Форма военная царской армии: Униформа кавалерии Русской армии 1907-1914 гг

Как крестьянский валенок победил дворцовые аксельбанты

ЗАГАДКИ РОДИНЫ

РОЛЬ НЕУСТАВНОЙ АМУНИЦИИ В УСПЕХАХ РУССКОЙ АРМИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА

Ольга ХОРОШИЛОВА

кандидат искусствоведения

Кажется, нигде так не любили форму и военных, как в России. Страна рождалась и умирала в мундире. Мальчишки шли в кадеты. Кадеты смотрели в юнкера, юнкера — в офицеры, офицеры мечтали о генеральской серебряной старости.
Это им «кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали…»
В правление императора Александра II мундиромания приобрела размах государственной эпидемии. Марсово поле и Дворцовая площадь превратились в главные столичные дефиле. Увидев высочайшие выезды и аккуратные гвардейские карусели на Марсовом поле, импульсивный Теофиль Готье не мог сдержать восторгов: «Какие воинственные и гордые лица, какая дикарская чистота типов, какие тонкие, изящные и нервные тела, какое изящество движений! А костюмы особого покроя, приятных тонов, так хорошо пригнанные и подчеркивающие всю красоту человека!».
Ну а лабораторией, где испытывались новые образцы походного снаряжения,
стали воюющие Балканы.

Участник Крымской войны А.А. Александровский, обер-офицер 31-й Гжатской дружины Государственного подвижного ополчения в форме образца 1855 года — красной холщовой рубахе, армяке из крестьянского серого сукна, красном кушаке и золотых эполетах с номером дружины. На серой суконной фуражке — кокарда и желтый латунный ополченческий крест.

Дагерротип, Киев. Октябрь 1855 г.



Великий князь Владимир Александрович в форме офицера лейб-гвардии Стрелкового батальона Императорской Фамилии образца 1857 года. Сабля на поясной портупее введена в 1865 году. Тем самым фотографию можно датировать 1865—1867 годами.

Ателье «Левицкий», Санкт-Петербург.


Михаил Константинович Языков, штабс-ротмистр Кавалергардского полка.

Запечатлен в теплой меховой бекеше, в которой сражался против турок при Шейново в декабре 1877 — январе 1878 годов.

Фототипия 1909 г.


Переход кавказских войск через Саганлуг на пути в Эрзерум, май 1877 года. Гравюра, типография А.М. Котомина, 1879 г.
Архив О. А. Хорошиловой

КРЫМСКАЯ ВОЙНА: ГРУБЫЙ КОМФОРТ СОЛДАТСКИХ ШИНЕЛЕЙ

18 февраля 1855 года скончался император Николай I. Новым монархом России стал Александр II, который одним из первых приказов присвоил генерал-майорам Свиты серебряные аксельбанты. А после поражения в Крымской войне августейше пожаловал армии двубортный темно-зеленый полукафтан французского образца — дорогой, с широкой юбкой, шитьем, галунами и петлицами. Тогда же на смену тесным николаевским панталонам пришли либеральные шаровары, пехотные каски уступили без боя кожаным киверам, скопированным с французских «шако»…

Галльский стиль отчетливо звучал в военной моде начала эпохи Александра II. Но все популярней становилась русская тема. А во главу угла все настойчивее ставилось удобство, а не внешний лоск. Крымские ополченцы в «крестьянских» кафтанах и картузах с крестами. Стрелки Императорской фамилии в красных кушаках и ямщицких шапках…
В окопах Крымской войны офицеры оценили грубый комфорт солдатских шинелей. И после ее окончания военное ведомство пошло навстречу фронтовикам: появилось двубортное пальто, скроенное на манер солдатской шинели.
Это была революция!
А то, насколько она своевременна, показала Русско-турецкая война.

Нижние чины одного из русских пехотных полков во время отдыха. Кавказский фронт Русско-турецкой войны, 1877—1878 гг.
Частная коллекция (США)

ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА: СПАСИТЕЛЬНАЯ «НЕУСТАВЩИНА»

Проливные дожди превращали дороги в чавкающее месиво. Интендантские склады находились порой так далеко, что сыскать их не могли сами интенданты. Обмундирование, сочиненное фатом-императором, не годилось для изнурительных походов в снег и стужу.
Его перекраивала и доводила до ума сама армия.
Еще по дороге на Дунай многие вспомнили печальную Крымскую кампанию, когда дальнозоркие англичане и французы выбивали русских офицеров по их форме и эполетам. К тому же солдатское обмундирование было объективно удобнее в походах. Так офицеры преобразились в нижних чинов.
Другой проблемой стала жара. С немого согласия императора уставную форму тихонько изменили. Так по крайней мере утверждал генерал Паренсов: «Каски и мундиры были брошены, явились не только кителя и рубашки, но и назатыльники из белого холста, подобные тем, которые носят наши войска в Средней Азии; наконец, многие части войск сняли сапоги и обулись в местные опанки, легкую практичную обувь одинаково удобную в жару, в грязь и в холод, но, конечно, не щеголеватую на вид».

Но настоящие испытания на прочность формы и смекалку бойцов начались зимой, когда русские Западный и Южный отряды форсировали Балканы. Теплых вещей катастрофически не хватало. Большинство солдат — в серых кислых шинелях, в развалившихся сапогах, перевязанных чем попало, на голове — бесформенные нахлобучки и суконные кепи, о которых так много думал император.
От обморожения и верной гибели спасали себя сами. Предусмотрительные офицеры еще летом запаслись войлочными сапогами и полушубками. Зимой они шили себе толстые наушники из отрезанных концов башлыка, а рукавицы — из турецких килимов и домотканых балканских ковров.
Обувь придумывали из всего, что было под рукой. Наворачивали куски сукна и войлока, отрезы походных палаток и одеял, шерстяные платки и воловью кожу мехом наружу. Стягивали все это жгутами и получались балканские опанки — в национальных одеяниях «братушек» было куда больше здравых идей, нежели в александровской форме.

Чем ближе наша армия подбиралась к Софии, тем больше неуставных элементов появлялось в ее одежде. Полки обратились в кочевые полчища не то переселенцев, не то разбойников. В их облике перемешались все балканские народы, русская и турецкая формы.

Впрочем, как писал Александр Берс, «у некоторых даже трудно было разобрать, во что были обмотаны ноги». Офицеры покупали полушубки, войлочные и меховые шапки, овчинные рукавицы и валенки, превращаясь в балканских молодцеватых помещиков. Вместо походных шаровар надевали купленные у местного населения войлочные штаны, широкие в шагу. Вместо шинелей и сношенных полушубков — кожаные пальто и шведские куртки, которые в небольших количествах получали из отрядов Красного Креста.

Во время походов даже расточительные гвардейцы научились беречь сапоги, без которых работать и воевать невозможно. Александр Берс вспоминал: «В снятые с меня мокрые сапоги сейчас же вкладывались маленькие походные колодки; таким образом сапоги не съеживались от мокроты и не доставляли мне тех мучений, которые испытывали другие».
Чем ближе наша армия подбиралась к Софии, тем больше неуставных элементов появлялось в ее одежде. Полки обратились в кочевые полчища не то переселенцев, не то разбойников. В их облике перемешались все балканские народы, русская и турецкая формы. Их изможденные почти раннехристианские лица, недобрые и выразительные, тонули в клокастых бородах горных дикарей.

Павел Константинович Ржевский 1-й, офицер Кавалергардского полка, в офицерском пальто образца 1855 года.

Фототипия. Архив О.А. Хорошиловой.

Однако в начале января перед самым вступлением в Софию все как-то ожили, встрепенулись, в руках засеребрились кусочки зеркал — всем хотелось выглядеть молодцами. И перед самым окончанием войны в Сан-Стефано многие офицеры вернули себе щеголеватый вид, отлично вымывшись, купив белья, сходив к цирюльнику. Некоторые решили бороды не брить до официального распоряжения. Но и получив его, не спешили с ними расставаться. К примеру, генерал-лейтенант Эрнрот став после окончания войны военным министром Болгарии, продолжал носить густую мужиковатую бороду — в память о своем участии в боях.

В.В. Верещагин «Шипка—Шейново. Скобелев под Шипкой» в 1878 году.

ПРАВДА ХУДОЖНИКА ВЕРЕЩАГИНА

Критика александровской формы звучала во многих мемуарах — у обласканных царским вниманием штабных генералов и безымянных пехотных офицеров, журналистов и художников. Критиковал ее и художник Василий Верещагин, участник военной кампании.

Ему, любителю комфорта, парижских мод и красоты, пришлось столкнуться с нечеловеческими условиями похода и опробовать новые варианты балканского «обмундирования», собранного из теплого «чего-попало». То, что могло бы стать новой формой армии, он перечислил в статье «Из опыта походов», опубликованной в 1889 году. Заканчивается она почти требованием:
«Необходимо, чтобы солдат наш … сбросил бы с себя иностранную форму, которую он еще имеет и, одетый в полушубок с теплыми рукавицами и носками, наловчился бы во всех маневрах, изворотах и движениях зимою».
Эту статью художник писал явно под влиянием перемен, начатых императором Александром III сразу после восшествия на престол. Как и Верещагин, он участвовал в Русско-турецкой войне. Знал о недостатках отцовской формы, любил русский стиль, а западный не любил.
Александр III и ввел новый военный костюм, более удобный и патриотичный, превратив солдат и офицеров в картинных коренастых мужиков a’la Russe.

В.В. Верщагин. На Шипке все спокойно. ..

Офицеры и нижние чины 2-й гвардейской кавалерийской дивизии в формах образца 1855—1857 гг. Представлены части: лейб-гвардии Драгунский, лейб-гвардии Уланский Его Величества, лейб-гвардии Гродненский гусарский и Лейб-Атаманский полки. Раскрашенная гравюра по рисунку К. К. Пиратского. Конец 1850-х гг. Частная коллекция (Париж).

Поручик Сергей Александрович Юренев в лацканном мундире 3-й Гвардейской и Гренадерской артиллерийской бригады. Ателье «Н. Индутный», Санкт-Петербург. 1880 г. Архив О. А. Хорошиловой

Лацканные мундиры эпохи Александра II будут возвращены русской армии в 1907 году по распоряжению Николая II. Император позирует в только что введенной форме лейб-гвардии Преображенского полка. Фотооткрытка, издательство А. Л. Кононова. Конец 1900-х гг. Архив О. А. Хорошиловой

Князь Николай Васильевич Репнин, ротмистр лейб-гвардии Кавалергардского полка в парадной форме образца 1855 года – в мундире и темно-синих чакчирах с красными лампасами и выпушкой. На груди заметна серебряная перевязь для подсумка. Ателье «Photographie de Franck», Париж, 1862 г. Архив О. А. Хорошиловой

Воспитанник Александровского военного училища в парадной форме образца 1863 года. Обращают внимание неуставные шаровары, расширяющиеся к низу на морской манер. Ателье «Фотография Цикен», Москва. Середина 1860-х гг. Архив О. А. Хорошиловой

Генерал от инфантерии князь Петр Дмитриевич Горчаков, участник покорения Кавказа и Крымской войны. Позирует в общегенеральской форме образца 1855 года с алыми шароварами. На мундире заметны лента и звезда ордена св. Александра Невского. Ателье «Disderi», Париж. Конец 1850-х – начало 1860-х гг. Архив О. А. Хорошиловой

Подпрапорщик на должности фельдфебеля Лейб-гвардии 1-го стрелкового Его Величества батальона. Позирует в форме образца 1856 г. Снимок сделан во время празднования юбилея батальона. Фотоателье «К. Е. фон Ган и Ко», 1906 г. Архив О. А. Хорошиловой.

Нижний чин из горцев лейб-гвардии Кавказского эскадрона Собственного Его Величества конвоя. К левой газырнице прикреплен Знак отличия Военного ордена. Ателье «W. Carrick», Санкт-Петербург. Начало 1860-х гг. Архив О. А. Хорошиловой

Военный врач, состоящий в одном из отрядов Красного креста. Снят перед отправкой на театр Русско-турецкой войны. Молодой человек неплохо подготовился к балканским условиям. На нем теплое, на вате пальто, через плечо – кожаная сумка с медикаментами, на ногах удобные краги и швейцарские ботинки, в руках – альпеншток. Ателье «Marr&Radoschevitche», Киев. 1877 г. Архив О. А. Хорошиловой

Штабс-капитан Геннадий Константинович Язвин в мундире лейб-гвардии Гренадерского полка образца 1855 года. Так подтянуто и молодцевато участники Русско-турецкой компании выглядели лишь после ее завершения. Ателье «Т. С. Хитров и Сие», София (Болгария). Конец 1870-х гг. Архив О. А. Хорошиловой

Казимир Густавович Эрнрот, генерал-лейтенант, военный министр Болгарии, участник Русско-турецкой войны. Одет в двубортную тужурку болгарской армии. Ателье «Фотография Д. А. Карастоянов», София. 1880 г. Архив О. А. Хорошиловой

Ошибки Русско-турецкой войны были учтены. В правление императора Александра III русская армия получила больше теплых бекеш и валенок, в которых позируют разведчики лейб-гвардии Измайловского полка. Фотооткрытка. Около 1903 г. Архив О. А. Хорошиловой

Штаб Новогеоргиевской крепости. В верхнем ряду позируют нижние чины четырех крепостных пехотных полков. На околыше одного из солдат видна желтая шифровка «4Н» (4-й крепостной Новогеоргиевский полк). В среднем ряду – офицеры штаба Новогеоргиевской крепости. Пятый справа – комендант крепости инженер-генерал Вольдемар Георгиевич Бурман. Четвертый справа – крепостной интендант полковник Карл Александрович Шульман. Шестой справа возможно – начальник штаба крепости. Офицеры одеты в серые двубортные пальто, введенные в 1855 году. На начальнике штаба – роскошная «николаевская» шинель на меху. У ног молодого адъютанта поручика – камера Kodak. Ноябрь, 1896 года. Фотограф А. Соловьев. Архив О. А. Хорошиловой

Василий Васильевич Верещагин, художник-баталист. В петлице сюртука заметен орден св. Георгия IV степени. Фотоателье «Шерер, Набгольц и Ко», Москва, 2-я половина 1890-х годов. Архив О. А. Хорошиловой

Военная форма русской армии

Музей военной формы одежды — отчёт. Часть 3.

Мы снова возвращаемся в залы музея военной формы , чтобы проследить изменения в течении XX века.

Рядовой пехотного полка в летнем (экспериментальном) обмундировании для войск, действующих на Дальнем Востоке.
1904-1905 годы. Россия, 2000-е годы. Научная реконструкция.
Матрос Российского Императорского флота. 1904-1905 годы. Россия, 2000-е годы. Научная реконструкция.

Мундир солдатский 17-го драгунского Нижегородского Его Величества полка. Российская империя, 1908-1917 годы.

Обратите внимание на шашку с азиатской рукояткой. Это была отличительная особенность драгунских полков отличившихся на Кавказе.

В 1907 г. исходя из опыта русско-японской войны в русской армии было введено полевое летнее обмундирование защитного (зеленовато-серого) цвета, состоявшее из фуражек с козырьками для всех чинов, кителей на пять пуговиц с накладными карманами на груди и боках для офицеров, рубах-гимнастерок из бумажной материи для солдат и защитного цвета шаровар для всех родов войск, кроме кавалерии и конной артиллерии (которым были оставлены при походной форме серо-синие рейтузы с цветными выпушками) и казаков (которым были оставлены синие шаровары с лампасами по цвету войска)

.

Мундир солдатский 17-го драгунского Нижегородского Его Величества полка. Российская империя, 1908-1917 годы.


В 1907 г. исходя из опыта русско-японской войны в русской армии было введено полевое летнее обмундирование защитного (зеленовато-серого) цвета, состоявшее из фуражек с козырьками для всех чинов, кителей на пять пуговиц с накладными карманами на груди и боках для офицеров, рубах-гимнастерок из бумажной материи для солдат и защитного цвета шаровар для всех родов войск, кроме кавалерии и конной артиллерии (которым были оставлены при походной форме серо-синие рейтузы с цветными выпушками) и казаков (которым были оставлены синие шаровары с лампасами по цвету войска).

Каска нижних чинов 13-го драгунского Военного ордена полка. Российская империя, 1909-1917 годы.

Колет солдатский 13-го драгунского Военного ордена полка (Неутвержденный образец). Российская империя, 1908 год

Рубаха солдатская 14-го гренадерского Грузинского Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полка.
Российская империя, 1913-1917 годы.

В этом варианте формы на обычную гимнастерку с помощью крючков крепились парадные элементы формы.

Старший унтер-офицер 7-го гренадерского Самогитского полка. 1914 год.
Россия, 2000-е годы. Научная реконструкция.

Именно в такой форме Российская императорская армия вступила в Первую мировую войну.

Рядовой особых пехотных бригад Русского экспедиционного корпуса во Франции. 1919 год.
Россия, 2000-е годы. Научная реконструкция.

Первоначально планировалось направить во Францию формирования общей численностью в 400 000 человек личного состава. Особые экспедиционные войска РИА включали в себя четыре отдельные особые пехотные бригады общей численностью личного состава в 750 офицеров и 45 000 унтер-офицеров и солдат, которые прибыли в течение 1916 года во Францию. 1-я и 3-я особые пехотные бригады были отправлены на фронт в Шампани, а 2-я и 4-я — на Салоникский фронт, в Македонию. Весной 1917 года во Францию прибыли артиллерийская бригада и инженерно-сапёрный батальон. Личный состав корпуса совместно с французскими и британскими войсками защищал регион Шампань-Арденны. Особо отличилась пехота корпуса под Реймсом, не допустив прорыва немецких дивизий в направлении Парижа.

В 1917 году закончилась история Российской империи, но история развития формы продолжилась.

Штурм перекопа.

В период Гражданской войны музей охватывает как форму созданной Рабоче-Крестьянской Красной армии, так и форму войск Добровольческой армии.

Прапорщик Офицерского стрелкового генерала Дроздовского полка. 1919 год.
Россия, 2000-е годы. Научная реконструкция.

«Цветные» воинские части — широко распространённое неофициальное, укрепившееся впоследствии в историографии и популярной литературе название белых именных полков, бригад и дивизий 1-й пехотной дивизии Добровольческой Армии и 1-го Армейского корпуса Добровольческой армии периода Гражданской войны в России по причине свойственных каждой из частей определенных цветов фуражек, погон, нарукавных знаков и шевронов (красного, чёрного, малинового, голубого).

Зимний головной убор (шлем) кавалерии РККА, образца 1922 года. Россия, 2000- годы. Научная реконструкция.
Зимняя единая форма одежды РККА, образца 1922 года. Красноармеец, кавалерия. Реконструкция, 1944 г.

Зал посвящённый предвоенному периоду.

В этом зал можно разобраться в знаках различия, которые были в ходу в 30-е годы. И больше узнать про «кубы», «шпалы» и какому званию они соответствовали.

Портрет М.П. Шемякина. М.М. Шемякин. Россия, 2000 год.
Бронза, лить, чеканка, гравировка, полировка, патенирование.

Фрагмент. Летняя повседневная форма одежды командного и начальствующего состава автобронетанковых войск РККА, образца 1935 г. Старший лейтенант, 1940-1941 годы. СССР, 1936-1941 годы.

Зал посвященный Великой Отечественной войне.

Здесь можно примерить на себя телогрейку и подержать в руках макет ППШ. Так что вашему ребенку будет развлечение не только в разглядывании форменной одежды.

Летняя походная форма одежды (форма №5) рядового состава Военно-морского флота СССР, образца 1934-1939 годов.
Краснофлотец. Россия, 2000-е годы. Научная реконструкция.

В залах музея посетители смогут познакомиться с реформой 1943 года, когда были введены погоны и увидеть парадную форму 1945 года.

Реформа военной формы Советской Армии середины 1950-х годов тесно связана с именем первого заместителя Министра обороны СССР (с 1955 — Министра обороны СССР) Г.К. Жукова и фактически совпала с его приходом к власти в советском военном ведомстве. Преобразования прошли в несколько этапов: в марте 1954 году изменилась форма высшего командного состава, в 1955 году — офицеров. Тогда же были введены специальные Правила ношения военной формы, включающие в себя и правила ношения государственных и ведомственных наград.

Парадная форма сержантов и солдат Сводного оркестра Московского гарнизона.
Рядовой. СССР, 1967-1971 годы.

Июль 1969 г. ознаменовал собой новое коренное изменение внешнего вида военнослужащих Советской Армии. Для Вооружённых Сил СССР это было последнее радикальное преобразование такого рода — дальнейшие изменения будут носить скорее эстетико-косметический характер, за исключением полевой формы.

Завершает музейную экспозицию современная форма Российской армии, но история форменной одежды на этом не заканчивается.
Музей ждет своих гостей, чтобы рассказать увлекательную и яркую историю военной формы Российской армии.

Адрес:ул. Большая Никитская, дом 46/17, строение 1 Ст. метро Баррикадная.
Время работы: Вторник-Воскресенье с 10:00 до 19:00.
Цена билета: 400 руб, льготный 150 руб, бесплатный (для определенных категорий граждан)

Поддержи авторов — Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.

Император Николай II испытывает новое обмундирование для солдат своей армии в 1909 году

Император Николай II испытывает новое обмундирование для солдат своей армии. Ливадия 1909
Фото © Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)

На этой серии фотографий изображен император Николай II в форме рядового в Ливадии. Царь взял на себя обязанность провести испытания новой униформы для солдат своей армии.

Император Николай II испытывает новое обмундирование солдат своей армии. Ливадия 1909
Фото © Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)

В 1909 году Владимир Александрович Сухомлинов (1848-1926) военный министр работал над важной реформой, определением типа одежды и снаряжение, которое в будущем будет носить и носить каждый русский пехотинец. При рассмотрении поправок, предложенных министром, следующее дает убедительное доказательство крайней добросовестности и чувства долга, которыми руководствовался Николай II, как главнокомандующий Российской императорской армией. Царь хотел получить полную информацию о фактах и ​​решил лично испытать предложенное новое оборудование.

Император Николай II тестирует новую форму для солдат своей армии. Ливадия 1909
Фото © Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)

О своем намерении император сообщил только Александру Александровичу Мосолову (1854-1939), занимавшему посты министра двора и коменданта дворца. Они привезли во дворец полное снаряжение солдата нового образца из стоявшего под Ливадией полка. Не было ни фаланга, ни пошива по точной мерке для царя; он был в точном положении любого новобранца, которого одели в выбранную для него рубашку, штаны и форму и дали винтовку, сумку и патроны. Царь позаботился также о поставках хлеба и воды. Вооружившись таким образом, он отправился один, прошел двадцать километров туда и обратно по наугад выбранному маршруту и ​​вернулся во дворец. Сорок километров — двадцать пять миль — это полная длина его марш-броска; редко от войск требуется сделать больше за один день.

Император Николай II тестирует новую форму для солдат своей армии. Ливадия 1909
Фото © Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)

Царь вернулся в сумерках, после восьми-девятичасового перехода, включая время отдыха. Тщательный осмотр показал, вне всяких сомнений, что на его теле не было волдырей или ссадин на какой-либо части тела. Сапоги не повредили ему ноги. На следующий день реформа получила одобрение Государя.

Император Николай II тестирует новую форму для солдат своей армии. Ливадия 1909
Фото © Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)

Царь считал себя солдатом — первым профессиональным солдатом Российской империи. В этом отношении он не шел на компромиссы: его долг состоял в том, чтобы делать то, что должен делать каждый солдат.

Из книги При дворе последнего царя А.А. Мосолов. Английское издание, вышедшее в 1935

ФОТО: барельеф с изображением Императора Николая II
испытание нового обмундирования солдат его армии

© Paul Gilbert. 5 октября 2022

Нравится:

Нравится Загрузка…

Царь Николай II не одобрит новую форму российской армии, пока не испытает ее на себе

Фото: Laski Diffusion / Getty Images

Царь Николай II считал себя не только членом царской семьи, но и солдатом. В детстве он получил военное образование и поэтому был глубоко связан с интересами и заботами молодых русских солдат. Когда пришло время выпускать новую униформу, Николай убедился, что она соответствует его строгим стандартам, испытав ее на себе!

Просьба Владимира Сухомлинова о реформе

В 1909 году военный министр Владимир Сухомлинов занимался разработкой нового стандартного обмундирования и снаряжения для военнослужащих Российской империи. В частности, униформа нуждалась в реформировании и требовала одобрения царя Николая II, прежде чем ее можно было ввести в Императорскую российскую армию.

Царь Николай II в России, 1890 год. (Фото: Коллекция Генри Гуттмана / Hulton Archive / Getty Images)

Николай считал себя первым профессиональным солдатом Российской империи. Он не собирался утверждать форму для всей пехоты на основании слова министра. Вместо этого он сам протестировал новую форму. О своих планах он никому не сообщил, кроме министра двора и коменданта дворца Александра Мосолова.

Военный лагерь возле Ливадийского дворца проводил собственные испытания предложенной формы, и Николай заказал ее. Он не был приспособлен для него, как и оборудование. Это была стандартная униформа, которая давала ему максимально аутентичный опыт.

Царь Николай II испытывает мундир

Предлагаемый военный мундир включал подсумок, винтовку и патроны. Надев его, царь Николай II вышел из дворца, чтобы испытать его. Убедившись, что он собран на целый день, он привез с собой нормативный однодневный запас хлеба и воды, подобный тому, который выдавали русским солдатам.

Царь Николай II в мундире русского солдата. (Фото: PA Images/Getty Images)

Николас начал свое путешествие, пройдя примерно 20 километров, прежде чем развернуться и отправиться обратно во дворец.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *