Где правил игорь святославович: Князь Игорь биография кратко – самое важное о правлении на Руси, внешняя и внутренняя политика

День в истории. 23 апреля: князь Игорь выступил в свой самый знаменитый поход

Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

https://ukraina.ru/20190423/1023418964.html

День в истории. 23 апреля: князь Игорь выступил в свой самый знаменитый поход

День в истории. 23 апреля: князь Игорь выступил в свой самый знаменитый поход — 13.07.2022 Украина.ру

День в истории. 23 апреля: князь Игорь выступил в свой самый знаменитый поход

В этот день в 1185 г. согласно Ипатьевской летописи Новгород-Северский князь Игорь Святославич начал самый знаменитый неудачный поход в русской военной истории. Незначительный по масштабам эпизод войны в степном пограничье приобрел огромное значение для всей русской культуры, а ученые до сих пор спорят об обстоятельствах поражения Игорева полка.

2019-04-23T06:30

2019-04-23T06:30

2022-07-13T11:11

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1. ukraina.ru/img/102341/91/1023419125_83:0:2394:1300_1920x0_80_0_0_81933ea679434c9c84d0812a0f2fba73.jpg

Украина.ру

1

5

4.7

96

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

2019

Александр Васильев

https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/10/1038802972_346:0:900:554_100x100_80_0_0_de34ee273612966cdb48dca6cff8f0c9.jpg

Александр Васильев

https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/10/1038802972_346:0:900:554_100x100_80_0_0_de34ee273612966cdb48dca6cff8f0c9.jpg

Новости

ru-RU

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

Украина.ру

1

5

4.7

96

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn1.ukraina.ru/img/102341/91/1023419125_372:0:2105:1300_1920x0_80_0_0_482b190798f1ef29e006fc90f512eafc.jpg

1920

1920

true

Украина. ру

1

5

4.7

96

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

Александр Васильев

https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/10/1038802972_346:0:900:554_100x100_80_0_0_de34ee273612966cdb48dca6cff8f0c9.jpg

история

История, Донбасс, Русь, XII век

В середине XI века в Северном Причерноморье появляется новая доминирующая сила — пришедшие с востока кочевники кипчаки. Они вступают в активное взаимодействие с Русью, где известны под именем половцев. Военные конфликты сменялись союзами, позволявшими использовать половецкие контингенты в междоусобицах и скреплявшимися династическими браками.

К середине XII века на Руси окончательно закрепилась удельная раздробленность. Киев с округой становятся объектом притязаний постоянно конкурирующих династий, образовавшихся внутри разросшегося рода Рюриковичей. Каждая из таких династий опирается на то или иное княжество — «землю», внутри которой, как правило, власть оспаривается лишь представителями правящей здесь семьи. Историк Антон Горский насчитывает для того периода 13 таких земель и 9 ветвей Рюрикова дома.

Одной из таких земель была Черниговская, где правили Ольговичи — потомки внука Ярослава Мудрого Олега Святославича. Помимо стольного града крупными городами Черниговской земли были Новгород-Северский и Курск. Всеволод, старший из сыновей Олега, правил в самом Чернигове, а младший — Святослав в Новгороде-Северском. Его сыну Игорю достался этот город с волостью, а Курск — его младшему брату Всеволоду, прозванному согласно Слову о полку Игоревем Буй Туром (т.е. свирепым диким быком).

В знаменитом походе на Киев коалиции, собранной Андреем Боголюбским в 1169 г., участвовал и Игорь Святославович Новгород-Северский.

Последовавшие затем полтора десятка лет полны войнами русских князей между собой, с половцами и совместными походами друг на друга с половецким участием. Промежуточным итогом этих боевых действий стал своеобразный компромисс. Киев и титул великого князя достался главе дома Ольговичей Святославу Всеволодовичу Черниговскому, а остальная Киевская земля — лидеру Мономашичей Рюрику Ростиславичу, княжившему в Овруче.   

12 марта 2019, 07:00

День в истории: 850 лет назад Киев захвачен и подвергнут разграблениюВ этот день, 12 марта 1169 г. Киев, все еще сохранявший статус столицы Руси, был взят войсками коалиции князей, признававших лидерство Адрея Боголюбского. Это событие не только произвело большое впечатление на современников, но и было мифологизировано в русской и особенно украинской историографии.

Во всех этих войнах Игорь Святославич Новгоро-Северский выступал на стороне своего старшего двоюродного брата, охраняя Черниговскую землю во время его северных походов, сражаясь с Рюриком Ростиславичем и половцами.

В 1183 году великий князь Святослав и Рюрик в знак успешного преодоления давней вражды и прочности союза совершили масштабный поход на половцев. Игорь Святославич добился права выступить во главе авангарда, что привело к острому конфликту с Переяславским князем Владимиром. Оскорбившись тем, что это право досталось не ему Глеб увел свои войска и на обратном пути разорил Северщину.

На следующий год поход в кипчакскую степь повторился и теперь уже Владимир со своей дружиной шел впереди русских войск. В итоге кочевники были разбиты, а их хан Кобяк взят в плен. В ответ другой половецкий хан, Кончак совершил нападение на южные рубежи Руси, но был отбит.
Великий князь Святослав Всеволодович начал подготовку нового масштабного похода на половцев, планируя провести в степи всё лето. Однако князь Игорь решил не дожидаться общего сбора и не вступать в очередные статусные споры, а своими силами преумножить славу победителя степняков.

Лаврентьевская летопись сообщает: «Того же лѣта здумаша Олгови внуци на половци, занеже бяху не ходили томь лѣтѣ со всею князьею, но сами поидоша о собѣ, рекуще: «Мы есмы ци не князи же? Такыже собѣ хвалы добудем!»

Походу на половцев предшествовала месть Владимиру Переяславскому, о разорении владений которого Игорь Святославич, согласно Ипатьевской летописи, впоследствии горько сожалел, видя в участии в междоусобной борьбе нравственный корень собственных неудач.

Подробности похода Игоря Святославича на Половцев нам известных из трех основных источников. Это достаточно пространный рассказ Ипатьевской летописи, совпадающая с ним во многих деталях эпическая поэма «Слово о полку Игореве», и более краткое описание Лаврентьевской летописи.

Источники не противоречат друг другу в описании состава участников похода: Игорь Святославич, его брат Всеволод, племянник Святослав Рыльский и сыновья, а также контингент ковуев — зависимых от черниговских князей кочевников-тюрок.

© shukach.com

© shukach.com

Ипатьевская летопись сообщает: «В то же время Святославичь Игорь, внукъ Олговъ, поѣха из Новагорода мѣсяца априля въ 23 день, во вторникъ, поимяи со собою брата Всеволода ис Трубечка, и Святослава Олговича, сыновця своего изъ Рыльска и Володимѣра, сына своего, ис Путивля. И у Ярослава испроси помочь — Ольстина Олексича, Прохорова внука, с коуи черниговьскими».

Однако в других летописях начало похода датирована не 23 а 13 апреля и некоторые историки, начиная с Татищева, считают ее более предпочтительной, при этом датируя финальную битву «вторым воскресеньем после пасхи», которое в 1185 году приходилось на 28 апреля.

Из такого построения выпадает ключевое астрономическое и символическое событие похода, которое, возможно и повлияло на то, что среди множества столкновений русских с половцами именно игорев поход остался в веках.

1 мая 1185 г. произошло солнечное затмение, которое упоминают все три повествующих о походе источника.

Согласно Ипатьевской летописи «Когда подходили они к реке Донцу в вечерний час, Игорь, взглянув на небо, увидел, что солнце стоит словно месяц. И сказал боярам своим и дружине своей: «Видите ли? Что значит знамение это?» Они же все посмотрели, и увидели, и понурили головы, и сказали мужи: «Князь наш! Не сулит нам добра это знамение!» Игорь же отвечал: «Братья и дружина! Тайны Божественной никто не ведает, а знамение творит Бог, как и весь мир свой. А что нам дарует Бог — на благо или на горе нам, — это мы увидим».

В Лаврентьевской летописи сообщение о затмении текстуально предшествует описанию похода и дается вне прямой связи с его событиями: «В год 6694 (1186). Месяца мая в первый день, в день памяти святаго пророка Иеремии, в среду, под вечер было знаменье на солнце, и так сильно потемнело, что можно было людям увидеть звезды, и в глазах все позеленело, а солнце превратилось как бы в месяц, а в рогах его словно горящие угли. Страшно было видеть людям знамение Божие».

Наконец в «Слове о полку Игореве», где последовательность изложение подчинена художественному замыслу затмение упомянуто дважды. Сперва говорится о начале похода: «Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел воинов своих тьмою прикрытых. И сказал Игорь-князь дружине своей: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим на синий Дон». И далее рассказчик вновь возвращается к этому сюжету, добавляя в него мифических красок: «Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал по чистому полю. Солнце ему тьмою путь заступало; ночь стонами грозы птиц пробудила; свист звериный встал, встрепенулся див — кличет на вершине дерева».

Однако это затмение не может служить надежным хронологическим репером, поскольку наблюдаемо было только на севере Руси, а в местности, где разворачивались события игорева похода, необычное астрономическое явление было не разглядеть. Многие исследователи считают, что это грозное знаменье вставили в описание похода уже после того, как информация о нем от очевидцев широко распространялось по Руси. Впрочем, это лишь более или менее обоснованное предположение. 

18 апреля 2019, 06:00

День в истории. 18 апреля: Украина впервые упоминается в исторических источникахВ этот день в 1187 г. умер Переяславский князь Владимир Глебович. Летописное сообщение об этом событии впервые употребляет топоним Украина. Это упоминание породило дискуссию о том, что же понимать под Украиной применительно ко временам Киевской Руси.

Как известно, дурные предзнаменования оправдались. После успеха в первом столкновении с неприятелем, захватив затем богатую добычу, дружины князя Игоря встретились с объединенными силами половецких ханов.

Обстоятельства боя летописи описывают по-разному.

В Ипатьевской утомленные преследованием половцев кони не позволили войску вовремя отступить перед превосходящими силами, и Игорь был вынужден дать бой, который начался утром в субботу.

Князья решили спешиться, и принять бой в пешем строю, поскольку иначе был соблазн попытаться бежать от врага, бросив простых воинов кони которых не выдержали бы стремительной скачки:

«И тогда, посоветовавшись, все сошли с коней, решив, сражаясь, дойти до реки Донца, ибо говорили: «Если поскачем — спасемся сами, а простых людей оставим, а это будет нам перед Богом грех: предав их, уйдем. Но либо умрем, либо все вместе живы останемся». И сказав так, сошли с коней и двинулись с боем. Тогда по Божьей воле ранили Игоря в руку, и омертвела его левая рука».

Перелом в ожесточенном сражении наступил утром воскресенья, когда дрогнули и побежали ковуи — союзники русских (или как их называет автор «Слова» — русичей, употребляя термин не известный более ни одному древнерусскому тексту). Князь Игорь попытался было их догнать, но в итоге оказался схвачен половцами. Уже попав в плен, он наблюдал как яростно бьется в окружении его брат Всеволод Буй Тур. В конце концов и он, и другие князья так же были схвачены неприятелем. Из всего воинства плена или гибели избежали единицы. «Но наших руси съ 15 мужь утекши», — сообщает летописец.

Вести о случившемся достигли великого князя Святослава и он сумел организовать оборону южных рубежей от перешедших в наступление половцев.

© commons.wikimedia.org / Skaerman

© commons.wikimedia.org / Skaerman

Лаврентьевская летопись говорит о том, что после первых успехов русских половцы вернулись с подкреплением. Первыми в дело вступили вражеские лучники, которые три дня сдерживали дружины князя Игоря, отрезав от источников воды, избегая при этом рукопашной схватки:

«И сошлись с русскими стрельцы, и бились три дня стрельцы, а в копийном бою не сходились, ожидая свою дружину, а к воде не дали им подойти».

И лишь затем на поле боя прибыли основные силы половцев:

«Наши же, увидев их, ужаснулись и забыли о похвальбе своей, ибо не ведали сказанного пророком: «Тщетны человеку и мудрость, и мужество, и замысел, если Бог противится». Изнемогли от безводия и кони и сами, в жаре и в муках, и наконец пробились к воде, а то три дня не подпускали их к воде. Видев это, враги устремились на них, и прижали их к воде, и яростно бились с ними, и лютая была битва. Сменили половцы коней своих, а у наших кони изнемогли, и были побеждены наши гневом Божьим. Князей всех в плен взяли, а из бояр и вельмож и дружины всей, — кто убит, другие в плен взяты или ранены. И возвратились с победой великой половцы, а о наших не ведомо кто и весть принес, а все за грехи наши»

Однако у этой печальной истории относительно счастливый конец. Князю Игорю удалось вернуться в родной дом невредимым сбежав из половецкого плена. Лаврентьевская летопись не сообщает подробностей, упоминая лишь, что преследователи не смогли догнать князя. В Ипатьевской же подробно рассказывается о том, как среди половцев нашелся предатель, который организовал успешный побег князя.

Точная локализация описанных событий является еще более дискуссионной чем их датировка. Ясно только, что они разворачивались где-то на территории Харьковской, Донецкой или Луганской областей.  Интересно, что в последней поход Игоря Святославича нашел монументальное воплощение. Так, под Луганском установлен памятник князю и его дружине, а в самой столице ЛНР — еще и монумент анонимному автору «Слова».

В повествовании о побеге Игоря упоминается река Тор, известная по Книге Большого чертежу XVII века, как приток Северского Донца, и давшее название одноименной крепости, переименованной Екатериной II в Славянск. Сегодня эта речка известна как Казеный Торец в Донецкой области. А вот с рекой Каялой, на которой русские были разбиты, все намного сложнее. 

1 декабря 2018, 07:05

Тайну «Слова о полку Игореве» разгадали в Донецке: ученый-гидролог указал и точное место последней битвы с половцамиДавным-давно в армии замполит предложил каждому рассказать, чем знаменита его малая Родина. Рядом сидели сослуживцы из Твери, Москвы, Нижнего Новгорода. Ясно, что они заливались соловьями. Мне, жителю Красного Лимана в Северном Донбассе, оставалось только выложить единственный козырь: «А в наших местах произошла битва князя Игоря с половцами

Уже через несколько лет после своего эпического провала Игорь вновь выступает против половцев. А в 1198 г. он, как старший Ольгович, занимает Черниговский стол. Однако княжил он там недолго, и умер, вероятнее всего в 1202 г., упокоившись в Спасо-Преображенском соборе Чернигова.

Слово о полку Игореве, в котором отложилось художественное описание похода 1185 г. является уникальным памятником русской домонгольской светской литературы. Оно послужило образцом для более поздней поэмы Задонщина, повествующей о Куликовской битве. 

Открытие Слова в конце XVIII в.  внесло серьезный вклад в развитие русского национального самосознания. Особую популярность сюжет с половецким походом Игоря Святославича получил уже в пореформенный период, когда композитор Александр Бородин взялся за написание оперы «Князь Игорь» (работа начала 1869, спектакль поставлен в 1890), а живописец Виктор Васнецов написал свою картину «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880).

«Слово о полку Игореве» пронизано идеей осуждения междоусобиц и русского единства перед лицом внешнего врага. В нем невозможно найти намек на разделение русских на великороссов и украинцев, которое начали навязывать реальности XII века еще некоторые историки позапрошлого столетия.

Напротив, и спустя десять лет после событий игорева похода во время очередной тяжбы за Киевское княженье Черниговский князь Ярослав Всеволодович, младший брат скончавшегося к тому моменту великого князя Святослава, заявил противникам, требовавшим от Ольговичей отказаться от притязаний на Киев: «мы не угры и не ляхи, а одного деда внуки». Обычно в этой фразе видят лишь спор о старшинстве внутри княжеской династии, но упоминание в качестве «иных», отличных от «нас» иноэтничных венгров и поляков, позволяет увидеть здесь и ясно выраженное представление о более широком единстве, чем сугубо принадлежность к дому Рюрика.

 

День в истории. 23 апреля: князь Игорь выступил в свой самый знаменитый поход

23 апреля 2019

Украина. ру

В середине XI века в Северном Причерноморье появляется новая доминирующая сила — пришедшие с востока кочевники кипчаки. Они вступают в активное взаимодействие с Русью, где известны под именем половцев. Военные конфликты сменялись союзами, позволявшими использовать половецкие контингенты в междоусобицах и скреплявшимися династическими браками.

Фото: Украина.руУкраина.ру

К середине XII века на Руси окончательно закрепилась удельная раздробленность. Киев с округой становятся объектом притязаний постоянно конкурирующих династий, образовавшихся внутри разросшегося рода Рюриковичей. Каждая из таких династий опирается на то или иное княжество — «землю», внутри которой, как правило, власть оспаривается лишь представителями правящей здесь семьи. Историк Антон Горский насчитывает для того периода 13 таких земель и 9 ветвей Рюрикова дома.

Видео дня

Одной из таких земель была Черниговская, где правили Ольговичи — потомки внука Ярослава Мудрого Олега Святославича. Помимо стольного града крупными городами Черниговской земли были Новгород-Северский и Курс. Всеволод, старший из сыновей Олега, правил в самом Чернигове, а младший — Святослав в Новгороде-Северском. Его сыну Игорю достался этот город с волостью, а Курск — его младшему брату Всеволоду, прозванному согласно Слову о полку Игоревем Буй Туром (т.е. свирепым диким быком).

В знаменитом походе на Киев коалиции, собранной Андреем Боголюбским в 1169 г., участвовал и Игорь Святославович Новгород-Северский.

Последовавшие затем полтора десятка лет полны войнами русских князей между собой, с половцами и совместными походами друг на друга с половецким участием. Промежуточным итогом этих боевых действий стал своеобразный компромисс. Киев и титул великого князя достался главе дома Ольговичей Святославу Всеволодовичу Черниговскому, а остальная Киевская земля — лидеру Мономашичей Рюрику Ростиславичу, княжившему в Овруче.

Во всех этих войнах Игорь Святославич Новгоро-Северский выступал на стороне своего старшего двоюродного брата, охраняя Черниговскую землю во время его северных походов, сражаясь с Рюриком Ростиславичем и половцами.

В 1183 году великий князь Святослав и Рюрик в знак успешного преодоления давней вражды и прочности союза совершили масштабный поход на половцев. Игорь Святославич добился права выступить во главе авангарда, что привело к острому конфликту с Переяславским князем Владимиром. Оскорбившись тем, что это право досталось не ему Глеб увел свои войска и на обратном пути разорил Северщину.

На следующий год поход в кипчакскую степь повторился и теперь уже Владимир со своей дружиной шел впереди русских войск. В итоге кочевники были разбиты, а их хан Кобяк взят в плен. В ответ другой половецкий хан, Кончак совершил нападение на южные рубежи Руси, но был отбит. Великий князь Святослав Всеволодович начал подготовку нового масштабного похода на половцев, планируя провести в степи всё лето. Однако князь Игорь решил не дожидаться общего сбора и не вступать в очередные статусные споры, а своими силами преумножить славу победителя степняков.

Лаврентьевская летопись сообщает: «Того же лѣта здумаша Олгови внуци на половци, занеже бяху не ходили томь лѣтѣ со всею князьею, но сами поидоша о собѣ, рекуще: «Мы есмы ци не князи же? Такыже собѣ хвалы добудем!»

Походу на половцев предшествовала месть Владимиру Переяславскому, о разорении владений которого Игорь Святославич, согласно Ипатьевской летописи, впоследствии горько сожалел, видя в участии в междоусобной борьбе нравственный корень собственных неудача.

Подробности похода Игоря Святославича на Половцев нам известных из трех основных источников. Это достаточно пространный рассказ Ипатьевской летописи, совпадающая с ним во многих деталях эпическая поэма «Слово о полку Игореве», и более краткое описание Лаврентьевской летописи.

Источники не противоречат друг другу в описании состава участников похода: Игорь Святославич, его брат Всеволод, племянник Святослав Рыльский и сыновья, а также контингент ковуев — зависимых от черниговских князей кочевников-тюрок.

Ипатьевская летопись сообщает: «В то же время Святославичь Игорь, внукъ Олговъ, поѣха из Новагорода мѣсяца априля въ 23 день, во вторникъ, поимяи со собою брата Всеволода ис Трубечка, и Святослава Олговича, сыновця своего изъ Рыльска и Володимѣра, сына своего, ис Путивля. И у Ярослава испроси помочь — Ольстина Олексича, Прохорова внука, с коуи черниговьскими».

Однако в других летописях начало похода датирована не 23 а 13 апреля и некоторые историки, начиная с Татищева, считают ее более предпочтительной, при этом датируя финальную битву «вторым воскресеньем после пасхи», которое в 1185 году приходилось на 28 апреля.

Из такого построения выпадает ключевое астрономическое и символическое событие похода, которое, возможно и повлияло на то, что среди множества столкновений русских с половцами именно игорев поход остался в веках.

1 мая 1185 г. произошло солнечное затмение, которое упоминают все три повествующих о походе источника.

Согласно Ипатьевской летописи «Когда подходили они к реке Донцу в вечерний час, Игорь, взглянув на небо, увидел, что солнце стоит словно месяц. И сказал боярам своим и дружине своей: «Видите ли? Что значит знамение это?» Они же все посмотрели, и увидели, и понурили головы, и сказали мужи: «Князь наш! Не сулит нам добра это знамение!» Игорь же отвечал: «Братья и дружина! Тайны Божественной никто не ведает, а знамение творит Бог, как и весь мир свой. А что нам дарует Бог — на благо или на горе нам, — это мы увидим».

В Лаврентьевской летописи сообщение о затмении текстуально предшествует описанию похода и дается вне прямой связи с его событиями: «В год 6694 (1186). Месяца мая в первый день, в день памяти святаго пророка Иеремии, в среду, под вечер было знаменье на солнце, и так сильно потемнело, что можно было людям увидеть звезды, и в глазах все позеленело, а солнце превратилось как бы в месяц, а в рогах его словно горящие угли. Страшно было видеть людям знамение Божие».

Наконец в «Слове о полку Игореве», где последовательность изложение подчинена художественному замыслу затмение упомянуто дважды. Сперва говорится о начале похода: «Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел воинов своих тьмою прикрытых. И сказал Игорь-князь дружине своей: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим на синий Дон». И далее рассказчик вновь возвращается к этому сюжету, добавляя в него мифических красок: «Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал по чистому полю. Солнце ему тьмою путь заступало; ночь стонами грозы птиц пробудила; свист звериный встал, встрепенулся див — кличет на вершине дерева».

Однако это затмение не может служить надежным хронологическим репером, поскольку наблюдаемо было только на севере Руси, а в местности, где разворачивались события игорева похода, необычное астрономическое явление было не разглядеть. Многие исследователи считают, что это грозное знаменье вставили в описание похода уже после того, как информация о нем от очевидцев широко распространялось по Руси. Впрочем, это лишь более или менее обоснованное предположение.

Как известно, дурные предзнаменования оправдались. После первого успеха князя Игоря, дружины которого вышли победителями из первого столкновения с неприятелем, захватив затем богатую добычу, встретились с объединенными силами половецких ханов.

Обстоятельства боя летописи описывают по-разному.

В Ипатьевской утомленные преследованием половцев кони не позволили войску вовремя отступить перед превосходящими силами, и Игорь был вынужден дать бой, который начался утром в Субботу.

Князья решили спешиться, и принять бой в пешем строю, поскольку иначе был соблазн попытаться бежать от врага, бросив простых воинов кони которых не выдержали бы стремительной скачки:

«И тогда, посоветовавшись, все сошли с коней, решив, сражаясь, дойти до реки Донца, ибо говорили: «Если поскачем — спасемся сами, а простых людей оставим, а это будет нам перед Богом грех: предав их, уйдем. Но либо умрем, либо все вместе живы останемся». И сказав так, сошли с коней и двинулись с боем. Тогда по Божьей воле ранили Игоря в руку, и омертвела его левая рука».

Перелом в ожесточенном сражении наступил утром воскресенья, когда дрогнули и побежали ковуи — союзники русских (или как их называет автор «Слова» — русичей, употребляя термин не известный более ни одному древнерусскому тексту). Князь Игорь попытался было их догнать, но в итоге оказался схвачен Полоцами. Уже попав в плен, он наблюдал как яростно бьется в окружении его брат Всеволод Буй Тур. В конце концов и он, и другие князья так же были схвачены неприятелем. Из всего воинства плена или гибели избежали единицы. «Но наших руси съ 15 мужь утекши», — сообщает летописец.

Вести о случившемся достигли великого князя Святослава и он сумел организовать оборону южных рубежей от перешедших в наступление половцев.

Лаврентьевская летопись говорит о том, что после первых успехов русских половцы вернулись с подкреплением. Первыми в дело вступили вражеские лучники, которые три дня сдерживали дружины князя Игоря, отрезав от источников воды, избегая при этом рукопашной схватки:

«И сошлись с русскими стрельцы, и бились три дня стрельцы, а в копийном бою не сходились, ожидая свою дружину, а к воде не дали им подойти».

И лишь затем на поле боя прибыли основные силы половцев:

«Наши же, увидев их, ужаснулись и забыли о похвальбе своей, ибо не ведали сказанного пророком: «Тщетны человеку и мудрость, и мужество, и замысел, если Бог противится». Изнемогли от безводия и кони и сами, в жаре и в муках, и наконец пробились к воде, а то три дня не подпускали их к воде. Видев это, враги устремились на них, и прижали их к воде, и яростно бились с ними, и лютая была битва. Сменили половцы коней своих, а у наших кони изнемогли, и были побеждены наши гневом Божьим. Князей всех в плен взяли, а из бояр и вельмож и дружины всей, — кто убит, другие в плен взяты или ранены. И возвратились с победой великой половцы, а о наших не ведомо кто и весть принес, а все за грехи наши»

Однако у этой печальной истории относительно счастливый конец. Князю Игорю удалось вернуться в родной дом невредимым сбежав из половецкого плена. Лаврентьевская летопись не сообщает подробностей, упоминая лишь, что преследователи не смогли догнать князя. В Ипатьевской же подробно рассказывается о том, как среди половцев нашелся предатель, который организовал успешный побег князя.

Точная локализация описанных событий является еще более дискуссионной чем их датировка. Ясно только, что они разворачивались где-то на территории Харьковской, Донецкой или Луганской областей. Интересно, что в последней поход Игоря Святославича нашел монументальное воплощение. Так, под Луганском установлен памятник князю и его дружине, а в самой столице ЛНР — еще и монумент анонимному автору «Слова».

В повествовании о побеге Игоря упоминается река Тор, известная по Книге Большого чертежу XVII века, как приток Северского Донца, и давшее название одноименной крепости, переименованной Екатериной II в Славянск. Сегодня эта речка известна как Казеный Торец в Донецкой области. А вот с рекой Каялой, на которой русские были разбиты, все намного сложнее.

Уже через несколько лет после своего эпического провала Игорь вновь выступает против половцев. А в 1198 г. он, как старший Ольгович, занимает Черниговский стол. Однако княжил он там недолго, и умер, вероятнее всего в 1202 г., упокоившись в Спасо-Преображенском соборе Чернигова.

Слово о полку Игореве, в котором отложилось художественное описание похода 1185 г. является уникальным памятником русской домонгольской светской литературы. Оно послужило образцом для более поздней поэмы Задонщина, повествующей о Куликовской битве.

Открытие Слова в конце XVIII в. внесло серьезный вклад в развитие русского национального самосознания. Особую популярность сюжет с половецким походом Игоря Святославича получил уже в пореформенный период, когда композитор Александр Бородин взялся за написание оперы «Князь Игорь» (работа начала 1869, спектакль поставлен в 1890), а живописец Виктор Васнецов написал свою картину «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880).

«Слово о полку Игореве» пронизано идеей осуждения междоусобиц и русского единства перед лицом внешнего врага. В нем невозможно найти намек на разделение русских на великороссов и украинцев, которое начали навязывать реальности XII века еще некоторые историки позапрошлого столетия.

Напротив, и спустя десять лет после событий игорева похода во время очередной тяжбы за Киевское княженье Черниговский князь Ярослав Всеволодович, младший брат скончавшегося к тому моменту великого князя Святослава, заявил противникам, требовавшим от Ольговичей отказаться от притязаний на Киев: «мы не угры и не ляхи, а одного деда внуки». Обычно в этой фразе видят лишь спор о старшинстве внутри княжеской династии, но упоминание в качестве «иных», отличных от «нас» иноэтничных венгров и поляков, позволяет увидеть здесь и ясно выраженное представление о более широком единстве, чем сугубо принадлежность к дому Рюрика.

Другое,Антон Горский,Александр Бородин,Виктор Васнецов,

После битвы Игоря Святославича с половцами — Виктор Михайлович Васнецов

Виктор Михайлович Васнецов — русский художник, специализирующийся на мифологических и исторических сюжетах. Он считается соучредителем русской фольклорной и романтической националистической живописи (см. Также неоромантизм) и ключевой фигурой русского возрожденческого движения.

Виктор Васнецов родился в глухой деревне Лопял Вятской губернии в 1848 году, вторым из семи детей (его единственная сестра умерла через 4 месяца после ее рождения). Его отец Михаил Васильевич Васнецов (1823–1870), известный склонностью к философии, был священником, ученым в области естествознания и астрономии. Его дедушка был иконописцем. Двое из шести сыновей Михаила Васнецова, Виктор и Аполлинарий, стали замечательными художниками, трое — школьными учителями, а один — русским фольклористом. Именно в Лопьяле Виктор начал писать, в основном пейзажи и сцены из деревенской жизни. Вспоминая свое детство в письме Владимиру Стасову, Васнецов заметил, что он «жил с крестьянскими детьми и любил их не как народник, а как друг».

С десяти лет Виктор учился в семинарии на Вятке, каждое лето переезжая с семьей в богатое купеческое село Рябово. В семинарские годы он работал у местного иконоторговца. Он также помогал ссыльному польскому художнику Михалу Эльвиро Андриолли выполнять фрески для вятского Александро-Невского собора.

Окончив семинарию, Виктор решил переехать в Санкт-Петербург, чтобы изучать искусство. Он выставил на аукцион свои картины «Женщина-жнец» и «Доярка» (обе 1867 г.), чтобы собрать деньги, необходимые для поездки в российскую столицу.

В августе 1867 года Виктор пытался поступить в Императорскую Академию художеств, но безуспешно. Ему это удалось год спустя, в августе 1868 года. Уже в 1863 году группа из четырнадцати студентов покинула Академию, посчитав ее правила слишком строгими. Это привело к передвижническому движению художников-реалистов, восставших против академизма.

Васнецов подружился с их лидером Иваном Крамским во время уроков рисования перед поступлением в Академию, называя его своим учителем. Он также очень сблизился с однокурсником Ильей Ефимовичем Репиным.

Виктор, чье имя впоследствии будет ассоциироваться с историко-мифологическими картинами, поначалу всеми силами избегал этих сюжетов. За графическую композицию «Христос и Понтий Пилат перед народом» Академия наградила его малой серебряной медалью.

В начале 1870-х выполнил большое количество гравюр, изображающих современную жизнь. Два из них («Провинциальный книготорговец» 1870 г. и «Мальчик с бутылкой водки» 1872 г.) принесли ему бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне (1874 г.).

В этот же период начал создавать жанровые картины маслом. Такие произведения, как «Крестьянские певцы» (1873 г.) и «Переезд» (1876 г.), были тепло встречены демократическими кругами российского общества.

В 1876 году Репин пригласил Васнецова в передвижную колонию в Париже. Живя во Франции, Виктор изучал классическую и современную живопись, как академиков, так и импрессионистов. В этот период он писал «Акробатов» (1877 г.), производил гравюры и выставлял некоторые из своих работ в Салоне. Именно в Париже он увлекся сказочными сюжетами, начав работать над «Иваном-царевичем на сером волке» и «Жар-птицей». Васнецов был моделью Садко в знаменитой картине Репина «Садко». В 1877 году вернулся в Москву.

В конце 1870-х годов Васнецов сосредоточился на иллюстрировании русских сказок и эпической поэмы «Былины», исполнив некоторые из наиболее известных своих произведений: «Витязь на распутье» (1878 г.), «Поле боя князя Игоря» (1878 г.), «Три царевны подземного царства». (завершен в 1884 г.), «Ковер-самолет» (1880 г.) и «Аленушка» (1881 г.).

Эти работы не были оценены в то время, когда они появились. Многие радикальные критики отвергли их как подрывающие реалистические принципы передвижников. Даже такие видные знатоки, как Павел Михайлович Третьяков, отказывались их покупать. Мода на картины Васнецова распространилась в 1880-е годы, когда он обратился к религиозным сюжетам и выполнил серию икон для имения Абрамцево своего покровителя Саввы Мамонтова.

В 1884-1889 годах Васнецов получил заказ на роспись Владимирского собора в Киеве. Это была сложная работа, противоречащая как русским, так и западным традициям религиозной живописи. Влиятельный искусствовед Владимир Стасов назвал их кощунственной игрой с религиозными чувствами русского народа. Другой популярный критик Дмитрий Философов назвал эти фрески «первым мостом через 200-летнюю пропасть, разделяющую разные классы российского общества».

Живя в Киеве, Васнецов подружился с Михаилом Врубелем, который также занимался украшением собора. За время совместной работы Васнецов многому научил молодого художника. Именно в Киеве Васнецов наконец закончил «Иван-царевич на сером волке» и начал свою самую известную картину «Богатыри».

В 1885 году художник путешествовал по Италии. В том же году работал над сценографией и костюмами к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка».

Следующие два десятилетия были продуктивными для Васнецова. В этот период он все чаще обращался к другим СМИ. В 1897 году он сотрудничал со своим братом Аполлинарием в театральном оформлении другой премьеры Римского-Корсакова, «Садко».

На рубеже веков Васнецов разработал свой фирменный «сказочный» стиль архитектуры русского Возрождения. Его первым известным проектом стала церковь в Абрамцеве (1882 г. ), выполненная совместно с Василием Поленова. В 1894 году он спроектировал собственный особняк в Москве. Русский павильон Всемирной выставки в Париже последовал в 189 г.8. Наконец, в 1904 году Васнецов спроектировал самое известное из своих «сказочных» зданий — фасад Третьяковской галереи.

С 1906 по 1911 год Васнецов работал над оформлением мозаик Александро-Невского собора в Варшаве; он также участвовал в проектировании Александро-Невского собора в Москве.

В 1912 году царем Николаем II ему было присвоено дворянское звание. В 1914 году он разработал акцизную марку, предназначенную для добровольного сбора в пользу жертв Первой мировой войны.

Еще до революции Васнецов стал регентом Третьяковской галереи. Значительную часть своих доходов он отдавал Государственному Историческому музею, так что большая часть музейной коллекции была приобретена на деньги Васнецова. После Октябрьской революции он выступал за удаление некоторых религиозных картин (в частности, Александра Иванова) из церквей в Третьяковскую галерею.

В 1915 году Васнецов участвовал в разработке военной формы для парада Победы русской армии в Берлине и Константинополе. Васнецову приписывают создание буденовки (первоначально называвшейся богатыркой) — военной шапки, воспроизводящей фасон древнерусских конусообразных шлемов.

Умер в Москве в 1926 году.

Малая планета 3586 Васнецов, открытая советским астрономом Людмилой Журавлевой в 1978 году, названа в честь Виктора Васнецова и Аполлинария Васнецова.

В фильме «Елизавета: Золотой век» картина Васнецова с изображением Ивана Грозного анахронично представлена ​​так, как будто она уже существовала при жизни этого царя, и как отправленная Иваном в Англию, когда он предлагает жениться на королеве Елизавете I.

Васнецов внуком был народный артист СССР Андрей Васнецов.

Триумфальное возвращение князя Игоря в Метрополитен

Ильдар Абдразаков в роли князя Игоря Святославича в спектакле «Князь Игорь» (любезно предоставлено Метрополитеном)

Даже когда исполняемая опера является шедевром, по-настоящему великолепное оперное исполнение встречается крайне редко. Метрополитен, один из самых плодовитых оперных театров в мире, умудряется, пожалуй, раз в сезон вызвать тот восторженный, душераздирающий отклик, который форма способна вызвать. Было «Парсифаль» в прошлом году, «Травиата» за пару лет до этого и еще в далеком 2009 году «Из дома мертвых» , великолепный материал, достойный уважения в производстве и исполнении.

Таким образом, тем более примечательно, что « Князь Игорь » Александра Бородина, неровное, фрагментарное произведение, должно привести к постановке, которая стоит в одном ряду с высшими вершинами пребывания Питера Гелба в Метрополитене, и в этом отношении была бы жемчужиной любой оперы. компания в любой золотой век. Оперные зрители смирились с тем, чтобы продираться сквозь грязь; это

Игорь делает утомительный труд стоящим.

Бородин работал над этой оперой почти 18 лет, поставленный в тупик практически недраматичным качеством исходного материала, эпической поэмы XII века под названием «Слово о полку Игореве». К моменту своей внезапной смерти в 1887 году он сочинил более трех часов музыки, но не оставил законченного либретто, а лишь расплывчатый сценарий. Младшие композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов отредактировали произведение, добавив несколько номеров собственного сочинения, чтобы восполнить пробелы, для мировой премьеры в 189 г.0 в Санкт-Петербурге.

Именно в версии этого гибридного издания Князь Игорь впервые поступил в Метрополитен в 1915 году — на итальянском! сюжет. (Музыка на самом деле настолько сильная, что она наиболее знакома вне контекста оперы. Бродвейские мастера мелодий Роберт Райт и Джордж Форрест адаптировали темы Бородина в партитуре мюзикла 1953 года

Kismet 9.0056, включая балладу «Stranger in Paradise».)

История основана на эпизоде ​​из жизни реального князя Игоря, правившего древнерусским городом Путивлем на территории нынешней северной Украины. В походе против вторгшегося половецкого кочевого племени Игорь терпит поражение и попадает в плен. Тем временем его зять Галицкий пытается захватить власть у жены Игоря Ярославны. Игорь сбегает и возвращается домой, чтобы подтвердить свою власть, и его подданные радостно приветствуют его.

Российский режиссер Дмитрий Черняков, дебютировавший в Метрополитене с этой постановкой, углубился в этот похожий на театрализованное представление сценарий, чтобы раскрыть захватывающее психологическое исследование человека действия, чье невообразимое поражение повергает его в эмоциональный и моральный кризис. В сотрудничестве с дирижером Джанандреа Нозеда г-н Черняков изменил традиционный порядок сцен и отказался от вставок Римского-Корсакова и Глазунова, сместив акцент с политического (то есть русского национализма) на глубоко личное.

Г-н Черняков обновляет действие до России начала 20-го века, со сценой пролога сбора армии, происходящей в возвышающемся общественном месте с оштукатуренными стенами желтовато-коричневого цвета и гигантскими подвесными светильниками. Когда Игорь отправляется на войну, экран опускается, чтобы показать видео, созданное режиссером для этого спектакля. На зернистых черно-белых изображениях, напоминающих Сергея Эйзенштейна, войска Игоря убиты, а князь падает с кровоточащей раной на голове. Неуместно, что эти жестокие сцены происходят под соблазнительную песню, доносящуюся из-за сцены, пока внезапно на экране не появляется новая обстановка: огромное поле маков на фоне безоблачного голубого неба. Это мечта Игоря, когда он колеблется между жизнью и смертью.

Далее следует «половецкий акт», в котором Игоря соблазняет его похититель Хан Кончак принять гедонистический «восточный» образ жизни своего племени. Однако в представлении г-на Чернякова Половцы — это не место, а состояние души, альтернатива милитаристской жизни, которую Игорь знал до своей травматической травмы. Судя по бледному гриму, полупрозрачным одеждам и мечтательным движениям артистов половецкого балета, эта земля, в которую стремится сбежать Игорь, может быть даже Смертью. (Если это правда, будем надеяться, что загробная жизнь будет более интересной, чем хореография Ицика Галили «Джаззеркайз» — единственный реальный недостаток постановки.

)

В конце концов, Игорь, похожий на Улисса, возвращается в свой разоренный Путивль, где его приветствует ликующий хор. Но вместо того, чтобы оставить князя купаться в похвалах своих подданных, г-н Черняков показывает нам другого человека, смиренного, но умиротворенного. Под волнующую трансцендентную музыку, вставленную из балета Млада , Игорь ведет своих людей на восстановление их города.

И здесь, и в более традиционном втором действии — сценах бунта Галицкого — режиссер щедро расточает множество тонких, почти подсознательных деталей: крошечные жесты, почти незаметные сдвиги света и постоянное переплетение движения сцены, полной хора и статистов. . Это добавляет к опыту, который почти так же требователен к публике, как и к исполнителям, но такой же вознаграждающий, как и требовательный.

Если бы это был только спектакль Дмитрия Чернякова, его все равно стоило бы посмотреть, но, к счастью, его соавтор поднялся до его возвышенного уровня. В дирижировании г-на Нозеды был теплый романтический оттенок, подчеркивающий величие бородинских мелодий, и он тактично приглушил случайные мишурные моменты в оркестровке.

В главной партии Ильдар Абдразаков бросал свой темный бас-баритон в душераздирающие арии Игоря, теплый лирический тон которого намекал на скрытую уязвимость гордого князя. Хотя неизменная яркость тембра дебютировавшей сопрано Оксаны Дыки лишила знаменитый плач Ярославны вокального гламура, она внушала уважение своим свирепым вызовом Галицкому.

Еще один дебютант Сергей Семишкур привнес в образ сына Игоря Владимира медовый тенор и радужные верхние ноты. Как и его возлюбленная Кончаковна, меццо-сопрано Анита Рахвелишвили пела свою тоскующую каватину грудными тонами, такими же темными и чувственными, как ее развевающаяся грива черных волос. Рычание Галицкого Михаила Петренко несколько затмило хриплый ход Стефана Кочана в роли Хана Кончака.

Что касается хора «Мет», то эти певцы — сверхчеловеки: От великих воинственных криков в прологе до обольстительных мелизм половецкого балета они исполняли эту музыку так легко и смело, как если бы этот оперный раритет был Аида или Кармен . И какими бы хитрыми ни были русские согласные, они тоже никогда не пропускали ни единого актерского такта.

Жак Имбрайло в роли Билли Бадда. (Фото Ричарда Хьюберта Смита)

После столь ошеломляющего опыта, как этот Принц Игорь , даже такая безупречно профессиональная постановка, как Билли Бадд на Глайндборнском фестивале в Бруклинской музыкальной академии, казалась немного заурядной. Это не совсем справедливо, потому что постановка Майкла Грэндиджа была компактна и точна, ясно и несентиментально рассказывая морскую притчу Бенджамина Бриттена о добре и зле, а беглое дирижирование Марка Элдера подчеркнуло тонкую красоту меланхоличной оркестровки.

Актерский состав, все мужские голоса, был неизменно хорош, хотя баритон Жак Имбраило не выглядел и не звучал как «Красавица», как другие моряки прозвали героя Билли. Кремневый бас Бриндли Шерратта намекал на глубины злодейского Клэггарта, которого он никогда не исследовал в своей одномерной игре, а тенор Марк Падмор перепевал и дергался в роли необычайно несимпатичного капитана Вира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *