Где были убиты аскольд и дир: 882 г. Олег Вещий захватил Киев, убил Аскольда и Дира

АСКОЛЬД И ДИР — Древо

Аскольд и Дир просят Рюрика отпустить их в поход на Царьград. Прибытие в Киев. Миниатюра. Радзивиловская летопись

Аскольд и Дир, дружинники Рюрика, киевские князья.

Поход на Константинополь

В июне 860 года [1] русы совершили поход на Константинополь: они высадились, окружили город и опустошили все окрестности.

Летописный рассказ о походе целиком заимствован из византийских хроник. Летописец буквально приводит описание осады продолжателя Георгия Амартола, прибавив только имена Аскольда и Дира [2]:

«Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой«. [3]

Патриарх Фотий повествует о том, что положив все упования на помощь Владычицы, он обносил по городским стенам чудотворную ризу Богоматери, после чего осаждавшие отступили. О детали погружения ризы в воду он не упоминает [4].

В воспоминание этих событий был установлен церковный праздник Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.

С этого времени Византия завязывает сношения с нарождающимся русским государством и начинает среди этого народа, вплоть до того времени практически ей неизвестного, миссионерскую деятельность.

Е.Е. Голубинский рассуждал, что в 860 году Аскольд и Дир еще не приходили на Русь, а потому и на Царьград нападали не киевские русские, а азовско-черноморские.

Княжение в Киеве

Согласно «Повести временных лет», в 862 году Аскольд и Дир выпросились у Рюрика идти к Царю-граду с родом своим.

По другой версии, Аскольд и Дир оставили Рюрика по неудовольствию, так как он, размежевывая своим «мужам» земли веревкой на волости, или «верви», обделил их.

Завидев на Днепре городок, спросили: «Чей это городок?«. Им ответили: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам«.

Это был город Киев. Аскольд и Дир завладели ими и, по Карамзину, «начали под именем Россиян властвовать как Государи в Киеве«.

Никоновская летопись содержит уникальные сведения об Аскольде и Дире.

Так, под 864 годом сообщается об убиении «Осколдова сына» «от болгар» (волжских или дунайских, неясно).

Под 865 годом — о походе Аскольда и Дира на полочан (которым они «много зла сътвориша»).

Под 867 годом — о голоде в Киеве, избиении Аскольдом и Диром множества печенег и принятии в Киеве новгородских «мужей», бежавших от Рюрика.

Имеется в тексте летописи и сведения о четырех походах Аскольда и Дира на Царьград, однако доказано, что все они представляют собой различные варианты описания известного похода 860 года.

Крещение руссов

«По несомненному голосу истории, киевская Русь вняла евангельской проповеди при киевских князьях Аскольде и Дире«, — пишет свт. Филарет (Гумилевский).

Хронограф Кедрина сообщает, что после неудачной осады греческой столицы «пришло от руссов в царствующий град посольство, просившее сделать их участниками Божественного Крещения, что и было«.

В Никоновской летописи (в статье под 876 годом [5]) содержится отдельный рассказ «О князи рустем Осколде», в котором сообщается о крещении Руси греческим архиереем, сотворившим великое чудо: он вложил в огонь Святое Евангелие, однако книга осталась цела, пламя не прикоснулось к ней. Увидев это, руссы «вси крестишася«.

Весь этот рассказ целиком заимствован из греческой хроники, а именно из краткого пересказа (Паралипомена) Хроники византийца Иоанна Зонары, бытовавшего в русском переводе. Составитель Никоновской летописи лишь вставил в заголовок к рассказу имя киевского князя Аскольда. С еще большей уверенностью о христианстве Аскольда повествуется в более поздних русских источниках (имя Дира в связи с этими событиями, как правило, не называется).

Согласно гипотезе академика В. И. Ламанского, крещение Аскольда (с именем Николай) и киевлян совершили апостолы славянского просвещения святые Кирилл и Мефодий. Именно они, по мнению ряда историков, возглавляли миссию, направленную Фотием на Русь.

Вопрос о возможном христианстве Аскольда принадлежит к числу спорных. Часть историков принимает версию Никоновской летописи и других поздних русских источников, считая Аскольда первым русским правителем-христианином. Но, следует признать отсутствие каких-либо достоверных сведений о христианстве Аскольда.

Убиение киевских князей

Княжение Аскольда и Дира в Киеве продолжалось, по летописи, до 882 года, когда они были убиты пришедшим из Новгорода Олегом, захватившим город.

Были погребены на берегу Днепра на холме, уступами спускающемся к реке и увенчаном храмом св. Николая. Место это называется Аскольдовой могилой.

Литература

  • Повесть временных лет
  • ПСРЛ, IX
  • Георгий Арматол, Хроника
  • Константин Багрянородный, Жизнеописание Василия
  • Святейшего Фотия, архиепископа Константинопольского, первая гомилия «На нашествие росов»
    • http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/IX/860-880/Fo…htm
  • Святейшего Фотия, архиепископа Константинополя — Нового Рима, вторая гомилия на нашествие росов
    • http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/IX/860-880/Fo…htm
  • Никита Пафлагонский, Житие Патриарха Игнатия
  • Кузенков П.
    В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках // Древнейшие государства. Сб. за 2000 г. М., 2003. С. 3-172.
  • Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Первое крещение Киевских руссов:
    • http://www.golubinski.ru/ecclesia/kartashev/ocherk1.htm#_Toc95226116
  • Филарет (Гумилевский), свт. История русской Церкви. Период первый. Гл. I, 2 Б) При Аскольде и Дире, М.,1888,

Использованные материалы

  • Повесть временных лет (в переводе Д.С.Лихачева):
    • http://old-russian.chat.ru/01povest.htm
  • Русская Православная Церковь. Очерки истории.Крещение славян (россов) в IХ в.:
    • http://www.sedmitza.ru/text/436354.html
  • Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Первое крещение Киевских руссов:
    • http://www.golubinski.ru/ecclesia/kartashev/ocherk1.
      htm#_Toc95226116
  • Карпов А.Ю. Аскольд:
    • http://www.portal-slovo.ru/history/39088.php


[1]  В «Повести временных лет» этот поход датирован 6374/866 г. См. доказательства об ошибочности летописной хронологии: Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Первое крещение Киевских руссов — http://www.golubinski.ru/ecclesia/kartashev/ocherk1.htm#_Toc95226116

[2]  На каком основании сделано это добавление, опирался ли русский книжник на какие-то устные предания о походе или же поставил имена обоих князей в текст греческого источника по догадке, остается неясным. Историки предлагают различные ответы на эти вопросы. Но при существующем состоянии источников ни один из них не может быть признан удовлетворительным.

[3]  Повесть временных лет, под 6374(866)

[4]  Святейшего Фотия, архиепископа Константинополя — Нового Рима, вторая гомилия на нашествие росов.

[5]  Константин Багрянородный в «Жизнеописании Василия» указывает, что руссы крестились во время царя Василия Македонского и Патриарха Игнатия, то есть не ранее 867 года.

АСКОЛЬД И ДИР

(2-я пол. IX — рубеж IX-X вв.?), возможно, первые рус. христ. князья. Согласно киевскому (?) преданию, зафиксированному в кратком, древнейшем виде в т. н. Начальном своде 90-х гг. XI в. (отразился в Комиссионном списке НПЛ), а в пространном, неск. более позднем — в «Повести временных лет» (10-е гг. XII в.), А. и Д. правили в Киеве до захвата его кн. Олегом. Древнейшая версия представляет А. и Д. пришельцами-варягами, вокняжившимися в Киеве нек-рое время спустя после легендарных основателей города — братьев Кия, Щека и Хорива и воевавшими с соседними восточнослав. племенами древлян и уличей (см. Славяне). Явившийся из Новгорода варяжский кн. Игорь обманом вызвал А. и Д. на переговоры, убил их под предлогом, что они княжат незаконно, не принадлежа к княжескому роду, и занял киевский стол. Могилы А. и Д. были известны во времена летописца (А.- на дворе некоего Олмы, Д.- близ мон-ря св. Ирины). Автор ПВЛ, знавший благодаря договору Руси с Византией от 911 г., что до Игоря в Киеве княжил Олег, справедливо предполагает, что именно по приказу Олега были убиты А.

и Д., последних представляет дружинниками кн. Рюрика, а также снабжает рассказ искусственными датами (862 — призвание новгородскими словенами Рюрика и уход от него на юг А. и Д., 882 — захват Киева Олегом и убийство А. и Д.), к-рые нельзя признать сколько-нибудь надежными.

Варяжское происхождение А. и Д. подтверждается скандинавским именем А. (от древнесканд. основы  ;  ?) и, видимо, также Д. (древнесканд. Dýri? соответствует древнегерм. *tiuri — зверь). В парности имен А. и Д. иногда усматривают влияние хазар. модели двоевластия, но вполне возможно, что в устном предании соединились имена правивших в разное время князей. В подтверждение последнего мнения часто ссылаются на упоминание о якобы слав. кн. ад-Дире у араб. писателя 40-х гг. X в. аль-Масуди, информация к-рого о славянах, безусловно, много старше, чем 1-я пол. X в., однако надо учитывать, что и чтение ад-Дир, и его интерпретация как имени киевского князя спорны.

Не выглядит невероятным предположение составителя ПВЛ, что известный по греч. источникам поход рус. флота на К-поль в июне 860 г. (в ПВЛ он ошибочно датирован 866) исходил из Киева времен А. и Д. По свидетельству Окружного послания К-польского Патриарха свт. Фотия 866/67 г. и Жизнеописания имп. Василия I, написанного в сер. X в. имп. Константином VII Багрянородным, заключенный вскоре после похода русско-визант. мирный договор предполагал Крещение Руси и создание здесь епископии (по Константину VII, архиепиcкопии). Русь приняла греч. епископа и была крещена (в историографии за этим событием закрепилось название «первого крещения»; по сообщению Жизнеописания Василия I, Крещению предшествовало чудо с Евангелием, не сгоревшим в огне, что убедило «варваров» в истинности христ. веры). По-видимому, память об А. и Д. как о первых рус. христ. правителях сохранялась в устной традиции, и по этой причине Олма поставил над могилой А. «церковь святого Николу» (НПЛ. С. 107). Начатки христианства, появившиеся в Киеве при А. и Д., были, очевидно, уничтожены языческой реакцией в правление Олега.

Никоновская летопись (1-я пол. XVI в.) содержит ряд дополнительных сведений об А. и Д. (об их войнах с полочанами и печенегами, о приходе к ним бежавших от Рюрика «новгородских мужей» и т. п.), достоверность к-рых сомнительна. Кроме того, вследствие неудачного соединения составителем Никоновской летописи известий из разных источников возникает впечатление о неск. походах А. и Д. на Царьград. Предполагать на этом основании существование какой-то древнейшей киевской летописи эпохи А. и Д. (Б. А. Рыбаков) нельзя. Столь же малоубедительны и попытки подтвердить достоверность сведений польск. историка XV в. Длугоша, что А. и Д. были слав. князьями из рода Кия.

Ист.: НПЛ. С. 106-107; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 20-23; Т. 2. Стб. 15-17; Т. 9. С. 7, 9, 13, 15; Истрин В. М. Книгы временьныя и образныя Георгия Мниха: Хроника Георгия Амартола в древнем славянорус. переводе. Пг., 1920. Т. 1. С. 511; Летописец Еллинский и Римский. СПб., 1999. Т. 1. С. 455; Ситопt F. Anecdota Bruxellensia, I: Chroniques byzantines du manuscrit 11376. Gand, 1894. P. 33; Θωτίου ῾Ομιλίαι / Ed. В. Laourdas. Thessal., 1959. P. 29-52; Photii patriarchae Constantinopolitani Epistulae et Amphilochia / Rec. B. Laourdas, L. Westerinck. Lpz., 1983. T. 1. P. 49; Constantini Porphyrogenneti de Basilio Macedone. IV, 33; V, 97 // Theophanes Continuatus, Ioannes Cameniata, Symeon Magister, Georgius Monachus / Rec. I. Becker. Bonnae, 1838. P. 196, 342-344;      Les prairies d’or / Ed. Ch. Pellat. Beyrouth, 1966. P. 144; Joannis Dlugossii Annales, seu Cronicae incliti regni Poloniae / Rec. D. Turkowska. Warsz., 1963. T. 1. P. 121.

Лит.: Макарий. История РЦ. Кн. 1. С. 196-207; Голубинский. История РЦ. Т. 1/1. С. 35-52; Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 319-323; Vasiliev A. A. The Russian Attack on Constantinople in 860. Camb. (Mass.), 1946; Рыбаков Б. А. Древняя Русь: Сказания, былины, летописи. [M.,] 1965. С. 159-173; Творогов О.

В. Древнерусские хронографы. Л., 1975. С. 57, 71, 201, 259, 273, 283, 303; он же. Сколько раз ходили на Константинополь Аскольд и Дир? // Славяноведение. 1992. № 2. С. 54-59; Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси: IX — первая пол. X в. М., 1980. С. 48-82 [Библиогр.]; Müller L. Die Taufe Russlands: Die Frühgeschichte des russischen Christentums bis zum Jahre 988. Münch., 1987. S. 32-44, 57-66; Назаренко А. В. Русская Церковь в X — 1-й трети XV в. // ПЭ. Т. РПЦ. С. 38.

А. В. Назаренко

А. был погребен на дворе Олмы «на горе, еже ся ныне Угорьска наричеть» (НПЛ. С. 107), впосл. это урочище стало называться Аскольдовой могилой. До нач. XX в. на Аскольдовой могиле существовало кладбище, ныне это часть паркового комплекса на правом, высоком берегу Днепра. В 1810 г. на месте издавна стоявшей здесь деревянной ц. во имя свт. Николая, к-рая относилась к расположенному поблизости Николо-Пустынному мон-рю, был сооружен небольшой каменный храм с ротондой во имя свт. Николая по проекту арх.

А. И. Меленского. В склепе под церковью в 1908 г. был погребен богослов еп. Каневский Сильвестр (Малеванский). Церковь в советское время была перестроена в парковый павильон. Богослужения в ней возобновились в 90-х гг. XX в., в наст. время храм принадлежит греко-католикам. По летописным мотивам и народным преданиям М. Н. Загоскин в 1833 г. написал роман «Аскольдова могила», сюжет к-рого лег в основу одноименной оперы А. Н. Верстовского (1835).

Лит.: Закревский Н. Описание Киева. М., 1868. 2 т.; Титов Ф. Путеводитель при обозрении святынь и достопримечательностей Киево-Печерской лавры и г. Киева. К., 1910; Киев: Энцикл. справ. К., 1982.

Е. В. Лопухина

Аскольдова могила

Аскольдова могила
Адрес: парк Аскольдовой могилы

Аскольдова могила является частью паркового комплекса на правом берегу Днепра. В древности эта местность называлась Игорское Урочище. По преданию, именно на этом месте у Днепра в 882 году князь Олег убил сыновей Кия, князей Аскольда и Дира. Затем он взошел на княжеский престол и стал очень успешным правителем Руси. Что же касается Аскольда и его брата, то они были похоронены на том месте, где были убиты. Согласно летописям, Аскольда чтили киевляне. Есть сведения, что он крестился в Царьграде в 860-х годах, приняв имя Николай, и пытался обратить Русь в христианство. Однако некоторые историки выдвигают гипотезу о том, что история убийства Аскольда и Дира является всего лишь фольклором, но все же люди считают Аскольдову могилу местом захоронения киевского князя. На месте трагической гибели Аскольда была построена небольшая деревянная часовня.

В 1810 г. архитектор Меленский построил каменную Никольскую церковь в форме ротонды вместо старой деревянной. Позже его перестроили и превратили в парковый павильон. В 1935 году к постройке была пристроена колоннада, в таком виде павильон сохранился до наших дней.

В 19 веке вокруг могилы Аскольда было основано небольшое кладбище. Здесь похоронены многие выдающиеся личности. Среди них были профессор медицины Меринг, известный летчик, автор мертвой петли Нестеров и некоторые другие. Кладбище просуществовало до 1935. Когда территория Аскольдова могилы превратилась в парковую зону, все захоронения были перенесены на другие кладбища. Деревянный крест свидетельствует о том, что на кладбище в 1918 г. были захоронены молодые украинские патриоты, павшие в бою с большевиками у станции Круты. Перенесены и их останки.

Это живописное место всегда было окружено мистическими легендами и историями. Он привлек внимание киевлян и гостей города, а также творцов искусства. Тарас Шевшенко посвятил Аскольдову могиле свои произведения, писатель Загорский написал об этом историческом месте роман, который лег в основу либретто оперы Верестовского. Эта опера стала очень популярной, и ее до сих пор можно увидеть в ряде украинских современных театров.

Рядом с Аскольдовой могилой находится памятник апостолу Андрею Первозванному, очень важному святому для Киева и его жителей. Согласно Русской Повести Нестора, две тысячи лет тому назад апостол Андрей, странствуя по скифской земле и проповедуя христианство, благословил холмистый берег Днепра и предсказал славу Иерусалиму земель русских. Памятник Андрею Первозванному подчеркивает значение святого для Киева. Скульптура по проекту мастера Швецова изготовлена ​​из цельного куска гранита. Он увековечивает славные дела апостола Андрея Первозванного.

КАК АСКОльд И ДИР НАБИЛИ КОНСТАНТИНОПОЛЬ

И КАК ОБЛАЧЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ СПАСЛО ВИЗАНТИЙСКУЮ СТОЛИЦУ

18 апреля, 00:00

Поделиться:

В ночь на 18 июня 860 года бушевала гроза над Константинополем (также известным как Царьгород в Древней Руси). Безопасные греки веселились, а охранники башни были пьяны, будучи настолько уверенными, что никто вред может постичь неприступные каменные стены их королевы городов. в Утром Константинополь был потрясен: несколько сотен иностранных кораблей угрожающе выстроились в Золотом Роге, бухте, вход в которую особо охранялся. Появился новый, доселе неизвестный враг. стены византийской столицы. Вскоре греки узнали его имя: Русь. Со времени той знаменитой экспедиции Руси или Роса, как называли ее греки, их, стали известны на международной арене. Греческие летописцы описали этот набег в деталях. Нестор придавал столь большое значение этой экспедиции что он решил взять его за отправную точку в своем систематическом описании нашей истории: «В 860 году Русская земля обрела свое имя».

ПРИЧИНА ЭКСПЕДИЦИИ

С 860-х по 882 год Киевом правили два брата князья Аскольд и Дир. Вокруг много споров и тайн эти цифры. Единственное, что не вызывает сомнений, это то, что киевские князья командовали сильной военной силой и были настолько могущественны, что могли не только гарантировать независимость Руси, но и бросить вызов их могущественной соседи.

Непосредственной причиной экспедиции было избиение русских купцов в Константинополе, как писал тогда патриарх Фотий. Возможно, русов подстрекали к нападению арабы, воевавшие с Византия того времени. Что еще привлекало их, конечно, была богатая добыча. Именно в это время викинги совершали опустошительные набеги на свои корабли-драконы вдоль всего западноевропейского побережья. Очевидно, славяно-варяжское войска последовали его примеру: известно, что два крупных набега на греческое Черное море колонии были сделаны в первой половине восьмого века.

Дипломатические отношения также могут создать напряженность. В 842 г. умер император Феофил. Вполне вероятно, что его сын Михаил III не спешили утвердить старый договор о «мире и любви». Это могло, это может также побудили Аскольда и Дира начать поход на Константинополь чтобы показать свою мощь ромеям (как византийцы называли себя), ибо Византия признавала только сильных правителей.

СИТУАЦИЯ В КОНСТАНТИНОПЛЕ

Русь выбрала чрезвычайно благоприятный момент для атаки, что свидетельствует об их хорошем знании обстановки в греческой столице. Уже весной 40-тысячное греческое войско под командованием Император Михаил и его дядя, Цезарь Варда, были выставлены на востоке. граница для противодействия арабам. Но флот отправили на остров Крит против пиратов, которые много беспокоили торговые суда. Только относительно небольшой гарнизон под командованием Никиты Ареты, адмирала флота и опытного военачальник, остался в Константинополе.

Следует отметить еще одну весьма красноречивую деталь, которая показывает насколько уверенно чувствовали себя самоуверенные греки. Где-то в начале 850-х гг. по предложению выдающегося ученого Льва Математика предостережение построена система освещения. Была линия станций на вершине холма с зеркалами и большие фонари, установленные через определенные промежутки от восточных границ в Константинополь, а в столице была построена особая башня Фарос. сам.

Однажды во время соревнований колесниц, в которых участвовал Император самого Михаила, к последнему подошел посыльный, бежавший из Фарос и сообщил о нападении арабов. «Злодей!» воскликнул Майкл в возмущении. «Как вы смеете беспокоить меня в тот момент, когда я жду хорошее предзнаменование на скачках? Разъяренный, он приказал всем сигнальным станциям сгорел, чтобы никто не мог беспокоить его по пустякам во время его любимого времяпрепровождение. Все это позволило русам так быстро провести экспедицию. что ни одна молва не могла их опередить, хотя путь в Константинополь было довольно долго.

ОСАДА

Можно только представить, с каким ужасом Константинополь жители наблюдали, как вражеская армада направляется к берегу. Им казалось их величественный город был наказан Богом за свое тщеславие и разврат. Патриарх Фотий со страхом вопрошал в своей проповеди в день нападения: «Кто нанес этот удар, и кто обрушил на нас свой великий гнев? Откуда эта страшная северная гроза?

Но все же, сколько воинов могли на самом деле Аскольд и Дир привести к стенам Царьгорода? В большинстве источников приводится цифра в 200 кораблей, и только венецианский диакон Иоанн упоминает 360. А лодия (свет открытый катер) мог перевозить всего 40-50 человек. Таким образом, русская дружина (военная свита — Изд. ) насчитывала от восьми до десяти, в лучшем случае 15 000–18 000 воинов. Вряд ли можно было надеяться захватить могучие укрепления Нового Рима. с такой силой. На что, должно быть, рассчитывали Аскольд и Дир, так это на взятие Греки врасплох. Им удалось проникнуть в бухту в темноте ночи, хотя вход тщательно охранялся и запирался гигантским железным цепь. Русы преодолели это препятствие тем же методом, что князь Прибегнул бы Олег через полвека: поставили лодки на катки и перетащил их.

Почему русы нанесли удар именно через Золотой Рог? Дело в том, что северные стены на Влахернах были построены позже, поэтому они были намного ниже и, следовательно, более доступны. Более того, оно есть что церковь Панагии Влахернской, безусловно, самый богатый собор находился Константинополь.

Греки успешно отбили первые атаки, ибо У Руси не было опыта взятия укреплений. Каменные стены были высотой до 30-40 метров и окружен рвами. Аскольд и Дир положили близкую осаду Константинополя. Город охватила паника, а затем голод. Тогда русы нашли способ преодолеть неприступные каменные стены: они начали строить земляной вал как раз против Влахернской церкви, намереваясь ворваться в царицу городов, когда вал дойдет до уровень стен.

ЧУДО ОБЛАЧЕНИЙ

Несмотря на кольцо осады, опытный патриций Аретасу все же удалось отправить гонца к императору. Волнуюсь, Майкл III и Цезарь Барда немедленно бросились в столицу, но без войск. Возможно, армия должна была прийти позже, а может быть, император не осмелился отвести свои войска от границы. Русь опять ошиблась: Варда и императору удалось незаметно проскользнуть ночью мимо сторожевых лодок.

Почувствовав масштабы опасности, юный Майкл категорически отказался предстать перед константинопольцами и возглавить оборона столицы. Он надел власяницу и пошел босиком вместе с патриархом Фотием во Влахернскую церковь. Последний сохранил священные реликвии: пояс и ризы Пресвятой Богородицы, которые Константин Великий привез из Иерусалима. Император и патриарх лежали ничком на каменном полу и молился всю ночь, призывая Мать Бога, чтобы спасти город.

Одновременно Бардас и Арета начали переговоры и приказал вырыть подземный ход именно там, где неприятель построил вал. Русь требовала восстановления договора о «мире и любви» и, как обычно, крупная контрибуция, эвфемистически именуемая обменом дарами, выплачиваться в качестве возмещения за убийство русских купцов. Аскольд и Дир также потребовал частной аудиенции у греческого императора. Но испуганный Майкл даже слышать об этом не хотел.

900:50 Когда переговоры зашли в тупик, Патриарх Фотий внезапно решил взять спасение города в свои руки. На восьмом день осады, после торжественной литургии во Влахернской церкви, патриарх обратился к народу: «Наконец-то, дорогие мои, пришло время искать помощи у Матери Слова, у Ней, нашей единственной надежды и опоры. Просите Сына и Бога нашего заступиться за нас! Ясно покажите, что «королева городов» опирается на Твою силу!»

900:50 Тем временем два монаха подошли к сосуду с ризы Пресвятой Богородицы, срезанные золотые и серебряные украшения, через деревянную крышку. Патриарх вынул облачение своим Руки. Выйдя из храма, он направился к городским воротам. Собирание торжественное пение, толпа последовала за ним. Ворота были открыты, и огромный конкурс начал свой крестный ход. Патриарх Фотий держал облачение в протянутых руках, за ними несущие, высоко поднятые кресты, иконы и растяжки с портретами святые. Можно только догадываться, конечно, какой психологический эффект эта картина сделана на языческой Руси. Единственная причина, по которой они могли объяснить эту храбрость греков было то, что последние полагались на сила их Бога.

В этот критический момент произошло чудо: вал, почти вровень с неприступными стенами, вдруг начал стремительно падать: греки, должно быть, уничтожили опоры в подземном переходе, поэтому вал прогнулся. Расчет оправдался: варвары были поражены могущество христианского Бога! Процессия шла без перерыва до как берег. Патриарх Фотий вошел в воду и точно на глазах у потрясенной Руси опустился край священного облачения. За этим последовало нечто непонятное и таинственное, что все предания, наши и многие греческие хроники трактуют как великое чудо.

Греки не поверили своим глазам: язычники вдруг бросились к своим лодкам и начали торопливо отчаливать. Без поднятия парусов и, пользуясь одними веслами, корабли русов покидали Золотой Рог, стараясь чтобы обогнать друг друга. Растроганные константинопольцы прослезились: это было, несомненно, вмешательством Бога, которому удалось спасти столицу. А также вскоре после этого патриарх совершил благодарственный молебен в св. Софийского собора, после чего произнес вдохновенную речь, записанную его секретарь, монах Георгий.

Что на самом деле заставило Аскольда и Дира так поспешно снять осаду? Возможно, русам сообщили о приближении греческих войск.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *