Гармония древнегреческая богиня: Богиня Гармонии Гармония — цитаты классической древнегреческо литературы

От древнегреческих мифов до картин Дега Как люди искали гармонию (и ищут до сих пор) — Meduza

Леонардо да Винчи. Витрувианский человек

Wikimedia Commons

Что такое гармония? «Согласованность, взаимное соответствие», — говорит словарь русского языка Ушакова. Но что должно соответствовать друг другу? И между кем или чем должна появиться взаимность? Спойлер: правильного ответа не существует, несмотря на то что человечество уже несколько тысяч лет ищет формулу гармонии. Вместе с Greenfield рассказываем краткую историю этих поисков.

Для начала Гармония — это богиня с непростой судьбой

Гармония — это греческое слово. И еще имя богини, которая олицетворяла эту концепцию. Согласно самому распространенному мифу, Гармония была дочерью бога войны Ареса и богини любви и красоты Афродиты, то есть жителей Олимпа, отвечавших за максимально далекие друг от друга явления. Под гармонией (понятием) древние греки как раз подразумевали согласие противоположностей. Богиня Гармония вышла замуж за персонажа по имени Кадм, а на их свадьбе впервые присутствовали все греческие божества, даже те, что недолюбливали друг друга. Потом Кадм, которым двигало раскаяние за убийство дракона, по своей воле обратился в змея. Гармония расстроилась и решила сама стать змеей. Историю можно интерпретировать как поучение о необходимости согласия в браке, даже в неблагоприятных обстоятельствах, и шире — в обществе.

Эвелин де Морган. Кадм и Гармония. 1877 год

Wikimedia Commons

При этом в Древней Греции существовало близкое понятие — гомонойя (и богиня такая тоже была). Гомонойя — это согласие, единение сердец. Оно известно в первую очередь благодаря Александру Македонскому. Покорив большую часть известного грекам мира, Александр предложил гомонойю в качестве своего рода государственной идеи: не важно, кто мы — греки или варвары (варварами считали тех, кто не разбавляет вино водой), главное, чтобы думали и чувствовали одинаково. Британский исследователь Роберт Бек писал, что разница между гармонией и гомонойей в том, что первая возникает органично, ее, в отличие от гомонойи, нельзя навязать другому.

Одни философы пытались высчитать гармонию

Разумеется, понятие гармонии волновало и древнегреческих философов. Думая о ней, мыслители-эллины обращались к природе и ее устройству. В труде «О мире», приписываемом Аристотелю (настоящий автор неизвестен, скорее всего — один из его учеников), говорится, что природа ради гармонии свела противоположности, например мужчину и женщину, и точно так же мы смешиваем белую и черную краски, чтобы изобразить саму природу.

Математики и архитекторы древности, рассматривая прожилки листьев, панцири улиток и скелеты различных существ, открыли гармоничное деление, оно же — золотое сечение. В изначальном смысле — это деление отрезка на две неравные части так, чтобы меньшая относилась к большей так, как большая — к самому отрезку. Этот принцип и его производные можно заметить в строении пирамид Гизы и афинского Парфенона.

Трактат «О мире», неизвестный автор, I век до н. э.

Акустические опыты Пифагора. Франкино Гафурио. Теория музыки. 1492 год

Раковина наутилуса

KMNPhoto / Shutterstock

Пифагор же одним из первых начал пытаться высчитать гармонию в музыке. По легенде, однажды он проходил мимо кузницы, и его увлекли звуки ударов молота по наковальне. Он попросил кузнеца поэкспериментировать с его инструментами и вскоре описал понятие тона и полутона в виде математических пропорций. Пифагор понял, что гармоничность звуков зависит не от силы удара, а от веса молота. А созвучия образуют инструменты с весовым соотношением 3/2 и 4/3. Считается, что так родилась музыка в знакомом нам упорядоченном виде. Пифагор считал музыку лекарством для души и способом достижения внутренней гармонии. По Пифагору, гармония нужна, например, для мирного сна, поэтому он и его ученики практиковали игру на музыкальных инструментах по вечерам.

Другие — найти в себе

Гармонию активно искали в другой части Древнего мира — на Востоке. Наверное, наиболее четко говорил о ней Конфуций. Он тоже оглядывался на природу как некий идеал гармонии, но несколько иначе проецировал ее принципы на общество. По Конфуцию, гармония — это естественное спокойствие разума. Подход греческой богини, превратившейся ради супруга в змею, он бы вряд ли одобрил, потому что для Конфуция противоположностью гармонии был консенсус — конструкция, держащаяся на взаимных уступках. Для него согласие между людьми через отказ от душевного баланса был недопустим. Проще говоря, ради гармонии не нужно вести игру, чтобы привести ситуацию к общему знаменателю. Гармония — это прозрачность вашей позиции плюс максимально искренняя попытка понять и учесть интересы других.

Конфуций, иллюстрация из энциклопедии «Британника»

Wikimedia Commons

Философ Чжан Цзай, представитель неоконфуцианской школы, развил идею. Он полагал, что людей порождает событие небесной и земной сущностей, а наши тела — что-то вроде сосудов, содержащих жизненную энергию. В его поэтичной конструкции гармония — это сила, позволяющая людям расти и меняться, а подпитывается она моральными принципами, «как море питается тысячью рек».

Перед тем как читать текст дальше — заварите чашку чая. Greenfield дарит первой 1000 читателей «Медузы» большой чайный набор. В него вошли 30 вкусов черного, зеленого и травяного чая — с чабрецом, лимоном, мелиссой, мятой и не только. Чтобы получить подарок, нужно пройти по ссылке и заполнить форму обратной связи. Результаты розыгрыша придут вам на электронную почту до конца декабря.

Вообще гармония — это про музыку

Помните Пифагора в кузнице? С момента его открытия гармония в западном мире стала ассоциироваться прежде всего с музыкой. Иногда мы говорим, что гармоничная музыка — это та, что звучит приятно. Допустимое упрощение, но на деле все чуть сложнее. В западной музыке гармония — это взаимоотношения, которые образуют несколько нот. Без гармонии музыка была бы одномерной мелодией. Гармония образует аккомпанемент основной линии, делая песню или симфонию объемной.

Гармонические интервалы в музыке

Wikimedia Commons

При этом нельзя говорить, что музыка без гармонии — это шум, какофония и вообще что-то плохое. Принципы гармонии характерны только для западной музыки (впрочем, доминирующей в современном мире) и начали активно использоваться сравнительно недавно, в Средневековье. Традиционная музыка Африки, Индии или, скажем, Юго-Восточной Азии лишена гармонии в энциклопедическом смысле, однако это не мешает ей быть красивой и порой очень сложно устроенной. И даже, как ни парадоксально, транслировать слушателю ощущение душевной гармонии (только музыковедам так не говорите).

А еще гармония — это симметрия сил

Еще гармония может быть визуальной. Если в музыке это достаточно строгий термин, то в классической живописи — более туманный. Ее часто характеризуют как симметрию сил. Вот как механизм работы цветовой гармонии описал Иоганн Вольфганг Гете: «Каждый отдельный цвет, благодаря специфике восприятия, заставляет глаз стремиться к всеобщности. И затем, для того чтобы добиться этого, глаз, в целях самоудовлетворения, ищет рядом с каждым цветом какое-либо бесцветно-пустое пространство, на которое он мог бы продуцировать недостающий цвет». Иначе говоря, гармония в живописи это набор закономерных связей, который создает ощущения порядка.

Рафаэль. Сикстинская мадонна. 1513 год

Wikimedia Commons

В визуальных искусствах, и даже в живописи, цвета — лишь один из блоков, образующих целое. Еще одним компонентом гармонии (или дисгармонии) могут быть пропорции, и тут уместно вспомнить про золотое сечение, как про него вспомнили художники эпохи Возрождения. Одним из первых гармоническое деление для разных фигуративных элементов начал применять Леонардо да Винчи, а до совершенства, используя еще и уверенные, но мягкие линии, довел Рафаэль. Пабло Пикассо однажды емко резюмировал: «Да Винчи пообещал нам рай, а Рафаэль дал нам его».

Эдгар Дега. Скаковые лошади перед трибунами. Музей Орсе

Wikimedia Commons

Работы Рафаэля, вероятно, идеальный пример гармонии в живописи, если понимать ее как совершенство. Но совершенство тоже может со временем надоесть. В конце XIX века французский художник Эдгар Дега создал серию картин, изображающих жокеев перед скачкой, абсолютно наплевав на принципы гармонии. На одной из них часть обзора зрителю вообще загораживает столб. В художественном мире это вызвало скандал, но, с другой стороны, картины Дега предвосхитили XX век, в котором окончательно стало понятно, что никаких единых правил гармонии быть не может.

Но в конце концов гармония у каждого своя

Поиски гармонии не закончились, но привели нас к ситуации, когда она у каждого своя. Да, это по-прежнему единство противоположностей, но противоположности мы теперь интерпретируем намного шире, поэтому вполне можем наслаждаться атональной музыкой, ходить на выставки концептуального искусства и серьезно воспринимать эклектичные философские модели. Даже намеренную борьбу с гармонией — не важно, в какой сфере, — можно воспринимать как попытку найти новую точку равновесия.

Другие материалы «Медузы и Greenfield о поисках гармонии читайте тут.

Гармония (мифология) | это… Что такое Гармония (мифология)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Гармония (значения).

Эвелин де Морган. Кадм и Гармония, 1877

Гармония (др.-греч. Ἁρμονία) — в древнегреческой мифологии богиня согласия, олицетворение счастливого брака. Дочь «противоположных» богов Ареса и Афродиты[1], по другой версии, дочь Зевса и Электры[2]. Жена Кадма, мать Автонои, Агавы, Ино́, Семелы и Полидора, сестра Иасиона.

Статуя Гармонии

Воспитана плеядой Электрой[3]. Афина и Гефест подарили ей «платье, окрашенное преступными составами» (vestis sceleribus tincta), по которому их (sic) потомки должны были быть опознаны как запятнанные преступлением, греховные[4].

Её свадьбу с Кадмом почтили своим присутствием (впервые) все олимпийцы. Сам Аполлон играл на кифаре, Музы — на авлосах, другие же боги славословили счастливцев речами. Гермес подарил Гармонии лиру, Афродита (или Гефест, или Афина) — ожерелье, пеплос и авлосы, Деметра (которая возлегла с Иасионом в поле) — урожай пшеницы, а Электра — священные обряды Великой Матери богов с причитающимися этим обрядам кимвалами, тимпанами и весёлой свитой.

[5]. Из всех свадебных даров Гармонии наибольшую известность обрело ожерелье (позже известное как Ожерелье Гармонии), принесшее ей (и всем позднейшим обладателям этого украшения) несчастье[6].

По Нонну, свадьба состоялась либо на Самофракии[7], либо у озера Тритониды[8]. В Фивах показывали развалины брачного чертога Гармонии и место на площади, где на свадьбе пели Музы[9], а также три статуи Афродиты, бывшие посвятительным даром Гармонии и сделанные из деревянных украшений на носу корабля Кадма

[10].

Позднее, уже в Иллирии, когда Кадм (по его собственной просьбе) был обращён богами в змея, Гармония в отчаянии сорвала с себя одежды и призвала супруга к себе. Кадм, обвив её нагое тело, лизал ей уста и ласкал грудь. Безутешная Гармония обратилась тогда к богам, дабы и её они превратили в змею, что и было исполнено[11].

В древнеримской мифологии Гармонии соответствует Конкордия.

В честь Гармонии назван астероид (40) Гармония, открытый в 1856 году. Название было выбрано в ознаменование окончания Крымской войны 1853—1856[12].

Примечания

  1. Гесиод. Теогония 937
  2. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V, 48-49.
  3. Нонн. Деяния Диониса III 381.
  4. С намёком на супружескую измену Афродиты Гефесту. Гигин. Мифы, 148.
  5. Подробней других знаменитую свадьбу Кадма и Гармонии описывает Диодор Сицилийский (V, 49).
  6. Гармония, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. Нонн. Деяния Диониса III 48.
  8. Нонн. Деяния Диониса XIII 347.
  9. Павсаний. Описание Эллады IX 12, 3
  10. Павсаний. Описание Эллады IX 16, 3.
  11. Apollod. III, 5; Ovid. Met. IV, 563—602.
  12. Schmadel, Lutz D. Dictionary of Minor Planet Names (англ.). — Fifth Revised and Enlarged Edition. — B., Heidelberg, N.  Y.: Springer, 2003. — P. 19. — 992 p. — ISBN 3-540-00238-3

Литература

  • Гармония, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Мифы народов мира. Москва, 1991-92, том 1, с.266.
Хтонические
божества
ОсновныеАид · Персефона · Гея · Деметра · Геката · Танатос
ЭринииТисифона · Алекто · Мегера
Рожденные на землеГекатонхейры · Киклопы · Гиганты · Корибанты · Мелии · Тельхины · Тифон · Судьи: Минос · Эак · Радамант
Земля
ГруппыАмазонки · Ветры · Кентавры · Драконы · Гарпии · Сатиры · Нимфы · Сирены
НимфыОреады · Дриады и Гамадриады · Наяды · Нереиды · Напеи · Лимониады · Плеяды
ГероиГеракл · Ахилл, Гектор и Троянская война · Одиссей и Одиссея · Ясон и Аргонавты · Персей и Горгона Медуза 
·
Эдип против Фив · Тесей и Минотавр · Триптолем
Категории: Религия и мифология · Боги и богини · Герои и героини · Мифические народы · Мифические существа
Портал

акров | Бог, мифы, братья и сестры, семья и факты

Самые популярные вопросы

Кем был Арес?

Арес был древнегреческим богом войны или, точнее, духом битвы. Он представлял неприятные аспекты жестокой войны и бойни. Арес никогда не был очень популярен, и поклонение ему в Греции было невелико.

Какие отношения были у Ареса с Афродитой?

Арес с древнейших времен был связан с Афродитой; на самом деле Афродита была известна в местном масштабе (например, в Спарте) как богиня войны, что, по-видимому, было ранней гранью ее характера. Иногда Афродита была законной женой Ареса.

Кто были родители Ареса?

По крайней мере, со времен Гомера Арес считался сыном главного бога Зевса и Геры, его супруги. Арес был одним из олимпийских божеств.

Какое греческое божество, кроме Ареса, обычно относилось к сфере войны?

Зевс, верховный бог, специально назначает сферу войны Аресу, богу войны, и Афине. Моральное и военное превосходство Афины над Аресом отчасти проистекает из того факта, что она олицетворяет интеллектуальную и цивилизованную сторону войны и добродетели справедливости и мастерства, тогда как Арес олицетворяет жажду крови.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Арес , в греческой религии бог войны или, точнее, дух битвы. В отличие от своего римского аналога Марса, он никогда не пользовался большой популярностью, и поклонение ему в Греции было невелико. Он представлял неприятные аспекты жестокой войны и бойни. По крайней мере со времен Гомера, который сделал его сыном главного бога Зевса и Геры, его супруги, Арес был одним из олимпийских божеств; однако его собратья-боги и даже его родители не любили его (

Илиада , Книга V, 889 и далее). Тем не менее, в битве его сопровождали его сестра Эрис (Раздор) и его сыновья (от Афродиты) Фобос и Деймос (Паника и Бегство). Также с ним были связаны два меньших божества войны: Эниалиус, который практически идентичен самому Аресу, и Энио, женский аналог.

Поклонение Аресу происходило в основном в северных районах Греции, и, хотя он был лишен социальных, моральных и теологических ассоциаций, обычных для главных божеств, его культ имел много интересных местных особенностей.

В Спарте, по крайней мере в ранние времена, ему приносили человеческие жертвы из числа военнопленных. Кроме того, ему как Эниалию было совершено ночное приношение собак — необычной жертвы, которая могла указывать на хтоническое (адское) божество. Во время его праздника в Геронтрае в Лаконии женщинам не разрешалось находиться в священной роще, но в Тегее он был удостоен особого женского жертвоприношения как Гинаикофойнас («Развлекатель женщин»). В Афинах у него был храм у подножия Ареопага («Холм Ареса»).

Мифология вокруг фигуры Ареса невелика. Он был связан с Афродитой с самых ранних времен; на самом деле Афродита была известна в местном масштабе (например, в Спарте) как богиня войны, что, по-видимому, было ранней гранью ее характера. Иногда Афродита была законной женой Ареса, и от нее он породил Деймоса, Фобоса (который сопровождал его в битве), Гармонию и, как впервые сказал Симонид в VI веке до н. э., Эроса, бога любви. От Аглавра, дочери Кекропса, он был отцом Алкиппы. Он был отцом как минимум трех противников Геракла: Кикна, Ликаона и Диомеда Фракийского.

На вазах Арес обычно изображается типичным вооруженным воином. На фризе Парфенона изображена группа олимпийцев, среди которых предварительно идентифицирован Арес в невоинственном одеянии. Он также появляется на большом фризе алтаря в Пергаме.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и дополнена Адамом Августином.

Богиня Гармония в греческой мифологии

Гармония была второстепенной богиней греческого пантеона, греческой богиней Гармонии и, следовательно, антипатией богини Эриды (Раздора).

Гармония известна в греческой мифологии тем, что была замужем за смертным героем, Кадмом, и владением Ожерельем Гармонии, свадебным подарком, который принес бедствие поколениям смертных, связанных с городом Фивы.

Гармония, дочь Афродиты

Гармония была дочерью Афродиты и Ареса, хотя, конечно, Арес не был мужем Афродиты, ибо греческая богиня красоты была замужем за Гефестом .
 
Прекрасная Афродита была менее чем очарована тем, что вышла замуж за уродливого Гефеста, и поэтому завела себе любовника в образе Ареса.

Гефест в конце концов поймал Афродиту и Ареса в волшебную сеть, а неверность его жены была показана всем остальным богам и богиням.

Тем не менее отношения Афродиты и Ареса породили Гармонию.
 
Иногда говорили, что Гармония на самом деле была дочерью Зевса и Плеяды Электры, родившейся на острове Самофракия, но об этом редко умалчивают.

Кадм и Гармония — Эвелин де Морган (1855-1919) — PD-art-100

Гармония и Кадм

Гармония считалась богиней, которая приносила гармонию в жизнь смертных, особенно в супружеские отношения, хотя в древних текстах эта роль богини не упоминается. Действительно, Гармония в первую очередь известна тем, что была замужем за греческим героем Кадмусом .
 
У Кадма было много приключений, но в конце концов он построил новый город под названием Кадмея в Боэтии, город, который позже стал известен как Фивы .

Удовлетворив богиню Афину жертвоприношением, Кадму поможет богиня мудрости, но Кадм также прогневал Ареса, убив змея, посвященного богу. Арес заставил их на время превратить Кадма в змею в отместку за убийство.
 
Тем не менее, когда Кадмея начала процветать, Афина убедила Зевса, что Кадм достоин бессмертной жены, и этой женой должна быть Гармония.

Ожерелье Гармонии

Свадьба Кадма и Гармонии была церемонией, на которой присутствовали все боги и богини, и музы пели на банкете.
 
Кадму и Гармонии было преподнесено множество даров, в том числе изящный трон от Геры, скипетр от Гермеса и копье от Ареса.
 
Халат и ожерелье, подаренные Гармонии Кадмусом, были самыми важными из всех свадебных подарков.

Принято считать, что ожерелье изготовил Гефест, сделав его замысловатой деталью, символизирующей двух переплетающихся змей, украшенных драгоценными камнями.

Гефест, однако, все еще был зол на неверность Афродиты, и поэтому ожерелье и мантия, как говорили, были прокляты, суждено было принести несчастье всем тем, кто ими владел.

История Гармонии и Кадма продолжается

Некоторое время Кадм и Гармония жили в Кадмее (Фивах), и у пары родилось несколько детей, в том числе Полидор, будущий царь Фив, Ино, будущая морская богиня, Автоноя, мать Актеона, Агава мать Пенефея и Семела, мать Диониса.
 

Несчастье постигнет Кадма и Гармонию, и пара оставит Кадмею и их детей, а также Ожерелье Гармонии.

Гармония отправится вместе со своим мужем в непокорное государство к северу от Греции, где жили энхелеанцы.

Кадмус поможет им в конфликте с другими племенами региона, и, объединив несколько других племен, Кадмус и Гармония получат новое королевство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *