Фонвизин бригадир главные герои: «Бригадир» — краткое содержание комедии Д. И. Фонвизина

Содержание

«Бригадир» — краткое содержание комедии Д. И. Фонвизина


Здесь даны основные сведения о комедии Д. И. Фонвизина «Бригадир», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по действиям и явлениям. Также дана краткая характеристика главных героев, указаны темы и идея этой комедии.

Содержание

Описание произведения и книги для читательского дневника
  • Автор: Денис Иванович Фонвизин.
  • Название произведения: «Бригадир».
  • Жанр: комедия.
  • Год написания: 1769.
  • Название книги: «Бригадир».
  • Место издания: Москва.
  • Издательство: «Искатель».
  • Год издания: 2015.
  • Страниц: 64.

Краткие сведения о произведении

Комедия «Бригадир» написана Денисом Ивановичем Фонвизиным в 1769 году. Это первый драматический опыт молодого писателя.

В комедии высмеивается дурное воспитание дворян, их невежество, преклонение перед всем иностранным.

Несмотря на название комедии, бригадир — не единственный её главный герой, но именно он несёт ответственность за воспитание своего сына, за то, что не привил ему любовь к Отечеству.

Время и место действия комедии

Действие комедии происходит во второй половине 18 века.

Место действия — господский дом в деревне советника.

Система образов персонажей


Комедия «Бригадир» отличается типичностью образов персонажей. Все герои комедии, кроме Добролюбова и Софьи, обладают определёнными недостатками, которые высмеивает автор:

  • Иванушка и советница — подражатели французам, для них противно всё русское.
  • Бригадир
    — его образ выявляет ограниченность и жестокость некоторых военных.
  • Советник — типичный взяточник.
  • Бригадирша — её недостатками являются узость мировоззрения и зацикленность на деньгах.

У Добролюбова и Софьи нет пороков и недостатков, типичных для дворян. Эти положительные герои комедии противопоставлены другим персонажам. Они любят друг друга.

Все остальные персонажи, кроме бригадирши, влюблены, но их любовь, как говорит Добролюбов, «смешна, позорна и делает им бесчестие». Советник влюблён в бригадиршу, бригадир — в советницу, а советница и Иванушка влюбились друг в друга.

Главные герои комедии и их краткая характеристика
  • Бригадир (Игнатий Андреевич) — ему около 60 лет, он грубоват, крутого нрава, часто ругает жену.
  • Иванушка — сын бригадира. Этому повесе 25 лет, он легкомыслен, смешлив, дурачлив. Воспитывался он в России в пансионе у французского кучера, затем жил в Париже. Молодой человек презирает всё национальное, русское, хочет выглядеть образованным французом, постоянно наполняя свою речь французскими словами, но выглядит просто недоучкой.
  • Бригадирша (Акулина Тимофеевна) — жена бригадира, невежественная женщина, все её мысли только о домашних заботах и деньгах. Она страдает от грубого обращения к ней мужа, терпит несправедливые упрёки.
  • Советник (Артамон Власьич) — отставной судейский чиновник. Этот хапуга был отставлен от службы за взятки. Он ханжа и лицемер, постоянно поминает Бога, а сам грешит, стараясь соблазнить жену бригадира.
  • Советница (Авдотья Потапьевна) — жена советника. Она, как и бригадирша, невежественна, но хочет казаться образованной дамой, знающей французский язык и следующей французской моде. Советница кокетлива и безнравственна, она заводит роман с Иванушкой, женихом своей падчерицы Софьи.
  • Софья — дочь советника, добропорядочная девушка. Она видит недостатки Иванушки, которого отец прочит ей в мужья. Девушка любит Добролюбова, но понимает, что должна повиноваться отцу, и только открывшийся роман её мачехи и Иванушки и изгнание семейства бригадира избавили её от нелюбимого жениха.
  • Добролюбов — молодой человек, сын друга советника. Он любит Софью, но её отец не желал видеть его мужем дочери, так как у него бедное состояние. Добролюбов смог честно, без взяток выиграть судебный процесс, обратившись к высшему правосудию. Его состояние увеличилось, и отец Софьи согласился выдать за него дочь.

Проблематика произведения: темы, идея, чему учит

Темы

Центральной темой комедии «Бригадир» является воспитание. Кроме того, автор раскрыл следующие темы:

  • нравственная необразованность общества;
  • невежество старшего поколения;
  • поверхностное европейское полуобразование нового поколения;
  • любовь;
  • отношения родителей и детей.

Идея

Основная мысль (идея) в комедии «Бригадир» — это мысль о воспитании. Автор уверен, что нельзя воспитывать молодёжь так, чтобы она презирала национальную культуру, рабски следовала заграничным модам, которые ей кажутся иностранной культурой. Фонвизин высмеивает тех, кто коверкает русский язык, наполняя его французскими словами и фразами. Он уверен, что нужно ценить свой родной язык, прививать к нему любовь.

Ещё одна важная мысль — не следует мириться с духовным упадком, лихоимством тех, кто обладает властью над людьми.

Чему учит

Первая русская национальная комедия «Бригадир» учит ценить культуру своей страны, а не подбирать крохи иностранной культуры и моды.

Цитаты из комедии «Бригадир»
  • «Тело моё родилося в России, это правда; однако дух мой принадлежал короне французской» (слова Иванушки, действие 3, явление 1).
  • «…у кого чаще всех господь на языке, у того чёрт на сердце…» (слова бригадира о советнике, действие 5, явление 4).

Словарь незнакомых слов
  • Бригадир — военное звание выше полковника и ниже генерала, которое существовало в русской армии 18 века.
  • Советник — звание чиновника (статский советник).
  • Дезабилье — модное утреннее платье.
  • Корнет — чепец.
  • Полшлафрок — халат.
  • Спицрутен — наказание палками.
  • Тамбур — барабан, который использовали для вышивки.

Очень краткое содержание для читательского дневника (20 предложений)


Сюжетная линия в комедии «Бригадир» прорисована слабо, это произведение — набор комических положений, в которые попадают её герои.

1-е действие начинается с того, что советник и бригадир, заехавший к нему с женой и сыном Иванушкой по дороге из Петербурга, решают поженить своих детей. Дочь советника Софья считает будущий брак с Иванушкой своей погибелью, да и он не желает жениться на русской, так как считает себя по духу французом и презирает всё русское. Но родители уже назначили число, когда будет свадьба.

Иванушка, который жил некоторое время в Париже и презирал всё русское, и жена советника, тоже большая поклонница всего французского, влюбились друг в друга. Софья и сын друга советника Добролюбов любят друг друга, но советник против их брака, так как Добролюбов небогат.

Во 2-м действии советник, влюблённый в бригадиршу, стал перед ней на колени, а Иванушка, увидев это, захохотал и зааплодировал. А советница сообщила своему любезному Иванушке, что его отец ухаживает за ней.

В 3-м действии советник узнаёт от Добролюбова, что тот выиграл судебный процесс и что состояние его увеличилось.

В 4-м действии Добролюбов сообщает Софье, что её отец обрадовался, узнав о его удаче.

В 5-м действии советник и бригадир застают Иванушку на коленях перед советницей и с яростью начинают их ругать. Советник заявил, что сдерёт с сына бригадира за бесчестье деньги. Тогда Иванушка и советница обличили его самого в ухаживании за бригадиршей. Бригадир пригрозил советнику за это изувечить его. Он обещал побить и сына, тогда советница его самого обвинила в том, что он ухаживал за ней.

Советник, разъярившись, упрекает бригадира, а тот объявил сыну и жене, что они уезжают отсюда сию минуту.

Когда семейство бригадира уехало восвояси, советник пожалел Софью, которая лишилась жениха. Добролюбов попросил у него руки его дочери, и советник согласился отдать за него Софью.

Советник горюет, что ему придётся жить с изменщицей-женой. Обращаясь к зрителям, он говорит, что узнал теперь, что жить без совести хуже всего.

Краткий пересказ по действиям и явлениям (более подробный, чем краткое содержание)

Действие 1
Явление 1

Действие происходит в комнате деревенского дома советника.

К советнику, по дороге из Петербурга домой, заехал бригадир с женой и сыном Иванушкой. Они добрые соседи, узнали друг друга недавно. Советник хочет выдать свою дочь Софью за сына бригадира.

Советница, которой дочь советника приходится падчерицей, говорит: «Ах, сколь счастлива дочь наша! Она идёт за того, который был в Париже».

В ходе разговора советник хвалит разумность бригадиршы, а бригадир — советницы. Советник говорит Иванушке, что и из него толк будет, нужно только для этого быть прилежным да больше читать указы и уложение. Бригадир посоветовал сыну читать артикул и военный устав, бригадирша сказала, что неплохо бы, чтобы сын просмотрел её расходные тетради, чтобы плуты его не обманули. А советница посоветовала не читать ничего кроме «любезных романов». Иванушка сказал, что он ничего и не читал, кроме романов.

Явление 2

Слуга объявил, что приехал господин Добролюбов. Софья взволнована: «Боже мой! Он приехал, а я невеста другому». Все, кроме советницы и Иванушки, пошли навстречу Добролюбову, чтобы вместе с ним погулять по саду.

Явление 3

Иванушка и советница, беседуя, часто используют вместо русских слов французские и то и дело чертыхаются. Они обсуждают родителей Иванушки и мужа советницы, считают их глупыми людьми. Иванушка даже назвал родителей животными, советника тварью, а советница своего мужа — уродом. Советница недовольна, что советник привёз её жить в деревню, где она умирает от скуки. Он ушёл в отставку после того, как вышел указ о лихоимстве, так как на службе стало уже опасно брать взятки.

Иванушка говорит, что не хочет жениться на Софье, что его сердце пылает страстью к советнице. Та сообщает ему, что Софья и Добролюбов влюблены друг в друга.

Явления 4–5

Входят Добролюбов и Софья. Из их беседы с Иванушкой и советницей видно, что Софья считает будущий брак с Иванушкой своей погибелью, да и он не горит желанием жениться на ней.

Добролюбов и Софья заметили, что Иванушка и советница влюбились друг в друга. Когда те ушли, Софья сказала, что жалеет батюшку, но Добролюбов сказал, чтобы она не тужила о советнике, так как тот «с отменною нежностью глядит на бригадиршу».

Из разговора Добролюбова и Софьи ясно, что они любят друг друга и что малый достаток молодого человека — причина того, что её отец не согласился на его брак с Софьей.

Действие 2
Явление 1

Советник спрашивает у дочери, почему она печалится. Софья отвечает, что не желает выходить замуж за «такого дурака, который набит одними французскими глупостями». Она говорит, что жених не любит её, что он не будет почитать и её отца. Советник уверяет дочь, что у жениха зато есть хорошее достоинство — большие деревни. Он хочет управлять деревнями будущего зятя и говорит, что дочь обязана выйти замуж за того, за кого он велит.

Явление 2

Оставшись один, советник признаётся, что любит жену бригадира и выдаёт дочь за её сына только, чтобы чаще видеться с «возлюбленною сватьею».

Явление 3

Входит бригадирша. Советник начинает намекать ей о своей любви, но она мало что понимает из его речей. Тогда советник становится на колени и прямо говорит, что любит её.

Иванушка, который вошёл незаметно для них, захохотал и стал аплодировать.

Явление 4


Когда советник вышел, Иванушка насилу растолковал матери, которая не поняла, о чём хотел просить её советник, что тот признался ей в любви. «Ах, он проклятый сын! Да что он это вздумал?» — возмущённо говорит о советнике бригадирша.

Явление 5

Вошла советница, Иванушка со смехом объяснил ей, что её муж признался в любви его матушке. Советница отвела его в сторону и что-то стала ему шептать. Бригадирша хочет пойти нажаловаться мужу на советника, но Иванушка уверил её, что он пошутил. Успокоенная мать уходит.

Явления 6–7

Иванушка обещает увезти советницу в Париж. Она говорит, что отец не согласится отпустить его снова во Францию. Иванушка хочет и отца увезти с собой, чтобы он просветился и стал похож на человека.

Советница сообщила Иванушке, что его отец ухаживает за нею, и тот решил драться с отцом на дуэли.

Входит бригадир и говорит сыну, чтобы он шёл к своей невесте, так как может наскучить советнице своей болтовнёй. Советница говорит, что они весело проводили время, подаёт руку Иванушке и выходит с ним.

Действие 3
Явления 1–2

Иванушка говорит отцу, что не желает жениться на русской, так как хотя он родился в России, но дух у него принадлежит Франции. Он заявил, что отец не имеет права над ним властвовать. Бригадир стал угрожать ему, а пришедшую на шум жену стал укорять, что разбаловала сына.

Явления 3–5

Пришла советница и начала восхвалять достоинства Иванушки. А главное достоинство, по её мнению, — это то, что он был в Париже.

Когда Иванушка и бригадирша ушли, бригадир начал намекать, используя военные термины, на свою любовь к ней. Но пришли советник и Добролюбов и помешали бригадиру признаться советнице в любви.

Добролюбов сказал советнику, что он выиграл процесс и сейчас имеет 2 тысячи душ и ни на ком не хочет жениться, так как советник не согласен отдать ему в жёны свою дочь.

Действие 4
Явления 1–2

Добролюбов говорит Софье, что, возможно, их желание пожениться сбудется, так как её отец обрадовался, что молодой человек выиграл процесс.

Входит, отирая слёзы, бригадирша. Добролюбов с участием спрашивает её, о чём она плакала. Оказалось, её муж ни за что, ни про что отругал её.

Явления 3–7

Иванушка, Добролюбов и советница играют в карты, а бригадир и советник — в шахматы. Бригадирша некстати, по простоте душевной, вмешивается в карточную игру, мешая и игрокам в шахматы. За это она получает выговор от мужа, а советник и Иванушка заступаются за неё. Советник превозносит её достоинства, но бригадир твёрдо уверен, что жена его дура.

Действие 5
Явления 1–2

Бригадирша уговаривает сына жениться, но он говорит, что насмотрелся на неё и на батюшку и получил отвращение к женитьбе.

Когда бригадирша вышла, советница предупредила Иванушку, чтобы их любовь скрывать от его отца и её мужа. Иванушка, не видя, что зашли бригадир и советник, кидается на колени перед советницей.

Явления 3–4

Бригадир и советник с яростью упрекают и ругают Иванушку и советницу.

Входят бригадирша, Добролюбов и Софья.

Советник сказал бригадиру, что за своё бесчестие сдерёт с его сына деньги.

Софья заявила отцу, что после такого поступка жениха она за него не выйдет.

Советница и Иванушка стали обвинять советника за то, что он становился перед бригадиршей на колени.

Возмущённый бригадир упрекает жену в том, что она не сказала ему, что советник за ней волочился. Бригадирша уверяет его, что не ведала об этом, что потом добрые люди ей об этом сказали.

Бригадир угрожает советнику, что изувечит его, тот, струсив, просит его простить. Бригадир угрожает и сына побить. Тогда советница объявляет, что он сам признался ей в любви. Советник начинает яриться, упрекая бригадира, что он приехал в его дом искушать его жену.

Бригадир командует жене и сыну сию минуту собираться домой. Иванушка и советница кидаются друг к другу. Иванушка просит у неё прощения, а она прощается с ним. Бригадир и советник разнимают их.

Советник, идя за бригадиршей, просит у неё прощения.

Явление 5

«О господи! Наказуешь нас по делам нашим», — говорит советник и жалеет Софью, которая лишилась жениха.

Добролюбов просит у него руки его дочери. Советник и советница, узнав, что Софья согласна выйти за Добролюбова, тоже согласились на их брак. Добролюбов и Софья счастливы.

Советник горюет, что за свои грехи наказан тем, что приходится жить с женой-изменщицей и, обращаясь к публике, произносит: «Говорят, что с совестью жить худо: а я сам теперь узнал, что жить без совести всего на свете хуже».

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Система персонажей и конфликт в комедии Д.И.Фонвизина «Бригадир».


Фонвизин «Бригадир» в сокращении

Денис Фонвизин «Бригадир» краткое содержание для читательского дневника:

Действие происходит в русской дворянской семье. Бригадир и бригадирша, а также их сын прибывают в дом Советника. А дочь Советника любит Добролюбова (бедного молодого человека).

Никто и не пытается считаться с девушкой, и на двадцать шестое назначают свадьбу. Иванушка, сын бригадира, получил образование в пансионе, основателем которого был кучер. Потом он воспитывался в Париже. Там и совсем забыл русский.

Бригадирша же Акулина Ивановна просто восхищается отпрыском и его мнимым умом. Ивану невеста не нравится, и он объясняется в любви советнице. Все считают сей эпизод аморальным. Все ссорятся, и свадьба расстраивается.

Вывод:

По содержанию комедия «Бригадир» Фонвизина просветительская. Устами положительного героя Добролюбова автор доводит до зрителя мысль, что положительные и отрицательные качества человека зависят от воспитания.

Сжатый пересказ «Бригадира»

«Бригадир» Фонвизин краткое содержание:

Игнатий Андреевич – это человек по должности бригадир, который является отцом, и у него есть сын. Родители парня хотят его быстрее выгодно женить. Мать зовут Акулиной Тимофеевной. И дочь одного советника – Артамона Власьича, – очень подходящая кандидатура.

И как раз бригадир и его семья гостят у этого советника. И все ведут речь о будущей свадьбе. Иванушка достаточно образован, ведь он был какое-то время в Париже, и иногда в речи его проскальзывают истинные французские словечки.

Отец не доволен, так как ему это не по душе, а потому он наставляет своего сына читать больше про дельные советы, которые касаются военного устава. Советник также советует своему будущему зятю больше читать расходную книгу, а также, постараться разобраться с книгами нужными, которые о хозяйстве.

Другие же говорить начали о другой своей литературе. Мачеха Софья, советница, предпочитает читать разные романы. И с нею Иванушка согласен полностью, как ни странно. Девушке Софьи не нравиться ее жених, потому что он кажется ей глупым. Хотя ее мачехе он напротив, нравиться. Так как его парижские манеры ее восхищают.

Как после выяснилось, ее жених Иван влюблен в ее мачеху, а та – влюблена в него, и это подтвердили якобы карты. Также, оказывается, советник любит бригадиршу, а бригадир втайне влюблен в советницу. Это все меняет.

И однажды советник начинает признаваться в комнате бригадирше, которая сначала ничего не понимает, и только после того, как Иван, сын бригадирши, застает их вдвоем, и видит на коленях будущего свекра, он смеется, и говорит опешившей матери о том, что ее сват просто клеился к ней. Это повергает в шок и гнев его матерь, которая в гневе хочет рассказать все мужу.

Но спохватившаяся советница и Иван успокаивают ее, уговаривая не рассказывать. Они объясняют, что Иван просто пошутил. Иван планирует увести в Париж советницу, хотя та объясняет, что его отец также влюблен в нее, и это сильно разозлило Ивана, и тот решает сделать поединок с отцом. Но советница успокаивает своего возлюбленного.

Добролюбов приехал немного позже сватов, и он – тот человек, в которого влюблена Софья. Они вскоре женятся, так как карты все – раскрыты.

