Фонвизин недоросль стародум характеристика: Характеристика Стародума в комедии Недоросль кратко, образ с цитатами героя для сочинения в таблице

Характеристика Стародума в комедии «Недоросль»

Кто такой Стародум? Какой портрет его характера можно представить в работе Дениса Ивановича Фонвизина? Сколько ему лет и какое положение в обществе он имеет? Какую роль он сыграл в великой комедии «Недоросль» и в жизни главных героев произведения?

Господин Стародум является сильным и многоуважаемым положительным героем. Внимательно отследив его диалоги в контексте комедии и отзывы других персонажей, можно представить подробный портрет его характера и знать много деталей о жизни. Стародум был мужчиной в зрелом возрасте, имел большой жизненный опыт и опыт в служении стране. Его знают, высоко ценят и уважают все порядочные граждане государства. Он не имеет чинов и званий, но имеет большое состояние и гордость за неиспорченную душу.

В молодом возрасте был на войне и получил множество ранений, но отошел от службы из-за государственной несправедливости. Его дальний знакомый, уклонился от военных действий и остался при дворе, имел «выслугу» угодную высшим чиновникам и получил звание, а Стародум, имея тяжкие ранения остался не удел.

Герой был оскорблен такими событиями жизни. Не получив ни званий, ни богатств он оставил службу. В диалоге с Правдиным Стародум сожалеет о своем поступке. Он мог продолжать служить родине, не поддаваясь первым порывам гордости и образумиться. Герой понимает, что истинная награда – это уважение за честность, правильные поступки, умение владеть собой в трудных ситуациях и признание заслуг окружающими.

После отставки он поехал в Петербург, там его взяли на службу при дворе. В службе он узрел, как люди «идут по головам» ради собственных благ и нечестивых целей. Он был рад уйти со службы во дворе и ушел вовремя. С честью и собственным достоинством он остался верен себе, своим принципам и слову.

Ни чины, ни богатства не искусили его. Свое большое состояние Стародум заработал честным трудом в Сибири, чем высоко гордится. Он считает свой пример заработка истинно благородным, честным и верным путем. Благодаря нажитым годам и полученному опыту герой имеет острый ум и хорошо разбирается в людях.

Он прямолинеен в своих мыслях и словах, всегда говорит правду и то, что думает. Не смотрит на чины и считает, что где начинаются чины, там пропадает искренность человека. За это многие его считают грубым и угрюмым мужчиной.

Стародум сдержан и глубоко рассудителен, будучи в возрасте не спешит действовать, поддаваясь первым порывам чувств, но такими качествами герой обладал не всегда. Дядюшка Стародум имеет единственную любимую племянницу Софью и обещает ей отдать свое состояние, чтобы мужа она выбрала по достоинству душевному, а не состоянию богатому.

«…Я нажил столько, чтоб при твоем замужестве не остановляла нас бедность жениха достойного…».

История Стародума начинается уже с первых строк комедии, когда выясняется, что племянница Софья осталась одна после смерти матери и дальние родственники Простаковы увезли ее к себе. Все персонажи уверены, что больше никого у Софьи не осталось. И дяди ее Стародума давно уже нет в живых. В корыстных целях Простаковы желают отдать ее замуж родственнику семьи – брату госпожи Простаковой, Скотинину.

Его фамилия в комедии является говорящей. Чтобы подчеркнуть это автор наделяет его любовью к свиньям.

Скотинину не симпатична Софья и его не интересуют деревни, принадлежащие ей, душа его радуется свиньям, имеющимся в этих деревнях. Но вскоре все узнают, что дядя Софьи жив и очень богат. Богатство свое он наследует Софье. Планы Простаковых резко меняются, и желают они отдать ее замуж уже не за брата Простаковой, а за собственного необразованного сына.

Стародум приезжает как спаситель Софьи от нежеланного замужества и нечестивых планов родственников. Благодаря дяде Стародуму Софья самостоятельно может выбрать себе мужа. Оказывается, что избранник у племянницы уже имеется. Стародум доволен выбором племянницы и благословляет молодых. Но рассказывать о своем решении герои комедии не спешат.

От чего действия вокруг них превращаются в нелепый фарс и сплошное безумие. Этим поступком Стародум показал зрителю комедии, вскрыл на поверхность все низкие чувства и пороки человека. Он дал время, чтобы герои комедии, сами того не зная, открыли правду окружающим о своем бесчестии и низких пороках. Ситуация вывернула наизнанку Простаковых, Скотинина и показала, как можно унизится и пасть в глазах себя и окружающих в погоне за низкими целями.

Сама фамилия Стародума является говорящей. Она означает, что его мысли, «думы» и соответственно поступки исходят из воспитания, которое вложил в него отец. А отец его был воспитан на службе у Петра Великого. Значит Стародум был воспитан по старым ценностям и это заложило в него сильные черты характера и непреклонность ума.

Многие критики считают Стародума олицетворением самого Дениса Ивановича Фонвизина. От лица Стародума писатель хотел подчеркнуть безнравственность общества своего времени с помощью отсылок к поколению Петра воспитанному по старым нравам. Не было надменных чинов, говорил он:

«…Тогда один человек назывался Ты, а не Вы… Зато нынче многие не стоят одного…».

Стародум уважал людей, преданных своему слову, чести и благородству, презирая в ответ других, противоречащих этим качествам и не уважал их. Он презирал дворян, получивших свои чины и имущество за неблагородную выслугу, притворную ложь, лесть и измену себе и своим принципам, чести. Стародум не терпел низость души человеческой и надменность, был груб и скуп с такими людьми. А таких людей было в его время много. Простаковы же являются тем же доказательством и олицетворением этих низких людей.

Таким образом, Стародум является одним из значимых персонажей комедии. Он сыграл в ней самую яркую и важную роль — открыл пороки человеческие. Персонаж является главным ключом к открытию важной темы всей комедии Д.И. Фонвизина и олицетворением благородных черт человеческих.

Поиск для:

Недоросль характеристика образа Стародум

Стародум — дядя Софьи, родной брат ее матери. В качестве прототипов образа С. называли воспитателя Павла I графа И. И. Панина, масона-просветителя Н. И. Новикова. Фамилия «Стародум» означает, что носитель следует не обычаям патриархальной старины и не новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II, когда просвещение и воспитание приняло ложные формы (слишком новые и слишком старые).

По этой причине драматург противопоставляет родословную С. и его воспитание родословной Простаковой и ее воспитанию. Едва появляясь в доме Простаковой, С. рассказывает об отце: «Служил он Петру Великому», «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» (д. 3, явл. I).


Роль С. в комедии — резонер. В драматических произведениях резонером был обычно мудрый старый дворянин. Область его моральных поучений — чаще всего семейные проблемы. Фонвизин оригинально переосмысливает функцию резонера по сравнению со старой драмой. Моральные сентенции резонера, в которых выражается авторская точка зрения, в «Недоросле» становятся формой изложения политической программы. Речи С. напоминают монологи героев русской тираноборческой трагедии и по заключенному в них содержанию, и по гражданскому пафосу, а сам он сродни таким героям.


В комедии С. появляется в 3-м действии I явления, сравнительно поздно, когда конфликт уже обозначен и окружение Простаковой выявило себя. Роль С. заключается в том, чтобы избавить Софью от тиранства Простаковой, дать надлежащую оценку ее поступкам, воспитанию Митрофана и провозгласить разумные принципы государственного устройства, истинные основы нравственности и правильно понятого просвещения. Функция «избавителя» несколько ослаблена (в строгом смысле спасают Софью и наказывают Простакову Милон и Правдин; С. же подводит нравственный итог: «Вот злонравия достойные плоды!» — д. 5, явл. последнее), но зато усилена функция С. — политического мыслителя. Положительные герои из его речей должны «теоретически» осознать, почему «злонравие» восторжествовало в семье Простаковых, а зрители и читатели — уразуметь причины краха Простаковой. Поэтому С. одновременно обращается и к действующим лицам, и к зрительному залу.


Дворянскую праздность С. считает недостойной дворянина, а воспитание его полагает делом государственным; главное — возвратить дворянству его истинное содержание. Тут С. (и Фонвизин), под влиянием опыта российской жизни, расходятся с идеями французского просвещения. « Просвещение» и «воспитание» не сводятся для резонера и автора к «просвещению ума», «воспитанию разума». С. говорит: «Невежда без души — зверь». Но без души и «просвещеннейшая умница — жалкая тварь» (д. 3, явл. I). К чему приводит необразованность ума и невоспитанность души, С. объяснять не приходится: этому посвящена комедия. Примером же умного, просвещенного, но мелкого и ничтожного человека служит товарищ молодости С, граф. «Он <…> сын случайного отца, воспитан в большом свете и имел особливый случай научиться тому, что в наше воспитание еще и не входило» (д. 3, явл. I). Однако патриотический призыв С. к графу послужить отечеству на полях сражений встречает холодный отпор. Фигура горе-учителя Цыфиркина являет пример противоположный: учитель арифметики необразован, но у него есть душа, и С. сочувствует бывшему воину, прощая ему недостаточность познаний. Французские «мудрецы», по мысли Фонвизина, поставили на первое место ум (разум) и забыли душу. Разум не нашел опоры в чем-либо, кроме себя, и, оставленный в небрежении, может служить как добру, так и злу.

Напротив, от воспитания души лежит прямой путь к воспитанию чести, благородства. Такое воспитание берет разум своим помощником, добивается, чтобы человек делал для других то, чего желал бы для себя. Рационализму Запада С. противополагает русский опыт, русскую традицию и русское представление о сущности просвещения. Поэтому воспитание молодых людей должно опираться на силу положительного и отрицательного примера и своим критерием положить благо отечества.


Фонвизин стремился всячески оживить фигуру резонера. Он «дал» С. подробную биографию, сообщил о его службе и отставке, о том, что он долго жил в Сибири и своим трудом нажил состояние. Следуя велению сердца и своим убеждениям, С. хочет устроить счастье Софьи и делает ее наследницей. Как ближайший родственник, С. берет на себя заботу о Софье и желает ей достойного жениха. При этом он отказывается принуждать девичье сердце. Предупреждая появление С, Простакова, а затем и Правдин говорят о его «угрюмости», «грубости» (д. 2, явл. V). Однако Правдин, знающий С, называет эти суровые черты «действием его прямодушия». Прямой нрав С. сказывается и на его отношении к людям («кого уж и полюбит, так прямо полюбит», «А кого он невзлюбит, тот сам дурной человек»). С. с высоты своего опыта (ему шестьдесят лет, за его плечами большая жизненная школа) проницательно, почти с первого взгляда, понимает, что за дом у Простаковых, каков нрав хозяйки, каковы учителя у Митрофана й как жилось Софье до его приезда. Лесть Простаковой напрасна: С. не терпит угодничества.


Предъявляя к людям большие требования, С. и себя подвергает строгому нравственному суду. Наконец, С, вопреки «суровой» репутации, оказывается приятным в общении, любезным и воспитанным человеком, не чуждым веселья, иронии, смеха, чувствующим комизм положений и речей. Он может быть трогателен, возвышен, исполнен гнева и сострадателен (не желая зла Простаковой, он прощает ее и проявляет участие в ее судьбе).


Современниками С. воспринимался как учитель жизни. Об успехе персонажа у публики свидетельствует название журнала «Друг честных людей, или Стародум», задуманного Фонвизиным, но не осуществленного, в котором писатель обращался к своему герою: «Я должен признаться, что за успех комедии моей «Недоросль» одолжен я вашей особе. Из разговоров ваших с Правдиным, Милоном и Софьею составил я целые явления, кои публика с удовольствием слушает».

Кто такой Простаков? Характеристика героя из комедии «Недоросль» Д. Фонвизина. Характеристика и образ простака в комедии Недоросль фонвизин сочинение Характеристика простака из комедии Недоросль кратко

Комедия «Недоросль» — гениальное произведение Фонвизина, в котором драматург изобразил ярких, запоминающихся персонажей, имена которых в современной литературе и эпохи стали именами нарицательными. Одним из главных образов спектакля является мать недоросля Митрофанушки — госпожа Простакова. По сюжету произведения героиня относится к отрицательным персонажам. Грубая, необразованная, жестокая и корыстная женщина с первой сцены вызывает у читателей негативное отношение, а местами даже насмешки. Однако сам образ тонко психологичен и требует детального анализа.

Судьба Простаковой

В пьесе воспитание и наследственность почти полностью определяют будущий характер и склонности личности. И образ Простаковой в комедии «Недоросль» не исключение. Женщина воспитывалась в семье необразованных помещиков, главной ценностью которых были материальные блага — ее отец даже умер на сундуке с деньгами. Неуважение к окружающим, жестокость по отношению к крестьянам и готовность на все ради наживы Простакова переняла у родителей. А то, что в семье было восемнадцать детей и выжили из них только двое — остальные погибли по недосмотру — это настоящий ужас.

Возможно, если бы Простакова вышла замуж за образованного и более активного мужчину, то недостатки ее воспитания со временем становились бы все менее и менее заметными. Однако в мужья ей достался пассивный, глуповатый Простаков, которому проще спрятаться за юбку деятельной жены, чем решать бытовые вопросы самостоятельно. Необходимость самой управлять всей деревней и воспитание старой помещицы делали женщину еще более жестокой, деспотической и грубой, усиливая все отрицательные качества ее характера.

Рассматривая историю жизни героини, перед читателем проясняется неоднозначная характеристика Простаковой в «Недорослях». Митрофан – сын женщины, единственная ее отрада и утешение. Однако ни он, ни ее муж не ценят усилия Простаковой по управлению деревней. Достаточно вспомнить известную сцену, когда в конце пьесы Митрофан уходит от матери, а мужу остается только упрекать сына — Простаков тоже остается в стороне от ее горя, не пытаясь утешить женщину. Даже при всем сварливом характере Простакову жаль, ведь от нее уходят самые близкие люди.

Неблагодарность Митрофана: кто виноват?

Как было сказано выше, Митрофан был единственным утешением Простаковой. Чрезмерная любовь к женщине вырастила из него «маменькин сынок». Митрофан такой же грубый, жестокий, глупый и жадный. В свои шестнадцать он все еще напоминает маленького ребенка, который озорничает и вместо учебы бегает, гоняясь за голубями. С одной стороны, чрезмерная забота и защита сына от любых забот реального мира может быть связана с трагической историей семьи самой Простаковой — одному ребенку нет восемнадцати. Однако, с другой стороны, Простаковой было просто удобно, что Митрофан так и остался большим слабоумным ребенком.

Как становится понятно из этапа урока арифметики, когда женщина по-своему решает задачи, предложенные Цыфиркиным, главной для нее является «собственная», помещичья мудрость хозяина. Не имея никакого образования, Простакова решает любую ситуацию в поисках личной выгоды. Послушный Митрофан, во всем слушавшийся мать, тоже должен был стать выгодным вложением. Простакова даже не тратит деньги на его образование — ведь, во-первых, она сама прекрасно жила без обременительных знаний, а, во-вторых, лучше знает, что нужно ее сыну. Даже женитьба на Софье, в первую очередь, пополнила бы сундуки деревни Простаковых (напомним, что молодой человек даже не до конца понимает сути брака — он просто умственно и нравственно еще не созрел).

То, что в финальной сцене Митрофан отказывается от матери, несомненно, вина самой Простаковой. Молодой человек перенял от нее неуважение к родным и то, что нужно приставать к тому, у кого есть деньги и власть. Именно поэтому Митрофан, не раздумывая, соглашается служить у нового хозяина села Правдина. Однако главная причина все же кроется в общей «злобности» всей семьи Скотининых, а также в глупости и пассивности Простакова, который не смог стать достойным авторитетом для своего сына.

Простакова как носительница устаревшей морали

В «Подлеске» госпожа Простакова противопоставляется двум персонажам — Стародуму и Правдину. Оба мужчины являются носителями гуманных просветительских идей, противопоставленных устаревшим, помещичьим устоям.

Стародум и Простакова по сюжету пьесы являются родителями молодых людей, но подход к воспитанию у них совершенно разный. Женщина, как было сказано ранее, балует своего сына и относится к нему как к ребенку. Она не пытается его чему-то научить, наоборот, даже во время урока говорит, что знания ему не понадобятся. Стародум же общается с Софьей на равных, делится с ней собственным опытом, передает собственные знания и, главное, уважает ее личность.

Простакова и Правдин противопоставлены как помещики, владельцы больших усадеб. Женщина считает, что бить своих крестьян, отбирать у них последние деньги, обращаться с ними как с животными — это вполне нормально. Для нее невозможность наказать слуг так же ужасна, как и то, что она потеряла свою деревню. Правдин руководствуется новыми просветительскими идеями. Он приехал в деревню специально, чтобы прекратить жестокость Простаковой и дать людям спокойно работать. Через сопоставление двух идейных направлений Фонвизин хотел показать, насколько важными и необходимыми были реформы в просвещении русского общества той эпохи.

Нововведение Фонвизина в образе Простаковой

В «Недорослях» Простаков выступает неоднозначным персонажем. С одной стороны, она предстает жестокой, глупой, корыстной представительницей старых дворянских и помещичьих нравов. С другой стороны, перед нами женщина с непростой судьбой, которая в один момент теряет все, что было для нее ценно.

По канонам классических произведений разоблачение и наказание отрицательных персонажей в финальной сцене спектакля должно быть справедливым и не вызывать сочувствия. Однако когда в конце женщина теряет абсолютно все, читателю становится ее жаль. Образ Простаковой в «Недорослях» не вписывается в шаблоны и рамки классических героев. Психологизм и нестандартность изображения по сути сборного образа (Простакова — отражение всего социального слоя крепостной России XVIII века) делает его новаторским и интересным даже для современного читателя.

Приведенное описание Простаковой поможет учащимся 8 и 9 классов раскрыть образ матери Митрофана в сочинении на тему «Характеристика Простаковой в комедии «Недоросль» Фонвизина» характеристика, являющаяся предметом настоящего обзора, является второстепенным персонажем в известной комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Он интересен тем, что оттеняет черты характера своенравной жены, занимающей видное место в произведении. Он отец главного героя Митрофанушки, и его личность отчасти объясняет характер юноши, которого автор описывает как избалованного юношу узкого ума.

Личность

При анализе этой пьесы особое внимание следует обратить на роль, которую Простаков играет в развитии сюжета. Характеристика этого героя позволит учащимся понять образ жизни, который вела эта знатная семья. Школьникам нужно указать фамилию персонажа, которая с самого начала дает читателям подсказку, чего ожидать от этого человека.

Действительно, Простаков по натуре очень простодушный, он почти ни о чем не думает, позволяя жене вести хозяйство и воспитывать сына. Он робок и даже забит: нагрубить ему может любой, например, жена часто грубит ему и не стесняется в выражениях, позволяя себе довольно резкие, презрительные и насмешливые замечания в адрес мужа.

Изображение Героя

Простаков, характеристика которого обязательно должна включать анализ степени его образования, судя по отзывам окружающих, человек узкого ума. Этим и объясняется тот факт, что его жена захватила всю власть в доме и поместье в свои руки. У него нет собственного мнения, он полностью обеспечил жену решением бытовых проблем. Герой периодически подчеркивает, что во всем полагается на нее, и это лишний раз доказывает, что она настоящая хозяйка в доме.

Очевидно, Фонвизин в данном случае играет на контрасте: робкий муж и жестокая жена. Простаков, характеристика которого невозможна без сравнения с образом жены, под пером талантливого драматурга выглядит полной ее противоположностью. В общих сценах эта разница между персонажами особенно бросается в глаза читателю. Автор создал комедию ситуаций, в которых каждый персонаж является носителем какого-то недостатка, и в то же время подверг критике социальную действительность современного ему времени, когда помещики вели праздный образ жизни.

Социальный подтекст

Характеристика Простакова должна включать анализ его социального положения: без этого невозможно будет понять замысел автора. Дело в том, что Фонвизин создал актуальное для своего времени произведение. Поэтому все его персонажи очень узнаваемы, ситуации типичны для русской действительности второй половины XVIII века.

Герой — дворянин, помещик, т. е. представитель того сословия, которое в рассматриваемое время было привилегированным и считалось господствующим. Эти люди пользовались всеми привилегиями, которые давало им правительство. При Екатерине II они были освобождены от обязательной военной и гражданской службы, которая отныне стала добровольной. Поэтому многие остались в деревне, в своих имениях, занимаясь домашними делами или праздно проводя время.

Отец Митрофанушки тоже относится ко второй категории. А хозяйкой дома занималась госпожа Простакова. В характеристике этой героини показан образ жестокой, но незаурядной женщины. Она занимается домашним хозяйством и заботится о воспитании сына, а муж вообще ничего не делает. Скорее он напоминает ребенка, который тоже нуждается в заботе и внимании. Так автор высмеял многих знатных помещиков, которые не утруждали себя никакими обязательствами и отказывались служить. Поэтому спектакль получился особенно актуальным, живым и узнаваемым.

Внешний вид

Характеристика Простакова также должна включать краткий обзор его поведения и внешности. Судя по замечаниям жены и окружающих, герой выглядит растерянным и рассеянным человеком. Он невнимательный, медлительный, медлительный. Часто не может найти ответа, заикается и с трудом находит слова. Герой несколько мешковатый, одежда, судя по комментариям жены, на нем плохо сидит.

О костюме мужа заботится госпожа Простакова, характеристика которой раскрывает ее как женщину властную, но не лишенную некоторого вкуса. Очевидно, что у него нет чувства стиля, и его совершенно не волнует, как он выглядит на публике и в обществе. У героя явно нет того, что она называла хорошими, светскими манерами. Он не умеет принимать гостей согласно этикету и лишь несколько теряется в присутствии посторонних посетителей.

Сравнение героев

Как правило, характеристика Простаковых не вызывает у учащихся больших затруднений. «Недоросль» — это пьеса, которая, как было сказано выше, представляет собой комедию положений и характеров. Все персонажи раскрываются как через собственные реплики, так и через высказывания и комментарии других. Простаковы в этом отношении не были исключением. Несмотря на разительную разницу в характерах, обоих объединяет одно – это их слепая любовь к сыну. Отец Митрофанушки, как и мать, понимает все его недостатки: лень, глупость и недальновидность, но не делает никаких попыток исправить юношу. Пожалуй, это главная ошибка обоих персонажей.

Супружеские отношения

В анализе рассматриваемой пьесы важное место занимает характеристика Простаковых. «Недоросль» — произведение, в котором автор выпукло и ярко изобразил представителей дворянства, а также зарождающуюся интеллигенцию. Родители главного героя вполне узнаваемы по своему отношению друг к другу, а также к сыну. Госпожа Простакова не уважает своего мужа и не воспринимает его как владельца имения. В свою очередь, последний мирится с отведенной ему ролью. Однако этот персонаж интересен тем, что говорит все, что думает. Таким образом, характеристика Простакова из комедии «Недоросль» позволяет лучше понять образ его жены, занимающий главное место во всем произведении.

Он откровенен в своих высказываниях, наивен и простодушен, что вызывает сильное раздражение у жены, предпочитающей идти на различные уловки и уловки ради достижения своей цели. Часто читатель видит происходящее его глазами. Он хочет верить, потому что он настолько добродушен, что не способен лгать.

>Характеристика героев Подлесок

Характеристика героя Простаков

Простакова — один из главных персонажей и движущееся лицо в пьесе Д. И. Фонвизина «Подлесок». Она мать Митрофанушки и сестра Тараса Скотинина. Простакова участвует почти во всех событиях спектакля, так как действие происходит в доме, где она является хозяйкой. По положению она дворянка, имеет крепостных и является типичным образцом русской помещицы середины XVIII века. Отличается беспринципностью, невежеством, безграмотностью и стремлением все контролировать. Муж героини не решается с ней спорить. Ей чужды такие понятия, как совесть и честь. Для достижения своих целей она готова пойти на любые уловки, в том числе на подлость и обман. Все, что ее интересует, это ее личное благополучие и благополучие сына. Ради Митрофанушки она готова на все. Так, например, узнав о богатом приданом воспитанницы Софьи, она тут же решает выдать за нее сына, несмотря на то, что изначально было решено выдать ее замуж за брата помещика Тараса Скотинина и, несмотря на протесты сама София. Даже когда ее планы рушатся, она все равно пытается тайно обвенчать молодых.

В спектакле показана безграничная и глупая любовь Простаковой к сыну, единственной ее радости. Будучи сама неграмотной, она старается дать ему достойное образование, чтобы не выглядеть хуже других помещиков. Для этого она нанимает учителя немецкого языка. Однако делается это не ради учености сына, а ради столичной моды. Также в попытке устранить своего брата с пути Митрофанушки она просто вцепилась ему в горло. Автор ясно показывает причины такого поведения Простаковой. Прежде всего, это связано с ее внутренней неосведомленностью и необразованностью. Вторая причина имеет социальный оттенок и кроется в указе Екатерины II «О вольности дворян». Благодаря этому указу дворяне того времени получили полную власть над крепостными и были вольны делать все, что хотели. Показав крах Простаковой и ее планов в конце пьесы, автор подчеркивает и крах всей системы.

— Мисс Простакова. Драматург изображает ее ярко и реалистично. Перед нами живое лицо, мы видим Простакову, мы понимаем всю ее незамысловатую примитивную психологию, понимаем, почему и как сложился характер этой «презренной ярости», как называет ее Правдин. Первое, что бросается в глаза, когда читаешь «Недоросль», или видишь постановку этой комедии, — необыкновенная грубость госпожи Простаковой: первый акт начинается с того, что она ругает портного Тришку, называя его «быдлом, воровская рожа и болван». Такая же грубость видна и в ее словах, обращенных к мужу, к брату. Но в обращении со слугами видна не только грубость, но и нечеловеческая жестокость. Узнав, что девочка Палашка заболела, заболела и бредит, Простакова восклицает: «Ах, она зверюга! Ложь! В бреду, ублюдок! Будто дворянка!» Она велит мужу наказать портниху Тришку за то, что, по ее мнению, кафтан, который он сшил Митрофану, не идет. «Жулики! воры! мошенники! бейте всех до смерти!» — кричит она на народ. Жестокое обращение с прислугой Простакова считает не только своим правом, но и своим долгом: «Я сама всем управляю, батюшка, — говорит она Правдину, — с утра до вечера, как за язык висит, руки не отдыхаю: то ругаю, то дерусь, так дом держит!» Своих крепостных она совершенно разорила оброками, а сама говорит так: «так как мы ограбили все, что было у крестьян, то и оторвать ничего не можем». То же самое делает со своими крестьянами ее брат Скотинин: «Как ни обижали меня соседи, сколько бы вреда они ни делали, — говорит он, — я никого лбом не ударил: и никакой убыток, чем идти за ним, я своих же мужиков оторву, так в воду попадет.

Герои «Недорослей» Фонвизин

Брат и сестра получили одинаковое образование, что отчасти объясняет грубость их нравов. Сама Простакова говорит, что у их отца было восемнадцать братьев и сестер, но, кроме нее и ее брата, все они «примерились»; видно, что дети росли без всякого присмотра: «некоторых умерших вытаскивали из ванны; трое, отхлебнув молока из медного котла, умерли; двое святых упали с колокольни; а те, что спустились на землю, сами по себе не стояли…» Детей дома ничему не учили. Отец рассердился, когда «добрые люди» уговорили его отдать сына в школу, и крикнул: «Я прокляну ребенка, который чему-то учится у неверных, и если бы не Скотинин, который хочет чему-то научиться».

В беседе со Стародумом Простакова завершает портрет своего отца: «Умерший отец, — говорит она, — пятнадцать лет был воеводой, и с тем соизволил умереть, потому что не умел читать и писать , но он умел зарабатывать и копить достаточно. Он всегда принимал просителей, сидя на железном сундуке. После каждого сундук будет открываться и что-то класть. В то же время он был великим «экономистом», то есть скупым скрягой. «Мертвец, свет, — заканчивает свой рассказ Простаков, — лежа на сундуке с деньгами, он умер, так сказать, с голоду». Пример такого отца и воспитание, данное его детям, отразились на характере и взглядах Простаковой.

Фонвизин. Подлесок. Спектакль Малого театра

Однако, соглашаясь с отцом, что «люди живут и жили без науки», Простакова пытается дать сыну Митрофанушке какое-то образование. Следуя требованиям времени, она даже сама говорит Митрофану: «Век живи, век учись». Она понимает, что теперь без диплома больших чинов не получишь. Поэтому уже третий год семинарист Кутейкин учит Митрофана грамоте, отставной солдат Цыфиркин — арифметике, а немец Вральман, пользующийся особым почетом в доме, как иностранец, — всем наукам. Простакова ничего не жалеет, чтобы вывести Митрофанушку в народ, но, сама ничего не понимая в науках, вмешивается в уроки, тупо мешает учителям делать свою работу и потакает лени Митрофана.

Безумная любовь Простаковой к сыну — единственная хорошая черта ее характера, хотя, в сущности, это примитивное, грубое чувство; Сама Простакова сравнивает свою любовь к сыну с естественной привязанностью собаки к своему щенку. Но любовь к сыну, какой бы она ни была, занимает первое место во всех поступках и мыслях госпожи Простаковой. Митрофан – центр и смысл ее жизни. Ради него она готова пойти на преступление, пытаясь увести Софью и насильно выдать ее замуж за Митрофана. Поэтому, когда вскрываются все ее злодеяния, когда Правдин берет под опеку ее имение за бесчеловечное обращение со слугами и угрожает привлечь ее к суду, видя, что власть и сила у нее отняты, она бросается к обожаемому сыну: «Ты Один остался со мной, мой сердечный друг, Митрофанушка! — И когда Митрофан в ответ на этот крик материнского сердца грубо отталкивает ее: «Да избавься от него, матушка, как ты его навязала!» — она ​​не выдерживает своего горя и со словами: «А ты! И ты уходишь от меня!» теряет сознание. В этот момент невольно становится жаль мадам Простакову; автору удалось изобразить ее действительно, как живого человека. Указывая на нее, Стародум произносит известные заключительные слова комедия: «Вот достойные плоды злобы!»

Простаков.

Идейный замысел определил состав персонажей «Недорослей». В комедии изображены типичные крепостники-помещики (Простаковы, Скотинины), их крепостные слуги (Еремеевна и Тришка), учителя (Цыфиркин, Кутейкин и Вральман) и противопоставлены им такие передовые дворяне, какими, по мнению Фонвизина, должно быть все русское дворянство: в государственной службе (Правдин), в сфере хозяйственной деятельности (Стародум), на военной службе (Милон).

Образ Софьи, интеллигентной и просвещенной девушки, способствует более полному раскрытию своеволия и невежества Простаковой; Софья связана со всей борьбой, происходящей в «комедии».

Главное лицо комедии — помещица Простакова. — грубый и необузданный характер. Она дерзка, когда не встречает сопротивления, и в то же время труслива, когда сталкивается с силой. Беспощадная к тем, кто в ее власти, она унижает себя, готовая поваляться у ее ног, выпрашивая прощения у того, кто сильнее ее (сцена с Правдиным в конце комедии), она невежественная простушка. Она враждебна просветлению; с ее точки зрения образование лишнее: «Без наук люди живут и жили», — говорит она. Только по необходимости, желая «вывести в народ» Митрофана, она нанимает для него учителей, но сама мешает его обучению. В отношениях с людьми руководствуется только грубым расчетом, личной выгодой. Таково, например, ее отношение к Стародуму и Софье. Ради личной выгоды она способна даже на преступление (попытка похитить Софью, чтобы насильно выдать ее замуж за Митрофана).

Простакова не имеет нравственных понятий: чувства долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства.

Убеждённая заядлая крепостница, считает крепостных своей полной собственностью: может делать с ними всё, что ей заблагорассудится. Как ни напрягаются ее слуги и крестьяне на работе, они не могут угодить своему свирепому хозяину. Болезнь крепостного приводит ее в бешенство. «Вранье! О, она зверюга! Ложь! Как будто благородно!.. Бредишь, скотина! Как будто благородно! Даже преданную ей Еремеевну, няню Митрофана, всячески старающуюся угодить ей, Простакова называет не иначе, как «старой ведьмой», «собачьей дочерью» и «дурной рожей».

Простакова считает, что управлять хозяйством можно только с помощью ругани и побоев. Она сама рассказывает об этом Правдину, наивно полагая, что методы ее управления достойны всяческих похвал: Вот как держится дом, батюшка. Она полностью ограбила крестьян, выжала из них все, что могла. «Поскольку все, — сетовала она на брата, — что у мужиков было, мы отняли, так ничего и содрать не можем. Такая беда!

Простакова деспотична и груба не только по отношению к крепостным. Тупого, робкого и безвольного мужа она ни во что не ставит и помыкает им как хочет. Учителя Митрофан, Кутейка-ну и Цыфиркин уже год не платят зарплату.

Только Простакова по-другому относится к своему сыну Митрофану. Она его любит, нежна к нему) Забота о его счастье и благополучии — основное содержание ее жизни. «Одна из моих забот, одна из моих радостей — это Митрофанушка, — говорит она. Она сравнивает свою материнскую любовь с привязанностью собаки к своему щенку. Поэтому ее слепая, неразумная, безобразная любовь к сыну не приносит ни Митрофану, ни ей самой ничего, кроме вреда.

Характер Простаковой, степень ее умственного развития, положение помещицы и государыни в доме, отношение к окружающим ее людям — все это выразительно и ярко отражено в ее речи.

Так, Тришку она называет «аферисткой, воровкой, щелью, воровской рожей, болваном», Еремеевну — «зверем». Ее пренебрежительное отношение к мужу выражается как в насмешках над ним: «Ты сам мешковатый, умная голова», так и в грубых криках: «Что ты сегодня так бредишь, батюшка?» «Весь век-с, вы ходите, я уши вешу». Мужа она называет «уродом», «мертвым». Но иной становится ее речь в обращениях к сыну: «Митрофанушка, друг мой; мой друг сердца; сын» и т. д.

Поначалу Простакова грубо тиранически обращается с Софьей: «Нет, сударыня, это ваши выдумки, чтобы запугать нас вашим дядей, чтобы мы дали вам свободу». «О, мать! Я знаю, что вы мастерица, но лихая, я вам не очень верю. Когда она узнает, что Софья стала богатой наследницей, тон ее речи резко меняется: «Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, моя душа!

Бескультурье Простаковой проявляется в использовании ею просторечия: первый — вместо первого, смотрящий — вместо еще, девочки — вместо девушки.

Но Простакова помещица; в своей среде она слышала и речь людей того времени, близкую к литературному языку. Поэтому в ее речи встречаются (хотя и редко) книжно-литературные слова и словосочетания, хотя и несколько искаженные: «любовное письмо»; «это от офицера, который хотел на вас жениться»; «Рекомендую вам нашего дорогого гостя господина Правдина»

Заискивающе, льстиво она обращается к Стародуму: «Наш бесценный гость! Неужели надо было бы встретить родного отца, на которого у нас вся надежда, который у нас один, как порох в глазу.

Образ Простаковой, ярко и правдиво нарисованный, приобретает еще большую убедительность, жизненность, тем более что Фонвизин показывает условия, под влиянием которых сформировался и принял такие безобразные формы ее характер. Простакова выросла в семье, отличавшейся крайним невежеством. Ни отец, ни мать не дали ей никакого образования, не привили никаких нравственных правил, не заложили в ее душу с детства ничего хорошего, но условия крепостного права — ее положение как полновластной хозяйки крепостных — повлияли на нее еще сильнее. Не стесненная никакими нравственными устоями, полная сознания своей безграничной власти и безнаказанности, она превратилась в «бесчеловечную госпожу», тирана-изверга.

Что из Митрофана вышло в комедии о невежестве. Краткая характеристика Митрофана по мотивам комедии Несовершеннолетний (Фонвизин Д

    Комедия «Несовершеннолетний» вобрала в себя весь опыт, накопленный Фонвизиным, а по глубине идейной проблематики, смелости и оригинальности художественных решений найдено, она остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII века. Обвинительный пафос…

    В литературе жанр комедии имеет ряд особенностей, отличающих его от всех других жанров.Прежде всего особенностью комедии является в сюжете, который, как правило, сказочный или даже мифический. Гораздо реже встречаются комедии…

    Комедия Фонвизина \»Недоросль\» — первая общественно-политическая комедия в истории русской драматургии. Автор обличает в ней пороки современного общества. Героями комедии являются представители разных социальных слоев: государственных…

    Пушкиным называют одного из самых замечательных деятелей русской культуры, драматурга 18 века, автора бессмертной комедии «Несовершеннолетний», Дениса Ивановича Фонвизина, отважный владыка сатиры и друг свободы. Фонвизин — представитель передовых, стоящих на…

    «Низкорослый» Д. Фонвизин и реформы Петра I. Реальный исторический контекст слов Митрофанушки: «Не хочу учиться, хочу жениться». «Минор» — первая русская реалистическая комедия. До нее русские пьесы были переводами/переделками иностранных. ..

    В эпоху Просвещения значение искусства сводилось к его воспитательной и нравственной роли. Художники этого времени взяли на себя кропотливую работу по пробуждению в человеке стремления к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм – одно из течений…

Митрофан Простаков — один из главных героев комедии Фонвизина «Недоросль». Это избалованный, невоспитанный и необразованный молодой дворянин, который ко всем относился очень неуважительно.

Он всегда был окружен заботой матери, которая баловала его. Митрофанушка переняла от своих близких худшие черты характера: лень, грубость в обращении со всеми людьми, жадность, жадность.

В конце этого произведения Стародум сказал: «Вот достойные плоды зла», и это очень точно характеризует ситуацию в семье.

Митрофанушка не проявляет никакого желания и интереса к обучению, а только хочет порезвиться и погонять голубей. В любой сложной ситуации он прячется за спину матери, но даже в последней сцене шокирует ее своим хамским поведением.

Мне кажется, что Фонвизин создал Митрофана Простакова для того, чтобы привлечь внимание к проблеме безграмотности молодого дворянства и межсословных отношений в крепостном праве Российской империи.

Обновлено: 17.09.2013

Внимание!
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter .
Таким образом, вы принесете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка) — низкорослый сын помещиков Простаковых, 15 лет. Имя «Митрофан» означает в переводе с греческого «проявленный матерью», «подобный матери». Оно стало нарицательным для глупого и наглого маменькиного сынка, невежды. Прототипом образа М. ярославские старожилы считали некоего барчука, жившего в окрестностях Ярославля, о чем сообщает Л. Н. Трефолев.

Комедия Фонвизина — пьеса о недоростке, о его чудовищном воспитании, превращающем подростка в жестокое и ленивое существо. До комедии Фонвизина слово «невежественный» не носило отрицательной семантики. Несовершеннолетними назывались подростки до пятнадцати лет, то есть возраста, определенного Петром I для поступления на службу. В 1736 году срок пребывания в «невеждах» был продлен до двадцати лет. Указ о вольности дворянства отменил обязательную срочность службы и дал дворянам право служить или не служить, но подтвердил обязательное образование, введенное при Петре I. Простакова следует закону, хотя и не одобряет его. Она также знает, что многие, в том числе из ее семьи, обходят закон. М. учится четыре года, но Простакова хочет оставить его у себя на десять лет.

Сюжет комедии основан на том, что Простакова хочет отдать бедную воспитанницу Софью за своего брата Скотинина, но потом, узнав о 10 000 рублей, которые Стародум сделал Софье наследницей, решает не отпускать богатую наследницу . Скотинин не хочет уступать. На этой почве возникает вражда между М. и Скотининым, между Простаковой и Скотининым, переходящая в безобразные ссоры. М., распоряжающийся матерью, требует согласия, заявляя: «Пришел час моей воли. Я не хочу учиться, я хочу жениться. Но Простакова понимает, что сначала нужно получить согласие Стародумы. А для этого необходимо, чтобы М. предстал в выгодном свете: «Пока он отдыхает, друг мой, хотя бы для виду, научись так, чтобы он доберись до его слуха, как ты работаешь, Митрофанушка». тем не менее устраивает «экзамен» и призывает Стародум оценить успехи сына (дело 4, явл. VIII).Немотивированность этой сцены (вряд ли уместно испытывать судьбу и выставлять сына в дурном свете; непонятно, как неграмотная Простакова могла оценить познания М. и педагогические усилия его учителей) очевидно; но для Фонвизина важно показать, что невежественная помещица сама становится жертвой собственного обмана и расставляет капкан сыну После этой фарсовой комедии Простаков, уверенный, что она силой оттолкнет брата, и понимая, что М. не выдерживает испытания и сравнения с Милоном, решил заставить М. жениться на Софье; предписывает ему встать в шесть часов, поставить «трех слуг в Софьиной спальне, а двух в прихожей в помощь» (д. 4, приложение IX). На это М. отвечает: «Все будет сделано». Когда «заговор» Простаковой терпит неудачу, М., сначала готовый идти за матерью «в люди» (д. 5, манифест. III), потом смиренно просит прощения, а потом грубо отталкивает мать: «Да свали , мать, как навязали» (дело 5, последнее проявление). Совсем запутавшись и потеряв власть над людьми, он теперь должен пройти новую школу воспитания («Иди служить», — говорит ему Правдин), которую он принимает с рабской покорностью: «Мне, где они?» Эти последние слова М. становятся своеобразной иллюстрацией к словам Стародумы: «Ну что может выйти из Митрофанушки для отечества, за что невежественные родители платят деньги невежественным учителям? Сколько знатных отцов, которые доверяют нравственное воспитание своего сына своему крепостному рабу! Через пятнадцать лет вместо одного раба уходят двое, старый дядя и молодой барин» (д. 5, явл. I).

Борьба за руку Софьи, составляющая сюжет комедии, помещает М. в центр действия. Как один из «воображаемых» женихов, М. своей фигурой соединяет два мира — невежественных дворян, тиранов, мир «зла» и просвещенных дворян, мир хорошего поведения. Эти «лагеря» крайне отчуждены друг от друга. Простакова, Скотинин не могут понять Стародум, Правдин и Милон (Простакова говорит Стародуму в полном недоумении: «Бог знает тебя, как ты теперь судишь» — д. 4, манифест. VIII; М. не может понять, чего требуют от него те же персонажи ), а Софья, Правдин, Милон и Стародум воспринимают М. и его родственников с открытым презрением. Причина этого в различном воспитании. Природная природа М. искажена воспитанием, в связи с чем он находится в резком противоречии с нормами поведения дворянина и с этическими представлениями о благовоспитанном и просвещенном человеке.
Авторское отношение к М., как и к другим отрицательным персонажам, выражается в форме «монологического» саморазоблачения героя и в репликах положительных персонажей. Грубость его лексики выдает жестокосердие и злую волю; непросветление души ведет к лени, пустым занятиям (погоня за голубями), чревоугодию. М. такой же домашний тиран, как и Простакова. Как и Простакова, она не считается с отцом, видя в нем пустое место, всячески относится к учителям. При этом он держит в руках Простакову и угрожает покончить жизнь самоубийством, если она не защитит его от Скотинина («Вить тут и речка рядом. Нырна, так помни, как звали» — д. 2, явл. VI ). М. не знает ни любви, ни жалости, ни простой благодарности; в этом отношении он превзошел свою мать. Простакова живет для сына, М. — для себя. Невежество может прогрессировать от поколения к поколению; грубость чувств сводится к чисто животным инстинктам. Простаков с удивлением замечает: «Странно, брат, как родственники могут походить на родственников. Наш Митрофанушка весь дядя. И он такой же охотник, как и ты, пока свиньи не состарились. Так как ему было еще три года, то бывало, увидев свинку, трепетать от радости» (д. 1, прил. V). В сцене драки Скотинин называет М. «проклятой свиньей». Всем своим поведением и речами М. оправдывает слова Стародумы: «Невежда без души есть зверь» (д. 3, явл. I).

Согласно Стародуму, есть три типа людей: просвещенные умные; непросвещенный, но обладающий душой; непросвещенный и бездушный. М., Простакова и Скотинина относятся к последней разновидности. У них как бы вырастают когти (см. сцену ссоры Скотинина и М. и слова Еремеевны, а также драку Простаковой и Скотинина, в которой мать М. «проколола» Скотинину загривок), появляется медвежья сила (Скотинин говорит Простаковой: «Дойдет до ломки, я загнусь, так ты и хрустишь» — д. 3, манифест. III). Сравнения взяты из животного мира: «Вы когда-нибудь слышали, чтобы сука выдавала ее щенков?» Хуже того, М. остановился в своем развитии и тогда способен только к регрессу. Софья говорит Милону: «Хоть ему и шестнадцать лет, но он уже достиг последней степени своего совершенства и далеко не пойдет» ( д. 2, приложение II). Отсутствие семейных и культурных традиций обернулось торжеством «зла», и М. рвет даже те «животные» узы, которые связывали его с родственным кругом.

В лице М. Фонвизина он вывел некоего тирана-раба: он раб низких страстей, которые превратили его в тирана. «Рабское» воспитание М. в узком смысле связано с «матерью» Еремеевной, в широком — с миром Простаковых и Скотининых. В обоих случаях М. привиты нечестные понятия: в первом, потому что Еремеевна крепостная, во втором, потому что понятия о чести извращены.

Образ М. (да и само понятие «подлесок») стал нарицательным. Однако воспитательное представление о механистической зависимости поведения человека от его воспитания впоследствии было преодолено. В «Капитанской дочке» Пушкина Петруша Гринев получает образование, подобное М., но развивается самостоятельно и ведет себя как честный дворянин. Пушкин видит в М. нечто радикальное, русское, обаятельное и с помощью эпиграфа («Митрофан для меня») возвышает рассказчика — а отчасти и персонажей — «Рассказов Белкина» до героя «Недоросля». . Имя «Митрофан» встречается у Лермонтова («Тамбовская казна»). Сатирическое развитие образа дано в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Ташкентский властелин».
Простакова — жена Терентия Простакова, мать Митрофана и сестра Тараса Скотинина. Фамилия указывает как на простодушие, невежество, невежество героини, так и на то, что она в замешательстве.

«Учиться не хочу, а жениться хочу» — жизнеутверждающее высказывание Митрофанушки не теряет своей актуальности вот уже третий век. Первая в истории отечественной драматургии реалистическая, или бытовая, комедия Дениса Фонвизина подарила массу ярких образов и полезных афоризмов. Узнаем 10 фактов из жизни Митрофанушки вместе с Натальей Летниковой.

Фонвизинские идеи «Недорослей» оформились в Европе … За полтора года писатель, находясь во Франции, знакомился с философией, юриспруденцией и жизнью страны. При написании «Несовершеннолетнего» драматург опирался на статьи из сатирических журналов, произведения Вольтера, Руссо, Дюкло и даже комедии, написанные самой Екатериной II.

Говорящие фамилии — лучшая авторская характеристика … В зарисовках главного героя звали Иванушка, а ко времени выхода комедии — Митрофанушка, в просторечии «маменькин сынок» — госпожа Простакова . Лжеученый Вральман и чиновник Правдин, Стародум и Скотинин, Софья и Милон, Цыфиркин и Кутейкин — герои самого известного произведения Фонвизина и законченные портреты своей эпохи.

«Несовершеннолетний». Помещица Простакова чинит суд и репрессии. С гравюры Н.И. Калита. 1958

Иллюстрация к комедии Д.И. Фонвизина «Минор»

История недоростков в России … Так в восемнадцатом веке называли дворянских детей, не достигших установленного Петром I возраста для поступления на службу. Фонвизин наполнил образ ироническим смыслом. Низкорослый — необразованный, неотесанный, грубый, эгоистичный юноша, а имя Митрофанушка с легкой руки драматурга стало нарицательным.

Самая репертуарная пьеса 18 века на русской сцене … За год до премьеры автор опробовал произведение на домашних чтениях. Спектакль намеревались поставить и в Петербурге, и в Москве. Московская цензура не рискнула. Премьера состоялась в 1782 году в Свободном русском театре в Петербурге. «Несовершеннолетний» прошел через множество любительских постановок. Гоголь исполнила роль Простаковой в спектакле Нежинской гимназии.

Автор, он же режиссер … Над постановкой работал, распределял роли как сам Фонвизин, так и «первый придворный русский театральный актер» — Иван Дмитриевский. Самый известный актер 18 века исполнил роль Стародумы и стал главным магнитом для публики. Роль Правдина исполнил яркий актер и драматург Петр Плавильщиков, а образ Еремеевны блестяще воплотил ведущий юморист того времени Яков Шумский.

« Умри, Денис, лучше не напишешь» — фраза, приписываемая Григорию Потемкину, стала настоящим историческим анекдотом. Согласно театральной легенде, после премьеры спектакля в Петербурге князь Потемкин якобы подошел к Фонвизину с эта фраза.По другой версии, лестная рецензия принадлежит Державину.«Драматический словарь» того времени сообщал: «Зрители аплодировали спектаклю бумажниками».0003

Госпожа Простакова, Митрофанушка, Кутейкин и Цыфиркин. «Минор» Фонвизин. Художник Т.Н. Кастерина

Совершайте пороки со смехом … Комедия выполнила свою главную задачу своего времени сполна. «Слишком правильные списки с натуры, — говорил Белинский о персонажах «Маленького роста»; «Все живое взято у природы», — вторил Гоголь своему коллеге; Декабристы называли «Минор» первой народной комедией. «Единственный памятник народной сатире», — назвал произведение «Русский Мольер» Пушкин.

От бытовой комедии к сатирическому журналу … В 1783 году вышло первое печатное издание «Недоросля», а через пять лет Денис Фонвизин попытался издавать собственный сатирический журнал с говорящим названием «Стародум» — им. после самого разумного героя комедии. Журнал был запрещен императрицей Екатериной II.

« Низкорослый» в фаворитах и ​​среди современных режиссеров … История Митрофанушки в репертуаре самого северного театра мира — Норильского Заполярного театра, а также Рязанского и Нижегородского тюзов. На музыку Дмитрия Шостаковича и русские народные мелодии, комедию представляет Санкт-Петербургская детская филармония. А в 2015 году «Минор» стал еще и мюзиклом — с легкой руки композитора Александра Журбина.

30-летие Митрофанушки в Малом театре … Современная версия «Минор» на этой сцене датируется 1986 годом. Сыграно более 700 спектаклей. «Я ужасно устал, — вспоминал Афанасий Кочетков, игравший Стародуму, — но вдруг на какой-то пьесе на утренник пришли школьники, и по их реакции я понял… что их интересует позиция этого персонажа, его философия , его мысли…»

Услышав название комедии «Недоросль», возникает образ бездельника и невежды. Не всегда слово «низкорослый» имело ироническое значение. Во времена Петра Великого невеждами называли дворянских детей до 15 лет. Фонвизину удалось придать этому слову иной смысл. После выхода комедии она стала нарицательной. Образ и характеристика Митрофанушки в комедии «Недоросль» отрицательны. Через этого персонажа Фонвизин хотел показать деградацию русского дворянства, когда человек перестает быть человеком, превращаясь в невежественное и глупое животное.

Главную роль в комедии «Недоросль» играет сын дворянина Митрофан Простаков. Имя Митрофан означает «подобный», похожий на мать. Родители смотрели в воду. Назвав ребенка этим именем, мы получили его полную копию. Бездельник и тунеядец, привыкший к тому, что все желания исполняются с первого раза. Любимые занятия: хорошо есть и хорошо спать. Митрофану всего 16 лет и когда его сверстники полны стремлений и желаний, у него их нет совсем.

Митрофан и мама

Митрофан — типичный маменькин сынок.

«Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, маменькин сын, а не отец!»

Отец любит сына не меньше матери, но мнение отца для него ничего не значит. Видя, как мать обращается с мужем, унижая то перед крепостными, то словом, то на голове, парень сделал определенные выводы. Если человек добровольно позволил превратить себя в тряпку, то чего он мог заслужить. Единственное желание — вытереть ноги и перешагнуть.

Благодаря матери Митрофан абсолютно не приспособлен к жизни. Зачем утруждать себя проблемами и заботами, когда есть прислуга и мать, готовая ради него на все. Ее опека и собачье обожание раздражали. Любовь матери не нашла отклика в его сердце. Он вырос холодным, бесчувственным. В финальной сцене Митрофан доказал, что равнодушен к матери. Он отказывает любимой, как только слышит, что она потеряла все. Бросившись к нему в надежде получить поддержку, женщина слышит грубость:

«Да слезь, мать, как навязали»

Корысть, желание быстро и без усилий разбогатеть стали его кредо. Эти черты также передавались от матери. Даже свадьба с Софьей была по предложению маман, которая хочет выгодно пристроить незадачливого сына.

«Я не хочу учиться, я хочу жениться»

Это слова Митрофана в ее адрес. Предложение было воспринято им на ура. Ведь свадьба с богатой наследницей сулила ему беззаботное и обеспеченное будущее.

Досуг

Любимая еда и сон. Еда много значила для Митрофана. Парень любил покушать. Он набил живот так, что не мог спать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *