Философия парменид доклад: Философия Парменида – кратко — Русская историческая библиотека

Содержание

Парменид – биография, фото, личная жизнь, философия, учение

Биография

Парменид — древнегреческий философ, который сумел выразить собственные взгляды на бытие, мироустройство и смысл существования человека в поэтической форме. Идеи и теории Парменида легли в основу философии как науки, а труды этого человека до сих пор вызывают интерес и жаркие споры между теми, кто интересуется философскими вопросами.

Детство и юность

О биографии Парменида сохранилось мало информации. Известно, что философ родом из так называемой Великой Греции (сейчас это юг Италии). По утверждению другого философа, Платона, Парменид родился в 475 году до нашей эры в городе Элее. По другой информации, мыслитель родился примерно в 540 году до нашей эры. Также найдены сведения, что Парменид происходил из знатной и обеспеченной семьи и даже участвовал в управлении городом.

Портрет Парменида

Учителями будущего мыслителя стали Ксенофан и Аминий. Парменид жадно впитывал идеи наставников, однако пропускал их через призму собственного мнения, истолковывая по-своему. Когда Аминий умер, Парменид, как преданный ученик, воздвиг философу усыпальницу собственными силами.

Философия

Учение Парменида изложено в поэме под названием «О природе». Этот великий труд лег в основу элейской школы философии. К сожалению, поэма сохранилась не в полном объеме. Примечательно, что Парменид изложил собственную точку зрения поэтически: произведение написано гекзаметром.

Первая часть, дошедшая до современного читателя, это вступление, которое представляет собой аллегорию. Действие начинается с того, что прекрасные девы предлагают Пармениду совершить путешествие на колеснице. Колесница эта начинает возноситься вверх, символизируя вознесение человеческой души на небо. Вскоре путь Парменида наверх заканчивается, и философ оказывается перед вратами в божественные чертоги.

Бюст Парменида

На пороге мыслителя ожидает богиня, которая приглашает Парменида проследовать внутрь. Бессмертная дева собирается открыть философу высшую истину о предназначении смертных людей. Здесь вступление, а точнее сохранившаяся часть, обрывается.

В следующем отрывке изложены рассуждения Парменида о бытии. Философ представлял бытие в форме шара. Здесь мнения толкователей расходятся: по одной версии, Парменид имел в виду не физическую составляющую бытия, а духовное содержание. По другой же — шар в произведении философа отражает форму вселенной, как ее представлял автор. Стоит также подчеркнуть, что в представлении греков того времени шар являлся символом идеала и гармонии.

Сюжет поэмы продолжается рассказом богини. Прекрасная дева поведала мыслителю, что бытие вечно, никогда не рождалось и, соответственно, не прекратится. Бытие также отличается четырьмя характеристиками: совершенством, телесностью, неподвижностью и самодостаточностью. Любые изменения, происходящие внутри бытия (то есть, в жизни простого человека), не касаются сути бытия. Иными словами, никакие события, которые кажутся важными смертным, на бытие не влияют.

Фактически подобными мыслеизречениями Парменид ведет своеобразный диалог с философом Гераклитом, который, напротив, придерживался мнения, что бытие конечно и любые события влияют на его сущность, изменяя обстоятельства.

Труд Парменида «О природе»

Не близка Пармениду и идея появления бытия из пустоты. Философ называл подобные мысли абсурдом. Кроме того, мыслитель опровергал точку зрения тех, кто полагает, что существование мира является небытием. В этом случае, считал Парменид, жизнь человека, развитие и попытки понять мир бессмысленны. Стоит отдать должное философу — в отличие от многих современников, Парменид каждую идею подкреплял фактами и доказательствами.

Изложение философа во многом опирается на противопоставления. Главным образом, Парменид подчеркивает, что мнения простых людей противоположны высшей истине, которая недоступна смертным. Бытие в поэме противопоставляется понятию необходимости. Необходимость — то, что не позволяет бытию перестать существовать и обратиться небытием.

В современной философии Парменид считается основоположником материализма. Однако способ, который мыслитель выбрал для изложения собственных теорий, кажется странным: до Парменида ни один философ не писал стихами. Кроме того, никто также не использовал мистические аллегории и образы богов.

Учение Парменида развил ученик философа Зенон Элейский. Этот мыслитель привел 36 так называемых апорий (противоречий), которые доказывают идеи Парменида о бытии. Расхожим стало противоречие об Ахилле и черепахе, которое гласит: Ахилл, отправившийся в некий пункт позже черепахи, не сможет ее обогнать, так как черепаха в каждый момент времени будет отдаляться от Ахилла, преодолевая некоторое расстояние.

Зенон Элейский

С учением Парменида о бытии часто сравнивают подобные идеи другого философа — Демокрита, который, в отличие от Парменида, рассматривал бытие как взаимосвязь множества разделенных атомов.

Личная жизнь

О личной жизни философа не сохранилось никаких сведений. Неизвестно, была ли у Парменида семья или же мыслитель посвятил жизнь философским раздумьям и собственному поэтическому трактату.

Смерть

Также нет достоверной информации и о смерти великого мыслителя. По одной версии, при жизни философ, а также элеаты (последователи учения Парменида) подвергались гонениям и преследованиям за высказанные идеи, а самого мыслителя казнили, в назидание остальным. По другой же — учение Парменида было доступно только узкому кругу единомышленников философа, который благополучно дожил до глубокой старости.

Античные философы на картине Рафаэля «Афинская школа»

Как бы то ни было, можно с уверенностью утверждать, что идеи Парменида оказали влияние на развитие философии того времени, а также до сих пор обсуждаются и оспариваются людьми, не равнодушными к проблемам бытия.

Также очевидно, что учение Парменида, цитаты из которого до сих пор вызывают интерес, стали фундаментом для трудов европейских философов более позднего времени. Кто знает, возможно, без трактата «О природе» развитие европейской культуры проходило бы кардинально в другом русле.

Цитаты

  • «Мыслить и быть — одно и то же».
  • «Бытие — начало всего, бытие есть, а небытия нет, все заполнено бытием».
  • «Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в небытие, но небытия не существует».
  • «У бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее».

Парменид, древнегреческий философ и политический деятель

Сведения о жизни Парменида

Парменид принадлежит к числу ранних греческих философов, его творчество пришлось на вторую половину VI в. – начало V в. до н.э. Парменид родился и жил в Элее греческой колонии на Сицилии, в богатой семье. Биография Парменида известна в недостаточной степени. Его учителем наиболее вероятно был Ксенофан, прибывший в Элею на склоне своих лет. Также известно, что в юности Парменид увлекался пифагорейскими учениями, однако позднее достаточно остро критиковал их.

На протяжении жизни Парменид занимался не только философией, но и политической деятельностью, причем современниками всячески отмечаются его высокие моральные качества, разумность предлагаемых решений. В тоже время философские взгляды Парменида и основанной им Элейской школы напротив, вызвали большую волну критики и непонимания, во многом из-за противоречия в которое они вступали не только с другими философскими системами, главным образом с ионийской школой, но даже со здравым смыслом.

Современные исследователи связывают метафизическую специфику учения Парменида и основных его постулатов об отсутствии движения, деления, многообразия вещей, с жизненными реалиями Элеи, ее патриархальным и земледельческим укладом, при котором течение времени как бы приостанавливается, а события сменяют одно другое в давно заведенном и практически неизменяемом порядке.

Помимо Парменида Элейская школа включает также самосского флотоводца Мелисса, а также Зенона, который был учеником и другом Парменида.

Взгляды Парменида на мир и космос

В своем философском учении Парменид выступает с резкой критикой пифагорейцев, представителей ионийской школы и непосредственно Гераклита, который был его современником. Парменид отрицает чувственное познание и складывающуюся на его основании картину мира, вводя ряд тезисов:

  • существует лишь бытие;
  • мышление может быть только о бытие и тоже представляет собой бытие;
  • не-бытия не существует;
  • поскольку нет не-бытия, то не может быть отделенности вещей друг от друга, а, следовательно, и движения и времени;
  • рождение и разрушение бытия невозможно, бытие вечно и неизменно.

Парменид решительно восстает против идеи пифагорейцев о существовании пустоты, которая отделяет один предмет от другого. Пустота в его понимании представляет собой не-бытие, которого нет. Отсутствие небытия обуславливает целый ряд онтологических выводов Парменида, которые резко критиковались его современниками, об отсутствии отдельных вещей, а также частиц из которых они могли бы состоять.

Поскольку нет частиц, то нет возможности и делить вещи на части. Наконец Парменид отрицает само понятие движения, времени, рождения (как появления чего-либо из небытия) и распада (как превращение чего-либо в небытие).

Именно поэтому мир существует в виде единого шара, в котором нет отдельных вещей, а все они слиты в одну. Бытие по своей сути неизменно, однако хотя процесс появления нового, равно как и исчезновения старого невозможен (т.к. в этом случае пришлось бы признать существование небытия), возможно преобразование самого бытия, его трансмутация, переход одних вещей в другие. В данном положении Парменид противоречит сам себе, так как отдельных вещей нет, но они все же преобразуются.

Еще больше противоречий выявляет его космология. Парменид заимствует идеи Анаксимандра о противостоянии света и тьмы, как главной причины всех происходящих явлений, а также взгляды Анаксимена на расположение и движение небесных светил, которого согласно учению Парменида не существует.

Нападки на онтологию Парменида были настолько велики, что его ученику Зенону пришлось прибегнуть к совершенно новому, и крайне сильному способу защиты утверждений учителя – опровержению от противного, который принял форму знаменитых апорий, оспаривающих понятия движения, множественности и т. д.

Взгляды Парменида на познание

Наиболее интересными являются положения Парменида относительно сущности мышления и процесса познания. Если в отношении бытия Парменида можно рассматривать как метафизика (бытие есть сущность, т.е. первопричина самого себя, вечное, неделимое и неизменное) с определенной тягой к идеализму (отсутствие движения, времени, развития), то в области гносеологии он проявляет себя как последовательный материалист.

Утверждение Парменида о том, что всякая мысль о предмете и предмет есть одно и тоже, в более поздней философии нередко трактовалась с идеалистических позиций – как утверждение существования лишь субъективно воспринимаемого бытия, идеального по своей сути (первичность идеи по сравнению с предметом). В действительности Парменид придерживался противоположных позиций. Бытие, воплощенное в материи для него первично. Именно бытие выступает источником всякого мышления, поскольку любая мысль может разворачиваться лишь о бытия, так как небытия не существует.

Следовательно, мысль привязана к материальному содержанию бытия, сама является частью бытия и материи.

Революционной является идея Парменида о необходимости разделения знаний на два вида:

  • истины,
  • мнения.

Замечание 1

Под истиной Парменид поднимает такое знание, которое имеет рациональный характер, т.е. возникло благодаря размышлению и обладает абсолютной достоверностью.

Мнением же Парменид называет такое знание, которое возникло из чувственного источника, в результате наблюдения за природой и окружающим миром, а также устоялось в качестве традиции. Подобное знание может как соответствовать истине, так и нет. В отличии от своих современников и многих философов после, Парменид хоть и превозносит ценности истины, перед мнением, но все же не отказывается от последнего (как например рационалисты нового времени), указывая на необходимость его изучения для организации работы разума.

К числу пророческих идей Парменида, которые не позволяют рассматривать его как всецело реакционного, противостоящего самому духу философии, мыслителя можно отнести мысль о темной природе Луны, т. е. о том, что Луна в отличии от Солнца не является светилом, а лишь отражает свет, а также о влиянии физического состояния человека, его усталости и здоровья на работу мысли и психические процессы.

6 фактов о его философии и наследии

 

Парменид родился в Элее, расположенной в южной части западного побережья Италии. В то время эта часть Италии была в основном населена грекоязычными жителями. Диалог Платона Парменид указывает на то, что Парменид родился около 510 г. до н.э. Мало что известно о жизни Парменида — в сообщения о том, что он написал законы Элеи, трудно поверить, учитывая различные сообщения, согласно которым Элея была основана за 25 лет до его рождения. В этой статье мы более подробно рассмотрим жизнь древнегреческого философа и его длительное влияние на философию.

 

1. Парменид основал Элейскую школу
Бюст Парменида в Кампании, Италия. Фото Серджио Сполти. Через Викисклад.

 

90 004 Парменид основал философскую школу Элеи, и его самым важным учеником был Зенон, которого также многие считали его любовником. Философские влияния Парменида неясны. Одним конкретным предшественником Парменида был Ксенофан, который известен тем, что различал различные формы знания и веры (среди прочих достижений). Его единственное сохранившееся письменное произведение — стихотворение, предположительно названное «9».0022 Дом Ночи и Дня .

 

Поэма Парменида повествует о том, чему Парменид научился у Богини, живущей в доме дня и ночи. Он начинается с описания его визита в дом Богини: «О юноша, сопровождаемый бессмертными колесничими / и кобылами, которые несут тебя, когда ты прибудешь в нашу обитель, / добро пожаловать, поскольку судьба ни в коем случае не дурно послала тебя вперед, чтобы путешествовать. / этим путем (ибо, конечно, это далеко от тропы людей), / но Право и Справедливость». Начало поэмы Парменида примечательно по ряду причин.

Упоминание о «неплохой судьбе» часто понимается как отсылка к различным другим мифическим рассказам о Доме Ночи и Дня, наиболее известному из которых принадлежит Гесиод, которые представляют его как место суда над душами умерших. .

 

2. «Дом ночи и дня» — метафора
Фотография театра под Акрополем, сделанная Мбошем, с Викисклада.

 

Представление о том, что место, куда приходят на суд мертвые, служит жилищем Богини, которая просветит Парменида, может быть понято только как претензия на вечную и неизменную правдивость его философии. Тот факт, что он описан как молодой человек, также предполагает, что Парменид дистанцируется между собой и дофилософскими мудрецами. Тот вид знания, который он ищет, не является результатом накопления опыта. Стихотворение продолжается таким образом, который обостряет этот смысл: «Вы должны изучить все вещи, / и непоколебимое сердце всесторонней реальности /, и понятия смертных, в которых нет подлинной достоверности.

/ Тем не менее и эти вещи ты узнаешь, как они разрешились».

Вам нравится эта статья?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

3. Парменид верил в множественность способов исследования
«Гесиод и муза» Гюстава Моро, 1891 г., музей Орсе.

 

Имея в виду этот имплицитный критерий знания, мы должны понимать структуру мысли, которую продолжает представлять Парменид. В поэме богиня начинает с того, что представляет то, что стало пониматься как определяющие черты мысли Парменида, а именно «Пути исследования»:

 

«Ну, теперь я скажу — и передам домой рассказ, раз услышанный вами, — / какие только пути исследования есть для понимания: / тот, что [это] есть и что [это] не должно быть, / есть путь убеждения, ибо он соприкасается с истинной реальностью,/ а другой, что [его] нет и что [его] не должно быть,/ это, говорю вам, путь совершенно безотчетный:/ ибо и не могли бы вы постичь того, чего нет, ибо это не должно совершиться, / и не могли бы вы указать на это».

 

Различив здесь два пути, богиня, кажется, вскоре после этого добавляет третий путь, а именно путь, по которому:

 

«…смертные, которые ничего не знают/ странствуют двуглавые: ибо несчастье в их/ груди направляет блуждающий разум. Их несут / глухие и слепые сразу, ослепленные, неразборчивые полчища, / предположившие, что это и не одно и то же, / и не то же».

 

Статус этого предполагаемого третьего пути, способа, которым смертные обычно понимают мир, не проясняется, за исключением того, что богиня подчеркивает, что Парменид должен изучить его наряду с «неизменным» знанием реальности. Эти описания «Путей исследования» и того, что Парменид подразумевал под ними, стали доминировать в последующих интерпретациях парменидской мысли и во многом нашего будущего.

 

4. Пути исследования указывают на очевидную и неочевидную реальность
Деталь аттической краснофигурной амфоры, ок. 470 г. до н.э., в Лувре. Фото предоставлено пользователем Викисклада Jastrow.

 

Один из способов понять контраст между различными способами исследования — это попытка отличить текучие предпосылки повседневной жизни от неизменной реальности. То есть он представляет собой аргумент не в пользу какой-либо конкретной метафизики — если использовать известное недавнее определение Адриана Мура, наиболее общую из возможных попыток осмыслить вещи, — но что-то, что предшествует ей, а именно попытка определить эту попытку отдельно от других. из логики обыденной жизни и предположений простых людей. Это своего рода аристократический, учтивый импульс, который можно распознать во многих греческих мыслителях, и точка зрения, согласно которой реальное знание неочевидно, тонко и далеко от предположений, которым исходит большинство людей, является одной из наиболее устойчивых черт западной философии.

 

5. Бертран Рассел предлагает современную интерпретацию философии Парменида
Фотография Бертрана Рассела, 1957 год, через Национальный архив.

 

Бертран Рассел, один из самых выдающихся британских философов 20-го века, широко известный своей философией логики и математики (среди прочего), предложил собственную интерпретацию философии Парменида в обзорной работе A History of Western Philosophy . Для Рассела работа Парменида связана с проблемой негативных экзистенциалов. Чтобы понять, что это значит, рассмотрим следующий отрывок:

 

«Когда вы думаете, вы думаете о чем-то; когда вы используете имя, оно должно быть именем чего-то. Следовательно, и мысль, и язык требуют объектов вне себя. И поскольку вы можете думать о какой-либо вещи или говорить о ней в одно и то же время, все, о чем можно думать или говорить, должно существовать всегда. Следовательно, не может быть никакого изменения, так как изменение состоит в том, что вещи возникают или перестают существовать».

 

Это представляет работу Парменида как исследование парадокса, согласно которому мысль требует некоторого объекта («вы думаете о чем-то»), и поэтому кажется, что все, о чем можно думать, «должно существовать всегда». Есть разные способы прочтения этого аспекта мысли Парменида. Один, который исходит от G.E.L. Оуэна, следует воспринимать это как упрек очевидности изменения и времени в отличие от отрицания изменения и времени.

 

Часть поэмы Парменида состоит из космологии — его попытки понять структуру физической вселенной и особенно движение небесных тел. Эта космология, как и все традиционные космологии, определяет структуру в терминах изменений того или иного рода. Кажущееся противоречие между этим и противостоянием Парменида изменению может быть разрешено, если рассматривать противодействие Парменида изменению и времени как более случайному, инструментальному типу. Это упрек, это попытка создать трудности для нашего обычного способа мышления, но это не прямое отрицание.

 

6. Толкователи Парменида думают, что он не верил в перемены
«Первые шипы познания» Хьюга Мерля, 1864 г., через Художественный музей Далласа.

 

Тем не менее Парменид исторически понимался как «монист» — тот, кто отрицает существование изменения, тот, кто утверждает абсолютное единство вещей, тот, для кого единство является первоосновой познания истинной реальности. В самом деле, как бы ни оспаривать силу этого утверждения, невозможно оспорить то, что вера в то, что реальность неизменна на самом фундаментальном уровне, является тем, что Парменид формулирует и тщательно рассматривает. Именно об этом прочтении Парменида мы должны сейчас помнить, потому что именно это прочтение оказало наибольшее влияние на репутацию Парменида и влияние на западную мысль.

 

Французский философ Поль Рикёр формулирует одно из следствий монизма Парменида следующим образом:

 

«Поразительно, что Платон способствовал построению евклидовой геометрии своей работой по обозначению таких понятий, как линия, поверхность, равенство, подобие фигур и т. трансформация фигур».
Герм с римской копией портрета Платона, ок. 340 г. до н.э. Antikensammlung Berlin, Старый музей. Фото предоставлено участником WIkimedia Commons Zde 9.0004  

Другими словами, это готовность концептуализировать мир как неизменный или его аспекты как исключенные из изменений, что позволяет развивать определенные математические концепции. Утверждение здесь не только в том, что эти концепции следуют из парменидского подхода к метафизике, но и в том, что парменидская метафизика позволяет создавать эти концепции, которые, в свою очередь, обеспечивают исключительную степень понимания и манипулирования миром в целом, которую люди в конечном счете достигли. достигнуто:

 

«Этот аскетизм математического языка, которому мы обязаны, в конечном счете, всеми нашими машинами с начала механического века, был бы невозможен без логического героизма Парменида, отрицающего целостность мира становления и практики. во имя самотождественности значений. Этому отрицанию движения и работы мы обязаны достижениями Евклида, Галилея, современного механизма и всех наших устройств и аппаратов».

 

Но в чем именно заключается логический героизм Парменида? Понятия, вытекающие из метафизики Парменида, являются, по мнению Рикёра, центральными для интеллектуального развития как математики, так и естественных наук. Если мы возьмем, как это делают многие, по крайней мере, некоторые достижения в этих областях не просто как составляющие того, что мы конкретно знаем, но как образец такого знания, то в какой-то момент гипотетическое перешло в действительное.

 

Должен ли этот шаг произойти в метафизике, лежащей в основе понятия, или же гипотетическая возможность может стать конкретной в своих более поздних проявлениях — это вопрос спорный. Что не оспаривается, так это то, что мысль Парменида оказала огромное влияние не только на развитие философии, но и на интеллектуальное развитие человека в целом.

Парменид и Путь Истины

Парменид (ок. 485 г. до н. э.) жил и преподавал в Элее, греческой колонии на юге Италии, и известен как основатель монистической школы (хотя она могла быть основана Ксенофаном из Колофона, l. c. 570-478 до н.э.), который утверждал, что вся реальность Едина. Наблюдаемый мир, сказал Парменид, на самом деле однороден и сингулярен (9).0022 моно ) в бытии.

Бюст Парменида

BjörnF (CC BY-SA)

Люди ошибочно полагают, что между, скажем, собакой и лошадью есть разница, потому что они полагаются на свои чувства, чтобы правильно воспринимать реальность и делать суждения и делать выводы на основе восприятия. В действительности, утверждает Парменид, и собака, и лошадь, и человек, и здание, и город, и все остальное — все это части одной единственной, недифференцированной реальности, которая не допускает множественности. То, что люди интерпретируют как «многие», есть лишь видимость, искаженная чувствами. Действительная сущность собаки, лошади и всего остального одна и та же; эти вещи кажутся другими только тем, кто не понимает, что их основная форма одна и та же.

Удалить рекламу

Реклама

Парменид утверждает, что можно думать, что мир, в котором живешь, состоит из множества, но на самом деле он Един и неизменен.

Возможно, он написал ряд работ на эту тему, но наиболее известен фрагментом длинной поэмы, сохранившейся у более поздних авторов, на тему Пути Истины и Пути Заблуждения, хотя первоначальное название поэмы было изменено. потерял. Говорят, что философия Парменида была трудна для понимания и отвергнута некоторыми аудиториями, что вынудило его ученика Зенона Элейского (lc 465 г. до н.э.) написать 40 логических парадоксов, математически доказывающих, что изменение, движение и любое множество было иллюзией и реальностью. был равномерным.

Философия Парменида

Парменид, вероятно, был учеником Ксенофана из Колофона, хотя это было оспорено так же, как и утверждение Ксенофана как основателя элейской школы. Однако вполне вероятно, что Парменид действительно учился у Ксенофана, потому что Ксенофану видение единого всемогущего бога, в отличие от человеческих существ или человеческих представлений о божествах, а также другие фрагменты его работы, приводящие доводы в пользу более высокой сферы понимания, которая неверно истолковывается людьми, во многом схоже с видением Парменида.

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Ксенофан утверждал, что люди ошибались относительно природы богов и, следовательно, природы мира, и Парменид говорил то же самое, написав:

Есть путь, который есть, и путь, которого нет [путь истины и путь мнения]. Нет и не будет ничего иного, кроме того, что есть, поскольку действительно Судьба сковала его, чтобы он оставался целым и недвижимым. Поэтому то, что установили смертные, веря в их истинность, будут простыми именами: «возникновение и исчезновение», «бытие и небытие», «перемена места»… (Робинсон, 116)

Парменид утверждает здесь, что можно думать, что мир, в котором живешь, состоит из множества, но на самом деле он Един и неизменен. Реальность, настаивал он, должна быть Единой, потому что все вещи получили от нее свое бытие и субстанцию. Собака и лошадь, хотя и могут казаться разными животными, участвовали в формировании и функционировании живых существ так же, как и люди, и поэтому, по существу, все трое были одинаковыми. Ничто, заявлял он, не способно существенно измениться по своей сути, потому что сама сущность реальности неизменна.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Убеждения Парменида, современника Гераклита (ок. 500 г. до н. э.) и Сократа (ок. 470/469–399 до н. э.), противоречили первому и влияли на второго. Гераклит основывал свою философию на понятии огня как Первопричины существования и изменения как синонима самой жизни. Жизнь для Гераклита была изменением в том смысле, что она постоянно находилась в движении, ничто не было постоянным, и один человек или опыт постоянно уступали место другим. Парменид отверг аргумент Гераклита как основанный на чувствах и потому ошибочный.

Гераклит Эфесский

Wellcome Images (CC BY)

Настойчивость Парменида в единственной конечной Истине оказала значительное влияние на молодого ученика Сократа Платона (1. 428-427-348-347 до н.э.), который развил монизм Парменида через свою собственную Теорию Форм и воздал должное более старшему философу, посвятив три из его диалогов с элейской мыслью, Парменид , Государственный деятель и Софист . В Парменида, Парменид и его ученик Зенон Элейский приезжают в Афины и наставляют молодого Сократа в мудрости, и это, пожалуй, самое прямое признание Платоном своего долга перед мыслью Парменида.

Удалить рекламу

Реклама

Путь Истины

В следующем отрывке Парменид поэтически рассказывает читателю о том, что все есть Одно и что действительно есть путь, который есть, и путь, которого нет, и верить в обратное — значит просто ошибочно верить в природу вселенной. Поскольку ничто не может произойти из ничего, а «бытие» неразрушимо, утверждение, что мы рождаемся из какого-то другого царства или что мы умираем, должно быть ложным впечатлением. Чувствам, согласно элеатам, нельзя доверять раскрытие истины. Истина может быть признана только через разум.

Этот перевод знаменитой поэмы Парменида сделан Артуром Фэрбенксом в 1898 году. Здесь Парменид рассказывает, как его переносят на колеснице к вратам мудрости и цитадели богини Софии (мудрости). София наставляет его на истинную природу существования и увещевает его оставаться на пути истины, независимо от того, как его чувства пытаются обмануть его.

Лошади, которые несут меня, вели меня так далеко, как только может идти желание, когда они привели меня, мчащегося вперед, к широко прославленной дороге божества, которая сама несет вперед через все вещи человека разумения. По этой дороге несли меня, по этой несли меня лошади, действительно мудрые, ускоряя колесницу, и девушки направляли мой путь. Ось в своем ящике, воспламененная жаром, издала звук трубы (ибо ее приводили в движение вращающиеся колеса с обеих сторон), когда девы-дочери Гелиоса поспешили провести меня к свету, оставив царства ночь, сдвинув руками покрывала с их голов.

Там есть ворота между путями дня и ночи, перемычка над ними и каменный порог внизу, держите их на месте, и высоко в воздухе они снабжены большими дверями; карающее правосудие держит ключи, которые открывают и закрывают их. Однако девицы обратились к ней с ласковыми словами и нашли способ уговорить ее поскорее отодвинуть для них засов от дверей; и свободно распахнувшиеся ворота расширили проем, вращая в гнездах медные петли, хорошо скрепленные болтами и гвоздями; затем благодаря этому девушки держали лошадей и колесницу прямо на большой дороге.

Удалить рекламу

Реклама

Богиня приняла меня ласково и, взяв мою правую руку в свою, обратилась ко мне с такими словами: — Юноша, соединенный с возницами бессмертными, пришедший с конями, которые несут тебя, в наше жилище, радуйся! так как не злая судьба повелела тебе идти по этой дороге (ибо она лежит далеко за пределами проторенной тропы людей), а справедливость и справедливость. «Тебе необходимо изучить все вещи, как непреходящую сущность убедительной истины, так и человеческие мнения, в которых нет истинной веры. Но, тем не менее, и этому ты научишься, так как необходимо точно судить о вещах, которые основаны на мнении, тщательно осматривая все вещи.

Парменид Элейский

Рафаэль (общественное достояние)

Приходи, я скажу тебе — и ты слушай мое слово и внимай ему — каковы единственные пути исследования, которые ведут к знанию. Единственный путь, предполагающий, что бытие есть и что его не может не быть, есть верный путь, ибо ему сопутствует истина. Другое, что небытие есть и что оно необходимо есть, я называю совершенно невероятным течением, так как ты не можешь признать небытие (ибо это невозможно) и не можешь говорить о нем, ибо мысль и бытие суть одно и то же. вещь.

Мне безразлично, с чего я начну, ибо я всегда буду возвращаться к этому снова.

Необходимо и говорить, и думать, что бытие есть; ибо возможно, что есть бытие, и невозможно, чтобы было небытие; вот над чем я прошу тебя подумать. Я удерживаю тебя от этого первого курса расследования; и от того пути, по которому смертные, ничего не знающие, блуждают бесцельно, ибо беспомощность направляет блуждающую мысль в их лонах, и несут их глухие и равно слепые, изумленные, упрямые расы, считающие бытие и небытие за то же самое и не то же самое; и что все идет обратным курсом.

Удалить рекламу

Реклама

То, чего нет, никогда не восторжествует, сказала она, но воздержись от этого пути исследования.

И да не понуждает тебя долго практикуемая привычка идти по этому пути, твой глаз беспечный, твой слух и твой язык подавляются шумом; но ты взвесь столь спорное опровержение их слов, которые я произнес.

Остается только один путь рассказать тебе: а именно, что бытие есть. И на этом пути есть много доказательств того, что бытие безначально и неразрушимо; она универсальна, существует одна, неподвижна и бесконечна; никогда не было и не будет, так как теперь все вместе едино и непрерывно. Ибо какое происхождение от него ты будешь искать? Из чего оно выросло и как? Я не позволю тебе сказать или подумать, что оно пришло из небытия; ибо невозможно мыслить или говорить, что небытие есть. Что же тогда побудило бы его к действию, если бы оно возникло из небытия скорее позже, чем раньше? Итак, необходимо, чтобы бытие было либо абсолютно, либо нет. Сила аргумента также не допускает, чтобы из бытия возникло что-либо, кроме самого бытия. Поэтому справедливость не ослабляет своих оков, чтобы допустить порождение или разрушение, но держится твердо.

Либо существо существует, либо его нет. Решено в соответствии с необходимостью оставить немыслимый, невыразимый путь, так как это не истинный путь, а другой путь существует и истинен. Как же тогда бытие должно терпеть разрушение? Как возникло? Если оно возникло, оно не существует и не будет, если оно когда-либо возникнет. Так его рождение угасает, и его разрушение оказывается невероятным.

И не подлежит он разделению, ибо все одинаково; в нем нет ничего большего, что мешало бы его соединению, и ничего меньшего, но все исполнено бытия; поэтому все непрерывно, ибо бытие соприкасается с бытием.

Дальше она недвижима, во власти великих цепей, без начала и конца, ибо рождение и разрушение совершенно исчезли и истинная вера отвергла их. Оно лежит то же самое, пребывая в том же состоянии и само по себе, соответственно, пребывает неподвижно в том же месте. Ибо могучая необходимость держит его в тесных узах, которые сковывают его со всех сторон. Следовательно, божественное право не допускает, чтобы бытие имело какой-либо конец; но у него нет недостатка ни в чем, ибо если бы ему чего-то недоставало, ему не хватало бы всего.

Тем не менее, созерцай твердо все отсутствующие вещи как присутствующие в уме твоем; ибо ты не можешь отделить пребывание в одном месте от соприкосновения с пребыванием в другом месте; оно не разбросано тут и там по вселенной и не составлено из частей.

Следовательно, мышление и то, благодаря чему мысль существует, суть одно и то же, ибо ты не найдешь мышления без того существа, от которого оно получило свое имя. Нет и не будет ничего, кроме бытия; ибо судьба связала его воедино, так что он стал целым и недвижимым. Поэтому все эти вещи будут только именами, все эти вещи, которые смертные определили, веря, что они истинны, а именно. что вещи возникают и исчезают, что они есть и что их нет, что они меняют свое положение и меняют цвет.

Но так как есть конечный предел, то он совершенен со всех сторон, как масса округлого шара, одинаково удаленного от центра в каждой точке. Ибо необходимо, чтобы оно было ни больше, ни меньше нигде, так как нет такого небытия, которое могло бы помешать ему прийти к равенству, и нет такого бытия, которое могло бы когда-либо быть больше того, что есть в одной части, и меньше того, что есть в одной части. в другом, так как целое неприкосновенно. Ибо если оно равно со всех сторон, то пребывает в равенстве и в пределах своих.

На этом месте я прекращаю доверительные речи и мысли об истине; с этого момента узнай мнение смертных, слушая призрачный порядок моих стихов.

Люди решили в уме назвать два принципа; но одного из них они не должны были назвать, и при этом они ошиблись. Они различают их как противоположные по характеру и придают каждому характер и атрибуты, отличные от свойств другого. С одной стороны эфирное пламя огня, тонкое, разреженное, везде тождественное самому себе и не тождественное своей противоположности; а с другой стороны, противоположным первому принципу является второй принцип, беспламенная тьма, плотная и тяжелая по характеру. Об этих двух принципах я объявляю тебе каждое устройство, как оно кажется людям, так что никакие знания среди смертных не могут превзойти твоих.

Но так как все вещи называются светом и тьмой, и особые свойства их приписываются тому и другому, то все в то же время исполнено света и темной тьмы, того и другого в равной мере, так как ни то, ни другое не имеет ничего общего с другой.

Заключение

Единственный путь истины, к которому София призывает Парменида, — это путь единства и признания лежащей в основе взаимосвязанности всех вещей. Ближе к концу поэмы, когда он пишет, как «люди решили в своем уме назвать два принципа» и при этом ошиблись, он подчеркивает то, что он считает существенной проблемой, с которой сталкиваются люди при восприятии реальности: убеждение во множественном числе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *