Какие существуют философские идеи реформации? Что они собою являют? / Справочник :: Бингоскул
Какие существуют философские идеи реформации? Что они собою являют?добавить в закладки удалить из закладок
Содержание:
Философия реформации – это направление, критикующее католический уклад, чтобы сделать церковь более демократичной. Ее задачей является создание взаимоотношений между прихожанами и Богом, основанных на справедливости. Реформация появилась на основании целого ряда причин:
- Мистика, ересь, антикатолические религиозные и философские учения становятся популярными;
- Мышление людей меняется, начинается становление сознания, культ индивидуальности;
- Гуманизм завоевывает признание в европейских государствах;
- Начало морального разложения, кризисная ситуация в католицизме;
- Церковь развивается значительно медленнее, чем народ, общество, жизнь;
- Феодализм переживает нелегкие времена;
- Феодальная раздробленность становится слабее, задает урок многим государствам, формируется европейский строй;
- Укрепляется, зарождается буржуазное общество, формируется торговый, промышленный класс;
- Сильное влияние церквей и Папы Римского не выгодно для общеевропейского правительства, национальных властей;
- Главы стран, политическая элита не поддерживают значимость католицизма.
Реформацией называли массовые общественные, политические, религиозные течения в начале семнадцатого века. Основное распространение они получили на западе Европы, в центральных регионах. Задача течения – реформировать католическую церковь. Различают две направленности реформации – народную и бюргерско-евангелическую.
Философские идеи реформации – философия реформации кратко
Приверженцы реформации боролись с авторитетом католических церквей. Движение стартовало в 1517 году. Местом зарождения стала Германия. Инициатор – Лютер, он является автором тезисов, отрицающих потребность католицизма, иерархического строя церквей, духовного наставничества. Он отрицал право церковных служителей на земли. Философский взгляд на реформацию выделяет ключевую причину начала течения во внутренней потребности людей в возврате к Божеству.
Мартин ЛютерМногие хотели возродить духовность, описанную в библейских рассказах. Современная вера разочаровывала прихожан. Новое направление внедрялось в жизнь поэтапно:
- 1517 год.
Представление девяноста пяти тезисов Лютером во время публичного выступления. Он оспаривает тот факт, что индульгенции можно приобрести или продать. Тема духовенства отходит на задний план, уступая место материальным интересам;
- 1518 год. Монах продолжает придерживаться своих идей. Церковь старается заставить автора отказаться от тезисов и своего мнения, однако Лютер непоколебим;
- 1520 год. Издание главных реформаторских трудов;
- 1521 год. Анафема монаха по воле Папы Римского;
- 1522 год. Выход Нового Завета. Лютер переводит книгу на немецкий язык;
- 1523. Шестьдесят семь тезисов публично зачитывает народу Ульрих Цвингли.
Основные тезисы реформации
Реформация была начата Мартином Лютером – молодым монахом, который прибил табличку на двери Божьего храма с тезисами, критикующими индульгенцию. Государства столкнулись с массовыми идейными, вооруженными восстаниями. Приведенные тезисы положили начало реформации движению за отказ от идеалов католицизма. Мартину Лютеру удалось трансформировать текст библейских писаний, выстроить иную структуру христианской веры. Основной смысл тезисов:
- Отсутствие посреднических отношений человека и Бога;
- Библия как основа вероисповедания;
- Божья милость – единственный возможный способ получить вечную жизнь;
- Дела, поступки человека не способны вызвать милость Бога;
- Люди – свободные индивиды, они самостоятельно принимают решение веровать в силу Божью или отказаться от нее.
Главная причина, которая вызвала реформацию во многих странах, – продажа и покупка индульгенций. Полученные средства обещалось отправить на постройку новой церкви. Однако монах осознавал, что большая часть денег пойдет Папе Римскому для поддержания его шикарного образа жизни. Что пропагандировал Лютер:
- Служение Богу не является исключительно монополизированной профессией. Это важная функция, которую должен выполнять каждый верующий. Требуется наложить запрет на продажу индульгенций, убрать католические стереотипы и догмы;
- Папа Римский не должен оказывать столь сильное воздействие на политические процессы в странах мира.
Необходимо восстановить светскую власть, государственные институты;
- В церкви должна быть демократия. Нужно упрощение обрядов до понятного людям уровня;
- Человек должен говорить с Богом без посредников.
Поделитесь в социальных сетях:
1 июля 2021, 15:03
Философия
Could not load xLike class!
РЕФОРМАЦИЯ. История философии в кратком изложении
РЕФОРМАЦИЯ
Реформация непосредственно является исторической ситуацией XV и XVI вв., а как понятие исторической науки определяет время, в период которого в Средней и Западной Европе происходит широкое движение народных масс. Особое значение это понятие имеет для исторического определения революционного движения в Германии. Термин «реформация» выражает ту существенную сторону движения, центром которой является революционная критика и атака на монопольное положение католической папской церкви и ее учения в политической, идеологической системе тогдашнего европейского общества. В связи с целым комплексом изменений, возникающих в этой ситуации, Ф. Энгельс определил революционизирующее протекание реформаторского движения как первую решающую битву европейского мещанства против феодализма. Эта характеристика относится к немецкой Крестьянской войне, однако аналогичные революционные черты содержатся в каждом антифеодально ориентированном реформаторском движении, ибо в нем отражаются освободительные интересы наступающего мещанства, зародыша будущей буржуазии. Реформация была международным движением, она не закончилась с поражением Крестьянской войны в Германии, но продолжалась в дальнейшем революционном цикле.
В XVI в. реформаторское движение достигло апогея своего развития. В ряде европейских стран, хотя и разными путями, был осуществлен переход к новой, протестантской церкви. Кое-где мещанство удовлетворилось реформацией католической церкви. XVII век уже не знает Реформации. В последующем развитии постепенно образуются условия для эпохи «классических» буржуазных революций.
Процесс преодоления средневековой схоластики в принципе осуществлялся двояким образом с одной стороны, через Ренессанс, с другой — путем европейской Реформации. Оба течения отличаются друг от друга способом критики средневековой схоластики, однако оба они выражают необходимость гибели средневековой философии и идеологии, выступают проявлением ее кризиса, образуют предпосылки создания основ философии Нового времени.
Для европейского реформаторского движения, для его первых шагов большое значение имеют учения английского реформатора Виклифа и его последователя мастера Яна Гуса. Их учения являются первыми проявлениями реформаторской антифеодальной идеологии. Антифеодальная направленность и вытекающие из нее аспекты учения Нового времени не возникают, однако, как ясно осознанные: они были лишь следствием потребности улучшить отношения в церкви. Эта потребность была очевидной для общества. Вик-лиф и Гус нападали на церковь как на чужеродное, паразитирующее образование; в этом смысле их взгляды совпадают.
Целый ряд элементов, предвосхищавших реформу церкви, содержался уже в выступлениях мыслителей Ренессанса. Следовательно, Реформация и Ренессанс неотделимы друг от друга.
Реформаторское движение в лице Мартина Лютера (1483–1546) имело своего выдающегося представителя. Этот немецкий реформатор, основатель немецкого протестантизма, на которого оказали влияние мистика (И. Таулер) и учение Гуса, не был философом и мыслителем. Несмотря на это, импульсивная религиозность его теологии содержала некоторые философские элементы и идеи.
Лютер выступил против церкви как единственного посредника между богом и человеком. Его первое публичное выступление касалось именно этой проблемы, оно было направлено против выдачи отпущений грехов. В свою очередь оно стало сигналом ко всеобщему выступлению против моральной нечистоплотности римской церкви и против католического духовенства вообще.
Своей критикой «видимой» церкви и требованием понимания ее как сообщества тех, на кого снизошла божья милость, он выражал точку зрения, согласно которой дело освобождения находится в руках каждого человека. Такая позиция перекликается с идеалом освобождения индивида в Ренессансе. Лютер, однако, не покидает религиозную почву. Наоборот, он подчеркивает чувство вины и греха, а с ними и всю беспомощность индивида, который теперь сам стоит перед богом с просьбой об искуплении. Возможность опасения он усматривает в непосредственной вере в Писание, в слово божие, как оно есть в Евангелии. Поэтому его учение называется евангелическим.
В рамки учения Лютера входит и его изложение предопределения. Бог предопределяет людей к вечному спасению, потому что знает — они уверуют в течение своей жизни. Другими словами, спасение человека не зависит от церковных таинств, обрядов и жертв в пользу церкви, но достигается чистой верой, которая является «божьим даром».
В требовании о том, что не нужно ничего иного, кроме откровенного слова божия, выражено отвращение к рациональному, на котором он выжигает клеймо «чертовой девки». Отсюда и отношение Лютера к философии: слово и разум, теология и философия должны не смешиваться, а ясно различаться. В трактате «К христианскому дворянству немецкой нации» он отвергает языческое учение Аристотеля, ибо оно уводит от истинной христианской веры в откровенное слово, и призывает к запрету изучения книг Аристотеля.
Реформа Лютера, несмотря на относительно прогрессивные черты, имела классовый и исторически ограниченный характер. В сущности она выражала интересы князей и городского богатого патрициата, но не интересы широких масс. Этот мир является юдолью греха и страданий, спасения от которых следует искать в боге. Государство — орудие земного мира, и поэтому оно отмечено грехом. Мирскую несправедливость нельзя искоренить, ее можно лишь терпеть и признавать и подчиняться ей. Христиане должны подчиниться власти, не бунтовать против нее.
Сподвижник Лютера Филипп Меланхтон (1497–1560) вновь обратился к старым схоластическим традициям, подчеркнул роль Аристотеля в качестве философской опоры, в которой нуждается протестантская церковь и ее учение. В отличие от Лютера Меланхтон не был способен к живому, темпераментному бою. Его учение характеризовалось консерватизмом и скованностью, носило догматический характер. Первоначальный бунтующий тон лютеранства иссяк, исчезла его мистическая сила. Вновь — теперь уже при протестантизме философия становится служанкой теологии, оживают схоластические традиции.
В первой половине XVI в. лютеранство распространяется в другие страны (Австрию, Скандинавские страны, Прибалтику, частично в Польшу, Венгрию и Францию). Особенно сильно движение Реформации охватило Швейцарию, где с XV в. начали разлагаться старые феодальные отношения, развивалось мануфактурное производство. Швейцарское мещанство, нарождающаяся буржуазия были в отличие от немецкой более последовательными и решительными. Здесь возникают новые направления Реформации: цвинглианство и кальвинизм.
Реформатор Ульрих Цвингли (1484–1531) проводит радикальную реформу церкви: был уничтожен статус священников как особого сословия, церковное имущество передано государству, ликвидированы церковные обряды.
После спада первой волны Реформации (1531) подымается вторая волна, связанная с личностью французского теолога Жана Кальвина (1509–1564), который большую часть своей жизни провел в Швейцарии, где написал свой главный трактат «Наставления в христианской вере». Его догмы выражали интересы самой смелой части тогдашней буржуазии.
Кальвин стоит на тех же позициях, что и Лютер, т. е. земная жизнь — это путь к спасению, в этой жизни нужно терпеть и т. д. Он, однако, подчеркивает большую возможность активного включения христианина в земные дела. Приобщение к светским благам связано с владением имуществом и его умножением, необходимо лишь умеренное пользование богатством в согласии с божьей волей. Учение Кальвина о предопределении также было на руку молодой буржуазии. Согласно этому учению, бог сам определяет, кто будет спасен, а кто — нет.
Так же как и в средние века, на теологический рационализм в период Реформации оказывали влияние религиозные мистические учения. Реформация вообще связана со средневековой мистикой, приняла ее элементы и приспособила к своему учению о внутреннем, индивидуальном отношении к богу.
С наиболее радикальным изложением мистического пантеизма мы встречаемся в учении вождя народной революции в Германии Томаса Мюнцера (1490–1525). Он отошел от мещански ограниченного лютеранства, критиковал его за то, что в нем речь идет лишь о вопросах индивидуального спасения и без внимания остается земной порядок, который считается неприкосновенным. Религиозно-философские воззрения Мюнцера основаны на идее необходимости установления такой «божьей власти» на земле, которая принесла бы социальное равенство. Он излагает идею уравнительного коммунизма, которую обосновывает пантеистическим способом.
Политическая программа Мюнцера близка к утопическому коммунизму.[50] Она с необходимостью вела к полному расхождению с мещанской реформацией Лютера. Лютер и Мюнцер выражали различные классовые интересы, один — бюргеров и князей, другой — крестьянских и плебейских масс.
После поражения крестьянских масс и смерти Мюнцера тенденция мистического пантеизма продолжалась в движении анабаптистов (новокрещеных) и в других еретических сектах, в радикальных народных выступлениях (например, в попытке анабаптистов создать уравнительный коммунистический порядок в Мюнстере в 1534–1535 гг.
Необходимо упомянуть и о мистическом учении, Якоба Беме (1575–1624).[51] Он происходил из бедной крестьянской семьи в Саксонии, был сапожником.[52]
Воспитан в лютеранстве, источником его философствования было Священное писание (переведенное Лютером на немецкий язык). Он читал очень много, был знаком с религиозной, в частности мистической, философской и научной литературой, знал труды Т. Бомбаста из Гогенгейма (Парацельса), философа такого же типа, как и он сам.
Философия Беме отличается от главного направления философского и научного мышления того времени: не принадлежит ни к схоластическим традициям, ни к гуманистической и натуралистической линии Нового времени. Терминология, которой пользуется Беме, говорит скорее о его связи с алхимией и астрологией. Язык его образный, метафорический; космические процессы он приближает антропоморфическим образом.
Из его работ наиболее интересны «Аврора, или Утренняя заря в восхождении», «О трех принципах» и «О тройственной жизни человека».
Людвиг Фейербах называет его «теософическим или религиозным натурфилософом». Беме не интересует проблематика новейшего естествознания. Его теоцентризм исходит из специфических традиций немецкого мистического пантеизма и, в частности, из самоанализа духовного естества человека, ведущего к интуитивному созерцанию божества.
Бог — наивысшее единство, но это единство не может быть познано само по себе, оно недоступно не только человеческому познанию, но даже бог не может познать самого себя. Идея о том, что «самооткрытие» бога возможно лишь благодаря его превращению в природу, представлена Беме в терминологии христианского учения о Троице. Тезис о непосредственном существовании бога в вещах, в природе и в человеке является центральной идеей философско-теологической системы Беме. Природа замкнута в боге как наивысшем и активном первом принципе. Бог находится не только в природе, но и над ней и вне ее. [53]
Переход от бога к природе является процессом диалектического раздвоения. Как солнце сияет более ярко на темном фоне, так и всякая другая вещь не может существовать без своей противоположности. Для человека существование зла является предпосылкой его свободы. Диалектические противоречия как принципы движения и развития в природе проявляются как «мука материи».[54] Я. Беме связывал немецкое Qual (мука) с латинским qualitas (качество).
Диалектические элементы присутствуют и в его взглядах на человека, который является одновременно «микрокосмом» и «малым богом», в котором происходит все мировое и божественное во всей своей сложной противоречивости. Он выступает единством божественного и природного, телесного и духовного, зла и добра и т. д.
Некоторые идеи Беме перекликаются с итальянским (гуманистическим) вольномыслием XVI в.: если человек живет в святости, нравственно и разумно, он заслуживает спасения и не нуждается при этом в посредничестве церкви. В отличие от Мюнцера Беме интерпретирует христианство лишь в нравственной области, его протест против зла в мире не переходит ее границ. В этом смысле на его учение повлияло изменение условий жизни в Германии после поражения Крестьянской войны и кризис в начале Тридцатилетней войны.
Мистицизм Беме находит своих продолжателей в мистических течениях XVII–XVIII столетий, а его диалектика — в немецкой классической философии Шеллинга и Гегеля.
Протестантская Реформация вызвала отклики в католицизме. Начиная с 40-х годов XVI в. католики ведут борьбу за возвращение потерянных позиций; в Западной Европе начинается период контрреформации. Участники движения остро ставят вопрос об укреплении единства в самой организации католической церкви, об усилении внутренней дисциплины и папской централизации, но главной была открытая борьба католицизма против протестантов. Передовым боевым отрядом католиков стал новый орден — «Общество Иисусово» (иезуиты), — основанный испанцем Игнатием из Лойолы в 1534 г. и утвержденный папой в 1540 г. Иезуиты составили ядро инквизиции, реорганизованной для борьбы с Реформацией. Инквизиция возникла как проявление и следствие кризиса церковной власти и идеологии: необходимо было церковную идеологию привести в соответствие с новой общественной ситуацией и новыми идейными течениями эпохи. Тридентский собор (1545–1563),[55] однако, уклонился от решения философских проблем и споров между школами, не желая нарушить внутреннее единство церкви. В этот период происходит новое оживление схоластической философии в форме томизма. Сначала это было в Италии, затем в Испании, первоначально главную роль играли доминиканцы, затем иезуиты. В XV и XVI вв. Фому Аквинского комментировал кардинал Кайетан (1469–1534), затем испанский доминиканец Франциск де Витториа (1480–1546).
Наибольшее значение для попыток реставрации средневековой схоластики в эпоху Ренессанса имело учение испанского иезуита Франциска Суареса (1548–1617). Этот теолог и философ читал лекции в испанских и португальских университетах, а также в Риме по приглашению папы. Его главным произведением является «Метафизическая диспутация» (1597). Он пытался переработать метафизику Аристотеля и философско-теологическое учение Аквината в соответствии с потребностями времени. Суарес жил в эпоху оппозиции средневековой схоластике, но сам он был в сущности консервативным философом, схоластическим мыслителем томистского толка. Как и все схоласты, он считал важнейшим противопоставление конечного и бесконечного, сотворенного и несотворенного. Главной задачей философии, полагал Суарес, является доказательство того, что истинное бытие есть вечное божественное, а разумность конечного бытия заключается в том, что оно имеет своим источником бытие вечное, и что поэтому должна существовать первопричина и цель всего бог.
Новые социальные и идейные условия принуждают его, однако, отклониться от классической томист-ской схоластики. Из 24 тезисов, которые Ватиканская конгрегация признала в 1914 г. как твердые, вечные, неудалимые из томизма, Суарес в свое время признавал лишь пять (они относились к психологии). В онтологических вопросах он обращал внимание на конкретное, дифференцированное индивидуальное бытие, понимаемое как объект божественного разума. Акт и потенция, в его понимании, не две отдельные реальности, но два аспекта единой конкретной вещи. Материя и форма равноценны, материя является актуальным бытием. Индивидуализация вещей реализуется как сущность и существование, что присуще всему сотворенному миру. Сущность (энтиту) вещи, определяющую ее индивидуальное, конкретное существование, нельзя перевести ни в форму, ни в материю, и в то же время она первична по отношению к ним. Конкретное бытие вещи является предметом человеческого познания. В вопросе об универсалиях — традиционном средневековом споре-Суарес придерживается взгляда, согласно которому общее формируется как следствие обобщения в процессе познания единичных вещей.
Попытка Суареса обновить и приспособить схоластику к современности не преодолела пропасть между нею и прогрессивным движением европейского философского и научного мышления. Влияние Суареса не было значительным; из более поздних философов к нему ближе всех Декарт и Лейбниц, но скорее лишь в терминологическом отношении. Его философия становится официальной доктриной ордена иезуитов. В XVII и XVIII вв. схоластический аристотелизм сохранил свои позиции лишь в нескольких европейских университетах и иезуитских колледжах, однако в сущности он стоял уже вне главных направлений философского развития. На основе энциклики Льва XIII от 1879 г. иезуиты возвратились от суаресизма к томизму.
В завершение главы следует сказать, что Реформация сама непосредственно не прокладывала путь к свободному научному исследованию и развитию европейской философии. Лютер, например, требовал свободы лишь в исследовании Писания, другим же областям он не придавал большого значения. Теорию Коперника он определил как сверххитрую уловку сумасшедшего, который хотел бы перевернуть вверх дном все астрономическое искусство.[56]
Несмотря на это, реформаторское движение способствовало ликвидации монополии католической церкви и тем самым открывало путь к дальнейшему развитию общества. В реформаторской идеологии появляются зародыши новой этики, позже овладевшие всей этикой Нового времени, которая вытекает из требований автономности и свободы человеческой личности. Значение реформаторской идеологии состоит не в том, что она обогатила философию познанием общественных процессов, а в том, что она оправдывала существование наднациональных церквей, что являлось формой выражения политических сил, ориентированных в конечном счете против феодализма.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Глава первая. Реформация
Глава первая. Реформация Реформация явилась результатом испорченности церкви. Испорченность церкви не случайна, она не является лишь злоупотреблением силою и властью. Злоупотребление есть слово, которое обычно употребляется для обозначения испорченности:
ПРОТЕСТАНТСКОЕ ИЗВРАЩЕНИЕ И НАША АНТИ-РЕФОРМАЦИЯ
ПРОТЕСТАНТСКОЕ ИЗВРАЩЕНИЕ И НАША АНТИ-РЕФОРМАЦИЯ Мы уже упоминали о том обстоятельстве, что мессианско-галилейское учение по своей первоначальной природе не было предназначено для создания особой формы общественной жизни или религии. Оно несомненно имело
Глава 8.

Глава 8. РОССИЯ: РЕФОРМА КАК РЕФОРМАЦИЯ В России уже в течение двадцати лет делается попытка вместить ее жизнеустройство в структуры либеральной экономики и государственности западного типа («вернуть в лоно цивилизации»).Речь идет о радикальной смене общественного
8.5. От Бога ли Церковь? (Мартин Лютер и реформация)
8.5. От Бога ли Церковь? (Мартин Лютер и реформация) Идейная секуляризация Возрождения выражалась не только в появлении пантеистических и деистических воззрений, не только в создании антропоцентристских теорий. Глобальный переворот во всех сферах человеческой жизни
Мартин Лютер и Реформация. От Бога ли церковь?
Мартин Лютер и Реформация. От Бога ли церковь?
Идейная секуляризация Возрождения выражалась не только в появлении пантеистических и деистических воззрений, не только в создании антропоцентристских теорий. Глобальный переворот во всех сферах человеческой жизни привел к
РЕФОРМАЦИЯ
РЕФОРМАЦИЯ Реформация непосредственно является исторической ситуацией XV и XVI вв., а как понятие исторической науки определяет время, в период которого в Средней и Западной Европе происходит широкое движение народных масс. Особое значение это понятие имеет для
C. Реформация
C. Реформация Главная революция наступила в лице лютеровской реформации, когда, освободившись от того бесконечного раздвоения и той страш{196}ной дисциплины, которую вынес упорный германский характер и через которую он должен был пройти, дух пришел к сознанию примирения с
Глава V. РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ
Глава V. РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ
Реформация и Контрреформация в равной степени представляют собой восстание менее цивилизованных народов против интеллектуального господства Италии. В случае Реформации восстание носило одновременно политический и теологический
Реформация против Возрождения
Реформация против Возрождения В одном из последних своих произведений Ф. Ницше писал: «Недавно в качестве «истины» обошло все немецкие газеты идиотское мнение, тезис, к счастью, умершего эстетического шваба Фишера, с которым будто бы должен согласиться всякий немец:
От Бога ли церковь? Мартин Лютер и Реформация
От Бога ли церковь? Мартин Лютер и Реформация Идейная секуляризация Возрождения выражалась не только в появлении пантеистических и деистических воззрений, не только в создании антропоцентристских теорий. Глобальный переворот во всех сферах человеческой жизни привел к
Реформация | Определение, история, резюме, реформаторы и факты
Мартин Лютер
Смотреть все СМИ
- Дата:
- в.
1517 — г. 1600
- Местонахождение:
- Европа
- Контекст:
- анабаптист кальвинизм лютеранство пресвитер протестантизм
- Ключевые люди:
- Джон Кальвин Томас Кранмер Генрих VIII Джон Нокс Мартин Лютер
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Где и когда началась Реформация?
Говорят, что Реформация началась, когда Мартин Лютер вывесил свои Девяносто пять тезисов на двери Замковой церкви в Виттенберге, Германия, 31 октября 1517 года.0003
Девяносто пять тезисов
Узнайте больше о Лютере Девяносто пять тезисов .Что сделала Реформация?
Реформация стала основой для основания протестантизма, одной из трех основных ветвей христианства. Реформация привела к переформулировке некоторых основных принципов христианской веры и привела к разделению западного христианского мира между католицизмом и новыми протестантскими традициями. Распространение протестантизма в районах, которые ранее были римско-католическими, имело далеко идущие политические, экономические и социальные последствия.
Протестантизм
Прочтите об истории протестантизма.Кто были ключевыми фигурами Реформации?
Величайшими лидерами Реформации, несомненно, были Мартин Лютер и Жан Кальвин. Мартин Лютер ускорил Реформацию своей критикой как практики, так и богословия Римско-католической церкви. Жан Кальвин был самой важной фигурой во втором поколении Реформации, и его интерпретация христианства, известная как кальвинизм, оказала глубокое влияние на многие области протестантской мысли. Среди других фигур были Папа Лев X, отлучивший Лютера от церкви; император Священной Римской империи Карл V, фактически объявивший войну протестантизму; Генрих VIII, король Англии, руководивший созданием независимой англиканской церкви; и Хульдрих Цвингли, швейцарский реформатор.
Мартин Лютер
Узнайте больше о жизни и наследии Мартина Лютера.
Реформация , также называемая Протестантская Реформация , религиозная революция, произошедшая в Западной церкви в 16 веке. Его величайшими лидерами, несомненно, были Мартин Лютер и Жан Кальвин. Имея далеко идущие политические, экономические и социальные последствия, Реформация стала основой для основания протестантизма, одной из трех основных ветвей христианства.
Мир позднесредневековой Римско-католической церкви, из которого вышли реформаторы XVI века, был сложным. На протяжении столетий церковь, особенно в канцелярии папства, глубоко вовлекалась в политическую жизнь Западной Европы. Возникшие в результате интриги и политические манипуляции в сочетании с растущим могуществом и богатством церкви способствовали банкротству церкви как духовной силы. Злоупотребления, такие как продажа индульгенций (или духовных привилегий) духовенством и другие обвинения в коррупции подорвали духовный авторитет церкви. Однако эти случаи следует рассматривать как исключения, как бы они ни обыгрывались полемистами. Для большинства людей церковь продолжала давать духовное утешение. Есть некоторые свидетельства антиклерикализма, но церковь в целом пользовалась лояльностью, как и раньше. Ясно одно: политическая власть все больше стремилась ограничить общественную роль церкви и тем самым спровоцировала напряженность.
Еще из Британники
Христианство: Реформация
Реформация XVI века не была беспрецедентной. Реформаторы средневековой церкви, такие как святой Франциск Ассизский, Вальдес (основатель вальденсов), Ян Гус и Джон Уиклиф обращались к аспектам жизни церкви за столетия до 1517 года. В 16 веке Эразм Роттердамский, великий ученый-гуманист, был главным сторонником либеральной католической реформы, которая нападала на популярные суеверия в церкви и призывала подражать Христу как высшему учителю нравственности. Эти цифры показывают постоянную заботу об обновлении в церкви за годы до того, как Лютер, как говорят, повесил свои Девяносто пять тезисов на двери Замковой церкви в Виттенберге, Германия, 31 октября 1517 года, накануне праздника Всех Святых. День — традиционная дата начала Реформации. ( См. Заметки исследователя.)
Мартин Лютер утверждал, что его отличие от предыдущих реформаторов заключалось в том, что в то время как они нападали на коррупцию в жизни церкви, он обращался к богословскому корню проблемы — извращению церковного учения об искуплении. и благодать. Лютер, пастор и профессор Виттенбергского университета, сожалел о запутанности бесплатного дара Божьей благодати в сложной системе индульгенций и добрых дел. В своих «Девяноста пяти тезисах» он подверг критике систему индульгенций, настаивая на том, что папа не имеет власти над чистилищем и что учение о заслугах святых не имеет никакого основания в Евангелии. Здесь лежит ключ к озабоченности Лютера этической и теологической реформой церкви: авторитетно только Писание (9).0043 sola scriptura ) и оправдание верой ( sola fide ), а не делами. Хотя он и не собирался разрывать с католической церковью, конфронтация с папством не заставила себя долго ждать. В 1521 г. Лютер был отлучен от церкви; то, что началось как движение за внутренние реформы, стало расколом в западном христианском мире.
Реформационное движение в Германии почти сразу же стало разнообразным, и независимо от Лютера возникли другие реформаторские импульсы. Хульдрих Цвингли построил в Цюрихе христианскую теократию, в которой церковь и государство объединились для служения Богу. Цвингли соглашался с Лютером в центральной роли учения об оправдании верой, но придерживался иного понимания Святого Причастия. Лютер отверг учение католической церкви о пресуществлении, согласно которому хлеб и вино в Святом Причастии становились настоящим телом и кровью Христа. Согласно представлению Лютера, тело Христа физически присутствовало в элементах, потому что Христос присутствует повсюду, в то время как Цвингли утверждал, что это влечет за собой духовное присутствие Христа и провозглашение веры получателями.
Другая группа реформаторов, часто, хотя и не совсем корректно именуемая «радикальными реформаторами», настаивала на том, чтобы крестили не младенцев, а взрослых, исповедовавших свою веру в Иисуса. Названные анабаптистами, они оставались маргинальным явлением в 16 веке, но выжили, несмотря на жестокие преследования, как меннониты и гуттериты в 21 веке. Появились и противники древнего тринитарного догмата. Известные как социниане по имени своего основателя, они основали процветающие общины, особенно в Польше.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Узнайте, как Мартин Лютер положил начало протестантской Реформации
Просмотреть все видео к этой статье Еще одна важная форма протестантизма (как те, кто протестует против их подавления, были определены Шпейерским сеймом в 1529 году) — кальвинизм, названный в честь Жана Кальвина , французский юрист, бежавший из Франции после своего обращения в протестантство. В Базеле, Швейцария, Кальвин выпустил первое издание своего Институты христианской религии в 1536 году, первый систематический богословский трактат движения за новые реформы. Кальвин соглашался с учением Лютера об оправдании верой. Однако он нашел более положительное место для закона в христианской общине, чем Лютер. В Женеве Кальвин смог поэкспериментировать со своим идеалом дисциплинированного сообщества избранных. Кальвин также подчеркивал доктрину предопределения и интерпретировал Святое Причастие как духовное вкушение тела и крови Христа. Традиция Кальвина в конце концов слилась с традицией Цвингли в реформатскую традицию, которая получила теологическое выражение во (втором) Гельветическом исповедании 1561 года9.0003
Реформация распространилась на другие европейские страны в течение 16 века. К середине века лютеранство доминировало в Северной Европе. Восточная Европа стала рассадником еще более радикальных разновидностей протестантизма, потому что короли были слабы, дворяне сильны, а городов мало, а религиозный плюрализм существовал уже давно. Испания и Италия должны были стать крупными центрами католической Контрреформации, и протестантизм так и не закрепился там.
Реформация в Англии имела как политические, так и религиозные корни. Генрих VIII, разгневанный отказом папы Климента VII аннулировать его брак, отрекся от папской власти и в 1534 году учредил англиканскую церковь с королем в качестве верховного главы. Несмотря на свои политические последствия, реорганизация церкви позволила начать религиозные изменения в Англии, которые включали подготовку литургии на английском языке, Книги общей молитвы. В Шотландии Джон Нокс, который провел время в Женеве и находился под сильным влиянием Жана Кальвина, возглавил установление пресвитерианства, что сделало возможным в конечном итоге союз Шотландии с Англией. Для дальнейшего рассмотрения Реформации, см. Протестантизм, история. Для обсуждения религиозной доктрины см. Протестантизм.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и дополнена Адамом Августином.
Реформация
Автор: History.com Editors
Обновлено: | Оригинал:
Universal History Archive/Getty ImagesПротестантская Реформация была религиозным, политическим, интеллектуальным и культурным переворотом 16-го века, который расколол католическую Европу, установив структуры и верования, которые определили континент в современная эпоха.
В Северной и Центральной Европе такие реформаторы, как Мартин Лютер, Жан Кальвин и Генрих VIII, бросили вызов папской власти и поставили под сомнение способность католической церкви определять христианскую практику. Они выступали за религиозное и политическое перераспределение власти в руки пасторов и князей, читающих Библию и брошюры. Разрушение вызвало войны, гонения и так называемую Контрреформацию, запоздалый, но решительный ответ католической церкви протестантам.
Датировка Реформации
Историки обычно датируют начало протестантской Реформации публикацией в 1517 году «95 тезисов» Мартина Лютера. Его окончание можно поместить в любое место от Аугсбургского мира 1555 года, позволившего сосуществовать католицизму и лютеранству в Германии, до Вестфальского договора 1648 года, положившего конец Тридцатилетней войне. Ключевые идеи Реформации — призыв к очищению церкви и вера в то, что Библия, а не традиция, должна быть единственным источником духовного авторитета — сами по себе не были новыми. Однако Лютер и другие реформаторы стали первыми, кто умело использовал мощь печатного станка, чтобы донести свои идеи до широкой аудитории.
Знаете ли вы? Ни один реформатор не был более искусным, чем Мартин Лютер, в использовании силы прессы для распространения своих идей. Между 1518 и 1525 годами Лютер опубликовал больше работ, чем следующие 17 самых плодовитых реформаторов вместе взятых.
Реформация: Германия и лютеранство
Мартин Лютер (1483–1546) был августинским монахом и преподавателем университета в Виттенберге, когда он написал свои «95 тезисов», в которых протестовал против продажи папой отсрочек от покаяния или индульгенций. Хотя он надеялся стимулировать обновление внутри церкви, в 1521 году он был вызван на Вормский сейм и отлучен от церкви.
Под приютом Фридриха, курфюрста Саксонии, Лютер перевел Библию на немецкий язык и продолжил выпуск брошюр на народном языке. Когда в 1524 году немецкие крестьяне, отчасти вдохновленные лютеровским «священством всех верующих», подняли восстание, Лютер встал на сторону немецких князей. К концу Реформации лютеранство стало государственной религией на большей части территории Германии, Скандинавии и Прибалтики.
Реформация: Швейцария и кальвинизм
Швейцарская Реформация началась в 1519 г.с проповедями Ульриха Цвингли, чьи учения во многом совпадали с учениями Лютера. В 1541 году Жан Кальвин, французский протестант, который провел предыдущее десятилетие в изгнании, написав свои «Институты христианской религии», был приглашен поселиться в Женеве и претворить в жизнь свое реформатское учение, в котором подчеркивалась сила Бога и предопределенная судьба человечества. Результатом стал теократический режим принудительной суровой морали.
Женева Кальвина стала рассадником протестантских изгнанников, и его доктрины быстро распространились в Шотландии, Франции, Трансильвании и Нидерландах, где голландский кальвинизм стал религиозной и экономической силой на следующие 400 лет.
Реформация: Англия и «Средний путь»
В Англии Реформация началась с поиска Генрихом VIII наследника мужского пола. Когда папа Климент VII отказался аннулировать брак Генриха с Екатериной Арагонской, чтобы он мог снова жениться, английский король заявил в 1534 году, что он один должен быть последней инстанцией в вопросах, касающихся английской церкви. Генри распустил монастыри Англии, чтобы конфисковать их богатство, и работал над тем, чтобы Библия попала в руки людей. Начиная с 1536 года каждый приход должен был иметь копию.
После смерти Генриха Англия склонилась к пронизанному кальвинизмом протестантизму во время шестилетнего правления Эдуарда VI, а затем пережила пять лет реакционного католицизма при Марии I. В 1559 году Елизавета I заняла трон и во время своего 44-летнего правления Англиканская церковь как «средний путь» между кальвинизмом и католицизмом, с народным богослужением и пересмотренной Книгой общей молитвы.
Контрреформация
Католическая церковь не спешила систематически реагировать на богословские и рекламные нововведения Лютера и других реформаторов.