Фото гоголя в молодости: Гоголь картинки — 80 фото

биография, творчество и его привычки в жизни

Нет более странной фигуры в истории русской литературы, чем Николай Васильевич Гоголь. Необычно его творчество – но то лишь половина дела. Необычны были все его привычки, и изучая биографию писателя, читая воспоминания о его жизни, порой удивляешься, как его не просто переносили современники – искренне любили, даже обожали.

Лилит Мазикина

Н.В.Гоголь. Факты из биографии

  • Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.
  •  Гоголь происходил из старинного малороссийского рода.
  • Все свои детские годы будущий прозаик, драматург и публицист провел в имении родителей под названием Васильевка, в Полтавской губернии.
  • В 1818-1819 годах писателя отправили на учебу в Полтавское  уездное училище, после которого он устроился жить и брать уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, в 1820-1821 годах.
  • В мае 1821 года Николай Гоголь поступил в гимназию высших наук в Нежине.
  • В гимназии он увлекся живописью и участием в самодеятельных спектаклях, где показал себя и как актёр, и как декоратор.
  • В это же время Гоголь начинает  свою творческую биографию, увлекается писательством. Ищет себя в разных литературных  жанрах.
  • К окончанию гимназии в 1828 году, им было написано уже несколько литературных произведений. Повесть «Братья Твердиславичи», сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан». Некоторые из ранних рукописей не сохранились.

Гоголь и его странности

Личностью Николай Васильевич был эксцентричной. О его странностях и привычках писали в своих мемуарах многие современники. Вот лишь некоторые примеры, раскрывающие необычный характер Гоголя:

— Чьи это часы? — спросил вдруг Гоголь, увидев на стене в кабинете Жуковского карманные часы. То были часы, достойные украшать и кабинет, не только жилетку: очень изящные, с золотой цепочкой.

Жуковский ответил:

— Мои.

— Часы Жуковского! — буквально ахнул Гоголь, будто услыхав имя главного своего кумира. – Никогда с ними не расстанусь!

Он схватил их, надел цепочку на шею, а сами часы положил в карман. Жуковского так насмешила эта проказа, что он даже слова против не сказал. А мог бы и из дома выставить — Гоголь, по своему обыкновению не снимать комнат, а пользоваться гостеприимством знакомых, во Франкфурте-на-Майне надолго остановился у знаменитого поэта. Да, в школе редко об этом рассказывают, но Гоголь не просто путешествовал — он прожил за границей около четверти всей своей жизни.

Всё дело в его тревожности. Гоголь, по своему характеру, боязлив был необыкновенно и к тому же болезненно воспринимал всякую критику. А после его спектакля «Ревизор» критики на него обрушилось не меньше, чем похвалы — и ура-патриоты постоянно поднимали вопрос: «Куда смотрит цензура? Куда смотрят власти? Ар-р-рестовать за очернительство!» После премьеры в Петербурге Гоголь собирался ехать и на московскую премьеру — но под эти крики серьёзно струхнул, отменил поездку и.

.. присоединился к европейскому вояжу старого друга и земляка, Александра Данилевского.

Вояж этот, который сначала показался Данилевскому хорошей идеей, быстро превратился в мучение. Дело в том, что у Гоголя была странная фобия: он очень не любил показывать свой паспорт. Даже пересекая границы, он долго спорил с проверяющими, прежде, чем, наконец, сдаться и предъявить документ.

Кроме того, ещё в начале путешествия Гоголю очень попортил настроение пароход, на котором друзья вышли из Кронштадта. Вместо четырёх дней до Любека судно шло полторы недели: помешала штормовая погода и постоянные поломки машины. На берег Гоголь с Данилевским вышли совершенно разбитые, доехали до Аахена и там расстались. Гоголь предпочёл покинуть немецкие земли, повернув на юг, к Швейцарии, а затем — Италии. Позже он уверял журналиста Погодина, что уж, когда ездил один и на него не наседал товарищ, не показывал своего паспорта ни под каким предлогом

Интересный факт творческой биографии Гоголя —  именно во время жизни за границей он написал свои знаменитые «Мёртвые души» — в которых восторженные критики видели «краски национальности», точную передачу русского характера во всех его деталях, от простодушия Коробочки до изворотливости Чичикова, от мечтательности Манилова до грубости и беспечности Ноздрева. Все эти характеры Гоголь прописал, живя по друзьям в европейских городах, либо же снимая комнату в Риме. Убеждённый, даже пламенный славянофил, он не видел ничего дурного в том, чтобы писать сатиру на свою родину (а он был ещё и убеждённым имперцем), скрываясь от неё вдали.

Украинец-русофил

Описания Гоголя от всех его знакомых изобилуют словами «хохол», «хохлацкий», «малороссийский». Так характеризовали и выражение его лица, и певучие интонации его в остальном совершенно столичной русской речи, и упрямство. На встрече со знакомыми Гоголь мог развлекать всех своими уморительными шутками, а мог сидеть весь вечер молча, с холодным выражением лица. Таков был непредсказуемый характер писателя, с которым друзьям Николая  Васильевича пришлось смириться.

И из такого состояния его извлекало только пришествие любого другого украинца – как правило, товарища по славянофильскому кружку. Гоголь немедленно принимался болтать с земляком в дальнем уголке – вероятно, на родном языке.

Он обожал петь за материнским роялем украинские песни – пел он, правда, преотвратно. Обожал их слушать. На именины он шёл заказывать украинские блюда повару из ресторана, если повар того друга, у которого Гоголь (по своей привычке) жил, их не знал. И знакомую, оборвавшую речь маленького сына на украинском, он увещевал: дайте же ребёнку поговорить на родном наречии.

И – что трудно представить сегодня – этот горячий любитель родного края и родной культуры был не менее горячим любителем Российской Империи, а об императоре Николае отзывался в кругу товарищей исключительно лестно. Русский язык был отдельной и особой страстью писателя. Ему мало было того объема, который предлагало ему петербуржское общество, – Гоголь отдельно учил русский крестьянина, мужика, чтобы знать все краски этой речи, и использовать их в своем творчестве.

Собеседники отмечали, что на русском писатель говорил с необыкновенной чёткостью, которая придавала его речи особенную выразительность – тем более, что дикторскую чёткость он сочетал с необыкновенно же быстрой речью.

Корни империализма Гоголя легко найти в его детстве. Товарищи, посещавшие Гоголя дома, замечали, что гостиная украшена портретами Екатерины Великой и её тайного мужа Григория Потёмкина. Семья Гоголей-Яновских была, вероятно, из тех, кто не только служил России при Потёмкине, но остался верным империи и императорской семье после раздора императрицы с казаками и лишения их дарованных прежде привилегий. Николай Васильевич вырос в убеждении, что единственный возможный язык культуры – русский (он не считал за таковой даже французский), а украинский для письма негоден.

Это язык – любовного признания, песенной тоски, меткой шутки… Но не литературы.  Гоголь писал принципиально по-русски. Переступить через этот популярный тогда стереотип он не смог. А ведь за пару десятков лет до того, как он пришёл в литературу, шли ещё споры, можно ли писать полноценно на русском, а не французском или немецком – вот в чём ирония!

Щёголь и фантазёр

Мы с детства привыкли представлять Гоголя по знаменитому портрету, с усами, со стрижкой «а-ля мужик», как называли её современники. Этой стрижке подражали многие славянофилы и любители искать мудрости у русского крестьянства.  Даже Некрасов в молодости щеголял такой. Но покорять столицу Николай Васильевич приехал в другом виде: чисто выбритый, со взбитым хохолком, в модном костюмчике. А уж в самой столице…

Перед юным Гоголем лежала непременная и скорая слава, и он готовился к ней как следует. Накупил, не считаясь с бюджетом, самых модных нарядов. Обрил волосы, чтобы вместо своих тонких, русых, выросли крепкие и, быть может, потемнее, поромантичнее – вместо волос носил парик, подгоняя под форму головы с помощью ваты. Галстуки при этом завязывать он толком не умел, а под нарядами, что порой было заметно, у него было одно только голое тело – то бельё, с которым он покинул родной дом, быстро поизносилось, а на новое долго не было денег. Тем не менее, не в характере Николая Васильевича было сомневаться в себе. Он полагал свою внешность безупречной.

Вообще видел себя Гоголь в будущем актёром. В его натуре было не просто решиться попробовать – а сразу представить себе блестящее будущее во всех деталях, так что, когда в театре молодому украинцу сказали, что для сцены он не годится, это стало большим ударом.

Но Гоголь не был бы Гоголем, если бы быстро не нашёл себе другой мечты. Он вдруг понял, что создан для того, чтобы буквально перевернуть традиционную педагогику. Молодой мечтатель устроился работать в закрытую школу (тогда их звали институтами) для девочек, а потом ещё и приходящим учителем в семью с несколькими мальчиками. Что и говорить, уроки он вёл увлекательно — воображение девочек было поражено. Мальчикам его уроки запомнились тоже. Гоголя наняли преподавать им только один предмет — но по своей привычке, он сильно увлёкся и учил их всему сразу. Русскому языку, истории, географии…

Относительно всего у него были свои идеи. И самой методы преподавания, и того, как стоило бы называть моря, и того, как интерпретировать исторические события. Он долго работал над учебником истории, который должен был стать новым словом в школьной педагогике. Закончилось, правда, тем, что его уволили из института под предлогом пропусков и опозданий (а больше за странное поведение). К мальчикам он сам перестал ходить… А потом вдруг, через несколько месяцев объявился. Услышал, что за это время нашли другого учителя, и завёл, как ни в чём ни бывало, беседу о постороннем предмете.

Нежный брат и тайный обжора

Молодой Гоголь души не чаял в своих сестрёнках. Много позже он уже бывал с ними желчен — но много позже ему довелось перенести немало разочарований, а это характер не улучшает. В те же дни, когда будущая жизнь ему представлялось радостной, он изливал на сестёр всю свою нежность. Конечно же, он сумел устроить их в тот же институт для девочек, в котором работал сам — то есть, дал девочкам из, тогда, глубинки получить столичное образование. Но так поступили бы, наверное, многие.

Необычным было то, как возился с ними Николай Васильевич. Девочки, конечно, приехали в своей одежде – а потом учились в форменной. Но, стоило им закончить школу, он купил им самые модные платья!

Сёстры через долгие годы вспоминали, с каким знанием вопроса и как придирчиво брат подбирал наряды — домашние, на выход и так далее, входя в каждую деталь. Но всё равно не обошлось без конфуза. Мальчиков и девочек воспитывали в те времена настолько раздельно во всех вопросах, что мальчики привыкали даже не думать о том, что у девочек есть что-либо под платьем. В том числе — о белье. Гоголь очень смутился, когда сёстрам удалось ему растолковать, каких вещей не хватает в собранном им роскошном гардеробе. Конечно же, и эти вещи были тут же куплены

Быть может, имей привычку Николай Васильевич тесно общаться с женщинами (многие его ровесники в то время уже хоть раз побывали в публичном доме), он бы знал, что под платьем должны быть корсеты, сорочки, панталоны. Но Гоголь как будто вовсе не интересовался женщинами. По крайней мере, живыми. Красивее всего, подробнее всего в его романах описаны  женщины мёртвые. Но и мёртвые женщины по количеству описаний внешности не тянули на то, сколько времени писатель уделял в своем творчестве описанию мужчин.

Одни приписывали это его страшной стеснительности перед женским полом вообще, другие – интересу, осознанному или нет, к представителям своего пола. Третьи строили предположения, что Гоголь мог получить первые эротические впечатления от какой-нибудь вытащенной из воды несчастной и, понимая их нездоровую природу, навек загасил в себе всякую тягу – к кому угодно.

В любом случае, хотя Николай Васильевич не был женолюбом, женоненавистником по своему характеру он тоже не был. По крайней мере, в молодости. Его сёстры знали, что, стоит к нему подойти и приластиться, и у него тут же найдётся какой-нибудь гостинец. Сам Гоголь был большим сладкоежкой, и по всем ящикам и полочкам его конторки (он работал всегда стоя) были рассованы сладости и сухарики. Любил он и еду вообще. С земляками мог подолгу вспоминать вкус украинских блюд, после Италии с большим азартом угощал своих друзей макаронами, с удовольствием ел в ресторациях.

Правда, времена на дворе стояли романтические. В моде были встрёпанные поэты, меланхолическая бледность, презрение к земному. Эта мода отражалась не только в творчестве, но и в обычной жизни. Так что Гоголь рассказывал всем и каждому, что аппетит у него неважный — прямо не лезет еда, и всё. Впрочем, уписывать с утра до вечера припрятанные лакомства ему это ничуть не мешало. Раз друзья сумели застукать его в ресторане за столом, ломящимся от еды. Если за общим столом гурманство Гоголя проходило незаметным, то тут, казалось, было не отвертеться…

Но писатель и сейчас нашёлся: сказал, что пытается возбудить всеми этими блюдами свой аппетит. А то нет его и нету…

Интересные факты о Гоголе

Все странности и привычки Гоголя стоят отдельного тома его биографии. Описывать их можно бесконечно. Его проказы, розыгрыши, своеобразные отношения с деньгами и с театром. Его бесконечный трепет перед Пушкиным, который без шуток казался Гоголю чуть ли не полубогом, мерилом всего, что касается литературы… Но эта статья закончится, пожалуй, очередной его шуткой. Потому что Гоголь славился своими шутками.

Фрейлина Александра Смирнова вспоминала одну, ради разнообразия, безобидную выходку писателя: «Будучи в Риме, уже в 1843 году, Гоголь опять, как в 1837 г. в Париже, начал что-то рассказывать об Испании. Я заметила, что Гоголь мастер очень серьезно солгать. На это он сказал: «Так если ж вы хотите знать правду, я никогда не был в Испании, но зато я был в Константинополе, а вы этого не знаете».

Тут он начал описывать во всех подробностях Константинополь: называл улицы, рисовал местности, рассказывал о собаках, упоминая даже, какого они цвета, и о том, как там подают кофе в маленьких чашках с гущею… Речь его была наполнена множеством мелочей, которые мог знать только очевидец, и заняла всех слушателей на целые полчаса или около того. «Вот сейчас и видно, — сказала я ему тогда, — что вы были в Константинополе». А он ответил: «Видите, как легко вас обмануть. Вот же я не был в Константинополе, а в Испании и Португалии был».

А вы знали о странностях Гоголя?

Николай Васильевич Гоголь

Рус­ский про­за­ик, дра­ма­тург, кри­тик, публицист

О чело­ве­ке Дея­тель­ность: писа­тель Место рож­де­ния: с. Вели­кие Соро­чин­цы Мир­го­род­ско­го рай­о­на Пол­тав­ской обла­сти. Рос­сий­ская импе­рия Дата рож­де­ния: 19 мар­та 1809 г. Умер: 4 мар­та 1852 г. (42 года) Обра­зо­ва­ние: Гим­на­зия выс­ших наук Знак зоди­а­ка: Овен Рост: 158 см Женат: Нико­гда Дети: Нет Порт­ре­ты 1 из 14 

Ф. Мол­лер. Порт­рет Н. В. Гого­ля, 1840 г 

Пер­вый порт­рет Н. Гого­ля, неиз­вест­ный худож­ник, 1826 г 

Порт­рет Н. Гого­ля в моло­до­сти, лито­гра­фия с гра­вю­ры А. Г. Вене­ци­а­но­ва, 1834 г 

Порт­рет писа­те­ля, арт. П. М. Боклев­ский, 1872 г 

Порт­рет Н. Гого­ля в моло­до­сти, худ. И.Жерн 1836 г 

Васи­лий Афа­на­сье­вич Гоголь-Янов­ский, отец писателя 

Мария Ива­нов­на Гоголь-Янов­ская, мать писателя 

Порт­рет Н. В. Гого­ля (Копия рабо­ты Ф. Мол­ле­ра, 1840 г.) 

Порт­рет Н. В. Гого­ля, худ. Ф. А. Мол­лер, 1840 г 

Ива­нов Алек­сандр Андре­евич. Порт­рет Н. В. Гого­ля, 1841 г 

Порт­рет Н. В. Гого­ля, худ. И.Э. Репин 1878 г 

Един­ствен­ный фото­порт­рет Гого­ля с груп­по­во­го фото 

Клодт Миха­ил Пет­ро­вич. Конец «Мерт­вых душ» (Гоголь сжи­га­ет руко­пи­си) 1887 г 

Посмерт­ная мас­ка Нико­лая Гоголя 

Содер­жа­ние

  1. Нико­лай Гоголь — биография
  2. Ран­ние годы
  3. Нача­ло твор­че­ско­го пути
  4. Санкт-Петер­бург
  5. «Реви­зор»
  6. Жизнь и твор­че­ство за границей
  7. Смерть писа­те­ля
  8. Семья и дети
  9. Инте­рес­ные факты
  10. Биб­лио­гра­фия

Николай Гоголь — биография

Нико­лай Васи­лье­вич Гоголь — один из вид­ней­ших рус­ских писа­те­лей пер­вой поло­ви­ны XIX века, еще в годы сво­ей био­гра­фии назван­ный осно­во­по­лож­ни­ком есте­ствен­ной шко­лы в писа­тель­ском и лите­ра­тур­ном искус­стве. Хотя он был дале­ко не пер­вым и не един­ствен­ным в пле­я­де пред­ста­ви­те­лей это­го направ­ле­ния. Изве­стен как про­за­ик: писал рома­ны, зани­мал­ся дра­ма­тур­ги­ей. Про­бо­ва­ла себя и на ниве про­фес­си­о­наль­ной критики.

Тек­сты Нико­лая Васи­лье­ви­ча Гого­ля, за очень ред­ким исклю­че­ни­ем, про­ни­за­ны эле­мен­та­ми мисти­ки. Тема злых духов, сверхъ­есте­ствен­но­го зани­ма­ла одно из цен­траль­ных мест в твор­че­стве писателя.

Кро­ме того, Гоголь рабо­тал над раз­ви­ти­ем обра­за «малень­ко­го чело­ве­ка», обла­дал тон­ким чув­ством юмо­ра, точ­но под­ме­чал поро­ки рус­ско­го обще­ства того исто­ри­че­ско­го периода.

Мно­гие кол­ле­ги авто­ра высо­ко оце­ни­ли его твор­че­ство. Писа­тель Алек­сандр Пуш­кин и поэт Васи­лий Жуков­ский чита­ли про­из­ве­де­ния Гоголя.

Одна­ко, как пока­за­ла исто­рия, гени­аль­но­сти и талан­та не быва­ет про­сто так. Писа­тель про­жил доста­точ­но труд­ную жизнь, пол­ную испы­та­ний и невзгод.

В послед­ний пери­од, в кон­це сво­ей био­гра­фии, он тяже­ло болел, стра­дал боль­шим коли­че­ством пси­хи­че­ских расстройств.

  • Ран­ние года
  • Нача­ло твор­че­ско­го пути
  • Санкт-Петер­бург
  • “Инспек­тор»
  • Жизнь и рабо­та за границей
  • Смерть писа­те­ля
  • Семья и дети
  • Инте­рес­ные данные
  • Спи­сок исполь­зу­е­мой литературы

Ранние годы

Писа­тель Нико­лай Васи­лье­вич Гоголь родил­ся 1 апре­ля 1809 года по ново­му сти­лю в селе Соро­чин­цы, кото­рое рас­по­ла­га­лось на тер­ри­то­рии Пол­тав­ской губер­нии, ныне вхо­дя­щей в состав неза­ви­си­мо­го госу­дар­ства – Укра­и­ны. Одна­ко в то вре­мя эта тер­ри­то­рия вхо­ди­ла в состав Рос­сий­ской империи.

Про­ис­хож­де­ние Нико­лая Васи­лье­ви­ча оста­ет­ся доволь­но запу­тан­ной темой даже после мно­гих деся­ти­ле­тий кро­пот­ли­во­го изу­че­ния его био­гра­фии и генеалогии.

Изна­чаль­но моло­дой чело­век носил фами­лию Гоголь-Янов­ский. Писа­тель про­ис­хо­дил из дво­рян­ской сре­ды. Извест­но, что родо­на­чаль­ни­ком семьи стал дед писа­те­ля, Афа­на­сий Демьянович.

По муж­ской линии почти все в семье писа­те­ля были свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми. И это было про­бле­мой для пред­ка писа­те­ля. Путь в ряды дво­рян­ства был пред­на­зна­чен для духо­вен­ства. Афа­на­сий Демья­но­вич удач­но скры­вал свое про­ис­хож­де­ние, назы­вая сво­и­ми пред­ка­ми поль­скую знать.

Отца буду­ще­го писа­те­ля зва­ли Васи­лий Афа­на­сье­вич. Муж­чи­на слу­жил кол­леж­ским совет­ни­ком. А вый­дя на пен­сию, увлек­ся теат­ром. Ока­за­лось, что он обла­да­ет недю­жин­ны­ми лите­ра­тур­ны­ми спо­соб­но­стя­ми и талан­том. В послед­ние годы жиз­ни Васи­лий Афа­на­сье­вич писал пьесы.

Васи­лий Афа­на­сье­вич Гоголь-Янов­ский, отец писателя 

О мате­ри Гого­ля извест­но немно­гое. Ее зва­ли Мария Ива­нов­на. Она была доче­рью почт­мей­сте­ра, про­стой жен­щи­ной, неве­ро­ят­но суе­вер­ной, но наблюдательной.

Мария Ива­нов­на Гоголь-Янов­ская, мать писателя 

От отца Гоголь Нико­лай Васи­лье­вич уна­сле­до­вал инте­рес к теат­ру, писа­тель­ское мастер­ство, лите­ра­тур­ный талант. У мате­ри мисти­че­ское виде­ние вещей, суе­ве­рие, а так­же при­род­ная наблю­да­тель­ность, так необ­хо­ди­мая людям искус­ства, масте­рам слова.

Нико­лай был не пер­вым ребен­ком в семье. До него роди­лось двое детей, но оба умер­ли прак­ти­че­ски сра­зу. Извест­но, что во вре­мя бере­мен­но­сти мать писа­те­ля усерд­но моли­лась Нико­лаю Чудо­твор­цу. Когда писа­тель родил­ся, он полу­чил свое имя от это­го свя­то­го. Все­го в семье писа­те­ля было 12 детей.

Все дет­ство и юность Н. Гого­ля про­шли на тер­ри­то­рии Мало­рос­сии. Пол­тав­ская губер­ния отли­ча­лась кон­траста­ми. Здесь нашлось место и поме­щи­чье­му быту с его над­мен­но­стью и рос­ко­шью, и про­стой жиз­ни кре­стья­ни­на. В усло­ви­ях тако­го раз­но­об­ра­зия писа­тель рос.

Нико­лай Васи­лье­вич с ран­них лет увле­кал­ся лите­ра­ту­рой. Отец вся­че­ски поощ­рял инте­рес сына, помо­гал ему на его твор­че­ском пути. Неуди­ви­тель­но, что свои пер­вые про­из­ве­де­ния юно­ша начал писать очень рано, когда ему не было и 6 лет.

Пер­вый порт­рет Н. Гого­ля, неиз­вест­ный худож­ник, 1826 г 

В 1811 году при­шло вре­мя начать учить­ся. Нико­лай Васи­лье­вич полу­чил фор­маль­ное обра­зо­ва­ние в Пол­та­ве. Сна­ча­ла с част­ным учи­те­лем, а потом в мест­ном спорт­за­ле. Юно­ше не нра­вил­ся фор­маль­ный под­ход, пото­му что он сдер­жи­вал любо­пыт­ство буду­ще­го писателя.

В шко­ле Гоголь не был осо­бо при­леж­ным уче­ни­ком. Ско­рее наобо­рот. Одна­ко у юно­ши была неве­ро­ят­ная память.

Тре­на­жер­ный зал на момент поступ­ле­ния писа­те­ля толь­ко открыл­ся и еще не мог похва­стать­ся высо­ким уров­нем. Он был полон проблем.

Пред­ме­ты пре­по­да­ва­лись про­стым заучи­ва­ни­ем, моло­де­жи запре­ща­лось читать совре­мен­ных поэтов и писа­те­лей, учи­те­ля огля­ды­ва­лись назад и виде­ли эта­лон в лите­ра­ту­ре про­шло­го века. Телес­ные нака­за­ния прак­ти­ко­ва­лись в спорт­за­ле. Гого­ля били роз­га­ми не раз и не два.

Порт­рет Н. Гого­ля в моло­до­сти, лито­гра­фия с гра­вю­ры А. Г. Вене­ци­а­но­ва, 1834 г 

Сту­ден­ты пыта­лись вос­пол­нить недо­ста­ток зна­ний само­сто­я­тель­но. Нико­лай Васи­лье­вич был одним из гене­ра­то­ров идей, сре­ди сверст­ни­ков слыл глав­ным активистом.

Уче­ни­ки гим­на­сти­ки выпи­сы­ва­лись в лите­ра­тур­ные жур­на­лы, зна­ко­ми­лись с новин­ка­ми. А потом ста­ли выпус­кать соб­ствен­ное изда­ние, пусть даже руко­твор­ное, рукописное.

В этот же пери­од по ини­ци­а­ти­ве Гого­ля това­ри­щи по гим­на­зии орга­ни­зо­ва­ли соб­ствен­ный театр. Нико­лай Васи­лье­вич лич­но гото­вил сце­ну, под­би­рал репер­ту­ар и при­ни­мал уча­стие в репетициях.

По вос­по­ми­на­ни­ям школь­ных дру­зей, все дума­ли, что он ста­нет худож­ни­ком. Уж боль­но лов­ко писа­тель гово­рил на импро­ви­зи­ро­ван­ной сцене.

Начало творческого пути

Твор­че­ская био­гра­фия Гого­ля нача­лась в юно­сти, когда он зани­мал­ся в спорт­за­ле. Вме­сте со сво­и­ми това­ри­ща­ми Нико­лай Васи­лье­вич изда­вал про­стой лите­ра­тур­ный жур­нал, где был одним из основ­ных и посто­ян­ных сотрудников.

В то вре­мя Гоголь еще не знал, в каком жан­ре он соби­ра­ет­ся тво­рить. Он пытал­ся най­ти свою нишу и направ­ле­ние. Из-под пера писа­те­ля выхо­ди­ли рас­ска­зы, сти­хи, сати­ры, исто­ри­че­ские рома­ны и поэ­мы, трагедии.

По боль­шей части Гоголь опи­рал­ся на клас­си­ков жан­ра роман­тиз­ма, как и мно­гие моло­дые писатели.

Порт­рет Н. Гого­ля в моло­до­сти, худ. И.Жерн 1836 г 

В 1825 году умер отец семей­ства. Мать дол­го не рас­ска­зы­ва­ла сыну о тра­ге­дии. Гоголь был очень огор­чен смер­тью отца. Теперь он был стар­шим муж­чи­ной в семье.

Денег на маму и малы­шей совер­шен­но не хва­та­ло. Мария Ива­нов­на не уме­ла вести дом. Гоголь брал на себя все вопро­сы, но это был тяже­лый груз и насто­я­щий груз.

Вско­ре после это­го он отка­зал­ся от наслед­ства в поль­зу млад­ше­го из чле­нов семьи, что­бы пол­но­стью посвя­тить себя лите­ра­тур­ной деятельности.

Через 2 года юно­ша сочи­нил одно из пер­вых зре­лых про­из­ве­де­ний — поэ­му «Ганц Кюхель­гар­тен». Вско­ре Н. В. Гоголь завер­шил свое фор­маль­ное обра­зо­ва­ние, окон­чил гим­на­зию и отпра­вил­ся в сто­ли­цу для про­дол­же­ния сво­их лите­ра­тур­ных изысканий.

Санкт-Петербург

Город встре­тил мало­рос­сий­скую моло­дежь доволь­но холод­но. Что­бы не сты­дить­ся мате­ри и семьи, он взял с собой доволь­но мно­го денег. Но жизнь в Петер­бур­ге ока­за­лась очень доро­гой. И это при том, что юно­ше нуж­но было совсем немного.

Что­бы не голо­дать и хоть как-то сво­дить кон­цы с кон­ца­ми, Нико­лай Васи­лье­вич пытал­ся устро­ить­ся на госу­дар­ствен­ную служ­бу. Одна­ко при таком скром­ном обра­зо­ва­нии его отправ­ля­ли в копей­ки или даже отчис­ля­ли, даже не выслушав.

Вслед за Гого­лем он стал штур­мо­вать сто­лич­ный лите­ра­тур­ный Олимп. Он под­го­то­вил сти­хо­тво­ре­ние «Ита­лия» и отпра­вил его в изда­ние «Сын Оте­че­ства» без ука­за­ния автор­ства. Про­дукт был опубликован.

Порт­рет писа­те­ля, арт. П. М. Боклев­ский, 1872 г 

Пер­вый успех при­дал Гого­лю уве­рен­но­сти в себе. Начи­на­ю­щий писа­тель решил явить миру «Ган­ца Кюхель­гар­те­на». Одна­ко кни­га оста­лась на пол­ках. Кри­ти­ки и кол­ле­ги по цеху дав­но и жесто­ко рас­пра­ви­лись со сла­бой на их взгляд рабо­той. Неуда­ча про­из­ве­ла на Гого­ля силь­ное впе­чат­ле­ние. Он лич­но купил весь тираж кни­ги и сжег ее.

После неуда­чи на лите­ра­тур­ном попри­ще Нико­лай Васи­лье­вич попро­бо­вал стать акте­ром. Но на про­слу­ши­ва­нии в теат­ре ему отка­за­ли. Оче­ред­ная неуда­ча заде­ла само­оцен­ку и лич­ность Гого­ля. По его соб­ствен­ным вос­по­ми­на­ни­ям, он чув­ство­вал себя уни­жен­ным и бесполезным.

После ката­стро­фи­че­ской неуда­чи Нико­лай Васи­лье­вич уехал в Гер­ма­нию. Он пытал­ся най­ти свое место в мире. Вско­ре писа­тель вер­нул­ся в Петер­бург. Его идея поехать в США не осу­ще­стви­лась. Вме­сто это­го писа­те­лю помог­ли устро­ить­ся на рабо­ту в III отде­ле­ние Импе­ра­тор­ской кан­це­ля­рии (тай­ная поли­ция). Здесь он про­слу­жил совсем недол­го, после чего полу­чил новую должность.

При­мер­но в этот же пери­од, в нача­ле 1930‑х, Нико­лай Васи­лье­вич позна­ко­мил­ся с Пуш­ки­ным и Жуковским.

Порт­рет Н. В. Гого­ля, худ. И.Э. Репин 1878 г 

Через неко­то­рое вре­мя Гого­лю дове­лось сесть и спо­кой­но поду­мать о сво­ем деле. Про­ана­ли­зи­ро­вав пер­вые рабо­ты, он понял, что его твор­че­ский путь идет в дру­гом направлении.

Писа­тель решил рабо­тать над близ­ки­ми ему тема­ми: бытом мало­рос­сов, наци­о­наль­ны­ми осо­бен­но­стя­ми Пол­тав­щи­ны и др. на этот раз он сыг­рал на пари.

Из-под пера писа­те­ля одно за дру­гим выхо­ди­ли гени­аль­ные про­из­ве­де­ния: «Май­ская ночь», «Соро­чин­ская ярмар­ка», «Вечер нака­нуне Ива­на Купа­лы». В нача­ле 1930‑х годов Гоголь рабо­тал над исто­ри­че­ским рома­ном «Гет­ман», кото­рый пуб­ли­ко­вал­ся частя­ми, но в ито­ге так и остал­ся незаконченным.

Бла­го­да­ря покро­ви­тель­ству поэта Жуков­ско­го в гору пошло и мате­ри­аль­ное поло­же­ние Гого­ля. Писа­тель­ни­ца устро­и­лась пре­по­да­ва­те­лем в Пат­ри­о­ти­че­ский инсти­тут жен­щин. У меня была воз­мож­ность давать част­ные уроки.

В 1834 году Нико­лаю Васи­лье­ви­чу пред­ло­жи­ли долж­ность адъ­юнк­та в Санкт-Петер­бург­ском уни­вер­си­те­те. Бла­го­да­ря долж­но­сти, а так­же широ­ким зна­ком­ствам он влил­ся в лите­ра­тур­ную сре­ду сто­ли­цы и вско­ре стал там само­сто­я­тель­ным человеком.

Порт­рет Н. В. Гого­ля, худ. Ф. А. Мол­лер, 1840 г 

Обще­ние с учи­те­ля­ми сло­вес­но­сти бла­го­твор­но ска­за­лось как на лич­но­сти, так и на твор­че­стве писа­те­ля. Он окон­ча­тель­но понял свое при­зва­ние, все свое вре­мя отда­вал лите­ра­тур­ной дея­тель­но­сти и рабо­тал не покла­дая рук.

Рас­цвет твор­че­ства Гого­ля при­шел­ся на нача­ло-сере­ди­ну 30‑х годов про­шло­го века. Так родил­ся «Вече­ра на хуто­ре близ Дикань­ки». В цикл вошли сра­зу несколь­ко талант­ли­вых рас­ска­зов: «Ночь перед Рож­де­ством», «Место с при­ви­де­ни­я­ми» и дру­гие мало­фор­мат­ные произведения.

Твор­че­ство Гого­ля было уже вполне зре­лым. Это был дале­ко не тот уро­вень, с кото­ро­го писа­тель когда-то стар­то­вал и под­вер­гал­ся до тош­но­ты кри­ти­ке. Из-под пера писа­те­ля вышли новые цик­лы «Мир­го­род», а так­же «Ара­бес­ки».

Ф. Мол­лер. Порт­рет Н. В. Гого­ля, 1840 г 

В пер­вый сбор­ник вошли неко­то­рые из самых извест­ных про­из­ве­де­ний Гого­ля. В том чис­ле «Вий» и «Тарас Буль­ба». После его пуб­ли­ка­ции и широ­кой оглас­ки в 1835 году Нико­лай Васи­лье­вич про­сла­вил­ся на весь Петер­бург, а затем и на всю страну.

На пике твор­че­ско­го раз­ви­тия Гого­ля нахо­дят­ся идеи наи­бо­лее извест­ных его про­из­ве­де­ний: «Реви­зо­ра», а так­же «Мерт­вых душ». Но они были напи­са­ны поз­же. И роман по стран­но­му, почти мисти­че­ско­му сте­че­нию обсто­я­тельств так и не был закончен.

«Ревизор»

В нача­ле 1835 года Нико­лай Васи­лье­вич попро­сил Пуш­ки­на пред­ло­жить воз­мож­ную тему для новой коме­дий­ной пье­сы. Поэт рас­ска­зал ему исто­рию о том, как малень­кий мошен­ник выда­вал себя за боль­шо­го чинов­ни­ка. Нико­лаю Гого­лю эта идея очень понравилась.

При­мер­но через год писа­тель завер­шил рабо­ту. Гоголь закон­чил сво­е­го «Реви­зо­ра» в 1836 году. Впер­вые текст про­из­ве­де­ния про­зву­чал на лите­ра­тур­ном вече­ре, где при­сут­ство­ва­ли мно­го­чис­лен­ные сорат­ни­ки Нико­лая Васи­лье­ви­ча: Пуш­кин, Вязем­ский, Жуков­ский и другие.

Един­ствен­ный фото­порт­рет Гого­ля с груп­по­во­го фото 

По сове­ту това­ри­щей Гоголь пред­ло­жил свою рабо­ту Мос­ков­ско­му теат­ру. Но это не под­вер­га­лось цен­зу­ре. Для поста­нов­ки пье­сы вме­шал­ся сам Жуков­ский, кото­рый обра­тил­ся к импе­ра­то­ру. Нако­нец, раз­ре­ше­ние было дано.

Гоголь лич­но участ­во­вал в репе­ти­ци­ях, кон­тро­ли­ро­вал каж­дый шаг режис­се­ра и акте­ров, сове­туя, как луч­ше поступить.

Пре­мье­ра состо­я­лась в том же году, в мае меся­це. На спек­так­ле при­сут­ство­вал сам импе­ра­тор Нико­лай I с наслед­ни­ком пре­сто­ла Алек­сан­дром. Монар­ху так понра­ви­лась пье­са, что он при­ка­зал сво­им мини­страм при­сут­ство­вать на представлении.

Любо­пыт­но, что после «Реви­зо­ра» у Гого­ля появи­лось мно­го сто­рон­ни­ков, почти вра­гов. Боль­ше все­го воз­му­ща­лись имен­но дежур­ные: гос­слу­жа­щие, поли­цей­ские и про­чие, видев­шие себя в подо­бо­страст­ных и мелоч­ных душах. Одна­ко нашлись и те, кому поста­нов­ка понра­ви­лась. Вско­ре спек­такль был сыг­ран и в Москве.

Порт­рет Н. В. Гого­ля (Копия рабо­ты Ф. Мол­ле­ра, 1840 г.) 

В кон­це 1930‑х годов под руко­вод­ством А. С. Пуш­ки­на начал изда­вать­ся жур­нал «Совре­мен­ник». Одним из авто­ров новой редак­ции был Гоголь.

На стра­ни­цах лите­ра­тур­но­го твор­че­ства поэта были опуб­ли­ко­ва­ны про­из­ве­де­ния «Коляс­ка» и сати­ри­че­ская повесть «Нос», пре­крас­но пока­зав­шие поро­ки обще­ства и его одер­жи­мость внеш­ни­ми атри­бу­та­ми все­го и вся. При­мер­но в этот же пери­од автор пред­ста­вил пуб­ли­ке про­из­ве­де­ние «Женить­ба».

Жизнь и творчество за границей

Кри­ти­ка реви­зо­ра ста­ла для Гого­ля непри­ят­ным сюр­при­зом. Что­бы пере­ве­сти дух, он отпра­вил­ся в путе­ше­ствие за гра­ни­цу. В тече­ние несколь­ких лет Нико­лай Васи­лье­вич путе­ше­ство­вал по Гер­ма­нии, Фран­ции, а так­же по Италии.

За гра­ни­цей он завер­шил пер­вый том «Мерт­вых душ». Про­из­ве­де­ние было опуб­ли­ко­ва­но уже в сере­дине 1841 года, когда писа­тель вер­нул­ся в Россию.

Чита­те­ли сно­ва раз­де­ли­лись. Были и те, кто нена­ви­дел Гого­ля, назы­вая его вра­гом Рос­сии. Но все же по боль­шей части люди были в вос­тор­ге от талант­ли­вой работы.

Ива­нов Алек­сандр Андре­евич. Порт­рет Н. В. Гого­ля, 1841 г 

В 1842 году пуб­ли­ка смог­ла позна­ко­мить­ся с «Паль­то». Кро­ме того, писа­тель пла­ни­ро­вал напи­сать еще два тома «Мерт­вых душ», дове­дя сво­е­го глав­но­го героя до нрав­ствен­но­го просвещения.

Вско­ре, в 1842 году, Гоголь отпра­вил­ся в новую загра­нич­ную поезд­ку. Здесь про­за­ик про­дол­жал рабо­тать над сво­и­ми «Мерт­вы­ми душа­ми», по его сло­вам, вда­ли от кри­ти­ков и недоб­ро­же­ла­те­лей, выби­вав­ших его из колеи.

Одна­ко вско­ре ста­ло ясно, что про­бле­ма гораз­до серьез­нее. В 1845 году твор­че­ство Гого­ля, полет его мыс­ли посте­пен­но ста­ли замед­лять­ся. Писа­тель впа­да­ет в состо­я­ние глу­бо­ко­го кри­зи­са. Я не мог боль­ше писать.

В отча­ян­ном поры­ве Нико­лай Васи­лье­вич сжег вто­рой том «Мерт­вых душ» и запер­ся в нем. Он прак­ти­че­ски пере­стал общать­ся с дру­зья­ми, одноклассниками.

Клодт Миха­ил Пет­ро­вич. Конец «Мерт­вых душ» (Гоголь сжи­га­ет руко­пи­си) 1887 г 

Желая вос­ста­но­вить душев­ное рав­но­ве­сие и пре­одо­леть твор­че­ский кри­зис, Гоголь отправ­ля­ет­ся в Иеру­са­лим. Одна­ко, по его соб­ствен­ным вос­по­ми­на­ни­ям, там ста­ло толь­ко хуже.

Нико­лай Васи­лье­вич жало­вал­ся на внут­рен­нюю пусто­ту и рав­но­ду­шие, кото­рых не мог объ­яс­нить даже себе.

Вер­нув­шись в Рос­сию, в 1849 году Гоголь начал вос­ста­нав­ли­вать «Мерт­вые души». Одна­ко уже в сере­дине рабо­ты им вновь овла­де­ло какое-то исступ­ле­ние, после чего писа­тель отпра­вил в огонь почти вер­нув­ший­ся из памя­ти вто­рой том и осталь­ные недо­пи­сан­ные рукописи.

Смерть писателя

В послед­ние годы жиз­ни Нико­лай Васи­лье­вич стра­дал пси­хи­че­ски­ми рас­строй­ства­ми. Он при­зна­вал­ся, что им посто­ян­но вла­дел силь­ней­ший страх смерти.

У него раз­ви­лись необыч­ные фобии. Так, подоб­но Эдга­ру Алла­ну По, про­за­ик боял­ся быть погре­бен­ным зажи­во, когда его лож­но счи­та­ли мертвым.

Есть све­де­ния, что в этот же пери­од у писа­те­ля раз­ви­лась шизо­фре­ния, он общал­ся неудач­ны­ми голо­са­ми, спо­рил с ними и пытал­ся изба­вить­ся от навяз­чи­вых собеседников.

Неза­дол­го до смер­ти Нико­лай Васи­лье­вич пере­стал тво­рить и пол­но­стью отка­зал­ся от пищи. Вра­чи пыта­лись при­ну­ди­тель­но лечить писа­те­ля, но ему ста­но­ви­лось толь­ко хуже. Сле­дом писа­тель впал в беспамятство.

Через день, 21 фев­ра­ля 1852 года, Гоголь скон­чал­ся от силь­но­го исто­ще­ния. Виной все­му было пси­хи­че­ское рас­строй­ство, кото­рое, по раз­ным оцен­кам, нача­лось при­мер­но за 10 лет до тра­ги­че­ских собы­тий био­гра­фии писателя.

Посмерт­ная мас­ка Нико­лая Гоголя 

Похо­ро­нен писа­тель на Дани­лов­ском клад­би­ще в Москве. Но спу­стя почти сто­ле­тие остан­ки убра­ли. Сей­час моги­ла Гого­ля нахо­дит­ся на Ново­де­ви­чьем клад­би­ще в Москве.

Семья и дети

Боль­шую часть жиз­ни Нико­лай Васи­лье­вич стра­дал раз­лич­ны­ми пси­хи­че­ски­ми рас­строй­ства­ми. Она часто впа­да­ла в депрес­сию, жало­ва­лась на гал­лю­ци­на­ции, быст­ро пере­хо­ди­ла от радо­сти к глу­бо­кой печа­ли. У меня было мно­го страхов.

Во мно­гом бла­го­да­ря лич­ност­ным осо­бен­но­стям, а так­же глу­бо­ко­му увле­че­нию лите­ра­ту­рой Гоголь так и не женил­ся и не имел детей. Извест­но, что с дама­ми он пере­пи­сы­вал­ся, но до род­ствен­ни­ков или более-менее близ­ких род­ствен­ни­ков не доходил.

Неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли все­рьез пола­га­ли, что Гоголь инте­ре­со­вал­ся муж­чи­на­ми и был геем. Но это не так. Вер­сия была убе­ди­тель­но опро­верг­ну­та мно­го­чис­лен­ны­ми био­гра­фа­ми писателя.

Нико­лай Гоголь | тай­на смерти 

Интересные факты

  • Пер­вые лите­ра­тур­ные попыт­ки Гоголь сде­лал, когда ему было все­го 5 лет.
  • У писа­те­ля была неве­ро­ят­ная память.
  • Несмот­ря на свой лите­ра­тур­ный талант, про­за­ик пло­хо ужи­вал­ся с ино­стран­ны­ми язы­ка­ми. Но ему лег­ко дали рус­скую литературу.
  • С ран­них лет Гоголь был очень суе­ве­рен. Мисти­че­ское настро­е­ние и взгляд на вещи при­шли к нему от матери.
  • Нико­лай Васи­лье­вич умел шить и вязать.
  • Идею «Реви­зо­ра» писа­те­лю под­ска­зал А. С. Пушкин.
  • Свою первую рабо­ту Нико­лай Васи­лье­вич под­го­то­вил неза­дол­го до окон­ча­ния сред­ней шко­лы. Под псев­до­ни­мом Гоголь «В. Алов» он издал поэ­му «Ганц Кюхель­гар­тен», но она была под­верг­ну­та раз­гром­ной кри­ти­ке, после чего писа­тель соб­ствен­но­руч­но выку­пил и сжег весь тираж.
  • Одним из самых силь­ных стра­хов писа­те­ля был страх быть погре­бен­ным зажи­во. Отку­да он взял­ся, оста­ет­ся толь­ко гадать.
  • По леген­де, 21 фев­ра­ля Гоголь не умер, а впал в летар­ги­че­ский сон. Как и опа­сал­ся писа­тель, его похо­ро­ни­ли зажи­во. В каче­стве аргу­мен­та сто­рон­ни­ки этой вер­сии при­во­дят необыч­ное поло­же­ние, в кото­ром лежит писа­тель после вскры­тия гроб­ни­цы в 1931 году. А кто-то даже гово­рит, что остан­ки были обез­глав­ле­ны. Но это все мифы, кото­рые дав­но доказаны.
  • Писа­тель стал изве­стен сво­и­ми дра­ма­ти­че­ски­ми про­из­ве­де­ни­я­ми и рома­на­ми. Нико­лай Гоголь прак­ти­че­ски не писал рассказов.

Библиография

Про­из­ве­де­ния Н. Гоголя:

  • При­зна­ние авто­ра
    Аль-Мамун
  • Аль­фред
  • Объ­яв­ле­но
  • Ара­бес­ки
  • Вечер нака­нуне Ива­на Купалы
  • Дни на хуто­ре близ Диканьки
  • Взгляд на состав Малороссии
  • Пила
  • Вла­ди­мир тре­тий класс
  • Избран­ные места пере­пис­ки с друзьями
  • Ганц Кухель­гар­тен
  • Гет­манн
  • Две гла­вы мало­рос­сий­ской сказ­ки «Гроз­ный кабан»
  • Тру­що­бы
  • «Дождь шел давно…»
  • Брак
  • Закол­до­ван­ное место
  • Днев­ник сумасшедшего
  • Иван Федо­ро­вич Шпонь­ка и его тетя
  • Ита­лия
  • Игро­ки
  • Уокер
  • Лакей­ская
  • Май­ская ночь, или Утопленница
  • Мерт­вые души
  • Мир­го­род
  • Зари­сов­ки дра­мы из исто­рии Украины
  • Нев­ский проспект
  • Несколь­ко слов о Пушкине
  • Нос
  • Ночи на вилле
  • Спо­кой­ной ночи
  • Петер­бург­ские запис­ки 1836 г
  • Исто­рии из Петербурга
  • Рас­сказ капи­та­на Копейкина
  • Рас­сказ о том, как поссо­рил­ся Иван Ива­но­вич с Ива­ном Никифоровичем
  • Порт­рет
  • Про­пу­щен­ная буква
  • Ауди­тор
  • Рим
  • Рудо­ко­пов
  • Семен Семе­но­вич Батюшек
  • Соро­чин­ская ярмарка
  • Зем­ле­вла­дель­цы ста­ро­го мира
  • Страш­ная месть
  • Страш­ная рука
  • Тарас Буль­ба
  • Судеб­ный процесс
  • Утрен­ний дело­вой человек
  • Демо­ны
  • «Фона­рик умирал…»
  • Что?
  • Осо­бен­но

Лучше в печати, чем в картинке – GCAAtoday

  • Обзоры

Кили Берк, главный редактор Expression
18 мая 2017 г.

Тезка он не в себе, следует за Гоголем, сыном Ашимы и Ашоке Гангули. Семья Гангули переезжает из Индии в Америку в начале фильма; Ашоке понимает важность слияния своей культуры с той, в которой он будет жить, в то время как его жена борется с этой идеей. Однако именно их сыну труднее всего найти баланс между своим русским именем, американским стилем жизни и бенгальским наследием. Гоголь экспериментирует со своим настоящим именем, которое он надеется установить для себя. Путем проб и ошибок он, наконец, принимает новое имя, но вместе с ним появляется и новая личность. В фильме запечатлено использование Гоголем женщин, представляющих все его старую жизнь, которой Гоголь не был, и его отчаянная попытка вписаться в то, как они живут своей жизнью. В конце концов он застревает между тем, чтобы быть кем-то другим, и тем, чтобы держаться за все, что представлял его отец.

Сцена на маяке упоминается дважды, в этой сцене Ашоке забывает свою камеру и говорит своему сыну, что ему придется просто вспомнить время, которое они провели вместе у воды. Это предвещает дарение «Шинели» Ашоке Гоголю; книга предназначена для того, чтобы напомнить всем, особенно Гоголю, ценить мелочи и не забывать, что даже самые простые воспоминания и незначительные детали в сумме определяют нашего тезку. Мы не должны просить о большем, когда жизнь, которую нам дали, — это то, чем нужно дорожить, что-то, что Ашоке узнает, читая историю во время крушения поезда, который он выживает, и вдохновение, которое он получает от имени своего сына. Гоголь узнаёт, что любить себя настоящего — значит любить своего отца.

«Тезка » Джумпы Лахири в 2006 году стал фильмом, повествующим о путешествии Гоголя Гангули в Нихил. Написанный Суни Тарапоревала и Лахири, фильм был снят Мирой Наир и получил 7,6 из 10 звезд на IMBD.com. Табу играет роль Ашимы, Иррфан Хан играет ее мужа Ашоке. Начало фильма посвящено переходу Ашимы к ее новому американскому образу жизни. Затем фильм переходит к сыну Ашимы и Ашоке Гоголю, которого играет Кэл Пенн. Путем проб и ошибок он открывает себя через людей, которых он впускает в свою жизнь, и через смесь их личностей и убеждений, которых он придерживается.

Мы начинаем с того, что Ашима Гангули возвращается домой и обнаруживает, что мужчина терпеливо ждет встречи с ней; она надевает его туфли, прежде чем войти в комнату, в которой он находится, это становится важным позже. Мужчина, Ашоке, женится на ней, и они переезжают в Америку. Вскоре после этого родился Гоголь, имя ему выбрал отец, а не бабушка — ее письмо с «добрым именем» Гоголя потерялось на почте. Значение его имени исходит из романа, который его отец читал во время ужасного крушения поезда. Ашоке продолжает: «Все мы вышли из-под гоголевского плаща», — к этому посланию Гоголь относится легкомысленно. С возрастом Гоголь встречает множество женщин, некоторые из которых становятся для него символом. Максин Рэтлифф, которую играет Джасинда Барретт, его вторая девушка, больше всех отдаляет его от наследия. Когда-то символ свободы, после смерти его отца она становится напоминанием о его вине. Гоголь надевает отцовские туфли и до конца фильма проходит в них милю. Он женится на индианке по имени Мушуми, которую играет Зулейха Робинсон. Однако у Моушуми роман с Францией, и она пренебрегает своим мужем, который становится символом ее поражения. Мы заканчиваем тем, что Гоголь и Ашима возвращаются туда, откуда они начали, с новыми перспективами, опытом и новой жизнью.

Пылающее пламя Ашимы и Ашоке, крушение отношений Гоголя и Пьер — кто этот парень? Фильм режиссера Миры Наир не дотягивает до романа Джумпы Лахирис, на котором основан фильм. Изображение Гоголя, сделанное Наиром, почти не встречается с борющимся, знающим молодым человеком, которого мы встречаем в романе Лахири. Гоголь в фильме холоден, он не изолирован от того, чем он не хочет быть, он просто груб по краям, чего он никогда не предполагал в романе. В фильме Гоголь представляет вашего типичного неудачника в поисках американской мечты, а не отчаянно пытающегося найти того, кем ему суждено быть. Наш Гоголь сталкивается в фильме с хулиганами и расистскими гостями вечеринок, его постоянно дразнят, чтобы сформировать у него больше менталитета жертвы. Ашима и Ашоке тоже теряют большую часть своего консервативного обаяния, которые Наир изображает любящими и безнадежно романтичными. Соня даже принимает новое лицо, известное в книге как собственное лицо, в фильме это приобретает совершенно новый смысл. Соня — идеальный архетип «мятежного подростка» из-за того, как ее рисует Наир. Фильм далек от романа, он больше похож на преувеличенную историю типичной семьи иммигрантов, изо всех сил пытающейся соответствовать своим американским коллегам и стремящейся к святой американской мечте.

Лахири широко обыграл в романе ассимиляцию Гоголя образом жизни Максин. Фильм также не выражает эту мысль. Важность письма в готовности Гоголя отказаться от матери, его связи с отцом — символом бенгальской традиции — является движущей силой, определяющей его будущее. В фильме только создается впечатление, что Гоголь посещает семью Рэтлифов, которые символизируют его свободу, тогда как в романе, как мы знаем, он проводит каждую минуту, когда он не на работе, с семьей Рэтлифов, переезжая через короткий промежуток времени. Автоответчик, описанный в книге как забытый, несколько упоминается в фильме, но не получает того внимания, которого заслуживает. Этот важный символ показывает, насколько Гоголь далек от своего наследия. Чем больше подробностей об отношениях Максины и Гоголя нам сообщают, тем больше объясняется, почему излишняя свобода заставляет Гоголя терять себя.

Если вы планируете смотреть этот фильм самостоятельно, я предлагаю вам пропустить книгу. Фильму Наира не хватает скрупулёзно детализированного романа Лахири, который позволяет последовательно изложить историю взросления Гоголя и осознание того, что он сам происходит из гоголевского пальто. Откровенно говоря, фильм упускает эту идею и больше фокусируется на многообещающем романе Ашимы и Ашоке. Если вам нравятся сентиментальные истории любви, смущающие родители и бунтующие подростки, то этот фильм создан для вас. С другой стороны, тем, кто жаждет аналитических, символических историй, я предлагаю использовать слова Лахириса, чтобы нарисовать свой собственный мысленный фильм, в котором отмечены все важные символы и детали. Все мы произошли от гоголевской шинели, но Наир так и не узнала, что в большинстве случаев то, что у нас есть, — это все, что нам нужно, добавление ложной персоны к голосу Гоголя Гангули привело к гибели моей признательности за ее фильм.

 

120 долларов

500 долларов

Пожертвовано

Наша цель

Ваше пожертвование поддержит студентов-журналистов Академии искусств Гранд Центр. Ваш вклад позволит нам приобрести оборудование и покрыть наши ежегодные расходы на хостинг веб-сайта.

Об авторе

Кили Берк, главный редактор Expression

Рецензия на книгу: The Namesake, Джумпа Лахири

Фото: NPR.

Семейная сага — проверенный временем литературный жанр, который обычно следует за центральным кланом, когда они растут, женятся, заводят детей, стареют и в конце концов умирают. У этих типов историй есть определенный ритм — в отличие от многих других романов, они не сосредоточены на конкретном периоде или событии в жизни главных героев, а скорее на большой, широкой дуге поколения или иногда поколений.

« Тезка » Джумпы Лахири — именно такой роман. Повествование следует за семьей Гангули, начиная с близкой встречи патриарха Ашоке со смертью в молодости, когда он выживает в железнодорожной катастрофе в своей родной Индии. В поезде он случайно читал книгу своего любимого писателя Николая Гоголя. Итак, годы спустя, когда он живет в Америке со своей новой женой Ашимой, он решает дать их новорожденному сыну ласкательное имя «Гоголь». Вскоре оно становится его настоящим именем, но в течение многих лет маленький Гоголь не подозревает о его значении.

Мы следим за семьей, пока Гоголь растет из ребенка в подростка и все больше отчуждается от иммигрантского образа жизни своих родителей. Он типичный американский сын в первом поколении. Он никогда не разговаривает с ними на бенгали, и его смущает их своеобразие. Его также все больше смущает его странное имя. Когда ему исполняется четырнадцать, Ашоке дает Гоголю томик рассказов Николая Гоголя, но Гоголь почти не смотрит на него. На протяжении всей книги тема снова и снова возвращается к спорным отношениям Гоголя со своим именем и, в конечном счете, со своим наследием, своим неотъемлемым правом.

Помимо этого вопроса о наследии, еще одна тема, которая очень эффективно затрагивается, — это смерть. Околосмертный опыт Ашока в молодости продолжает влиять на его понимание мира в последующие десятилетия. Это дает ему глубокую признательность за жизнь и за свою семью, включая двух его ужасно американских детей.

Итак, когда несколько лет спустя Ашоке неожиданно умирает во время командировки, Ашима, Гоголь и его сестра считают, что это слишком рано. Шок от пережитого скупо и умело выражен в повествовании Лахири: Ашима разговаривает с Ашоке по телефону после того, как тот зарегистрировался в отделении неотложной помощи — это кажется чем-то незначительным, он просит ее записать его на прием к врачу, когда он приедет. дом. Позже тем же вечером она пытается связаться с ним и звонит в больницу, чтобы узнать о нем. В этот момент медсестра сообщает ей, что ее муж «скончался».

Просрочено. Слово, используемое для библиотечных билетов, для подписки на журналы. Слово, которое в течение нескольких секунд никак не подействовало на Ашиму.

– Нет, нет, это, должно быть, ошибка, – спокойно говорит Ашима, качая головой, и из ее горла вырывается тихий смешок. «Мой муж не приехал на экстренный случай. Только от боли в желудке».

«Простите, миссис… Гангули, не так ли?» (168-169)

Гоголь, блудный сын, бросает свою шикарную, независимую жизнь в Нью-Йорке, чтобы помочь, летит в Кливленд, чтобы забрать тело и упаковать временную квартиру своего отца. «Думая о том, что его отец живет здесь, один в течение последних трех месяцев, он чувствует первую угрозу слез, но он знает, что его отец не возражал, что он не обижался на такие вещи». (174) В квартире Гоголь находит тапки, шлепанцы, фотографию семьи на холодильнике, четыре тарелки, две кружки, четыре стакана, немного чая с сахаром и рисом. Он отменяет коммунальные услуги, звонит на работу отца, возвращает арендованную машину.

Ашоке читает Николая Гоголя в поезде.

Эти мирские занятия для Гоголя одновременно и терапевтические, и не приносящие удовлетворения. Собрав все отцовские вещи, он ложится спать на кушетку и, не в силах этого сделать, думает о том, что случилось с его отцом. «Гоголь представляет отца у двери, наклонившегося, чтобы в последний раз завязать шнурки. Надевает пальто и шарф и едет в больницу. Останавливался на светофоре, слушал сводку погоды по радио, мысль о смерти отсутствовала в его голове». (178)

Это грубое изображение потери любимого освежает своей искренностью, без посторонних исследований чувств, самоанализа или анализа отношений. Это просто то, как семья справляется с потерей Ашоке, о чем они думают, что делают и как поступают. Вдохновленный ясным, прекрасным письмом Джумпы Лахири, The Namesake относится к истории семьи Гангули с уважением и честностью, так что мы все видим себя в их опыте, независимо от того, насколько он особенный — он по-прежнему кажется универсальным.

Я очень рекомендую эту книгу, но если у вас не так много времени на чтение, посмотрите прекрасную киноверсию Миры Наир 2006 года.

Если вам понравился этот пост, посмотрите наш обзор фильма The Darjeeling Limited.

Некоторые обзоры наших книг:

  • Утро на байдарках Роджера Розенблатта
  • Правда и красота от Энн Пэтчетт
  • БЕЗУМИЕ Эми Рид

Эта запись была опубликована в Lending Insight с тегами «Смерть и умирание», «Смерть в литературе», «Семья, переживающая утрату», «Горе, утрата и утрата», «Джумпа Лахири», «Потеря любимого человека», «Потеря отца», «Потеря мужа», «Николай Гоголь», «Тезка».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *