Всенародное вече кратко
Вече (совет) – народное собрание в древней и средневековой Руси и других славянских племенах, игравшее роль главного государственного органа.
История возникновения всенародного вече
Вече было основным государственным органом у восточнославянских племен, которые позднее объединились под властью Киева и образовали Киевскую Русь и раннефеодальное общество. Основная функция вече заключалась в решение важных насущных проблем племени или иной территории, а также в решении вопросов внешней и внутренней политики, территориальных вопросов, культурных и общественных. Вече считается одной из ранних форм прямой демократии, так как вступить в вече могли представители всех слоев населения. Участниками могли стать свободные мужи – главы рода, семейства, княжества или определенного участка территории. Права мужей в составе совета были либо равными, либо, на некоторых территориях, зависели от социального положения.
Схожие государственные органы самоуправления существовали у скандинавов и англосаксов.
С постепенным развитием феодализма, традиции военной демократии, царившие в племенах, постепенно начали отходить на второй план, уступая место более организованным и цивилизованным способам решать проблемы и управлять государством. Вече становились все более крупными, принимали официальный государственный статус. Одна, несмотря на это, само понятие «вече» в тот период использовалось для того, чтобы обозначать любые собрания людей, как официальные, так и неофициальные, не имеющие государственного статуса – например, люди могли стихийно собираться на рыночных площадях для решения тех или иных вопросов.
Первые упоминания о славянском вече на Руси относятся к началу 10 века, однако есть основания полагать, что практика подобных собраний существовала в племенах еще в конце 8-начале 9 века, просто позднее они сформировались в нечто более определенное и четко структурированное. В том или ином виде вече просуществовало на Руси вплоть до 16 века. Всенародное вече заседало в Киеве, так как это была столица государства
Краткая характеристика и функции вече
Сегодня историки не имеют единого мнения насчет реальной власти, которой обладали бы вече. Существует две противоположные точки зрения. Согласно одной считалось, что, несмотря на то, что вече сами выбирали князя, они на самом деле не обладали реальной властью, все важные вопросы решались самим князем или его дружинниками. Вторая точка зрения гласит, что вече, напротив, само брало на себя решение всех важных вопросов, в том числе и вопросов, связанных с самим князей. Князья, которые также были частью вече, не обладали достаточной силой для того, чтобы оспаривать решение совета. В целом, на Руси существовало двоевластие – власть вече и власть князя.
Вече занималось решением широкого спектра вопросов – заключение мира или объявление войны, вопросы торговли, распоряжение финансовыми, земельными и хозяйственными активами вверенной территории и самого князя. Князья могли лишь взимать налоги и принимать ряд решений, но должны были согласовывать их с советниками в вече. Важно сказать, что именно вече на раннем этапе развития Руси занималось «призванием князей» на трон, проще говоря, выборами.
Во всех землях, за исключением Новгорода, в вече могли войти так называемые свободные мужи (не находящиеся в зависимости от кого-либо). Именно критерий свободы в итоге и привел к тому, что позднее в вече могли войти лишь достаточно богатые, зажиточные люди, которые были свободны, в отличие от крестьян. В итоге по факту вече представляло собой аристократию, верхушку общества, а не полноценное народное собрание.
К сожалению, на сегодняшний день сведения о вече и их деятельности довольно отрывочные, поэтому невозможно составить полноценную достоверную картину. Известно, что вече не имело председателя или какого-то четкого протокола, они могли собираться по необходимости, часто это происходило стихийно. Власть и полномочия народного собрания, а также его состав, очень часто зависели от того, в каком регионе заседало вече. Наивысшего расцвета такой народный орган достиг в Новгороде, а затем и в отделившейся Псковской республике. На этих территориях вече не только прижилось, но и просуществовало дольше всего.
Вече в Новгороде
Новгородское вече является своеобразным образцом того, какими должны были быть подобные собрания на Руси. В Новгороде вече являлось главным органом власти и занималось решением всех важнейших государственных вопросов. Основным принципом работы Новгородского вече было единогласие, это значило, что решение не может быть принято до тех пор, пока с ним не согласятся все участники собрания. Это создавало определенные трудности – собрания могли проводить очень долго – но давало и результаты, решением вече в итоге оставались довольны все слои населения.
Вече в Новгороде призывало и изгоняло князей, решало вопросы военной политики, разбирало насущные вопросы, свершало суд. Новгородское вече имело пирамидальную структуру, помимо главного городского совета существовали и местные вече, например, уличные.
Конец вече
В разных регионах вече просуществовало разное количество времени и в разном статусе – где-то оно прижилось, а где-то нет. Там, где народные собрания имели реальную политическую власть, как в Новгороде, вече просуществовало до 16 века и было отменено лишь Иваном Грозным. В большинстве других регионов, в Галицко-Волынском, Владимиро-Суздальском и многих других княжествах эти собрания распались сами собой.
Образование и развитие вече (кратко)
Вече (от славянского слова «совет») — народное собрание в древней и средневековой Руси, а также во всех восточнославянских племенах.
История вече
Вече было основным государственным органом у славянских племен во время того, как начало формироваться раннефеодальное общество, а славянские племена стали объединяться в единое государство. Основная функция вече заключалась в обсуждении всех важных общих дел племени, на нем решались вопросы, связанные с территорией, политической, культурной и общественной жизнью. Вече считается одной из форм ранней исторической прямой демократии на территории славян. Участниками вече могли быть «мужи» — то есть главы всех свободных семейств (а также племен, родов, поселений, княжеств и т.д.). Права мужей в вече были равными в большинстве случаев, однако в некоторых племенах права зависели от социального положения мужа.
Подобные органы существовали также у скандинавов и англосаксов. Всенародное вече заседало в Киеве, так как это была столица Древнерусского государства.
С постепенным развитием феодализма начали отходить на задний план традиции военной демократии, решение всех государственных вопросов принимало более организованную форму, вече стали более крупными и принимали официальный статус государственного органа. Несмотря на это, само понятие «вече» в тот период относили практически к любому собранию людей, вне зависимости от того, являлось ли оно официальным (вече также могли называться стихийные собрания граждан для решения того или иного вопроса).
Первые упоминания о вече на Руси относятся к началу 10-го в., однако в летописях упоминается наличие подобных собраний у славян еще в конце 8-9-го вв. В том или ином виде вече просуществовало на Руси до 16-го в.
Краткая характеристика вече
Сегодня историки расходятся во мнении о том, какую реальную силу имело вече. Некоторые полагают, что, хотя вече считается органом народовластия, реальной силы оно не имело, потому что, как правило, все самые важные государственные решения принимали князья и бояре. Другие говорят о том, что на раннем этапе развития Древней Руси вече имело огромное влияние и реальную политическую силу. Князья, которые также входили в вече, все же не обладали достаточной силой и средствами для того, чтобы саботировать принятые на собрании решения. На Руси в этот период существовало двоевластие — власть князя и власть вече.
Вече занималось решением широкого спектра вопросов: заключение мира или объявление войны, распоряжение финансовыми, земельными и хозяйственными делами государства и самого князя. Князь же имел возможность самостоятельно взимать дань и распоряжаться рядом своих ресурсов, однако большая часть казны контролировалась собранием. Важно отметить, что именно вече занималось «призванием князя», то есть его выбором, и могло поставить на престол только того человека, который был выбран на общем собрании.
Во всех землях, кроме Новгородской, в вече могли входить так называемые свободные мужи — главы родов и семейств. Это накладывало определенный отпечаток. С течением времени расслоение общества все больше усиливалось, в вече, по сути, входила лишь аристократия, которая могла себе это позволить. Однако это характерно лишь для позднего периода существования вече.
Из-за отрывочности сведений о функционировании вече в Древней Руси трудно сформировать единую четкую картину. Известно, что вече не имело председателя или какого-то официального документа, часто собиралось стихийно. Власть и полномочия народного собрания, а также его состав могли сильно разниться в зависимости от региона. Так, своего наивысшего расцвета вече достигло в Новгородской земле, а позднее и в отделившейся Псковской республике. На этих землях вече просуществовало в своей наивысшей форме вплоть до присоединения к Москве, в отличие от других княжеств (например, Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского).
Вече в Новгороде
Новгородское вече было главным органом власти в Новгородской республике и занималось решением всех самых важных государственных вопросов. Основным принципом работы вече в Новгороде считалось единогласие: для принятия решения все члены собрания должны были проголосовать за него. К сожалению, при таком принципе достигнуть согласия иногда удавалось далеко не с первого раза, однако это позволяло принимать решения, которые бы действительно удовлетворяли всех представителей народа.
Вече в Новгороде призывало и изгоняло князей, решало вопросы военной политики, а также разбирало насущные темы, в том числе вопросы правосудия.
Новгородское вече имело разветвленную структуру: помимо общегородского, существовали и региональные собрания на местах (например, уличные вече).
Конец славянского вече
В разных регионах вече просуществовало разное количество времени. Там, где народные собрания имели огромную силу, вече существовало вплоть до 16-го в., когда с собраниями окончательно покончил Иван Грозный, а где-то вече само по себе распалось, так как не отвечало требованиям существующего уклада жизни.
Вече.
Нет — Республика Новеград — ВечеФункции Вече
Вече — нижняя палата Государственного собрания, Новеградского парламента. Законопроекты вносятся на рассмотрение вече президентом, премьер-министром, министерствами, вышестоящим судом или из вече или Совета наций. Законопроект может обсуждаться и вноситься поправки, а также могут создаваться комиссии и слушания. После принятия законопроекта простым большинством (226 голосов) он передается в Совет Наций.
Если Совет не примет законопроект, может быть создана согласительная комиссия для изменения законопроекта, после чего он возвращается в вече. В противном случае Вече может отменить решение Совета Наций тремя четвертями голосов (338 голосов). Президентское вето может быть отменено большинством в две трети голосов как на вече (300 голосов), так и в Совете.
Те же правила применяются для принятия поправки к конституции, за исключением того, что каждая палата должна принять законопроект большинством в две трети голосов, и вече не может отменить решение Совета.
Вече также отвечает за утверждение кандидатуры президента на пост премьер-министра.
Выборы вече
Вече состоит из 450 мест, 225 из которых распределяются по областям и 225 из которых распределяются на основе пропорциональности партий.
225 региональных мест распределяются между областями в зависимости от их населения, при этом области с большей численностью населения смогут заполнить пропорционально больше мест, чем области с меньшей численностью населения. Количество мест, которое получает каждая область, определяется модифицированной версией метода Сент-Лагуэ.
Остальные места распределяются между партиями пропорционально и заполняются представителями партий. Подсчитывается общее количество голосов, полученных каждой партией по всей стране, и места распределяются по методу распределения Д’Ондта.
На парламентских выборах существует порог в 5%, что означает, что партия должна получить не менее 5% голосов по всей стране, чтобы вообще получить какие-либо места в вече. Партия, которая не может набрать 5% голосов по стране, но которой удается получить 20% голосов хотя бы в одной области, может пройти отбор.
Сводка текущего вече
Партии и коалиции | Всего голосов | Проценты от общего числа | Всего мест | мест распределено по регионам | Места распределены по пропорциональности | |
---|---|---|---|---|---|---|
Центристская партия | 8 131 301 | 31,3% | 132 | 61 | 71 | |
Коалиция | Прогрессивный | 9 460 324 | 36,4% | 98 | 83 | |
Социал-демократический | ||||||
Лейбористская партия | 3 295 005 | 12,7% | 49 | 21 | 28 | |
Либеральная партия | 961 259 | 3,7% | 16 | 8 | 8 | |
Большой Новеград | 2 248 808 | 8,7% | 39 | 20 | 19 | |
Коалиция | Партия Союза Родина | 927 076 | 3,6% | 17 | 9 | 8 |
Коммунистическая партия | ||||||
Национальный фронт | ||||||
Финский республиканский альянс | 798 115 | 3,1% | 13 | 6 | 7 | |
Коми Заказ | 139 994 | 0,5% | 3 | 2 | 1 | |
Всего (Явка 72,5%) | 25 961 882 | 100% | 450 | 225 | 225 |
Эволюция коммуны на примере тингов, вече и раннего периода английского парламента
Пробелы в российском законодательстве Выпуск №1 — 2022
Мигунова Татьяна Леонидовна Минеева Татьяна Германовна Толстолуцкий Владимир Юрьевич
Подробнее об авторах Мигунова Татьяна Леонидовна
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Института управления, экономики и права
Поволжский государственный университет водного транспорта
Нижний Новгород, Россия Минеева Татьяна Германовна
доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права
Нижний Новгород, Россия Толстолуцкий Владимир Ю. доктор наук. д.м.н., профессор; заведующая кафедрой Института управления, экономики и права, кафедра теории и истории государства и права
Поволжский государственный университет водного транспорта
Нижний Новгород, Российская Федерация
Чтобы читать статью полностью, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь
Реферат:
Цель исследования. В следующей статье анализируются существовавшие в Средние века органы народных органов — вече, тинги, а также первый английский парламент. Кроме того, авторы используют термин «народная власть», введенный в научный обиход Д. М. Петрушевским для того, чтобы подчеркнуть особую фазу развития представительных органов, характерную для Северной и Северо-Восточной Европы. Наша гипотеза состоит в том, что коммуна была значимым атрибутом развития государственности на севере и северо-востоке Европы в средние века. Со временем он ослабел и был заменен королевской властью и государственными учреждениями.
Хронологически этот процесс протекал в разных странах по-разному. Судьба непосредственного народного представителя, по субъективным оценкам, складывалась не так. При изучении проблемы использовался материал исландских саг, скандинавского королевского права, уставов английского парламента, тексты анналов и договоров. Разнообразие источников и ее огромный текст позволяют нам, используя метод сравнительно-правового анализа, выявить общие и необычные черты в процессе развития непосредственного народного представителя, динамической и исторической судьбы его существования.Образец цитирования:
Мигунова Т.Л., Минеева Т.Г., Толстолуцкий В.Ю., (2022), ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩИНЫ НА ПРИМЕРЕ ТИНГ, ВЕЧЕ И РАННИЙ ПЕРИОД АНГЛИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА. Пробелы в российском законодательстве, 1 => 163-170.
Референс-лист:
Петрушевский Д.М. Очерки истории средневекового государства и общества в средние века. Москва: Юрайт. 2018. -372 с. (Серия: Антология мысли)
Джексон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе. Тексты, перевод, комментарии. Москва: Университет Дмитрия Пожарского. 2012. 779p
The law of Zealand/http://middelaldertekster.dk/eriks-lov/1/1 / Дата обращения 10.01.2022
Danmarks gamle Love paa Nutidsdansk, ed. Э. Кроман и С. Юул, Danske Sprog-og Litteraturselskab, 3 тома (Копенгаген: GEC Gad, 1945-48)
Агишев С.Ю. Приложение. Первое издание норвежских средневековых законов. /Vox medii aevi. [Первая версия]. 2015. № 2-3 (13-14). стр.75-89.
Корнелий Тацит. О происхождении и положении германцев. Гл.11, 12.
Сага о Фарерах.II//Исландские саги. Том 2. М.: Языки славянской культуры. 2004. — 608 с. с.143
Фроянов И.Я. Киевская Русь IX-XIII вв. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. Москва: Российский издательский центр. 2012. С. 158-215
Книга о заселении Исландии.//Гуревич А.Я. Колонизация Исландии. Ученые записки Калининского государственного педагогического института, труды кафедры истории. 1963. Том. 35.
Tj nn Х. Олав Трюгвассон. Сагабок. — Спартак Форлаг АС. Осло. 2012. 223 с.
Kongesagaer от Густава Шторма. Твердый переплет/ 1900. S.73/ https://archive.org/details/norgeskonesaga01bugggoog/page/n15/mode/2up
Андерссон И. Лдре демократическая традиция и Норден/Нордиск Демократ. С.9.
Слвар Х.А. F r ernes statsretlige Stilling i Historisk Belysning — mellem selvstyre og selvbestemmelse// F royskt L gar Rit (Faroese Law Review) vol. 3 нет. 3 — 2003. С.148
Рафн, Карл Кристиан (ред.) 1972 F reyinga Saga eller F r boernes Historie i den islandske grundtext med f r sk og dansk overs ttelse. K benhavn 1972. S.19 https://books.google.ru/books id TbFr3a4 pNEC pg PA1 hl ru source gbs toc r cad 3 v onepage q f false data obrashcheniya 7.01.2022
Riess L. Geschichte des Wahlrechts zum engelischen Parlament им Миттелальтер. БиблиоБазар. 2009 128 сс. С. 22-28
Маккисак М. Четырнадцатый век. 1307-1339 гг. Нью-Йорк: Оксфордский университет. 1959. С. 19.0
Минеева Т.Г., Романовская В.Б. Парламент и королевская власть. Англия XIV-XV вв. Академическое издательство Ламберта. 2013
Nordisk Demokrati./ Red. Хэл Кох, Альф Росс., Осло: Natur och Kultur, Стокгольм: Wcstermann, K benhavn: Halvorsen Larsen. 1949. 473 сс. С. VIII, IX.
Янин В.Л., Алешковский М.Г. Происхождение Новгорода: (К постановке вопроса) // История СССР. 1971 № 2. С. 56-60.
Мартышин О.В. Вольный Новгород: Общественно-политический строй и право феодальной республики. — М.: Российское право, 1992. 384 с.
Лукин П.В. Вече в общественно-политическом строе средневекового Новгорода/ Автореф. на соискание ученой степени доктора исторических наук. М. 2014. 50 с.
Гранберг Ю.В. Вече в древнерусских письменных источниках: функции и терминология // Древнейшие государства Восточной Европы: материалы и исследования 2004: Политические институты Древней Руси / Под ред.
Горобенко А.Т. Опыт становления и развития демократии в Новгородской республике и Швеции XII-XIII вв.//Вестник университета. Кутафина. 2018. № 8. С. 134-138
Ключевые слова:
власть народа, вече, тинги, парламент, законы, выборы, Средневековая Россия, Англия, Исландия, Швеция, Дания, Фарерские острова, Норвегия.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРАВОВОЕ НАУКИ (5.1.1.) Страницы: 13-23 Выпуск №22584
В борьбе за законы и обычаи войны и мира: Идеи П.С. Научное наследие Ромашкина
Сушкова Юлия Николаевна
законы обычаи войны и мира преступления против мира и человечности коллективная безопасность Вторая мировая война
Подробнее2. Теория и история права и государства; История права и государственное учение Страниц: 40-42 Выпуск №6543
Законность: основные грани
Кожевников Сергей Николаевич
идея права законы правоприменительный процесс общественный порядок и законность верховенство права и демократия
Подробнее12. ДРУГОЕ Страницы: 245-248 Выпуск №5215
ПЕРСПЕКТИВЫ реализации социальных функций конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации
Шериев Мурат Мурадинович
Конституция Субъекты Российской Федерации Социальная политика Конституционные суды субъектов Законы
Подробнее10. Финансовое право; Закон о налоге; Бюджетное право; Информационное право; Административное право; Административный процесс Страницы: 163-166 Выпуск №2833
Совершенствование выполнения государственных функций посредством посланий Президента России
Латифова Татьяна Сергеевна
акт штат производительность норма Парламент
Подробнее8. Судебная, прокурорская, правозащитная и правоохранительная деятельность Страницы: 169-172 Выпуск №16219
ДОСТАТОЧНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ОРГАНОВ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ
Магом Эдов Магомед Абдулкадирович
прокуратура надзор правоприменение законы законность
Подробнее11. Теория и история права и государства; История права и государственное учение Страницы: 172-174 Выпуск №9089
РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ОБУЧЕНИЯ
Еремин Алексей Р.
государство гражданское общество законы местное правительство обучение
Подробнее10. Теория и история права и государства; История права и государства Страницы: 102-104 Выпуск №11007
ЭВОЛЮЦИЯ МЕСТНЫХ САМОУПРАВЛЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Петренко Николай Иванович
органы местного самоуправления Земство земское собрание Дума Совет
Подробнее4. Теория и история права и государства; История права и государственных учений Страниц: 92-95 Выпуск №9149
Проблемы правовой сегрегации ирландцев в XVI — начале XIX вв.
Мауров Павел Николаевич
Англия арендаторы счет закон Ирландия
Подробнее6. Политические институты, процессы и технологии Страницы: 87-89 Выпуск №7176
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Боев Павел Александрович
Совет Федерации Институт развития парламент политический процесс реформа
Подробнее2.