Основные идеи Пифагора — Студопедия
Поделись с друзьями
1. Первоосновой мира является число. Оно управляет материальной и духовной сферами, нравственностью. “Бог – это число чисел”, – говорил философ. Он является создателем нумерологии. Он известен как выдающийся математик. Каждая цифра несет сакральный смысл. Единица – это символ единства бытия и мира. Двойка олицетворяет полярность (свет и тьма, жизнь и смерть и т. д.). Тройка – самое совершенное число – олицетворяет полноту, гармонию. Семерка – символ божественного, сила свершения, судьбы, которая правит миром.
2. Пифагор учил о переселении душ (метемпсихоз). Рассказывал ближайшим ученикам о своих воплощениях.
3. Учил не причинять зло. Был вегетарианцем.
4. Землю считал центром Космоса (геоцентризм).
5. Счастье – в приобщении к Божественному, т.
6. Музыку считал путем к пониманию Божественного. Ввел термин “музыка сфер”.
Гераклит Эфесский (535 –475 гг. до н. э.) — выходец из Малой Азии, отпрыск царского рода. За сложность изложения своих мыслей был назван “темным”. Иногда его называли плачущим философом, т. к. он считал, что все деяния людей достойны слез. Его раздражала примитивность и нежелание людей жить только текущими нуждами. Но эфесцы все же почитали его мудрецом. Однажды они пришли к нему с просьбой составить для них законы, по которым они согласятся жить. Гераклит обозвал их негодяями и продолжил игру в кости, говоря, что это лучше, чем управлять их государством. Разуверившись в людях, он удалился в горы, где и жил отшельником.
Основные идеи Гераклита изложены в труде “О природе”.
1. Огонь – первоначало, которое управляется Логосом (Логос – верховный разум, закон). В “Авесте”, влияние которой ощутимо в учении философа, огонь – сын Ахура – Мазда имеет 4 формы:
Первая форма – огонь из скал и других естественных источников. Вторая форма – огонь в телах людей, животных. Третья форма – огонь в земле, растениях (он есть причина произрастания). Четвертая форма – огонь в облаках, огонь, который мы употребляем в повседневной жизни. Гераклит первым использовал термин “космос” – “порядок”. Первоначально он использовался при государственных делах, а также обозначал убранство женщины (косметика). Гераклит использует этот термин в философском ключе.
2. Философ выдвигает диалектическую идею о мировых процессах как борьбе противоположностей. Борьба, по его мнению – это способ достижения гармонии, способ существования всего: “Война – отец всего”. Движение, изменение, борьба не прекращаются ни на мгновение: “В ту же реку дважды не войдешь”, “Все течет, все изменяется”. Сторонники гераклитовой диалектики получили название
3.Говоря о познании, Гераклит выделял 2 вида: чувственное и логическое.
4. Речь философа многозначительна. Он часто использует игру слов, каламбуры: “Присутствуя, отсутствует” (о тех, кто слушает, но не понимает). “Человеческие мысли – детские игры”. “Один по мне 1000, если он наилучший”.
В 6 – 5 веках до н. э в Малой Азии прославился Анаксагор. Он организовал школу, где преподавал свое учение.
1. Выдвинул идею превращения одних вещей в другие.
2.Мельчайшие частицы гомеомерииприводятся в движение Нусом (Ум). Нус созидает из хаоса космос, дает начало познанию.
Выдающимся мыслителем древности является Демокрит (5 век до н. э.) – смеющийся философ.
1. Бытие состоит из мельчайших частиц атомов (“неделимый”) и из пустоты. Атомы находятся в постоянном движении, отчего и возникают все процессы и явления. Постичь атомы чувственно невозможно, но они осознаются разумом.
2. Души людей и богов состоят из атомов. Боги и люди смертны.
3. Существует множество различных миров.
4. Познание бывает 2 видов: чувственное(темное) и рассудочное (истинное).
5. Цель жизни – достижение счастья, а оно возможно при разумном удовлетворении потребностей.
Известно, что философ специально притупил свое зрение, т. к. считал, что оно мешает истинному видению.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Пифагор мысли, взгляды, идеи, творчество
Древнегреческий мыслитель.
По преданию, сам Пифагор ничего не писал. Основные сочинения, посвящённые Пифагору появились примерно через 200 лет после его смерти (кроме сочинений его ученика Филолая об устройстве Вселенной), поэтому, то, что нам известно о его деятельности является смесью фактов и легенд.
Так, известны «… сообщения о Пифагоре, что он — сын Аполлона или Гермеса, что он имел золотое бедро, помнил о своём прежнем существовании, слышал гармонию сфер, спускался в Аид, имел общение с божественными существами и др.»
Маковельский А.О., Досократики: доэлеатовский и элеатовский периоды, Минск, «Харвест», 1999 г., с. 136.
Его рождение будто бы предсказала Пифия в Дельфах, потому Пифагор и получил своё имя, которое значит «тот, о ком объявила Пифия».
По мнению ряда древнегреческих авторов, Пифагор в юности покинул остров Самос, где он родился и добрался до Египта, где более 20 лет изучал таинства и научные достижения древнеегипетских жрецов. Позже он переселился Кротон (греческая колония на юге Италии), где и основал свою школу.
Считается, что именно Пифагор, чтобы отличить себя от мудрецов-софистов, ввёл в оборот термин «философ» (любитель мудрости).
«Пифагора можно считать первым идеалистом Древней Греции, поскольку первоначалом бытия он считает идеальные сущности — числа (имеются в виду целые натуральные числа). Пропорции между числами создают мировую гармонию. Сохранилась легенда о том, как Пифагор пришёл к этой идее. Однажды он проходил мимо кузницы и заметил, что неодинаковые по весу молоты, ударяясь о наковальню, издают звуки разной высоты. Эта зависимость может быть выражена числами, следовательно, «число владеет вещами». Числа связаны с геометрическими фигурами (тройка — с треугольником, четвёрка — с четырёхугольником и т.п.). Пять стихий, из которых состоят все материальные тела, тоже связаны с числами. Так, Земля состоит из частиц кубической формы, Огонь — из тетраэдров (четырёхгранных пирамид), Воздух — из октаэдров (восьмигранников), Вода — икосаэдров (двадцатигранников). В философии Пифагора появляется представление о пятой стихии (которой не было в мифологии) — Эфире; частицы Эфира — додекаэдры (двенадцатигранники)».
Гриненко Г.В., История философии, М., «Юрайт-Издат», 2007 г., с. 73-74.
«Пифагор изобретает слово «космос», означавшее «вселенную», «красоту» и «гармонию»».
Арский Ф.Н., Перикл, М., «Молодая гвардия», 1971 г., с. 22.
«Пифагор первым из греческих философов удостоился специально посвящённого ему биографического сочинения.
Эту книгу, известную нам только по названию, написал Демокрит из Абдер, учившийся, кстати, у одного из пифагорейцев. По свидетельству Фрасилла, издававшего в I веке сочинения Демокрита, он высказывал в ней восхищение самосским мудрецом».
Жмудь Л.Я., Пифагор и его школа (около 530 – около 430 годы до н.э.), Л., «Наука», 1990 г., с. 12.
«Пифагорейцы изобрели, а платоники и неоплатоники развили и завершили теорию, согласно которой человечеству дано изначально некое «предзнание» всего, что было и может быть. В душе каждого якобы с рождением оживают воспоминания об «эталонах всего сущего». Отсюда и уверенность в том, что «всё повторяется» и «ничто не вечно под луной».
Горелов И.Н., Разговор с компьютером: психолингвистический аспект проблемы, М., «Наука», 1987 г., с. 64.
Пифагор Самосский (ок. 570 — 490 до н.э.) был ранним греком Досократовским философом и математиком с греческого острова Самос . Он был основателем влиятельного философского и религиозного движения или культа, называемого пифагорейством, и, вероятно, был первым человеком, который на самом деле называл себя философом (или любителем мудрости). Пифагор (или, в более широком смысле, пифагорейцы) якобы оказал важное влияние на творчество Платона. Как математик , он известен как «отец чисел» или как первый чистый математик , и наиболее известен своей теоремой Пифагора об отношении между сторонами прямоугольного треугольника, концепцией квадратных чисел и квадратных корней , а также открытием золотого сечения . К сожалению, мало что известно о нем наверняка, (ни одно из его оригинальных произведений не сохранилось , и его последователи обычно публиковали свои собственные произведения от его имени ) и он остается чем-то вроде загадочная фигура Пифагор был рожденным на греческом острове Самос , в восточной части Эгейского моря у побережья Турции, где-то между 580 и 572 годами до н.э. Его отцом был Мнесарх , финикийский купец из Тира; его матерью была Пифаида , уроженка Самоса. Он провел свои ранние годы на Самосе, но также много путешествовал со своим отцом. По некоторым данным, в молодости он познакомился с Фалесом, который был впечатлен его способностями и посоветовал ему отправиться в Мемфис в Египет и там изучать математику и астрономию у жрецов, что ему вскоре представилась возможность. Также ездил учиться в храмы Тира и Библоса в Финикии, а также в Вавилон . В какой-то момент он тоже был учеником Ферекид Сиросский и Анаксимандра (который сам был учеником Фалеса). Будучи еще совсем молодым человеком, он уехал из родного города в Кротон на юге Италии, чтобы избежать тиранического правительства Поликрата , тирана Самоса (или, возможно, чтобы избежать политических проблем , связанных с египетским стилем школу под названием «полукруг» , который он основал на Самосе). В Кротоне Пифагор основал тайное религиозное общество , очень похожее (и, возможно, находящееся под влиянием) более раннего орфического культа , в попытке реформировать культурную жизнь Кротона. Он сформировал вокруг себя элитный круг последователей, называемых пифагорейцами или математиками («учениками»), подчинявшихся очень строгим правилам поведения, не имевшим Другим ученикам, проживающим в соседних районах, также было разрешено посещать некоторые лекции Пифагора, хотя их не обучали внутренним секретам культа. Они были известны как Akousmatikoi («слушатели»), и они сосредоточились на более религиозных и ритуальных аспектах учения Пифагора (и им разрешалось есть мясо и владеть личными вещами).Среди его более выдающихся учеников были философ Эмпедокл, Бронтин (который, возможно, был преемником Пифагора на посту главы школы), Филолай (ок. 480–385 до н. э., которому приписывают создание теории о том, что Земля была , а не центром вселенной) , Лисий Тараса (которому иногда приписывают со многими произведениями, обычно приписываемыми самому Пифагору), Керкоп (орфический поэт), Гиппас из Метапонта (которому иногда приписывают открытие иррациональные числа ), Замолксис (который позже накопил большое богатство и стал культом бога среди фракийских даков) и Теано (родился около 546 г. до н.э., математик, студент и, возможно, жена или дочь Пифагор). Ближе к концу своей жизни Пифагор бежал в
Из-за скрытности его школы и обычая ее учеников приписывать все самому Пифагору, сегодня трудно определить, кто какую работу на самом деле выполнял. Чтобы еще больше запутать дело, в древности циркулировало около подделок под его именем (некоторые из которых существуют до сих пор). Некоторые из его биографов явно стремились представить его как девятого0028 богоподобная фигура, и он стал предметом сложных легенд , окружающих его историческую личность. Школа , которую Пифагор основал в Кротоне, была в некотором смысле больше похожа на тайное братство или монастырь . Он был основан на его религиозных учениях и был сильно озабочен моралью общества . Участники должны были жить этично , любить друг друга , делиться политические убеждения , практиковать пацифизм и посвятить себя математике природы . Они также воздерживались от мяса, отрекались от личного имущества и соблюдали правило молчания (называемое «эхемифия» ), нарушение которого каралось смертью , на основании убеждения, что если кто-то находился в любой сомневается в том, что сказать, они должны молчать . Пифагор считал свои религиозные и научные взгляды неразрывно связанными взаимосвязаны . Он верил в теорию метемпсихоза или переселения души и ее реинкарнации снова и снова после смерти в тела людей, животных или растений, пока она не стала моральной (вера, которую он, возможно, узнал из его бывший учитель Ферекид Сиросский , которого обычно считают первым греком, обучавшим переселению душ). Он был одним из первых, кто предложил мыслительные процессы и душа находились в мозгу , а не сердце . Другим центральным убеждением Пифагора было то, что сущность бытия (и стабильность всего, что создает вселенную) можно найти в форме чисел , и что с ней можно столкнуться при изучении математики. . Например, он считал, что такие вещи, как здоровья , зависят от стабильной пропорции 9.0029 элементов, слишком много или слишком мало одного из них вызывает дисбаланс , который делает человека нездоровым . В математике Пифагору обычно приписывают открытие того, что сейчас известно как Теорема Пифагора (или Теорема Пифагора ), теорема в геометрии, которая утверждает, что в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы (сторона, противоположная прямому углу) равен сумма из квадратов из двух других сторон . Хотя это было известно и использовалось ранее вавилонянами и индийцами , считается, что он (или, возможно, один из его учеников) сконструировал первое доказательство . Он считал, что система счисления (и, следовательно, система вселенной) основана на сумме чисел от одного до четырех (т.0028 мужского рода и четные числа были женскими . Он открыл теорию математических пропорций , построенных из трех-пяти геометрических тел, а также открыл квадратных чисел и квадратных корней . Открытие золотого сечения (имеется в виду отношение двух величин, при котором сумма этих величин и большей из них равна отношению между большей и меньшей величиной, примерно 1,618) также обычно приписывается Пифагору. , или, возможно, его ученице Теано. Он был одним из первых, кто подумал, что Земля вращается вокруг , что все планеты имеют ось , и что все планет движутся вокруг одной центральной точки (которую он первоначально определил как Землю, но позже отказался от нее). это из-за идеи, что планеты вращаются вокруг центрального огня , хотя он никогда не отождествлял его с Солнцем). Он также считал, что Луна была другой планетой, которую он назвал контр-Землей» 9.0042 Пифагор также очень интересовался музыкой , и хотел улучшить музыку своего времени, которая, по его мнению, была недостаточно гармоничной и слишком беспокойной . Согласно легенде, он обнаружил, что музыкальных нот можно перевести в математических уравнений , слушая кузнецов за работой. «Пифагорейский строй» — это система музыкального строя, в которой частотные соотношения всех интервалов основаны на соотношении 3:2 (стопка из совершенные квинты ), система, которая была задокументирована еще в 3500 г. до н.э. в вавилонских текстов, но который тем не менее часто приписывается Пифагору. Он также верил в «универсальную музыку» (или «гармонию сфер» ), идею о том, что планеты и звезды движутся в соответствии с математическими уравнениями, которые соответствовали музыкальным нотам и, таким образом, производили своего рода симфония .
См. дополнительные источники и список рекомендуемой литературы ниже или проверьте полный список на странице книг по философии. Всякий раз, когда это было возможно, я связывал книги с моим партнерским кодом Amazon, и как партнер Amazon я зарабатываю на соответствующих покупках. Покупка по этим ссылкам помогает поддерживать работу веб-сайта, и я благодарен за вашу поддержку!
|
Пифагор: знакомство с его жизнью, школой и идеями
Только одно имя в европейской истории объединяет области религии, математики и философии, и это имя — Пифагор. Но именно это достижение так мучит потомство при оценке его наследия. Века спекулятивных наслоений, агиографической мифологизации и сомнительных свидетельств древних авторов настолько затмили его первоначальные доктрины, что раздраженный ученый должен, наконец, признать, что факт и легенда неразрывно переплетены в нем.
Неуловимый характер Пифагора — это только часть проблемы. Существует обширный корпус анонимной пифагорейской и неопифагорейской литературы, имеющей все признаки религиозного писания. До нас дошло больше пифагорейских текстов, чем всех остальных досократовских философских сочинений вместе взятых. Сам характер письменного корпуса представляет собой уникальную проблему: школа была одновременно политическим движением (пифагорейцы управляли многими городами южной Италии, или Великой Греции), религиозной сектой и образовательным учреждением. Пифагорейские учения проникли в основу столь многих классических философов, что трудно отделить их идеи от его. Платонизм и неоплатонизм, в частности, в большом долгу перед ним. Мы улыбаемся этим трудностям и продолжаем рассказ об этой очаровательной фигуре, полагаясь на терпение и выдержку читателя.
Основными источниками жизни Пифагора являются: (1) две краткие биографии, написанные философами-неоплатониками Порфирием и Ямвлихом, оба умеренно достоверные; (2) биографический очерк, составленный Диогеном Лаэртским; и (3) немногочисленные свидетельства, оставленные древними писателями и раннехристианскими священнослужителями. Традиция датирует рождение Пифагора 580 г. до н.э. на греческом острове Самос; говорят, что его отцом был резчик драгоценных камней по имени Мнесарх. Он не был целибатом; у него была жена по имени Теано, которая родила ему дочь (Дано) и сына (Телауг). Предполагается, что он до своей смерти учился у философа Ферекида Сиросского; после этого он предпринял замечательный период заграничных путешествий, которые навсегда сформировали его мышление.
Бюст Пифагора [PD: US]Древние источники сходятся во мнении, что он какое-то время жил в Египте, учился у жрецов в их святых местах и впитывал их тайные знания. Вероятно, он также провел время в Финикии, Сирии и Халдее, где впитывал все, что мог, из религий, мистических теорий, математики и астрономических наук этих древних народов. Мы не должны недооценивать влияние, которое эти путешествия оказали на него, поскольку культуры Ближнего Востока и Египта были, возможно, самыми передовыми в мире в то время. Через несколько лет он вернулся на Самос. Островом правил тиран Поликрат; и Пифагор, обнаружив, что политический климат острова не соответствует его планам, решил мигрировать в южную Италию (Великая Греция). Это он и сделал, поселившись в городе Кротоне (современный Кротоне). Порфирий добавляет: «Аристоксен говорит, что причина [Пифагора] отъезда в Италию заключалась в том, что, когда ему было сорок лет, он увидел, что тирания Поликрата слишком сурова, чтобы свободный человек мог терпеть это господство и деспотизм». 1]
Он начал читать лекции и учить других после прибытия в Италию. Как и многие религиозные деятели, он сочетал суровую харизму с примером скромной жизни; и за короткое время он привлек сотни последователей. С самого начала его школа приобрела монашеский оттенок. Он принимал как мужчин, так и женщин и требовал от своих учеников приносить клятвы верности себе и ему; очевидно, должно было быть совместное использование всей физической собственности. Пифагор наложил на своих приверженцев диетические ограничения: мясо животных, яйца и бобы были запрещены, но неясно, насколько строго соблюдалось это правило. Воздержание от мясных продуктов было связано с верой Пифагора в то, что у животных, как и у людей, есть душа. Не совсем понятно, почему он запретил яйца и бобы; некоторые источники говорят, что это произошло из-за того, что эти продукты вызывали турбулентность кишечника, в то время как другие утверждают, что это произошло из-за того, что яйца и бобы напоминали гениталии. Порфирий говорит нам:
Он сказал [своим последователям] воздерживаться среди жертвенных частей [продуктов животного происхождения] от чресл, яичек, гениталий, костного мозга, ног и головы… Так же он советовал им воздерживаться от бобов как бы из человеческого мяса… И он советовал им воздерживаться и от других вещей, таких как матка, малая барабулька, и морская актиния, и почти от всех морских существ.
Эти диетические требования, как и большая часть его мыслей, вероятно, были наследием его контактов с мистическими религиями Египта и Сирии. Пифагор не принимал в эту школу всех новичков; он был требователен в своем приеме, и перспектива должна быть хорошего характера. С испытующим взглядом проницательного лидера он сам оценивал кандидатов. Ямвлих описывает строгий процесс оценки:
Когда юноши, желавшие проводить с ним [Пифагор] время, приходили к нему, подготовленные таким образом к воспитанию учеников, он не допускал их сразу, а ждал, пока он их осмотрит и рассудит. Сначала он узнал, каковы были их отношения с родителями и другими родственниками; затем он наблюдал за ними на предмет неуместных приступов смеха, неуместного молчания и болтовни, и [наблюдал], каковы были их желания, друзья, с которыми они проводили время, их отношения с ними, как они в основном проводили день и что доставляло им радость и горе. . Он также наблюдал их внешний вид, их походку, все движения их тела и, исследуя их физиономически, используя черты их природы, он превращал видимое в знаки для невидимого характера в их душе.
Зная, что слишком много разговоров и споров мешают процессу обучения, он соблюдал правило молчания: первые пять лет его ученики не могли говорить, а только слушать. Это правило кажется непрактичным, но древние источники свидетельствуют о нем. Порфирий и Диоген Лаэртский ясно показывают, что у Пифагора было очень тонкое чувство коммуникативной калибровки: он знал, как настроить свою речь так, чтобы дети, правители, профессионалы, солдаты, спортсмены, женщины и торговцы могли понять его доктрины. Он был достаточно мудр, чтобы понять необходимость постепенного посвящения в степени знания; он разделил своих последователей на «знающих» ( mathematikoi ) и «слушатели» ( akousmatikoi ). Первым было разрешено раскрывать им передовые знания; последним разрешалось только базовое обучение.
Секретность, по сути, была принципом, тесно связанным с пифагорейской школой. Возможно, это способствовало укреплению авторитета мастера, но также могло вызвать подозрение и недовольство непосвященных. Сомнительный анекдот утверждает, что пифагорейцы радовались смерти Гиппаса из Метапонта за то, что он открыл посторонним существование иррациональных чисел и тайну построения додекаэдра внутри сферы. Диоген Лаэртский говорит, что школа Пифагора сохранялась в южной Италии на протяжении примерно девяти или десяти поколений; его долговечность, вероятно, была намного больше, чем это, но мы не можем знать наверняка. Ясно то, что пифагорейская община процветала в Великой Греции и в течение значительного периода времени формировала интеллектуальный и политический лидерский элемент в регионе.
Какими были доктрины мастера? Его учебная программа была основана на математике, астрономии и музыке; это основание было окрашено его собственными мистическими или суеверными доктринами. В геометрии и математике Пифагор чувствовал господствующее в мире начало. Он считал, что благодаря тщательному изучению доказательств и теорем человек может понять божественный порядок Вселенной. Пифагору приписывают ряд математических открытий, включая, конечно же, знаменитую теорему, носящую его имя. Прокл говорит, что Пифагор был так счастлив после открытия своей теоремы, что принес в жертву быка, но эта история почти наверняка миф. Теория чисел, вероятно, была для него даже важнее геометрии; именно он или его последователи создали понятия нечетных и четных, простых и факторизуемых, рациональных и иррациональных чисел. Насколько нам известно, он был первым мыслителем, использовавшим термин космос для описания всего существования. Для Пифагора явления и материя были преходящими вещами; то, что сохранилось и, следовательно, действительно существовало, было математическими отношениями между компонентами вселенной. В этом учении мы видим побуждения платоновской теории идей.
Традиция также приписывает Пифагору открытие связи между математическими отношениями и музыкальными тонами, воспроизводимыми струнными инструментами. Он попытался применить это открытие к наблюдению за небесными телами в надежде найти «музыку» небес; он убедил себя в истинности этого предположения, но сегодняшние астрономы не придерживаются такой точки зрения. Для Пифагора бессмертие души было несомненным. Метемпсихоз (переселение души после смерти), по-видимому, также был одним из его верований, согласно Геродоту (XIV.1) и Порфирию. Некоторые древние писатели утверждают, что он ничего не писал, но Диоген Лаэртский приписывает ему три письменных трактата, ни один из которых не дошел до нас:0418 Об образовании , О государственной мудрости и О природе . Пифагор, возможно, был менее впечатляющим, когда пытался учить добродетели. В одном древнем источнике ( Magna Moralia Псевдо-Аристотеля) несколько язвительно отмечено:
Пифагор был первым, кто пытался говорить о добродетели, но делал это неправильно. Ибо, соотнеся добродетели с числами, он не установил надлежащего способа изучения добродетелей. Ибо справедливость — это не число, равное умноженное на равное [т. е. квадратное число].
Пифагорейская община на юге Италии в конце концов была рассеяна. Междоусобные конфликты — неизбежная судьба всех религиозных общин; ибо конкурирующие притязания на божественную власть, привитые гордой природе человека, редко допускают мирное разрешение. Расколы множатся по мере того, как авторитет основателя секты ослабевает. Ямвлих рассказывает, что человек по имени Килон из Кротона устроил жестокое нападение на пифагорейскую общину, пока учитель отсутствовал. Этот силон когда-то пытался стать учеником Пифагора, но был отвергнут учителем за несдержанный и жестокий характер. «Когда это произошло, — говорит Ямвлих, — он [Килон] и его друзья начали яростную войну против Пифагора и его товарищей, и соперничество Килона и его союзников было настолько яростным и абсолютным, что оно распространилось на самых последних пифагорейцев».
Вполне вероятно, что аристократическая исключительность, секретность и политическое господство пифагорейцев в Великой Греции в конце концов вызвали бурное недовольство местного населения. Одна легенда гласит, что он был убит в этом гражданском конфликте; другой говорит, что он бежал в город Метапонт и, устав от тягот жизни, уморил себя голодом в возрасте восьмидесяти лет. Читатель может выбрать легенду, соответствующую его склонностям.
Влияние Пифагора и его школы было прочным и беспрецедентным. Ни один другой человек не оставил такого отпечатка своей печатью в области науки и философии. Фактически, мы можем причислить его к одной из самых влиятельных фигур в мировой истории. Он и его секта добились бесчисленных математических и научных достижений за столетия после его смерти. Платонизм поглотил его одержимость мистикой чисел, его теорией природы души и его политическими идеями. Цицерон, чье мнение по этому вопросу имеет большое значение, приписывает Пифагору изобретение самого слова 9.0418 философия ( Тускуланские диспуты Т.3—4). Он также утверждает, что пифагорейцы оказали влияние на развитие римского государства:
Пифагорейские идеи распространились повсюду; и, по-моему, они просочились в наше собственное государство. Это предположение, вероятно, основано на фактах, и на него указывают сохранившиеся следы пифагорейского влияния. Могущественные и знаменитые греческие города, которые собирательно назывались Великой Грецией, процветали в Италии в старину. Имя самого Пифагора, а вслед за ним и слава пифагорейской школы имели большое влияние в этих городах. Как мог кто-либо вообразить, что уши нашего римского народа будут глухи к этим ученым пифагорейским голосам? [ Туск. Диспетчер . IV.1]
Течение времени не стирает бурный поток идей.