Действующие лица

  • Бригадир;
  • Иванушка, сын его;
  • Бригадирша;
  • Советник;
  • Советница, жена его;
  • Софья, дочь советничья;
  • Добролюбов, любовник Софьи;
  • Слуга советничий.

Действие происходит в деревне советника, к которому, проезжая из Петербурга домой, заехал бригадир с женой и сыном.

Действие первое

Поместье советника. Комната, убранная по-деревенски. Бригадир, в сюртуке, ходит и курит табак. Сын его, в дезабилье, жеманясь, пьёт чай. Советник, в казакине, смотрит в календарь. Подле чайного столика сидит советница в дезабилье и, жеманясь, чай разливает. Бригадирша сидит одаль и вяжет чулок. Софья также сидит одаль и шьёт.

Разговор идёт о близкой свадьбе Софьи и Иванушки. Советница, Авдотья Потапьевна, считает, что падчерице повезло, «она идёт за того, который был в Париже». Иванушка недоволен этим браком, потому что его невеста не говорит по-французски. Советник и бригадир начинают хвалить друг друга. Советнику, Артамону Власьичу, нравится практичная бригадирша, Акулина Тимофеевна; бригадира, Игнатия Андреича, покоряет сентиментальная и жеманная советница. «Боже тебя сохрани от того, чтоб голова твоя наполнена была иным чем, кроме любезных романов! Кинь, душа моя, все науки на свете» — наставляет советница будущего зятя. Иванушка с гордостью признаётся, что «сам, кроме романов, ничего не читывал». Софья считает жениха дураком. В конце бессмысленной беседы все сходятся на том, что грамматика никому не нужна и в жизни пригодиться не может.

Входит слуга и объявляет о прибытии Добролюбова. Все выходят в сад. В комнате остаются советница и Иванушка. Советница жалуется на тупость и ограниченность своего мужа. Она умирает от скуки в этом захолустье, целый день примеряя головные уборы и гадая сама себе на картах. Иванушка насмехается над родителями, вздыхая, говорит, что двадцать пять лет живёт не с родителями, а с животными. Они густо пересыпают свою речь искажёнными французскими словами. Потом Авдотья Потапьевна и Иванушка начинают загадывать друг другу на картах и постепенно признаются в своих чувствах. Увидев приближающихся Софью и Добролюбова, парочка решает: «Нам надобно непременно оставить их в покое, чтобы они со временем в покое нас оставили».

Входят Добролюбов и Софья. Советница и Иванушка удаляются. Софье кажется, что «кроме бригадирши, здесь влюблены все до единого». «Разница состоит в том, что их любовь смешна, позорна и делает им бесчестье. Наша же любовь основана на честном намерении» — отвечает Добролюбов. Он сетует на свой малый достаток, из-за которого советник не согласен выдать за него Софью. Девушку «малый достаток не устрашает». Добролюбов надеется, что вскоре его положение изменится к лучшему благодаря выигранной судебной тяжбе. Чтобы не возбудить лишние подозрения, влюблённые возвращаются к гостям.

Действие второе

Входят советник и Софья. Она говорит отцу, что не хочет выходить замуж за Иванушку. Советник убеждён, что «отец и дети должны думать одинаково». Он говорит, что раньше сын отвечал за отца, а отец за сына и вспоминает времена, когда был судьёй. «Виноватый, бывало, платит за вину свою, а правый за свою правду; и так в моё время все довольны были: и судья, и истец, и ответчик. Наш брат, судья, для общей пользы, манеров на двадцать один указ толковать может» — говорит советник. Он велит Софье, чтобы она «указ идти замуж не толковала по судейскому обычаю», а шла бы, как велено, за Иванушку. «Только представьте себе моё несчастье: я женой буду такого дурака, который набит одними французскими глупостями, который не имеет ко мне не только любви, не малейшего почтения» — говорит Софья. Советник отвечает ей, что жених имеет хорошее достоинство — изрядные деревеньки, и Софья должна почитать жениха и угождать свекрови. Потом советник заставляет дочь: «Поди к гостям и как будто от себя выскажи ты своей свекрови будущей, что я, я наставляю тебя угождать ей».

Софья уходит. Советник остаётся один и признаётся себе, что выдаёт дочь против желания за Иванушку «для того только, чтоб чаще возмог я по родству видеться с возлюбленной сватьею». Входит бригадирша. Советник начинает говорить ей о своих грехах и «немощной плоти». Бригадирша не может понять его намёков. Тогда советник становится на колени и признаётся бригадирше в любви. В это время входит Иванушка. Советник видит его и вскакивает, а Иванушка хохочет и аплодирует. Советник, оторопев, выходит. Бригадирша по-прежнему ничего не понимает. Иванушка объясняет матери, что советник с ней «амурится». Бригадирша оскорблена.

Входит советница. Иванушка со смехом описывает ей сцену, свидетелем которой стал. Они шепчутся. В это время бригадирша собирается пойти к мужу и всё ему рассказать. Сын и советница хватают её за полы. Они убеждают бригадиршу, что Иванушка пошутил. Бригадирша успокаивается и выходит. Советница и Иванушка остаются одни. Советница обвиняет Иванушку в легкомыслии — если бы бригадир узнал обо всём, он увёз бы жену и сына из поместья. Иванушка заявляет: «Мне легкомыслие свойственно, а инако худо подражал бы я французам». Он говорит советнице, что хотел бы уехать с ней в Париж. Советница сообщает Иванушке, что бригадир влюблён в неё. Иванушка грозится вызвать отца на дуэль, потому что в Париже тоже был такой случай.

Входит бригадир, чтобы позвать гостей к столу. Он отправляет сына к невесте, чтобы остаться с советницей наедине. Иванушка уходить не желает. Советница подаёт ему руку, и Иванушка, жеманясь, ведёт её к столу. Бригадир, затаив зло на сына, идёт сзади.

Действие третье

Входят бригадир с сыном. Бригадиру стыдно за сына. Иванушка недоволен, что его хотят женить на русской. «Тело моё родилось в России, однако дух мой принадлежит короне французской» — заявляет он отцу и добавляет, что уважать отца не обязан. Бригадир сердится и грозится побить сына палкой. Входит бригадирша. Бригадир говорит ей, что сын совсем потерял ум. Он ругает жену за то, что она избаловала сына, не дала записать его в полк. Иванушка зевает. Бригадир грозится выхватить у Иванушки два ребра.

Входит советница и заступается за Иванушку. Она в восторге от Иванушки и просит его рассказать о своём пребывании в Париже. «В Париже все почитали меня так, как я заслуживаю. Где меня не видали, везде у всех радость являлась на лицах, и часто декларировали её таким чрезвычайным смехом, который прямо показывал, что они обо мне думают» — рассказывает Иванушка. Советница и бригадирша в восхищении. Бригадир не знает, смеяться ему или плакать. Иванушка, раздражённый, выходит. Бригадирша кидается за ним.

Бригадир и советница остаются наедине. Советница говорит, что он слишком груб с сыном. Бригадир грозится: «Рано или поздно я из него французский дух вышибу». Он говорит, что «рассказы сына — пустошь». Пользуясь моментом, бригадир намекает советнице на свои чувства. Советница притворяется, что не понимает намёков. Тогда бригадир признаётся: «Глаза твои мне страшней всех пуль, ядер и картечи. Один первый их выстрел прострелил уже навылет моё сердце, и прежде, чем они меня ухлопают, сдаюся я твоим военнопленным». Советница по-прежнему притворяется непонимающей. «Я как храбрый полководец, а ты моя фортеция, которая как ни крепка, однако всё брешу в неё сделать можно» — заявляет бригадир.

Входят советник и Добролюбов. Он сообщает советнику, что его дело в суде уже решено в его пользу. Бригадир, раздосадованный, выходит. Добролюбов сообщает советнику и советнице, что имеет теперь две тысячи душ. Отношение советника к Добролюбову сразу меняется. «Ежели у кого есть две тысячи душ, то мне кажется, они все пороки наградить могут» — говорит он. Советница говорит Добролюбову, что ему пришло время жениться. «Я ни на ком жениться не хочу, когда вы не соглашаетесь за меня отдать дочь вашу» — говорит Добролюбов. Советник отвечает, что теперь он не против этого брака, но сейчас ничего решить не может и откладывает решение этого вопроса до утра.

Действие четвёртое

Добролюбов и Софья наедине. Добролюбов надеется, что его сватовство к Софье будет иметь счастливый исход. Софья сомневается в этом. Она знает, что её отец влюблён в бригадиршу. «Корыстолюбие делает из человека такие же чудеса, как и любовь» — говорит ей Добролюбов. «Корыстолюбие редко любовь побеждает» — возражает Софья.

Входит бригадирша, утирая слёзы. Она жалуется, что муж её отругал ни за что, ни про что. Софья и Добролюбов возмущены отношением бригадира к жене. Входят советница и Иванушка. Советница предлагает Иванушке сыграть партию в карты. Подают карточный стол. Советница, Иванушка, Софья и Добролюбов начинают играть в кадриль. Бригадирша этой игры не знает. Она садится в сторонку и наблюдает.

Входят бригадир и советник и начинают играть в шахматы. Бригадирша ничего не понимает в кадрили. Она начинает вспоминать, как раньше играла в марьяж, в дураки и в хрюшки. Потом хватает со стола карты и подбегает к советнику, чтобы показать, как играют в хрюшки. Советник смотрит на неё с нежностью. Бригадир бросает шахматы. Иванушка вскакивает и жалуется, что невозможно играть. «Слушай, жена! Ты куда ни придёшь, везде напроказишь. У кого нет ума, тот, подошедши к одному, всем помешать может» — говорит бригадир. Советник заступается за бригадиршу. Бригадир и советница говорят ему, чтобы не лез не в своё дело. Бригадирша отходит в сторону. Советница отсылает к ней Софью.

Советник говорит бригадиру, что он «весьма худо поступает со своей супругой». «Она не к месту печальна, не к добру весела, зажилась, греха много, некстати» — отвечает ему бригадир. Иванушка говорит, что смерти желать не надо даже собаке, не только матушке. Бригадир называет жену дурой и обвиняет в том, что она воспитала негодного сына. Советник снова заступается за бригадиршу, спорит с бригадиром. «Она смиренна, яко агнец, трудолюбива, яко пчела, прекрасна, яко райская птица и верна, яко горлица» — вздыхая, говорит советник.

Советница и Иванушка выходят, а бригадир и советник продолжают спорить. Каждый из них считает, что жена другого — самая лучшая. Вскоре они обнаруживают, что остались одни и решают пойти туда, где все.

Действие пятое

Бригадирша уговаривает Иванушку женится. Он отвечает, что желал бы быть от неё на сто миль французских, когда речь идёт о его женитьбе. «Наше дело сыскать тебе невесту, а твоё дело жениться» — говорит Иванушке бригадирша. Иванушка возмущён этими словами. Он начинает говорить с матерью по-французски, понимая при этом, что она не знает этого языка. Бригадирша обижается и уходит.

Входит советница. Ей кажется, что бригадир ревнует её к своему сыну. Советница говорит Иванушке, что их любовь нужно скрывать. Иванушка отвечает, что бригадир лезет не в своё дело. Советница жалуется на своего мужа, потом спрашивает у Иванушки, кто учил его французскому языку. «Я до отъезду моего в Париж был здесь на пансионе у французского кучера. Я одному ему должен за любовь к французам и за холодность к русским» — отвечает ей Иванушка. Советница заявляет: «С сего часу буду я в сердце моём сохранять истинное почтение к французским кучерам. Счастье твоё и моё, что ты попался к французскому кучеру». Потом она ещё раз напоминает Иванушке об осторожности.

В это время входят бригадир и советник и видят, как Иванушка кидается на колени перед советницей. Они возмущены до глубины души. Иванушка вскакивает с колен. Советник в ярости бранит его. Бригадир собирается поколотить сына. Советник сокрушается, что жена-злодейка лишила его чести.

В это время входят бригадирша, Софья и Добролюбов. Бригадир рассказывает жене о проделках её сына. Бригадирша не верит этому, она не допускает мысли, что сын может полюбить кого-то, кроме Софьи. «За такую безделицу честным людям сердиться невозможно. Между людьми, знающими свет, этому смеются» — говорит Иванушка. Бригадир отвечает, что намял бы бока тому, кто стал бы волочится за его женой. Советник грозится подать в суд на Иванушку и заявляет, что не хочет больше иметь его своим зятем. Тогда Иванушка рассказывает, что видел советника на коленях перед бригадиршей. Бригадир грозится изувечить советника. Тот, испугавшись, просит прощения. В это время не выдерживает советница и рассказывает, как бригадир молил её о любви. Бригадир и советник ссорятся окончательно. «Сей минуты выедем вон из такого дому, где я, честный человек, чуть было не сделался бездельником» — кричит бригадир. Иванушка и советница, прощаясь, бросаются друг другу в объятия. Бригадир и советник кидаются разнимать их. Бригадир с семьёй покидает поместье советника.

Остаются советник, советница, Добролюбов и Софья. Добролюбов просит руки Софьи. Советник отвечает согласием. «Будьте вы благополучны, а я, за все мои грехи, довольно господом наказан: вот моя геенна!» — говорит он. «Я желаю вам счастливой фортуны, а я до смерти страдать осуждена: вот мой тартар» — говорит советница. Софья и Добролюбов счастливы. Советник обращается к публике: «Говорят, что с совестью жить худо: а я сам теперь узнал, что жить без совести всего на свете хуже».

«Бригадир» (Фонвизин): kooban iyo falanqaynta комедия

В этой статье аан tixgelin doonna si faahfaahsan shuqulka «Бригадир» (Фонвизин). Soo koobid iyo falanqaynta это комедия ku qoran 1768 hoos lagu soo bandhigay.

оо кообан

А. Игнатий, Бригадир ах, иё Акулина Тимофеевна, наагтииса, аяа дооная инуу габадий Иванушка Артамон Власича (талияха) ин ай гуурсадаан вилкииса. Габада Магасида София. qoyska Форман booqasho xildhibaan, tuulada. Wada hadalka u Horseedi Mustaqbalka Arooska qoyska. гообта ваца уу куу фураяа шукулкииса «Бригадир» Фонвизин. kooban oo ka mid ah wada hadal ku socota. Иван ayaa hore u soo booqday Paris, uu had iyo jeer ka dhigeysa in uu Hadalka Hadallo Faransiis. Ма аха сида ааббихис. А. Игнатий талия вилкииса «дхаган ганачига», оо ку бакай ин ла ахриё «кайнуун чиидамада» иё «статья». Акулина В.Т. — naag dhaqaale, fikiray buugaagta sahay reading ugu fiican. Lataliyaha в будущем ку talinaysaa в аад ка akhriyi ах amarrada iyo Code Sharciga. Иё хааскиса, Софья аайо, Авдотья Потапьевна jecel yahay «tixaha ah nooca». Каста читает капусту Дхулку ку хэшийн ла шакией ияда Иван «Бригадир» (Фонвизин), варбиксин кообан оо айну ку машкульсан йихин. София guurka socda аан ку faraxsanahay. Ее doonan ee iyadu u aragto nacas. На крышке ку ах, iyada aayo ka cabsadeen isagii, oo uu в стиле «ПСЖ».

Кала хадал койскаага мустакбалка

Ма каадан вадахадалка хубнаха койска мустакбалка. Бригадир калийа ксиисейная инуу ку арримаха чиидамада, наагтииса — дхакаалаха, ла-талияха аяа сиду кале машкуулин аримаха шарчига оо келийа. ла-талияха А ийо Иван ваа урур байна оо дхан маудуукйада. вада хадалка вацаа кала гойи от Имааншияха Добролюбов. Бригадир iyo xaaskiisa, Sophia, oo la taliye si ay u tagaan inay ka hor tagaan.

Baaqa jacaylka Иванушки iyo lataliyayaashiisii ​​

Baaqa jacaylka sii в комедии «Бригадир» Фонвизин. Kooban goobta soo socda. Иван iyo lataliyaha kaliyoobaan. Fahamka ай yihiin dhakhso ах. Иван waalidiinta iyo lataliyaha ханаан — xaaskaaga. Ninkii dhallinyarada ahaa ayaa qirtay in uu ma jeela Sophia, iyo inuusan dooneynin inuu guursado. Иван иё Авдотья, яаббан он каарарка, шеги джакайлка ай мидба мидка кале. ла-талияха иванушка шигай ин софья джесел яхай ин ай леейихин дхир йо вада Добролюбова ай.

София Вада Хадаль ла Добролюбова

Марка ароосадда оо Иван Добролюбов ла талийе ла саараа, таасоо ка дигейса ку чаашагай оо келия. София оггаатай ин у дхексеея ияда иё аайо иванушка каста оо дарин. Waxay sidoo капуста xustey в aabbaheed си qurux eegayay hogaamiyaha kooxda iyo lataliyaha jecel Форман. Kaliya DOB Sofia iyo mid kasta oo kale «ku salaysan niyad fiican» jacayl. Si kastaba ha ahaatee, saboolnimada Добролюбова хортаго гурка. Laakiin in uu rajeynayo in xoolihiisu kordhin doonaa, markii maxkamadda uu ku dhamaan doono.

латалияха адкайсашо

София вейдийо аббехид, ин усан габадхас хого ин лага гудбо Иванушка. Si kastaba ha ahaatee, taliyaha uusan rabin in uu maqlo, «. Tuulo galay Robben» aroos Artamon Vlasich sheegay in gabadheeda waa bogtay oo dhan-in-sharciga. Sababta dhabta ah, waayo, taliye ku dheganaanta, taasu waa jacayl hoggaamiyaha kooxda. Артамон Власич соо саарай инта лагу гуда джиро Иванушка габадийса, инта бадан вацаа лага арки караа он хирирка ла Акулиной Тимофеевной.

cadayn goobta hogaamiyaha kooxda jacayl Artamon Vlasicha

Jacaylkiisa dembi leh way ceeboobi doontaa la-taliye diinta, laakiin ma aha iyada sheegi kara sida uu Darensan yahay hortiisa hogaamiyaha kooxda at. naag Simple maskax, si kastaba ha ahaatee, ma fahmin воск, maxaa yeelay, taliyaha посыпает uu hadalka badan ee tibaaxaha церковно-славянский. Марка уу ка хор Акулиной Тимофеевной джиркида, Иван си лама филаан ах у муукда. Фонвизин (ее комедия «Бригадир») sharaxayaa sida uu soo dhaweeyay iyo qoslaa hortiisa goobta this at. Баксди талийе затрепетала. Hogaamiyaha kooxda Wiilka в Артамон Власич ияда «Амур».

Хавиней тагаа Гоуракай. Waxay doonaysaa в ай дхан си ай ninkeeda у sheegto. Si kastaba ha ahaatee, lataliyaha sheegayaa Ivan in aynaan ku siidayn kartid qarsoodigan, haddii ay jiraan Wax Foreman tuhunsan yahay, wakea uu isla markiiba dib ugu qaadi doono wiilkiisa iyo xaaskisa. Авдотья Потапьевна иё Иван дхаадхийо хогаамияха кооксда, васка ай ахейд кафтан ах Иван, талияха ма «Амур». Mu’minaadka ах naagtii deggona.

Иван ку ханджабтай ин ай ааббихийс шафиилтанка ка кеени

Degaanka iyo Ivan farxad aragto in ay yihiin «hal qof», «mid ka mid dhadhan» iyo «isku maan ah». Si kastaba ha ahaatee, lataliyaha leeyahay oo dhan khasaaro ka mid ah indhaha ninkii dhallinyarada ahaa oo iyana wakeay ahayd Ruush ee. Тани ваа «oo musiiba ах» Иван ayaa rajeynaya inuu wanaajiya wakea qaadi doono in uu jecel yahay Paris. Авдотья Потапьевна исага ка варрами ин бригадир ее джакайлка ияда оо лех. Горячий Иван: inuu diyaar u yahay inuu aabbihiis u xafiiltanka yar ah u equino waa. Форман ка середина ахаа. Waxa uu doonayaa in laga takhaluso qolka wiilkiisa oo la hadal la-taliye oo keliya. Si kastaba ha ahaatee, la caleemo Иванушка иё Авдотья Потапьевна.

Иванушки шеко ку саабсан Франция

Бригадир ругает wiilkiisa «дурачество», iyo sidoo kale hamiday ah Faransiis ah. Ninkii dhallinyarada ахаа аяа у зиг ах джавааб. Маркаас Игнатий А. Ханджабай Карбааш. La-taliyaha, muuqatay waqtigan, si loo ilaaliyo cadhada aabbihiis Ivan. Waxay sasabayo oo iyada lover inaad u sheegto oo ku saabsan sida uu ku noolaa Франция. Иван ayaa sheegay in uu noqon in ka badan Франция и бадан Рууш. Hogaamiyaha Kooxda iyo lataliyaha farxay la sheekada, laakiin Foreman u cadhooday. Iyada oo dhibta Aabihiis, Ivan baxo iyo hooyadeed soo socota isaga. Foreman hadlo jaceylka uu u lataliyihiisii ​​noqday. Сабабта оо ах вакса уу истимаалаа маудууцйада военная хадалка, наагтии ка дхигаа ма уу фахми караа.

Добролюбова буска ийо София

ДОБ йидхи ла талияха ин уу дхаммейэй макскамадда ийо хадда вакса уу леяхай 2000 нафихии. Waxaa soo baxay in xaakinnadu — laadadka, sidaas DOB lahaa inuu ka soo leexdo «si Justice ugu sarreeya». Ugu dambayntiina caddaalad la Sameeyo. DOB weydiiyo Degaanka ee gabadhiisa gacanta. Xildhibaanka farxeen, laakiin ninkeedii loo warsaday oo aanu siin jawaab qeexan.

DOB Sofia iyo rajaynaynaa in ay is dhiiri doonaa is-dulsaar si ay u heshiin la taliyaha. Marka caashaqi jiray ilmada hoggaamiyaha kooxda go’do wadahadalka. Waxaa soo baxday в Акулину Тимофеевну нинкееда мар кале ругала. Kanu waa ninka dabeecad adag, taas oo culus gacanta. Marka uu riixay naagtiisa kaftan ah oo wuxuu galay si naagtii ku dhowaad dhintay.

ciyaarta

рожд., София, ла-талияха иё Иван ХАРИМАЙ кулан ее (карточка) кадриль. Hogaamiyaha kooxda The ogyahay ciyaarta мода это, sidaas oo kaliya leeyihiin si ay u daawadaan. Форман йо Талияха Waxaa ciyaaro шахматы.

Xaaska Ygrath A. xusuustaa ciyaarta doofaarka. Qof dumar ah oo arrinkan ka hadlayay taliyaha xiiso qaadataa ciyaartoyda kaarka. Иван Форман cadhooday isticmaalaa Munaasabada кале си ай naagtiisii ​​у xaarxaarin. Hogaamiyaha kooxda waa xanaaqin iyo iska socdaa.

Waayo, naag xun ula dhaqmaan упрекает бригадного генерала Артамона Власича. Taa baddalkeeda, A. Ignatius soo jeedisay in Ivanushka jalaq u siin lataliyaha. Si kastaba ha ahaatee, wakea aanu rumaysan Artamon. Форман ваа калсуни ку каба ин ай джираан аддуунка угу ваа накас ах оо ка малайсан лахайд э су дхакайа ин жакайл ла Акулину Тимофеевну.

Wuxuu sasabayo oo wiilkiisii ​​in ay guursadaan hoggaamiyaha kooxda. Si kastaba ha ahaatee, tusaale ahaan waalidka Ivan ma loo Waxyoodo ahayn. Intaawawasaa dheer, aroosadda uusan jeclaan. Акулина Тимофеевна аяа шигай ин доорашада ай сидхиидхи ах — ваа ваалидка, ма арооска. Лафтиду, тусаале ахан, марнаба хитаа ка хор арооска ла Игнатий Андреевич хадлей.

Подробности ee la soo dhaafay Ivan

Ivan iyo hadal la-taliyaha oo ku saabsan jacaylkiisa, iyo khatarta ah in ay be u gabbadaan u tahay qayb ka mid ah ka Foreman iyo lataliyaha. Иван хадлая уу ваксбарашада. Waxaa soo baxday in ay tahay ilaa safarka ay ku tagayaan Франция Waxaa la Keiney кучером Faransiiska, kan Taan jeclahayay leeyahay dalka this.

qarsoodiga shaaca ka qaaday

Бригадир оо талие кабтай Иванушка джилба хортиеда ла талие. карсудига вацаа шаака ка каадай. Ignatius doonayo inuu garaaco wiilkiisa iyo taliye ku tala inuu ka soo kabsado lacag ka Ivan aan sharaf lahayn. Галай Д.Б., София ийо хоггамияха коксда акунсан дунаа дхакай. София диидо инуу ссылка ciqaabtooda ла Иван. Бригадир оо талие оголаадо.

Markaasaa la-taliyaha iyo Ivan oo dhan ku leeyahay qarsoon, kuwaas oo ay ka warqabaan. Иван аяа шигай ин талие ваа джакайл хоггамие кооксда, иё Авдотья — жэклахай ияда Форман. La-taliyaha iyo Форман в fasax cadho weyn. Койскиса каада Игнатий А.. Иван иё латалияха таабашада сагутин — Бригадир иё ла талийе оо кали ах ла сийей у кала сооци.

La-taliyaha ayaa weli la gabadhiisii ​​oo ahayd naagtii. DOB mar kale weydiiyo gacanta София. Oggolaanshahooda diyaar Авдотья Потапьевна, Артамон Власич лафтииса Софья. Дхакдоойинкааси вашай афьяридда Д.И. комедия Фонвизина «Бригадир». Дхибаатуинка васка ка хоосея осмотррина доонаа.

Время абуурка

комедия Первый Денис Иванович вакса уу ку дхашай 1769. Инта лагу джиро дхакдоойинка ваавейн ээ ка дхачай вахтигаас нолоша дадвейнаха, шукулкииса Фонвизин («Бригадир») усуу варкадихии ку. История abuurka ах ee ай xidhiidh доу iyaga ла. In kasii waqtigan wakeaa jiray diyaarinta ah ee furitaanka Guddiga qabashada Soon ee sharciga cusub — diyaarin, kaas oo ahaa in ay saamayn ku abtirsan oo dhan. Waxaa laga yaabaa in aan gadhwadeen ka sameeyey ay watteen oo uu comedy wakeaa ku abtirsan Фонвизин («Бригадир»). Falanqaynta of sheyga muujinaysaa inta badan iyaga ka mid ah, oo weliba wakeay ahaayeen символов xun.

символов комедия

Iyada oo qaab dhowaad водевиль таас oo dhan jilayaasha kale oo aan ahayn hogaamiyaha kooxda, shukaansiga kasta oo kale, si lama filaan ah ka muuqan qurux badnayn sida lagu magacalosha «say.» Под su’aasha вейн dhigeysa Заслуги для абтирсан adeegga dalkiisa Фонвизин («Бригадир»). Символы weyn ee — abtirsan — wakiilwaca ku jira ma aha iftiinka ugu fiican. Исла мар ahaantaana go’amada си ixtiraam лех в qalcadda, «abtirsan» lagu muujiyay midabo dhalaalaya. Halkan dhaleeceynta dhaco ma dambiilayaasha ama tuug, oo, at jaleecada hore, in muwaadiniinta мудан: мудане ка мид ах saraakiisha ciidamada, iyo sidoo kale kaabayaasha dhaqaale macno darro ninkii dhallinyarada ahaa Faransiis.

Особенности qaab

Денис Иванович Фонвизин «Бригадир» го’аансадай инуу ку ридай масракса, воспользовавшись, угу хорреия оо дхан, Гуддига Дидро, куваас оо су джиедиай «ин ай у гуураан масракса си колка фадхига.» В середине ка середине ах qolalka guriga jiro la taliye ficil. Daawadayaasha kuwaas oo daawaday dhaqangalka ayaa la yaabay sida la aamini karo oo dabiici ah raadinayso jilayaasha sida джави. Siinta aragti ах в ай tahay guriga dhabta ах, ма masraxa а, iyo dhagaystayaasha waa символов weyn ee isla qolka.

dhaqan Suugaan iyo hal-abuurka

Tani shaqada laga eego ee ku sifayn ku abuuray oo ku salaysan dhaqanka классика комедии DI Саре Фонвизин. «Форман», оо кообан оо ах каас оо лагу кор ку сюсан ка вада хэдлин, марка ла еего гууд ахаан раачай хирка. Tani waa caddaynta in meesha ugu horeysa, схематические персонажи iyo ficil ma guurto ah. Laakiin weli wuxuu iska oggol yahay dib u gurasho ka Классика ах Денис Фонвизин. «Бригадир» каден. Тааси ваа сабабта Иван, ина Форман ах, ма шиган в ай дарин дхаб ах оо ка даксан, марка аан qaybsadeen dhamaadka ciyaarta weli tusay воск даакад ах. xitaa wuxuu dhihi kara, в мудо ах, wuxuu arkay iftiinkii, isagoo sheegay in Haddii uu Keenay Ruush, oo jeclaaday umadiisa, mindhaa wuu lahaa ma wada gaadhi. Денис Иванович suufiyadoodii Eebayaal this isticmaalaa oo keliya si uu ugu caddeeyo goobta dheeraad ah oo la aamini karo, si y keeanaan u dhaw in ay xaqiiqada. Wuxuu iskuma Kacaan majaajilada iyo kala iibsiga lagu qoslo uu dhinac xun ee nolosha ka mid ah kuwii gobta ahaa. Написано угу хорайн доонаяа инуу огаадо асалкииса, си ай у акунсадаан предопределение булшада.

арримаха Мораль, таас оо кор у Фонвизин («Бригадир»)

Фаланкайнта шейга, ваа ин ла огаадаа ин Фонвизина ксиисо суааша ах сабабта ай джираан дад сида. Wuxuu ujackaabay oo ku qeyb Foreman laftiisa shaqada, doonaya ma uusan wiilkiisii ​​ciidankii diro, oo loo ogol yahay inuu naagtiisa kharribaad. Тани qof jaahil oo aan dhab ahayn ka dib xaqiiqsadeen saameynta xun eewawabarashada xumaaday iyo fashion. Waxaa dhacay isaga oo kaliya uu iyaga Daremay naftayda si buuxda. Jiilkii ka weyn (hoggaamiyaha kooxda iyo taliyaha) ahaa caadiga ah ka mid ah didkii ku abtirsan waqtiga. Laaluushka ah saraakiisha dowladda ee Россия qarnigii 18aad gaadhay meesha ugu sarreysa, si ay u la dagaalamaan in ay leeyihiin Елизавета Саммит Императрица ах (dhamaadka boqortooyada), iyo Екатерина II, kaas oo lagu bedelay in awoodda. Labada iyaga ka mid ah si xoog leh ka soo horjeeda laaluushka ee xafiisyada dawladda.

Фонвизин, ваксбарашо ваа хаб каасоо кара инуу ку богсиияан оо дхан вуу астури, ее ка джира бульшада. муднанта нашего времени ваа ин ай ваксбарашада ку абтиршан беги, куваас оо ах ин маджаджилада ее София ийо дхалашада. geesiyaal Kuwanu waa wakebarasho выдающийся, sirdoonka, jacaylka dalka, aadanaha, anshaxa sare, ixtiraamka afka hooyo iyo dhaqanka, iyo sidoo kale xaqiijinta ay deynta.

Саамейнта хорумаринта дхираад ах оо ку сифайн комедия

Фонвизина комедия «Бригадир», дабкан, аан саамайн ку йелан кара хорумаринта дхираад ах оо ку сифайн оо дхан. Waxaa la siiyaa qorayaasha mustaqbalka fursado badan oo cusub ee siidaynta jilayaasha ahaa iyo taswiirtii символов ау. Комедия Фонвизина «Бригадир» — shaqo ah oo la dhigay by qodobada jihada cusub ee riwaayadaha ah. кораяаша кале, курия гаарай гааро Денис Иванович иё ияга сии хорумариё. Taasi laftigeda muujiyey inta badan si cad in shuqullada Sumarokov, gaar ahaan, in uu comedy caan ah sida «Рогоносец ах малаха». кораа ах вацаа лага саматаббихияа на мулькиилаха этап нолоша гоболка сида Фонвизин («Бригадир»). Falanqaynta of sheyga в завершение этого — wakeaan ku aqoonsado wakeyaabaha ugu muhiimsan ee aad ku dari kartaa in ay si madax banaan.

Характеристики главных героев повести о котловане. Характеристика главных героев Платоновской ямы. Описание персонажей рассказа. Чиклин находит мать и дочь

Рассказ А. Платонова «Котлован» рассказывает о строительстве символического сооружения — «общепролетарского дома» для переселения туда рабочих всего города. Строить котлован собирается много людей во главе с бригадой Чиклина.

История открывается в образе Вощева. Этому герою всего 30 лет, но он, судя по жизненному опыту и пессимистическому настрою, кажется намного старше своих лет. «В день тридцатилетия личной жизни» Вощев получил выплату в связи с «слабостью в нем и задумчивостью на фоне общего темпа работы».

Платонов сразу показывает одно из главных качеств Вощева — любовь к детям. Этот герой советует супругам, которые постоянно ругаются: «Если вам не в чем жить в мире, вы чтите свое дитя — вам будет лучше»; — А ты почитай своего ребенка, — сказал Вощев, — когда ты умрешь, он будет. Вощев любуется детьми-пионерами, марширующими под веселую музыку. Он боится, что калека может позавидовать детям, их свежести, их здоровью и как бы сглазить их своей завистью. А какое активное участие принимает герой в судьбе девочки-сироты Насти!

Почему Вощев вдруг задумался в процессе труда? Ведь он не лентяй, не тунеядец, прогуливающий работу! Просто с некоторых пор Вощев начал догадываться, что смысл жизни не может сводиться только к механическому выполнению физической работы. Ему кажется, что он забыл о самом большом и главном — о душе.

Все герои рассказа очень одинокие люди. Одинокий инженер Прушевский. Проект создания общего пролетарского дома — его идея. Но Прушевский инстинктивно понимает, что в процессе активного строительства социалистического общества нельзя забывать о душах, превращаться в роботов, запрограммированных только на работу: «Он боялся возводить пустующие здания — такие, в которых люди живут только из-за непогоды». Прушевский остро чувствует свое одиночество, «он боялся пустого домашнего времени, он не умел жить один»: «Лучше я умру», — думал Прушевский. «Меня используют, но никто мной не доволен…»

Одинок и несчастен Чиклин, бригадир землекопов. Когда-то, когда он был моложе, он пользовался вниманием женщин и жил полной жизнью: любил, дружил, ошибался. Но ради великой цели — рытья канавы — этот герой скрывает свои личные чувства, «отталкивает» от себя юную девушку, когда-то поцеловавшую его, «как позорную тварь».

Такому же запрету на любовь в свое время подчинялся и Прушевский. Как оказалось, Чиклин и Прушевский в юности испытали любовь к одной и той же девушке, с которой теперь снова встретились, при весьма трагических обстоятельствах. Это Юлия, мама Насти. Запрет на любовь, сыгравший печальную роль в судьбе Чиклина и Прушевского, был продиктован суровыми требованиями того времени. Всякое отклонение от главного общего дела отвлекает людей, портит их, прежде всего, государственных, а не личных.

Жестокость Чиклина по отношению к раскулаченным крестьянам не является следствием его якобы жестокого характера. Объясняется это не его личными качествами, а прежде всего тем, что Идея предписывала ему быть жестоким. Черствость Чиклина оправдывается классовыми интересами. Идеи всеобщего равенства, необходимости истребления богатых людей как вредного элемента слишком прочно укоренились в сознании этого героя.

Но жестокость Медведя не имеет оправдания. Медведь — фанатик труда, работающий не ради результата, а ради самого процесса. Однако у жестокости Медведя есть некоторая мотивация. Этот герой вспоминает, как однажды кулак, на которого он работал, недокормил его, а иногда и вовсе не кормил. Боец-молот — исполнитель воли тех, кто стоит у власти.

Лев Ильич Пашкин — типичный образ бюрократа, руководителя, который всегда был, есть и будет при любом государственном строе. Это человек, умеющий говорить, призывать массы к трудовым подвигам: «Темп тихий», — говорил он ремесленникам. — Почему вы жалеете о повышении производительности? Социализм обойдется без вас, и вы будете жить без него и умрете напрасно».

Пашкин живет в хорошем доме, пользуется большими привилегиями, в отличие от тех, кто занимается физическим трудом. Пашкин — профсоюзный деятель, поставивший целью жизни личное обогащение. Его можно назвать хозяином жизни. Но, несмотря на свое материальное благополучие, этот герой жалеет хорошей еды для калеки Жачева.

Настя, маленькая девочка, потерявшая мать, является символом будущего социализма. Она умирает от недостатка душевной доброты к ней: «Вместо игрушек у нее железный ломик, девочка спит в одном гробу, а второй использует как красный угол». Настя — дочь владельца кафельного завода, «мещанки». Умирая, мать наставляет ее: никому не говорить о своем происхождении, потому что она, как отпрыск буржуазии, будет «заморожена».

Странно, смешно и очень грустно слышать рассуждения о классовой борьбе из уст маленькой девочки. Так Настя считает, что особенности меридианов на карте СССР — это «заборы от буржуев». Она твердо знает, что «главный — Ленин, а второй — Буденный», что раньше она «не родилась», потому что «не захотела», а «как Ленина стала», так и «стала»! И совсем грустно слышать произнесенную Сафроновым фразу: «А наша Советская власть глубока, ибо даже дети, не помня матери, уже чуют товарища Ленина!» Настя умерла, а вместе с ней, по замыслу автора, исчезла и вера в светлое будущее.

В этой статье мы поговорим о повести, которую создал Платонов — «Яма». Резюме вы найдете его, как и анализ, в нашей работе. Мы постараемся осветить тему емко и максимально лаконично. Произведение Платонова «Котлован» рассказывает о коллективизации, ее сущности и последствиях.

Начало истории

Вощев, когда ему исполняется 30 лет, получает увольнение с завода, на котором он зарабатывал на жизнь, ко дню рождения. В документе говорилось, что его уволили по той причине, что он не успевал за другими работниками, так как много думал. Главный герой покидает город. Он, уставший в дороге, находит яму, в которой устраивается на ночлег. Но около полуночи к нему подходит косарь, работающий на пустыре неподалеку, и будит Вощева.

Как Вощев падает в яму

Он объясняет ему, что в этом месте планируется строительство, и скоро оно начнется, и предлагает главному герою поселиться в казарме на ночь.

Продолжаем описывать произведение Платонова («Яма»). Краткое изложение того, что произошло дальше, таково. Проснувшись с другими рабочими, он завтракает за их счет, а в это время ему сообщают, что здесь будет возведено большое здание, в котором будет жить пролетариат. Приносят лопату Вощеву. Инженер дома уже сделал разметку и объясняет строителям, что скоро к ним присоединятся еще около 50 рабочих, а пока они станут основной бригадой. Наш герой вместе с другими рабочими начинает копать, так как думает, что если они еще живы, работают на такой тяжелой работе, то он справится.

Визиты Пашкина

Продолжение Платонова «Яма». Краткое изложение того, что произошло дальше, таково. Постепенно все привыкают к работе. Пашкин, председатель облсовета профсоюзов, часто приезжает на стройку, чтобы проверить, приходят ли рабочие вовремя. Он говорит, что темпов строительства недостаточно, и что они живут не при социализме, и поэтому их зарплата напрямую зависит от того, как они работают.

Рабочий Сафронов

Вощев долгими вечерами размышляет о своем будущем. Все в нем общеизвестно. Самый старательный и трудолюбивый работник — Сафронов. Он мечтает найти радио, чтобы по вечерам слушать о различных социальных достижениях, но его коллега-инвалид объясняет, что слушать девочку-сироту гораздо интереснее.

Чиклин находит мать и дочь

На заброшенном кафельном заводе, недалеко от стройки, Чиклин обнаруживает тяжелобольных мать и дочь. Он целует женщину перед смертью и понимает, что это его первая любовь, с которой он целовался в ранней юности. Мама незадолго до смерти просит девушку не говорить, кто она такая. Дочь очень удивлена, она спрашивает Чиклина, отчего умерла ее мать: из-за болезни или из-за того, что она буржуйка. Девушка уходит с рабочим.

радиомачта

История, которую создал Платонов («Котлован»), продолжается. Содержание дальнейших событий таково. Пашкин устанавливает радиовышку на стройке. Оттуда без перерыва раздаются требования к рабочим. Сафронову не нравится, что он не может ответить. Жачеву надоел этот звук и он просит ответить на эти сообщения. Сафронов сожалеет, что не может собрать рабочих.

Девушка, приехавшая с Чиклиным с завода, спрашивает о меридианах, но так как он ничего об этом не знает, то говорит, что это перегородки, отделяющие от буржуев.

Землекопы после работы собираются возле девушки и спрашивают ее, откуда она, кто она, кто ее родители. Вспоминая наставления матери, она объясняет, что не знает своих родителей, но не хотела родиться при буржуазии, а родилась, как только начал править Ленин.

Сафонов отмечает, что Советская власть самая глубокая, потому что Ленина знают даже маленькие дети, не зная родных.

Рабочие идут в колхоз

Козлова и Сафронова вместе отправляют в колхоз. Здесь они умирают. Рабочих заменяют Чиклин и Вошев, а также некоторые другие. Организационный Двор собирается. Чиклин и Вошев загоняют плот. Чиклин планирует найти кулаков, чтобы послать их на него по реке. Под радио бедняки празднуют, радуясь жизни в колхозе. Утром все идут в кузницу, где постоянно слышен стук молота.

Жильцов на работу набирают рабочие со стройки. К вечеру на яму приходят собранные, но в домах никого нет, а на стройке лежит снег.

Настенька умирает

Роман Платонова «Яма» продолжается. Чиклин приглашает людей разжечь костер, потому что Настенька, маленькая девочка, заболела от холода и ее нужно согреть. Возле барака гуляет много людей, но девушка никому не интересна, потому что все думают только о коллективизации. В конце концов Настенька умирает. Вощев сильно расстроен. Он теряет смысл жизни, потому что не смог спасти доверившегося ему невинного ребенка.

Финал

Платоновская «Яма» заканчивается следующими событиями. Предлагаем вашему вниманию их краткое изложение. Жачев объясняет, почему он собрал колхоз, но главный герой объяснил, что рабочие хотят попасть в пролетариат. Он хватает инструменты Чиклина, лопату и лом, и идет к концу ямы копать. Обернувшись, он замечает, что все люди тоже копают, от бедных до богатых, с диким рвением. К работам привлекаются даже конные повозки: на них грузят камни. Не может работать только Жачев, потому что после смерти ребенка он уже никогда не придет в себя. Он думает, что он урод империализма, потому что коммунизм, по его мнению, ерунда, поэтому он так скорбит по невинному ребенку. В конце концов Жачев решает убить Пашкина, после чего уходит в город, чтобы уже никогда не вернуться. Настю похоронил Чиклин.

«Яма» (Платонов): анализ

Тема рассказа — строительство социализма в деревне и городе.

В городе — это возведение здания, в которое должен войти весь класс пролетариата слободы. В деревне она состоит в основании колхоза, а также в уничтожении кулака. Герои рассказа заняты реализацией этого проекта. Вощева, героя, продолжающего платоновскую череду искателей смысла жизни, увольняют из-за задумчивости, и он оказывается вместе с землекопами, копающими котлован. Его масштаб увеличивается в процессе работы и со временем достигает грандиозных размеров. Все более и более масштабным, соответственно, становится будущий «общий Дом». Двое рабочих, отправленных в деревню для проведения коллективизации, умирают от «кулаков». Их товарищи расправляются с последними, доводя их дело до конца.

Название произведения «Яма» (Платонов), анализ которого мы проводим, приобретает символическое, обобщенное значение. Это общее дело, надежды и усилия, коллективизация веры и жизни. Здесь все во имя общего отказываются от личного. Имя имеет прямое и переносное значения: это строительство храма, «богородица» земли, «перелопачивание» жизни.

Но вектор направлен внутрь, вниз, а не вверх. Она ведет на «дно» жизни. Коллективизм постепенно начинает все больше походить на братскую могилу, где зарыта надежда. Похороны Насти, ставшей как бы общей дочерью рабочих, — финал повести. Для девушки одна из стен этой ямы становится могилой.

Герои повести — искренние, трудолюбивые, добросовестные труженики, о чем свидетельствует содержание романа Платонова «Котлован», достаточно подробно описывающего их характеры. Эти герои стремятся к счастью и готовы ради него самоотверженно трудиться. При этом она состоит не в удовлетворении личных потребностей (как у Пашкина, живущего в довольстве и сытости), а в достижении для каждого высшей стадии жизни. Смысл работы этих работников, в частности, будущее Насти. Тем мрачнее и трагичнее финал произведения. В результате получается отражение на теле девушки Вощев.

«Котлован» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, персонажи, проблемы и другие вопросы раскрыты в данной статье.

Тема рассказа — строительство социализма в деревне и городе. В городе — это возведение здания, в которое должен войти весь класс пролетариата слободы. В деревне она состоит в основании колхоза, а также в уничтожении кулака. Герои рассказа заняты реализацией этого проекта.

Вощев, герой, продолжающий платоновскую череду искателей смысла жизни, уволен из-за задумчивости, и он оказывается вместе с землекопами, копающими котлован. Его масштаб увеличивается в процессе работы и со временем достигает грандиозных размеров. Будущий «общий дом» становится соответственно все более масштабным. Двое рабочих, отправленных в деревню для проведения коллективизации, умирают от «кулаков». Их товарищи расправляются с последними, доводя их дело до конца.

Название произведения «Яма» (Платонов), анализ которого мы проводим, приобретает символическое, обобщенное значение. Это общее дело, надежды и усилия, коллективизация веры и жизни. Здесь все во имя общего отказываются от личного. Имя имеет прямое и переносное значения: это строительство храма, «богородица» земли, «перелопачивание» жизни. Но вектор направлен внутрь, вниз, а не вверх. Она ведет на «дно» жизни. Коллективизм постепенно начинает все больше походить на братскую могилу, где зарыта надежда. Похороны Насти, ставшей как бы общей дочерью рабочих, — финал повести. Для девушки одна из стен этой ямы становится могилой.

Герои повести — искренние, трудолюбивые, добросовестные труженики, о чем свидетельствует содержание романа Платонова «Яма», довольно подробно описывающего их характеры. Эти герои стремятся к счастью и готовы ради него самоотверженно трудиться. При этом она состоит не в удовлетворении личных потребностей (как у Пашкина, живущего в довольстве и сытости), а в достижении для каждого высшей стадии жизни. Смысл работы этих работников, в частности, будущее Насти. Тем мрачнее и трагичнее финал произведения. В результате получается отражение на теле девушки Вощев.

Имена персонажей в смысловой структуре рассказа «Яма»

Имя персонажа – «одежда», по которой он встречается в литературном произведении. Со времен классицизма известны «говорящие» имена (Правдин и Вральман у Фонвизина, Молчалин и Тугоуховский у Грибоедова), смысл которых, собственно, и исчерпывал характер героя. Имена, ничего не говорящие, не могут быть построены на фонетической — артикуляционной — игре: достаточно вспомнить, как выбиралось имя гоголевского Акакия Акакиевича из выпавшего в святцах Варуха, Варадата, Варахасы или мученика Хоздазата. В конце концов, имя может быть просто придумано писателем, но тогда тем важнее понять, в чем причина «построения» имени и как связаны имя и его носитель.

Имена персонажей платоновской прозы привлекают внимание своей необычностью и даже нарочитой искусственностью, «сделанностью». Жачев, Чиклин, Вощев — все эти имена построены по типичной для русских имен схеме (окончание -ев и -ин), но не имеют «прямого» лексического значения. В то же время у Козлова, Сафронова и Медведева (так звали медведя-молота) вполне привычные и очень распространенные фамилии, значение которых не воспринимается как характеристика героя.

Особо следует отметить тот факт, что не все персонажи «Ямы» наделены именами. Активист, священник, председатель сельсовета, «середнячок», просто «зажиточный» называются только своим социальным статусом. Однако в контексте «Котлована» отсутствие имени является не менее значимой информацией для характеристики героя, чем буквальное значение или происхождение имени.

Наиболее важное место среди имен собственных в повести, безусловно, занимает фамилия Вощев, которая становится основным смысловым центром «Котлована». Происхождение этой фамилии не связано с каким-то одним конкретным словом. Семантическая основа фамилии — «воск» — может быть связана как с корнями «воск/воск» (как в слове «вощеный»), так и со звучанием слова «генерал», которое в разговорной речи произносится как «ваще», и с похожим по звучанию наречием «здесь». Ряд фонетических аналогий можно продолжить с русской пословицей «В щи попасть (ощипать), как цыплят», в которой звуковой комплекс «вощи» является центральным.

Несмотря на внешнюю несовместимость и даже противоречивость всех этих значений в истории Вощева, они связаны воедино, взаимно дополняя друг друга. «Воск» — природный и хозяйственный материал — не имеет прямого отношения к психологическому миру персонажа; но достаточно вспомнить, как Вощев для памяти собирает в мешок «всю неизвестность» мира, — и можно убедиться, что ничто «природное и хозяйственное» Вощеву не чуждо. «Вообще» напоминает о главном в жизни героя — поиске смысла раздельного и общего существования, попытке продумать «план общей жизни». С «напрасно» связано представление о тщеславии и досадной тщетности таких поисков и обреченности героя. Сюжет русской пословицы в связи с рассказом о Вощеве в «Яме» неожиданно получает грустно-комическое воплощение: в колхозе «Генеральная линия» активист определяет Вощева как «куриное дело» («пощупать всех кур и тем самым определить к утру наличие свежеотложенных яиц»).

Фамилия Вощева уже на первой странице рассказа определяет логику его духовного пути – от надежды найти «вселенскую истину» до осознания (после смерти Насти) тщетности общих усилий в достижении идеального и личного существования .

Традиционные русские фамилии — Козлов, Сафронов, Медведев, как может показаться, уступают по своему смысловому объему фамилии Вощев. Очевидна только сюжетная этимология имени Медведев: Медведев — медведь. Совершенно реалистическая фамилия принадлежит, однако, совсем не традиционному для реалистической поэтики персонажу — медведю-молоту с классовым чутьем.

Однако между именем собственным (Медведев) и именем нарицательным (медведь) имеется несколько промежуточных звеньев: Миша («Миш» — в обращении к медведю деревенского мельника и кузнеца), Мишка, Михаил. «Человеческие» уменьшительно-ласкательные формы в обращении к медведю подчеркивают будничность фантазии — пролетарский молотоборец Миша вместе с народом раскулачивает зажиточных крестьян в колхозе «Генеральная линия». Человеческие черты особенно ярко обозначены в обращении к медведице Насте — «Медведев Мишка». Именно в Настином восприятии медведь окончательно «превращается» в человека: «Только Настя ухаживала за ним и жалела этого старого, обгоревшего человека». После смерти Насти Мишка снова становится только медведем: «…колхозники… несли в руках бутовый камень, а медведь тащил этот камень пешком и от усилия открывал пасть».

С «звериной» этимологией имен собственных в повести связано и имя партийного функционера Пашкина. Его зовут Лев Ильич. Внешняя этимологическая связь имени Лев с фамилиями Козлов и Медведев вновь оказывается обманчивой. «Царские» цвета имени Лев стираются в «контрреволюционном» сочетании политкорректного отчества (Владимир Ильич) и ошибочного имени (Лев Троцкий). «Неправильное» имя даже становится доказательством в партийном процессе, устроенном по ходатайству Жачева. Лев Ильич — бюрократ послереволюционного поколения, и его имя — не столько указание на какие-то личностные черты персонажа, сколько сатирический «портрет» партийного деятеля, который сумеет удержаться на плаву при любом повороте событий. «генеральная линия».

В отличие от Льва Ильича Пашкина, его коллега по партии на селе — активист — вообще без имени. По сравнению с Пашкиным, сюжетные функции которого ограничены, активист фигура гораздо более активная, он инициатор и главный участник раскулачивания «зажиточного бесчестия» в колхозе «Генеральная линия». Имя нарицательное настолько прочно прилипло к активисту, что стало выступать в роли имени; в деревне существовала даже «уменьшительно-ласкательная» форма от «деятель» — «действующий». Социально-политическая функция вытеснила в человеке живые черты, заполнила его целиком и отменила потребность в индивидуальном имени.

Еще одна парадоксальная деталь связана с появлением в «Котловане» — причем не сюжетно мотивированного — Ивана Семеновича Крестинина. Эпизод с его участием занимает несколько строк, причем более значимым оказывается имя персонажа, нежели его участие в изображаемых событиях. «Старый пахарь» Иван Крестинин — вообще крестьянин (в фамилии очевидна связь со словом «крестьянин»), русский человек (Иван — нарицательное имя любого русского), христианин (однокоренные слова — «крестить», «крещение»). Судьба его в повести является обобщенным выражением трагической судьбы русского крестьянина в эпоху коллективизации: «Старый пахарь Иван Семенович Крестинин поцеловал в своем саду молодые деревца и с корнем выдавил их из земли, а его женщина плакала над голыми ветвями».

И, наконец, наибольшая смысловая нагрузка ложится на имя Настя, олицетворяющее будущее счастье и «истину вселенского происхождения». Буквальное значение имени — «воскресший». Настя действительно однажды буквально выходит из могилы: Чиклин выводит ее из комнаты (рассказчик уточняет, что в комнате не было окон), в которой умерла ее мать и в которой Чиклин устроил для покойной «склеп». Однако значение имени Настя оказывается в трагическом противоречии с ее судьбой: предназначенная для новой, вечной жизни, сумев однажды спастись от смерти, она умирает, унося с собой надежду и веру. Смерть Насти — сюжетно-смысловой исход рассказа, а ее могила в котловане обычного пролетарского дома — мрачная эмблема утопического счастья.

Имена собственные в «Яме», таким образом, выступают не только в традиционной функции — как средство характеристики персонажей. Значения имен также связаны со всеми остальными уровнями текста — сюжетным, образным и символическим строением — и могут быть адекватно поняты только с учетом их контекстуальных связей. Ключевая роль в смысловой структуре «Ямы» принадлежит именам Вощева и Насти: смерть «воскресшего» символически выражает тщетность надежд на всеобщее счастье в утопическом мире.

Фамилия главного героя «Ямы» Вощева сразу привлекает внимание читателя. Грамматически это типичная русская фамилия, оканчивающаяся на -ев. Лексически — конгломерат разнородных значений, угадываемых на слух. Возможно, фонетически фамилия Вощев связана со словами «вообще» (в разговорном варианте — «наконец») или «напрасно». Интересно, что в рассказе реализуются оба «значения» фамилии героя. Вощев ищет смысл обыденного существования («Я не боюсь своей жизни, она не тайна для меня»), однако его собственные поиски истины и стремление приблизиться к какому-то идеалу остаются тщетными. Имя главного героя как бы направляет читателя и в то же время «впитывает» смыслы контекста, наполняясь новыми смысловыми оттенками.

В прозе Платонова почти нет портретных характеристик, его герои живут в мире без интерьеров и материальных («настоящих») деталей. Место портрета занимают примерно следующие описания: у Козлова было «мутное, однообразное лицо» и «сырые глаза», у Чиклина была «маленькая каменная голова», у пионеров «трудность немощи молодости». , малость тела и красота выражения», у крестьянина, прибежавшего из деревни, были глаза «фермерского, желтого цвета». Нереальный момент в истории — Чиклин и Прушевский, когда-то знавшие мать Насти, помнят ее не по чертам лица, а по чувству поцелуя, бережно хранящемуся в их памяти.

Платонов строит портрет героя не по конкретным чертам лица, а по его едва уловимым выражениям. Для писателя важна не отдельная внешняя деталь, а внутренний смысл целого. Изредка появляются содержательные детали, которые воспринимаются как неожиданный диссонанс, так как они слишком материальны в «прозрачном» пространстве платоновского текста.

Так же, как и фамилия Вощев, имя Настя в контексте повествования наполнено глубоким смыслом. С греческого имя Анастасия переводится как «воскресшая». В повести все действия героев пронизаны ощущением грядущего воскресения из мертвых. Главный герой «Ямы» Вощев собирает в свой мешок «всякие предметы беды и безвестности», чтобы в будущем вернуть им смысл вселенского существования, которого они так и не осознали. Собирая «лом», он имеет в виду грядущее одухотворение ветхой, отжившей материи: «Я прах и то спасу, а тут бедняжка!»

Однако именно со смертью Насти — «воскресшей» — история и заканчивается. Драматический диссонанс имени и судьбы ребенка — закономерный результат «общего дела» строителей Ямы — миража. Столь же ненужным после смерти Насти — «будущей счастливой особы» — стал Дом, жизнь в котором потеряла всякий смысл. «Вощев стоял в недоумении над этим успокоившимся ребенком, он уже не знал, где был бы теперь коммунизм в мире, если бы его не было сначала в детском чувстве и убежденном впечатлении?» Все надежды на воскресение истины и жизни оказались напрасными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *