Форсирование днепра дата: Завершилась битва за Днепр во время Великой Отечественной войны

Завершилась битва за Днепр во время Великой Отечественной войны

23 декабря 1943 г. во Время Великой Отечественной войны завершилась битва за Днепр.

Битва за Днепр представляла собой совокупность нескольких операций в рамках наступления советской армии в ходе Великой Отечественной войны, и имела своей целью освобождение левых берегов Днепра, земель Украины, Донбасса, форсирование реки Днепр и захват стратегически важных объектов и территорий.

К началу битвы за Днепр на юго-западном стратегическом направлении советским войскам противостояла сильная группировка противника в составе 2-й армии из группы армий «Центр», 4-й танковой, 8-й, 1-й танковой и 6-й армий группы армий «Юг» (генерал-фельдмаршал Э. Манштейн) — всего около 1 млн. 250 тыс. человек, 12,6 тыс. орудий и миномётов, около 2,1 тыс. танков и штурмовых орудий и до 2 тыс. самолётов. В составе советских войск насчитывалось около 2 млн. 650 тыс. человек, свыше 51 тыс. орудий и миномётов, свыше 2,4 тыс. танков и самоходно-артиллерийских установок и 2850 самолётов.

Первый этап битвы начался 26 августа, когда войска Центрального фронта перешли в наступление. Наибольшего успеха добились войска 60-й армии под командованием генерала И. Д. Черняховского, сумевшие прорвать немецкую оборону на второстепенном участке, к югу от Севска. Командующим фронтом генералом К. К. Рокоссовским были брошены в прорыв основные ударные части фронта, что оказалось крупным стратегическим выигрышем. К 31 августа прорыв обороны противника был расширен до 100 км по фронту и до 70 км в глубину, вынудив немцев начать отвод войск к Десне и Днепру. Тем временем к наступлению подключились войска Воронежского и Степного фронтов.

13-16 августа началось наступление Юго-Западного фронта, а 18 августа в наступление перешёл Южный фронт, прорвав оборонительный рубеж на р. Миус, и 30 августа освободив Таганрог. В начале сентября наступление Красной Армии развернулось по всей Левобережной Украине и в Донбассе. В этих условиях германское командование начало отвод своих войск за Днепр. Преследуя отступающих, передовые части Красной Армии вышли к Днепру на 750-километровом участке от Лоева до Запорожья и с ходу начали форсирование реки. К концу сентября на данной полосе советские войска захватили на правом берегу 20 плацдармов. Планы германского руководства на длительную оборону Левобережья были сорваны.

На втором этапе битвы, в октябре — декабре 1943 г., развернулась упорная борьба за плацдармы. Одновременно шло подтягивание резервов, наведение мостов и наращивание сил для нового удара.

С 26 сентября по 20 декабря была проведена Нижнеднепровская операция войсками Степного (2-го Украинского), Юго-Западного (3-го Украинского) и Южного (4-го Украинского) фронтов. В ходе которой была освобождена Северная Таврия, блокирован Крымский полуостров и захвачен наиболее крупный плацдарм на правом берегу Днепра от Черкасс до Запорожья. Нижнеднепровская операция отличалась ожесточёнными боями и большими потерями с обеих сторон.

В ноябре центр всех событий на Днепре переместился на киевское направление, которое было важнейшим в битве за Правобережную Украину. 6 ноября столица Украины — Киев был освобождён от противника войсками 1-го Украинского фронта. После операции по освобождению Киева боевые порядки и коммуникации частей 1-го Украинского фронта под командованием генерала армии Н. Ф. Ватутина оказались растянутыми на много километров. Этим обстоятельством сумели воспользоваться немецкие войска, произведя ряд контрударов с целью восстановления линии обороны по Днепру. С самого начала операции бои приняли ожесточённый характер. Несмотря на упорное сопротивление советских войск и большие потери в живой силе и технике, вражеское командование, получив большое подкрепление, сумело прорвать оборону Красной Армии на нескольких участках и взять кольцо часть сил 60-й армии. 20 ноября немцы вновь захватили Житомир, освобождённый неделей ранее.

Непрерывные контрудары противника продолжались до конца ноября. К 30 ноября советскому командованию удалось стабилизировать линию фронта. В декабре немецкая 4-я танковая армия дважды пыталась прорваться к Киеву. 7-14 декабря противник силами трёх танковых дивизий, в том числе 1-й танковой дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер», нанёс удар в направлении г. Радомышля, а 16-20 декабря — в районе села Мелени. 21-22 декабря советские войска после тяжёлых изматывающих боёв перешли в контрнаступление и отбросили части противника. Немецкий план по прорыву к Днепру и захвату Киева был сорван. Завершение Киевской оборонительной операции стало окончанием Битвы за Днепр.

В ходе битвы за Днепр советские войска нанесли тяжёлое поражение основным силам группы армий «Юг» и части сил группы армий «Центр» противника, освободили свыше 38 тыс. населённых пунктов, 160 городов. С захватом  плацдармов на Днепре были созданы условия для наступления в Белоруссии, полного освобождения Правобережной Украины и развития успешного наступления на западных и юго-западных направлениях.

Наиболее отличившиеся в битве солдаты, сержанты, офицеры и генералы всех родов войск были удостоены звания Героя Советского Союза. Многие части и соединения получили почётные наименования «Киевские», «Днепровские», «Полтавские», «Черниговские», «Днепропетровские», «Житомирские», «Фастовские», «Кременчугские», «Мариупольские», «Мелитопольские» и др.

Лит.: Гречко А. А. Освобождение Киева. М., 1972; Смотрицкий Е. А. Битва за Днепр. М., 1983; Тельпуховский Б. С. Битва за Днепр и освобождение Киева. М., 1966; Уткин Г. М. Штурм Восточного вала. М., 1967.

См. также в Президентской библиотеке:

Память о Великой Победе: [цифровая коллекция].

Битва за Днепр

Победа Красной Армии под Курском предопределила быстрое наступление советских войск к Днепру. Битва за Днепр проходила в августе–декабре 1943 года на огромном фронте и стала ключевым этапом освобождения Красной Армией Левобережной Украины, а затем продвижения наших фронтов по Правобережной Украине к границе с Румынией.


Пора освободить Украину

Днепр был мощнейшей естественной преградой. Правый берег реки выше левого, что создавало для наступающих частей РККА дополнительные трудности. В немецкие планы входило остановить продвижение советских сил на рубеже так называемого Восточного вала, протянувшегося от Балтийского до Чёрного моря. Важнейшей частью этого вала был Днепр, который достигал в ширину 900 и более метров. На обоих берегах создавались полосы обороны, предмостные укрепления, многочисленные доты и дзоты. Гитлер прекрасно понимал, что потеря Украины лишит Третий рейх поставок хлеба, железной руды, угля. Фюрер ухватился за днепровский рубеж как за свое спасение.

В планах командования Красной Армии было сбросить врага с Восточного вала, полностью очистить от противника Донбасс, создать на западном берегу Днепра широкие плацдармы, освободить столицу Советской Украины Киев, а затем и всю Правобережную Украину. Для этого сосредотачивались мощные группировки Центрального, Воронежского, Степного, Юго‑Западного и Южного фронтов (с октября 1943 года — соответственно Белорусского, 1‑го, 2‑го, 3‑го, 4‑го Украинских фронтов).

 Координировать действия фронтов было поручено маршалам Г. К. Жукову и А. М. Василевскому.

Соотношение сил перед битвой за Днепр:

Красная Армия

Германские войска

Человек

2,6 млн

1,24 млн

Танков и САУ

2,4 тыс.

2,1 тыс.

Oрудий и миномётов

Около 15 тыс.

Более 10 тыс.

Самолётов

2,9 тыс.

до 2 тыс.

Красная Армия

Человек

2,6 млн

Танков и САУ

2,4 тыс.

Oрудий и миномётов

Около 15 тыс.

Самолётов

2,9 тыс.

Германские войска

Человек

1,24 млн

Танков и САУ

2,1 тыс.

Oрудий и миномётов

Более 10 тыс.

Самолётов

до 2 тыс.


Водные преграды

Командование 17‑го гвардейского стрелкового корпуса 13‑й армии уточняет по карте план операции перед форсированием Днепра.
В. Кинеловский / РИА Новости

В конце августа 1943 года германский фронт был прорван советскими войсками Центрального фронта, затем соединения Воронежского фронта освободили город Сумы. В начале сентября Степной фронт развернул наступление на Красноград.

«При отступлении фашисты варварски по заранее разработанному плану разрушали города и сёла, промышленные предприятия, мосты, сжигали посевы, уводили скот, насильно угоняли в фашистское рабство советских людей… Всё это вызывало у наших воинов жгучую ненависть к фашистским оккупантам».

Из воспоминаний И. С. Конева — командующего Степным (с октября 1943 года — 2‑м Украинским) фронтом

В конце сентября 1943 года советские части освободили Чернигов и вышли к Днепру. Для того чтобы укрепить моральный дух воинов, Ставка ВГК издала директиву, предусматривающую представление к званию Героя Советского Союза бойцов и командиров, отличившихся при форсировании широких водных преград.

«В ходе боевых операций войскам Красной Армии приходится и придётся преодолевать много водных преград. Быстрое и решительное форсирование рек, особенно крупных, подобных реке Десна и реке Днепр, будет иметь большое значение для дальнейших успехов наших войск. За форсирование такой реки, как река Днепр в районе Смоленска и ниже, и равных Днепру рек по трудности форсирования… представлять к присвоению звания Героя Советского Союза».

Из директивы Ставки ВГК о представлении к наградам за форсирование водных преград от 9 сентября 1943 года


Форсируя Днепр

Советские войска форсируют Днепр во время Великой Отечественной войны.
Е. Копыт / РИА Новости

Первые советские части форсировали Днепр 22–23 сентября. Стояла задача преодолеть реку с ходу — на лодках или плотах, в том числе сделанных из разобранных деревянных домов. И уже после создания плацдармов на правом берегу в дело вступали специальные сапёрные подразделения, которые налаживали временные переправы. Переправляться и строить понтонные мосты приходилось в тяжелейших условиях — температура воды была всего около 5 градусов, с правого берега били пулемёты и артиллерия, с воздуха наши войска бомбили и обстреливали вражеские самолёты. Однако наши штурмовые группы, несмотря ни на что, смело шли в воду, атаковали позиции вермахта и создавали площадки для высадки основных сил. К концу сентября советские войска захватили на правом берегу Днепра уже более 20 плацдармов.

«К исходу сентября и в начале октября они [советские армии] совершили один из самых поразительных своих подвигов: под покровом ночи тысячи и тысячи людей форсировали во многих пунктах мощную водную преграду — реку Днепр… Как только советские войска достигли Днепра, тысячи солдат начали переправляться на другой его берег на рыбацких лодках, катерах или импровизированных плотах, на связанных друг с другом бочках или даже просто вплавь, уцепившись за доски или садовые скамейки».

Из книги британского журналиста и корреспондента (бывшего в годы войны в СССР) А. Верта «Россия в войне. 1941–1945»


Даёшь Киев!

Бои за Киев стали одними из самых напряжённых и кровопролитных за всю Великую Отечественную войну. Наступление сил Воронежского (с октября 1943 года — 1‑го Украинского) фронта под командованием генерала армии Н.  Ф. Ватутина на Киевском направлении началось ещё 12 октября. Советские войска смогли захватить два плацдарма севернее и южнее Киева — Лютежский и Букринский. Когда удары с Букринского плацдарма не принесли успеха, Ставка ВГК приказала скрытно перебросить на Лютежский плацдарм 3‑ю гвардейскую танковую армию. Это стало неожиданностью для немцев. 6 ноября Киев был освобождён.

Табличка «Даёшь Киев!» на берегу Днепра.
А. Шайхет / РИА Новости


Ватутин герой освобождения Киева

Оккупация гитлеровцами Киева продолжалась 778 дней. Тысячи и тысячи киевлян и советских военнопленных были убиты захватчиками и пособниками нацистов — украинскими националистами, бандеровцами. Гитлеровцы расстреляли десятки тысяч евреев в овраге Бабьего Яра. Около 100 тыс. киевлян были угнаны на каторжные работы в Германию. Из 900 тыс. довоенного населения к ноябрю 1943 года в столице Советской Украины осталось всего 180 тыс.

человек.

После освобождения Киева войскам фронта Н. Ватутина пришлось отразить вражеский контрудар. Одновременно войска 2‑го, 3‑го и 4‑го Украинских фронтов вели ожесточённые бои, продвигаясь на Кировоград, Кривой Рог, в низовья Днепра. Миллионы советских людей получили долгожданное освобождение от фашистской оккупации.

Герой освобождения Киева генерал армии Н. Ф. Ватутин был смертельно ранен украинскими пособниками нацистов — бандеровцами — 29 февраля 1944 года и позднее скончался. Он был похоронен в Киеве — городе, который обязан ему своим освобождением. Любые сегодняшние попытки киевских властей и современных украинских националистов опорочить память прославленного генерала — надругательство над собственной историей и предательство общего прошлого народов Советского Союза, совместно добывших Победу в Великой Отечественной войне.

Генерал армии Н. Ватутин.
И. Озерский / РИА Новости


Итоги победы в Битве за Днепр

Освобождение Киева с радостью было встречено во всех странах антигитлеровской коалиции. Военное руководство Великобритании и США особенно внимательно следило за советскими успехами, поскольку преодоление столь широкой водной преграды, как Днепр, могло дать необходимый опыт для британского и американского командований при будущем форсировании ими Ла‑Манша.

«Занятие Киева советскими войсками является победой, имеющей огромное не только военное, но и моральное значение… Теперь времена изменились. Германия слышит звон похоронного колокола. На неё надвигается лавина».

Лондонское радио после освобождения Красной Армией Киева

Потери Красной Армии в битве за Днепр были велики: только безвозвратные потери составили более 400 тыс. человек, санитарные — 1,2 млн человек. Но и враг был обескровлен. Красная Армия нанесла решительное поражение 60 немецким дивизиям.

Сразу после освобождения Киева, 8 ноября 1943 года, советское военное руководство учредило орден «Победа», предназначенный для награждения особо отличившихся полководцев. Первыми высший военный орден получили маршалы Г.  Жуков и А. Василевский, осуществлявшие координацию фронтов в битве за Днепр. За форсирование Днепра, за проявленные мужество и самопожертвование звание Героя Советского Союза было присвоено 2 438 солдатам, офицерам и генералам.

В 1965 году Киеву было присвоено звание «Город‑герой».

Форсирование немцами Днепра в районе Кременчуга (Киевская операция), Тактико-технические направления ВОВ, № 7, 10 сентября 1942 г. (Одинокий часовой)

«Форсирование немцами Днепра в районе Кременчуга ( Киевская операция)» из Тактико-технические направления

НЕМЕЦКИЙ форсирование ДНЕПР В РАЙОНЕ КРЕМЕНЧУГА (КИЕВСКАЯ ОПЕРАЦИЯ)

ВВЕДЕНИЕ

1. НЕУДАЧА НЕМЕЦКИ ПЕРЕД МОСКВОЙ И КИЕВОМ И ПЛАНЫ ОКРУЖЕНИЯ КИЕВА. Август 1941 г. Немецкая группа армий «Центр» под командованием фон Бока остановилась перед Москвой, а Южная группа армий под командованием фон Рундштедта остановились перед Киевом (см. карту на стр.  42). Там уже не было шансов для быстрого захвата столицы и наступления бронетанковых клиньев на другие стратегически важные части страны, как это было во Франции. Планы были сдвинуты для достижения гигантского двойного окружения, целью которого был захват великий украинский город Киев и разгром войск Буденного. Выступ между Десна и Днепр с Киевом на вершине должны были быть отрезаны. в операции «клин-и-ловушка». Сдерживающая атака будет производиться силами, которые были уже на позиции перед Киевом. Северный клин маневра на окружение пришлось бы гнать через Десну северо-западнее Конотова, а южным клином через Днепр ниже Кременчуга. В качестве подготовки к основной операции, Умань к к югу от предполагаемого выступа, а Гомель — к северу, чтобы Немецкие войска могли продвинуться к Десне и Днепру.

2. НА ЮГЕ — УМАНСКАЯ ОПЕРАЦИЯ. В то время как Шестая армия под командованием фон Райхенау была остановились перед Киевом, немецкие армии на юге продвигались вперед в в соединении с венгерскими и румынскими войсками. Семнадцатая армия фон Штюльпнегеля а 1-я танковая армия фон Клейста форсировала Буг западнее Умани. Они помогли фон Шоберта (который форсировал Буг южнее) в окружении Умани и затем занял правый берег Днепра.

3. НА СЕВЕРЕ — ГОМЕЛЬСКАЯ ОПЕРАЦИЯ. Фон Бок продолжал делать ложный удар по Москве, но сместили на юг 2-ю танковую армию Гудериана и 2-ю армию фон Вейхс. Эти армии окружили Гомель, который пал 19 августа, и двинулись к своим новым местам сбора. Гудериан достиг Десны у Новогорода. 30 августа и сразу установил плацдарм на южном берегу. наступление армий фон Вейхов и Гудериана к Десне также облегчило русским давление на немецкие войска (армию фон Рейхенау) западнее Киева.

4. СИТУАЦИЯ. Таким образом, к концу августа 1941 г. ситуация была следующей: в перед Киевом сильная армия фон Рейхенау была в состоянии начать наступление. сдерживание атаки; армии фон Вейха и Гудериана примерно в 125 милях от к северо-востоку, а армии фон Штуэльпнегеля и фон Клейста примерно в 190 милях от юго-восток, являлись потенциальными клиньями для окружения Киевского района.

Но маневр не мог быть начат, а тем более завершен до тех пор, пока немец плацдарм был создан восточнее Днепра. Пересечение этой широкой и полноводная река, третья по величине в Европе, должна была бы быть предпринята в окрестности Кременчуга. Операция была поручена 17-й армии. при фон Штуэльпнегеле, но, по немецкому обычаю, специально созданный Оперативная группа состояла из подразделений, признанных наиболее квалифицированными, независимо от команда, к которой они принадлежали.

КИЕВСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ
КАРТА ЛЕГЕНДА

(A) Наступление фон Бока на Москву остановлено группой армий Тимошенко. (Б)

(C) Наступление фон Рундштедта на Киев остановлено группой армий Буденного. (Д)

(E) Армии фон Вейха и Гудериана (группа фон Бока) продвигаются к Десне.

(F) Армии фон Штуэльпнегеля, фон Клейста и фон Шоберта (группа фон Рундштедта) продвигаются к Днепру.

(G) Первоначальный переход через Днепр.

(H) Окружение Киевского выступа «клином и ловушкой».

ОПЕРАЦИЯ

5. ВЫБОР ПУНКТА ПЕРЕСЕЧЕНИЯ. Общие соображения, повлиявшие на Немецкий выбор точки для этой сложной операции можно увидеть по ссылке карту (см. карту в конце статьи).

Район между Киевом и Кременчугом был во всех отношениях неприспособлен для пересечения операции. От Киева до Черкасс восточный берег заболочен, и дороги позволить русским легко перебрасывать войска и припасы к угрожаемому область. Кроме того, клин, вбитый в этом районе, не смог бы максимальный стратегический эффект в том, что будет отрезано меньше русских сил в образовавшемся кармане. Между Черкассами и Кременчугом переправа почти невозможный; Днепр бродит по многочисленным руслам, большая часть местности заболоченный, а приток (Тясмин) идет параллельно Днепру на юге.

Район, выбранный для переправы, примерно в 25 милях к юго-востоку от Кременчуга, обладает несколько очевидных преимуществ. Днепр течет единым руслом, 1200 ярдов широкий; нет притоков; и берега свободны от болот. Более того, в в этой области железные и автомобильные дороги благоприятствовали немцам, а не русским. На Немецкая сторона реки, дорога по долине Днепра была бы полезна на всех этапах операции; с российской стороны нет дорог для подвоза подкреплений вплотную к пункт пересечения.

Особенность местности помогла немцам сконцентрироваться для атаки в этом месте. точка. Район на юго-запад включал гребень водораздела, идущий перпендикулярно река. Этот хребет был лесистым и имел песчаную почву. Немцы могли привести людей и поставки автомобильным и железнодорожным транспортом в пункт в 30 или 35 милях от пункта пересечения и продвигаться под прикрытием леса по тому, что фактически было естественным шоссе почти до реки. Отсутствие дорог не помешало бы бронетехнике и снабжению транспортных средств от прохождения этого маршрута.

С российской стороны местность была адаптирована для успешной эксплуатации пересечение. После создания плацдарма река Ворскла защитит на правом фланге, а на левом никакая естественная преграда не препятствовала немцу наступление на Кременчуг. К северу от Кременчуга местность идеальна для маневр охвата бронетанковыми силами. Водораздельный хребет дал хороший пути продвижения бронетанковых частей на север, независимо от нанесенного урона автомобильные или железные дороги. Каждый фланг этого маршрута был защищен болотистой рекой.

6. ПОДГОТОВКА. Информации о подготовке Германии к войне очень мало. этот перекресток. Ввиду сложности и важности, придаваемой этому операции в стратегии кампании, может быть нет никаких сомнений в том, что оперативная группа была подготовлена ​​для этого задания в соответствии с обычным Немецкие принципы. Их можно резюмировать следующим образом:

а. Командир оперативной группы выбирается и несет единоличную ответственность. для операции.

б. Ему даются войска и техника согласно его смете потребностей. (Этот будет включать в операцию такого рода все типы пехоты и артиллерийские части, тяжелый авиационный компонент и важные пионерские и транспортные части.)

в. Командир организует и обучает подразделения для выполнения конкретной задачи. назначенный. Если возможно, это делается на местности, аналогичной предложенной. операция. Целью этого обучения является тщательное формирование боевой команды. отрепетированы на всех этапах задания.

Подготовка к форсированию Днепра потребовала сосредоточения значительных сил. поставки оружия и других необходимых материальных средств. Эта концентрация должна была быть сделать максимально близко к месту предполагаемого пересечения.

Самой серьезной логистической проблемой была доставка лодок и мостовая техника. Немецкие отчеты утверждают, что сотни штурмовых катеров были используется на Днепре. Судя по всему, эти лодки были двух типов: одна, способная вмещающий от 4 до 6 человек, и один, способный нести от 10 до 16 человек. Оба были приводятся в движение подвесными моторами. Неизвестно, сколько таких лодок было использовались в операции, но если использовались «сотки» проблема транспортировки и сокрытие их было операцией значительного масштаба. Одинаково сложно была проблема сокрытия достаточного количества понтонов и платформ для строительство 1200-метрового моста. Деревьев, видимо, было достаточно. песчаный гребень, чтобы обеспечить укрытие, но не настолько много, чтобы блокировать движение колесные или гусеничные машины.

В этой лесистой местности маскировка с помощью веток деревьев была простой, эффективной и удобной. много используется, как показывают немецкие фотографии. Немецкий камуфляж подчеркивает значение фиктивных позиций, из-за которых противник тратит впустую свои боеприпасы и раскрывают его положение и отводят подозрения от важных скрытых установки или расходные материалы. Вполне вероятно, что такие позиции с признаками лодки и мостовое оборудование, были построены в других пунктах Днепра в чтобы ввести российских наблюдателей в заблуждение относительно района, выбранного для первоначального перехода.

Концентрации во второстепенных пунктах вдоль Днепра, по-видимому, не так хорошо охраняется от российского воздушного наблюдения. Эти другие концентрации были отчасти для того, чтобы отвлечь подозрения от подготовки к первоначальному переходу, и отчасти для того, чтобы иметь наготове тяжелое вооружение и припасы для последующих переходов, которые будет следовать после успеха начальной операции.

7. ПЕРЕРЫВ. К концу августа подчиненные командиры поручили с выполнением предварительных операций смогли доложить командиру оперативной группы, что они были готовы.

На рассвете 31 августа немецкая авиация овладела небо в районе Кременчуга. Немецкая артиллерия обрушила на река против русских позиций. В тот же миг сотни штурмовиков лодки вытащили из укрытий и понесли по пологому песчаные берега до мелководья у кромки Днепра. Лодки, которые были разработаны для этого конкретного типа операций, вероятно, были аналогичны те, которые пересекли Рейн менее чем за минуту в Мажино операция (19 июня40). Отчетов о времени, необходимом для штурмовые катера для переправы через Днепр, но их достижимая скорость дается по-разному как 30-40 миль в час.

Лодки не пристали к восточному берегу, а сразу вернулись на дальнейшие нагрузки. Следует отметить скорость разворота; говорят, что мужчины выпрыгивали из лодок на поворотах, не останавливаясь полностью. небольшие лодки перевозили около 4 человек, а более крупные лодки (судя по картинкам) кажутся иметь от 10 до 12 человек. Ношение меньше максимального грузы могли быть рассчитаны на более быстрое пересечение.

Немцы сообщают, что русские, застигнутые врасплох, тем не менее немедленно организовал решительное сопротивление. Поскольку рулевые немецких лодок встал, многие были убиты русским пулеметным огнем, который был задержан пока лодки не подошли к берегу, но каждый раз другой солдат брал руль. Были сделаны приготовления к немедленному затыканию пулевых отверстий, и Таким образом, многие лодки, получившие попадания, смогли продолжить движение через реку. Немецкий на фотографиях видны фонтаны воды в Днепре, вызванные российской артиллерией снарядов, а также показывают песчаные облака, создаваемые русскими снарядами, разрывающимися только в нескольких ярдах от немецких скоплений на восточной стороне. Русское сопротивление стоило немцам большого количества штурмовых отрядов, но недостаточно, чтобы поставить под угрозу успех операции.

8. ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАТФОРМЫ. Как только немецкие штурмовые части достигли дальнем берегу они сразу же стали преодолевать сопротивление противника. Лодки пересеклись река снова и снова. За специальными форсирующими отрядами последовали более штурмовыми отрядами и пионерами, а затем и пехотой. К полудню достаточно войск был переправлен, чтобы немцы почувствовали, что их позиция в безопасности. В течение днем они перебросили больше пехоты и дополнительно организовали свой плацдарм. Все эти операции постоянно разведывались и охранялись частями немецкой воздушная рука.

Переброска войск и техники теперь была увеличена за счет использования дополнительный, более уязвимый транспорт. Надувные резиновые лодки использовались для переправляя больше людей — около 10 на лодку — и боеприпасы. Были большие резиновые плоты. загружены тяжелым пехотным вооружением, особенно противотанковыми орудиями. Эти плоты были отбуксированы моторными лодками на восточный берег реки. Немцы также подготовили паромы, состоящие из понтонов, связанных вместе, чтобы поддерживать платформа, на которой тяжелые орудия буксировались через реку для нейтрализации и захватом полевых укреплений русских.

Тем временем войска, переброшенные ранее днем, продвинулись вперед и заняли песчаные дюны и невысокие холмы за противоположным берегом. Таким образом, линия артиллерийского наблюдения противника оказалась в руках немцев. Многие войска были теперь на русской стороне реки было перевезено много техники. С этот район не был оккупирован русскими и не обладал ни автомобильных или железных дорог, не было возможности немедленного тяжелого русского контр-атака. Таким образом, за один день был захвачен сильный немецкий плацдарм. учредил. Поскольку они были тщательно отрепетированы специально обученными войсками, переправы прошли успешно без больших потерь.

9. СТРОИТЕЛЬСТВО МОСТА. Перевозка штормовыми катерами, надутыми резиновые лодки и понтоны были эффективны, но погрузка и разгрузка обязательно медленно. Мост был нужен и при превосходстве в воздухе в районе а артиллерия уже стояла на русской стороне реки немцы делали не медлите приступить к его строительству. Это было достигнуто за один раз ночь (31 августа — 1 сентября), а на следующий день шли припасы и войска через мост.

Кажется очевидным, что мостовое оборудование, использовавшееся при переходе ниже Кременчуг был того типа, который немцы называют как «мост B»: оборудование опробовано в Польше, усовершенствовано и использовался для форсирования Рейна в операции Мажино во Франции.

Основным звеном в строительстве немецкого военного моста является полупонтон. Он сделан из металла, за исключением деревянных планок на планширы. Это 25 футов в длину, 6,3 фута в ширину и 3,3 фута в глубину. вес не известен. Полупонтоны используются при строительстве 4-тонных и 8-тонные паромы, и участки 8-тонных мостов. Два полупонтона запертые корма к корме образуют полный понтон. Полные понтоны используются в строительство 8- и 16-тонных паромов и секций 16-тонных мостов. Как как только понтоны будут в воде у берега немцы соорудить на них платформы.

Маневрирование участка моста или перегонка понтонного сплав осуществляется греблей, с использованием штормовых лодок, с использованием катера «М» (мощная легкая моторная лодка 100 л.с.), либо с использованием подвесного моторы на самих понтонах.

Немецкое мостовое оборудование включает сборный металлический материал для строительство пирсов на берегу. Однако в Кременчуге такие причалы были не нужны. На фотографиях видно, что берег был хорошо осушенным и наклонным, и пандусы могли легко использовать для соединения берега с мостом, поддерживаемым понтоном.

10. РАСШИРЕНИЕ ПЛАТФОРМЫ. К концу 31 августа Русские поняли, что возникла серьезная угроза. Российские самолеты повторили но безуспешные попытки разрушить мост, а также атаковали точки немецкого наступления. Наспех собранные русские резервы отяжелели контратаки танками. Но немцы сохранили свой плацдарм. и расширил его вверх по течению, чтобы угрожать позициям русских в Кременчуге.

11. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МОСТЫ И ПЛАКТЫ. Немцы постепенно расширили свой тактический плацдарм на восточном берегу Днепра до стратегического плацдарм. Сухопутные операции на северо-запад ослабили сопротивление противника на 15 миль. вверх по течению, на другом участке, свободном от заболоченных берегов и многочисленных русел. К получить другой путь через реку, в этом месте был построен второй мост, по-видимому, в ночь с 2 на 3 сентября. Немецкие подкрепления перебрасывались через новый мост, всего в 10 милях ниже Кременчуга. Под их фланговой атакой и лобовой атаке с запада Кременчуг пал 8 сентября, и немцы закрепил за собой центр управления сетью автомобильных и железных дорог.

Неясно, разрушили ли русские существующие мосты. В в любом случае, немцы чувствовали потребность в лучшей транспортной развязке. Днепр у Кременчуга, и решили перенести туда мост, который был построен в 10 милях ниже по течению. Секции были отсоединены и отбуксированы. вверх по течению за одну ночь, во время ливня, и мост был перестроен в место, где она могла бы обслуживать Кременчугскую дорожную сеть.

Тем временем немцы создали другие плацдармы за Днепром. дальше вниз по реке. Эти плацдармы, несомненно, преследовали двойную цель: подготовить почву для дальнейших операций в долине Днепра и предотвратить усиление русских войск дальше на север.

12. ДВИЖЕНИЕ ЩИПЦА НАЧИНАЕТСЯ. С восточным берегом Днепра в Кременчуге, и был создан сильный плацдарм, Немцы выполнили самую сложную часть крупномасштабных клещей движение, которое должно было изолировать Киев и уничтожить значительную часть Войска Буденного. Теперь путь для южного клина был свободен. С 1-я танковая армия справа и 17-я армия слева, Немцы продвигались на север по стратегическому гребню возвышенности от Кременчуг в сторону Лубн и Локвицы, их фланги защищены болотистыми притоками. Днепра. Тем временем из-под Десны двинулась 2-я танковая армия. на юг, прикрывая наступление 2-й армии. В Локвице и в Лубнах танковые клинья, форсировавшие Днепр, встретились с теми, кто форсировал Десна, чтобы завершить гигантское двойное окружение. Киевские русские. выступающие попали в ловушку. Шестая армия присоединилась ко Второй и Семнадцатой в уничтожение и пленение русских войск, в то время как две танковые армии защищали операции и двинулись к своим следующим целям. Этот Успешный маневр «клин-и-ловушка» стал возможен благодаря переправа через реку в Кременчуге.

13. РЕЗЮМЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Превосходство в воздухе абсолютно необходимо к успеху такой операции, как форсирование немцами Днепра ниже Кременчуга. Самолеты использовались на начальных этапах для разведки и лишить русских разведки. Боевая авиация охраняла небо над мостом. Бомбардировочная авиация, несомненно, использовалась для беспокойства и нейтрализации русские позиции, когда немецкие войска двигались по недавно построенному мосту.

Немецкий успех в Кременчугской операции, особенно на начальных этапах, был обязан к удивлению, чего они добились секретностью приготовлений, обманом и очень быстрым исполнением.

Обман достигался явной подготовкой к переправе через реку в других местах. точек, чтобы вывести обороняющиеся силы с позиций. Неполный данные свидетельствуют о том, что либо фактические попытки, либо уловки при пересечении границы могли иметь были сделаны в точках, отличных от описанных выше. Попытка Известно, что Днепропетровск, дата которого неизвестна, был отбит.

Скорость исполнения очень помогла немцам. К концу первого дня (31 августа) русские знали, что операция имеет значение, но скорость, с которой немцы построили мост и двинули свои силы через реку позволили им установить большой плацдарм и подготовить продлить его до того, как смогут быть подтянуты адекватные русские силы.

На переправах через реки немцы очень рано присылают противотанковые орудия. операция по отражению локальных танковых атак. Пехота поддержки вооружение (75-мм и 150-мм гаубицы стрелкового полка) также переправляется рано поддержать операцию по расширению плацдарма.

В Кременчугской операции строительство первого моста не состоялось. начинаться до тех пор, пока атакующие формирования на дальнем берегу не захватят линия артиллерийского наблюдения; уже тогда строительство велось под покров тьмы. Обычно при пересечении небольших ручьев мостостроительство операции начинаются намного раньше, в некоторых случаях до того, как сайт будет очищен от огонь из стрелкового оружия. Когда скорость исполнения используется для достижения внезапности, как это часто бывает с бронетанковыми войсками, много времени можно сэкономить за счет более раннего старта даже при том, что несколько потерь должны быть приняты. Общий выигрыш оправдал эти потери.

Немецкие войска, задействованные в трудном начальном форсировании Днепра. Ниже Кременчуга объясняют свой успех секретностью подготовки, таким образом максимальное использование принципа внезапности; к хорошей работе персонала в тщательной тактико-технической подготовке; и, наконец, к смелости и умение выполнять планы.

КРЕМЕНЧУГСКИЙ МОСТ ЭКСПЛУАТАЦИЯ
КАРТА ЛЕГЕНДА

A. Место, выбранное для пересечения. Здесь река узкая, не имеет ни многочисленных русел, ни заболоченных берегов.

B. Водораздел, на котором немцы сосредоточили людей и материальную часть.

C. Район плацдарма. Защищен с востока рекой Ворскла и не имеет ни автомобильных, ни железных дорог, по которым русские могли бы перебрасывать войска и технику.

D. Расширение плацдарма. Фланги русских позиций у Кременчуга.

E. Место второго моста через Днепр.

F. Немцы берут Кременчуг и переносят мост с «Е» на «F», чтобы он мог обслуживать Кременчугскую дорожную сеть.

G. Продвижение немецких бронетанковых войск на север к Локвице и Лубнам, где они произведут стык с аналогичными передовые части двинулись на юг от реки Десна, завершив, таким образом, встречу клиньев в маневре «клин и ловушка».

 

 

Для противодействия над рекой Днепр подсчитайте, отправьте Украине амфибии

Южнокорейская десантная машина AAV-7 поддерживает высадку.

AFP via Getty Images

В то время как российские и украинские войска сражаются за Днепр/Днепр, западные военные заново открывают для себя стратегическую угрозу, создаваемую водными преградами. Перед лицом 4-й по величине реки в Европе неспособность Запада обеспечить Украину полностью амфибийными десантными машинами свидетельствует о том, что западные военные планировщики изо всех сил пытаются объединить тактику переправы через реку времен Второй мировой войны с современной 21 В. Боевая доктрина.

Чтобы вернуть себе оккупированную Украину, украинская армия должна, как минимум, представлять реальную угрозу оккупированному Россией восточному берегу Днепра. Даже если Украина не собирается штурмовать удерживаемый русскими берег Днепра, сигнализируя об угрозе и связывая российские подразделения, это разумный поступок.

Одним из способов сбить с толку российских оккупантов на юге Украины может стать внезапная переброска старых американских гусеничных десантных машин AAVP7A1 (AAV-7). Используемые Корпусом морской пехоты США для переброски боевых групп примерно из 20-25 морских пехотинцев с корабля на берег, а затем вглубь суши, эти относительно старые «бронетранспортеры» мгновенно добавляют убедительности идее о том, что Украина форсирует Днепр — и Позже в ходе конфликта их простое присутствие усложнило бы усилия России по защите узкого Перекопского перешейка, узкой полоски земли, соединяющей Крым с остальной Украиной.

Как минимум, простой акт сбора перемычек на юге Украины имеет логистический смысл, особенно если, как и ожидалось, украинская контратака пронесется по восточному берегу Днепра с севера. Поскольку все мосты через южный Днепр либо взорваны, либо не функционируют, пара понтонных мостов на фланге Украины во многом облегчит будущую мобильность Украины и проблемы с пополнением запасов.

Десантно-десантные машины AAV-7 во время учений на реке Камберленд в Нэшвилле, штат Теннесси.

Корпус морской пехоты США

БОЛЬШЕ ДЛЯ ВАС

Речные переходы — это сложно

Навести мост через большую реку — непростая задача. Переправа через реку во время боя — один из самых сложных маневров в современной войне, требующий согласованной работы целой армии. Запад мало чем может помочь; оспариваемые переправы через реки — это проблемы, с которыми США не сталкивались со времен Корейской войны, и Америка, обладающая превосходством в воздухе и легким доступом к вертолетам, сосредоточила гораздо больше усилий на совершенствовании искусства быстрого «переворота» — захвате ключевых мосты, прежде чем они могут быть разрушены.

Чтобы пересечь реку, современная механизированная армия не может просто выбрать место для переправы и начать плыть. Транспортным средствам нужен способ быстро добраться до русла реки, а затем и от него. Для такой широкой реки, как Днепр, переправа должна развернуть скрытую мини-армаду из лодок и барж, что, по сути, является противодействием десантному десанту. В район должны прибыть инженерные машины, готовые подготовить судоходные пути в речное дно и из него. Материал для временного моста — или мостов — должен быть доставлен и спрятан. В этот район также должны поступать дополнительные средства ПВО и ПВО.

Ситуация осложняется тем, что основные географические условия для любой вооруженной попытки пересечь реку хорошо известны, что позволяет легко определить оптимальные места для переправы через реку. По сути, предполагаемые переправы через реки становятся идеальными местами для засад.

В начале войны Украина превратила поспешные и плохо спланированные попытки русских пересечь реки в плацдарм для убийств, и Россия, безусловно, будет рада возможности отплатить тем же.

Чтобы держать Россию в страхе, Украина должна быть готова двигаться быстро, используя все силы, необходимые для захвата местного господства в воздухе, подавления районной артиллерии, высадки на восточном берегу, захвата плацдарма, строительства моста, а затем продвижения вглубь открытая территория юга Украины. Это непростая задача, но десантные машины LVTP-7/AAV-7 могут ее облегчить.

Переправы через Днепр разрушены

Агентство Анадолу через Getty Images

Морской десант не мертв

Многие американские военные эксперты любят насмехаться над тем, что в современном бою обычные морские десанты мертвы. Но широкие просторы реки Днепр, ширина которой редко бывает меньше 1000 футов, когда она протекает через южную Украину, бросают вызов лучшим из современных военных мыслителей Америки.

Чтобы получить мост через Днепр, Украина должна осуществить высадку мини-амфибии, захватив первоначальный плацдарм на стороне, удерживаемой русскими, по мере установки временного моста.

Потенциально это можно сделать с помощью снаряжения из устаревшего советского арсенала. Практически все боевые машины пехоты как в российском, так и в советском арсеналах описываются как «полностью» амфибийные, способные на бумаге «переплывать» — или, что более реалистично, барахтаться — через водные преграды со скоростью около 5-8 миль в час. Но после года конфликта амфибийные возможности сильно прессованной украинской бронетехники, вероятно, ухудшились.

Некоторые страны пожертвовали понтонные мосты и лодки. В понедельник США объявили, что отправляют речные лодки и другое снаряжение. Но, отражая тактические приоритеты Запада, большинство военных машин, подаренных Украине на сегодняшний день, не предназначены для поддержки морских десантов — они либо слишком тяжелы, чтобы «плавать», либо их первоначальные «амфибийные» возможности были принесены в жертву дополнительной брони.

Но некоторые детали, необходимые для большой переправы через реку Украина, уже готовы. В доктрине переправ через реки подчеркивается важность господства в воздухе на местах. Новые пожертвования истребителей Микоян МиГ-29 Fulcrum в сочетании с пожертвованными мобильными наземными средствами ПВО будут готовы к отправке через несколько недель.

Если военные планировщики хотят быстро помочь Украине, недавно одобренная США передача Греции 76 излишков штурмовых десантных машин AAV-7 является идеальной отправной точкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *