биография, творчество и его привычки в жизни
Нет более странной фигуры в истории русской литературы, чем Николай Васильевич Гоголь. Необычно его творчество – но то лишь половина дела. Необычны были все его привычки, и изучая биографию писателя, читая воспоминания о его жизни, порой удивляешься, как его не просто переносили современники – искренне любили, даже обожали.
Лилит Мазикина
Н.В.Гоголь. Факты из биографии
- Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.
- Гоголь происходил из старинного малороссийского рода.
- Все свои детские годы будущий прозаик, драматург и публицист провел в имении родителей под названием Васильевка, в Полтавской губернии.
- В 1818-1819 годах писателя отправили на учебу в Полтавское уездное училище, после которого он устроился жить и брать уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, в 1820-1821 годах.

- В мае 1821 года Николай Гоголь поступил в гимназию высших наук в Нежине.
- В гимназии он увлекся живописью и участием в самодеятельных спектаклях, где показал себя и как актёр, и как декоратор.
- В это же время Гоголь начинает свою творческую биографию, увлекается писательством. Ищет себя в разных литературных жанрах.
- К окончанию гимназии в 1828 году, им было написано уже несколько литературных произведений. Повесть «Братья Твердиславичи», сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан». Некоторые из ранних рукописей не сохранились.
Гоголь и его странности
Личностью Николай Васильевич был эксцентричной. О его странностях и привычках писали в своих мемуарах многие современники. Вот лишь некоторые примеры, раскрывающие необычный характер Гоголя:
— Чьи это часы? — спросил вдруг Гоголь, увидев на стене в кабинете Жуковского карманные часы. То были часы, достойные украшать и кабинет, не только жилетку: очень изящные, с золотой цепочкой.
— Мои.
— Часы Жуковского! — буквально ахнул Гоголь, будто услыхав имя главного своего кумира. – Никогда с ними не расстанусь!
Он схватил их, надел цепочку на шею, а сами часы положил в карман. Жуковского так насмешила эта проказа, что он даже слова против не сказал. А мог бы и из дома выставить — Гоголь, по своему обыкновению не снимать комнат, а пользоваться гостеприимством знакомых, во Франкфурте-на-Майне надолго остановился у знаменитого поэта. Да, в школе редко об этом рассказывают, но Гоголь не просто путешествовал — он прожил за границей около четверти всей своей жизни.
Всё дело в его тревожности. Гоголь, по своему характеру, боязлив был необыкновенно и к тому же болезненно воспринимал всякую критику. А после его спектакля «Ревизор» критики на него обрушилось не меньше, чем похвалы — и ура-патриоты постоянно поднимали вопрос: «Куда смотрит цензура? Куда смотрят власти? Ар-р-рестовать за очернительство!» После премьеры в Петербурге Гоголь собирался ехать и на московскую премьеру — но под эти крики серьёзно струхнул, отменил поездку и.
Вояж этот, который сначала показался Данилевскому хорошей идеей, быстро превратился в мучение. Дело в том, что у Гоголя была странная фобия: он очень не любил показывать свой паспорт. Даже пересекая границы, он долго спорил с проверяющими, прежде, чем, наконец, сдаться и предъявить документ.
Кроме того, ещё в начале путешествия Гоголю очень попортил настроение пароход, на котором друзья вышли из Кронштадта. Вместо четырёх дней до Любека судно шло полторы недели: помешала штормовая погода и постоянные поломки машины. На берег Гоголь с Данилевским вышли совершенно разбитые, доехали до Аахена и там расстались. Гоголь предпочёл покинуть немецкие земли, повернув на юг, к Швейцарии, а затем — Италии. Позже он уверял журналиста Погодина, что уж, когда ездил один и на него не наседал товарищ, не показывал своего паспорта ни под каким предлогом
Интересный факт творческой биографии Гоголя — именно во время жизни за границей он написал свои знаменитые «Мёртвые души» — в которых восторженные критики видели «краски национальности», точную передачу русского характера во всех его деталях, от простодушия Коробочки до изворотливости Чичикова, от мечтательности Манилова до грубости и беспечности Ноздрева.
Все эти характеры Гоголь прописал, живя по друзьям в европейских городах, либо же снимая комнату в Риме. Убеждённый, даже пламенный славянофил, он не видел ничего дурного в том, чтобы писать сатиру на свою родину (а он был ещё и убеждённым имперцем), скрываясь от неё вдали.
Украинец-русофил
Описания Гоголя от всех его знакомых изобилуют словами «хохол», «хохлацкий», «малороссийский». Так характеризовали и выражение его лица, и певучие интонации его в остальном совершенно столичной русской речи, и упрямство. На встрече со знакомыми Гоголь мог развлекать всех своими уморительными шутками, а мог сидеть весь вечер молча, с холодным выражением лица. Таков был непредсказуемый характер писателя, с которым друзьям Николая Васильевича пришлось смириться.
И из такого состояния его извлекало только пришествие любого другого украинца – как правило, товарища по славянофильскому кружку. Гоголь немедленно принимался болтать с земляком в дальнем уголке – вероятно, на родном языке.![]()
Он обожал петь за материнским роялем украинские песни – пел он, правда, преотвратно. Обожал их слушать. На именины он шёл заказывать украинские блюда повару из ресторана, если повар того друга, у которого Гоголь (по своей привычке) жил, их не знал. И знакомую, оборвавшую речь маленького сына на украинском, он увещевал: дайте же ребёнку поговорить на родном наречии.
И – что трудно представить сегодня – этот горячий любитель родного края и родной культуры был не менее горячим любителем Российской Империи, а об императоре Николае отзывался в кругу товарищей исключительно лестно. Русский язык был отдельной и особой страстью писателя. Ему мало было того объема, который предлагало ему петербуржское общество, – Гоголь отдельно учил русский крестьянина, мужика, чтобы знать все краски этой речи, и использовать их в своем творчестве.
Собеседники отмечали, что на русском писатель говорил с необыкновенной чёткостью, которая придавала его речи особенную выразительность – тем более, что дикторскую чёткость он сочетал с необыкновенно же быстрой речью.
Корни империализма Гоголя легко найти в его детстве. Товарищи, посещавшие Гоголя дома, замечали, что гостиная украшена портретами Екатерины Великой и её тайного мужа Григория Потёмкина. Семья Гоголей-Яновских была, вероятно, из тех, кто не только служил России при Потёмкине, но остался верным империи и императорской семье после раздора императрицы с казаками и лишения их дарованных прежде привилегий. Николай Васильевич вырос в убеждении, что единственный возможный язык культуры – русский (он не считал за таковой даже французский), а украинский для письма негоден.
Это язык – любовного признания, песенной тоски, меткой шутки… Но не литературы. Гоголь писал принципиально по-русски. Переступить через этот популярный тогда стереотип он не смог. А ведь за пару десятков лет до того, как он пришёл в литературу, шли ещё споры, можно ли писать полноценно на русском, а не французском или немецком – вот в чём ирония!
Щёголь и фантазёр
Мы с детства привыкли представлять Гоголя по знаменитому портрету, с усами, со стрижкой «а-ля мужик», как называли её современники.
Этой стрижке подражали многие славянофилы и любители искать мудрости у русского крестьянства. Даже Некрасов в молодости щеголял такой. Но покорять столицу Николай Васильевич приехал в другом виде: чисто выбритый, со взбитым хохолком, в модном костюмчике. А уж в самой столице…
Перед юным Гоголем лежала непременная и скорая слава, и он готовился к ней как следует. Накупил, не считаясь с бюджетом, самых модных нарядов. Обрил волосы, чтобы вместо своих тонких, русых, выросли крепкие и, быть может, потемнее, поромантичнее – вместо волос носил парик, подгоняя под форму головы с помощью ваты. Галстуки при этом завязывать он толком не умел, а под нарядами, что порой было заметно, у него было одно только голое тело – то бельё, с которым он покинул родной дом, быстро поизносилось, а на новое долго не было денег. Тем не менее, не в характере Николая Васильевича было сомневаться в себе. Он полагал свою внешность безупречной.
Вообще видел себя Гоголь в будущем актёром.
В его натуре было не просто решиться попробовать – а сразу представить себе блестящее будущее во всех деталях, так что, когда в театре молодому украинцу сказали, что для сцены он не годится, это стало большим ударом.
Относительно всего у него были свои идеи. И самой методы преподавания, и того, как стоило бы называть моря, и того, как интерпретировать исторические события.
Он долго работал над учебником истории, который должен был стать новым словом в школьной педагогике. Закончилось, правда, тем, что его уволили из института под предлогом пропусков и опозданий (а больше за странное поведение). К мальчикам он сам перестал ходить… А потом вдруг, через несколько месяцев объявился. Услышал, что за это время нашли другого учителя, и завёл, как ни в чём ни бывало, беседу о постороннем предмете.
Нежный брат и тайный обжора
Молодой Гоголь души не чаял в своих сестрёнках. Много позже он уже бывал с ними желчен — но много позже ему довелось перенести немало разочарований, а это характер не улучшает. В те же дни, когда будущая жизнь ему представлялось радостной, он изливал на сестёр всю свою нежность. Конечно же, он сумел устроить их в тот же институт для девочек, в котором работал сам — то есть, дал девочкам из, тогда, глубинки получить столичное образование. Но так поступили бы, наверное, многие.
Необычным было то, как возился с ними Николай Васильевич.
Девочки, конечно, приехали в своей одежде – а потом учились в форменной. Но, стоило им закончить школу, он купил им самые модные платья!
Сёстры через долгие годы вспоминали, с каким знанием вопроса и как придирчиво брат подбирал наряды — домашние, на выход и так далее, входя в каждую деталь. Но всё равно не обошлось без конфуза. Мальчиков и девочек воспитывали в те времена настолько раздельно во всех вопросах, что мальчики привыкали даже не думать о том, что у девочек есть что-либо под платьем. В том числе — о белье. Гоголь очень смутился, когда сёстрам удалось ему растолковать, каких вещей не хватает в собранном им роскошном гардеробе. Конечно же, и эти вещи были тут же куплены
Быть может, имей привычку Николай Васильевич тесно общаться с женщинами (многие его ровесники в то время уже хоть раз побывали в публичном доме), он бы знал, что под платьем должны быть корсеты, сорочки, панталоны. Но Гоголь как будто вовсе не интересовался женщинами.
По крайней мере, живыми. Красивее всего, подробнее всего в его романах описаны женщины мёртвые. Но и мёртвые женщины по количеству описаний внешности не тянули на то, сколько времени писатель уделял в своем творчестве описанию мужчин.
Одни приписывали это его страшной стеснительности перед женским полом вообще, другие – интересу, осознанному или нет, к представителям своего пола. Третьи строили предположения, что Гоголь мог получить первые эротические впечатления от какой-нибудь вытащенной из воды несчастной и, понимая их нездоровую природу, навек загасил в себе всякую тягу – к кому угодно.
В любом случае, хотя Николай Васильевич не был женолюбом, женоненавистником по своему характеру он тоже не был. По крайней мере, в молодости. Его сёстры знали, что, стоит к нему подойти и приластиться, и у него тут же найдётся какой-нибудь гостинец. Сам Гоголь был большим сладкоежкой, и по всем ящикам и полочкам его конторки (он работал всегда стоя) были рассованы сладости и сухарики.
Любил он и еду вообще. С земляками мог подолгу вспоминать вкус украинских блюд, после Италии с большим азартом угощал своих друзей макаронами, с удовольствием ел в ресторациях.
Правда, времена на дворе стояли романтические. В моде были встрёпанные поэты, меланхолическая бледность, презрение к земному. Эта мода отражалась не только в творчестве, но и в обычной жизни. Так что Гоголь рассказывал всем и каждому, что аппетит у него неважный — прямо не лезет еда, и всё. Впрочем, уписывать с утра до вечера припрятанные лакомства ему это ничуть не мешало. Раз друзья сумели застукать его в ресторане за столом, ломящимся от еды. Если за общим столом гурманство Гоголя проходило незаметным, то тут, казалось, было не отвертеться…
Но писатель и сейчас нашёлся: сказал, что пытается возбудить всеми этими блюдами свой аппетит. А то нет его и нету…
Интересные факты о Гоголе
Все странности и привычки Гоголя стоят отдельного тома его биографии.
Описывать их можно бесконечно. Его проказы, розыгрыши, своеобразные отношения с деньгами и с театром. Его бесконечный трепет перед Пушкиным, который без шуток казался Гоголю чуть ли не полубогом, мерилом всего, что касается литературы… Но эта статья закончится, пожалуй, очередной его шуткой. Потому что Гоголь славился своими шутками.
Фрейлина Александра Смирнова вспоминала одну, ради разнообразия, безобидную выходку писателя: «Будучи в Риме, уже в 1843 году, Гоголь опять, как в 1837 г. в Париже, начал что-то рассказывать об Испании. Я заметила, что Гоголь мастер очень серьезно солгать. На это он сказал: «Так если ж вы хотите знать правду, я никогда не был в Испании, но зато я был в Константинополе, а вы этого не знаете».
Тут он начал описывать во всех подробностях Константинополь: называл улицы, рисовал местности, рассказывал о собаках, упоминая даже, какого они цвета, и о том, как там подают кофе в маленьких чашках с гущею… Речь его была наполнена множеством мелочей, которые мог знать только очевидец, и заняла всех слушателей на целые полчаса или около того.
«Вот сейчас и видно, — сказала я ему тогда, — что вы были в Константинополе». А он ответил: «Видите, как легко вас обмануть. Вот же я не был в Константинополе, а в Испании и Португалии был».
А вы знали о странностях Гоголя?
Николай Васильевич Гоголь
Русский прозаик, драматург, критик, публицист
О человеке Деятельность: писатель Место рождения: с. Великие Сорочинцы Миргородского района Полтавской области. Российская империя Дата рождения: 19 марта 1809 г. Умер: 4 марта 1852 г. (42 года) Образование: Гимназия высших наук Знак зодиака: Овен Рост: 158 см Женат: Никогда Дети: Нет Портреты 1 из 14
Ф. Моллер. Портрет Н. В. Гоголя, 1840 г
Первый портрет Н. Гоголя, неизвестный художник, 1826 г
Портрет Н. Гоголя в молодости, литография с гравюры А. Г. Венецианова, 1834 г
Портрет писателя, арт. П. М. Боклевский, 1872 г
Портрет Н.
Гоголя в молодости, худ. И.Жерн 1836 г
Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, отец писателя
Мария Ивановна Гоголь-Яновская, мать писателя
Портрет Н. В. Гоголя (Копия работы Ф. Моллера, 1840 г.)
Портрет Н. В. Гоголя, худ. Ф. А. Моллер, 1840 г
Иванов Александр Андреевич. Портрет Н. В. Гоголя, 1841 г
Портрет Н. В. Гоголя, худ. И.Э. Репин 1878 г
Единственный фотопортрет Гоголя с группового фото
Клодт Михаил Петрович. Конец «Мертвых душ» (Гоголь сжигает рукописи) 1887 г
Посмертная маска Николая Гоголя
Содержание
- Николай Гоголь — биография
- Ранние годы
- Начало творческого пути
- Санкт-Петербург
- «Ревизор»
- Жизнь и творчество за границей
- Смерть писателя
- Семья и дети
- Интересные факты
- Библиография
Николай Гоголь — биография
Николай Васильевич Гоголь — один из виднейших русских писателей первой половины XIX века, еще в годы своей биографии названный основоположником естественной школы в писательском и литературном искусстве.
Хотя он был далеко не первым и не единственным в плеяде представителей этого направления. Известен как прозаик: писал романы, занимался драматургией. Пробовала себя и на ниве профессиональной критики.
Тексты Николая Васильевича Гоголя, за очень редким исключением, пронизаны элементами мистики. Тема злых духов, сверхъестественного занимала одно из центральных мест в творчестве писателя.
Кроме того, Гоголь работал над развитием образа «маленького человека», обладал тонким чувством юмора, точно подмечал пороки русского общества того исторического периода.
Многие коллеги автора высоко оценили его творчество. Писатель Александр Пушкин и поэт Василий Жуковский читали произведения Гоголя.
Однако, как показала история, гениальности и таланта не бывает просто так. Писатель прожил достаточно трудную жизнь, полную испытаний и невзгод.
В последний период, в конце своей биографии, он тяжело болел, страдал большим количеством психических расстройств.
- Ранние года
- Начало творческого пути
- Санкт-Петербург
- “Инспектор»
- Жизнь и работа за границей
- Смерть писателя
- Семья и дети
- Интересные данные
- Список используемой литературы
Ранние годы
Писатель Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года по новому стилю в селе Сорочинцы, которое располагалось на территории Полтавской губернии, ныне входящей в состав независимого государства – Украины. Однако в то время эта территория входила в состав Российской империи.
Происхождение Николая Васильевича остается довольно запутанной темой даже после многих десятилетий кропотливого изучения его биографии и генеалогии.
Изначально молодой человек носил фамилию Гоголь-Яновский. Писатель происходил из дворянской среды. Известно, что родоначальником семьи стал дед писателя, Афанасий Демьянович.
По мужской линии почти все в семье писателя были священнослужителями. И это было проблемой для предка писателя. Путь в ряды дворянства был предназначен для духовенства. Афанасий Демьянович удачно скрывал свое происхождение, называя своими предками польскую знать.
Отца будущего писателя звали Василий Афанасьевич. Мужчина служил коллежским советником. А выйдя на пенсию, увлекся театром. Оказалось, что он обладает недюжинными литературными способностями и талантом. В последние годы жизни Василий Афанасьевич писал пьесы.
Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, отец писателя
О матери Гоголя известно немногое. Ее звали Мария Ивановна. Она была дочерью почтмейстера, простой женщиной, невероятно суеверной, но наблюдательной.
Мария Ивановна Гоголь-Яновская, мать писателя
От отца Гоголь Николай Васильевич унаследовал интерес к театру, писательское мастерство, литературный талант.
У матери мистическое видение вещей, суеверие, а также природная наблюдательность, так необходимая людям искусства, мастерам слова.
Николай был не первым ребенком в семье. До него родилось двое детей, но оба умерли практически сразу. Известно, что во время беременности мать писателя усердно молилась Николаю Чудотворцу. Когда писатель родился, он получил свое имя от этого святого. Всего в семье писателя было 12 детей.
Все детство и юность Н. Гоголя прошли на территории Малороссии. Полтавская губерния отличалась контрастами. Здесь нашлось место и помещичьему быту с его надменностью и роскошью, и простой жизни крестьянина. В условиях такого разнообразия писатель рос.
Николай Васильевич с ранних лет увлекался литературой. Отец всячески поощрял интерес сына, помогал ему на его творческом пути. Неудивительно, что свои первые произведения юноша начал писать очень рано, когда ему не было и 6 лет.
Первый портрет Н. Гоголя, неизвестный художник, 1826 г
В 1811 году пришло время начать учиться. Николай Васильевич получил формальное образование в Полтаве. Сначала с частным учителем, а потом в местном спортзале. Юноше не нравился формальный подход, потому что он сдерживал любопытство будущего писателя.
В школе Гоголь не был особо прилежным учеником. Скорее наоборот. Однако у юноши была невероятная память.
Тренажерный зал на момент поступления писателя только открылся и еще не мог похвастаться высоким уровнем. Он был полон проблем.
Предметы преподавались простым заучиванием, молодежи запрещалось читать современных поэтов и писателей, учителя оглядывались назад и видели эталон в литературе прошлого века. Телесные наказания практиковались в спортзале. Гоголя били розгами не раз и не два.
Портрет Н. Гоголя в молодости, литография с гравюры А.
Г. Венецианова, 1834 г
Студенты пытались восполнить недостаток знаний самостоятельно. Николай Васильевич был одним из генераторов идей, среди сверстников слыл главным активистом.
Ученики гимнастики выписывались в литературные журналы, знакомились с новинками. А потом стали выпускать собственное издание, пусть даже рукотворное, рукописное.
В этот же период по инициативе Гоголя товарищи по гимназии организовали собственный театр. Николай Васильевич лично готовил сцену, подбирал репертуар и принимал участие в репетициях.
По воспоминаниям школьных друзей, все думали, что он станет художником. Уж больно ловко писатель говорил на импровизированной сцене.
Начало творческого пути
Творческая биография Гоголя началась в юности, когда он занимался в спортзале. Вместе со своими товарищами Николай Васильевич издавал простой литературный журнал, где был одним из основных и постоянных сотрудников.
В то время Гоголь еще не знал, в каком жанре он собирается творить. Он пытался найти свою нишу и направление. Из-под пера писателя выходили рассказы, стихи, сатиры, исторические романы и поэмы, трагедии.
По большей части Гоголь опирался на классиков жанра романтизма, как и многие молодые писатели.
Портрет Н. Гоголя в молодости, худ. И.Жерн 1836 г
В 1825 году умер отец семейства. Мать долго не рассказывала сыну о трагедии. Гоголь был очень огорчен смертью отца. Теперь он был старшим мужчиной в семье.
Денег на маму и малышей совершенно не хватало. Мария Ивановна не умела вести дом. Гоголь брал на себя все вопросы, но это был тяжелый груз и настоящий груз.
Вскоре после этого он отказался от наследства в пользу младшего из членов семьи, чтобы полностью посвятить себя литературной деятельности.
Через 2 года юноша сочинил одно из первых зрелых произведений — поэму «Ганц Кюхельгартен».
Вскоре Н. В. Гоголь завершил свое формальное образование, окончил гимназию и отправился в столицу для продолжения своих литературных изысканий.
Санкт-Петербург
Город встретил малороссийскую молодежь довольно холодно. Чтобы не стыдиться матери и семьи, он взял с собой довольно много денег. Но жизнь в Петербурге оказалась очень дорогой. И это при том, что юноше нужно было совсем немного.
Чтобы не голодать и хоть как-то сводить концы с концами, Николай Васильевич пытался устроиться на государственную службу. Однако при таком скромном образовании его отправляли в копейки или даже отчисляли, даже не выслушав.
Вслед за Гоголем он стал штурмовать столичный литературный Олимп. Он подготовил стихотворение «Италия» и отправил его в издание «Сын Отечества» без указания авторства. Продукт был опубликован.
Портрет писателя, арт. П. М. Боклевский, 1872 г
Первый успех придал Гоголю уверенности в себе.
Начинающий писатель решил явить миру «Ганца Кюхельгартена». Однако книга осталась на полках. Критики и коллеги по цеху давно и жестоко расправились со слабой на их взгляд работой. Неудача произвела на Гоголя сильное впечатление. Он лично купил весь тираж книги и сжег ее.
После неудачи на литературном поприще Николай Васильевич попробовал стать актером. Но на прослушивании в театре ему отказали. Очередная неудача задела самооценку и личность Гоголя. По его собственным воспоминаниям, он чувствовал себя униженным и бесполезным.
После катастрофической неудачи Николай Васильевич уехал в Германию. Он пытался найти свое место в мире. Вскоре писатель вернулся в Петербург. Его идея поехать в США не осуществилась. Вместо этого писателю помогли устроиться на работу в III отделение Императорской канцелярии (тайная полиция). Здесь он прослужил совсем недолго, после чего получил новую должность.
Примерно в этот же период, в начале 1930‑х, Николай Васильевич познакомился с Пушкиным и Жуковским.
Портрет Н. В. Гоголя, худ. И.Э. Репин 1878 г
Через некоторое время Гоголю довелось сесть и спокойно подумать о своем деле. Проанализировав первые работы, он понял, что его творческий путь идет в другом направлении.
Писатель решил работать над близкими ему темами: бытом малороссов, национальными особенностями Полтавщины и др. на этот раз он сыграл на пари.
Из-под пера писателя одно за другим выходили гениальные произведения: «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купалы». В начале 1930‑х годов Гоголь работал над историческим романом «Гетман», который публиковался частями, но в итоге так и остался незаконченным.
Благодаря покровительству поэта Жуковского в гору пошло и материальное положение Гоголя. Писательница устроилась преподавателем в Патриотический институт женщин.
У меня была возможность давать частные уроки.
В 1834 году Николаю Васильевичу предложили должность адъюнкта в Санкт-Петербургском университете. Благодаря должности, а также широким знакомствам он влился в литературную среду столицы и вскоре стал там самостоятельным человеком.
Портрет Н. В. Гоголя, худ. Ф. А. Моллер, 1840 г
Общение с учителями словесности благотворно сказалось как на личности, так и на творчестве писателя. Он окончательно понял свое призвание, все свое время отдавал литературной деятельности и работал не покладая рук.
Расцвет творчества Гоголя пришелся на начало-середину 30‑х годов прошлого века. Так родился «Вечера на хуторе близ Диканьки». В цикл вошли сразу несколько талантливых рассказов: «Ночь перед Рождеством», «Место с привидениями» и другие малоформатные произведения.
Творчество Гоголя было уже вполне зрелым. Это был далеко не тот уровень, с которого писатель когда-то стартовал и подвергался до тошноты критике.
Из-под пера писателя вышли новые циклы «Миргород», а также «Арабески».
Ф. Моллер. Портрет Н. В. Гоголя, 1840 г
В первый сборник вошли некоторые из самых известных произведений Гоголя. В том числе «Вий» и «Тарас Бульба». После его публикации и широкой огласки в 1835 году Николай Васильевич прославился на весь Петербург, а затем и на всю страну.
На пике творческого развития Гоголя находятся идеи наиболее известных его произведений: «Ревизора», а также «Мертвых душ». Но они были написаны позже. И роман по странному, почти мистическому стечению обстоятельств так и не был закончен.
«Ревизор»
В начале 1835 года Николай Васильевич попросил Пушкина предложить возможную тему для новой комедийной пьесы. Поэт рассказал ему историю о том, как маленький мошенник выдавал себя за большого чиновника. Николаю Гоголю эта идея очень понравилась.
Примерно через год писатель завершил работу.
Гоголь закончил своего «Ревизора» в 1836 году. Впервые текст произведения прозвучал на литературном вечере, где присутствовали многочисленные соратники Николая Васильевича: Пушкин, Вяземский, Жуковский и другие.
Единственный фотопортрет Гоголя с группового фото
По совету товарищей Гоголь предложил свою работу Московскому театру. Но это не подвергалось цензуре. Для постановки пьесы вмешался сам Жуковский, который обратился к императору. Наконец, разрешение было дано.
Гоголь лично участвовал в репетициях, контролировал каждый шаг режиссера и актеров, советуя, как лучше поступить.
Премьера состоялась в том же году, в мае месяце. На спектакле присутствовал сам император Николай I с наследником престола Александром. Монарху так понравилась пьеса, что он приказал своим министрам присутствовать на представлении.
Любопытно, что после «Ревизора» у Гоголя появилось много сторонников, почти врагов.
Больше всего возмущались именно дежурные: госслужащие, полицейские и прочие, видевшие себя в подобострастных и мелочных душах. Однако нашлись и те, кому постановка понравилась. Вскоре спектакль был сыгран и в Москве.
Портрет Н. В. Гоголя (Копия работы Ф. Моллера, 1840 г.)
В конце 1930‑х годов под руководством А. С. Пушкина начал издаваться журнал «Современник». Одним из авторов новой редакции был Гоголь.
На страницах литературного творчества поэта были опубликованы произведения «Коляска» и сатирическая повесть «Нос», прекрасно показавшие пороки общества и его одержимость внешними атрибутами всего и вся. Примерно в этот же период автор представил публике произведение «Женитьба».
Жизнь и творчество за границей
Критика ревизора стала для Гоголя неприятным сюрпризом. Чтобы перевести дух, он отправился в путешествие за границу. В течение нескольких лет Николай Васильевич путешествовал по Германии, Франции, а также по Италии.![]()
За границей он завершил первый том «Мертвых душ». Произведение было опубликовано уже в середине 1841 года, когда писатель вернулся в Россию.
Читатели снова разделились. Были и те, кто ненавидел Гоголя, называя его врагом России. Но все же по большей части люди были в восторге от талантливой работы.
Иванов Александр Андреевич. Портрет Н. В. Гоголя, 1841 г
В 1842 году публика смогла познакомиться с «Пальто». Кроме того, писатель планировал написать еще два тома «Мертвых душ», доведя своего главного героя до нравственного просвещения.
Вскоре, в 1842 году, Гоголь отправился в новую заграничную поездку. Здесь прозаик продолжал работать над своими «Мертвыми душами», по его словам, вдали от критиков и недоброжелателей, выбивавших его из колеи.
Однако вскоре стало ясно, что проблема гораздо серьезнее. В 1845 году творчество Гоголя, полет его мысли постепенно стали замедляться.
Писатель впадает в состояние глубокого кризиса. Я не мог больше писать.
В отчаянном порыве Николай Васильевич сжег второй том «Мертвых душ» и заперся в нем. Он практически перестал общаться с друзьями, одноклассниками.
Клодт Михаил Петрович. Конец «Мертвых душ» (Гоголь сжигает рукописи) 1887 г
Желая восстановить душевное равновесие и преодолеть творческий кризис, Гоголь отправляется в Иерусалим. Однако, по его собственным воспоминаниям, там стало только хуже.
Николай Васильевич жаловался на внутреннюю пустоту и равнодушие, которых не мог объяснить даже себе.
Вернувшись в Россию, в 1849 году Гоголь начал восстанавливать «Мертвые души». Однако уже в середине работы им вновь овладело какое-то исступление, после чего писатель отправил в огонь почти вернувшийся из памяти второй том и остальные недописанные рукописи.
Смерть писателя
В последние годы жизни Николай Васильевич страдал психическими расстройствами.
Он признавался, что им постоянно владел сильнейший страх смерти.
У него развились необычные фобии. Так, подобно Эдгару Аллану По, прозаик боялся быть погребенным заживо, когда его ложно считали мертвым.
Есть сведения, что в этот же период у писателя развилась шизофрения, он общался неудачными голосами, спорил с ними и пытался избавиться от навязчивых собеседников.
Незадолго до смерти Николай Васильевич перестал творить и полностью отказался от пищи. Врачи пытались принудительно лечить писателя, но ему становилось только хуже. Следом писатель впал в беспамятство.
Через день, 21 февраля 1852 года, Гоголь скончался от сильного истощения. Виной всему было психическое расстройство, которое, по разным оценкам, началось примерно за 10 лет до трагических событий биографии писателя.
Посмертная маска Николая Гоголя
Похоронен писатель на Даниловском кладбище в Москве.
Но спустя почти столетие останки убрали. Сейчас могила Гоголя находится на Новодевичьем кладбище в Москве.
Семья и дети
Большую часть жизни Николай Васильевич страдал различными психическими расстройствами. Она часто впадала в депрессию, жаловалась на галлюцинации, быстро переходила от радости к глубокой печали. У меня было много страхов.
Во многом благодаря личностным особенностям, а также глубокому увлечению литературой Гоголь так и не женился и не имел детей. Известно, что с дамами он переписывался, но до родственников или более-менее близких родственников не доходил.
Некоторые исследователи всерьез полагали, что Гоголь интересовался мужчинами и был геем. Но это не так. Версия была убедительно опровергнута многочисленными биографами писателя.
Николай Гоголь | тайна смерти
Интересные факты
- Первые литературные попытки Гоголь сделал, когда ему было всего 5 лет.

- У писателя была невероятная память.
- Несмотря на свой литературный талант, прозаик плохо уживался с иностранными языками. Но ему легко дали русскую литературу.
- С ранних лет Гоголь был очень суеверен. Мистическое настроение и взгляд на вещи пришли к нему от матери.
- Николай Васильевич умел шить и вязать.
- Идею «Ревизора» писателю подсказал А. С. Пушкин.
- Свою первую работу Николай Васильевич подготовил незадолго до окончания средней школы. Под псевдонимом Гоголь «В. Алов» он издал поэму «Ганц Кюхельгартен», но она была подвергнута разгромной критике, после чего писатель собственноручно выкупил и сжег весь тираж.
- Одним из самых сильных страхов писателя был страх быть погребенным заживо. Откуда он взялся, остается только гадать.
- По легенде, 21 февраля Гоголь не умер, а впал в летаргический сон. Как и опасался писатель, его похоронили заживо.
В качестве аргумента сторонники этой версии приводят необычное положение, в котором лежит писатель после вскрытия гробницы в 1931 году. А кто-то даже говорит, что останки были обезглавлены. Но это все мифы, которые давно доказаны. - Писатель стал известен своими драматическими произведениями и романами. Николай Гоголь практически не писал рассказов.
Библиография
Произведения Н. Гоголя:
- Признание автора
Аль-Мамун - Альфред
- Объявлено
- Арабески
- Вечер накануне Ивана Купалы
- Дни на хуторе близ Диканьки
- Взгляд на состав Малороссии
- Пила
- Владимир третий класс
- Избранные места переписки с друзьями
- Ганц Кухельгартен
- Гетманн
- Две главы малороссийской сказки «Грозный кабан»
- Трущобы
- «Дождь шел давно…»
- Брак
- Заколдованное место
- Дневник сумасшедшего
- Иван Федорович Шпонька и его тетя
- Италия
- Игроки
- Уокер
- Лакейская
- Майская ночь, или Утопленница
- Мертвые души
- Миргород
- Зарисовки драмы из истории Украины
- Невский проспект
- Несколько слов о Пушкине
- Нос
- Ночи на вилле
- Спокойной ночи
- Петербургские записки 1836 г
- Истории из Петербурга
- Рассказ капитана Копейкина
- Рассказ о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
- Портрет
- Пропущенная буква
- Аудитор
- Рим
- Рудокопов
- Семен Семенович Батюшек
- Сорочинская ярмарка
- Землевладельцы старого мира
- Страшная месть
- Страшная рука
- Тарас Бульба
- Судебный процесс
- Утренний деловой человек
- Демоны
- «Фонарик умирал…»
- Что?
- Особенно
Лучше в печати, чем в картинке – GCAAtoday
- Обзоры
Кили Берк, главный редактор Expression
18 мая 2017 г.
Тезка он не в себе, следует за Гоголем, сыном Ашимы и Ашоке Гангули. Семья Гангули переезжает из Индии в Америку в начале фильма; Ашоке понимает важность слияния своей культуры с той, в которой он будет жить, в то время как его жена борется с этой идеей. Однако именно их сыну труднее всего найти баланс между своим русским именем, американским стилем жизни и бенгальским наследием. Гоголь экспериментирует со своим настоящим именем, которое он надеется установить для себя. Путем проб и ошибок он, наконец, принимает новое имя, но вместе с ним появляется и новая личность. В фильме запечатлено использование Гоголем женщин, представляющих все его старую жизнь, которой Гоголь не был, и его отчаянная попытка вписаться в то, как они живут своей жизнью. В конце концов он застревает между тем, чтобы быть кем-то другим, и тем, чтобы держаться за все, что представлял его отец.
Сцена на маяке упоминается дважды, в этой сцене Ашоке забывает свою камеру и говорит своему сыну, что ему придется просто вспомнить время, которое они провели вместе у воды.
Это предвещает дарение «Шинели» Ашоке Гоголю; книга предназначена для того, чтобы напомнить всем, особенно Гоголю, ценить мелочи и не забывать, что даже самые простые воспоминания и незначительные детали в сумме определяют нашего тезку. Мы не должны просить о большем, когда жизнь, которую нам дали, — это то, чем нужно дорожить, что-то, что Ашоке узнает, читая историю во время крушения поезда, который он выживает, и вдохновение, которое он получает от имени своего сына. Гоголь узнаёт, что любить себя настоящего — значит любить своего отца.
«Тезка » Джумпы Лахири в 2006 году стал фильмом, повествующим о путешествии Гоголя Гангули в Нихил. Написанный Суни Тарапоревала и Лахири, фильм был снят Мирой Наир и получил 7,6 из 10 звезд на IMBD.com. Табу играет роль Ашимы, Иррфан Хан играет ее мужа Ашоке. Начало фильма посвящено переходу Ашимы к ее новому американскому образу жизни. Затем фильм переходит к сыну Ашимы и Ашоке Гоголю, которого играет Кэл Пенн. Путем проб и ошибок он открывает себя через людей, которых он впускает в свою жизнь, и через смесь их личностей и убеждений, которых он придерживается.
Мы начинаем с того, что Ашима Гангули возвращается домой и обнаруживает, что мужчина терпеливо ждет встречи с ней; она надевает его туфли, прежде чем войти в комнату, в которой он находится, это становится важным позже. Мужчина, Ашоке, женится на ней, и они переезжают в Америку. Вскоре после этого родился Гоголь, имя ему выбрал отец, а не бабушка — ее письмо с «добрым именем» Гоголя потерялось на почте. Значение его имени исходит из романа, который его отец читал во время ужасного крушения поезда. Ашоке продолжает: «Все мы вышли из-под гоголевского плаща», — к этому посланию Гоголь относится легкомысленно. С возрастом Гоголь встречает множество женщин, некоторые из которых становятся для него символом. Максин Рэтлифф, которую играет Джасинда Барретт, его вторая девушка, больше всех отдаляет его от наследия. Когда-то символ свободы, после смерти его отца она становится напоминанием о его вине. Гоголь надевает отцовские туфли и до конца фильма проходит в них милю. Он женится на индианке по имени Мушуми, которую играет Зулейха Робинсон.
Однако у Моушуми роман с Францией, и она пренебрегает своим мужем, который становится символом ее поражения. Мы заканчиваем тем, что Гоголь и Ашима возвращаются туда, откуда они начали, с новыми перспективами, опытом и новой жизнью.
Пылающее пламя Ашимы и Ашоке, крушение отношений Гоголя и Пьер — кто этот парень? Фильм режиссера Миры Наир не дотягивает до романа Джумпы Лахирис, на котором основан фильм. Изображение Гоголя, сделанное Наиром, почти не встречается с борющимся, знающим молодым человеком, которого мы встречаем в романе Лахири. Гоголь в фильме холоден, он не изолирован от того, чем он не хочет быть, он просто груб по краям, чего он никогда не предполагал в романе. В фильме Гоголь представляет вашего типичного неудачника в поисках американской мечты, а не отчаянно пытающегося найти того, кем ему суждено быть. Наш Гоголь сталкивается в фильме с хулиганами и расистскими гостями вечеринок, его постоянно дразнят, чтобы сформировать у него больше менталитета жертвы. Ашима и Ашоке тоже теряют большую часть своего консервативного обаяния, которые Наир изображает любящими и безнадежно романтичными.
Соня даже принимает новое лицо, известное в книге как собственное лицо, в фильме это приобретает совершенно новый смысл. Соня — идеальный архетип «мятежного подростка» из-за того, как ее рисует Наир. Фильм далек от романа, он больше похож на преувеличенную историю типичной семьи иммигрантов, изо всех сил пытающейся соответствовать своим американским коллегам и стремящейся к святой американской мечте.
Лахири широко обыграл в романе ассимиляцию Гоголя образом жизни Максин. Фильм также не выражает эту мысль. Важность письма в готовности Гоголя отказаться от матери, его связи с отцом — символом бенгальской традиции — является движущей силой, определяющей его будущее. В фильме только создается впечатление, что Гоголь посещает семью Рэтлифов, которые символизируют его свободу, тогда как в романе, как мы знаем, он проводит каждую минуту, когда он не на работе, с семьей Рэтлифов, переезжая через короткий промежуток времени. Автоответчик, описанный в книге как забытый, несколько упоминается в фильме, но не получает того внимания, которого заслуживает.
Этот важный символ показывает, насколько Гоголь далек от своего наследия. Чем больше подробностей об отношениях Максины и Гоголя нам сообщают, тем больше объясняется, почему излишняя свобода заставляет Гоголя терять себя.
Если вы планируете смотреть этот фильм самостоятельно, я предлагаю вам пропустить книгу. Фильму Наира не хватает скрупулёзно детализированного романа Лахири, который позволяет последовательно изложить историю взросления Гоголя и осознание того, что он сам происходит из гоголевского пальто. Откровенно говоря, фильм упускает эту идею и больше фокусируется на многообещающем романе Ашимы и Ашоке. Если вам нравятся сентиментальные истории любви, смущающие родители и бунтующие подростки, то этот фильм создан для вас. С другой стороны, тем, кто жаждет аналитических, символических историй, я предлагаю использовать слова Лахириса, чтобы нарисовать свой собственный мысленный фильм, в котором отмечены все важные символы и детали. Все мы произошли от гоголевской шинели, но Наир так и не узнала, что в большинстве случаев то, что у нас есть, — это все, что нам нужно, добавление ложной персоны к голосу Гоголя Гангули привело к гибели моей признательности за ее фильм.
120 долларов
500 долларов
Пожертвовано
Наша цель
Ваше пожертвование поддержит студентов-журналистов Академии искусств Гранд Центр. Ваш вклад позволит нам приобрести оборудование и покрыть наши ежегодные расходы на хостинг веб-сайта.
Об авторе
Кили Берк, главный редактор Expression
Рецензия на книгу: The Namesake, Джумпа Лахири
Фото: NPR.
Семейная сага — проверенный временем литературный жанр, который обычно следует за центральным кланом, когда они растут, женятся, заводят детей, стареют и в конце концов умирают. У этих типов историй есть определенный ритм — в отличие от многих других романов, они не сосредоточены на конкретном периоде или событии в жизни главных героев, а скорее на большой, широкой дуге поколения или иногда поколений.
« Тезка » Джумпы Лахири — именно такой роман. Повествование следует за семьей Гангули, начиная с близкой встречи патриарха Ашоке со смертью в молодости, когда он выживает в железнодорожной катастрофе в своей родной Индии.
В поезде он случайно читал книгу своего любимого писателя Николая Гоголя. Итак, годы спустя, когда он живет в Америке со своей новой женой Ашимой, он решает дать их новорожденному сыну ласкательное имя «Гоголь». Вскоре оно становится его настоящим именем, но в течение многих лет маленький Гоголь не подозревает о его значении.
Мы следим за семьей, пока Гоголь растет из ребенка в подростка и все больше отчуждается от иммигрантского образа жизни своих родителей. Он типичный американский сын в первом поколении. Он никогда не разговаривает с ними на бенгали, и его смущает их своеобразие. Его также все больше смущает его странное имя. Когда ему исполняется четырнадцать, Ашоке дает Гоголю томик рассказов Николая Гоголя, но Гоголь почти не смотрит на него. На протяжении всей книги тема снова и снова возвращается к спорным отношениям Гоголя со своим именем и, в конечном счете, со своим наследием, своим неотъемлемым правом.
Помимо этого вопроса о наследии, еще одна тема, которая очень эффективно затрагивается, — это смерть.
Околосмертный опыт Ашока в молодости продолжает влиять на его понимание мира в последующие десятилетия. Это дает ему глубокую признательность за жизнь и за свою семью, включая двух его ужасно американских детей.
Итак, когда несколько лет спустя Ашоке неожиданно умирает во время командировки, Ашима, Гоголь и его сестра считают, что это слишком рано. Шок от пережитого скупо и умело выражен в повествовании Лахири: Ашима разговаривает с Ашоке по телефону после того, как тот зарегистрировался в отделении неотложной помощи — это кажется чем-то незначительным, он просит ее записать его на прием к врачу, когда он приедет. дом. Позже тем же вечером она пытается связаться с ним и звонит в больницу, чтобы узнать о нем. В этот момент медсестра сообщает ей, что ее муж «скончался».
Просрочено. Слово, используемое для библиотечных билетов, для подписки на журналы. Слово, которое в течение нескольких секунд никак не подействовало на Ашиму.
– Нет, нет, это, должно быть, ошибка, – спокойно говорит Ашима, качая головой, и из ее горла вырывается тихий смешок.
«Мой муж не приехал на экстренный случай. Только от боли в желудке».
«Простите, миссис… Гангули, не так ли?» (168-169)
Гоголь, блудный сын, бросает свою шикарную, независимую жизнь в Нью-Йорке, чтобы помочь, летит в Кливленд, чтобы забрать тело и упаковать временную квартиру своего отца. «Думая о том, что его отец живет здесь, один в течение последних трех месяцев, он чувствует первую угрозу слез, но он знает, что его отец не возражал, что он не обижался на такие вещи». (174) В квартире Гоголь находит тапки, шлепанцы, фотографию семьи на холодильнике, четыре тарелки, две кружки, четыре стакана, немного чая с сахаром и рисом. Он отменяет коммунальные услуги, звонит на работу отца, возвращает арендованную машину.
Ашоке читает Николая Гоголя в поезде.
Эти мирские занятия для Гоголя одновременно и терапевтические, и не приносящие удовлетворения. Собрав все отцовские вещи, он ложится спать на кушетку и, не в силах этого сделать, думает о том, что случилось с его отцом.
«Гоголь представляет отца у двери, наклонившегося, чтобы в последний раз завязать шнурки. Надевает пальто и шарф и едет в больницу. Останавливался на светофоре, слушал сводку погоды по радио, мысль о смерти отсутствовала в его голове». (178)
Это грубое изображение потери любимого освежает своей искренностью, без посторонних исследований чувств, самоанализа или анализа отношений. Это просто то, как семья справляется с потерей Ашоке, о чем они думают, что делают и как поступают. Вдохновленный ясным, прекрасным письмом Джумпы Лахири, The Namesake относится к истории семьи Гангули с уважением и честностью, так что мы все видим себя в их опыте, независимо от того, насколько он особенный — он по-прежнему кажется универсальным.
Я очень рекомендую эту книгу, но если у вас не так много времени на чтение, посмотрите прекрасную киноверсию Миры Наир 2006 года.
Если вам понравился этот пост, посмотрите наш обзор фильма The Darjeeling Limited.
Некоторые обзоры наших книг:
- Утро на байдарках Роджера Розенблатта
- Правда и красота от Энн Пэтчетт
- БЕЗУМИЕ Эми Рид
Эта запись была опубликована в Lending Insight с тегами «Смерть и умирание», «Смерть в литературе», «Семья, переживающая утрату», «Горе, утрата и утрата», «Джумпа Лахири», «Потеря любимого человека», «Потеря отца», «Потеря мужа», «Николай Гоголь», «Тезка».


В качестве аргумента сторонники этой версии приводят необычное положение, в котором лежит писатель после вскрытия гробницы в 1931 году. А кто-то даже говорит, что останки были обезглавлены. Но это все мифы, которые давно доказаны.
«Мой муж не приехал на экстренный случай. Только от боли в желудке».