ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ ОРИГИНАЛ И ПЕРЕВОД
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова
Текст: Вступление Оригинал Параллельно Перевод
«Повесть
временных лет» занимает в истории
русского общественного самосознания
и истории русской литературы особое
место. Это не только древнейший из
дошедших до нас летописных сводов,
повествующий о возникновении Русского
государства и первых веках его истории,
но одновременно и важнейший памятник
историографии, в котором отразились
представления древнерусских книжников
начала XII в. о месте русичей среди
других славянских народов, представления
о возникновении Руси как государства
и происхождении правящей династии, в
котором с необычайной ясностью освещены,
как бы сказали сегодня, основные
направления внешней и внутренней
политики. «Повесть временных лет»
свидетельствует о высоко развитом в то
время национальном самосознании: Русская
земля осмысляет себя как могущественное
государство со своей самостоятельной
политикой, готовое при необходимости
вступить в единоборство даже с
могущественной Византийской империей,
тесно связанное политическими интересами
и родственными отношениями правителей
не только с сопредельными странами —
Венгрией, Польшей, Чехией, но и с Германией,
и даже с Францией, Данией, Швецией.

«Повесть
временных лет» дошла до нас лишь в
поздних списках, старшие из которых
отдалены от времени ее создания на два
с половиной — три столетия. Но сложность
ее изучения не только в этом. Сама
«Повесть временных лет» — лишь один из
этапов истории отечественного летописания,
истории, реконструкция которой
представляет чрезвычайно сложную
задачу.
Наиболее
авторитетной по сей день остается
гипотеза академика А. А. Шахматова,
дополненная и уточненная его последователями
(прежде всего — М. Д. Приселковым
и Д. С. Лихачевым). Согласно их
представлениям, «Повести временных
лет» предшествовали другие летописные
своды. А. А. Шахматов предполагал, что
у истоков летописания находился
Древнейший летописный свод конца
30-х гг. XI в., Д. С. Лихачев
полагает, что первым этапом осмысления
отечественной истории киевскими
книжниками было создание «Сказания о
первоначальном распространении
христианства на Руси» (названия обоих
памятников даны исследователями). В
70-х гг. XI в. создается летописный
свод Никона, в 1093—1095 гг. — так
называемый Начальный свод. В начале
XII в. (в 1113 г.?) монах Киево-Печерского
монастыря Нестор создает «Повесть
временных лет», существенно переработав
предшествующий ей Начальный свод.
А. А. Шахматов
считал, что текст Нестора до нас дошел
не в своем первоначальном виде: в 1116 г.
Однако
изложенная выше концепция представляется
недостаточно убедительной в той части,
которая касается судьбы текста Нестора.
Если принять точку зрения Шахматова на
существование трех редакций «Повести»
и реконструируемый им их состав, окажется
трудным объяснить включение в текст
второй редакции значительных фрагментов
из третьей и, наряду с этим, сохранение
явного дефекта — обрыва на середине
текста статьи 1110 г.
Таким образом текст издается по Ипатьевскому списку Ипатьевской летописи, хранящемуся в Библиотеке РАН (шифр 16.4.4). Описки и пропуски исправляются в основном по списку той же летописи — Хлебниковскому XVI в. (хранится в РНБ, шифр F.ІѴ.230), который, восходя с Ипатьевским к общему оригиналу, часто содержит более правильные чтения. В необходимых случаях для исправления привлекаются и списки так называемой второй редакции «Повести» — Лаврентьевский (
РНБ, шифр F. п. № 2) и Радзивилловский (БиблиотекаРАН, шифр 34.5.30).В комментариях приняты следующие условные сокращения:
ВВ — Византийский временник
ВИ — Вопросы истории
Древнейшие государства — Древнейшие государства на территории СССР
И — Ипатьевский список Ипатьевской летописи
Латиноязычные
источники —
Латиноязычные источники по истории
Древней Руси: Германия. IX — первая
половина XII в. / Сост., перевод, коммент.
докт. ист. наук М. Б. Свердлова. М.;
Л., 1989
Л — Лаврентьевский список «Повести временных лет» // Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Ч. 1. Текст и перевод
Лихачев. Комментарии — Там же. Часть 2. Статьи и комментарии Д. С. Лихачева. С. 203—484
М — Летопись Московско-Академическая (разночтения подведены к тексту Радзивилловской летописи в изд. 1989 г.)
Новг. перв. лет.— Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов / Под ред. и с предисловием А. Н. Насонова. М.; Л., 1950
Новосельцев. Хазарское государство — Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990
Пашуто. Внешняя политика — Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968
ПВЛ — Повесть временных лет. М.; Л., 1950
Р —
Радзивилловская летопись // Полное
собрание русских летописей. Л., 1989. Т. 38
Сахаров. Дипломатия Древней Руси — Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси. IX — первая половина X века. М., 1980
X — Хлебниковский список Ипатьевской летописи
Хроника Амартола — Истрин В. М. Хроника Георгия Амартола в древнем славяно-русском переводе. Пгр., 1920. Т. 1
Щапов. Государство и церковь.— Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси X—XIII вв. М., 1989.
Электронные публикации
Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН
ГЛАВНАЯ
КАРТА САЙТА
ПОИСК
ВХОД
Personalia
Сериальные издания
Сборники вне серий
Справочники
Библиографии
Собрания текстов
Интернет-проекты
Пушкинский кабинет
Собрания текстов / Библиотека литературы Древней Руси / Том 1 / Повесть временных лет
Показать меню
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
Подготовка
текста, перевод и комментарии О.
Текст: Вступление Оригинал Параллельно Перевод
ПОВѢСТЬ ВРЕМЕННЫХЪ ЛѢТ ЧЕРНОРИЗЦА ФЕДОСЬЕВА МАНАСТЫРЯ ПЕЧЕРЬСКАГО,[1] ОТКУДУ ЕСТЬ ПОШЛА РУСКАЯ ЗЕМЛЯ <…> И ХТО В НЕЙ ПОЧАЛЪ ПѢРВѢЕ КНЯЖИТИ, И ОТКУДУ РУСКАЯ ЗЕМЛЯ СТАЛА ЕСТЬ
Се начнемь повѣсть сию.
По потопѣ бо 3-е сынове Ноеви роздѣлиша земьлю: Симъ, Хамъ, Афетъ. Яся въстокъ Симови:[2] Перьсида, Ватрь, доже и до Иньдикия в долготу, и в широту и до Нирокуриа, якоже рещи от въстока доже и до полуднья, и Сурия, и Мидиа по Ефратъ рѣку, и Вавилонъ, Кордуна, асурианѣ, Месопотамиа, Аравиа Старѣйшая, Елумаисъ, Индия, Аравия Силная, Кулии,Комагины, Финикия вся.
Хамови
же яся полуденья часть: Егупетъ, Ефиопья,
прилежащия къ Индомъ, другая же Ефиопья,
из неяже исходить рѣка ефиопьскаа
Чермьна, текущия на въстокъ, Фива, Луви,
прилежащи доже до Куриния, Мармариа,
суритѣ, Ливуи другая, Нумидия, Масурия,
Мавритания, противу сущи Гадирѣ. Сущимъ
же къ встоком имать Киликию, Памфилию,
Писидию, Мосию, Лукаонию, Фругию, Камалию,
Ликию, Карию, Лудию, Масию другую, Троаду,
Солиду,[3] Вифунию,
Старую Фругию. И островы пакы имать:
Сарданию, Критъ, Купръ, и рѣку Гиону,
зовемую Нилу.
А
Афетови же яся полунощная страна и
западная: Мидия, Олъвания, Армения Малая
и Великая, Каподокия, Фефлагони, Галатия,
Кольхысъ, Воспорий, меоти, дереви,
сармати, тавриани, Скуфия, фраци,
Македония, Далматия, молоси, Фесалия,
Локрия, Пеления, яже и Полопонисъ наречется,
Аркадия, Ипириноя, Илурикъ,
словене,[4] Лухития,
Аньдриакия, Аньдриатиньска пучина.
Имать же и островы: Вританию, Сикелию,
Евию, Родона, Хиона, Лѣзвона, Куфирана,
Закуньфа, Кефалиния, Ифакину, Керкуру,
и часть всякоя страны,[5] и
нарицаемую Онию, и рѣку Тигру, текущюю
межи Миды и Вавилономъ; до Понетьского
моря,[6] на
полунощныя страны, Дунай, Днепръ и
Кавькасийскыя горы, рекше Угорьскыя,[7] и
оттуда, рекше, доже и до Днепра, и прочаая
рѣкы: Десна, Припеть, Двина, Волховъ,
Волга, иже идеть на въстокъ, въ часть
Симову. Въ Афетови же части сѣдить русь,
чюдь и вси языцѣ: меря, мурома, всь,
мордва, заволочьская чюдь, пермь, печера,
ямь, югра, литва, зимигола, корсь, лѣтьгола,
либь. [8] Ляховѣ
же, и пруси[9] и
чюдь присѣдять к морю Вяряскому. По сему
же морю сѣдять варязи[10] сѣмо
къ вьстоку до предѣла Симова, по тому
же морю сѣдять къ западу до земли
Агаряньски[11] и
до Волошьскые.[12]
Афетово же колѣно и то: варязи, свеи, урмане, готѣ,[13] русь, аглянѣ, галичанѣ,[14] волохове,[15] римлянѣ, нѣмци, корлязи,[16] венедици, фряговѣ и прочии, присѣдять от запада къ полуденью и съсѣдятся съ племенем Хамовомъ.
Симъ
же, и Хамъ и Афетъ, раздѣливше землю, и
жребии метавше, не переступати никомуже
въ жребий братень, и живяху кождо въ
своей части. И бысть языкъ единъ. И
умножившимся человѣком на земли, и
помыслиша создати столпъ до небеси въ
дни Нектана и Фалека. И събравшеся на
мѣстѣ Сенарь поле здати <…>
столпъ до небесе и городъ около его
Вавилонъ, и здаша столпъ за 40 лѣт, и не
свѣршенъ бысть. И сниде Господь Богъ
видѣть город и столпа, и рече Господь:
«Се родъ единъ и языкъ единъ». И смѣси
Богъ языкы, и раздѣли на 70 и на два языка,
и рассѣя по всей земли. По размѣшеньи
же языкъ Богъ вѣтромъ великомъ раздруши
столпъ, и есть останокъ его межи Асура
и Вавилона, и есть въ высоту и въ шириню
лакотъ 5433 локотъ, въ лѣта многа хранимъ
останокъ.[17]
По раздрушении же столпа и по раздѣлении языкъ прияша сынове Симовы въсточныя страны, а Хамовы же сынове полуденныа страны. Афетови же сынове западъ прияша и полунощьныя страны. От сихъ же 70 и дву языку бысть языкъ словенескъ, от племени же Афетова, нарѣцаемѣи норци,[18] иже суть словенѣ.
По
мнозѣхъ же временѣхъ сѣлѣ суть словени
по Дунаеви, кде есть нынѣ Угорьская
земля и Болгарьская. От тѣхъ
словенъ разидошася по
земьли и прозвашася имены своими, кде
сѣдше на которомъ мѣстѣ. Яко пришедше
сѣдоша на рѣцѣ именемъ Моравѣ, и прозвашася
морава, а друзии чесѣ нарекошася. А се
ти же словѣне: хорвати бѣлии, серпь
и хорутане[19] Волохомъ
бо нашедшим на словены на дунайскые, и
сѣдшимъ в нихъ и насиляющимъ имъ.[20] Словѣне
же ови пришедше и сѣдоша на Вислѣ, и
прозвашася ляховѣ, а от тѣхъ ляховъ
прозвашася поляне, ляховѣ друзии —
лютицѣ, инии мазовшане, а инии поморяне. [21]
Такоже и тѣ же словѣне, пришедше, сѣдоша по Днепру и наркошася поляне, а друзии деревляне, зане сѣдоша в лѣсѣхъ, а друзии сѣдоша межи Припѣтью и Двиною и наркошася дреговичи, и инии сѣдоша на Двинѣ и нарекошася полочане, рѣчькы ради, яже втечеть въ Двину, именемь Полота,[22] от сея прозвашася полочанѣ. Словѣне же сѣдоша около озера Илмера, и прозвашася своимъ именемъ, и сдѣлаша городъ и нарекоша и́ Новъгородъ. А друзии же сѣдоша на Деснѣ, и по Семи,[23] и по Сулѣ[24] и наркошася сѣверо.[25] И тако разидеся словенескъ языкъ, тѣмьже и прозвася словеньская грамота.
Поляномъ
же живущим о собѣ по горамъ симъ, и бѣ
путь из Варягъ въ Грѣкы, и изъ Грѣкъ по
Днепру, и вѣрхъ Днѣпра волокъ до Ловоти,
и по Ловоти внити в Илмерь озеро великое,
из негоже озера потечеть Волховъ и
втечеть въ озеро великое Нево, и того
озера внидет устье в море Варяское.[26] И
по тому морю внити доже и до Рима, а от
Рима прити по тому же морю къ Цесарюграду,
и от Царяграда прити в Понтъ море, в неже
втечет Днѣпръ рѣка. Днѣпръ бо течеть
изъ Воковьского лѣса,[27] и
потечеть на полудни, а Двина изъ того
же лѣса потечет, и идеть на полуночье и
внидет в море Варяское. Ис того же лѣса
потечеть Волга на въстокъ и вътечет
седьмьюдесятъ жерелъ в море
Хвалийское.[28] Тѣмьже
из Руси можеть ити по Волзѣ в Болгары и
въ Хвалисы, и на въстокъ доити въ жеребий
Симовъ, а по Двинѣ въ Варягы, а изъ Варягъ
и до Рима, от Рима же и до племени Хамова.
А Днепръ втечет в Понтеское море треми
жералы, иже море словеть Руское, по нему
же училъ святый апостолъ Андрѣй, братъ
Петровъ.
Якоже
ркоша, Андрѣю учащю в Синопии,
пришедшю ему в Корсунь, увидѣ, яко ис
Коръсуня близъ устье Дьнѣпръское, и
въсхотѣ поити в Римъ, и приде въ устье
Днепръское, и оттолѣ поиде по Днѣпру
горѣ.[29] И
по приключаю приде и ста подъ горами на
березѣ. И заутра, въставъ, рече к сущимъ
с нимъ ученикомъ: «Видите горы сия? Яко
на сихъ горахъ въсияеть благодать Божия:
имать и городъ великъ быти и церкви
мьногы имат Богъ въздвигнути». И въшедъ
на горы сиа, и благослови я, и постави
крестъ, и помолився Богу, и слѣзе съ горы
сея, идеже послѣже бысть Киевъ, и поиде
по Днѣпру горѣ. И приде въ словены, идеже
нынѣ Новъгород, и видѣвъ люди ту сущая,
какъ ихъ обычай и како ся мыють и хвощются,
и удивися имъ. И иде въ Варягы, и приде
в Римъ, исповѣда, елико научи и елико
видѣ, и рече имъ: «Дивно видѣхъ землю
словеньску, идущю ми сѣмо. Видѣхъ банѣ
древяны, и пережьгуть я велми, и съвлекутся,
и будуть нази, и обольются мытелью, и
возмуть вѣникы, и начнуть хвостатися,
и того собѣ добьють, одва
вылѣзуть еле живы,[30] и
обольются водою студеною, и тако оживут.
И тако творять по вся дни, не мучими
никымже, но сами ся мучать, и то творят
не мытву себѣ, а <…>
мученье».[31] И
се слышавше, дивляхуся. Андрѣй же, бывъ
в Римѣ, приде въ Синопию.
Поляномъ
же живущиим о собѣ и владѣющимъ роды
своими, яже и до сея братья бяху поляне,
и живяху кождо съ родом своимъ на своихъ
мѣстехъ, володѣюще кождо родомъ своимъ.
И быша 3 брата: а единому имя Кий, а другому
Щекъ, а третьему Хоривъ, и сестра ихъ
Лыбѣдь. И сѣдяше Кий на горѣ, кдѣ нынѣ
увозъ Боричевъ,[32] а
Щекъ сѣдяше на горѣ, кдѣ нынѣ зовется
Щековица, а Хоривъ на третьей горѣ,
отнюду же прозвася Хоривица. Створиша
городокъ во имя брата ихъ старѣйшаго и
наркоша и́ Киевъ.[33] И
бяше около города лѣсъ и боръ великъ, и
бяху ловяще звѣрь, бяхуть бо мудрѣ и
смыслени, и нарицахуся поляне,
от нихъ же суть поляне — кияне и до сего
дни.
Инии же, не вѣдуще, ркоша, яко Кий есть перевозникъ бысть, у Киева бо перевозъ бяше тогда съ оноя страны Днепра, тѣмь глаголаху: «На перевозъ на Киевъ». Аще бо былъ перевозникъ Кый, то не бы ходилъ къ Цесарюграду. Но сий Кий княжаше в роду своем, и приходившю ему къ цесарю — не свѣмы, но токмо о сѣмъ вѣмы, якоже сказають: яко велику честь приялъ есть от цесаря, которого не вѣмъ и при котором приходи цесари.[34] Идущю же ему опять, приде къ Дунаеви, и възлюби мѣсто, и сруби городокъ малъ, и хотяше сѣсти с родомъ своимъ, и не даша ему близъ живущии; еже и донынѣ нарѣчють дунайци городище Киевѣць. Киеви же пришедшю въ свой городъ Киевъ, ту и сконча животъ свой, и брата его — Щекъ и Хоривъ, и сестра ихъ Лыбѣдь ту скончашася.
И
по сей братьи почаша дѣржати родъ ихъ
княжение в поляхъ, а въ деревляхъ свое,
а дрьговичи свое, а словѣне свое въ
Новѣгородѣ, а другое на Полотѣ, иже и
полочанѣ. От сихъ же и кривичи, иже сѣдять
на верхъ Волгы, и на вѣрхъ Двины и на
вѣрхъ Днѣпра, ихъже и городъ есть
Смолѣнескъ; туда бо сѣдять кривичи. Таже
сѣверо от них. На Бѣлѣ озерѣ сѣдять вѣсь,
а на Ростовѣ озерѣ меря, а на Клещинѣ
озерѣ[35] сѣдять
мѣря же. А по Оцѣ рѣцѣ, кде втечеть въ
Волгу, языкъ свой — мурома, и черемиси
свой языкъ, и мордва свой языкъ. Се бо
токмо словѣнескъ языкъ в Руси: поляне,
деревляне, новъгородьци, полочане,
дьрьговичи, сѣверо, бужане, зане сѣдять
по Бугу, послѣже же волыняне.
И се суть инии языцѣ, иже дань дают Руси: чудь, весь, меря, мурома, черемись, мордва, пѣрмь, печера, ямь, литва, зимѣгола, корсь, нерома, либь: си суть свой языкъ имуще, от колѣна Афетова, иже живуть на странахъ полунощныхъ.
Словеньску
же языку, якоже ркохом, живущю на Дунаи,
придоша от скуфъ, рекше от козаръ, рекомии
болгаре, и сѣдоша по Дунаеви, насѣлницѣ
словеномъ бѣша. А посемъ придоша угре
бѣлии и наслѣдиша землю словѣньскую,
прогнавше волохы,
иже бѣша приялѣ землю словеньску. Си бо
угри почаша быти пр-Ираклии цесари, иже
ходиша на Хоздроя, цесаря пѣрьскаго.[36] В
си же времена быша и обре,[37] иже
воеваша на цесаря Ираклия и мало его не
яша. Си же обри воеваша на словѣны и
примучиша дулѣбы,[38] сущая
словѣны, и насилье творяху женамъ
дулѣбьскымъ: аще поѣхати бяше обрину,
не дадяше въпрячи коня, ни волу, но веляше
въпрячи 3, или 4, ли 5 женъ в телѣгу и
повести обрина, и тако мучаху дулѣбы.
Бяху бо обри тѣломъ велицѣ, а умомъ
горди, и потреби я Богъ, и помроша вси,
и не оста ни единъ обринъ. И есть притча
в Руси и до сего дни: погибоша аки обри,
ихъ же нѣсть ни племене, ни наслѣдка. По
сихъ бо придоша печенизѣ,[39] и
пакы идоша угри чернии[40] мимо
Киевъ послѣже при Ользѣ.
Поляномъ
живущимъ о себѣ, якоже ркохомъ, сущии
от рода словѣньска и наркошася поляне,
а деревляне от словенъ же и нарекошася
древляне; радимичи бо и вятичи от ляховъ.
Бяста бо два брата в лясѣхъ: Радимъ, а
другый Вятко, и, пришедша, сѣдоста: Радимъ
на Съжю,
и прозвашася радимичи, а Вятко сѣде
своимъ родомъ по Оцѣ, от него прозвашася
вятичи. И живяху в мирѣ поляне, и древляне,
и северо, и радимичи, и вятичи и
хорвати.[41] Дулѣби
же живяху по Бугу, кде нынѣ волыняне,
а уличи, тиверци сѣдяху по Бугу и по
Днѣпру,[42] иприсѣдяху къ
Дунаеви. И бѣ множество ихъ,
сѣдяху бо по Бугу и по Днепру оли до
моря, и суть городы ихъ и до сего дне, да
то ся зовяху от Грѣкъ Великая скуфь.[43]
Имѣяхуть
бо обычая своя и законы отець своихъ и
предания, кождо своя норовъ. Поляне бо
своихъ отець обычай имяху тихъ и кротокъ,
и стыдѣнье къ снохамъ своимъ и къ
сестрамъ, и къ матеремъ своим, и снохы
къ свекровамъ своимъ и къ дѣверемъ
велико стыдѣнье имуще. И брачный обычай
имѣаху: не хожаше женихъ по невѣсту, но
привожаху вечеръ, а заутра приношаху
что на ней вдадуче. А деревляни живяху
звѣрьскымъ образомъ, живуще скотьскы:
и убиваху другъ друга, ядуще все нечисто,
и браченья в нихъ не быша, но умыкаху у
воды дѣвица. А радимичи, и вятичи и северо
одинъ обычай имяху: живяху в лѣсѣ, якоже
всякый звѣр, ядуще все нечисто, и
срамословье в нихъ предъ отьци и пред
снохами, и бьраци не бываху в нихъ, но
игрища межю селы, и схожахуся на игрища,
на плясанья и на вся бѣсовьскыя пѣсни,
и ту умыкаху жены собѣ, с неюже кто
свѣщевашеся. Имяхут же по двѣ и по три
жены. И аще кто умряше, творяху трызну
надъ нимь, и посемъ творяху кладу велику,
и възложать на кладу мертвѣца и съжигаху,
и посемъ, събравше кости, вложаху въ <…>
ссудъ малъ и поставляху на столпѣ на
путехъ, иже творять вятичи и нынѣ. Си же
обычаи творяху и кривичи и прочии
погании, не вѣдуще закона Божиа, но
творяху сами себѣ законъ.
Глаголеть
Георгий в лѣтописьцѣ:[44] «Ибо
комуждо языку овѣмь законъ исписанъ
есть, другымъ же обычая, зане безаконнымъ
отечьствиемь мнится. От нихъ же пѣрьвое
сирии, живущии на конѣць земля, законъ
имуть отець своих и обычая: не любодѣяти,
ни прѣлюбодѣяти, ни красти, ни клеветати,
ли убити, ли зло дѣяти всема отинудь.
Законъ же и у ктириянъ, глаголемии
върахмане и островичи,[45] иже
от прадѣдъ показаньемь и благочестьемь
мясъ не ядуще, ни вина пьюще, ни блуда
творяще, никакояже злобы творяще, страха
ради многа. Ибо явѣ таче прилежащим
к нимъ индомъ:
убийстводѣица, сквѣрнотворящии, гнѣвливи
паче естьства; въ нутренѣйший же странѣ
ихъ человѣкы ядуще и страньствующихъ
убиваху, паче же ядять яко пси. Етеръ же
законъ халдѣемь[46] и
вавилоняномъ: матери поимати, и съ
братними чады блудъ дѣяти, и убивати.
Всяко бестудьное дѣяние яко добродѣтельемнятся
дѣюще, любо аще и далече страны своея
будут.
Инъ же законъ гилиомъ:[47] жены у нихъ орють, и хоромы зижють, и мужьскыя дѣла творять, но и любы творить елико хощеть, не въздѣржаемы от мужий своихъ отинудь, ни зазрятъ. В нихъ же суть и хоробры жены ловити звѣрѣ крѣпькы. Владѣють жены мужьми своими и въдобьляють ими. Въ Вритании же мнози мужи съ единою женою спять, тако же и многыя жены съ единымъ мужемъ похотьствують и безаконьная законъ отець творять независтьно и невъздѣржанно.
Амазоняни[48] же
мужа не имуть, акы скотъ бесловесный,
но единою лѣтом к вешнимъ днемъ озѣмьствени
будуть и съчитаються съ окрѣстныхъ <…>
мужи, яко нѣкоторое имъ торжество и
велико празднество время тѣ мнять. От
нихъ заченшим въ чревѣ, и пакы разбѣгнутся
отсюду вси. Въ время же хотящимъ родити,
аще родится отроча — погубять и́, аще
ли дѣвическъ полъ, то въздоять и прилѣжьно
и въспитают».
Якоже се и нынѣ при насъ половци законъ дѣржать отець своихъ: кровь проливати, а хвалящеся о семъ, и ядуще мертвечину и всю нечистоту, хомякы и сусолы, и поимають мачехы своя и ятрови, и ины обычая отець своихъ. Но мы же, християне, елико земль, иже вѣрують въ святую Троицю, и въ едино крещение, и въ едину вѣру, законъ имамъ одинъ, елико в Христа крѣстихомъся и въ Христа облекохомся.
По
сихъ же лѣтехъ, по смерти братья сея,
быша обидими деревляны и инѣми околными.
И наидоша я козаре,[49] сѣдящая
в лѣсѣхъ на горах, и ркоша козарѣ: «Платите
намъ дань». Здумавше же поляне и вдаша
от дыма мечь. И несоша козарѣ къ князю
своему и къ старѣйшинамъ своим и рѣша
имъ: «Се, налѣзохомъ дань нову». Они же
рѣша имъ: «Откуду?», Они же рѣша имъ: «В
лѣсѣ на горах, над рѣкою Днѣпрьскою».
Они же ркоша: «Что суть вдалѣ?» Они же
показаша мечь. И рѣша старцѣ козарьстии:
«Не добра дань, княже! Мы доискахомся
оружьемь одиноя страны, рѣкше саблями,
а сихъ оружье обоюду остро, рекше мечи. Си имуть имати и на нас дань и на инѣхъ
странахъ». Се же събысться все: не от
своея воля ркоша, но от Божия изволѣнья.
Яко и при фараонѣ, цесари егупетьстемь,
егда приведоша Моисѣя пред фараона, и
ркоша старци фараони: «Сий хощеть смирити
область Егупетьску»; якоже и бысть:
погыбоша егуптянѣ от Моисѣя, а пѣрвѣе
бѣша работающе имъ.[50] Тако
и си: пѣрвѣе владѣша, а послѣдѣ самѣми
владѣют; якоже и бысть: володѣють бо
козары русьстии князи и до днешняго
дне.
В
лѣто 6360, индикта 15,[51] наченшю
Михаилу цесарьствовати,[52] нача
ся прозывати Руская земля. О семъ бо
увѣдахом, яко при сем цесари приходиша
Русь на Цесарьград, якоже писашеть в
лѣтописании грѣцком Тѣмьже и отселѣ
почнем и числа положим, яко от Адама до
потопа лѣт 2242, а от потопа до Аврама лѣт
1082, от Аврама до исхожения Моисѣева лѣтъ
430; от исхожения Моисѣова до Давида лѣт
601, от Давида и от начала
царства Соломоня до плѣнения Иеросалимова
лѣт 448, от плѣнения до Александра лѣт
318, от Лександра до Христова рожества лѣт
333, от Христова рожьства до Костянтина
лѣт 318, от Костянтина же до Михаила сего
лѣт 542. [53] От
пѣрьваго лѣта Михаила сего до пѣрваго
лѣта Олгова рускаго князя, лѣт 29, от
пѣрваго лѣта Олгова, понелѣже сѣде в
Киевѣ, до пѣрваго лѣта Игорева лѣто 31,
от пѣрваго лѣта Игорева до пѣрваго лѣта
Святославля лѣт 33, от пѣрваго лѣта
Святославля до пѣрваго лѣта Ярополча
лѣт 28, Ярополкъ княжи лѣт 8, Володимеръ
княжи лѣт 37, Ярославъ княжи лѣт 40. Тѣмьже
от смерти Святославля до смерти Ярославли
лѣт 85, от смерти Ярославли до
смерти Святополчи лѣт
60.[54]
Но мы на предлежащее възъвратимся и скажемъ, что ся удѣяло в лѣта си, якоже преже почали бяхомъ пѣрвое лѣто Михаила, и по ряду положимъ числа.
В лѣто 6361-е. В лѣто 6362-е. В лѣто 6363-е. В лѣто 6364-е. В лѣто 6365-е.
В лѣто 6366-е. Михаилъ цесарь изыде с вои берегом и моремъ на болъгары. Болгар(е) же увидѣвьше, не могоша стати противу, креститися просиша, покорятися грѣком. Цесарь же крести князя ихъ и бояры вся и миръ сътвори съ болгары.[55]
В
лѣто 6367. Имаху дань варязи, приходяще
изъ заморья, на чюди, и на словѣнехъ, и
на меряхъ и на всѣхъ, кривичахъ. [56] А
козаре имахуть на полянех, и на сѣверехъ,
и на вятичихъ, имаху по бѣлѣ и
вѣверици[57] тако
от дыма.
В лѣто 6368. В лѣто 6369.
В
лѣто 6370. И изгнаша варягы за море, и не
даша имъ дани, и почаша сами в собѣ
володѣти. И не бѣ в нихъ правды, и въста
родъ на род, и быша усобицѣ в них, и
воевати сами на ся почаша. И ркоша:
«Поищемъ сами в собѣ князя, иже бы
володѣлъ нами и рядилъ по ряду, по праву.»
Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо
звахуть ты варягы русь, яко се друзии
зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне,
инѣи и готе, тако и си.[58] Ркоша руси чюдь,
словенѣ, кривичи и вся: «Земля наша
велика и обилна, а наряда въ ней нѣтъ.
Да поидете княжить и володѣть нами». И
изъбрашася трие брата с роды своими, и
пояша по собѣ всю русь, и придоша къ
словѣномъ пѣрвѣе. И срубиша город Ладогу.
И сѣде старѣйший в Ладозѣ Рюрикъ, а
другий, Синеусъ на Бѣлѣ озерѣ, а третѣй
Труворъ въ Изборьсцѣ.[59] И
от тѣхъ варягъ прозвася Руская земля.
По дъвою же лѣту умре Синеусъ и братъ
его Труворъ. И прия Рюрикъ власть всю
одинъ, и пришед къ Ильмерю, и сруби город
надъ Волховом, и прозваша и́ Новъгород,
и сѣдѣ ту, княжа, и раздая мужемъ своимъ
волости и городы рубити: овому Полътескъ,
овому Ростовъ, другому Бѣлоозеро. И по
тѣмь городомъ суть находницѣ варязи;
пѣрвии населници в
Новѣгородѣ словенѣ, и в Полотьскѣ
кривичи, Ростовѣ меряне, Бѣлѣозерѣ весь,
Муромѣ мурома. И тѣми всѣми обладаше
Рюрикъ.
Начальная летопись: что случилось с оригиналом «Повести временных лет»
Русские летописи — уникальный историографический феномен, письменный источник раннего периода нашей истории. До сих пор исследователи не могут прийти к единому мнению ни об их авторстве, ни и об их объективности.
Главные загадки
«Повесть временных лет» — это череда заковыристых загадок, которым посвящены сотни научных трактатов. На повестке дня уже не меньше двух веков стоят четыре вопроса: «Кто автор?», «Где Начальная летопись?», «Кто виноват в фактологической путанице?» и «Подлежит ли древний свод восстановлению?».
Что такое летопись
Любопытно, что летопись — это исключительно русское явление. Мировых аналогов в литературе нет. Слово происходит от древнерусского «лето», что означает «год». Другими словами, летопись – это то, что создавалось «из года в год». Складывалась она не одним человеком и даже не одним поколением. В ткань современных авторам событий вплетались древние сказания, легенды, предания и откровенные домыслы. Трудились над летописями монахи.
Кто автор
Наиболее распространенное название «Повести» сложилось из начальной фразы: «Се повести временных лет». В научной среде в ходу еще два названия: «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись».
Однако некоторые историки всерьез сомневаются в том, что монах Киево-Печёрской лавры вообще имеет хоть какое-нибудь отношение к летописному своду о колыбельном периоде русской нации. Академик А. А. Шахматов отводит ему роль переработчика Начального свода.
Что известно о Несторе? Имя вряд ли родовое. Он был монахом, значит, в миру носил другое. Нестора приютила Печёрская обитель, в стенах которой и совершал свой духовный подвиг трудолюбивый агиограф конца XI — начала XII веков. За это он был канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных (т. е. угодивший Богу монашеским подвигом). Прожил он около 58 лет и считался глубоким старцем по тем временам.
Историк Евгений Дёмин отмечает, что точных сведений о годе и месте рождения «отца русской истории» не сохранилось, нигде не записана и точная дата его смерти. Хотя в словаре Брокгауза-Эфрона фигурируют даты: 1056—1114. Но уже в 3-м издании «Большой советской энциклопедии» они исчезают.
«Повесть» считается одним из самых ранних древнерусских летописных сводов начала XII века. Нестор начинает повествование сразу с послепотопных времен и следует за исторической канвой вплоть до второго десятилетия XII века (до финала своих собственных лет). Однако на страницах дошедших до нас вариантов «Повести» нет имени Нестора. Возможно, его и не было. Или оно не сохранилось.
Авторство устанавливали косвенным путём. С опорой на фрагменты её текста в составе уже Ипатьевской летописи, которая начинается с безымянного упоминания её автора — черноризца Печёрского монастыря. Поликарп, другой печёрский монах, прямо указывает на Нестора в послании к архимандриту Акиндину, датируемом XIII веком.
Современной наукой отмечается и не совсем обычная авторская позиция, и смелые и обобщенные допущения. Манера несторовского изложения историкам известна, поскольку авторство его «Чтения о житии и о погублении Бориса и Глеба» и «Житии преподобного Феодосия, игумена Печёрского» доподлинно.
Сравнения
Последнее даёт специалистам возможность сравнить авторские подходы. В «Житии» речь идёт о легендарном сподвижнике и одном из первых учеников Антония из Любеча, который и основал древнейший православный монастырь на Руси — Печёрскую обитель— ещё при Ярославле Мудром в 1051 году. Нестор сам жил в обители Феодосия. И его «Житие» настолько переполнено мельчайшими нюансами повседневного монастырского бытования, что становится очевидным – его писал человек, «ведавший» этот мир изнутри.
Впервые упомянутое в «Повести» событие (призвание варяга Рюрика, как он пришёл со своими братьями Синеусом и Трувором и основал государство, в котором мы и живём) написано 200 лет спустя его осуществления.
Где начальная летопись
Её нет. Ни у кого. Этот краеугольный камень нашей русской государственности — какой-то фантом. Все о нём слышали, от него отталкивается вся русская история, но никто за последние лет 400 не держал его в руках и даже не видел.
Еще В. О. Ключевский писал: «В библиотеках не спрашивайте Начальной летописи – вас, пожалуй, не поймут и переспросят: «Какой список летописи нужен вам?» До сих пор не найдено ни одной рукописи, в которой Начальная летопись была бы помещена отдельно в том виде, как она вышла из-под пера древнего составителя. Во всех известных списках она сливается с рассказом её продолжателей».
Кто виноват в путанице
То, что мы называем «Повестью временных лет», существует сегодня исключительно внутри других источников, причём в трёх редакциях: Лаврентьевской летописи (от 1377 года), Ипатьевской (XV столетие) и Хлебниковском списке (XVI век).
Но все эти списки – по большому счёту, лишь копии, в которых Начальная летопись предстает в совершенно разных вариантах. Начальный свод в них просто тонет. Учёные связывают это размывание первичного источника с неоднократным и отчасти некорректным его использованием и редактированием.
Иными словами, каждый из будущих «соавторов» Нестора (или какого-то другого печёрского инока) рассматривал этот труд в контексте своей эпохи: вырывал из летописи только то, что привлекало его внимание, и вставлял в свой текст. А что не нравилось, в лучшем случае, не трогал (и историческая фактура терялась), в худшем – переиначивал информацию так, что сам составитель его бы не узнал.
Подлежит ли Начальная летопись восстановлению
Нет. Из давно заваренной каши фальсификаций эксперты вынуждены буквально по крупицам выуживать первоначальные знания о том, «откуда есть пошла земля русская». Поэтому даже непререкаемый авторитет в вопросах идентификации древнерусских литературных раритетов Шахматов чуть менее века назад был вынужден констатировать, что восстановлению первоначальная текстовая основа летописи – «при теперешнем состоянии наших знаний» — не подлежит.
Причину такой варварской «редактуры» ученые оценивают как попытку скрыть от потомков правду о событиях и личностях, что делал почти каждый копиист, обеляя её или очерняя.
Статья о сказке+ушедших+лет в The Free Dictionary
Повесть+ушедших+лет | Статья о сказке+ушедших+лет от The Free DictionaryПовесть+ушедших+лет | Статья о сказке+прошедших+лет в The Free Dictionary
Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.
Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:
сказка из прошлое годы
Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:
- Первичная летопись
- Осип Сенковский
- Казухито Ямасита
- Taipei People
- Эдвард Нэрс
- Софа Ахмеда
- Элли МакБил (персонаж)
- Лэнгли Парк, графство Дарем
- Брайан Деван
- Эгремонт, Камбрия
- Лучшая фантастика года 12
- Бастер (комикс)
- Фриц Рейтер
- Джон Годфри Сакс
- Ранняя история Швеции

Полный браузер ?
- ▲
- сказка
- сказка
- сказка
- сказка
- сказка
- TALE гомеобоксный белок Meis2
- сказка никогда не проигрывает
- Повесть временных лет
- Сказка о кино
- Сказка о Хэйдзи
- Сказка о полку Игореве,
- Сказка о сыновьях Рагнара
- Сказка сказок
- История похитителя тел
- Сказка о козе
- Сказка о гренландцах
- Сказка о мумии
- Сказка о моряке, потерпевшем кораблекрушение
- Сказка о ленте
- Сказка о ленте
- Сказка о Тройке
- Сказка о двух братьях
- Повесть о двух городах
- Повесть о двух городах, A
- Сказка о двух мышах
- рассказ о горе
- Сказка о X9
- Сказка Спина
- Сказка Крутится
- Корпорация капитала аборигенов Tale’awtxw
- сказка+ушедших+лет
- сказка
- Талея
- Талея
- Талея
- Река Талеа
- Талеб
- Талеб
- Талеб Эль-Сана
- Талибан
- Талибан
- Талибан
- Талибан
- Движение Талибан
- Движение Талибан
- Движение Талибан
- Талебаньяк
- Талебаньяк
- Талебаньяк
- рассказчик
- рассказчиков
- несущий
- лживо
- ТАЛЕК
- Сказка
- Сказка
- Сказка
- Сказка
- Талимул Ислам Колледж Рабвы
- Талеекс
- Сказочный
- ▼
Сайт: Следовать:
Делиться:
Открыть / Закрыть
Киев | Достопримечательности, карта, факты и история
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Киев , также пишется Киев , Киев или русский Киев , главный город и столица Украины. Порт на реке Днепр (Днепр) и крупный железнодорожный узел, это город с древней и гордой историей. Будучи центром Киевской (Киевской) Руси, первого восточнославянского государства, 1000 лет назад она получила титул «Мать городов Руси». Он сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, но к середине 19В 50-е годы он был отреставрирован, а во второй половине 20 века в нем шла бурная хозяйственная и культурная жизнь. Независимость Украины от Советского Союза в 1991 году возобновила статус Киева как крупной европейской столицы. Поп. (2001) 2 611 327; (оценка 2021 г.) 2 962 180 человек.
Ландшафт
Городской участок
Город стоит на реке Днепр чуть ниже ее впадения в Десну и в 591 миле (951 км) от ее устья в Черном море. Первоначальное местонахождение находилось на высоком и крутом правом (западном) берегу, который возвышается над рекой внушительной линией обрывов, заканчивающихся холмом Батыева, на высоте 330 футов (100 метров) над средним уровнем реки. Этот обрывистый и лесистый берег, увенчанный золотыми куполами и шпилями церквей и колоколен, а также высотными жилыми домами, делает город привлекательным и впечатляющим зрелищем со стороны Днепра. После Второй мировой войны Киев растянулся на широкую, низкую и плоскую пойму левого (восточного) берега.
Климат
Климат в Киеве умеренно континентальный. Средняя температура января составляет 21 ° F (-6 ° C), а зимние дни с температурами выше нуля не редкость. В холодные периоды с северным или северо-восточным воздушным потоком температура может резко упасть, и был зарегистрирован абсолютный минимум -27 ° F (-33 ° C). Снежный покров лежит обычно с середины ноября до конца марта; безморозный период длится в среднем 180 дней, но в отдельные годы превышает 200 дней. Лето теплое, средняя температура июля составляет 68 ° F (20 ° C), а зарегистрированный максимум — 102 ° F (39 ° C).°С). Среднее годовое количество осадков составляет 25 дюймов (635 мм), с максимальным количеством осадков в июне и июле.
План города
Граница города охватывает территорию площадью 300 квадратных миль (780 квадратных километров) по обоим берегам Днепра. Он разделен на ряд административных районов. Центром Киева является район древнего Верхнего города, венчающий высокие обрывы Днепра. Хотя в основном это послевоенная застройка, этот центральный район сохраняет свою старую структуру улиц, и здесь находится большинство сохранившихся исторических и архитектурных памятников. Первым среди них является Софийский собор, ныне музей. Он был построен в XI веке и остается, несмотря на некоторые перестройки в стиле барокко в XVIII веке, одним из лучших и красивейших образцов раннерусско-византийского церковного зодчества. Он имеет неф и четыре прохода и увенчан пятью куполами. Интерьер великолепно украшен фресками и мозаикой; в нем находится могила Ярослава I, великого киевского князя, во время правления которого был построен собор.
Викторина «Британника»
Викторина «Столицы Европы»
Пройдите весь континент от Атлантики до Урала, называя столицы этих стран.
Рядом находится костел св. Андрея в стиле барокко, спроектированный Бартоломео Растрелли и построенный в середине 18 века; его расположение на гребне крутого склона к реке делает его яркой достопримечательностью. Другие исторические реликвии в центральной части включают руины Золотых ворот, также построенных в 11 веке в царствование Ярослава; Заборовские ворота, построенные в 1746–48; и остатки Десятинной церкви, или Десятинной церкви, построенной в 9 в.89–996 великим князем Владимиром (Владимиром I).
На территории бывшего Старого города и в непосредственной близости от него находятся многие городские музеи, театры и общественные здания, а также главные магазины. Осью центра является улица, известная как Крещатик, которая проходит по дну небольшой долины, стороны которой частично засажены террасными садами, перемежающимися высокими современными офисными и жилыми домами. Зелень садов, деревья вдоль улицы, площади, которые она пересекает, — все это в сочетании с пестрыми цветами кирпича, красного и серого гранита и декоративной керамической плитки придает Крещатику привлекательный и красочный вид, которым так восхищаются киевляне. Пожалуй, самая известная общественная площадь на Крещатике — это Майдан Независимости («Площадь Независимости»). Он служил центром протестного движения Майдана (также называемого Евромайданом), которое привело к президенту Украины. Свержение Виктора Януковича в феврале 2014 года. Среди важных зданий на улице — здание горсовета, где проходят заседания избранных депутатов.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Крещатик пересекает под прямым углом широкий обсаженный тополями бульвар Тараса Шевченко, на котором стоит университет с броскими красноватыми стенами. Там же находится собор Святого Владимира (до сих пор используется как церковь), построенный в 1862–1896 годах в византийском стиле и украшенный впечатляющими картинами Виктора Васнецова, Михаила Врубеля и других художников. Среди многочисленных статуй в центре Киева выделяются те, что увековечивают память казачьего вождя Богдана Хмельницкого и украинского поэта Тараса Шевченко.
К северу от старого центра находится бывший торгово-еврейский квартал Подола с прямоугольным рисунком улиц и старой купеческой торговой биржей, Домом Договоров, построенный в 1817 году. Также к северу от старого центра находится речной порт . Южнее центра находится Печерский район, по верхнему берегу реки. В этом районе находятся многие из основных зданий украинского правительства, в том числе дворец со стеклянным куполом, построенный в 1936–39 годах, в котором находится Верховный Совет, и 10-этажный корпус, в котором находится Кабинет министров. Неподалеку находится привлекательный Мариинский дворец, построенный в 1747–1755 годах для Царица Елизавета, реконструированная в 1870 году и ныне используемая для правительственных приемов.
В южной части этого района находится Киево-Печерская лавра (Печерский монастырь), основанная в середине 11 века, один из самых известных и важных монастырей в истории региона. Именно в лавре монах Нестор помог составить самую раннюю из сохранившихся летописей восточнославянского государства Руси. Успенский собор (внутри стен монастыря), взорванный в 1941 при обстоятельствах, которые остаются невыясненными, был полностью перестроен. Сохранилась Троицкая церковь того же периода. Также внутри стен находится церковь Всех Святых 17-го века и впечатляющая колокольня 18-го века, возвышающаяся на 315 футов (96 метров). Главной особенностью монастыря является система катакомб под ним, в которых захоронены мумифицированные тела ранних монахов и святых, в том числе Нестора. Несмотря на то, что это музей, открытый для публики, Киево-Печерская Лавра до сих пор используется как монастырь. к югу от лавра – еще один монастырь, Выдубицкий, датируемый XI веком; он тоже сильно пострадал во время Второй мировой войны, но позже был отреставрирован.
Вдоль крутого берега реки, выходящей на Верхний город и Печерский район, разбит живописный ландшафтный парк с видом на Днепр. С открывающимися видами парк является одной из самых ярких черт города. В нем есть театр под открытым небом, спортивный стадион и ресторан, а также фуникулер, поднимающийся на 300 футов (90-метровый) уклон. Также в парке много мемориалов. В северной части возвышается статуя великого князя Владимира, принесшего христианство на Русь. Статуя отмечает место, где в 988 году массово крестились киевляне. В южной части, называемой Парком Славы, есть 85-футовый (26-метровый) гранитный обелиск, возвышающийся над могилой Неизвестного солдата, и мемориальный сад. Также в парке находится могила генерала Николая Ватутина, командующего советскими войсками, освободившими Киев в 1943, и ротонда, обозначающая предполагаемую могилу раннего вождя варягов Аскольда.
Вокруг этих центральных районов Киева тянутся обширные пригороды заводов и жилых кварталов. Поскольку в период правления Иосифа Сталина жилью уделялось мало внимания, большая часть этих пригородов была построена после смерти советского лидера в 1953 году. Микрорайоны состоят из групп многоквартирных домов, в которых проживает от 2500 до 5000 человек. , а также основные услуги, местные магазины, медицинский центр, кинотеатр и начальная школа. С конца 19В 60-х годах многоквартирные дома обычно были от 12 до 20 этажей и из сборных конструкций. В большинстве квартир всего две или три комнаты, поэтому плотность населения высока как в новых жилых комплексах, так и в старых центральных районах. Растущее количество частных автомобилей создает проблемы с предоставлением гаражей в этих новых районах. Особенностью развития со времен Великой Отечественной войны стало быстрое распространение города по низменному левому (восточному) берегу Днепра, ранее почти не заселенному. Левый берег связан с основной частью Киева железнодорожным мостом и внушительной Е. Автодорожный мост О. Патона, 4,9 м.20 футов (1500 метров) в длину и назван в честь своего создателя.
Между микрорайонами находятся значительные площади парков и зеленых насаждений. К ним относятся крупные ботанические сады Национальной академии наук Украины и более мелкие университетские ботанические сады (основаны в середине 19 века). На окраине города есть несколько участков леса, которые широко используются для отдыха. На юге находится Голосеевский парк, в котором преобладают лиственные деревья, а на севере — почти 10 000 акров (4450 га) Пуща-Водицкого лесопарка, в основном покрытого хвойными породами. Сочетание ряда факторов делает Киев привлекательным городским центром: это место с его резко контрастирующим рельефом и широким видом на Днепр, обилие зелени в городе и вокруг него, а также множество зданий, представляющих исторический интерес и красоту.