Историко-философский смысл романа «Обломов», раскрывающийся в особенностях жизни Обломова
Сочинения
12.11.21
11 мин.
В течение столетий люди рассуждали на тему того, как правильно жить, к чему стремиться. Эта проблема поднимается и в романе «Обломов» И. А. Гончарова. В нем описываются два практически противоположных характера, два человека с разными стилями жизни, привычками и стремлениями. В противостоянии этих характеров и раскрывается историко-философский смысл романа «Обломов».
Оглавление:
- Формирование характера Обломова
- Сердечные дела
- Особенности философии
- Глобальные вопросы в мыслях героя
Штольца связывает с главным героем произведения давняя дружба. Но если Штольц живет в постоянном движении, много работает и общается, ставит цели и достигает их, то Обломов отказался от какого-либо развития в своей жизни. Он мечтает, размышляет, чувствует, но совершенно ничего не делает.
Илья Ильич часто не способен заставить себя совершить самые простые действия или даже отдать нужные распоряжения своему слуге Захару. И только воображение Обломова постоянно чем-то занято. Деятельный Штольц никак не может смириться с образом жизни друга и старается как-то растормошить Обломова, заставить его встать с родного дивана. К сожалению, все его попытки обречены на неудачу.
Формирование характера Обломова
Почему же Обломов стал таким, его ли это вина? Ведь в детстве герой был вполне нормальным ребенком — веселым, активным и любопытным, таким он вспоминает себя в главе «Сон Обломова». Но именно воспитание наложило сильнейший отпечаток на его личность, превратило в пассивного созерцателя, пределом мечтаний которого стала вкусная еда.
- Жизненный уклад в деревне. В родовом имении Обломовых время как будто остановилось, люди и разговоры одни и те же, и хозяева, и крестьяне живут однообразно, скучно, но не желают перемен. Обломовцы словно застряли во времени и не интересуются ничем, кроме банальных хозяйственных хлопот и толкования снов. В тексте главы про сон, впрочем, и обычная российская природа, окружающая деревеньку, преподносится так, как будто ее спокойствие и предсказуемость принимают участие в формировании обломовского характера.
- Безделье и излишняя опека. Главной причиной была постоянная праздность, в которой жили родители Илюши и к которой приучали и его, а заботливая нянька целыми днями старалась пресекать его попытки узнать новое, сделать хоть что-то нестандартное. Чего стоит, к примеру, ироничная презентация Обломова-старшего: «Сам Обломов — старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем». И хотя простые люди вокруг мальчика занимались хоть и нехитрыми, но полезными делами, он сам, маленький барин, был приучен также только смотреть на это, но не участвовать.
- Равнодушие к образованию, которое заменяют сказки. Чтение и какая-либо учеба не были в почете в семье Обломовых, зато ему постоянно рассказывали сказки, в которых все легко осуществлялось без труда, благодаря чудесам.
В итоге естественные стремления к знаниям и активной деятельности постепенно оказались подавлены и забыты. И пусть Илюша и был позже направлен на обучение просто потому, что так было принято, но никакой особенной жажды познания он там не проявлял.
Сон, вкусная еда, неторопливые размышления о людях и событиях, покой и мечты — вот и вся «философия», которая есть в образе жизни Обломова. Его мечты меняются с возрастом, но он по-прежнему не может предпринять никаких действий, чтобы они сбылись. Он стыдится «барина» внутри себя и сам осуждает это, но ничего не может исправить. Обломов все больше разочаровывается в жизни и чувствует все больше безразличия к тому, что раньше его волновало.
Сердечные дела
Читатель может наблюдать развитие отношений главного героя с двумя женщинами — сначала с Ольгой, и в этом случае имел большое влияние Штольц, а потом с хозяйкой своего съемного дома Агафьей.
- Первая, как и Штольц, стремилась перестроить привычки Обломова и его отношение к жизни, разбудить его. Она видела в этом свою высокую миссию, которая затем оказалась неосуществимой. Промелькнувшая между ними влюбленность длилась недолго, а дальше по инерции какое-то время тянулись отношения, тяготившие обоих. «Обломовщина» все больше перевешивала романтичность в душе Ильи Ильича, и это не могло устроить Ольгу.
- Агафье же вполне подходили лень и апатия своего возлюбленного, с домашними делами она справлялась сама, а к умственной деятельности или обзаведению знакомствами и не стремилась. Одно его присутствие уже избавило ее от одиночества, и забота о нем, как о большом ребенке, принесла смысл в ее жизнь. При этом она, в отличие от Ольги, искренне полюбила Обломова и действительно смогла создать для него ту обстановку, в которой ему было хорошо и комфортно — о нем заботились, и ему не нужно было самому заниматься проблемами.
Особенности философии
В период проживания с Агафьей окончательно сформировалась философия покоя Обломова, которая заключалась в том, что одним людям предназначено судьбой переживать тревоги и потрясения, а другим — выразить именно спокойную сторону жизни. По философии Обломова, сам он как раз из тех, кто создан для подобного мирного существования, поэтому живет по-своему верно.
При этом временами Илья Ильич все же осознавал бесцельность прожитых лет, плакал и винил себя. И легче всего вынести вердикт, что прожил он жизнь бессмысленно и не реализовал заложенные в нем таланты, и именно такими показывающими основу философии Обломова цитатами пестрят сочинения и рефераты, однако все не так просто. Вопрос о смысле жизни до сих пор остается открытым. И нельзя ответить кратко и однозначно, большее ли значение приобретает жизнь тех, кто всю ее проводит в кипучей деятельности.
Обломов не только ленив и мечтателен, он еще и очень порядочен и добросердечен. Именно его чистое и доброе сердце расположило к нему Штольца, который еще в юности распознал в нем человека не пустого, а имеющего высокие идеалы и способного понимать и переживать очень сложные вещи. Будучи такой тонкой, ранимой, глубокой личностью, Илья Ильич пугается суеты, царящей в обществе.
В десять мест в один день — несчастный! — думал Обломов. — И это жизнь! — Он сильно пожал плечами. — Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?
Ему чужды интриги и сплетни, он хочет держаться от всего подальше. Казалось бы, можно не участвовать в том, что считаешь недостойным, и гнуть в жизни свою линию. Но для этого нужен сильный характер, а характера герою романа как раз катастрофически не хватало.
Глобальные вопросы в мыслях героя
Сочетание душевной глубины с ужасающим безволием и апатией сделало Обломова «лишним» человеком, неспособным занять в обществе хоть какую-то нишу. При этом рассуждения его о бессмысленности многих видов деятельности не так уж неразумны, мысли такого рода нередко могут приходить в голову и более энергичным людям.
» Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? Интересов ума, сердца? Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! Вот они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку?»
В вечном споре со Штольцем Обломова нельзя назвать однозначно неправым. Деятельность сама по себе может так же не нести смысла, как и бездействие, и вся бесконечная людская активность на уровне целой цивилизации может оказаться совершенно бесполезной и ненужной. Эти мысли главного героя составляют важную часть философско-исторического смысла романа «Обломов».
Как бы ни превозносился прогресс, какой ни был достигнут уровень развития цивилизации, он не избавляет человечество от проблем, на смену старым приходят новые, и даже те работы и исследования, что кажутся однозначно исторически полезными, могут явиться просто бестолковым бегом белки в колесе, если посмотреть на них с другой стороны.
Обломовщина как тип жизни – сочинение по теме
Главный герой романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» – тихий, бездеятельный человек, который ведет спокойный и размеренный образ жизни, принятый называть «обломовщиной». Обломовщина как тип жизни предполагает равнодушие человека к окружающему миру, его нелюбовь к труду и желание жить в покое.
Равнодушие
Обломов, как и все жители Обломовки, совершенно равнодушно относился как к жизни окружающих людей, так и к собственной жизни. Главный герой ни к чему не стремился, не пытался достичь высокого положения в обществе. И. А. Гончаров особое внимание уделяет описанию жизненных устоев жителей Обломовки. Как-то раз они нашли мертвого человека, проживающего в соседней деревне, однако паники не было, они придерживались мнения о том, что жизнь других деревень их не касается.
Нелюбовь к труду
Обломовщина предполагает нежелание работать. Труд в данном случае становится обязанностью, с которой нужно как можно скорее справиться. Дворяне с Обломовке не привыкли работать самостоятельно, за них все делали крепостные люди. Обломов не любит трудиться, он совершенно бездеятельный человек, который не обладает способностью управлять собственным хозяйством. Все свои дела по дому он отдает Захару, а затем – Агафье Пшеницыной. С делами Обломову в его зрелом возрасте помогает друг Штольц. Фактически труд был главным противником Ильи Ильича, он всячески стремился избавиться от любых дел, либо отказавшись от их выполнения, либо переложив обязанности на чужие плечи.
Желание жить в покое
Обломов, росший любознательным и активным мальчиком, постепенно превращался в ленивого и апатичного человека. Любое стремление к деятельности и самостоятельности обрывалось на корню. Родители Обломова ограждают его и от физического, и от умственного труда. И судьба Обломова – не исключение. Таков образ жизни у всех жителей Обломовки. Лень становится основной чертой обломовщины. Тихая, спокойная и размеренная жизнь – вот о чем мечтают люди, подобные главному герою романа И. А. Гончарова. Особое внимание в Обломовке уделялось приему пищи. К нему подходили с полной серьезностью. Автор называет прием пищи «главной жизненной заботой» для жителей Обломовки. После приема пищи в деревне будто наступал сонный паралич. Послеобеденный сон был обязательным элементом каждого дня. Именно сон и еда являлись жизненными ценностями жителей Обломовки, а затем и подрастающего Ильи Ильича.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Обломовщина как тип жизни», рассмотрит основные черты Обломова и других жителей Обломовки: равнодушное отношение к действительности, неспособность и нелюбовь к труду, стремление к размеренной жизни.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Обломов и его создатель | Издательство Принстонского университета
Обломов и его Создатель
Милтон Эре
Скидка 50% по коду MAY50
Твердая обложка
ISBN: 9780691645735
$60. 00/£50.00 120,00 $ / 100,00 фунтов стерлингов Мягкая обложка
ISBN: 9780691618753
23,50 доллара США / 20,00 фунтов стерлингов 47,00 $ / 40,00 £ электронная книга
ISBN: 9781400868186 Доступно как
PDF
23,50 доллара США / 20,00 фунтов стерлингов 47,00 $ / 40,00 £
Об электронных книгах и аудио
Узнайте больше об электронных книгах и аудио от Princeton University Press.
Поддержите свой местный независимый книжный магазин.
- Соединенные Штаты
- Канада
- Великобритания
- Европа
Литература
- Милтон Эре
- Коллекции:
- Библиотека наследия Принстона
- Ряд:
- Исследования Института Гарримана Колумбийского университета
Твердая обложка
Мягкая обложка
электронная книга
Купить это- Скачать обложку
Романы Гончарова пользуются популярностью в России с момента их публикации, а Обломов, центральный персонаж его самого известного романа, стал прототипом толстого и ленивого человека. Мильтон Эре предлагает новые интерпретации сложной личности Гончарова и показывает, насколько Обломов во многом был автопортретом своего творца. Вступительная глава не идеализирует Гончарова и не затушевывает его слабости, а демонстрирует чуткое понимание этого крупного русского писателя девятнадцатого века.
Автор переходит от стандартных критических клише о Гончарове к современному прочтению всего его художественного произведения. Исходя из того, что смыслы в искусстве тесно связаны с формами, он обсуждает произведения Гончарова с пристальным вниманием к стилю, структуре и жанровым различиям, чтобы прийти к пониманию гончаровской темы и его взгляда на опыт. Обширные знания Мильтона Эре в русской литературе о Гончарове и его собственная литературная чуткость в совокупности дают новое понимание Гончарова и его романов.
Первоначально опубликовано в 1974 году.
Библиотека Princeton Legacy Library использует новейшую технологию печати по требованию, чтобы снова сделать доступными ранее не издававшиеся книги из выдающегося списка издательства Princeton University Press. Эти издания сохраняют оригинальные тексты этих важных книг, представляя их в прочной мягкой и твердой обложке. Цель библиотеки Princeton Legacy — значительно расширить доступ к богатому научному наследию, содержащемуся в тысячах книг, опубликованных издательством Princeton University Press с момента его основания в 19 году.05.
- Афоризмы Франца Кафки
Франц Кафка - Лекции о Достоевском
Джозеф Франк - Автор самого себя
Марсель Райх-Раницкий - Дегуманизация искусства и другие очерки искусства, культуры и литературы
Хосе Ортега-и-Гассет - Человеческие формы
Ян Дункан