Философские взгляды сократа: — — — FullHistoria.ru

Философские воззрения Сократа

План.

  1. Введение. Личность Сократа.
  2. Философские взгляды.
    1. Отношение к софистам и натурфилософии.
    2. Этика  в диалектике. Диалектика.
    3. Политика.
  3. Заключение. Смерть Сократа. Сократические школы.
  4. Список литературы.

 

 

    Кто этот человек, дерзающий  в одиночку отрицать греческую сущность,   которая в лице Гомера, Пиндара и Эсхила, Фидия, Перикла, Пифии и Диониса неизменно вызывает в нас чувства изумления и преклонения, как глубочайшая бездна и недостижимая вершина? — «Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм» 

        — Фридрих Ницше 

Введение.Личность Сократа.

       Сократ (др.-греч. Σωκράτης, ок. 469 г.

до н. э. — 399 г. до н. э., Афины) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент философии. Великий античный мудрец, стоял у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества. Своего философского учения Сократ в письменную форму не облекал, но распространял его путем устной беседы в форме своеобразного, методологически направленного к определенной цели спора. То, что известно о жизни и деятельности Сократа, дошло до нас благодаря работам Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

      Не ограничиваясь руководящей ролью в пределах своего философско-политеческого кружка, Сократ бродил по Афинам и всюду – на площадях, на улицах, в местах общественных собраний, на загородной лужайке или под мраморным портиком — вел «беседы» с афинянами и заезжими чужестранцами, ставил перед ними философские, религиозно-нравственные проблемы, вел с ними длительные споры, старался показать, в чем заключается, по его убеждению, действительно моральная жизнь, выступал против материалистов и софистов, вел неутомимую устную пропаганду своего этического идеализма.

      Это то чем является Сократ для нас, потомков и наследников. Однако, своими беседами, умы современников он так же будоражил. При своей обманчиво «не философской внешности» он являлся ярким представителем прекрасного обладания мастерством полемики. Из-за этого многие считали его софистом, но только более искусным. Выразительна в этом плане приводимая у Диогена Лаэртского (II, 19) характеристика Сократа, данная Тимоном: 

    Каменотес, болтун и реформатор мира, 

    Князь колдовства, изобретатель каверз, спорщик, 

    Заносчивый насмешник и притворщик.

О «колдовской» силе сократовских речей сообщают и  другие источники. Красочно говорит  об этом Алкивиад в платоновском «Пире». Он сравнивает Сократа с уродливым  и козлоногим сатиром Марсием, который  завораживал людей своей божественной игрой на флейте. Как и у Марсия, внешность Сократа резко контрастировала с его внутренними, душевными талантами. Внешне Сократ был некрасив, небольшого роста, с большим животом, курносый, толстогубый, с большими выпученными глазами, огромным, нависающим лбом, большой лысиной. Этот облик Сократа очень смахивал на забавно уродливые фигурки Марсия. Увидев Сократа впервые, сирийский маг и физиогном Зопир заявил, что, судя по внешнему виду, Сократ по своей натуре — человек духовно ограниченный и склонный к пороку. Это вызвало смех присутствовавших друзей Сократа, но сам он признался, что Зопир совершенно прав и все обстоит именно так, как он сказал, но ему, Сократу, удалось с помощью разума побороть свои пороки и обуздать страсти.

    Менон, софист и ученик Горгия, характеризуя сократовскую манеру беседы, признается, что Сократ его зачаровал, заколдовал и до того заговорил, что в голове у него все сметалось и запуталось. Менон, считавший себя знатоком добродетели, в ходе сократовского испытания вынужден ошарашено признать, что в данном предмете он полностью несведущ. «И еще, по-моему, если можно пошутить,— обращается он к Сократу,— ты очень похож и видом, и всем на плоского морского ската: он ведь всякого, кто к нему приблизится и прикоснется, приводит в оцепенение, а ты сейчас, мне кажется, сделал со мной то же самое — я оцепенел.

.. Ты, я думаю, прав, что никуда не выезжаешь отсюда и не плывешь на чужбину: если бы ты стал делать то же самое в другом государстве, то тебя, чужеземца, немедля схватили бы как колдуна» (Платон. Менон, 80 а—b).

   Мастерство Сократа, собеседника-исследователя, пришло, конечно, с годами, по мере формирования его собственной морально-философской позиции. Но вкус к беседам и талант вдумчивого и острого полемиста он проявил уже в молодости. По биографической версии Аристоксена, молодой Сократ, работавший каменотесом, привлек внимание философа Архелая именно своим умелым и продуманным спором с товарищами по работе, когда речь шла о заработках. 

Философские взгляды.

   «Быть ниже самого себя — невежественность, а быть выше самого себя не что иное, как мудрость.»

   Воззрения Сократа явились поворотным пунктом в развитии античной философии. Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости.

   Для Сократа характерно то, что он, выступая против софистов, в то же время в своём творчестве и взглядах выражал те особенности философской деятельности, которые были специфичны для софистов.

   Приезжие учителя мудрости пользовались в Афинах шумным успехом и брали за свое учение весьма высокую плату. И даже Сократ, довольно скептично относившийся к софистам, потратил из своих скудных средств целую драхму на учебу у Продика. И когда как-то зашел разговор об именах, Сократ полушутливо заметил своему собеседнику Гермогену: «Так вот, оказывается, и об именах немалая есть наука. Конечно, если бы я успел прослушать у Продика пятидесятидрахмовый урок, после чего, по его словам, можно и самому стать учителем, ничто не помешало бы тебе тотчас досконально узнать всю истину о правильности имен. Да вот такого-то урока я не слыхал, а прослушал всего лишь драхмовый» (Платон. Кратил, 38 b).

       Сократ не признаёт проблем, характерных для философов тех времён: размышлений о природе, её первоначале, о мироздании, космосе, хотя он еще не дошел до платоновского или аристотелевского понимания философии, несомненно то, что его диалоги являются основой их воззрений.   По Сократу, философия должна заниматься не рассмотрением природы, а человеком, его нравственными качествами, и сущностью знания. Вопросы этики — вот главное, чем должна заниматься философия, и это являлось главным предметом бесед Сократа.

    По его мнению, нравственным человек может быть только тогда, когда знает, что такое добродетель. Знание — предпосылка нравственного. Подлинная нравственность — это познание блага.

   Более того, для Сократа знание и мораль оказываются неразделимыми. «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание, и разум достаточно силен, чтобы помочь человеку». Посредством определения понятий, по Сократу, «люди становятся в высшей степени нравственными, способными к власти и искусными в диалектике».

Таким образом, в этике Сократа четко выявляется рационалистическая линия: добродетель  — это знание, дурное — это  незнание. Основные добродетели для  Сократа — это сдержанность, мужество, справедливость. Он достаточно подчеркивает мысль о единстве и о родовой общности частных видов «мужества» («Лахес»), «благоразумия» («Хармид»), «прекрасного» («Гиппий Больший»).         Сократ для обоснования своих взглядов пользуется разработанным им методом, вошедшим в историю философии под названием сократического, а именно — диалектика, искусство диалектического спора. Диалектика — метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия. По ранним диалогам Платона мы можем составить ясное и точное представление о том, чем была «диалектика» Сократа. Сократ, несомненно, дал толчок к развитию в философии учения об общем понятии. Однако от толчка до выяснения диалектической функции общего понятия дистанция оставалась еще значительной. Сократ не прошел этой дистанции не по недостатку проницательности, а потому, что весь его интерес был сосредоточен не на области общей теории диалектики, а на области этики. Диалектика Сократа есть только подспорье его этических исследований.

Тем не менее, в ранних диалогах Платона сократовская диалектика получила характеристику рельефную и яркую.

    Все его диалектические рассуждения проводятся по принципу деления родового понятия на составляющие его виды. Таким образом, диалектика состоит в том, чтобы дать различные определения одному понятию с разных сторон. В этом, по мнению Сократа, и рождается истина. Этот метод философствования ещё называется майевтика — повивальный метод, который выражается в виде постановки вопроса — «что такое то-то и то-то?» (добро, справедливость или другое этическое понятие).

   Ответы на эти вопросы часто отвергались один за другим, затем в этих диалектических спорах и рассуждениях Сократ впервые стал использовать индуктивный метод доказательства. Использование диалога для достижения истины — огромнейшая заслуга Сократа в истории философии, так как все предшествующие философы постулировали свои положения.

   Политические  воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.

е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. Он подвергал резкой критике недостатки современной ему афинской демократии. С его точки зрения: «Худшее–это большинство!» Ведь далеко не все, избирающие правителей, разбираются в политических, государственных вопросах и могут оценить степень профессионализма избираемых, их моральный и интеллектуальный уровень. Сократ ратовал за профессионализм в делах управления, в решении вопроса о том, кто и кого может и должен избирать на руководящие посты.

Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании, что опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а поэтому и обладает моральным значением, отсутствующим у тирании.

Аристократию, которая  определяется как власть немногих знающих  и моральных людей, Сократ предпочитает всем другим государственным формам. 

Заключение. Смерть Сократа. Сократические  школы.

Сократ знаменит не только тем, как жил, но и как  принял свою смерть. Сократа привлекли к суду за трактовку божества, отличающуюся от принятой согласно существовавшей в Афинах традиции, а также якобы за «развращение юношества» «крамольными» идеями. В результате различного рода интриг он был, в конечном счете, приговорен к смерти. Отказавшись от предоставленной друзьями возможности спастись бегством, Сократ принял смерть, выпив яд.

    Сократ  был человеком, для которого собственная  жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. У него было много последователей. В начале 4 в. до н. э. некоторыми учениками Сократа были основаны новые философские школы, получившие наименование сократовских, или сократических. Каждая из этих школ по-своему решала поставленные Сократом вопросы о высшем благе, о возможности познания, о предмете общих понятий, об их достоверности и о целях практической деятельности, ведущих к благу.

1. Мегарская школа. Основанная уроженцем Могары, учеником и ревностным почитателем Сократа Евклидом. В основе учения мегарской школы лежала мысль, будто предметом знания могут быть только «бестелесные виды» или общее, постигаемое посредством понятий. Общее совпадает с единым благом и неизменно по природе. Ни чувственный мир, ни удостоверяемые ощущениями возникновение, гибель, движение и изменение невозможны, и всякая попытка мыслить их ведет к противоречиям.

2. Элидо-эретрийская школа. Элидо-эретрийская школа была основана Федоном из Элиды.

3. Киническая  школа. Основателем кинической  школы был Антисфен. Из учеников  Антисфена выделился Диоген из  Синопа (умер в 323 г. до н.  э.), прославившийся невозмутимой последовательностью, с какой он осуществлял развитый им идеал этического поведения.

   Таким образом, Сократом завершается натурфилософский период в истории древнегреческой философии и начинается новый философский этап, который получает свое дальнейшее развитие в работах его учеников.

    Мудрость и чувство юмора Сократа актуальны до сих пор. Чего только стоит одно из его высказываний: «Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая — станешь философом.» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

1. Философия.  Под редакцией доктора философских  наук Н.И.Сидоренко. М.2004

2. АнтипенкоЗ.Г.  Проблема Сократа у Ницше. Зарубежное философское антиковедение:Критический анализ. М., 1990.

3. В.Ф.Асмус. Античная философия. Глава III. 1.

4. Рожанский И. Д. Загадка Сократа. Прометей.1972. Т.9.

5. Черняховская О. М. Политические взгляды Сократа у Ксенофонта. Историко-философский ежегодник 2007.М. 2008.  
 
 

Философия Сократа

 

     
     

                 Древнегреческий философ Сократ (469–399 до н.э.) 
                                      

               Оглавление 
           

Введение……………………………………………………………. 4

Жизнь Сократа………………………………………………………5

Философские взгляды  Сократа……………………………………7

Смерть Сократа…………………………………………………….13

Заключение…………………………………………………………15

Список используемой литературы…………………………………16 
             Введение.

     Я выбрала тему посвященную Сократу потому, что Сократ первым совершил философский поворот от природы к человеку. Сократ был, как считали, воплощением эллинской мудрости, его называли святым греческой философии. Сократ не создал какой-либо философской системы, не написал ни строчки. Он делал нечто неизмеримо более важное: бесконечными беседами и расспросами он будил и будоражил мысли. Под напором его диалектики и знаменитой иронии все распространенные представления об истине, знании, благе и добродетели, рушились, но вместо них Сократ не выставлял каких-то готовых истин. Он пытался привести самих людей к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами. Он считал, что знание можно обрести только собственными усилиями, а не получить в качестве готового извне. Сократ пытался найти в сознании человека такую опору, такой фундамент, на котором мог бы твердо находиться нравственный мир человека, что является очень актуальной проблемой в наше сложное время. Кроме того мне глубоко симпатизирует личность Сократа, и , думаю , именно поэтому мне особо интересно писать о нем. Фигура Сократа в высшей степени знаменательна: его жизнь и смерть символически раскрывает природу философии.

 

                Жизнь Сократа.

     Сократ (около 469 г. до н. э.— 399 г. до н. э.)— древнегреческий философ. С именем Сократа связано первое фундаментальное деление истории античной философии на до- и после- Сократовскую, отражающее интерес ранних философов VI-V вв. к натурфилософии, а последующего поколения софистов Vв. — к этико – политическим темам, главная из которых – воспитание добродетельного человека и гражданина. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Именно деятельность софистов, релятивизировавшая всякую истину, положила начало поискам новых форм достоверности знания – таких, которые могли бы устоять перед судом критической рефлексии. Эти поиски продолжил Сократ, сперва ученик софистов, а затем их критик. В отличие от софистов Сократ не брал денег за обучение. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности.

        Сократ был сыном каменотёса (скульптора) Софрониска и повитухи (акушерки) Фенареты, у него был брат по матери Патрокл. Сократ получил разностороннее образование. Был женат на женщине по имени Ксантиппа. Отец, вероятно, был довольно зажиточным гражданином (судя по тому, что Сократ воевал как гоплит, т.е. тяжеловооруженный воин), однако сам Сократ нисколько не заботился о своем имуществе и к концу жизни чрезвычайно обеднел. Бедность Сократа, его неприхотливость и необычная внешность вошли в поговорку. Жена Сократа была не довольна бедностью и его постоянным отсутствием дома. Он плохим семьянином, не заботился ни о жене, ни о трех своих сыновьях, родившихся у него поздно. Во время войны Афин со Спартой Сократ доблестно исполнял свой воинский долг. Он трижды участвовал в сражениях, в последний раз — в битве при Амфиподе в 422 г. до н. э., когда спартанцы разбили афинян. Во втором периоде этой злосчастной для Афин войны Сократ уже не участвовал. Но она его коснулась одним из своих трагических событий. В 406 г. до н. э. афиняне после ряда поражений одержали победу при Аргинусских островах в морском сражении, но афинские стратеги вследствие бури не смогли похоронить убитых. Победителей судили в совете пятисот. Будучи в это время пританом булэ (заседателем в совете), Сократ воспротивился скороспелому суду над всеми стратегами сразу. Сократа не послушались, и все восемь стратегов были казнены. Поражение Афин в Пелопоннесской войне и последующая тирания тридцати также не прошли мимо Сократа. Однажды, будучи снова пританом, Сократ отказался участвовать в расправе тиранов над одним честным афинским гражданином.

     Так Сократ исполнял свои общественные обязанности, которые в условиях античной демократии исполняли все свободные афиняне. Однако Сократ не стремился к активной общественной деятельности. Он вел жизнь философа: жил непритязательно, но имел досуг. Все свое время Сократ посвящал философским беседам и спорам.

 

Существует три  особенности сократовской философии:

  1. ее разговорный (“диалектический”) характер;
  2. определение понятий путём индукции;
  3. этический рационализм, выражаемый формулой “добродетель есть знание”

     Важнейшим этапом в становлении Сократа  как мыслителя явилось провозглашение его «мудрейшим из людей» Дельфийским  оракулом (об этом повествует Платон в  Апологии Сократа). Размышляя об этих словах и сопоставляя их с собственным убеждением в том, что он «знает только то, что ничего не знает», Сократ пришел к выводу, что это убеждение и делает его мудрейшим, поскольку другие люди не знают даже этого. Познание меры собственного (и других людей) незнания, к чему побуждают человека и значащиеся при входе в дельфийский храм Аполлона слова «Познай самого себя», стало общим принципом сократовских исследований. Самопознание имело для Сократа вполне определенный смысл. Познать самого себя—значит познать себя как общественное и нравственное существо, притом не только и не столько как личность, а как человека вообще. Главное содержание, цель философии Сократа—этические вопросы. Аристотель позднее в «Метафизике» скажет о Сократе: «Сократ занимался вопросами нравственности, природу же в целом не исследовал».

     Сократ  излагал свои мысли в устной форме. До нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона (диалоги Платона, в которых Сократ выведен главным действующим лицом и назван «Справедливейшим из людей») и Ксенофонта (Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир, Домострой), и лишь в ничтожной доле в сочинениях Платонова ученика, Аристотеля. Ввиду большого числа и объёма сочинений Платона и Ксенофонта может казаться, что философия Сократа нам известна с полной точностью. Но тут есть препятствие: Платон и Ксенофонт во многих отношениях представляют учение Сократа различно. Например, у Ксенофонта Сократ разделяет общее мнение, что врагам надо делать больше зла, чем они могли бы сделать; а у Платона Сократ, вопреки общему мнению, говорит, что не следует платить обидой и злом никому на свете, какое бы зло ни сделали люди. Отсюда в науке возник вопрос: который из них представляет учение Сократа в более чистом виде. Вопрос этот породил целую литературу и решается совершенно различно: одни учёные видят в Ксенофонте самый чистый источник сведений о Сократовой философии; другие, напротив, считают Ксенофонта никуда не годным или мало годным свидетелем и отдают предпочтение Платону. Некоторые утверждают, что единственным достоверным источником для характеристики Сократа является комедия Аристофана «Облака», где Сократ представлен софистом и безбожником. Наконец, многие признают важным показания о Сократе всех трёх основных свидетелей: Платона, Ксенофонта и Аристотеля.

     Все свободное время Сократ проводил в беседах с приезжими софистами и местными гражданами, политиками и обывателями, друзьями и незнакомыми на темы, ставшими  традиционными для софистической практики: что есть добро и что – зло, что прекрасно, а что безобразно, что добродетель и что порок, можно ли научиться быть хорошим и как приобретается знание. Метод вопросов, предполагающих критическое отношение к утверждениям, получил название “сократовской иронии”. Прикинувшись простаком и невеждой, он скромно просил своего собеседника объяснить ему то, что по роду своего занятия этот собеседник должен хорошо знать. Не подозревая еще, с кем он имеет дело, собеседник начинал поучать Сократа. Тот задавал несколько заранее продуманных вопросов, и собеседник Сократа терялся. Сократ же продолжал спокойно и методически ставить вопросы, по-прежнему иронизируя над ним. Наконец, один из таких собеседников, Менон, с горечью заявил: «Я, Сократ, еще до встречи с тобой слыхал, будто ты только и делаешь, что сам путаешься и людей путаешь. И сейчас, по-моему; ты меня заколдовал и зачаровал и до того заговорил, что в голове у меня полная путаница… Ведь я тысячу раз говорил о добродетели на все лады разным людям, и очень хорошо, как мне казалось, а сейчас я даже не могу сказать, что она вообще такое». Итак, почва вспахана, собеседник Сократа освободился от самоуверенности. Теперь он готов к тому, чтобы сообща искать истину. Почва подготовлена, но сам Сократ отнюдь не хотел ее засевать. Ведь он подчеркивал, что ничего не знает. Но он беседует с укрощенным «знатоком», спрашивает его, получает ответы, взвешивает их и задает новые вопросы. «Спрашивая тебя,— говорит Сократ собеседнику,— я только исследую предмет сообща, потому что сам не знаю его». Считая, что сам он не обладает истиной, Сократ помогал родиться ей в душе своего собеседника. Свой метод он уподоблял повивальному искусству—профессии его матери. Подобно тому как та помогала рождаться детям, Сократ помогал рождаться истине в душе собеседника. Этот метод Сократ поэтому называл майевтикой — повивальным искусством. Своих учеников приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа. Сократ считал, что “В споре рождается истина”, т. е. когда одно и тоже событие рассматривается с разных сторон с целью найти истину.

     Убеждение в существовании объективной  истины означает у Сократа, что есть объективные моральные нормы, что различие между добром и злом не относительно, а абсолютно. Сократ не отождествлял счастье с выгодой подобно некоторым софистам. Он отождествлял счастье с добродетелью. Но делать добро нужно лишь зная, в чем оно. Безнравственный поступок Сократ считает плодом незнания истины: если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно — таково убеждение греческого философа. Дурной поступок отождествляется здесь с заблуждением, с ошибкой, а никто не делает ошибок добровольно, полагает Сократ. И поскольку нравственное зло идет от незнания, то знание – источник нравственного совершенства. Вот почему философия как путь к знанию становится у Сократа средством формирования добродетельного человека. Знание доброго – это, по Сократу, уже значит следование доброму, а последнее ведёт человека к счастью. Нравственность, по Сократу, следствие знания. Моральная теория Сократа сугубо рационалистична. Аристотель потом возражал Сократу: иметь знание о добре и зле и уметь пользоваться этим знанием—не одно и тоже. Люди порочные, имея такое знание, игнорируют его. Люди невоздержанные делают это невольно. Кроме того, знание надо уметь применять к конкретным ситуациям.  

«Демон» Сократа.       

     Сократ : «На у меня это с детства, возникает какой-то голос, который всякий раз отклоняет меня от того, что я бываю намерен делать, а склонять к чему-нибудь — никогда не склоняет».

     Что такое «демон», «демоний», или «даймон» Сократа, какова сущность его «даймониона», было неясно уже ученикам и друзьям философа, не говоря о более поздних античных авторах — Цицероне, Плутар, Апулее, высказывавшихся на этот счет. О демонии Сократа говорили и отцы церкви.

Одни исследователи  видят в демоне Сократа метафору, которой он иронически прикрывал свои собственные совесть, разум или здравый смысл; другие — просветленное чувство, просветленное внутреннее чутье или инстинкт; третьи — выражение внутреннего откровения или проявление религиозно энтузиазма; четвертые — «чудовищный» феномен, при котором инстинкт и сознание (их функция) заменяют друг друга.

     О демоне Сократа писал также молодой  Маркс. Он высказывал мысль о тенденции философа освободиться от всего мистического и загадочно-демонического (боже). Маркс писал, что Сократ, сознавая себя носителем даймония, не замыкался в себе: «…он носитель не божественного, а человеческого образа; Сократ оказывается не таинственным, а ясным и светлым, не пророком, а общительным человеком».

     Действительно, Сократ не был ни вдохновенным провидцем, ни гением озарения. Но в личности Сократа было нечто такое, что сближало его, по представлениям его современников, с пророком, или во всяком случае позволяет говорить о нем как об уникальной фигуре. Феноменальность Сократа состояла в крайне редко наблюдаемом соединении горячего сердца и холодного ума, обостренного чувства и трезвого мышления, фанатизма — фанатической преданности идее, доходящей до всецелого подчинения ей своей жизни, и способности понимать чужие взгляды и воззрения. Сократ — это воплощение аналитического ума в соединении с пророческой вдохновенностью. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ученики Сократа расходились в характеристике его личности и его «Демона». По словам Ксенофонта, «божественный голос» («Демон») давал Сократу указания относительно того, что ему следует делать и чего не следует.  Основываясь на этом «голосе», Сократ будто бы давал советы, которые всегда оправдывались, друзьям. Таким образом, по Ксенофонту, Сократ предвидел будущее и признавал за собой дар пророчества. Иное о «Демоне» Сократа сообщает Платон. У последнего ничего не говориться ни о предсказаниях, ни о велениях божих, обращенных к Сократу, ни о каких-либо советах друзьям. У Платона сократовский «Демон» — явление более сложное и редкое. «У меня это с детства, — заявляет Сократ в «Апологии» Платона, — возникает какой-то голос, который всякий раз отклоняет меня от того, что я бываю намерен делать, а склонять к чему-нибудь, никогда не склоняет. Вот этот-то голос и возбраняет мне заниматься государственными делами». Отсюда можно сделать вывод, что между ксенофонтовской и платоновской характеристиками «Демон» Сократа нет столь существенного различия, как принято считать. Это и позволяет трактовать «Демон» Сократа в рационалистическом духе, т.е. в качестве метафорического обозначения голоса собственных совести и разума, или же аллегорического выражения собственного здравого смысла. Тем не менее подобная интерпретация верна лишь отчасти. Дело в том, что «Демон» Сократа основан на иррациональной вере в божество, на допущении тесной связи внутреннего «голоса» с вне и независимо существующим божеством. Это придает сократовскому «Демон» новую черту, новое измерение и заставляет предполагать, что «Демон» — это своего рода полумифологическое олицетворение и полуметафара, выражение всеобщего (истинного и объективного), содержащегося во внутреннем мире человека, в его разуме и душе. «Ведь и душа есть нечто вещее», — говорит Сократ в «Федре». Поэтому Сократ не только осознает присутствие в себе даймониона, но и живо его представляет, чувствует и переживает как некую высшую реальность, как божественное знамение. «Божественное» в душе и есть, согласно Сократу, «Демон». «Демон», внутренний голос, имел, таким образом, отношение к практической деятельности Сократа, не играя роли в самом сократовском философствовании.

Сократ — Цитаты, смерть и факты

(470-399)

Кем был Сократ?

Сократ был ученым, учителем и философом, родившимся в Древней Греции. Его сократический метод заложил основу для западных систем логики и философии.

Когда политический климат Греции повернулся против него, Сократ был приговорен к смертной казни через отравление болиголовом в 399 г. до н.э. Он принял это решение вместо того, чтобы бежать в изгнание.

Ранние годы

Родился около 470 г. до н.э. в Афинах, Греция, жизнь Сократа описана лишь в нескольких источниках: диалогах Платона и Ксенофонта и пьесах Аристофана.

Поскольку у этих записей были и другие цели, кроме описания его жизни, вероятно, ни одна из них не представляет полностью точной картины. Однако в совокупности они дают уникальное и яркое изображение философии и личности Сократа.

Сократ был сыном Софрониска, афинского каменщика и скульптора, и Фенареты, повивальной бабки. Поскольку он не был из знатной семьи, он, вероятно, получил базовое греческое образование и научился ремеслу своего отца в молодом возрасте. Считается, что Сократ много лет работал каменщиком, прежде чем посвятил свою жизнь философии.

Современники расходятся во мнениях о том, как Сократ поддерживал себя как философ. И Ксенофонт, и Аристофан заявляют, что Сократ получал плату за обучение, в то время как Платон пишет, что Сократ прямо отказывался принимать плату, ссылаясь на свою бедность в качестве доказательства.

Сократ женился на Ксантиппе, более молодой женщине, которая родила ему трех сыновей: Лампрокла, Софрониска и Менексена. О ней мало что известно, за исключением того, что Ксенофонт назвал Ксантиппу «нежелательной».

Он пишет, что она была недовольна второй профессией Сократа и жаловалась, что он не поддерживает семью как философ. По его собственным словам, Сократ мало занимался воспитанием своих сыновей и гораздо больше интересовался интеллектуальным развитием других афинских мальчиков.

Жизнь в Афинах

Афинский закон требовал, чтобы все здоровые мужчины служили гражданскими солдатами по призыву в возрасте от 18 до 60 лет. Согласно Платону, Сократ служил в бронированной пехоте — известной как гоплит — со щитом, копье и маска для лица.

Он участвовал в трех военных кампаниях во время Пелопоннесской войны, в Делии, Амфиполе и Потидее, где спас жизнь Алкивиаду, популярному афинскому полководцу.

Сократ был известен своей стойкостью в бою и бесстрашием, чертой, которая осталась с ним на всю жизнь. После суда он сравнил свой отказ отступить от юридических проблем с отказом солдата отступить из боя, когда ему угрожает смерть.

Платон Симпозиум предоставляет лучшие детали внешности Сократа. Он не был идеалом афинской мужественности. Невысокий и коренастый, с курносым носом и выпученными глазами, Сократ всегда, казалось, смотрел на него.

Однако Платон указывал, что в глазах своих учеников Сократ обладал иной привлекательностью, основанной не на физическом идеале, а на его блестящих рассуждениях и проницательности мысли.

Сократ всегда подчеркивал важность разума над относительной незначительностью человеческого тела. Это кредо вдохновило Платона на философию разделения реальности на две отдельные сферы, мир чувств и мир идей, заявив, что последний является единственно важным.

Философия

Сократ считал, что философия должна достигать практических результатов для большего благосостояния общества. Он попытался установить этическую систему, основанную на человеческом разуме, а не на теологической доктрине.

Сократ указывал, что человеческий выбор мотивирован стремлением к счастью. Высшая мудрость приходит от познания себя. Чем больше человек знает, тем выше его или ее способность рассуждать и делать выбор, который принесет истинное счастье.

Сократ считал, что это перешло в политику, где лучшая форма правления не была ни тиранией, ни демократией. Вместо этого правительство работало лучше всего, когда им правили люди, обладавшие величайшими способностями, знаниями и добродетелью и обладавшие полным пониманием самих себя.

СКАЧАТЬ БИОГРАФИИ СОКРАТ ФАКТЫ

Метод Сократа

Для Сократа Афины были классной комнатой, и он задавал вопросы как элите, так и простому человеку, стремясь прийти к политическим и этическим истинам. Сократ не читал лекций о том, что знал. На самом деле он утверждал, что невежественен, потому что у него не было идей, но мудр, потому что признавал собственное невежество.

Он задавал вопросы своим собратьям-афинянам диалектическим методом — методом Сократа — который заставлял аудиторию продумывать проблему до логического завершения. Иногда ответ казался настолько очевидным, что оппоненты Сократа выглядели глупо. За это его сократический метод вызывал восхищение у одних и поношение у других.

При жизни Сократа Афины переживали драматический переход от гегемонии в античном мире к ее упадку после унизительного поражения от Спарты в Пелопоннесской войне. Афиняне вступили в период нестабильности и сомнений в своей идентичности и месте в мире.

В результате они цеплялись за прошлую славу, представление о богатстве и одержимость физической красотой. Сократ атаковал эти ценности своим настойчивым акцентом на большей важности разума.

В то время как многие афиняне восхищались тем, как Сократ бросал вызов общепринятой греческой мудрости и тем, как он относился к этому с юмором, такое же количество разозлилось и почувствовало, что он угрожает их образу жизни и неопределенному будущему.

Суд над Сократом

В 399 г. до н.э. Сократа обвинили в развращении афинской молодежи и в нечестии или ереси. Он решил защищаться в суде.

Вместо того, чтобы представить себя ошибочно обвиненным, Сократ объявил, что он выполняет важную роль овода, который оказывает важную услугу своему сообществу, постоянно подвергая сомнению и бросая вызов статус-кво и его защитникам.

Присяжные не поверили защите Сократа и признали его виновным 280 голосами против 221. Возможно, дерзкий тон его защиты способствовал вынесению вердикта, и он усугубил ситуацию во время обсуждения своего наказания.

г. Афинский закон позволял осужденному гражданину предлагать альтернативное наказание тому, которого требовало обвинение, и решение принималось присяжными. Вместо того, чтобы предложить его сослать, Сократ предложил, чтобы город наградил его за вклад в их просвещение и заплатил за его услуги.

Присяжные не растерялись и приговорили его к смертной казни, выпив ядовитую смесь болиголова.

Смерть Сократа

Перед казнью Сократа друзья предложили подкупить охранников и спасти его, чтобы он мог бежать в изгнание.

Он отказался, заявив, что не боится смерти, считает, что ему будет не лучше в изгнании, и сказал, что он по-прежнему остается верным гражданином Афин, готовым соблюдать их законы, даже те, которые приговорили его к смерти .

Платон описал казнь Сократа в своем диалоге Федон : Сократ выпил смесь болиголова без колебаний. Онемение медленно расползалось по его телу, пока не достигло сердца. Незадолго до своего последнего вздоха Сократ описал свою смерть как освобождение души от тела.

Платон

«],[»

Аристотель

«]]» tml-render-layout=»inline»>
  • Имя: Сократ
  • Год рождения: 470
  • Страна рождения: Афины
  • 9-е место рождения: Греция
  • Пол: Мужской
  • Наиболее известен: Сократ был древнегреческим философом, считавшимся главным источником западной мысли. Он был приговорен к смерти за свой сократовский метод допроса.
  • Industries
    • Образование и академические круги
  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ НАЦИИ
    • ГРЕК
  • Смерть Год: Грея
  • СМЕР. это не выглядит правильно, свяжитесь с нами!


    • Название статьи: Биография Сократа
    • Автор: Biography.com Editors
    • Название веб-сайта: The Biography.com Website
    • URL-адрес: https://www.biography.com/scholars-educators/socrates
    • Дата доступа:
    • Издатель: A&E; Телевизионные сети
    • Последнее обновление: 16 сентября 2022 г.
    • Оригинал Дата публикации: 2 апреля 2014 г.

    Что такое философия Сократа? (с картинками)

    `;

    Язык

    Факт проверен

    Хелен Акерс

    Философия Сократа в основном задокументирована в трудах одного из его учеников, Платона. Как один из немногих греческих философов, не оставивших письменных сочинений, Сократ верил в возможность бросить вызов статус-кво. Его философия в первую очередь основана на идее о том, что диалог может раскрыть знание и что люди совершают добродетельные поступки только в том случае, если они осознают, что такое добро и что такое зло.

    Будучи учеником философии Сократа, Платон раскрыл некоторые идеи своего бывшего наставника в собственных философских учениях. Сократ считал, что сам не знает истины и не обладает никакими материальными знаниями. Философ считал, что общепринятое знание не обязательно является истиной. Он также был убежден, что истина и знание должны быть открыты.

    Согласно Сократу, одним из способов познания истины и знания было двустороннее общение. Дискуссии о широко принятых и практикуемых верованиях, а также традициях и институтах помогли раскрыть и бросить вызов предпосылкам, стоящим за ними. Дискуссии не были направлены на то, чтобы дискредитировать или пристыдить конкретного человека или веру. Скорее, они были средством подвергнуть сомнению то, что ранее слепо принималось за истину.

    Многие в то время находили философию Сократа противоречивой. Отчасти это было связано с тем, что, хотя Сократ открыто ставил под сомнение общепринятые теории и верования, у него не было на них альтернативного ответа. Его процесс открытия возможности существования другой альтернативы заставил тех, кто извлек выгоду из традиционного мышления, расстроиться из-за его влияния. Сократ не верил в получение материальной выгоды от своей философской работы и в конце концов покончил с собой, чтобы избежать публичной казни.

    Важным аспектом философии Сократа является тот факт, что он считал, что люди не совершают вредных действий из-за искушения или духовной слабости. Сократ считал, что вредные и неправомерные действия проистекают из незнания того, что такое добро и зло. По сути, люди совершали вредные поступки, потому что у них не было знаний и инструментов, чтобы лучше понять ситуацию.

    Сократ решительно выступал против идеи о том, что определенные действия должны совершаться, чтобы угодить внешнему божеству или богу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *