Фрэнсис бэкон вклад в науку: Влияние философии Френсиса Бэкона на развитие медицинской науки

Содержание

Влияние философии Френсиса Бэкона на развитие медицинской науки

Научный руководитель – к. филос. н., доц. Кузнецова М.Н.

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования „Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского“ Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Научный руководитель – к. филос. н., доц. Кузнецова М.Н.

Научный руководитель – к. филос. н., доц. Кузнецова М.Н.

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования „Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского“ Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Научный руководитель – к. филос. н., доц. Кузнецова М.Н.

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования „Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского“ Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Цель данной работы – показать тесную взаимосвязь медицины и философии в историческом аспекте и современном развитии, показать вклад и отражение философской методологии Френсиса Бэкона в медицинской практике.

Задачи:

1.     Показать историческую взаимосвязь философии и медицины как теории и практики.

2.     Проанализировать основные взгляды Ф. Бэкона на развитие медицинской науки

          Статья

Медицина в системе наук является неким проблемным полем естествознания и гуманитарных наук, в том числе философии. Последняя способствует развитию понятийного аппарата всей практической медицины.

К тому же, она способствует развитию научно-мировоззренческих взглядов врача и творческого потенциала в целостной системе материальной и духовной культуры медиков. Так же стоит отметить, что философия формирует имидж самой медицины как важнейшей сферы общечеловеческой культуры. Вместе с философией медицина постигает сложнейший мир жизни человека и управляет его здоровьем. При этом медицина сама является объектом специального философского познания. Еще 5 веке до н.э. великий Гиппократ обозначил общие контуры медицины в категориях античной философии. В Новое время с философскими концепциями Ф. Бэкона, И. Канта и других мыслителей, связано оформление медицины в самостоятельную естественнонаучную и гуманитарную сферу жизнедеятельности человека.

Следует отметить, что для медицины связь с философией является средой духовного обитания и дальнейшего развития предметно-понятийного мышления. Взаимосвязь медицины и философии существовала всегда, с момента появления первых явных признаков абстрактного мышления в лечебном деле, и до сих пор является актуальной.

 Философия помогает врачам понять скрытую сущность многих предметов и явлений, посмотреть на многие вещи, совсем иначе, «под другим углом»,  формирует особое мировоззрение врача. Известный канадский патофизиолог и эндокринолог Ганс Селье утверждал, что «исследовать в медицине – это видеть то, что видят все, но думать так, как не думает никто». [1]

Такая способность – результат взаимодействия с философией, снабдившей медицину предметно-понятийным методом клинического мышления. Только совместными усилиями данные науки могли успешно развиваться, при этом человек для них является общим объектом познания. Так же, обе эти науки заинтересованы в здоровом образе жизни который есть гармоничное единство физического и духовного здоровья. Медицина и философия являются связующим звеном между культурой и жизнедеятельностью человека. Сейчас ни экономика, ни политика, ни образование, ни культура, ни спорт не способны полноценно функционировать и развиваться без медицинский и философских знаний.

 

Медицинские знания, как многие другие точные сведения о бытии объективного мира, являются непреходящими общечеловеческими ценностями. Стоит заметить, что только медицинские знания и опыт врачевания напрямую воздействуют на процессы, направленные на сохранение здоровья людей, развитие здорового образа жизни целых народов, а так же каждой отдельной личности. В связи с этим, специфика медицины приобретает еще более ценное специальное гуманитарное значение, она мобилизует все потенциальные силы человека, направленные на саморазвитие и самосовершенствование. [2]

 Фрэнсис Бэкон  — всемирно известный философ, историк, политик, основатель английского материализма и современной экспериментирующей науки. Он  перенес из естествознания в философию метафизический способ мышления. Свои философские взгляды и понимание задач науки, а также основы научной индукции он сформулировал в трактате «Новый органон».[3] В этом труде Бэкон пишет о трех основных задачах медицины, которые актуальны и сейчас.   Медицина должна: сохранять здоровье, излечивать недуги, продлевать человеческую жизнь. Главными способами познания философ считал чувства, опыт, эксперимент. Он полностью отвергал схоластический способ рассуждения и призывал к отказу от прежнего слепого подчинения авторитетам.

В своем произведении  «О достоинстве и силе наук» [4] Бэкон установил перед медициной ряд  основных целей. Так например, он  считал, что нужно разработать новые методы патологической анатомии, т.к. она слабо развита. Философ говорил: «Надо бы в анатомических исследованиях тщательно наблюдать за следами болезней и результатами их, за поражениями и повреждениями, которые они вызывают во внутренних частях. Между тем этим пренебрегают». [4] Также Бэкон считал, что изучать заболевания следует непосредственно рядом с пациентом, «тщательно записывать все происходящее с больным»,[4] т.е.  вести историю болезни и на основе собранных данных писать книги и учебники по диагностике и терапии различных форм болезней. Врач  также должен изучить различия в строении органов у отдельных лиц, так как от этих различий часто зависит течение болезней, а также нужно сравнивать организм здорового человека с организмом больного.

Поразмышляв о том, какой медицина может быть в будущем, Бэкон пишет рассказ «Новая Атлантида»[5]. В нем он повествует о путешественниках, которые случайно попадают на таинственный остров. Жители этого острова приняли чужестранцев дружелюбно, но все равно относились к ним с опаской.  Для защиты местного населения от возможного  заражения, мореплавателей исследуют на наличие эпидемических болезней. Путешественники были удивлены тому, насколько хорошо была развита у них медицина: хорошо оборудованные научно-исследовательские и лечебные учреждения. Ученые-медики проводили эксперименты над животными: изменяли размер, превращали в многоплодных или бесплодных; производили лекарственные препараты, искусственные минеральные воды и даже создавали такие питательные вещества, которыми можно было насытиться, выпив всего лишь одну каплю. Ученые этого острова удалять важные органы, при этом без них люди могли спокойно жить, также знали,  как воскрешать умерших.

Важно то, что в те далекие времена научно-исследовательских учреждений не было еще ни в одной стране.

  Бэкон в «Новой Атлантиде» в простой и оригинальной форме выразил мысль о том, что для прогресса такие учреждения очень нужны. 

 В своем произведении «О достоинстве и силе наук» Ф. Бэкон затрагивает тему о неизлечимых болезнях, а также высказывается об эвтаназии. Его мысли пробудили как в 17 веке, так и в настоящее время большой интерес и многочисленные споры. Слово «эвтаназия» с греческого языка переводится как хорошая, счастливая, легкая смерть. А как же объясняет этот термин Бэкон? В первую очередь философ обращает свое внимание на понятие  «неизлечимые болезни», ведь такой диагноз, выносимый медиками без достаточных оснований, лишь показывает их равнодушие, невежество и халатность. Затем Ф. Бэкон пишет:  «…Я хотел бы пойти здесь немного дальше: я совершенно убежден, что долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчать страдания и мучения, причиняемые болезнями»[6]. Здесь Бэкон имеет в виду те случаи, когда спасти пациента уже невозможно, поэтому в данный момент для больного эвтаназия – это счастливый конец.

  Ф. Бэкон дает еще один жизненный совет врачам: «Если бы они хотели быть верными своему долгу и чувству гуманности, они должны были бы и увеличить свои познания в медицине, и приложить (в то же время) все старания к тому, чтобы облегчить уход из жизни тому, в ком еще не угасло дыхание … Эта дисциплина должна получить развитие» [7].

По мнению Бэкона, для того чтобы достичь поставленных целей, необходимо совершенствовать врачебные знания и умения, т.к. в современной медицине «мы встречаем много повторений, но мало истинно новых открытий».[7] Такие открытия, касавшиеся «природы самого человека», могут быть получены только экспериментально. Бэкон, применяя свою философскую методологию по отношению к медицинской науке, считал, что основной необходимостью медицины является опыт, прежде всего, хирургические операции на животных такие как вивисекция или живосечение. Хоть человеческий и животный организмы и отличаются друг от друга, все же имеют общее строение и функционирование, поэтому  результаты опытов, проведенных на животных, с некоторыми замечаниями можно применить к человеку.

   Функции человеческого организма, по Бэкону, можно правильно понять только с помощью экспериментов на животных. Настоящий врач должен быть хорошо подготовлен не только с теоретической стороны, но и с практической. Только практика и эксперимент могут создать правильную теорию, пусть даже процесс создания ее идет не столь быстро.

Ф. Бэкон с одной стороны резко критиковал и осуждал медицину своего времени, но с другой знал, что человек – сложная и разносторонняя система: «…непостоянство и неоднородность предмета сделали искусство медицины основанным скорее на догадках, чем на прочном знании».[8] Врачи поверхностно подходят к лечению пациентов,  т.к. не понимают насколько сложно устроен  человеческий организм, в этом и заключается  беда  современной медицины.  Многосторонность человеческого организма делают его хрупким и склонным к частым расстройствам. «Это сложное, нежное и изменчивое строение тела человека, -пишет Бэкон, — сделало из него как бы музыкальный инструмент тщательной и трудной отделки, легко теряющий свою гармонию.

» [8] 

Бэкон предлагал сделать медицину частью «опытного естествознания», имея в виду не только исследования в анатомических театрах и тщательные испытания медикаментов, но и изучение тканей и органов человека.  Отмечая заслуги Парацельса в деле развития медицины,  английский мыслитель подчеркивал его упорное стремление положить в основу алхимии и медицины  наблюдение за природой и эксперимент. В то же время он неоднократно говорил о  необходимости тщательного изучения медикаментов, которые предлагали химики. Актуальность изучения медикаментов была связана с тем, что достижения арабских аптекарей в ятрохимии вызывали постоянное волнение врачей старой школы, иногда вполне оправданное. Врачам и аптекарям, не всегда удавалось правильно понимать арабские медицинские книги, и это приводило к страшным последствиям. [9]

По сути, в данных требованиях Бэкона можно проследить продуманную программу научной работы в медицине на несколько веков вперед, вплоть до нашего времени.

 Ф. Бэкон первым заговорил об антропологии, имеющей целью изображать человека со всеми его достоинствами и недостатками, с его светлыми и темными сторонами. Бэкон считал, что изображение человеческой «юдоли и печали» уже обладает богатой литературой, поэтому не желал ее умножать. Он говорит, что необходимо собрать все самые доблестные качества и начать науку о человеке изображением человеческого величия, приводить примеры из истории. Задачей антропологии также должно быть изучение отношения души к телу. Здесь Бэкон довольно ясно формулирует идею физиогномики, которая к концу следующего столетия получила свое развитие у Лафатера. Но Бэкон желал основать физиономику на действительных наблюдениях и фактах. Любопытным является его замечание, что склонности и страсти больше всего обнаруживаются в мимике, в подвижных частях человеческого лица, особенно рта. Это он считал невольным языком души. Взаимодействие между душой и телом Бэкон находил также в сновидениях. При этом он презирал толкователей снов, считал их шарлатанами, но старался обратить внимание на то, что известным снам отвечают определенные состояния организма.

Из описанного выше мы видим, что под «антропологией» Бэкон понимал не совсем ту науку, которую мы имеем теперь. То же самое относится к физиологии: последнюю он считает искусством, которое должно служить телесному благополучию, красоте, здоровью, силе и удовольствиям. Она состоит из медицины, косметики и эстетики.

Бэкон пытался освободить медицинскую науку от шарлатанства. Он вообще повсюду старается очистить науки от их суеверных и суетных примесей. Такова была его цель относительно астрологии, магии, физиогномики, то же самое он хотел бы сделать в отношении медицины. Она должна сохранять здоровье, исцелять болезни, продолжать жизнь; поэтому медицина распадается на диететику, патологию и макробиотику; последней, не находимой им в числе медицинских наук, он приписывает большое значение.

Заключение.

Рассмотрев сложный механизм взаимодействия двух наук — философии и медицины, можно сделать вывод, что с первых моментов зарождения медицины, данная наука пыталась найти обоснование процессов болезни, их причины, а в последствии, уже в Древней Греции зародилась взаимосвязь с философией. На протяжении веков эти науки тесно переплетаются.

Ф.Бэкон внес большой вклад в развитии медицины, он прогнозировал ее развитие и заглядывал на многие столетия вперед. Он поставил задачи, практическое решение которых могло быть только делом далекого будущего и реализацией которых занимались многие последующие поколения ученых.

6.4 Вклад ф. Бэкона в формирование научного мировоззрения XVII в.

Второй ученый, оказавший мощное воздействие на становление научной мысли Нового времени, — Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Он по праву считается родоначальником философии нового времени.           Ф. Бэкон принадлежал к знатному дворянскому роду. Закончив Кэмбриджский университет и получив, таким образом, светское образование, он становится дипломатом в составе английской миссии в Париже. После смерти отца Бэкон вынужден возвратиться в Лондон, где начинает активно заниматься юридической практикой. Интерес к политике приводит его в палату Общин. Бэкон Френсис при жизни был известен своим соотечественникам больше как высокопоставленный государственный чиновник, чем как ученый и философ. В 23 года он избирается в английский парламент. А с 1603 по 1618 год сделал блестящую карьеру, дослужившись до высшего государственного поста — лорд-канцлера Англии. Правда, на этом поприще Бэкон и сильно пострадал. В 1621 году по обвинению во взяточничестве он был заключен в королевскую тюрьму. Вскоре бывшего лорд-канцлера освободили, но ему было запрещено занимать впредь какие-либо государственные должности.

Карьеру философа Бэкон начал в том же 1584 году, когда стал заниматься государственной деятельностью. В этом году он написал свое первое философское сочинение «Величайшее порождение времени», которое, правда, не сохранилось. Под «величайшим порождением времени» начинающий философ и одновременно член парламента имел в виду науку. Восхваление науки он продолжил в трудах с характерными названиями: «Похвала познанию» (1592), «О прогрессе учености» (1605). А в 1620 году появился труд, который считается главным философским сочинением Бэкона, — «Новый Органон». В нем было предисловие, в котором автор излагал план грандиозного сочинения под названием «Великое восстановление наук».

Бэкон — энтузиаст технического прогресса; он ставит задачу реформирования науки, ее постановки на службу человеку. «Наука, — пишет он, — может и должна изменить условия человеческой жизни; она не является реальностью, чуждой этическим ценностям; это — инструмент, сконструированный человеком в целях достижения всеобщего богатства и прогресса». Соответственно оцениваться наука должна по ее результатам: «Плоды — поручитель и свидетель истинности философии». Эта ориентация на практическое значение знаний сближает его с философами Возрождения.           Высоко оценивая античную научную мысль, Бэкон, вместе с тем, осознает, насколько превосходят ее достижения современной ему науки. Критически рассматривает он концепции Платона и Аристотеля. Относясь с уважением к Аристотелю, Бэкон, в то же время, считает его учение бесполезным для решения практических вопросов жизни, поэтому приоритет он отдает досократовской философии, и прежде всего Демокриту. Чрезвычайно негативную оценку в его работах получает схоластика. В 1602 г. Бэкон пишет работу «Мужественное дитя времени» — полемический труд, направленный против философов: античных (Платона, Аристотеля, Галена, Цицерона), средневековых (Ф. Аквинского, Д. Скотта), периода Возрождения. Все они, согласно Бэкону, отличаются недостатком внимания и уважения к реальности, неясностью слов, бесплодностью в практических делах. И в других работах ученого также содержится критика разных философских идей прошлого («Обдуманное и увиденное», 1607; «Опровержение философии», 1608; «Описание интеллектуального мира», 1613).           Идеалом научной мысли Бэкон считает естествознание, называя его «великой матерью всех наук». Естественные науки, согласно его мнению, были незаслуженно унижены «до положения служанки», поэтому задача состоит в том, чтобы вернуть им самостоятельность и достоинство. «Философия должна войти в законное супружество с наукой, и только тогда она сможет приносить детей», — пишет Бэкон.           Приступая к решению задач реформирования науки, Ф. Бэкон ставит две задачи: 1) глубокое преобразование массива накопленных знаний, его рациональная организация и упорядочивание; 2) разработка методов получения нового знания.           Первая задача реализуется им в работе «Успехи и развитие знания Божественного и человеческого» (1605), где обосновывается классификация знаний. В ее основу Бэкон кладет три познавательные способности человека: память, воображение, разум. Соответственно история базируется на памяти; поэзия — на воображении; наука и философия — на рассуждении.           Объектом философии как знания об общих основах выступают: Бог, природа и человек. Исходя из этого, выделяется два раздела философского знания: Божественная философия, изучающая Бога, и естественная философия, предметом исследования которой являются природа и человек. Естественная (натуральная) философия, в свою очередь, дифференцируется на теоретическую философию (исследующую причину вещей, опираясь на «светоносные» опыты) и практическую (осуществляющую «плодоносные» опыты и создающую искусственные вещи). К области философского знания Бэкон относит и учение о человеке, которое также разделяется на ряд областей, охватывающих разные уровни бытия человека: как индивида (объект антропологии), как гражданина (объект гражданской философии). В антропологии телесная душа выступает объектом естественно-научного исследования, а разумная душа — объектом «Богооткровеннного знания». Задача создания новых методов решается в наиболее известном труде Ф. Бэкона «Новый Органон» (1620), который, по замыслу автора, должен был заменить «Органон» Аристотеля.           Бэкон утверждает невозможность обновления науки без решительного преобразования ее основ, освобождения разума от «идолов», ложных понятий. «Идолы и ложные понятия, сковавшие человеческий разум, пустив в нем глубокие корни, не только препятствуют поиску истины, но (даже если доступ к ней открыт) они продолжали бы вредить в процессе обновления наук, если бы люди, предупрежденные об этом, не боролись, насколько возможно».           Бэкон выделяет 4 вида «идолов», влияющих на человеческий ум.           1. «Идолы рода» — предрассудки, которые «вскормлены самой человеческой природой, человеческой семьей, или родом». Причина их — несовершенство органов чувств, ограниченность интеллектуальных способностей человека, наличие у него страстей.           Ощущения дают неверную картину мира, неполно и неточно отражая его, поэтому наивно уповать на них и руководствоваться в познании только ими. Разум обладает большими познавательными возможностями, но и он часто представляет изучаемые явления в искаженном виде, «все равно, что кривое зеркало», привнося в познание субъективные представления. Он приписывает природе свои свойства (антропоморфизм) и цели (телеология). Исходя из собственной природы, ум структурирует действительность, придавая вещам «больший порядок», нежели тот, который существует в реальности. Ум выдвигает принципы, общие идеи, понятия, под которые «подгоняет все остальное». В своем стремлении к самоутверждению, он игнорирует факты, противоречащие первоначально выдвинутым гипотезам и догадкам. По своей природе человеческий ум «стремится к абстракции и воображает стабильным то, что на самом деле склонно к изменению». У человека есть страсти, которые «пятнают и портят разум».           «Идол рода», по Бэкону, является наиболее труднопреодолимым. Человек едва ли может освободиться от своей природы, отказаться присовокуплять свою природу к представлениям.           2. «Идол пещеры» — ложные представления, исходящие от отдельного человека. Бэкон образно пишет, что каждый человек, помимо заблуждений, свойственных человеческому роду, имеет свою собственную «пещеру», в которой «свет природы рассеивается и гаснет». Индивидуальные характеристики человека определяются, по мнению Бэкона, особенностями его воспитания, образования, влиянием других людей, особенно тех, кто является для него авторитетным, привычек и склонностей. Он пишет, что дух людей «различен, склонен к изменчивости и почти случаен». И именно через призму «своей пещеры», своих индивидуальных особенностей, человек воспринимает мир. Каждый человек привержен определенным взглядам, считает их правильными, переносит их на понимание мира в целом. Так, например, есть люди, которые «восхищаются античностью, и такие, кого притягивает новизна; мало тех, кому удается удержаться середины…». Избавиться от этого «идола», по мнению ученого, легче, чем от первого — коллективный опыт нивелирует индивидуальные отклонения.           3. «Идол площади, или рынка» — проявление влияния на сознание коллективного опыта людей. Особую роль здесь Бэкон уделял речевому общению. Он указывал, что язык — главное средство общения людей, но используемые людьми слова не всегда являются достаточно точными: «…имена даются вещам в соответствии с уразумением народа, и достаточно некритического и неадекватного применения слов, чтобы совершенно сбить с толку разум. Определения и объяснения, которыми часто пользуются ученые для самозащиты, также не способствуют восстановлению естественной связи разума и вещей». Неточные словоупотребления ведут, в свою очередь, к искажению истины: «…слова насилуют разум, мешая рассуждению, увлекая людей бесчисленными противоречиями и неверными заключениями». Особая опасность этих «идолов» состоит в том, что они проникают в сознание непроизвольно, не поддаются часто контролю разума. Бэкон выделяет 2 рода «идолов», воздействующих на сознание с помощью слов: наименование вещей несуществующих («судьба», «рок» и т.д.) и неточные определения вещей реально существующих.           Преодолеть «идол площади» можно на основе отказа от отождествления слова и вещи, осознания, что слова — это только знаки вещей, а также признав существование единичных вещей. Этим своим утверждением Бэкон, по сути, отстаивает позиции номинализма.           4. «Идол театра» — результат слепой веры в авторитеты, философские доктрины. Особенно велико доверие людей к древним преданиям. Бэкон скептически оценивает некритическую приверженность к философским концепциям прошлого, которые он называет «сказками, предназначенными быть разыгранными на сцене, пригодными для создания выдуманных театральных миров». Баснописный характер, по его мнению, носят не только древние теории и современные философские системы, но и научные принципы и аксиомы, недостаточно глубоко проверенные, базирующиеся на «слепой беспечной вере».           «Идолы» препятствуют созданию достоверной картины исследуемых явлений, мешают познанию. Предубеждения, под которыми понимается любое доопытное знание, согласно Бэкону, порабощают человеческий дух (вряд ли можно согласиться с такой категоричностью Бэкона в оценке «предубеждений» (установок, гипотез, антиципаций), являющихся необходимой составной частью мышления человека и развития научной мысли в целом).           Главное средство преодоления ошибок познания Бэкон видит не в их осознании, а в создании нового метода, позволяющего человеческому уму достичь значимых результатов в познании. Заслуга Фрэнсиса Бэкона — разработка нового метода, противопоставляемого схоластике, которая отвергается им в силу ее бесплодности. Метод Бэкона — эмпирико-индуктивный метод получения истинных обобщений из опыта.           По Бэкону, объект познания — природа; задача познания — получение истинного знания; цель знания — господство над природой; метод — опытное изучение явлений мира.           Бэкон дает описание процедуры индуктивного исследования, выделяя в ней две части: «Первая состоит в извлечении аксиом из опыта, вторая — в выведении новых экспериментов из аксиом». То есть первичные гипотезы извлекаются из опыта, а затем сами становятся руководством к дальнейшему исследованию через дедукцию и эксперимент. Путь, которым надо следовать, — путь индукции, но не голой, сводящейся к собирательству россыпи фактов, а дающей «ключ к интерпретации». Главная задача метода — опираясь на конкретику отдельных фактов, постичь формы, суть явления.           Основой истинной индукции является анализ, представляющей «анатомирование» природы с целью раскрытия ее законов. В отличие от Галилея, у которого анализ предполагает сведение всего к 4 механическим свойствам, Бэкон редуцирует не к количественным, а к качественным знаниям. Согласно его мнению, знание простых форм соотносимо со знанием алфавита; сочетание их составляет глубинную сущность природных вещей. Анализ, по Бэкону, — лишь начальный момент индукции. На основе анализа необходимо делать обобщения, ведущие к познанию причин.           Бэкон критикует неполную индукцию (неполный охват опытных данных). Он не приемлет вариант индукции, используемой Аристотелем, — через перечисление, когда принимаются во внимание лишь те данные, которые подтверждают вывод. Новизна его варианта индукции состоит в требовании выявлять и учитывать также «отрицательные инстанции», т.е. факты, опровергающие индуктивные обобщения. Лишь такой метод исследования определяется им как истинная, исчерпывающая индукция.           Бэкон определяет опытное знание как процесс активного вмешательства человека в изучаемые явления, конструирования требуемых условий исследования. Наиболее адекватной формой опытного познания он считает эксперимент: «Если природа запирается и не выдает своих тайн, ее надо пытать».           Являясь одним из основоположников эмпирического экспериментального направления в науке, утверждая приоритет опыта в познании, Бэкон, в то же время, доказывал, что опыт не должен быть слепым. Он отвергал как голый эмпиризм, так и рационализм и выступал за союз разума и опыта. «Те, кто занимался наукой, были или эмпириками, или догматиками. Эмпирики, как муравьи, собирают и потребляют. Рационалисты, как пауки, ткут паутину из самих себя. Средний путь — это путь пчел, которые добывают пыльцу с садовых и полевых цветов и превращают ее в мед, насколько достает способностей. В работе истинного философа важна не только сила разума; сырье, извлекаемое из естественной истории и механических экспериментов, — не самоцель и должно перерабатываться интеллектом».           В 1627 г. выходит труд Ф. Бэкона «Новая Атлантида». По жанру книга напоминает «Утопию» Т. Мора. Но если Мор и Кампанелла уделяют основное внимание социальным вопросам, то Бэкона интересуют прежде всего проблемы прогресса научного знания. Свои мечты и идеалы в этой области он воплощает в описание Дома Соломона, представляющего своеобразный музей науки и техники. В нем жители острова просвещаются, изучают природу. Техническая фантазия Бэкона рисует уникальные явления, созданные разумом человека: искусственный снег, искусственно вызванные дождь и молнии, синтез живых существ, выращивание органов человека и др.

Если подвести итог учению Бэкона о науке, познавательных способностях, то очевидно следующее. Бэкон теоретически обосновал идеал исторически нового типа знания — экспериментально-индуктивного естествознания, задача которого дать знание, приносящее пользу людям, подчиняющее природу человеку. Исследуя проблему, как возможна такая наука, Бэкон разработал оригинальную теорию познания, в которой впервые в истории западноевропейской философии использовал понятие объекта («вещь сама по себе») и субъекта («ум сам по себе»). Наконец, Бэкон буквально изобрел совершенно новое понятие опыта, в силу чего стал основоположником не только новоевропейского эмпиризма, но и всей новой философии. Он был и остается одним из самых авторитетных и знаменитых философов XVII века.

10 основных достижений сэра Фрэнсиса Бэкона метод

, который бросил вызов господствующей аристотелевской философии и сместил фокус ученых на экспериментирование , положив тем самым новую интеллектуальную эру . Бэкон был плодовитым автором, писавшим на самые разные темы, включая науку, право, философию, религию; и он даже писал художественную литературу. Его работы продолжали оказывать влияние на протяжении столетий после его смерти, и одним из последствий стало формирование знаменитого Лондонское королевское общество . Наиболее влиятельные работы Бэкона включают Novum Organum, New Atlantis и The Advancement of Learning . Он также был видным государственным деятелем и юристом, который был членом парламента и стал лордом-канцлером , самым высоким положением в юридической профессии Англии. Вот 10 основных достижений Фрэнсиса Бэкона, включая его вклад в науку.

 

#1 Он был лордом-канцлером Англии с 1618 по 1621 год

В 1582 году Фрэнсис Бэкон стал внешним адвокатом; а в 1586 году он стал скамейке запасных , старшим членом Суда Инна в Англии. В 1587 году он был избран Читателем , старшим адвокатом гостиницы, который был избран для чтения серии лекций по определенной юридической теме; а в следующем году он прочитал свой первый цикл лекций в Великий пост. В 1596 Бэкон стал Королевским советником , адвокатом, назначенным Королевой одним из «Советник Ее Величества сведущ в законе». Его карьера пошла вверх после того, как Яков I стал королем Англии в 1603 году. В 1613 году он был назначен на престижную должность генерального прокурора. В 1618 в возрасте 56 лет Фрэнсис Бэкон стал лордом-канцлером , самым высоким положением в юридической профессии Англии и одним из самых влиятельных постов в стране.

Мемориал Фрэнсису Бэкону на месте его захоронения, церковь Святого Михаила в Сент-Олбансе, Великобритания

#2 Сэр Фрэнсис Бэкон был посвящен в рыцари в 1603 году и стал первым виконтом Сент-Олбаном в 1621 году

Обложка утопического романа Бэкона «Новая Атлантида»

Политическая карьера Фрэнсиса Бэкона началась в году Член парламента от Босини, Корнуолл, на дополнительных выборах. В 1584 году он занял место в парламенте от Мелкомба в Дорсете, а в 1586 году от Тонтона. Затем он стал депутатом от Ливерпуля в 1588 году; для Миддлсекса в 1593 году; для Ипсвича в 1597, 1601 и 1604 годах; и для Кембриджского университета в 1614 г. Джеймс I сменил Елизавету I на престоле Англии в 1603 . Бэкон, которым обычно пренебрегали при дворе королевы Елизаветы, стал ближайшим помощником нового короля. В год его престолонаследия, 1603, Яков I посвятил его в рыцари . 12 июля 1618 был создан сэр Фрэнсис Бэкон 1 st барон Верулам и 27 января 1621 , 1 Albans

6 st

0006 . Он также был регентом Англии в течение месяца в 1617 году. Он предложил реформировать весь процесс познания для продвижения познания божественного и человеческого в своей работе Instauratio Magna (Великое восстановление). Он разделил эту работу на шесть частей, имитируя Работу Шести Дней Творения . Шесть книг «Великой реставрации» включают его известные произведения 9.0005 Novum Organum и Прогресс обучения . Его литературные и религиозные произведения включают «Новая Атлантида», «Очерки», «Мудрость древних», «Мужское рождение времени» , сборник религиозных медитаций и сборник молитв . Будучи юристом по профессии, он также написал несколько работ по реформированию права, в том числе «Элементы общих законов Англии», «Максимы закона», «Случаи государственной измены» и «Ученое чтение сэра Фрэнсиса Бэкона о статуте об использовании» 9.0006 .

#4 Фрэнсис Бэкон считается отцом научного метода

Титульный лист Novum organum scientiarum, 1645

Во времена Фрэнсиса Бэкона и за много столетий до него в науке или натурфилософии в Европе доминировали работы Аристотель. Большинство ученых почитали Аристотеля, и их мнение о том, что его теории бесспорны, привело к застою в развитии науки . Самая влиятельная работа Фрэнсиса Бэкона, Novum Organum Scientiarum («новый инструмент науки») был опубликован в 1620 . В нем Бэкон отверг аристотелевскую философию и придумал свой знаменитый бэконовский метод , который использовал индуктивное рассуждение для получения фактов после тщательного наблюдения за событиями . Этот метод оказал влияние на развитие научного метода в современной науке. Таким образом, Бэкона называют отцом научного метода9.0006, по которому законы науки открываются путем сбора и анализа данных экспериментов и наблюдений.

#5 Его работа заложила основу научной революции

Бэконовский метод, предложенный Фрэнсисом Бэконом в Novum Organum, требует тщательных систематических наблюдений для получения качественных фактов; использование индукции для обобщения этих фактов до одной или нескольких аксиом, стараясь не обобщать больше, чем то, что действительно демонстрируют факты; и повторение процесса для получения базы знаний на основе эмпирических данных. Процесс Бэкона позволил исследователям выделить старых суеверий, чрезмерных обобщений и недоказанных фактов ведущих к научной революции . Многие ученые, в первую очередь знаменитый химик Роберт Бойль , вскоре использовали принципы Бэкона, чтобы сделать новаторских открытий . Акцент Бэкона на использовании экспериментов для наблюдения за явлением является одной из причин, по которой его считают «отцом экспериментальной философии» .

 

№ 6 Среди его самых влиятельных работ — «Развитие обучения» 9.0035 Титульный лист книги «Развитие обучения»

Книга Бэкона 1605 года «Развитие обучения» разделила человеческое понимание на три части: история , связанная со способностью человека запоминать; поэзия , относящаяся к способности человека к воображению; и философия , относящаяся к человеческой способности разума. Затем он далее разделил эти три части на основе трех аспектов: божественного, человеческого и природного . Позже эта работа была расширена и опубликована под номером 9.0005 De Augmentis Scientiarum (Отделы наук) . Классификации, использованные в «Развитии обучения», вдохновили таксономическую структуру очень влиятельной энциклопедии , опубликованной во Франции между 1751 и 1772 . В 1623 году была опубликована «История жизни и смерти » Бэкона «». Эта работа представляет собой трактат по медицине , в котором рассматриваются причины вырождения тела и старости, принимая во внимание различные анализы, теории и эксперименты, чтобы найти средства для продления жизни. Эта книга была одна из самых известных работ Бэкона на момент публикации .

#7 Предложенные им правовые реформы частично повлияли на Кодекс Наполеона

Предложения Фрэнсиса Бэкона о правовой реформе, хотя и не утвержденные при его жизни, считаются как один из самых влиятельных юридических документов в мировой истории . Бэкону приписывают установление нескольких особенностей современной системы общего права, включая использование дел в качестве хранилищ доказательств о «неписаный закон» ; и определение релевантности прецедентов с помощью исключающих принципов доказательств и логики. Таким образом, он признан изобретателем процесса обнаружения неписаных законов на основе свидетельств их применения . Некоторые юристы считают Бэкона отцом современной юриспруденции , науки, изучения и теории права.

#8 Его работа «Новая Атлантида» повлияла на формирование Королевского общества

«Новая Атлантида» — незавершенный утопический роман Фрэнсиса Бэкона. Он был опубликован в 1627 , через год после его смерти. В «Новой Атлантиде» Бэкон выразил свое видение будущего человеческих открытий и знаний через утопическую страну, которая ценит «щедрость и просвещение, достоинство и великолепие, благочестие и общественный дух». План и организация его идеального колледжа, Salomon’s House , предусматривали современный исследовательский университет как в прикладных, так и в чистых науках . Научный метод Бэкона, а также «Новая Атлантида», особенно идея дома Соломона, вдохновили его последователей, таких как Сэмюэл Хартлиб и Роберт Бойль, на найдено Лондонским королевским обществом . Королевское общество оказало огромное влияние на развитие науки в Европе и продолжает играть свою роль, среди прочего, в продвижении науки и признании достижений в научных областях.

Фронтиспис к «Истории лондонского Королевского общества», на котором Бэкон (справа) изображен среди основоположников

 

№9 Он сыграл ключевую роль в создании английских колоний в Северной Америке

Ньюфаундленд 1910 Трехсотлетняя марка в честь Фрэнсиса Бэкона

Фрэнсис Бэкон сыграл ведущую роль в создании английских колоний в Северной Америке , особенно в Вирджинии, Каролинах и Ньюфаундленде . Пока он не стал видным членом Совета Виргинии, все попытки создать там постоянное поселение заканчивались катастрофой. Уильям Стрейчи , первый секретарь колонии, назвал Бэкона «самым благородным отцом виргинской плантации». Некоторые ученые считают, что он также в значительной степени отвечал за разработку двух хартий правительства Вирджинии, которые положили начало конституционализму в Америке. В 1910 году Ньюфаундленд в ознаменование трехсотлетия своего основания выпустил почтовую марку в ознаменование роли Бэкона в создании провинции . В нем Бэкон назывался «руководящим духом в плане колонизации» 1610 года.

#10 Фрэнсису Бэкону приписывают начало новой интеллектуальной эры

Фрэнсис Бэкон считается » универсальным гением » , внесшим важный вклад в ряд областей. Он был философом, государственным деятелем, ученым, юристом, оратором и автором . Бэкон был ведущей фигурой в области научной методологии, чьи работы сыграли ключевую роль в переходе Европы от эпохи Возрождения к эпохе раннего Нового времени . Таким образом, ему приписывают не что иное, как ключевую фигуру в начале новой интеллектуальной эры .0006 . Королевское общество и другие научные учреждения применяли его научный подход и следовали его реформированному научному методу; и многие ученые и мыслители испытали влияние его работ. Фрэнсис Бэкон был включен в список 100 самых влиятельных людей последнего тысячелетия по версии A&E Networks .

Фрэнсис Бэкон | Земля 520: тектоника плит и люди: основы твердой науки о Земле

Печать

Биографические данные

Сэр Фрэнсис Бэкон Джона Вандербанка (ок. 1731 г.) (Источник изображения: Национальная портретная галерея, Лондон: NPG 520) , 1561 г. и умер от пневмонии 9 апреля 1626 г. Сэр Фрэнсис Бэкон был не только ученым, но и философом, государственным деятелем, ученым, юристом, а также занимал должности генерального прокурора и лорда-канцлера Англии. Многие считают, что сэр Бэкон получил домашнее образование из-за слабого здоровья, которое продолжалось всю его жизнь, пока он не поступил в Тринити-колледж в возрасте двенадцати лет. Его обучение в Тринити-колледже проводилось на латыни по стандартной средневековой программе того времени. Его исследования привели его «…привели к убеждению, что методы и результаты науки в том виде, в каком они практиковались, были ошибочными. Его благоговение перед Аристотелем противоречило его отвращению к аристотелевской философии, которая казалась ему бесплодной, спорной и неправильной в своих целях» 9.0273 [1] . Фрэнсис Бэкон считается отцом современной науки. Он предложил в свое время великую реформу всего процесса познания для продвижения познания божественного и человеческого. Он назвал это Instauratio Magna (Великое восстановление). [2]

Конкретный вклад в теорию тектоники плит / геофизику твердой Земли

Фрэнсис Бэкон сыграл косвенную роль во вкладе в теорию тектоники плит и геофизику твердой Земли, но оказал влияние на все научное сообщество. Фрэнсис Бэкон создал научный метод, также известный как метод Бэкона. Великая Инстатурация была разделена на 6 частей: 1. Разделы Наук (De Augmentis Scientiarum), 2. Новый Метод (Novum Organum), 3. Естествознание (Historia Naturalis), 4. Лестница Ума (Scala Intellectus), 5. Предвосхищения второй философии (Anticipationes Philosophiæ Secunda), 6. Второй философии или активной науки (Philosophia Secunda aut Scientia Activae). Основная цель этих работ состояла в том, чтобы установить стандарт для научных исследований. Он не только хотел, чтобы все использовали стандарт, но и лоббировал короля, чтобы государство регулировало его, что в конечном итоге потерпело неудачу.

Обзор сборника научных трудов, разработавших научный метод [3] :

1. Разделы наук: В этой работе Бэкон разбил то, что уже было известно в то время, и где вещи пропали.

2. Новый Органон; или Наставления относительно интерпретации природы: Здесь Бэкон описывает новые методы научного исследования

3. Явления Вселенной; или Естественная и экспериментальная история для основания философии : Содержит то, что было известно о естественной истории и природных явлениях между естествознанием и научными методами исследования.

5. Предтечи; или Предчувствия новой философии: О предвестниках или предвосхищениях новой философии, другими словами, о том, как прийти к научным предвосхищениям исследования без использования методов «Нового Органона».

6. Новая философия; или Active Science: Это так и не было завершено, но должно было объяснить его новую философию научных исследований

Он разработал свой научный метод, который состоял из процедур выделения формальной причины явления посредством элиминативной индукции. Ученый должен идти путем индуктивных рассуждений от факта к аксиоме и к физическому закону. [2]

Другие интересные научные статьи

«О мастерстве и прогрессе в изучении божественного и человеческого» было опубликовано в 1605 году и написано в форме письма королю Якову. — Эту книгу можно было бы считать первым шагом в «разделе наук».

«Новая Атлантида», изданная на латыни (как Nova Atlantis) в 1624 году. Это был роман-утопия, отражавший идеал человечества.

Другие интересные вещи, которые вы должны знать

Публичная карьера Бэкона закончилась позором в 1621 году. После того, как он залез в долги, парламентский комитет по исполнению закона предъявил ему двадцать три отдельных пункта обвинения в коррупции. [1] Он был признан виновным, оштрафован на 40 000 фунтов стерлингов и отправлен в Лондонский Тауэр; заключение длилось всего несколько дней, и король отменил штраф. Хотя он не мог снова занимать государственную должность, он избежал «деградации», когда вас лишают всех ваших дворянских титулов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *