Где проходила русско японская война: Русско-японская война: не маленькая и не победоносная

Русско-японская война — История России в фотографиях

27 января (по старому стилю) 1904 года Япония разорвала дипломатические отношения с Россией и атаковала военные корабли, стоящие под Порт-Артуром.

Для России эта атака оказалось неожиданной. Генералы предполагали, что японский флот будет готов только к 1905 году, а по докладам военного министра, генерала Алексея Куропаткина, Япония сможет мобилизовать 360 тысяч человек, в то время как мобилизовано было около 600 тысяч.

Война проходила и на суше, и на море. Для командования Тихоокеанской эскадрой был вызван вице-адмирал Степан Макаров, но 31 марта 1904 года он погиб на эскадренном броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на минах.

Командование принял контр-адмирал Вильгельм Витгефт, который решил сосредоточиться не на борьбе за господство на море, а на обороне Порт-Артура и поддержке сухопутных сил.

На суше дела у русской армии складывались не лучше: большое количество поражений, неумелое командование армией и плохое снабжение привели к осаде Порт-Артура и его последующей сдаче.

Сибирский корпус. 1904 год. Автор: Сергей Корсаков.

За все время войны русская армия не нанесла ни единого поражения Японии ни на суше, ни на море. В России начались революционные восстания, а Япония была истощена войной.

Пластуны в дозоре. 1904 год. Неизвестный автор.

Медсестра у гроба поручика Коржинского. 1904 год. Автор: Сергей Корсаков.

Обед на посту. 1904–1905 годы. Автор: Сергей Орлов.

Группа музыкантов. 1904–1905 годы. Неизвестный автор.

Завтрак на привале у деревни Сяогинертунь. 1904 год. Автор: Сергей Корсаков.

Горно-разведочный разъезд под командой сотника фон Эксе. 1-я сотня 2-ого Верхнеудинского полка Забайкальского казачьего войска. 1904 год. Автор: Виктор Булла.

Общий вид поля боя. 1904–1905 годы. Неизвестный автор.

Офицеры Новочеркасского полка на плацу. 1904 год. Неизвестный автор.

Награждение пехоты медалями. 1904–1905 годы. Неизвестный автор.

Офицер и солдат у орудия. 1904–1905 годы. Автор: Сергей Орлов.

Врач делает операцию раненному в ногу солдату. 1904–1905 годы. Неизвестный автор.

8-дюймовая мортирная батарея на позиции в 900 шагах от неприятеля у деревни Сандепу. 1905 год. Автор: Виктор Булла.

В 1905 году в Портсмуте был подписан мирный договор, по которому Россия уступала Японии часть острова Сахалин и свободу действий в Корее, а также ограничивала военное присутствие на Дальнем Востоке.

Вы посмотрели выставку «Русско-японская война»
Вам понравилось?

20 Да 0 Нет

Спасибо!

Посмотреть еще раз

Русско-японская война

В конце XIX – начале XX века на фоне растущего влияния Японии, Российская Империя начала проводить активную экономическую политику и наращивать военные силы на Дальнем Востоке. Были заключены договоры с Китаем о постройке Китайско-Восточной железной дороги, аренде Ляодуснского полуострова и Порт-Артура в качестве военно-морской базы. Российская и Японская Империи понимали, что военного конфликта вряд ли получится избежать, поэтому обе страны стали активно модернизировать свои армии и флот.

Русско-японская война

Русско-японская война 1904–1905 годов стала результатом многолетнего военно-политического противостояния между Россией и императорской Японией. В 1868 году Япония объявила себя империей и выбрала курс на господство в Тихом океане. Колоссальные расходы на перевооружение армии и флота были связаны с планами территориальных захватов. В то время Дальний Восток был ареной открытых вооруженных колониальных конфликтов и закулисных интриг. Для Англии и США Россия виделась жертвой одной из них. Лидеры англосаксонского мира поощряли амбиции Японии на доминирование в регионе, щедро кредитовали её военные программы, предпринимали усилия, направленные на обострение противоречий между соседними государствами.

Во второй половине XIX столетия Россия осознала реальность военной угрозы своим завоеваниям на Дальнем Востоке. Кроме этого, было очевидно, что защитить восточные рубежи имевшимися на тот момент ресурсами было невозможно. Началась изнуряющая военно-политическая борьба, в которой фактор времени играл решающую роль. В этой схватке не годы, а месяцы и дни могли стоить самой победы. Что Россия могла противопоставить японской угрозе? Какую избрать тактику? Ответ нам дает история. Российская империя прокладывает железную дорогу на восток, по которой в урочный час перебросит войска и обеспечит защиту государства.

Россия стремилась максимально быстро соединить европейскую часть страны с портами на берегу Тихого океана. Темпы сооружения железной дороги были самыми высокими в мире. Витте подчеркивал, что магистраль строилась главным образом по соображениям военно-политическим. О срочности и оперативности говорит выбор маршрута. Он был транзитным, прошел мимо Томска и даже столицы Сибири — города Тобольска. Забайкальский участок был повернут на юг, в Маньчжурию. Навстречу началось строительство Китайско-Восточной железной дороги — кратчайшего пути, соединявшего Транссиб не только с Владивостоком, но и военно-морской базой Порт-Артур на Ляодунском полуострове.

Изображение: Строительство КВЖД.
Альбом видов Китайской восточной железной дороги. 1901 г. Российская национальная библиотека (РНБ)

Паромная переправа соединила подходившие с запада и востока к берегам Байкала железнодорожные пути на 5 лет ранее планового ввода в строй всей магистрали и обеспечила сквозное сообщение через всю страну до Порт-Артура и Владивостока.

Империи готовились к войне. В то время, когда в Ньюкасле судостроители закладывали ледокол «Байкал», на соседних верфях англичане строили военные корабли для императорского флота Японии. Война становилась вопросом ближайших лет. Противостояние отражалось на всех решениях правительства. В 1900 году Россия впервые и с размахом представила Транссибирскую магистраль на Всемирной выставке в Париже, оказывая давление на недругов России.

Броненосец «Yashima» сходит со стапеля, 1894 г. («Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и К», Великобритания)

Строительство парома-ледокола «Байкал» на верфи «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и К», 1896 г. Изображение: Tyne & Wear Archives & Museums

Спуск броненосного крейсера «Iwate» 29 марта 1900 года, построенного «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и К» для Японии

Несмотря на то, что Транссиб был практически построен, Япония все же решилась на агрессию. Нападение японских миноносцев на русскую эскадру в Порт-Артуре произошло ночью 27 января 1904 года, когда байкальские ледоколы были уже выведены из эксплуатации на зимний период (паром совершил свой последний рейс 14 января). По все видимости, перерыв в работе ледоколов Байкальской переправы был также учтен японцами. Россия столкнулась с хорошо подготовленным противником, который в начале войны существенно превосходил в живой силе и вооружении.

Японский флот. Изображение: «Летопись войны с Японией № 01»

Японская армия. Изображение: Library of Congress

Японская армия. Изображение: Library of Congress

Стратегическое положение на фронте складывалось не в пользу русской армии: требовались людские резервы, оружие, обмундирование и продовольствие.

Войска, отправляющиеся на фронт, 1904 г.

Строевой смотр, 1904 г.

Отправка войск на Дальний Восток. Иллюстрированное приложение к газете «Новое время» № 10001, 1904 г.

Отправка войск на Дальний Восток, 1904 г. Восточно-сибирские стрелки

Отправка войск на Дальний Восток. Иллюстрированное приложение к газете «Новое время» № 10001, 1904 г.

Разгрузка эшелона. Фотограф Булла В. К. 1904 г. ЦГАКФФД СПб

В Русско-японской войне портам Байкал и Танхой была отведена особая роль. Байкальская переправа была единственной связкой Транссиба, именно она определяла пропускную способность всей магистрали. Военно-стратегическое значение переправы было так велико, что англичане открыто советовали японцам вывести её из строя. В это тяжелое время весь груз ответственности приняли на себя железнодорожники, моряки, жители Иркутской губернии и Забайкалья.

Изображение: Передвижение войск через озеро Байкал. Фотограф Булла В. К. 1904 г. (ЦГАКФФД СПб)

Предвидя, что ледокол встанет с 14 января, руководство дороги уже 12 января организовало работу гужевой переправы. Непрерывным потоком через озеро отправлялись воинские части и вооружение для армии и флота. За световой день подразделения совершали многокилометровый марш через Байкал. Изображение: Переход через Байкал. Фотограф Булла В. К. 1904 г. ЦГАКФФД СПб

Воинские эшелоны передвигались по ледовой трассе, как правило, пешком, а снаряжение и личные вещи везли в санях. За период с 12 января по 1 марта 1904 г. походным порядком от станции Байкал до станции Танхой проследовало 12 297 человек запасных нижних чинов, 10 401 пехотинец, 3 200 артиллеристов. Изображение: Открытка, начало XX в.

Через каждые 6 вёрст на льду озера были построены тёплые бараки. На полпути была устроена станция Середина с хорошо оборудованным буфетом. На этой станции пассажиры и западного и восточного направлений останавливались на 1–2 часа для отдыха лошадей и получали горячую пищу. Изображение: Журнал «Нива», 1904 г.

Вдоль всего пути был подвешен телефонный провод. Аппараты находились на станциях Байкал, Середина и Танхой, а также во всех бараках, и о происшествиях на дороге и появлении трещин или заносов можно было немедленно сообщить по всей линии. Переправа войск по льду Байкала. 1904 г. Изображение: «Красный Крест в тылу армии в Японскую кампанию 1904–1905 гг.». П. фон-Кауфман. СПб, 1909.

Количество лошадей, предназначенных для перевозки, достигало 3 000 голов. Все подводы были снабжены тремя ярлыками с номерами: один прибивался к дуге, другой на спинку сидения, и третий висел на спине извозчика. Изображение: Зимняя переправа в санях (кошевах) через озеро Байкал. Фотограф Булла В. К. 1904 г. ЦГАКФФД СПб

Движение на ледовой гужевой дороге осуществлялось днём и ночью. Весь путь в ночное время освещался фонарями, расположенными на верстовых столбах. Станции Байкал и Танхой имели электрическое освещение, на станции Середина горели керосино-калильные фонари.

В начале поездки по озеру пассажирам выдавались тулупы и валенки, которые возвращались по прибытии на противоположный берег. Нижние воинские чины обеспечивались тёплой одеждой военным ведомством. Фотограф Булла В. К. 1904 г.

По ледовой трассе только за период с 12 января по 1 марта было перевезено на лошадях 7 899 пассажиров от станции Байкал до станции Танхой и 6 023 в обратном направлении; грузов в разгрузку — 1 702 вагона и 311 вагонов обратно. Фотограф Булла В. К. ( «Летопись войны с Японией, 1904 г.»)

9 марта 1904 г. на станцию Байкал прибыл главнокомандующий Маньчжурской армией А. Н. Куропаткин, следующий специальным поездом в Порт-Артур. От Байкала до Танхоя он переправлялся на лошадях по ледовой дороге. Изображение: журнал «Нива», 1904 г.

Железнодорожники предпринимали усилия для увеличения пропускной способности Транссиба. Наряду с уже работающим гужевым транзитом в лютый мороз был проложен рельсовый путь по льду озера для перекатки вагонов от станции Байкал до станции Танхой. Вагоны пустили на конной тяге.

Переправа войск по льду Байкала
Изображение: «Русско–Японская война на суши и на море». Вып. II. – СПб., 1904 г.

Прокладка рельсового пути по льду озера проходила в тяжёлых погодных условиях, морозы достигали 30°С. Главной трудностью были трещины, которые образуются на байкальском льду под действием разницы температур. Чаще всего они возникали моментально, и путь разрушался на расстоянии нескольких десятков метров. Ширина трещин под рельсовым путём доходила до полутора метров, а сила движения льда была настолько велика, что рельсы лопались, болты и скрепления разлетались в стороны. Казалось, что осуществить переправу вагонов через озеро невозможно. Однако смекалка и упорство инженеров-путейцев все же покорили природную стихию. Места, где трещины возникали наиболее часто, перекрывали накрест длинными, не скреплёнными между собой брусьями, поверх укладывали шпалы и рельсы. В случае движения льда эти крестообразно уложенные брусья сжимались или расширялись, предохраняя рельсовый путь от разрушения.

Министр путей сообщения М. И. Хилков прибыл на станцию Байкал утром 28 января 1904 года с супругой и сопровождавшими его работниками МПС и Забайкальской железной дороги. Ко времени приезда министра на льду озера было уложено уже более двух вёрст пути.

Рельсовый путь по льду озера был открыт 17 февраля 1904 года. К 9 часам утра на станцию Байкал прибыли М. И. Хилков с супругой и руководители Забайкальской железной дороги. После молебна княгиня А. Н. Хилкова перерезала белую атласную ленту, и первый вагон с припряжёнными к нему четырьмя лошадьми двинулся с места и покатился на станцию Танхой. Вслед за первым вагоном двинулись ещё десять. За ними на тройке в простой кошёвке поехал и сам министр. Он лично просмотрел весь путь следования вагонов от станции Байкал до станции Танхой.

Изображение: Журнал «Железнодорожное дело» № 22–23, 1904 г.

23 февраля произошел обширный надлом льда по линии рельсового пути на 10–25 версте. Путь был значительно повреждён, и 13 вагонов сошли с рельс. После восстановления дороги перекатка была продолжена, но трещина увеличивалась. Ко 2 марта она простиралась на расстоянии более 20 км вдоль пути, в некоторых местах проходя между рельсами. 5 марта железнодорожный путь был перенесён в сторону на 20–50 м от трещины на всём её протяжении.

Всего по рельсовому пути было передано на восточный берег более 2000 вагонов и 65 паровозов.

Источник: М. Е. Бархатов, В. В. Функе. История Русско-Японской войны, Спб., 1907–1909 гг. Изображение: Фотограф Булла В. К. 1904 г. ЦГАКФФД СПб

Перекатка через Байкал паровозов представляла особую проблему. Пущенный в качестве опыта небольшой 30-тонный паровоз провалился передними колесами под лед. Было решено разбирать их на две части.

Из доклада министра путей сообщения М. И. Хилкова императору Николаю II:
«С рамы паровоза снимался целиком весь котёл и ставился на две платформы. Рама же со своими ходовыми частями двигалась по рельсам отдельно. Таким образом вес каждой части паровоза был не более тысячи восьмисот пудов, и сборка его на том берегу была весьма несложна, ибо требовалось только поставить снова котёл на раму и укрепить развинченные болты. В этом виде первые 20 паровозов, перевезённые конной тягой, прибыли благополучно в Танхой утром 7 марта. После сего в течение 4-х дней было передано на восточный берег Байкала всего 65 паровозов».

Провалившийся паровоз

Перевозка паровоза по льду Байкала

Перевозка паровоза по льду Байкала

Ст. Баранчик. Паровоз перед спуском на лёд для переправы через озеро. Источник: «Красный Крест в тылу армии в Японскую кампанию 1904–1905 гг.». П. фон-Кауфман. СПб, 1909.

Перевозка рамы паровоза по льду Байкала. Источник: Железнодорожное дело №22-23 1904

Переправа паровоза через замёрзшее озеро Байĸал. Источник: ГИМ

Переправа паровоза через замёрзшее озеро Байĸал. Источник: ГИМ

Байкальская ледовая железнодорожная переправа в западной прессе

По личному распоряжению М. И. Хилкова 17 февраля 1904 года на станциях Байкал и Танхой были установлены аппараты беспроволочного телеграфа для оперативной связи при гужевых перевозках, перекатке вагонов и переправе войск на ледоколах. Это была первая радиостанция на железных дорогах России. Тогда же была заказана третья станция для ледокола «Байкал», однако последнюю станцию на судне не установили, и в 1905 году она была передана во временное пользование Института инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге.

Мачты беспроволочного телеграфа на ст. Байкал, 1904 г. Источник: ИОКМ

Система станций – Телефункен; скорость передачи – до 10 слов в минуту. Изображение: Радиостанция «Байкал», «Очерк развития радиотелеграфных сообщений в России и за границей», СПб, 1913 г.

Изображение: Радиостанция Института инженеров путей сообщения, «Очерк развития радиотелеграфных сообщений в России и за границей», СПб, 1913 г.

Прокладка рельсового пути по льду озера составляет одну из блестящих страниц истории Русско-японской войны. К лету 1905 года ценой титанических усилий пропускная способность магистрали была максимально увеличена. Воинские эшелоны преодолевали путь протяженностью 10000 километров за 40 дней. К этому времени Россия располагала на Дальнем Востоке миллионной армией, оснащенной всем необходимым.

С 22 апреля 1904 года вновь заработали суда переправы, помогая выполнению главной задачи — обеспечению непрерывного движения войск, военной техники и грузов на восток. При этом через озеро перевозились также гражданские грузы и пассажиры.

Изображение: фотограф Булла В. К., 1904 г. (ЦГАКФФД СПб)

«Байкал» за 1 рейс переправлял 2 полных войсковых эшелона, а в сутки — 5. Таким образом, Байкальская переправа была в состоянии обслуживать до 10 полных поездов в сутки, что превышало провозную способность Забайкальской железной дороги летом 1904 г. Изображение: ЦГАКФФД СПб

За один рейс «Байкал» перевозил 2000–2300 военнослужащих. Ещё до прибытия парома солдаты должны выстроиться. Сигналом к посадке был один продолжительный гудок парома.

600–800 человек размещались на нижней палубе между вагонами и 1400–1500 — на верхней. Были случаи, когда одновременно перевозили 3000 солдат.

Вспомогательный ледокол «Ангара» выполнял 1 рейс в сутки (груз 9–10 вагонов). Изображение: «Дневник Забайкальского казачьего офицера. Рус.-Яп. война 1904–1905 гг.», А. Квитко, 1908 г.

Орудия перевозились без разгрузки на платформах. Изображение: ЦГАКФФД СПб

В каждый свой рейс ледокол «Байкал» мог перевозить 25–28 гружёных вагонов или шесть паровозов. Изображение: ЦГАКФФД СПб

Нижние чины на палубе ледокола «Байкал». Изображение: «Летопись войны с Японией» № 34

Переправа воинского эшелона. Изображение: «Красный Крест в тылу армии в Японскую кампанию 1904–1905 гг.». П. фон-Кауфман. СПб, 1909

Начальственный состав на ледоĸоле «Байĸал». 1904-1905 гг. Изображение: ГИМ

Кроме обычных грузов, на пароме «Байкал» в 1904–1905 годах перевозили миноноски, подводные лодки и береговые орудия для укреплений Владивостока.

Подводная лодка «Налим» на железнодорожном транспортере для отправки на Дальний Восток, 1904 г.
Изображение: ЦВММ

Долгие годы в отечественной историографии Русско-японскую войну считали бесславно проигранной. Мировая и отечественная либеральная пресса всеми силами стремились создать впечатление полного поражения России. Вместе с тем, спустя всего лишь год наступательный напор Японии иссяк, проявили себя глубокие экономические и военные проблемы. Япония не ожидала, что противник сможет наладить эффективное и бесперебойное снабжение войск: за короткий срок вместо слабооборудованной Сибирской дороги образовалась и функционировала чётко отлаженная магистраль, соединяющая непрерывным рельсовым путём центр России с воюющей на востоке страны армией. Становилось ясно, что победить грозного русского соседа небольшому островному государству не под силу. Через американское посредничество Япония несколько раз предлагала русским мирный договор. Под давлением западной дипломатии и внутриполитических проблем Россия подписала его в Портсмуте осенью 1905 года.

Переговоры в Портсмуте. Слева направо: с русской стороны – Г. А. Плансон, К. Д. Набоков, С. Ю. Витте, Р. Р. Розен, И. Я. Коростовец; с японской стороны – Адати, Отиай, Комура, Такахира, Сато

Портсмутская Мирная Конференция. Прибытие русской делегации. Изображение: журнал «Нива», т. 74 1905

Общий снимок участников переговоров в Портсмуте. Изображение: Library of Congress

Русские послы Сергей Витте и барон Розен. Изображение: Library of Congress

С. Ю. Витте в Портсмуте. Изображение: Library of Congress

Русские и японские делегаты с представителями прессы. Изображение: Library of Congress

«Портсмутский мирный договор», 5 сентября 1905 года. Источник: Дипломатические архивы МИД Японии

Взвешенно оценивая результаты военной кампании, можно утверждать, что эта война была Россией не проиграна — она была остановлена. Её результаты, зафиксированные в мирном договоре, невозможно рассматривать как проигрыш. Ресурсов и возможностей для продолжения войны у России оставалось гораздо больше, чем у Японии. Русский флот был разгромлен, однако на континенте Россия сконцентрировала мощную группировку войск, и её командный состав выступал за продолжение боевых действий. Приняв вызов судьбы и вступив в сложную и неудобную для себя войну, Россия, тем не менее, смогла остановить агрессию Японии.

Значение и роль Транссиба и Байкальской паромной железнодорожной переправы в годы Русско-Японской войны трудно переоценить. Развернувшийся на Дальнем Востоке конфликт доказал верность выбранной военно-политической стратегии. Сконцентрировав все возможные ресурсы, Россия смогла построить дорогу на Восток и создать условия для ведения войны на удаленном театре боевых действий.

С 12 января по 10 июня 1904 года ледоколами было перевезено 24892 пассажира и 5649 вагонов груза. Гужевым транспортом — 26239 пассажиров, 5927 вагонов груза, 2270 почтовых троек.

Изображение: фотограф Булла В. К., 1904 г. (ЦГАКФФД СПб)

Вернуться к разделу «История»

Отголоски прошлого – Украина и русско-японская война (Российское вторжение в Украину №21)

Принимая во внимание украинско-российскую войну, комментаторы ищут сравнения с предыдущими конфликтами, которые помещают войну в исторический контекст и понимают, что может быть в будущем. Хотя нет идеальных исторических параллелей, ссылки на предыдущие конфликты дают систему отсчета, с которой можно смотреть на текущий конфликт.

Есть много событий и сражений, похожих на те, что происходят сейчас. Например, осаду и поголовное разрушение Мариуполя сравнивают с осадой Сталинграда и Сараево. Почти аварию на Запорожской АЭС сразу же начали сравнивать с аварией в Чернобыле. Битва за Киев может оказаться сопоставимой с разрушением Грозного российскими войсками во время Второй чеченской войны. Что касается войны, то, возможно, наиболее подходящим сравнением является относительно недавний конфликт, на который ссылаются очень немногие комментаторы. В летописи многочисленных бедствий России в 20

-й -й век, одним из самых забытых является начальный, их поражение в русско-японской войне (1904-05).

Дорога к катастрофе – дорога, вымощенная дурными намерениями
Точно так же, как Владимир Путин самонадеянно решил напасть на Украину, высокомерие сыграло решающую роль в том, что Россия начала войну с Японией в 1904 году. В то время европейцы выглядели свысока смотрят на японцев с едва завуалированной расовой снисходительностью. Считалось, что японцы не смогут сравниться с могущественной русской армией. Российское руководство полагало, что японцы проигрывают. Примерно такую ​​же позицию продемонстрировал Владимир Путин, приняв одностороннее решение о вторжении в Украину. Его использование термина «Специальная военная операция» звучало как местное дело, о котором его специальные силы позаботятся в течение нескольких дней. Называть украинское руководство наркозависимыми нацистами было откровенным абсурдом. Самодовольное высокомерие и бешеное обзывание не смогли заменить организованную кампанию. Все, что до сих пор досталось России за их беды, это десятки тысяч жертв, карательные санкции, которые нанесут непоправимый ущерб их экономике, и потеря престижа, которая продлится как минимум одно поколение, а может и больше. Теперь Путин знает, что чувствовал царь Николай II во время войны с Японией.

Российская империя вступила в войну с Японией в поисках порта с теплой водой. Крупнейший порт на востоке, Владивосток, часть года был замерз. Как ни странно, у русских уже была аренда Порт-Артура у Китая. Это оказалось для них недостаточно хорошим. Они стремились получить полный контроль над портом, а также над северо-восточным Китаем и частью Корейского полуострова. Японцы были готовы к компромиссу, но русские отвергли попытку договориться об урегулировании. Одно из основных различий между русско-японской войной и украинско-российской войной заключается в том, что японцы напали первыми, но русские никогда не должны были доводить дело до этого момента. После нападения у них не было другого выбора, кроме как ответить, поставив их в неприемлемое военное положение.

Внешнее влияние – мир путем переговоров
Хотя в первые 25 дней украинско-российской войны русские добились ограниченных успехов, особенно на юге, она обошлась чрезвычайно высокими потерями в людях и технике. Победы были редкостью. Попытка взять Киев застопорилась. Русские, похоже, не приближаются к своей самой важной цели. Призваны войска с Дальнего Востока, российские наемники из Африки, теперь разыскиваются сирийские боевики.

Сомнительно, что какая-либо из этих сил будет более успешной, чем их предшественники. ВВС России в 2022 году действуют примерно так же, как ВМФ России в 1904-05. До сих пор им не удалось установить превосходство в воздухе, несмотря на то, что они столкнулись с сильно уступающими в численности украинскими военно-воздушными силами.

ВВС России то ли не могут, то ли не хотят выводить из строя украинские системы ПВО. Несмотря на то, что должно быть подавляющее превосходство в людях, материалах и боеприпасах, российским военным неоднократно не удавалось добиться каких-либо заметных успехов. Спектакль нанес серьезный ущерб их репутации. То же самое произошло с Россией в их войне против Японии, пока не было достигнуто мирное урегулирование. Для завершения войны требовалось внешнее влияние. Соединенные Штаты помогли русским и японцам заключить мир, положивший конец войне в 1905. Японцы получили контроль над Корейским полуостровом и Порт-Артуром, русские относительно легко отделались тем, что им не пришлось платить контрибуцию Японии, которая чуть не обанкротилась войной.

Кроме того, россиян обвиняли в совершении массовых зверств над коренным китайским населением в Маньчжурии. Никто не был привлечен к ответственности за эти военные преступления. Общие потери составили более 170 000 человек. Это была первая крупная война 20   века и предвестник худшего. Хотя еще предстоит увидеть, чем закончится украинско-российская война, также почти наверняка, как и в 1905, Соединенные Штаты будут участвовать в переговорах. Хотя война может закончиться, ее последствия окажутся долгосрочными. Например, наиболее значительным итогом русско-японской войны стала русская революция 1905 года, восстание, спровоцированное поражением России. Это ослабило бы власть царя Николая II. То же самое может случиться с Владимиром Путиным в ближайшие месяцы или еще хуже.

Трансформационная война – The Грядущие последствия
Параллели между русско-японской войной, хотя и не идеальны, содержат жутковатые сходство с нынешним конфликтом на Украине. Это напоминание о том, что это Россия не в первый раз участвует в катастрофической войне против якобы меньший враг. Иногда история действительно повторяется. Что будет на этот раз другие непреднамеренные последствия. Каковы эти последствия будут никто не может сказать, но они обязательно будут преобразующими.

Китай и русско-японская война – Антикварный магазин мистера Чаррингтона

Несмотря на то, что Китай не принимал никакого официального участия в русско-японской войне, Китай был жизненно важным участником. Ее нейтралитет был, пожалуй, самым важным политическим и военным решением, принятым кем-либо во время конфликта.

Война велась на территории Китая, но уж точно не на ее условиях. Она оказалась посреди двух наций, стремящихся к победе по совершенно разным причинам: царю России Николаю II требовался военный триумф, чтобы возродить его падающую популярность. Напротив, император Мэйдзи в Японии сидел за счет развивающейся экономики и шанса утвердить японскую власть в Восточной Азии (см. http://wp.me/p3g0mz-1L для обсуждения капиталистического развития в Японии). Победа Японии, сокрушительная по любым меркам, была первым случаем, когда развивающаяся страна победила настоящую мировую державу в открытой войне: это был вдохновляющий подвиг для китайцев, и националистический дискурс значительно развился в годы после войны. .

История и чувства

Перед объявлением войны Китай оказался в сложном положении. Ей было нечего предложить ни Японии, ни России, поскольку у нее не было реальной военной и политической силы для участия. Несмотря на рост напряженности в 1903 году, Китай не смог выразить свою позицию в отношении надвигающегося конфликта. В конце концов, единодушно поощрялось, чтобы Китай оставался как можно более нейтральным по отношению к войне, но его позиция была под сомнением вплоть до победы Японии в 1919 г.05.

Неспособность русских уйти из Маньчжурии привела к тому, что Япония объявила войну в феврале 1904 года. За 15 месяцев конфликта русские ни разу не выиграли ни одного явного сражения. Они были оттеснены японцами из Порт-Артура на Ляодунском полуострове, отступив в Ляоян, а затем в Мукден. В марте 1905 года Япония победила Россию на суше, когда 400 000 японских солдат штурмовали Мукден, но конфликт еще предстояло решить на воде. Россия была окончательно повержена в битве при Цусимском проливе, сражавшейся в корейско-японском морях, когда флот адмирала Того перехватил последнюю попытку русских вернуть себе Порт-Артур, уничтожив русский флот и вынудив его сдаться.

Объявив о нейтралитете, Китай предупредил Россию и Японию, чтобы они не нарушали его земли в Маньчжурии. Однако, похоже, на них мало внимания обращали. В то время как русские, возможно, имели небольшое преимущество перед японцами в Маньчжурии, поскольку они уже оккупировали часть региона, отношение к двум группам незваных гостей было явно негативным. И русские, и японцы обращались с маньчжурскими китайцами сурово и жестоко. Хотя довольно часто можно было найти наемников, шпионивших в пользу той или иной стороны, ни Россия, ни Япония не проявляли милосердия к тем, кто переходил им дорогу.

Однако в городских центрах Китая развивалось понятие паназиатизма. Действия Японии были восприняты положительно, и общественность несколько повернулась к своим правителям из-за отсутствия у них поддержки. Студенты и другие мотивированные социальные группы восприняли цинский нейтралитет как проявление ошибочной приверженности маньчжуров Китаю в целом. Некоторые даже просили, чтобы им разрешили присоединиться к Имперской армии в качестве добровольцев, хотя официально это никогда не санкционировалось правительством Цин.

Послевоенный прогресс

Портсмутский мирный договор, подписанный в сентябре 1905 года, положил конец русско-японской войне, провозгласив Японию победителем, но разочаровал правительство Мэйдзи. Японцы чувствовали, что они не увидели плодов своей жертвы, сохранив торговые порты, но практически не контролируя большую часть земель, на которых они сражались. Для русских поражение лишь пагубно сказалось на положении царя, который будет бороться за власть вплоть до своего убийства в 19 г. 17.

Маньчжурские договоры между Китаем и Японией были достаточно выгодными для китайцев, которые не потеряли своего официального экономического влияния в Маньчжурии, хотя и согласились предоставить Японии автономию над многими прибрежными торговыми портами. Однако вскоре стало очевидно, что у Японии были империалистические намерения в регионе, поскольку Китай потерял контроль над большей частью железнодорожной системы, которая использовалась во время войны. Некоторое недовольство Японией росло по мере того, как интересы Китая в Маньчжурии были скомпрометированы.

Intelligent Impact

Некоторые историки считают русско-японскую войну важным катализатором инфраструктурных изменений в Китае, таких как реформы государственной службы, академические инвестиции и военная модернизация. Поражение западной державы от рук азиатской нации, безусловно, мотивировало; считалось, что если бы Китай смог мобилизовать свои ресурсы, то он мог бы иметь значительное влияние в глобальной сфере, как сейчас это сделала Япония.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *