Философия шопенгауэра кратко и понятно: иррационализм в философии жизни кратко

Содержание

иррационализм в философии жизни кратко

 

Фотограф Andrea Effulge

Артур Шопенгауэр даже в среде известных и значимых философов персона неоднозначная и выделяющаяся, разумеется, выделяющаяся своими взглядами. Мыслитель опередил философские настроения своего времени более чем на век вперёд, этим в многом объясняется его ограниченная известность. До старости, даже создав свои основные труды и сформулировав свои философские взгляды, Шопенгауэр оставался весьма ограниченно известен лишь в определённых кругах, но заслуженное признание он всё-таки получил, а вернее, его труды на поприще науки.

В этой статье я постараюсь изложить философию Артура Шопенгауэра кратко, несмотря на широту его взглядов и творческую плодовитость. Лично для меня этот философ близок не столько его концептуальными взглядами, сколько персональным мировосприятием, стилем жизни и бытия, но это личные детали. Труды этого мыслителя оказали влияние на многих выдающихся философов, а Ф.В.Ницше называл его вождём трагического недовольства и выказывал солидарность с взглядами Шопенгауэра.

Философия Артура Шопенгауэра, прозванная философией пессимизма, в многом сходилась в незримом диспуте с господствующей в его время классической философией, в которой утверждались неудержимый и неограниченный прогресс, подкрепляемый успехами в науке и технике. В то же время философия мизантропа Шопенгауэра критиковала жизнелюбие и утверждала ироничность борьбы за существование с неизбежным поражением в виде смерти. То есть, иррационализм в философии Шопенгауэра выступал с критикой германской классической философии и её объективного идеализма. Плодами этой интеллектуальной борьбы стало утверждение в иррационалистической философии Шопенгауэра трёх постулатов в понимании мира:

  • Сталкивание мистической интуиции познания и классической теории познания. Шопенгауэр утверждал, что только искусство, где творец лишён воли, способно быть настоящим зеркалом, истинно отражающим действительность, то есть, мудрость не продукт некоей образованности, полученной абстрактным изучением и думанием, а достижение конкретного мышления;
  • Опровержение теорий прогресса и утверждений, что мир рационально и стройно сконструирован, а его движение в всех смыслах есть воплощение этого разумного замысла. Философия Артура Шопенгауэра с истинно мизантропической точки зрения подвергала критике рациональность устройства мира, а тем более специальное и изначально вольготное место, отведённое в этом мире человеку. Мыслитель полагал существование человека прежде всего как мучение;
  • На основании предыдущих двух постулатов логичным выглядит рассмотрение иррационалистической философией Шопенгауэра экзистенции как критерия и методологии в миропонимании.


Проблема человека в взглядах мыслителя заключается в том, что человек не какой-то абстрактный объект познания, а включённое в мир существо, существо страдающее, борющееся, телесное и объективное. А также от этих всех объективных факторов весьма зависящее.

Другое проявление иррационализма в философии Шопенгауэра состояло в рассмотрении мудрости, где она представлялась как интуитивное познание, свободное от власти воли; отказ от волевого акта в познании и давал необходимую безвольную интуицию, необходимую для исследования мира. Такая безвольная интуиция могла лучше всего воплощаться в искусстве: лишь достигший гениальности в искусстве разум, являющийся воплощением безвольного созерцания, может быть истинным зеркалом вселенной.

Несмотря на критику германской классической философии, Шопенгауэр высоко ценил сам рационализм и Канта в частности, в его кабинете стоял бюст германского мыслителя, а так же статуэтка Будды, так как философию буддизма Артур Шопенгауэр находил очень достойной. Мотивы и согласованность с азиатской философией в общем, и с философией буддизма ярко прослеживаются в самой философии Шопенгауэра: достижение безвольного состояния и отказ от индивидуальности схоже с стремлением к нирвана, аскетизм как путь к достижению смысла существования и преодолению воли напоминает взгляды даосизма и многое другое.

Философия Шопенгауэра если кратко скорее является этической и эстетической нежели, например, метафизической; она рассматривает многое, в том числе познание мира, с позиций морально-нравственных и эстетических взглядов, заявляет иррационализм, рассуждает о повседневной жизни и бытии конкретного индивида, его нравственности и так далее. Не смотря на всё это философия Шопенгауэра прозвана пессимистической не спроста, ведь существование обычного человека он рассматривал как переход от скуки и праздности к страданию, и удержанию в этих состояниях волей выступающей как вредитель.

У читателя после всего сказанного выше может вызвать шок заявление о том, что на самом деле, в своей пусть и иррационалистической сути, философия Шопенгауэра — «философия жизни». Да, это так, взгляды Артура Шопенгауэра, несмотря на весь сквозящий из них пессимизм, являются философией жизни; поясню. Дело в том, что к взглядам этого мыслителя применима поговорка: «Имея — не ценим, потеряв — скорбим». Шопенгауэр утверждает, что каждый, абсолютно каждый человек, имея три величайшие ценности, их не бережёт, пока не потеряет; эти ценности: свобода, молодость и здоровье. Причём в ценность «молодость» вкладывал понятие инициативы, побуждений, устремлений и всего, что неизбежно ассоциируется с этим понятием — «молодость». Философ в своих трудах призывал каждого совсем иначе взглянуть на своё существование, преодолеть иллюзии и научиться ценить данные с рождения эти три великие блага: свободу, молодость и здоровье.

И тогда каждый момент бытия заиграет новыми красками, станет прекрасен и самоценен в самом себе без участия чего угодно очевидно в этом лишнего. Именно поэтому, несмотря на пессимистические настроения, взгляды Шопенгауэра — это философия жизни. А, поняв ценность каждого момента и преодолев иллюзии, каждый человек сможет приступить к достижению гения в искусстве и достигнуть истинного отражения Вселенной.

Надеюсь, прочитав эту статью ты, читатель, понял многое как и о этом пусть и не самом известном философе, но без сомнения заслуживающем внимания, а также о том, что мизантроп с пессимистическими взглядами может быть апологетом философии жизни, как это было с Артуром Шопенгауэром. Безусловно, кратко философию Шопенгауэра, как и любого выдающегося мыслителя, изложить в деталях невозможно, поэтому предлагаю тебе ознакомится с его основными трудами: «Мир как воля и представление», «О четверояком корне закона достаточного основания», «О свободе человеческой воли», «Афоризмы житейской мудрости», «Об обосновании морали», «Парерга и паралипомена (приложения и дополнения)».

(с) Algimantas Sargelas

Другие статьи по философии

Философия жизни Шопенгауэра и Ницше


21. Философия жизни Шопенгауэра и Ницше

А. Шопенгауэр (1788-1860) выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля.

Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля — абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля: лежит в основе сознания; является всеобщей сущностью вещей; окружающий мир по своей сущности есть реализация воли. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные — человеческой судьбы, свободы, необходимости, возможностей человека, счастья. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой.

Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей.

Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Ф. Ницше (1844 — 1900). Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как единственная реальность, существующая для конкретного человека. Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру. В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека: «воля к жизни»; воля внутри самого человека;  неуправляемая, бессознательная воля — страсти, влечения, аффекты; «воля к власти». Философия Ницше была предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни — прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др.


>  
КРАТКО ПО ФИЛОСОФИИ: проблемы, понятия, представители:
 
1. Философия как предмет: понятие, функции, методы
2. Структура и функции философии
3. Разнообразие картин мира. Мифология, религия, философия, наука
4. Философия Древнего Востока
5. Античная философия и космоцентричный характер. Досократический этап
6. Проблема человека и истины в древнегреческой философии. Сократ
7. Классический период античной философии. Платон, Аристотель
8. Эллинско-римская философия
9. Основные проблемы философии средневековья. Августин Блаженный
10. Философия Средних веков. Учение Фомы Аквинского
11. Натурфилософское направление Возрождения. Коперник, Бруно, Галилей
12. Этические и политические идеи Макиавелли. Идеи эпохи Возрождения
13. Философия Нового времени. Эмпиризм и рационализм
14. Эволюция британского эмпиризма Нового времени. Локк, Беркли, Юм
15. Пантеистическая философия Спинозы и монадология Лейбница
16. Социальные учения Нового времени и Просвещения
17. Гносеология и этика Канта
18. Философские взгляды Гегеля
19. Антропологический материализм Фейербаха
20. Исторический и диалектический материализм Маркса и Энгельса
21.  Философия жизни Шопенгауэра и Ницше
22. Экзистенциализм и его проблематика. Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю
23. Учение Фрейда о бессознательном
24. Формирование русской философии, ее специфика
25. Основные направления русской философии XVIII века
26. Спор славянофилов и западников
27. Русская религиозная философия. Соловьев и Бердяев
28. Русский космизм. Федоров, Циолковский, Вернадский
29. Американский прагматизм. Пирс, Джемс, Дьюи
30. Философские проблемы бытия. Основные формы бытия
31. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Законы диалектики
32. Понятие материи, атрибуты и формы движения материи
33. Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и  времени
34. Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное
35. Общественное сознание: понятие, структура. Общественное бытие
36. Проблема познаваемости мира
37. Субъект, объект, уровни и формы познания
38. Специфика и основные формы эмпирического и рационального познания
39. Особенности научного познания. Формы вненаучного знания
40. Иррациональные формы познания. Понимание, интуиция, вера
41. Понятие истины в философии. Заблуждение, ложь. Критерии истины
42. Предмет и методы социальной философии
43. Понятие общества. Общество как развивающаяся система
44. Философские концепции происхождения и сущности государства
45. Формационный и цивилизационный подходы общественного развития
46. Социальная сфера жизни общества, ее структура
47. Материально-производственная сфера общества. Собственность
48. Политическая сфера общества, ее основные компоненты
49. Духовная сфера жизни общества
50. Научно-техническая революция, ее содержание, социальные последствия
51. Общество и глобальные проблемы современности
52. Проблема цели и смысла общественной жизни в Философии истории
53. Человек как феномен. Представление о природе и сущности человека
54. Понятие Личность, индивид, индивидуальность
55. Социализация личности. Социальный статус. Социальная роль
56. Свобода, необходимость, ответственность в бытии человека
57. Проблема смысла человеческой жизни
58. Единство и многообразие современного мира. Будущее человечества

       ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНОЕ КРАТКО

       ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
 
       ФИЛОСОФИЯ: КРАТКО ГЛАВНОЕ

       ФИЛОСОФИЯ: КРАТКО КОНСПЕКТЫ

Некоторые критические замечания и проблемы | Философия Шопенгауэра

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicФилософия ШопенгауэраФилософия XIX векаИстория западной философииОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Философия Шопенгауэра19Философия th-CenturyHistory of Western PhilosophyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Маги, Брайан, «Некоторые критические замечания и проблемы», Философия Шопенгауэра (

Oxford

, 1997; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 ноября 2003 г. ), https://doi.org/10.1093/0198237227.003.0010, по состоянию на 4 апреля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicФилософия ШопенгауэраФилософия XIX векаИстория западной философииОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicФилософия ШопенгауэраФилософия XIX векаИстория западной философииОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Главная ошибка Шопенгауэра проистекала из его принятия ньютоновской науки и заключалась в его убеждении, что эмпирический мир должен быть детерминистским. Это лишило его предположения всякой основы для нравственных суждений об этом мире и привело к внутренним противоречиям в его этике: значит, мы не вольны отвергать мир, как он считает должным; и в любом случае, если бы мы это сделали, это означало бы отказ от сострадания, которого он не поддерживает. В его теории музыки также есть противоречие: если музыка есть непосредственный голос метафизической воли, а метафизическая воля по своей сути зла, то в музыке должно быть что-то кошмарное, а Шопенгауэр считает ее исключительно чудесной. В его философии есть и другие ошибки: например, он недооценивает значение истории. Но, как сказал Вольтер, великие ошибки — это привилегия великого гения.

Ключевые слова: сострадание, детерминизм, музыка, ньютоновская наука, Шопенгауэр, воля, теория музыки

Предмет

История западной философии Философия XIX века

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или купить в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Очерк центральных идей Шопенгауэра | Загадка мира: переосмысление философии Шопенгауэра

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗагадка мира: переосмысление философии ШопенгауэраФилософия XIX векаИстория западной философииМетафизикаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗагадка мира: переосмысление философии ШопенгауэраФилософия XIX векаИстория западной философииМетафизикаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Ханнан, Барбара, «Очерк центральных идей Шопенгауэра», Загадка мира: пересмотр философии Шопенгауэра (

New York

, 2009; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 мая 2009 г. ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195378948.003.0001, по состоянию на 4 апреля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗагадка мира: переосмысление философии Шопенгауэра19Философия th-CenturyИстория западной философииМетафизикаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗагадка мира: переосмысление философии ШопенгауэраФилософия XIX векаИстория западной философииМетафизикаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

В этой главе представлен обзор мысли Шопенгауэра, объясняющий основные темы и аргументы его основных работ: О четырехкратном корне принципа достаточного основания ; Мир как воля и представление ; Премия Эссе о свободе воли ; и На основе морали . Взгляды Шопенгауэра на объяснение, причинность, животный разум, разум, понимание, свободу, детерминизм, мотивацию, пессимизм, метафизику воли и этику сострадания представлены кратко и ясно.

Ключевые слова: животный интеллект, детерминизм, причинность, объяснение, свобода, метафизика воли, мотивация, пессимизм, разум, понимание, vernuft, verstand

Предмет

История западной философии Метафизика Философия XIX века

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Помощь с доступом

Доступ в учреждение

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *