Форма правления ссср: Форма правления в СССР: описание устройства государства, политический режим и символика

Содержание

§ 11.2. Особенности советской формы правления. Проблемы теории государства и права: Учебник.

§ 11.2. Особенности советской формы правления

По форме правления Советское государство объявлялось республикой, для которой были характерны объединение всех ветвей власти в Советах: депутаты сами принимали и исполняли законы, а также контролировали их исполнение.

На этой идеологической основе, была создана мощная исполнительная власть, Советы были организованы как единая система, находившаяся полностью под партийным контролем.

Назначение на все посты (должности) проходило по решению партийных органов на основе принципа «номенклатуры»[387]. Список № 1 (назначались на должности по решению Политбюро, Секретариата ЦК КПСС), Список № 2 (назначались по решению отделов ЦК КПСС, других партийных подразделений) включали в себя эти должности и закрепляли господство партии через механизм назначения «своих людей» на ключевые посты. Эти номенклатуры были введены постановлением Политбюро в 1925 г. [388].

Но это была только одна из особенностей Советского государства. Другой явилась практика оформления Советами партийных решений, либо принятие совместных решений партийными и советскими органами (например, совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР), а также следование директивному методу управления, когда особо важным партийным решениям придавалось значение директивы для Советов и их органов. Подкрепляло Советское государство и сращивание четвертой власти — средств массовой информации — с партийной, исполнительной властью. Поставленные организационно и идеологически под всеохватывающий контроль партии (от цензуры до методов организации подписки, главным образом на партийные печатные издания), средства массовой информации в целом апологетически обслуживали все иные ветви власти, формировали утопическое, мифологическое и конформистское общественное сознание.

Законодательной опорой власти, базирующейся на действенном механизме партийной ответственности (исключение из партии было равносильно гражданской смерти) и государственной власти, опирающейся на «силовые» структуры, главным образом на карательные органы, являлась Конституция СССР 1936 г.

, которая закрепляла за КПСС руководящую и направляющую роль, видели в ней ядро политической системы страны.

На некоторых этапах своей эволюции советская форма правления вырождалась в фактически монархические формы государственности — единоличную диктатуру вождя — Генерального секретаря КПСС.

Вождизм в Советском государстве — власть Генерального секретаря партии — явил собой новые формы неограниченной, абсолютистской монархии. Породил этот принцип и новые проблемы в функционировании Советского государства, особенно при передаче власти от одного вождя другому.

В организации советской формы правления особое место заняло специфическое соотношение судебной и других ветвей власти. В Советском государстве в определенные периоды происходило сращивание не только законодательной и исполнительной властей, но и судебной и исполнительной, практически сращивание с партийной властью. В эти периоды Политбюро ЦК КПСС принимало решения о том, какие конкретные результаты должны были иметь те или иные судебные процессы[389].

Существуют и другие особенности советской формы правления:

1. Советское государство оказалось удобной формой государственности для социалистической организации власти, т.е. распределительной экономической системы, обеспечения уравнительной, социально-иждивенческой психологии.

2. Решениями и принуждением Советского государства обеспечивалась фактическая трудовая повинность, были введены уголовные наказания за нарушения трудовой дисциплины, уходы с работы, контроль за уровнем оплаты труда (ограничения оплаты), даже за наличием денег в кассе каждого предприятия, организации (так называемый кассовый план), сбытом и снабжением. Огромная армия чиновников (работников исполкомов Советов, его отделов) выполняли функции распределителей-распорядителей ресурсов, результатов труда, материальных и иных благ.

3. Политический режим этого периода можно охарактеризовать как тоталитарный — Советское государство вмешивалось во все сферы жизнедеятельности общества, контролировало функционирование всех общественных организаций, вторгалось в личную жизнь граждан. Все это породило социальное иждивенчество. При этой идеологии многие члены общества, соглашаясь на контроль со стороны государства, рассчитывали на непосредственную помощь, заботу государства в сфере образования, здравоохранения, науки, социального страхования и даже личной сфере, трудовой деятельности (формальное отсутствие безработицы, обеспечение занятости), в других областях жизни общества.

4. Законодательная власть функционировала с помощью указов, которые принимал Президиум Верховного Совета СССР (РСФСР), которые иногда даже не утверждались Верховным Советом СССР (РСФСР).

Такая практика позволяла оперативно осуществлять прорывы в отдельных областях жизни, главным образом технических, технологических, но позволяла проводить в жизнь и антидемократические, геноцидные, антигуманные решения, направленные против отдельных этносов, социальных групп (в частности, интеллигенции), против принципов гуманизма (например, 15 февраля 1947 г. был издан следующий нормативно-правовой акт — о запрещении браков между гражданами СССР и иностранцами).

Словом, форма правления в Советском государстве, его реальная жизнь являли собой разрыв между формально провозглашенными и даже конституционно закрепленными правами, целями, идеалами, другими характеристиками и фактической практикой организации и функционирования государства.

Тот же разрыв происходил и в национально-государственном и административно-территориальном устройстве. В определенные периоды провозглашенное федеративное устройство России фактически было унитарным — и это также стало одной из особенностей Советского государства.

72. Создание судебных органов Советской республики

72. Создание судебных органов Советской республики Формирование новой судебной системы началось с Декрета о суде № 1, принятого СНК 22 ноября 1917 г. Этим Декретом упразднялись все дореволюционные судебные органы, созданные судебной реформой 1864 г. : окружные и судебные

76. Избирательная система 1918 г. и органы советской власти

76. Избирательная система 1918 г. и органы советской власти В основу построения и деятельности советского государственного аппарата положен принцип демократического централизма. Высшим органом власти был Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами — ВЦИК. В

Статья 24. Ответственность председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и членов его правления

Статья 24. Ответственность председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и членов его правления 1. Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и члены его правления

4.

 Формы государства, основные форма правления

4. Формы государства, основные форма правления Форма государства – это система организации государственной власти, действующая в совокупности.Элементы:1) форма правления (система организации государственных органов, порядок их образования, деятельности,

§ 3. Принципы советской уголовно-правовой политики

§ 3. Принципы советской уголовно-правовой политики Основу уголовно-правовой политики составляют принципы, на которых строится борьба с преступностью. К. Маркс, отмечая значение принципов в жизни общества, писал, что стоит только взять «в качестве исходного пункта дурные

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов. Основными причинами возникновения государства являются:1) переход от «присваивающей»

2. Формы правления

2. Формы правления Данная категория, является неотъемлемой составляющей формы государства и показывает, как образуются новые органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует о том, участвует ли население в

§ 2. Особенности советской правовой системы

§ 2. Особенности советской правовой системы В 1917 г. в нашей стране был начат коммунистический эксперимент – строительство принципиально нового общества, которое должно было, по мысли его организаторов, основываться на всеобщем равенстве и свободе человека труда,

55. Формы правления в арабских странах

55.  Формы правления в арабских странах В арабских странах сохранилась монархическая форма правления (Марокко, Иордания, Саудовская Аравия, султанат Оман и шейхства Аравийского полуострова).Монархия в абсолютной форме сохранилась только в Саудовской Аравии и в султанате

82. Формы правления в арабских странах. Монархия

82. Формы правления в арабских странах. Монархия Монархическая форма правления сохранилась в настоящее время в Марокко, Иордании, Саудовской Аравии, султанате Оман и шейхствах Аравийского полуострова.Абсолютные монархии в арабских государствах сохранились в настоящее

Глава VI ЕВРОПА В СОВЕТСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ

Глава VI ЕВРОПА В СОВЕТСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ Позволю себе одно личное замечание. Свою первую поездку на Запад в качестве Генерального секретаря ЦК КПСС я совершил в октябре 1985 года во Францию. Примерно за год до этого, в декабре 1984 года посетил Великобританию во главе

Вехи советской криминалистики

Вехи советской криминалистики В первые же месяцы после Великой Октябрьской социалистической революции народная милиция, ВЧК и суды столкнулись с непомерными трудностями. Регистрационные картотеки преступников-профессионалов были почти повсеместно полностью

Форма государства в историко-правовых исследованиях советского периода | Ящук

1. Астафичев П. А. Обеспечение защиты исторической правды как новый принцип в конституционном праве современной России / П. А. Астафичев // Правоприменение. – 2020. – Т. 4, № 4. – С. 5–11. – DOI: 10.24147/2542-1514.2020.4(4).5-11

2. Проблемы общей теории права и государства / под ред. В. С. Нерсесянца. – М. : Норма : Инфра-М, 1999. – 832 с.

3. Теория государства и права / под ред. А. А. Клишаса – М. : Статут, 2019. – 512 с.

4. Чиркин В. Е. Государствоведение / В. Е. Чиркин. – М. : Юристъ, 2000. – 382 с.

5. Здунова Д. И. Форма государства: причины многообразия форм / Д. И. Здунова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2019. – № 10. – С. 155–156. – DOI: 10.23672/SAE.2019.10.39049.

6. Рыбаков В. А. Форма Советского государства / В. А. Рыбаков. – М. : ИНФРА-М, 2020. – 191 с.

7. Метель О. В. От «Рассадника социалистических идей» к «Орудию социалистической реконструкции»: основные этапы эволюции коммунистической академии / О. В. Метель // Вестник Пермского университета. История. – 2018. – № 2 (41). – С. 136–144. – DOI: 10.17072/2219-3111-2018-2-136-144.

8. Очерки по истории юридических научных учреждений в СССР / отв. ред. В. М. Курицын, А. Ф. Шебанов. – М. : Наука, 1976. – 238 с.

9. Советская историко-правовая наука : очерки становления и развития / отв. ред. В. М. Курицын. – М. : Наука, 1978. – 352 с.

10. Киселев М. А. Конфликты советских историков права из-за плагиата в середине 1930-х – начале 1940-х гг./ М. А. Киселев // Уральский исторический вестник. – 2020. – № 3. – С. 124–133. – DOI: 10.30759/1728-9718-2020-3(68)-124-133.

11. Чистяков О. И. О состоянии и задачах научных исследований в области истории советского государства и права / О. И. Чистяков // Чистяков О. И. Избр. тр. / О. И. Чистяков. – М. : Норма, 2006. – С. 13–22.

12. Чистяков О. И. О научной литературе по истории советского государства и права на современном этапе / О. И. Чистяков // Проблемы истории государства и права и политических учений : сб. ст./ ред. И. В. Павлов, В. М. Курицын. – М. : Ин-т государства и права, 1974. – С. 17–35.

13. Немытина М. В. Социальные отношения и право в советском обществе / М. В. Немытина, Ц. Ц. Михеева // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. – 2017. – Т. 21, № 3. – С. 331–354. – DOI: 10.22363/2313-2337-2017-21-3-331-354.

14. Долгова Е. А. Рождение советской науки: ученые в 1920–1930-е гг. / Е. А. Долгова. – М. : РГГУ, 2020. – 469 с.

15. Fitzpatrick S. Education and Social Mobility in the Soviet Union 1921-1934 / S. Fitzpatrick. – Cambridge University Press, 2002. – 355 p.

16. Ящук Т. Ф. От истории русского права к истории государства и права СССР: трансформация науки и учебной дисциплины в 1917 – 1940-е гг. / Т. Ф. Ящук // Вестник Томского государственного университета. – 2020. – № 458. – С. 261–269. – DOI: 10.17223/15617793/458/31.

17. Становление Советского государства и права (1917–1920 гг.) / отв. ред. А. П. Косицын. – М. : Наука, 1968. – 607 с. – (История Советского государства и права. Кн. 1).

18. Советское государство и право в период строительства социализма (1921–1935 гг.) / отв. ред. Е. А. Скрипилев. – М. : Наука, 1968. – 622 с. – (История Советского государства и права. Кн. 2).

19. Советское государство и право накануне и в годы Великой Отечественной войны (1936–1945 гг.) / отв. ред. А. П. Косицын. – М. : Наука, 1985. – 358 с. – (История Советского государства и права. Кн. 3).

20. Лафитский В. И. С.В. Юшков и историко-правовая школа / В. И. Лафитский, М. В. Залоило // Журнал российского права. – 2015. – № 9. – С. 121–131. – DOI: 10.12737/13044.

21. Кострюков П. А. Проблемы периодизации и типологии государства и права в трудах С.В. Юшкова / П. А. Кострюков // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2009. – № 3 (4). – С. 92–96.

22. Кривенький А. И. Развитие концептуальных основ учебной дисциплины «История государства и права России» (на примере трудов профессора С.В. Юшкова) / А. И. Кривенький // Вестник МГПУ. Серия «Юридические науки». – 2012. – № 1. – С. 32–43.

23. Юшков С. В. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси / С. В. Юшков. – М. ; Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1939. – 256 с.

24. Юшков С. В. К вопросу о политических формах русского феодального государства / С. В. Юшков. – Вопросы истории. – 1950. – № 1. – С. 71–93.

25. Юшков С. В. К вопросу о сословно-представительной монархии в России / С. В. Юшков // Советское государство и право. – 1950. – № 10. – С. 39–51.

26. Чугаев Д. А. История создания и упрочения Советского государства / Д. А. Чугаев. – М. : Мысль, 1964. – 78 с.

27. Городецкий Е. Н. Рождение Советского государства, 1917–1918 / Е. Н. Городецкий. – М. : Наука, 1987. – 349 с.

28. Ирошников М. П. Создание советского центрального государственного аппарата / М. П. Ирошников. – М. ; Л. : Наука, 1966. – 298 с.

29. Клеандрова В. М. Организация и формы деятельности ВЦИК (1917–1924) / В. М. Клеандрова. – М. : Юридическая литература, 1968. – 127 с.

30. Лепешкин А. И. Советы – власть трудящихся (1917–1936) / А. И. Лепешкин. – М. : Юридическая литература, 1966. – 575 с.

31. Лепешкин А. И. Советы – власть народа (1936–1977) / А. И. Лепешкин. – М. : Юридическая литература, 1967. – 375 c.

32. Кукушкин Ю. С. Исторический путь Советов в СССР / Ю. С. Кукушкин. – М. : Знание, 1966. – 54 с.

33. Раджабов С. А. Создание Узбекского социалистического государства / С. А. Раджабов. – Ташкент : Госиздат УзССР, 1950. – 104 с.

34. Миллер В. О. Развитие советской государственности в Латвии / В. О. Миллер. – М. : Госюриздат, 1961. – 176 с.

35. Уразаев Ш. З. Туркменская АССР – первое социалистическое государство в Средней Азии / Ш. З. Уразаев. – М. : Госюриздат, 1961. – 179 с.

36. Чистяков О. И. Становление Российской Федерации. (1917–1922) / О. И. Чистяков. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1966. – 327 с.

37. Ящук Т. Ф. Организация местной власти в РСФСР. 1921–1929 гг. / Т. Ф. Ящук. – Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2007. – 590 с

38. Чистяков О. И. Конституция СССР 1924 года / О. И. Чистяков. – М. : Зерцало-М, 2004. – 216 с.

39. Златопольский Д. Л. СССР – федеративное государство / Д. Л. Златопольский. – М. : Изд-во Моск. унта, 1967. – 335 с.

40. Национальная государственность союзных республик / ред. Д. Л. Златопольский, О. И. Чистяков. – М. : Юридическая литература, 1968. – 567 с.

41. Gerasimov I. The Great imperial Revolution / I. Gerasimov // Ab Imperio. – 2017. – № 2. – P. 21–44. – DOI: 10.1353/imp.2017.0029.

42. Semyonov A. The Ambiguity of Federalism as a Postimperial Political vision: editorial introduction / A. Semyonov // Ab Imperio. – 2018. – № 3. – P. 23–30. – DOI: 10.1353/imp.2018.0057.

43. Круглов В. Н. Организация территории России в 1917–2007 гг. : идеи, практика, результаты / В. Н. Круглов. – М. : Ин-т рос. истории РАН : Центр гуманитар. инициатив, 2020 . – 480 с.

44. Шафир М. А. Административно-территориальное устройство Советского государства / М. А. Шафир. – М. : Наука, 1983. – 176 с.

45. Денисов А. И. Теория государства и права / А. И. Денисов. – М. : Юрид. изд-во, 1948. – 532 с.

46. Пайгина Д. Р. Политический режим и перспективы его исследования в юридической науке / Д. Р. Пайгина // Журнал российского права. – 2015. – № 11. – С. 29–34. – DOI: 10.12737/14367.

47. Левин И. Д. Современная буржуазная наука государственного права: Критика основных направлений / И. Д. Левин. – М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1960. – 399 с.

48. Чистяков О. И. О социальной ценности историко-правовых наук / О. И. Чистяков // Чистяков О.И. Избр. тр. / О. И. Чистяков. – М. : Норма, 2008. – С. 60–79.

49. Мартысевич И. Д. Общественно-политический строй и право Псковской феодальной республики XIV– XV вв. / И. Д. Мартысевич. – М. : МГУ, 1965. – 30 с.

50. Мартышин О. В. Вольный Новгород: общественно-политический строй и право феодальной республики / О. В. Мартышин. – М. : Российское право, 1992. – 384 с.

51. Гальперин Г. Б. Генезис и развитие сословной монархии в России (XV–XVI вв.) / Г. Б. Гальперин. – Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. – 37 с.

52. Абсолютизм в России. (XVII–XVIII вв.) / отв. ред. Н. М. Дружинин. – М. : Наука, 1964. – 519 с.

53. Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России / П. А. Зайончковский. – М. : Просвещение, 1968. – 368 с.

54. Виленский Б. В. Судебная реформа и контрреформа в России / Б. В. Виленский. – Саратов : Приволж. кн. изд-во, 1969. – 400 с.

55. Коротких М. Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 года в России / М. Г. Коротких. – Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1989. – 183 c.

56. Нардова В. А. Городское самоуправление в России в 60-х – начале 90-х годов XIX в.: Правительственная политика / В. А. Нардова. – Л. : Наука, 1984. – 260 с.

57. Скрипилев Е. А. Всероссийское учредительное собрание : ист.-правовое исслед. / Е. А. Скрипилев. – М. : Наука, 1982. – 216 с.

58. Мулукаев Р. С. Полиция и тюремные учреждения дореволюционной России / Р. С. Мулукаев. – М. : Высш. шк. МООП РСФСР, 1964. – 28 с.

59. Иконников С. Н. Создание и деятельность объединенных органов ЦКК-РКИ в 1923–1934 гг. / С. Н. Иконников. – М. : Наука, 1971. – 480 с.

60. Королев А. И. Историческая необходимость социалистического государства и возникновение его в России / А. И. Королев. – Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. – 103 с.

61. Кожевников М. В. История советского суда, 1917–1956 годы / М. В. Кожевников. – М. : Госюриздат, 1957. – 383 c.

62. Мулукаев Р. С. Советская милиция: этапы развития / Р. С. Мулукаев. – М., 1985. – 148 с.

советских | Советская государственная единица

Похожие темы:
Советский Союз

Просмотреть всю информацию по теме →

совет , совет, являвшийся первичной единицей государственной власти в Союзе Советских Социалистических Республик и официально выполнявший как законодательные, так и исполнительные функции на общесоюзном, республиканском, областном, городском, районном и деревенские уровни.

Совет впервые появился во время петербургских беспорядков 1905, когда представители бастующих рабочих, действовавших под социалистическим руководством, образовали Совет рабочих депутатов для координации революционной деятельности. Оно было подавлено правительством. Незадолго до отречения царя Николая II в марте 1917 года и создания Временного правительства лидеры социалистов учредили Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов в составе одного депутата на 1000 рабочих и по одному на каждую военную роту. Большинство из 2500 депутатов были членами партии социалистов-революционеров, претендовавших на то, чтобы представлять интересы крестьян. Этот Петроградский Совет стоял как «второе правительство» против Временного правительства и часто оспаривал власть последнего. Советы возникали в городах и поселках по всей Российской империи. Большая часть их авторитета и легитимности в глазах общественности исходила из роли советов как точных отражателей народной воли: у делегатов не было установленного срока полномочий, а частые дополнительные выборы давали широкие возможности для быстрого оказания влияния избирателями.

В июне 1917 г. в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) собрался первый Всероссийский съезд Советов, в состав которого вошли делегации местных Советов. Он избрал центральный исполнительный комитет на постоянной сессии с президиумом этого комитета во главе съезда. Второй съезд собрался сразу после того, как радикальная большевистская фракция Петроградского Совета, получив большинство в этом органе, организовала свержение Временного правительства Красной гвардией и некоторыми вспомогательными войсками. В знак протеста против этого переворота (Русская революция 19 октября17), большинство небольшевистских членов съезда ушли, оставив контроль большевикам; в качестве нового правительства России был создан общебольшевистский Совет Народных Комиссаров. Советы по всей империи взяли на себя местную власть, хотя большевикам потребовалось некоторое время, чтобы занять доминирующее положение в каждом совете.

На пятом Всероссийском съезде Советов в 1918 г. была составлена ​​конституция, устанавливающая Совет как формальную единицу местного и областного управления и закрепляющая Всероссийский съезд Советов как высший орган государства. Позже, 1936 конституции предусматривала прямые выборы двухпалатного Верховного Совета — Совета Союза, членство в котором определялось численностью населения, и Совета Национальностей, члены которого избирались по областному принципу. Номинально депутаты и председатели советов всех уровней избирались гражданами, но на этих выборах был только один кандидат на любую должность, и отбор кандидатов контролировался Коммунистической партией.

Советский Союз (бывший) Структура и функции правительства


. .
  • |Главный ИНДЕКС|
  • Рейтинги стран
  • ИНДЕКС для
    Советский Союз (бывший)
  • Карты
  • Флаги
  • ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    . Обратная связь


Советский Союз (бывший) Структура и функции правительства
https://photius.com/countries/soviet_union_former/government/soviet_union_former_government_government_structure~1705.html
Источники: Библиотека Конгресса США по изучению стран; Всемирный справочник ЦРУ
      Назад в Советский Союз (бывший) Правительство

      ПРАВИТЕЛЬСТВО СССР управляло экономикой и обществом страны. Он реализовывал решения ведущего политического института страны — Коммунистической партии Советского Союза (КПСС).

      В конце 1980-х у правительства было много общего с западными демократическими политическими системами. Например, конституция установила все органы управления и предоставила гражданам ряд политических и гражданских прав. Законодательный орган, Съезд народных депутатов, и его постоянный законодательный орган, Верховный Совет, представляли собой принцип народного суверенитета. Верховный Совет, у которого был избранный председатель, который функционировал как глава государства, наблюдал за Советом Министров, который действовал как исполнительная власть правительства. Председатель Совета министров, избрание которого было одобрено законодательной властью, выполнял функции главы правительства. Конституционная судебная ветвь власти включала судебную систему во главе с Верховным судом, которая отвечала за надзор за соблюдением советских законов государственными органами. Согласно Конституции 1977, правительство имело федеративную структуру, что давало республикам некоторую власть над реализацией политики и предлагало национальным меньшинствам видимость участия в управлении своими делами.

      Однако на практике правительство заметно отличалось от западных систем. В конце 1980-х годов КПСС выполняла многие функции, которые обычно выполняют правительства других стран. Например, партия определила альтернативы политики, которые в конечном итоге реализовало правительство. Правительство просто ратифицировало решения партии, чтобы придать им ореол легитимности. КПСС использовала различные механизмы для обеспечения того, чтобы правительство придерживалось ее политики. Партия, используя свои номенклатура (см. Глоссарий) власти поставила своих сторонников на руководящие должности во всем правительстве, где они подчинялись нормам демократического централизма (см. Глоссарий). Партийные органы внимательно следили за действиями министерств, ведомств и законодательных органов.

      Содержание советской конституции во многом отличалось от типичных западных конституций. Он в целом описывал существующие политические отношения, определенные КПСС, а не предписывал идеальный набор политических отношений. Конституция была длинной и подробной, давая технические характеристики для отдельных органов власти. Конституция включала политические заявления, такие как цели внешней политики, и давала теоретическое определение государства в идеологических рамках марксизма-ленинизма (см. Глоссарий). КПСС могла бы коренным образом изменить конституцию или полностью ее переделать, как она делала это неоднократно в прошлом.

      Совет Министров выполнял функции исполнительного органа правительства. Его самые важные обязанности заключались в управлении экономикой. Совет находился под полным контролем КПСС, а его председатель — премьер-министр — всегда входил в состав Политбюро (см. Политбюро, гл. 7). Совет, который в 1989 г. насчитывал более 100 членов, слишком велик и громоздок, чтобы действовать как единый исполнительный орган. Президиум совета, состоящий из ведущих хозяйственных администраторов и возглавляемый председателем, обладал доминирующей властью в Совете министров.

      Согласно Конституции с изменениями 1988 года, высшим законодательным органом в Советском Союзе был Съезд народных депутатов, который впервые был созван в мае 1989 года. Основными задачами съезда были выборы постоянного законодательного органа. , Верховный Совет и избрание председателя Верховного Совета, исполнявшего обязанности главы государства. Теоретически Съезд народных депутатов и Верховный Совет обладали огромной законодательной властью. Однако на практике Съезд народных депутатов собрался лишь на несколько дней в 1989 для утверждения решений, принятых партией, Советом Министров и своим Верховным Советом. Верховный Совет, Президиум Верховного Совета, Председатель Верховного Совета и Совет Министров обладали значительными полномочиями по принятию законов, указов, постановлений и распоряжений, обязательных для исполнения населением. Съезд народных депутатов имел право ратифицировать эти решения.

      Правительству не хватало независимой судебной системы. Верховный суд осуществлял надзор за нижестоящими судами и применял закон, установленный Конституцией или в толковании Верховного Совета. Комитет конституционного надзора проверил конституционность законов и актов. В Советском Союзе не было состязательного судебного процесса. В соответствии с советским законодательством, которое произошло от римского права, прокурор (см. Глоссарий) работал вместе с судьей и адвокатом защиты, чтобы гарантировать, что гражданские и уголовные процессы раскрывают правду дела, а не защищают индивидуальные права.

      Советский Союз был федеративным государством, состоящим из пятнадцати республик, объединенных в теоретически добровольный союз. В свою очередь, ряд территориальных единиц составляли республики. В республиках также имелись юрисдикции, предназначенные для защиты интересов национальных меньшинств. У республик были свои конституции, которые, наряду с общесоюзной (см. Глоссарий) Конституцией, предусматривали теоретическое разделение власти в Советском Союзе. Однако в 1989 г. КПСС и центральное правительство сохранили за собой всю значительную власть, устанавливая политику, которая проводилась в жизнь республиканскими, областными (областными, край —см.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *