Философские взгляды платона и аристотеля: 13.Философские взгляды Платона и Аристотеля.

13.Философские взгляды Платона и Аристотеля.

  •   глубокое личное уважительное отношение к Богу;

  •   признание высшим мировым началом Бога;

  •   понимание Бога как активной материально-духовной силы, объединяющей весь мир и проникающей во все его части;

  •   объяснение всех происходящих вокруг событий Божественным промыслом;

  •   разделение внешнего мира, который неподвластен человеку, и внутреннего мира, подвластного только человеку;

  •   разделение души и разума;

  •   призывы к следованию судьбе;

  •   размышления о конечности человеческой жизни.

Ученик Сократа – Платон (5-4 в . до н.э.) = 1й философ оставивший после себя ряд философских произведений «государство», «закон».

Платон является основоположником объективного идеализма и впервые сформулировал панетийный аппарат философского объективного идеализма – первичными являются идеи, эйдосы, материалистический мир вторичен, производен от идей.

Теория познания у Платона: если существует мир идей, то задача человека – стремление познать этот мир идей.

Учения Платона о государстве: 1) 4 в. до н.э. Платон впервые дает типологию государства (7 типов государства) – наивысшее – идеальное государство. 6 основных типов:

  1. монархия (справедливая власть одного)

  2. тирания (несправедливая власть одного)

  3. аристократия (справедливая власть меньшинства)

  4. олигархия (несправедливая власть меньшинства)

  5. демократия (справедливая власть большинства)

  6. тимократия (несправедливая власть большинства)

пирамида Платона:

— философы

— армия + чиновники

— работники

Платон создал собственное учебное заведение – Академия 387 год до н. э.

Ученик Платона – Аристотель 4 век до н.э.

3 этапа в жизнедеятельности: 17 лет ученик, учитель и наставник Македонского, собственное учебное заведение – Ликей (лицей)

Начинает с критики объективного идеализма (мир чистых идей Платон открывает от мира вещей) – создал физику, механика, метафизика, о душе, история животных, этика, риторика, политика , поэтика, логика.

Аристотель делит философию на 3 вида:

Теоретическая ( учения о сущности бытия), практическая (по деятельности человека и устройстве государства), поэтическая (учения о прекрасном) + логика (сформ. 3 из 4 идей, учения о правильном мышлении)

Аристотель впервые сформировал первые 10 категорий, которые лежат в основе мышления человека: бытие + сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание.

Аристотель сформулировал учение о материи как о единстве формы и содержание. Носителем знания является душа. 3 вида души: растительная, животная, разумная.

Учение о государстве: он модифицирует систему Платона. 6 типов: монархия, тирания, аристократия, крайняя олигархия, охлократия (толпа), полития.

Схоластика представляет собой направление религиозно-философской мысли IX-XIV вв., характеризующееся стремлением к систематизации и рационально-логическому обоснованию христианского вероучения. Схоластика включает три этапа своего развития. Ранняя ее форма (IX-ХП вв.) характеризуется креном в сторону идей платонизма и неоплатонизма. Этап зрелой схоластики приходится на XII—XIII вв. Главные мыслители этого периода — Альберт Великий (ок. 1200-1280), Фома Аквинский (1225-1274), Сигер Брабантский (ок. 1240 — ок. 1281). На смену платонизму приходят идеи христианского арис-тотелизма, который в виде учения Фомы Аквинского — самого значительного представителя схоластики — был признан официальным учением католической церкви. Схоластика достигает своего расцвета в рамках деятельности множества университетов, главным из которых можно считать Парижский университет; пишутся огромные трактаты по логике и теологии, содержащие весь свод соответствующих знаний.

Поздний этап развития схоластики (XIII—XIV вв.), представленный именами Иоанна Дунса Скота (1265-1308) и Уильяма Оккама (1285—1349), происходил на фоне ослабления авторитета католической церкви, чему способствовали процессы освобождения философии от влияния теологии и все более интенсивно возрастающего влияния позитивного, опытного знания. Схоластика как исследование разумом положений вероучения и их рациональное доказательство опирается на концепцию гармонии разума и веры, основы которой заложил Августин. Он считал веру особой формой мышления: «Разумей, чтобы мог веровать, и верь, чтобы мог разуметь». Суть этой концепции в том, что постигаемое посредством разума согласуется с тем, что дается верой.

Фома Аквинский (1225 — 1274) — доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви.

Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть «очевидное» доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения — окружающего мира, как считал Августин Блаженный).

Пять доказательств существования Бога (По Аквинскому):

*движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;

*причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;

*случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;

*степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; —

*цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл — значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, — Бог.

4.Философия Платона и Аристотеля.

ПЛАТОН был самым великим учеником Сократа. Его называют систематизатором проблематики древнегреческой философии. Платон разработал обширное учение в состав, которого входит: учение о бытие, теория познания, учение о человеке, об идеальном государстве, морали и прекрасном.

Учение о Бытии. Бытие состоит из 2 противоположных миров: мир идей и вещей.

По Платону, любой предмет существует, потому что в мире идей есть его идея.

Предмет — это тень, подобие идеи, если предмет исчезнет, то идея останется. Вещи образуются из материи, материя бесформенна и неопределенна и чем-то конкретным она становится при соприкосновении с идеей. Бог созерцает идеи и по их образу создает вещи из материи. 2 мира объединяет мировая душа. Мир идей, по Платону, устроен как пирамида: основание – идей простых вещей, ближе к вершине – нравственные идеи, вершина – идея единого. Единое — это всеобщее благо, к чему стремится всё человечество.

Учение о человеке. Человек принадлежит к 2 мирам одновременно. Тело – миро вещей, бессмертная мыслящая душа — к миру идей. Земное бытие человека – это плен души в темницы тела. Смерть – это освобождение души из этого плена.

Учение о познании: с помощью органов чувств чел познает мир вещей и приходит к мнению о мире. С помощью разума человека познает мир идей и приходит к истине.

Платон создал теорию «Анамнезиса» или припоминания. Суть: после смерти тела, душа переходит в мир идей и признает их, а затем вселяется в новое тело. Результат: у человека от рождения в душе заложены все знания. Задача состоит в том, чтобы их вспомнить. Душа сама вспоминать не начнет, её подталкивают органы чувств.

АРИСТОТЕЛЬ полностью освободил философию от влияния мифологии, разработал категориальный аппарат философии и логику как учение о формах и законах мышления.

Аристотель говорил: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель отверг учение Платона о мире идей:

1. идеи бесполезны для познания сущности идей и объяснения их бытия;

2. учения об идеях не объясняют возникновение вещей;

3. идея как сущность вещи не может существовать за пределами самой вещи и предшествовать ей во времени.

Аристотель предложил понятие – субстанции – это самобытное бытие, существующее в себе самом, но не в чем-либо ином. Любой предмет субстанциален, если заключает в себе свою сущность.

Аристотель выделил 4 причины бытия вещей:

1. Форма или благодаря чему возникает вещь.

2. Материя или из чего возникает вещь.

3. Движение или как возникает вещь.

4. Цель или для чего возникает вещь.

Любой предмет – это единство формы и материи. Появление предмета – это становление или движение. Движение – это переход от возможности к действительности. У движения всегда есть цель. Бог – перводвигатель. Перводвигатель. – наивысшая чистая форма, лишенная материи, является источником движения, но сам не подвижен, он устанавливает цели для всего существующего – это абсолютный, мыслящий самого себя и мир, разум. В основе бытия мира 2 начала: перводвигатель и материя.

В чем разница между философией Платона и Аристотеля

5 августа 2021 г.

от Hasa

Чтение через 4 мин.

Основное различие между философией Платона и философией Аристотеля состоит в том, что философия Платона носит более теоретический и абстрактный характер, тогда как философия Аристотеля носит более практический и экспериментальный характер.

Платон (ок. 428–ок. 348 до н. э.) и Аристотель (384–322 до н. э.) — две наиболее известные и изученные фигуры в западной философии. Платон был учеником Сократа, а Аристотель был учеником Платона. Поэтому мы можем наблюдать несколько связей в их философии.

Ключевые области

1. Что такое философия Платона
     – определение, характеристики
2. Что такое философия Аристотеля 9 0 2 Определение, характеристики 90 019 9002
3. Разница между философией Платона и Аристотеля
     – Сравнение ключевых различий

Ключевые термины

Аристотель, Платон, философия

Что такое философия Платона

В молодости Платон был верным учеником Сократа. Поэтому Платон считал мудрость самой главной добродетелью и высшей целью существования. Это основа всего добра и воплощает в себе все добродетели. Через знание добродетелям можно было научить кого угодно. Более того, он считал, что обучение человека различию между правильным и неправильным сделает его добродетельным человеком. Другими словами, добродетелью было знание, а пороком — невежество. Однако важно отметить, что философия Платона носила теоретический характер.

Платон также считал, что истинная добродетель, характер и любовь к Богу могут привести к абсолютному счастью. Однако это может быть достигнуто только тогда, когда все общество (каждый индивидуум в обществе) реализует свою личность и усвоит виртуозность, самообладание и любовь к Богу. Он также считал, что душа является проводником тела и разума, сравнивая ее с колесницей, запряженной двумя лошадьми одновременно. Он также разделил душу на эмоции, желания и разум и заявил, что истинное знание приобретается через разум, а душа является частью реальности. Более того, он рассматривал искусство как подражание миру. Для него искусство было полностью отражением реальной картины, и оно вводило в заблуждение умы людей. Этот взгляд на искусство включает в себя теорию подражания и теорию форм.

Что такое философия Аристотеля

Аристотель был учеником Платона, поэтому его взгляды окрашены философией Платона. Но между их взглядами есть различия. Аристотель предположил, что истинное счастье зависит от человека, а не от общества. Это может быть достигнуто, если человек практикует добродетели. Он также считал, что мудрость — это добродетельная цель, которую можно достичь, прилагая усилия и усердие. Это не было добродетелью, появившейся автоматически, и не объединением других добродетелей. Согласно Аристотелю, добродетели являются основой истинного счастья. Но он также предположил, что можно достичь счастья с помощью других социальных конструктов.

Разница между философией Платона и Аристотеля

Природа

Философия Платона более теоретическая и абстрактная по своей природе, тогда как философия Аристотеля более практическая и экспериментальная по своей природе.

Высшее счастье

Платон считал, что высшее счастье зависит от общества, тогда как Аристотель считал, что высшее счастье зависит от человека.

Конечная цель

Платон считал, что конечной целью человека является слияние со вселенной. Но Аристотель считал, что конечной целью человека является достижение совершенства и становление мастером.

Мудрость

Платон считал, что мудрость является самой важной добродетелью и основой всего добра и воплощает в себе все добродетели. Однако, согласно Аристотелю, мудрость была добродетельной целью, которую можно было достичь с усилием и усердием, и это не была добродетель, возникающая автоматически, и не объединение других добродетелей.

Душа

Платон считал, что душа является проводником тела и разума. Далее он разделил душу на три части: эмоцию, желание и разум. По его словам, душа является частью реальности. Аристотель считал, что душа является формой живого существа и неотделима от тела.

Заключение

Вкратце, основное различие между философией Платона и философией Аристотеля заключается в том, что философия Платона более теоретическая и абстрактная по своей природе, тогда как философия Аристотеля более практическая и экспериментальная по своей природе.

Ссылка:

1. «Платон». Википедия , Фонд Викимедиа, 30 июля 2021 г.

Изображение предоставлено:

1. «Платон и Аристотель». Автор изображения (CC BY 2.0) через Flickr

Об авторе: Хаса

Хаса имеет степень бакалавра в области английского, французского языков и переводоведения. В настоящее время она учится на степень магистра английского языка. В сферу ее интересов входят литература, язык, лингвистика, а также еда.

Просмотреть все сообщения

Вам также могут понравиться эти

Углубленное сравнение между Платоном и Аристотелем

Вы когда-нибудь задумывались, как Платон и Аристотель, два типичных героя с разными представлениями, проложили путь западной культуре и какой она является сегодня? Здесь вы встретите сравнение между двумя самыми влиятельными греческими философами и их вкладом в мир.

Странная связь

  • Первоначальное имя Платона было Аристокл. Его прозвали «Платоном» из-за широких плеч.
  • Аристотель поступил в Академию Платона в качестве его ученика в возрасте 17 лет и оставался там почти 20 лет.

Несомненно, величайшие философы Платон и Аристотель оказали огромное влияние на западную мысль. Они оба думали и работали в одних и тех же направлениях. Однако основные части были противоречивы, так как у них были разные взгляды. Они были великими интеллектуалами, чьи идеи и сочинения до сих пор произносятся в современном мире, от наших привычек до Интернета. Прежде чем сравнивать их, важно рассмотреть их идеологию и вклад по отдельности.

Платон

Платон — один из величайших математиков и философов всех времен. О его молодости и образовании известно немногое. Считается, что он родился в богатой семье. Он преуспел в учебе и, казалось, обучался у некоторых из очень хороших и ученых учителей своего времени. Он был учеником Сократа и находился под его огромным влиянием. «Диалоги Сократа» , одно из его самых известных литературных произведений, использовалось при обучении таким предметам, как философия, логика, этика, математика и религия. Он внес заметный вклад в западную философию и мировую науку. Он основал Академию в Афинах, которая была первым высшим учебным заведением, в котором Аристотель был студентом. Его «Теория форм» или «Теория идей» входит в число других его известных работ. Это привело к платонизму.

Аристотель

Аристотель также был греческим философом и ученым. Он был учеником Платона в его Академии. После смерти Платона он отошел от платонизма. Его произведения охватывают такие темы, как наука, биология, логика, поэзия, музыка и политика. Он также известен влиянием на исламскую философию. Мусульмане того периода знают его как Первого Учителя. Он был главой Королевской академии Македонии, где обучал Александра Македонского. Считается, что многие из его работ относятся к периоду между 335 г. до н.э. и 323 г. до н. э. Он считается первым настоящим ученым в истории, и над его работами и идеологиями работали другие ученые. На него повлиял Платон; следовательно, их работы похожи, поскольку они нацелены на одни и те же аспекты жизни общества.

Общее сравнение

Платон Аристотель
Дата рождения и смерти
  • 428/427 г. до н.э. – 348/347 г. до н.э.
  • 384 г. до н.э. – 322 г. до н.э.
Место рождения
  • Стагира, Халкидики
  • Афины
Регион
  • Западная философия
  • Западная философия
Школа
  • Платонизм
  • Перипатетическая школа, аристотелизм
Основные интересы
  • Искусство, литература, риторика, правосудие, политика, эпистемология, образование, семья, милитаризм
  • Наука, политика, этика, логика, физика, поэзия, метафизика, биология
Под влиянием
  • Сократ, Гомер, Гесиод, Пифагор, Эзоп, Гераклит, Орфизм, Протагор, Аристофан
  • Сократ, Платон, Гераклит, Парменид
Известные идеи
  • Теория форм, Платонический идеализм, Платоновский реализм
  • Золотая середина, логика, теория души, гиломорфизм, силлогизм, гексис
Под влиянием
  • Западная философия, Аристотель, Августин, Стоицизм, Цицерон, Плутарх, Ансельм, Декарт, Гоббс, Лейбниц, Милль, Шопенгауэр, Ницше, Хайдеггер, Арендт, Гадамер, Рассел
  • Западная философия, Александр Македонский, Коперник, Галилео Галилей, христианская философия, Айн Рэнд, Птолемей, исламская философия

Различия во взглядах

Платон Аристотель
Теория форм
  • Согласно Платону в «Теории форм», знание исходит из души, а мир познается через чувства, и он не фиксирован и неизменен.
  • Аристотель отверг свою теорию и считал, что знание приходит после опыта, и что мир создан из всех природных форм.
Реальность
  • Согласно Платону, искусство подражало реальному миру, а истина была интеллектуальной абстракцией.
  • Он считал, что мир, каким мы его видим, не является реальным миром.
  • Идея Аристотеля была полной противоположностью платоновской.
  • Он считал, что мир реален, его можно наблюдать и изучать человеческим глазом. Это был более логичный взгляд, на котором основаны даже сегодняшние представления.
Образование и общество
  • Основной идеологией Платона было создание совершенного общества, которое, как он считал, где-то существовало. Его взгляд был более сократовским.
  • Он создал план общества в своей книге «Республика», в которой стремился уменьшить проблемы общества.
  • Он обсуждает образование, необходимое для создания такого общества. В нем также обсуждаются справедливость, этика и природа политики.
  • При этом он в основном сосредотачивается на формировании правительства, управляемого королями-философами; то есть образованные и мужчины.
  • Наоборот, Аристотель хотел импровизировать существующее общество.
  • В своей книге «Политика» он предложил обществу самому искать возможные пути к совершенству.
Человеческое существование
  • Платон считал, что душа вечна и предсуществует. Он видел душу и тело как отдельные реальности.
  • Аристотель утверждал, что тело и душа неразделимы; они вместе приходят в мир и вместе уходят.

Пожертвования

Платон Аристотель
  • Платон положил начало современной западной культуре вместе со своим наставником Сократом и учеником Аристотелем.
  • Он был математиком, писателем и основателем Академии в Афинах, которая была первым высшим учебным заведением.
  • Он также написал много диалогов. Большое влияние на него оказал Сократ. Его сочинения и мысли можно увидеть в его сократических диалогах.
  • Некоторые диалоги, письма и другие произведения рассматриваются как вымышленные. Диалоги использовались для обучения многим предметам, включая философию, логику, риторику и математику.
  • Идеи Аристотеля о физике и науке оказали огромное влияние на средневековую мысль. Он приходил с фактами и идеями, а не просто теориями.
  • Точность некоторых его биологических работ была подтверждена только в прошлом веке.
  • Идеи, которые он развил в «Логике», использовались до конца 19 века.
  • Его одно из самых влиятельных произведений — «Поэзия». Его тексты изучаются и сегодня.

Сходства

  • Обе изменили лицо западного мира своей философией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *