволен.

Цель

Гефеста часто призывали помогать другим богам в их задачах. Например, он помогал Зевсу в войне с великанами, изготавливая оружие и доспехи. Он также создал Пандору, первую смертную женщину. Когда нужно было создать предмет, Гефест всегда был первым, к кому обращались боги и люди.

Происхождение

Зевс и Гера были родителями Гефеста. Однако есть некоторые споры о том, как он был зачат. Некоторые мифы говорят, что Гера родила его до того, как стала женой Зевса, в то время как другие говорят, что она зачала Гефеста одна. Согласно одному мифу, он родился на острове Лемнос, где был оставлен на попечение кузнеца по имени Кидалионас. Гефест научился кузнечному ремеслу у своего смотрителя.

Легенды и рассказы

Как упоминалось ранее, Гефест обычно играет второстепенную роль в греческих мифах. Но есть и такие, которые больше сосредоточены на его жизни и предназначении. Вот некоторые из мифов, окружающих бога-кузнеца.

Нога Гефеста

Неизвестно, как была ранена нога Гефеста, но предполагается, что это произошло в первые годы его жизни. В одном варианте Гера отвергла его при рождении. Сразу после рождения сына на горе Олимп она ужаснулась внешности своего ребенка и его хромой ноге. Она рассердилась и не могла понять, как она могла родить такого уродливого ребенка. Она беспокоилась, что другие боги будут смеяться над ней и ее сыном. Поэтому она взяла ребенка и бросила его за гору. Младенец упал в океан, где его нашли Фетида и Евринома. Они ухаживали за ним девять лет, где он научился делать украшения из жемчуга и кораллов.

В другом варианте Гефест родился с двумя функциональными ногами. Но однажды его родители оказались в эпицентре страшной ссоры. Гера была расстроена тем, что Зевс закрутил роман со смертной по имени Алкмена. Вместе они зачали сына по имени Геракл.

Из-за неверности отца Гефест встал на сторону матери. Это только разозлило Зевса. В порыве ярости он поднял ребенка и сбросил его с горы Олимп. Он пролетел в воздухе целый день, прежде чем врезаться в остров Лемнос. Он приземлился на несколько больших камней, и его нога была серьезно повреждена, в результате чего он стал калекой. Он остался на острове, где выучился на кузнеца.

Гефест и Афродита

Как Гефест, проклятый хромой ногой и непривлекательным лицом, завоевал сердце самой красивой богини? Он обманул своего отца, чтобы добиться руки Афродиты. В день празднования Геры Гефест подарил ей золотой трон. Он сам построил трон, и Гера была в восторге от подарка. Она села и восхитилась своим новым троном. Но когда она попыталась встать, то поняла, что Гефест заковал ее в невидимые оковы, удерживая пленницу на своем месте.

Гефест хотел отомстить своим родителям за то, что они бросили его в детстве. Гера сразу почувствовала себя виноватой, заплакала и умоляла сына о прощении. Боги разгневались на Гефеста и потребовали, чтобы он отпустил мать. Но он отказался. Вмешался Дионис, близкий друг Гефеста. Он попросил Гефеста пообедать с ним и обсудить ситуацию. Во время ужина Дионис напоил своего друга и убедил его отпустить мать. Но незадолго до того, как он собирался отпустить Геру, появился Зевс и выразил свое разочарование сыном. Гефест воспользовался ситуацией, так как его отец не знал, что он все равно собирается отпустить Геру. Он сказал отцу, что освободит оковы только в том случае, если ему пообещают Афродиту, богиню красоты, в жены. Боги были потрясены, но Зевс чувствовал, что у него нет выбора. Гефест отпустил Геру, а затем взял свою новую невесту.

Семья

Гефест был женат на Афродите. Несмотря на то, что у них были непростые отношения из-за многочисленных любовных связей Афродиты, у них все же было несколько детей, сыгравших важную роль. Евклела была богиней доброй репутации и славы. Ютения была богиней процветания и изобилия. Эвфема была богиней хорошей речи. Филофросина была богиней дружелюбия.

Внешность

Гефест не был известен своей привлекательностью. Его часто изображают пожилым мужчиной с широкими плечами и устрашающим телосложением. Обычно у него белая борода. Обычно он носит короткую тунику, которую ремесленники предпочитали носить.

Символика

Поскольку Гефест был богом кузнецов, символы Гефеста носят мужской характер. Он связан со стихийными бедствиями, такими как огонь и вулканы. Другие символы включают молоток, наковальню и щипцы.

Гефест: греческий бог огня

Греческий бог Гефест был знаменитым кузнецом, прославившимся мастерством металлургии. Заметно единственный условно непривлекательный из всех греческих богов и богинь, Гефест при жизни страдал от множества физических и эмоциональных недугов.

Гефест и его трагический характер были, возможно, наиболее человекоподобными из греческих богов. Он впал в немилость, вернулся и утвердился в пантеоне благодаря своему таланту и хитрости. Впечатляет то, что бог вулканов поддерживал физически тяжелую работу, несмотря на свои физические недостатки, и ему удалось установить теплые отношения с большинством богов, которые когда-то относились к нему с пренебрежением.

Моресо, как покровитель искусств вместе с Афиной, Гефест вызывал горячее восхищение как у людей, так и у Бессмертных. Нет: ему не было вообще приятный, как и его коллега-женщина, перенявший большую часть известного темперамента своей матери, но он был великим мастером.

Содержание

Чем был Гефест, бог?

В древнегреческой религии Гефест считался богом огня, вулканов, кузнецов и ремесленников. Из-за своего покровительства ремеслам Гефест был тесно связан с богиней Афиной.

Кроме того, как бог-кузнец, Гефест, естественно, имел кузницы по всему греческому миру. Его самая выдающаяся из них находилась в его собственном дворце на горе Олимп, доме 12 олимпийских богов, где он создавал божественное оружие, непробиваемые доспехи и роскошные дары для других богов и их избранных защитников.

Кроме того, согласно записям, у Гефеста также была кузница на Лемносе, где располагался его культовый центр, и на Липаре: одном из многих вулканических островов, которые он, как говорят, часто посещал.

Какие символы есть у Гефеста?

Символы Гефеста вращаются вокруг его роли ремесленника и, точнее, кузнеца. Молот, наковальня и щипцы — три основных символа Гефеста — это инструменты, которые кузнец и кузнец использовали бы в своей повседневной жизни. Они укрепляют отношения бога с мастерами по металлу.

Какие эпитеты есть у Гефеста?

Глядя на некоторые из его эпитетов, поэты обычно ссылаются на девиантную внешность Гефеста или на его уважаемую профессию бога-кузницы.

Hephaestus Kyllopodiōn

Этот эпитет, означающий «волочить ноги», напрямую указывает на одну из возможных инвалидностей Гефеста. Считается, что у него была косолапость стопы — или, по некоторым сведениям, стопы, — из-за чего ему приходилось ходить с помощью трости.

Гефест Айтнайос

Гефест Айтнайос указывает на местонахождение одной из предполагаемых мастерских Гефеста под горой Этна.

Hephaestus Aithaloeis Theos

Перевод Aithaloeis Theos означает «черный бог», относящийся к его работе кузнеца и бога огня, где контакт с сажей был неизбежен.

Как родился Гефест?

У Гефеста не было идеального рождения. Честно говоря, это было совершенно уникально по сравнению с рождением других богов. Он не вышел полностью взрослым и готовым покорить мир, как Афина; не был Гефест и младенцем, которого нянчили в благочестивой колыбели.

Наиболее часто упоминаемая история о рождении состоит в том, что Гера, находясь в злобном настроении по поводу одиночного рождения Афины Зевсом, молила Титанов о ребенке, более могущественном, чем ее муж. Она забеременела, и вскоре Гера родила младенца Гефеста.

Все хорошо, верно? Ответ на молитву, рождение ребенка и счастливая Гера! Но будьте осторожны: здесь все меняется.

Когда богиня увидела, каким уродливым был ее ребенок, она не пожалела времени, буквально сбросив его с Небес. Это указывало на начало изгнания Гефеста с Олимпа и презрение, которое он питал к Гере.

В других вариациях Гефест является родным сыном Зевса и Геры, что заставляет его второе изгнание гореть вдвое сильнее.

Жизнь в изгнании и Лемнос

Сразу после рассказа о Гере, выбросившей своего ребенка, Гефест упал на за несколько дней до того, как приземлился в море и был поднят океанскими нимфами. Эти нимфы — Фетида, будущая мать Ахилла, и Евринома, одна из знаменитых океанидских дочерей Океана, важного греческого водного бога, не путать с Посейдоном, и Тефия — спрятали юного Гефеста в подводной пещере, где он оттачивал свое мастерство.

Напротив, Зевс сбросил Гефеста с горы Олимп после того, как тот встал на сторону Геры в споре. Обвиняемый уродливый бог падал на целый день, прежде чем приземлиться на острове Лемнос. Там его приняли синтиане — архаичная группа индоевропейцев, говорящих также как фракийцы, — которые населяли Лемнос и прилегающие районы.

Синтиане помогли расширить репертуар Гефеста в области металлургии. Находясь на Лемносе, он соединился с нимфой Каберио и стал отцом таинственного Кабейри: двух богов металлообработки фригийского происхождения.

Возвращение на Олимп

Через несколько лет после первого изгнания Гефеста с Небес он составил план мести своей матери Гере.

Как гласит легенда, Гефест построил золотой стул с быстрыми невидимыми креплениями и отправил его на Олимп. Когда Гера села, она оказалась в ловушке. Ни ни один из богов не смог сорвать ее с трона, и они поняли, что Гефест был единственным, кто мог ее освободить.

Боги были посланы в обитель Гефеста, но все были встречены одним упрямым возражением: «У меня нет матери».

Осознавая сопротивление молодого бога, Совет Олимпа выбрал Ареса, чтобы тот угрожал Гефесту вернуться; только Арес был напуган злобным Гефестом, размахивающим головешками. Затем боги избрали Диониса — доброго и разговорчивого — чтобы вернуть бога огня на Олимп. Гефест, хотя и сдерживал свои подозрения, пил с Дионисом. Два бога достаточно хорошо провели время, чтобы Гефест полностью ослабил бдительность.

Успешно справившись со своей миссией, Дионис переправил очень пьяный Гефест на гору Олимп на спине мула. Вернувшись на Олимп, Гефест освободил Геру, и они помирились. В свою очередь, олимпийские боги сделали Гефеста своим почетным кузнецом.

В противном случае, в греческой мифологии, его возвращение из второго изгнания произошло только после того, как Зевс решил простить его.

Почему Гефест искалечен?

Считалось, что Гефест либо имел физическую деформацию при рождении, либо был серьезно покалечен в результате одного (или обоих) падений. Итак, «почему» на самом деле зависит от того, в какую версию истории Гефеста вы больше склонны верить. Несмотря на это, падение с горы Олимп, несомненно, нанесло Гефесту серьезный физический ущерб, а также некоторую психологическую травму.

Какое место занимает Гефест в греческой мифологии?

Чаще всего Гефест играет вспомогательную роль в мифах. В конце концов, он скромный ремесленник.

Этот греческий бог чаще всего получает заказы от других членов пантеона. В прошлом Гефест изготовил для Гермеса праведное вооружение, такое как его крылатый шлем и сандалии, а также доспехи для героя Ахилла, которые он использовал во время событий Троянской войны.

Рождение Афины

В случае, когда Гефест был одним из детей, рожденных между Зевсом и Герой, он фактически присутствовал при рождении Афины.

Итак, однажды Зевс жаловался на самую сильную головную боль, которую он когда-либо испытывал. Было достаточно мучительно, что его крики были слышны по всему -му миру -го. Услышав, что их отец испытывает такую ​​сильную боль, Гермес и Гефест бросились к нему.

Каким-то образом Гермес пришел к выводу, что Зевсу нужно было расколоть голову – почему все слепо доверяют склонному к склокам и шалостям богу на этот счет стоит задаться вопросом, но мы отвлеклись.

По указанию Гермеса Гефест расколол череп Зевса своим топором, освободив Афину от головы ее отца.

Гефест и Афродита

После своего рождения Афродита была ходовым товаром. Она была не только новой для города богиней, но и установила новый стандарт красоты.

Правильно: у Геры, во всей ее коровьей красоте, была серьезная конкуренция.

Чтобы избежать ссор среди богов — и, вероятно, чтобы дать Гере некоторую уверенность, — Зевс как можно скорее выдал Афродиту замуж за Гефеста, лишив богиню ее единственной любви, нравственного Адониса. Как можно было догадаться, брак уродливого бога металлургии и богини любви и красоты не удался. У Афродиты были бесстыдные романы, но ни об одном из них не говорили так, как о ее давней привязанности к Аресу.

Дело Ареса

Подозревая, что Афродита видит бога войны, Ареса, Гефест создал нерушимую ловушку: лист из звеньев цепи, настолько тонко сплавленный, что он стал одновременно невидимым и легким. Он поставил ловушку над своей кроватью, и вскоре Афродита и Арес запутались не только друг в друге.

Воспользовавшись их скомпрометированным состоянием, Гефест призывает других олимпийцев. Однако когда Гефест обращается за поддержкой к богам горы Олимп, он получает неожиданный ответ.

Другие боги смеялись над этим зрелищем.

Александр Шарль Гийемо особенно запечатлел эту сцену в своей картине 1827 года « Марс и Венера, удивленные Вулканом ». Захваченный образ — это раздраженный муж, осуждающий свою пристыженную жену, в то время как другие боги смотрят издалека — и ее избранный любовник? Глядя на аудиторию с выражением, которое лучше всего можно описать как раздраженное.

Знаменитые творения, созданные Гефестом 

Хотя Гефест изготавливал прекрасное военное снаряжение для богов (и некоторых героев-полубогов), он не был пони-триллером! Этот бог огня совершил множество других великих дел, в том числе следующие:

Ожерелье Гармонии

После того, как Гефест устал ходить, пока Арес лежал со своей женой, он поклялся отомстить через ребенка, рожденного от их союза. Он выжидал, пока их первый ребенок, дочь по имени Гармония, не вышла замуж за Кадма из Фив.

Он подарил Гармонии изысканное одеяние и роскошное ожерелье, сделанное его собственной рукой. Никто не знал, что на самом деле это было проклятое ожерелье , и оно должно было принести несчастье тем, кто его носил. По совпадению, поскольку Гармония выходила замуж за фиванскую царскую семью, ожерелье играло вращающуюся роль в истории Фив, пока не было спрятано в храме Афины в Дельфах.

Талос

Талос был огромным человеком из бронзы. Гефест, известный своим созданием автоматов, создал Талос в подарок царю Миносу для защиты острова Крит. Легенды гласят, что Талос швырял валуны в ненужные корабли, которые, по его мнению, подходили слишком близко к Криту.

Это впечатляющее бронзовое творение в конце концов встретило свой конец от рук волшебницы Медеи, которая заколдовала его, порезав лодыжку (единственное место, где была его кровь) об острую скалу по приказу аргонавтов.

Первая женщина

Пандора была первой человеческой женщиной, созданной Гефестом по указанию Зевса. Она должна была стать наказанием человечества, чтобы сбалансировать их вновь обретенную силу огня, непосредственно следуя мифу о Титане Прометее.

Впервые записанный в « Теогонии » поэта Гесиода, миф о Пандоре не получил развития до его другого сборника « Труды и дни ». В последнем озорной бог Гермес сыграл большую роль в развитии Пандоры, поскольку другие олимпийские боги дали ей другие «дары».

История Пандоры в значительной степени рассматривается историками как божественный ответ древних греков на то, почему в мире существует зло.

Культ Гефеста

Культ Гефеста изначально возник на греческом острове Лемнос. На северном берегу острова древняя столица была посвящена богу по имени Гефестия . Рядом с этой когда-то процветающей столицей находился центр сбора лечебной глины, известной как лемнийская земля.

Греки часто использовали лечебную глину для лечения травм. Случилось так, что именно эта глина, как говорили, обладала великими целебными свойствами, большая часть которых была приписана благословению самого Гефеста. Terra Lemnia , как известно, излечивает безумие и излечивает раны, нанесенные водяной змеей, или любые раны, которые сильно кровоточат.

Храм Гефеста в Афинах

Будучи богом-покровителем различных ремесленников наряду с Афиной, неудивительно, что Гефест построил храм в Афинах. На самом деле, у них больше истории, чем просто две стороны одной медали.

В одном из мифов богиня-покровительница города Афина была помолвлена ​​с Гефестом. Она обманула его и исчезла с брачного ложа, в результате чего Гефест случайно оплодотворил Гею Эрихтонием, будущим королем Афин. Родившись, Афина принимает Эрихтония как своего собственного, и обман сохраняет ее личность как девственной богини.

Два бога также были связаны с Прометеем: еще одно божественное существо, связанное с огнем, и центральный персонаж трагической пьесы Прикованный Прометей . У самого Прометея не было популярного культа, но иногда ему поклонялись вместе с Афиной и Гефестом во время избранных афинских ритуалов.

Как зовут Гафеста в римской мифологии?

Боги римского пантеона часто напрямую связаны с греческими богами, при этом многие их ключевые черты остаются нетронутыми. Находясь в Риме, Гефест был адаптирован как Вулкан.

Особый культ Гефеста, вероятно, распространился на Римскую империю во время их греческой экспансии около 146 г. до н.э., хотя поклонение богу огня, известному как Вулкан, восходит к 8 веку до н.э.

Гефест в искусстве

Искусство предоставило зрителям со всего мира возможность заглянуть в личности неосязаемых существ. От классической литературы до статуй, сделанных современными руками, Гефест — один из самых узнаваемых греческих богов.

На изображениях Гефест обычно предстает толстым бородатым мужчиной с темными локонами, спрятанными под войлочной pileus шапкой, которую носили ремесленники в Древней Греции. Следует добавить, что, хотя он показан мускулистым, глубина его физической недееспособности зависит от художника, о котором идет речь. Иногда Гефеста можно увидеть с горбом или тростью, но наиболее известные работы показывают, что бог огня работает над своим последним проектом с кузнечными клещами в руке.

По сравнению с другими богами-мужчинами, Гефест заметно ниже ростом и с неухоженной бородой.

Отсылая к греческому искусству архаического (650 г. до н. э. – 480 г. до н. э.) и эллинистического периодов (507 г. до н. э. – 323 г. до н. э.), Гефест часто появляется на вазах, изображающих процессию, возвестившую о его первом возвращении на гору Олимп. Работы других периодов больше сосредоточены на роли бога в кузнице, подчеркивая его преданность своему ремеслу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *