Футуризм в литературе. Кратко — Русская историческая библиотека
Футуризм – авангардистское, неоднородное по составу литературное направление 1910-20 годов. Русский футуризм представляет собой самостоятельное явление в русле общеевропейской революции в искусстве, по-разному оценивается его связь с итальянским футуризмом. Отправной точкой этого направления, выросшего из «символизма» и «импрессионизма», была революция в области формы, особенно – в области литературного языка.
Русский футуризм. Кратко. Слушать аудиокнигу
Наиболее важную группу в 1910 образовали кубофутуристы, сюда вошли В. Хлебников, Давид и Николай Бурлюки и А. Крученых. Они стремились прежде всего к автономии и освобождению слова, при этом форма и звучание «слова как такового» значили для них больше, чем его содержание. Отсюда – опыты по созданию заумного языка («заумь»). Другие эксперименты касались синтаксиса (например, отказ Давида Бурлюка от предлогов), создания неологизмов, системы стихосложения и рифмы. Провоцирующий аспект футуризма выявился в манифесте 1912 Пощечина общественному вкусу с его отказом от всей предшествующей литературы.
Кубофутуристы приветствовали Октябрьскую революцию, видя в ней возможность для осуществления своих радикальных представлений об искусстве. В этой связи К. Чуковский писал в 1922 о трех наблюдаемых у них тенденциях: во-первых, урбанизм, с подчеркиванием технико-индустриального, во-вторых, стремление к первоистокам, отказ от культуры, и, в-третьих, анархизм, почти неосознанный, настаивавший на разрушении всех законов и ценностей, который представляется Чуковскому типично русским явлением.
Особняком стояла группа эгофутуристов, перенявших название футуризма; ее основал в 1911 Игорь Северянин в С.-Петербурге, в 1912-14 группа возглавлялась Иваном Игнатьевым. Исходя из эгоизма как движущей жизненной силы, эгофутуризм выступал за индивидуализм и требовал отмены нравственных и этических ограничений в искусстве. Некоторые участники этой недолговечной группы объединились позже под названием имажинистов (Р. Ивнев и В. Шершеневич).
Ближе к представлениям кубофутуристов была группа «Центрифуга», просуществовавшая в Москве с 1914 по 1922 и выступавшая прежде всего за обновление поэтических средств – метафоры и образного языка в целом. Сюда вошли С. Бобров, Б. Пастернак, Н. Асеев; по мнению литературоведа Маркова, «из всех других футуристических групп эта, пожалуй, наиболее широко и глубоко представляла футуризм».
Наряду с тремя основными существовало и множество других направлений футуризма, соответственно, связанных между собой; например, Г. Петников и Н. Асеев с их харьковским издательством «Лирень», работавшие вместе с Хлебниковым, или близкая к эгофутуризму московская группа «Мезонин поэзии», просуществовавшая 4 месяца в 1913.
Несмотря на положительное отношение футуристов, особенно Маяковского, к революции, советский режим отрицательно отнесся к футуризму, равно как и к возникшей из него группе ЛЕФ и испытавшему ее влияние ленинградскому объединению Обэриу. Установки, которыми руководствовались «правоверно»-коммунистические литературные общества «Октябрь» и РАПП в борьбе с этими противниками буржуазной культуры и революционерами в искусстве, шедшими независимым путем, не изменялись потом до самого крушения СССР: футуризм считался направлением буржуазным и декадентским.
что такое в Литературной энциклопедии
ФУТУРИЗМ. Этот литературный термин взят от латинского слова Futurum — будущее. Футуристы называют иногда себя у нас в России «будетлянами». Футуризм, как устремление к будущему, противопоставляется пассеизму в литературе, устремлению к прошедшему. Футуристы бросают за борт тяжелый груз прошлого. Поэзии тоскливого воспоминания они противопоставляют поэзию лихорадочного устремления к будущему. Отстаивая футуристическое понимание жизни, футуристы с ненавистью обрушиваются против символистов, даже против таких мастеров, как Эдгар По, Бодлэр, Малярме и Верлэн, ибо они, по словам Маринетти, «плыли по реке времени, непрерывно обращая головы назад, к отдаленному голубому источнику Прошлого, к прежнему небу, где цветет красота. Для них нет поэзии без тоски, без вызывания почивших времен, без исторического и легендарного тумана». «Мечтательной голубизне, черной меланхолии и унылому минору футуристы противопоставляют огонь борьбы, энергию творчества и восторг кипящих юных сил. «Мы красные, мы любим красное, и с отблеском топок локомотивов на щеках, мы воспеваем торжество Машины, которую они (пассеисты) глупо ненавидели», — говорил в своей горячей речи основатель футуризма в Италии Маринетти.
Чтобы лучше разобраться в принципах этой литературной школы, появившейся одновременно в ряде стран, обратитесь к первоисточникам, прежде всего к манифестам итальянского футуриста Маринетти, которые были одновременно напечатаны и в книге Маринетти «Футуризм», и в книге Таставена «Футуризм» (на пути к новому символизму), тоже появившейся в 1914 году. Эти манифесты не только характеризуют воинственный национализм агтресивной молодой буржуазии Италии, колыбели фашизма, но и прекрасно выявляют основы футуристической чувствительности, футуристического лиризма, футуристической поэтики, футуристически-новаторской оригинальности.
Дети современного промышленного города с его машинами, электрофикацией, с его динамизмом восстали во имя будущего против поэзии прошлого, разбитой параличем и подагрой, против последних любовников луны, против «морализма, фетишизма и всех оппортунистских и утилитарных пошлостей».
С юношеской беззаветной отвагой и безудержной жизнерадостностью итальянские футуристы «слезам красоты, нежно склоняющейся над могилами, противопоставили резкий профиль пилота, шоффера, авиатора».
Героем футуризма явился новый человек с ненасытным «Я», новый буржуа, охваченный воинствующим настроением, империалист до мозга костей, пропитанный атмосферой современного города.
Новое мироощущение явилось содержанием поэзии итальянских футуристов, решивших порвать с прошлым Италии, которая стала музеем и усыпальницей былой красоты.
«Красота быстроты» вот лозунг этих горячих урбанистов.
Форма поэзии футуристов была пропитана тем же урбанизмом, той же энергией автомобильной скорости.
«Ускорение жизни, которое теперь всюду почти обладает быстрым ритмом. Физическое, интеллектуальное и эмоциональное балансирование человека на натянутом канате скорости среди противоположных магнетизмов, многогранность одновременного сознания в одном чувстве мира» — вот что видит Маринетти в современности.
Поэта, захваченного динамизмом, уже не удовлетворяют синтаксис и лексикон предшествующей эпохи, когда не было ни автомобилей, ни телефонов, ни фонографов, ни кинематеграфов, ни аэропланов, ни электрических железных дорог, ни небоскребов, ни митрополитенов.
У поэта, исполненного нового чувства мира — беспроволочное воображение.
Под беспроволочным воображением Маринетти разумеет «абсолютную свободу образов или аналогий, выражаемых освобожденным словом, без проводов синтаксиса и без всяких знаков препинания».
Эту абсолютную свободу слов, без всякого условного порядка, он ставит в связь с лиризмом — очень редкою способностью опьяняться жизнью и опьянять собой.
Одаренный лиризмом сын современного города, попадает в зону повышенно напряженной жизни, бросает вам на нервы, волнуясь и спеша, все свои зрительные, слуховые и вкусовые ощущения по прихоти их безумного галопа и стремится лишь к передаче всех вибраций своего я.
Телеграфические слова, телеграфические обороты с пропуском глаголов, телеграфические образы служат средством выявить повышенное нервное настроение.
Непосредственную аналогию сменяет отдаленная аналогия между несходными, на вид противоположными вещами.
Это усиливает быстроту и глубину действия, производимого образами. При головокружительной смене образов такая острота необходима.
Маринетти предлагает сравнивать фокстерьера не с маленькой породистой лошадью и даже не с телеграфным аппаратом Морзе, а с кипятком. «Только путем таких широких аналогий этот оркестровый, многокрасочный и полиморфный стиль может передать жизнь материи».
Разрушается синтаксис, вихрем проносятся слова на свободе. Начинается словотворчество, на место строгого метра выдвигается свободный стих, с вольными ритмами, буйное слово не укладывается на Прокрустово ложе прежней поэтики. Опыты Уитмана, Гриффина, Верхарна над свободным стихом широко используются футуристами.
В 1909 году появился первый манифест Маринетти, а уже с 1910 г. в России начинают появляться стихи петербургских эгофутуристов и московских кубофутуристов.
В Петербурге эгофутуристы в 1912 году сплачиваются вокруг издательства «Петербургский Глашатай», с Иваном Игнатьевым во главе. В группу входят: Д. Крючков, Игорь Северянин, К. Олимпов (Фофанов-сын), П. Широков, Рюрик Ивнев, Василиск Гнедов, Вадим Шершеневич.
Игорь Северянин, воспитавший свое дарование на произведениях Фофанова-отца, Лохвицкой, Бальмонта, и выпустивший с 1912 г. по 1914 г. 35 сборничков своих поэз, один из первых начал открывать словесные Америки, приспосабливая слова поэзии к запросам современного модернизированного города, одним из первых в России пустил в ход в 1911 году новое наименование — «Эгофутуризм».
Он становится на короткое время выразителем настроения буржуазных кругов, идолом мещанских салонов, и до отречения своего от эгофутуризма, действительно, «повсеградно поэкранен и повсесердно водворен» и даже после одной из анкет (конечно, таким анкетам грош цена) провозглашен королем поэтов.
Первым членом символа веры петербургских эгофутуристов явилось преклонение перед началом эгоистическим. Целью эгопоэзии становится «всесильный эгоизм», «как единственно правильная жизненная интуиция».
Торжествующий эгоизм облекается в одежды аморализма. Темы города, города веселящегося, темы современного Вавилона, собирающего на пир Валтасара людей, прожигающих жизнь по формуле «а после нас хоть потоп».
Северянисты обогащают свой словарь новыми, порой удачными, словообразованиями, пуская в ход много иностранных словечек бульварного типа, весьма ходких в будуарах, на файфоклоках, на модных курортах, в кафе и салонах.
Но если стремительный, воинственный итальянский футуризм овеян шумами, движением, огнями города, то петербургский эгофутуризм опутан чарами демимонда, он в плену у шелеста шелковых юбок, он в угаре от будуарных ароматов.
Маринетти возвестил презрение к женщине, Игорь Северянин воспел демимонденку.
Свое «мороженое из сирени», «свои ананасы в шампанском» он разделил с веселыми спутницами на острова Любви.
Конечно, вся эта пудренная романтика слишком мало походила на буйный итальянский футуризм. Петербургские эгофутуристы: К. Олимпов, Широков, Шершеневич продолжали дело Иг. Северянина.
И вот против гладкой певучести напудренных, подведенных, шуршащих шолком поэз, восстали московские кубофутуристы. Будуарным, галантным «эгопшютистам» они противопоставили свою первобытность.
Еще с 1910 г. кубофутуристы объединяются вокруг братьев Бурлюков, в их группе выступают: талантливый Велемир Хлебников, Владимир Маяковский, этот неистовый Роланд улицы, и высокоодаренная, чуткая, влюбленная в природу Елена Гуро, к сожалению рано умершая. С ними же подвивается Крученых.
Кубофутуристы выступают на защиту слова, как такового, «слова выше смысла», «заумного слова».
По следам Маринетти они расшатывают русскую грамматику, они сочетание слов подменяют сочетанием звуков. Они уверяют, что «для изображения головокружительной современной жизни и еще более стремительной будущей — надо по новому сочетать слова».
Если петербургские эгофутуристы блистали лексиконом пышных французских и немецких демимонденских слов, то московские кубофутуристы Велемир Хлебников и Крученых вместо слова «морг» выдвинули слово «трупарня», вместо слова «университет» — слово «всеучбище» и т. д. «Зачем заимствовать у безъязыких немцев, когда есть великолепное слово» — восклицают кубофутуристы, возненавидевшие «оскопленное» слово. Парфюмерный лексикон Северянина заменился «Рявом» Велемира Хлебникова. Цель кубофутуристов «подчеркнуть важное значение всех резкостей, несогласив
(диссонансов), и чисто первобытной грубости», заменить сладкогласие горькогласием или злогласом.Самая инструментовка стиха у них ничего общего не имеет с инструментовкой петербургских эгофутуристов, задававших поэзоконцерты в музыкальном стиле К. Бальмонта, Фофанова (отца), Мирры Лохвицкой.
«У писателей до нас» — пишет Крученых в книжке «Слово как таковое» — «инструментовка была совсем иная, например:
По небу полуночи Ангел летел
И тихую песню он пел и т. д…
Здесь окраску дает бескровное пе… пе… Как картина, писаная киселем и молоком, нас не удовлетворяют и стихи, построенные на
па-па-па
пи-пи-пи
ти-ти-ти.
Здоровый человек такой пищей лишь расстроит желудок. Мы дали образец другого звука и словосочетания:
Дыр-бул-щыр
убещур
скум
вы-ско-бу
рлэз.
(Кстати, в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина).
Не безголосая томная сливочная тянучка поэзии (пасьянс… пастила…), а грозная баячь…» (9).
Кубофутуристы разрабатывают свой «заумный язык». В особенности много сделал в области «рече-творчества» В. Хлебников в своих книгах «Ряв» и «Сборник стихов» (1907—1914 г.), «Зангези». Талантливый поэт умер в 1922 г. Хлебников, по словам В. Маяковского: «Создал целую «периодическую систему слова». Беря слово с неразвитыми неведомыми формами, сопоставляя его со словом развитым, он доказывал необходимость и неизбежность появления новых слов». В декларации «заумного языка» в сборнике «Заумники» (1922) А. Крученых писал: «Мысль и речь не успевают за переживанием вдохновенного, поэтому художник волен выражаться не только общим языком (понятия), но и личным (творец индивидуален) «языком, не имеющим определенного значения (не застывшим) заумным» (стр. 12).
Если Крученых дальше своего «дыр-бул-щыр»’а не пошел, весьма ловко прикрывая свою бесталантность гениальным набором звуков, зато талантливый Владимир Маяковский создал, действительно, поэзию города улицы, площади, показал себя смелым мастером слова, искусным новатором и властным нарушителем грамматических правил, показал себя поэтом уличного движения, уличного пейзажа, создателем нового стиля и оказал огромное влияние на молодежь, особенно, на Шершеневича и Мариенгофа.
Буйный озорник, ненавистник сытого, самодовольного мещанина, заклятый враг слащавых нежностей, дешевой напомаженности и подведенной красивости, он в своей острой и злой поэме-сатире «Братья писатели» бросил слова нового уличного поэта:
Господа поэты
неужели не наскучили
пажи,
дворцы,
любовь,
сирени куст вам?
Если
такие, как вы,
творцы —
мне наплевать на всякое искусство.
Лучше лавочку открою.
Пойду на биржу.
Тугими бумажниками растопырю бока.
Пьяной песней
душу выржу
в кабинете кабака
(стр. 100, сборник «Все»).
Напудренного, лакированного Иг. Северянина он бьет в лицо наотмашь кастетом грубых слов:
Из сигарного дыма
ликерною рюмкой,
вытягивалось пропитое лицо Северянина.
Как вы смеете называться поэтом
и серенький чирикать как перепел.
Сегодня
надо
кастетом
кроиться миру в черепе!
Вы —
обеспокоенные мыслью одной —
«Изящно пляшу ли»,
смотрите, как развлекаюсь
я —
площадной
сутенер и карточный шулер.
От вас,
которые влюбленностью мокли,
от которых
в столетия слеза лилась,
уиду я
солнце моноклем
вставлю в широко растопыренный глаз.
(Облако в штанах, сборник «Все», стр. 81).
Это был поистине уличный поэт, с трубной глоткой, вооруженный кастетом и настоящей силой кулачного борца. От его поэзии пахнуло эпохой возрождения с ее яркой грубостью нравов, яркой одаренностью, с ее художниками, переходящими от шпаги к кисти и от кисти к шпаге. В одном лице сочетались и разбойник с большой дороги, и поэт шумной столичной улицы. Этому бойцу, выросшему на стихах и ритмах Уитмана, сродни душа города.
За гам
и жуть
взглянуть
отрадно глазу.
Не бутафорию города вы чувствуете в его острой, колющей, гиперболической, грубой, воющей поэзии, эта бутафория досталась бесчисленным игрушечным поэтикам, которым суждено все «перенимать» и ничего не переживать…
Протестуя и возмущаясь против площадных слов, бьющих в душу, вы видите в его поэзии трагическое лицо города, искаженное гримасой боли. За паясничаньем и богохульством вы услышите муку городского поэта, у которого из воющей глотки вырываются не слова — «судороги, слипшиеся комом». Помяловщиной, бурсой, величайшим ожесточением повеяло от словесного бунта Маяковского, которому тоже надоело «подчищенное человечество», тоже хочется крикнуть свое — «полюбуйтесь».
Как Максиму Горькому, ему надоели мизерные люди с мертворожденными сердцами. За озорством, звериным воем, заглушающим шумы города, со скрежетом зубовным вырвались слова:
стекая ненужной слезою
с небритой щеки площадей,
я
быть может
последний поэт.
Этот горластый уличный паяц кричит свое «Нате» мещанской толпе, кричит па вею площадь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
Кривляться перед вами не захочется — и вот
Я захохочу и радостно плюну, плюну
В лицо вам
Я — бесценных слов транжир и мот.
(«Нате»).
Преодолейте грубую форму, вслушайтесь в слова, заглушенные криком самого поэта, и тогда вы вдруг поймете и почувствуете трагическую красоту бьющих по сердцу стихов: «Скрипка и немножко нервно», «Послушайте», «Хорошее отношение к лошадям», «Война и мир».
Неожиданные, необычные, дикие, грубые, плакатные образы обрушиваются на вас, возмущая вас, и овладевают вами. А поэт играет свой «ноктюрн на флейте водосточных труб», он мчится с вами в трамвае, и кричит вам, но не на ухо, а в ухо: «фокусник рельсы тянет из пасти трамвая», «улица провалилась, как нос сифилитика», «лебеди шей колокольных гнутся в силках проводов», «Лысый фонарь сладострастно снимает с улицы черный чулок», «ветер колючий трубе вырывает дымчатой шерсти клок».
Вы вдумываетесь в образы и вы начинаете понимать мастерское кубофутуристическое изображение городской жизни, городского пейзажа, прекрасного в движении, в смене линий, красок, пересекающихся плоскостей, звуков, теней, в дрожании улиц. Поэт городских ноктюрнов, «царь ламп», поэт с душой «натянутой, как нервы проводов», с гордостью возвещает пронзительно, как сирена:
Я вам открою
словами
простыми, как мычанье
наши новые души
гудящие,
как фонарные дуги.
Одинокий уличный поэт, готовый порой броситься на рельсы под паровоз, уличный поэт, считающий порой людей лишь бубенцами на колпаке у бога, уличный паяц, непонятый и оплеванный тупой толпой и признающийся вам: «я не знаю, плевок — обида или нет», жаждет светлого праздника в жизни людей и пишет в 1915 году пророческие строки:
Я
обсмеянный у сегодняшнего племени,
Как длинный
скабрезный анекдот,
вижу идущего через горы времени,
Которого не видит никто.
Где глаз людей обрывается куцо
Главой голодных орд
в терновом венце революций
грядет шестнадцатый год.
И когда пришли 16, а за ним 17—18—19—20 годы, чреватые восторгом и мукой, как столетия, паяц нашел на площадях новую толпу, ринулся не на рельсы головой в ужасе одиночества, а бросился сердцем в толпу и грянул свой левый марш, грубый, дикий, мощный и властный, покрывающий рев толпы.
Русский футуризм начал шоколадным Северяниным, кончил неистово ревущим Владимиром Маяковским, который за десять лет успел перешагнуть через себя прежнего, одинокого.
Этот русский Маринетти стал трубным гласом народившегося коллектива. В его устах гипербола стала рупором.
После октябрьской революции Игорь Северянин и петербургские северянисты отошли от современности. Вадим Шершеневич явился одним из основателей новой школы, выступившей под флагом имажинизма для того, чтобы отойти и от нее в 1922 г. Владимир Маяковский стал коммунистом футуристом. Коммунисты-футуристы первые пришли в советскую печать после октябрьской революции. Они стали «ком-футами», они приняли коммунизм в содержание своей поэзии, они оказали несомненное влияние на некоторых из пролетарских поэтов (Филипченко, Александровский, Карганов, Доронин, Садофьев). В особенности большое влияние оказывал Владимир Маяковский. Дальневосточные поэты в особенности обнаружили тяготение к футуризму, благодаря влиянию поэтов Асеева и Третьякова. Журнал «Творчество» на Дальнем Востоке стал органом революционных футуристов. Несмотря на то, что ком-футы торжественно в своих манифестах возвещали о своей революционности, в советской прессе после 20 года все резче и резче выступают против футуризма. Основатель пролеткульта, ныне покойный Ф. И. Калинин, в «Пролетарской Культуре писал в статье «О футуризме»: «Это есть социальное явление капиталистического строя, идеология, дошедшая до пределов своего конечного развития. Это предсмертное метание буржуазного духа, предчувствие гибели».
В сущности мы присутствуем при распаде футуризма, который был связан с крайним индивидуализмом воинствующих, имажинистически настроенных слоев буржуазии. Как школа, футуризм сыграл в России положительную роль, несколько выявил на первый план современную динамику и новые ритмы в связи с подчеркиванием характерных черт урбанизма. Эти черты легли в основу пролетарской поэзии. Эксцессы заумников, свидетельствовавшие о распаде личности, о распаде слова, как средства общения, будут отброшены литературой, тесно связанной с коллективом.
ЛИТЕРАТУРА.
Маринетти. 1) Футуризм, изд. «Прометея», 1914 г. 241 стр. Петербург. 2) Футуристы. Изд. Северн. Дни. Москва. 1916 г. Стр. 203. Футуристы. Первый журнал русских футуристов, № 1—2. Москва. 1914 г. Стр. 157. А. Крученых. 1) Фактура слова. Стр. 24. Изд. Маф. Москва. 1923 г. 2) Сдвигология русского стиха. Стр. 48. Маф. Москва. 1923 г. 3) Апокалипсис в русской литературе. Стр. 48. Изд. Маф в Москве. 1923 г. Закроневский. Рыцари безумия (футуристы). Изд. Идзиковского. Киев. 1914 г. Стр. 163. Г. Таставен. Футуризм (на пути к новому символизму с прилож. футур. манифеста Маринетти). Изд. «Ирис». Москва. 1914 г., 32 стр. В. Брюсов. Здравого смысла тартарары (диалог о футуризме). Русская Мысль. 1914 г. III. В. Львов-Рогачевский. «Современник». Символисты и наследники их. 1913 г. Кн. VI—II. К. Чуковский. «Футуристы Петрг.». «Полярная Звезда». Стр. 94. 1922 г. Шапирштейн-Лерс. Общественный смысл русского литературного футуризма (неонародничество русской литературы XX века), Предисловие А. В. Луначарского. Изд. Миронова. Москва. Стр. 80. 1923 г. Владимир Маяковский.
«В. В. Хлебников». Некролог. «Красная Новь» литерат.-худ. журнал июль — август 1922 г. А. Якобсон. Новейшая русская поэзия. 1921 г. Прага. Стр. 68. Критика о творчестве Игоря Северянина. Статьи Брандта, Брюсова, Боброва. Изд. Пашукяниса, с прилож. портрета и автобиографии. Москва. 1916 г. Стр. 159. Василий Каменский. Его — Моя биография великого футуриста. Книгоиздательство Китоврас. Москва. 1918 г. Стр. 228. Книги Игоря Северянина, Велемира Хлебникова, Владимира Маяковского, А. Крученых, Елены Гуро, Василия Каменского, Асеева и др. Важнейшие сборники: Садок Судей 1-й, П-й. Изд. Журавль. Москва. 1913 г. Пощечина общественному вкусу. Изд. Кузьмина. Стр. 112. Москва. 1913 г. Поэтика Футуристов: Виктор Шкловский. Воскрешение слова. Петрг. 1914 г. Поэтика. Сборник по теории поэзии языка. 1919 г. Петроград. Журнал «Леф». кн. I, II изд. Госуд. изд. 1923 г.
В. Львов-Рогачевский.Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель,1925
Что это такое, характеристики, происхождение, история, представители, работы
Искусство
Футуризм был художественным течением, которое зародилось в Италии в ХХ веке и успело распространиться по всей Европе . Он был запущен итальянским поэтом Филиппо Томмазо Маринетти через его публикацию во французской газете Figaro в 1909 году через его Футуристический манифест .
Похожие темы
Классицизм, оп-арт, гиперреализм, фовизм, романтизм, сюрреализм
Что такое футуризм?
Футуризм был художественным и литературным движением, которое сосредоточилось на разрушении прошлого искусства и литературы , чтобы выразить свою идею о том, что искусство было чем-то текучим и что оно всегда находилось в движении . манифесты.
- О Футуризме
- Характеристики
- Origin
- History
- Futurism in sculpture
- Literary Futurism
- Musical Futurism
- Italian Futurism
- Representatives
- Works
- Importance
About Futurism
Futurism consisted of an avant-garde movement которые пытались отразить движение , динамизм , скорость , внутренняя сила вещей , война возвышение, машины и все то что авторы считали современным . Это было движение, которое положило конец традиционному , прошлому и академизму .
Характеристики
Основные характеристики Футуризма:
- В нем использовалось ярких техник с цветовыми композициями.
- Дивизионизм и абстракция
- Объектов было дематериализовал , ситуацию , возникшую из кубизма .
- Произошло умножение позиций одного и того же элемента.
- Заметное усиление действия за счет повторений .
- Он пытался запечатлеть ощущения движения .
Происхождение
Футуризм зародился в Милане , Италия, под управлением Филиппо Томмазо Маринетти. Это происходит от Кубизм и был в основном итальянским движением.
История
Движение зародилось в Милан , Италия, и было инициировано Филиппо Томмазо Маринетти , 20 февраля 1909 года. Оно было создано для устранения традиции , прошлых и
50 традиционных знаков. которые искусство считало основными элементами.

Футуризм происходит прямо из Кубизм , однако им удалось быстро развиться в сторону дифференцированной эстетики , благодаря их одержимости представлением скорости . Это было движение итальянских рождений . Это было первое движение, организовавшее себя как таковое, и оно сделало это через «Манифест футуризма», опубликованный поэтом Филиппо Томмазо Маринетти.
Футуризм в скульптуре
Скульптурный манифест заложил направление футуристической скульптуры и изобразительное искусство . Его цель состояла в том, чтобы открыть время традиции и отпраздновать изменение , оригинальность и новаторство в культуре и обществе. Манифест превозносил красоту машины и новую технологию автомобиля, его скорость, мощь и движение.
Литературный футуризм
В литературной сфере футуризм возник в Италии в первые десять лет 20 века . Он вращался вокруг Филиппо Томмазо Маринетти , опубликовавший «Манифест футуризма» в парижской газете Le Figaro 20 февраля 1909 года. времени, скорости и энергии, и происходит разрыв между традицией литературы, прошлым и условными знаками искусства.
Музыкальный футуризм
Музыкальный футуризм был связан с литературное и изобразительное создание. Его наиболее важными представителями были Филиппо Томмазо Маринетти и Франческо Балилла Прателла , итальянский музыкант, автор Манифеста музыкантов-футуристов . Альберт Монтсеррат заявил, что авангардные музыканты и классики далеки от футуристической музыки как эстетики. Для него в музыкальных работах должны были преобладать машины и электричество .
Использование шума было пропагандировано художником Луиджи Руссоло , который в своем Манифесте шумов утверждает, что музыка будет находиться под влиянием поэзии Маринетти . Руссоло сгруппировал шумы в своих исследованиях.
Итальянский футуризм
Итальянский футуризм был движением, заложившим основу фашизма Бенито Муссолини путем предложения патриархального мировоззрения, разжигания войны и крайнего патриотизма . Это движение включало не только живопись, но и поэзию , архитектуру и скульптуру .
Важная группа художников, таких как Умберто Боччони , Джакомо Балла , Джино Северени , Карло Карра и многие другие учили, что когда насилие игнорируется, искусство не имеет силы.
Итальянский футуризм был новаторским и авангардным стилем, возникшим в первом десятилетии 20-го века. Он отверг классический мир и подтвердил современность , промышленность и машины . Лидером движения в Италии был Филиппо Томассо Маринетти , итальянский поэт, опубликовавший манифест движения или Манифест футуристов.
Представители
Среди его основных представителей мы упомянем следующих:
- Умберто Боччони : признанный художник и скульптор из Италии, который был назван главным представителем движения.
- Карло Карра : итальянский художник, который был одним из самых важных лидеров футуризма в начале 20 века.
- Джакомо Балла: итальянский художник и скульптор, один из основателей движения.
- Джино Северини : художник и лидер движения.
- Антон Джулио Брагалья
- Альберто Сарторис
- Антонио Сант’Элия
- Джулио Д’Анна
Работы
Среди основных работ, которые мы можем наблюдать в футуризме, мы упомянем следующие:
- Меркурий , увиденный в телескоп, проходит перед солнцем
- Возникающий город
- Всадники материального апокалипсиса
- Джино Северини: Голубой танцор
- Умберто Джинини Эластичность 90: 06 -портрет, Навязчивая танцовщица, Север-Юг, Голубая танцовщица
- Похороны анархиста Галли, Пенелопа или гермафродит Идол
- Динамизм велосипедиста, Динамизм мужской головы, Динамизм женской головы, Растущий город
- Влюбленные в воде
Важность
Манифест Футуриста имеет огромное значение для всего мира, поскольку он выделяется как первое произведение, созданное до того, как было создано настоящих произведений искусства, из них послужило база , как идеологический бассейн , из которого можно было брать идеи о новом мире и новом искусстве и преобразовывать в визуальное и архитектурное искусство.
Это имело большое значение и оказало большое влияние на художественное движение благодаря своему вкладу в культурная политика ХХ века . Это было движение, способное изменить около мыслей, связанных с политикой, которые мы можем наблюдать сегодня. Это было первое движение, которое попыталось объединить всех граждан и политиков из общества , чтобы определить будущее.
Автор: Габриэла Брисеньо В.
Что такое русский футуризм? В поисках общественного возрождения
Футуризм, художественное течение, зародившееся в Италии, быстро нашел благодатную почву в России, начиная с 1909. Таким образом, футуризм возник в России в период между революциями 1905 и 1917 годов, когда развивалась художественная, общественная и политическая мысль. Уникальный российский бренд футуризма помог сформировать основу русского авангарда, передав его социальные и политические идеалы и отказавшись от традиционных условностей в погоне за технологическим прогрессом.
В конце концов, самые разные художники стали применять его принципы субъективности и ультрасовременного дизайна к широкому кругу медиа, включая литературу, живопись, музыку, скульптуру и архитектуру.
Определение русского футуризма: Hylaea и поэзияТон русского футуризма задала группа Hylaea. Основанная в 1910 году поэтом и художником Давидом Бурлюком и его братьями, она собрала одни из самых революционных талантов той эпохи.
В движении целенаправленной иронии их имя уходит корнями в древнее прошлое. Под Гилеей понимается лесная роща у устья Днепра, которую скифы считали мифическим местом рождения своего народа. Однако название было подходящим, поскольку футуристы стремились к возрождению, которое очистит и подготовит человечество к новой эре. Однако футуристы знали, что это не произойдет без боя, и поэтому предпочли ассоциироваться с людьми, известными как свирепые воины.
Их манифест 1912 года, Пощечина общественному вкусу , написанный прежде всего поэтом и драматургом Владимиром Маяковским, считается одним из самых памятных в эпоху, насыщенную художественными манифестами. Удивительно короткий, он объявляет целый список почитаемых писателей прошлого устаревшими и требует, чтобы нынешним художникам было позволено заново изобретать язык и чтобы они не нуждались в общественном одобрении.
Hylaea отстаивали свое искусство с помощью намеренно провокационных публикаций, лекций и перформансов, которые сочетали их эстетику с дальновидным политическим сознанием.
Ольга Розанова, Иллюстрация к альбому «Война» со стихами Алексея Крученых, (1886-1918) Некоторые из выдающихся русских писателей-футуристов. Слева направо: Алексей Крученых, Владимир Бурлюк, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк и Бенедикт Лившиц. Последней книгой В. Маяковского была детская книга « Кем мне стать?» (1931) Иллюстрации Н. А. Шифрина. Футуристы были пионерами книжной иллюстрации, и она остается частью их наследия. (1931) Многие из первых русских футуристов были писателями. Они стремились к возрождению языка, которое сделало бы его одновременно свободным, очень кратким и эффективным. Это выражалось в таких стилях, как краткие и часто жестокие стихи Маяковского, которые заимствовали темы как из религиозной, так и из романтической поэтической традиции, но заключали их в антивоенную, антибуржуазную, лингвистически грубую и интуитивную структуру. Маяковский также участвовал в создании немых фильмов и плакатов, принятых в подобном стиле.
В конце 1920-х годов Маяковский включил в свои пьесы больше сатирической критики советской бюрократии, что в конечном итоге стоило ему возможности ставить их, поскольку эта бюрократия получила больше власти над художественным производством.
Алексей Крученых и Велимир Хлебников разработали литературный стиль на придуманном языке. Назвали его « заум », что с русского примерно переводится как «за гранью понимания». Новый стиль стремился передать смысл и эмоции с помощью тщательно подобранных звуков, отрывая язык от условностей, чтобы исследовать, как слова могут революционизировать смысл.
В то время как Хлебников в основном сохранял свою экспериментальную прозу в своих стихах и пьесах, чтобы исследовать ее лингвистическую силу, Крученых часто использовал ее для мультимедийной и часто совместной работы, ища способы превратить язык в образ и звук.
Авторские книги Крученых, иллюстрированные акварелями «Футурист» Ольги Розановой. Он также сотрудничал с композитором Михаилом Матюшиным над оперой 1913 года « Победа над солнцем ». В опере быстрая, диссонирующая музыка сочеталась с краткими диалогами, вокализованными звуками и множеством подвижных, линейных, геометрических фигур с использованием декораций, костюмов и реквизита, созданных художником-футуристом Казимиром Малевичем.
Точно так же Василий Каменский был поэтом-футуристом, известным тем, что интегрировал свою футуристическую поэзию не только с иллюстрациями, наиболее известными из которых были работы Давида и Владимира Бурлюков, но также использовал макет своего собственного текста, чтобы создать смысл и передать эмоции от его визуальная форма.
Вверху: Смотрите Победа над Солнцем полностью бесплатно на YouTube. Это постановка 2015 года, по мотивам оригинала, созданная Театром Стаса Намина в Москве совместно с Государственным Русским музеем в Санкт-Петербурге. Он был исполнен в Театре Базеля в Швейцарии.
Учитывая масштабы сотрудничества, к которому стремились футуристы в поисках смысла и выражения, неудивительно, что их идеи быстро проникли в другие формы искусства.
Наталья Гончарова, еще одна из первых участниц Гилеи, пожалуй, лучше всего задала тон тому, что стало узнаваемыми элементами русского футуризма в живописи. Названный ранее кубофутуризмом, ее стиль смешивал футуристическую философию и предметы с кубистским акцентом на геометрические и трехмерные формы. Примерно с 1910, ее картины маслом противопоставляли тусклые и яркие цвета, используя четкие и угловатые линии с толстыми мазками кисти, чтобы смешивать тени, повторять геометрические формы со словами, числами и другими символами для достижения динамичного изображения жизни рабочего класса в России. Гончарова также известна своими писательскими работами и дизайном.
Коллега-художник Михаил Ларионов работал в сотрудничестве с Гончаровой, используя схожие геометрические футуристические изображения технологических и городских тем, а также народной жизни.
Владимир Татлин был художником, скульптором, архитектором и дизайнером, который использовал геометрическое изображение техники в своих работах. В его картинах маслом второго десятилетия двадцатого века использовались скульптурные элементы и динамичные формы, которые благодаря своим ярким цветам, оттенкам, текстурным мазкам и жирным линиям объединялись, чтобы изображать повседневные предметы в смелом и упрощенном стиле.
Другие примеры работ Татлина используют аналогичные методы затенения и текстурирования для рисования структурных кластеров форм с их словесными метками как неотъемлемой частью картины.
Велосипедист , Наталья Гончарова (1912-13) Ноктюрн , Михаил Ларионов (1913-14) Торговец рыбой , Владимир Татлин (1911) Он также работал над переносом футуристической философии и эстетики на конструктивистский утилитарный дизайн объектов через скульптуру и архитектуру в 1920-х и 30-х годах, используя парящие линии и основные материалы, такие как дерево и сталь, для вызова изогнутых технологических конструкций будущего. Этот тип геометрии также доминировал в сценическом и объектном дизайне Татлина, сочетая трехмерные, угловатые пейзажи и линейные объекты, начиная от стульев и заканчивая платьями.
Михаил Матюшин, композитор Победа над солнцем , также был художником маслом, который использовал простую и красочную кисть. Во всех своих работах он стремился исследовать пределы человеческого восприятия. Он и поэт и писатель Елена Гуро были двумя из первых русских художников, которые исследовали, как меняется восприятие в городской среде.
Наследие русского футуризма Русский футуризм был прародителем многих других авангардных течений в России, включая супрематизм, лучизм и конструктивизм. Однако, начиная с 19В 20-е годы усилилась волна советской цензуры, когда советское правительство официально объявило социалистический реализм своей единственной разрешенной формой искусства в 1934 году. Русский футуризм не был совместим с романтизированным социалистическим реализмом образом пролетариата.
Хлебников, Розанова и Гуро умерли от болезней до 1925 года, а Маяковский покончил жизнь самоубийством в 1930 году. Оставшиеся в живых художники-футуристы либо сочли свои работы неприемлемыми, либо были вынуждены адаптировать их, например, в одобренных государством плакатах или, через конструктивизм, к предметам повседневного обихода, где определенные элементы стиля все еще были приемлемы.
Михаил Матюшин. «Проект теории цвета» (1932) Владимир Маяковский, «Рулетка» (ок. 1930 г.) Футуризм оставался жизнеспособной формой, особенно в научно-фантастических иллюстрациях. Титульный кадр киноленты «В 2017 году» Л. Смехова, 1960 год. И все же влияние футуризма пронизывало советскую жизнь и философию еще долго после того, как оно и его сторонники остались позади. Русский футуристический акцент на технологии, геометрии, динамизме и применении искусства как к городскому, так и к сельскому пролетариату использовался в России на протяжении всего двадцатого века, прежде всего благодаря работам конструктивистов. Их работа по рассмотрению макета страницы и иллюстраций как целостного искусства в конечном итоге войдет в массовые публикации, особенно в детских книгах.
Наследие русского футуризма также было универсальным, сформировав ключевую опору для модернистского искусства середины и конца ХХ века и позже. Однако русское футуристическое искусство представляет собой далее ясное идеологическое утверждение, которое рассматривалось в каждую последующую эпоху, а именно своеобразное, технологическое утверждение динамизма, которым проникнута жизнь.
Вам также может понравитьсяОпубликовано: 28 января 2023 г.
Мария Синякова была украинской художницей, которая все чаще рассматривается как выражение уникальной женской украинской идентичности в своем творчестве. Работая на рубеже прошлого века, она считается основоположником «чувственного футуризма». Этот художественный стиль пытался смешать гипертехнологичный и механический стиль футуризма с примитивными мотивами […]
Опубликовано: 22 августа 2021 г.
Конструктивизм был в равной степени художественным и общественным движением. Начавшийся в России в 1915 году и закончившийся в конце 1930-х годов, конструктивизм отошел от обычных художественных условностей и вместо этого сосредоточился на создании искусства из сырьевых промышленных материалов. Вдохновленный кубизмом и русским футуризмом, он также служил платформой для выражения […]
Опубликовано: 17 июля 2021 г.
Футуризм, художественное движение, зародившееся в Италии, быстро нашел благодатную почву в России, начиная с 1909. Таким образом, футуризм возник в России в период между революциями 1905 и 1917 годов, когда развивалась художественная, общественная и политическая мысль. Уникальный российский бренд футуризма помог сформировать основу русского авангарда, передав его социальный […]
Опубликовано: 4 июля 2021 г.
Супрематизм был художественным и философским движением, черпавшим вдохновение в философски беспредметном, геометрическом и ориентированный на технологии футуризм, а также геометрический кубизм, ориентированный на глубину.