Философия платона кратко и понятно основные идеи: Философия Платона: основные идеи, учение кратко

Диалектика

Главная > ДИАЛЕКТИКА и ФИЛОСОФИЯ > ДИАЛЕКТИКА ПЛАТОНА > Философии Платона значение для методологии

Философии Платона значение для методологии.
— 17.03.13 г. —

>> Существенны лишь вечность и диалектическая идея об овладении идеей блага, по сравнению с которой все стихии, власти и богатства ничтожны.

Методология философия Платона очень важна для развития познания.
    Об этом обычно говорят, но вот вне диалектической философии предметного системного исследования методологических ресурсов философии Платона и, главное, определяемых ими положений, значимых для развития познания, как не было, так и нет.
    Это понятно, ибо одни считают философию Платона идеализмом, которая поэтому представляется ветхой и слабой по сравнению с современным материализмом, но такие взгляды – убогое последствие идеологических или иных заблуждений наук. Другие попросту не изучают великую философию Платона, думая, что о ней всё можно прочитать в учебниках (напр. , тех авторов, которые некогда прославляли коммунизм). Третьи просто не знают, как подойти к такому великому наследию прошлого. Четвертые даже и не слышали про Платона, ибо в Интернете популярны иные темы, да и современное образование уже таково, что во многих вузах не просто не изучают философию Платона, но и даже не упоминают о ней.
    И методология философии Платона так и осталась terra incognito для наук, ибо те материалистические представления, которые были в них сформированы, практически ничего не дают ни для постижения великой философии Платона, ни для познания мира на её основе.
    Также отметим и то, что в науках методологические положения философии Платона определяются его текстами, что в корне не верно; верно обратное: методология философии Платона позволила создать её содержание.

А в современной диалектической философии было проведено полномасштабное исследование методологических ресурсов философии Платона, в т.ч. в целях развития возможностей диалектического познания.
    Было, в частности, установлено, что изучение и использование методологии философии Платона ведут не только к познанию самой философии Платона и, далее, к ее знаниям – и к тем, которые обозначены и доступны, и к тем, которые скрыты в ней, – но и к знаниям как таковым.
    Но на данном этапе изложении новодиалектических исследований философии Платона обсуждать все выявленные положения её методологии и их структуры (которая не менее важна) не представляется возможным по ряду причин, в т.ч. и потому, что эта тема очень объемна и требует применения диалектических знаний, пока еще не изложенных на сайте. Поэтому пока укажем лишь несколько важных положений методологии философии Платона и её новодиалектических исследований, которых будет вполне достаточно для демонстрации её значимости для развития, по крайней мере, современной диалектической методологии и для обозначения возможных дискуссионных тем.
    С другой стороны, ряд соответствующих положений следует изложить и для того, чтобы показать преимущества диалектического постижения перед научным познанием (причем уже не только в части логики, о чем была предыдущая статья).

А. В философии Платона впервые была приведена совокупность методологических возможностей, цельность которой никогда еще не исследовалась в науках, хотя, правда, она и не могла быть исследована в них в связи с используемыми в них подходами.
    О смысле и значении цельности совокупности методологических возможностей философии Платона можно будет поговорить отдельно, а пока стоит хотя бы кратко упомянуть о них для последующего обозначения некоторых результирующих значимых положений и выводов.

а) Как уже говорилось на сайте (см. «Методологические возможности познания философии Платона — 1») в современной диалектической философии изучаются и определяются возможности сочетания и опосредствования категорий философии Платона и их использования для познания.
    В этом смысле именно благодаря изучению применения ряда категорий философии Платона были выделены и отдельным образом исследованы некоторые логические и диалектические операции, часть из которых стала также основой для осмысления логических способов человеческого мышления (см. «Способы человеческого мышления логические»).

б) При изучении методологических ресурсов философии Платона были идентифицированы особые методологические возможности познания, которые не являются методами в их современном понимании.
    Речь идет о приемах (исследований) – о возможностях одного из уровней осуществления познания в философии Платона.
    (Соответствующее слово языка античной Греции, которое можно корректно перевести на русский как «прием», использовал в своих текстах сам Платон. Хотя в ряде случаев это слово переводится на русский язык и как «способ», что тоже можно было бы принять. Но все же в связи со значением этих слов в русском языке первый вариант перевода более предпочтителен, по крайней мере, для современной диалектической философии, тем более, что второе слово в современной методологии науки имеет вполне определенное устоявшееся значение.)
    На сайте были обозначены следующие приемы:
– противопоставление тезисов как прием,
– диалог как прием, который, правда, следует понимать в том значении, в котором указал сам великий философ,
платоновская дихотомия, которая отлична от обычной дихотомии,
и др.

в) Но важнее те возможности осуществления познания, которые относятся к более высоким уровням методологии философии Платона – третьему и четвертому уровням, на которых архиважны три ресурса, в т.ч. незабвенный диалектический метод Платона.

Наиболее важным достижением в методологии философии Платона по праву считается его незабвенный диалектический метод.
    Определяемое и реализуемое в диалектическом методе Платона умопостижение освобождает познание от диктата умозрения и от оков рационалистического (научного) подхода.
    Именно диалектический метод Платона определяет познание в разуме и его роль. При этом разум нельзя воспринимать так, как навязывают его понимание науки, ибо разум как рассудок, пусть даже как самый совершенный и изощренный рассудок, не способен, говоря словами Платона, вырваться из «варварской грязи» чувственности и как умозрение не сможет «оказаться на самой вершине умопостигаемого», не может постигнуть идей и т.д.
    Научное познание никогда не сможет достигнуть идей.
    При этом постижение идей – главная задача диалектического метода Платона, и следует стремиться к познанию идеи блага.
    Но постижением идей не ограничивается осуществление диалектического метода Платона, и об этом можно будет поговорить отдельно.

В обозначенных смыслах становятся понятными выводы Канта и Гегеля о возможности познания, качественно отличного от научного и позволяющего постигнуть понятий (здесь: не рассудочных понятий, бытующих в науках).

г, д) Итак, методология философии Платона оказывается тесно связанной с объективными и фундаментальными онтологическими аспектами, да так, что, например, Платону при обозначении его диалектического метода не удалось избежать элементов тем первоначала по Платону и бытия по Платону.
    А уже этот вывод раскрывается, в частности, в том, что актуализируемые при анализе бытия положения и получаемые выводы в ряде случаев имеют моменты, не охватываемые рационалистическими (научными) методами.

Однако тут возникает, по меньшей мере, еще один вопрос. Дело в том, что для понимания текстов Платона требуется использовать также и те методы, которые применял он сам, а это не только рациональные приемы. Например, как известно, Платон широкомасштабно использовал образные возможности выражения своих мыслей. И это обусловило в современной диалектической философии изучение и применение соответствующих инструментов, в первую очередь, эстетических приемов и методов.
    А науки видят в исследованиях Платона только следующие возможности, связанные с художественными приемами (см., напр., Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 3. – М., 1994. – С. 603–604):
– диалектика,
– символизм, который понимается как методология,
– мифология, которая понимается как метод,
– эстетические методы, понимаемые, правда, только в смысле художественности изображаемого и приемов изложения.
    И в отношении них науками делается вывод о том, что «основная методология «Тимея» есть символически-мифологическая эстетика, построенная методами диалектики». ..
    Только вот обозначая в общем-то понятные вещи в применении к философии Платона, науки ровным счетом ничего конкретного так и не сказали ни про некую «символически-мифологическую эстетику», ни про выводы, которые следуют из ее применения к исследованиям великого философа.
    При этом очень важны некоторые акценты, о которых уже говорилось на сайте: «Методологические возможности познания философии Платона — 4.1», – но часть из которых обязательно надо указать.
    Во-первых, следует отметить то, что понимания диалектики в науках нет и быть не может, так как она является достижением не материализма, а того, что в нем называется объективным идеализмом. И, в целях усугубления этого парадокса для наук, следует отметить, что даже бескомпромиссный материалист В.И.Ленин написал о том, что «диалектика не в рассудке человека, а в «идее», т.е. в объективной действительности».
    Во-вторых, символизм следует понимать, в первую очередь, как способность или свойство умственной деятельности человека, когда через знаки устанавливается отношение чувственного и сверхчувственного, мира вещей и мира идей и т. д.
    Само определение не ново, а вот то, что символизм – это, прежде всего, определенное мышление, вот что принципиально и актуально, но науками обычно игнорируется.  
    В-третьих, в «символически-мифологической» смеси выступает еще и эзотерика, которая совсем уж некстати для научного рационалистического познания, однако крайне важна для познания вообще и философии Платона в частности (см. «Философия Платона и эзотерика — 1»).

Б. Все указанные представления, а также ряд других, следующие из исследования философии Платона, и некоторые выявленные соответственно им новодиалектические положения оказали весьма серьезное влияние на развитие диалектической методологии (а вот методология науки практически не использует положения методологии философии Платона).
    Методология философии Платона весьма актуальна для развития современной диалектической методологии.
    И, как было указано выше, пока укажем лишь несколько важных положений методологии философии Платона и её новодиалектических исследований, которых будет вполне достаточно для демонстрации её значимости для развития, по крайней мере, современной диалектической методологи и для обозначения возможных дискуссионных тем.

а, б, в) Анализ методологических ресурсов философии Платона в современной диалектической философии позволил установить положения, которые в методологическом плане являются важными (но, конечно же, не абсолютными) условиями создания системы знаний (конкретного учения).
    Ведь вопрос же не в том, что кто-то высказал пусть даже законченным образом свои взгляды или написал книгу. Поговорить и даже что-то написать могут многие, причем даже болтуны и шизофреники. А вот что определяет создание философии? Этот вопрос так и не решен в науках. Поэтому любую писанину под эгидой плюрализма мнений теперь можно называть философией. Такое вообще считается сейчас модным и справедливым, ибо многим даже дает право называть себя философами. (Это, конечно же, учитывается современной диалектикой, изучается в ней и используется ею.)
    Речь тут и не о получении некоторого конкретного знания, хотя и для этого роль методологии предельно важна, но это понятная и отдельная тема. Речь идет о создании цельной совокупности знаний и, затем, их системы, хотя, конечно же, сейчас говорится не о чем-то всеобщем и необходимом и не о чем-то необходимом и достаточном; это тоже отдельные темы.
     Иными словами, определение и исследование обозначенных в философии Платона условий создания знаний
     приводит к обозначению и решению вопроса о создании системы знаний,
     что, в свою очередь, позволяет идентифицировать её формы и, главное, учение, что само по себе важно, в первую очередь, в смысле его отличия как некоторой совокупности знаний от теории и науки (в современной диалектической философии изучаются формы, параметры и составляющие исследований, чему нет аналогов в науках, см. «Познания параметров и форм теория»; напр., в процессе этих исследований были идентифицированы отрасли познания, которым также нет аналогов).

г, д) Принципиально и очень важно то, что методологические ресурсы философии Платона могут быть ранжированы. Они могут быть разнесены на разные уровни, которых, согласно современной диалектической философии, в философии Платона пять (их количество не следует связывать со ступенями познания или какими-либо мистическими значениями). Это один из важнейших методологических выводов, который науки так и не смогли сделать, и, быть может, именно поэтому не обладают достойной методологией.
    Он позволяет
– идентифицировать отдельные возможности познания, например, класс логических процедур человеческого мышления (см. «Процедуры человеческого мышления логические второго уровня»),
– определить условия применения методов,
– определить особенности применения методов,
– структурировать, по крайней мере, методологические ресурсы диалектической философии,
– выявить иерархию методологических ресурсов диалектической философии (не путать с уровнями познания),
– создать систему методов диалектической философии, аналогов которой в науках нет и быть не может.
    В частности, в современной диалектической философии определены шесть уровней иерархии методологических ресурсов диалектической философии (см. «Диалектической гносеологии уровни методологии»).
    (Систематизация и ранжирование методологических ресурсов диалектической философии стали принципиально важным положением при создании как диалектической методологической отрасли познания, так и всеобщей гносеологии в целом. )

е) Понимание методологических ресурсов получения, движения и совершенствования знаний важно и в инструментальном смысле.
    Так, например, как уже указывалось на сайте, в современной диалектической философии были осмыслены инструменты производства знаний, причем наиболее важными оказались инструменты производства инструментов производства знаний как особые методологические возможности (они составляют одни из методологических возможностей познания современной диалектики*).

ж, з, и) Очень важно понимать то, что методология философии Платона важна не только сама по себе как инструмент познания, но и в связи (в соотношении) с объективными и фундаментальными онтологическими положениями.
    Тут особенно важно то, что многие методологические моменты философии Платона неразрывно связаны с объективными и фундаментальными онтологическими положениями. И хотя это лишь одно из следствий тезиса о соотношении методология философии Платона с объективными и фундаментальными онтологическими положениями, но именно оно определяет важные выводы, например, следующий.
    Так, с одной стороны, в методологической проекции, оно обусловливает некоторые фундаментальные диалектические положения, или принципы диалектического познания, которые в диалектике имеют не субъективное аксиоматическое значение, а объективное парадигмальное значение, например, диалектических методов познания и постижения принцип единства.
    С другой стороны, в онтологической проекции, весьма важно то, что философия Платона и её познание включают в себя некоторые аспекты и моменты реального мира, например, существен факт достижения разумом мира идей посредством диалектического метода Платона: разум, достигнув начала всего, «приходит затем к заключению, вовсе не пользуясь ничем чувственным, но лишь самими идеями в их взаимном отношении, и его выводы относятся только к ним»**. В частности, именно в этом смысле следует понимать то, что методология философия Платона ведет к знаниям как таковым; это очень важное положение.

Осмысление современной диалектической методологии  в соответствии с идеей о её связи с объективными и фундаментальными онтологическими положениями приводит к размышлениям о восстановленном человеческом мышлении (термин «искусственное человеческое мышление» плох), которое в современной диалектической философии рассматривается как одна из основ создания а) того, что в науках называется «искусственный интеллект», и б) диалектического искусственного интеллекта.

Осмысление идеи блага в современной диалектической философии в соответствии с идеей о связи диалектической методологии с объективными положениями при учете того, что, по Платону, именно благо дает вещам и бытие и существование, и многие отличные друг от друга идеи охватываются извне идеей блага, приводит к диалектической идее об овладении идеей блага, по сравнению с которой все стихии, власти и богатства ничтожны.

к) На базе философии Платона удалось осуществить осмысление художественно-эстетических методов, которому и которым нет аналогов ни в науках, ни в искусстве …
    В целом философия Платона предоставляет важные положения для осуществления познания не столько на основе неких подразумеваемых науками эстетических методов, сколько на базе более общих художественно-эстетических возможностей, которые были осмыслены и систематизированы в рамках соответствующей новой системы познания, актуализированной в начале XXI в., – в рамках диалектической художественно-эстетической гносеологии.
    Отдельно отметим, что соответствующий методологический инструментарий базируется на гегелевской науке эстетики, но уже развитой для нужд конкретного предметного познания в современной диалектической философии с учетом достижений как современной диалектики, так и мировой социальной и художественной мысли  XX в. Импульс развитию гегелевской науки эстетики и превращения её в современный реальный инструмент познания стал важным результатом исследования художественных способов презентации и обработки знаний, использовавшихся Платоном. Аналогов такого рода диалектическим формам познания и возможностям получения знаний в науках нет и быть не может.

А о других положениях и аспектах  методологии философии Платона и её новодиалектических исследований, важных, по крайней мере, для современной диалектической методологи, можно будет поговорить отдельно.

В. В завершении статьи следует отдельно сказать о том, что исследование методологических ресурсов философии Платона не только оказалось важным для решения конкретных вопросов методологии, в т. ч. касающихся современного актуального познания (напр., создание новых  эффективных инструментов познания), но и позволило во многом пересмотреть основы и существо методологии вообще и продолжить совершенствование диалектических инструментов познания, о чем, кстати, периодически говорится на сайте.
    В итоге соответствующие положения во многом обусловили в современной диалектической философии
– создание методологической отрасли познания,
– различение гносеологии, о чем еще будет отдельный разговор, в т.ч. в следующей статье сайта,
– создание всеобщей гносеологии.

Отдельно следует сказать и о том, что на основе более развитой методологии теперь заново стали осмысляться многие положения великой философии Платона.
    Иными словами, познание методологии великой философии Платона важно не только для развития вообще методологии, но и для нового изучения самого этого великого наследия прошлого, правда, уже на еще более высоком уровне, т.е. в диалектике познание методологии философии Платона и самого этого великого учения продолжается на всем известных (но и всеми почему-то игнорируемыми) кругах познания, указанных Гегелем.

Но главное то, что осмысление идеи блага в современной диалектической философии в соответствии с идеей о связи диалектической методологии с объективными положениями при учете того, что, по Платону, именно благо дает вещам и бытие и существование, и многие отличные друг от друга идеи охватываются извне идеей блага, приводит к диалектической идее об овладении идеей блага, по сравнению с которой все стихии, власти и богатства ничтожны; еще существенна лишь вечность.

* Их не следует путать с другими диалектическими возможностями, например, с жизненными возможностями познания.
** Так как имеются различные переводы трудов Платона, то указываем, что цитирование производится по следующему изданию: Платон. Собр. соч. в 4 т. — М., 1994 (Филос.наследие).

Продолжение: «Философии Платона значение для гносеологии».

См. «Методы диалектической философии»,
«Исключительность познания современной диалектической философии».


Облачная зона по этой теме временно закрыта до новых дискуссий.

 

 

Платон — пророк современного человечества

Систематизация и связи

История философии

Сейчас, в период мирового кризиса, многие ищут выход из тупика, куда завели человечество политики и олигархи. Мир оказался перед бездной последней войны. Чтобы найти ответ на злободневные вопросы, учёные предлагают обратиться к опыту тысячелетий и мудрецам прошлого, в частности, к Платону.
ПЛАТОН

Недавно я участвовал в заседании философского клуба в Русской христианской гуманитарной академии. С докладом выступил мой давний знакомый доктор философских наук, профессор Роман Викторович Светлов. Он считает, что «философия Платона помогает увидеть в современности нечто, что мы, находясь в ней непосредственно, не видим».
«Для меня Платон весьма актуален, – говорит Р.В.Светлов. – Сквозь призму античного автора очень хорошо видны плюсы и минусы современного общества. Занимаясь Платоном, с удивлением начинаешь решать свои собственные проблемы, обращаться к проблемам современности, решать общественно-политические, моральные проблемы, в том числе заниматься современными политическими проблемами».


Почему же Платон вновь актуален?

Платон – древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Платон — первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.
Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428-427 годах до н.э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой.
Платон из семьи, имевшей аристократическое происхождение; род его отца, Аристона (465-424 годы) восходил, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы (матери Платона) был афинский реформатор Солон.

Согласно Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона — Аристокл. Под этим именем он и погребён. А Платон — прозвище (от греческого слова «plato» — широта), означающее «широкий, широкоплечий», которое дал Сократ за высокий рост, широкие плечи и успехи в борьбе.

СОКРАТ

Около 408 года до н.э. Платон познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами.

После смерти Сократа Платон уехал из Афин, и, по преданию, посетил Египет и Кирену в течение 399—389 годов до н.э. В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. На Сицилии с помощью правителя Дионисия Сиракузского пытался основать идеальное государство. В 387 году Платон возвращается в Афины, где создаёт собственную школу — Академию.

По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения 21 мая года 347 до н.э. (в 13-й год правления македонского царя Филиппа).

Р.В.Светлов считает, что Платон был не только философом, он был историком и космологом. Космология у Платона является необходимым элементом его взгляда на историю; история и космология это две стороны одной медали.
Платон был не просто философом, его творения – это художественные произведения.

Описывая историю, Платон выбирает «архаическую модель»: лучше всего люди жили, когда довольствовались малым, занимались сельским хозяйством. «Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства».

Платон в целом пессимист. Хотя с точки зрения реальности своего времени оптимист. Платон – не прогрессист, он антиэволюционист. По его мнению, развитие невозможно, возможно лишь удержание и возвращение к тем идеальным законам, по которым был создан космос. Платон исходит из того, что существует соответствие между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой.

В диалоге «Политик» Платон описывает «золотой век» человечества и то, почему возникло государство. Он был убеждён, что наилучшее государство можно попытаться создать. Но те, кто собирает проект государственного устройства, должны за него и отвечать.

В диалоге «Государство» Платон описывает несколько видов государственного устройства от наилучшего к наихудшему.
1\ Наилучший вид государственного устройства – где правят мудрецы.
2\ Затем следует монархическое государство.
3\ Аристократическое государство (когда не многие, но наилучшие находятся у власти).

4\ Власть честолюбцев (тимократия).
5\ Олигархическое государство – власть знатных и богатых.
6\ Демократия – власть народа, диктатура демагогов и формального права.
7\ Тирания – власть одного из худших.

– В каком государстве, по классификации Платона, мы сейчас живём? – спросили у Р.В.Светлова.
– Однозначно в олигархическом государстве, – ответил он.
– А что мешает людям создать идеальное государство?
– Кроме самих людей, никто не мешает.

Если верить классификации Платона, то после олигархического государства нас ждёт настоящая демократия. Но если сейчас мы живём в демократическом государстве, то, согласно Платону, нас ждёт тирания.

По Платону, любой государственный строй соответствует душам людей, населяющих это государство. Если души наши благородны, то будет аристократическое государство. Если души будут стремиться к корысти, то государство будет олигархическим. Если мы трусливы, то мы будем находиться под властью самого главного решительного труса, ибо душа тирана это душа трусливого человека, боящегося за свою власть и потому боящегося других и заставляющего всех бояться.

Государственный строй зависит также и от души того, кто у власти. Если рядом с тираном окажется философ, который переубедит тирана, то потом можно будет воздействовать и на души людей, перевоспитывать их. Однако, к сожалению, античная история показывает провал таких проектов. У Платона с правителем Сиракуз Дионисием младшим ничего не получилось, не получилось и у Сенеки с Нероном, и у Аристотеля с Александром Македонским.

АРИСТОТЕЛЬ

Описываемые Платоном виды государственного устройства не есть история сменяемости форм государства. Нигде в Греции не наблюдалась такая последовательная сменяемость видов государственного управления. Но сама по себе такая сменяемость возможна.

История итальянских средневековых республик (Флоренция, Милан и др.) доказывает, что там история развития государственности шла именно по такой последовательности: от первых законных правителей через аристократические и псевдодемократические режимы к режимам тираническим.
Платон оказался пророком!

Многие положения о государстве и праве, высказанные Платоном, остаются актуальными и поныне. Его политико-правовое учение до сих пор востребовано политологами и политиками. Сформулированный Платоном принцип неотвратимости наказания лежит в основе уголовных кодексов всех государств. Отдельные черты платоновского «идеального государства» пытаются воплотить в некоторых государствах Африки и Латинской Америки.

«Встав на точку зрения Платона, я бы посмотрел на наш мир и сказал, что ничего не изменилось, – полагает Р.В.Светлов. – Самая современная идеология выступает орудием манипулирования, как и во времена Платона.

Помните знаменитый миф о «пещере» Платона? Как мы сидели в «пещере», так и сидим. Технология сама по себе не является чем-то нужным. Более того, технология нас отчуждает от природы. Технология удаляет нас от естественной жизни».

«Основная идея Платона – у космоса есть мастер-создатель (демиург), и значит, космос устроен рационально. Космос соединяет две принципиально разные природы: первая – материальная, и вторая тождественная идеальной. Соединение этих двух природ (стихий) возможно лишь при помощи математических объектов».
Предположения Платона подтверждаются современными исследованиями в области квантовой физики.

Перед своим первым путешествием по Греции, я прочитал книгу из серии ЖЗЛ «Платон. Аристотель».

Академик Алексей Лосев в книге «Платон» пишет: «Самое важное у Платона … это — открытие самого факта существования идей, необходимости их для познания вещей и их невещественный характер… Всякая вещь и вообще всё, что существует на свете, имеет свою идею.

Идеи Платона — это есть в наивной форме данные законы природы и общества.
Мы можем кратко резюмировать всю философию Платона…
1. Идея вещи в первую очередь есть смысл вещи.
2. Идея вещи есть цельность всех составляющих её частей, неделимая на эти части.
3. Идея — есть закон.
4. Идея вещи невещественна.
5. Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием, она тоже есть особого рода идеальная вещь или субстанция, которая в своём полном и совершенном виде существует только на небе или выше неба.

«Человек – существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях», – пишет Платон. По его мнению, задача человека в том, чтобы возвыситься над беспорядком и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу, в том, чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить её на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным.

Давайте же, говорит Платон, созерцать в мыслях великолепный, добрый, прекрасный мир надкосмических идей. Давайте хоть умственно шаг за шагом представим ту лестницу внутреннего совершенствования человека, которая приведёт нас к познанию высшей идеи …

«Платон гуманистом не был, — полагает Р.В.Светлов. — Поэтому не нужно ожидать от него восхваления ценности индивидуальной человеческой жизни». «Платон – не демократ». В диалоге «Государство» описана демократия твёрдой руки.

В вопросе предназначения Платон склонен считать, что тот, кто рождён быть горшечником, вряд ли станет поэтом. В идеальном государстве управляющие философы приглядываются к талантам детей и заранее определяют их дальнейшее становление или как воина, или как философа, или как политика, или как ремесленника.

«По Платону у нас есть природные задатки. И природу не обманешь, породу не обманешь. Если мы предназначены к тому, чтобы быть воинами, то всё равно не будем хорошими горшечниками. Если мы предназначены к тому, чтобы быть мудрецами, земледельцами не получится быть. …

Потенциальный мудрец это ещё и трагедия. Если он оказывается в обществе, где его не могут удержать, он может стать отъявленным негодяем, крайним негодяем, потому что урбанистический мир может испортить человека. Есть порода, есть природа, через неё не переступить».

Недавно в США, а до этого во Франции признали законным гомосексуальные браки. И в этом вопросе кивают на Платона. В диалоге «Пир» Платон подразумевал под любовью именно мужскую гомосексуальную связь. «Платоническая любовь» – это не бестелесная любовь, а скорее гомосексуальная любовь, лишённая корысти.

Р.В.Светлов полагает: «Греки с точки зрения своей сексуальной идентификации отличаются от нас. Связано ли это с породой или потому что они вышли из совсем примитивных общин (то есть бисексуальная ориентация – не для всех, конечно). Где-то это было вообще запрещено в городах, а где-то существовало. …
Для Платона духовный период развития любви лучше всего в отношениях дружески-восхищённых с лицом своего пола. А женщина – это подруга, она для продолжения рода. Через неё можно и оракул получать, как через Диотиму…»

В древней Греции поощрялись контакты взрослых мужчин с юношами; считалось, что это помогает укреплению воли. Знаток античности академик Лосев А.Ф. в 1930 году среди прочих характеристик, даваемых Платону, называл его «педерастом». В юности Платон был возлюбленным драматурга Агафона. Любовь к юношам для Платона — не самоцель, а средство для восхождения к высотам теоретического познания.

Однако в своём последнем произведении «Законы» Платон объявил, что, если гетеросексуальные отношения «уделены нам от природы» для рождения детей, то «соединение мужчины с мужчиной и женщины с женщиной — противоестественно и возникло как дерзкая попытка людей, разнузданных в удовольствиях».

Основными политическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы» и диалог «Политик». В диалоге «Государство» Платон описывает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных форм. Правители-философы создают наилучшие законы для недопущения круговорота государственных форм. Однако смены форм политического устройства не избежать.

Политический идеал Платона — это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, где каждый выполняет свою работу и не лезет в дела других. Неравенство сословий, согласно Платону, это нормально.

Платон различал два вида государственного устройства аристократического управления:
1\ над всеми стоят правители.
2\ все подчиняются законам. На страже законов стоит система правосудия. И без истинного правосудия государство перестаёт быть государством.

В диалоге «Законы» Платон опишет иную утопию и другой государственный строй — аристократическая республика или аристократическая монархия. Аристократическое государство может стать монархическим, если среди правителей выделится кто-нибудь один (царская власть). Если же будет несколько правителей, то государство будет республиканским (аристократическое правление).

В «идеальном государстве» Платона допускается личная собственность, деньги, разрешено создание семьи для всех сословий. При этом значительно усилена контролирующая роль государства, строжайше регламентирующего все общественные отношения.

Платон настойчиво выступает за распространение среди населения «благородного вымысла о том, что все они рождены матерью-землёй, поэтому должны заботиться о стране, в которой живут, защищать её, а к другим гражданам относиться как к братьям».

По мнению В.С.Нерсесянц, вышеуказанный миф имеет своей целью обосновать послушание, единомыслие и братство граждан, одновременно их неравенство в структуре идеального государства.

Счастье гражданина не есть ценность, поэтому для благополучия полиса (государства) к отдельному человеку могут быть применены меры физического воздействия. Наказание становится неотъемлемым признаком закона.

Женщины и мужчины в идеальном государстве уравнены в их правах и возможностях. Связь мужчины с женщиной, которую Платон именует браком, должна быть под присмотром правителей, задача – чтобы лучшие соединились с лучшими, а худшие – с худшими.
Причём сохранению и дальнейшему воспитанию подлежат дети, родившиеся от лучших родителей; этих детей отрывают от родителей, относят в общие ясли к кормилицам.
Детей же, родившихся от худших родителей или обладающих телесными недостатками, «укроют, как положено, в недоступном, тайном месте». Жизнь слабого ребёнка ни ему самому, ни государству не нужна.

Платон характеризует проектируемое идеальное государство как правление лучших и благородных, то есть аристократический вид государства.
Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. «Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость».

Восхваляя умеренность и средний достаток, Платон обстоятельно критикует крайности: бедность и богатство. Богатство ведёт к лени, а бедность – к злодеяниям.

Главный источник социального зла Платон видит в частной собственности, которая настраивает людей друг против друга. Уничтожив частную собственность, Платон упраздняет и семью, чтобы всецело заменить семейные интересы общегосударственными.

Истинные философы, поясняет Платон в трактате «Государство», не жаждут власти, но их правление необходимо для блага всех остальных и государственного целого.

В социальной утопии Платона обнаруживаются идейные истоки тоталитаризма, когда личность – винтик в механизме государства. Ради блага полиса Платон приносит в жертву своему государству человека, его счастье, его свободу и моральное совершенство.

В связи с проблемой неизбежной деградации и гибели идеального государства, Платон излагает свою концепцию закономерной смены различных государственных форм как круговращения внутри определённого цикла. Таким образом Платон подытожил собственный социальный опыт, выдвинув закон исторического развития.

По схеме Платона на смену идеальному аристократическому государству поочерёдно идут четыре ошибочных и порочных вида: тимократия, олигархическое государство, демократия, тирания.

Платон расценивает демократию, как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Господство, присущих толпе ложных мнений при демократии, приводит к потере нравственных ориентиров и переоценке ценностей. «…Наглость они будут называть просвещённостью, разнузданность – свободою, распутство – великолепием, бесстыдство – мужеством».

Демократия, по Платону, опьяняется свободой в неразбавленном виде и из неё вырастает её продолжение и противоположность – тирания. Тиран добивается власти «…как ставленник народа».

Основную ставку Платон делает на детальные и суровые законы, которые регламентируют публичную и частную жизнь людей. Закон должен быть выше правителей. «Вообще никто никогда не должен оставаться безнаказанным за какой бы то ни было поступок».

«Пока в государстве не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать, до тех пор государство не избавится от зол».

ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, Платон одним из первых усмотрел закономерности, которые позволяют предвидеть развитие событий в истории. Авторитарные режимы неминуемо ведут к тирании и в последующем к своей гибели. Известно, как и почему был убит Юлий Цезарь. По тем же причинам, предполагают, был отравлен и Александр Македонский.

Платон ощущал наличие Высшей Силы, которую он называл Демиургом. Возможно, своё учение об идеях Платон позаимствовал, когда был в Египте. Как «позаимствовал» свои знаменитые «пифагоровы штаны» Пифагор в Карнакском храме.
Когда я был в Карнакском храме (Египет), то смог в этом убедиться.

Часто говорят: «идея носится в воздухе». Индусы полагали, что вся информация о прошлом и будущем человечества (идеи) составляет так называемые «хроники Акаши». Это информационное поле Земли сейчас назвали бы Интернетом.

Мне лично близко учение Платона об идеях как надмирных сущностях.
История и философия меня всегда интересовали не сами по себе, а как средство понять и объяснить происходящие сегодня процессы.

В мире по сути всего две идеи:
1\ первая идея – мир был сотворён Богом и надо жить по божественным законам, любить ближних и помогать слабым.
2\ вторая идея – наш мир есть результат долгой эволюции, и жить надо по природным законам естественного отбора (Дарвина), где выживает сильнейший, а слабый погибает или приспосабливается; где каждый за себя и выживать надо любой ценой.

Заслуживает ли какая-нибудь идея, чтобы пожертвовать ради неё своей единственной жизнью?
Что важнее: жизнь или идея?

Если важнее жизнь, и даётся она только один раз, то ради сохранения своей единственной жизни можно пойти на любую подлость, на любое преступление.
Если важнее идея, то ради неё можно пожертвовать жизнью («погибнуть за идею»), причём не только своей, но и других людей.

Каждый поступает, как ему выгодно. При этом он не склонен обвинять себя, и почти всегда оправдывает. Мало кто способен искренне покаяться, чтобы исправиться и не повторять свои грехи. Почти никто не верит в Страшный Суд перед Высшей Справедливостью.

Тысячи лет человеческой истории, миллионы человеческих судеб, опыт многих мудрых людей – ничто не убеждает человека в необходимости следовать истинному пути, который подробно описан. Люди вновь и вновь повторяют старые известные ошибки, «наступая на грабли». А всё потому, что у людей нет Высшего Абсолютного авторитета. Никто не верит в Высшую Силу, контролирующую происходящее на Земле.

Человек – существо несовершенное. Устройство общества может либо потворствовать его порочности, либо ограничивать. Ограничение инстинктивной природы человека и есть культура. Но инстинкты сильнее культуры.

В человеческом сообществе действуют те же законы джунглей, что и среди диких зверей; выживает сильнейший, и сильнейший всегда прав. На мораль и право плюют, если всего можно добиться силой. Господствует не сила права, а право силы.

Человек – животное, которое берёт больше, чем ему нужно для выживания. Однако трудно упрекать человека в том, что он стремиться к большему (лучшему). Ведь в этом заключается потенциал его развития. Весь вопрос в том, чего именно желает человек, к чему стремится.

Приходилось неоднократно слышать: каждый хочет работать поменьше, а получать побольше. Но это отражает закон сохранения энергии. Если тратить больше, чем получать, то происходит выгорание.

Проблема в том, что человек берёт гораздо больше, чем ему нужно. Тем самым он вредит себе. Уже древние римляне понимали: сверх меры, больше необходимого – это вредно.

Удивляет, с какой лёгкостью человек жертвует духовными ценностями ради физических удовольствий. А всё потому, что мало кто верит в ценность духовных начал, тогда как материальные ценности очевидны, нужны всякому и каждый день.

Каждый хочет выжить, причём часто за счёт другого. Используют самые негодные средства, включая обман и даже каннибализм. Никаких сдерживающих механизмов в человеческой природе нет, кроме инстинкта самосохранения и страха.

Власть в социуме отражает закономерности человеческой природы и природы вообще. Поэтому, если нет сдерживающих механизмов, власть неизбежно стремится к своей абсолютизации.

Главный вопрос в том, что доминирует, определяя поведение человека: генетически наследуемые свойства тела и характера, или воспитание, социальные условия, влияние внешнего окружения?

Одни считают, что в человеческих пороках виновата среда, общество.
Другие считают, что всё-таки именно генетика человека (наследуемые свойства) предопределяет его поведение.
Но если признать, что именно наследуемые свойства определяют поведение человека, то мы легко придёт к идеологии фашизма: когда есть высшая раса и есть «недочеловеки» (которых можно и нужно уничтожать).

На мой взгляд, естественное (природное) неравенство людей отражается в создаваемой общественной пирамиде, именуемой государством.
Иерархическая пирамида общества отражает структуру естественного неравенства. Талантливых немного и они стремятся на вершину. Основные достижения талантливых постепенно перетекают к основной массе инертных.
Важно, чтобы социальная иерархия не представляла собой лестницу (одну), а была ступенчатой пирамидой (то есть множеством лестниц).

Государство можно сравнить с пирамидой, построенной по принципу власти – подчинения нижестоящих вышестоящим. Каждый правитель создаёт пирамиду власти в соответствии со своими жизненными взглядам: один – на основе соглашения и доверия, другой – на основе подкупа и вербовки, третий – на основе страха и подчинения.

В работе «Государство» Платон признавал: «По отношению к государству положение самых порядочных людей настолько тяжёлое, что ничего не может быть хуже».

«Я всегда был сторонником народного правления, но как-то незаметно демократия переросла в олигархию, а олигархи, опасаясь за свои капиталы, потребовали единой сильной власти. Раньше все мечтали о демократии, а теперь её проклинают, поскольку демократия привела к беспорядку. Требуют твёрдой руки. И вот теперь я чуть ли не тиран. Хотя взял я власть только для того, чтобы дать народу свободу. Но свободу необходимо ограничить — такова необходимость! В противном случае будет анархия, которая погубит государство. Демократия должна быть управляемой! Впрочем, демократия, диктатура — нет разницы, это всё слова; главное — сохранить управляемость, с помощью денег или с помощью страха. Страх, именно страх более всего удерживает людей».
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

А Вы согласным, что, ПЛАТОН – ПРОРОК СОВРЕМЕННОСТИ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru

Платон (ок. 427– ок. 347 до н. э.): темы, аргументы и идеи

Диалог и диалектика

Форма диалога, в которой пишет Платон, — это просто литературный прием; вместо этого это выражение понимания Платона о цели и природе философии. Для Платона философия процесс постоянного вопрошания, а вопрошание обязательно требует форма диалога. Ближе к концу Федр , Сократ высказывает свои сомнения по поводу письменных текстов, беспокоясь что люди перестанут думать сами, когда у них будет кто-то чужие мысли, написанные перед ними. Платон взял на себя все равно записывать свои мысли, но он был осторожен, чтобы не написать их так, чтобы мы могли легко усвоить его мысли, а не думать о себе. Многие из диалогов не приходят к определенным выводам, а те, которые делают, в целом приближаются эти выводы, вызывая сомнения и рассматривая возможные контраргументы. Платон не может присутствовать лично, чтобы поделиться с нами своими мыслями, но он хочет убедиться, что мы продумываем их сами.

Придерживаясь акцента на форме диалога, Платон развивает все более сложную концепцию диалектики или логической аргумент, как двигатель философских исследований. В ранних диалогах диалектика состоит из перекрестного допроса Сократа. и опровергая своих собеседников, пока не доведёт их до состояния недоумение, или апория. Начиная с Meno , Платон признает, что диалектика может привести людей не только к признанию своих ошибок, но и к положительным открытиям, как это делает Сократ. с мальчиком-рабом в Менон. Платон достаточно впечатлен возможностями диалектики, которая в республике , он делает это высшим достижением своей строгой образовательной программы. Phaedrus представляет более систематизированную версию диалектики, рассматривая ее как вопрос «разделения и обобщения», посредством чего мы анализируем понятия, чтобы понять точные отношения между ними. Этот процесс разделения и обобщения становится становится все более изощренным в произведениях Платона, и мы становимся свидетелями расширенные версии этого в Парменид и Софист.

Борьба с релятивизмом софистов

Платон считает софистов одним из основных враги добродетели, и он беспощаден в своих нападках на них. софисты, появившиеся во времена Платона относительно недавно, представляли собой класс странствующие учителя, которые обучали молодых государственных деятелей искусству риторика и дебаты за плату. Они учили, что ценности относительны, так что единственным критерием того, кто прав, является то, кто выходит на первое место. Их учения воспользовались пустотой, оставленной древними мифами. и религия, которые выходили из моды по мере того, как греческая цивилизация перешли к более рациональному мировоззрению. Старые ценности теряли их актуальность, и не было никаких новых ценностей, чтобы заменить их. Платон могли видеть опасность, которую этот моральный релятивизм представлял для государства и за людей, живших в нем, и его нападки на софистов показать свою пустую браваду, которую многие приняли за мудрость. Платона Теория форм и все предприятие Республика , можно рассматривать как попытку найти прочное основание для моральных ценностей в рациональных принципах.

Теория форм

Теория форм утверждает, что два различных уровня реальности существуют: видимый мир образов и звуков, которые мы населяют и умопостигаемый мир Форм, стоящий над видимый мир и придает ему бытие. Например, Платон утверждает, что в дополнение к способности идентифицировать красивого человека или красивого живописи, мы также имеем общее понятие о самой Красоте, и мы способны распознать красоту только в человеке или картине потому что у нас есть эта концепция Красоты в абстрактном виде. В другом словами, красивые вещи, которые мы можем видеть, красивы только потому, что они участвуют в более общей Форме Красоты. Эта форма Красота сама по себе невидима, вечна и неизменна, в отличие от вещи в видимом мире, которые могут стареть и терять свою красоту. Теория Форм представляет себе целый мир таких Форм, мир существующее вне времени и пространства, где Красота, Справедливость, Мужество, Умеренность и тому подобное существуют незапятнанными изменениями и несовершенствами видимого мира.

Платоновская концепция Форм на самом деле отличается от диалога к диалогу, и в некоторых отношениях это никогда полностью не объясняется, поэтому многие аспекты теории открыты для интерпретации. Формы впервые представлены в Phaedo , но в этом диалоговое понятие просто обозначается чем-то, что участники уже знакомы, а сама теория не разработана. Точно так же в Республике Платон опирается на концепция Форм как основа многих его аргументов, но чувствует нет необходимости доказывать правильность самой теории или объяснять именно то, что Формы. Комментаторам дали задание объяснить, что такое Формы и как участвуют видимые объекты в них, и не было недостатка в разногласиях. Некоторые ученые продвигать точку зрения, что Формы являются парадигмами, прекрасными примерами, на которых моделируется несовершенный мир. Другие интерпретируют Формы как универсалии, так что Форма Красоты, например, есть то качество, которое делитесь красивыми вещами. Третьи интерпретируют Формы как «вещи». совокупность всех проявлений качества в видимом Мир. В этой интерпретации мы могли бы сказать, что есть немного красоты в одном человеке немного красоты в другом — вся красота мира вместе это Форма Красоты. Платон и сам знал о двусмысленности и несоответствия в его Теории Форм, как видно из острой критики, которую он делает в отношении своей теории в Парменид.

По сути, Теория форм представляет собой попытку Платона развивать нашу способность к абстрактному мышлению. Философия была относительно новое изобретение во времена Платона, и оно конкурировало с мифологией, трагедия и эпическая поэзия как основное средство, с помощью которого люди могли ощущение своего места в мире. Как философия, искусство и мифология дают концепции, которые помогают нам понять самих себя, но искусство и мифология делает это, обращаясь к нашим эмоциям и желаниям. Философия обращается к разуму. Теория форм различает абстрактный мир мысли от мира чувств, где искусство и мифология действуют. Платон также утверждал, что абстрактное мышление выше мира чувств. Исследуя мир Форм Платон надеется достичь большего знания.

Теория Трехчастной Души

В Республике и Федре , Платон описывает душу как разделенную на три части, обозначенные как вожделение , воодушевление , и рациональное . Он предлагает это деление отчасти как способ объяснить нашу психологическую сложность и отчасти предоставить оправдание философии как высшего из всех занятий, потому что она соответствует высшей части души — разумной части. Мы могли бы почувствовать притяжение этих трех частей, когда нам представили бы тарелка мороженого, жаркое, которое мы случайно пережарили, и полезный салат. Аппетитная часть нашей души будет жаждать чувственные удовольствия, которые он получит от мороженого, энергичного часть нашей души захочет съесть обугленное жаркое из чувства гордости за свою работу, и разумная часть нашей души будет хочу съесть салат как самый здоровый из трех вариантов. В предполагая трехчастную душу, Платон признает и пытается объяснить тот факт, что все мы время от времени сталкиваемся с внутренним конфликтом. Мы были бы вправе рассматривать эту теорию как отправную точку для психология. Однако теория Платона стремится не только объяснить внутреннюю конфликта, но и представить рациональную часть души как высшую. Философия — это, по сути, практика уточнения и выдвижения на передний план наша рациональность.

Важность образования для здоровья Государство

Как в Республике , так и в Законах , Платон определяет образование как один из важнейших аспектов здорового состояния. Он излагает подробные образовательные программы, которые начните с упражнений, которые должны выполнять беременные женщины, чтобы обеспечить здоровье плода, и он продолжает объяснять не только то, что дети должны изучать, но и какие ценности они должны подвергать и какими видами искусства и физическими упражнениями они должны заниматься. Платон по-видимому, считал большинство своих собратьев-афинян безнадежно коррумпирован, легко воспламеняется пустой риторикой и соблазняется легким удовольствия. Только так многого можно добиться, споря с коррумпированным душа, что добродетельная жизнь лучше. Вместо этого Платон признает нужно учить детей с раннего возраста жить добродетельной жизнью и искать мудрости. Платон считал, что образование ребенка является последним вещь, которую следует оставить на волю случая или родительской прихоти, поскольку молодой ум так легко формируется.

Краткое изложение философии Платона | Неологикон

В классический век Афин жили три выдающихся греческих философа. Этими тремя были Сократ, Платон и Аристотель. Один из самых широко признанных философов, Платон был учеником Сократа и учителем Аристотеля. Его идеи сформировали современную философию, и его убеждения до сих пор почитаются. В авангарде западной философии Платон изложил свои теории управления, форм, знания, любви и памяти в своих памятных диалогах.

Родившийся около 428 г. до н.э. Аристокл жил в богатой семье, вероятно, в Афинах. О его детстве мало что известно. Вам может быть интересно, в чем разница между Платоном и Аристоклом. Борьба была очень популярным видом спорта в Греции; Сообщается, что Аристокл был потрясающим борцом, и одна из теорий предполагает, что его учитель называл его Платоном , что по-гречески означает широкий. Поскольку его наставник Сократ был приговорен государством к смертной казни, Платон испытывал сильную антипатию к демократии. Это привело его к тому, что позже в своей жизни он сформулировал свой собственный идеальный город. Платон преподавал свою философию в своей школе Академии почти 800 лет, пока она не была закрыта Юстинианом.

Наиболее важной теорией платонизма является Теория форм. Взгляд Платона на метафизику постулирует, что то, что мы видим, на самом деле не является реальным миром. Он настаивал на том, что там был другой мир. Если это так, то что мы видим? Платон сказал, что все, что мы чувствуем, на самом деле является ошибочным представлением того, что существует на самом деле. Каждый объект имеет свойства, которые позволяют его классифицировать. Чашка, например, должна вмещать жидкость, обычно она в некотором роде круглая и используется для питья. Не все чаши совершенны сами по себе, и Платон использует это несовершенство, чтобы сделать вывод, что в этом совершенном мире существуют только совершенные чаши. Там существуют не только физические парадигмы, но и идеи. Одна из ключевых идей — красота. Форма добра жизненно важна в платоновской теории памяти и знания. Еще одна вещь, которой славится Платон, — это его «Аллегория пещеры ». Подводя итог аллегории, мы привыкли видеть тени, и только когда мы освобождаемся от наших ограничений, мы, наконец, видим реальность.

Затем Платон делает попытку эпистемологии, которая имеет дело с концепцией знания, особенно если оно существует и как мы его приобретаем. Здесь мы знакомимся с платоновской теорией воспоминаний . Несколько диалогов, напр. Республика, Симпозиум, Федон и Менон, поддерживают веру Платона в бессмертие души. Душа не может быть уничтожена, поэтому каждую смерть она принимает новую форму. Насколько я знаю, I могла бы иметь душу Платона прямо сейчас, поскольку она прошла через множество поколений. В любом случае, все это связано с объяснением Платона того, как мы приобретаем знания. Как только тело умирает и душа освобождается, она сначала совершает путешествие к добру. Как я упоминал ранее, Добро — это представление Платона о мире Форм. Думайте об этом почти как о рае — мирном и совершенном во всех отношениях. Душа способна видеть эти совершенные Идеи. Теперь душа знает, как выглядит идеальная чашка. Именно здесь душа достигает невозмутимости и высшего знания. Душа знает все, что нужно знать. Когда он перевоплощается, он находит нового человека. Но теперь душа уже не в Добре, поэтому она теряет знание совершенства. Однако в душе еще остались осколки Форм. Затем излагаются взгляды Платона на красоту. Мы чувствуем его присутствие, но никогда не сможем увидеть его по-настоящему. Платон утверждает, что на самом деле мы никогда не узнать новых вещей, скорее мы помним их из The Good. А так как наши чувства неточны — потому что они не воспринимают истину, — Платон думал, что мы можем найти истину с помощью математики. Он был рационалистом.

Симпозиум и Федр (ок. 370 г. до н.э.), оба диалога Платона, используют Сократа для передачи взглядов Платона на любовь. Другие личности, такие как Павсаний и комический Аристофан, помогают выполнить эту задачу. Платон начинает с определения двух типов любви, характеризуемых двумя личностями бога любви Эроса. есть Общий Эрос и Небесный Эрос . Общий Эрос — это любовь, которой мы должны стараться избегать: иррациональная, плотская и желающая только физической красоты. Небесный Эрос, с другой стороны, — это любовь, которую мы должны искать: рациональная, уравновешенная и стремящаяся к мудрости. Платона похвалили бы за то, что он игнорировал красивую внешность. Он объяснил, что, поскольку физическое тело непостоянно, его не следует искать. Влюбленные должны делать это не ради внешности, а ради внутренней красоты и мудрости. Через Аристофана Платон подробно описывает происхождение человека и его поиски любви. Изначально мы были индивидуумами, состоящими из мужских и женских существ. У нас было два носа, четыре руки, четыре глаза и так далее. Но боги боялись нас и разделили нас. Остаток нашей жизни мы проводим в поисках недостающей части, пытаясь воссоединиться. В беседе с Федром Сократ метафорически объясняет любовь: Возничий и две его лошади. Один из коней олицетворяет Небесный Эрос; он моральный и контролируемый. Другой — Обычный, аморальный и очень импульсивный. Безрассудный конь идет навстречу удовольствиям, но возничий и его верный конь сопротивляются. Платон говорит, что когда мы, наконец, соединяемся со своей родственной душой, мы еще раз бросаем взгляд на Добро. Причина, по которой так трудно объяснить любовь и то, что мы чувствуем, заключается в том, что невозможно описать Добро словами. Но, по Сократу, любовь, или Эрос, есть парадокс: Эрос прекрасен не потому, что желает красоты. Но вы не можете хотеть того, что у вас уже есть, верно? Он и не бог, потому что он не весь хорош, ибо опять-таки желает добра. Таким образом, красота — это акт любовной любви, как выразился Сократ.

Работа, которая интересует большинство людей, это Республика (ок. 380 г. до н.э.). Этот диалог, возможно, величайший труд Платона, проповедует идею Платона об идеальном обществе. С самого начала мы знаем, что это не будет добрая демократия, поскольку, как объясняется в изложении, он ненавидел демократию. Это утопическое общество было разделено на иерархию, почти как индийская кастовая система. Тремя классами были философы, воины и рабочие. На вершине были короли, которых уместно звали философы короли . Возможно, Платон был немного предвзят, делая философов царями, но не зря. Он утверждал, что философы станут великими правителями, потому что, во-первых, они мудры и будут принимать решения, которые не смогут принять hoi polloi (греческое сленговое обозначение простых людей), а во-вторых, у них есть доступ к Добру. Как любителей мудрости (философов), короли могли видеть Формы. Ниже королей стояли воины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *