ЗЕВС • Большая российская энциклопедия
«Зевс, мечущий молнии». Бронзовая статуэтка. 1-я пол. 5 в. до н. э. Найдена при раскопках Додоны. Национальный музей (Афины).
ЗЕВС, Дий (Ζεύς, род. п. Διός), в греч. религии и мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. З. – исконно греч. божество; его имя индоевропейского происхождения и означает «светлое небо». В античности этимология слова «З.» связывалась с корнями греч. слов «жизнь», «кипение», «то, через что всё существует». Сын титанов Кроноса (отсюда имена З. – Кронид, Кронион) и Реи. З. принадлежит к третьему поколению богов, низвергших второе поколение (титанов). Кронос, опасаясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждого только что рождённого Реей ребёнка. При рождении З. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося младенца завёрнутый камень, а ребёнка тайно отправила на Крит на гору Дикта.
«Зевс». Серебряная тетрадрахма. 336–323 до н. э. Археологический музей (Фессалоники).
Согласно др. варианту мифа, Рея родила З. в пещере горы Дикта и отдала на воспитание куретам и корибантам (спутникам и служителям Великой матери богов Реи-Кибелы), которые вскормили младенца молоком козы Амалфеи. Они заглушали плач ребёнка ударами копий о щиты, тимпанами, плясками и криками. На о. Крит сохранились древнейшие фетишистские символы почитания З. Критского, или З. Лабриса: изображения двойного топора (лабрис) – магич. оружия, убивающего и дарующего жизнь. Гл. местопребыванием З. Лабриса считался лабиринт, а его обитатель Минотавр – одна из ипостасей З. Критского. В Дельфах почитался архаич. фетиш омфал («пуп земли») – камень, проглоченный Кроносом, или камень как пуп младенца Зевса.
Возмужав, З. вывел своих братьев и сестёр из утробы отца, опоив его зельем, благодаря которому Кронос изрыгнул своих детей. Борьба за власть с Кроносом и др. титанами (титаномахия) продолжалась 10 лет, побеждённые титаны были низвергнуты в Тартар. Три брата – З., Посейдон и Аид – разделили власть между собой: З. досталось господство на небе (он получил во владение громы и молнии и имена З.-Громовержец, З.-Тучегонитель), Посейдону – на море, Аиду – царство мёртвых. В древнейшие времена З. совмещал функции жизни и смерти. Он владычествовал над землёй и под нею, вершил суд над мёртвыми (отсюда один из его эпитетов – Хтоний («подземный»). Позднее, сохранив за собой верховную власть над миром и управление всеми небесными явлениями, он именуется Олимпийским (от горы Олимп – его постоянного местопребывания; или Фессалийским). З. почитали как охранителя общественного порядка и семьи; ему приписывали установление законов и обычаев.
Атрибутами З. были эгида, скипетр, иногда орёл. Как дарующий победу на войне и в состязаниях З. изображался с богиней победы Нике (рим. – Виктория) в руке. З. считался отцом младшего поколения олимпийских богов: Аполлона, Артемиды, Арея, Афины, Афродиты, Гермеса, Гефеста, Диониса, Гебы, Ириды, Персефоны, а также муз, харит и многих героев (Геракла, Персея и др.). К нему возводили своё происхождение многие знатные греческие роды. Важнейшими местами культа З. были Додона (Эпир) и Олимпия (Элида), где в честь З. устраивались Олимпийские игры. Отд. эпизоды мифа о З. содержатся в «Илиаде», «Одиссее», в «Теогонии» Гесиода, «Мифологической библиотеке» Аполлодора и др. античных произведениях.
В рим. религии и мифологии З. соответствовал Юпитер.
«Зевс и Ганимед». Терракота. Ок. 470 до н. э. Археологический музей (Олимпия).
Иконография. В иск-ве Древней Греции изображения З. относятся к числу наиболее распространённых. В эпоху архаики многочисл. мифологич. сюжеты, связанные с Зевсом, появляются на рельефах («Гигантомахия», сев. фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах; «Зевс и гигант», зап. фронтон храма Артемиды на о. Керкира) и в вазописи («Совет богов», чернофигурная амфора, ок. 550–530 до н. э., Музей иск-ва Гарвардского ун-та; «Рождение Афины», чернофигурная амфора, 550 до н. э., Музей археологии и антропологии Ун-та Пенсильвании; «Зевс в борьбе с Тифоном», халкидская гидрия, ок. 530 до н. э., Мюнхен, Собрания античного иск-ва). Наиболее значит. образы З. эпохи классики происходят из святилища Зевса в Олимпии: скульптурная группа «Зевс и Ганимед» (терракота, ок. 470 до н. э., Археологич. музей, Олимпия), статуэтка «Зевс, мечущий молнии» (бронза, 1-я пол. 5 в. до н. э., Нац. музей, Афины), центр. фигура вост. фронтона Зевса храма в Олимпии (ок. 468–456 до н. э.
, Археологич. музей, Олимпия). Из храма Геры в Селинунте происходит метопа «Зевс и Гера» (460–450 до н. э., Археологич. музей, Палермо). В классич. и эллинистич. периоды получили распространение статуарные изображения З. в образе громовержца и главы греч. пантеона. Его изображали восседающим на троне, с бородой и пышной шевелюрой, держащим в руках скипетр и пучок молний, иногда у его ног помещался орёл. Самым прославленным изображением такого рода была несохранившаяся статуя Фидия для целлы храма Зевса в Олимпии (известны её изображения на многочисл. монетах). Её воспроизводят рим. копии 1–2 вв. н. э., сделанные с греч. оригиналов разного времени («Юпитер», Ватиканские музеи; Эрмитаж). Другой статуарный тип изображает З. обнажённым (или полуобнажённым), стоящим со скипетром в руке и орлом у ног (рим. копии с несохранившегося греч. оригинала 1–2 вв.
н. э. в Капитолийских музеях, Рим, и в музее Прадо, Мадрид). Наиболее известным из сохранившихся изображений Зевса является мраморный «Бюст Отриколи» (Ватиканские музеи), представляющий собой позднеэллинистич. реплику со статуи работы Бриаксиса ок. 330 до н. э. (не сохр.). Драматизмом отличается образ Зевса в сцене «Гигантомахия» Большого алтаря Зевса в Пергаме (ок. 181–159 до н. э., Пергамский музей, Берлин).
«Зевс и Фетида». Картина Ж. О. Д. Энгра. 1811. Музей Гране (Экс-ан-Прованс).
Начиная с эпохи Возрождения сюжеты, связанные с З., возвращаются в европ. иск-во и занимают значит. место в ряду мифологич. тем. Появляются изображения, иллюстрирующие детство З.: «Зевс, вскармливаемый козой Амалтеей» (Дж. Л. Бернини, 1609, Галерея и музей Боргезе, Рим). Особенно популярными становятся метаморфозы З. и его любовные истории: «Леда и лебедь» (копия с несохранившегося картона Леонардо да Винчи, между 1503 и 1513, галерея Уффици, Флоренция), «Зевс и Ганимед» (картина Корреджо, 1531–32, Худож. -историч. музей, Вена; скульптурная группа Б. Торвальдсена, 1817, Музей Торвальдсена, Копенгаген), «Даная» (Тициан, ок. 1554, Прадо, Мадрид), «Похищение Европы» (см. в ст. Европа). Как верховное божество З. присутствует в сюжетах «Пиршество богов» (Джованни Беллини, 1514, Нац. галерея иск-ва, Вашингтон), «Гермес вводит Психею на Олимп» (Рафаэль, фреска виллы Фарнезина, Рим, 1517), «Суд Париса» (Ф. Флорис, ок. 1548, Гос. музеи, Кассель), «Зевс и Фетида» (Ж. О. Д. Энгр, 1811, Музей Гране, Экс-ан-Прованс) и др.
Семь жён бога-олимпийца Зевса — Почитать на DTF
604 просмотров
Честно сказать, хотела сделать отдельный пост про моего любимого громовержца, но решила ограничиться кое-какими интересными фактами, которые мы упустили в школьной программе. Если вспомнить мифологию, любая история прелюбодеяний Зевса и появления различных героев сводится в конечном итоге к этой схеме:
Напомним, что к смертной женщине Алкмене Зевс явился в облике ушедшего на войну её мужа, царя Амфитриона, и от их союза родился Геракл. Другая смертная женщина по имени Семела по настоянию Геры велела громовержцу явиться во всём величии и погибла в огне, успев перед этим родить Диониса, ставшего БОГОМ виноделия, а не полубогом, потому что Зевс вырастил его в своём бедре и воспроизвёл на свет заново. Далее, Зевс явился в образе золотого дождя смертной деве Данайе, и от их союза родился герой Персей, предок Геракла, убивший Медузу Горгону, в свою очередь, изнасилованную братом Зевса — Посейдоном.
Что Посейдон, что Аид, что Зевс в данном случае оказались одного поля ягоды, и попробуй только воспротивиться им! Если у Аида было на стороне две смертные женщины, то уж Посейдон во многом перещеголял обоих братьев. Но не только в брак со смертными женщинами в начале времён вступал эгидодержавный Зевс. Ниже приводится список богинь, с которыми он вступал в половую связь, и которые, на минуточку, являлись ему близкими и дальними родственниками! Но это простительно, ибо люди в древности не знали, что такое инцест и его пагубных последствий, и что подобное сейчас является сущей дикостью и карается законом.
Итак, семь «официальных» жён Зевса Олимпийца и последствия связи с ними:
1. Согласно Гесиоду, у Зевса было семь жен. Его первой женой была океанида Метида (что означает — «мудрость»), которую он проглотил по совету Геи и Урана , чтобы ни один его сын от Метиды не свергнул его, как было предсказано ранее. Позже из головы Зевса родится их дочь — Афина Паллада. По крайней мере, именно так гласит каноническая версия мифологии, хотя есть предположение о том, что Афина являлась также дочерью циклопа/киклопа Бронтеса (в переводе означает — Гром). Нет, это были не те киклопы, живущие в Сицилии, согласно Гомеру, а скорее вполне себе разумные сыновья богов Урана (Неба) и Геи (Земли), братьями Титанов и Сотников/Гекатонхейров — сторуких великанов во времена Титаномахии, которые выковали Зевсу его молнии, а потом их заменил бог- кузнец Гефест.
Рисунок на вазе — рождение Афины Паллады
2. Следующий брак Зевса был заключен с его тетей и советником Фемидой, богиней Правосудия, которая родила Ор (богинь Времен года и правосудия) и Мойр (богинь Судьбы). Ор звали Дике , Эйрена и Эвномия («обычай», «порядок» и «мир», соответственно). И одна из сестёр — Дике — также была богиней справедливости, Эйрена — богиня мира, а Эвномия — богиня законодательства. Согласно другой версии, это было трио —
Мойр же звали Клото («пряха»), Лахесис («распределитель») и Антропос («неотвратимая», метафора смерти), соответственно. Клото, младшая из сестер, руководила моментом нашего рождения и держала в руке прялку; Lachesis вытянула все события и действия нашей жизни; а Атропос, старший из троих, перерезал нить человеческой жизни ножницами. Первоначально роль Мойр заключалась в том, чтобы гарантировать, что каждое существо, смертное и божественное, прожило свою судьбу так, как это было назначено им законами вселенной.
Для смертных эта судьба растянулась на всю жизнь и представлялась как нить, сотканная из веретена. Как правило, они считались выше даже богов в своей роли исполнителей судьбы, хотя в некоторых представлениях Зевс , глава богов, может вполне командовать ими. Отсюда и ещё один эпитет громовержца — Зевс Мойрагет , означающий «Зевс, предводитель мойр», который был выведен Павсанием во II веке нашей эры в Олимпии.
Мойры. Фреска
3. Затем Зевс женился на океаниде Эвриноме, которая родила трех Харит (в римской версии — Граций) — Аглаю («Сияющую»), Евфросину («Радость») и Талию («Цветущую»), соответственно. Также называются и другие имена Харит: Дамия («Мать-Земля»), Ауксезия («Весенний рост»), Клета («Известная»), Фенна («Яркая»), Гегемона («Лидер»), Пейто («Убеждение»), Парегорос («Утешение»), Пасифея («Расслабление»), Харис («Милость») и Кале («Красота»).
Три Грации. Картина
Основная мифологическая роль Харит заключалась в том, чтобы сопровождать других олимпийцев, особенно во время пиров и танцев. Они сопровождали Афродиту, омывая и помазывая ее в Пафосе перед тем, как она соблазнила Анхисеса, и после того, как она покинула Олимп, когда ее роман с Аресом был обнаружен. Кроме того, Хариты подарили созданной богамиПандореожерелья, чтобы сделать ее более соблазнительной. Что касается их матери Эвриномы, то она была одной из тех, кто вскормил и воспитал бога металлургии и огня Гефеста после того, как тот был сброшен с Олимпа навстречу своей погибели из-за внешнего уродства. Эвринома и другая речная богиня —
Фетида — кормили бога Гефеста на берегу окружавшей землю реки Океана после его падения с неба.
4. Четвертой женой Зевса была его сестра Деметра, родившая Персефону. Один из самых известных гомеровских гимнов — гомеровский гимн Деметре, рассказывает всемирно известную историю похищения Персефоны Аидом и ее поисков Деметрой. Когда Аид, царь подземного мира, захотел сделать Персефону своей женой, он похитил ее с поля, когда она собирала цветы, с позволения опять же — Зевса. Деметра искала повсюду свою пропавшую дочь, но безрезультатно, пока ей не сообщили, что Аид забрал ее в Подземный мир. В ответ Деметра погрузилась в глубокую депрессию, пренебрегла своими обязанностями богини земледелия, погрузив землю в голод и бесплодие, в результате чего смертные умирали.
Зевс приказал Аиду вернуть Персефону ее матери, чтобы предотвратить катастрофу. Однако, поскольку Персефона ела пищу из подземного мира — гранат, она не могла оставаться с Деметрой вечно, а должна была делить год между матерью и мужем, объясняя сезонный цикл. Две трети года жила на земле, и только одну треть — у Аида. На фото — изображение богини земледелия и плодородия — Деметры и её дочери:
Деметра обычно не изображается ни с одним из ее супругов; исключением является Иасион, юноша из Крита, который лежал с ней на трижды вспаханном поле и был впоследствии убит ревнивым Зевсом ударом молнии. Согласно Гесиоду, этот союз привел к рождению Плута/Плутоса, бога богатства. Согласно иным источникам, Зевс соблазнил свою мать Рею в образе змеи, в результате чего и родилась Персефона.
Также Зевс не пренебрёг и своей дочуркой — спарившись с Персефоной, он породил бога виноделия Диониса, а потом и вовсе отдал её в рабство брату Аиду. И мои слова подтверждает утерянный орфический фрагмент: «став матерью Зевса, та, которая прежде была Реей, стала Деметрой». В более канонической версии Дионис представлен, как сын смертной женщины Семелы, а не Персефоны. Персефона же от Аида в ранней версии мифологии породила Эриний, богинь возмездия. Ей было предсказано, что она станет невестой Аполлона, но из-за похищения Аида предсказание не сбылось.
Также Деметру, согласно аркадским мифам, изнасиловал брат Зевса — Посейдон, и она родила от него двух детей — бога лошадей Ариона с черной гривой и хвостом, и дочь, «чье имя они не имеют обыкновения разглашать непосвященным» (согласно верованиям аркадцев её звали Деспоина («Госпожа»). Деметра была в ярости из-за нападения Посейдона и стала известна, как Деметра Эринис. По сюжету аркадского мифа, её гнев на Посейдона заставил ее одеться во все черное и удалиться в пещеру, чтобы очиститься от изнасилования, что опять же стало причиной всеобщего голода.
Отсутствие Деметры привело к гибели посевов, домашнего скота и, в конечном итоге, людей, которые от неё зависели (позже аркадцы объединили этот миф с похищением её дочери Персефоны. И вышло так, что пока Деметра искала похищенную Персефону, она каким-то образом привлекла внимание своего младшего брата Посейдона. Деметра превратилась в кобылу, чтобы убежать от него, но Посейдон превратился в жеребца, начал преследовать ее и в конце концов получил своё).
Деметра указана и как предполагаемая мать богини колдовства Гекаты, которая была одной из трёх ипостасей богини. Первой была Кора (младшая, дева, означающая зелень и зерно), второй — Персефона (нимфа, представляющая созревшее зерно), и Геката (старшая из трех, старуха, убранное зерно), то есть символ сбора и созревания урожая. Позже образы Коры и Персефоны слились воедино, а матерью Гекаты стала
титанида Астерия.Статуя богини Гекаты
5. Пятой женой Зевса была его тетя, титан Мнемозина, по совместительству — богиня Памяти, которую он соблазнил в образе смертного пастуха и спал с ней в течении девяти дней и ночей. Плодами сношения Зевса и Мнемозины было девять муз. Примечание: хотя Мнемозина была отнесена к категории Титанов в «Теогонии», она не совсем соответствовала им. Титанам почти не поклонялись в Древней Греции , и они считались настолько архаичными, что принадлежали к древнему прошлому. Они больше всего напоминали исторических личностей. Мнемозина, с другой стороны, традиционно появляется в первых нескольких строках многих устных эпических поэм — она появляется как в « Илиаде» , так и в « Одиссее», поскольку говорящий призвал ее на помощь в точном запоминании и исполнении стихотворения, которое они собирались прочитать.
Считается, что Мнемозине было присвоено звание «Титан», потому что память была настолько важной и основной для устной культуры греков, что они считали ее одним из основных строительных блоков цивилизации в своем мифе о сотворении мира. А теперь — о Музах. В Беотии изначально муз было всего трое: Мнема (муза памяти), Мелете (муза медитации) и Аэда (муза песни). В Дельфах также поклонялись трем Музам, но с другими именами: Нете , Месе и Гипата, которые обозначают три аккорда древнего музыкального инструмента — лиры.
Мнемосина, мать Муз
Однако, классическое понимание муз утроило их триаду и установило канонический набор из девяти богинь, которые олицетворяют искусство и вдохновляют творение своей грацией через запомненные и импровизированные песни и пантомиму, письмо, традиционную музыку и танец. Только в эллинистические времена с ними стал ассоциироваться следующий систематический набор функций, и даже тогда сохранялись некоторые различия как в их именах, так и в их атрибутах:
Каллиопа ( эпическая поэзия )
Клио (история)
Эвтерпа (флейты и музыка)
Талия (комедия и пастырская поэзия)
Мельпомена (трагедия)
Терпсихора (танец)
Эрато (любовная поэзия и лирика)
Полигимния ( гимны и священная поэзия)
Урания (астрономия).
Аполлон и девять канонических Муз
Дочерьми Зевса также являлись и четыре другие Музы — Телксиноя , Аоида , Архе и Мелете. Одна была богиней очарования ума, Аоида/Аэде — муза голоса и песни, Архе — муза истоков и начал, Мелете же покровительствовала мысли и медитации. Классические писатели называли Аполлона предводителем Муз, Аполлоном Мусегетесом («Аполлон Муза-лидер»). В одном мифе Музы приняли участие в состязании между Аполлоном и сатиром Марсием в качестве судей. Победивший бог вскоре содрал с Марсия шкуру. Они также собрали части мертвого тела Орфея, растерзанного менидами — жрицами Диониса — сына Каллиопы, и похоронили их в Лейвитре.
В другом мифе уже птицедевы Сирены соревновались с Музами по пению по просьбе богини Геры. В итоге Музы выиграли соревнование, а затем выщипали все перья у Сирен и сделали из них короны. От тоски от проигрыша и стыда, пишет Стефан Византийский , Сирены побелели и упали в море у Аптеры («бесперых»), где образовали острова в заливе, которые назывались Леукаи. Да и коли на то пошло, Сирены тоже являлись порождениями Муз — либо Мельпомены, либо Терпсихоры, либо Каллиопы, либо Стеропы, от которых унаследовали божественный голос, и речного бога-анимага Ахелоя с суровым нравом. Некоторые мифы приписывают в родство Сиренам бога Форкия.
Птицедевы Сирены
Согласно Овидию (43 г. до н.э. – 17 г. н.э.), Сирены были спутницами юной Персефоны,и Деметра сама превратила их в птиц, дабы те помогли ей искать дочь. В других версиях мифа богиня плодородия наслала на них проклятие за то, что те отказались этого делать. Согласно Гигину , сиренам суждено было жить лишь до тех пор, пока смертные, услышавшие их песни, не смогли пройти мимо них в целости и сохранности. Единственными, кому удалось это сделать, были аргонавты и Одиссей. Более поздние писатели подразумевали, что Сирены были каннибалами , основываясь на описании Цирцеи о том, что они «валялись там на своем лугу, вокруг них кучи гниющих трупов, лоскуты кожи ссохлись на их костях». После того, как Сирены либо превратились в утёсы, либо утопились, они стали проводниками душ умерших в царство Аида — статуи Сирен широко использовались в погребальной культуре Греции. Сирен даже называли «Музами нижнего мира».
Количество Сирен по разным данным составляет от двух до восьми. В «Одиссе » Гомер ничего не говорит об их происхождении или именах, но называет количество Сирен равным двум. Да и в мифе про Аргонавтов имена также не упоминаются. Более поздние авторы называют как их имена, так и число: некоторые утверждают, что их было трое: Пейсиноя , Аглаопа и Тельксиея или Аглаоное , Аглаофема и Тельксиея, либо Парфенопа , Лигейя («Ясноголосая», в честь которой Эдгар По предположительно назвал свою героиню из одноимённого готического рассказа) и Левкосия.
Сирена Лигейя. Художник — Данте Габриэль Россетти
Аполлоний вслед за Гесиодом называет их как: Телксиноя, Молпе и Аглаофонос. Есть вариант и Фелксипеи (Thelxiepeia), Пейсинойи (Peisinoe) и Лигейи (Ligeia). Сирена Лигейя упоминается эллинистическим поэтом Ликофронтом в его поэме «Александра». Также упоминается в мифологии первый брак Лигейи с троянским плотником, который умер во время Одиссеи. По Гигину число сирен увеличилось до четырёх: Телес, Райдне , Молпе и Телксиопа. Лигейя уже является дочерью морского бога Нерея и Дориды. Евстафий утверждает, что их было две — Аглаофема и Телксипея. Древняя роспись на вазе свидетельствует о двух именах Сирен: Гимеропа и Тельксиея. Позже Сирен в массовой культуре отождествили с Морскими Девами — женщинами с рыбьими хвостами и стали изображать такими намного чаще, чем в образе хищных человекоподобных птиц.
6. Шестой женой Зевса была титанида Лето (у римлян — Латона), которая родила Аполлона, бога музыки, солнца и врачевания и богиню охоты Артемиду на острове Делос. Напомним, как это было. Скрытая красота богини Лето случайно привлекла внимание Зевса и на сей раз громовержец не прибегнул к метаморфозам, а овладел ею. Классические греческие мифы мало что сообщают о Лето, кроме ее беременности и поиска места, где она могла бы родить Аполлона и Артемиду, поскольку царица богов в своей ревности приказала всем землям сторониться ее и отказывать ей в убежище, а также наслала на Лето чудовищного Пифона, гигантского змея, чтобы преследовать богиню и причинить ей вред.
Дракон преследовал Лето с намерением изнасиловать, а когда не смог ее найти, вернулся на Парнас. В другой версии Пифон был убит Аполлоном, когда богиня, спасаясь от рептилии, случайно аступила на камень и, держа сына в руках, крикнула ему: ἵε παῖ ( híe paî , что означает «стреляй, дитя!»). Прибыв на Делос, Лето трудилась девять ночей и девять дней в присутствии Дионы, Реи , Ихнеи , Фемиды и морской богини Амфитриты. Только Эйлития, богиня деторождения, не присутствовала; она, не подозревая о ситуации, была с ревнивой Герой на Олимпе. Ее отсутствие заставило Лето рожать девять дней.
Богиня Лето/Латона спасает детей от Пифона
Лето является исключительным среди божественных любовниц Зевса тем, что она единственная, кого мучила Гера , которая в остальном направляет свой гнев только на смертных женщин и нимф, но не на богинь. У Зевса были различные отношения с такими богинями, как Фемида , Немезида , Диона , Фетида , Селена , Персефона и другими, которым Гера никогда не причиняла вреда; единственное исключение (кроме Лето) составила Афродита в поздневизантийском мифе, в котором рассказывается история Геры, проклинающей беременную от бога виноделия Диониса Афродиту, что привело к рождению бога плодородия, защитник домашнего скота , плодовых растений, садов и мужских гениталий Приапа.
Проклятие Геры в данном случае было связано из-за начала Троянской войны, когда Парис выбрал богиню любви прекраснейшей и похитил Елену. Царица богов ещё в утробе наделила его неудобной импотенцией (он не мог поддерживать эрекцию, когда наступало время полового акта, и от имени бога и возник медицинский термин «приапизм»), уродством и сквернословием. Другая версия гласит, что Афродита была любовницей Зевса и вызвала у Геры ярость.
Бог Приап
Помимо мифа о рождении Артемиды и Аполлона, Лето появляется в других известных мифах, обычно где она наказывает смертных за их высокомерие против нее. Согласно «Метаморфозам» Овидия, после того, как некоторые ликийские крестьяне помешали богине и ее младенцам пить из фонтана, Лето превратила их всех в лягушек, а воды сделались мутными. В мифе о Ниобе, дочери Тантала, царица Фив бесцеремонно хвастается тем, что она лучшая мать, чем Лето, потому что у неё количество детей больше — четырнадцать вместо двоих. В ответ на неслыханную дерзость Лето просит своих детей-близнецов отомстить за нее, и Аполлон с Артемидой в итоге расстреливают всех сыновей и дочерей Ниобы в качестве наказания.
Супруг Ниобы, Амфион, при виде своих мертвых сыновей либо покончил с собой, либо был убит Зевсом после того, как поклялся отомстить. Опустошенная Ниоба бежала на гору Сипил в Малой Азии и либо обратилась в камень, когда плакала, либо покончила с собой. Ее слезы образовали реку Ахелой. Зевс также обратил всех жителей Фив в камень, поэтому никто не хоронил Ниобидов до девятого дня после их смерти, когда их погребли сами боги. Повествование о Ниобе появляется в « Метаморфозах» Овидия, где Лето потребовала от женщин Фив пойти в ее храм и возжечь благовония. Ниоба, королева Фив, входит в разгар поклонения и оскорбляет богиню, утверждая, что, имея красоту, лучшее происхождение и большее количество детей, чем Лето, она больше подходит для поклонения, чем богиня. Чтобы наказать эту дерзость, Лето умоляет Аполлона и Артемиду отомстить за нее Ниобе и поддержать ее честь.
Послушные своей матери близнецы убивают семерых сыновей и семерых дочерей Ниобы, оставив ее бездетной, а ее муж Амфион убивает себя. Ниоба не может пошевелиться от горя и словно превращается в мрамор, хотя продолжает плакать, а ее тело переносится на высокую горную вершину в ее родной стране.В другом мифе гигантский Титос пытался оскорбить Лето, но был убит Артемидой и Аполлоном. Обычно Лето находится на Олимпе среди других богов, заняв свое место рядом с Зевсом, или сопровождая и помогая сыну и дочери в их различных начинаниях.
7. Седьмой и последней женой Зевса была его старшая сестра Гера. Согласно Павсанию, Зевс превратился в кукушку , чтобы ухаживать за ней. От этого брака Зевс произвел на свет бога войны Ареса, богиню юности Гебу, Эйлитию, богиню деторождения и Гефеста, хотя в некоторых источниках говорится, что Гера произвела это потомство одна. Также мифы в числе детей Зевса и Геры указывают богиню раздора Эрис/Эриду (у римлян она -Дискордия), богиню войны Энио и Ангелию. Последняя указана как хтоническое божество и мог быть ранней версией Гекаты, той, которая относилась как к верхнему , так и к подземному миру, подобно Персефоне.
Богиня Энио
Богиня Энио же считалась супругой Ареса, которая родила ему сына Эниалиуса, помимо двух известных нам как Фобос («Страх») и Деймос («Ужас») от брака Ареса с Афродитой. Как богиня войны, Энио отвечала за организацию разрушения городов, часто сопровождая Ареса в битвах. Её изображение наряду с богиней раздора и сыновьями Ареса можно было увидеть на щите Ахиллеса. Энио участвовала в Троянской войне, войне Семерых против Фив, а также в войне Диониса с индейцами, и так этим увлеклась, что даже отказалась принять чью-либо сторону в битве между Зевсом и чудовищем Тифоном. Позже Эниалиус и Энио/Эно исчезли с поля зрения и превратились в титулы бога Ареса. В «Теогонии» Гесиода (270–273) Энио также было именем одной из Грайй, трех сестер, у которых был общий глаз и один зуб; другими сестрами были Дейно («Ужас») и Пемфредо («Тревога»), соответственно.
На фото — статуя богини Геры:
Согласно схолии из «Идиллий » Феокрита , когда Гера в одиночку направлялась к горе Торнакс, Зевс устроил ужасную бурю и превратился в птицу-кукушку, которая слетела вниз и села ей на колени. Увидев кукушку, Гера пожалела его и накрыла своим плащом. Затем Зевс превратился обратно и схватил ее; поскольку она отказывалась спать с ним из-за их матери , он пообещал жениться на ней. В одном рассказе Гера отказалась выйти замуж за Зевса и спряталась в пещере, чтобы избежать его; земной человек по имени Ахиллес (нет не тот, который был участником Троянской Войны) убедил ее дать ему шанс, и таким образом у них был первый половой акт. Затем Зевс пообещал Ахиллесу, что каждый человек, носящий его имя, прославится.
Существует версия, что Гера была воспитана нимфой по имени Макрис на острове Эвбея , но Зевс похитил ее, где гора Киферон , по словам Плутарха, «предоставила им тенистую нишу». Когда Макрис пришла искать свою подопечную, горный бог Киферон прогнал ее, сказав, что Зевс наслаждается там с Лето. Согласно Каллимаху , их свадебный пир длился три тысячи лет. Яблоки Гесперид , которые Гераклу было поручено взять Эврисфеем, были свадебным подарком паре от богини земли Геи. Многие мифы изображают Геру ревнивой к его делам и постоянным врагом любовниц Зевса и их детей от него. Какое-то время нимфа по имени Эхо должна была отвлекать Геру от его дел непрекращающимися разговорами, а когда Гера обнаружила обман, она прокляла Эхо повторять слова других.
Отношения Зевса с другими богинями:
Богиня Немезида, которую ошибочно представляют богиней возмездия за преступление, а на самом деле она являлась божеством кары только за высокомерие перед богами, также была одной из жертв любвеобильного Зевса.
Об этом говорится в утерянном эпосе « Киприя », эдакой прелюдии к « Илиаде» Гомера. Согласно ее автору, Стасину Кипрскому, Зевс влюбился в Немезиду, представленную здесь как его дочь, и преследовал ее, но она с позором бежала. Она приняла несколько форм, чтобы сбежать от Зевса, но в конце концов он схватил ее. Псевдо-Аполлодор говорит об одном превращении в гуся, в то время как Зевс превратился в лебедя, чтобы выследить ее и изнасиловать, произведя яйцо, которое было дано царице Спарты.
Из этого яйца и вылупилась Елена Прекрасная, похищенная Парисом. В другом варианте Зевс желал Немезиду, но не мог убедить ее переспать с ним. Поэтому он поручил Афродите превратиться в орла и имитировать погоню за ним, в то время как он превратился в лебедя. Немезида, пожалев бедного лебедя, предложила ему убежище в своих объятиях и погрузилась в глубокий сон. Во сне Зевс изнасиловал ее, и со временем она родила яйцо, которое Гермес перенес в Леду.
Титанесса Диона, дочь Океана и Тефии или дочь Геи и Урана — согласно разным версиям мифа, также не избежала чар Зевса. Согласно Аполлодору, она стала матерью Афродиты от союза с Зевсом. Согласно канонической версии от Гесиода, Афродита родилась из пены, созданной отрубленные гениталии Урана , когда Кронос бросил их в море после того, как он кастрировал Урана.
Даже богиня Луны — Селена — не осталась в стороне. Из гомеровского гимна Селене мы читаем: «Однажды Сын Кроноса [Зевса] соединился с ней [Селеной] в любви; и она зачала и родила дочь Пандию, чрезвычайно прекрасную среди бессмертных богов». Богиня Пандия/Пандея олицетворяла собой полнолуние. С пандами, конечно, ничего общего она не имела, имя девушки переводится как «Всесветление».
Богиня Селена
Только нереида Фетида составила исключение из всего пантеона, и то потому, что Зевс получил пророчество о том, что сын Фетиды станет более великим, чем его отец, поскольку Зевс сверг своего отца с престола, чтобы возглавить последующий пантеон. Чтобы обеспечить смертного отца для ее возможного потомства, Зевс и его брат Посейдон, который также ухаживал за Фетидой, договорились, чтобы она вышла замуж за человека, Пелея, сына Эака , но она отказала ему. В итоге Пелей, благодаря помощи речного бога — анимага Протея, женил нимфу на себе насильно и стал отцом героя Троянской войны Ахиллеса.
Зевс — царь богов
В древнегреческой религии Зевс — царь неба и грома, а также царь богов. Считается, что имя Зевс произошло от древнегреческого слова, означающего «яркий». Вот что вы должны знать о Зевсе, царе Олимпа. Вот дополнительная информация о Зевсе:
Семья Зевса
Зевс был младшим ребенком титанов Кроноса и Реи. Среди его братьев и сестер были Деметра, Гестия, Гера, Аид и Посейдон. Кронос проглотил старших братьев и сестер Зевса из-за пророчества, которое он не хотел, чтобы сбылось, но Зевс был спасен, когда Рея обратилась за помощью к Гее и Урану. В пророчестве говорилось, что Кронос будет свергнут своим сыном так же, как он сверг своего отца Урана.
Позже его братья и сестры будут спасены, и Зевс женится на своей сестре Гере. Вместе у них были Арес, Геба и Гефест. Благодаря своим отношениям с другими Зевс также стал отцом Аполлона, Афины, Гермеса, Геракла и Персея, и это лишь некоторые из них. Некоторые из отношений Зевса за пределами его жены включали Каллиопу, которая судила спор между Афродитой и Персефоной из-за Адониса, Европы, в честь которой была названа Европа, и Немезиду, которая была богиней мести.
Зевс становится царем богов
Считается, что Зевса вырастила Амальтея, которая, согласно разным легендам, была нимфой или козой, чтобы защитить его от отца. Когда Зевс достиг совершеннолетия, он заставил своего отца Кроноса извергнуть своих братьев и сестер в обратном порядке. Некоторые источники утверждают, что он вырезал их из желудка своего отца. По этой причине Зевса иногда считают самым старшим из братьев и сестер. Зевс также освободил братьев Кроноса, циклопов и гекатонхейров, из темницы, в которой их держали.
В благодарность Циклоп дал ему гром и удар молнии, которые были спрятаны Гайей. Зевс вместе со своими братьями, сестрами и дядями свергнет Кроноса и других титанов. Побежденные титаны были брошены в преисподнюю. Атлас, сражавшийся с Зевсом, был наказан тем, что ему пришлось поддерживать небо. Римляне называли Зевса Юпитером, так как считалось, что он обладает теми же силами, что и римский бог Юпитер. Его также сравнивают с другими индоевропейскими божествами, включая Тора, Индру и Одина.
Роли и обязанности Зевса
Зевс был царем, которого все уважали. Высшая власть Зевса сопровождалась многими ролями и обязанностями. Помимо того, что Зевс был царем богов и богом неба и грома, у Зевса было много титулов, включая Зевса Ксениоса или Хоспита (покровителя гостеприимства и гостей) и Зевса Хоркиоса (хранителя клятв). Зевс управлял погодой (особенно дождем и молнией), вершил правосудие и предлагал знамения и предзнаменования.
Он гарантировал порядок среди богов и людей. Когда Зевс стал богом неба, он поручил своему брату Посейдону море, а своему брату Аиду подземный мир. Зевс символизируется орлом, дубом, королевским скипетром, быком и молнией.
Зевс был царем богов и царем людей. Его очень уважали и смотрели на него как на отца даже те, кого он не зачинал.
Источник:
Википедия – Зевс
Мифология
Зевс: греческий бог грома Древняя Греция ничем не отличается. Безрассудный и самоуверенный, Зевс — это тип парня, о котором вы слышали
много . Он женился на своей сестре, был серийным мошенником, бездельником-отцом и в остальном стал причиной множества семейных драм.
В древнем мире Зевс был верховным божеством, которое обрушивал свой гнев на тех, кто, по его мнению, этого заслуживал — так что вы могли бы его умилостивить (Прометей, вероятно, не получил записку).
В отличие от его проблематичного подхода к большинству вещей, Зевс был известен своей силой и храбростью. В конце концов, ему приписывают изгнание богов-титанов в адские планы Тартара и освобождение его божественных братьев и сестер, тем самым установив олимпийских богов и помогая породить остальных греческих богов и богинь.
Чтобы узнать больше об этом хаотичном правителе греческого бога, ознакомьтесь с подробностями ниже.
Содержание
Бог чего был Зевс? Будучи богом бурь, Зевс был тесно связан с молнией, громом и надвигающимися грозовыми тучами. Для сравнения, его роль фактического правителя всех богов пантеона также означала, что Зевс был богом закона, порядка и справедливости, несмотря на множество беспорядков, которые он сам устроил. На практике подход Зевса к господству на Небесах лучше всего свести к законному хаосу.
ПОДРОБНЕЕ: Боги Хаоса
Зевс в индоевропейской религииЗевс следовал тенденциям многих отцовских индоевропейских божеств своего времени, близко выравнивая свои шаги с подобными, протоиндоевропейскими Бог, известный как «Небесный Отец». Этого бога неба звали Дьеус, и он был известен как мудрая и всезнающая фигура, приписываемая его небесной природе.
Благодаря развитию лингвистики, его ассоциация с сияющим небом также была применима к штормам, хотя, в отличие от других богов, которые должны были занять его место, Дайус никоим образом не считался «королем богов» или верховным божеством. .
Итак, Зевсу и некоторым другим индоевропейским богам поклонялись как всезнающим богам бури в этом отношении из-за их связи с протоиндоевропейскими религиозными практиками. Подобно Яхве в еврейской религии, Зевс был в первую очередь богом бури, прежде чем был признан главным богом.
Как и у всех других греческих богов, у Зевса также была коллекция символов, которые были уникальными для его поклонения и применялись его культом во время различных священных ритуалов. Эти символы также присутствовали во многих произведениях искусства, связанных с Зевсом, особенно в его многочисленных статуях и картинах в стиле барокко.
Дуб
У Оракула Зевса в Додоне, Эприус, в центре святилища рос священный дуб. Жрецы культа Зевса интерпретировали шелест ветра как послание от самого бога неба. Традиционно считается, что дубы обладают мудростью, а также силой и выносливостью. Другие боги, связанные с деревом, включают Тора, короля скандинавских богов и богинь, Юпитера, главу римских богов и богинь, и Дагду, важного кельтского бога. В некоторых художественных изображениях Зевс носит дубовую корону.
Молния
Этот символ является своего рода данностью. Зевс, как бог бури, имел естественную тесную связь с молнией, а сияющие арки были его любимым оружием. Циклопы несут ответственность за создание первой молнии для Зевса.
Быки
Во многих древних культурах быки были символом силы, мужественности, решительности и плодородия. Известно, что Зевс переоделся прирученным белым быком в мифе о Европе, чтобы уберечь свою новую любовь от ревнивой ярости Геры.
Орлы
Птица была знаменитой любимицей Зевса, когда он превращался, как сказано в рассказах о похищении Эгины и Ганимеда. Некоторые источники утверждают, что орлы переправляли молнии для бога неба. Статуи орлов были обычным явлением в храмах и святилищах, посвященных Зевсу.
Скипетр
Скипетр, который держит Зевс, олицетворяет его непререкаемый авторитет. В конце концов, он царь, и за ним остается последнее слово во многих решениях, принимаемых в классических греческих мифах. Единственное божество, которое, кроме Зевса, носит скипетр, — это Аид, греческий бог смерти и подземного мира.
Изображение Зевса в греческой мифологии Как бог неба, так и бог правосудия в классической мифологии, Зевс имеет последнее слово в самых известных мифах. Главный пример этого находится в Гомеровском гимне Деметре , где очень подробно описано похищение Персефоны, богини Весны. Согласно Гомеру, именно Зевс позволил Аиду забрать Персефону, поскольку ее мать Деметра никогда не позволила бы им быть вместе. Точно так же Зевса нужно было заставить согнуться, прежде чем Персефона была возвращена.
Чтобы глубже понять уникальную роль Зевса как всемогущего правителя в греческой мифологии, давайте начнем с самого начала…
Изначальные греческие богиВ древнегреческих религиозных верованиях изначальные боги были воплощениями различных аспектов мир. Они были «первым поколением», и поэтому все боги произошли от них. Несмотря на то, что Зевс был важнейшим богом для греков, он был , а не , но на самом деле считался изначальным божеством — на самом деле он не заслужил идентичность 9.0035 майор год до окончания Войны Титанов.
В поэме греческого поэта Гесиода «Теогония» было восемь изначальных богов: Хаос, Гея, Уран, Тартар, Эрос, Эреб, Гемера и Никс. От союза Геи и Урана – Земли и Неба соответственно – родились двенадцать всемогущих Титанов. Из титанов Кронос и его сестра Рея родили Зевса и его божественных братьев и сестер.
Ну, допустим, молодые боги , а не хорошо провели время.
Зевс во время ТитаномахииТеперь Титаномахия также известна как Война Титанов: кровавый 10-летний период, отмеченный серией сражений между младшими олимпийскими богами и их предшественниками, старшими Титанами. События произошли после того, как Кронос узурпировал своего тиранического отца Урана и… сам стал тираном.
Убежденный в параноидальном заблуждении, что он также будет свергнут, он съел своих пятерых детей, Аида, Посейдона, греческого бога моря, Гестию, Геру и Деметру, когда они родились. Он также поглотил бы самого младшего, Зевса, если бы Рея не дала Кроносу камень в пеленках, чтобы он вместо этого хрустел, и не спрятала младенца Зевса в критской пещере.
На Крите божественного ребенка в первую очередь воспитывали нимфа по имени Амальтея и нимфы ясеня Мелии. Зевс быстро превратился в молодого бога и притворился виночерпием Кроноса.
Как ни неловко это должно было быть для Зевса, другие боги теперь тоже были взрослыми, и они хотели из своего отца. Итак, Зевс — с помощью океаниды Метиды — заставил Кроноса извергнуть остальных пяти богов после того, как выпил горчично-винную смесь.
Это будет началом прихода к власти олимпийских богов.
В конце концов Зевс освободил Гекатонхейров и Циклопов из их земляной тюрьмы. В то время как многорукие гекатонхейры метали камни, циклопы выковывали знаменитые молнии Зевса. Кроме того, Фемида и ее сын Прометей были единственными Титанами, вступившими в союз с олимпийцами.
Титаномахия длилась 10 ужасных лет, но Зевс и его братья вышли победителями. Что касается наказания, то титан Атлас был вынужден удерживать небо, а Зевс заточил оставшихся титанов в Тартаре.
Зевс женился на своей сестре Гере, разделил мир между собой и другими греческими богами, и на время Земля обрела покой. Было бы здорово, если бы после всей войны можно было сказать, что они жили долго и счастливо, но, к сожалению, это было не совсем так.
Первые несколько тысячелетий, когда Зевс был царем богов, были в лучшем случае пробным прогоном. Жизнь в раю была , а не хорошей. Он столкнулся с почти успешным свержением со стороны трех ближайших членов его семьи, и ему пришлось столкнуться с напряженными последствиями Титаномахии.
Расстроенная тем, что ее внук заключил в тюрьму ее детей, Гея послала гигантов вмешаться в дела на горе Олимп и в конечном итоге убить Зевса. Когда это не удалось, она родила Тифона, змееподобного зверя, чтобы вместо этого попытаться получить голову Зевса. Как и прежде, это не сработало в пользу Матери-Земли. Зевс использовал свои молнии, чтобы победить своего дядю, выйдя на вершину безумной битвы. По словам Пиндара, Тифон оказался в ловушке внутри лежащей на западе вулканической горы Этна.
В других итерациях Тифон родился от жены Зевса, Геры, в одиночку. Рождение чудовища произошло после ревнивой ярости, которая была вызвана, когда Зевс родил Афину из своей головы.
В противном случае существует миф, связанный с попыткой Геры, Афины и Посейдона свергнуть Зевса, когда все трое вместе согласились, что его правление было на меньше, чем на , чем идеально. Когда Зевс был освобожден от оков верным Гекатонхейром, он использовал свою культовую молнию, чтобы угрожать коварным богам смертью.
Миф о ПегасеФантастическое существо по имени Пегас считалось полностью белым крылатым конем, которому поручено нести молнии Зевса на колеснице.
Согласно мифу, Пегас появился из крови Медузы, когда ее обезглавил знаменитый чемпион Персей. С помощью Афины другой греческий герой, Беллерофонт, смог оседлать коня и сразиться с пресловутой Химерой — чудовищем-гибридом, изрыгавшим огонь и терроризировавшим регион Ликии в современной Анатолии. Однако, когда Беллерофонт попытался лететь на спине Пегаса, он упал и получил серьезные травмы. Вместо этого Пегас поднялся на Небеса без всадника, где его обнаружил и поставил в конюшню Зевс.
Когда предоставляется время рассмотреть Зевса таким, какой он есть, редко кто думает о нем как о семейном парне. Можно сказать, что он был порядочным правителем и прекрасным опекуном, но не настоящей, динамичной фигурой в семейной жизни.
Из его братьев, сестер и детей, его близкие очень редки.
Братья и сестры ЗевсаКак ребенок в семье, некоторые могут утверждать, что Зевс был маленьким испорчен. Он избежал недр своего отца и провозгласил Небеса своим царством после десятилетней войны, которая сделала его героем войны и сделала его королем.
Честно говоря, кто мог обвинить их в том, что они немного… завидуют Зевсу?
Эта зависть была сердцем многих споров между братьями и сестрами в пантеоне, наряду с привычкой Зевса отвергать желания других. Он настойчиво подрывает Геру и как старшую сестру, и как жену, что приводит к страданиям всех причастных; он оскорбляет и оскорбляет Деметру, позволяя Аиду унести Персефону в подземный мир, вызывая глобальный экологический кризис и голод; он часто сталкивался с Посейдоном, о чем свидетельствует их разногласие по поводу событий Троянской войны.
Что касается отношений Гестии и Аида с Зевсом, то можно сделать вывод, что они были сердечными. Аид не занимался регулярно делами на Олимпе, если только дела не были ужасными , что делало его отношения с младшим братом правдоподобно натянутыми.
Тем временем Гестия была богиней семьи и домашнего очага. Ее почитали за ее доброту и сострадание, поэтому маловероятно, что между ними возникло какое-либо напряжение — за исключением отвергнутого предложения, но потом и Посейдон получил холодный прием, так что все получилось.
Зевс и ГераСогласно некоторым наиболее известным греческим мифам, Зевс был неверен своей жене. У него был вкус к разврату и привязанность к смертным женщинам — или к любой женщине, кроме Геры. Как богиня Гера была известна своей опасной мстительностью. Даже боги боялись ее, так как ее способность держать обиду была непревзойденной.
Их отношения, несомненно, были ядовитыми и изобиловали разногласиями, поскольку оба подходили к большинству своих семейных проблем по принципу «око за око».
В Илиаде Зевс предполагает, что их брак был побегом, что предполагает, что в какой-то момент они были счастливой и очень влюбленной парой. По словам библиотекаря Каллимаха, их свадебный пир длился более трех тысяч лет.
С другой стороны, географ 2-го века Павсаний рассказывает о том, как Зевс переоделся раненой кукушкой, чтобы ухаживать за Герой после первоначального отказа, и это сработало. Предполагается, что как богиня брака Гера тщательно выбирала своего потенциального партнера, и когда Зевс сделал предложение, она, вероятно, уже знала, что из этого ничего не выйдет.
У пары четверо детей Арес, греческий бог войны, Геба, Гефест и Илифия.
Согласно Гесиоду…
Помимо своей сестры Геры, поэт Гесиод утверждает, что у Зевса было еще семь жен. На самом деле, Гера была его последней женой.
Первой женой Зевса была океанида по имени Метида. Эти двое отлично ладили, и Метида вскоре ожидала… пока Зевс не проглотил ее, опасаясь, что она родит сына, достаточно сильного, чтобы свергнуть его. Затем у него разболелась голова, и вышла Афина.
После Метиды Зевс искал руки своей тетушки Фемиды, матери Прометея. Она родила Времена года и Судьбы. Затем он женился на Эвриноме, другой океаниде, и она родила Граций. Он также женился на Деметре, которая, в свою очередь, родила Персефону, а затем Зевс соединился с титанисой Мнемосиной, которая родила ему Муз.
Предпоследней женой Зевса была титаниса Лето, дочь Коуса и Фебы, которая родила божественных близнецов, Аполлона и Артемиду.
Дети ЗевсаХорошо известно, что Зевс породил тонну детей от своих многочисленных дел, таких как Дионис, ребенок Зевса и Персефоны. Однако, будучи отцом, Зевс обычно делал самый минимум — даже в знаменитых лихих легендах о полубогах, завоевавших любовь людей во всем мире, Зевс появлялся лишь изредка, чтобы дать благословение.
Тем временем его жена возненавидела детей дел Зевса. Хотя у Зевса было много примечательных детей, мы коснемся пятерых самых известных из выводка:
Аполлон и Артемида
Дети Лето, Аполлон и Артемида с самого начала были любимцами публики. Как бог солнца и богиня луны, они с самого начала несли большую ответственность.
После истории, повествующей об их рождении, Гера, разгневанная тем, что ее муж (снова) прелюбодействовал, запретила Лето рожать на какой-либо terra firma , или твердой земле.
В конце концов, Титанесса нашла кусок земли, плавающий в море, и смогла родить Артемиду, которая затем помогла своей матери родить Аполлона. Все дело заняло четыре тяжелых дня, после которых Лито растворился в безвестности.
Диоскуры: Поллукс и Кастор
Зевс влюбился в смертную женщину и спартанскую царицу по имени Леда, которая стала матерью близнецов Поллукса и Кастора. Оба были известными преданными наездниками и спортсменами, а также братьями Елены Троянской и ее менее известной сестры Климнестры.
Как божества, Диоскуры были защитниками путешественников и, как известно, спасали моряков от кораблекрушений. Титул, который носят близнецы, «Диоскуры», переводится как «Сыновья Зевса».
Они увековечены как созвездие Близнецов.
Геракл
Возможно, самый известный из греческих полубогов благодаря Диснею, Геракл боролся за любовь своего отца так же сильно, как и другие его бесчисленные братья и сестры. Его матерью была смертная принцесса по имени Алкмена. Помимо известной красоты, роста и мудрости, Алкмена была также внучкой знаменитого полубога Персея и, следовательно, правнучкой Зевса.
Как зачатие Геракла описано Гесиодом, Зевс переоделся мужем Алкмены, Амфитрионом, и ухаживал за принцессой. После того, как его всю жизнь мучила жена Зевса, Гера, дух Геракла вознесся как полноценный бог на Небеса, уладил отношения с Герой и женился на своей сводной сестре Гебе.
Зевс: бог неба и некоторые из его многочисленных эпитетов Помимо того, что он известен как Царь всех богов, Зевс также был почитаемым богом-покровителем во всем греческом мире. Вдобавок ко всему, он обладал региональными титулами в местах, где играл значительную роль в местном мифе.
Зевс Олимпийский — это просто Зевс, которого называют главой греческого пантеона. Он был верховным богом, обладавшим божественной властью как над богами, так и над смертными.
Вполне вероятно, что Зевс Олимпийский почитался по всей Греции, особенно в его культовом центре Олимпии, хотя афинские тираны, правившие из города-государства в 6 веке до н.э., стремились к славе, демонстрируя силу и богатство.
Храм Зевса Олимпийского
В Афинах находятся остатки самого большого храма, приписываемого Зевсу. Известный также как Олимпийон, храм имеет длину 96 метров и ширину 40 метров! Всего на строительство ушло 638 лет, завершенное во времена правления императора Адриана во втором веке нашей эры. К сожалению, он вышел из употребления только через сто лет после завершения строительства.
В честь Адриана (который воспринял завершение строительства храма как рекламный ход и как триумф римлян) афиняне построили Арку Адриана, которая должна была вести в святилище Зевса. Две обнаруженные древние надписи отмечают западный и восточный фасады ворот.
Надпись на западе гласила: «Это Афины, древний город Тесея», а надпись на востоке гласит: «Это город Адриана, а не Тесея».
Критский ЗевсПомните, как Амальтея и нимфы воспитывали Зевса в критской пещере? Именно отсюда зародилось поклонение критскому Зевсу и установление его культа в регионе.
В эпоху Эгейской бронзы на острове Крит процветала минойская цивилизация. Они были известны строительством больших дворцовых комплексов, таких как дворец в Кноссе и дворец в Фесте.
В частности, считалось, что минойцы поклонялись критскому Зевсу — молодому богу, который рождался и умирал ежегодно — в предполагаемом культовом центре, Дворце Миноса. Там его культ приносил в жертву быков в честь его ежегодной смерти.
Критский Зевс олицетворял вегетационный цикл и влияние смены времен года на землю и, вероятно, имеет мало общего со зрелым богом бурь из широко распространенной греческой мифологии, поскольку на Крите Зевс по-прежнему идентифицируется как ежегодный юноша.
Аркадия, горный регион с обильными сельскохозяйственными угодьями, был одним из многих культовых центров Зевса. Рассказ о развитии поклонения Зевсу в регионе начинается с архаического царя Ликаона, который присвоил Зевсу эпитет 9.0035 Lykaios , что означает «Волк».
Ликаон обидел Зевса, накормив его человеческим мясом — либо из-за каннибализма его собственного сына Никтимуса, либо принеся в жертву безымянного младенца на алтаре — чтобы проверить, действительно ли бог был всезнающим, как он утверждал. быть. После того, как дело было совершено, король Ликаон в наказание превратился в волка.
Считается, что именно этот миф дает представление о широко распространенном греческом мнении об акте каннибализма: по большей части древние греки не считали каннибализм чем-то хорошим.
Помимо неуважения к мертвым, это позорит богов.
Тем не менее, существуют исторические отчеты о племенах каннибалов, записанные греками и римлянами по всему древнему миру. Как правило, те, кто участвовал в каннибализме, не разделяли тех же культурных верований в отношении мертвых, что и греки.
Зевс, которому поклоняются как Зевсу Ксениосу, считается покровителем незнакомцев. Эта практика поощряла гостеприимство по отношению к иностранцам, гостям и беженцам в Древней Греции.
Вдобавок к этому, как и Зевс Ксениос, бог тесно связан с богиней Гестией, которая наблюдает за домашним очагом и семейными делами.
Зевс ХоркиосПоклонение Зевсу Хоркиос позволяет Зевсу быть хранителем клятв и договоров. Таким образом, нарушение клятвы означало оскорбление Зевса, а это был поступок, который никто не хотел совершать. Эта роль восходит к протоиндоевропейскому богу Дьеусу, чья мудрость также руководила заключением договоров.
Как оказалось, договоры намного эффективнее, если божество как-то связано с их соблюдением.
Зевс Геркейос Роль Зевса Геркейоса заключалась в том, чтобы быть хранителем дома, и многие древние греки хранили его изображения в своих шкафах и туалетах. Он был тесно связан с домашним хозяйством и семейным богатством, что делало его в значительной степени интегрированным с ролью Геры.
Зевс Эгидух идентифицирует Зевса как носителя щита Эгиды, на котором установлена голова Медузы. Эгида использовалась как Афиной, так и Зевсом в 9 веке.0035 Илиада , чтобы терроризировать своих врагов.
Зевс СераписЗевс Серапис — аспект Сераписа, греко-египетского божества с римским влиянием. Как и Зевс Серапис, бог тесно связан с солнцем. Теперь под личиной Сераписа Зевс, бог солнца, стал важным богом всей огромной Римской империи.
Был ли у Зевса римский аналог? Да, у Зевса был римский аналог. Юпитер был римским именем Зевса, и эти двое были очень похожих богов . Они оба боги неба и бурь, и оба имеют одну и ту же прозрачную индоевропейскую этимологию со своими именами в связи с протоиндоевропейским Отцом Неба, Дьеусом.
Что отличает Юпитера от Зевса, так это его более тесная связь с сияющим дневным небом, а не с бушующими бурями. У него есть эпитет Люцеций, который идентифицирует Юпитера как «Несущего Свет».
Зевс в искусстве и греческой классической литературеБудучи важнейшим богом неба и главой греческого пантеона, Зевс исторически снова и снова увековечивался греческими художниками. Его образ был отчеканен на монетах, запечатлен в статуях, выгравирован на фресках и повторен в различных других древних произведениях искусства, в то время как его личность была воплощена в бесчисленных стихах и литературных произведениях, охватывающих столетия.
В искусстве Зевс изображается как бородатый мужчина, который чаще всего носит корону из дубовых листьев или веточек оливы. Обычно он восседает на внушительном троне, сжимая скипетр и молнию — два самых узнаваемых его символа. В некоторых произведениях искусства он изображен в сопровождении орла или орел восседает на его скипетре.
Между тем, письмена доказывают, что Зевс был практиком законного хаоса, ободренным своим неприкосновенным положением и непоколебимой уверенностью, слабым только перед привязанностями своих бесчисленных любовников.
Роль Зевса в Илиаде и Троянской войнеВ одном из самых значительных произведений западной литературы, Илиаде, написанной в 8 веке до н.э. сыграл множество ключевых ролей. Он не только был предполагаемым отцом Елены Троянской, но и Зевс решил, что ему надоели греки.
Судя по всему, бог неба рассматривал войну как средство обезлюдения Земли и уничтожения настоящих полубогов после того, как его все больше беспокоила возможность переворота — факт, который поддерживает Гесиод.
Кроме того, именно Зевс поручил Парису решить, какая из богинь — Афины, Геры и Афродиты — прекраснее, после того, как они поссорились из-за золотого Яблока Раздора, которое прислала Эрида после того, как ей было отказано в доступе к свадьба Фетиды и царя Пелея. Ни один из богов, особенно Зевс, не хотел голосовать, опасаясь действий двух не избранных.
Другие действия, предпринятые Зевсом в Илиаде , включают обещание Фетиды сделать Ахиллеса, ее сына, славным героем, и развлечение с идеей прекращения войны и пощады Трои через девять лет, хотя в конечном итоге решение против этого, когда возражает Гера .
О, и он решил, что за Ахиллеса к действительно ввязываются в боевые действия, тогда его спутник Патрокл должен был погибнуть от рук троянского героя Гектора (который был личным любимцем Зевса на протяжении всей войны).
Определенно не круто, Зевс.
Зевс Олимпийский – Статуя Зевса в ОлимпииИз самых популярных произведений искусства, посвященных Зевсу, Зевс Олимпийский занимает первое место. Эта статуя Зевса, известная как одно из семи чудес древнего мира, возвышалась на 43 фута и была известна как щедрое проявление силы.
Наиболее подробное описание статуи Зевса Олимпийского принадлежит Павсанию, который отметил, что сидящая фигура была одета в позолоченное одеяние из стекла и золота с тонкой резьбой. Здесь Зевс держал скипетр с множеством редких металлов и статуэтку Ники, богини победы. На этом полированном скипетре восседал орел, а его ноги в золотых сандалиях покоились на подножке, на которой была изображена битва с грозными амазонками из легенд. Как будто это уже не впечатляло, кедровый трон был инкрустирован драгоценными камнями, черным деревом, слоновой костью и больше золота.
Статуя находилась в храме Зевса Олимпийского в религиозном святилище Олимпии. Неизвестно, что случилось с Зевсом Олимпийским, хотя, вероятно, он был утерян или уничтожен во время распространения христианства.
Зевс, Громовержец Эта бронзовая статуэтка, сделанная неизвестным художником, известна как одно из наиболее искусно выполненных изображений Зевса раннего классического периода Греции (510–323 гг. до н. э.). Обнаженный Зевс шагает вперед, готовый метнуть молнию: повторяющаяся поза в других, хотя и более крупных статуях бога грома. Как и на других изображениях, он бородатый, а его лицо обрамлено густыми волосами.