Где похоронена мать сталина: Кому не дает покоя могила матери Сталина в Тбилиси? — EADaily, 18 апреля 2021 — Новости политики, Новости России

Кому не дает покоя могила матери Сталина в Тбилиси? — EADaily, 18 апреля 2021 — Новости политики, Новости России

Грузинские радикалы из «Единого национального движения» родили очередную политическую инициативу. Оказывается, для «процветания» Грузии важно немедленно перезахоронить прах Екатерины Джугашвили, или, как ее чаще называют сами грузины, Кеке Геладзе.

Мать Иосифа Сталина скончалась в далеком 1937 году, и тогда, по просьбам трудящихся и партийного руководства, ее решено было похоронить в Тбилиси — на горе Мтацминда, в пантеоне выдающихся деятелей Грузии. Кстати говоря, сам Сталин этот поступок местных властей не одобрил и приехать на похороны матери не смог. Вместо него на траурном мероприятии присутствовал Лаврентий Берия.

Пантеон на святой горе (Мтацминда) возник по инициативе вдовы А. С. Грибоедова Нино Грибоедовой-Чавчавадзе. Мавзолей расположен на склоне горы рядом с церковью Св. Давида. Могила матери Сталина сразу же стала местом паломничества и выдающихся деятелей, и простых людей. Рядом с могилой Грибоедова нашли последнее пристанище лучшие грузинские поэты, писатели, деятели культуры и науки. Сегодня гора Мтацминда и пантеон являются самой посещаемой гостями грузинской столицы достопримечательностью.

Однако, при всем уважении к замечательным литераторам, художникам, ученым и артистам оперы и балета, скромная могилка простой женщины — Екатерины Джугашвили, не наделенной какими-то особыми талантами, была и наиболее посещаема, и наиболее узнаваема. Очевидно, именно это обстоятельство и не дает покоя манкуртам из «Единого национального движения», которым бесполезно задавать логичный вопрос: а какую пользу современной Грузии принесет перезахоронение останков матери Сталина? Поведение «националов» является просто квинтэссенцией лакейства. Вначале, чтобы угодить великому вождю, его мать похоронили на самом почетном месте, а теперь современные моськи, стоя на задних лапках перед новым хозяином, пытаются надругаться над ее могилой.

При всем уважении к выдающимся личностям в Грузии, покоящимся в пантеоне, нельзя не признать, что их известность и популярность не простирается за пределы маленькой Грузии. Нравится это кому-то или нет, но именно Сталин является самым известным в мире грузином. Именно его титаническая фигура является наиболее узнаваемой и привлекает широчайший интерес к Грузии со стороны общественности того же Запада.

По поводу личности Сталина можно вести бесконечные и бессмысленные споры, как можно спорить об Александре Македонском, Цезаре, Карле Великом, Чингисхане, Тамерлане, Наполеоне и др. Об их деяниях и реках пролитой крови известно всем, но никому и в голову не приходит мысль попытаться вымарать их имя из истории. Если исходить из логики современных «националов», то такими же «преступниками» можно объявить и Давида Агмашенебели, и царицу Тамар, представляющих вехи в грузинской истории. Они ведь тоже были беспощадны к врагам и внешним, и внутренним. Однако они и многие другие деятели канонизированы Грузинской православной церковью и объявлены святыми.

Когда в 1956 году Никита Хрущев на XX съезде разоблачил культ личности Сталина, в Грузии вспыхнули беспорядки, которые пришлось подавлять силой. Сегодня горе-историки пытаются представить эти события борьбой с коммунистическим режимом, стыдливо не замечая, что молодые люди защищали именно память коммуниста Сталина.

Уж как старался экс-президент Грузии Михаил Саакашвили стереть отпечаток личности Сталина в городе Гори, да и по всей Грузии, взрывал памятники героям Великой Отечественной, в результате чего погибли невинные люди. Совершенно ясно, что представители «Единого национального движения» одной могилой Кеке не удовлетворятся. Они уже давно точат зубы на памятники Пушкину, Лермонтову. Недавно даже осквернили памятник Грибоедову. Характерно и то, что грязные надписи с памятника стер в порядке личной инициативы бывший депутат Эрекле Кухианидзе с ведром и тряпкой, а чем в это время занималась мэрия Тбилиси, никому не известно.

Сегодня грузинские радикалы не скрывают, что собираются полностью переименовывать все топонимы, связанные с советским периодом. Это тоже понятно, так как именно этот период был точкой высшего развития и благоденствия грузинского народа. Современные грузинские политиканы в своем стремлении опорочить собственную историю, надругаться над памятью народа, безусловно, стоят в одном ряду с прибалтийскими фашистами и украинскими бандеровцами. Такая вот «достойная» компания. Но грузинский народ рано или поздно стряхнет с себя эту нечисть и сотрет из памяти имена тех палачей, которые ведут войну с прошлым своей страны, плюют на память своих дедов.

Георгий Меладзе, специально для EADaily

Зачем в Грузии захотели потревожить могилу матери Сталина

Заместитель мэра Тбилиси Нина Хатискаци в эфире телекомпании Rustavi — 2 заявила, что она против того, чтобы могила Екатерины (Кеке) Геладзе, матери Иосифа Сталина, которая скончалась в 1937 году, оставалась в Мтацминдском пантеоне. Как она подчеркнула, «в Мтанцминдском пантеоне ее могиле не место». Похоже, речь идет о перезахоронении. Но куда? Хатискаци сообщила, что два пантеона общественных деятелей Грузии — Мтацминда и Дидубе — закрыты. «В Дидубийском пантеоне похоронены 890 человек, из которых общественных деятелей — 520, и деньги тратятся не только на уход за могилами общественных деятелей, но и за могилами их родственников», — отметила вице-мэр Хатискаци. По ее словам, строительство нового мемориала планируется на горе Махата. Но там, в отличие от других пантеонов, захоронение родственников общественных или политических деятелей проводиться не будет. При этом пока не ясно, собираются ли городские власти перекопать все могилы или речь идет только о матери Сталина. Кстати, как свидетельствуют очевидцы, место захоронение Кеке всегда ухожено.

Екатерина Джугашвили. Тифлис. 1931 год

Тема гробокопательства появляется в грузинском информационном пространстве уже не первый раз. Еще весной 2007 года тбилисские СМИ передавали, что один из депутатов парламента правящей тогда партии «Единое национальное движение» предлагал разработать законопроект, определяющий критерии, по которым та или иная личность может быть похоронена в пантеоне. Тогда в «черный список» попала и могила матери Сталина (как «не имеющая каких-либо заслуг перед республикой»), и могила погибшего в Тегеране в 1829 году русского дипломата Александра Грибоедова. «Он был гениальным русским поэтом, видным дипломатом Российской империи, но он не был грузинским общественным деятелем», — говорили и писали тогда в Грузии. Однако возобладало мнение, что «могилы надо оставить в покое». Возможно, потому, что опасались ответной реакции. До сих пор в Грузии на улицах городов и особенно в селах встречается сувенирная продукция с профилем Сталина, время от времени инициируются петиции о возвращении его памятника в Гори, который был разрушен в 2010 году.

Президент Грузии (на тот момент) Саакашвили заявлял, что «нельзя, чтобы в стране существовал одновременно музей оккупации и памятник личности, по инициативе которого происходила эта оккупация», хотя его предшественник Шеварднадзе предупреждал, что «таким образом историю не изменишь», а грузинские коммунисты оценивали эту акцию как возможность того, что «падение нации и авторитета грузинского народа» может оказаться «в масштабах всего мира». Парадокс в том, что споры о мертвецах только увеличивали авторитет Сталина в Грузии, оттеняя на этом фоне малую значимость современных грузинских правителей. К примеру, стала расти посещаемость музея Сталина в Гори, который был основан в год смерти его матери в 1937 году. Там до сих пор в фондах находятся 60 тысяч экспонатов, среди которых дом, двухэтажное экспозиционное здание с башней, личный вагон, его посмертная маска, одежда, трубки, и полностью перенесенный личный кабинет в Кремле.

Bogdanov-62

Могила Екатерины Джугашвили

Екатерина Геладзе, мать Сталина, еще при жизни стала легендой, точнее, ее делали таковой. Конечно, это было связано с огромным интересом, прежде всего, к личности главы советского правительства, мельчайшим деталям его биографии, личной жизни. Возникало немало слухов и легенд, некоторые из которых живут до сих пор и вызывают споры среди историков. Даже происхождение Сталина вызывает много версий, что прямым образом связано с его матерью. Но вот что говорил в одном из своих интервью патриарх Грузии Илия II: «Сталин был грузином и в то же время русским». В свою очередь известный британский историк и литературовед, профессор русской и грузинской литературы колледжа Королевы Марии Лондонского университета Дональд Рейфилд говорил после посещения Грузии, где ему показывали дом Кеке и ее могилу, что «Грузия стала известна всему миру в связи со Сталиным». А попытки времен правления Саакашвили изменить отношение в стране к Сталину обернулись неудачей.

До недавнего времени и нынешние правители Грузии проявляли к этому вопросу полную индифферентность. Почему именно сейчас они решили зайти на очередной круг в политике десталинизации, сказать пока сложно, хотя нельзя исключать, что это связано с некоторыми аспектами существующих грузино-российских отношений. В свое время Уинстон Черчилль так говорил о борьбе Никиты Хрущева со Сталиным: «Он начал борьбу с мёртвым и вышел из неё побеждённым». Саакашвили тоже начал битву со Сталиным в Грузии и оказался в изгнании на Украине.

На наш взгляд, историю, какой бы она не была, надо уважать, а битва с мертвыми — это всегда плохой признак. К тому же как говорят духовные люди, могила матери Сталина может оказаться «активной», лучше ее не трогать.

Екатерина Джугашвили — мать Сталина

by rupertcolley

Мать Иосифа Сталина, Екатерина Джугашвили, родилась 5 февраля 1858 года, вышла замуж в возрасте четырнадцати лет. Ее первые двое детей, оба мальчики, умерли в течение первого года жизни. Ее третий ребенок, Иосиф Джугашвили, родился 18 декабря 1878 года и, несмотря на приступ оспы, выжил. История лучше запомнила бы его как Иосифа Сталина.

«Чувствительный ребенок»

Екатерина Джугашвили, известная как Кеке, продиктовала свои воспоминания в 1935 году, за два года до смерти. Стенограмма хранилась в грузинском архиве Министерства внутренних дел и была опубликована только в 2007 году по особой просьбе британского автора Саймона Себага Монтефиоре, который в то время писал свою вторую биографию Сталина, Молодой Сталин .

Она назвала своего сына «Сосо», что по-грузински означает «Маленький Джоуи». «Мой Сосо был очень чувствительным ребенком», — написала она.

Рассматривая выживание своего сына как дар от Бога, Кеке была полна решимости увидеть, как Сосо поступает в церковную школу, чтобы выучиться на священника, отбиваясь, часто физически, от настойчивых требований своего мужа стать сапожником. «Мамочка, — сказал юный Сосо, — а что, если, когда мы приедем в город, отец найдет меня и заставит стать сапожником? Я хочу учиться. Я лучше убью себя, чем стану сапожником». «Я поцеловала его, — писала его мать, — и вытерла его слезы. Никто не помешает тебе учиться, никто не отнимет тебя у меня».

Освободившись от буйного мужа, Екатерина Джугашвили переезжала с одного жилья на другое, подбирая работу, где могла.

Как царь

В более позднем возрасте Сталин устроил своей матери переезд в большой особняк в Тифлисе, столице Грузии (ныне Тбилиси), но женщина скромных потребностей, она чувствовала себя неуютно в такой роскоши и ограниченности себе в одну маленькую комнату.

Она отклоняла его просьбы навестить его в Москве, и Сталин, никогда не любивший путешествовать, навещал ее лишь изредка. Однажды она спросила сына: «Джозеф, кто ты сейчас?» Он ответил: «Ты помнишь Царь ? Ну, я как царь. — Лучше бы ты был священником, — сказала она в ответ. Когда он спросил ее, почему она так сильно била его в детстве, она пожала плечами и сказала: «Вот почему ты такой хороший».

Она написала небольшую книгу о своем «дорогом сыне», которая доступна и сегодня.

Екатерина Джугашвили умерла 4 июня 1937 года в возрасте 79 лет. Сталин нарушил грузинские традиции и чувства, не приехав на ее похороны, отправив вместо него Лавентри Берию , в то время человека Сталина в Грузии.

Руперт Колли. Книги и другое магазины.

Эта запись была размещена в Советский Союз/Россия, Женщины в истории с пометкой Сталин. Добавьте постоянную ссылку в закладки. Поиск

Дом с привидениями на Красной площади [1]

Шивон Каттаго, PhD, Новая школа социальных исследований Тартуского университета

Фото на обложке: Очередь людей перед Мавзолеем Ленина на Красной площади, на заднем плане Собор Василия Блаженного и Кремль. март 1925 г. | Бундесархив через Wikimedia Deutschland

«Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!»

Владимир Маяковский

Многое изменилось после распада Советского Союза в 1991. Империя исчезла с карт, а экономические и социальные изменения протекали быстро, но неравномерно. Тем не менее, несмотря на такую ​​турбулентность, одно из самых знаковых мест советской памяти все еще остается. Владимир Ленин, первый руководитель Советского Союза, умер в 1924 году и уже более девяноста лет лежит в открытом гробу в центре Москвы. Больше, чем советская диковинка для случайного туриста; Мавзолей Ленина, как буквальное воплощение государственного суверенитета, демонстрирует неоднородность моделей памяти и обращения с советским прошлым в современной России.

Перед смертью Ленин попросил похоронить его на кладбище рядом с матерью в Петрограде. Сразу после его смерти мнения о том, где и как его похоронить, разделились. Хотя вдова Ленина была против бальзамирования и публичного показа на Красной площади, Сталин победил. Тело Ленина было забальзамировано и подготовлено к его необычной загробной жизни. Идея временного мавзолея изменилась беспрецедентным образом, когда Похоронная комиссия была переименована в Комиссию по увековечиванию памяти Владимира Ульянова-Ленина. С этим бюрократическим изменением 19 июля24 января тело Ленина из подготовленного к погребению превратилось в место, где его останки были сохранены для увековечения, памяти и почитания. Мавзолей обрел собственную жизнь в вакууме власти, который сразу же последовал за его смертью. После смерти Сталина в 1953 году его тело также было забальзамировано и предано земле рядом с телом Ленина. Однако после выступления Хрущева в 1956 году с осуждением Сталина его выгравированное имя было удалено с мраморного фасада Мавзолея, и он был похоронен на могиле перед Кремлевской стеной в 1919 году.61.

Удивительно прочные останки Ленина пережили различные перестановки советской империи и ее последующий крах. За исключением его вывоза на хранение во время Великой Отечественной войны и регулярных периодов повторного бальзамирования, законсервированное тело Ленина постоянно находилось в Мавзолее после его смерти. На протяжении двадцатого века и в двадцать первом живет Ленин. Хотя забальзамированные останки Сталина можно было захоронить в 1961 году, похоронить Ленина оказалось труднее, потому что его удаление с Красной площади влечет за собой переосмысление Октябрьской революции 19-го века.17, Ленинизм, роль Коммунистической партии и создание Советского Союза. Как место памяти и давний артефакт на некрополе Красной площади, он является знаковой частью мемориального ландшафта столицы.

Извращенная скорбь по жертвам коммунизма

Александр Эткинд утверждает, что для людей в постсоветской России характерен особый тип «искаженной скорби». Государственное признание коммунистических преступлений хотя и не отсутствует в современной России, но остается глубоко искаженным. Подавление гражданских инициатив, таких как общество «Мемориал» и музей «Пермь-36», посвященных жертвам коммунистического гнета, в сочетании с продолжающимся почитанием могилы Ленина указывают на сложность примирения с советским прошлым в современной России. Если переход Германии от фашизма к демократии повлек за собой поражение, раскол, оккупацию и уголовные процессы, то переход России к демократии пошел разными путями, включая крах, взрыв, народное восстание и переизобретение суверенного государства.

  • Мавзолей Ленина из ГУМ галереи | Grebol9 via Wikimedia Commons
  • Мавзолей Ленина у стен Кремля в Москве (2011 г.) | CaritasUbi через Wikimedia Commons

Взяв за основу исследование Мичерлиха и Мичерлиха (1975) о неспособности оплакивать нацистское прошлое в послевоенной Германии, Эткинд прослеживает постсоветскую «неспособность оплакивать», аналогичную той, что была в Западной Германии во время 1960-е годы. (2013: 207). Память о Ленине как отце русской революции и основателе Советского Союза отличается от памяти о Сталине, связанной с террором, ГУЛАГом, модернизацией и Великой Отечественной войной. Действительно, в то время как официальное признание Германией нацистского прошлого началось с военного поражения, советская победа в Великой Отечественной войне (1941-1945) продолжает влиять на то, как вспоминают о коммунистическом наследии в современной России.

Поддержание забальзамированного тела Ленина во временном состоянии ожидания погребения иллюстрирует концепцию Эткинда об искаженном трауре. Искусственное бальзамирование и телесные адаптации создали гибридное тело, которое не является ни полностью человеческим, ни искусственным, а является чем-то средним. Более того, затянувшийся период государственного траура по первому руководителю СССР перерос в театрализованную постановку поминальных ритуалов. В почитании сакрального образа Ленина как квазибогоподобного государя затемняется преступная природа основанной им советской власти. Вместо этого длительный период государственного траура подвешивает тело Ленина между революционным временем и временем постсоветской России. В настоящее время Ленин ожидает погребения, но выглядит как бы погребенным в открытом гробу. Лежа в состоянии, после продолжительного более чем девяноста лет, его тело имеет призрачное лиминальное присутствие.

Могила как священное и посещаемое место памяти 

Если могила знаменует собой переход от жизни к смерти, что может означать тело, вечно ожидающее погребения? Более того, если режима, который основал лидер, больше нет, то почему его до сих пор почитают как реликвию современности? Ведь Владимир Ильич Ульянов был не просто политическим деятелем, а первым руководителем СССР и отцом русской революции.

Могилы — одно из самых главных мест памяти, связывающее поколения и усиливающее общественную потребность почтить память умерших (Руины 2019 г.). Хотя многие статуи Ленину были снесены, Мавзолей Ленина отличается. Как и могилу с человеческими останками, ее непросто разобрать или переместить.

Внимание Жака Деррида к непреднамеренным способам, которыми прошлое преследует настоящее, важно для понимания того, как увековечение роли Ленина в Советском Союзе представляет собой сложную смесь восстановления, заимствования, разрыва и преемственности. Дополняя работу Эткинда и Ушакина, Деррида размышляет о призрачном наследии Карла Маркса и отношениях между прошлым и нынешним поколениями. Особое значение имеет аргумент Деррида о том, что жить в настоящем означает жить с наследием прошлого. «И это бытие-с-призраками тоже было бы не только, но и политика памяти, наследства и поколений» (1994: xviii xix ). Размышляя о сложном наследии Маркса, Деррида предполагает, что существует другой вид отношения к прошлому. Если онтология занимается присутствием и существованием, то хонтология сосредотачивается на присутствии того, чего нет.

«Все вопросы о бытии или о том, что должно быть (или не быть) — это вопросы наследства… То, что мы наследники , не означает, что мы иметь или что мы получаем то или иное, какое-то наследство, которое однажды обогащает нас тем или этим, но что есть того, чем мы являемся , это прежде всего наследство, хотим мы этого или знаем об этом или нет’

(Там же: 54)

Особое значение имеет аргумент Деррида о том, что жить в настоящем означает жить с наследием прошлого. Поскольку мы наследники прошлого, способ, которым воспринимается прошлое, очень открыт для интерпретации. Мы не выбираем, когда нам рождаться. Наше самоощущение — это, прежде всего, наследственность. Традиционно открытый гроб — это последний случай, когда скорбящие прощаются перед погребением или кремацией. Однако посетители Мавзолея Ленина уже более девяноста лет пребывают в состоянии искаженного траура. Вместо погребения его искусственно сохраненное тело стало живым памятником-гибридом, чистым знаком и символом.

Могила Иосифа Сталина в Кремлевском некрополе | aydenSoloviev via Wikimedia Commons

Политическая теология советского и постсоветского государства 

Сразу после его смерти Мавзолей Ленина функционировал как своего рода «место паломничества ленинского культа» и быстро ассоциировался с суверенитетом (Тумаркин 1997: 267 ). Решение Никиты Хрущева вернуться к чистоте Ленина в период десталинизации вызвало в воображении дух Ленина против сталинских излишеств. Сталин отошел от основополагающей доктрины ленинизма и духа революции. Ленин был выше Сталина; следовательно, его физическое присутствие предполагало преемственность государственного суверенитета и коммунистической партии, независимо от изменений в политическом руководстве.

Как место памяти, трибуна Мавзолея Ленина была важнейшим местом, где партийные руководители собирались на революционных праздниках, чтобы отметить Октябрьскую революцию и Великую Отечественную войну. Мавзолей был культовым местом для просмотра парадов, особенно тех, которые проводились в День Победы, так что призрачное присутствие Ленина сопровождало советских лидеров, когда они стояли над его сохранившимся суверенным телом. Как утверждает Алексей Юрчак, Ленин «буквально превосходил все отдельные члены партии, руководителей и даже самого Ленина; это было, по сути, бессмертное тело государя» (2015: 147).

Ученые Лаборатории Мавзолея (Центр научных исследований и методов обучения биохимическим технологиям) сохраняют физические останки тела Ленина. В то время как зрителю видны только его лицо, руки и темный костюм, группа Мавзолей сохраняет гибкость и реалистичность тела Ленина. Раз в восемнадцать месяцев его тело подвергается длительным процедурам повторного бальзамирования продолжительностью до двух месяцев, при этом лечение включает в себя внимание к суставам, волосам и костной системе. На протяжении десятилетий врачи разрабатывали новые методы сохранения его тела, требующие регулярного повторного бальзамирования, ванн и замены органических материалов искусственными (Юрчак 2015).

В то время как современное светское государство продолжает освящать мощи с захоронением останков неизвестного солдата, культ почитания вокруг Мавзолея Ленина иной. Если культы Сталина, Мао Чжэдуна и Тито были «культами живого лидера», то культ Ленина укоренен в его суверенных мертвых останках. (Тумаркин 1997: 3). В русской православной религии человек считается святым, если его тело не разлагается и не разлагается. Тот факт, что тело Ленина не разлагается, предполагает его своеобразную связь со святостью.

Культ ленинизма помог укрепить преемственность Советского государства. Ленин не только почитается как первый лидер Советского Союза, но и символически связан с Октябрьской революцией 1917 года и преемственностью Российского государства с Советским Союзом. Он связан с революционным временем, а также родословной государства от Ивана Грозного, Петра Великого, через Сталина и нынешнего Владимира Путина. Более того, чрезвычайные обстоятельства его загробной жизни связывают его с религиозными реликвиями и бессмертным присутствием государя. Его сохранившееся тело стало освященной государством реликвией, связанной с легитимацией Советского Союза и его извращенным трауром по коммунистическим репрессиям.

Распад Советского Союза, государственный переворот и переход к демократии оставили вакуум власти в 1991 году. После того, как городу Ленинграду было возвращено его первоначальное название Санкт-Петербург, Борис Ельцин убрал почетный караул у Мавзолея в 1993 году. Он также предложил похоронить Ленина и снова поднял этот вопрос в 1997 году; однако политические силы были против его захоронения ради традиции и преемственности.

В 2001 году Путин выступил против удаления Ленина, заявив, что, поскольку многие люди старшего поколения продолжают отождествлять себя с Лениным и коммунизмом, его похороны могут лишить их чувства стабильности. Мавзолей, как советская мелодия к гимну России, поддерживает национальную преемственность и социальную стабильность во времена утраты, трудного перехода и политических перемен. В современной России, узаконенной Великой Отечественной войной и антифашизмом, мало политической воли похоронить Ленина. В 2010 году Путин снова выступил против переноса тела Ленина с Красной площади. Во время своей президентской кампании в 2012 году он связал сохранение тела Ленина с традициями внутри православной церкви (Бирнбаум 2013, Пономарева 2012). В своем выступлении Путин повторил мнение лидера Коммунистической партии России Геннадия Зюганова, который утверждал, что сохранение тела Ленина «соответствует православным канонам и традициям». Путин призвал вернуться «к нашим историческим корням» (цитата Путина по Пономаревой).

Почитаемые останки Ленина поддерживают преемственность Российского государства во всех его различных формах, таких как царская, советская и суверенная демократия. Его открытый гроб, как место траура, является напоминанием о его политическом присутствии и мифической роли в русской революции. Мавзолей Ленина сочетает в себе функции могилы, места памяти и символа советской государственной власти. Хотя официальное признание репрессий в Советском Союзе действительно существует, пока его Мавзолей остается открытым, роль Ленина в этом спонсируемом государством насилии преуменьшается. Его физическое и призрачное присутствие рядом с Кремлем свидетельствует о благоговении, а не о критических размышлениях. Мавзолей Ленина демонстрирует, что прошлое вовсе не прошлое, а перестроено в соответствии с современными политическими интересами. Если бы советские руководители смогли похоронить Сталина в 1961, они не могли похоронить Ленина из-за его основополагающей роли в революции 1917 года и канонизации ленинизма как учения. У первого лидера Советского Союза необычная загробная жизнь. Он нежить.

[1] Это сокращенная версия книги «Дом с привидениями: память, призраки и политическая теология в Мавзолее Ленина», опубликованной в Constellations: A Journal of Critical and Democracy Theory , Vol 24, No 4, December 2017, 555-569.

Каталожные номера

Бирнбаум, Майкл (2013). «Могила Ленина должна оставаться на Красной площади, говорит Путин»,

Washington Post ,

, 12 января 2013 г. https://www.washingtonpost.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *