Альбрехт Дюрер — Немецкая гравюра
Дюрер родился в Нюрнберге 21 мая 1471 года. Он был третьим ребенком в семье известного нюрнбергского ювелира Альбрехта Дюрера Старшего. После окончания латинской школы в 1484 году тринадцатилетний мальчик начинает работать в мастерской отца в качестве подмастерья, где приобретает первые художественные навыки и учится ремеслу ювелира. В эти годы появляются его первые рисунки и возникает острое желание быть живописцем. С большим сожалением Дюрер Старший отпускает Альбрехта на три года в обучение к Михаэлю Вольгемуту – самому знаменитому нюрнбергскому живописцу, иллюстратору и граверу. В мастерской Вольгемута в 1486–1489 годах Альбрехт не только изучает живопись, но и узнает все особенности техники гравюры на дереве. Возможно, участвует в работе над иллюстрациями к «Всемирной хронике» Гартмана Шеделя.
В 1490 году, как было принято в то время, начинающий художник отправляется в странствие по немецким землям, посещает города Германии и Швейцарии. Засвидетельствовано его пребывание в Кольмаре, Базеле, Страсбурге. К этому периоду относится возникновение первой гравюры на дереве «Св. Иероним в келье». Предположительно, в Базеле участвует в создании иллюстраций к комедиям Теренция, к «Турнскому рыцарю», к «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта. Первый живописный автопортрет, созданный художником, датируется 1493 годом.
В 1494 году возвращается в Нюрнберг и женится на Агнесе Фрей – дочери друга отца. После женитьбы получает возможность открыть собственную мастерскую, но вскоре уезжает в Италию. Первое путешествие в Италию, через Клаузен (Кьюза) и Триент (Тренто), относится к 1494–1495 годам. По дороге в Италию создает серию пейзажных акварелей. Останавливается в Венеции, где знакомится с работами лучших итальянских живописцев – Андреа Мантенья, Антонио Поллайоло, Джованни Беллини. В 1495 году возвращается в Нюрнберг. С этого времени начинается самостоятельная деятельность художника как живописца и гравера.
В 1498 году выходит его серия гравюр на дереве «Апокалипсис». В ней отразились настроения, царившие в Германии накануне мощных религиозных и социальных потрясений. Совершенно новый образный язык, доходчивый и понятный широкому зрителю, приносит художнику известность как в Германии, так и в других странах. В конце 1490-х годов Дюрер обращается к технике гравюры на меди и становится первым мастером Германии, в творчестве которого обе техники (гравюра на дереве и гравюра на меди) будут существовать параллельно, дополняя друг друга. Основная тематика его ксилографий всегда связана с библейскими и евангельскими сюжетами. Занимаясь резцовой гравюрой, помимо религиозных сюжетов, Дюрер будет обращаться к современной и мифологической темам, решать художественные проблемы. С 1500 года он планомерно и тщательно изучает перспективу, пропорции человека и животных, конструирует построение фигур (резцовые гравюры на меди: «Немезида», «Адам и Ева», «Большой конь» и «Малый конь»). К этому времени относится начало работы над серией «Жизнь Марии».
В 1505–1507 годах Дюрер предпринимает второе путешествие в Италию. Важной целью этой поездки было желание отстоять свои авторские права, так как многие итальянские мастера не просто копировали гравюры Дюрера, но и ставили его монограмму на своих работах. Такова была уже в начале XVI столетия популярность гравюр художника. В 1507 году Дюрер возвращается в Нюрнберг. Он получает множество заказов на портреты, картины и большие алтарные композиции. К этому времени относятся первые рукописные наброски к теоретическим трудам.
Период 1500–10-х годов – самый плодотворный в творчестве художника. В 1507–1508 годах возникает серия «Страсти» (гравюры на меди), на 1511 год приходится второе издание «Апокалипсиса», издание серий «Жизнь Марии», «Большие страсти», «Малые страсти» (гравюры на дереве). В 1513–1514 годах Дюрер создает свои знаменитые «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Св. Иероним в келье» и «Меланхолия». С 1512 по 1519 год работает для императора Максимилиана (рисунки для «Триумфальной арки», «Триумфальной процессии» и для «Молитвенника» Максимилиана). К 1515–1518 годам относятся опыты художника в другой технике – он создает шесть офортов.
В 1520–1521 годах предпринимает поездку в Нидерланды через Бамберг, Франкфурт, Кёльн. Останавливается в Антверпене и Брюсселе, посещает Брюгге и Гент. Знакомится с произведениями нидерландских мастеров. Поездка имела большое значение для художника, так как после смерти императора Максимилиана Дюреру необходимо было получить подтверждение нового императора Карла V на сохранение привилегий, выданных ему еще Максимилианом. Дюрер присутствует на коронации Карла V в Аахене. Затем в Кёльне происходит его встреча с новым императором, в результате которой художник получает разрешение на дальнейшую выплату пенсии. Во время путешествия Дюрер ведет дневник, который позволяет подробно восстановить и маршрут поездки, и его встречи с известными людьми и художниками, и его знакомство с разными необычными и редкими предметами. В Нидерландах происходит его встреча с Эразмом Роттердамским. Однако во время этой поездки Дюрер заболевает неизвестной «удивительной болезнью» (возможно, малярией), от приступов которой страдает до конца жизни. Позднее это заболевание приводит к смерти художника.
В 1521 году он возвращается в Нюрнберг. В 1524–1526 годах создает серию портретов в гравюре на меди. Это изображения самых знаменитых немецких политических и религиозных деятелей, а также известных гуманистов. В эти годы, помимо занятий живописью и графикой, Дюрер работает над своими теоретическими трудами. В последние годы жизни художника были опубликованы его основные трактаты: «Руководство к измерению» и «Наставление к укреплению городов». В 1528 году посмертно изданы «Четыре книги о пропорциях».
Альбрехт Дюрер умер 6 апреля 1528 года.
Здесь был Дюрер – DW – 20.07.2021
Альбрехт Дюрер, автопортрет, 1500-й годФото: akg-images/picture-alliance
Культура
Ольга Солонарь
20 июля 2021 г.
Так называется выставка в Ахене, раскрывающая тайны великого мастера Ренессанса. На что он жил на самом деле? О чем писал в дневнике и как «выбивал» себе пенсию? Подробности — в статье DW.
https://p.dw.com/p/3whOF
Реклама
Известнейший немецкий художник эпохи Ренессанса Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer) родился в Нюрнберге в 1471 году и умер там же в 1528 году. За свою жизнь он совершил несколько крупных путешествий, побывав, в частности, в Венеции и в Нидерландах. Если поездка в Венецию преследовала цель приобщиться к искусству великих итальянских мастеров, то в Нидерланды Альбрехта Дюрера, тогда уже 49-летнего художника, известного далеко за пределами родного города, привели в первую очередь соображения финансового характера.
В 1519 году умер император Максимилиан I, покровительствовавший мастеру. Монарх назначил за несколько лет до своей смерти пожизненную пенсию художнику в размере 100 гульденов в год, которые ему выплачивали из городской казны Нюрнберга. Однако после смерти Максимилиана I городские власти отказались платить Дюреру его пенсию, сославшись на то, что им требуется подтверждение о правомочности выплаты от нового правителя, императора Карла V. Коронация Карла V состоялась в Ахене в октябре 1520 года, а незадолго до этого события Альбрехт Дюрер отправился в Нидерланды, чтобы при дворе Маргариты Австрийской, правительницы габсбургских Нидерландов и тети будущего императора, получить рекомендации, необходимые для продления пенсии.
«Голова моржа», 1521-й годВ ходе путешествия в Нидерланды Альбрехт Дюрер два раза побывал в немецком городе Ахене: в октябре 1520-го, по случаю коронации Карла V, и в июле 1521-го, возвращаясь в родной Нюрнберг. В Ахене, самом западном городе современной Германии, расположенном на границе с нынешними Голландией и Бельгией, два приезда великого художника 500-летней давности послужили поводом к тому, чтобы организовать выставку, посвященную Дюреру и его путешествию. На 2021 год приходится и другая значимая дата: 550-летие великого художника.
Дневник Дюрера — ценный источник информации
Экспозиция «Здесь был Дюрер. Поездка, ставшая легендой» («Dürer war hier. Eine Reise wird Legende») в музее Сюрмонда-Людвига (Suermondt-Ludwig-Museum) представляет собой прекрасную возможность познакомиться с творчеством великого Альбрехта Дюрера в контексте его путешествия и взаимодействия с художниками и мыслителями начала Нового времени в Европе. Экспозицию поделили на три части: первый раздел повествует о самом путешествии, второй концентрируется на созданных во время поездки и пребывания в Нидерландах работах, а третий посвящен тому, как искусство Дюрера воспринималось и копировалось другими художниками. На выставке представлены 190 экспонатов: из них половина — работы различных мастеров, связанные с тематикой экспозиции, а другая половина — картины, гравюры и рисунки самого Дюрера, а также отдельные листки из его дневника.
Именно благодаря дневнику художника известно многое о его путешествии 1520-1521 годов. Записки представляют собой сочетание расчетной книги и путевых заметок и являются примечательнейшим документом — одним из первых сохранившихся дневников, повествующих о путешествиях художников. Правда, сохранился не оригинал заметок Дюрера, а лишь их копия, выполненная примерно в 1550 году.
«Святой Иероним», 1521-й годИз дневника мастера следует не только то, где побывал и что увидел их автор, но и тот факт, что Дюрер нередко рассчитывался за различные услуги своими работами, зачастую это были портреты. Очевидно, такого рода сделки были необходимы. Ведь поездка, в которую художник отправился с женой и служанкой, стоила немалых денег. Только ежемесячная квартплата обходилась в 11 гульденов. Если сравнить эту сумму с величиной ежегодной пожизненной пенсии в 100 гульденов, становится очевидным размах затрат, ожидавших художника в поездке.
Дюрер: портреты, рисунки животных, дизайн
Большинство портретов, представленных на выставке, — это рисунки, выполненные серебряным карандашом, пером, кистью или углем. Действительно, пребывая в Нидерландах, Дюрер, будучи вдали от своей мастерской и подмастерьев, концентрировался на рисунках, причем рисунках такого высокого художественного качества, что они не казались лишь зарисовками, подготовкой к выполненным краской полотнам, а представляли собой самостоятельные, законченные художественные произведения.
Кого только не увидишь на портретах! И торговых представителей и дипломатов в Нидерландах, и португальцев-колонизаторов, и богатых итальянских купцов, и многочисленных знакомых и коллег-художника, габсбургскую знать при дворе Маргариты Австрийской и Карла V, а также мрачного деспота, датского короля Кристиана II, и гуманиста Эразма Роттердамского. А на одном портрете — темнокожая девушка, двадцатилетняя Катарина. Этот с особой нежностью выполненный рисунок представляет собой первый известный в европейском искусстве портрет (именно портрет, а не типизированное изображение) африканки.
«Портрет 20-летней Катарины», 1521-й годВ 1520-1521 годы искусство Дюрера как рисовальщика достигает своего зенита. Но это не означает, что он не пишет картин. Одна из них — «Святой Иероним» 1521 года — представляет собой наиболее часто копируемое произведение Дюрера, демонстрирует, на какие высоты изобразительного искусства способен художник даже вдали от своей мастерской. Фигура Святого Иеронима привлекала интерес художника всю жизнь. В полотне, созданном в Антверпене, Альбрехт Дюрер порвал с традициями позднего Средневековья и разработал новый подход к иконографии святого, опираясь на учения гуманизма. А моделью для картины стал 93-летний житель Антверпена.
Известен интерес Дюрера к изображению животных. На выставке в Ахене можно увидеть два интереснейших рисунка: голову моржа и лежащую собаку. Где художник мог видеть моржа? Вероятно, он рисовал животное не с натуры, а с другой картины, которую увидел в ратуше Страсбурга по пути в Нюрнберг. А вот рисунок собаки, выполненный серебряным карандашом, был сделан, очевидно, в Ахене.
«Портрет мужчины», 1521-й годАльбрехт Дюрер, как убедительно показывает экспозиция, был мастером не только живописи и рисунка, но и дизайна. Например, он спроектировал дом лейб-медика Маргариты Австрийской, а также сделал эскизы маскарадных масок, украшений, рукояток кинжалов и печатей для ювелиров и даже одного дамского тюрбана…
Во время поездки в Нидерланды случилось еще одно значимое событие для Дюрера: он заболел — как предполагается, заразился малярией. Возможно (такова одна из теорий), что эта болезнь, которая не отпускала его долгие годы, и стала причиной смерти художника незадолго до его 57-летия.
Смотрите также:
Написать в редакцию
Реклама
Пропустить раздел Еще по темеЕще по теме
Показать еще
Пропустить раздел Топ-тема1 стр. из 2
Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницу
Художник Альбрехт Дюрер, 1471 г.р., чемпион крестьянского сословия – Народный мир
Альбрехт Дюрер и одно из его крупнейших произведений «Пушка», 1518 г.
Альбрехт Дюрер родился 550 лет назад, 21 мая 1471 г. , в эпоху Возрождения, время потрясений, которое звучало в начале Нового времени. С улучшением методов производства промышленность и торговля быстро росли, принося с собой больше денег и укрепление нового среднего класса. Развивалась современная наука, унаследованные истины были поставлены под сомнение, и трудящиеся стали оспаривать отведенное им место в социальной, политической и религиозной иерархии. Это было время, среди прочего, когда крестьяне восстали и потребовали, чтобы с ними обращались как с равными.
Реформация в Германии была выражением этих социальных изменений в начале 16 века. Поднимающаяся буржуазия в странах к северу от Альп, особенно в Германии, чувствовала необходимость порвать с папством. Оппозиционные силы еще не обладали экономической и политической мощью, которая позволила бы им подчинить папство своим интересам, как в Италии. Движение Реформации началось с Джона Уиклифа в Англии, продолжилось Яном Гусом в Богемии и достигло кульминации в Германии. Его частью стала народная социальная оппозиция. Социальные силы под религиозной маской вели гуситские войны в Богемии.
В Германии вскоре стала очевидна дифференциация внутри сил, инициировавших Реформацию. Когда патриции из высшего среднего класса пришли к пониманию того, что Реформация означала полный разрыв с Римом и что в этом движении были элементы, стремившиеся выйти за пределы буржуазного классового общества, они вернулись в лоно папства.
Как описывает Энгельс в Крестьянская война в Германии , Лютер испугался, когда осознал социально-взрывной эффект, который его вызов римской иерархии произвел на крестьян, которые поняли это как законное стремление изменить свою судьбу. Однако богословская реформа Лютера не ставила под вопрос классовые противоречия.
Томас Мюнцер стал лидером народной оппозиции. Он возглавил Крестьянскую войну, бросившую вызов старому общественному строю, в то время как Лютер вместе с буржуазией выступил против революционного крестьянства, предотвратив объединение всех оппозиционных сил, тем самым отодвинув крупные социальные перемены на века. Крестьяне и их городские союзники-плебеи потерпели поражение; Мюнцер был заключен в тюрьму и обезглавлен.
Влияние рабочего класса на немецкое искусство периода Реформации часто недооценивается. Он сохранился в многочисленных гравюрах на дереве в брошюрах начала 16 века, но прежде всего во многих гравюрах Дюрера и его окружения. Влияние Дюрера можно увидеть в работах Грюневальда, Рименшнайдера, Йорга Ратгеба и многих других художников, и оно наполняет немецкое искусство периода Реформации навязчивой популярностью.
Гений Альбрехта Дюрера настолько доминировал в искусстве ранней буржуазной революции в Германии, что его назвали эпохой Дюрера. Он родился в Нюрнберге в семье ювелира, три года учился в мастерской Михаэля Вольгемута, провел четыре года подмастерьем в Базеле и Страсбурге, среди других мест, и, наконец, поселился в Нюрнберге. Дважды он переходил через Альпы в Италию, первый раз в 1495 г., второй раз в 1505-06 гг., каждый раз проводя длительное время в Венеции. Третье путешествие привело его к посещению Нидерландов в 1520–1521 годах, где он завел много важных знакомств.
Этот замечательный портрет, созданный во время путешествия в Нидерланды, основан на реальной встрече и не является плодом воображения Дюрера. Рисунок показывает большой интерес художника к людям, приехавшим в Европу из-за растущей международной торговли, в которую, конечно же, входила работорговля. Изображенная здесь женщина — Кэтрин, 20-летняя служанка португальского коммерческого агента Жоао Брандао, управлявшего португальской монополией на специи в Антверпене. Дюрер был его гостем, когда он путешествовал в Антверпен в 1521 году. Вполне вероятно, что Брандао приобрел эту африканскую женщину благодаря своим торговым связям. Ее имя говорит о том, что она обратилась в христианство.
Дюрера здесь явно интересует отдельная личность. Его глубокий гуманизм придает ее портрету то же достоинство, что и крестьянину, которого он изображает. Дюрер был первым немецким художником, который запечатлел самоуверенность крестьян, пробуждавшуюся с конца 15 века. Он был первым, кто изобразил крестьян как эстетических субъектов. Через Дюрера изображения крестьян появляются в революционных памфлетах того времени.
Дженни Фаррелл
Доктор Дженни Фаррелл преподает в Технологическом институте Мэйо в Голуэе, Ирландия. Ее основные интересы — ирландская и английская поэзия и творчество Уильяма Шекспира. Она заместитель главного редактора Culture Matters , а также пишет для Socialist Voice , газеты Коммунистической партии Ирландии.
Альбрехт Дюрер — Кураторы шедевров
Без Альбрехта Дюрера эстамп в том виде, в каком мы его знаем в истории искусства и в современном искусстве, не существовало бы. Узнайте больше об этом мастере-художнике из этого поста!Альбрехт Дюрер ( произношение ) родился в Нюрнберге, Германия, 21 мая 1471 года. Исполнитель.
В возрасте 13 лет Альбрехт стал первым художником, создавшим «автопортрет». Он использовал зеркало, когда работал, чтобы увидеть свое отражение и создать точную копию самого себя. Это изображение стало первым из четырех автопортретов, созданных Дюрером.
Автопортрет в 13 летКогда ему было 15 лет, он поступил в ученики к Майклу Вольгемуту, известному в то время художнику в его родном городе. Вольгемут специализировался на создании гравюр на дереве для гравюр, иллюстрирующих книги.
В 1494 году в возрасте 22 лет Альбрехт женился на Агнес Фрей. Скорее всего, это был брак по расчету без какой-либо эмоциональной привязанности, но в конце концов у них возникла взаимная привязанность друг к другу. К сожалению, у них никогда не было детей.
Вскоре после женитьбы Альбрехт отправился в свою первую поездку в Венецию, чтобы учиться у итальянских мастеров эпохи Возрождения. Там он впервые в жизни познакомился с некоторыми из величайших художников всех времен и смог узнать о классическом искусстве и изучить теории пропорций и перспективы.
В 1495 году Дюрер открыл собственную мастерскую в Нюрнберге, где он специализировался на изготовлении высококачественных гравюр с помощью своих инновационных технологий резьбы по дереву. Его работы показали сильное итальянское влияние.
С 1505 по 1507 год он посетил Венецию во второй раз, изучая теорию искусства, изучая новые техники гравюры и получая свежее вдохновение. Дюрер очень восхищался Леонардо да Винчи и был заинтригован его исследованиями человеческой фигуры. Он применил и адаптировал пропорции да Винчи к своим собственным рисункам, а позже опубликовал их вместе с другими идеями по теории искусства.
Узор из серии «Шесть узлов», 4Ксилографии Дюрера увидел император Священной Римской империи Максимилиан I, который стал его покровителем (тот, кто поддержал его финансово, чтобы он мог свободно творить) в 1512 году. Дюрер нарисовал его портрет, а также знаменитого гуманиста Эразма.
Портрет императора Максимилиана IАльбрехт Дюрер установил для себя высокие художественные стандарты и преуспевал во всех используемых им средствах — рисовании, живописи и полиграфии.