ПЛАТОН | Энциклопедия Кругосвет
Содержание статьи- Сочинения.
- Учение.
ПЛАТОН (427–347 до н.э.) – великий древнегреческий философ, основатель Академии и родоначальник традиции платонизма.
Платон родился в Афинах в аристократической семье: его отец Аристон происходил из рода последнего афинского царя Кодра и афинского законодателя Солона, мать – Периктиона, тоже из рода Солона, была двоюродной сестрой одного из 30 афинских тиранов Крития. Платон – третий сын Аристона и Периктионы – получил от родителей имя Аристокл, а «Платоном» («широким») его прозвал учитель гимнастики за ширину плеч. В юности он готовил себя к занятиям политикой, занимался литературой, слушал философа Кратила, последователя Гераклита. Но приблизительно с 407 до н.э. Платон оказывается в числе слушателей Сократа, и это событие изменило его судьбу: он сжег все, что написал до того, отказался от мечты о политической карьере и принял решение заниматься только философией.
После казни Сократа в 399 Платон на десять лет уехал из Афин и путешествовал по Южной Италии, Сицилии, Египту. Во время этих поездок он оказался при дворе сиракузского тирана Дионисия I, которому попытался изложить свои идеи о наилучшем государственном устройстве. Дионисий понял из слов Платона очень мало, стал подозревать философа в подготовке заговора с целью переворота и продал философа в рабство, и из этой беды Платона выручили друзья, заплатив за него выкуп. После возвращения в Афины (ок. 388–387) Платон купил там землю и организовал собственную школу – Академию. В дальнейшем еще дважды по приглашению своего друга и почитателя Диона (в 366 и 361, после смерти Дионисия I) отправлялся на Сицилию, но уже к новому тирану – Дионисию Младшему. Но и эти попытки сделать из тирана просвещенного монарха остались безуспешны. Свое впечатление об этих поездках Платон отразил в ряде Писем.
Сочинения.
Corpus Platonicum включает 36 диалогов, Апологию Сократа (защита Сократа на суде) и Письма, а также ряд сочинений, написанных в рамках школы, но с древних времен приписываемых Платону. Платон стал выдающимся мастером и реформатором жанра сократического диалога, получившего распространение в школах, основанных учениками Сократа. Главное действующее лицо платоновских диалогов – Сократ, который беседует со своими собеседниками, реальными историческими лицами 5 в., на темы о знании и добродетели, бытии и небытии, справедливости и т.д. Наиболее ранние сочинения (Апология, Критон, Ион, Евтифрон, Хармид) в какой-то мере отражают содержание бесед исторического Сократа, но учение, излагаемое персонажами диалогов, принадлежит исключительно гению Платона, который избрал недогматическую форму диалога для изложения собственного философского учения. Стержень всего учения Платона – учение об идеях как бестелесных сущностях, показывает границу, где начинается оригинально платоновское творчество. Кратил описывает и обосновывает сосуществование двух областей: области видимых вещей, находящихся в непрерывном движении и изменении (для нее у Платона позднее был принят термин «становление»), и области вечного самотождественного бытия. Менон посвящен вопросу, откуда берется знание и как возможно обучение, и в нем доказывается, что знание есть припоминание истины, созерцавшейся душой до рождения. Следующая группа диалогов представляет учение об идеях: Федон, Федр и Пир. В тот же период наивысшего расцвета платоновского творчества написано самое крупное произведение Платона – Государство, в котором наиболее полно и систематично представлено разные стороны учения Платона о человеке, мире и познании. Более поздние диалоги посвящены проблемам познания и критике собственной теории идей: Теэтет, Парменид, Софист, Политик; два важнейших поздних диалога Тимей и Филеб отмечены влиянием пифагорейской философии. В конце жизни Платон работал над обширными Законами.
Философский метод Платона связан с пониманием истинного знания как припоминания и созерцания идей. Так как истинное знание не может быть передано в слове или чувственном восприятии, то нужно через воспитание, упражнение и майевтическую практику диалога привести ученика к самостоятельному усмотрению истинной сущности. Для правильного движения к истине прежде всего следует очистить душу от неверных мнений, накопившихся в ней за время нефилософской жизни, и все ранние платоновские диалоги демонстрируют эту практику очищения (в формальном отношении представляющую собой логическое опровержение ложного мнения): в них опровергаются неправильные определения, правильного же определения не дается, потому что предполагается, что собеседник должен дать его сам, к тому же истинная идея не может быть выражена в словах, т.е. в логическом определении.
Учение.
Сердцевина философии Платона – учение об идеях. Как тени относятся к реальным существам, их отбрасывающим, так вся область чувственно воспринимаемого в целом относится к вещам умопостигаемым: идея настолько же реальнее и живее зримой вещи, насколько вещь подлиннее своей тени. Идеи находятся в «мыслимом месте», – сфере умопостигаемого, которая в самой себе имеет градацию: там пребывают вечные идеи, постижимые только интуитивным умом, но также числа и геометрические объекты как предмет, постигаемый дискурсивным знанием. В целом умопостигаемый космос обладает бытием благодаря наивысшему трансцендентному принципу – единому благу, которое «по ту сторону сущности», неизреченно и непознаваемо, но без него никакое бытие невозможно, ибо чтобы быть, всякая вещь должна быть самой собою, быть чем-то единым и одним.
Данный нам в чувствах мир – это область «становления», где все возникает и погибает, вечно меняясь и никогда подлинно не существуя. Вещи существуют лишь благодаря своей причастности идеям, вечным и неизменным образцам. Метод эмпирической науки, основанный на наблюдении, по Платону, никогда не может привести к строгой истине, потому что наука может иметь дело только с вечным и неизменным. Поэтому адекватным способом описания и рассуждения об этом физическом мире в Тимее, где наиболее полно представлена физика Платона, является миф, т.е. не истинное, а только «правдоподобное» рассуждение.
В седьмой книге Государства Платон излагает миф о пещере, в котором образно представляет тот мир, в котором мы живем как пещеру, а всех людей – как узников, крепко скованных цепями и сидящих в этой пещере. Узники смотрят на глухую стену, на которую падают отблески света, падающего в пещеру сверху, где находится выход из нее. Глядя на тени люди устанавливают причины и следствия явлений и таким образом полагают, что познают мир. Но если увидеть истинные причины этих явлений, то окажется, что все познанное на основании отображений не имеет почти никакого отношения к действительности, ведь тени представляют свои первообразы в сильно искаженном виде. Кроме того, сам выход из пещеры (то есть начало истинного познания) физически труден, глаза не привыкли к настоящему освещению, а на само солнце как источник света и вовсе смотреть невозможно. Наконец, трудно не только восхождение, но и возвращение обратно (трансляция истинного знания) – люди не верят речам об истинном бытии, они высмеивают того, кто говорит не о том, что видят глаза, а о том, что познал разум. Поэтому в одиночку философией заниматься крайне сложно, требуется поддержка со стороны человеческого сообщества, в рамках которого и формируется представление о ценностях и методах воспитания. Эти темы являются фоном всего социально-политического учения Платона, принципиальной особенность которого является интерпретация человека как разумной души – не смертные люди, а бессмертные души действуют в платоновском идеальном Государстве, и критика Аристотелем Платона за несходство с реальной жизнью некоторых положений его учения связана прежде всего с пониманием человеческой природы, единократно или многократно проживающей свой земной век.
Души являются третьей важной онтологической реальностью наряду с вещами и идеями, они выступают как посредствующее звено между чувственным и умопостигаемым. Душа представляется у Платона состоящей из трех частей: вожделеющей, пылкой и разумной. Существуя в чувственных телах, души образуют с телом «совокупное целое» – живое существо (под этим словом подразумеваются и животные и люди). Но только души людей обладают разумом и поэтому могут познавать мир идей, если пройдут необходимый путь очищения и воспитания. Души животных (и растений) смертны, а разумные души людей бессмертны, поскольку, согласно изложенному в Тимее учению, они сотворены богом из того же состава, что и бессмертная мировая душа. После смерти души попадают на суд и получают возможность выбрать себе новую жизнь, статус в которой будет зависеть от добродетельности или порочности уже прожитой жизни.
Наиболее похвальное занятие для людей как разумных существ – готовить себя к жизни вечной, упражнять разумную способность, заниматься философией. Но одиночка-философ хотя исторически и возможен (например – Сократ), но все же философия возможна как часть государственной политики, направленной на совершенствование человеческой природы. Платон в диалоге Государство излагает учение, согласно которому построение справедливого и успешного государства возможно только в том случае, если общество людей (т.е. разумных душ, живущих на земле) будет в своей структуре соответствовать истинной иерархии универсума и природе души. Так, поскольку в душе есть три начала, то и в государстве должны быть три слоя граждан: вожделеющей части и интересам соответствуют производители ремесленники и земледельцы, пылкой – воины-стражники, а разумной – правители-философы. Справедливость существует в масштабе всего целого: когда каждый занимается своим делом, к которому способен и которому обучен, тогда общее устроение справедливо. Разные типы несправедливости выражаются в таких формах правления, как тирания, олигархия, демократия, аристократия, а лучшим все же является монархия как власть единого с целью общего блага.
Существенную роль в учении Платона играет тема любовного влечения (эроса). Платон выступает с разоблачением телесной любви, которая существенно суживает кругозор и стремится во-первых, лишь к удовольствию, во-вторых, приводит к собственнической установке в отношениях, по существу желая поработить, а не сделать свободным. Между тем свобода – безусловное благо, которое может дать в человеческих отношениях именно любовь, а в человеческом познании мира – философия, причем одно от другого едва ли может быть отделено. Любовь помогает быстрее пройти первые шаги на философском пути: здесь мы испытываем то самое удивление (оно ведь начало философии), которое заставляет остановиться и узнать в каком-то человеке, одном из многих, неповторимого и единственного; она помогает узнать, почему глубокое чувство и личное переживание не могут быть выражены словами, или, во всяком случае, обыденными словами; она учит тому, что значит стремиться к любимому предмету, думая только о нем и считая это самым важным, забывая о всем прочем. Эти уроки чувственной любви во всяком случае помогают лучше понять философские метафоры Платона, связанные с истинным познанием, устремлением, сосредоточением на главном и отрешении от неважного. Одна из трудных задач платоновского философского взгляда – увидеть в мире единый принцип, который есть именно благо, решается по аналогии с темой личной любви человека к человеку. Но, по Платону, трагедия личной любви всегда будет в том, что она часто заслоняет главное: тело заслоняет душу, отдельный человек и его красота – красоту истины и бытия. Правда же любви всегда будет в том, чтобы пройти путем любви как путем философии и видеть за телом душу, за преходящей красотой – непреходящую красоту добродетели и идеи, что в свою очередь не может не привести к благу и богу.
Философия Платона оказалась важнейшим интеллектуальным достижением античной эпохи. В основанной Платоном школе был воспитан Аристотель, наряду с Платоном оказавший определяющее влияние на развитие западно-европейской философии. Последователи Платона в ранний и особенно поздний период истории античной философии (неоплатонизм) стали образцовыми и важными авторами, чтение которых до сих пор формирует основу философского образования.
Сочинения: Собрание сочинений, под ред. А.Ф.Лосева, В.Ф.Асмуса, А.А.Тахо-Годи. Тт. 1–4. М., 1990–1994.
Мария Солопова
Платон – все книги, биография, отзывы, цитаты
АзбукаИностранкаКоЛибриМахаонКниги
Закладки
Каталог
Художественная литература
Литература для детей
Non-fiction
Комиксы
Наши авторыСерии
Ничего не найдено
Попробуйте изменить запрос
Главная
Авторы
Платон
Об авторе
- политика
- философия
- государственный строй
- мудрые мысли
- Платон
- платон мне друг
- античность
- справедливость
- трактат
- Сократ
- мыслитель
- диалоги платона
- мыслители
- наука
- переосмысление
- рассуждения
- глубокий смысл
Книги
Новинка
Малое собрание сочинений
Платон — великий древнегреческий философ, идеи которого оказали огромное влияние на формирование чел. ..
Подробнее
Диалоги
Мягкая обложка
Платон — великий античный философ, оказавший сильнейшее воздействие на историю человеческого духа. И…
Подробнее
Диалоги. Государство
Платон — великий древнегреческий философ, чьи идеи оказали огромное влияние на формирование человече…
Подробнее
Государство
Мягкая обложка
Платон — великий античный философ, оказавший сильнейшее воздействие на историю человеческого духа. И…
Подробнее
Цитаты из книг
В жизни — как по возможности в здешней, так и во всей после дующей — всегда надо уметь выбирать средний путь, избегая крайностей; в этом — высшее счастье для человека.
Государство. ..душа наша кишит тысячами таких одновременно возникающих противоречий.
Государство— Доказательства — это и есть преимущественно орудие философа.
Государство
Книги
Статьи и подборки
Авторы
Новым авторам
Серии
Архив
О нас
Контакты
Где купить книги
Сертификация
VK
VK: Комиксы
VK: Книги для детей
Азбука. Книгоголики
Азбука. Комиксы. Манга. Фантастика
Youtube
Youtube: Комиксы. Манга
ЯНДЕКС ДЗЕН
Подписаться на рассылку
Нажимая на кнопку , я соглашаюсь на обработку и хранение моих персональных данных
© 2008 – 2022 ООО «Издательская Группа Азбука-Аттикус»
Разработано в AIR Production
10 прорывов, которые способствовали развитию общества
Если бы вопросы классической греческой философии были сведены к трем словам, это были бы истина, красота и добро.
Вдумчивое рассмотрение понятий, стоящих за этими словами, приближает человека к благотворному разуму вселенной, на который так часто ссылается философия Платона.
Ученик Сократа, его работы породили школу платонизма, а затем ее ответвление, неоплатонизм. Неоплатоники вдохновили святого Августина, чьи сочинения и служение сильно повлияли на христианское учение, сформировавшееся на рубеже 4-го века нашей эры.
Платона и Сократа интересовали «Добро», «Прекрасное», истина, справедливость, высшее «я» и природа человеческой души. Мы видим эти темы, среди прочего, как преобладающие объекты дискурса в трудах Платона о диалогах Сократа.
Вам нравится эта статья?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостейВ своей основополагающей работе Республика Платон обсуждает организацию различных типов государств. Но он начинает с изучения внутренней организации человеческой души, выстраивая четкую связь между здоровьем отдельного человека и здоровьем общества в целом. Прежде всего, он подчеркивает важность углубления в себя в поисках вечной истины.
1. Справедливость есть сумма всех добродетелей; Добродетель — это счастье
«Мы ищем справедливости, вещи гораздо более ценной, чем золото». – Сократ, Республика Платона
Платон утверждал, что справедливый человек наслаждается «внутренним порядком», а неправедный не в ладах с самим собой. Для философа может показаться естественным ценить исследование «внутреннего я». Но Платон, кажется, предполагает, что это на самом деле неотъемлемая часть стремления к справедливости.
Чтобы жить справедливой жизнью, нужно стремиться быть добродетельным, потому что добродетель является предпосылкой знания. И истинное знание, в отличие от простой веры, является ближайшей связью человека с божественным.
Скептически относящийся к демократии, Платон предложил, чтобы народами управляли «цари-философы» или благородные личности, посвятившие себя стремлению к справедливости и обучению. Король-философ, достигнув определенной степени мудрости в результате изучения и размышлений, стремился вдохновить управляемых на равное стремление к добродетели.
Ибо царь-философ не пользуется общественным мнением или, говоря словами Платона, «великим зверем». Наоборот, его ум сосредоточен только на истине ради истины.
В отличие от большинства людей, король-философ знает, ради чего стоит жить, потому что он знает «Благо» — концепцию, изложенную в более позднем прорыве. Счастье является продуктом этого знания, и для того, чтобы достичь счастья, он должен сначала стремиться к добродетели во всем.
Ключевое понимание философии Платона состоит в том, что стремление к справедливости более выгодно в этой жизни, чем несправедливость. Истинно справедливые знают удовольствие, а несправедливые принимают удовольствие за отсутствие боли.
При жизни Платона образованные греки уже не верили в реальное существование богов по имени Аполлон, Зевс и Афродита. Поскольку греческая религия не требовала веры, предполагается, что он также подпадал под эту категорию.
В своих диалогах он использует имена различных богов, а также единственное число «Бог» и «вселенная» взаимозаменяемо.
У него было много прорывов в божественном, и неудивительно, что большая часть философии Платона носит метафизический характер. Но одним из самых интересных является его исповедуемая вера в реинкарнацию. Платон говорит о «колесе рождения», из которого «очищенная душа» может сбежать, чтобы «навсегда пребывать с богами».
Он утверждал, что эти боги, или Бог, не несут ответственности за зло в этом мире, идея, живущая в христианстве благодаря концепции первородного греха: Бог — доброжелательный творец всего сущего, а зло человека — продукт его неверно направленного воля или иллюзия.
Бог имеет «иммунитет к изменениям извне», потому что Он уже находится в высшем состоянии совершенства. На момент написания это могло быть воспринято как упрек греческим богам и их вмешательство на Земле, часто замаскированное в человеческом или животном обличье.
3. О равенстве женщин
Платон признавал неравенство физической силы между мужским и женским полами. Но во всех других отношениях он считал, что женщина равна мужчине и что ей нельзя отказывать ни в каких возможностях на основании пола.
В своем описании идеального государства Платон развивает этот момент в лице Сократа. «Одним и тем же натурам, — объявляет он в конце диалога о равенстве женщин, — должны быть дозволены одни и те же занятия».
Современным читателям это очевидно. Но эта точка зрения вызывала споры в Древнем Средиземноморье, где эгалитарных обществ почти не существовало, и даже в рамках более широкого спектра греческой философии того времени.
В частности,
греко-римских женщин не имели права голоса или представительства. Таким образом, сделать такую радикальную декларацию о равенстве полов было большим прорывом. И возникает вопрос, заложила ли она философскую основу для широкого признания этой идеи намного позже в западной истории.
Платон легкомысленно относился к орфизму, древнему религиозному культу бога Орфея, который пропагандировал мирской аскетизм и вечную жизнь души.
Итак, возможно, под влиянием этого, в философии Платона у каждого человека есть душа. И каждая душа имеет три части: разумную, неразумную и одухотворенную.
Рациональное является «рефлексивным», что означает, что оно ищет знаний, порядка и дисциплины посредством внутренней рефлексии. Иррациональное удовлетворяет аппетит и может быть суммировано как любой импульс, который отвлекает рациональное, например, половое влечение, голод и страсть. Третья часть, одухотворенный элемент, оживляет любой из первых двух. В идеале это должно быть то, что Платон называет «помощником рационального», побуждающим душу к разуму и дисциплине.
5. Основные формы греческой философии
«Докса» — это древнегреческое слово, обозначающее все, что появляется или кажется существующим; другими словами, мир, который можно воспринять пятью чувствами. В философии Платона этот мир doxa менее реален, чем мир сущностных форм. Неизменные и вечные, сущностные формы являются единственными истинными объектами познания.
Существенная форма – это невидимый, умопостигаемый принцип, единый и неизменный. Это довольно абстрактно для новичков в философии. И хорошая аналогия для иллюстрации — это научный закон природы или математическое правило: это бесспорно реально, но вы этого не видите. На самом деле, он даже «более реален», чем все, что вы можете воспринять в данный момент, потому что он все еще будет существовать в своей совершенно неизменной форме еще долго после того, как все, что вы сейчас воспринимаете, исчезнет.
В Республика Платон подробно исследует природу сущностной формы красоты, увлечения греческой философии. По своей сути красота едина, неизменна и вечна. Признание проявления красоты в человеке или вещи не есть знание ее сущности. Это всего лишь вера в изолированном проявлении.
Истинное знание сущностной формы красоты приходит с пониманием того, что она больше любого данного случая ее проявления в любом множестве форм.
«Итак, если человек верит в существование красивых вещей, но не в саму Красоту, — говорит Сократ, — и не может следовать за проводником, который привел бы его к познанию ее, не живет ли он во сне?»
В этой цитате Платон в лице Сократа говорит, что любое проявление красоты в Мире Явлений есть лишь подобие ее сущностной формы. И что смешение видимости и реальности требует участия в иллюзии.
Отношения сущностной формы и докса аналогичны соотношению фундаментальной сущности чего-либо с вещами, которые разделяют его характер.
«Позвольте мне напомнить вам различие, которое мы провели ранее между множеством вещей, которые мы называем хорошими или прекрасными или чем бы то ни было, и, с другой стороны, самим Добром или самой Красотой и так далее. В соответствии с каждым из этих наборов многих вещей мы постулируем единую форму или реальную сущность». — Сократ разговаривает с Главконом, Республика Платона
Без знания Добра человек теряет ценность во всех остальных вещах. Потому что, согласно философии Платона, Добро делает мир понятным. И постижение этого является откровением, которое может следовать только после долгого интеллектуального обучения, как у царя-философа.
В Республика , Сократ не может описать Добро в определенных терминах. Но он использует аналогию, чтобы подчеркнуть ее важность.
Он говорит, что объекты познания становятся видимыми и питаются «Добром» точно так же, как солнечный свет позволяет видеть и познавать объекты на Земле. Таким образом, объекты познания черпают свое существование из Добра. Поэтому Добро не то же, что бытие, а превосходит его.
Его сущностная форма является величайшей, потому что она дает жизнь всем остальным и воспринимается последней, и только с огромным трудом.
Платон провозгласил Добро высшим объектом «умопостигаемого мира», состоящего из сущностных форм и математики. Этот умопостигаемый мир соответствует состояниям знания (episteme) и мышления (dianoia) в человеке.
«Мир явлений», мир видимых вещей и образов, соответствует низшим состояниям веры (pistis) и воображения (eikasia) в человеке. Пистис — это низшая форма познания, потому что она оторвана от всякого знания о Добре и сущностном мире, которому она дает жизнь. Оно полностью привязано к тому, что видимо, и потому представляет собой лишь мимолетное подобие реального.
7. Аллегория пещеры
Пожалуй, самая известная тема в Философской энциклопедии, аллегория пещеры — это комментарий о состоянии человека по отношению к истине и иллюзии.
Платон предлагает сценарий, в котором группа людей рождается в комнате внутри пещеры. Они проводят свою жизнь в этом месте, ничего не зная о внешнем мире. В какой-то момент за их непосредственным окружением свет из входа в пещеру проникает снаружи. Но, конечно, они не осознают этого.
Пещерные жители прикованы цепями так, что видят только то, что находится прямо перед ними. А то, что перед ними, — это силуэты на стене, созданные тенями, отбрасываемыми от кукловодов перед огнем к их тылу.
Таким образом, вся реальность этих заточенных пещерных жителей — это движения теней на стене перед ними.
Эта притча иллюстрирует учение Платона о мире явлений и умопостигаемом мире. Он утверждает, что, по большому счету, состояние человечества сродни обитателям пещер. То, что мы считаем реальным, или doxa, на самом деле является иллюзией или простой тенью реальности.
И реальный мир, о котором большинство даже не подозревает, происходит за пределами пещеры.
Теперь предположим, что один из обитателей пещеры освободился от своих цепей и сумел покинуть пещеру. «Когда он вышел на свет, — говорит Сократ, — [неужели] он не обнаружил, что его глаза так полны его сияния, что он не мог видеть ни одной из вещей, которые, как ему теперь сказали, реальны?»
Ему нужно будет «привыкнуть», прежде чем он увидит «вещи верхнего мира», точно так же, как люди должны уделить время изучению и размышлению, чтобы познать формы Умопостигаемого Мира.
Платон посвящает несколько глав Республики к характеристике идеального состояния.
Как отмечалось ранее, этим государством будет управлять король-философ. И правящий класс не будет наследственным, потому что идеальное государство превыше всего ценит продвижение по заслугам.
Также следует опасаться «большого богатства», поскольку оно имеет тенденцию ослаблять государство, создавая внутреннюю классовую войну. Как «роскошь и праздность», так и бедность имеют «подрывную тенденцию», по Платону. Агрессия — это продукт безудержного роста роскоши.
Единство, еще одна тема, пронизывающая всю философию Платона, необходимо для здоровья государства. Граждане должны быть так тесно связаны институтами, чтобы все они хотели одного и того же.
«Когда кто-нибудь из нас ушибает палец, осознается вся протяженность тех телесных связей, которые собраны в душе и объединены ее господствующим элементом, и вся она разделяет в целом боль страдающей части», — Сократ. говорит.
Эта аналогия с единым опытом человеческого тела говорит о убеждении Платона, что, когда страдает одна часть общества, это должно чувствовать все общество. Действуя как единое тело, вы обретаете сильное и здоровое состояние.
9. О важности изучения математики
Объектами чистой мысли являются числа и формы. И тем самым математика зарабатывает себе место в высшем умопостигаемом мире.
Это убеждение основано на утверждении, что в изменении вещей нет истины . Геометрия, например, есть «знание о внешне сущем». В качестве альтернативы, другие предметы, такие как естественные науки, изучают вещи, которые «становятся тем или иным в какое-то время, а затем перестают быть».
По этой причине изучение математики в годы становления человека чрезвычайно важно в философии Платона об идеальном государстве. Знакомство с абстрактными математическими понятиями вызовет у учащихся способность к познанию основных форм.
На самом деле Платон дошел до того, что сказал, что на самом деле нет никакого обучения. И это обучение на самом деле является признанием предшествующего знания, или « априорных », из прошлых жизней души. Это знание существующих и непреложных истин становится особенно очевидным при изучении математики, которая «пробуждает силу мысли» и «привлекает нас к действительности».
В « Федоне », диалоге Платона о душе, смерть описывается как отделение души от человеческого тела. А в Республика, появляется обоснование ее бессмертия.
Его логика такова: у всего есть «особое зло», которое развращает и в конечном итоге уничтожает его. Человеческое тело, например, портится из-за внешних сил, таких как плохое питание или плохой образ жизни. В конце концов он уступит этим силам, но не может быть уничтожен исключительно чем-то чужеродным. Его собственное болезненное состояние, действующее при плохой пище, приведет к его смерти.
Следовательно, тело разрушимо, а разрушение происходит при действии внешнего зла на уже больное внутреннее состояние.
Однако душа не растворяется, когда она испорчена злобой и развратом. Оно может продолжаться в том состоянии, которое антагонистично его сущности, до тех пор, пока не умрет тело и не освободится душа.
Таким образом, в соответствии с философией Платона установлено, что «душа не уничтожается никаким злом, ни собственным, ни чужим» и что «очевидно, что это вещь, существующая вечно и, следовательно, бессмертная».
Философия Платона о состоянии души
В «Философской энциклопедии» имеется достаточно материала о состоянии души, но подведение итогов Платона, пожалуй, одно из самых красивых:
«Наше описание души верно в отношении ее настоящего облика; но мы видели, как она страдала от бесчисленных пороков, таких как морской бог Главк, чей первоначальный облик с трудом можно различить, потому что части его тела были отломанны или раздавлены и полностью изуродованы волнами и цепляющейся зарослей водорослей и камней. и оболочка сделала его больше похожим на какого-то монстра, чем на его естественное «я». Но мы должны скорее обратить свой взор на ее любовь к мудрости и отметить, как она стремится постичь и поддерживать общение с божественным, бессмертным и вечным миром, которому она родственна, и чем она стала бы, если бы ее привязанности были полностью направлены на следование импульс, который поднимет ее из моря, в котором она теперь затонула, и избавит ее от всего этого дикого изобилия камней и раковин, земная субстанция которых покрыла ее, потому что она ищет то, что люди называют счастьем, делая землю своей пищей. Тогда можно было бы увидеть ее истинную природу, какой бы она ни была, многообразной или простой». — Сократ, говорящий о состоянии души, Республика Платона
Платон
Жизнь и творчество . . Сократовский метод . . Зная Добродетель . . Душа и форма . . Правосудие . . Социальная жизнь . . Особые достоинства . . Хорошие правители . . Знание . . Ценность справедливости . . Любовь Библиография Интернет-источники |
Платон, сын богатых и влиятельных афинских родителей, начал свою философскую карьеру в качестве ученика Сократ . Когда мастер умер, Платон путешествовал по Египту и Италии, учился у учеников Пифагора и провел несколько лет, консультируя правящую семью Сиракуз. В конце концов, он вернулся в Афины и основал свою философскую школу в Академии. Студентам, зачисленным туда, Платон пытался как передать наследие сократовского стиль мышления и направлять их продвижение через математическое обучение к достижению абстрактной философской истины. Письменные диалоги, на которых держится его прочная репутация, также служат обеим этим целям.
В своих ранних литературных произведениях Платон пытался передать дух учения Сократа, представляя точные отчеты о разговорные взаимодействия мастера, для которых эти диалоги являются нашим основным источником информации. Ранние диалоги обычно посвящены исследованию одного вопроса, по которому редко достигается окончательный результат. Таким образом Ευθυφρων ( Euthyphro ) вызывает серьезные сомнения в том, что нравственно правильное действие может быть определяется с точки зрения божественного одобрения, указывая на существенную дилемма относительно любого обращения к авторитету в защиту моральных суждений. Απολογημα ( Извинения ) предлагает описание философской жизни в том виде, в каком ее представил Сократ в своем защита перед афинским жюри. Κριτων ( Критон ) использует обстоятельства заключения Сократа, чтобы спросить, был ли когда-либо отдельный гражданин оправданный отказ подчиняться государству.
Хотя болтливого Сократа продолжают использовать как вымышленного персонажа, средние диалоги Платона развивают, выражают и защищают его собственные, более твердо установленные выводы по центральным философским вопросам. Начиная с Μενων ( Мено ), например, Платон не только передает сократовское представление о том, что никто заведомо не делает зла, но и вводит учение о воспоминании в попытке выяснить, действительно ли добродетели можно научить. Φαιδων ( Федон ) продолжает развитие платоновских представлений, излагая учение о Формы в поддержку ряд аргументов, которые претендуют на демонстрацию бессмертие человеческой души.
Шедевром среди средних диалогов является Πολιτεια Платона. ( Республика ). Он начинается с сократовской беседы о природа справедливости но переходит непосредственно к расширенному обсуждению добродетели (греч. αρετη [aretê]) справедливость (греч. δικαιωσυνη [dikaiôsunê]), мудрость (греч. σοφια [софия]), мужество (греч. ανδρεια [андрейя]) и умеренность (греч. σωφρσυνη [sophrosúnê]), поскольку они появляются как в отдельных людей и в общество в целом. Этот план идеального общества или человека требует подробного описания человеческое знание и своего рода образовательная программа, с помощью которой это может быть достигнуто мужчины и женщины, запечатленные в мощном образе возможностей человеческой жизни в аллегория пещеры. Диалог завершается обзором различных формы правления, явное описание идеального государства, в котором только философы способны править, и попытка показать, что справедливость лучше несправедливости. Среди других диалогов этого периода — трактовка Платоном человеческих эмоций вообще и любви в частности в Φαιδρος ( Федр ) и Συμποσιον ( Симпозиум ).
Более поздние сочинения Платона часто изменяют или полностью отказываются от формальной структуры диалога. Они включают в себя критический анализ теории форм в Παρμενιδης ( Парменид ), расширенное обсуждение проблемы познания в Θεαιτητοσ ( Теэтет ), космологические рассуждения в Τιμαιος (Тимей), и бесконечная трактовка правительства в незаконченном Λεγεις ( Закона ).
Первоисточники:
- Опера Платона , изд. Дж. Бернет (Оксфорд, 1899-1906)
- Платон, Полное собрание сочинений , изд. Джон М. Купер и Д. С. Хатчинсон (Hackett, 1997)
- Сборник диалогов Платона , изд. Эдит Гамильтон и Хантингтон Кэрнс. (Принстон, 1961 г.)
- Великие диалоги Платона , тр. WHD Rouse (Signet, 1999)
- Платон, Республика , тр. GM Grube (Hackett, 1992)
- Платон, Законы
Вторичные источники:
- The Cambridge Companion to Plato , изд. Ричард Краут (Кембридж, 1992)
- Бернард А. О. Уильямс, Платон (Routledge, 1999)
- Р. М. Заяц, Платон (Оксфорд, 1983)
- Дэвид Меллинг, Понимание Платона (Оксфорд, 1988)
- Феминистские интерпретации Платона , изд. Нэнси Туана (штат Пенсильвания, 1994 г.)
- Платон I: Метафизика и эпистемология , изд. Грегори Властос (якорь, 1971)
- Платон II: Этика, политика и философия искусства, религия , изд. Грегори Властос (якорь, 1971)
- Джон М. Купер, Разум и эмоции (Принстон, 1998)
- Николас Паппас, Путеводитель по философии Routledge к Платону и Республике (Routledge, 1999)
- Дэрил Х. Райс, Путеводитель по Республике Платона (Оксфорд, 1997)
- Республика Платона: критические очерки , изд. Ричард Краут (Rowman & Littlefield, 1997)
- Клаудия Баракки, Миф, жизнь и война в платоновской республике (Индиана, 2001)
- Николас Уайт, Личность и конфликт в греческой этике (Оксфорд, 2002 г.)
- Александр Нехамас, Достоинства подлинности (Принстон, 1998)
- Оксфордские исследования древней философии: Том XX , изд. Дэвид Седли (Оксфорд, 2001 г.)
- Зарождение истоков: критические феминистские чтения Платона и Аристотеля , Бат-Ами Бар Он (SUNY, 1994)
- Платоновский Тимей как культурная икона , изд. Гретхен Дж. Рейдамс-Шилс (Нотр-Дам, 2002 г.)
- Джон Саллис, Хорология: начало в «Тимее» Платона (Индиана, 1999)
Дополнительная интерактивная информация о Платоне включает:
- Статьи в Стэнфордская философская энциклопедия на:
- Платон Ричарда Краута.
- Платоновская метафизика среднего периода и эпистемология Аллана Сильвермана.
- Этика Платона Доротеи Фреде.
- и более короткие этические работы Пола Вудраффа
- Платон о дружбе и Эросе CDC Reeve.
- Этика и политика Платона в Республике Эрика Брауна.
- Платон об утопии Криса Бобонича.
- Платон о риторике и поэзии Чарльза Грисволда.
- Платоновская эстетика Николаса Паппаса
- Мифы Платона автора Catalin Partenie
- Теэтет Тимоти Чаппелл
- Парменид Сэмюэл Риклесс
- Тимей Дональд Зейл
- Альтернативная интерпретация Платона и его диалогов Бернаром Сюзанной.
- Статья Уильяма Тернера в Католической энциклопедии.
- Полный текст статьи доступен по адресу Encyclopædia Brittanica Online .
- Полная коллекция ресурсов на EpistemeLinks.com.
- Литературный анализ произведения Платона в энциклопедии Персея.