Где родился лермонтов: Краткая биография Лермонтова, самое главное и краткое содержание жизни Михаила Юрьевича для всех классов

Лермонтов Михаил Юрьевич (краткая биография). Усадьба Тарханы

Главное

Детские годы великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова прошли в усадьбе его бабушки, Елизаветы Арсеньевой, урожденной Столыпиной, — Тарханы . Сейчас на территории усадьбы работает Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы». Этот уникальный по масштабам мемориал лермонтовского наследия – в его фондах насчитывается около 29 тысяч единиц хранения. Усадьба расположена в селе Лермонтово, ранее называвшемся Тарханы. Неподалеку похоронены поэт, его мать и бабушка.

История

Село Тарханы (ранее Никольское или Яковлевское) принадлежало бабушке поэта, Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Оно перешло ее семье в конце 18 века. Его населяли выходцы с Севера, державшиеся старинных обычаев, северно-великорусского языка. Именно здесь впервые Лермонтов услышит язык, в подражание которому будет написана поэма о купце Калашникове. Зимой 1814-1815 года к матери приехала юная Мария Михайловна с супругом Юрием Петровичем Лермонтовым и маленьким сыном Мишей.

Мария любила играть на фортепьяно, держа на коленях ребенка. Она отличалась слабым здоровьем и была несчастлива в браке, и умерла от чахотки в 21 год, когда сыну ее было 2 с половиной года. Юрий Лермонтов вскоре покинул Тарханы, а бабушка добилась уговора самой воспитывать Мишу, пока ему не исполнится 16 лет. Детство маленького Лермонтова – это катание с горок, ряженые на святках, игры, хождения в лес. В 6 лет он начал учиться вместе с двоюродным братом, жившим по соседству. Болезненный ребенок, Михаил любил рисовать, сочинять, но не уклонялся от игр в войну, особенно радуясь возможности научиться ездить верхом. В Тарханах имелась прекрасная библиотека, и Лермонтов овладел не только английским, немецким и французским языкам, но и хорошо изучил европейскую культуру и литературу. В пятнадцать лет бабушка увезла внука в Москву, чтобы заняться его образованием всерьез и подготовить ко взрослой жизни. Еще дважды он возвращался в Тарханы, которым потом посвятил лирические строки: И вижу я себя ребенком, и кругом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей; Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится — и встают Вдали туманы над полями.
После смерти и погребения поэта в Пятигорске Елизавета Алексеевна добилась от императора захоронить его тело на родине. 27 марта 1842 года слуги увезли прах Лермонтова в семейный склеп в Тарханах.

Состояние

С 1939 года усадьба Тарханы – государственный музей-заповедник федерального значения. Здесь собрана уникальная коллекция наследия Лермонтова. Хранятся здесь его личные вещи, картина, риснука, фамильные ценности. В Тарханах представлено богатейшее собрание редких артефактов помещичьего быта 18- 19 века – от мебели и посуды до произведений искусства и старинных изданий книг русских и зарубежных авторов, вдохновлявших поэта.

Помимо этого, усадьба является памятником садово-паркового искусства – тут можно увидеть парки с аллеями и каскадами прудов, фруктовые сады, рощи и ландшафты, сохранившиеся почти нетронутыми с лермонтовских времен.

С самого открытия музей стал является крупнейшим в стране исследовательским и просветительским центром для всех, изучающих жизнь и творчество Лермонтова. Уникальный музей-заповедник ежегодно посещают более 180 человек.

Впечатления

Музей-заповедник “Тарханы” в Пензенской области бережно хранит дух именно той, лермонтовской, эпохи. Попадая сюда, чувствуешь живую атмосферу детства поэта. Прекрасно сохранившийся барский дом, где кропотливо восстановлен быт семьи Лермонтова, сохранены его вещи, книги, фотографии, церковь Марии Египетской, церковь Михаила Архангела могила Михаила Юрьевича, уютный парк и живописные пруды — все они насыщены памятью о поэте и олицетворяют место, где его душа “прекрасного искала”. Сельская дворянская усадьба XVIII — XIX веков — прекрасное место для созерцания в любое время года.

В начале июля В Тарханах проходит Всероссийский Лермонтовский праздник. Приезжают известные актеры и музыканты, выступают оркестры, клубы исторических реконструкторов, проходят мастер-классы и, конечно, читают стихи. В эти дни организуются специальные автобусные маршруты от Пензы до Тархан.

Пензенская областная библиотека имени М.Ю. Лермонтова — первая в мире библиотека, носящая имя М.Ю. Лермонтова. Она открыта в октябре 1892 года в Пензе по инициативе местной интеллигенции, поддержанной властью. Покровителем библиотеки был великий князь К.К. Романов, известный как поэт, писавший под псевдонимом К.Р. Читателями дореволюционной Лермонтовки являлись режиссер В.Э. Мейерхольд, художник К.А. Савицкий и писатель А.Т. Малышкин. Библиотека часто переезжала. Только в 1927 году у нее появилось собственное здание, которое начали строить в 1911 году. Сегодня это исторический корпус библиотеки. В 2012 году у библиотеки появился новый корпус — современное 12-этажное здание. В 2013 году в нем прошел Всероссийский библиотечный конгресс — XVIII конференция Российской библиотечной ассоциации. В библиотеке имеется именной Лермонтовский зал, Лермонтовская коллекция книг, включающая издания сочинений М.Ю. Лермонтова и работ о нем. Библиотека сотрудничает с Государственным Лермонтовским музеем-заповедником «Тарханы», в библиотеке проходят выставки музея.

В Зале А.И. Солженицына для посетителей библиотеки раскрывается связь творчества М.Ю. Лермонтова и А.И. Солженицына, влияние Лермонтова на Солженицына. На сайте библиотеки представлен электронный ресурс «Пензенская Лермонтовиана», где собраны публикации о М.Ю. Лермонтове второй половины XIX- начала XX в., опубликованные в пензенских изданиях и на Пензенской земле.

 

{{objectCandidate.short_description}}

Привязан к брендам:

  • {{brand.name}}

 

Адрес: {{objectCandidate. address ? objectCandidate.address : ‘нет’}}

Автор описания:

{{objectCandidate.author}}

Сайт:

{{objectCandidate.site}}

Координаты:

{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}}

Объекты

{{object. name}}

Комментарии для сайта Cackle

200 лет назад родился Михаил Юрьевич Лермонтов — EA Culture

3 009 views

admin Даты

Студент Московского университета, учившийся на двух факультетах – нравственно-политическом и словесном, – затем гусар лейб-гвардеец, воевавший на Кавказе и погибший на офицерской дуэли.

15 октября 1814 года в Москве родился русский поэт, прозаик и драматург Михаил Юрьевич Лермонтов, который стоит вторым вслед за Пушкиным в канонической истории русской литературной классики.

Петр Ефимович Заболотский (1803–1866). Портрет Михаила Юрьевича Лермонтова в ментике Лейб-гвардии гусарского полка. 1837. Картон, масло. 36 х 28,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Портрет выполнен П.Е. Заболотским, учителем живописи Лермонтова, по заказу Е.А. Арсеньевой.

Студент Московского университета, учившийся на двух факультетах – нравственно-политическом и словесном, – затем гусар лейб-гвардеец, воевавший на Кавказе и погибший на офицерской дуэли, Михаил Лермонтов вошел не только в историю русской литературы, но и в народное сознание. Почти каждый россиянин в детстве видел историю Бородинского сражения глазами лермонтовского «дяди», а многие стихи красавца-гусара стали народными песнями.

Вслед за Пушкиным, Лермонтов пробовал перо в разных жанрах, то подражая Байрону и перелагая по-русски стихи немецких романтиков, то осознавая свой особенный путь, «не Байрона, а другого избранника», «гонимого миром странника, но только с русскою душой», то посвящая себя восточным романтическим поэмам. Им достигнуты вершины и в лирических стихах, и в мистических поэмах, и в романе, и в драматургии. Три величайших произведения Лермонтова – поэма «Демон», драма «Маскарад» и роман «Герой нашего времени» – принадлежат трем разным жанрам, и тем, кто знакомится с его творчеством, трудно поверить, что эти такие разные шедевры написаны одним человеком, прожившим неполных 27 лет.

Еще одна важная особенность творчества Лермонтова, определяющая его особое место в русской литературе и в то же время повлиявшая на дальнейшее ее развитие, – это естественное сочетание гражданских, философских и личных мотивов в его творчестве, что делает произведения Лермонтова особенно притягательными и убедительными.

Обложка первого издания романа «Герой нашего времени» (Санкт-Петербург, 1840) и шмуцтитул с дарственной надписью автора кн. О.С. Одоевской. В надписи Лермонтов шутливо называет себя «Героем нашего времени».

Готовившееся в 1914 году празднование 100-летия со дня рождения Лермонтова должно было стать важнейшим событием в российской общественной и культурной жизни той поры, но его сорвала начавшаяся мировая война.

В 1964-м в СССР широко отметили 150-летний юбилей поэта, к которому были изданы монографии и сборники статей, проведены конференции и чтения во многих городах страны. Так случилось, что именно эти юбилейные мероприятия стали едва ли не последней попыткой диалога между властью и творческой интеллигенцией, шанс на который открыла Оттепель. Буквально накануне лермонтовского юбилея был смещен со своих должностей Никита Хрущев и к власти пришел Леонид Брежнев.

В 2014 году юбилей Лермонтова отмечается, в основном, в рамках официальной науки, хотя при этом проводятся мероприятия во многих школах и районных библиотеках.

Обложка первого английского издания романа «Герой нашего времени» (Лондон, 1854)

Журнал EACulture начинает цикл юбилейных публикаций в рамках специального проекта «Лермонтов». Каждую среду читайте статьи и заметки, посвященные творчеству Лермонтова, под рубрикой «Публикации».

А в качестве пролога предлагаем вспомнить статью «Две картины: Наполеон Давида и Наполеон Делароша», в которой цитируется стихотворение Лермонтова «Воздушный карабль» в общеевропейском контексте формирования наполеоновского мифа в XIX веке.

 

Михаил Юрьевич Лермонтов | Encyclopedia.com

gale

просмотров обновлено 23 мая 2018

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) русский поэт и прозаик. Бесстрашный, порывистый и страстный, он был воплощением русского романтизма.

Вклад Михаила Лермонтова в русскую литературу замечателен, учитывая его короткую жизнь. Впитав в себя романтизм своих европейских предшественников и современников и в своем зрелом творчестве, дисциплинируя его реализмом и сдержанным языком, он обуздывает ранние романтические порывы и язык, не теряя колорита и личного лиризма, которые первоначально вдохновляли его произведения. Антон Чехов сказал: «Я не знаю языка лучше, чем язык Лермонтова», и рекомендовал его как образец для молодых писателей.

Лермонтов родился в Москве 2/3 октября 1814 года. Его мать умерла, когда ему было 3 года, и его бабушка и отец боролись за контроль над ребенком. В конце концов бабушка победила, но не раньше, чем на мальчике были нанесены эмоциональные шрамы. У него было слабое здоровье, поэтому бабушка несколько раз брала его с собой на Кавказ, в регион, который оставил у него сильные, нежные впечатления.

Получив блестящее среднее образование, Лермонтов в 1830 году поступил в Московский университет, где многим однокашникам, среди которых Виссарион Белинский, Александр Герцен, Константин Аксаков, Николай Станкевич, суждено было стать, как и ему, известными литераторами. Лермонтов плохо ладил со своими сокурсниками и по натуре держался в стороне. В июне 1832 г. он вышел и поступил в элитное гвардейское училище в Петербурге.

Ранний период (до 1832 г.)

К лету 1832 г. Лермонтов написал более 300 лирических стихотворений, 3 пьесы и несколько поэм, многие из которых остались незаконченными. Романтические экстравагантности и темы преданной любви, инцеста и убийства характеризуют повествовательные стихи, например, «Корсар» (1828 г.) и «Две одалиски» (1830 г.). Во многих ранних работах отмечены отмеченные влияние лорда Байрона, хотя среди прочих заметно влияние Фридриха фон Шиллера и Виктора Гюго. Драмы, такие как Испанцы и Странный человек, обычно имеют тему чувствительного юноши и трагических обстоятельств, вытекающих из этой чувствительности. Многие ранние стихи незрелы и экстравагантны, но некоторые из них замечательно хороши, например, «Ангел» (1831 г.), произведение-антология.

Средний период (1832-1837)

Служа в гусарах на легкой службе, Лермонтов преследовал светские удовольствия Петербурга, написав 4 поэмы, 2 драмы ( Маскарад и два брата ) и менее 30 текстов песен. Из повествовательных стихов Демон был самым важным. Лермонтов работал над ним с 1829 по 1841 год, сделав не менее восьми правок, пять к 1834 году. Тема представляет собой вариацию традиционного «падшего ангела».

В этот период Лермонтов впервые попробовал прозу в Вадим и княгиня Лиговская, вероятно потому, что жанр был на подъеме. Вадим, , написанный между 1832 и 1834 годами, имеет корни в банальностях готической сказки и романтических темах. Действие рассказа происходит на фоне пугачевского бунта 1773-1774 годов, а его тема — безответная любовь. Важнейшее прозаическое произведение, неоконченная социальная повесть Княгиня Лиговская, представляет собой ранний набросок Печорина, героя Герой нашего времени, , хотя стиль временами витиеват, а структура повествования ошибочна.

В 1837 году Александр Пушкин был убит на дуэли, и Лермонтов, безмерно им восхищавшийся, написал надгробную речь, порицающую окружающих престол. Его арестовали, посадили, а затем на год сослали на военную службу на Кавказ.

Последние годы (1837-1841)

Практически все, что Лермонтов написал в эти годы, было на высоком уровне. В то время как более ранние стихи отражали его непосредственный личный интерес, эти более поздние стихи (менее 70 текстов) посвящены правде, свободе, честности и достоинству. Многие, исполненные презрения и презрения к обществу, касаются конфликта между поэтом и толпой. Он также закончил пять повествовательных стихотворений и начал два других, лучшим из которых было 9.0024 Беглец, Мцыри, и окончательная версия Демон.

Герой нашего времени (1840 г.), первый русский психологический роман и великолепный образец русской прозы, вызвал массу критических замечаний. Влиятельный критик Виссарион Белинский высказался в одобрительном тоне, но многие критики сочли это искажением действительности. Произведение состоит из пяти рассказов, рассказывающих о приключениях Григория Печорина с разных сторон; последние три истории рассказываются в форме журнала. Место действия — Кавказ, а темы — похищение Печориным местной принцессы, встреча с контрабандистами в черноморском порту Тамань, романтическое соперничество между Печориным и другим офицером за расположение княжны Марии и эксперимент, проведенный друга Печорина, чтобы доказать законность предопределения. Пять частей упорядочены, чтобы постепенно дать более близкое и полное представление о Печорине, но порядок скорее психологический, чем хронологический, со всеми элементами истории, подчиненными этому психологическому портрету. Печорин страдает от скуки, маловерия и общего душевного иссушения. Это ярко нарисованный персонаж, триумф русской литературы.

В эти годы Лермонтова неоднократно ссылал на Кавказ царь Николай I, крайне недовольный его лихой непочтительностью. Лермонтова назначили в первые ряды, где его жизни угрожала большая опасность. Лермонтов весело выполнял приказы, отличаясь отвагой. Замыслу царя не суждено было осуществиться; другая судьба ждала Лермонтова. В Пятигорске Лермонтов спровоцировал Н. С. Мартынова, бывшего однокашника, а затем майора в отставке, на дуэль своей беспощадной сатирой на мартыновскую жеманность кавказской одежды и манер. На дуэли, состоявшейся 15 июля 1841 года, Мартынов первым выстрелом убил Лермонтова.

Дополнительная литература

Сбалансированный и интеллектуальный обзор работ Лермонтова и некоторые биографические сведения можно найти в John Mersereau, Михаил Лермонтов (1962), и в длинном введении к Михаил Лермонтов, в переводе C. E. L’Ami и Александра Великотный (1967). Для общего историко-литературного фона рекомендуется Кн. Д. С. Мирский, История русской литературы (2 тома, 1927 г.), которая доступна в сокращенной форме в одном томе под редакцией Фрэнсиса Дж. Уитфилда (1958).

Дополнительные источники

Kelly, Laurence, Lermontov: трагедия в Caucasus, Нью -Йорк: G. Braziller, 1978, 1977. □

Российский поэт Михаил Лермонтовой праздновал

  • 4988 888 888 888 888 888 888 888 888 888 888 888 888 888 888 888 888 888 888 888 888 888 888 888 888 888 888 888 888 888 888 888 888 888 888 888 888 8888 2014

Источник изображения, Other

Image caption,

Лермонтов широко известен как один из лучших поэтов России

Вилли Джонстон

BBC Scotland

Он считается вторым по значимости поэтом России. В этом месяце ему исполнилось 200 лет.

Можно было бы ожидать, что двухсотлетие Михаила Лермонтова будет отмечаться на его Родине.

Но почему сегодня в Эрлстоне в Бордерс должна быть открыта его статуя или в Моффате должна проходить конференция выходного дня, посвященная его жизни и творчеству?

Причина родовая.

Лермонтов, родившийся в Москве в октябре 1814 года, был потомком шотландского наемника XVII века по имени Джордж Лермонт.

Алан Томпсон, который организует Лермонтовскую конференцию в эти выходные в Моффате, объяснил предысторию.

«Джордж Лермонт был «не полностью занятым» военным, который решил попытать счастья на востоке Европы», — сказал он.

«Он был завербован русскими и провел несколько успешных кампаний на юге России.

«Он сражался на Кавказе и был награжден комиссионными, поместьями и всякими вещами за свои успехи на поле боя.»

Он сменил имя на Юрий Лермонтов и основал русскую династию, в которой почти 200 лет спустя родился Михаил.

Лермонтов гордился своим шотландским происхождением настолько, что заявлял о нем вплоть до лэрда 13-го века Томаса Лермонта из Эрлстона — легендарного барда и пророка, прославленного сэром Вальтером Скоттом и другими как Томас Рифмующий.

Эта связь могла быть вымышленной, но писатель и критик Стюарт Келли говорит, что большая часть работ Лермонтова явно находилась под ее влиянием.

«Он был одержим произведениями Оссиана, одно из его стихотворений о воображаемом посещении могилы Оссиана», — сказал он.

Дуэль на пистолетах

Он также сказал, что его роман «Герой нашего времени» многим обязан сэру Вальтеру Скотту.

Сочинения Лермонтова произвели впечатление в очень раннем возрасте — и это так же хорошо, как он трагически погиб в пистолетной дуэли с сослуживцем незадолго до своего 27-летия.

По иронии судьбы, такая же смерть постигла — пятью годами ранее — великого Александра Пушкина, с которым сравнивается Лермонтов.

Писатель и историк Евгений Водоласкин из Института русской литературы в Санкт-Петербурге сказал, что они оба высоко ценятся на родине.

«Он занимает очень высокое положение», сказал он.

«Первое место — Пушкин, а второе место — Лермонтов».

Он утверждал, что если бы Лермонтов прожил дольше, он мог бы создать произведения, даже превосходящие Пушкина.

В их творчестве и ранней смерти можно провести четкие параллели между Лермонтовым и великим шотландским поэтом-романтиком Робертом Бернсом.

Однако г-н Келли указал и на различия.

«Нужно помнить, что Лермонтов имеет более военное происхождение, в некотором роде более аристократическое происхождение», — сказал он.

«Он умирает на дуэли, он не умирает от туберкулёза или какой-либо другой теории о смерти Бернса.

«Я не думаю, что вы на самом деле видите тот эгалитаризм, который вы видите в Бернсе. »

Для господина Водоласкина между ними могла быть какая-то связь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *